Проблема месть и великодушие в литературе. Примеры сочинений по направлению: Месть и великодушие

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность выбранной темы Мотив мести, мщения всегда привлекал русских писателей прошлых веков, отголоски этой темы мы находим ещё в «Повести временных лет», у М.Ю.Лермонтова (в «Песни о купце Калашникове» и «Герое нашего времени») у Н.В.Гоголя (« Страшная месть»), Н.Лескова («Леди Макбет Мценского уезда»), М.Булгакова и многих других. Среди современников В. Солоухин «Мститель», Ф. Искандер « Возмездие». Зарубежные писатели тоже интересовались данной темой: Шекспир «Гамлет», Дюма «Граф Монте –Кристо». Ряд произведений А.С.Пушкина тоже посвящён теме мести, отмщения: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне», «Сказка о попе и его работнике Балде», повести «Дубровский», «Выстрел», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин».

3 слайд

Описание слайда:

Истоки проблемы Мотив мести уходит своими корнями в древнерусскую литературу. Княгиня Ольга, как следует из летописи « Повесть временных лет» «отмстила» древлянам за смерть своего мужа. Её месть была ужасной – сгорела деревня древлян вместе с жителями. В мифах Древней Греции рассказывается, что Троянская война, длившаяся много лет, тоже началась из-за мести богини Эриды, задумавшей разбудить раздор между богами, тем самым отомстить за то, что не позвали её на весёлый пир. Решила она яблоком раздора с надписью «Прекраснейшей» поссорить богинь Геру, Афину и Афродиту. А Парис подарил яблоко смертной женщине Елене, самой прекрасной из женщин. Началась Троянская война. Мотив мщения встречается в русских народных сказках, преданиях и, пройдя сквозь века. Активно используется в современной литературе, кинематографе, в жизни…

4 слайд

Описание слайда:

Истоки слова «Месть» Что же такое месть? Каковы исторические корни этого слова? Обратимся к «Школьному этимологическому словарю русского языка» (М. « Дрофа» Н.Шанский, Т.А.Боброва.2004 г.) Слово заимствовано из старославянского языка. Суффиксальное производное от той же основы, что и латинское mits «смена, чередование», древнеиндийского mitha - «взаимный». Месть буквально- « возмещение» (друг другу) В «Словаре синонимов» к слову «месть» приведены слова «вендетта», «воздаяние», « кара», « возмездие» В « Толковом словаре» С.И.Ожегова слово «месть» имеет следующее толкование: « Деяние в оплату за причинённое зло, возмездие за что – нибудь. Кровная месть – убийство в отмщение за убитого родственника.» В «Толковом словаре живого великорусского языка» Даля говорится: Воздаяние злом за зло, обидой за обиду, злопамятство.

5 слайд

Описание слайда:

«Сказка о мёртвой царевне» А.С.Пушкин, как известно, при создании своих сказок заимствовал сюжет из русских народных, которые ему рассказывала его няня Арина Родионовна. Вместе с сюжетом в поэтические произведения перешёл мотив мести. Кто кому и за что мстит в сказке? Молодая царица – новая жена царя – мстит царевне за то, что она красивее, моложе её. Раньше зеркальце уверяло мачеху, что краше её на свете нет, но «…царевна молодая, тихомолком расцветая …расцвела» Не может мачеха простить первенство царевны, и чувство мести толкает её на убийство падчерицы.

6 слайд

Описание слайда:

Повесть «Дубровский» В повести Пушкина мотив мести первоначально движет Владимиром Дубровским, когда он теряет отца – единственного близкого человека. Смерть Андрея Гавриловича, письма матери, её портрет – вот составляющие его чувства. « Итак, всё кончено, - сказал он сам себе, - ещё утром имел я угол и кусок хлеба. Завтра должен я буду оставить дом, где родился и где умер мой отец, виновнику его смерти и моей нищеты». Глядя на портрет матери, он продолжает: «И портрет этот достанется врагу моего семейства, он заброшен будет в кладовую вместе с изломанными стульями или повешен в передней, предметом насмешек и замечаний его псарей, а её спальной, в комнате…, где умер отец, поселится его приказчик или поместится его гарем. Нет! Нет! пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня». Владимир стиснул зубы, страшные мысли рождались в уме его».

7 слайд

Описание слайда:

Рассказ «Выстрел» Месть – блюдо холодное (афоризм). Холодная месть приятней всего на вкус (Итальянская пословица). Правильность этих утверждений нашло подтверждение в рассказе Пушкина «Выстрел». Эпиграф к этому произведению взят из « Вечера на бивуаке»: « Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним остался ещё мой выстрел)».

8 слайд

Описание слайда:

«Капитанская дочка» В повести «Капитанская дочка» Швабрин встал на путь мщения, потому что хотел жениться на Маше Мироновой, даже сватался к ней. Получив отказ девушки, он воспылал лютой ненавистью к приехавшему в Белогорскую крепость Гринёву. Его не останавливает ни дуэль, её последствия, ни враг у стен крепости. Чувство мести приводит его к предательству

9 слайд

Описание слайда:

Роман «Евгений Онегин» В романе «Евгений Онегин» чувство мести Онегина стало причиной ссоры, а затем дуэли и убийства Ленского. Евгений, не желая присутствовать на именинах Татьяны из-за того, что в семье Лариных был принят как жених Тани, вынужден всё же уступить уговорам Ленского.

10 слайд

Описание слайда:

Что объединяет эти произведения? Как мы видим, чувство мести не принесло счастья героям Пушкина, наоборот, они были глубоко несчастливы и одиноки. «Мстить за обиду - значит лишать себя удовольствия сетовать на несправедливость» (Чезаре Паведе)

11 слайд

Описание слайда:

Месть в жизни Пушкина Последние мгновения жизни самого поэта тоже были отравлены жаждой мщения Дантесу, Пушкин должен был вступиться за честь своей жены, за свою честь. Последней каплей, переполнившей чашу оскорблений, был полученный Пушкиным анонимный пасквиль, подло обвиняющий Наталью Николаевну в измене. Поэт должен был драться. Утром 27 января 1837 года Пушкин ещё работал: писал, занимался делами в «Современнике», внешне он был спокоен, даже весел. А когда короткий зимний день клонился к вечеру, поэт вместе с секундантом К.К. Данзасом отправился на Чёрную речку, где была назначена дуэль. Будучи смертельно раненым в живот, Пушкин всё-таки выстрелил в Дантеса.

12 слайд

Описание слайда:

Вывод Таким образом, во всех перечисленных мною произведениях звучит мотив мести, отмщения. На примере изображения жизни героев Пушкин показывает читателям, какое зло приносит чувство мести, как оно делает несчастным человека, мучает его, жжёт изнутри. Можно ли оправдать чувство мести? Возможно, если оно заставляет сражаться за свободу Родины. В годы Великой Отечественной войны « народные мстители», потерявшие близких, жили этим чувством, оно спасало их в холод и голод, оно приближало Победу. Чем же меня заинтересовала эта тема? Прежде всего тем, что месть, несмотря на долгую жизнь среди людей, постоянно находит себе жертву, способную к возмездию. Проходят века, но это чувство живёт в людях, независимо от национальности, вероисповедания, возраста и социальной среды. Оно бессмертно. А вот на благо ли оно направлено - зависит от самого человека. Желание отомстить – очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Можно ли при помощи зла дойти до добра? Нет! Ещё Шекспир говорил: « Путём зла не доходят до добра».

13 слайд

Описание слайда:

Библиография. 1.А.Н. Архангельский. «Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения». А.С Пушкин Стр.5-53. 2. П.Е. Щеголев «Дуэль и смерть Пушкина» (изд. Москва «Книга», 1987). 3. Д.Д. Благой «Душа в заветной лире». Очерки жизни и творчества Пушкина. (изд. Москва «Советский писатель», 1977). 4. . Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина. (1826-1830). – М.: Сов. писатель, 1967. – 723с. 5. Алексеев М. П. Пушкин: сравнительно-историческое исследование. – Л., 1987. – 613с. 6. Бабаев Э. Г. Творчество А. С. Пушкина. – М., 1988. – 204с.

Направление "Месть и великодушие" итогового сочинения 2018-2019 по литературе: примеры, образцы

Примеры написания сочинений по литературе по направлению "Месть и великодушие". К сочинениям приведена статистика. Некоторые сочинения школьные, и использовать как готовые образцы на итоговом сочинении не рекомендуется.

Примеры сочинений

С малых лет нас учат прощению: прощать нужно всех и вся. <Прости и отпусти>,- говорит мама. <Любите врагов ваших>, - гласит Библия. Но сердце жаждет мести, желая отомстить обидчику. Стоит ли опускаться до уровня негодяя, причинившего вам боль? Опыт мировой литературы говорит о том, что нет, не стоит. Достаточно вспомнить историю Швабрина, героя повести А.С.Пушкина <Капитанская дочка>.

Молодой человек, оскорбленный невзаимностью Маши Гриневой, распускает о девушке гнусные сплетни. Воспользовавшись случаем, герой берет в плен Машу и требует, чтобы она вышла за него, угрожая заморить девушку голодом.

Это не любовь, это месть Гриневу, более удачливому влюбленному. Но справедливость торжествует, ведь мстительность - всего лишь одна из многих отрицательных черт персонажа. И Швабрин в итоге попадает в темницу за измену Родине. То есть человек, не умеющий прощать, скорее всего, не способен сострадать, а значит, жесток и порочен. И Б.Васильев, известный писатель, тоже поддерживает данную точку зрения. Вспомним повесть <Не стреляйте белых лебедей>.

Федор Ипатьевич Бурьянов не смог простить Егору Полушкину назначения на пост лесничего. Поэтому вместе с дружками избивает Егора так, что за мужчиной тянется кровавый след до самого дома. Но Полушкин, даже умирая, не отплатил родственнику той же монетой: не выдал, что узнал нападавших. Его совесть чиста, не испятнана местью. Но мне кажется, что дело все-таки в том, кому и за что мстить. Тот же автор в повести <А зори здесь тихие:> рассказывает о гибели пяти девушек-зенитчиц от рук фашистских захватчиков.

Оставшись в живых, командир маленького отряда Васков в ярости убивает немцев, оставляя в живых только четверых. Это праведная месть, и, мне кажется, единственная, имеющая право на существование. Таким образом, месть - низкий для нравственно развитой личности поступок, который, в порыве гнева, может показаться единственно верным. Однако это далеко не так. Лишь единичные случаи достойны праведного возмездия. Но точно не человек, который нарочно или нечаянно вас обидел.

Всего: 296 слов

Великодушие и эгоизм - антонимы в русском языке и антонимы в жизни.
Как много говорят лишь одним своим происхождением эти два слова: великодушие - сложение двух основ - великая душа.
Эгоизм - основа слова - эго - "я".

Великодушие, на мой взгляд, это редкое качество у нынешнего поколения, нечасто встретишь по-настоящему великодушных людей, открытых миру, близким, окружающим, готовых помочь всегда и безвозмездно.

При нашей жизни, жестокой и неискренней, люди становятся эгоистами, перестают доверять окружающим, делают всё лишь во благо себе, идут на какие-то поступки только из корыстных побуждений.

В них говорит то самое "я", которое заложено с самом слове - эгоизм.

А как же важно все-таки, несмотря на все жизненные неурядицы и трудности, оставаться великодушным человеком, прощать, но при этом не ждать прощения, помогать, и не ждать чего-то взамен, любить без корысти, без злого умысла, делать открыто, мыслить светло.
Мне кажется, важно уметь посмотреть на себя со стороны, если тебя назвали эгоистом, задуматься, почему так произошло, что дало повод людям так думать. Важно, я бы сказал, жизненно важно, искоренить в себе ростки эгоизма, если они стали прорастать.
Великодушие еще никогда не было никому во вред, а эгоизм - это то, из-за чего происходят многие разрушения в нашей жизни - рушатся дружба, любовь, близкие и родственные отношение, отношения деловые, рушится бизнес, карьера, да, в конце концов, часто рушится сама жизни. Эгоизм - это не только отделение себя от остальных, эгоизм - это, прежде всего, одиночество.

Будьте великодушными, люди, ведь тогда мы сможем разукрасить нашу жизни более яркими красками, и закрасить чёрный цвет эгоизма.

Всего: 252 слова

Можно ли оправдать месть? Это сложный этический вопрос, на который каждый ответит по-своему. Однако никто не может сказать честно, пока сам не окажется в ситуации, когда правосудие и месть в его сознании сольются воедино. Кто-то сможет превозмочь себя и отказаться от зла в ответ на зло. Но большинство людей, как я думаю, ответит ударом на удар. И в некоторых ситуациях я могу их оправдать. Приведу примеры из литературы.

Бывают случаи, когда месть - единственное средство добиться правосудия. Например, в книге В. П. Астафьева <Людочка> молодую девушку изнасиловали преступники. Один из них, зачинщик, только что вернулся из тюрьмы и набросился в темном парке на героиню, заставив и других сообщников овладеть ею силой, чтобы все они были связаны одним преступлением. Несчастная жертва ни у кого не нашла поддержки: наставница ее сказала, что это норма, мать была занята созданием новой семьи, а знакомый парень и вовсе стал одним из насильников. Никто не проявил должного участия к ее судьбе. Отчаявшаяся Люда повесилась, так и не найдя выхода. Узнав об этом, ее отчим пошел и зверски избил Стрекача, того самого мужчину, который первым набросился на девушку. Я понимаю, что это самосуд, но осуждать героя не могу, ведь его гнев достоин оправдания, раз власть бездействовала, а преступников никто не смог остановить.

В книге М. Горького <Макар Чудра> молодые цыгане не смогли найти общий язык. Радда и Лойко любили друг друга, но были слишком горды и независимы, чтобы признать власть чувства над собой. Героиня поставила перед возлюбленным ультиматум: либо он встает на колени перед ней при всем таборе, либо она никогда не выйдет за него замуж. После разговора он долго и напряженно думал. И вот они вдвоем стоят друг напротив друга, и женщина уже предвкушает победу. Но вдруг Лойко убивает ее и падает перед ней на колени, как она того и хотела. Героиня лишь прошептала, что избранник все сделал правильно. Но отец Радды думал иначе и убил молодого цыгана. Он отомстил за дочь, и Лойко знал, что так будет. Старика нельзя осуждать, ведь потеря ребенка - это самое ужасное потрясение в жизни родителя, и этого горя никак не забыть и не смягчить. Тем более молодой человек прекрасно понимал, на что идет, убивая дочь на глазах отца.

Таким образом, в некоторых случаях месть можно оправдать, ведь иногда людям больше не на кого рассчитывать, кроме них самих. Оставляя преступников без наказания, они обрекают на заклание новых жертв. Также бывают случаи, когда злоумышленник сам призывает возмездие, осознавая вину и принимая ту меру, которую избрал тот, кто имеет моральное право воздать преступнику по заслугам. Я считаю, что в этих ситуациях месть может быть оправдана.

Всего: 423 слова

Месть - порождает зло,а зло влечет за собой кару.
Месть - это последнее, что остается у человека.
Человека одиного, безнадежного.
Отказаться от мести все ранво,что спасти себя.
Мы часто не понимаем, что если человек сделал тебе что то плохое, неужели он должен остаться безнаказанным?

Моя бабушка всегда говорила, что месть сводит сума. Я ей верю. Она прожила много лет и видела, то что мне предстоит узнать. Она говорила, что сама на себе испытывала это чувство беспощадности, то что грызет тебе изнутри, то что пораждает боль и обида. Всегда хочется дать сдачи, так чтобы обидчику было намного больней чем тебе.

Порой месть может занять всю твою жизнь. Ты забываешь о друзьях, родителях.
Ты увлечен карой, которой ты каждый раз успокаиваешь себя: "Вот погоди же ты! Отомщу я тебе сполна!"

У А. Дюмы есть замечательный роман "Монте-Кристо", в котором описывается жизнь юного моряка, у которого отняли все невесту, звание капитана, посадили в тюрьму, основываясь на ложных обвинениях и 11 лет он прозивал во мраке замка Иф. С того момента, как он понял, что попал в тюрьму благодаря злым людям, именно с того момента, он начал обдумывать план мести. Он отомстил, потратив на это большую часть своей жизни. И в конце он понимает, что месть была словно червем, которая грызла его изнутри.

Месть - это отчаянный поступок.

Нужно сто раз все обдумать, прежде чем идти на этот отчаянный поступок.

Всего: 226 слов

Личность рождается одновременно с деятельностью: на добро или на зло. Поэтому бывают личности со знаком плюс, а бывают - со знаком минус. Те люди, которые ничего не делают, чтобы избавиться своих "минусов", становятся на путь преступности. Что такое преступность? Это - деятельность человека, который поднимает установленные нормы, законы; запрещенную деятельность. По моему мнению, преступность идет от нетерпимости, нелюбви, зависти, обмана, злопамятства, мести.

Библейская мудрость гласит. "Люби ближнего и прощай все несправедливости". А потому я считаю, что месть - это большой грех человека, который может привести к преступлению. Человек, по моему мнению, не имеет права на месть, так как родился для любви. Люди должны прощать друг другу, тогда в их отношениях не останется места для мести. Относительно смертного наказания, то я считаю, что никто не имеет права забирать жизнь у человека. А потому, наверное, не будет одинакового ответа на эту проблему. История показывает, что смертное наказание не оказывало содействие преодолению преступности в разные времена. А потому это не выход и ситуации. И выход я усматриваю здесь один - в высокой духовности людей. Только высоко духовная личность способна прощать, ответить на зло добром, избавиться от страха, открыть свое сердце для любви и нести ее людям.

Личностью является каждый человек. Деятельность человека, как утверждают психологи, бывает воспроизведенной и творческой. Воспроизведенная деятельность - это подготовка к творчеству, необходимый ее элемент, который характеризуется накоплением фактов и данных, необходимых для будущего творчества. А что такое творчество? Наиболее распространенная мысль: творчество - это рождение чего-то нового, связанного с преобразованием практического опыта человека. Есть люди одаренные, наделенные Божьей искрой, которые владеют большим талантом, - это люди, которые постоянно работают над усовершенствованием своих возможностей, и в этом их творчество.

Такой творческий человек - это профессионал своего дела, высокоразвитая, духовно богатая личность, которая создает духовные или материальные ценности человечества. Но творческих и талантливых людей в мире значительно меньше, чем творческих и трудолюбивых. Так как, по моему мнению, творчество возможное и в будничной жизни простого человека. Я считаю, что и домохозяйку, которая устроила в доме волшебный порядок, можно назвать человеком творческим. И садовник, который выращивает новые сорта растений - творческий человек. За годы обучения в школе я не раз слышала "творческий ученик", "творческий учитель". Это какого же человека называют творческим? Творческий человек тот, который вносит элементы нового, который совершенствует, развивает, обогащает себя и окружающую действительность. Это человек, который способен создавать.

В сложное и трудное время мы живем. Может, именно через это теряем такие черты национального характера, как гостеприимность, милосердие, сочувствие. А этого так не достает нашим стареньким дедушкам и бабушкам. Мне бывает стыдно проходить переходами метро, так как там многие люди преклонного возраста просят милостыню. Это значит, что они никому не нужны: ни государству, ни родным. Отдав свои силы развитию государства и воспитанию детей, они оказались за гранью бедности. Раньше к старым людям относились с большим уважением.

Недаром говорили: "Пока деда, пока и хлеба; пока баба, пока и совета". Даже, если дедушка уже не слезал из печи, от него можно было услышать много поучительного и полезного. Для ребятишек он был непочатым источником захватывающих повествований, небылиц, сказок. Бабой дорожили даже больше, чем дедом. Она была суровым охранником норм морали, праздничных обычаев, семейных традиций. Ее присутствие и за праздничным столом, и на семейных советах укрепляло семью, делало ее богатой, духовной.

Надеюсь, что и мои ровесники, люди третьего тысячелетия, с таким же почетом и уважением будут относиться к людям преклонного возраста.

Всего: 547 слов

Древляне отомстили князю Игорю. Княгиня Ольга отомстила древлянам за смерть мужа. Семьи Монтекки и Капулетти уже не знали, что послужило причиной их вражды, но продолжали смертельно враждовать. Жертвой этой вражды стали юные влюбленные - Ромео и Джульетта. Цепная реакция мести является бесконечной. В мире существует много вещей, которые могут причинить смерть любимому человеку.

Есть события, которые тяжело пережить. Месть - острая. Она поражает и жертву, и мстителя, связывая их навсегда, и смерть или исчезновение одного не означает прекращения страданий другого. К жажде мести невозможно приспособиться. На Востоке говорят: если ты решил мстить, лучше готовь сразу две гроба. Следствия мести, причиненные импульсивно, в состоянии аффекта, имеют силу взрыва. Но есть и мелкая месть, взаимные <булавки>, возможно остроумные, очень быстро выходят из-под контроля. Для многих людей это превращается в какой-либо спорт - правила, система ударов в ответ. Жизнь становится адом, и уже никто не разберет - кто первый начал.

Победителей в этой ситуации быть не может. В начале XX века психоаналитики установили, что потребность в мести связанная с желанием человека руководить своей жизнью. Когда это невозможно, мститель способен нанести тяжелые ранения даже самому себе - лишь бы поставить в укор человеку, которому надо отомстить. Страшная разрушительная сила мести несовместима с гуманной личностью. Месть не имеет смысла. Но сколько же людей, как граф Монте-Кристо, строит свою жизнь на мести!

Сегодня в агрессивном мире человек не может выжить без соответствующей агрессивной реакции. Еще в библейские времена христианская религия предлагала сойти с пути мести, простить друг другу большое и малое зло и жить в согласии. Но человечество все еще идет по этому пути, живя по правилах древних времен: глаз за глаз, зуб за зуб. Следствием разрушения башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке самолетами с террористами есть новая война в Афганистане - убитые и искалеченные невиновные люди. Бесконечное зло может разрушить всю нашу планету, о которой еще Юрий Гагарин говорил: <Берегите нашу Землю, она такая маленькая!>

Наверное, надо подняться высоко - в самый космос, над собой, над человечеством, чтобы увидеть Землю и ощутить то, что ощутил наш первый космонавт. Люди должны отказаться от желания разрушать. Важно стать выше самого себя, переступить через страшные чувства и отважиться жить без зла. Надо научиться прощать. Есть даже такая наука, которая разработана психологами Нью Эйдж - наука прощения. Пусть тот, кто не знает, как это сделать, просто очень захочет этого. Начать жить снова. И быть счастливым.

Всего: 378 слова

Готовим аргументы к итоговому сочинению 2018.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

В романе «Евгений Онегин» Пушкин поднимает проблему мести и великодушия на примере поступков главного героя. Евгений Онегин решил отомстить своему приятелю Ленскому, уговорившему его приехать на бал в честь рождения Татьяны. Онегин не любил сборищ своих деревенских соседей и уступил уговорам приятеля только потому, что Ленский уверял: будут только свои. Отомстить товарищу Онегин решил через легкомысленную Ольгу. Влюблённый Ленский был взбешён, когда увидел свою невесту, танцующую с Онегиным. Он вызвал недавнего друга на дуэль. Тут Онегин мог бы проявить великодушие: поговорить с Ленским, объяснить причину своего поведения, но страх оказаться предметом насмешек не позволил ему этого сделать. Онегин принял вызов и убил друга.

А.С.Пушкин «Дубровский»

В произведении «Дубровский» А.С.Пушкин задумывается над проблемой мести и великодушия на примере двух семейств: Троекуровых и Дубровских. Конфликт между отцами начался из-за глупой шутки одного из псарей Троекурова и закончился тем, что в отместку за гордость у Дубровского было отнято имение. Сын Дубровского решил мстить богатому соседу после смерти отца. Лишившись родного дома, Владимир вместе со своими людьми становится разбойником и грабителем. Только любовь к Маше Троекуровой заставило его отказаться от мести. Он великодушно исчезает из родных мест, оставив всё как есть.

М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова»

В «Песне про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов рассказал о жестоких нравах времён Ивана Грозного, когда власть опричников царя была безграничной, поэтому бесчинство слуг царя было обычным явлением. Купец Калашников в произведении Лермонтова решился отомстить Кирибеевичу за нанесённое его жене оскорбление. Эта месть оправдана, так как тесно связана с проявлением великодушия, в основе которого лежит стремление защитить свою семью от позора и поругания. Только царь такого же великодушия не проявляет, и казнь Калашникова становится местью за победу купца в честном бою с опричником Кирибеевичем. Народ же считает Калашникова своим героем.

Н.В.Гоголь «Страшная месть»

В рассказе Гоголя речь идёт о природе человеческой мести – сюжет всего произведения связан с этим явлением. Колдун – последний потомок Петра, убившего брата и племянника, родился ужасно некрасивым, ему всегда казалось, что над ним смеются, в отместку он убивал людей, и на его совести множество злодеяний. Пётр, убил двух людей, а его потомок - бессчетное количество. Зло растёт и множится. Сам Петр страдает под землёй, растёт вместе со злом, которое творит его потомок, и испытывает жуткие страдания. Иван, так страшно отомстивший брату, тоже мучается, так как вынужден наблюдать последствия своей кары. А ведь всё началось с зависти брата к брату: если бы Петро не убил Ивана, ничего бы не произошло. Все бы жили и наслаждались бы жизнью, колдун родился бы нормальным человеком и не вызывал бы мертвецов из их могил, причиняя им жуткие страдания. Но не было в душах братьев великодушия, которое только одно и способно прощать ближним и радоваться их счастью и успеху.


В.А.Закруткин «Матерь человеческая»

Гимном великодушию русской женщины можно назвать повесть В.А.Закруткина «Матерь человеческая». В этом произведении повествуется о женщине, у которой война отняла самое дорогое – любимых людей: мужа и сына. Зверства фашистов настолько бесчеловечны, что Мария, увидев немца, схватила вилы и готова была убить врага, чтобы отмстить за всё зло, которое ей причинили фашисты. Но слово «Мама» остановило её. Великодушие этой женщины настолько безгранично, что она находит в себе силы и к этому вояке отнестись по-матерински.

Самое главное в итоговом сочинении – это примеры из литературы. Именно они определяют отношение жюри к работе. Поэтому так важно уделить время на прочтение качественных подборок с аргументами, которые раскроют основные темы в рамках одного направления. Перед вами именно такая статья. Но нам нужна ваша помощь, чтобы ее улучшить! Пишите в комментариях, какие книги нужно добавить в наш перечень, и команда «Литерагуру» обязательно это сделает.

В пьесе М. Горького «На дне» отношения героев построены на ожесточенности и мести. Каждый из них, не задумываясь, мстит всем остальным за то, что свалился на дно жизни. Все эти бедняки тянут друг друга еще глубже, ведь обратной дороги не должно быть ни у кого, если ее нет у тебя самого. Это неписанный закон ночлежки. Например, Василиса тиранит младшую сестру из-за ревности. Ее любовник, Васька Пепел, проявлял к ней симпатию, и деспотичную женщину это возмутило. Кульминации ее месть достигла в финале, когда в результате драки погиб ее законный муж. Теперь Пеплу грозит верная каторга, но его бывшая дама сердца не делает ничего, чтобы его спасти, напротив: она усердно топит всех в своей клевете. Даже ее «любовь» к Ваське не останавливает мстительную натуру героини. Очевидно, что месть – чувство, разрушающее человека изнутри и изгоняющее из него все добродетели.

В пьесе М. Горького «На дне» герои не склонны проявлять великодушие. Напротив, они стремятся задеть и уколоть друг друга больнее, ведь нищета изгоняет из них все то, что делает человека человеком. Но есть один странник, который разрывает порочный круг обид и оскорблений. Это Лука. Он тоже прожил непростую жизнь, даже намекал, что сбежал с каторги. Но эти испытания его не ожесточили. Старик находит для каждого собеседника ласковые слова поддержки и участия. В его глазах светится истинное великодушие ко всем, кто его окружает. Он дал обитателям дна надежду на светлое будущее, и они сами виноваты в том, что этого оказалось мало для их нравственного возрождения. В их едкой среде странник долго не продержался и ушел, наверное, поняв, что эти бедняки не имеют не только дома, но и сердца, раз безжалостно топят друг друга. К сожалению, великодушие не всегда может помочь людям.

А. И. Куприн, «Поединок»

В книге А. И. Куприна «Поединок» главный герой ухаживает за женой офицера, и женщина поощряет его попытки сближения. Ромашов искренне влюблен, только вот Шурочка играет его чувствами. Она безжалостно обрекает его на смерть ради продвижения своего супруга. Не то, чтобы ей был важен близкий человек, она просто жаждет перевода в новое место, где можно будет развлекаться. Из-за сплетен и анонимных записок обманутый супруг назначает дуэль Ромашову. Он хочет отомстить за попранную честь. Шура заверяет героя, что стреляться они будут «понарошку», только для того, чтобы Николаева не сочли трусом. Молодой подпоручик верит любимой женщине, но на поединке ее муж убивает соперника, поднимаясь в глазах однополчан. К сожалению, в обществе того времени месть считалась нормой, поэтому ее жертвами становились сотни молодых людей, способных на большее. Можно сделать вывод, что месть опасна для людей тем, что из-за чувства мнимой справедливости они присваивают права распоряжаться чужими жизнями.

В книге А. И. Куприна «Поединок» Ромашов бросает надоевшую любовницу. Но женщина не хочет отпускать молодого человека и клянется, что отомстит ему любой ценой. Раиса Александровна Петерсон была отчаянной авантюристкой. Она решила, что нужно скомпрометировать новую связь подпоручика, однако у него с Шурочкой ровным счетом ничего не было. Но госпожа Петерсон из-за своей испорченности подумала иначе и разослала анонимные письма с разоблачением измены жены Николева. Обманутый супруг вспылил и потребовал дуэли. В результате интриг самой Шурочки Ромашов был убит, а муж победоносно «защитил честь семьи». Последствия мести всегда трагические: убит невиновный человек, и его уже не вернуть никакими ухищрениями.

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» месть привела к трагедии: был убит молодой поэт Ленский. Все началось с того, что главный герой получил письмо, где Татьяна признавалась ему в любви. Он отверг чувства девушки, ссылаясь на свою непригодность для семейных отношений. Естественно, он не хотел смущать ее своим присутствием, но восторженный друг приглашает его на именины Татьяны. Там же он рассчитывает провести приятный вечер с невестой. Евгений соглашается, но на самом вечере чувствует крайнюю степень неловкости. Во всем он винит Владимира и решает ему отомстить, заигрывая с его возлюбленной, Ольгой, ветреной кокеткой. Ленский был в ярости, ведь ему внимания девушки не досталось. Он вызвал соперника на дуэль, и Евгений не смог отказаться. В итоге Онегин убил товарища из-за своей мелочной и глупой мести. Вот, какими последствиями заканчивается мнимая погоня за справедливостью.

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» изображен идеал великодушной женщины. Это Татьяна Ларина. Ее душу поистине можно назвать великой, ведь она пренебрегла своей страстью ради сохранения семейного благополучия. Когда-то в юности девушка сильно полюбила приезжего дворянина, который не принял ее чувств всерьез. Но героиня сохранила их в своем сердце навсегда, хоть и вышла замуж за другого человека. Генерала она не любила, но уважала и была ему благодарна за то обожание, с которым он относился к ней. Когда через много лет Евгений вернулся из странствий по свету, он воспылал страстью к Татьяне. Но она была замужем и отказала тому, кого все еще беззаветно любила. Героиня великодушно отвергла собственное счастье, чтобы сохранить покой и радость близкого человека. Ведь настоящее великодушие требует самоотречения.

А. С. Пушкин, «Пиковая дама»

В драме А. С. Пушкина «Пиковая дама» герой всеми силами пытается узнать секрет трех карт – тайну, позволявшую всегда выигрывать в карты. Он хотел нажить большое состояние и занять высокое место в обществе, но долгие годы труда показались ему смехотворными, когда он узнал от Томского, что его родственница может поведать, как выигрывать всегда. Тогда Германн повел атаку на воспитанницу графини, признаваясь несчастной девушке в чувствах. Она не устояла и пригласила молодого человека на ночное свидание в доме. Герой пришел, но интересовала его не Лиза, а старуха с ее секретом. Он напугал несчастную женщину, она умерла. Но ее призрак вернулся и выдал желанную тайну в обмен на обещание жениться на Лизе. Германн, конечно, не стал его сдерживать, а сел за игровой стол. Однако решающая схватка подвела его: он спустил все нажитые деньги. Месть старухи была страшной: молодой человек сошел с ума от горя. Автор преподаёт важный урок: месть нельзя предугадать, она явится в любой момент, поэтому не стоит совершать предосудительные поступки в надежде избежать возмездия.

Нехватка великодушия может погубить человека. Такой пример демонстрирует А. С. Пушкин в драме «Пиковая дама». Герой использует невинную девушку в корыстных целях, пытаясь выведать у ее покровительницы тайну трех карт, чтобы всегда одерживать победы в карточных поединках. Для этого он не гнушается обманом. Лиза пускает его в дом графини, но Германн пришел туда лишь для того, чтобы узнать секрет. Он не пожалел и пожилую женщину, фактически доведя ее до смерти своими угрозами. После того, как призрак все-таки делится с ним нужными сведениями, герой все равно не образумился, нарушив слово. Он не женился на покинутой Лизе. Его волновал только собственный успех, и людей, игравших с ним и терпящих разорение, он не жалел. В итоге Германн теряет рассудок, ведь после краха ему, эгоисту, никто не поможет, и он знает это. Если бы герой был великодушен, он достиг цели честным путем и прожил счастливую жизнь, полную любви, сочувствия и гармонии, а не краткий миг успеха, состоящий из обмана, преступлений и грехов.

М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» автор описывает трагические последствия мести на примере Казбича, который убил похищенную девушку, чтобы отомстить Печорину. В начале главы Максим Максимыч сообщает, что Григорий влюбился в кавказскую красавицу и решил выкрасть ее, подкупив ее брата. Он пообещал ему знаменитую на весь край лошадь Казбича, о которой мечтал Азамат. Сделка свершилась, Бэла оказалась в плену у Печорина. Но ее руки добивался Казбич, поэтому он сильно разозлился, узнав об этом, и решил отомстить обидчику. Когда Григорий с Максимом Максимычем отправились поохотиться, герой забрал девушку, но их быстро нагнали. Спасаясь от погони и понимая, что вдвоем им не уйти, похититель убивает жертву и бросает на дороге. Добился ли он справедливости своей местью? Нет. Он лишь убил прекрасную Бэлу, оставшись ни с чем.

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» доказана вся несостоятельность мести. Грушницкий пытался добиться ею справедливости, но сам же пал жертвой своего стремления. Дело в том, что он пытался произвести впечатление на княжну Мери. Он был влюблен, но девушка оставалась равнодушной к нему, ведь рядом с ней был более искусный кавалер – Печорин. Григорий влюбил в себя юную девушку, разыгрывая холодность к ней, что подстегнуло ее самолюбие и разожгло любопытство. В отчаянии юнкер решил отомстить удачливому сопернику. Вместе с друзьями он заметил, как Печорин ночью покидает дом княжны. Он уходил от своей любовницы Веры, но Грушницкий обвинил его в том, что он совращает Мери. Естественно, Григорий вызвал лжеца на поединок. Тогда трусливый клеветник решил не заряжать его пистолет, чтобы наверняка выиграть дуэль и избавиться от соперника. Но Григорий раскусил обманщика, и жертвой стал именно Грушницкий. Чего он добился своей местью? Ничего, кроме собственной смерти.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!