История возникновения и развития фсб. Комитет государственной безопасности ссср

Второе Главное управление- внутренняя безопасность и контрразведка (создано 18 марта 1954 года, к 1980 году в его структуре имелось 17 отделов);

Третье Главное управление- военная контрразведка (создано 18 марта 1954 года, с февраля I960 года до июня 1982 года- Третье управление);

Четвертое управление- обеспечение государственной безопасности па транспорте (ликвидировано 5 февраля I960 года (его функции с 25 июля 1967 года по сентябрь 1973 года выполнял 12-й отдел Второго Главного управления, а с сентября 1973 года и по сентябрь 1981 года Управление "Т" Второго Главного управления), восстановлено 10 сентября 1981 года приказом КГБ СССР *00170 от 10 сентября 1981 года (структура и штат были объявлены приказом КГБ СССР *00175 от 24 сентября 1981 года);

Пятое управление- идеологическая контрразведка (приказ КГБ СССР * 0096 от 25 июля 1967 года);

Шестое управление- экономическая контрразведка и промышленная безопасность (ликвидировано 5 февраля I960 года; восстановлено решением Коллегии КГБ "О мерах но усилению контрразведывательной работы по защите экономики страны от подрывных действий противника" (объявлено приказом КГБ СССР *00210 от 25 октября 1982 года). Структура и штат Шестого управления были объявлены приказом КГБ СССР * 00215 от 11 ноября 1982 года. Ранее эти задачи решали 9, 11 и 19-й отделы Второго Главного управления, а с сентября 1980 года- Управление "П" в составе этого главка.

2-й отдел (контрразведка на объектах атомной промышленности)- вопросами режима, охраны и секретного делопроизводства занимались подразделения Министерства среднего машиностроения- см. книгу Юрия Хабарова "Этот фатальный месяц октябрь";

Седьмое управление- наружное наблюдение и охрана иностранного дипломатического корпуса (создано 18 марта 1954 года);

Служба ОДП (охрана дипломатического корпуса);

Группа "А" (образована приказом председателя КГБ * 0089ОВ от 29 июля 1974 года) службы ОДП- группа "Альфа" (подчинялась напрямую председателю КГБ и Генеральному секретарю ЦК КПСС);

7-й отдел (материально-техническое обеспечение средствами наружного наблюдения: автомобили, телекамеры, фотоаппаратура, магнитофоны, зеркала);

10-й отдел (наблюдение за общественными местами, посещаемыми иностранцами: парками, музеями, театрами, магазинами, вокзалами, аэропортами);

11-й отдел (снабжение аксессуарами, необходимыми для ведения слежки: париками, одеждой, гримом);

12-й отдел (наблюдение за высокопоставленными иностранцами);

Восьмое Главное управление- шифровальная служба (создано в марте 1954 года);

Девятое управление- охрана руководителей партии и правительства (создано 18 марта 1954 года):

Управление коменданта Московского Кремля (с 18 марта 1954 года по 25 июня 1959 года- Десятое управление КГБ);

Комендатура по охране зданий ЦК КПСС;

Пятнадцатое Главное управление- строительство и эксплуатация "резервных объектов"- бункеров для руководства страной в случае ядерной войны. Создано путем выделения из состава Девятого управления КГБ (приказ КГБ * 0020 от 13 марта 1969 года). Согласно временному Положению о Пятнадцатом управлении КГБ (объявлено Приказом КГБ *0055 от 1 июня 1971 года):

"...основной задачей Управления является обеспечение постоянной готовности к немедленному приему укрываемых в защищаемые пункты (объекты) и создание в них условий, необходимых для нормальной работы в особый период". Свою работу Пятнадцатое управление должно было осуществлять "в тесном взаимодействии с Девятым управлением КГБ". В сентябре 1974 года в Пятнадцатом управлении КГБ создано четыре управления: Шестнадцатое управление- электронная разведка, радиоперехват и дешифровка (выделено 21 июня 1973 года из Восьмого управления приказом КГБ СССР * 0056 от 21 июня 1973 года); Главное управление пограничных войск (создано 2 апреля 1957 года); Управление правительственной связи (УПС) (создано приказом КГБ СССР * 0019 от 13 марта 1969 года на базе Отдела правительственной связи);

Штаб войск правительственной связи;

АТС-1- городская телефонная связь для высшей категории абонентов (порядка 2000 номеров в 1982 году);

АТС-2- городская правительственная связь (порядка 7000 абонентов в Москве и 10000 по стране (с учетом зонных станций) в 1983 году);

ПМ(ВЧ) связь- правительственная междугородняя связь (порядка 5000 абонентов в 2004 году)- аппараты ВЧ-связи были в столицах социалистических государств, генеральных консульствах и посольствах, штабах советских зарубежных групп ВОЙСК И Т.П.; Учебные заведения Управления правительственной связи: Орловское высшее командное училище связи им. М.И. Калинина (факультеты "Дальняя (правительственная) связь", "Проводная и полупроводниковая связь" и др.)- создано в соответствии с приказом председателя КГБ *0212 от 14 июня 1971 года 1 октября 1972 года. Военно-техническое училище КГБ в городе Багратионовске (Калининградская область) было преобразовано в Высшее военное командное училище связи (с дислокацией в городе Орле) по подготовке офицеров командного состава с высшим образованием. В июле 1972 года в городе Орле произведен первый набор курсантов для 4-годичного обучения. К 1975 году выпущено 2303 офицера, из которых непосредственно в войска правительственной связи направлено 1454 (то есть 63,2%). В 1993 году произведен последний выпуск офицеров по 4-годичной программе. С 1976 по 1993 год училищем подготовлено около 4000 специалистов, из которых более 60% было направлено в органы и войска правительственной связи. Военно- техническое училище КГБ (ВТУ) основано согласно приказу председателя КГБ *0287 от 27 сентября 1965 года на базе военного городка 95-го пограничного отряда и первого корпуса Высшего пограничного командного училища, учебный процесс начался сентября 1966 года (срок обучения- 3 года, курсы переподготовки- от 3 до 5 месяцев). Более 60% выпускников готовилось непосредственно для войск правительственной связи, остальные- для органов и войск КГБ и МВД. Следственный отдел (согласно постановлению СМ СССР *99 -33 от 13 февраля 1973 года имел статус и права самостоятельного управления (не меняя при этом формального названия); Десятый отдел (создан 21 октября 1966 года)- учет, статистика, архивы; Оперативно-техническое управление (ОТУ):

Шестой отдел (создан 2 июля 1959 года, с июня 1983 года- Шестая служба)- перлюстрация корреспонденции;

Изготовление документов для оперативных целей, экспертиза почерков и документов;

Радиоконтрразведка;

Изготовление опертехники (в т.ч. руководство токсикологической и бактериологической лабораториями по разработке ядов);

Центральный НИИ специальных исследований;

Центральный НИИ специальной техники; Военно-строительное управление (создано согласно приказу КГБ СССР * 05 от 4 января 1973 года на базе военно-строительного отдела ХОЗУ);

ФПО- финансово-плановый отдел;

Мобилизационный отдел;

ХОЗУ- хозяйственное управление;

Секретариат (с 18 июля 1980 года Управление делами КГБ (Постановление Совмина СССР * 616 -201 от 18 июля 1980 года);

Инспекция при председателе КГБ (с 27 ноября 1970 года Инспекторское управление (приказ КГБ СССР * 0569 от 27 ноября 1970 года). Приказом КГБ *0253 от 12 августа 1967 года Группа референтов при председателе КГБ была переименована в Инспекцию при председателе КГБ. В объявленном приказе * 00143 от 30 октября 1967 года говорилось, что она: "...создана в целях организации и практического осуществления в Комитете и его органах на местах контроля и проверки исполнения- важнейшего ленинского принципа деятельности Коммунистической партии и Советского государства, испытанного средства совершенствования государственного аппарата и укрепления связи с народом". В положении был определен статус нового подразделения: "...является оперативным контрольно-инспекторским аппаратом (на правах самостоятельного управления Комитета) и подпишется председателю Комитета". Задачи Инспекции: "Главное в работе Инспекции- оказание помощи руководству Комитета госбезопасности в четком и своевременном выполнении задач, поставленных перед органами и войсками КГБ, организации систематической проверки исполнения решений ЦК КПСС, Советского правительства и правовых актов КГБ в интересах дальнейшего совершенствования агентурно-оперативной, следственной работы и работы с кадрами. Всю свою деятельность Инспекция подчиняет строжайшему соблюдению социалистической законности". Двенадцатый отдел (создан приказом КГБ СССР *00147 от 20 ноября 1967 года)- применение опертехники (в т.ч. прослушивание телефонов и помещений);

Группа консультантов при Председателе КГБ (создана приказом КГБ СССР *00112 от 19 августа 1967 года с общим штатом 10 человек (в штат входило 4 старших консультанта, 4 консультанта);

Представительство КГБ СССР в ГДР- имело статус самостоятельного управления КГБ; Бюро связи КГБ СССР с издательствами и другими органами массовой информации ("Пресс-бюро КГБ") (выделено в самостоятельное подразделение 26 ноября 1969 года, до этого времени входило в состав Группы консультантов при председателе КГБ);

Военно-медицинское управление (создано в 1982 году на базе медицинского управления ХОЗУ);

Дежурная служба КГБ СССР (начальник дежурной Службы- 1-й заместитель начальника Секретариата); Партком.

Учебные заведения КГБ (подготовка кадров для разведывательных, контрразведывательпых, следственных и оперативно-технических подразделений):

Высшая Краснознаменная школа КГБ им. Дзержинского (ВКШ)- сейчас Академия ФСБ,

Следственный факультет- с 1969 по 1979 год отделение подготовки следователей при ВКШ,

Факультет * 1- подготовка военных контрразведчиков,

Факультет *2- подготовка оперативных работников контрразведки, владеющих западными и восточными языками,

Факультет * 3- подготовка оперативных работников контрразведки, владеющих восточными языками,- создан 1 сентября 1974 года,

Факультет * 5- "факультет повышения квалификации руководящего состава и специалистов Комитета госбезопасности". Создан 11 июня 1979 года. Основные задачи: подготовка руководящего состава органов КГБ СССР из партийных, советских и комсомольских работников; повышение квалификации руководящего состава и специалистов органов КГБ СССР,

Факультет * 6- подготовка дипломированных специалистов и повышение квалификации оперативного и руководящего состава органов безопасности дружественных стран. Создан 12 июля 1971 года. Курсы переподготовки и повышения квалификации руководящего и оперативного состава оперативно- технических подразделений. Открыты 3 сентября 1971 года. С 1996 года-

Факультет * 7.

Факультет * 8- заочного обучения,

Факультет * 9- подготовка оперативного состава, владеющего иностранными языками государств Ближнего Востока и Африки (языки: фула, хауса и суахили). Создан 1 сентября 1980 года,

Специальные курсы КГБ СССР при ВКШ КГБ (другие официальные названия: КУОС (Курсы усовершенствования офицерского состава) и в/ч 93526)- созданы 19 марта 1969 года постановлением Совмина СССР как автономное учебное подразделение на правах отдельного факультета- кафедры специальных дисциплин (спецкафедра). Срок обучения семь месяцев. Входили в состав Первого факультета ВКШ КГБ СССР. Спецкурсы в течение 1970 - 1990 годов ежегодно выпускали по 60 -65 командиров оперативно- разведывательных групп для действий в тылу противника. Краснознаменный институт разведки КГБ- сейчас Академия Службы внешней разведки; Высшие курсы подготовки оперативного состава с годичным сроком обучения:

Высшие курсы подготовки оперативного состава КГБ в Минске,

Высшие курсы подготовки оперативного состава КГБ в Киеве,

Высшие курсы подготовки оперативного состава КГБ в Тбилиси,

Высшие курсы подготовки оперативного состава КГБ в Ташкенте,

Высшие курсы подготовки оперативного состава КГБ в Свердловске,

Высшие курсы подготовки оперативного состава КГБ в Новосибирске,

Высшие курсы подготовки оперативного состава КГБ в Ленинграде;

Научно-технический совет по оперативной технике;

Отдельный учебный центр (в/ч 35690, "Прибой")- находится в Балашихе-2 (Подмосковье), учебный центр группы "Альфа".

Во все времена в истории государств огромную роль в сфере обороны и безопасности играли секретные организации, которые со временем трансформировались в целые секретные службы. С годами крепла роль секретных спецслужб в работе государственной машины, увеличивалась структура организаций, совершенствовались методы работы. Разведка, методы контрразведывательной борьбы становятся важнейшими инструментами достижения политических целей. Во многом именно разведслужбы являются виновниками развязывания или предотвращения вооруженных конфликтов. Получение секретной информации из-за рубежа, контроль над основными государственными институтами внутри политической системы и социально-общественной жизнью становятся столпами государственной безопасности.

Не будет преувеличением сказать, что современная история разведывательных служб будет неполной, если не вспомнить о КГБ, самой секретной службе в мире. Именно в Советском Союзе была создана самая мощная и самая многочисленная разведывательная служба, державшая почти полвека весь мир под контролем.

Об СССР принято говорить, как о самом тоталитарном государстве в истории XX века. Страна, которая постоянно находилась во враждебном внешнеполитическом окружении, вынуждена была иметь не только мощные и боеспособные вооруженные силы. Хорошо организованная секретная разведслужба становится эффективным инструментом тайной, тихой войны, непрекращающейся с самого первого дня существования Советского Союза. Про КГБ написано много, включая исследования историков и мемуары сотрудников самой секретной в мире разведывательной структуры.

На сегодняшний день большая часть информации о советской разведслужбе – это результат открытых в начале 90-х годов государственных секретных архивов. Важная часть информации о методах и стилях работы советской разведслужбы, история КГБ становится понятной только сегодня, спустя 26 лет с момента официального прекращения деятельности организации. Ограниченность информации о работе одной из самых мощных разведок мира объясняется тем, что правопреемницей советской спецслужбы сегодня является российская Федеральная Служба Безопасности. Данная организация является основой государственной безопасности современной России, продолжая дело своей предшественницы. Про КГБ сегодня вспоминают уже не как о тайной организации-монстре, а как о самой продуктивной и боеспособной службе внешней и внутренней разведки.

Этапы формирования самой крупной разведслужбы в мире

С самых первый дней существования советского государства на самом верху предпринимались активные меры по организации мощной разведывательной и контрразведывательной службы. Первоначально (1917-1922 гг.) эти функции были возложены на Всероссийскую Чрезвычайную Комиссию (ВЧК). Позже на базе первой советской спецслужбы было создано Главное Политическое Управление, входящее в структуру Народного Комиссариата Внутренних Дел. Эта секретная структура заложила основы государственной безопасности Советского Союза, которая стала одним из важнейших звеньев обороноспособности молодого государства. С этого момента начинают обрастать слухами и мифами деятельность советских спецслужб, рождаются первые тайны КГБ, о которых станет известно только спустя многие десятилетия.

Руководили советской секретной службой в те годы лица, деятельность которых в последствие получила неоднозначную оценку. Сначала Главное Управление Госбезопасности возглавил Генрих Ягода, заложивший основы будущих массовых политических репрессий. Его на посту сменил Николай Ежов, который раскрутил маховик репрессий 1937-38 гг.

На смену этим двум временщикам пришел Лаврентий Берия, возглавивший НКВД, которому было перепоручены функции разведывательной службы. Именно с периодом пребывания Берии на посту Народного Комиссара связан стремительный качественный рост советской разведывательной службы, несмотря на противоречивые методы и стиль работы этого руководителя.С этого времени на высшую руководящую должность советской разведки ставились только профессионалы, лица, с непререкаемой репутацией и богатым послужным списком.

История создания самой секретной спецслужбы

Окончание Второй Мировой войны означало начало нового военно-политического противостояния, в которое послевоенный мир стал погружаться после антикоммунистического выступления Уинстона Черчилля в Фултоне. Опыт работы советских разведслужб временем вооруженного противостояния показал необходимость в организации качественно новой организации. Для успешного сдерживания антисоветского и идеологического влияния Запада, для противодействия агрессивным стремлениям США и их союзников, для сохранения внутренней политической стабильности в стране, требовалась независимая и мощная разведывательная спецслужба. Про КГБ принято говорить, как про отдельную структуру, однако долгие годы этот огромный механизм работал в сложной и запутанной межведомственной системе.

Подведомственная подчиненность советской разведки Министерству Внутренних Дел, которая существовала до 1954 году, была прервана. Это было вызвано острым партийным кризисом, возникшим в системе руководства Советского Союза после смерти И. Сталина. Сосредоточение в руках Лаврентия Берии руководства самыми влиятельными силовыми структурами советского государства могло привести к непредсказуемым последствиям. Тем более что, по мнению самих разведчиков, пребывание службы разведки и контрразведки в структуре системы внутренних дел было крайне неудобно и неправильно с точки зрения качества работы.

На 1954 год пришлось сразу два важных решения, касающиеся трансформации органов государственной безопасности. Сначала появился Указ Президиума Центрального Комитета КПСС, которым разведывательная служба выводилась из подчинения Министерства Внутренних Дел. Буквально через месяц, 13 марта 1954 года этот вопрос решился на уровне Президиума Верховного Совета СССР и окончательно принял законодательную форму. В Указе говорилось о создании Комитета Государственной Безопасности Советского Союза, который будет подчиняться Совету Министров СССР. В таком виде с некоторыми внутриведомственными и подведомственными изменениями советская разведка, управления и отделы КГБ в целом просуществовали до 1991 года, когда Советский Союз прекратил свое существование.

Инициировал создание новой структуры Сергей Круглов, бывший в то время Министром Внутренних Дел. После исторических Указов Председателем Комитета госбезопасности СССР стал Иван Серов. Так как Комитет имел функциональную структуру и права Министерства, его руководители назначались Указами Президиума Верховного Совета СССР по представлению Главы советского правительства.

После Серова высокий пост занимали А.Н. Шелепин, генерал-полковник КГБ В.Е. Семичастный, Ю.В. Андропов, В.В. Федорчук, В.М. Чебриков и В.А. Крючков.

В.Е. Семичастный был едва ли не единственным руководителем, который сумел воплотить в работу вверенного ему ведомства весь свой огромный боевой опыт. Все последующие после Семичастного Председатели Комитета были люди новой формации, воспитанные на идейных соображениях.

Из этого списка три фамилии наиболее примечательны не только в истории советской секретной спецслужбы, но и всего советского государства. На годы руководства ведомством В.Е. Семичастного пришлись самые острые и критические моменты новой советской истории. Пражская весна, война во Вьетнаме, Карибский кризис – это только наиболее известные внешнеполитические кризисы, во время разрешения которых операции КГБ сыграли едва ли не решающую роль.

Ю.В. Андропов является человеком, который занимал пост Председателя Комитата долгих 15 лет, с 1967 года по 1982 год. Крючков возглавлял КГБ в самый критический период его истории и отметился своим участием в славно известном ГКЧП, положившим начало концу советского периода правления.

Шелепин был единственным гражданским человеком, возглавлявшим советскую разведслужбу. Все последующие Председатели имели высокие воинские звания, начиная со звания генерала — полковника, заканчивая званием генерала армии. Ю.В. Андропов, Чебриков и Крючков имели генеральские воинские звания, приравниваемые к званию генерал КГБ, за время пребывания на посту Председателя КГБ оставались в разное время членами Политбюро ЦК КПСС.

О роли Коммунистической Партии Советского Союза в деятельности советской спецслужбы отдельный разговор. В мировой истории это едва ли не единственный случай, когда правящая партийная верхушка контролировала деятельность секретной организации, направляя и контролируя ее деятельность.

Правовая основа деятельности Комитета Госбезопасности и его основные функции

В отличие от иностранных разведывательных служб, таких как американские ЦРУ и АНБ, британские Ми 5 и Ми 6, немецкая БНД, которые были подотчетны своим Правительствам и Президентам, советская спецслужба весь свой период деятельности оставалась государственно-партийным учреждением. По своему статусу сотрудник службы – это коммунист, он же офицер КГБ, член Коммунистической Партии. Сам Комитет полностью находился в подчинении ЦК и Политбюро КПСС. Руководящая роль партии закреплена в статусе комитета, поэтому налицо тесное сращивание партийной номенклатуры с отделами и управлениями КГБ.

Действуя, таким образом, Коммунистическая Партия Советского Союза имела в своих руках мощный репрессивный силовой аппарат, обеспечивающий поддержку руководящей партийной верхушке на внешней политической арене и осуществляющий жесткий контроль внутри советского общества.

Вся работа Комитета до 1991 года регулировалась Постановлениями Пленумов и Президиумами ЦК КПСС, Постановлениями Правительства СССР, на позднем этапе Постановлениями Кабинета Министров Советского Союза. Всего истории известно о более пяти тысячах документов, решений, постановлений, регламентирующих деятельность советской спецслужбы. В большинстве случаев деятельность КГБ не была привязана к действующему советскому законодательству. Нередко возникали острые противоречия и расхождения в методах работы, которыми руководствовались управления и отделы КГБ СССР на местах, с правовыми нормами.

Несмотря на то, что общее представление о деятельности Комитета, так или иначе, понятно, на протяжении всей истории существования КГБ немало существует спорных моментов в деятельности органов безопасности в системе управления тоталитарного государства. Основными функциями учреждения, которые прописаны и утверждены в Положении о Комитете Государственной Безопасности СССР, являлись:

  • первоочередная задача заключалась в осуществлении разведывательной деятельности за рубежом;
  • внутренняя и внешняя борьба со шпионажем в пользу иностранных спецслужб;
  • контроль и противодействие утечке важной научной и технической информации за рубеж;
  • охрана государственной границы Советского Союза;
  • охрана стратегических объектов на территории СССР;
  • охрана политических деятелей и руководителей советского государства;
  • обеспечение бесперебойной работы государственного аппарата на всех уровнях.

На базе основных функциональных задач, строилась внутренняя структура организации. В зависимости от сферы деятельности и направлений, работу выполняли управления КГБ, имевшие в свою очередь массу специальных и профильных отделов.

Всего в структуре Комитета было 9 основных управлений, главными из которых являлись 1, 2, 3 и 4 управления. Самое мощное в техническом плане и в плане подготовки персонала являлось Первое управление, отвечающее за внешнюю разведку. В этой огромной и сложной структуре тесно взаимодействовало множество других управлений и подотделов, занимающихся смежными вопросами. Сюда можно отнести такие важные функции, как оперативный анализ и планирование, контрразведывательная работа за рубежом. Содействовали этим службам отделы по созданию нелегальной резидентуры, научно-технической разведки и оперативно-технической службы. Полковник КГБ по рангу был выше, чем его армейский коллега, тем более, когда речь заходила о полномочиях. Отличались от армейских офицеров сотрудники спецслужбы и своей формой. Для каждого ранга были введены свои отличительные детали обмундирования. Высший офицерский состав носил кителя цвета морской волны, обрамленные золотым шитьем, офицерский состав имел кителя серо-стального цвета.

Кадры для столь специфического учреждения готовила высшая школа КГБ им. Дзержинского. Основной контингент — это кадровые военнослужащие Советской Армии, флота и пограничной службы.

Качественно отличались обмундирование у рядового и сержантского состава. Войска погранслужбы имели свою, отличную от других парадную униформу. Для солдат, сержантов и офицеров всех рангов были введены новые знаки отличия. Воинские погоны рядового состава имели синий, васильковый цвет. Аналогичного цвета был просвет на офицерских погонах. Форма КГБ постоянно менялась ввиду проведения общевойсковой реформы. От кителей со стоечкой перешли к двубортным и однобортным кителям. Вместо брюк галифе синего цвета были введены брюки тональные с цветом мундира прямой формы.

Особого внимания заслуживают отделы Первого Управления, занимающиеся активными мероприятиями. В эту сферу входило внедрение агента в структуру западных спецслужб, создание подрывных организаций на территории враждебных государств, заброска диверсантов. Большую часть секретных миссий, проработанных этим управлением, выполнял спецподразделение «А», подразделение «Вымпел» или спецназ КГБ, входящий в структуру Седьмого управления. Эти военизированные подразделения Комитета Госбезопасности выполняло самые рискованные и опасные операции за пределами страны, направленные на защиту и освобождение политических лидеров, захват стратегических объектов за рубежом.

Советский спецназ КГБ отличился во время операции по захвату дворца Амина в Республике Афганистан. Принимали участие спецназовцы подразделения «А» в спецоперациях в Баку (январь 1990 года), во время событий в литовской столице в 1991 году и во время августовского путча в Москве в августе 1991 года.

Специальные подразделения, входящие в состав КГБ, имели армейскую структуру и представляли вместе с пограничниками войска КГБ кадровые дивизии, бригады и отдельные отряды.

В заключение

По состоянию на 1991 год штатная численность кадрового состава всех управлений и отделов, военизированных подразделений Комитета госбезопасности составляла 480 тыс. человек. Только пограничные войска насчитывали 220 тыс. человек. Количество оперативных работников всех рангов насчитывалось около 1000 человек.

Из мемуаров последнего председателя КГБ СССР В. В. Бакатина стало известно, что в 1991 году численность сотрудников КГБ составляла около 480 000 человек, включая военизированные подразделения.

Второе и третье управление КГБ СССР занимались контрразведывательной деятельностью, с той разницей, что третье управление полностью контролировало военную сферу, взаимоотношения с зарубежными странами, работу военно-промышленного комплекса. В сфере ответственности и деятельности Четвертого управления находилась работа по борьбе с антисоветскими элементами. Этот отдел еще называли идеологическим департаментом.

Для анализа деятельности многочисленных отделов, подотделов и управлений, имеющихся в структуре Комитета, потребуется гораздо больше времени и места. Если сказать просто, то советская спецслужба контролировала все сферы советского государства, начиная с внешней политики и заканчивая внутренними социально-общественными процессами. Официально КГБ прекратил свое существование в 1991 году, сначала став Межреспубликанской службой безопасности, далее став центральной службой разведки. Высшая школа КГБ в августе 1992 года была переименована в академию ФСБ Российской Федерации.

Сегодня ФСБ Российской Федерации является основополагающим звеном государственной безопасности в современных условиях, продолжая славные традиции воинов плаща и кинжала советской эпохи.

В этом году отмечается 100 летний юбилей со дня организации советской спецслужбы. По этому поводу выпущена памятная медаль «100 лет ВЧК-КГБ-ФСБ», которая подчеркивает преемственность современной отечественной спецслужбы, Федеральной Службы Безопасности с органами безопасности советского периода.

Первое упоминание о таком органе, как ФСБ РФ появилось в начале двадцатого века.

20 декабря 1917г. постановлением Совета Народных Комиссаров для борьбы с контрреволюцией и саботажем в Советской России была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК). Ее первым председателем был назначен Ф.Э. Дзержинский. На этом посту он находился до 6 февраля 1922г. С июля по август 1918г. обязанности председателя ВЧК временно исполнял Я.Х. Петерс.

Всероссийская чрезвычайная комиссия в первые месяцы своего существования, до переезда в Москву, являлась небольшим учреждением, насчитывавшим всего 40 сотрудников и служащих. В распоряжении ВЧК находилась команда солдат Свеаборжского полка и группа красногвардейцев.14 января 1918 года Совет Народных Комиссаров поручил Ф.Э. Дзержинскому организовать отряды "энергичных и идейных" из матросов для борьбы со спекуляцией. К весне 1918 года ВЧК располагала уже несколькими отрядами. Кроме команды свеаборжцев, при ней находились отряд разведчиков, отряд самокатчиков, отряд моряков и боевая команда. Абдуллаев Р.А. «История государства и права России». - Волгоград, 2006. - С.34.

В марте 1918 года после переезда в Москву ВЧК имела отделы: борьбы с контрреволюцией, со спекуляцией, с преступлениями по должности, иногородний, а также информационное бюро. В конце 1918-1919 года в ВЧК были созданы секретно-оперативный, следственный, транспортный, военный (особый), оперативный, инструкторский отделы, бюро информации и контрольно-ревизионная коллегия. В конце 1920-начале 1921 года при ВЧК образуются управление делами, административно-организационное, секретно-оперативное и экономическое управление, а также иностранный отдел.

После длительной череды реорганизаций 1922, 1934, 1941 и 1946 годов через ГПУ-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД органы безопасности были преобразованы в Комитет государственной безопасности при Совете министров СССР. По существовавшему тогда порядку, важное политическое решение о выделении структур органов госбезопасности из МВД в самостоятельное ведомство было принято Президиумом ЦК КПСС 8 февраля 1954 г. на основании записки министра внутренних дел СССР С.Н. Круглова. Лубянка: Органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ // www.fsb.ru

2 апреля 1957 г. КГБ при СМ СССР были переданы из структуры МВД пограничные войска и для управления ими образовано Главное управление пограничных войск (ГУПВ).

Важное значение придавалось мерам профилактического характера, направленным на предупреждение государственных преступлений. В 1967 г. органами КГБ были профилактированы 12 115 человек, большинство из которых допустили без враждебного умысла проявления антисоветского и политически вредного характера.

28 ноября 1991г. Президент СССР М.С. Горбачев подписал Указ "Об утверждении Временного положения о Межреспубликанской службе безопасности". Руководителем данной службы был назначен В.В. Бакатин.

Интересным этапом в истории деятельности ФСБ РФ было образование КГБ РСФСР. 6 мая 1991г. председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин и председатель КГБ СССР В.А. Крючков подписали протокол об образовании в соответствии с решением Съезда народных депутатов России Комитета государственной безопасности РСФСР, имеющего статус союзно-республиканского государственного комитета. Руководителем его был назначен В.В. Иваненко.

3 апреля 1995 года Ельцин подписал Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", вступивший в силу 12 апреля 1995 года. В соответствии с ним ФСК была переименована в Федеральную службу безопасности Российской Федерации, при этом не проводилось организационно-штатных мероприятий, сотрудники службы (включая директора и его заместителей) оставались на своих должностях без переназначений и переаттестаций.23 июня 1995 г. соответствующие изменения "задним числом" были внесены в структуру федеральных органов исполнительной власти. Этим же указом были утверждены положение о службе и структура её центрального аппарата, за малыми исключениями повторявшая структуру ФСК.


1917-1922 ВЧК при СНК РСФСР
1922-1923 ГПУ при НКВД РСФСР
1923-1934 ОГПУ при СНК CCCР
1934-1946 НКВД СССР
1934-1943 ГУГБ НКВД СССР
1941, 1943-1946 НКГБ СССР
1946-1953 МГБ СССР
1946-1954 МВД СССР
1954-1978 КГБ при СМ СССР
1978-1991 КГБ СССР

Особенности, определяемые историческими, геополитическими и этническими условиями Российской империи, опыт деятельности ее специальных служб, в основном агентурной работы и конспирации, был реализован большевиками после Октябрьской революции. Находясь в постоянной борьбе с режимом и наблюдая как сильные, так и слабые стороны деятельности его спецслужб, они сумели создать, пожалуй, одну из самых мощных в мире систему специальных служб. Она позволила Коммунистической партии обеспечивать более 70 лет свое политическое господство в стране и успешно противостоять внешним угрозам.

В.И Ленин и первый председатель ВЧК Ф.Дзержинский создавали этот государственный институт как "боевой отряд партии", то есть как партийно-государственную спецслужбу, имеющую четкую идеологическую установку на решительную борьбу с политическими и идейными противниками.

Экстремальные условия контрреволюционного противодействия власти большевиков, развернувшаяся гражданская война и иностранная интервенция оправдали такую основу создания спецслужб Советского государства. ВЧК, а затем ГПУ и ОГПУ действовали решительно и наступательно, умело перехватывали инициативу у своих противников, которые были намного опытнее. Личный состав органов безопасности РСФСР, а в дальнейшем СССР, без сомнения, был глубоко предан коммунистическим идеям. И хотя общеобразовательный уровень большей части руководящего, не говоря уже об оперативном составе, был невысок,четкая политическая линия, революционный пафос, чувство исключительности, прививаемое чекистам с первого дня службы, сделали советские органы госбезопасности в течение 10-12 лет одной из самых сильных спецслужб в мире.

Органы государственной безопасности с момента их создания претерпели более десяти реорганизаций, причем половина из них приходится на период 1991-1994 годов.

Первоначальное название известно всем - это ВЧК (1917 год). После окончания гражданской войны в 1922 году появилась новая аббревиатура - ГПУ. Вслед за образованием СССР на его базе возникло Объединенное ГПУ (ОГПУ СССР). В 1934 году ОГПУ объединено с органами внутренних дел (милицией) и образован союзно-республиканский Наркомат внутренних дел. Наркомом стал Г.Ягода, потом Н.Ежов. Наркомом внутренних дел в 1938 г. был назначен Л.Берия. В феврале 1941 года из этой объединенной структуры выделен в качестве самостоятельного - Народный комиссариат госбезопасности (НКГБ). В июле 1941 года он вновь возвращен в НКВД, а в 1943 г. опять отделен на долгие годы в самостоятельную структуру - НКГБ, переименованную в 1946 году в Министерство госбезопасности. С 1943 года его возглавлял В.Меркулов.

После смерти Сталина Берия еще раз объединил органы внутренних дел и органы государственной безопасности в единое министерство - МВД и сам возглавил его. Затем Министром внутренних дел стал С.Круглов.

В марте 1954 года был создан Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР, отделившийся от МВД. Его председателем назначен И.Серов. На этом посту его последовательно сменяли А.Шелепин, В.Семичастный, Ю.Андропов (находился в этой должности около 15 лет), В.Федорчук, В.Чебриков, В.Крючков, Л.Шебаршин, В.Бакатин.

Назначенный после августа 1991 г. на пост председателя КГБ СССР В.Бакатин разработал и стал реализовывать концепцию дезинтеграции КГБ, т.е. раздробления его на ряд самостоятельных ведомств в целях лишения его монополии в сфере обеспечения госбезопасности страны. Из состава КГБ были переданы в ведение Президента Управление охраны, Служба внешней разведки, ФАПСИ, Пограничные войска, дивизии специального назначения.

После таких "преобразований" КГБ СССР прекратил свое существование и с ноября 1991 года стал называться Межреспубликанской службой безопасности (МСБ СССР).

На протяжении всех 74 лет своего существования органы. ВЧК-КГБ были уникальной государственной организацией, а их деятельность - всеобъемлющей как по уровню решаемых задач, так и по охвату практически всех сфер жизни государства и общества. Органы ВЧК-КГБ в Центре и на местах, наряду с КПСС и системой Советов, являлись одной из трех структурных составляющих советского государственного и общественного строя. Жесткая иерархия органов КГБ, контроль, осуществлявшийся наряду с партийными органами, за Вооруженными Силами, экономикой страны, национальной и культурной политикой, загранкадрами и т.д. сделали Комитет госбезопасности сверхспецслужбой, не имевшей до этого аналогов в мире.

Естественно, исключительное положение в государстве и обществе, возможность быстро концентрировать огромный потенциал, если необходимо, то и всего общества, для решения ставившихся руководством партии задач делали органы ВЧК-КГБ чрезвычайно эффективной системой, особенно в экстремальных ситуациях - в годы войны и обострения социальной напряженности. Так, именно Л.Берия, используя органы госбезопасности, мобилизовал огромные ресурсы страны для создания в кратчайшие сроки атомного оружия.

Система ВЧК-КГБ представляла собой действительно феномен. Дело в том. что КГБ являлся уникальным комплексом спецслужб. Комитет госбезопасности СССР включал в себя внешнюю разведку (Первое главное управление), контрразведку (Второе главное управление), военную контрразведку (Третье главное управление), обеспечение безопасности транспорта и связи (Четвертое управление), экономическую контрразведку (Шестое управление), идеологическую контрразведку и политический сыск (Управление "3"), борьбу с организованной преступностью (Управление по борьбе с оргпреступностью), охрану высшего руководства СССР и КПСС (Служба охраны), пограничную охрану (Главное управление пограничных войск), специальные войска (Главное управление спецвойск), обеспечение правительственной связи (Управление правительственной связи), шифровальную службу (Восьмое главное управление), службу дешифровки и радиоперехвата (Шестнадцатое главное управление) и т.д. Общая численность сотрудников войск и органов КГБ в 1991 году достигла около 420 тыс. человек.

Этот гигантский механизм позволял быстро маневрировать силами и концентрировать их на важнейших в данный момент направлениях работы, сокращать финансовые и материальные затраты, избегать дублирования. Такая структура КГБ обеспечивала добывание важной информации из различных источников, эффективную ее перепроверку, комплексный анализ и обобщение, хотя, конечно, превращала комитет в значительной степени в поставщика-монополиста важнейших сведений для руководства СССР. Отсутствие межведомственных барьеров между разведкой, контрразведкой и другими службами обеспечивало быстрое согласование, разработку и успешное осуществление комплексных долговременных операций. Это существенно повышало результативность деятельности КГБ по сравнению со спецслужбами США.

В основе деятельности органов КГБ лежала марксистско-ленинская идеология. Сегодня многие рассматривают это обстоятельство исключительно как негативное, способствовавшее исчезновению этой суперспецслужбы. Однако надо помнить, что в течение многих десятилетий именно коммунистическая идеология была сильнейшим оружием ВЧК-КГБ. Большая часть наиболее ценных агентов за рубежом стала работать с чекистами по идеологическим соображениям, искренне уверовав в мессианские идеалы создания справедливого общества и международного мира. Достаточно назвать в свое время третьего человека британской разведки К.Филби и завербованного КГБ в середине 80-х годов шефа сектора контрразведывательных операций против СССР ЦРУ О.Эймса. И таких сотрудников иностранных спецслужб, министров, политиков, видных дипломатов и чиновников, офицеров и генералов, профессоров и студентов, которые решили бороться против империализма за социальную справедливость и связали свою жизнь с КГБ, повсюду в мире были сотни и тысячи. В то время как предатели и перебежчики из числа сотрудников органов госбезопасности СССР, как правило, делали свой выбор из-за других, далеко не идеологических соображений.

Заслуживает внимания тот факт, что когда с середины 70-х годов система партийных органов, возглавляемая престарелым Политбюро ЦК КПСС, стала терять авторитет в народе,многие простые люди устремили свои взоры на КГБ. Недаром даже ярый противник этой организации академик А. Сахаров считал ее наименее коррумпированной. И действительно, начиная с 1975 года в КГБ поступало больше писем с жалобами, просьбами и предложениями, чем в главную структуру власти СССР - ЦК КПСС. Причем ради справедливости нужно сказать, что ни одно из этих писем не осталось без внимания, многие находили свое разрешение. Работа с письмами трудящихся постоянно находилась в поле зрения председателя КГБ СССР Ю.Андропова, который создал специальный отдел, отвечающий за эту деятельность.

В то же время в последние годы КГБ как гигантский конгломерат спецслужб становился все более сложным в управлении. Председатель КГБ практически стал по уровню своего влияния третьей после Президента (он же Генеральный секретарь ЦК КПСС) и премьер-министра СССР фигурой, а по объему реальной власти - вторым человеком в государстве.

Недаром председатель КГБ Ю.Андропов смог быстро и эффективно унаследовать власть Л.Брежнева. Именно в КГБ, раньше чем в других структурах власти, возникло понимание необходимости реформ. И, конечно, надо сказать, что шеф госбезопасности В.Крючков и его подчиненные острее других осознали страшную опасность распада СССР и грядущие неисчислимые бедствия для ее народов. Именно поэтому они приняли активное участие в организации попытки спасти страну в августе 1991 года. Однако было слишком поздно: процесс разложения КПСС, всего структур власти в СССР, в том числе и КГБ, зашел слишком далеко.

Главнейшим принципом деятельности органов ВЧК-КГБ на протяжении всей их истории являлся принцип партийного руководства. Эти спецслужбы никогда и ни при каких обстоятельствах не играли самостоятельной политической роли и всегда являлись послушнным, наиболее острым орудием КПСС. Именно связь КГБ с партийными структурами власти способствовала росту силы и влияния этой спецслужбы, но, с другой стороны, привела КГБ к дезинтеграции по мере ослабления, внутренней деградации и, наконец, краха КПСС и Советского Союза.

Сильными чертами КГБ являлись жесткая централизация и комплексный характер структур этой спецслужбы, охватывающий множество областей обеспечения безопасности, экономия сил и средств, отсутствие дублирования звеньев, корпоративность, элитарный кадровый состав, непосредственная встроенность в систему высшего политического и государственного руководства страны, а отсюда - четкая политическая и идеологическая направленность деятельности.

В марте 1954 года из состава МВД были выделены оперативные подразделения. обеспечивающие государственную безопасность страны. На их базе было учреждено самостоятельное ведомство - Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР на правах союзно-республиканского министерства. Для органов КГБ была избрана такая система их построения, функционирования, подотчетности и подконтрольности, которая на деле упраздняла бы их сверхцентрализацию и в максимальной мере вписывала бы их в конституционную систему управления Союза ССР.

Уже само новое наименование чекистских органов - Комитет госбезопасности недвусмысленно означало, что наиболее важные проблемы их организации и деятельности должны решаться на коллегиальных началах. В этих целях в КГБ была учреждена Коллегия, которая по своему правовому статусу существенно отличалась от коллегий других министерств и ведомств. Если коллегии министерств являлись совещательными органами при соответствующих министрах, то коллегия КГБ создавалась как решающий орган. В положении о ней предусматривалось, что в тех гипотетических случаях, когда при голосовании председатель КГБ оказывается в меньшинстве, то разбираемый вопрос должен быть автоматически и немедленно передан в вышестоящие инстанции. Подобная процедура предусматривалась как действенная гарантия и мера по предотвращению разного рода волюнтаристских тенденций в системе КГБ. Коллегиальные звенья (коллегии и советы) были созданы также в органах КГБ на местах (до управлений КГБ краев и областей включительно).

К недостаткам организации функционирования Комитета госбезопасности можно отнести жесткую взаимосвязь со структурами КПСС, монополизм в сфере безопасности в целом и информационном обеспечении высшего руководства страны, отсутствие реальных механизмов гражданского контроля за деятельностью КГБ, сложность управления этой гигантской спецслужбой и неспособность к быстрым трансформациям в зависимости от резких изменений политической и оперативной обстановки, отсутствие реальной конкуренции. Главное разведуправление Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, которое занимало специфическую нишу и действовало в значительной степени под контролем КГБ через военную контрразведку. Поэтому рассматривать КГБ и ГРУ как конкурентов было бы неправильно.

Разумеется, некоторые характерные черты в зависимости от ситуации могут нести как позитивную, так и негативную нагрузку, поэтому оценки, приведенные выше, можно считать в определенной мере субъективными.

Важно, пожалуй, другое: в целом КГБ как спецслужба по своей структуре, функциям, кадровому составу и, главное, месту в системе государственных институтов исключительно полно соответствовал механизмам государственно-политической власти в Советском Союзе. Деградация и распад этой системы неизбежно привели к краху КГБ. В этом и состояла стратегическая уязвимость Комитета государственной безопасности СССР - самой мощной в мире спецслужбы, аналог которой уже вряд ли появится в обозримом будущем на постсоветском пространстве. Сильному государству - СССР соответствовала сильная специальная служба КГБ, которая и погибла вместе с этим государством.

ВЧК (7) 20 декабря 1917г. постановлением Совета Народных Комиссаров для борьбы с контрреволюцией и саботажем в Советской России была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК). Ее первым председателем был назначен Ф.Э. Дзержинский На этом посту он находился до 6 февраля 1922г. С июля по август 1918г. обязанности председателя ВЧК временно исполнял Я.Х. Петерс
ГПУ,
ОГПУ
6 февраля 1922г. ВЦИК принял постановление об упразднении ВЧК и образовании Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР, а в ноябре 1923г. Президиум ЦИК СССР создал Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. Председателем ГПУ и ОГПУ до конца своей жизни (20 июля 1926г.) оставался Ф.Э.Дзержинский, которого сменил В.Р. Менжинский , возглавлявший ОГПУ до 1934г.
НКВД в июле 1934г. в соответствии с постановлением ЦИК СССР органы государственной безопасности вошли в Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) СССР. После смерти Менжинского работой ОГПУ, а позднее и НКВД с 1934 по 1936гг. руководил Г.Г. Ягода С 1936 по 1938гг. НКВД возглавлял Н.И. Ежов . С ноября 1938 до 1945гг. руководителем НКВД был Л.П. Берия .
НКГБ
СССР
в феврале 1941г. НКВД СССР был разделен на два самостоятельных органа: НКВД СССР и Наркомат государственной безопасности (НКГБ) СССР. Нарком внутренних дел - Л.П.Берия. Нарком государственной безопасности - В.Н. Меркулов . В июле 1941г. НКГБ СССР и НКВД СССР вновь были объединены в единый наркомат - НКВД СССР. В апреле 1943г. был вновь образован Наркомат государственной безопасности СССР во главе с В.Н.Меркуловым.
МГБ в 1946г. НКГБ был преобразован в Министерство государственной безопасности. Министр - В.М. Чебриков ,
с 1988 по август 1991гг. - В.А. Крючков ,
с августа по ноябрь 1991г. - В.В. Бакатин .
3 декабря 1991г. Президент СССР М.С. Горбачев подписал Закон "О реорганизации органов государственной безопасности". На основании Закона КГБ СССР был упразднен и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки СССР (в настоящее время - Служба внешней разведки РФ).
МСБ 28 ноября 1991г. Президент СССР М.С.Горбачев подписал Указ "Об утверждении Временного положения о Межреспубликанской службе безопасности".
Руководитель - В.В.Бакатин (с ноября 1991 по декабрь 1991г.).
КГБ
РСФСР
6 мая 1991г. председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцин и председатель КГБ СССР В.А.Крючков подписали протокол об образовании в соответствии с решением Съезда народных депутатов России Комитета государственной безопасности РСФСР, имеющего статус союзно-республиканского государственного комитета. Руководителем его был назначен В.В.Иваненко.

В 1917 г. , Совет Народных Комиссаров постановил создать Всероссийскую чрезвычайную комиссию (ВЧК) в задачи которой ставилась борьба с саботажем и контрреволюцией в Советской России. Первым председателем комиссии стал Ф.Э. Дзержинский, которой возглавлял ВЧК с момента основания (20 декабря 1917 г.) до 6 февраля 1922 г.. В 1918 заместитель председателя ВЧК Я.Х. Петерс в период с июля по август, временно выполнял обязанности председателя.

6 февраля 1922 г. , ВЦИК постановил упразднить ВЧК и вместо него при НКВД РСФСР создать Государственное политическое управление (ГПУ).

2 ноября 1923 г. , при СНК СССР согласно приказу президиума ЦИК СССР было создано Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ). ГПУ и ОГПУ возглавлял до конца своей жизни (20 июля 1926 г.) Ф.Э. Дзержинский. Пришедший ему на смену В. Р. Менжинский был председателем ОГПУ вплоть до 1934 г.

10 июля 1934 г. , ЦИК СССР постановил включить органы государственной безопасности в состав Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР. В 1934 г. умер Менжинский и работой НКВД до 1936 г. руководил Г.Г. Ягода. Ему на смену пришел Н. И. Ежов, возглавлявший комитет в течение 2х лет до 1938 г. В 1938 г. главной комитета стал Л.П. Берия.

3 февраля 1941 г. , НКВД СССР был разделен на два независимых органа: Наркомат государственной безопасности (НКГБ) СССР и НКВД СССР. Берия остался руководителем НКВД. А наркомом государственной безопасности стал В.Н. Меркулов. Однако уже в июле 1941 г. НКГБ и НКВД вновь объединились в единую структуру – НКВД СССР, а в апреле 1943 г. НКВД СССР преобразовали в Наркомат государственной безопасности СССР, который возглавил В.Н. Меркулов.

15 марта 1946 г. , на базе НКГБ было образовано Министерство государственной безопасности, которое до 1951 г. возглавлял министр государственной безопасности В.С. Абакумов. В 1951 г. министерство перешло под контроль С.Д. Игнатьева, до тех пор, пока не было в 1953 г. объединено с Министерством внутренних дел. Главой нового МВД СССР стал С.Н. Круглов.

13 марта 1954 г. , при совете Министров СССР был образован Комитет государственной безопасности (КГБ), руководителем которого назначили И.А. Серова. Руководство комитетом в 1958 г. перешло А.Н. Шелелину, в 1961 г. - В.Е. Семичастному, в 1967 Ю.В. Андропову, в 1982 г, в период с мая по декабрь председателем стал В.В. Федорчук, в конце 1982 г. - В.М. Чебриков, с 1988 до середины 1991 г. руководителем КГБ был В.А. Крючков, В.В. Бакатин – последний, кто возглавил комитет в августе-ноябре 1991 г.

3 декабря 1991 г. , КГБ на основании подписанного Президентом СССР М.С. Горбачевым Законом "О реорганизации органов государственной безопасности" был упразднен, а на его базе образованы Центральная служба разведки СССР (теперь - Служба внешней разведки РФ) и Межреспубликанская служба безопасности (МСБ). Работа МСБ регламентировалась подписанным ранее, 28 ноября указом Президентом СССР "Об утверждении Временного положения о Межреспубликанской службе безопасности". С ноября по декабрь 1991 г. МСБ возглавлял КГБ В.В. Бакатин.6 мая 1991 г. глава КГБ СССР В.А. Крючков и Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин подписали документ об образовании, согласно решению Съезда народных депутатов, Комитета государственной безопасности РСФСР со статусом союзно-республиканского комитета. Главой которого назначили В.В. Иваненко.

26 ноября 1991 г. , Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным было подписано постановление о преобразовании КГБ РСФСР в АФБ (Агентство Федеральной безопасности) РСФСР. В.В.Иваненко - руководитель с ноября по декабрь 1991 г.

24 января 1992 г. , АФБ РСФСР и Межреспубликанская служба безопасности были упразднены согласно Указу Президента РФ Б.Н. Ельцина, и на их базе было образовано Министерство безопасности Российской Федерации. Министры: В.П. Баранников – январь 1992 г. – июль 1993г.Н.М. Голушко – июль 1993 г. – декабрь 1993 г.

21 декабря 1993 г. , Министерство безопасности было упразднено Президентом РФ Б.Н. Ельциным, а на его базе образована Федеральная служба контрразведки. Руководство: Н.М. Голушко – декабрь 1993 г. – март 1994 г. С.В. Степашин – март 1994 г. – июнь 1995 г.

3 апреля 1995 г. , Приемником ФСК на основании подписанного Президентом закона стала Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ Российской Федерации). Руководство: М.И. Барсуков – июль 1995 г. – июнь 1996 г. Н.Д. Ковалев – июль 1996 г. – июль 1998 г. В.В. Путин – июль 1998 г. – август 1999 г. Н.П. Патрушев – август 1999 г. – май 2008 г. А.С. Бортников – с мая 2008 г.

14 августа 1996 г. , ФСБ переименовали с Федеральной службы безопасности Российской Федерации на Федеральной службы безопасности России (ФСБ России) однако уже 9 сентября переименование отменили.

22 мая 1997 г. , указом Президента Российской Федерации была произведена реорганизация ФСБ, в результате которой 22 управления были преобразованы в 5 управлений и 5 департаментов.

11 марта 2003 г. , в ведение ФСБ России по указу Президента В.В. Путина передали Федеральную пограничную службу РФ и Федеральное Агентство Правительственной связи и информации (ФАПСИ).

11 июля 2004 г. , согласно Указу Президента РФ "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" в центральном аппарате проведена крупная реорганизация: департаменты ФСБ были заменены службами, а количество заместителей директора снизилось до 4 (из которых 2 первых) вместо прежних 12.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!