Преступление и наказание родион раскольников характеристика кратко. Преступление и наказание родион раскольников характеристика

Глубокий философский посыл лежит в основе романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». (главного героя) очень сложный и противоречивый. Вся его сущность разворачивается постепенно, от первой главы к последней. Поэтому целесообразней будет рассмотреть становление и трансформацию образа по частям романа.

Часть первая

В этой части, которая состоит из семи глав, мы знакомимся с главным персонажем. В самом начале произведения автор описывает внешние характеристики Родиона Романовича. Он хорош собою, тонок и строен, темно-рус, его рост выше среднего, у него прекрасные темные глаза. И тут же акцент делается на чрезмерно бедственное положение. Достоевский пишет, что Родион одет в абсолютные лохмотья, в которых другому человеку было бы очень стыдно ходить по улице.

Далее начинает складываться первоначальный образ Раскольникова. Он одержим безумной идеей, которая всецело поглотила его. Мужчина раздумывает о том, сможет ли он решиться на преступление «во благо человечества». И когда Родион начал сомневаться в своем решении, то направился в распивочную, где тревожные думы его покинули.

Он знакомится с Мармеладовым, его женой и детьми. Родион узнает о его дочери Соне, которая пошла на панель, чтобы семья не умерла с голоду. Полученное от матери письмо, в котором она пишет о ситуации с Дуней, приводит его в бешенство. Эти факты подкрепляют мысль о совершении задуманного.

Образ Раскольникова резко контрастирует с образом его товарища Разумихина. Он тоже бедствует, но абсолютно иначе воспринимает тяготы судьбы.

В этой части описывается сон Родиона, который основан на воспоминаниях из детства. Здесь мы видим маленького мальчика, сочувствующего и сопереживающего убитой хозяином лошади. Но милый образ Раскольникова-ребенка, сильно расстроившегося из-за смерти животного, рассеивается как сон. Перед нами предстает хладнокровный и тщательно продумывающий убийство человек. В момент совершения злодейства он испытывает головокружение, его руки на мгновение становятся слабыми. Однако он замахивается и убивает старуху, а затем и случайно вошедшую Лизавету. После этого им овладел страх. С каждой минутой в Родионе росло отвращение из-за содеянного преступления.

Часть вторая

В этой части продолжает складываться образ Раскольникова. Он безумно боится, что его заподозрят, и тщательно скрывает улики. Его не интересуют украденные деньги. Родион ненавидит все вокруг и раздражен тем, что на такое гадкое и подлое дело пошел сознательно.

Будучи дома, он начинает бредить. Так продолжается четыре дня. Когда Разумихин и Зосимов заговаривают об убийстве, Родиону становится еще хуже. Приход Лужина еще усугубляет его самочувствие. Он вспоминает сестру и мать. Несмотря на общую слабость, Родион Раскольников (образ которого уже несколько вырисовывается) смело высказывает все то, что думает об этом мерзком человеке.

Встреча и разговор с Заметовым подчеркивают, как мучается Раскольников в душе. Словно в припадке, он наводит собеседника на мысли о том, что сам совершил убийство. А потом очень тихо спрашивает: «А что, если это я старуху и Лизавету убил?» Эти слова Заметов не воспринимает всерьез, сравнивая Раскольникова с сумасшедшим.

Главный герой задумывается о самоубийстве. Он возвращается на место преступления.

Раздавленного лошадьми Мармеладова видит Родион Раскольников. Образ его раскрывается с еще одной стороны. Это добрый и не жадный человек. Он готов отдать последнее, чтобы помочь семье покойника, с которым был едва знаком. Родион - не верующий человек, но сейчас он просит Соню помолиться за него.

Часть третья

Раскольников встречается с матерью и сестрой. На первый взгляд может показаться, что он холоден и чрезмерно жесток с ними. Однако мысли о содеянном преступлении ни на секунду не покидают его. Он настолько мучается и начинает себя ненавидеть, что ему невыносимо находиться со своими «чистыми» и «светлыми» родственниками. Поэтому образ Раскольникова (сочинение излагается сквозь призму всех глав) - очень сложный и внутренне противоречивый.

Он приглашает Соню, знакомит ее с матерью и Дуней. Ее приниженность поражает его, Родиону становится очень жалко бедную девушку.

В этой части происходит разговор со следователем Порфирием Петровичем, в котором раскрывается Он пытается доказать, что ради чего-то великого могут быть совершены любые жертвы. По его мнению, люди делятся на обыкновенных и необыкновенных. Первым он дает такое определение: «вошь», или «тварь дрожащая». Вторых он сравнивает с Наполеоном.

По возвращении домой Родион снова ослабевает. Он понимает, что совесть не позволяет ему забыть об убийстве. Раскольников решает, что сам является «вошью». Все эти мысли и чувства дополняют образ Родиона Раскольникова.

Антипод

Еще одна противоположность главному персонажу - Свидригайлов. Это чрезмерно корыстный, хитрый, гадкий человек, оказавшийся здесь не случайно. Раскольников сразу чувствует, что это неприятная личность. Но Свидригайлов кажется Родиону странным, так как он не ведает его главной цели.

В этой части образ Родиона Раскольникова обретает новые грани. Он всеми силами борется за сестры. Несмотря на протесты, он добивается своего, и выводит Лужина на чистую воду. Он рад, что у матери и Дуни открываются глаза на этого мерзкого человека, которого он сразу распознал.

Визит к Соне ему был необходим, словно воздух. Он не понимает, чем эта несчастная девушка завоевала его доверие. Но Родион решил, что именно она должна его выслушать.

Допрос Порфирия Петровича показывает, что в нужную минуту Родион может быть изворотливым. Он не признается в содеянном преступлении, а у следователя всего лишь домыслы, фактов не хватает.

Часть пятая

Продолжаем дальше рассматривать великое сочинение. Образ Раскольникова дополняется новыми красками. Родион Романович приходит на поминки к Катерине Ивановне, где по вине Лужина случается нелепая ситуация с Сонечкой. Лебезятников и Раскольников спасают невинную девушку, которую оболгал этот неблагородный человек.

Родион Раскольников признается Соне, что это он совершил преступление. Мужчина снова говорит о своей теории, которую девушка всеми силами пытается понять. Он задает вопрос сам себе: «Тварь ли я дрожащая или право имею…». Соня не понимает, как он на такое решился. Девушка говорит, что Родион должен искупить свою вину и принять страдание. Однако Раскольников считает, что ему не в чем каяться.

Полные противоположности

И снова фигуре Раскольникова противопоставляется Свидригайлов. Омерзительные поступки, желание любой ценой обладать Дуней вызывают отвращение. Раскольников, несмотря на совершенное преступление, кажется гораздо благороднее и честнее. Можно охарактеризовать его как сбившегося с пути истинного или сильно запутавшегося, обреченного человека.

Раскольников приходит к матери и прощается с ней. Мужчина наконец-то говорит ей, как сильно он ее любит.

Соня неспроста появилась в жизни Родиона. Именно она убедила его прийти с повинной. Раскольников приходит в участок и приводит всех в изумление своим

Эпилог

Финал поражает своей внезапностью. Казалось бы, все и так ясно: преступление - наказание. Однако… Здесь происходит трансформация образа, о которой было заявлено вначале.

Раскольников получил восемь лет каторги. Соня последовала за ним в Сибирь, где виделась с возлюбленным у ворот острога по праздникам.

Он ведет себя с девушкой очень грубо, но постепенно привыкает к ее посещениям. Родион заболевает от уязвленной гордости. Преступник винит себя в том, что сознался. Раскольников неоднократно задает себе вопрос о том, почему не покончил с собой, как Свидригайлов. Родион чуть не умер от рук каторжников. Но не судьба была ему покидать этот мир. Его ждало воскрешение.

На очередном свидании с Соней он понимает, что любит ее. Это именно та девушка, которая смогла перевернуть его внутренний мир. Родион готов ждать еще семь лет каторги. Теперь ему есть ради кого жить. Благодаря Соне он почувствовал, что словно воскрес. И каторжники начали относиться к нему по-другому. Долго пролежала под подушкой у него книга от Сони - Евангелие. А теперь промелькнула и мысль: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере…».

Заключение

Сочинение на тему «Образ Раскольникова» каждый, конечно, напишет по-своему. Но главную идею внимательный читатель не сможет упустить. Внешний акцент сделан на преступлении и последующем наказании. А весь роман полон жизненных ситуаций и философских размышлений. Главные персонажи книги, как и люди в реальной жизни, резко контрастируют друг с другом. У каждого свои мысли и переживания, своя судьба. Несколько завуалированная идея - вера в Бога. Возможно, Раскольников не совершил бы преступление, если бы не думал только о своей теории, а руководствовался чем-то более высоким.

И еще одна идея, выходящая на поверхность в конце романа, заключается в том, что любовь способна воскресить душу человека.

/ / Радион Раскольников

Достоевский Федор Михайлович – великий, творческий человек, писатель–философ, который создал десятки грандиозных литературных произведений. И что свойственно всем его работам – это смысл бытия, которые ищут главные герои его произведений. Все представленные публике личности совершают негодные поступки, мучаются и страдают, ищут истину после содеянного. И все это превращает сюжет произведений в необычайно интересные и увлекательные события. Одним из таких героев является Раскольников Родион Романович из великого текста «Преступление и наказание».

Раскольников был бедным, он уединялся от людей, прятался от окружающих и никак не мог поправить свое положение. Отрешенность от мира порождает в нем страшные мысли. Он затевает теорию о сверхчеловеке, которому под силу абсолютно все. И эту теорию он хочет проверить на себе.

Мысли об убийстве стали менять его. Он вынашивал их, сидя взаперти от окружающего мира. И, в конечном итоге, Раскольников решается на преступление. Он выбирает старушку-процентщицу, которую считает абсолютно ненужной и никчемной.

Что же стало тем толчком, который подвигнул Раскольникова на такое злодеяние? Конечно, его бедность, его бессмысленное существование, социальная несправедливость. Чтобы хоть как-то себя оправдать и проявить в этом обществе, Родион Романович и решил совершить преступление.

Но что же происходит дальше? Облегчения не наступает. Все наоборот становится еще страшнее. Раскольников избегает близких, лучших друзей. Он не хочет впутывать их в свой грех. Есть только один персонаж произведения, которого Раскольников подпустил к себе и поведал правку. Это Соня Мармеладова. За ее душей также таяться грехи. Вот она и проникается к бедному Родиону, жалеет его душу, которая разрывается на части.

Все предположения Раскольникова о сверхчеловеке, который ни за что не отвечает, вмиг рассеиваются. Он понимает, что за все совершенные поступки нужно отвечать и расплачиваться. Его мысли об убийстве породили не просто злодеяние. Ему пришлось убить двоих людей.

Он не ждал сестру Лизавету во время совершения убийства, поэтому решился на продолжение ужасного греха. Убийство двоих людей не дает ему жить, и, в конечном итоге, он все рассказывает следователю, кается перед обществом.

В конце романа мы узнаем про оптимистические мечты героев. Они, находясь на каторге, думают о счастье. Достоевский создал великий творческий шедевр. Он вложил в него глубокий смысл. Никакое преступление и злодеяние не может быть безнаказанным. Но, человек, который раскаивается в содеянном, может рассчитывать на прощение.

Многогранный роман

Листая первые страницы книги, мы начинаем знакомиться с образом Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание». Рассказывая историю его жизни, писатель заставляет нас размышлять над целым рядом важных вопросов. Трудно определить, к какому типу романа относится произведение Ф. М. Достоевского. В нём поднимаются проблемы, затрагивающие различные сферы жизни человека: общественную, нравственную, психологическую, семейную, моральную. Родион Раскольников является центром романа. Именно с ним связаны все остальные сюжетные линии великого произведения классика.

Главный герой романа

Внешний вид

Описание Раскольникова в романе начинается с первой главы. Мы знакомимся с молодым человеком, который находится в болезненном состоянии. Он мрачен, задумчив и замкнут. Родион Раскольников – бывший студент университета, забросивший занятия на юридическом факультете. Вместе с автором мы видим скудную обстановку комнаты, где проживает молодой человек: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длинной, имевшая самый жалкий вид». Внимательно разглядываем детали изношенной одежды. Родион Раскольников находится в крайне бедственном положении. У него нет денег, чтобы отдать долги за квартиру, оплатить учёбу.

Черты характера

Характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание» даётся автором постепенно. Сначала мы знакомимся с портретом Раскольникова. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Затем начинаем разбираться в его характере. Юноша умён и образован, горд и независим. Унизительное материальное положение, в котором он оказался, делают его угрюмым и замкнутым. Его раздражает общение с людьми. Любая помощь со стороны близкого друга Дмитрия Разумихина или пожилой матери кажется ему унизительной.

Идея Раскольникова

Непомерная гордыня, больное самолюбие и нищенское состояние порождают в голове Раскольникова некую идею. Суть которой состоит, в подразделении людей на два разряда: обычных и право имеющих. Думая о своём великом предназначении, «тварь ли я дрожащая или право имею?», герой готовится к преступлению. Он считает, что совершив убийство старухи, проверит свои идеи, сможет начать новую жизнь и осчастливить человечество.

Преступление и наказание героя

В реальной жизни всё получается иначе. Вместе с жадной процентщицей гибнет убогая Лизовета, никому не причинившая зла. Ограбление не удалось. Раскольников не смог заставить себя воспользоваться краденным. Ему противно, тошно и страшно. Он понимает, что зря рассчитывал на роль Наполеона. Переступив нравственную черту, лишив жизни человека, герой всячески избегает общения с людьми. Отверженный и больной, он оказывается на грани сумасшествия. Семья Раскольникова, его друг Дмитрий Разумихин безуспешно пытаются понять состояние юноши, поддержать несчастного. Гордый молодой человек отвергает заботу близких и остаётся один на один со своей проблемой. «Но зачем же они меня так любят, если я не стою того!

О, если б я был один и никто не любил меня, и сам бы я никого не любил!» – восклицает он.

После рокового события герой заставляет себя общаться с незнакомыми людьми. Принимает участие в судьбе Мармеладова и его семьи, отдавая присланные матерью деньги на похороны чиновника. Спасает от растления юную девочку. Благородные порывы души быстро сменяются раздражением, досадой и одиночеством. Жизнь героя будто разделилась на две части: до убийства и после него. Он не ощущает себя преступником, не осознаёт своей вины. Больше всего он переживает из-за того, что не выдержал испытания. Родион пытается запутать следствие, понять, подозревает ли его умный и хитрый следователь Порфирий Петрович. Постоянное притворство, напряжение и ложь лишают его сил, опустошают душу. Герой чувствует, что поступает неправильно, но не желает признавать свои ошибки и заблуждения.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова

Возрождение к новой жизни началось после знакомства Родиона Раскольникова с Соней Мармеладовой. Восемнадцатилетняя девушка сама находилась в крайне бедственном состоянии. Застенчивая, скромная по натуре героиня вынуждена жить по жёлтому билету, чтобы отдавать деньги своей голодающей семье. Она постоянно терпит оскорбления, унижения и страх. «Безответная она», – говорит о ней автор. Но это слабое существо обладает добрым сердцем и глубокой верой в бога, которая помогает не только выстоять самой, но и поддерживать других. Любовь Сони уберегла Родиона от гибели. Её жалость поначалу вызывает у гордого юноши протест и негодование. Но именно Соне поверяет он свою тайну и именно у неё ищет сочувствия и поддержки. Измученный борьбой с самим собой, Раскольников, по совету подруги, признаёт свою вину и отправляется на каторгу. Он не верит в бога, не разделяет её убеждений. Мысль о том, что счастье и прощение надо выстрадать непонятна герою. Терпение, забота и глубокое чувство девушки помогло Родиону Раскольникову обратиться к богу, раскаяться и начать жить заново.

Основная идея произведения Ф. М. Достоевского

Подробное описание преступления и наказания Раскольникова составляют основу сюжета романа Ф. М. Достоевского. Наказание начинается сразу после совершения убийства. Мучительные сомнения, угрызения совести, разрыв с близкими людьми оказались гораздо страшнее долгих лет каторги. Писатель, подвергая глубокому анализу Раскольникова, пытается предостеречь читателя от заблуждений и ошибок. Глубокая вера в бога, любовь к ближнему, нравственные принципы должны стать основными правилами в жизни каждого человека.

Проведенный анализ образа главного героя романа может быть использован учащимися 10 классов при подготовке к написанию сочинения на тему «Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»».

Тест по произведению

До убийства

Литература

  • Наседкин, Н. Н. Раскольников // Достоевский. Энциклопедия. - Москва: Алгоритм, 2003. - С. 408-412. - 800 с. - (Русские писатели). - 5000 экз. - ISBN 5-9265-0100

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Раскольников, Родион Романович" в других словарях:

    Сцена из спектакля «Преступление и наказание» Саратовского драмтеатра. Порфирий Петрович и Родион Раскольников Родион Романович Раскольников главный действующий персонаж романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Содержание 1… … Википедия

    Раскольников, Фёдор Фёдорович (1892 1939) советский военный и государственный деятель, советский писатель и журналист, дипломат. Раскольников, Родион Романович литературный персонаж Фёдора Михайловича Достоевского … Википедия

    Раскольников, Фёдор Фёдорович (1892 1939) советский военный и государственный деятель, советский писатель и журналист, дипломат. Раскольников, Родион Романович литературный персонаж Фёдора Михайловича Достоевского … Википедия

    Crime and Punishment - For other uses, see Crime and Punishment (disambiguation). Crime and Punishment … Wikipedia

    Rodion Romanovich Raskolnikov - This article is about the fictional protagonist of Crime and Punishment. For the Russian sailor, Bolshevik agitator and diplomat, see Fedor Raskolnikov. Rodion Romanovich Raskolnikov (Russian: Родион Романович Раскольников) is the fictional… … Wikipedia

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

(Роман, 1866)

Раскольников Родион Романович главный герой. Соотносим с пушкинским Германном («Пиковая дама»), бальзаков| ским Растиньяком («Отец Горио»), Жюльеном Сорелем из рома-на Стендаля «Красное и черное». Сам Достоевский в черновых материалах к роману сопоставляет Раскольникова с Жаном Сбо-гаром, героем одноименного романа французского писателя Ш. Нодье (1818). «...Замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Мечтатель, романтик, гордая, сильная и благородная личность, всецело поглощенная идеей. Учился в университете на юридическом факультете, который оставил из-за отсутствия средств, а также из-за захватившей его идеи. Однако он по-прежнему считает себя студентом. В университете почти не имел товарищей и всех чуждался. Занимался усиленно, не жалея себя, его уважали, но не любили из-за его гордости и высокомерия. Он — автор статьи, в которой рассматривает «психологическое состояние преступника в продолжение всего хода преступления». Мысль об убийстве старушонки вызывает у Р. не только нравственное, но и эстетическое отвращение («Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!..»). Одно из основных разрывающих героя внутренних противоречий — тяга к людям и отталкивание от них.

По первоначальному замыслу Достоевского герой поддается «некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе». Речь идет об утилитарной морали, выводящей все из принципа разумной пользы. Со временем мотивировки преступления Р. уточняются и углубляются. Они связаны с двумя главными идеями: позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство? Согласно этому замыслу герой изображается великодушным мечтателем, гуманистом, жаждущим осчастливить все человечество. У него доброе и сострадательное сердце, уязвленное зрелищем человеческого страдания. Пытаясь помогать обездоленным, он приходит к осознанию собственного бессилия перед лицом мирового зла.

В отчаянии он решается «преступить» нравственный закон — убить из любви к человечеству, совершить зло ради добра.

Р. ищет могущества не из тщеславия, а чтобы действенно помочь людям, погибающим в нищете и бесправии. Однако рядом г этой идеей существует другая — «наполеоновская», которая постепенно выходит на первый план, оттесняя первую. Р. делит нее человечество на «...два разряда: на низший (обыкновенных), т. е., так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, т. е. имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Первый разряд, меньшинство, рожден властвовать и повелевать, второй — «жить в послушании и быть послушными». Главным для него становятся свобода и власть, которую он может употребить как ему заблагорассудится — на добро или на зло. Он признается Соне, что убил, потому что хотел узнать: «имею ли я право власть иметь?» Он хочет понять: «вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли переступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею». Это самопроверка сильной личности, пробующей свою силу. Обе идеи владеют душой героя, разрывают его сознание.

Р. — духовный и композиционный центр романа. Внешнее действие лишь обнаруживает его внутреннюю борьбу. Он должен пройти через мучительное раздвоение, «перетащить на себе все pro и contra», чтобы понять себя и нравственный закон, нерасторжимо связанный с человеческой сущностью. Герой разгадывает загадку собственной личности и вместе с тем загадку человеческой природы.

В начале романа герой окружен таинственностью, постоянно упоминает о некоем «деле», на которое хочет покуситься. Он живет в комнатке, похожей на гроб. Отъединившись от всех и замкнувшись в своем углу, он вынашивает мысль об убийстве. Окружающий мир и люди перестают быть для него подлинной реальностью. Однако «безобразная мечта», которую он вынашивает в течение месяца, вызывает у него отвращение. Он не верит в то, что может совершить убийство, и презирает себя за отвлеченность и неспособность к практическому действию. Он идет к старухе-процентщице для пробы — место осмотреть и примериться. Он думает о насилии, а душа его корчится под бременем мирового страдания, протестуя против жестокости. Во сне-воспоминании о лошади (один из самых впечатляющих эпизодов), которую секут по глазам, явлена правда его личности, правда земного нравственного закона, который он все-таки намерен преступить, отворачиваясь от этой правды.

К осуществлению идеи его подталкивает безвыходность положения. Из письма матери он узнает, что его любимая сестра Дуня, чтобы спасти его и себя от нищеты и голода, собирается пожертвовать собой, выйдя замуж за дельца Лужина. Разумом принимая идею, но душой противясь ей, он поначалу отрекается от своего замысла. Он молится, как в детстве, и вроде бы освобождается от наваждения. Однако торжество его преждевременно: идея уже проникла в подсознание и постепенно снова завладевает всем его существом. Р. уже не управляет своей жизнью: идея-рок неуклонно ведет его к преступлению. Случайно на Сенной площади он слышит, что завтра в семь часов старуха-процентщица останется одна.
После убийства старухи и ее сестры Лизаветы Р. переживает глубочайшее душевное потрясение. Преступление ставит его «по ту сторону добра и зла», отделяет от человечества, окружает ледяной пустыней. «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались душе его». У него горячка, он близок к помешательству и даже хочет покончить с собой. Он пытается молиться и сам над собой смеется. Смех сменяется отчаянием. Достоевский акцентирует мотив отчуждения героя от людей: они кажутся ему гадкими и вызывают «...бесконечное, почти физическое отвращение». Даже с самыми близкими он не может говорить, чувствуя пролегшую между ними непреодолимую границу. Тем не менее он идет к бывшему университетскому знакомому Разумихину, помогает семье раздавленного лошадьми Мармеладова, отдавая последние, полученные от матери деньги.

В какую-то минуту Р. кажется, что он способен жить с этим черным пятном на совести, что с прежней жизнью покончено, что наконец восторжествует «царство рассудка и света теперь... и воли, и силы...». В нем вновь пробуждаются гордость и самоуверенность. Из последних сил он пытается бороться со следователем Порфирием Петровичем, чувствуя, что тот всерьез подозревает его. При первом же свидании с Порфирием Петровичем он, объясняя свою статью, излагает идею о «необыкновенных людях», которые имеют право сами «...разрешить своей совести перешагнуть... через иные препятствия, и единственно в том случае, если исполнение идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует». В разговоре со следователем Р. твердо отвечает на его вопрос, что верует в Бога и в воскресение Лазаря. Однако при свидании с Соней он злорадно возражает ей: «Да, может, и Бога-то совсем нет?» Он, как и многие герои-идеологи Достоевского, скорее мечется между верой и безверием, чем действительно верует или не верует.

Устав от «теории» и «диалектики», Р. начинает осознавать ценность обычной жизни: «Как бы ни жить — только жить! Экая правда! Господи, какая правда! Подлец человек! И подлец гот, кто его за это подлецом называет». Он, желавший быть «необыкновенным человеком», достойным подлинной жизни, готов смириться с простым и примитивным существованием. Его гордость сокрушена: нет, он не Наполеон, с которым постоянно соотносит себя, он — всего лишь «эстетическая вошь». У него вместо Тулона и Египта — «тощенькая гаденькая регистраторша», однако ему и того достаточно, чтобы впасть в отчаяние. Р. сокрушается, что ведь должен был заранее знать про себя, про свою слабость, прежде чем идти «кровавиться». Он не в силах один нести тяжесть преступления и признается в нем Сонечке. По ее совету он хочет всенародно покаяться — становится на колени посреди Сенной площади, но так и не может произнести «я убил». Он идет в контору и признается. На каторге Р. долго болеет, чему причиной — уязвленная гордость, но, не желая смириться, продолжает оставаться отчужденным от всех. Ему снится апокалипсический сон: некие трихины, вселяющиеся в души людей, заставляют их считать себя главными носителями истины, в результате чего начинается всеобщая вражда и взаимное истребление. Воскрешает же его к новой жизни наконец дошедшая до его сердца любовь Сонечки и его собственная любовь к ней.

В развернувшейся полемике вокруг «Преступления и наказания» и, в частности, образа Р. можно выделить статью Д. И. Писарева «Борьба за жизнь» (1867), где критик анализирует социально-психологические причины, толкнувшие героя на преступление, и объясняет его бесчеловечностью и противоестественностью существующего строя. В статье критика Н. Н. Страхова «Наша изящная словесность» (1867) выдвигается на первый план мысль, что Достоевский вывел в лице Р. новый образ «нигилиста», изобразив «...нигилизм не как жалкое и дикое явление, а в трагическом виде, как искажение души, сопровождаемое жестоким страданием». Страхов увидел в Р. черту «истинного русского человека» — своего рода религиозность, с которой он предается своей идее, стремление дойти «до конца, до края той дороги, на которую его завел заблудший ум».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!