Мировое значение и национальное своеобразие русской литературы XIX века. Ваше мнение об известных Вам работах по данному вопросу

Русская л итература

Русская литература стала неотъемлемой частью мировой культуры и получила признание со стороны крупнейших художников.

Первенство литературы в культурной жизни русского народа объясняется ее происхождением и тем значением, которое она приобрела с момента своего возникновения. Письменность и литература на Руси были привнесены извне вместе с христианством. Книга появилась на Руси в виде священного текста, что решающим образом повлияло на место и роль литературы в истории русской культуры.

Церковная литература в течение веков оставалась главной и единственной умственной и нравственной пищей для русских книжников и для всего народа. Тем самым она немало содействовала формированию народного характера. Таким образом, русская литература сразу и навсегда обозначила свою связь с народным и государственным бытием.

К наиболее значительным произведениям киевского периода относятся поучения митрополита Иллариона (XI в.), "Повесть временных лет" (XI - нач. XII вв.), "Поучение князя Владимира Мономаха" (XI - нач. XII вв.), сочинения епископа Кирилла Туровского (XII в.), "Слово о Полку Игореве" (XII в.), "Хождение Даниила Заточника" (XII в.). Это была пора оживленной литературной деятельности, создавшей образцы литературных форм и жанров для последующих веков.

Для русской литературы позднего средневековья характерно ощущение избранности (теория Москвы - третьего Рима). Внутренние потрясения XVI-XVII вв. придали литературе характер религиозно-политической публицистики. В ряде случаев эти произведения поднимаются до высокого художественного уровня. Таковы "многошумящие" послания Ивана Грозного и "Житие протопопа Аввакума". Одновременно большой силы, красоты и выразительности достигла устная народная поэзия, но древнерусские писатели почти не использовали этот источник. Зато с конца XVI в. бурно развивается светская бытовая повесть, как правило, перерабатывавшая бродячие сюжеты западной и восточной литератур.

С конца XVII в. русская культура испытывает стремительное вторжение в нее западноевропейских ценностей. Мировоззренческий переворот, совпавший с реформой языка и правописания, обусловил культурный кризис XVIII в. Писатели того времени колеблются между безусловным подражанием французским образцам и поисками собственных тем, языка и стиля. Стремление придать литературе национальное своеобразие прослеживается на протяжении всего периода: В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов создают теорию правильного русского стихосложения; А.В. Сумароков пишет песни в народном стиле; Д.И. Фонвизин создает комедии с русским бытовым содержанием и живым разговорным языком; Державин предвосхищает "священный жар" позднейшей русской лирики.

Окончательное оформление русский литературный язык нашел в творчестве Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского и А.С. Пушкина.

Александровское время явилось периодом великого творческого напряжения, когда русскими писателями была пережита первая радость самостоятельного творчества, вполне национального по духу и стилю. Поэзия сделалась бесспорным духовным подвигом и призванием, приобрела значение "священнодействия". В литературном творчестве чувствуется какая-то особая сила жизни, высшим выражением которой стало творчество А.С. Пушкина.

С 1840-х гг. в литературе нарастает нравственная и метафизическая тревога, нашедшая теоретическое отражение в романтизме. Возникает тема "лишнего человека¦.

Эпоха "великих реформ" 1860-1870-х гг. пробудила внимание литературы к социальным вопросам. Обозначаются две творческие магистрали русской литературы. Сторонники "чистого искусства" (А. Григорьев, А.В. Дружинин, А.А. Фет) решительно восстают против морально-утилитарной функции литературы, в то время как Л.Н. Толстой ставит целью "разрушение эстетики" ради нравственного преображения людей посредством искусства. Религиозное осмысление русского опыта XIX в. нашло выражение в произведениях Ф.М. Достоевского. Преобладание в литературе философской проблематики обусловливает расцвет русского романа. Однако философские мотивы отчетливо звучат и в лирике (Ф.И. Тютчев).

В предреволюционные годы в литературе происходит новый культурный подъем, получивший название "серебряного века".

С 1890-х гг. начинается новый расцвет русской поэзии. Символизм стал не только литературным движением, но также и новым духовным опытом. Поэзия и литература снова получают особую жизненную значимость, как путь к вере и вечности через искусство. Художники стремятся стать "по ту сторону добра и зла", преодолеть этику эстетикой. Мистика В.С. Соловьева находит гениальный поэтический комментарий в творчестве А.А. Блока. Реакцией на религиозную возбужденность символизма, на понимание поэта как медиума высших, иррациональных сил, становится акмеизм (Н.С. Гумилев). В то же время А.П. Чехов и И.А. Бунин продолжают классическую линию русской литературы, обогащая ее новейшими достижениями в области формы.

Революция 1917 г. вызвала искусственное разъединение русской литературы на отечественную и эмигрантскую, причем за рубежом оказались наиболее видные писатели. Однако в целом литература сохранила единство, основанное на причастности к традициям классической русской культуры, которые в той или иной степени присутствуют как в творчестве И.А. Бунина, В.В. Набокова, И.И. Шмелева, Г.И. Газданова, Г.В. Иванова, В.Ф. Ходасевича, так и О.Э. Мандельштама, М.А. Булгакова, Б.Л. Пастернака, М. Горького, М. Шолохова. Именно эта линия русской литературы заслужила в XX в. мировое признание.

Последние великие образцы русской прозы дал А.И. Солженицын, сумевший придать второе дыхание классическому русскому роману. В области поэзии мировое признание получило творчество И. Бродского.

Путь, проделанный русской литературой в XX в., свидетельствует о ее непреходящем мировом значении и неиссякаемых творческих возможностях.


Когда человек поглощен созерцанием какого-то предмета или явления (причем не важно – природного или культурного), то он воспринимает созерцаемое целостно, отвлекаясь от деталей и нюансов, то есть от всей механики структурирования предмета, – того, чем занимается наука. Когда же он пытается осмыслить полученное впечатление, то, вспоминая целостный образ увиденного, он все же возрождает впамяти самое главное и существенное, пытаясь вычленить корень и ядро предмета. И если удается схватить этот корень, тогда и целостность восстанавливается. Корень этот есть самобытность предмета, то есть максимально-плотное сгущение его неповторимо-оригинальных свойств в минимальных чертах и характеристиках.
Словарь Владимира Даля дает наиболее концентрированное, не содержащее лишних семантическихобертонов понимание слова "самобытный": "сущий сам собою или от себя, своими силами. Говоря строго, один Бог самобытен, но зовут так в человеке самостоятельную личность и свойства его, в противность всему подражательному, особенно же творческие дарования его, гениальность. Самобытствовать, жить самобытно, самосущною жизнию".
Вот это далевское "говоря строго" и есть сущность самобытности, в которойраскрывается абсолютная онтология тварного мира. Поскольку тварное бытие не самостоятельно, но суть заемное бытие, то самобытность тварного, а значит, его самостоятельность и оригинальность раскрывается лишь в подражании Творцу-Богу – истинному корню самобытности. Подражательство в пределах тварного мира – потеря самобытности и самостоятельности, а значит обреченность на вторичное существование.
Отталкиваясьот трактовок Даля, можно сказать, что само-бытен само-сущий мир идей Платона, который есть нетленный образ "скоропреходящего" существования смертного мира. И мир не распадается лишь потому, что в нем есть крупицы самобытности – элементы вечности, скрепляющие хаос не-всеединого бытия. Гармония греческого космоса – это гармония идеальных (то есть самобытных) геометрических величин, образующихэстетическое благолепие мироздания.
Ветхозаветные стенания – это тоска по оставляющему еврейский народ самобытному Яхве. "Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?" – отчаянные вопрошания псалмопевца, чья душа постоянно охвачена мраком Богооставленности, то есть не-самобытного существования.
В христианстве тварный мир, естественно, не самобытен, но он получает бытийную силу благодаряэнергийной причастности к само-бытному Богу. И только лишь за счет проявленной самобытности Бога в мире в образах Божьих тварное существование получает необходимую ему меру, гармонию и порядок. Просто получает возможность быть.
Итак, без самобытности нет никакого существования в мире. Предмет нашего интереса – культурная самобытность народа, русского народа, прежде всего. Как ее постичь, как обнаружитьи обналичить, как сделать живительным истоком национального бытия?

Умный взор проникает через хаос бесконечных граней предмета к его потаенно-несказанной сути, которая, изъятая из темной глубины предмета, предстает как очевидное, прозрачное и доступное. Когда-то именно таким образом В. Розанов попал в самую сердцевину русской самобытности, сказав в статье "Л.Н. Толстой и Русская Церковь", что"Храм вполне заменяет для нашего народа гимназию, школу, университет, книгу и науку". При всей эпатирующей силе этих слов (эпатирующей, прежде всего светско-либеральное "просвещенное" сознание), Розанов все же разглядел наиболее оригинальную и даже существенную черту русского национального бытия.
Как это храм заменяет университет, заменяет книгу, да и саму науку? Что за абсурд! А не есть ли храмисточник книжности, просвещения, культуры? – недоуменно спросят консервативные ревнители благочестия. А антицерковная интеллигенция злорадно воскликнет на эти слова Розанова, что, мол, правильно, церковь всегда была преградой на пути к знаниям, разуму, просвещению, поэтому так темен и необразован русский народ.
Правы, конечно, консерваторы, ибо исторически (и...

Вопросы 1. 2. 3. Мировое значение и национальное самоопределение русской литературы XIX века. Периодизация. Общая характеристика эпохи и литературного процесса первой трети ХIХ века. Общая характеристика эпохи и литературного процесса второй трети ХIХ века.

4. Художественная специфика русского реализма. 5. Разновидности критического реализма. 6. Расцвет русского романа. 7. «Журнальная» проза. Критическая мысль эпохи.

Периодизация русской литературы XIX в. 1. Русская литература 1 ой трети XIX в. В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, поэтыдекабристы (В. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев), И. А. Крылов, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, поэты-любомудры (Д. В. Веневитинов, А. С. Хомяков, С. П. Шевырёв), Е. А. Баратынский, А. А. Дельвиг, П. А. Вяземский, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь.

Периодизация русской литературы XIX в. 2. Русская литература 2 ой трети XIX в. (1840 – 60) А. И. Герцен, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, А. Н. Островский, А. К. Толстой, А. Ф. Писемский, Н. Г. Чернышевский, М. Е. Салтыков. Щедрин.

Периодизация русской литературы XIX в. 3. Русская литература последней трети XIX в. (1870 -90) Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, Г. И. Успенский, П. И. Мельников-Печерский, Д. Н. Мамин. Сибиряк, В. М. Гаршин, В. Г. Короленко, А. П. Чехов.

Особенности русской литературы 1 ой трети XIX в. : § § § поиски новых, национальных сюжетов, тем и поэтических форм; движение к самобытности русского народа; сохранение инерции классицистского художественного мышления; влияние на литературный процесс сентиментализма; приближение новой литературной эпохи - романтизма (В. А. Жуковский);

Особенности русской литературы 1 ой трети XIX в. : § § развитие сатирической поэзии П. П. Сумарокова, А. Е. Измайлова и др. ; ощущение духовного единства нации и вера в великое будущее русского народа; провозглашение мыслей о необходимости «вникать в характер российского народа, в дух российской древности и потом в частные характеры наших древних героев» ; появление басен (И. А. Крылов).

Общая характеристика эпохи и литературного процесса второй трети ХIХ в. «Революция на пороге России. Но, клянусь, она не проникнет в Россию, пока во мне сохранится дыхание жизни» Николай I (1825 -1855) (из речи императора после событий 14 декабря 1825 года).

Основные направления философской мысли эпохи: Славянофильство - мыслители и публицисты (А. С. Хомяков, И. В. и П. В. Киреевские, И. С. и К. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин): n идеализировали допетровскую Русь, настаивали на ее самобытности (крестьянской общине, православии) n предлагали мирный путь общественных преобразований в стране.

Основные направления философской мысли эпохи: Западничество - историки и литераторы (И. С. Тургенев, Т. Н. Грановский, С. М. Соловьёв, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин). n сторонники европейского пути развития n выступали за проведение политических и социальных реформ сверху мирным путем.

Основные направления философской мысли эпохи: Радикальное направление - революционнодемократическое (журналы «Современник» , «Отечественные записки»: В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Некрасов). n сторонники европейского пути развития n считали, что революционные потрясения неизбежны.

Эпоха Александра II (1856 – 1881) «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само начнёт отменяться снизу» (из речи императора 30 марта 1856 года). Александр II (1856 -1881)

Художественная специфика русского реализма Русская литература первой половины ХIХ века 1825 год Русская литература второй половины ХIХ века 1880 -990 г. г.

Своеобразие русской прозы ХIХ века А. С. Пушкин: представление о Законе, закономерностях, обусловливающих состояние мира, общественных укладов, место и значение человека, его самобытность и связь с целым. М. Ю. Лермонтов: отстаивание прав человеческой личности, вражда с законами общества, ложью, лицемерием. Н. В. Гоголь: мир, далекий от представлений о законе, пошлая повседневность, в которой изуродованы все понятия о чести и морали, совести.

Русская литература II п. ХIХ века. «Натуральная школа» (В. Г. Белинский) Реалистическая Собственно литература: натуралистическая: Некрасов Даль Тургенев Бутков Гончаров Григорович Герцен Решетников и др. Достоевский Салтыков Островский Аксаков и мн. др.

Значение «Натуральной школы»: 1. подвела итог художественным начинаниям Пушкина, Грибоедова, Крылова, Гоголя и Лермонтова; 2. подтвердила закономерность перехода от романтизма к реализму; 3. положила начало расцвету социальнопсихологического анализа в русской литературе;

4. заложила традиции острого обличения всех устоев существовавшего правопорядка; 5. способствовала объединению наиболее талантливых писателей вокруг изданий реалистической ориентации (журналы «Отечественные записки» , «Современник» ; 6. упрочила читательский интерес к изображению реальной действительности;

7. воспитала писателя и читателя нового типа; 8. содействовала вытеснению господствовавшего в русской литературе романтизма; 9. кардинально изменила структуру литературного процесса, расчистив место для критического реализма; 10. способствовала существенному изменению системы жанров.

Типологические разновидности русского реализма 1. По тематической принадлежности произведения из дворянской, купеческой, чиновничьей, крестьянской жизни 2. По жанровой отнесенности: n семейно-бытовые, хроникальные жанры – С. Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» ; n усадебный роман И. А. Гончаров «Обыкновенной истории» , И. С. Тургенев «Дворянское гнездо» ; n общественно-социальный роман. (И. А. Гончаров «Обломов» , И. С. Тургенев «Отцы и дети» n

3. По методологическому признаку n отражает формы самой жизни – И. С. Тургенев, И. А. Гончаров (1840 -60 -ые) n сатирический, гротесковый – Н. В. Гоголь, М. Е. Щедрин, в образах Островского, Сухово. Кобылина, Лескова (1840 -60 -ые) n «философско-религиозный» , «этикопсихологический» - Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, элементы у Гаршина, Успенского, Лескова (1860 -70 -ые).

Сторонники «Чистого искусства» (Фет, Тютчев, А. К. Толстой, Полонский, Майков) 1. под действительностью понимали весь беспредельный мир природы и субъективного начала в человеке, жизни его сердца; 2. их волновали красота самого бытия, вечные общечеловеческие ценности;

3. философствовали по поводу катастрофичности мира; 4. опирались на традицию Жуковского, возрождали его поэтику и, следовательно, романтизм.

История становления романа Торжество романа относится в Западной Европе к XVIII в. В Римской империи - драма в рассказе, или рассказанная драма - жанр, не входивший в жанровую типологию литературы, не подчинявшийся никаким писаным правилам (написанные по-гречески Харитоном, Ксенофонтом Эфесским и др. , написанные по-латыни - Апулеем и Гаем Петронием Арбитром).

Средние века n стихотворный рыцарский роман, относившийся к куртуазному эпосу персонажи совершают подвиги не во имя рода или вассального долга, а ради собственной славы и во имя возлюбленной (романы о короле Артуре и рыцарях круглого стола, о любви Тристана и Изольды, о поисках святого Грааля).

Эпоха Возрождения два великих романа: «Гаргантюа и Пантгрюэль» Ф. Рабле (не роман, а смеховая эпопея в традициях народной неофициальной культуры) - «Дон Кихот» М. Сервантеса, отталкивавшийся от рыцарского романа

Расцвет русского реалистического романа (1846 -1847 гг.) С 1750 г. появляются переводные романы с 1763 г. - оригинальные русские романы. Плутовской роман «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины» М. Д. Чулкова. Первый классический русский роман - «Обыкновенная история» И. А. Гончарова (1847).

Разновидности романа: 1. Реалистический роман 19 -20 в. – исследует связи человека и общества 2. Философский – ставит вечные вопросы – смысл человеческой жизни, добро и зло (Лермонтов «Герой нашего времени») 3. Социально-бытовой – уклад жизни и типичные для этого уклада характеры (Толстой «Анна Каренина») 4. Психологический – раскрывает личность со стороны внутреннего мира (Достоевский)

Основа русского реалистического романа: n n n сатирический натурализм Н. В. Гоголя; старый сентиментальный реализм Жорж Санд; классический реализм Пушкина и Лермонтова; эволюция московских кружков в 30 -40 -е г. ; критические статьи Белинского (1841 -1845 гг.).

Черты русского реализма: n n убедительные реалистические формы для описания обыкновенного человека; сочувственное отношение к человеку, независимо от классовой принадлежности; пристальное внимание к деталям окружающей обстановки, внешности и физического поведения персонажа; введение в художественную литературу пошлых, низменных, неприятных и неприглядных аспектов жизни;

Черты русского реализма: n n сатирическое отношение к существующим формам жизни; пренебрежение к конструкции и увлекательности рассказа, концентрация на внесюжетном интересе, на характерах и самоанализе; стилистическая простота, постоянное стремление сделать стиль незаметным и ненавязчивым сюжеты из современной или почти современной русской жизни.

«Журнальная» проза Демократическое крыло («Современник» , «Русское слово» , «Колокол» , «Голоса из России» и др.). Либеральное крыло («Русский вестник» , «Отечественные записки» , «Библиотека для чтения» , «Москвитянин» , «Русская беседа» и др.) В журнальной полемике решались вопросы о судьбах культуры, искусства. Шла борьба между двумя направлениями литературного творчества – «натуральной школой» и «чистым искусством»

Журнальная полемика 1860 -х г. Сторонники «чистого искусства» , т. н. «органическая критика» (Аполлон Григорьев, Дружинин, Боткин): искусство обращается к вечным, общечеловеческим проблемам – добра, красоты; n условие для искусства - художественность, мастерство; n гармония формы и содержания. n

Журнальная полемика 1860 -х г. Программа «натуральной школы» , т. н. «реальная критика» (Добролюбов, Чернышевский, Писарев): n литература должна сосредотачиваться на социальной проблематике; n главная тема - человек и среда; n главная ценность произведения – его проблематика; n главное – содержание, а форма – как выйдет; n герой - «человека дела» , революционер – реалист без мечтаний и рефлексий, четко знающий, чего хочет, имеющий программу действий и неуклонно следующий этой программе.

Общественно-литературные концепции журналов «Современник» - один из самых активных пропагандистов идей «натуральной школы» . Художественная программа – «Очерки гоголевского периода русской литературы» Чернышевского Н. Г. (1855 – 1856). «Русское слово» - «трибуна демократических идей» , «неприкрашенное изображение народной доли» . «Раскол в нигилистах»

Добролюбов Николай Алексеевич (1836 -1861) Ведущий критик журнала «Современник»: «Собеседник любителей российского слова» (1856); «Губернские очерки» (о книге М. Е. Салтыкова-Щедрина); «Тёмное царство» (1859) и «Луч света в Тёмном царстве» (1860)(о пьесах Островского); «Литературные мечтания прошлого года» (1858); «Что такое обломовщина? » (1859)(о романе Гончарова); «Когда же придёт настоящий день? » (1860). n Добролюбов. Н. А. , фотография 1861 г.

Писарев Дмитрий Иванович (1840 – 1868) «Схоластика ХIХ века» , «Мотивы русской драмы» (1864). «Цветы невинного юмора» (1864); «Разрушение эстетики» (1865); «Пушкин и Белинский» (1865). «Реалисты» (1864); «Базаров» (1862); «Писемский, Тургенев, Гончаров» (1861); «Новый тип» («Мыслящий пролетариат») (1865); «Погибшие и погибающие» (о Помяловском и Достоевском) (1866); «Генрих Гейне» (1867)

План-конспект урока по литературе по теме: Введение. Историко-литературный процесс и периодизация русской литературы. Самобытность литературы.

Организация: Государственное образовательное учреждение Республики Хакасия среднего профессионального образования «Черногорский горно-строительный техникум»

Цели:

    Раскрыть своеобразие русской классической литературы 19 века.

    Помочь студенту быть постоянно включенным в процесс мыслительной деятельности.

    Усложнение смысловой функции речи студентов.

    Научить студентов обобщать и систематизировать материал.

Задача: Обеспечение эмоциональной сопричастности студентов к собственной деятельности и деятельности других.

Тип урока: Сообщение знаний и умений.

План:

    Периодизация русской литературы.

    Самобытность литературы.

«Только молодые могут называть старость временем покоя»

(С. Лукьяненко)

Ход урока:

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний и умений: вопросы по школьной программе.

    1. «До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в 19 в., но и поражающее разнообразие их» (М. Горький).

Как вы понимаете эти слова?

    1. О каких талантливых поэтах и писателях говорит М. Горький? (Конечно о таких известных писателях и поэтах, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, которые вошли в «золотой век» русской литературы; И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и др.).

  1. Новая тема. Слово учителя.

    1. Введение. Словарь:

Вопросы к студентам:

Что обозначает слово интеллигенция?

Что обозначает слово идеал?

Что обозначает слово разночинец?

Что обозначает слово революционер?

Что обозначает слово либерал?

Интеллигенция – люди умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры.

Идеал – Совершенное воплощение чего-нибудь (иными словаи – это лучшее, что есть).

Революционер – человек, который производит переворот, открывает новые пути в какой-нибудь области жизни, в науке, в производстве.

Разночинец – в дореволюционной России: выходец из мелкого чиновничества, занимающийся умственным трудом. Разные чины: учителя, врачи, инженеры и т.д.

    1. Историко-литературный процесс.

В России литература всегда была в союзе с освободительным движением. Бесправное положение одной части населения (крестьян) на фоне необременительной жизни дворянского сословия способствовало привлечению внимания к проблеме крепостного права со стороны просвещенных и гуманных представителей образованного слоя, побуждала у них сочувствие и сострадание. В первую очередь это относилось к писателям.

Неизбежные столкновения, идейные конфликты таились в самой сущности русской жизни, и писатель, проникавший в эту сущность, не мог не заметить их. Многие русские писатели не разделяли революционных убеждений. Все, однако, сходились на том, что в России необходимы коренные перемены. Запад успел уже пройти ряд революционных потрясений, а Россия еще не знала их. Революции, отгремевшие на Западе, принесли людям больше разочарований, чем радостей. Лучшие надежды оказались неоправданными.

Величайшее новаторство русской литературы – в сплетении её судеб с судьбами русской революции. Уже к концу 19 столетия Россия накопила такое количество энергии, каким никогда, ни в какое время не располагало человечество. И это было засвидетельствовано русской литературой.

Пушкин придал русской литературе одновременно общенациональный и общечеловеческий характер. Пушкин – единомышленник первого поколения русских революционеров.

Основные положения особенностей литературного процесса второй половины 19 века:

1) Россия стоит перед выбором дальнейших путей развития, основные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?». Решительная демократизация художественной литературы. Гражданский пафос литературы.

2) Специализация литературы: Гончаров, Толстой – эпики, Левитов, Успенский – очеркисты, Островский – драматург и др.

3) Сюжеты романов просты, локальны, семейственны, но через сюжеты художники слова поднимаются до проблем общечеловеческих: взаимосвязь героя с миром, взаимопроникновение стихий жизни, отречение от личного блага, стыд за собственное благополучие, эпический максимализм, нежелание участвовать в несовершенстве мира.

4) Новый герой отражает состояние личности в эпоху общественных преобразований; он, как вся страна, стоит на пути к самосознанию, пробуждению личностного начала. Герои разных произведений (Тургенева, Гончарова, Чернышевского, Достоевского) полемичны по отношению друг к другу, но эта черта их объединяет.

5) Повышенные требования к личности человека. Самопожертвование – национальная черта. Благо других – высшая нравственная ценность. Личность, по Толстому, представляет в виде дроби:

нравственные качества

Самооценка

6) Источник русской силы и русской мудрости и Толстой, и Чернышевский видят в народном чувстве. Судьба человеческая в единстве с судьбой народа не оборачивалась принижением личностного начала. Наоборот, на высшей стадии духовного развития герой приходит кнароду (роман-эпопея «Война и мир»).

3.3. Периодизация русской литературы.

1 период: 1825-1861 – дворянский;

2 период: 1861-1895 – разночинский;

3 период: 1895-… пролетарский.

Крестьянские волнения прокатились по всей стране. Вопрос освобождения крестьян стал очень актуальным. Подъем крестьянского волнения вызвал подъем общественного мнения. С 1859 года выделяются 2 исторические силы: революционеры-демократы, либералы.

    1. Самобытность литературы.

Вторая половина 19 века – «золотое» время, но в отличие от первой половины, вторая половина имеет свои особенности, связанные с социальными условиями. В литературе первой половины 19 века герой был дворянин – «лишний» человек, который подошел к великим делам, но был испорчен воспитанием. К началу второй половины 19 века дворянство исчерпало свои прогрессивные возможности, стало возрождаться: Печорин, Онегин превратились постепенно в Обломова.

Дворянство уходит со сцены политической борьбы. На смену им приходят разночинцы. Выход на сцену политической борьбы разночинцев произошел не без заслуги русской литературы. Русская литература – это литература общественной мысли.

А также перед мыслящими людьми постоянно возникали многочисленные «почему», относящиеся к общественной жизни, и к человеческим отношениям. Литература пошла по пути всестороннего исследования жизни.

В литературе 19 века тесно переплетаются стили и взгляды, художественные средства и художественные идеи. В результате взаимодействия всех этих направлений в России начинает формироваться реализм как совершенно новая ступень познания литературой человека и его жизни. Родоначальником этого направления считается А.С. Пушкин. Его основа – принцип жизненной правды, которым руководствуется художник в своем творчестве, стремясь дать полное и верное отражение жизни. В основе критического реализма лежали положительные идеалы – патриотизм, сочувствие угнетенным народным массам, поиски положительного героя в жизни, вера в светлое будущее России.

    Закрепление.

Вопросы для закрепления:

    1. Назовите основные положения особенностей литературного процесса второй половины 19 века?

      Назовите периоды русского освободительного движения?

      В чем заключается самобытность русской литературы?

  1. Домашнее задание:________________________________________________________________________________________________________________

    Оценки, выводы.

Мировое значение и национальное своеобразие русской литературы XIX века. Ваше мнение об известных Вам работах по данному вопросу. При изучении каких школьных тем можно воспользоваться методологией решения вышеназванной проблемы?

В России 19 века происходит небывалый взлет литературы и на равных включается в культурный процесс. Эту эпоху принято характеризовать «золотым веком»,временем расцвета творчества и зарождения философской мысли, формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину. Литературоцентризм - важная особенность. На произведениях литераторов того времени мы учимся человечности, патриотизму, изучаем нашу историю. На этой «классике» выросло не одно поколение людей - Человеков. Романтизм становится ведущим художественным методом, хотя на исходе 30-х годов XIX века ведущее место в литературе займет реализм.

Русская литература отлич своей гуманностью целеустремленностью и человечностью стремится высказать свое мнение. В России философия индивидуальна. Одной из главных проблем является проблема нравственности у каждого автора свои решения этой проблемы. Нравственная проблематика стала основной то и практически все русс писаети сходились в 1м формирование высоких идеалов. Высокое в России это преодоление эгоизма и индивидуализма. И высокое деятельное героическое те для русс писателей св-но самое требовательное отношение. В России никогда невозможно было жить отдельной судьбой. Русское общ-во всегда коллективно. Русс литре характерен нравств выбор за себя и за весь мир. Русс автор показывал жизнь в сообще со всем миром. С этим связана эпичность мышления русс герои всегда общаются с нацией герои гоголя толстого. Эта почва была оч. благоприятна для развития романов. Русс романы оказали большое влияние на запад. Герои были колоссальны они не были привычны зап читателю, русские умели выходить на вопрос бытия. Но суть и обратный момент когда авторы проникали в национальное. Для того чтоб более подробно рассмотреть этот вопрос можно обратится к работе Касьяновой «русский национальный характер» в книге она рассказывает что для русского человека характерна ценностная установка например способность достигнуть цели. У России и запада различные цели в жизни. Идея воспитания высоких чувств и идеалов это высокое а высокое это эгоизм.

Мировое значение литературы тесно связано с национальным своеобразием: романтики обращаются к национальным событиям, поскольку 19 век - это век эпохальных событий мирового масштаба(война 1812), это изменения общественного сознания, выраженный дух патриотизма. Реформы 1861 года приводят к поляризации обществ.сознания и чувство личности находит свое выражения в образах литературы. Например, эпоха декабризма порождает идеал свободной личности, таким образом тема свободной личности становится центральной. Деятельность писателей не ограничивалось их субътективным духовным миром: они активно проявляли интерес к общественной жизни, фольклорными произведениями и взаимодействовали с зарубежными писателями. Поэтому литература 19 века несет глобальный охват всей общественно-политической жизни того времени и отражает мироощущение своей эпохи. Национальное своеобразие находит свое отражение в типологизации портретов людей, обобщения их пороков и ярко выраженных свойств личности: 1)В центре литр. 19 в проблема роста чувства личности:образ молодого человека не удовлетворяет современный уклад жизни 2). А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

  • 3).Национальная атмосфера в литературе, разработка русского национального характера
  • 4).Осуждение писателями оторванности интеллигенции от народа, как оторванность от своих корней. 5).идеал личности - соотношение одной личности с бытием всего народа(отсутвие эгоцентризма, своеволия)
  • 6)внимание писателя к психологическому и социальному анализу. Также можно обратится к работе Белинского взгляд на русс литру. В школе этот вопрос можно использовать ни вводных уроках русск л 19го века. Например может б такая тема как худ литра как вид искусства
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!