В современном мире обострился вопрос жестокости и агрессии в межнациональных отношениях, увеличения конфликтов. В эпоху сверхкорыстных интересов человеческими чувствами руководят выгода и эгоистические стремления. Неоправданные смерти, борьба за господство одной нации над другой - всё это проявления человеческой жестокости и самоволия. Так как же сделать так, чтобы все национальности жили в мире и согласии? "Нельзя пожать друг другу руки со сжатыми кулаками" - гласит пословица. Без уважения и терпения к особенностям образа жизни другого народа невозможно достичь равенства. чтобы жить в дружбе и взаимопомощи, нужно уважать и ценить самобытность культуры и традиций другой национальности, потому что ее достижения являются уникальной единицей достояния человечества. Полноценное взаимодействие народов на условиях равноправия, взаимопроникновение ценностей народной жизни - вот это победа человечества на пути обретения гармонии с миром общества.
Дружба между людьми разных национальностей рассматривается в рассказе Толстого "Кавказский пленник".
Главный герой Жилин - русский офицер, попавший в плен к татарам, встречает нелёгкие испытания. В плену он находит себе верного преданного друга Дину, дочь хозяина. Труд объединяет людей, наполняет их жизнь общим смыслом. Смастерив для девочки ее первую игрушку, герой подарил ей детство, а Дина помогла ему обрести надежду на свободу. Жилин и Дина - жертвы войны, которые не подчинились общему моральному падению, а встали на сторону справедливости и человечности. И девочка, готовая пойти на риск, пожертвовать собой и своими чувствми, родившимися в дружбе, помогает Жилину убежать. Так возможно ли свободное межнациональное общение в условиях разгорающихся конфликтов? Да, ведь национальная свобода не определяется тем, у кого в руках ружьё.
Это итог терпимости и дружелюбия не только между странами, но и народами, их населяющими.
Проблема национальной вражды наиболее ярко проявляется в повести Приставкина "Ночевала тучка золотая". Зверское бесчеловечное убийство Сашки - результат бездушной войны, в которой люди разжигают братоубийственную войну ради жалкой мести. После смерти брата-близнеца родным человеком для Кольки становится чеченский мальчик Алхузур. Новоявленный Сашка и Колька, втянутые в водоворот проблем взрослых, ужас истребления народов, не видят вины друг в друге. Духовное родство Кольки и Алхузура противопоставлено кровной вражде взрослых. Взяв оружие в руки, подавив в себе жалость и человеколюбие, подчинившись животному закону борьбы, мы думаем, что тем самым возвышаем свой народ над другими. Но в действительности народ под именем убийцы теряет своё достоинство и величие. "Не бывает плохих наций, бывают плохие люди", - сказано в повести. Дети способны к милосердию и состраданию, и становится страшно, когда эти "тучки разбиваются о вершину утёса" - о равнодушие и жестокость людей. Юные герои верят в доброжелательность и благополучие мира, в котором каждая жизнь имеет свое значение. "Я думаю, что все люди - братья", -скажет Сашка, -"и они поплывут далеко-далеко, туда, где горы сходят в море и люди никогда не слышат о войне, где брат убивает брата".
Щедрая Вселенная распределила свои богатства между всеми людьми поровну. У всех одинаково устроенное сердце, одинаковые слёзы, пролитые за убитых на войне детей и мужа. И кровь, обагрившая землю по причине национальных конфликтов, у всех одинакового цвета. Так зачем тогда люди ненавидят, убивают и мстят друг другу? Жестокие, огрубевшие от насилия люди и война, созданная этими людьми, - в этом сопоставлении есть целая поэма скорбной трагедии.
Понятие межнациональных конфликтов, причины и формы их возникновения, возможные последствия и пути выхода из них – основные ключи к решению серьёзной проблемы взаимоотношений людей разных национальностей.
В мире, в котором мы живём, всё чаще возникают межнациональные конфликты. Люди прибегают к использованию разных средств, чаще всего это применение силы и оружия, для установления доминирующего положения по отношению к другим жителям планеты.
На почве локальных конфликтов возникают вооружённые восстания и войны, ведущие к гибели простых граждан.
Что это такое
Исследователи проблемы межнациональных отношений в определении конфликтов между народами сходятся к одному общему понятию.
Межнациональные конфликты – это противоборство, соперничество, острая конкуренция между людьми разных национальностей в борьбе за свои интересы, которые выражаются в различных требованиях.
В таких ситуациях сталкиваются две стороны, которые отстаивают свою точку зрения и пытаются добиться собственных целей. Если обе стороны равносильны, как правило, они стремятся договориться и решить проблему мирным путём.
Но в большинстве случаев в конфликте народов есть доминирующая, превосходящая по каким-либо параметрам сторона и противоположная ей, более слабая и уязвимая.
Нередко в спор двух народов вмешивается третья сила, которая поддерживает тот или иной народ. Если сторона-посредник преследует цель добиться результата любым способом, то конфликт часто перерастает в вооружённое столкновение, войну. Если же её целью является мирное урегулирование спора, дипломатическая помощь, то кровопролитие не случается, и проблема разрешается без ущемления чьих-либо прав.
Причины межнациональных конфликтов
Межнациональные конфликты возникают по разным причинам. Самыми распространёнными являются:
- социальная неудовлетворённость народов внутри одной или разных стран;
- экономическое превосходство и расширение интересов бизнеса; распространяющихся за пределы одного государства;
- географическое несогласие об установлении границ расселения разных народов;
- политические формы поведения властей;
- культурно-языковые претензии народов;
- историческое прошлое , в котором существовали противоречия в отношениях между народами;
- этнодемографические (численное превосходство одной нации над другой);
- борьба за природные ресурсы и возможность использования их для потребления одним народом в ущерб другому;
- религиозные и конфессиональные.
Отношения между народами строятся так же, как между простыми людьми. Всегда есть правые и виноватые, довольные и недовольные, сильные и слабые. Поэтому причины межнациональных конфликтов схожи с теми, что являются предпосылками противоборства между обывателями.
Стадии
Любой конфликт народов проходит следующие стадии:
- Зарождение , возникновение ситуации. Она может носить скрытый характер и быть незаметной для обывателя.
- Предконфликтный , подготовительный этап, в ходе которого стороны оценивают свои силы и возможности, материальные и информационные ресурсы, ищут союзников, намечают пути решения проблемы в свою пользу, разрабатывают сценарий реальных и возможных действий.
- Инициализация , событие-повод к началу возникновения столкновения интересов.
- Развитие конфликта.
- Пиковая , критическая, кульминационная стадия, при которой наступает самый острый момент в развитии отношений между народами. Эта точка конфликта может способствовать дальнейшему развитию событий.
- Разрешение конфликта может быть различным:
- устранение причин и угасание противоречий;
- принятие компромиссного решения, договорённость;
- тупиковая ситуация;
- вооружённое столкновение, террор.
Виды
Существуют разные типы межнациональных конфликтов, которые определяются характером взаимных претензий этносов:
- Государственно-правовой : стремление нации к самостоятельности, самоопределению, собственной государственности. Примеры – Абхазия, Южная Осетия, Ирландия.
- Этнотерриториальный : определение географического положения, территориальных границ (Нагорный Карабах).
- Этнодемографический : стремление народа к сохранению национальной идентичности. Возникает в многонациональных государствах. В России такой конфликт случился на Кавказе.
- Социально-психологический : нарушение традиционного уклада жизни. Возникает на бытовом уровне между вынужденными переселенцами, беженцами и местными жителями. В настоящее время в Европе обостряются отношения между коренными жителями и представителями мусульманских народов.
В чем опасность: последствия
Любой межнациональный конфликт, возникающий на территории одного государства или охватывающий разные страны, опасен. Он угрожает миру, демократии общества, нарушает принципы всеобщей свободы граждан и их права. Там, где в ход идёт оружие, такой конфликт влечёт массовую гибель мирных граждан, разрушение домов, сёл и городов.
Последствия межнациональной розни можно наблюдать по всему земному шару. Тысячи людей лишились жизни. Многие получили увечья и стали инвалидами. Самое печальное, что в войне интересов взрослых страдают дети, которые остаются сиротами, вырастают физическими и психическими калеками.
Пути преодоления
Большинство межнациональных конфликтов можно предотвратить, если начать договариваться и стараться использовать гуманные методы дипломатии.
Образовавшиеся противоречия между отдельными народами важно устранять на начальной стадии. Для этого государственные деятели и люди власти должны осуществлять регулирование межэтнических отношений и пресекать попытки одних народностей дискриминировать другие, характеризующиеся меньшей численностью.
Самый эффективный путь предотвращения разного рода конфликтов заключается в единстве и взаимопонимании. Когда один народ будет уважать интересы другого, когда сильный станет поддерживать и помогать слабому, тогда люди будут жить в мире и согласии.
Видео: Межнациональные конфликты
Амеженко Диана, 9-й класс
Россия - многонациональная страна. Конечно же, можно сказать, что существуют страны с ещё большим количеством различных национальностей. Однако Россия была и остаётся страной особенной: её населяет более ста народов и народностей. Как сделать так, чтобы люди, её населяющие, жили мирно и дружно? В работе изучается этническая толерантность в многонациональном ученическом коллективе учащихся МОУ « Солнечнинская СОШ». Автор исходит из предположения, что повышение политической, исторической и этнокультурной грамотности подростков будет способствовать формированию толерантного отношения к окружающим людям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Мы» и «они» - проблема межнациональных отношений.
Актуальность : Так случилось, что мы, представители различных национальностей, живём сегодня в России. Это многонациональная страна. Конечно же, можно сказать, что существуют страны с ещё большим количеством различных национальностей, и будете совершенно правы. Однако Россия была и остаётся страной особенной: её населяет более ста народов и народностей. Как сделать так, чтобы люди, её населяющие, жили мирно и дружно? Сегодня это проблема актуальна и важна. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо воспитание толерантности среди школьников.
Цель исследования: изучить уровень этнической толерантности учащихся в школьном коллективе.
Объект: учащиеся 8-11 классов МОУ «Солнечнинской СОШ».
Предмет : этническая толерантность в многонациональном ученическом коллективе учащихся МОУ « Солнечнинская СОШ ».
Методы исследования:
- метод аналитического чтения;
- метод исследования;
Задачи: – изучить имеющуюся литературу по данному вопросу;
– определить возрастные группы учащихся для проведения исследования;
– составить опросник;
– провести социологический опрос;
– проанализировать полученные результаты;
– определить уровень этнической толерантности среди учащихся МОУ «Солнечнинская СОШ ».
Практическая направленность исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами и психологами школьных образовательных учреждений для решения проблем, связанных с вопросами толерантных взаимоотношений на этнической основе.
Гипотеза: Повышение политической, исторической и этнокультурной грамотности подростков будет способствовать формированию толерантного отношения к окружающим людям
Я живу в п. Солнечный Республики Саха (Якутия) где живут и работают представителей самых разных народов . В нашей школе учатся дети разных национальностей и языковых общностей. Бок о бок я живу с украинцами, якутами, ингушами, эвенками, молдаванами, татарами, общаюсь с ними каждый день и не задумываясь над тем у кого какая национальность. В общей массе учащихся преобладают русские. Этот факт подтверждают анкетные данные: из 110 учащихся школы - 83 русские. Регион, в котором мы живём, в плане межэтнической конфликтности относительно благополучен. Но наш регион – это место постоянной трудовой миграции населения и в условиях общей напряжённой политической ситуации возможны серьёзные последствия. Если не обращать внимания на локальные стычки сегодня, мы можем получить масштабные конфликты завтра.
Нас, живущих в Якутии, объединяет историческая и духовная общность. Единение народов за всю историю человечества не лишило их уникальных традиций, родного языка, культуры, национального своеобразия. Я точно знаю: нет плохих наций и национальностей, есть мы, невоспитанные люди. Что может быть проще: улыбнись человеку, протяни ему руку для приветствия, ободри, поддержи в трудную минуту – и не будет никаких проблем. Все великое в мире просто, об этом никому не следует забывать.
В нашей школе учатся дети разных национальностей. Но национальные различия никогда не становились причиной для конфликтов. Мы всегда вместе. Вместе на школьных праздниках и соревнованиях, в походах и вечерах. Мы восхищаемся тем, как танцуют вместе эвенк Атласов Коля, татарин Юнусов Саша, ингушка Чапанова Амина, русская Малахова Настя. Как замечательно поют дуэтом ингуш Белокиев Лорс и украинец Кравченко Игорь. Среди наших лучших спортсменов имена якутки Вали Рыбалкиной, русских Вики Саловой, Антона Кулиша, Дениса Конева, украинки Юли Овчаренко, татарки Анжелы Гизатуллиной.
И все же проблема межнациональных отношений стара как мир. В наше не простое время она не просто не утратила своей актуальности, но встала во весь свой исполинский рост: «Какой ты крови?»
Человек вполне естественно пытается осознать себя через голос крови, т.е. через принадлежность к определенной нации. Издавна представители одной этнической группы воспринимали своих сородичей как носителей уникальных природных, психологических и культурных качеств. Это чувство знакомо нам с детства. Об этом сказал Р. Киплинг в своей «Книги джунглей»: «Мы с тобой одной крови, ты и я…».
Люди одной национальности склонны видеть в своих сородичах воплощение лучших этнических качеств. Они умны, храбры, трудолюбивы, проницательны. В то же время инородцы выглядят полной противоположностью. В них много отрицательных качеств. Уже в глубокой древности сформировалась установка «мы» и «они». В результате складывались ложные и упрощенные этнические стереотипы.
Например, американцы на протяжении веков пытались создать искаженное представление о неграх. Сначала о них говорили как о людях патриархального склада, добрых и неиспорченных цивилизацией. (Б. Стоу «Хижина дяди Тома») Потом негры превратились в массовом сознании в носителей лени, социальной апатии и агрессии.
В нацистской Германии Гитлер доказывал, что именно евреи виноваты во всех трудностях и бедах страны. Окончательным решением этой проблемы было уничтожение евреев.
В чем причины вспышек национальной розни? Почему люди одной национальности нередко с неприязнью относятся к людям другой национальности?
Наверное, дело в стереотипах восприятия. Тысячелетия проживая рядом друг с другом, народы накопили немало обоюдных обид, и отсюда закрепилось представление о том, что люди другой национальности хуже. И мы все не раз сталкивались с тем, что если некрасивый поступок совершает человек другой национальности, то в разговоре обязательно кто-либо скажет: «Ну, что с него взять, он же…(русский, татарин, еврей…)».
В настоящее время причиной межнациональных конфликтов все чаще выступает рост национального самосознания малых народов. Все народы за века внесли большой вклад в копилку общечеловеческой культуры. Они принимали участие в развитии экономики и культуры стран, в которых проживают. Но нередко из-за политики правительства, или из-за поведения представителей титульной нации испытывают национальное унижение: ущемляются их национальные чувства, нарушается принцип равноправия, пренебрежительно относятся к их культурным ценностям.
Наша страна является многонациональным государством. Сейчас мы пытаемся решить проблемы, которые существовали во времена царской России, были при советской власти, возникли в последнее время. Можно заниматься поиском виновных, отстаивать свою правоту, ссылаться на историю, обмениваться претензиями и обвинениями. Но жизнь показывает, что решать споры надо, основываясь на поиске согласия, отказываясь от насилия.
Другой проблемой России является сохранение малых народностей, в первую очередь северных. Экономические преобразования 90-х годов лишь ухудшили их положение, приходят в упадок традиционные занятия (оленеводство, рыболовство, резьба по дереву). Во многих случаях, они оказались в положении национального меньшинства и лишились возможности жить в своём этническом пространстве. Выросло уже второе поколение якутов, которые не знают своего языка, отдалились от своей культуры.
Есть и другие проблемы. Появились многочисленные политические организации националистического толка. Сейчас национализм пока не пользуется повсеместной поддержкой в нашей стране, где в течение многих лет народы дружно жили между собой, совместно боролись против фашизма. Но в периоды экономических кризисов, снижения уровня жизни населения резко повышается недовольство и на этом фоне можно успешно пропагандировать ненависть к людям другой национальности. Подобные идеи используются на митингах, проповедуются в печати. Обычно чем меньше у человека внутренней культуры, тем проще его убедить в особой исключительности и наличии врагов, не дающих ей проявиться.
Мне хотелось узнать каков уровень этнической толерантности молодежи и в частности учащихся нашего школьного коллектива. У меня возник вопрос: можно ли встречаться с человеком другой национальности? А семью создавать? Не помешает ли обычаи, семейные традиции, религия? Я решила посмотреть, что по этому поводу пишут молодые люди на Интернет-форумах. Вот что получилось.
kolya12
главное, чтобы в человеке душа была, и изначально взаимопонимание между двумя конкретными людьми.
kolyan_76
Ну, на мусульманке я бы никогда не женился. Большинство из них фанатики и больные на всю голову. Тем более я атеист. Но другие варианты готов рассмотреть:D
Да и тебе не дадут на ней жениться, пока ты их веру не примешь, хотя бывает, попадаются светские мусульмане, но их меньшинство.
lenka
А я бы за китайца никогда замуж не вышла. Да и за мусульманина тоже - опасно это.
igor"
Я как-то больше к европеоидной расе склоняюсь
dmitriy
Красивые женщины есть в любой нации
А что же думают жители нашего поселка?
Я провела социологический опрос среди школьников старших классов, в возрасте от 13 до 18 лет и взрослых, в возрасте от 30 до 50 лет. Вопросы были для всех одинаковые:
1. Возраст
2. Национальная принадлежность
3. Как вы относитесь к представителям другой национальности
а) толерантно
б) ненавижу
4. Как вы относитесь к межнациональным бракам?
а) толерантно
б) ненавижу
в) в зависимости от национальности
5. Были ли вы свидетелем дискриминации по национальному признаку?
6. Знаете ли вы свой родной язык?
а) хорошо знаю
б) знаю только несколько слов
в) не знаю
7. Согласны ли вы впустить в своё окружение представителя другой национальности?
8. В качестве кого?
9. Есть ли у вас друзья другой национальности?
10. Были ли у вас конфликты с представителями другой национальности?
По данным этого опроса 100% из взрослых относятся к другой национальности и межнациональным бракам толерантно, согласны впустить их в своё общество, мало того, у них уже есть друзья другой национальности. Ни один из опрошенных не написал, что согласен представителя другой национальности иметь в качестве супруга (супруги) или члена семьи. Ответы были у всех одинаковы: друга, подруги, товарища, и иногда соседа.
Все были свидетелями дискриминации по национальному признаку, но конфликтов с представителями другой национальности у них не было. Все опрошенные взрослые по национальности русские и хорошо знают свой родной язык.
У школьников мнения расходятся. Всего было опрошено 23 человека. 11 подростков в возрасте 13-14 лет и 12 подростков в возрасте 15-18 лет.
Из 11 опрошенных подростков в возрасте 13-14 лет, 6 русских, 2 смешанного происхождения (один из родителей русский, другой украинец), и 3 украинца. 7 из 11 человек ответили, что относятся к представителям другой национальности толерантно. Остальные 4 - в зависимости от национальности. 6 из 11 опрошенных подростков ответили, что толерантно относятся к межнациональным бракам, остальные - в зависимости от нации. 2 человека из 11 были свидетелями дискриминации по национальному признаку. Дети от смешанных браков и русские хорошо знают родной им язык, а вот украинцы знают из родного украинского языка только отдельные слова. Согласны впустить в своё общество представителя другой национальности в качестве друга, знакомого, или одноклассника 9 из 11. 1 из 11 опрошенных не согласен впускать представителя другой нации в своё общество, но уже имеет друга другой нации. У него же и ещё двух человек были конфликты на национальной почве.
Из 12 подростков в возрасте 15-18 лет 8 русских, 1 украинка, 1 якут и 1 ингушка. Русские хорошо знают свой родной язык. Ингушка знает только несколько слов на родном языке. Якут родного языка не знает совсем. Из 12 опрошенных подростков 10 толерантно относятся к представителям другой нации. 1 - в зависимости от национальности, а 1 вообще их ненавидит. К межнациональным бракам 9 из 12 человек относятся толерантно, остальные - в зависимости от национальной принадлежности. 10 человек ответили, что согласны впустить в своё общество представителя другой нации в качестве друга, знакомого, собеседника или вообще кого угодно. 2 человека ответили отрицательно, но у них есть друзья другой национальности. У 4-х опрошенных были конфликты с представителями другой национальности. Двое из них были свидетелями дискриминации по национальному признаку.
Как видно, большинство людей относятся к другой нации толерантно, меньшинство подразделяют на нации, которые им симпатичны и несимпатичны, и всего единицы ненавидят представителей другой нации.
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1) Часть нынешнего поколения не придает особого значения национальности
2) Почти все опрошенные вне зависимости от национальности, думают на русском языке
3) Национализму больше подвержены те респонденты, которые не являются русскими
Я долго думала, что можно сделать для того, что бы проблемы межнациональных отношений не стали в нашем обществе острее и не привели к беде? Вот мои предложения:
1) Сделать обучение истории родного края обязательным школьным предметом.
2) Включить элементы национальных культур (культур народов Якутии и русской национальной культуры) в школьное и дошкольное образование.
3) Ввести сурдоперевод на канале НВК
4) Увеличить количество телепередач о культуре Якутии на русском языке.
5) Трансляция передач студии «Спектр» должна быть на территории всего района без задержек.
6) Начинать обучение якутскому языку в игровой форме еще в детском саду
7) В межнациональных семьях воспитывать ребенка в традициях обеих культур .
Приложение.
Взрослые.
4.3. Специфика межнациональных отношений людей
Нации на Земле, как известно, живут не обособленно, а по соседству одна с другой, часто даже вперемежку. Они вступают в контакты, которые направлены на сотрудничество и взаимный обмен достижениями науки, культуры, производственного опыта. Межнациональные контакты могут превращаться из конструктивных, положительных, всем выгодных в деструктивные, отрицательные, способствующие возникновению недоверия во взаимоотношениях. На межгосударственном уровне эти контакты регламентируются международными соглашениями. Внутри одной страну они определяются законодательством, моральными и нравственными нормами, традиционными формами взаимодействия с представителями других этнических общностей.
Эффективной может стать та этническая общность и такие условия ее взаимоотношений с другими этносами, при которых, выполняя свои официальные и неофициальные роли, каждый человек может (и это стимулируется другими людьми) проявить свои уникальные свойства и способности.
Контакты между нациями являются результатом определенной конкуренции, т.е. отношений соревнования за обладание ресурсами, необходимыми для их жизнедеятельности и развития. Конкуренция обусловлена политическими факторами и ограниченностью средств для жизни людей. В процессе этнической истории всегда возникают и формируются новые потребности и интересы, для удовлетворения которых национальные общности вынуждены искать ресурсы, создавать новые или добиваться их перераспределения. Более того, этот процесс тесно связан со стремлением к преимуществам в овладении материальными и духовными ресурсами.
Если конкуренция возникает между нациями, имеющими свою государственность, то она регламентируется международным законодательством, заключенными соглашениями. Внутри отдельных государств конкуренция создает условия соревнования и борьбы как между отдельными общностями, так и региональной и центральной властью. Признавая друг друга конкурентами, нации прибегают к таким видам противостояния, как конфликт, соперничество, соревнование. Среди них идет постоянное соперничество за развитие торговли, экономики, производства и сбыта продукции, обладание и использование природных богатств. Каждая нация стремится защитить свои интересы.
Соревнование является неизбежной формой взаимоотношений наций в силу того, что в обществе существует ограниченное количество материальных, и других ресурсов.
В ходе межнациональной конкуренции могут возникать противоречия, т. е. разногласия между общностями. И это естественно, поскольку они являются динамичными, развивающимися и изменяющимися системами, в процессе трансформации которых возникает дискомфорт из-за материальных и духовных различий, возможностей и условий для удовлетворения индивидуальных и социальных потребностей.
Межнациональные противоречия могут иметь различное содержание. Наиболее сложными и неразрешимыми являются территориальные противоречия. Те из них, которые носят политический характер, например стремление нации к политическим изменениям, включая самые радикальные - создание независимого государства, являются деструктивным и дестабилизирующим социальными факторами. Возникающие на основе обострения этих противоречий межнациональные конфликты приобретают затяжную форму, имеют тенденцию перерастать в вооруженное противостояние.
Противоречия между национальным большинством и меньшинством в границах государства разрешаются конституционным путем, законодательным закреплением прав, гарантий, обязанностей граждан. Они в большинстве своем завершаются достижением национального согласия, компромисса, результатом чего является создание культурной автономии, появление новой политической, территориально-государственной единицы в государстве. Успешность межнациональных отношений зависит от территории, которая может быть общей или своей лишь для одной из наций. Например, в Дагестане проживают сорок народов, и все они считают территорию своей республики общей. С другой стороны, есть нации, считающие, что их территория должна принадлежать только им самим.
Большое значение имеет также продолжительность взаимодействия и сотрудничества народов, которые могут быть постоянными, долговременными или кратковременными.
Наконец, эффективность межнациональных отношений зависит от частоты и глубины контактов; относительного равенства прав; численного соотношения наций и этнических групп; явных различительных характеристик, к которым относятся язык, психология, религия.
Межнациональные контакты могут осложняться в силу наличия различий культурного характера. Разница как в вербальных, так и в невербальных формах общения людей, принадлежащих к разной культуре, ведет к неверному истолкованию чувств, намерений, мотивов партнеров по общению. Культурно обусловленные различия не ограничиваются только областью взаимодействия, но распространяются на традиционные интересы, ценности, нормы, правила, стандарты отношений, свойственные представителям конкретных народов.
Межнациональные отношения могут реализовываться в форме контактов между конкретными представителями разных этнических общностей, т. е. на межличностном уровне. Эти контакты способны оказывать положительное влияние, когда понижается враждебность, уменьшается выраженность негативных восприятий представителей других этнических общностей, уменьшается внутренняя напряженность человека. Но эти контакты могут оказывать и отрицательное воздействие, когда усиливаются предубеждения и неприятие «чужих» людей, появляются невротические и психосоматические расстройства.
Различают четыревозможныхрезультата контактов с представителями других этнических общностей.
1. Человек не принимает по каким-то соображениям свою культуру и ориентируется на иные этнические ценности и стереотипы поведения. Этот тип поведения можно назвать конформным, а его носителя в психологии именуют «перебежчиком». Он встречается обычно тогда, когда человек с детства воспитывается в другой этнической общности, а потом отказывается возвращаться к своему народу.
2. Человек не воспринимает или отбрасывает чужую культуру, преувеличивая значимость собственной. Этот тип людей называют «националистами». И хотя в последнем отражается определенный негативный смысл, такое поведение является распространенным и закономерным, поскольку совершенно очевидно, что интересы своей нации и ее культура всегда более предпочтительны.
3. Человек колеблется между двумя культурами. Его принято называть «маргиналом». Такой тип поведения и личности довольно часто встречается в местах совместного компактного проживания разных национальных общностей. Иногда к таким людям относятся как к несколько ненормальным, «ущербным». На самом деле это просто результат длительного влияния нескольких культур.
4. Человек как бы синтезирует в себе две культуры. Психологи называют этот тип людей «посредниками», каковыми они и являются на самом деле, поскольку в силу длительного проживания человека в среде двух народов каждый из них стал для него одинаково родным и знакомым .
Межнациональные отношения могут осуществляться на межгрупповом уровне, т. е. между этническими общностями в целом, что может приводить к четырем видам последствий:
геноциду, т.е. уничтожению конкретной нации;
ассимиляции, когда одна национальная общность постепенно перенимает (или принуждается к их принятию) обычаи, традиции и т. д. другой доминирующей группы, вплоть до полного растворения в ней;
сегрегации, когда группы существуют раздельно;
интеграции, когда группы сохраняют свою этническую идентичность, но объединяются в единое целое на другом значимом для них основании.
Из сказанного видно, что всегда существуют трудности межнациональных отношений, т.е. внешние и внутренние (психологические) препятствия и противоречия, возникающие в процессе формирования и развития этнических связей, контактов и общения между людьми.
На межгосударственном уровне (макроуровне) такого рода трудности возникают чаще всего в связи с исторически сложившимися противоречиями между народами - экономического, политического, религиозного, культурного характера. В значительной мере противоречия могут быть также связаны с потерей независимости, территориальной целостности, отсутствием взаимопонимания и доверия между людьми.
На микроуровне эти трудности чаще всего объясняются подозрительностью, языковыми барьерами, искусственно созданными препятствиями на пути контактов и связей, обмена информацией, достижениями науки, культуры, игнорированием национальных традиций, обрядов, обычаев.
Внутренние барьеры на пути межнационального общения и взаимодействия - это препятствия психологического характера, проявляющиеся в форме неуверенности, страха, враждебности, подозрительности и т.д., которые часто возникают в ходе делового, семейно-бытового и межличностного взаимодействия людей. Так как трудности межнациональных отношений по своему характеру имеют как экономическую, политическую, культурную, так и психологическую природу, то в зависимости от этого их устранение или локализация требуют различного подхода.
В интересах нации, представителей ее отдельных этнических общностей и групп необходимо вовремя прогнозировать, выявлять и устранять возникающие противоречия и трудности в их взаимоотношениях, достигать взаимопонимания и согласия мирными средствами, не доводя дело до межнациональных конфликтов и войн.
Межэтническая напряженность, т. е. состояние неприязни, недоверия, взаимных претензий и неудовлетворенности, возникает или может появляться периодически между любыми нациями, постоянно или временно контактирующими между собой. Она зависит от ряда факторов:
истории развития межнациональных отношений, исторической памяти о характере взаимоотношений народов на разных ее этапах (часто эти отношения принимают вид постоянной межэтнической напряженности);
уровня экономического развития сторон, занимаемого представителями разных народов положения в системе производства и собственности (производственной специализации, преобладания представителей определенной национальности в профессиональных и социальных группах, доминирования различных форм собственности, уровня жизни и т.д.);
структуры культурного развития нации - преобладания сельского или городского населения, уровня образования и профессиональной квалификации .
Особо следует выделить явления и процессы, существенно влияющие на формирование и усиление межэтнической напряженности.
Одним из них является отсутствие в стране последовательной политики осуждения и пресечения проявлений национального насилия. Например, так было до распада СССР, когда события в Сумгаите, Фергане, Новом Узене и в Грузии не получили достаточного осуждения со стороны правящих кругов.
Нужно принимать во внимание и возможность негативного отношения к представителям народов, ассоциирующихся в глазах тех или иных наций с административно-командным аппаратом. Так, у нас в стране есть такое отношение прежде всего к русским, а на уровне автономных республик - к народам, давшим название республике, например у эвенков, юкагиров и русских к якутам, у эскимосов к чукчам.
Особой проблемой в России является положение народов, подвергшихся депортации и массовым преследованиям в период сталинских репрессий, особенно тех, которые не были возвращены на места своего первоначального проживания.
В условиях усугубления социально-экономических проблем и относительного снижения уровня жизни население многих регионов нашего государства начинает также испытывать и проявлять в разных формах чувство национальной вражды по отношению к тем национальностям, которые, с их точки зрения, «живут лучше нас». Эти представления бывают вызваны самыми разными причинами, в том числе отождествлением всего народа с наиболее часто встречаемыми его представителями. Так, «торговцы-воротилы» для центра европейской части России - «кавказцы». Для Сибири подобные предубеждения вызывают «зашибающие» большие деньги строительные бригады представителей Украины, немцы, корейцы, евреи, традиционная рачительность, трудолюбие, способность к освоению новых специальностей которых позволяют им достигать более высокого среднего уровня жизни.
Чтобы избежать напряженности и конфликтов, каждая нация в процессе своего развития должна совершенствовать свои отношения с другими этническими общностями, вырабатывать такие формы взаимодействия и общения, которые облегчают совместную жизнь людей, их интеграцию и адаптацию в многонациональной среде. Эти отношения в то же время поддаются управлению и оптимизации, на основе чего вырабатываются и реализуются возможности предвидения и локализации конфликтов, возникающих на почве каких-то неожиданно складывающихся противоречий между нациями.
Адаптация к новым условиям межнациональных отношений требует вместе с тем известного отказа от ряда традиционных представлений и норм, что является необходимым условием эффективной совместной деятельности представителей различных культур. Трансформация внешнего поведения, приспособление его к нормам и требованиям другой нации не означают полного отказа от традиционных ценностей, представлений, а лишь способствуют эффективности совместного проживания и сотрудничества. Совершенно очевидно, что напряженность в межнациональных отношениях - результат различий между народами. Но какими бы они ни были, они не должны выступать причиной межнациональных трений и тем более конфликтов. В межличностных отношениях между людьми разных национальностей должны доминировать общечеловеческие нормы общения и взаимодействия, хотя и опосредованные специфическими привычками восприятия, принятыми в том или ином народе.
Основа для определенного дискомфорта во взаимоотношениях между представителями разных наций появляется тогда, когда они не понимают или сознательно не хотят учитывать национальную специфику поведения, восприятия человека человеком, национальное своеобразие отношения людей к деятельности, т.е. национальную психологию.
У каждого субъекта межнациональных отношений должно стать правилом поведение, состоящее в уважении к тем чертам психологии народов, которые проявляются в контактах между представителями различных этнических общностей, хотя бы на первый взгляд они и казались отжившими, даже смешными.
Межкультурное общение уже не является чем-то особенным в сегодняшнем мире. Все люди разные, имеют собственные убеждения, культурные особенности и религиозные различия. Но это вовсе не означает тот факт, что между партнерами не может быть ничего общего или они не смогут общаться, дружить или создавать семьи. Напротив, вопрос о межкультурном браке на сегодняшний день является одной из увлекательных тем для исследования психологами планеты.
Межнациональные браки
Ведь здесь существует ряд нестандартных аспектов, которые только начинают открываться ученым в вопросах межкультурного взаимодействия.
Но как простому человеку наладить общение с представителем, порой, абсолютно другого мира, который просто не знает никаких психологических тонкостей?
В действительности, намного реже поликультурное взаимодействие возникает спонтанно. Это может быть встреча на каком-либо мероприятии или вечеринке. Но чаще всего встреча происходит за счет посещения другой страны или виртуального чата, сайта знакомств.
В первую очередь, не стоит теряться, так как это такой же человек, только отличающийся некоторыми тонкостями в поведении.
Как правило, при первом контакте, конфликтные ситуации возникают редко, поэтому первой задачей является собрать как можно общей информации.
После завершения первого контакта, лучше всего поискать информацию о религии, правилах, культуре и прочих особенностях, которые помогут определить рамки общения.
Так, например, ученый-психолог Хофстеде определил, что каждая культура может быть измерена по нескольким параметрам: отношение ко времени, разграничение собственного пространства, к какому типу культура относится и т.д.
Стоит учитывать и эмоциональный аспект культуры, так как, к примеру Западная Европа предпочитает более сдержанный тон общения, в то время как южане любят громко разговаривать и тактильные контакты.
Отдельного рассмотрения заслуживает религиозный фактор. Не рекомендуется заводить дискуссии на подобные темы, так как по мнению многих психологов, это одна «святая из святых» и вовсе неуместно будет приводить собственные доводы на этот счет. Человек может расценить это как неуважение или непринятие.
Межкультурным браком сегодня никого не удивишь. Благодаря путешествиям, сайтам знакомств все больше людей выбирает себе партнера из другой страны.
Успех в межкультурных отношениях
Для успешного межкультурного контакта стоит тренировать умение слушать и не проявлять резкие эмоции. Каждая культура имеет собственные значения и соображения на этот счет, поэтому от подобных действий лучше воздержаться.
Кроме того, стоит внимательнее относится к символике. У одной культуры знак или символ может означать оскорбление, а у другой в принципе отсутствовать какое-либо соображение на этот счет.
Прочтите также: