Выставка «Аксели Галлен-Каллела. Страсть к Финляндии» в Музее Орсе в Париже

Недалеко от местечка Рухала (Ruhala), в пустынной местности на берегу озера Нясиярви (Näsijärvi) расположен дом-студия всемирно известного финского художника А. Галлен- Каллела (Akseli Gallen-Kallela). В «Калела» («Kalela») , так художник назвал свой дом-мастерскую, в настоящее время расположен музей , а потомки художника, с которыми автор имел честь познакомиться, до сих пор живут в этом месте, в новом деревянном доме, возведенном неподалеку.
Дом-студия построен в 1894-1895 гг. по собственному проекту художника.

Возникает правомерный вопрос: почему в такой глуши построен дом, напоминающий карельскую северную избу, и вдобавок назван именем «Калела»? Дело в том, что А. Галлен-Каллела считается одним из основателей движения "карелианизма". Повышенный интерес к Карелии возник у представителей финской художественной интеллигенции в 1890-е гг. вовсе не случайно. Считалось, что в Карелии сохраняется калевальский уклад жизни, и финское искусство может создаваться лишь на его основе. Туда начинают совершать паломничество финские художники, поэты, архитекторы. Среди диких лесов и озер они пытаются найти темы и идеи для творчества. Как мы уже отмечали в другом месте , одними из первых совершили в 1890 г. путешествие по Русской северной Карелии Луис Спарре и Аксели Галлен-Каллела. Вдохновленный традициями карельской архитектуры амбаров и крестьянских жилищ, художник спроектировал свой дом-мастерскую вплоть до мельчайших деталей, включая интерьеры. На сайте музея сказано, что « Калела» занимает важное место в финской истории искусства в целом. Само здание проложило путь для финского модерна и национальной романтической архитектуры.
А. Галлен-Каллела и его семья жили в «Калела» более десяти лет: во-первых, в 1895-1900 гг, а затем летом 1905 года и вновь с 1915 по 1921 год. Именно здесь художник работает над циклом картин « Калевала» Он ведет здесь и подготовительные работы по оформлению финского павильона на Всемирной выставке в Париже 1900 г., за что он получил золотую медаль.
Обойдем дом вокруг. Солнце стояло в зените, а дом находится на возвышении. Поэтому, с какой бы стороны я ни фотографировал, объектив постоянно, к сожалению, оказывался направленным против солнца, чем и объясняется невысокое качество фотографий. (Интересно отметить, что на гугль –картинках такое же качество)




Flikr/ Gallen-Kallelan Museo/ Аксели Галлен-Каллела (у колена модели) с коллегами в Académie Julian в Париже. 1880г.

При жизни художник Аксели Галлен-Каллела вызывал особое восхищение в финских националистических кругах. Визуальный стиль, известный как национально-романтический, был, прежде всего, творением Галлен-Каллелы. Широкой публике он стал известен как иллюстратор выдающихся произведений финской литературы – «Калевалы» и «Семеро братьев». Представители нового,«современного» искусства 1920-х гг. уже не ценили творчество Галлен-Каллелы, однако, позднее его разносторонность вновь стала вызывать восхищение.

Аксели Галлен-Каллела, наряду с Альбертом Эдельфельтом, был одним из выдающихся художников Финляндии. Прежде всего, он заложил основы формирования финского национального стиля в искусстве и был центральной фигурой в его развитии.

Он также был первопроходцем в области графического и прикладного искусства, а также стал источником вдохновения для архитекторов.

Этапы жизненного пути Галлен-Каллелы и его личность довольно хорошо исследованы. Масштабное произведение Онни Окконена (1949) вместе с биографией, написанной Кирсти Галлен-Каллела, основывающейся на письмах отца, дают о нем весьма достоверное представление.

О творчестве художника Окконен высказывается более субъективно. Новые исследования все же лучше раскрывают нам искусство мастера и создают еще более точную картину.

Род Галлен берет начало в усадьбе Каллела, расположенной в небольшой коммуне Лему близ Турку. Разговоры об аристократическом происхождении, которыми увлекался и сам художник, были очевидным проявлением художественного романтизма.

Младший сын семьи при поддержке старшего брата также покинул Лему, отправившись учиться на чиновника. Петер Вильгельм Галлен (1817–1879) уже в 1840 г. вслед за своим братом был назначен ленсманом в Тюрвяя.

В 1841 г. он женился на приемной дочери своего брата Софии Антуанетте, чью долю наследства рустгалта в Вянни он позднее выкупил на свое имя. София Антуанетта умерла в 1855 г., оставив пятеро детей.

В 1858 г. Петер Галлен заключил новый брак с Матильдой, дочерью морского капитана и судовладельца Брура Матиаса Вальроса. В 1862–1867 гг. Петер Галлен служил в конторе Финляндского Банка в Пори.

В Пори в 1865 г. в семье родился третий ребенок, Аксель Вальдемар Галлен. После него родилось еще четверо детей, так что в этой большой семье было двенадцать детей.

Оставив должность в банке, Петер Галлен стал работать частным адвокатом в Тюрвяя.

Мать художника Матильда Галлен была женщиной одухотворенной и с сильной волей, мировоззрение которой в 1870–80-е гг. переживало переломный период, что проявилось в отходе от официальной церкви и религиозных догм. Позднее она увлеклась спиритизмом и теософией.

Матильда Галлен была увлеченным художником-любителем, и, подобно Александре Эдельфельт, проявляла заинтересованность в художественной карьере сына.

В 1867 г. семья переехала из Пори обратно в Тюрвяя, где Петер Галлен купил усадьбу Яатси и построил там новый просторный дом.

Первые свои уроки Аксели получил от домашних учителей, а затем в 1876 г. его вместе с двумя братьями отправили в Хельсинки в Шведский нормальный лицей.

Там он пробыл до 1881 г., закончив три класса. Он загорелся желанием заняться искусством. В 1878-1881 гг. он посещал вечерние курсы художественной школы Художественного общества.

В 1880–1881 гг. Галлен также занимался в Центральном училище прикладного искусства. Прервав учебу в нормальном лицее осенью 1881 г., он перешел на дневное отделение художественной школы.

В 1883 г. он перешел в класс по рисованию с натуры, к преподавателю Фридриху Альстеду. В 1881–1882 гг. он брал частные уроки у С.А. Кейнянена, а в 1883–1884 гг. – у Альберта Эдельфельта.

В 1882–1884 гг. он также учился в частной академии Адольфа фон Беккера и делал рисунки в анатомическом зале университета. Галлен принадлежал к тому поколению, которое уже могло получить очень хорошее образование, не выезжая за границу.

Адольф фон Беккер был для него самым авторитетным преподавателем в области французского реализма, а влияние пленэрной живописи Эдельфельта заметно, например, в работе «Мальчик и ворон» (1884).

Уже летом 1884 г. юноша познакомился с натуралистическим кредо Августа Стриндберга, сформулированным в одном из сборников его стихов. Влияние натурализма проявляется в картине года «Гниющий судак» (1884).

Осенью 1884 г. Галлен поехал в Париж и учился в Академии Жюльен. Не меньшую роль, чем тогдашние преподаватели, сыграли и знакомства; в частности он познакомился со Стриндбергом.

Благодаря выставке, организованной весной 1885 г. в память о Жюле Бастьене-Лепаже, он сблизился с этим мастером натуралистической пленэрной живописи.

Летом 1885 г. Галлен вернулся на родину и осенью, находясь в Сало,приступил к картине «Старуха и кошка». Натурщицей послужила местная женщина, жившая с овцами.

Картина была написана только наполовину. Кошку он добавил в Хельсинки, а фон дописал по своим этюдам, сделанным в Тюрвяя. Он продолжал эту работу в Париже,куда картина в начале 1886 г. была отправлена вслед за ним.

Картина следовала натурализму Стриндберга, согласно которому правда была ценнее, чем красота.

Также сильно сказывалось влияние Бастьена-Лепажа.

Осенью на выставке Финского художественного общества картина вызвала противоречивые мнения. Настроенные консервативно не одобряли неприглядность изображенного, а либералы восприняли произведение с энтузиазмом.

Поездка в Париж в 1885–1886 гг., осуществленная на государственную стипендию и средства, посылаемые матерью, была столь же успешной, как и предыдущая. Наиболее значительным произведением стал портрет, заказанный врачом Г.Ф. Антелем.

Летом 1886 г., вернувшись на родину, Галлен обосновался в Корпилахти, где написал, в частности, небольшие картины, посвященные простому народу: «Женщина с ручными жерновами», «Женщина, жарящая ряпушку»и «Нищий мальчик».

После Парижа он тосковал по финским сюжетам и в декабре переехал в Кеуруу, где поселился на торпе Экола.

Крупнейшими работами этой зимы стали: «Крестьянская жизнь»(позднее исчезла) и «Первый урок». Летом 1887 г. Галлен написал интерьерный портрет, заказанный покровителем художника промышленником Г.А. Серлакиусом. Этим же годом датируется «Портрет Мэри Слёёр», будущей жены Галлена.

Галлен уже давно был вхож в семью феннофила Каарле Слёёра и был влюблен в его дочь.В Париже Галлен находился с осени 1887 до лета 1889 гг. Он продолжил учебу в Академи Жюльен, и, помимо этого, в 1887–1888 гг. работал в Ателье Кормони.

Парижские картины были отмечены страстью; на небольших работах городские пейзажи были запечатлены в стиле,напоминающем импрессионизм.

По заказу Антеля он в конце 1888 г.написал картину «Démasquée», предвосхищавшую символизм.

В этот период Галлен приступает к изображению сцен из эпоса «Калевала». Уже многие годы эпос занимал его ум. Он начал с триптиха «Айно»,завершенного в 1889 г.На Всемирной парижской выставке в том же году она получила медаль второй степени.

В июне 1889 г. Галлен вернулся в Финляндию вместе со шведским художником графом Луи Спарре, с которым он познакомился в Париже. Друзья поехали сначала в Висувеси, а оттуда в Экола в Кеуруу, так как Галлен хотел познакомить своего друга с тем миром, который он там для себя открыл.

Главным произведением, написанным во время очередного пребывания в Кеуруу, можно считать картину «В сауне». В мае 1890 г.

Галлен женился на Мэри Слёёр. Молодожены совершили свадебное путешествие в Кухмо, где к ним присоединился Спарре. Мужчины съездили на пару недель в Беломорскую Карелию.

Галлен готовился к написанию новой версии триптиха «Айно» по заказу государства и надеялся найти новые образы и сюжеты для работы.

В его планы также входило участие в новом конкурсе на создание иллюстраций к «Калевале», объявленном студенческим землячеством Карелия Саво, работы на который принимались до марта 1891 г.

За месяц до этого закончился конкурс по настенной росписи актового зала университета, в котором его пригласили участвовать.

Поездка Галлена и Спарре послужила первоначальным толчком к художественному течению, ориентированному на Карелию, позднее получившему название карелианизм.

Осенью 1890 г. в газете «Пяйвялехти» появилась программная статья о значении Карелии для искусства и литературы. Надежды на финский ренессанс связывались с Карелией.

В 1894 г. Галлен писал: «В маленькой Финляндии сейчас должен начаться новый ренессанс, то есть новая сила и жизнь, новый мир. Это необходимо сейчас, когда кругом царит убогость, слабость и унылый декаданс».


Фенноманское движение наконец-то добилось политической и экономической власти, что нашло отражение и в культурной жизни. Новый триптих «Айно» был завершен в 1891 г.

По композиции картина существенно не изменилась, но конечный результат стал более совершенным благодаря финским натурщикам.

В следующем году произведение выиграло государственный конкурс портретной живописи.С большим перевесом Галлен выиграл конкурс по иллюстрированию «Калевалы», однако в конкурсе настенной росписи актового зала университета стал лишь вторым.

Эдельфелту была заказана главная часть росписи, изображающая торжественное открытие Або академии, а денежная премия была разделена между двумя другими участниками, приглашенными на конкурс, Галленом и Ээро Ярнефельтом, с тем, чтобы они создали второстепенные части росписи.

Однако Галлена это не заинтересовало.В середине марта 1892 г. Галлены поехали на два месяца в Париж,а в июле отправились в Куусамо. В результате этой поездки появился «Пастух из Паанаярви».

В этой работе уже заметен отход от реализма,равно как и очевидный контраст между великолепным пейзажем и бедным мальчиком.

Беря элементы из реальности, художник вскоре начал с помощью воображения создавать образы, более подходящие для его целей. В этот период проявляются и эксперименты с новыми стилями.

В работе 1893 г. «Черный дятел», выполненной гуашью, он создает новый, идеализированный национально-романтический пейзаж, в котором важную роль играют синтетическая декоративность и мотивы японской живописи.

Тем не менее, «Создание Сампо», законченное в том же году, было еще реалистически выполненным полотном переходного периода. Зимой 1893–1894 гг.

Галлен увлекается идеями Ницше, и его начинают занимать спиритизм и теософия. Работы 1894 г. можно уже считать символическими. Главной является картина «Проблема».

Тогда же были закончены «Мянтюкоски» и «Путешествие в Туонела». К этому периоду также относятся «Ad astra», «Сибелиус – композитор «Сказки»» и частично уничтоженная позже самим автором «Conseptio artis».

Эта поездка повлияла в первую очередь на стиль Галлена. Знакомство с немецкими увлечениями побудило его заняться графикой; навыки он получил у Йозефа Сатлера.

Помимо этого, он заинтересовался течением арт нуво и в Берлине создал свои первые темперные работы. Поездку прервала смерть маленькой дочери художника Марьятты в Руовеси, где он оставил свою семью в недостроенном доме «Калела».

В мае 1895 г. Галлен вместе с женой отправился в новое путешествие, на этот раз в Лондон. Они собирались купить графический станок и познакомиться с техникой живописи по стеклу.

Очевидно, что поездка в Англию оказала влияние на декоративные аспекты его искусства.


В течение 1895 г. строительство дома «Калела» было в основном завершено. Здание из продольно тесаных бревен стало одним из самых известных образцов национально-романтической архитектуры.

В «Калеле» художник начал работать над графикой.

Первой стала ксилография «Цветок смерти».В 1895 г. он создал энергичную гравюру «Спасение Сампо», а году спустя написал темперу на ту же тему. В 1896 г. был также завершен «Портрет матери». «Мать Лемминкяйнена», «Месть Йоукахайнена» и «Братоубийство» были написаны в 1897 г.

«Проклятие Куллерво» было завершено в 1899 г. Это были самые главные достижения Галлена в этот период. Тогда же он начал подписывать свои основные произведения псевдонимом Галлен-Каллела.

В конце 1897 г. Галлены отправились в Италию.

Основным пунктом была Флоренция, однако, они побывали и в Помпее, где художник изучал древнюю фресковую технику. К другим увлечениям этих лет относилось течение арт нуво с его дизайном интерьеров и мебели.

Он также создавал декоративную живопись по стеклу, а количество гравюр постоянно росло.Работа над финским павильоном для Парижской всемирной выставки началась в 1899 г. Галлену предстояло написать купольные фрески для на темы картин «Создание Сампо», «Спасение Сампо», «Отъезд Вяйнямёйнена» и «Илмаринен пашет змеиное поле».

Помимо этого, он проектировал салон Ирис для объединения «Друзей финского ремесла». Это стало крупнейшим международным достижением Галлена к тому времени. Галлену принадлежит существенная заслуга в той популярности, которую имел финский павильон.

На всемирной выставке он был награжден двумя золотыми и двумя серебряными медалями.


После этой интенсивной работы Галлен на средства частного спонсора начал в 1901 г. создавать фреску «Уход Куллерво на войну» в музыкальном зале Старого студенческого дома в Хельсинки.

Выдающимся событием этого, «монументального» периода Галлена стала работа над мавзолеем Сигрида Юселиуса в Пори в 1901–1903 гг., спроектированного Йозефом Стенбеком. Темой стала победа смерти над материей. Главными сюжетами основной темы были «Весна, Здание, Осень, Разрушение, Зима» и сюжет «По реке Туонела».

Над дверями был изображен «Рай» и «Космос». Сводчатый потолок и балки были расписаны видами финской флоры. Некоторые исследователи рассматривали эти фрески как кульминацию в творчестве художника. К сожалению, с годами они начали разрушаться, а в 1931 г. были уничтожены пожаром.

Сын художника Йорма Галлен-Каллела воссоздал эти фрески по эскизам отца. Кроме того, сохранились большие темперные эскизы этого произведения. Работа над гравюрами продолжалась и в период написания фресок.Самыми известными были гравюры «По реке Туонела» (1903) и «Mezzotinto» (1905).

Галлен работал не жалея себя. В последующие годы он постоянно менял места отдыха и много путешествовал. Уровень творчества также менялся. В 1906 г. появились великолепные «Портреты Максима Горького».

Он написал также новые картины по «Калевале». В 1905 г. было завершено «Похищение Сампо», а на следующий год – начатый десять лет назад «Отъезд Вяйнямёйнена», важный с мировоззренческой точки зрения.

«Жалоба лодки» была готова в 1907 г. Иллюстрации к повести Алексиса Киви «Семеро братьев» появились в 1908 г.

Работа и сейчас является ценным образцом оформительского искусства, несмотря на то, что иллюстрации имеют мало общего с писательским видением мира.

Первая поездка в Венгрию состоялась в 1907 г., когда художнику была вручена большая золотая медаль на международной выставке. В следующем году он организовал в Будапеште выставку своих произведений.

Поездка с семьей в Париж в 1908 г. была связана с духовным преображением художника. Однако теперь он чувствовал себя в Париже неуютно, и новое искусство было ему непонятно. «Путешествие Вяйнямёйнена на лодке» было старым сюжетом, получившим новое прочтение в 1909 г.


В мае 1909 г. семья направилась из Парижа в Африку. Они остановились в Найроби, Кения и вернулись на родину только в феврале 1911 г.

Африканские работы очень неровные в художественном плане, но иногда их колорит и соединение цвета неожиданно успешны. После пребывания в тропиках привыкание к условиям жизни на родине было еще более сложным, чем прежде.

Проектирование и строительство виллы-студии в Тарваспяя занимало все время художника в 1911–1913 гг. Галлен-Каллелу пригласили принять участие в Венецианском Биеналле, а итальянское правительство заказало его автопортрет для галереи Уффици во Флоренции.

Во время войны картины художника оставались в Италии, пока в 1915 г. их не попросили переслать для выставки Панама-Пасифик в Сан-Франциско. Они получили первую премию и золотую медаль.Галлен-Каллела был председателем Общества художников Финляндии с 1911 по 1915 гг.

Это было беспокойное время, когда перед публикой появлялись молодые художники. Из-за своего статуса Галлен-Каллела стал предметом их ненависти, и не в его характере было отступать. В целом, произведения мастера, в особенности пейзажи, на этом этапе были уже довольно посредственными.

Весной 1918 г. по распоряжению генерала Густава Маннергейма Галлен-Каллела работал в ставке главнокомандующего, создавая эскизы флагов, знаков отличия и униформы.

В марте 1919 г. Маннергейм, теперь уже регент, пригласил его стать своим первым адъютантом. Общественное признание проявилось в присвоении ему звания почетного профессора в 1919 г., а Хельсинкский университет в 1923 г. присвоил ему степень почетного доктора.

В независимой Финляндии Галлен-Каллела по-прежнему мечтал о создании иллюстраций к «Калевале».

Работу поддерживало созданное в 1919 г. «Общество Калевалы». Общество считало одной из своих основных задач содействие иллюстрированию эпоса.

Галлен-Каллела был заместителем председателя общества вплоть до своей смерти.


В 1920 г. была достигнута договоренность с издательством Вернер Сёдерстрём, что сначала будет издана «Декоративная Калевала» (Koru-Kalevala), которая должна будет стать предварительной работой и популярным изданием для последующего издания «Большой Калевалы» (Suur-Kalevala).

В 1921 г. семья Галлен-Каллела переехала в Порвоо, а в 1922 г. вышла «Декоративная Калевала».

В финском оформительском искусстве это издание имеет прочную славу. Галлен-Каллела был также одним из основателей Финской художественной академии, под этим названием подразумевался руководящий совет Финского художественного общества.

Он был его председателем с 1922 г. Однако художник плохо себя чувствовал в Финляндии.

В декабре 1923 г. он отправился в Соединенные Штаты, а осенью 1924 г. за ним последовали жена и дочь. Они долгое время провели в Таосе в штате Нью-Мексико, где художник изучал искусство индейцев. В Чикаго он также работал над иллюстрациями к «Большой Калевале».

В мае 1926 г. семья вернулась на родину. Свое последнее крупное произведение, фреску «Калевала» на куполе вестибюля Национального музея, воспроизводящую фреску, написанную для Парижской всемирной выставки 1900 г., художник создал в 1928 г. Изменен был только один сюжет.

В 1930 г. был заключен контракт с Национальным Банком на создание гигантской фрески, изображающей ярмарку в Хяме.

Однако, возвращаясь после чтения лекций в Копенгагене, художник заболел пневмонией и умер в Стокгольме 7 марта 1931 г.


В 1935 г. в экспоцентре Хельсинки была устроена большая выставка в память о Галлен-Каллеле. В тот момент его творчество вызывало противоречивые оценки.

Финские национальные круги видели в нем величайшего финского художника, а либералы, отдававшие предпочтение модернизму, придерживались другого мнения.

Тем не менее, статус Галлен-Каллелы сначала как реалиста, а затем как символиста, постепенно повышался.

Отмечаются его многосторонность, а также его вклад в создание нового стиля. Весь тот визуальный стиль, который мы привыкли называть национально-романтическим, был творением прежде всего Галлен-Каллелы.

– АЙМО РЕЙТАЛА
Материал взят из Коллекции биографий «Сто замечательных финнов» на сайте Национальной финской библиотеки © Biografiakeskus, Suomalaisen Kirjallisuuden Seura, PL 259, 00171 HELSINKI

Приложение: Аксель Вальдемар Галлен (с 1907 Аксели Галлен-Каллела), род. 26.4.1865 Пори, умер 7.3.1931 Стокгольм. Родители: Петер Вильгельм Галлен, банковский служащий, адвокат, и Анна Матильда Валроос. Жена: 1890–1931 Мэри Хелена Слёёр, род. 1868, умерла 1947, родители жены: Каарло Александр (Карл Александр) Слёёр, надворный советник, и Айна Эмилия Эрстрём. Дети: Марьятта, род. 1891, умерла 1895; Кирсти, 1896, умерла 1980; Йорма, род. 1898, умер 1939.

Axel Waldemar Gallen-Kallela. 1865-1931 г.
Выдающийся финский художник.

Вклад известного финского художника Аксели Вальдемара Галлена-Каллелы в развитие национального изобразительного искусства Финляндии переоценить сложно, более того, он считается одним из основоположников его создания, и значительная часть произведений художника украшает золотой фонд живописи этой страны.

Родился будущий живописец 26 мая 1865 в городе Бьёрнеборг (финское название – Пори). Шведская фамилия «Галлен» превратилась в нынешний вариант после того, как самоидентификация финского народа приобрела массовый характер, и к старой фамилии был дописан ее финский манер.

Обучение живописи началось в 1881 в Гельсингфорсе в Рисовальной школе. Первоначально были уроки у Ф. Алтстедта, затем у других художников, а в 1884 Галлен-Каллела переехал в Париж, где продолжил художественное образование в Академии Жюлиана. В это время он попадает под влияние творчества Бастьен-Лепажа.

Анализируя ранние работы, можно заметить, что в них присутствует скандинавский веризм, правдивое изображение жизни коренного народа, реалистические картины местной природы; характерные полотна – «Мальчик и ворона», «Первый урок».

Поселившись в селении Руовеси (конец 80-х) Галлен-Каллела глубоко проникся эпосом Калевалы, легенды которой стали для него путеводной звездой на многие годы. Вхождение в русло северного модерна или «нордизма» было органичным; начинается работа над станковыми полотнами к национальному эпосу.

Посещение Германии в 1890-м принесло знакомство с мастерами европейского модерна. Этот стиль, а также элементы живописного символизма начали появляться и в его полотнах («Легенда об Айно»).

На Всемирной выставке, открывшейся в Париже в 1900-м, финский павильон был украшен монументальными росписями Галлена-Каллелы, которые подчеркнули влечение художника к «большим» формам. Можно было заметить, что автору близки фрески Помпеи, Возрождение в ранне-итальянском стиле, а также флорентийская графическая культура.

Не обошел стороной художник и «вечные» темы, в которых он искал ответы на вопросы жизни и смерти, нередко наполняя их мистическим смыслом. Все это проявилось во время росписи им надгробной капеллы, заказанной промышленником Юселиусом (1901-1903 гг.), причем фрески были выполнены в модернистском стиле.

Работая над темой Калевалы, Галлен-Каллела перешел от масла к темпере, в его манере живописи появилась экспрессия, что было заметно в сочетании силуэтов с большеразмерными цветовыми плоскостями, а из рун он выбирал сюжеты наиболее драматического содержания.

Особое место в жизни и творчестве художника занимала тема патриотизма. В его работах в символическом виде отображалось стремление видеть свою родину сильным и независимым государством, а в 1918 он принимал участие в боевых действиях, связанных с гражданской войной.

Выделяется индивидуальными подходами и портретная живопись Галлена-Каллелы, где в образах людей присутствует особая выразительность, которой он достигал за счет мастерского подхода к вопросам цветового пятна и экспрессивной линии контура.

В 1923-1926 гг. художник проживал в Америке.

Смерть застала мастера 7 марта 1931 в Стокгольме, когда он возвращался с лекции в Копенгагене; ее причиной стало воспаление легких.

2014-09-09

Аксели Галлен-Каллела
Триптих «Легенда об Айно», 1891
Музей Атенеум, Хельсинки

В музее Атенеум в Хельсинки сразу бросается в глаза огромный триптих «Легенда об Айно» художника Аксели Галлен-Каллелы. Три картины были созданы на материале великого эпического памятника финской поэзии - «Калевалы». Величие мифологических образов, лирическое богатство, мощь фантазии, философская глубина «Калевалы» всегда вдохновляли финских художников, композиторов, поэтов.

Триптих последовательно рассказывает легенду о девушке Айно, которая, встретив в лесу старого мудреца Вяйнямейнена, в ужасе сбрасывает свои украшения, отвергая любовь «вековечного песнопевца» (левая часть). В отчаянии, обреченная уже старцу, Айно уходит к морю (правая часть) и видит: «там три девы по волнам морским стремятся. Айно хочет к ним идти четвертой». И, наконец, центральная часть изображает последнюю встречу Вяйнямейнена с Айно, которая рыбой попадает ему в сеть, но, не узнанная им, навсегда исчезает в волнах. Живописный строй триптиха содержит новые формальные черты - декоративную линейность и уплощенность объемов, обобщенность интенсивных цветовых пятен. Триптих заключен в орнаментально исполненную раму с написанными на ней отрывками из рун, что позволяет говорить о влиянии на художника стилистики живописного символизма, эстетики стиля «модерн».

Многие годы Галлен-Каллела вынашивал мечту о роскошном издании «Калевалы» , накапливая иллюстрации и орнаменты, но так и не смог его осуществить. Часть этих произведений опубликована в русском издании финского эпоса, вышедшем в 1977 году.

Аксели Галлен-Каллела

Аксели Галлен-Каллела (Akseli Gallеn-Kallela)
26 мая 1865 Пори, Финляндия – 7 марта 1931 Стокгольм
Родился в городе Пори (шведское название — Бьорнеборг) на юго-западе Финляндии) в семье предпринимателя.
Его фамилия выразила двусоставность местной культуры: отец художника пользовался ее шведским вариантом – Галлен, а дед – финским – Каллела.
Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Хельсинки (1881–1884).

Аксели Галлен-Каллела
Автопортрет в виде фрески, 1894

Затем он уехал учиться в Париж – в академию Жюльена (1884–1889) у Бугро и Кормона. Испытал влияние Бастьен-Лепажа.

Аксели Галлен-Каллела
Моя первая комната в Париже, 1884

Аксели Галлен-Каллела
Бульвар в Париже, 1885

Аксели Галлен-Каллела
Урок обнаженной натуры, 1885

Аксели Галлен-Каллела
Парижское кафе, 1886

Начальная пора творчества финского художника ознаменовалась произведениями, которые привлекают образами людей из народа, реалистически достоверным и психологически убедительным постижением народной жизни. Они решены в духе скандинавского веризма и воплощают характерные типажи и бытовую среду крестьянства.

Аксели Галлен-Каллела
Мальчик с вороной, 1884

Аксели Галлен-Каллела
Обнаженный мужчина, 1880

Аксели Галлен-Каллела
Гниющая рыба, 1884

Аксели Галлен-Каллела
Старуха и кошка, 1885

Аксели Галлен-Каллела
Деревенская жизнь, 1887

С любовью воспроизводит Галлен-Каллела национальный склад характера, черты самобытного образа жизни, своеобразие финской природы.

Аксели Галлен-Каллела
Зимний пейзаж, 1887

Аксели Галлен-Каллела
Обнаженная, 1888
Национальная галерея, Хельсинки

Аксели Галлен-Каллела
В сауне, 1889

К концу XIX века, органически войдя в русло «нордизма» — северного модерна, Галлен-Каллела стал значительным, а с годами и крупнейшим представителем его национально-романтического финского направления.

Аксели Галлен-Каллела
После маскарада, 1888

Аксели Галлен-Каллела
Confessio Artis, 1894

Аксели Галлен-Каллела
Горничные из Тапиолы, 1895

Аксели Галлен-Каллела
Портрет Эдварда Мунка, 1895

До революции художник не раз выставлялся в России. Начал с показа на Всероссийской культурно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году, где представил свою знаменитую калевальскую серию – триптих «Айно», «Защита Сампо», «Ковка Сампо» и другие работы.

Аксели Галлен-Каллела
Ковка Сампо, 1893

Аксели Галлен-Каллела
Защита Сампо, 1896

Выставка принесла Галлен-Каллеле широкую известность , но не принесла ему радости: художника больше ругали, чем хвалили. Его «вызывающие» картины раздражали публику, воспитанную на господствовавших в те годы бытовых сюжетах поздних передвижников и на салонных академических пейзажах.

Аксели Галлен-Каллела
Весла на берег, 1891

Аксели Галлен-Каллела
Symposium, 1894

Весной 1897 года Сергей Дягилев задумал устроить выставку русских и финских художников , которая положила бы начало новому обществу «Мир искусства», и начал переговоры с финнами через известного финского художника А.Эдельфельта.

Галлен-Каллела, опасаясь, что его картины снова не поймут, поначалу отказался принимать участие в ней. В письме Эдельфельту так объяснил свой отказ:
«От меня требуют слишком многого, когда хотят, чтобы я был козлом отпущения для разъяренной критики, которая, не знаю почему, выбрала именно меня… Мои произведения представляют то как образец больного искусства, то как стремление к оригинальничанью, то как модный снобизм, то как потрясающий вызов…»

Аксели Галлен-Каллела
Мертвый Лемминкяйнен, 1896

Акселли Галлен-Каллела
Озеро Руовеси, 1896

И все же финский живописец отдал 11 работ на «Выставку русских и финляндских художников» , которую неутомимый Дягилев открыл в январе 1898 года в залах музея Художественного училища Штиглица. Выставка пробудила большой интерес у петербуржцев к творчеству финских художников.

Александр Бенуа писал о ней в своих воспоминаниях: «Та выставка, из которой мы после ряда выступлений соединились в одну группу (впоследствии назвавшуюся «Миром искусства»), соединила нас с нашими финляндскими друзьями» .

Аксели Галлен-Каллела
Проклятие Куллерво, 1899
Музей Атенеум, Хельсинки

Перейдя от масла к темпере, Галлен-Каллела писал монументальные панно , посвященные героям национального эпоса. Узловые моменты фабулы, символическая четкость деталей сочетаются в этих композициях с броскими цветокомпозиционными ритмами. К этим панно относятся и «Проклятие Куллерво».

Аксели Галлен-Каллела
Куллерво едет на войну, 1899

Аксели Галлен-Каллела
Куллерво едет на войну, 1901

Тяготение Галлена-Каллелы к «большим» формам реализовалось в монументальных росписях для финского павильона на Всемирной выставке 1900 года в Париже.
Комплекс работ для плафона был также посвящен «Калевале». В них чувствовалось увлечение итальянским Возрождением, искусством Джотто, Орканьи, фресками Помпеи, графической культурой Флоренции. Сюжетно эти росписи были повторены на стенах вестибюля Национального музея в Хельсинки в 1928 году.

В Париже на выставке экспонировались также его портреты, картины и даже архитектурные проекты. Художник был удостоен золотой медали и приглашен участвовать в работе русского отдела Венского «Сецессиона».

Аксели Галлен-Каллела
Зима, 1902

Аксели Галлен-Каллела
На реке Туонела, 1903
Национальная галерея, Хельсинки

Аксели Галлен-Каллела
Русалки, 1905

Выступал Галлен-Калела и как портретист . Своеобразная дружба-вражда связывала его с А.М.Горьким, сперва критиковавшим мастера за «декадентство», но потом Галлен-Каллела написал портрет Горького.

Аксели Галлен-Каллела
Портрет Максима Горького, 1906
Музей искусств, Турку

Аксели Галлен-Каллела
Портрет Густава Малера, 1907

Сергей Дягилев привлек финского художника к изданию нового журнала «Мир искусства». Он писал Галлен-Каллеле: «Я намерен побывать у вас на даче недели через две. Речь пойдет об иллюстрированном журнале, который я хотел бы издавать, и о вашем обязательном участии в нем» . И уже в первом, ноябрьском номере «Мира искусства» Дягилев поместил репродукции с картин финского мастера.

Аксели Галлен-Каллела
К звездам, 1907

Аксели Галлен-Каллела
Мужчина и кукла, 1908

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!