Любовь ольги и агафьи. Ольга ильинская и агафья матвеевна пшеницына

Чем отличается любовь Ольги Ильинской к Обломову от любви Агафьи Пшеницыной к нему?

В романе «Обломов» Ивана Александровича Гончарова мотив любви является фоном в произведении. на котором выделяется основная мысль.

Штольц, чтобы развеять мир Обломова, вернуть его в реальную жизнь, знакомит его с Ольгой Ильинской. Начинается первая любовная параллель: Ольга - Обломов. На первый взгляд в Обломове из-за любви происходят удивительные изменения: он все время на ногах, спит только ночью и мало, читает книги. Но духовно он не изменился.
Любовь Ольги к Обломову - это совершенно особенный вид любви. Что же видит Ольга в Обломове? Ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые также чужды ей. Она чувствует, что в Илье нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. Но Ольге и Обломову не суждено быть счастливыми.
Обломов предчувствует, что их с Ольгой отношения не могут всегда быть их личным делом; они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей. Надо будет «соответствовать», заниматься делами, стать членом общества и главой семьи и так далее.
При таких отношениях Ольга наверняка смотрит на Обломова сверху вниз, как на вещь, которую ей предстоит переделать, довести (по ее и Штольца мнению) до идеала. Эта любовь не могла быть долговечной. Как только Ольга возродила бы Илью Ильича, он перестал бы быть интересным для нее. Любовь Ольги и Обломова - это скорее детская забавная игра, занятное развлечение, проверка своих сил для Ольги, а не истинная любовь. Поэтому она принесла любящим только боль, не изменив Обломова, не зародив в душе Ольги новые чувства. С любовью к Обломову умирает часть души Ольги, она навсегда остается жертвой.

В женских образах Ольга противопоставляется Агафье Матвеевне.

Рай Обломову подарила Агафья Матвеевна. Она не требует ничего от него взамен своей любви. Это любовь от природы: “… она не знала, что с ней делается, никогда не спрашивала себя, а перешла под его сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без трепета, без страсти, без смутных предчувствий, томлений, без игры и музыки нервов …t; Полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку”.
Любовь Пшеницыной, как и любовь Ольги, Гончаров пытается анализировать, найти ее причины, определить ее ход.
Отношение к себе Агафьи Матвеевны Обломов воспринимает как должное. Именно так должно быть, именно так было в детстве, в Обломовке. Обломов сблизился с Пшеницыной, “он каждый день все более и более дружился с хозяйкой: о любви ему и в ум не приходило, то есть о той любви, которую он недавно перенес; и содрогался, когда вспоминал о ней”. В этом отрывке еще раз доказывается, что в любви к Ольге у Обломова было что-то противное его внутреннему миру, неестественное, а потому бесполезное.

Агафья Матвеевна, напротив, нуждалась в ком-то, ради кого она могла бы сделать все.
Отношения между Пшеницыной и Обломовым вполне естественны и приближены к жизни.

Подведём итог. Обломов – человек с широкой душой и горячим сердцем. У него «сердечная любовь» к Ольге, а у нее – «головная». Ветка сирени становится символом их любви. На какое-то время Ольга сумела вернуть Обломову желание жить, но… Было признанье и было предложение. Этой любви не суждено было иметь продолжение. Любовь к Обломову очень изменила Ольгу. Она повзрослела, стала более серьезной, печальной. Для Ольги любовь - дом, забота о других. А Обломов не способен заботиться о самом себе, не то что о других. При такой жизни Обломову необходима любовь не равноправная, а материнская. Обломов, наконец, обрел свой идеал жизни и любви. На Выборгской стороне в доме А.М.Пшеницыной в сознании Ильи Ильича окончательно теряют свои границы сказка и реальность. Пшеницына – полная противоположность Ольги Ильинской, «головной» любви Ольги противопоставляется традиционная «сердечная» любовь, которая не руководствуется целями, а живет любимым. С появлением Обломова жизнь Агафьи Матвеевны наполняется смыслом. Выборгская сторона – это идеал жизни Обломова, его любимая Обломовка.

Тема любви занимает очень важное место и для развития сюжета, и для сложной композиции, и для раскрытия образов героев и связывания их между собой.

1. Образ Ольги и ее взаимоотношения с героем.
2. Круг интересов Агафьи Матвеевны.
3. Роль Ольги Ильинской в романе.
4. Выбор Обломова.

Да, я знаю, я Вам не пара, Я пришел из иной страны...
Н. С. Гумилев

Малоподвижный образ жизни Обломова, главного героя одноименного романа И. А. Гончарова, как будто не слишком располагал к любовным переживаниям. Главный герой большую часть времени проводит на диване в бесплодных грезах, ничего не делая для их осуществления: и хотя есть у него идеал подруги, он не стремится искать ее сам, а верный детской мечте о Милитрисе Кирбитьевне, сказочной царевне, спокойно ждет, когда она появится в его жизни.

Две женщины любили Обломова: Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Ольга - образованная, обаятельная, деятельная личность. Она превосходно поет, живо интересуется наукой, искусством, литературой. Благодаря своим высоким душевным качествам эта девушка сумела правильно понять чистую и благородную душу Обломова, разглядеть в нем «образ Божий», скрытый под толщей бездеятельности. Но любовь не заслонила от Ольги и недостатки Обломова - его пассивность, лень, привычку к малоподвижности. Девушку вдохновляет мысль, что ее любовь заставит Обломова духовно возродиться, определить для себя круг занятий, полезных не только для развития его личности, но и составляющих насущную жизненную необходимость. Ольга надеется, что Обломов наконец устроит дела в своем имении, станет интересоваться тем, что происходит вокруг. В любви Ольги к Обломову значительное место занимает своего рода мечта художника, видящего в необработанном материале контуры будущего шедевра. Ольга отнюдь не лишена тщеславия. Героине приятна мысль, что благодаря ей Обломов может стать деятельным, полезным членом общества, "распростившись с диваном и халатом: «...Он не задремлет у нее; она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил...».

Властность, целеустремленность Ольги и пассивная покорность Обломова как будто бы делают возможным то перерождение Ильи Ильича, которого добивается Ольга. Но постепенно их отношения дают трещину. Активность Обломова искусственна, целиком является результатом понуканий Ольги. Стоит Обломову на несколько дней остаться без руководства, и он возвращается к прежним привычкам. Так как он искренне любит Ольгу, то готов исполнять ее требования, но внутренней, глубинной потребности в изменении своего образа жизни у Обломова нет. Постепенно он начинает тяготиться деятельным образом жизни, который навязывает ему Ольга. Чтобы находиться с ней на равной ноге, нужно все время быть в движении, в поиске новых знаний и впечатлений, заниматься делом: если соотносить Ольгу с персонажами народных сказок, с детства любимых Обломовым, ее, пожалуй, целесообразнее всего сравнить с жар-птицей или сладкоголосой птицей Сирин из; славянских мифов. Тревожит сердце песня волшебной птицы, сверкает яркое оперение, но долго странствовать тому, кто решил ее поймать, много испытаний придется перенести...

А идеал Обломова, сложившийся на основе детских впечатлений, совсем- другой. Требовательность Ольги заставляет его размышлять, мучиться, принуждать себя к деятельности, тогда как в мечтах будущая жена видится Обломову как воплощение внутренней гармонии и покоя. Именно покой, а не кипение страстей ценит Обломов. Интересно сравнить, как появились в жизни Обломова Ольга и Агафья Матвееевна. С Ольгой его познакомил Андрей Штольц, почти насильно вырвавший Обломова из привычного сонного существования: как сказочная жар-птица, поющая райские песни, врывается Ольга в «сад души» Обломова и так же внезапно покидает его. Что же касается Агафьи Матвеевны, хозяйки квартиры, снятой Обломовым, то он долгое время почти не замечает ее. Герою приятно ее видеть, приятно переброситься парой слов, приятно, что она такая хозяйственная и радушная, но никаких душевных она у него треволнений не вызывает.

Агафья Матвеевна, как и Ольга, наделена многими положительными чертами характера. Конечно, Агафье Матвеевне недостает образованности Ольги, зато Обломову легко с ней общаться, она хозяйственна, обладает спокойным, ровным нравом. Легко заметить и огромную разницу в отношении к Обломову ее и Ольги. Если Ольга стремится возвысить Обломова до существующего в ее воображении образа, то для Агафьи Матвеевны Обломов, напротив, представляется человеком другой породы, лучшей, чем ее брат, покойный муж, она сама. Ольга старается переделать Обломова; Агафья Матвеевна воспринимает его таким, каков он есть, даже не помышляя о возможности и необходимости каких-либо перемен. Обе женщины старались сделать Обломова счастливым: Ольга в соответствии с собственным идеалом счастья, Агафья Матвеевна заботилась об удобстве и покое Ильи Ильича. Ольга требовала от Обломова постоянного отчета в том, чем он занят, прочел ли книгу. Агафья Матвеевна не требует ничего, напротив, постоянно трудится ради того, чтобы Обломову было хорошо. Бескорыстие этой простой полуграмотной женщины простирается до того, что она, в трудную минуту не колеблясь закладывает собственные вещи, лишь бы Илье Ильичу не пришлось ограничивать себя в своих привычках.

Постепенно автор романа подводит нас к мысли, что именно в Агафье Матвеевне воплотился идеал женщины, о которой подсознательно мечтал Обломов: «Грезится ему, что он достиг той обетованной земли, где текут реки меду и молока, где едят незаработанный хлеб, ходят в золоте и серебре». Сказка и реальность, настоящее и прошлое смешиваются в полудремоте, и няня, которую видит во сне Обломов, указывает ему на Агафью Матвеевну со словами: «Милитриса Кирбитьевна!»

Воплотилась мечта Обломова, и он навсегда остался с Агафьей Матвеевной, на которой женился. В этом человеке невозможно было зажечь внутреннюю потребность деятельности: это поняла Ольга, понимал и он сам, поэтому, женись он на Ольге, оба они были бы несчастны. А с Агафьей Матвеевной Обломову было спокойно и уютно - в этом он и видел семейное счастье. И она тоже была с ним счастлива: «Она так полно и много любила: любила Обломова - как любовника, как мужа и как барина...». Любовь к Обломову придала глубокий смысл повседневным заботам, всей жизни этой простой, доброй и трудолюбивой женщины, а Обломов благодаря ее заботам словно снова вернулся в ту обстановку, которую помнил с детства, которая была для него идеалом существования.

Ольга Сергеевна Ильинская Агафья Матвеевна Пшеницына
Качества характера Пленительная, восхитительная, многообещающая, добродушная, сердечная и непритворная, особенная, невинная, самолюбива. Добродушная, открытая, доверчивая, милая и сдержанная, попечительная, запасливая, аккуратная, самостоятельная, постоянная, стоит на своём.
Внешность Высокий рост, светлое лицо, нежная тонка шея, серо-голубые глаза, пушистые брови, длинная коса, маленькие сжатые губы. Сероглазая; славное лицо; упитанная; круглые ноги; высокая грудь; светлые, но жёсткие ручки; постоянно работающие локти.
Социальное положение Потеряла родителей в детстве – сирота, проживает с тётей, девушка безупречного воспитания. Вдова с небольшим состоянием; умерший муж – коллежский секретарь Пшеницын; хорошего происхождения; у неё два ребенка.
Поведение Мало говорила, но прямо и конкретно; спокойная; не жантильная; искренне смеялась. Вечно в движении, по хозяйству делает всё правильно; хитрит, но на пользу Обломову.
Знакомство с Обломовым Познакомил их Штольц в доме у Ильинских. Илья Ильич был поражён её дивным голосом. Познакомил их кум Агафьи Терентьев. Затем Обломов снимает жильё у вдовы. Замечает в ней что-то особенное (на момент встречи ещё влюблён в Ольгу).
Отношение к Обломову Любила слушать рассказы Штольца об Обломове, затем её начало умилять чистое и доброе сердце Ильи Ильича. Ольга влюбилась и ждала изменений в Илье Ильиче. Но позже разочаровывается и понимает, что любила выдуманного Обломова. Однако на протяжении жизни она понимает, что он неповторимый человек. Боготворит его, во время болезни заботится о нём и лелеет, молиться за его здоровье. Сама того не замечая бескорыстно влюбляется. Обломов является первой любовью, она принимает его таким ленивым и тихим барином. Считает его удивительным человеком.
Отношение Обломова Считал Ольгу идеалом для «обломовской» жизни, она пробудила в нём светлые чувства, он безумно влюбился, очнулся, пробудился после глубокого сна, но ненадолго. Их отношения начались весной и осенью уже закончились. Эти чувства отличаются от предыдущих. С Пшеницыной Илье Ильичу очень уютно и спокойно, жизнь у неё напоминает Обломовку. Он решается признаться, затем целует.
Жизненная позиция Девушка энергичная и живая, с сильным характером, чёткие взгляды на жизнь, она во всём понимает смысл. Всё делает по дому, но глуповата. Она не рассуждает о жизни, а просто плывёт по течению.
Цели Понять всех окружающих; оживить, пробудить Обломова. Огородить Обломова от работы; создать комфорт.
Дальнейшая судьба Повзрослела, стала намного мудренее; вышла замуж за Андрея Штольца и родила детей. После 7 лет совестной жизни Обломов умирает, и жизнь Агафьи теряет смысл, одно утешение это сын — Андрей Обломов.
Занятия Любит петь и посещает театры, хорошо играет на фортепиано, часто берет в руки газеты и книги. Замечательная хозяйка; хорошо готовит, особенно вкусно печёт и варит кофе; разводит огород и живность; шьёт сама одежду.
Общие черты персонажей

Простота и открытость; верность, преданность; хозяйственность; добродушие; любят рукоделие

    • Обломов Штольц происхождение из богатого дворянского рода с патриархальными традициями. его родители, как деды, ничего не делали: за них работали крепостные из небогатой семьи: отец (обрусевший немец) был управляющим богатого имения, мать-обедневшая русская дворянка воспитание родители приучали его к праздности и покою (не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды) труд в обломовке был наказанием, считалось, что на нем стоит клеймо рабства. в семье был культ еды, а […]
    • Есть такой тип книг, где читатель увлекается повествованием не с первых страниц, а постепенно. Я думаю, что “Обломов” - именно такая книга. Читая первую часть романа, я невыразимо скучала и даже не предполагала, что эта леность Обломова приведет его к какому-нибудь возвышенному чувству. Постепенно скука стала уходить, и роман захватывал меня, я читала уже с интересом. Мне всегда нравились книги про любовь, но у Гончарова она получила неизвестную мне интерпретацию. Мне казалось, что скука, однообразие, лень, […]
    • Вступление. Некоторые люди находят роман Гончарова “Обломов” скучным. Да, действительно всю первую часть Обломов лежит на диване, принимая гостей, но здесь мы знакомимся с героем. И вообще в романе мало интригующих действий и событий, которые так интересны читателю. Но Обломов – “народный наш тип”, и именно он яркий представитель русского народа. Поэтому роман заинтересовал меня. В главном герое, я увидела частицу себя. Не стоит думать, что Обломов представитель только Гончаровского времени. И сейчас живут […]
    • Замечательный русский прозаик второй половины XIX века Иван Александрович Гончаров в романе «Обломов» отразил сложное время перехода от одной эпохи русской жизни к другой. Феодальные отношения, усадебный тип хозяйства сменялись на буржуазный уклад. Рушились веками устоявшиеся взгляды людей на жизнь. Судьбу Ильи Ильича Обломова можно назвать «обыкновенной историей», типичной для помещиков, безмятежно живших за счет труда крепостных крестьян. Среда и воспитание сделали из них безвольных, апатичных людей, не […]
    • Несмотря на значительный объем произведения, в романе присутствует сравнительно немного персонажей. Это позволяет Гончарову давать детальные характеристики каждого из них, составлять подробные психологические портреты. Не стали исключением и женские образы в романе. Помимо психологизма, автор широко использует прием противопоставлений и системы антиподов. Такими парами можно назвать «Обломов и Штольц» и «Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына». Два последних образа – полные противоположности друг другу, их […]
    • Андрей Штольц – ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь непохожие люди, обладающие такими разными взглядами на жизнь, могли сохранить глубокую привязанность. Изначально образ Штольца задумывался как полный антипод Обломова. Автор хотел соединить немецкую расчетливость и широту русской души, но этому замыслу не суждено было воплотиться в жизнь. По мере развития романа Гончаров все отчетливей осознавал, что в данных условиях такое просто […]
    • В романе И. А. Гончарова “Обломов” одним из основных приемов для раскрытия образов является прием антитезы. При помощи противопоставления сравниваются образ русского барина Ильи Ильича Обломова и образ практичного немца Андрея Штольца. Таким образом Гончаров показывает, в чем сходство и в чем различие данных героев романа. Илья Ильич Обломов - типичный представитель русского барства XIX века. Его социальное положение можно кратко охарактеризовать так: “Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, […]
    • Роман И.А Гончарова весь пронизан разными противоположностями. Прием антитезы, на котором построен роман, помогает лучше понять характер героев, авторский замысел. Обломов и Штольц – две совершенно не похожие друг на друга личности, но, как говорится, противоположности сходятся. Их связывает детство и школа, узнать о которых можно в главе “Сон Обломова”. Из него становится ясно, что маленького Илью все любили, ласкали, не давали ничего делать самому, хотя вначале он рвался сделать все сам, но тут прибегали его […]
    • Образ Обломова в русской литературе замыкает ряд «лишних» людей. Бездеятельный созерцатель, не способный на активные действия, на первый взгляд действительно кажется не способным на большое и светлое чувство, но так ли это на самом деле? В жизни Ильи Ильича Обломова нет места глобальным и кардинальным переменам. Ольга Ильинская, неординарная и красивая женщина, сильная и волевая натура, несомненно, привлекает внимание мужчин. Для Ильи Ильича, человека нерешительного и робкого, Ольга становится объектом […]
    • Личность Обломова далеко не ординарна, хотя другие персонажи и относятся к нему с легким неуважением. По какой‑то причине они читают его едва ли не ущербным по сравнению с ними. Именно это и составляло задачу Ольги Ильинской – разбудить Обломова, заставить его проявить себя как человека деятельного. Девушка считала, что любовь подвигнет его на великие свершения. Но она глубоко ошибалась. Невозможно разбудить в человеке то, чего у него нет. Из‑за этого недоразумения разбились сердца людей, герои страдали и тяжело […]
    • В романе «Обломов» с полной силой проявилось мастерство Гончарова-прозаика. Горький, назвавший Гончарова «одним из великанов русской литературы», отметил его особенный, пластичный язык. Поэтический язык Гончарова, его талант образного воспроизведения жизни, искусство создания типических характеров, композиционная завершенность и громадная художественная сила представленной в романе картины обломовщины и образа Ильи Ильича – все это способствовало тому, что роман «Обломов» занял достойное место в ряду шедевров […]
    • К середине XIX в. под влиянием реалистической школы Пушкина и Гоголя выросло и сформировалось новое замечательное поколение русских писателей. Гениальный критик Белинский уже в 40-х годах отметил появление целой группы талантливых молодых авторов: Тургенева, Островского, Некрасова, Герцена, Достоевского, Григоровича, Огарёва и др. В ряду этих многообещающих писателей стоял и Гончаров, будущий автор «Обломова», первый роман которого «Обыкновенная история» вызвал высокую оценку Белинского. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО И. […]
    • Николай Вера Портрет героев В рассказе нет описания героев. Куприн, как мне кажется, намерено избегает этого приема характеристики персонажей, чтобы обратить внимание читателя на внутреннее состояние героев, показать их переживания. Характеристика Беспомощность, пассивность («Алмазов сидел, не снимая пальто, он отвернулся в сторону...»); раздраженность («Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно»); неудовольствие («Николай Евгеньевич весь сморщился, точно от […]
    • Персонаж Михаил Илларионович Кутузов Наполеон Бонапарт Внешность героя, его портрет «…простота, доброта, правда…». Это живой, глубоко чувствующий и переживающий человек, образ «отца», «старца», понимающего и повидавшего жизнь. Сатирическое изображение портрета: «жирные ляжки коротких ног», «потолстевшая короткая фигура», лишние движения, которые сопровождаются суетой. Речь героя Простая речь, с однозначными словами и доверительным тоном, уважительное отношение к собеседнику, группе […]
    • А. А. Чацкий А. С. Молчалин Характер Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений. Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе. Положение в обществе Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям. Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете […]
    • Катерина Варвара Характер Искренняя, общительная, добрая, честная, набожная, но суеверная. Нежная, мягкая, в то же время, решительная. Грубоватая, веселая, но неразговорчивая: «… много разговаривать не люблю». Решительная, может дать отпор. Темперамент Страстная, вольнолюбивая, смелая, порывистая и непредсказуемая. Она сама о себе говорит «Такая я уж зародилась горячая!». Вольнолюбивая, умная, расчетливая, смелая и непокорная, не боится ни родительской, ни небесной кары. Воспитание, […]
    • Кирсанов Н. П. Кирсанов П. П. Внешний вид Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного. Семейное положение Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя. Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После […]
    • Ларра Данко Характер Смелый, решительный, сильный, гордый и слишком эгоистичный, жестокий, высокомерный. Не способен любить, сострадать. Сильный, гордый, но способен пожертвовать жизнью ради людей которых любит. Мужественный, бесстрашный, милосердный. Внешность Симпатичный юноша. Молод и красив. Взгляд Холодный и гордый как у царя зверей. Освещает силой и жизненным огнем. Родственные связи Сын орла и женщины Представитель древнего племени Жизненная позиция Не хочет […]
    • Раскольников Лужин Возраст 23 года Около 45 лет Род занятий Бывший студент, бросил учебу из-за невозможности платить Преуспевающий юрист, надворный советник. Внешность Очень хорош собой, темно-русые волосы, темные глаза, стройный и тонкий, рост выше среднего. Одевался чрезвычайно плохо, автор указывает, что другой человек даже постыдился бы в таком выходить на улицу. Немолод, осанист и чопорен. На лице постоянно выражение брюзгливости. Темные бакенбарды, волосы завиты. Лицо свежее и […]
    • Настя Митраша Прозвище Золотая курочка Мужичек в мешочке Возраст 12 лет 10 лет Внешность Красивая девочка с золотыми волосами, лицо всё в веснушках, а лишь один нос чистенький. Мальчик невысокого роста, плотного телосложения, имеет большой лоб и широкий затылок. Его лицо в веснушках, а чистенький носик смотрит вверх. Характер Добрая, рассудительная, поборола в себе жадность Смелый, смекалистый, добрый, мужественный и волевой, упрямый, трудолюбивый, целеустремленный, […]
  • Любовь - сильнейшее человеческое чувство - сыграла большую роль в жизни Обломова. Любовь двух женщин: одной - умной, утонченной, нежной, требовательной, другой - хозяйственной, простодушной, принимающей героя таким, какой он есть. Кто может понять Илью Обломова? Чего он ищет в жизни, в женщине? Ведь его возлюбленные различны как небо и земля. И почему Обломов остался с Агафьей Пшеницыной - «простой бабой», а не с божественной Ольгой?

    Да, найти сходство в этих женщинах сложно. Даже любили они по-разному. Ольга душевно, высоко, а Агафья Матвеевна - земной, примитивной любовью. Возвышенная любовь Ольги находит отражение в музыке, прогулках по парку, признаниях, цветах сирени. Любовь же Агафьи Матвеевны - это вкусный пирог, горячий кофе, белые подушки.

    По-моему, любовь Ольги была немного противоречивой: то она хотела видеть Илью Ильича ежедневно, то, напротив, приказывала ему не приходить часто, чтобы люди не подумали дурного. Ольге нужен был «усовершенствованный» Обломов, а не тот ленивец-добряк, который днями лежит на диване. Она любила героя таким, каким хотела видеть его, нарисованного в своем воображении. С одной стороны, Ильинская разбудила заснувшую душу, которая способна чувствовать, плакать, смеяться. С другой - она навязывала возлюбленному свои представления о жизни, требовала изменения самой натуры. Поэтому-то, мне кажется, Обломов «испугался» Ольги, ее требовательной любви.

    Агафья Пшеницына - хозяйка дома, в котором поселился Обломов,- полная противоположность Ильинской. Если Ольгу мы видели через душу, глаза, то Агафью - через тело, недаром так часто упоминаются ямочки на локтях и белая шея женщины. Ее внешность говорила обо всем: простодушна, добра, ласкова, приветлива, помимо этого - отличная хозяйка. Она оберегала покой Обломова, готовила ему изысканную пищу, поддерживала чистоту его комнаты, заботилась о здоровье. Вот оно - тихое пристанище, которого никогда не было бы у Обломова с Ольгой. Такая мирная, уютная семейная жизнь не пугала героя, как пугала его женитьба на Ильинской, поскольку не налагала на него никакой ответственности. Он любил жену, сына, семейный быт, олицетворявший для него главное - физический и душевный покой.

    Слово найдено - покой! Именно стремление к вечному отдыху, физическому и моральному, к бесконечно длящемуся состоянию физической и душевной неподвижности и определило в конечном счете выбор героя. Возможно, Обломов сделал свой выбор неосознанно: ведь выбор - деяние ответственное, что несвойственно Илье Ильичу, который во всем полагается на естественное течение жизни, просто натура взяла свое.

    Этот выдающийся роман был создан в средине XIX века и сразу же его признали классикой. Имя главного героя стало нарицательным. Книга была написана ко времени. На повестке политической жизни России стояла Пушкин и Лермонтов уже создали Онегина и Печорина - лишних людей в российском обществе, людей, не оставляющих за собой в Истории никакого следа. Иван Александрович Гончаров, руководствуясь своим творческим умением, создает образ еще более бесполезного человека - Ильи Ильича Обломова. Он доводит лень в характере этого помещика до ужасающих размеров. Как важно это было прочитать дворянам, воспитывающимся в XIX веке в традиционном стиле - в пренебрежении ко всякому труду! В их понимании, работа была мужицким занятием! Гончаров же и сам же в молодости получил аналогичное воспитание, поэтому знал о чем и как следовало писать…

    О теме статьи

    Предметом нашей статьи станет не главный герой - Илья Ильич Обломов. Нас привлекает другое: мастерски созданная писателем в романе система образов. «Обломов» Гончарова, благодаря удачно выбранному типажу своих героев, прогрессивная мысль России в лице Николая Добролюбова нарекла «знамением времени». Как мы уже упоминали, книга писалась в период пробуждения национального самосознания, накануне освободительной Крепостное право, этот давно отживший феномен, вот-вот должно было быть ликвидировано. И роман Гончарова, который являлся настольной книгой Императора Александра II, прозванного Освободителем, действительно поспособствовал его отмене.

    О персонажах романа

    В книге Ивана Александровича немного героев. Это позволяет автору представить по ходу романа развернутую характеристику каждому из них. Причем Гончаров талантливо использует выстроенную им самим систему образов-антиподов: Штольц - Обломов, Ильинская - Пшеницына.

    Женские образы в романе "Обломов" - сюжетообразующие. Вначале это была мать, затем предмет влюбленности главного героя - Ольга Ильинская и, наконец, женщина, ставшая ему супругой и народившая ему сына Андрюшу - Агафья Матвеевна Пшеницына. Сам же Илья Ильич Обломов - человек крайне безынициативный и инертный, лелеющий свою лень и постоянно пребывающий в пассивном размышлении. Он по своей натуре - ведомый. Поэтому вся его жизнь как бы проистекает в русле, обозначенном другими людьми. Точнее сказать - близкими ему женщинами.

    Образы женщин. Мать Обломова

    Какие же знаковые для русской литературы XIX века создает Гончаров И. А. («Обломов») женские образы? Расскажем подробней о них.

    Наиболее разрушительно на взрослеющего Обломова повлияла его собственная мать. То воспитание, которое он получил от нее, сформировало социально-пассивную, индифферентную к окружающей жизни личность, погруженную в мир своих грез. Будучи помещицей в деревне Обломовка, мать Ильи Ильича лично способствовала утверждению там культа безделья. Это по ее распоряжению за живым и смышленым ребенком Ильюшей бегали няни, бдительно следя, чтобы паренек не брался ни за какую работу.

    Женские образы в романе "Обломов" характерны, они активно участвуют в формировании его как человека. В результате, например, влияния матери из мальчишки вырос разоряющийся поместный дворянин, не имеющий деловой хватки, обманываемый мошенниками, список которых следовало начинать с управляющего имением.

    Ольга Ильинская

    Другой женский образ - Ольга Ильинская. Она покорила сердце Ильи Обломова своей красотой, неприемлемостью всякого кокетства, непохожестью на других девушек. Этот персонаж наиболее полно раскрыт писателем Гончаровым. Женские образы в романе "Обломов" обрели в нем наиболее яркую составляющую.

    В Ольге органично уживались ум, интеллигентность, простота и свободный нрав. Ее личность - многогранна. Девушку привлекают литература, музыка. Она воспринимает красоту природы. Именно знакомство с ней сделало, казалось бы, невозможное: заставило Илью Ильича оторваться от дивана, начать общаться с людьми и даже попытаться наладить свою жизнь.

    Вдова Пшеницына

    Сюжет романа автору не удалось бы раскрыть без наличия еще одного персонажа - Агафьи Матвеевны Пшеницыной, органично дополнившей женские образы в романе. Обломова она действительно любила. Агафья Матвеевна - настоящая хозяйка домашнего очага: добрая, любящая, заботливая. Более того, она готова на жертвенность ради этой любви. Эта женщина происхождением - не из дворянского сословия, как Ильинская, она - из мещан. Как и большинство населения в то время, она неграмотна.

    Идея создания образа Ольги

    Ильинская - дворянского происхождения, она внешне очень гармонична: несколько высока, с правильными чертами лица и формами тела. Ее познакомил с Ильей Ильичем их общий друг Штольц. Ольге нравится богатство ума однако претит его стиль жизни: лень и пустые рассуждения. Она ставит для себя сверхзадачу - вернуть Илью Ильича к нормальной жизни, перевоспитав его.

    Девушка представляет собой идеал жены-подруги, жены-соратницы. Ильинская, в противовес матери Обломова и Пшеницыной, представляет новые, современные, активные женские образы в романе. Обломова же смущает ее напор.

    Ольга всецело увлечена своим замыслом - перевоспитать Илью Ильича. Она усматривает в этом свою миссию. В ее понимании и жизнь, и любовь являются, по крупному счету, исполнением долга. Поэтому свое рассудочное стремление - изменить Обломова - она принимает за любовь, не дополняя его душевным теплом. При этом Ольга сама признает, что ранее к своим близким людям она никогда не предъявляла настолько серьезные критерии. Обломова смущают новые аспекты в их отношениях.

    Литературный критик Писарев назвал типаж Ольги - «женщиной будущего». Ведь ей присущи, с одной стороны - естественность, а с другой - органичное соединение размышления и действия.

    Рассудочность любви Ольги

    Рассуждая столь абстрактно, Ольга переступает границу дозволенного в отношении главного героя. Она пытается манипулировать Ильей Обломовым, используя убеждение, сарказм. Древние греки когда-то называли такую рассудочную любовь коротким словом "прагма". Таким образом, прагматичная любовь Ольги, как мы видим, не смогла преодолеть недостатки Обломова. Не дано подобному чувству исцелять!

    Роль женских образов в романе Гончарова «Обломов» велика. Согласитесь, не будь в ней интриги, внесенной Ольгой Ильинской, то сюжет книги потерял бы свою красную нить.

    В результате Обломов, дотоле признавшийся в любви к Ольге, идет на попятную. При этом возвращаясь к обычному своему образу жизни. Он расстается с ней, написав прощальное письмо. Илья Ильич понимает, что публичный образ жизни, к которому его склоняет Ольга - не подходит ему.

    Образ Ольги... Только ли образование вызвало у нее стремление к дальнейшему развитию? Вряд ли. Этот типаж женщины - революционный для русской литературы.

    Рассмотрим это на сравнительном примере. Образ Ольги Ильинской в романе Гончарова «Обломов» чем-то напоминает пушкинскую Татьяну Ларину. То же дворянское происхождение, образованность, сходная внешность, изящество. Однако на этом подобие заканчивается. Если Татьяну можно назвать «нежной мечтательницей», то Ольга - самодостаточная личность, деятельная и энергичная. Это - характер, это сущность женщины-воина. Таким образом, женские образы в романе И. А. Гончарова, созданные через четверть века после пушкинских, эволюционизировали, стали другими, соответствуя динамике развития российского общества.

    То, что она расстанется с Обломовым - неминуемо. Ольга Ильинская, наконец, признает свою несовместимость с избранником и оставляет Обломова со словами, что любила его будущего. Девушка осознает: совместная жизнь с Ильей Ильичем будет для нее в перспективе означать обоюдное неприятие каждым супругом жизненных ценностей другого. Поэтому она строит свою жизнь по-другому: выходит замуж за такого же деятельного, как и она, Штольца. Впрочем, Ильинская обладает еще большей жизненной энергией, чем ее муж.

    Интересную точку зрения на это чувство Ольги высказал литературный критик Николай Добролюбов. Он считает, что Ильинской свойственно выбирать партнеров исходя из собственного интереса, т. е. личных выгод. Поэтому, по его мнению, если Штольц перестанет устраивать ее меркантильный интерес, Ольга оставит и его.

    Простая и душевная Пшеницына Агафья

    Сравнение двух женских образов в романе Гончарова «Обломов» начинается с момента его размолвки с Ольгой и переездом на Выборгскую сторону на постой к вдове Пшеницыной.

    Ранее эта вдова потеряла мужа-чиновника и осталась с двумя детьми. Это взрослая женщина, искренне желающая тихого семейного счастья. Ей на момент знакомства с Ильей Обломовым примерно лет тридцать. Агафье не присуща аристократическая утонченность внешности, которой отличается образ Ольги Ильинской. Внешне она полна и белолица. У нее крупные руки и округлые локти. Ее серые глаза - зеркало души - простодушны и наивны.

    Действительно, Агафью Матвеевну не интересует все, что не касается домашнего хозяйства. Сама молчаливая, она даже и не пытается слушать не интересующие ее разговоры. Впрочем, как хозяйка, эта женщина - всеведущая и всеумеющая. Если обсуждается интересующая ее тема, вдова Пшеницына, словно по мановению волшебной палочки, становится деловитой и сообразительной.

    Эта женщина понравилась Илье Ильичу сразу же, когда он по совету Тарантьева приехал к ней - пожить на Выборгской стороне. Ее образ, несомненно, ближе для души Обломова, чем образ Ольги Ильинской. Именно такую женщину он представлял себе в детстве, когда читал о сказочной красавице Милитрисе Кирбитьевне. Дело в том, что главный герой романа, инфантильный по своей природе, подсознательно желал для себя жену-мать, ухаживающую за ним.

    По своей природе Агафья Матвеевна добра. Она услужлива по отношению к своим близким людям. Ее не привлекают развлечения: посещения театров либо прогулки. Заботы: накормить, одеть, помочь - стали смыслом ее жизни. Поэтому, когда в ее доме появился Илья Ильич, он стал для нее объектом ухода.

    Два основных женских образа в романе Гончарова «Обломов» - это два человека, испытывающие, казалось бы, одно и то же чувство. Но, в отличие от рассудочной любви Ольги Ильинской, любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной к Илье Ильичу совершенно другого свойства. Эта сердечная, не предполагающая оговорок разума. Автор с теплой иронией говорит о любви Пшеницыной к Обломову. Она влюбилась, не задумываясь, как будто «попав под тучу», простудилась и заболела лихорадкой.

    Верность Агафьи Пшеницыной

    Неслучайно наивысшей степени духовности достигает характер в женских образах романа И. А. Гончарова «Обломов», причем именно в образе неграмотной, несовременной Агафьи Матвеевны.

    Вдова Пшеницына, незаконная жена Обломова, привлекает читателя своей цельностью, искренностью. Для нее в семейной жизни главное - не материальный аспект, а душевность отношений. Такая женщина действительно будет рядом с любимым человеком в горе и в радости, в богатстве и нищете. Для обеспечения надлежащего ухода за болеющим Обломовым она продает свои ценные вещи. А когда узнает о том, что ее братец и кум низко обманывают и разоряют Илью Ильича, то разрывает с ними всякие отношения.

    После смерти Обломова она теряет всякий интерес к жизни. «Будто душу вынули», - говорит она о себе. Разве это не высокое чувство?

    Какая она - любовь Агафьи?

    Агафья Пшеницына интуитивно воспринимает любовь, как нечто естественное, не связанное с рассудком. Она полюбила Илью Ильича бескорыстно, не за присущие ему добродетели. Ее чувство вспыхнуло также не из-за жертвенности, т. е. не вопреки тому, что Обломов несовершенен.

    Агафья полюбила его именно как человека, который изначально сам по себе прекрасен. Такая любовь на Руси называлась христианской (ранее это чувство не оценивали с позиций рассудочности или сердечности). Суть же любви христианской в том, чтобы просто любить, потому что человеку свойственно такое чувство, а не потому что другой человек - объект любви - заслуживает чем-то этого. Агафья Пшеницына бескорыстно любит Обломова. Очевидно поэтому, чтобы подчеркнуть истинность их любви, Иван Александрович ввел в сюжет романа эпизод, когда пришедшая к Обломову во сне покойная матушка благословила его на отношения с Агафьей.

    Взгляды на любовь Агафьи и Ольги

    Роль женских образов в романе Гончарова "Обломов", таким образом, также сводится и к оригинальному авторскому философскому толкованию любви. Если Ольга желает видеть в Илье Ильиче настоящего мужчину и пытается соответствующим образом его перевоспитать, то Агафье Матвеевне всего этого не нужно. Любовь Ильинской - это восхождение к идеалу. Любовь Пшеницыной - обожание. Впрочем, и та и другая, будучи влюбленными в Обломова, сами испытывают духовное пробуждение. Женские образы в романе Гончарова «Обломов» - высокохудожественны и неповторимы. Еще зоркий Белинский тонко подметил эту особенность Ивана Александровича Гончарова - «тонкой кистью» выписывать Ни одна из героинь гончаровских книг не повторяет ни в коей мере другую. Все они индивидуальны, штучны, особенны.

    Вывод

    И. А. Гончаров мастерски изобразил в романе «Обломов» два действительно прекрасных женских образа. В этом проявились его талант, наблюдательность, знание жизни. Женщина, активно обустраивающая жизнь, и женщина - хранительница домашнего очага. Женские образы в романе "Обломов" актуальны и для нашего времени. Илья Александрович, как настоящий волшебник слова, тонко раскрывает черты каждого из этих персонажей. В результате и Ольга Ильинская, и Агафья Пшеницына - персонажи, показанные своим создателем мастерски, с огромной художественной силой и убедительностью.

    Характерно, что и Ольга, и Агафья, по ходу сюжета книги, очно не встречаются. Каждая из них живет и действует в своем окружении. Одна - деятельная, активная, поддерживающая и помогающая; другая - уютная, домашняя, самоотверженная, любящая до конца. Какой из них вам больше нравится? Решайте сами.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!