Вячеслав малежик: «алла борисовна когда-то была у меня на подпевках. Ольга Молчанова: «Не верила, что из Киркорова что-то получится Пусть говорят — Вокруг Шире круг

Есть две программы-долгожители, рожденные в незапамятные времена в недрах Главной редакции народного творчества, «Шире круг!» и «Играй, гармонь!», - получившие активное развитие в наши дни. Одна из них, практически в неизменном виде, и даже с тем же названием - «Играй, гармонь!», другая - несколько видоизмененная, так как концепция «Шире круг!» лежит сейчас в основе целого цикла программ Первого канала. Думаю, было бы несправедливо по отношению к тем, кто их придумывал и делал, остаться лишь с информацией, данной на сайте программы «Играй, гармонь!»: «Цикл передач "Играй, гармонь!" существует на первом канале ТВ с февраля 1986 года. Программа путешествует и показывает разные, неповторимые уголки России, поразительное разнообразие талантов, костюмов, уникальные особенности регионального фольклора. Ее персонажи - гармонисты, плясуны, частушечники - личности яркие, колоритные, с "перчиком" и почти всегда незаурядной судьбы. Автором, ведущим, руководителем и режиссером на протяжении 15-ти лет являлся Народный артист России, Лауреат государственных премий Геннадий Дмитриевич Заволокин. Ныне его дело продолжают дети - Анастасия и Захар. Программа "Играй, гармонь!" - финалист премии "ТЭФИ-2002"».

Об истории этих программ я и хочу рассказать, но сделать это без краткого рассказа о самой редакции, невозможно.

С этого рассказа и начнем.

Часть первая.

Главная редакция народного творчества ЦТ

«Есть милая страна, есть угол на земле,

Куда, где б ни были, средь буйственного стана,...

Всегда уносимся мы думою своей...»

Е. Боратынский

Народное творчество - видеошапка передач Главной редакции народного творчества ЦТ СССР, пытавшейся в самом начале суровой эпохи масс-медиа сохранить оазис аутентичной культуры, чтобы помочь миллионам любителей найти духовную опору на избранном ими пути.

Вспоминаю день 27 мая 1967 года, когда Георгием Александровичем Ивановым, заместителем Председателя Государственного комитета по телевидению и радиовещанию, я был представлен коллективу редакции. До этого я работал директором Московского Городского Дома художественной самодеятельности МГСПС, который располагался на Большой Бронной, без участия которого не проходило ни одно крупное культурное мероприятие столицы. Отошли в прошлое суровые военные годы. В домах культуры и клубах все большее развитие получали кружки художественной самодеятельности. Среди них - театры драматические, оперы и балета, оркестры духовой, эстрадной и симфонической музыки, любительские киностудии, студии декоративно-прикладного искусства.

Г.А. Иванов, тогда первый секретарь Свердловского райкома КПСС, пригласил меня к себе и спросил, не хотел бы я участвовать в создании телевизионной редакции народного творчества. Он, надо думать, учитывал мой опыт работы и соответствующий круг знакомств. Действительно, работать тогда мне доводилось как раз с теми коллективами и их руководителями, которые впоследствии я приглашал для выступления на ЦТ. Здесь, пожалуй, уместно вспомнить некоторые (к сожалению, далеко не все!) коллективы и имена:

А.В. Прокошина - художественный руководитель хора русской народной песни Дома культуры известного в стране подмосковного совхоза Белая дача, в котором участвовали его работники.

С.Л. Штейн - режиссер театра им. Ленинского комсомола и художественный руководитель Народного театра Дворца культуры завода ЗИЛ, артистами которого были рабочие прославленного завода.

Б.Г.Тевлин - профессор Московской государственной консерватории, а в прошлом, студент дирижерско-хорового факультета, организовавший Московский хор молодежи и студентов.

Н.Н.Калинин ~ художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического оркестра русских народных инструментов им. Н. Осипова. Его знал я с 1959 г ., когда утверждал тогда еще студента музыкального училища, руководителем организованного им коллектива музыкантов при хореографическом ансамбле «Школьные годы» Дома культуры автомобилистов.

Трудно перечислить имена всех крупных деятелей культуры и искусства, принимавших участие в проведении организованных Домом семинарах для руководителей коллективов художественной самодеятельности.

Среди них, помимо уже названных, были: Т.А. Устинова,

B . C . Левашов, К.Б. Птица, В.Г. Соколов, А.И. Лютер, А.С.Илюхин, Н.К. Мешко, О.В. Лепешинская, И.П. Яунзем, А.В. Щуров, Б.О. Дунаевский и многие другие.

Из многих ранних событий моей работы в Доме, наиболее яркими для меня стали: участие во Втором городском конкурсе оркестров русских народных инструментов им. В.В. Андреева, на котором оркестр ансамбля «Школьные годы» получил свою первую награду звание Лауреата и Гран-при (1964), и торжественное открытие Первого Московского городского праздника песни у памятника П.И. Чайковскому. Тогда сводным тысячным хором, собранным из профессиональных и любительских хоров, дирижировал А.В. Свешников.

До своего назначения главным редактором Главной редакции Народного творчества я прошел школу телевидения заместителем главного редактора Главной редакции литературно-драматических передач. Ее возглавлял Н.П. Карцов, человек интеллигентный, чуткий, вежливый, высокообразованный, пользующийся большим авторитетом и на телевидении, и в литературных и артистических кругах. Так что первые знания и опыт подготовки телепередач я получил именно в Литдраме. Помню, как ясным солнечным днем начала осени, я пришел в Телетеатр, где размещалась Литдрамредакция. В широко раскрытые окна кабинета Н.П. Карцова доносился аромат цветов и зелени небольшого уютного садика, на посыпанных песком дорожках которого, на скамейках вокруг большой клумбы, беседуя, сидели сотрудники редакции.

Меня особенно тронуло внимательное отношение к моим первым шагам редактора Н.Н. Успенской, работающей с И.Л. Андрониковым,чьим непревзойденныммастерством

рассказчика я восторгался, смотря по телевидению, еще более сильное впечатление от его артистизма, чувства юмора, создающих непринужденную атмосферу беседы, получил при личном знакомстве.

Я с большим интересом присутствовал при встречах с известными телевизионными ведущими С.В.Образцовым, С.С.Смирновым. В их размышлениях при работе над сценариями я нашел для себя много полезного.

Главной же моей заботой было овладение процессами подготовки передач к эфиру. Освоить этот сложный процесс мне помогли М.П. Макаренков, занимающийся финансовыми вопросами, и Б.О. Политковский, ведущий производство, а также работники отдела координации телевидения Е.Г.Попова, Т.В.Чирикова и Ю.Б.Розов, впоследствии вошедшие в созданный производственный отдел редакции народного творчества.

Все они работали не только четко, ритмично, но и с огромной ответственностью -- они были патриотами телевидения, которое любили.

Первый период творческой деятельности редакции народного творчества начался в двух классах арендуемой телевидением школы в Хавско-Шаболовском переулке, вблизи студийных корпусов Шаболовки. На первом этаже располагались мы, на втором этаже, коридор которого был увешан картинами, - художники. Здесь же, в школе готовились молодые кадры помощников режиссеров, ассистентов для редакций. Именно этими кадрами - Зиной Волковой, Леной Зиминой и Тамарой Горячевой пополнилась в скором времени наша редакция.

В одном классе располагались редакторы, в другом -режиссеры с ассистентами и помощниками. В том и другом принимали авторов передач, руководителей художественных коллективов. Шум от возбужденных голосов всех присутствующих был невероятный.

Так называемый кабинет главного редактора располагался в отгороженном двумя шкафами углу комнаты редакторов. Обстановочка была вполне спартанская: стол, стулья, телефон - ничего лишнего.

Телевизионное вещание велось из двух больших студий, двух маленьких и Телевизионного театра на площади им. Журавлева.

Коллектив редакции народного творчества сформировался из работников музыкальной и литературно-драматической редакций. Это были люди, увлеченные любительским искусством.

На должность главного режиссера редакции я пригласил Д.Г.Кознова, знакомого по Театральному училищу им. М.С.Щепкина, где мы вместе учились. Закончив его, он продолжил образование на режиссерском факультете Государственного института театрального искусства им. А.В.Луначарского, работая одновременно в студии цветного телевидения на Шаболовке. Я был рад его согласию, т.к. художественное оформление передач, их режиссура требовали большого внимания.

Главным художником редакции был назначен ныне знаменитый В.Н. Балабанов.

А моим заместителем стала Н.А. Зотова, опытный, умный, чуткий, интеллигентный человек. Мы познакомились, когда к нам, в Дом художественной самодеятельности, приходили работники телевидения и мы консультировали их по выбору интересных, талантливых исполнителей.

Были образованы отделы: музыкальный, им заведовал бывший певец В.М. Афанасьев и тематических передач, в который входили немузыкальные жанры, им заведовал журналист Р.Д. Богоявленский.

В скором времени для редакции были выделены комнаты в основном редакционном корпусе и образовано еще два отдела: художников - заведующий уже упомянутый В.Н.Балабанов и сменивший его К.П.Кулешов и производственный-заведующий Ю.Б.Розов.

Стены холла студий «А» и «Б» Шаболовки, вероятно, помнят приглушенные голоса сидящих за журнальными столиками редакторов, режиссеров, их ассистентов и помощников, авторов и дикторов, совместно с операторами и звукорежиссерами, проигрывающими перед эфиром весь ход передачи.

В те первые годы видеозаписи еще не было, и в эфир выходили «живьем». Особенное внимание, при этом обращалось на точное соблюдение текста, вложенного в эфирную папку утвержденного сценария. За этим внимательно следили цензоры, и всякое отступление строго каралось.

Часть вторая

Программы-предшественницы «Шире круг!»

и «Играй, гармонь!»

Мне кажется, что основы «Играй, гармонь!» заложили три программы, которые мы тогда готовили, - «Голоса народных инструментов», «Самоцветы» и «Родник». Программа «Родник» знакомила зрителей с самобытными певцами из глубинных мест России. «Голоса народных инструментов» - пользующийся популярностью цикл передач об истории бытования музыкальных инструментов народов разных республик страны: от первой балалайки «в три струны», да «гармошки-трехрядки» до хроматической гармошки-баяна и аккордеона, на которых стало возможным исполнять самый сложный репертуар, домры, гуслей, духовых и других инструментов; и, конечно же, о музыкальных конкурсах, самобытных и талантливых исполнителях. Передачу готовили и вели художественный руководитель Национального академического оркестра русских народных инструментов Н.Н. Калинин и солист оркестра лауреат Международных конкурсов А.А. Цыганков, профессора И.С. Илюхин, А.И. Лютер, Е.И. Максимов и другие.

Но, конечно, с особенным удовольствием о гармонике и гармонистах рассказывал ныне основатель Музея русской гармоники, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств A . M . Мирек, я бы назвал его основателем этого цикла (редакторы Э.А. Коган, В.М. Свилих, Э.П. Забавских).

A . M . Мирек, прекрасно знающий историю гармоники, в своей авторской программе рассказывал об уникальных мастерах-умельцах создателях этого инструмента и мастерах игра на нем. В эту рубрику органично входили концерты выдающихся балалаечников П.И. Нечепоренко, М.Ф. Рожкова, Б.С. Феоктистова, Е.Г. Авксентьева, баяниста А.В. Тихонова, гусляров В. Городовской и М. Чекановой, гитариста Александра Иванова-Крамского, а также концерты оркестров и ансамблей союзных и автономных областей и республик.

В этих передачах Мирек рассказывал о своей коллекции гармоник. А через несколько лет в редакцию приехали братья Заволокины, известные в Сибири гармонисты, и рассказали о своей деятельности, предложив концепцию для более широкой популяризации в стране этого инструмента. Мы приняли их предложение. С той поры начала свое победное шествие программа «Играй, гармонь!». Концепция Заволокиных на популяризацию и массовость, видимо, совпала с общей тенденцией развития ТВ, в отличие от концепции Мирека, ориентированной на профессиональных исполнителей.

Именно так родилась программа «Играй, гармонь!», созданная братьями Геннадием и Александром Заволокинами в 1985 г . Кроме регулярного экрана, это означало тысячи концертов по всей стране, сотни песенных праздников в больших и малых городах, продолжающихся по сей день. Ее готовит новосибирский центр «Играй, гармонь», ныне возглавляемый дочерью Заволокина, Анастасией Геннадьевной.

До ухода Г.Д. Заволокина на другой телевизионный канал с ним работали: редакторами Л.В. Кравец, Е.П. Зимина, режиссерами: Н.С. Тихонов, М.П. Васильев, Г. Расторгуев, М.К. Русских, В.Н. Мельникова. Геннадий Дмитриевич был непростым автором, не слишком любил критику, направленную на то, чтобы сделать его программу более стройной, часто не соглашался с редакторами - поэтому редакторов и режиссеров его программы приходилось менять.

В рамках массовости и популяризации стала развиваться и еще одна программа - получившая впоследствии название «Шире круг!». Программа «Шире круг!» была образована в начале 1983 года. Редактором была О.Б. Молчанова, режиссерами - Г.Д Бичурин и М.М. Рождествин. Программе, конечно же, предшествовал поиск формы передачи - во-первых, для массовой, главным образом, молодежной аудитории, во- вторых, это был поиск талантливых, но пока неизвестных исполнителей и ведущих. Как говорится, «проснулся знаменитым»…

В первой программе участвовал композитор и певец Ю.Антонов. Он исполнил свою песню «Под крышей дома моего», которая оказалась хитом той поры. Телевизионный дом, хозяйкой которого была О.Б. Молчанова, собирал все более широкий круг исполнителей и телезрителей. Команде программы доверяли, к ним исполнители шли с удовольствием. Поначалу в основном это были, так сказать, аутентичные исполнители, но постепенно (и, надо заметить, довольно быстро) все больше стали приглашаться молодые эстрадные певцы-профессионалы. Передачи помогали всем стать более популярными.

В программе начинали свою карьеру Филипп Киркоров, Александр Глызин, Ольга Зарубина, Александр Серов, Юрий Лоза, Леонид Агутин, Дмитрий Маликов, Валерия, Вячеслав Малежик, Екатерина Семенова, Ярослав Евдокимов, Александр Малинин, Николай Королев, Таисия Литвиненко, Екатерина Суржикова и др.

Участвовали известные композиторы Владимир Шаинский, Владимир Добронравов, Раймонд Паулс и другие. Их песни были в ряду самых распространенных и любимых. Впрочем, у каждого поколения свое время и свои песни. Жаль, что все меньше хорошей музыки и хороших, истинно поэтических стихов.

Предшественницами программы «Шире круг!» были «Экран собирает друзей», «Музыкальный турнир городов», «Телетеатр принимает гостей», «Карусель». С ростом технических возможностей телевидения редакция стала готовить более сложные передачи. В студии «А» мы, используя прямые включения местных телестудий, начали проводить «Музыкальный турнир городов».

Для участия было приглашено жюри, которое возглавлял В.Г. Соколов, членами жюри были И.П. Яунзем, О.В. Лепешинская, В.И.Федосеев, К.Б.Птица, М.Гольдина, А.Илюхин, Т.Устинова, В.Левашов, Т.Ткаченко, А.Чижова, Н.Калинин, А.Лютер, Н.Мешко, А.Щуров, Б.Дунаевский.

Две молодые девушки-инженеры ТТЦ сидели за установленными для них пультами связи и подсчитывали голоса телезрителей после окончания выхода в эфир одного из городов, данные передавали председателю жюри для опубликования в эфире.

Еще одна программа схожей тематики - «Телетеатр принимает гостей» (в преддверии празднования 50-летия образования СССР переименована в «Наш адрес - Советский Союз»). Гостями были не только ансамбли и коллективы художественной самодеятельности, ими были государственные ансамбли танца всех союзных и автономных республик, краев и областей.

Был такой случай. Из Львова был приглашен ансамбль бандуристок. Постоянные зрители Телетеатра рабочие Московского электролампового завода, как всегда заполнили зрительный зал. Но самолет с посадкой задерживался. И мы, и зрители очень волновались. Чтобы успокоить собравшихся уговорили ведущего программу Володю Ухина, прекрасного рассказчика о приключениях дикторов во время эфира, развлечь их телевизионными анекдотами. Целый час продолжался его импровизированный концерт, сидящие в зале хватались за животики от откровений Володи. Тем временем, нам удалось уговорить руководителя прилетевшего ансамбля, несмотря на усталость артистов, ехать не в гостиницу, а к нам. Рабочие завода устроили уставшим бандуристкам бурную овацию, отмечая их мужество и верность долгу.

Программа «Карусель» популярная, динамичная, передача, представлявшая в форме традиционного праздничного гуляния народное искусство нашей страны, родилась в студии «А», в которой ее творцами-редакторами А.Ангарской и Л.Яшиной, режиссером А.Гомоном, его ассистентом В.Зарубиным в содружестве с художником Ю.Любимовой было придумано оригинальное оформление, имитирующее подлинную старинную карусель. Потом программу перевели на сцену Телетеатра, где был вращающийся круг. Сюда приезжали коллективы и солисты из разных городов и сел страны. Завершался цикл программ торжественным концертом победителей телевизионного обозрения «Карусель» в день коммунистического субботника 15 апреля 1972 г . в Кремлевском Дворце съездов.

В концерте приняли участие более тысячи человек из Москвы и Ленинграда, Коломны, Пскова, Куйбышева, Воронежа, Горького и Прокопьевска, Литвы и Эстонии, Узбекистана, Казахстана и Туркмении, Белоруссии и Украины, Грузии и Молдавии, Якутии и Тувы.

Концерт вела диктор С.Моргунова, редакторы А.Николаевский, А.Ангарская, Л.Яшина, режиссер Д.Кознов, балетмейстер Г.Гороховников, художники В.Балабанов, В.Погодин, ассистенты режиссера З.Вишневская, И.Потемкин, помощники режиссера З.Колодкина, Е.Подгорненская, Л.Семенова, К.Христовский.

Помню радость, охватившую участников концерта после успешного его окончания, когда поздним вечером шли с шутками и прибаутками, цирковыми атрибутами и музыкальными инструментами через пустынный Кремль, и только стоящие навытяжку безмолвные часовые недоуменно смотрели на шумную ватагу.

Вот так складывались в недрах редакции популярные программы, удачные формы которых, как мне кажется, в настоящее время активно используются современным телевидением. Но хочет ли оно знать об этой истории?

Ведь с разгромом телевидения и соответственно Редакции народного творчества исчез центр, который позволял тысячам любителей не только участвовать, но учиться и приобщаться к аутентичной традиции, создавать соответствующие архивы и т.п. Приведу цитату из понравившейся мне статьи моего коллеги В.Н.Козловского: «На страницах газеты «Правда» от 2 октября 1977 года секретарь ВЦСПС Л.А.Землянникова, председатель оргкомитета фестиваля, отмечала: «Фестиваль стал значительным событием в общественной и культурной жизни страны. Только его лауреатами стали три тысячи хоров, музыкальных, хореографических ансамблей, народных театров, студий, агитбригад, 80 тысяч рабочих, колхозников, студентов, учащихся профтехучилищ, военнослужащих».

Вдумаемся в масштабы, уверен - цифры не лгут. Ведь все эти любители так или иначе становились трансляторами ТРАДИЦИИ. А мы сейчас сетуем, кусаем локти, ищем хоть где-нибудь. Может быть, стоит обратиться к своей же истории?

Главный редактор Главной редакции

народного творчества ЦТ 60-70х годов

Н.С.Изгарышев

Именно в передаче «Шире круг» в разные годы дебютировали Агутин и Апина, Королева и Киркоров, Маликов и Малинин…

О том, как это было, рассказывает бессменный художественный руководитель и музыкальный редактор программы Ольга Молчанова.

– Ольга Борисовна, у каждого редактора радио и ТВ есть так называемые свои артисты, любимчики. Кто был в числе ваших?

– Я честно говорю, что влюблялась (конечно, в творческом смысле) прежде всего в тех, кого открывала. Это и Дима Маликов, и конечно же Филипп Киркоров, любовь к которому я сохранила до сегодняшнего дня.

По правде сказать, я не слишком верила, что из него что-то получится. Да, внешние данные блестящие плюс внутренняя культура, музыкальность. Но вокал достаточно средний. И я даже не предполагала, что человек, работая над собой, так вырастет в этом смысле, просто совершит гигантский рывок и станет очень хорошим эстрадным певцом.

Среди моих любимцев и Саша Серов, и наш соловушка Ярослав Евдокимов, с которым мы дружим очень давно. Слава Добрынин, которого я пробивала в эфир с неимоверными усилиями, вплоть до выхода на тогдашнего председателя Гостелерадио Лапина. Ведь Добрынина запрещали, считали чуть ли не бомжем и ни в какую не соглашались показывать по ТВ…

Филипп Киркоров:

– На телевидение меня тогда пригласили впервые. Я ужасно волновался и даже не помнил, как спел. Узнал день эфира, обзвонил накануне всех друзей и знакомых, предупредил, чтобы смотрели. Очень приятно было увидеть себя на экране, да еще знать, что это показывают на всю страну.

Конечно, в глубине души я ожидал, что наутро, как это бывает, проснусь знаменитым: ну там кофе в постель, мерседес к подъезду! И был неприятно удивлен, что ничего такого не случилось.

Я вышел на улицу, заглядывал людям в лица: мол, вот же я, это я вчера пел по телевизору! – но особенно-то меня никто не узнавал, конечно. Я потом уже понял, что недостаточно мелькнуть один раз, пусть даже с замечательной песней.

– Почему? И как все же удалось преодолеть препоны?

– Анна Герман записывала для одной телепрограммы какую-то песню. Как высочайший профессионал, сделала она это очень быстро, вся работа была выполнена раньше, чем закончилось оплаченное студийное время. Тогда Аня решила еще записать песню Добрынина «Белая черемуха душистая».

На следующий день я собиралась улетать в другой город. Вдруг раздается звонок, и моя начальница говорит: «Что вы там писали с Добрыниным? Нас вызывает Лапин!» То есть «доброжелатели» уже донесли, что пишется песня композитора, который был под негласным запретом.

Когда мы пришли к Лапину, он обрушился на нас с гневом: «Да вы знаете, кто такой этот Добрынин? Говорят, он бегает по редакциям с портфелем, набитым деньгами, и всем эти деньги раздает, чтобы его безобразное творчество показывали по ТВ!»

И только когда я объяснила, что Добрынин интеллигентный человек, искусствовед, окончил МГУ, написал песню «Комсомол – моя судьба!», Лапин смягчился. Для него это было открытие, а для Добрынина – зеленый свет на телевидении.

– Ольга Борисовна, говорят, что вы можете определить творческое будущее артиста, даже не видя его самого, а просто послушав диск или кассету. Это правда?

– Композитор Игорь Матвиенко как-то принес мне кассету со словами: «Вот есть новая молодая группа». Я послушала и обалдела! Это были «Иванушки». Потом увидела их на каком-то концерте и сказала Игорю: «Поверь, будет бомба!»

Я просто влюбилась в этих ребят, а больше всего в Игоря Сорина, который мне показался удивительным по таланту, глубине и вообще по своему обаянию. Они провели несколько программ «Шире круг», и я рада, что предсказала им такой взлет, который состоялся…

А как-то ко мне пришел молодой барнаульский композитор Олег Иванов со стихами «Живет в белорусском полесье кудесница леса Алеся», он очень хотел, чтобы эти строчки исполнил популярный ансамбль «Песняры». Но именно в это время у меня на студии были молодые ребята из Гомеля под названием «Сябры», и я сказала Олегу: «У «Песняров» уже есть песня про это имя, вряд ли им нужны будут две «Алеси». Давай попробуем ее отдать этим ребятам!» В результате «Алеся» стала фирменной песней ансамбля «Сябры», и даже дочку свою их руководитель Анатолий Ярмоленко назвал Алесей!

Ирина Барышева.

Ольга МОЛЧАНОВА, ведущая музыкальной программы канала ТВЦ "Шире круг":

Популярная телевизионная музыкальная программа канала ТВЦ "Шире круг" с полным правом может быть занесена если не в книгу рекордов Гиннесса, то уж в российское "Диво" - точно. Потому что в истории ТВ еще не было подобных программ-"долгожительниц": без перерывов и "тайм-аутов" в преддверии каждого советского (а ныне российского) праздника "Шире круг" появлялся на наших экранах в течение... аж 30 лет! Молва людская поженила ведущих Катю Семенову и Вячеслава Малежика; именно в ней 16-летний Дима Маликов впервые в составе ВИА "Самоцветы" спел свою сольную песню "Солнечный город" и именно на этой сцене юный Филипп Киркоров впервые вообще появился в телеэфире с песней "Магдалена"...

Ольга Борисовна, кому принадлежала идея программы - объединение самодеятельных артистов разных жанров - от певцов, танцоров и пародистов до акробатов и фокусников?

Эта идея давно лежала в недрах редакции "Народное творчество", существовавшей тогда на телевидении. Поскольку сначала программа снималась в студии Останкино, нам хватало одного-двух популярных артистов в конце передачи. А когда позже мы переместились в Лужники, нужно было как-то заполнять этот огромный зал. Поэтому мы стали приглашать на "Шире круг" гораздо больше "звезд", имена которых привлекали бы публику.

Насколько мне известно, не все ваши "звезды" отличались дружелюбием. Случались и амбиции...

Да, эпизод, например, с певицей Татьяной Марковой я помню до сих пор! Это было на выездной съемке в Пятигорске. Нас поселили в здании красивого санатория, и Тане с мужем был предоставлен номер "полулюкс". В таких же номерах жили Игорь Корнелюк, Ярослав Евдокимов... "Люкса" было всего два. В один поселили Мишу Муромова вместе с его довольно большим коллективом музыкантов, а второй занимала я, потому что этот "люкс" одновременно являлся и моим жильем, и пресс-центром, и телевизионным штабом программы. Можете представить, что там творилось: с утра до ночи толпились артисты, администраторы, операторы, технический персонал, во всех углах лежали камеры, коробки с пленками... Там же проходили рабочие совещания, после которых люди прямо на полу и ночевали, закончив монтаж отснятого за день материала. В общем, проходной двор! Кроме того, это был единственный номер с телефоном, который в таких случаях просто необходим. Но, видимо, Тане было очень тесно вдвоем с мужем в своем "полулюксе", и она, возомнив себя крутой звездой, устроила мне скандал, заявив: "Или меня переселяют в "люкс" - или я уеду". Меня-то это ничуть не испугало - от ее отсутствия программа нисколько не пострадала бы. Просто я человек неконфликтный, не люблю обид и разборок во время работы - пришлось этот номер ей уступить. Поэтому я в поездках никогда не живу в "люксах" - во избежание подобных разговоров.

У каждого редактора есть т.н."свои" артисты, которые им симпатичны. Кто был в числе "ваших"?

- "Свои" артисты у редакторов той или иной программы появляются действительно по разным причинам. В последнее время, которое стало крайне коммерческим и денежным, "свои" чаще всего из числа тех, кто платит. А кто платит хорошо - те становятся любимыми артистами. Честно говоря, я очень мало верила, что из Филиппа что-то получится. Да, внешние данные были блестящими, плюс внутренняя культура, музыкальность, но вокал тогда был достаточно средний. И я никогда не предполагала, что человек, работая над собой, так вырастет в вокальном отношении - просто совершит гигантский рывок и станет очень хорошим эстрадным певцом. Он редкий на нашей сцене человек, который обладает комплексом всех качеств, которые необходимы настоящему эстрадному артисту. Среди моих любимцев и Саша Серов, и наш "белорусский соловушка" Ярослав Евдокимов, с которым мы дружим очень давно, и потрясающе талантливый музыкант, "Золотой аккордеон России" Валерий Ковтун, обаятельнейший человек - он тоже впервые появился в программе "Шире круг" с таким редким инструментальным жанром, который, в общем-то, мало кого раньше интересовал.

Ольга Борисовна, про вас говорят, что вы можете определить творческое будущее артиста, даже не видя его самого, а просто послушав диск или кассету. Это правда?

Композитор Игорь Матвиенко как-то принес мне кассету со словами: "Вот есть новая молодая группа, послушайте!" Я послушала - и обалдела! Это были "Иванушки". Потом я увидела их на каком-то концерте и сказала Игорю: "Поверь моим словам - это будет бомба!" Я просто влюбилась в этих ребят, а больше всего в Игоря Сорина, который мне показался удивительным по таланту, глубине и вообще по своему человеческому обаянию. Они провели несколько программ "Шире круг", и я рада, что предсказала им такой взлет, который состоялся.

Кстати, все ли "птенцы, вылетевшие из-под вашего крыла", помнят о своей "родительнице"?

Очень немногие! Вот про единственного могу сказать, и не ошибусь, кто всегда вспоминает обо мне и говорит очень теплые слова, упоминает мое имя на компакт-дисках - это Филипп Киркоров. Или вот в Кремле за кулисами как-то снимали интервью Сергея Мазаева. Я сидела немного в стороне. Увидев меня, он прервал разговор, вынырнул из-под камеры, подбежал, встал передо мной на колени, поцеловал мне руку и сказал: "Ольга Борисовна, дорогая! Вы - моя крестная мама на телевидении, я никогда не забуду вашей доброты!" Хотя мы снимали его всего пару раз - он тоже был как бы "под запретом" из-за того, что самые первые песни ему написал Добрынин.

Ирина БАРЫШЕВА.

Ольга Молчанова появилась на свет в Екатеринбурге 27.03.1949 г. В 1976 году на центральном телеканале вышел музыкальный перформанс «Шире круг». Программа стала небывалым прорывом для того периода - рейтинги нереально зашкаливали. Ольга Молчанова - редактор «Шире круг», была одновременно вдохновителем, душой, творцом и представительным лицом этого проекта.

Награды и заслуги

Благодаря ее участию отечественная сцена получила звезд, чьи имена стали известны в каждом доме. Именно на съемках этой программы впервые засветились такие личности, как М. Задорнов, А. Малинин, Наталья Королева, Ф. Киркоров и множество прочих. Для большинства артистов той поры Ольга Молчанова стала второй, творческой, матерью.

Ведущая является Заслуженным деятелем искусств РФ. Кроме того, Ольга Борисовна - лауреат премии национального масштаба «Овация» в номинации «Внесение особого вклада в развитие музыки на телевидении». В 2001 году «Шире круг» транслируется на канале ТВЦ. С падением рейтинга популярности передачи Молчанова активно трудится в других странах, особенно часто она посещала Израиль.

Выдержки из интервью

Ольга Молчанова - редактор «Шире круг», в одном из своих интервью заявила, что юбилейный выпуск программы снимался 11 февраля в концертном зале "Россия". Его ведущими стали пять знаменитых актрис, которые в свое время выступали уже в этой роли. Среди них Екатерина Апина, Татьяна Овсиенко, и Жасмин. Разбавил сугубо женский коллектив единственный представитель мужского пола в лице актера

Ведущая «Аншлага» Р. Дубовицкая сказала, что это именно она дала толчок таланту Гены. По большому счету Ветров впервые появился на экранах телевизоров в 80-е годы с личным уникальным номером - одновременоой игрой на полутора десятках инструментов в проекте "Шире круг". На то время актер был участником театральной группы "Буфф" из Ленинграда. Первые весомые шаги на сцене в этой передаче сделал молодой украинец Олег Жигалкин в жанре пародии. Сейчас удостоен звания Народного артиста Украины.

Как утверждает Ольга Молчанова, Олег проходил службу в армии, когда его товарищи написали в редакцию письмо о том, что их сослуживец прекрасно имитирует популярных артистов и даже подражает тембру Зыкиной. Редколлегия решила пригласить его на съемочную площадку, и Жигалкин, будучи молодым солдатом, взошел на лестницу популярности. Впервые засияла в передаче еще одна звездная персона - известная и очень почитаемая на постсоветском пространстве Нина Шестакова, некоторое время работавшая в коллективе Софии Ротару. Через годы забвения зрители снова смогли лицезреть Нину в юбилейной программе.

Ольга Борисовна Молчанова, биография которой насыщена многочисленными знакомствами (в том числе и на личном фронте) с различными звездами, не стесняется говорить о том, что чувства играли определяющую роль в выборе солиста для участия в передаче. Однако все такие прерогативы оправдали себя на все сто, поскольку люди оказались действительно талантливыми, что подтверждено любовью поклонников и временем.

Трудности и их преодоление

Игорь Матвиенкооднажды принес кассету с набросками группы «Иванушки Интернэшнл» с просьбой прослушать ее и дать шанс ребятам в самой популярной на то время программе «Шире круг». После изучения материала Молчанова просто полюбила эту группу, особенно солиста И. Сорина, который, по ее мнению, обладал невероятным обаянием и талантом.

Ребята выступили в нескольких передачах «Шире круг». Как утверждает сама Ольга Молчанова, биография которой насыщена различными событиями, она рада, что с ее помощью коллектив оказался на пике популярности. Кстати, на площадке выступило уникальное творческое "открытие" - мегаталантливая девочка восьми лет Евгения Алдуховаиз Брянска, которой пророчили большое будущее. Она выступает с сольными концертами и записала более двадцати песен вживую.

Конфликтные моменты с подопечными

На вопрос о конфликтных ситуациях со знаменитостями Ольга Борисовна ответила, что бывало и такое. К примеру, эпизод с Татьяной Марковой, который случился на съемке в Пятигорске. Участников поселили в красивом и фешенебельном санатории, Тане с супругом предоставили полулюксовый номер. В таких же апартаментах проживали Корнелюк, Я. Евдокимов и многие другие. Люксов выделено было всего два. В одном поместили Михаила Муромовасовокупно с музыкантами, а второй заняла непосредственно Молчанова, так как номер одновременно являлся штабным офисом телепрограммы.

Но Марковой было тесновато и неудобно на пару с мужем в своем полулюксе, и она, позиционируя себя непревзойденной звездой, поставила ультиматум, заявив, что если ее не переселят в люкс, она уедет. От ее отсутствия программа вряд ли бы пострадала, но Ольга Молчанова, редактор «Шире круг», биография которой содержит минимум конфликтных споров, решила уступить артистке свой номер.

Любимцы "творческой мамы"

Часто так называемыми "своими" артистами у редакторов становятся те, кто платит. В советское время подобной всеобъемлюющей практики практически не было, но не совсем чистые на руку организаторы и тогда требовали у исполнителей финансовые откупные, зная об их заинтересованности в телеэфире. Ольга Молчанова утверждает, что такие отношения с артистами для нее были неприемлемы, она ставила на тех, кого "открывала" и любила.

Она ценила и развивала талант и перспективное будущее. Это и Дмитрий Маликов, который в 16 лет исполнил композицию "Солнечный город". Однозначно - Филипп Киркоров, увидев которого впервые, редактор «Шире круг» сомневалась в его блестящей карьере. Несмотря на эффектные внешние данные, совмещенные с внутренней культурой и музыкальностью, вокальная часть оставляла желать лучшего. "Творческая мама" даже не предполагала, что человек сделает такой гигантский скачок и станет мегапопулярным эстрадным певцом. Среди любимцев Ольги Борисовны:

  • Серов Александр;
  • Ярослав Евдокимов;
  • гуру аккордеона Валерий Ковтун;
  • Добрынин Вячеслав.

Кстати, последний артист попал в опалу к государственным органам, которые утверждали участников программы. Невзирая на это, Ольга Молчанова, фото которой представлено ниже, продвинула его на большую сцену.

Личные пристрастия

В свое время одним из любимцев Ольги был Михаил Муромов. Контакт у них сложился после рекомендации подруги когда Миша работал метрдотелем. Определенное время у них был роман с дорогими подарками. После охлаждения в отношениях Муромов и Ольга Борисовна Молчанова, биография которой окружена сплошь и рядом звездами, остались хорошими друзьями. Многие артисты не раз выручали свою «крестную» морально и материально.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!