"премудрый пескарь", анализ сказки. Салтыков-щедрин михаил евграфович

премудрый пискарь, премудрый пискарь краткое содержание
сказка/басня

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Язык оригинала: Дата написания:

декабрь 1882 - первая половина января 1883

Дата первой публикации: Издательство:

газета «Общее дело» (Женева)

Текст произведения в Викитеке У этого термина существуют и другие значения, см. Премудрый пескарь.

(в некоторых современных детских изданиях - «Премудрый пескарь») - сатирическая сказка из цикла «Сказки для детей изрядного возраста» М. Е. Салтыкова-Щедрина, вышедшая в 1883 году.

  • 1 История создания и публикации
  • 2 Критика
  • 3 Сюжет
  • 4 Использование выражения
  • 5 Экранизации
  • 6 Иллюстрации
  • 7 Примечания

История создания и публикации

Написана в декабре 1882 - первой половине января 1883 года. Впервые опубликована в сентябре 1883 года в № 55 эмигрантской газеты «Общее дело» (Женева), с. 2-4, вместе со сказками «Самоотверженный заяц» и «Бедный волк», под редакционной рубрикой «Сказки для детей изрядного возраста», без подписи. России впервые - в журнале «Отечественные записки» №1, 1884, с. 275-280 (16 января). Как книжное издание - в публикации вольной гектографии «Общественная польза», под общим заглавием «Сказки» и под подписью Н. Щедрин. Женевское издание в течение 1883 года (до публикации сказок в «Отечественных записках») в разных форматах выпускалось восемь раз (шесть раз с указанием даты выпуска и два раза без указания). Издание распространялось участниками «Народной воли», о чем свидетельствует печать на ряде сохранившихся экземпляров («Книжная агентура Народной воли»). Одно из изданий сборника с обозначением даты выпуска в отличие от всех других содержит только одну сказку - «Премудрый пискарь».

Критика

По мнению комментаторов и критиков, сказка посвящена сатирической критике малодушия и трусости, которые овладели общественными настроениями части интеллигенции после разгрома народовольцев.

Писатель и критик Константин Арсеньев заметил, что сказка «Премудрый пискарь» перекликается с «Вечером четвертым» из «Пошехонских рассказов», появившемся в № 10 «Отечественных записок» за 1883 г., где публицист Крамольников обличает либералов, прячущихся от суровой действительности в «норы», заявляя, что таким путем им спастись все-таки не удастся.

Впоследствии, на основании этого сходства и посчитав за первую публикацию сказки появление ее в России в январе 1884 года, писатель Иванов-Разумник сделал вывод, что идея «Пискаря» первоначально была высказана в третьем пошехонском «вечере». действительности же речь Крамольникова в «Пошехонских рассказах» не предвещает, а повторяет идею уже до того написанной и опубликованной в зарубежном «Общем деле» сказки «Премудрый пискарь».

Сюжет

В реке живёт пескарь. Его родители прожили аредовы веки и умирают своей смертью. Отец пескаря перед смертью говорит ему, чтобы тот всегда был осторожен (ведь всюду опасность), и сам чуть было не попал в уху. Пескарь решает вырыть себе маленькую нору, чтобы никто, кроме него, не мог там поместиться, и никогда не выходит из норы днём, а ночью ненадолго вылезает из неё, чтобы выполнить ночной моцион.

Так проходит много лет. Пескарь всего боится и не вылезает из норы. Однажды он видит во сне, как выигрывает в лотерею двести тысяч рублей. Пескарь проживает сотню лет, больной и старый, но рад тому, что умирает как батюшка и матушка. Заснув, он видит былые честолюбивые сны, будто выиграл он двести тысяч и сам щук глотает. Засыпая, пескарь забывается, его рыло вылезает из норы, и после этого пескарь непонятным образом исчезает. Заканчивается сказка предположением:

Скорее всего - сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пескаря, да к тому же ещё и премудрого?

Использование выражения

Выражение «премудрый пескарь» использовалось как нарицательное, в частности, В. И. Лениным в борьбе с российскими либералами, бывшими «левыми октябристами», перешедшими к поддержке право-либеральной модели конституционной демократии после роспуска Думы первого созыва Николаем II:

О, премудрые пескари пресловутой прогрессивной «интеллигенции»! Защита интеллигентскими радикалами мирнообновленцев, поворот центрального органа партии к.-д. к мирному обновлению тотчас после инструкций о бланках, это все - типичные образчики либеральной тактики. Правительство шаг вправо, - а мы два шага вправо! Глядишь - мы опять легальны и мирны, тактичны и лояльны, приспособимся и без бланков, приспособимся всегда применительно к подлости! Это кажется либеральной буржуазии реальной политикой.

В. И. Ленин, Подделка правительством думы и задачи социал-демократии, 1906 г., ПСС В. И. Ленина, т. 14, с. 199. Архивировано из первоисточника 21 ноября 2012.

Согласно «Энциклопедическому словарю крылатых слов и выражений», Щедрин под видом пескаря изобразил российскую либеральную интеллигенцию, озабоченную только выживанием; в иронически-иносказательном смысле выражение используется в значении: человек-конформист, социально или политически пассивный трусливый человек, который возводит свой конформизм в ранг философии.

Экранизации

В 1979 году режиссер В. Караваев выпустил по сказке одноименный мультфильм (студия «Союзмультфильм», продолжительность 9 минут 23 секунды).

Иллюстрации

Сказка многократно иллюстрировалась, в т.ч. такими художниками, как Кукрыниксы (1939), Ю. Северин (1978), М. Скобелев и А. Елисеев (1973)

Примечания

В Викицитатнике есть страница по теме
  1. 1 2 Согласно нормам правописания XIX века, слово «пескарь» в этой сказке традиционно пишется через «и» - «пи скарь», в том числе в современных академических (с комментариями) изданиях Салтыкова-Щедрина. Некоторые детские иллюстрированные неакадемические издания называют главного героя согласно современным нормам - «пе скарь».
  2. 1 2 3 Комментарии В. Н. Баскакова, А. С. Бушмина к изданию: М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки. Пестрые письма // Собрание сочинений в двадцати томах. - Том 16. - Книга 1. - С. 425-435.
  3. К. К. Арсеньев. Салтыков-Щедрин. СПб., 1906, с. 218-219.
  4. М. Е. Салтыков (Щедрин). Соч., т. V. М. - Л., ГИЗ, 1927, с. 496-497.
  5. Цит. по комментарию Т. Сумароковой в: Салтыков-Щедрин, М. Е. История одного города; Сказки / Предисл. Ю. Козловского; Коммент. Т. Сумароковой; Ил А. Самохвалова. - М.: Правда, 1984. - 400 с., ил. - С. 395.
  6. Инструкция царского правительства, запрещающая выдачу избирательных бланков нелегализированным партиям, введена после роспуска Думы первого созыва Николаем II.
  7. Премудрый пескарь // Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений / сост. Вадим Серов. - М.: «Локид-Пресс», 2003..
  8. Кукрыниксы, иллюстрация к сказке Премудрый пискарь. Архивировано из первоисточника 21 ноября 2012.
  9. Премудрый пескарь, 1978
  10. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь». Рисунки М. Скобелева и А. Елисеева. Изд. «Детская литература», М. – 1973

премудрый пискарь, премудрый пискарь краткое содержание, премудрый пискарь читать

Премудрый пискарь Информацию О

Салтыков-Щедрин М., сказка "Премудрый пескарь"

Жанр: сатирическая сказка

Главные герои сказки "Премудрый пескарь" и их характеристика

  1. Премудрый пескарь. Глупый, робкий, бесполезный. Никому не желал добра, никто про него и не вспомнил.
  2. Родители пескаря. Умные, осторожные, наученные горьким опытом.
  3. Прочая рыба. Щуки, раки.
План пересказа сказки "Премудрый пескарь"
  1. Советы отца
  2. Как отец в сеть попал.
  3. Как отец ухи избежал
  4. Новая нора и план жизни
  5. Пескарь следует плану
  6. Сон про двести тысяч
  7. Рак и щука
  8. Столетний юбилей
  9. Рассуждения о роде
  10. Кто его вспомнит?
  11. Приятные забытье
  12. Смерть пескаря
Кратчайшее содержание сказки "Премудрый пескарь" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Отец и мать учили пескаря быть осторожным
  2. Отец приводил пример с ухой, в которую он чуть не попал
  3. Решил пескарь выдолбить норку и покидать ее лишь по ночам и в обед
  4. Ни рак, ни щука не поймали пескаря и прожил он более ста лет.
  5. Стал пескарь жалеть, что никто его не уважает, и не любит
  6. Приснился ему приятный сон, высунулся он из норы и умер.
Главная мысль сказки "Премудрый пескарь"
Жить нужно делая добро и принося пользу, чтобы людям было что вспомнить о тебе.

Чему учит сказка "Премудрый пескарь"
Сказка учит не боятся трудностей и опасностей. Учит жить смело и уверенно. Учит делать людям добро. Учит приносить пользу. Учит продолжать свой род. Учит тому, что долгая жизнь не залог полезной жизни. Учит рисковать, вести активный образ жизни, получать от жизни удовольствие.

Отзыв на сказку "Премудрый пескарь"
Это очень назидательная история. Пескарь думал лишь о том, чтобы его никто не съел, он всю жизнь дрожал, боялся. И получилось так, что хоть и прожил он более ста лет, да только настоящей жизни не видал. Нечего ему вспомнить перед смертью, только свои собственные страхи. Не жаль его нисколько.

Пословицы к сказке "Премудрый пескарь"
Волков бояться, в лес не ходить.
Боязливому и своя тень страшна.
Двух смертей не видать, а одной не миновать.
Живут один раз, не потом, а сейчас.
Кто людей любит, того жизнь голубит.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Премудрый пескарь"
Отец и мать у пескаря были умными. Они и посоветовали пескарю жить осторожно, чтобы в зубы щуке и прочим хищникам не попасть.
И стал пескарь своим умом раскидывать. Видит, везде ему мат получается. Большие рыбы его заглотить могут. От своего брата пескаря тоже обида - чуть комара поймал, всем стадом отнимать бросаются.
А человек вообще ужасное существо. Сколько всяких приспособлений для умерщвления выдумал! Неводы, верши, сети, уда.
Особенно отец насчет уды предостерегал. Хотя сам едва в уху не попал.
Ловили тогда рыбаки рыбу неводом. И пескаря зацепили. Чувствует тот, что тянут его куда-то. Потом из воды вытянули, и отец-пескарь на жаре сразу разомлел. Только видить, костер, а на котле что-то черное бурлящее. И в него рыбу валят - уху делают.
Но пескарю-отцу тогда повезло. Выпустили его за малостью.
И вот пескарь решил последовать советам родителей и своим собственным рассуждениям. И первым делом выдолбил себе норку удобную и глубокую. А вторым делом решил выходить на моцион только по ночам, когда вся рыба спит. А чтобы еды-питья промыслить, выбегать на полчаса в обед, когда другая рыба уже сыта.
Так и стал пескарь жить. Днем дрожал, ночью моцион совершал. В обед выскочит, поглотает воды и обратно в норку.
Однажды приснилось пескарю, что он билет выигрышный выиграл. Так он чуть ли на полморды из норы высунулся, а там как раз шуренок сидел. Вот попал бы.
В другой раз рак напротив норы устроился, стал пескаря караулить. Но хитер пескарь, в норке просидел весь день. И в другой раз тоже, когда щука его караулила.
Так и прожил пескарь более ста лет, и каждый день дрожал, и каждый день думал, что слава богу жив пока. Ни семьи ни завел, ни детей.
И вот уже щуки его хвалить стали за благоразумие, но с корыстной целью. Думали выманить пескаря лестью. Но хитер пескарь, не поддался.
Прошло еще сколько-то лет. Стал пескарь помирать, да вдруг мысль ему в голову пришла. Что кабы все пескари так жили, как он, то род их давно прекратился бы.
Жалко стало пескарю своей никчемной жизни. Хотел было вылезти из норы напоследок, да испугался и задрожал. Вся жизнь перед пескарем пронеслась. Понял он, что никакой он пользы не принес, никому доброго слова не сказал и никто про него не вспомнит.
Никто к нему за советом как прожить сто лет не идет, никто его даже премудрым не называет. Только остолопом. И стал пескарь уже забываться, да только видит в забытьи тот самый приятный сон, что выиграл он двести тысяч, да вырос на поларшина, так что смог сам щук глотать.
И стал помаленьку пескарь из норы выползать, да только вдруг исчез. То ли щука его слопала, то ли рак, то ли просто сам умер. Ведь какой щуке захочется глотать умирающего пескаря, да еще и премудрого?

Рисунки и иллюстрации к сказке "Премудрый пескарь"

В самые тяжелые годы реакции и строгой цензуры, которые создавали просто невыносимые условия для продолжения его литературной деятельности, Салтыков-Щедрин нашел блестящий выход из сложившейся ситуации. Именно в то время он начал писать свои произведения в форме сказок, которые позволили ему продолжить бичевание пороков российского общества вопреки неистовству цензуры.

Сказки стали для сатирика своеобразной экономной формой, позволявшей продолжить темы своего прошлого . Скрывая истинный смысл написанного от цензуры, писатель использовал эзопов язык, гротеск, гиперболу и антитезу. В сказках для « изрядного возраста» Салтыков-Щедрин, как и прежде, говорил о тяжелой судьбе народа и высмеивал его угнетателей. Бюрократы, градоначальники-помпадуры и другие нелицеприятные персонажи предстают в сказках в образах животных – орла, волка, медведя и др.

«Жил - дрожал, и умирал – дрожал»


Согласно нормам правописания XIX века, слово «пескарь» писалось через «и» - «пискарь».
Одним из таких произведений является ставшая хрестоматийной сказка «Премудрый пискарь», написанная Салтыковым-Щедриным в 1883 году. Сюжет сказки, повествующий о жизни самого обычного пескаря, известен любому образованному человеку. Имея трусливый характер, пескарь ведет замкнутый образ жизни, старается не высовываться из своей норы, вздрагивает от каждого шороха и мелькнувшей тени. Так он и живет до самой своей смерти, и только в конце жизни к нему приходит осознание никчемности столь жалкого его существования. Перед смертью в его сознании возникают вопросы, касающиеся всей его жизни: «Кого он пожалел, кому помог, что сделал хорошего и полезного?». Ответы на эти вопросы наталкивают пескаря на довольно печальные выводы: что никто его не знает, никому он не нужен и вряд ли кто-то вообще о нем вспомнит.

В этом сюжете сатирик в карикатурной форме четко отражает нравы современной мещанской России. Образ пескаря вобрал в себя все нелицеприятные качества трусливого, замкнутого в себе обывателя, постоянно трясущегося за свою шкуру. «Жил - дрожал, и умирал – дрожал» – такова мораль этой сатирической сказки.


Выражение «премудрый пескарь» использовалось как нарицательное, в частности, В. И. Лениным в борьбе с либералами, бывшими «левыми октябристами», перешедшими к поддержке право-либеральной модели конституционной демократии.

Читать сказки Салтыкова-Щедрина довольно сложно, некоторые люди так и не могут понять глубокого смысла, вкладываемого писателем в свои произведения. Мысли, которые изложены в сказках этого талантливого сатирика, и сейчас актуальны в России, погрязшей в череде социальных проблем.

Предназначенная для взрослых сказка «Премудрый пескарь» при тщательном анализе демонстрирует типичные черты творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Писатель был мастером тонкой иронии. В рамках выбранного стиля автор рисует очень характерные образы, помогая себе использованием приемов гротеска и гиперболизируя фигуры главных героев.

Литературная критика советской школы стремилась искать в русской классике имперского периода черты классового противостояния и социальной борьбы. Та же судьба постигла и сказку о премудром пескаре – в главном герое старательно отыскивали черты презренного мелкого чиновника, дрожащего от страха, вместо того, чтобы посвятить жизнь классовой борьбе.

Однако большинство русских писателей волновали все же не столько революционные идеи, сколько нравственные проблемы общества.

Жанр и смысл названия сказки

Сказочный жанр издавна был привлекателен для беллетристов. Он интересен тем, что в рамках иносказательности можно позволить себе провести любые параллели с объективной действительностью и реальными фигурами современников, не скупясь на эпитеты, но при этом никого не раздражая.

Типичный жанр сказки подразумевает участие в сюжете животных, наделяемых умом, расторопностью, человеческой манерой общения и поведения. В данном случае произведение своей фантасмагоричностью вполне вписывается в сюжет сказки.

Начинается произведение характерно – жил-был. Но при этом оно называется сказкой для взрослых, потому что автор иносказательным языком предлагает читателю задуматься над отнюдь не детской проблемой – о том, как прожить свою жизнь, чтобы перед смертью не сожалеть о ее бессмысленности.

Название вполне соответствует жанру, в котором написано произведение. Пескарь назван не умным, не мудрым, не интеллектуальным, а именно «премудрым», в лучших традициях сказочного жанра (достаточно вспомнить хотя бы Василису Премудрую).

Но уже в самом этом названии угадывается печальная ирония автора. Оно сразу настраивает читателя на раздумья о том, справедливо ли главного героя называть премудрым.

Главные герои

В сказке самым ярким портретом создан образ самого премудрого пескаря. Автор не только характеризует его общий уровень развития – «ума палата» рассказывает предысторию становления особенностей его характера.

Он детально описывает мотивы поступков главного героя, его мысли, душевные метания и сомнения незадолго до смерти.

Пескарь-сын – не глупый, мыслящий, даже склонный к либеральным идеям. При этом он — настолько трусливая особь, что готов вести борьбу даже со своими инстинктами, чтобы сохранить жизнь. Он согласен жить всегда голодным, не создавая своей семьи, не общаясь с сородичами, практически не видя солнечного света.

Поэтому сын внял главному поучению отца и, лишившись родителей, решил предпринять все доступные меры, чтобы никогда не рисковать своей жизнью. Все, что он впоследствии делал, было направлено на реализацию задуманного.

В итоге, не сама жизнь во всей ее полноте, а именно сохранение жизни приобрело наибольшее значение, превратилось в самоцель. И ради этой идеи пескарь пожертвовал абсолютно всем, ради чего, собственно, он и появился на свет.

Пескарь-отец — второй герой сказки. Он, заслуживая позитивной характеристики автора, жил обычной жизнью, имел семью и детей, рисковал в меру, но имел неосторожность на всю жизнь напугать сына рассказом о том, как он чуть в уху не попал.

Основная картина его личности формируется у читателя преимущественно благодаря рассказу об этом драматическом инциденте, излагаемому от первого лица.

Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»

Пескарь, сын хороших и заботливых родителей, оставшись один после их смерти, переосмыслил свою жизнь. Будущее его испугало.

Ему виделось, что он слаб и беззащитен, а водный мир вокруг него полон опасностей. Чтобы сохранить свою жизнь, пескарь стал копать себе нору, чтобы прятаться от основных угроз.

Днем он из нее не выбирался, гулял только ночью, из-за чего со временем почти ослеп. Если снаружи мерещилась опасность, то он предпочитал оставаться голодным, чтобы не рисковать. Из-за своего страха пескарь отказался от полноценной жизни, общения и продолжения рода.

Так он прожил в своей норе больше ста лет, дрожа от страха и считая себя премудрым, потому что оказался столь предусмотрительным. При этом другие обитатели водоема не разделяли его мнения о себе, считая дураком и остолопом, который живет отшельником ради сохранения своей никчемной жизни.

Иногда ему снился сон, в котором он выигрывает двести тысяч рублей, перестает дрожать и становится настолько большим и уважаемым, что сам начинает глотать щук. При этом на самом деле он не стремится стать богатым и влиятельным, это всего лишь тайные мечты, воплощенные в снах.

Однако перед смертью пескарю приходят в голову мысли о никчемно прожитой жизни. Анализируя прожитые годы, думая о том, что никого никогда не утешил, не порадовал, не обогрел, он осознает, что если бы другие пескари вели такую же бесполезную жизнь, как и он, то пескарий род быстро бы пресекся.

Умирает он так же, как жил – незаметно для других. По словам автора, он исчез, а скончался в результате естественной смерти или был съеден – никому не интересно, даже автору.

Чему учит сказка «Премудрый пескарь»

Автор иносказательным языком пытается заставить читателя переосмыслить важнейшую философскую тему – о смысле жизни.

Именно то, на что человек растратит свою жизнь, и станет в итоге основным критерием его мудрости.

С помощью гротескного образа пескаря Салтыков–Щедрин пытается донести эту мысль до читателя, предостеречь молодое поколение от неверного выбора своей стези, а более старшему — предлагает задуматься о достойном финале жизненного пути.

История не нова. Евангельская притча о человеке, закопавшем свой талант в землю, как раз об этом. В ней дается самый первый и главный нравственный урок на эту тему. В дальнейшем в литературе неоднократно поднималась проблема маленького человека — «твари дрожащей», и его места в обществе.

Но при всем этом изрядная часть поколения современников Салтыкова–Щедрина — знакомая с литературным наследием предков, образованная, и в меру либеральная, не сделала нужных выводов, поэтому во множестве своем являла собой именно таких пескарей, не имеющих ни гражданской позиции, ни социальной ответственности, ни стремления к позитивному преобразованию общества, окопавшись в своем мирке и дрожа от страха перед власть имущими.

Любопытно, что само общество тоже считает подобных особей балластом — не интересным, глупым и бессмысленным. О пескаре обитатели водоема высказывались крайне нелицеприятно, несмотря на то, что он жил, никому не мешая, никого не обижая и не наживая врагов.

Конец жизни главного героя очень показателен – он не умер, не был съеден. Он исчез. Автор выбрал такой финал, чтобы еще раз подчеркнуть эфемерность существования пескаря.

Основная мораль сказки в следующем: если при жизни человек не стремился делать добро и быть нужным, то и смерти его никто не заметит, потому что существование его не имело смысла.

Во всяком случае, перед смертью главный герой сожалеет именно об этом, задавая себе вопросы – кому он сделал доброе дело, кто сможет его с теплом вспомнить? И не находит утешительного ответа.

Лучшие цитаты из сказки «Премудрый пескарь»

Сказки М. Салтыкова-Щедрина адресованы в первую очередь взрослым, ведь под маской своих персонажей автор умело скрывал пороки общества. Тем не менее, произведения Михаила Евграфовича интересны и детям среднего школьного возраста. Они учат подростков анализировать свое поведение, подсказывают «правильный путь». Сказку «Премудрый пескарь» школьники изучают в 7 классе. Знакомясь с ней, нужно учитывать историко-культурный контекст ее создания. Предлагаем краткий анализ сказки, который облегчит поиски того, что скрыто между строк, а также станет помощником в подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

История создания - К созданию сказки М. Салтыкова-Щедрина подтолкнули общественно-политические события. Либерально настроенные интеллигенты пыталась «затаится» от реакции властей, чтобы не рисковать своей жизнью. Анализируемое произведение - критика такой позиции.

Тема - Воспринимать сказку можно как в прямом, так и в переносном смысле, поэтому в ней можно выделить несколько тем: жизнь премудрого пескаря; бездействие, вызванное боязнью опасности.

Композиция - Как смысловая, так и формальная организация сказки «Премудрый пескарь» несложная. Автор начинает ее традиционным «Жил-был», знакомит с рыбьим семейством и постепенно переходит к рассказу об основных событиях. Заканчивается произведение риторическим вопросом, который подталкивает читателя к размышлениям о сказанном.

Жанр - Сказка.

Направление - Сатира.

История создания

История создания произведения тесно связана с общественно-политической ситуацией второй половины XIX века. В 1881 г. члены организации «Народная воля» совершили покушение на Александра II. Смерть императора усилила гонения за интеллигентами. Интеллигенты-либералы решили занять пассивную позицию, чтобы не рисковать своей свободой и жизнью. Михаил Евграфович не разделял такого мнения, однако открыто критиковать либералов не мог. Так появилась сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Года написания – декабрь 1882 - январь 1883.

Русская цензура долго не допускала сказку Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» к печати, поэтому впервые оно было опубликовано в 1883 г. в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. «Премудрого пескаря разместили в рубрике «Сказки для детей изрядного возраста», как бы намекая, что в ней раскрываются вовсе не детские мотивы. В России женевскую газету с анализируемым произведением распространяли члены «Народной воли». В 1884 г. сказку опубликовал журнал «Отечественные записки».

Тема

Для лучшего понимания смысла сказки «Премудрый пескарь» анализ ее следует начинать с характеристики мотивов.

В литературе есть множество произведений, в которых завуалировано развиваются запрещенные властями темы. М. Салтыков-Щедрин - один из самых известных русских писателей, работавших с аллегорическими образами. Его сказку «Премудрый пескарь» можно читать как поверхностно, не задумываясь о переносном смысле, так и учитывая аллегорическое значение, поэтому в нем развиваются две основные темы : жизнь пескаря и бездействие, причина которому - страх.

В контексте указанных тем сформировалась проблематика . В произведении поднимаются такие проблемы: родительское воспитание и его влияние на судьбу детей, страх, смысл жизни, человек и общество и др.

Для создания аллегорий автор погружает читателя в подводный мир, поэтому главные герои сказки - рыбы. Тем не менее, находится место и для образов людей. Начинается произведение с рассказа о семье пескарей. Глава семейства поучал детей быть предельно осторожными, так как маленьких рыб опасность подстерегает на каждом шагу. Главный герой, наслушавшись этих наставлений, решил спрятаться от мира, чтобы дожить до старости и умереть своей смертью.

Пескарь вырыл себе нору, где прятался днем. Даже поесть он выплывал ночью. Так в одиночестве и постоянном дрожании от страха он прожил более ста лет. И, действительно, умер своей смертью. Герой так и не понял, что суть жизни в борьбе за свое счастье, в радости, которую ощущаешь в кругу друзей и близких, в простых забавах.

Только дочитав сказку до конца, можно понять «смысл названия» . Называя пескаря премудрым, Михаил Евграфович, на самом деле, намекает на глупость героя. Приставка пре- в этом случае является синонимом к слову «чересчур», ведь пескарь чересчур боялся за свою жизнь и поэтому чересчур много думал, как уберечь себя.

Чтобы намекнуть читателю, что и среди людей есть такие пескари, автор вводит в рассказ о рыбе человеческие реалии: « В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»; «Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых поларшина и сам щук глотает» .

Композиция

Особенности композиции произведения такие же, как у фольклорных сказок. Организация его предельно проста, начинается текст традиционным вступлением. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности.

В экспозиции читатель знакомится с главным героем сказки и его семьей, узнает о том, какие опасности подстерегают небольших рыб. После прочтения этой части складывается первое впечатление о пескаре. Завязка - рассказы и наставления пескаря-отца. Развитие событий - рассказ о жизни пескаря-сына после смерти родителей, размышления рыбы, как сложилась бы его жизнь, живи он по-другому.

Ярко выраженной кульминации в сказке нет, однако кульминационными точками можно считать эпизоды, где рак и щука подстерегают пескаря. Развязка произведения - смерть пескаря.

Примечательно, что сказка заканчивается риторическим вопросом, который подсказывает, чему учит писатель.

Жанр

Жанр «Премудрого пескаря» Салтыкова-Щедрина - сатирическая сказка . В произведении есть реальные и фантастические события, а человеческие качества и характеры автор скрывает под образами рыб. В то же время писатель использовал сатирические приемы для разоблачения либералов. Он высмеивает пескаря посредством описания его характера и поведения, художественных средств, например, постоянного повторения эпитета «премудрый».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!