Якудза — проигрышная комбинация в японском покере и беспощадная мафия страны восходящего солнца. Якудза: Легендарная японская мафия

Находившегося в бегах члена японской мафии якудза. Синехару Сираи, некогда возглавлявший одну из самых могущественных группировок - «Ямагути-гуми», скрывался от правосудия около 15 лет - он покинул Японию после того, как ему было предъявлено обвинение в убийстве другого мафиозо. К моменту ареста ему исполнилось 74 года. Разоблачить Сираи помогла случайность - местный житель сфотографировал на улице спину старика, полностью покрытую татуировками. Фотография попала в социальные сети и быстро стала вирусной. На нее обратили внимание сотрудники полиции Японии, которые и попросили тайских коллег найти и задержать этого человека.

Татуировки - один из важнейших внешних атрибутов японской мафии. Их сложный язык формировался на протяжении веков..

Услуга за услугу

В самой Японии вплоть до конца прошлого века мафия существовала фактически на легальных основаниях. Над штаб-квартирами большинства группировок до сих пор можно найти неоновые вывески, их адреса могут указываться в телефонных справочниках.

Жители страны узнают участников кланов по безупречным, на все пуговицы застегнутым костюмам (правда, часто весьма экзотических или как минимум броских расцветок), набриолиненным волосам (галантный поклон в адрес гангстеров Нью-Йорка). И пристрастию к большим машинам - в ходу у уходящего поколения якудза были американские Cadillac, а вот молодежь всё чаще пересаживается на представительские Mercedes.

Долгое время местные власти и правоохранительные органы закрывали глаза на деятельность якудза в обмен на мелкие услуги с их стороны, на финансовые пожертвования в адрес различных политических партий и готовность периодически выступать в роли информаторов.

Одну из главных услуг в истории современной Японии якудза оказали правительству в конце 1940-х годов. Незадолго до этого, в 1930-е, страну, как и США, накрыл экономический кризис. Сотни тысяч японцев оказались безработными. Люди нуждались в деньгах и, как это нередко случается именно в тяжелые времена, развлечениях. Пока власти опасались вступать в открытые конфликты с вышедшими на улицы гражданами, мафиози постепенно взяли под свой контроль почти всю индустрию развлечений - от игорных домов до кинотеатров.

Триумф мафии оказался недолгим - началась война, развлекательные заведения были разорены, а большинство бойцов якудза ушли на фронт, многие были убиты. В это же время японское правительство массово ввозило в страну корейцев и китайцев, которых использовали в качестве дешевой рабочей силы на заводах. Сразу после окончания войны, в 1946 году, в стране один за другим начали вспыхивать бунты «инородцев». И вот теперь уже само правительство вынуждено было обратиться с просьбой о защите к уцелевшим участникам раздробленных кланов якудза - гангстеры встали на защиту полицейских участков.

По самурайскому счету

Сами группировки начали формироваться в Японии еще в XVII веке в качестве своеобразного противовеса самураям - если ко вторым японские феодалы обращались в случае, когда нужно было вступить с врагом в открытый поединок, то якудза использовались для задач, где действовать нужно было тайком. При этом в якудза нередко попадали бывшие самураи, ронины. Отсюда и блестящее знание самурайской философии, и стремление у мафиози прошлых веков подражать самураям в виртуозном владении мечом и в манере одеваться.

В соответствии со знаменитым кодексом бусидо большинство якудза философски относились к смерти, должны были быть равнодушны к голоду, холоду и боли, исповедовали беспрекословную верность клану и готовность пожертвовать ради его интересов свободой или жизнью. А в случае серьезной провинности многие из них были готовы совершить сэппуку.

В той или иной степени следование самурайским принципам среди якудза сохранилось до сих пор. Правда, не обошлось и без влияния западных коллег - итальянской мафии и американских гангстеров. Современные группировки устроены по клановому принципу с жесткой иерархической системой, все участники которой живут по раз и навсегда установленным законам, беспрекословно подчиняясь главарю или боссу группировки. Те, в свою очередь, отвечают за «эффективный менеджмент» - например, переговоры с правоохранительными органами или властями.

Пересчитать по пальцам

Как и в большинстве закрытых обществ, ритуалы долгое время играли важное значение в жизни японских гангстеров. Для желающих вступить в ряды якудза существовал специальный обряд посвящения. Новичок сначала приносил клятву на изображении святого, предварительно смочив его собственной кровью, после чего выпивал вместе с главой клана особым образом приготовленное саке. Напиток, который символизирует кровь якудза, смешивали с солью и рыбьей чешуей - отпив по глотку, оба участника обменивались чашечками, чтобы «породниться».

А вот за попытку покинуть группировку, как и за провинности, многим приходилось расплачиваться увечьями. По старому обычаю в знак признания своей вины якудза должен отрубить себе фалангу пальца и передать обрубок главе клана. Если ошибка повторится, ему придется избавиться от второй фаланги, а потом перейти к следующему пальцу. Раньше это означало, что с каждой новой провинностью рука якудза всё меньше приспособлена для того, чтобы держать меч, а значит, он всё сильнее впадает в зависимость от главы клана.

Отсутствующая фаланга пальца стала второй приметой, по которой полицейские в Таиланде опознали в татуированном старике беглого якудза Синехару Сираи.

Впрочем, говорят, что сегодня войти в число якудза можно и минуя торжественные ритуалы, а при желании - относительно бескровно их покинуть. Единственное, что осталось практически неизменным, - это любовь гангстеров к татуировкам.

Между карпом и драконом

Сегодня эти сложные и красочные рисунки - предмет восхищения мастеров по всему миру. Однако появились они отнюдь не в эстетических целях. По одной из версий, нанесение татуировки на тело символизирует выход молодого якудза из-под контроля родителей (и, соответственно, переход под контроль «приемного отца»). По другой - обряд нанесения татуировки в древности использовался для того, чтобы проверить готовность новобранца к пыткам и физическим мучениям.

В любом случае со временем тату-культура развилась, и владение «языком татуировок» стало одним из базовых навыков любого участника клана якудза. При этом используются здесь традиционные для Японии образы - карп, лев, дракон, «золотой мальчик» Кинтаро или сакура. Использование того или иного образа может намекнуть на род занятий якудза. Например, «золотого мальчика» часто наносят те, кто занимается единоборствами, а лев может означать верного стража. Карп же почитается за свою силу, храбрость и неуклонное стремление к цели: качества, которые отличают настоящего борца или самурая.

Впрочем, несмотря на в общем-то довольно открытое существование гангстерских кланов, демонстрировать свои татуировки широкой публике среди якудза все-таки не принято - и возможно, опыт экс-главаря «Ямагути-гуми» их в этом только укрепит.

Друзья народа

Долгое время якудза старательно поддерживали добрососедские отношения не только с представителями власти, но и с жителями городов, оказавшихся под их контролем. На Новый год представители многих группировок одаривали маленьких «подопечных» сладостями и игрушками, и деньгами - взрослых. А руководители группировок не скупились на финансирование фильмов, в которых лишний раз подчеркивалось сходство между философией якудза и благородных самураев. Кроме того, правила якудза всегда поощряли наличие собственного легального бизнеса, занятие политикой, а также благотворительность.

В результате большая часть населения воспринимала якудза как местных Робин Гудов - представителей преступного мира, которые, впрочем, всегда готовы встать на защиту угнетенных.

Гангстеры этот образ пестовали. Они не только объединялись с нацией во время самых сложных испытаний - например, помогали пострадавшим после крупных землетрясений или мстили членам секты «Аум Синрике» за теракт в токийском метро, - но и следили за тем, чтобы к их действиям в этот момент было приковано внимание журналистов.

Тучи над якудза начали сгущаться в 1990-х годах, когда в Японии приняли антимафиозный закон, нарушивший привычное статус-кво. С середины 2000-х этот закон начали постепенно ужесточать, пока под окончательным запретом не оказались социальные выплаты участникам гангстерских кланов (до этого они могли претендовать, например, на пособие по безработице) и перевод на счета группировок любых средств от коммерческих фирм. Жители некоторых городов и вовсе отважились на открытые протесты против местных группировок. Многие из активистов за это поплатились жизнями, что народной любви гангстерам не добавляло.

Босс Японской мафии Кэнъити Синода

Крупнейшая группировка японской якудза Ямагути-гуми раскололась. Не менее десяти банд криминального синдиката заявили о выходе из организации из-за несогласия с курсом нынешнего босса Кэнъити Синоды. Японские правоохранители опасаются, что раскол мафии приведет к войне за передел сфер влияния - такое уже происходило в 1980-х. Впрочем, кризис в Ямагути-гуми длится уже не первый год, и раскол группировки стал лишь его логичным продолжением.

Японская полиция приведена в состояние повышенной готовности. Поводом для этого стал раскол крупнейшей группировки японской мафии якудза Ямагути-гуми. Новость освещается на местных телеканалах.

По данным японских медиа, более десяти банд, связанных с этим криминальным синдикатом, по всей видимости, намерены отделиться и создать собственную организацию. До сегодняшнего дня подобное случалось лишь в далеких 1980-х - тогда раскол в Ямагути-гуми привел к войне за передел сфер влияния и стал причиной гибели не менее двух десятков мафиози.

Сигналом раскола стало неприсутствие боссов нескольких группировок на общей сходке в штаб-квартире Ямагути-гуми на этой неделе. Ожидается, что отделение будет официально оформлено на собрании в начале следующего месяца. После этого организация даже сменит свое имя, добавив в него слово «Кобе» - так называется город, в котором расположена штаб-квартира синдиката.

Полицейские источники, на которых ссылаются японские СМИ, утверждают, что причиной нынешнего разделения группировки стало недовольство курсом, проводимым в Ямагути-гуми боссом Кэнъити Синодой (также известным как Синобу Цукаса). Некоторым участникам синдиката не понравилось, что Синода уделяет слишком много внимания своей собственной группировке Кодо-кай, основанной им в 1984 году. При нынешнем боссе Ямагути-гуми начала усиливать свое влияние в Токио и восточных частях Японии, в то время как западная часть - традиционная сфера влияния этой группировки - осталась за бортом.

Эксперты склонны видеть другую причину, лежащую в основе раскола, - экономическую. Как пишет журналист Брэтт Булл, специализирующийся на организованной преступности в Японии, членство в мафии попросту перестало приносить доходы некоторым бандитам: «Разделение Ямагути-гуми не связано ни с чем, кроме японской экономики. Грубо говоря, «нарезать капусты» в Токио проще, и поэтому упор Синоды на Кодо-кай и Токио вызвал разочарование среди членов банды в западной части Японии».

По данным правоохранителей, по состоянию на конец прошлого года в составе Ямагути-гуми насчитывалось более 23 тыс. бандитов. Еще пять лет назад в группировке состояло 27,7 тыс. человек. Тем не менее Ямагути-гуми по-прежнему принято считать крупнейшей группировкой я стране, куда входит половина всех японских мафиози. Синдикат даже прозвали «Уолмартом» преступного мира Японии за его умение легко расправляться с оппонентами и генерировать огромные доходы.

Еще в 2010 году, когда синдикат начал выпускать собственный корпоративный журнал «Ямагути-гуми Симпо», Кенити Синода в своей колонке жаловался, что для мафиози настали тяжелые времена. Он также признал, что Ямагути-гуми больше не может полагаться на свой «бренд», чтобы обеспечить выгодность своих операций.

Количество членов якудза ежегодно падает - похоже, бандитам становится все труднее справляться со своими задачами из-за политики по борьбе с мафией, которая не позволяет им открывать новые банковские счета или заключать договоры по покупке-продаже недвижимости. При этом исторически сложилось так, что власти Японии терпят деятельность банд якудза и не ставят мафию вне закона, хотя в особо вопиющих случаях столкновения гангстеров и полиции все же происходят. Кроме того, в самом сознании японцев мафия была и остается неизменным атрибутом общества.

Деятельность якудза и жизнь японских мафиози, широко растиражированные в фильмах, телесериалах и журналах, создают впечатление, что гангстеры ведут роскошную жизнь и живут по самурайскому коду чести бусидо. Якудза появлялась во множестве фильмов: «Убить Билла» Квентина Тарантино, «Васаби» и «Такси-2» Люка Бессона, «Тройном форсаже» Джастина Лина (снявшего все последовавшие «Форсажи») и даже в «Росомахе», который, казалось бы, никакого отношения к японской мафии не имеет. Неудивительно, что «экранная» якудза разительно отличается от настоящих бандитов, орудующих в Токио. Впрочем, японские режиссеры с этим феноменом знакомы намного ближе, и их фильмы позволяют представить, как в действительности устроена жизнь мафиозных группировок Японии. Очень показателен фильм Такеши Китано «Полный беспредел», в котором изображено столкновение «старого» и «нового» в жизни якудза. В фильме теснимые к обочине старые боссы пьют уже не саке с пивом, а красное и белое вино, но в целом к новой реальности относятся с раздражением.

Кроме того, режиссер наглядно объясняет, что представители всех поколений чтят самурайские принципы только на словах, предавая друг друга на каждом шагу.

Якудза опирается на ценности патриархальной семьи, принципы беспрекословного подчинения боссу и строгого соблюдения свода правил (кодекса мафии), за нарушение которых предусмотрено неминуемое наказание. Между рядовыми членами группировки поддерживаются горизонтальные «братские» отношения, что обеспечивает кланам относительную стабильность.

Ямагути-гуми названа в честь ее основателя Харукити Ямагути. Своими корнями эта группировка уходит в профсоюз докеров в довоенном Кобе (Япония), основанный в 1915 году. Несмотря на то что Ямагути-гуми переживает не самые лучшие времена, она по-прежнему остается самой крупной из всех группировок якудза.

По данным полиции, синдикат получает миллиарды долларов прибыли в год от вымогательства, азартных игр, секс-индустрии, торговли оружием, наркотиками, а также операций в сфере недвижимости и строительства.

Они также участвуют в акциях манипулирования рынком и создании порнографических сайтов.

Ямагути-гуми берет ответственность за более чем 40% организованных преступлений в стране. Штаб-квартира синдиката располагается в Кобе, но организация действует на территории всей Японии и осуществляет свой бизнес и за рубежом, в основном в Азии и США.

Японская мафия - одна из самых «процветающих» в мире. Общая численность якудза составляет от 80 до 110 тысяч человек, а наиболее крупный клан - Ямагути-гуми - считается самой богатой преступной группировкой планеты. В 2015 году ее доход составил более 80 миллиардов долларов.

Корни японской мафии уходят в средневековье. Считается, что предками нынешних якудза или, как их еще называют, борекудан (хотя сами они не любят это прозвище) были мелкие уличные торговцы - текия - и любители азартных игр - бакуто. Само слово «якудза» означает худшую комбинацию в карточной игре ойте-кабу. Изначально предки японских мафиози считались изгоями, и поэтому за ними закрепилось это прозвище.

© AFP 2017 / Fred Dufour

Мужчины с традиционной татуировкой якудза Ирезуми на фестивале Сандзя-мацури в Токио

Якудза известны своей традицией нанесения татуировок. У некоторых мафиози ими покрыто почти все тело. Татуировки борекудан имеют скрытый от посторонних смысл. Например, первая, как правило, обозначает переход из семьи родителей в новую семью - якудза. Демонстрировать их не принято - как правило члены кланов предпочитают закрытую одежду. Единственным исключением, когда постороннему можно увидеть их татуировки, является синтоистский праздник Сандзя-мацури.

© AFP 2017 / Fred Dufour

Другая «традиция» якудза касается наказаний. За провинности перед кланом мафиози отрубают фаланги пальцев - по одной за каждый значимый проступок, причем, сделать это должен сам виновник. Когда один палец отрезан до конца - он переходит к следующему. Этот обычай также пришел из прошлого: чем меньше пальцев оставалось у якудза, тем сложнее ему было держать меч, а значит - росла его зависимость от защиты босса и клана. Сейчас же это носит скорее символическое значение.

© AFP 2017 / Fred Dufour

Мужчина с традиционной татуировкой якудза Ирезуми на фестивале Сандзя-мацури в Токио

Узы, которые связывают членов клана якудза, сродни семейным. Авторитет главы сообщества непререкаем, а рядовые участники считают друг друга братьями. Главной фигурой в иерархии является босс - оябун. Его правой рукой считается сайко-комон (старший советник). Также оябуну подчинены санро-кай (группа менее влиятельных советников), со-хомбуте (руководитель штаба), вакагасира и сятэйгасира, который командуют непосредственно исполнителями поручений босса: ке-дай и сятэй - старшими и младшими «братьями». Сайко-комон отвечает за административную составляющую дел - в его подчинении находятся бухгалтеры-кайкэй и юридические консультанты сингиин.

© AFP 2017 / Fred Dufour

Мужчина с традиционной татуировкой якудза Ирезуми на фестивале Сандзя-мацури в Токио

Как правило, рядовые члены клана редко покидают подконтрольную территорию - только в случае получения особо выгодных «заказов» или с целью войны с конкурентами.

Всего в Японии действует более 20 кланов якудза. Наиболее крупными считаются Ямагути-гуми, Сумиеси-кай и Инагава-кай. Члены этих кланов составляют около 70% якудза. В 2015 году произошел раскол наиболее самой многочисленной группировки - Ямагути-гуми. От нее откололись около трех тысяч человек.

© AFP 2017 / Fred Dufour

Мужчина с традиционной татуировкой якудза Ирезуми на фестивале Сандзя-мацури в Токио

Спектр деятельности якудза весьма обширен: проституция, игорный бизнес, наркотики, торговля оружием, контрабанда. Сильны позиции мафии и в порноиндустрии. При этом борекудан стремятся хотя бы отчасти легализовать источники своих доходов, вкладывая деньги в строительство, индустрию развлечений, торговлю акциями и аудиторские услуги. В 2013 году несколько значимых членов якудза были арестованы за вмешательство в работы по восстановлению АЭС «Фукусима», поскольку помогали в поиске нелегальной рабочей силы.

Японская мафия выросла из вольных самураев – ронинов. Традиции занимают важное место в синдикате. Поэтому тому, кто решил стать якудзой, в первую очередь нужно пройти обряд инициации.

Инициация


Собирается вся банда. Посвящаемый «кобун» (младший) садится напротив своего покровителя «оябуна» (старший). Дальше наступает время «сакатзуки гото» – совместного распития саке. Каждому наливают по его статусу – новичок получает меньше всего, чаша его будущего главаря наполняется до краев. Во время обряда новичок разрывает связь с родителями и становится членом семьи якудза. Псевдосемейные отношения у японской мафии не простой звук, члены клана как братья, а оябуна — их отец и защитник.

Юбитсуме

На рассвете якудзы в инициацию входил обряд юбитсуме — отрезание фаланг пальцев. Таким образом новичок демонстрировал искреннюю преданность своей будущей семье. Впоследствии, юбитсуме убрали из посвящения и сделали наказанием за провинность перед синдикатом. Сегодня отрезанный палец в Японии – символ позора или бывшей принадлежности к криминальным группировкам. На этой почве в Японии процветает спрос на искусственные фаланги.

Экзамены


Чтобы стать членом японского криминала одного умения пить саке недостаточно. Нынче за якудзой открылась большая охота со стороны государства, а значит нужно быть хорошо образованным в юридической сфере, чтобы не попасться и не утащить с собой всю банду. В 2009 году организация Ямагути-гуми ввела обязательный экзамен для своих членов. Помимо юриспруденции в нем есть самые разные вопросы по преступной практике. Начиная с того, как воровать транспорт, до проблем сбыта производственных отходов.

Татуировки

Якудза – не якудза без собственной татуировки. Это его паспорт, без которого путь в криминальный мир заказан. Рисунок может полностью покрывать тело, и если вы умеете правильно его читать, то можете узнать о его хозяине все – принадлежность к преступному клану, положение, историю преступлений, даже характер. Причем здесь члены мафии легких путей не ищут – рисунок наносят самым больным методом, называемым «ирэдзуми» – ручным введением чернил под кожу. Такая татуировка служит символом храбрости и в последнее время стала популярна среди простых обывателей – жив еще в японцах самурайский дух.

Техника Сокайя

Если новичку удалось пройти все испытания, то за этим следует изучение криминальных практик. Одна из самых распространенных техник «выкачивания денег» — Сокайя. Мафиози покупает часть акций компании, внедряется в совет директоров, а дальше начинает копать под главного босса. Компрометирующая информация может быть сугубо личной. Страх быть опозоренным – уязвимое место японцев. Ну а дальше начинаются торги – «заплатите, или ваши тайные увлечения станут достоянием общественности». Если жертва клюнула, то она так и останется на крючке.

Ямагути-гуми синпо

Надо отдать японской мафии должное – живя традициями, они постоянно находятся в тренде сегодняшнего дня. Например, в 2013 году упомянутая Ямагути-гуми запустила корпоративный журнал Ямагути-гуми синпо, который распространяется среди членов группировки. По сообщениям агентства France-Presse, цель издания – сплотить семью, рассказать о тяжелых временах японского криминала и поговорить о насущных проблемах – рыбалке и настольных играх го и сеги. В начале апреля Ямагути сделали себе собственный сайт. Портал синдиката должен изменить негативное отношение к якудза в Японии, сделать ребрендинг банды. «Мы не антисоциальная сила», — передает позицию сайта Times.

Слово «якудза» придумали в банде бакуто, состоящей из японских карточных игроков. А играли члены бакуто в ойтё-кабу - японский вариант покера. «Я» - это 8, «ку» - 9, «дза» или «сан» - 3. В сумме эти цифры дают 20, или самое никудышное число в этой карточной игре.

PokerStars - это школа покера, где платят вам, чтобы вы учились выигрывать!

Сначала «якудзой» называли просто ненужную вещь, потом - бесполезного человека. И члены бакуто как раз и были такими вот изгоями и неудачниками, и они сами дали себе имя - «якудза». Затем этим словом стали называть все японские организованные банды.

Легальная мафия

Якудза в Японии ни от кого не скрывается. Штаб-квартиры этой организации обозначены специальным знаком на дверях. Якудза имеет в стране свой достаточно разнообразный бизнес - от производства и строительства до порноиндустрии.

Но не путайте якудзу с нелегальной японской мафией - «борёкудан».

Преступника узнаешь по татуировкам

Как и практически все остальные мировые преступные группировки, в якудза любят татуироваться. Рисунки членов якудза наносятся только вручную без всяких электрических машинок. Все тело японских мафиози покрыто плотным красочным узором. Но узкую полосу, разделяющую грудь и живот, оставляют незакрашенной, чтобы не нагружать лишний раз печень (почему-то члены якудзы считают, что краска под кожей негативно действует на этот орган).

В Японии люди различают мафиози по татуировкам. Именно поэтому бандиты носят максимально закрытую одежду - чтобы не «светиться» лишний раз.

Расписные супруги

Но не только сами члены якудзы увлечены тату, они и жен своих тоже раскрашивают! И хотя супруги мафиози в основном сидят дома и занимаются детьми, им положено быть татуированными! Быть может, из-за этого остальные японцы относятся к рисункам на теле с прохладцей, как к неизменному атрибуту мафиози.

Якудза на службе родины

Если раньше якудза ассоциировали себя с самой бросовой карточной комбинацией, то теперь эта организация стала настолько могущественной, что частенько помогает своей стране. Например, когда случилось землетрясение в Кобе, члены мафии предоставили жителям города безопасные убежища. Тогда якудза первой пришла на помощь пострадавшим!

Изгои и социопаты

Более половины всех членов легальной мафии страны восходящего солнца - потомки буракуминов из касты изгоев Японии. Буракумины стали обособленной группой в 11 веке. Эти люди занимались мелкими преступными делишками, выполняли грязную в прямом и переносном смыслах работу и были неприкасаемыми.

Буракумины гармонично дополнили лоховатых картежников бакуто и укрепили якудзу на заре ее существования.

Мафия без пальцев

Если член якудзы провинился перед главным мафиози или совершил ошибку, он должен отсечь себе фалангу пальца и отдать начальнику. Если подношение принято, несчастный мафиози считается прощенным. Если нет, то, вероятно, никто и никогда больше об этом бандите не услышит! И правильно, какой же картежник без пальцев!

Якудза вне Японии

Якудза давно вышла за пределы Японии. Самые крупные филиалы японской мафии находятся в Штатах, а Гавайи прямо-таки кишат членами якудзы. Отсюда японские мафиози осуществляют контроль за контрабандой наркотиков в США и вывозом американского оружия за пределы континента.

Якудза наживется на Олимпиаде-2020

Токийские ОИ уже приносят приличный доход якудзе, ведь под мафией лежит практически весь строительный бизнес страны. Чем ближе Олимпиада, тем больше денег у якудзы, которая строит олимпийские объекты, инфраструктуру и занимается другими вопросами Игр.

А вот и фото главы японского Олимпийского комитета и босса якудзы.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!