Золотая баба. Золотая баба — вымысел или реальность

Золотая Баба, Зарни Ань, Калтась, Дьес Эмигет, Сорни Най, Сорни Эква, Золотая Богородица - это только часть из множества имен, которыми называли золотого идола, неизвестно откуда появившегося на капищах древней Биармии, Югры и Перми и неизвестно куда сгинувшего.

Этому идолу веками поклонялись народы, живущие по обе стороны Уральских гор. Все жаждали встречи с ней, стремясь прикоснуться к тайне. В непроходимых таежных дебрях ее искали посланцы Ивана Грозного, белые атаманы и красные комиссары, агенты спецслужб, ученые и тысячи безвестных охотников за удачей. Но никому она не далась в руки. Золотая Баба в списке «Ста великих сокровищ» истории человечества, и по-прежнему загадочна и непостижима. Лик Зарни Ань сияет на гербе Республики Коми.

Самые древние письменные сведения о Золотой Бабе встречаются в новгородской Софийской летописи за 1398 год. Сообщая о кончине святого Стефана Пермского, отмечалось, что тот жил «посреде неверных человек, ни бога знающих, ни закона ведающих, молящеся идолом, огню и воде, и камню, и Золотой бабе, и вълхвом, и древъю».

Первые известия о Золотой Бабе в книгах западноевропейских путешественников и писателей появились в XV веке. До середины XIX века тотем фигурирует в сочинениях десятков авторов.

Но, при этом, ни один из них сам лично идола не видел. Это один из феноменов Золотой Бабы - о ней пишут и рассказывают только те, кто ее не видел. А те, кто видел, тот молчит.

Интересно, что в коми фольклоре нет ни одного, даже косвенного, упоминания о существовавшем некогда женском божестве. Может быть, говорить об этом всуе было просто не принято. Тем не менее, известный писатель М. Лебедев в очерках о Перми Великой указывал, что «некоторые исследователи религиозной жизни коми народа культу Золотой Бабы придают особое значение, и от ее имени склонны производить даже само название зырян как людей, почитающих Золотую женщину, или, по-коми, Зарни Ань».

Православный миссионер Г. Новицкий, проповедовавший в начале XVIII века христианское учение остякам, пытался найти спрятанную статую и уничтожить ее. Сделать это ему не удалось.

Но он собрал сведения как о самом кумире, так и о тайном святилище, в котором он хранился. Об идоле писали русские историки В. Татищев и Н. Карамзин. На своих картах Московии Золотую Бабу поместили англичане Э. Дженкинсон и А. Вид.

Удивляет и то, что описания Золотой Бабы у всех авторов различны. В одних источниках это статуя в виде старухи, в утробе которой находится сын, а сквозь него виден еще один ребенок - внук (принцип матрешки). У других это просто статуя стоящей женщины, у третьих - она же, но с рогом изобилия, или в виде богини Минервы с копьем в руке. Есть рисунки, где Золотая Баба напоминает уже сидящую Мадонну с ребенком на руках. В одних источниках она описана одетой в свободные одежды, в других - обнаженной.

В 1904 году старый манси Савва рассказывал путешественнику К. Носилову: «Голая баба - и только. Сидит. Нос есть, глаза есть, все сделано, как бабе быть». Отличаются и размеры: 30 сантиметров, «среднестатистическая женщина» в натуральную величину и «на аршин выше самого здорового мужика». Кстати, ученые подсчитали, что при таком росте, если золотая статуя цельнолитая, ее вес будет достигать трех тонн.

Существует несколько версий происхождения Золотой Бабы. Одни говорят, что ее принесли из Китая, другие считают ее родиной Иран или Индию, третьи - Древний Рим. Правда, часть ученых все же за то, что Золотая Баба - произведение местных мастеров.

Наверное, самый оригинальный вариант появления идола выдвинул уфолог С. Ермаков. Он считает, что это - робот-инопланетянин, оставленный на Земле. В течение некоторого времени он еще мог передвигаться, и именно с этим свойством связаны легенды о «живом» божестве. Потом, похоже, устройство начало постепенно выходить из строя, пока окончательно не замерло.

Чем позже датирован рассказ о Золотой Бабе, тем дальше на восток отодвигается ее местопребывание. Вначале ее помещают на территории Вятки или Перми, чуть позже она находится уже в Обдории на запад от Оби; наконец, ее располагают еще восточнее.

Перемещение тотема с запада на восток - факт несомненный, связанный с христианизацией. И уже в середине XVI века Золотая Баба была за Уралом. Кстати, так же на саринных картах из века в век «кочевала» на восток легендарная страна Биармия.

Тайну нахождения древнего идола вполне могли хранить еще до 1930-х годов в коми селе Помоздино. На неожиданную взаимосвязь этого села с Золотой Бабой указал автор книги «Клады ГУЛАГа» А. Мартыненко. Его книга написана на основе дневников и заметок реального лица - врача Александра Афанасьевича, которого политические репрессии сталинской эпохи привели в лазареты советских лагерей. В этих местах пациенты попадали на больничную койку чаще всего в безнадежном состоянии и, умирая, делились с доктором самым сокровенным и тайным.

Впервые о Золотой Бабе герой книги услышал в Соловецком лагере особого назначения в 1928 году от заключенного, профессора Петербургского университета, археолога и знатока Севера. Тот рассказал, что в тайном месте на территории Коми края находилось основное капище всех северных народов.

Главный идол был сделан из чистого золота и назывался Зарни Ань. Когда пришло время христианства, шаманы собрались на совет и спрятали золотую богиню. А чтобы место не потерялось, решили, что хранителями тайны станут сразу десять шаманских родов. Они должны были передавать тайну из поколения в поколение. Шли столетия. Зарни Ань время от времени посещали главные шаманы, и сведения о ней передавались в народе, становясь источником вдохновения. При советской власти почти все хранители были арестованы и расстреляны, дома их разрушены, а семьи рассеяны. Судьба золотой богини стала легендой.

Вскоре после войны, врач оказался в одной из лагерных больниц Свердловска. К нему доставили умиравшего от тяжелого воспаления легких мальчика, которого беспокоила только одна мысль: он, сын шамана, владеет тайной местонахождения Зарни Ань и дал клятву отцу обязательно передать эту тайну своему сыну, а вот теперь он умирает, и место, где хранится древний идол, будет утеряно навеки.

Мальчик сказал, что его зовут Михаил Игнатов. И что родом он из села Помоздино. Указал место, где хранится идол. Но большая часть рассказа шла на коми языке, а вся система координат основывалась на терминах народной астрономии. Александр Афанасьевич кивал головой, но толком ни понять, ни запомнить ничего не смог. К тому же его поминутно отвлекали другие больные. Доктор решил продолжить разговор на следующий день, но его самого перевели в другую больницу. След мальчика был потерян. Шансов на жизнь у того почти не оставалось.

В 1961 году статуя, напоминающая по описаниям Золотую Бабу, была найдена в одном из лабазов близ поселка Юильск. Председатель местного колхоза распорядился передать находку в Ханты-Мансийский краеведческий музей. Из города прибыла бригада из семи человек. Они вошли в лабаз, но обнаружили там не золотого идола, а деревянного, отделанного серебром. Считается, что перед приездом музейщиков его подменили. Золотую же статую перепрятали в надежном месте на островке среди болот. А потом, якобы после постройки на Оби гидростанции, уровень воды поднялся, и островок тот скрылся под водой.
Руководитель Российского общественного научно-исследовательского объединения «Космопоиск» В. Чернобров считает, что Золотая Баба - это одновременно и загадочное место, и чудодейственная статуя. В ней - сокровенные знания древних цивилизаций. В 1987 году активисты «Космопоиска» предприняли первую попытку проверить несколько версий местонахождения реликвии в Тюменской области. Увы, уже тогда стариков, которые могли бы что-то рассказать о Золотой Бабе, найти не удалось.

В сентябре 1999 года исследователи «Космопоиска», оказавшись возле Золотых ворот в отдаленной тайге на самом севере Свердловской области, вспомнили о знаменитой «тезке» этого места, - вспоминает В. Чернобров. - В несколько вертикальных ходов пещеры удалось спуститься. Однако детально обследовать подземелья помешали внезапно начавшийся многодневный ливень и наводнение. Так, Золотая Баба все больше и больше обрастает слухами и легендами, занимая свое место в одном ряду с Атлантидой и Гипербореей, а скорее - как некая часть глобальной версии о «золотом периоде» человеческой истории.
Артур Артеев

В конце четырнадцатого столетия нашей эры, крестители всея Руси в своей непримиримой борьбе с язычеством столкнулись со странным явлением. Оказалось, что многие представители «диких» приволжских и уральских племен поклоняются не только деревянным божкам, но и некоему таинственному идолу из чистого золота.

В летописях того времени упоминается загадочная скульптура женщины, которую «неверные» почитали больше жизни. Но что это за статуя? Каковые ее корни? Где ее родина? Эти вопросы до сих тревожат умы многих ученых и исследователей любителей. По сей день строятся самые невероятные версии.

Все исследователи, пытавшиеся разгадать тайну языческого божества, отмечают, что идолица была той еще путешественницей. Маршруты странствия статуи порой приобретают самые фантастичные очертания. Одно точно, некая скульптура, отлитая из золота, в XIV веке находилась на севере современного Пермского края, где-то в районе Чердыни. Об этом мы узнаем из Никоновской летописи с отсылкой на Стефана Великопермского - епископа, прибывшего в те края крестить пермян и зырян.

У историков есть некоторые сомнения насчет точного изложения действительности в этом документе. Дело в том, что летопись составлялась много позже самих событий. К таковым относят и упоминание о Стефане. В древних бумагах он называется святым, но канонизирован он был только в 1549 году.

Но о Золотой бабе сообщается и в более ранних Софийской и Новгородской летописях, где рассказывается о кончине святителя Стефана.

«Живяше посреди неверных человек, ни бога знающих, ни закона ведающих, молящихся идолам, огню и воде, и камню, и Золотой бабе, и волхвам, и древью» , - упоминают древние источники в 1398 году.

Более поздние упоминания об истукане относят нас то за каменный пояс Уральских гор, то еще дальше за Обь. Но откуда взялась скульптура из благородного металла в Верхнекамье?

А баба то не золотая!

Есть предположение, что где-то в окрестностях древней Чердыни (Пермский край) или Усть-Выма (республика Коми) идола отлили пермские и зырянские (коми) язычники. Но о месторождениях золота тогда там никто вроде бы и не слыхивал.

Большинство найденных в тех краях археологических артефактов из золота и серебра, по утверждениям ученых, имеют восточное происхождение. О том, что Пермь Великая вела активную торговлю с Ираном, говорят многие источники. Да и опять же некоторые находки (бляшки с изображением диковинных для севера животных) подтверждают факт сотрудничества с востоком.

А может статуя была вовсе не золотой? Некоторые авторы статей о Золотой бабе, ссылаются на древнескандинавские саги. В последних действительно можно найти описания походов на Биармию (древнюю страну, простирающуюся предположительно от Архангельска до Уральских гор). И в сказаниях этих действительно упоминается некое капище с идолом. Идол в сагах был деревянным.

Один из таких походов описывается в Саге об Олаве Святом, написанной исландским хевдингом Снорри Стурлусоном в 1220-1230 годах. Путешествие викингов Карли, Гуннстейна и Торера Собаки произошло примерно в 1020-1030-х годах.

«Когда они приплыли в Страну Бьярмов, они пристали у торжища, и начали торг. Все те, у кого было, чем платить, накупили вдоволь товара. Торир накупил много беличьего, бобрового и собольего меха. Когда торг кончился, они отправились вниз по реке Вине» .

Но уже когда по Северной Двине они вышли в море, Торер сообщил своим товарищам, что знает еще одно место, где можно неплохо разжиться. Викинг стал в красках рассказывать о каких-то курганах, хранящих несметные сокровища. К сожалению, в саге весьма скудно описывается маршрут их следования. Можно только догадываться, что по морю они прошли либо до реки Мезень, либо до Печоры (республика Коми), проплыв по которым вскоре пристали к берегам и пошли пешком.

«Сначала они шли по равнине, потом начались большие леса. …Они вышли на большую поляну. Середина поляны была огорожена высоким частоколом. Ворота в нем были заперты… Торир подошел к частоколу, всадил повыше свою секиру, подтянулся, перелез через частокол и оказался с одной стороны ворот, а Карли тоже перебрался через частокол и оказался с другой стороны ворот. Торир и Карли одновременно подошли к воротам, вынули засов и открыли их. Тут все бросились внутрь. Торир сказал:

- Здесь внутри ограды есть курган. В нем золото и серебро перемешано с землей. В ограде стоит также бог бьярмов, который называется Йомали. Пусть никто не смеет его грабить» .

Ограбив капище, норвежцы поспешили обратно. Но Торер все не возвращался. Карли вернулся за ним и увидел, что тот отобрал у Йомали серебряную чашу с монетами. Тогда и он тоже решил снять с идола огромное ожерелье.

«Карли поднял секиру и рассек нитку, на которой оно держалось. Но удар был таким сильным, что у Йомали голова слетела с плеч. При этом раздался такой грохот, что всем он показался чудом. Карли взял ожерелье, и они бросились бежать» .

И нигде не говорится о том, что идол был золотым. Напротив, тот факт, что голова легко отлетела от туловища, свидетельствует о том, что скульптура была вырезана из дерева. Да и не стали бы викинги оставлять идола из чистого золота. В других скандинавских сагах идол вообще описывается как «старик, вырубленный из дерева».

Неизвестно также, была ли богиня, названная на финский манер тождественна пермской Зарни-Ань или вогульской Сорни-Най. Но многие исследователи, говоря о Золотой бабе, почему-то ссылаются и на скандинавские источники в числе прочих.

Римская Юнона

Если все же допустить, что зыряне, пермяки и вогуличи поклонялись идолу из желтого метала, но самим отлить ее было не из чего, то откуда и как оказалась статуя в этих краях? Есть версия, что Золотая баба - это статуя Юноны, вывезенная из Рима во время его падения.

Такой гипотезы придерживался Юлий Помпоний Лет (1428 - 1497) - исследователь древних летописей и путешественник. В своих «Комментариях к Флору», написанных им около 1480 года он говорит, что во взятии Рима в 410 году наряду с готами, вероятно, участвовали и войска угров (предки мадьяр, манси и хантов), жившие в то время в Югорской земле: «Угры приходили вместе с готами в Рим и участвовали в разгроме его Аларихом... На обратном пути часть их осела в Паннонии (в районе современной Венгрии, Югославии, Австрии) и образовала там могущественное государство, часть вернулась на родину, к Ледовитому океану, и до сих пор имеет какие-то медные статуи, принесенные из Рима, которым поклоняется как божествам» .

А что вполне правдоподобно. А если учесть то, что современные венгры действительно официально считаются потомками угров, то более чем правдоподобно. Историки, правда, придерживаются мнения, что угры ни с кем не воевали, а пришли в Европу по Средне-русской равнине через Украину в конце IX века. Но зачем одним надо было идти на запад, в то время как другие прекрасно жили на Урале? Неужели в своем походе они не встретили сопротивления и почти сразу благополучно образовали новое Венгерское государство? Разве Европа к тому времени не была поделена?

В римских и византийских хрониках IV и V веков за авторством Аммиана Марцеллина и Приска Панийского также упоминаются племена гуннов, время от времени совершавших набеги на Рим. К V веку относятся упоминания о вожде гуннов Аттиле. А народ гуннов образовался, по мнению ученых, в результате смешения на Приуралье угорских и тюркских племен. В 452 году гунны были разбиты, после чего как в воду канули. Может, ушли обратно на Урал? И разве не могли они 40 годами раньше туда же свести добытые в боях богатства вместе с некоей золотой статуей?

Тибеткая Гуаньинь

Наряду с версией западного происхождения идолицы, есть версия о восточных корнях богини. Якобы, золотая баба - это Гуаньинь, попавшая в Пермь Великую и за Урал из Тибета. Сторонники этой версии в доказательство своей теории почему-то прокладывают возможные маршруты в низовья Оби и на Ямал, забывая о том, что в тех краях идол стали искать уже в конце XV-XVI веках.

Основные аргументы приверженцев этой гипотезы просты и бесхитростны. Первое - Золотая баба родом из Тибета, потому что исследователи отыскали несколько возможных маршрутов от Тибета до Ямала. Это обоснование появилось более сотни лет назад, благодаря исследователю М. К. Сидорову. Второе - описание Золотой бабы российскими и западными историками и путешественниками XIV-XIX веков совпадают с обликом тибетской богини милосердия (Алексеев А. «Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей». Иркутск, 1941 ). Тот факт, что никто из охотников за идолом ее не видел, нисколько не смущает сторонников восточной теории.

Возможно, речь идет просто о разных скульптурах. Мол, у пермяков была одна - римская. У хантов с якутов - тибетская. Но представители восточной теории основываются на свидетельствах искателей приключений, вдохновленных на подвиги как раз с подачи летописных сведений о Стефане Пермском.

Еще в качестве доказательств приводятся какие-то будто бы схожие свойства тибетской скульптуры с золотой бабой. Барон Сигизмунд Герберштейн, посол германского императора в Москву, в XVI веке писал о том, что в внутри Золотой бабы, возможно, установлены какие-то трубы, при попадании ветра в них статуя издает различные звуки.

О «поющей» статуе упоминается в некоторых якутских легендах. А богослужение с участием скульптуры Гуаньинь тоже будто бы было связано с игрой некоей трубы.

Золотая богородица

Есть еще одна фантастичная версия. Идолом пермских, зырянских, и мансийских язычников служила статуя золотой богородицы или Мадонны. Если это была Мадонна, то где ее родина? Вероятно в Европе. Но зачем бы стали вогулы поклоняться христианскому символу? Думается, что к XIV-XV веку они все же имели хотя бы смутное представление о сути вражеской религии, которой всячески противились.

Если это богородица, то почему в виде скульптуры из золота, а не в виде иконы. И почему в Сибирской летописи, на которую ссылается М. Косарев, богиня хантов и манси - хоть и с младенцем, но нагая? И главное, что делала эта «богородица» в Перми Великой. По версии того же Косарева, скульптуру завезли туда первые крестители, установили в одной из построенных церквей. А святилище потом разорили вогулы, совершавшие частые набеги на пермяков.

Но первым крестителем был Стефан, благодаря которому и заварилась вся эта каша, ведь упоминал он незнакомый ему идол. Зачем бы манси стали поклоняться тому, что по их логике следовало бы уничтожить? Впрочем, противоречия переполняют каждую из гипотез. Может, и не было никакой бабы?

И тайно проникнуть в него. Поражённые викинги увидели большую деревянную статую с чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Чаша же была наполнена серебряными монетами, перемешанными с землёй.

В описаниях идола Золотой бабы говорится:

  • о статуе в виде старухи, в утробе которой находится сын и виден ещё один ребёнок - внук (С. Герберштейн);
  • об истукане в виде старой женщины с ребёнком на руках, а рядом другой ребёнок - внук (А. Гваньини);
  • о скале, имеющей вид женщины в лохмотьях с ребёнком на руках (Д. Флетчер).

Изображение статуи с ребёнком на руках и подписью «Золотая баба» (Slata baba) имеется на некоторых западноевропейских картах Русского государства XVI в. в нижнем течении Оби.

Главный герой романа Александра Бушкова «След пираньи » (1996), Кирилл Мазур , в попытках выбраться из тайги со своей американской напарницей случайно набредает на пещеру, где хранится Золотая Баба. После недолгих размышлений Мазур решает оставить легендарную статую на месте, однако, все равно едва не становится жертвой стражников статуи.

Вокруг мифа о Золотой бабе крутится значительная часть повествования исторического романа Алексея Иванова «Сердце Пармы ». В попытке найти и украсть культовую статую, а также в попытке отвоевать её обратно гибнут и/или сходят с ума некоторые герои произведения. Другим участникам, наоборот, клятва завладеть идолом (или защитить его) дарует долгую жизнь, которая не может оборваться до тех пор, пока обещание не будет исполнено.

Повесть Эрнста Бутина «Золотой огонь Югры » рассказывает о ликвидации остатков кулацко-эсеровской банды, ведущей охоту за «Сорни най», во время борьбы за установление Советской власти в Западной Сибири.

В приключенческой повести Юрия Курочкина «Легенда о Золотой бабе», автор использует литературный сюжет как средство исторического исследования легенд о Золотой бабе, привлекая богатый краеведческий материал.

В романе Анны Кирьяновой «Охота Сорни-Най» дается мистическая трактовка гибели туристической группы Дятлова , ставшей жертвой охоты грозной богини.

В кино

В музейных экспозициях

В Уватском краеведческом музее «Легенды седого Иртыша» (Тюменская область) есть экспозиция, посвящённая легенде о Золотой бабе. Согласно Кунгурской летописи , знаменитый хантыйский идол находился четыре века назад в Демьянском городке (территория Уватского района) и таинственно исчез оттуда после взятия городка ермаковскими казаками под предводительством атамана Брязги . В центре зала представлена реконструкция жертвенника со стоящей над ним фигурой Золотой бабы, воспроизведенной в соответствии с рисунками летописца С. У. Ремезова и покрытой настоящим золотом.

Библиография

Научная литература

  • Алексеев М. П. Сибирь в известиях западно-европейских путешественников и писателей. XIII-XVIII вв. - 2-е изд. - Иркутск, 1941.
  • Соколова З. П. Ардви Сура Анахита иранцев и «Злата Баба» финно-угров // Советская археология . - . - № 3.
  • Золотая баба // Северная энциклопедия. - М.: Европейские издания, 2004. - С. 303-304.
  • Мароши В. В. // Литература Урала: история и современность: Сборник статей. - Вып. 3. - Т. 2. - Екатеринбург: Издательский дом «Союз писателей», 2007. - С. 266-278.
  • Бурыкин А. А. Золотая баба - идол или топоним? // Культура как система в историческом контексте: опыт Западно-Сибирских археолого-этнографических совещаний… - Материалы Международной Западно-Сибирской археолого-этнографической конференции. Томск, 19-21 мая 2010 г. - Томск: Аграф-Пресс, 2010. - 506 с. - С. 54-56.

Научно-популярная и популярная литература

  • Золотая баба // Республика Коми. Энциклопедия. - Т.1. - Сыктывкар, 1997. - С. 464.
  • Ионина Н. А. Странствия Золотой бабы // Ионина Н. А. 100 великих сокровищ. - М.: Вече, 2000.
  • Вслед за Великой Богиней: легенда о Золотой Бабе: Сборник. - М.: Вече, 2007.

Художественная литература

  • Курочкин Юрий . Легенда о Золотой бабе: Повесть / [Худож. Н. Казанцева]. - 2-е изд., доп. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство , 1968. - 156 с. - (Уральская библиотека: приключения, фантастика, путешествия). - 50000 экз.
  • Шесталов Юван . Тайна Сорни-най. - М., 1976.
  • Сергей Плеханов . Золотая баба - 1985 (повесть, экранизирована в 1987 году).
  • Иванов Алексей . Сердце Пармы . Роман-легенда. - М.: Пальмира , 2003.
  • Дворцов Василий Terra Обдория // Москва . - 2005.
  • Кирьянова Анна . Охота Сорни-Най :
    • Кирьянова Анна . // Урал . - . - № 6.
    • Кирьянова Анна . // Урал . - . - № 7.
    • Кирьянова Анна . // Урал . - . - № 8.

См. также

Напишите отзыв о статье "Золотая баба"

Отрывок, характеризующий Золотая баба

Около середины Арбата, близ Николы Явленного, Мюрат остановился, ожидая известия от передового отряда о том, в каком положении находилась городская крепость «le Kremlin».
Вокруг Мюрата собралась небольшая кучка людей из остававшихся в Москве жителей. Все с робким недоумением смотрели на странного, изукрашенного перьями и золотом длинноволосого начальника.
– Что ж, это сам, что ли, царь ихний? Ничево! – слышались тихие голоса.
Переводчик подъехал к кучке народа.
– Шапку то сними… шапку то, – заговорили в толпе, обращаясь друг к другу. Переводчик обратился к одному старому дворнику и спросил, далеко ли до Кремля? Дворник, прислушиваясь с недоумением к чуждому ему польскому акценту и не признавая звуков говора переводчика за русскую речь, не понимал, что ему говорили, и прятался за других.
Мюрат подвинулся к переводчику в велел спросить, где русские войска. Один из русских людей понял, чего у него спрашивали, и несколько голосов вдруг стали отвечать переводчику. Французский офицер из передового отряда подъехал к Мюрату и доложил, что ворота в крепость заделаны и что, вероятно, там засада.
– Хорошо, – сказал Мюрат и, обратившись к одному из господ своей свиты, приказал выдвинуть четыре легких орудия и обстрелять ворота.
Артиллерия на рысях выехала из за колонны, шедшей за Мюратом, и поехала по Арбату. Спустившись до конца Вздвиженки, артиллерия остановилась и выстроилась на площади. Несколько французских офицеров распоряжались пушками, расстанавливая их, и смотрели в Кремль в зрительную трубу.
В Кремле раздавался благовест к вечерне, и этот звон смущал французов. Они предполагали, что это был призыв к оружию. Несколько человек пехотных солдат побежали к Кутафьевским воротам. В воротах лежали бревна и тесовые щиты. Два ружейные выстрела раздались из под ворот, как только офицер с командой стал подбегать к ним. Генерал, стоявший у пушек, крикнул офицеру командные слова, и офицер с солдатами побежал назад.
Послышалось еще три выстрела из ворот.
Один выстрел задел в ногу французского солдата, и странный крик немногих голосов послышался из за щитов. На лицах французского генерала, офицеров и солдат одновременно, как по команде, прежнее выражение веселости и спокойствия заменилось упорным, сосредоточенным выражением готовности на борьбу и страдания. Для них всех, начиная от маршала и до последнего солдата, это место не было Вздвиженка, Моховая, Кутафья и Троицкие ворота, а это была новая местность нового поля, вероятно, кровопролитного сражения. И все приготовились к этому сражению. Крики из ворот затихли. Орудия были выдвинуты. Артиллеристы сдули нагоревшие пальники. Офицер скомандовал «feu!» [пали!], и два свистящие звука жестянок раздались один за другим. Картечные пули затрещали по камню ворот, бревнам и щитам; и два облака дыма заколебались на площади.
Несколько мгновений после того, как затихли перекаты выстрелов по каменному Кремлю, странный звук послышался над головами французов. Огромная стая галок поднялась над стенами и, каркая и шумя тысячами крыл, закружилась в воздухе. Вместе с этим звуком раздался человеческий одинокий крик в воротах, и из за дыма появилась фигура человека без шапки, в кафтане. Держа ружье, он целился во французов. Feu! – повторил артиллерийский офицер, и в одно и то же время раздались один ружейный и два орудийных выстрела. Дым опять закрыл ворота.
За щитами больше ничего не шевелилось, и пехотные французские солдаты с офицерами пошли к воротам. В воротах лежало три раненых и четыре убитых человека. Два человека в кафтанах убегали низом, вдоль стен, к Знаменке.
– Enlevez moi ca, [Уберите это,] – сказал офицер, указывая на бревна и трупы; и французы, добив раненых, перебросили трупы вниз за ограду. Кто были эти люди, никто не знал. «Enlevez moi ca», – сказано только про них, и их выбросили и прибрали потом, чтобы они не воняли. Один Тьер посвятил их памяти несколько красноречивых строк: «Ces miserables avaient envahi la citadelle sacree, s"etaient empares des fusils de l"arsenal, et tiraient (ces miserables) sur les Francais. On en sabra quelques"uns et on purgea le Kremlin de leur presence. [Эти несчастные наполнили священную крепость, овладели ружьями арсенала и стреляли во французов. Некоторых из них порубили саблями, и очистили Кремль от их присутствия.]
Мюрату было доложено, что путь расчищен. Французы вошли в ворота и стали размещаться лагерем на Сенатской площади. Солдаты выкидывали стулья из окон сената на площадь и раскладывали огни.
Другие отряды проходили через Кремль и размещались по Маросейке, Лубянке, Покровке. Третьи размещались по Вздвиженке, Знаменке, Никольской, Тверской. Везде, не находя хозяев, французы размещались не как в городе на квартирах, а как в лагере, который расположен в городе.
Хотя и оборванные, голодные, измученные и уменьшенные до 1/3 части своей прежней численности, французские солдаты вступили в Москву еще в стройном порядке. Это было измученное, истощенное, но еще боевое и грозное войско. Но это было войско только до той минуты, пока солдаты этого войска не разошлись по квартирам. Как только люди полков стали расходиться по пустым и богатым домам, так навсегда уничтожалось войско и образовались не жители и не солдаты, а что то среднее, называемое мародерами. Когда, через пять недель, те же самые люди вышли из Москвы, они уже не составляли более войска. Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес с собой кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны. Цель каждого из этих людей при выходе из Москвы не состояла, как прежде, в том, чтобы завоевать, а только в том, чтобы удержать приобретенное. Подобно той обезьяне, которая, запустив руку в узкое горло кувшина и захватив горсть орехов, не разжимает кулака, чтобы не потерять схваченного, и этим губит себя, французы, при выходе из Москвы, очевидно, должны были погибнуть вследствие того, что они тащили с собой награбленное, но бросить это награбленное им было так же невозможно, как невозможно обезьяне разжать горсть с орехами. Через десять минут после вступления каждого французского полка в какой нибудь квартал Москвы, не оставалось ни одного солдата и офицера. В окнах домов видны были люди в шинелях и штиблетах, смеясь прохаживающиеся по комнатам; в погребах, в подвалах такие же люди хозяйничали с провизией; на дворах такие же люди отпирали или отбивали ворота сараев и конюшен; в кухнях раскладывали огни, с засученными руками пекли, месили и варили, пугали, смешили и ласкали женщин и детей. И этих людей везде, и по лавкам и по домам, было много; но войска уже не было.
В тот же день приказ за приказом отдавались французскими начальниками о том, чтобы запретить войскам расходиться по городу, строго запретить насилия жителей и мародерство, о том, чтобы нынче же вечером сделать общую перекличку; но, несмотря ни на какие меры. люди, прежде составлявшие войско, расплывались по богатому, обильному удобствами и запасами, пустому городу. Как голодное стадо идет в куче по голому полю, но тотчас же неудержимо разбредается, как только нападает на богатые пастбища, так же неудержимо разбредалось и войско по богатому городу.
Жителей в Москве не было, и солдаты, как вода в песок, всачивались в нее и неудержимой звездой расплывались во все стороны от Кремля, в который они вошли прежде всего. Солдаты кавалеристы, входя в оставленный со всем добром купеческий дом и находя стойла не только для своих лошадей, но и лишние, все таки шли рядом занимать другой дом, который им казался лучше. Многие занимали несколько домов, надписывая мелом, кем он занят, и спорили и даже дрались с другими командами. Не успев поместиться еще, солдаты бежали на улицу осматривать город и, по слуху о том, что все брошено, стремились туда, где можно было забрать даром ценные вещи. Начальники ходили останавливать солдат и сами вовлекались невольно в те же действия. В Каретном ряду оставались лавки с экипажами, и генералы толпились там, выбирая себе коляски и кареты. Остававшиеся жители приглашали к себе начальников, надеясь тем обеспечиться от грабежа. Богатств было пропасть, и конца им не видно было; везде, кругом того места, которое заняли французы, были еще неизведанные, незанятые места, в которых, как казалось французам, было еще больше богатств. И Москва все дальше и дальше всасывала их в себя. Точно, как вследствие того, что нальется вода на сухую землю, исчезает вода и сухая земля; точно так же вследствие того, что голодное войско вошло в обильный, пустой город, уничтожилось войско, и уничтожился обильный город; и сделалась грязь, сделались пожары и мародерство.

Золотая Баба


Вот уже несколько десятков лет ученые, искатели приключений и просто авантюристы ищут следы легендарной Золотой Бабы. Рассказы о ней заставляют учащенно биться многие сердца и манят в неведомые края. Одних толкает на ее поиски предание, что она сделана из золота; другие откликаются на образ Золотой Богородицы, который носит в своем сердце каждый. Но никто не знает, откуда она пришла и куда ушла…

Известный российский историк А. Асов в своем исследовании приводит несколько версий о ее происхождении. Одни говорят, что Золотую Бабу принесли из Китая, другие считают ее родиной Иран или Индию, третьи – Древний Рим. Последний раз эту святыню видели в 1930-х годах в тайном святилище кызымских ханов – в бассейне реки Обь, поэтому некоторые ученые считают, что Золотая Баба не были принесена ниоткуда, а является произведением местных сибирских мастеров.

Самое древнее упоминание о загадочной Золотой Бабе встречается в Новгородской летописи за 1398 год. Записано оно было после миссионерской деятельности Стефана Пермского, который ходил по пермской земле: «Сей научи Пермьскую землю вере Христове, а прежде кланялися зверем и деревом, воде, огню и Золотой Бабе». Вслед за Стефаном шли стрельцы и разрушали языческие святилища пермяков, а на их месте ставили церкви.

О Золотой Бабе писали и иностранные ученые. В Западной Европе интерес к неведомой Югре (стране угров) возник благодаря сочинениям итальянца Юлия Помпония Лэта, который считал, что угры – предки современных венгров – участвовали в походе Алариха на Рим и в разграблении города. «На обратном пути, – пишет Помпоний Лэт, – часть их осела в Паннонии и образовала там могущественное государство; часть вернулась на родину к Ледовитому океану и до сих пор имеет какие-то медные статуи, принесенные из Рима, которым поклоняются как божествам». Итальянцы считали, что Золотую Бабу вывезли из Рима угры, которые в союзе с готами разрушили Римскую империю, а Золотая Баба – это будто бы статуя Юноны.

Писал о Золотой бабе и поляк М. Меховский в своем «Трактате о двух Сарматиях»: «За областью, называемой Вяткой, по дороге в Скифию, стоит большой идол Золотая Баба… Соседние племена весьма чтут его и поклоняются ему». С тех пор известия о Золотой Бабе стали широко распространяться, ее помещали на картах Московии англичане А. Дженкинсон и А. Вид. А. Дженкинсон, например, на своей карте сделал такую надпись: «Золотая Старуха пользуется поклонением у обдорцев и югры. Жрец спрашивает этого идола о том, что им следует делать и куда перекочевывать, и идол (удивительное дело!) дает вопрошающим ответы, и предсказания точно сбываются».

Особенностью этих карт являлось следующее обстоятельство: чем позднее карта, тем дальше на Восток отодвигалась Золотая Баба. Может быть, первоначально ей поклонялись только в пермских краях, а потом – в связи с христианизацией этих мест – ее перенесли за Урал?

Рисунки Золотой Бабы у разных авторов различны. У М. Меховского, например, это статуя стоящей женщины, у А. Вида – женщина с рогом изобилия, а у С. Герберштейна она изображена в виде богини Минервы с копьем в руке. Через восемь лет его же Золотая Баба напоминает сидящую Мадонну с ребенком на руках. Итальянец Гваньини писал, что Золотая Баба была вытесана из камня и представляла собой женщину с двумя детьми, одного ребенка она держала на руках, другой стоял рядом и назывался ее внуком.

Золотую Бабу почитали и славянской богиней. По многочисленным сведениям ханты, манси и русских старожилов, Золотая Баба долгое время хранилась в Белогорье – местности на Оби близ впадения в нее Иртыша. Это подтверждает и Сибирская летопись, в которой повествуется о приключениях Богдана Брязгина, ближайшего друга и соратника Ермака. После взятия в 1583 году остяцкого городка Самар он посетил в Белогорье мольбище остяков «богыне древней; нага с сыном на стуле сидящая; приемлюще дары от своих, и дающе ей остатки во всяком промысле, а еже кто по обету не даст, мучит и томит; а хто принесет жалеючи к ней, тот пред ней пад умрет, имеща бо жрение и съезд великий. Егда же вниде им слух приезд Богдана, велела спрятатися и всем бежати; и многое собрание кумирское спрятаща и до сего дни».

Через некоторое время исчезнувшее из Белогорья божество объявилось в бассейне реки Конды. Его тайно перенесли туда белогорские ханты, но потом следы Золотой Бабы теряются. Православный миссионер Григорий Новицкий, проповедовавший в начале XVIII века христианское учение остякам, пытался найти спрятанную статую и уничтожить ее, но сделать это ему не удалось. Он смог собрать лишь много ценных сведений как о самом кумире, так и тайном святилище, в котором хранилась Золотая Баба.

Так какое же божество олицетворяет Золотая Баба? Некоторые ученые предполагают, что так могли называть золотую (или позолоченную) Мадонну с младенцем, которую завезли в пермскую землю, а оттуда она попала в Западную Сибирь. Однако М.П. Алексеев, один из авторитетных знатоков «биографии» Золотой Бабы, считает даже саму догадку эту неправдоподобной, «хотя бы потому, что русские не имели скульптурных образов Мадонны; а если и имели, то резались они из дерева и, кроме того, конечно, едва ли куда вывозились из церквей». В своем исследовании «Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей» М.П. Алексеев предположил, что Золотая Баба – это статуя бодхисатвы милосердия Авалокитешвары, который в китайском буддизме приобрел женский образ Гуаньинь – богини милосердия. Гуаньинь была спасительницей тех, кто подвергался опасностям во время морских плаваний или переходов через высокие горы.

Иконография Гуаньинь не противоречит изображениям Золотой Бабы на средневековых картах; возможно, у нее был какой-то более древний прототип индуистского божества.

Версия М.П. Алексеева как будто объясняет и еще один феномен, связанный с Золотой Бабой. В героическом эпосе якутов есть легенда о Дьес Эмигет (Медной статуе), которая издает звук, «как сверчок». Некоторые ученые предположили, что эти звуки могли быть вызваны трубами, но ни на одном из известных рисунков такие трубы не изображены. Другие считают, что звук издавал особый свисток, в который дует ветер; высказывалось даже предположение, что сама Золотая Баба – это колокол. Если же речь идет все-таки о Гуаньинь, то одна из ее статуй в Тибете имела белую раковину, издающую нежный звук плещущегося моря. Когда раковина звучала, Гуаньинь излучала «мягкое сияние»; Дьес Эмигет тоже испускала «синий цвет».

Однако возражение М.П. Алексеева, будто скульптурные изображения Мадонны «никогда не вывозились из церквей», М. Косарев считает неубедительным. По той простой причине, что в истории известны многократные набеги хантов и манси на пермские земли, когда разорялись села и посады и вывозилась бытовая и церковная утварь. Таким образом, эти племена были знакомы с христианским богом еще задолго до похода в Сибирь Ермака. Упоминавшаяся выше Сибирская летопись свидетельствует, что ермаковские казаки с удивлением узнали, что ханты нередко используют в качестве священных идолов христианские изображения.

Князь Н.С. Трубецкой, известный русский этнограф, считал, что Золотая Баба изображает Калтась (Калташ-Экву) – жену верховного ханты-мансийского бога Нуми-Тарума. Манси считали Калтась матерью всего живого: она покровительствует новорожденным, определяет судьбу и срок жизни каждого человека, отмечая их жизненный путь на священных бирках.

Версии, гипотезы, предположения… Их очень много, но однозначных ответов на вопросы – «Как на самом деле выглядела Золотая Баба? Какое божество она олицетворяла и куда исчезла?» – до сих пор нет.

В 1981 году в местах, близких истокам Северной Сосьвы, побывал пермский кинооператор М.А. Заплатин, рассказавший впоследствии о встречах с местными старожилами. Один старый манси говорил ему, что в горы ходить нельзя, ибо там находится Сарни-Эква («Золотая Женщина»): «Вам ее не найти. Ее куда-то утащили наши старики, а потом убили сами себя».

Но куда «утащили»? На север? Знаменитый фламандский картограф Г. Меркатор нанес на карту у устья Оби слова «Zolotaja baba». Устье Оби – это южная часть полуострова Ямал, которая находится за Полярным кругом, в зоне вечной мерзлоты. В. Нейман, поддерживающий версию М.П. Алексеева (что Золотая Баба – это статуя бодисатвы Авалокитешвары), задается вопросом: «Почему статуя из Центральной Азии оказалась так далеко от своей родины?». Он выдвигает очень любопытную гипотезу о том, что арии пришли в Центральную Азию 7-8 тысяч лет назад с погибших арктических островов. Может быть, впоследствии кто-то из их потомков в поисках своей далекой прародины отправился назад на север и взял с собой Золотую Бабу… Статую, которая тогда еще напоминала незабытую богиню жителей Арктики, а затем стала святыней угров.

Золотая Баба сегодня фигурирует только в мифах и легендах. Предположительно именно она являлась главным идолом, которому поклонялись в древности народы Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири.

Мифы о золотом идоле

Самое раннее упоминание о золотом идоле встречается в XIII столетии в скандинавской «Саге об Олаве Святом», входящей в составе свода Снорри Стурлусона «Круг Земной». Сага рассказывает, что около 1023 года норвежские викинги во главе со знаменитым Ториром-Собакой отправились в поход в Биармию (Бьярмаланд) – так звалось легендарное государство, раскинувшееся в IX-XII веках в районе Северной Двины, Вычегды и верховья Камы. На Руси его именовали Пермью Великой. Им удалось тайно проникнуть в святилище бьярмов – Йомали, охраняемое шестью шаманами. Там они увидели много сокровищ и большую позолоченную статую. На шее идола была драгоценная цепь, на голове - золотая корона, украшенная двенадцатью различными изображениями. На коленях лежала чаша, наполненная перемешанными с землей серебряными монетами. Викинги набрали с собой столько денег и сокровищ, сколько смогли унести. Напоследок один из них, Карли, отрубил истукану голову, прельстившись цепью. Но по пути назад викингов встретили хранители святилища, и им пришлось спасаться бегством, побросав все награбленное.

Сведения о культе поклонения Золотой бабе мы находим и в Софийской летописи за 1398 год в связи со смертью епископа Стефана Пермского. Там говорится, что Стефан сеял веру Христову на тех землях, где ранее поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и… Золотой бабе.

В XV веке новгородцы-ушкуйники, побывав в уральских землях с товарами, принесли известия о «человецех незнаемых в Восточной стране, ростом малых, друг друга едяшех и молящихся идолу златому» .

Масса преданий о Золотой бабе ходит среди коми, хантов и манси. Так, оленеводы манси рассказывают такую легенду. Золотая баба была живой и могла ходить самостоятельно. Когда она перебиралась через Каменный пояс, как встарь называли Уральские горы, местная шаманка попыталась задержать ее, так как считала себя здешней хозяйкой. Тогда идол закричал страшным голосом, и от криков его умерло все живое на много верст. Дерзкая же шаманка упала навзничь и обратилась в камень.

Якутский эпос описывает медную статую, стоящую посреди непроходимых болот. При приближении врагов она якобы начинала издавать звук, напоминающий стрекот множества сверчков, а также излучала в небо голубое сияние.

У ненцев есть миф о том, что раз в год, когда на небосклоне появляется Великое Солнце, из-под мерзлой земли встает Солнечная Баба, носящая в своем чреве младенца.

Культ «золотой богини» у славян

Похоже, поклонялись Золотой бабе и в Древней Руси. В языческих преданиях славян упоминается Храм Золотой Бабы, расположенный «в стране Обдорской, при устье реки Обиго» (вероятно, имеется в виду река Обь). Она считались покровительницей беременных женщин и повитух. Ей приносили в жертву золото, серебро и меха. Поклониться идолу приезжали даже чужестранцы. Исследователи древнего славянства считают, что Золотая Баба являлась главной среди Рожаниц – богинь, отвечающих за человеческую судьбу.

По мнению большинства исследователей, речь шла о мансийской богине Сорни-эква, имя которой в переводе означает «Золотая женщина». Князь Н.С. Трубецкой, занимавшийся этнографией, считал, что это Калташ-Эква, жена верховного ханты-мансийского бога Нуми-Тарума, покровительствующая всему живому и определяющая судьбу каждого человека.

Где искать Золотую бабу?

Предполагается, что с приходом христианства язычники стали прятать статую, чтобы ее не уничтожили. Довольно подробную информацию об этом можно прочитать в книгах о Руси европейских путешественников XVI века. Правда, сведения о местонахождении святилища Золотой Бабы достаточно противоречивы. К примеру, М. Меховский в «Сочинении о двух Сарматиях» (1517 год) пишет, что идол находится за Вяткой «при проникновении в Скифию» . А вот С. Герберштейн в 1549 году, А. Гваньини в 1578 году и Д. Флетчер в 1591 году указывают, что он спрятан вблизи устья Оби.

В своих записках, сделанных во время путешествия по России, римский посланник Сигизмунд Герберштейн сообщает: «Рассказывают, а, выражаясь вернее, баснословят, будто идол Золотой Старухи – это статуя в виде старухи, держащей на коленях сына, и там уже виден снова еще ребенок, про которого говорят, что это ее внук. Более того, будто бы она поставила там некие инструменты, издающие постоянный звук, вроде труб. Если это и так, то я полагаю, что это происходит от сильно и постоянно дующего на эти инструменты ветра» .

На одной из карт средневекового картографа Г. Меркатора, изданной в 1595 году, в районе устья реки Обь изображена статуя с ребенком на руках и подписью «Золотая баба» (Slata baba).

В Уватском краеведческом музее «Легенды седого Иртыша», расположенном в Тюменской области, можно увидеть экспозицию, посвященную Золотой бабе. В число экспонатов входит Кунгурская летопись, согласно которой 400 лет назад идол находился в Демьянском городке на территории Уватского района, однако после взятия городка ермаковскими казаками во главе с атаманом Брязгой статуя загадочным образом пропала. В центре музейного зала выставлена реконструкция жертвенника с позолоченной фигурой богини, воспроизведенной по рисункам летописца С.У. Ремезова.

В 1961 году статую будто бы обнаружили в окрестностях поселка Юильск в верховье реки Казым, примерно в 270 километрах к северу от Ханты-Мансийска. Но она оказалась не золотой, а деревянной, сверху покрытой серебром. Поэтому пошли слухи о подмене. Тем не менее, все, кто имел дело с идолом, умерли один за другим. Хотя понятно, что информация совершенно непроверенная… К тому же «Юильский идол» вскоре исчез.

Где сейчас таинственная Золотая Баба, если она действительно существует, неведомо. Может, идол спрятан в одной из потаенных уральских пещер в ожидании своего часа…

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!