Свойства нервной системы как физиологическая основа темперамента. Шпаргалка: Темперамент

Физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности (И.П. Павлов). Тип высшей нервной деятельности – своеобразное сочетание основных свойств нервных процессов: их силы, уравновешенности и подвижности.

Сила нервных процессов – показатель работоспособности, выносливости нервных клеток по отношению к сильным и длительным раздражителям.

Уравновешенность – соотношение процессов возбуждения и торможения. Нервная система уравновешена, если процесс возбуждения по силе равен процессу торможения; и неуравновешена, если один процесс сильнее, чем другой.

Подвижность – скорость смены процессов возбуждения и торможения.

И.П. Павлов выделили четыре типа высшей нервной деятельности, которые характеризуются определенным сочетанием свойств нервных процессов: 1) сильный, уравновешенный, подвижный ; 2) сильный, неуравновешенный; 3) сильный, уравновешенный, инертный ; 4) слабый . Эти типы высшей нервной деятельности лежат в основе четырех типов темперамента – сангвинического, холерического, флегматического и меланхолического. Психологическая характеристика темперамента в целом связана не с каким-либо одним свойством нервной системы, а с их сочетанием, т.е. типом нервной системы.

В психологической характеристике темперамента выделяют следующие свойства: 1) сенситивность – повышенное реагирование на эмоциональные раздражители; сенситивные люди высокочувствительны, у них возникают ощущения при незначительной силе раздражителя; 2) реактивность определяется силой эмоционального ответа; реактивный человек – впечатлительный, эмоционально реагирующий на внешние и внутренние воздействия; 3) активность проявляется в энергичности, с какой человек воздействует на мир (упорство в преодолении препятствий, настойчивость, сосредоточенное внимание); 4) соотношение реактивности и активности свидетельствует о том, насколько поведение и деятельность человека зависят от случайных обстоятельств (настроения, эмоциональных реакций) и насколько зависят от поставленных перед собой целей и задач; 5) темп реакции характеризует быстроту протекания психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых), речи, двигательных реакций; 6) пластичность характеризуется легкостью, гибкостью приспосабливания человека к изменяющимся условиям среды; ригидность – инертностью, стереотипностью поведения, неспособностью быстро приспосабливаться к изменениям; 7) экстраверсия выражается в обращении человека преимущественно во внешний мир образов, мыслей, чувств; интроверсия – во внутренний мир; от этой преимущественной направленности зависят особенности реагирования и деятельности людей, их общения (контактность или замкнутость). Все названные свойства в сложном взаимодействии проявляются в каждом типе темперамента.

Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента.

Сангвиник (от лат. sanguis – кровь) – тип темперамента, характеризующийся высокой активностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, богатством мимики, быстрым темпом речи. Человек с этим типом общителен, стремится к смене впечатлений. Он легко и быстро переживает свои неудачи, у него сильные, уравновешенные и подвижные нервные процессы.

Флегматик – тип темперамента, определяющийся невысоким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики, устойчивостью интересов и стремлений. Человек с этим типом трудно переключается с одного вида деятельности на другой и трудно приспосабливается к новой обстановке.

Холерик – тип темперамента, проявляющийся в высоком уровне психической активности, энергичности действий, резкости, стремительности движений, их быстром темпе, порывистости; в резкой смене настроения, неуравновешенности, истощаемости. Человек с этим типом вспыльчив, нетерпелив.

Меланхолик (от гр. melas – черный + chole – желчь) – тип темперамента, отличающийся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. Для человека с этим типом характерны высокая эмоциональная чувствительность, глубина и устойчивость эмоций, у него преобладают отрицательные эмоции, он часто раним, замкнут, отчужден.

Тип темперамента в целом зависит от наследственности. Отдельные свойства темперамента в определенных пределах могут изменяться в зависимости от условий жизни и воспитания. Изменения могут происходить под влиянием перенесенных заболеваний, глубоких переживаний, условий деятельности.

Основные свойства конкретного темперамента проявляются у человека постепенно, с возрастом. Этот процесс называется созреванием темперамента.

Темперамент, являя собой индивидные свойства личнос­ти, оказывает существенное влияние на формирование харак­тера и поведения человека. Темперамент является динами­ческой стороной характера, его физиологической основой.

8.3. Свойства темперамента как регулятор стиля деятельности .

Хотя темперамент в ярко выраженном виде встречается достаточно редко, тем не менее, руководителю полезно учитывать особенности темпераментов своих подчиненных. Темперамент – способ реализации деятельности, а не содержание поведения.

По критерию подвижность-инертность существуют отличия в характере работы: инертные более успешно выполняют монотонную, однообразную работу, для них важен процесс подготовки к началу работы, «втягивание» в нее, они неохотно прерываются, у них больше развита ориентировочно-познавательная деятельность. Для людей с подвижным типом нервной деятельности необходима работа разнообразная, позволяющая переключаться с одной деятельности на другую, они быстро включаются в работу и легко могут ее прервать.

По критерию сила-слабость также обнаружены существенные отличия.

Для сильного типа характерны малая подверженность утомлению, способность работать в группе, постепенное втягивание в работу; исправления и добавления вносятся по ходу работы, могут помнить одновременно о многих задачах. В ситуациях напряжения отмечается расширение объема умственных действий, могут быть достаточно эффективны.

Для слабого типа характерна большая подверженность утомлению, потребность в тишине, лучше работают в одиночестве, планируют работу, исправления и добавления вносятся на этапе проверки, новую работу начинают после окончания предыдущей. В ситуациях нервного напряжения общая продолжительность деятельности может увеличиться, объем умственной деятельности несколько снижается.

Правильная организация работы с учетом особенностей темперамента поможет сделать ее более эффективной.


Глава 9. ХАРАКТЕР.

Понятие характера

Характер и отношения личности

Понятие характера

Характер - это целостное образование личности, опре­деляющее особенности деятельности и поведения человека и характеризующееся устойчивым отношением к различ­ным сторонам деятельности.

Характер – это всегда индивидуально-своеобразное сочетание черт, образующих целостное единство. Каждый характер неповторим. Черты характера – это существенные свойства личности, которые определяют ее линию поведения в определенной ситуации (например, мужественность или трусость при столкновении с опасностью и т.п.). Характер проявляется не в случайных, а в постоянных, устойчивых для данного человека формах поведения в определенных ситуациях. Характер человека определяется его отношением к действительности: к обществу, труду, другим людям, самому себе. Эти отношения могут определять такие, например, черты характера, как трудолюбие, доброту, скромность и т.д. Характер формируется прижизненно. Черты характера не являются врожденными. Система тех отношений, которые определяют характер, создается обществом.

На проявление и формирование характера влияет ряд природных особенностей организации человека. Так, характер связан с темпераментом. Свойства нервной системы как природная основа темперамента могут способствовать или препятствовать формированию определенных черт характера (например, при неблагоприятных условиях трусом скорее станет меланхолик, чем сангвиник; при благоприятных условиях смелость скорее обнаружится у сангвиника, чем у меланхолика). Темперамент влияет на форму проявления характера, «окрашивает» его черты (например, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика – в спокойной деловитости). Характер, в свою очередь, может влиять на проявление типологических особенностей нервной системы, «маскируя» особенности темперамента (например, инициативность, самостоятельность может маскировать ригидность флегматика).

В структуре характера выделяют две основные группы черт.

Группа черт, в которых выражена направленность личности, т.е. система ее отношений к действительности, объединяет черты характера, выражающие следующие отношения: а) отношения к коллективу, отдельным лицам (коллективизм, эгоизм, доброта, общительность, скрытность и т.д.); б) отношение к труду (трудолюбие, добросовестность, небрежность, аккуратность и т.д.); отношение к самому себе (скромность, чувство собственного достоинства, гордости, честолюбия и т.д.).

Волевые черты характера выражают отношения к препятствиям (целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, смелость и т.д.). Волевые черты – «хребет характера»; в зависимости от их развития характер относят к сильному или слабому . Волевые черты становятся ценными в человеке только при условии морально воспитанной воли, направленной на достижение социально полезных целей.

Кроме названных, выделяют черты характера, относящиеся к особенностям познавательной и эмоциональной сферы человека. К познавательным чертам относят склад ума (аналитичность, гибкость, критичность и др.). К эмоциональным чертам относят страстность, сентиментальность, а также черты, основанные на моральных чувствах (патриотизм, гуманность).

Формирование характера происходит в активной деятельности. В ней осуществляется становление и превращение определенных способов поведения человека в устойчивые, постоянные (привычки). Привычки образуются в результате многократного повторения одних и тех же действий. Одним из важнейших условий формирования свойств характера, таким образом, является повторное и настойчивое упражнение в соответствующих действиях и поступках. Привычки становятся основой свойств характера только при соответствующем сознательном отношении личности. Наиболее благоприятный период для формирования многих черт характера – раннее детство. Формирование характера невозможно без самовоспитания. Благоприятным периодом для самовоспитания является юношеский возраст, в котором формируется самосознание, осуществляется выбор профессии, друзей и т.д.

Таким образом, можно сказать, что черты характера от­ражают то, как действует человек, а черты личности - то, ради чего он действует .

Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека, и, прежде всего, от типа нервной системы. Свойства темперамента наклады­вают свой отпечаток на формирование характера, определяя динамические особенности его возникновения, т.е. темпе­рамент представляет собой динамическую сторону характе­ра. Особенности темперамента могут противодействовать или способствовать развитию определенных характероло­гических черт.

Характер - прижизненное приобретение личности, он аккумулирует в себе привычки человека и во многом явля­ется результатом самовоспитания. Темперамент не одно­сторонне и не окончательно определяет путь развития спе­цифических особенностей характера, темперамент сам в определенных пределах преобразуется под влиянием свойств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле являются взаимообусловленными процесса­ми. В характере личность раскрывается со стороны ее со­держания, в темпераменте - со стороны динамических проявлений.

«Один вихревой завиток означает бедность; два вихревых завитка - богатство; три завитка, четыре завитка - открывай ломбард; пять завитков - сделайся комиссионером; шесть завитков - вор; семь - несчастье; восемь - жри солому; девять завитков и одна петля - тебе не надо работать, у тебя хватит еды до самой смерти».

Китайская народная поговорка

Каждый человек характеризуется индивидуальными психологическими особенностями. Это понятие включает в себя своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, мотивационно- потребностной сфере и способностях. Знания об этом позволяют выявить многие важные особенности личности, подобрать своеобразный стиль обучения и развития, что значительно расширит диапазон возможностей выбора рода деятельности, и будет способствовать наиболее полной реализации человека как личности. В современный век информации человек должен уметь быстро прогнозировать, корректировать и контролировать свои действия и поступки, т. е. постоянно меняться и приспосабливаться к новой волне жизни.

Вся информация о нашем характере, способностях, болезнях буквально нарисована на подушечках пальцев. Пальцевые узоры закладываются ещё в утробе матери 3 – 5-м месяце беременности вместе с тканями нервной системы. Следовательно, пальцевые узоры и тип нервной системы человека взаимосвязаны. Метод дерматоглифики позволяет расшифровать психологический портрет.

Существует удивительная и ещё не до конца изученная общность происхождения кожи и мозга человека из одного и того же эмбрионального листка – эктодермы. Поэтому, посмотрев рисунок у только что родившегося человека, уже можно сказать, будет ли он лидером, насколько будет координирован, какие качества нужно развивать у него с детства, в какой области наиболее полно раскроется его личность. Скольких ошибок могли бы избежать родители, если бы заранее знали о некоторых особенностях психического склада своего ребенка.

Данная проблема актуальна, т. к. многие люди начинают ощущать полнокровность жизни, стремятся реализоваться в ней полностью, овладеть нужной информацией, потому что выбирают законом своей жизни: «Кто никуда не плывет, для того не бывает попутного ветра» (М. Монтень).

Слово «дерматоглифика» образовано из двух слов derma (кожа) и glyphe (гравировать). Дерматоглифика изучает линии и складки на всей поверхности кожи тела человека, однако обычно исследуются кисти, реже - стопы.

Закладка дерматоглифических узоров на ладонях и пальцах рук происходит между 6 –и 19-й неделями внутриутробного развития, а заканчивается их формирование к 5-6-му месяцу. При этом на подушечках пальцев, ладонях и подошвах формирование узоров происходит не одновременно: на подошвах оно начинается на 2-3 недели позднее. С момента закладки и формирования кожный рисунок имеет индивидуальный и неповторимый характер, который сохраняется в течение всей жизни человека.

Устойчивость узора кожи многократно проверена. После термических и химический ожогов на молодой коже неизменно появляется прежний узор. Эта особенность была отмечена еще древними. В Древнем Китае, Японии, Корее, Индии намазанный краской палец прикладывали к важным документам – его отпечаток заменял подписи.

Дерматоглифика – достаточно молодая наука: ее возникновение относят к 1892 г. , когда один из оригинальнейших биологов своего времени – двоюродный брат Чарльза Дарвина сэр Френсис Гальтон выпустил свой теперь уже классический труд о пальцевых отпечатках.

Дата эта, впрочем, в достаточной степени условна. Еще с начала ХVIIв. В трудах весьма авторитетных анатомов встречаются описания дерматологических узоров, а в начале ХIХ в. Знаменитый чешский исследователь Ян Пуркинье создал фундаментальную классификацию пальцевых узоров. Позднее она была в значительной мере использована Гальтоном, а затем и авторами самой на сегодняшний день распространенной классификации – американцами Х. Каммисом и Ч. Мидло.

Как самостоятельная наука дерматоглифика оформилась к концу ХIХ – началу ХХв. Сам термин «дерматоглифика» был принят в 1926 г. на 42-м съезде Американской ассоциации анатомов по предложению Х. Камминса и Ч. Мидло.

А в 1880г. два автора – Г. Фулдс и В. Гершель – опубликовали в авторитетном английском научном журнале «Nature» сообщения о возможностях идентификации личности по пальцевым отпечаткам. Один из авторов даже предложил Скотлонд – Ярду использовать это открытие, но первоначально это предложение было отвергнуто. Как метод регистрации личности (создание банка дерматоглифических данных людей) дерматоглифика была введена в Англии в 1894г. В России дерматоглифические данные стали использоваться с 1907 г.

Наиболее крупный вклад в развитие дерматоглифики внесли наши соотечественники М. И. Вильямовская, И. И. Канаев, М. В. Волоцкая (работы 1930-х гг.) и Т. Д. Гладкова (1960-е гг.)

Кроме криминалистики и судебной медицины дерматоглифику используют также в антропологии. В последние годы дерматоглификой заинтересовались генетики и врачи, т. к. было установлено, что при ряде наследственных заболеваний и нарушениях кариотипа человека наблюдаются изменения в структуре кожного рисунка. Впервые этот метод был применен в генетике в 1939 г. , когда Х. Камминс описал характерные особенности дерматоглифов при синдроме Дауна. Дерматолифический метод используется и в расовой антропологии, т. к. было установлено наличие расовых различий в кожном узоре.

Собственно дерматоглифические признаки

Собственно дерматоглифические признаки, или истинные узоры представлены тремя типами узоров (дуги, петли, завитки).

Тип пальцевого узора Особенности

Дуга (арка)-Arch Самый простой рисунок. Не имеет трирадиусов (трирадиус, или дельта-место или точка на ладонном рисунке, где сходятся три различно направленные папиллярные линии, они образуют рисунок, напоминающий греческую букву «дельта»)

Петля –Loops Узор, имеющий только одну дельту. Полузамкнутый узор, в котором кожные гребешки, начинаясь от одного края, идут к другому, но, не доходя до него, возвращаются обратно, образуя петлю.

*Радиальные петли - Radial loops (R)- относительно необычны. Имеют четко выраженную тенденцию к локализации на указательном пальце для всех популяций и редкую частоту встречаемости на 3-ем и 4-ом пальцах, исключительно редки на мизинцах. Эта петля открывается в радиальную сторону ладони, к большому пальцу.

*Ульнарные петли - Ulnar loops (U) - обычный узор, редко диагностичен.

Эта петля открывается в ульнарную сторону ладони, к мизинцу.

Завиток -Whorls (W) Самый сложный рисунок, имеющий две дельты. Замкнутый узор, в котором папиллярные линии располагаются концентрически вокруг середины узора.

Относительно обычный узор, чаще локализуется на 1-ом и 4-ом пальце.

Темперамент

Понятие о темпераменте

Слово темперамент произошло от латинского “темпераментум” – соотношение, пропорция.

Темперамент представляет собой результат объединения разнообразных биологических компонентов, которые вовлечены в функционирование системы поведения. Это обобщенная, качественно отличающаяся система разнообразных психобиологических свойств индивидуального поведения, потому темперамент проявляется и в психической ориентировке, и в программировании, и в регуляции, и оценке жизнедеятельности человека в виде динамических процессов и состояний. К последним так же относят: интенсивность, скорость, темп, ритм, а также эмоциональную чувствительность и пластичность.

Темперамент принадлежит к первичным формам высшего психического синтеза. Его физиологической основой является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением силы, уравновешенности, подвижности возбудительного и тормозительного процессов. Однако соотношение между типами высшей нервной деятельности и традиционно выделяемыми типами темперамента (сангвиника, холерика, меланхолика, флегматика) далеко неоднозначны.

Темперамент, как психобиологическое свойство личности, проявляется в особенностях освоения предметного мира в стремлении к умственному и физическому труду, социальных контактах, в быстроте перехода от одних видов деятельности к другим или от одних способов мышления к другим, в быстроте монотонно – двигательных актов, в скорости речи, в эмоциональной чувствительности к расхождениям между задуманным и результатами общения и деятельности, и в чувствительности к неудачам и оценки людей.

Темперамент характеризует подвижность личности, но не её убеждения, взгляды, интересы. Он не является показателем большей или меньшей общественной ценности личности, не определяет её конечные возможности. Не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или со способностями личности. Люди самого различного темперамента могут добиться очень высоких достижений в одном и том же виде деятельности. Если взять крупнейших писателей, то А. И. Герцен был типичным сангвиником, И. А. Крылов – флегматиком, А. С. Пушкин – холериком, а Н. В. Гоголь – меланхоликом.

Таким образом, темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.

Физиологические основы темперамента

Древнегреческий врач Гиппократ (V – IV вв. до н. э.) считал, что темпераменты объясняются различным соотношением основных видов жидкости в организме и тем, какая из них преобладает: кровь (по – латински «сангвис»), слизь (по-гречески «флегма»), красно – желтая желчь (по-гречески «холе») или черная желчь (по-гречески «мелайн холе»).

Подлинно научное объяснение темперамента дает учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Он считал, что индивидуальные особенности поведения, динамика психической деятельности зависит от индивидуальных различий в жизнедеятельности нервной системы. Основой этих различий, по его мнению, являются связь и отношение нервных процессов – возбуждения и торможения.

И. П. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения:

1) силу процессов возбуждения и торможения;

2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения;

3) подвижность процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов характеризует работоспособность, выносливость нервной системы и означает способность её переносить либо продолжительное, либо кратковременное, но очень сильное возбуждение и торможение. Противоположное свойство – слабость нервных процессов – характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. У клеток снижена работоспособность, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает повышенной чувствительностью, она реагирует на любые даже самые мелкие раздражители.

Уравновешенность нервных процессов есть соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса уравновешиваются, а у других равновесия не наблюдается: преобладает процесс возбуждения или торможения.

Подвижность нервных процессов – это способность их быстро сменять друг друга, скорость движения нервных процессов, быстрота появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстрота образования новых условных связей.

Комбинации указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, уравновешенности и подвижность нервных процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

И. П. Павлов соотнес выделенные им типы нервной деятельности с психологическими типами темпераментов и обнаружил полное совпадение. Таким образом, темперамент является проявлением типа нервной системы в деятельности, в поведении человека.

В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов по И. П. Павлову выглядит следующим образом:

1. сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой») – сангвинический темперамент;

2. сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный») – флегматический темперамент;

3. сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный») – холерический темперамент;

4. слабый тип («слабый») – меланхолический темперамент.

Тип нервной системы – это природное, врожденное свойство личности, которое практически не поддается корректировке под влиянием условий жизни и деятельности. Тип нервной системы придает своеобразие поведению человека, но не определяет ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев, которые формируются в процессе воспитания обществом. Темперамент может передаваться из поколения в поколение.

Характеристика темперамента

Как было сказано выше, выделяют четыре типа темперамента.

Представители холерического темперамента – порывисты, легко возбудимы. Психические процессы у данного типа протекают быстро, интенсивно. Люди, обладающие этим темпераментом, энергичны, работоспособны, постоянно ищут новые интересы, рутинная работа их утомляет. Неустойчивость психических процессов часто ведет к нервным срывам, что проявляется чрезмерной раздражимостью, вспыльчивостью, эгоцентризмом. Очень склонны к невротическим нарушениям. Положительные стороны холерического темперамента – энергия, активность, страстность, инициативность. А отрицательные стороны – общая несдержанность, грубость и резкость, вспыльчивость, способность к аффектам.

Представитель сангвинического темперамента – живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) человек. Как правило, люди с таким темпераментом веселы и жизнерадостны. Эмоционально не устойчивы, легко поддается чувствам, но они у него обычно не глубоки. У них сильно уравновешенный тип нервной деятельности. Нервные процессы возбуждаются и развиваются достаточно быстро, нарастают до определенного предела и своевременно угасают, как только проблема становится неактуальной. Люди, у которых преобладает этот темперамент, энергичны, общительны, доброжелательны, отзывчивы, гибки в принятии решений, с легкостью одерживают точку зрения окружающих, если она соответствует их устоям и не противоречит морали. Очень выносливы, при сильных и длительных стрессах у них редко развивается невротические состояния. Отрицательные черты данного типа: легкомыслие, разбросанность, неумение и нежелание доводить начатое дело до конца, переоценка себя и своих возможностей.

Представитель флегматического темперамента – медлителен, спокоен, нетороплив. Психологически достаточно сильный инертный тип, чтобы вывести его из равновесия, надо приложить много усилий. Им присущ низкий порог возбудимости. Они уравновешенны, не склонны к агрессии, а также к формированию невротических расстройств. Медленно воспроизводят и усваивают информацию, но достаточно педантично, докапываясь до каждой сути. С трудом принимают чужую точку зрения, но если принимали, то она становится их собственной. Люди, у которых преобладает этот темперамент, не любят перемен в жизни, склонны к порядку. Его главные положительные качества: усидчивость, деловитость, настойчивость. Отрицательные черты данного типа: вялость, инертность, пассивность, лень, иногда может проявляться безразличие, равнодушное отношение к труду.

Представители меланхолический темперамента – склонны к замкнутости, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют неловкость в новой обстановке. Психологически высокоподвижная нервная система, но по типу она очень слаба. Процессы возбуждения очень быстро сменяются процессами торможения, что приводит к общей слабости и истощению. Пессимистичны, очень болезненно переживают всё происходящее. Чаще не берутся выполнять сложные дела, переживая о грядущей неудаче, но если у них сильная воля, то завершат начатое дело, истязая себя психически. Больше всех из типов склонны к формированию психических расстройств и пребыванию в стрессах и депрессиях. Вызывает тревогу тот факт, что стресс может вызывать различные физические заболевания. Но впечатлительность, тонкая чувствительность и острая восприимчивость окружающего мира позволяют ему добиться больших успехов в искусстве – музыке, рисовании, поэзии. Люди, у которых преобладает этот темперамент, отличаются мягкостью тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью.

Характер

Понятие о характере

Характер представляет собой устойчивое сочетание психических свойств человека, в которых выражается его отношение к окружающему миру, способы поведения и реагирования. Характер – это индивидуального и типического, потому что симптомокомплексе свойств характера имеются особенные подструктуры с их неповторимыми взаимоотношениями. Вероятно, главными в симптомокомплексе характера являются волевые черты, которые при интеграции их в свойства личности определяют слабость или силу характера. Важно отметить что, все свойства характера взаимосвязаны, взаимозависимы. В результате закономерных взаимосвязей черт характера, существуют ведущие (определяющие, основные) черты, а также подчиненные. Каждое из структурных единиц характера формируется при жизни в онтогенезе как способ реализации отношений в деятельности и общении.

В структуре характера могут преобладать интеллектуальные, эмоциональные или волевые компоненты.

Физиологической основой характера является динамический стереотип. Его особенности так же как воспитание и сложности отношений с людьми, могут породить акцентуации характера, то есть чрезмерные усиления отдельных черт, которые приводят к дисгармоничному обращению человека с другими людьми, неадекватному отношению к себе, деятельности и так далее. Таким образом, физиологическая основа характера – это сплав черт типа нервной системы и сложных устойчивых систем временных связей.

Черты характера

Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.

Черты характера необходимо рассматривать и оценивать во взаимосвязи друг с другом. Каждая черта характера приобретает свое значение, часто различное, в зависимости от её соотношений с другими чертами. Например, настойчивость имеет положительное значение только в сочетании с высокой идейностью и критичностью, без них она может выродиться в упрямство.

Черты характера принято делить на две группы:

Черты характера, в которых выражена направленность личности (т. е. система отношений к действительности: к обществу, к труду, к людям, к себе и т. д.).

Направленность личности определяет цели и устремления человека, также важно осуществляются ли в жизни эти цели и устремления человека, умеет ли человек преодолевать препятствия на пути к поставленной цели.

К этим чертам характера относятся: коллективизм, эгоизм, чуткость, грубость, честность, общительность, замкнутость, скрытность, трудолюбие, небрежность, лень, инициативность, консерватизм, бережность, самокритичность, чувство собственного достоинства, самоуважение.

Волевые черты характера.

В зависимости от развития у человека волевых черт характера говорят о сильном или слабом характере. Слабоволие дает отрицательную оценку характеру в целом даже при наличии положительной направленности личности. Не имеет ценности постановка высоких, благородных целей, если они не реализуются в жизни. В то время и сильный характер при ложной направленности не будет ценным качеством личности.

К волевым чертам характера относят целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, мужество и смелость, дисциплинированность.

Формирование характера.

Характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образа жизни. Таким образом, характер менее устойчивое состояние чем темперамент. В его формировании более важную роль играют социальные факторы, а не биологические.

Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинается складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Черты коллективизма, настойчивости выдержки, смелости формируются, прежде всего, в игре, особенно в коллективных играх с правилами. Большое влияние оказывает окружающее общество, а так же различный род трудовой деятельности. Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков.

Следует отметить что, деспотичное воспитание вызывает у ребенка стресс, а значит, и развития таких качеств как покорность, несамостоятельность, неуверенность в себе, непредприимчивость, зависимость, жертвенность и другие. Но не стоит и всё дозволять, быть во власти капризов детей, потому что это способствует развитию самоуверенности, повышенной требовательности к себе, эгоистичности, черствости и так далее.

Так же одним из способов воспитания характера является самовоспитание. Его чаще всего используют взрослые люди. Воспитать характер, значит, уметь отвечают за свои поступки и контролировать свои действия.

В воспитании характера особенно важен индивидуальный подход. Индивидуальный подход требует выбора и осуществления воспитательных мероприятий, которые бы соответствовали особенностям личности и его душевному состоянию в данный момент. А раздражительность, нетерпеливость, грубость, пассивность, чрезмерная нескромность педагога (родителя) окажут отрицательное влияние на характер ребенка.

Связь индивидуально – психологических особенностей личности с дерматоглифическими узорами на пальцах

Узоры кожи на кончиках пальцев, образовавшись еще во время внутриутробного развития человека, остаются неизменными всю жизнь. Кожа в эмбриональном развитии тесно связана с нервной системой. И рисунок на кончиках пальцев определяется структурой нервных окончании в них. Поэтому кожные узоры можно использовать при изучении особенностей нервной системы человека. Отсюда уже один шаг и до его поведения, характера.

Узоры на кончиках наших пальцев бывают трех типов. Чаще других встречаются "петли".

Если у вашего ребенка на пальцах большое число петель, не стоит огорчаться из-за того, что этот рисунок, так сказать, банален. Зато характер у таких детей "золотой". Они спокойны, доброжелательны, покладисты, отзывчивы, первыми приходят на помощь. В школе они могут и не "хватать звезд с неба", зато домашние задания выполняют старательно. Они очень ответственны, но особой инициативы проявлять не станут. Как правило, такие ребята легко заводят друзей.

По темпераменту обладатели петель- холерики или приближаются к ним. Обладатели десяти петель при обычной работе очень энергичны, зато в экстремальных ситуациях «гаснут», поскольку у них ограниченный физический потенциал. Больше всего они истощаются на скучной, монотонной работе, которая им неинтересна.

А вот обладатели большого числа завитков производят впечатление людей "себе на уме".

В дружбе они очень разборчивы. Часто не доводят начатое дело до конца, хотя если удается их заинтересовать чем-нибудь, могут произвести своего рода шедевр. Порой удивляют учителя и родителей неожиданной удачной инициативой. За это приходится многое им прощать. Правда, встречаются такие люди редко. Гораздо чаще на руках у человека бывает всего один-два завитковых узора, и он ближе к обладателям петлевых узоров со всеми их достоинствами и недостатками. Бывает и так, что все завитки располагаются только на пальцах одной руки. В таком случае ребенок часто ведет себя, мягко говоря, неуравновешенно. Если завитки расположены на пальцах правой руки, то он хотя и вспыльчив, но отходчив. Если наоборот - будет молчать, надолго затаив обиду. У тех, кто при письме и еде предпочитает левую руку, завиток чаще всего располагается на указательном пальце левой руки, тогда как на правой руке - петля. Если завиток на безымянном пальце левой руки, то это указание па музыкальные способности. Чрезвычайно редко у людей такой узор располагается только на большом пальце левой руки, а на правом - петля. Они очень ранимы и злопамятны. Лучше не давить на такого ребенка, да и ссориться с ним нужно поостеречься. Редко встречается и третий вид узоров - дуги. Если они на указательных пальцах, это еще ничего, а вот если на других, то такие люди весьма своеобразны.

Творчески очень одарены, все схватывают на лету, очень быстро обучаются, хватаются за много дел сразу, но часто их недоделывают, теряют интерес. Большое количество завитков говорит о тонкой, возбудимости психики. С одной стороны – очень высокая нервная организация, с другой – неустойчивость психики, склонность к депрессии.

Обладатель большого числа дуг всегда и везде считает себя "носителем истины".

Это далеко не всегда приятно для окружающих. Переубедить такого ребенка, заставить признать свою ошибку не удастся. Да и не нужно. На ошибках такие ребята не учатся. Впрочем, это искупается тем, что они незлопамятны и откровенны. А если уж улыбаются, так действительно рады. В учебе и делах они прекрасно успевают, их отличает скорость и конкретность. Все лишнее отсекается.

Для людей, имеющих дуги, физический потенциал не главное, у них преобладают психологические, личностные качества. Они, как правило, амбициозны, честолюбивы, ответственны и авторитарны, причём взваливают на себя ответственность за всю группу. Чаще всего это тип руководителя очень упорного, целеустремлённого. Про них можно сказать: «прёт, как танк», и в жизни «дуговиков» очень важен момент преодоления.

Но это только самые общие принципы. Характер человека зависит не только от преобладающего типа узоров, но и от их расположения по отношению друг к другу.

Глава II. Материал и методы исследования

Чтобы выявить взаимосвязь между индивидуально – психологическими особенностями с дерматоглифическими узорами на пальцах, были использованы следующие методы:

1. Тестирование с целью выяснить темперамент, уровень экстраверсии и эмоциональной устойчивости, установить преобладающие характерологические тенденции личности.

1) Подростковый тест – опросник изучения темперамента Г. Айзенка с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстра-, интроверсии и психотизма.

2) Тест «Формула темперамента» .

3) Тест – опросник ДМО, составлен американским психологом Т. Лири.

При помощи дактилоскопии и лупы были рассмотрены и определены дерматоглифические узоры на пальцах рук.

Исследования проведены с мая 2008 г. по январь 2009 г.

В исследовании приняли участие 30 обучающихся 8,9-х классов, из них 8 мальчиков, 22 девочки.

По результатам исследования построены таблицы и диаграммы.

Произведя первичную обработку бланков ответов по методике Айзенка, можно определить вид темперамента испытуемых. Результаты проанализированы, полученные данные сведены в таблицы 1-4 .

Таблица 3

Сводная таблица по результатам теста- опросника изучения темперамента (Айзенк) в 8-9 классах.

признаки Кол. мальч. Кол. дев. Всего %

(8 чел.) (22 чел.) (30 чел.)

Экстраверсия Значительный экстраверт - 4 4 13,3

Умеренный экстраверт 5 11 16 53,3

Интроверсия Значительный интроверт - 1 1 3,3

Умеренный интроверт 3 6 9 30,0

Нейротизм Признаки расшатанности 2 1 3 10,0

нервной системы

Эмоциональная устойчивость 2 8 10 33,3

Эмоциональная 4 13 17 56,7

неустойчивость

Правда-ложь Можно доверять 5 14 19 63,3

Сомнительно 2 4 6 20,0

Недостоверны 1 4 5 16,7

Диаграмма 1. Экстраверсия-интроверсия среди обучающихся 8-9 классов (%).

Диаграмма 2. Экстраверсия-интроверсия среди мальчиков и девочек 8-9 классов.

Данные, занесенные в сводную таблицу 3 по результатам теста- опросника изучения темперамента (Айзенк) в 8-9 классах свидетельствуют о том, что 53,3% обучающихся этих классов- умеренные экстраверты, среди них 16,6% мальчиков и 36,7% девочек.

Характеризуются экстраверты тем, что они общительны и обращены вовне, у них широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Они действуют под влиянием момента, импульсивны, вспыльчивы, беззаботны, оптимистичны, добродушны, веселы. Предпочитают движение и действие, имеют тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонны к рискованным поступкам. На них не всегда можно положиться. У 13,3% опрошенных эти качества выражены в сильной степени.

30% анкетируемых – умеренные интроверты- это спокойные, застенчивые, склонные к самоанализу люди. Сдержаны и отдалены от всех, кроме близких друзей. Планируют и обдумывают свои действия заранее, не доверяют внезапным побуждениям, серьезно относятся к принятию решений, любят во всем порядок. Контролируют свои чувства, их нелегко вывести из себя. Обладают пессимистичностью, высоко ценят нравственные нормы. У 3,3% (1 девочка) эти качества сильно выражены.

В таблицу 3 занесены данные о нейротизме анкетируемых школьников. Нейротизм характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм связан с показателями лабильности нервной системы.

Среди опрошенных 56,7 % характеризуются признаками эмоциональной неустойчивости, большинство из них девочки. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

33,3% обладают эмоциональной устойчивостью - это черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности.

У 10%школьников признаки расшатанности нервной системы, психотизма - говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию.

Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму - состоянию тревоги или реактивной депрессии. Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве «предрасположенности» к соответствующим видам патологии.

Большинство опрошенных отвечали на вопросы искренне-63,3% и лишь 16,7% школьников дали недостоверные ответы.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро - и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстра-, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный). На графике можно увидеть, как соотносятся типы темперамента со шкалами опросника.

Таблица 4

Типы темперамента у обучающихся 8-9 классов по Айзенку.

Кол. мальч. Кол. дев. Всего %

Темперамент по Айзенку (8 чел.) (22 чел.) (30 чел.)

Меланхолик 1 6 7 23,3

Холерик 3 11 14 46,7

Сангвиник 2 3 5 16,7

Флегматик 2 1 3 10,0

Холерик- сангвиник - 1 1 3,3

Диаграмма 6. Типы темперамента у обучающихся 8-9 классов по Айзенку (%).

Диаграмма 7. Типы темперамента у обучающихся 8-9 классов по Айзенку среди мальчиков и девочек.

Результаты исследования показали, что большинство опрошенных (46,7%) имеют холерический тип темперамента,большинство девочки(11 человек). 23,3% школьников меланхолики,10% флегматики,16,7% сангвиники. 1 девочка – холерик-сангвиник.

Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.

Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Он определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик. Для того, чтобы выяснить какой из типов темперамента доминирует над другими был проведен тест «Формула темперамента» по А. Белову. Сводные данные по результатам теста «Формула темперамента» в 8-9 классах занесены в таблицу 6.

Таблица 6

Сводные данные по результатам теста «Формула темперамента» в 8-9 классах.

Темперамент по Белову Кол. мальч. Кол. дев. Всего %

(8 чел.) (22 чел.) (30 чел.)

Меланхолик 1 1 2 6,7

Холерик 1 5 6 20

Сангвиник 2 5 7 23,3

Флегматик 2 6 8 26,7

Сангвиник-флегматик 1 3 4 13,3

Холерик-сангвиник 1 2 3 10,0

Сопоставляя данные, полученные по методикам Айзенка и Белова,можно сделать следующие выводы:

1. По методике Айзенка холерическим темпераментом обладает 46,7 % обследуемых, 16,7% имеют сангвинистический темперамент, 23,3 % меланхолический и 10 % флегматический.

2. При исследовании по методике Белова 20% обследуемых показали холерический темперамент, 23,3% сангвинистический темперамент, 6,7% - меланхолический, 26,7% флегматический темперамент.

3. Расхождение по процентному содержанию темпераментов холерический и сангвистический можно объяснить следующим образом: при исследовании по методике Айзенка по шкале интроверсия-экстраверсия 43,3% обследуемых показали граничные значения от 11 до 14 баллов (т. е. их можно определить как амбивертов), но если рассмотреть суммарное процентное значение холериков и сангвиников по обеим методикам, то разница достигает 16,6 %. Недостоверные данные только у 5 человек. Может, они отвечали в противовес своим представлениям о себе, например, какими они хотят быть, а не какие есть. Следовательно, данные, полученные по методикам Айзенка и Белова, имеют близкие значения, соответственно можно говорить о достоверности полученных данных.

Говоря о темперамете, обычно имеют ввиду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у какого-то человека большой или небольшой темперамент, учитывая его импульсивность, стремительность, с которой появляются у него влечения и т.д. Темперамент (лат. tempeгamentum - надлежащее соотношение частей) - это динамическая характеристика психической деятельности индивида.

Для темперамента показательна сила психических процессов. При этом существенна не только абсолютная сила в тот или иной момент, но и то, насколько она остается постоянной, т.е степень динамической устойчивости. При значительной устойчивости сила реакций в каждом отдельном случае зависит от изменяющихся условий, в которых оказывается человек, и адекватна им: более сильное внешнее раздражение вызывает более сильную реакцию, более слабое раздражение - более слабую реакцию. У индивидов, с большей неустойчивостью - наоборот.

Психическая деятельность одной и той же силы может отличаться различной степенью напряженности, в зависимости от соотношения между силой данного процесса и динамическими возможностями данной личности. Психические процессы определенной интенсивности могут совершаться легко, без всякого напряжения у одного человека в один момент и с большим напряжением у другого человека или у того же человека в данный момент. Эти различия в напряжении скажутся о характере то ровного и плавного, то толчкообразного протекания деятельности.

Существенным выражением темперамента является и скорость протекания психических процессов. От скорости или быстроты протекания нужно еще отличать и темп психических процессов (количество актов за определенный промежуток времени, зависящее не только от скорости, но и от величины интервалов между актами) . для темперамента показательна и свойственная данной личности амплитуда колебаний от наиболее замедленных к наиболее ускоренным темпам. Эти особенности темперамента сказываются во всей деятельности личности, в протекании всех психических процессах.

Темперамент человека проявляется прежле всего в его впечатлительности, характеризующейся силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека. У одних воздействие - сильное или слабое, - которое оказывает на них впечатление, распространяется с большой, у других с очень малой скоростью в более глубокие слои психики. Наконец, у разных людей в зависимости от особенностей их темперамента бывает различна и устойчивость впечатления: у одних впечатление - даже сильное - оказывается очень нестойким, другие длительно не могут от него освободиться. Впечатлительность - это всегда индивидуально оазличная у людей различного типа аффективная чувствительность. Она существенно связана с эмоциональной сферой и выражается в силе, быстроте и устойчивости эмоциональной реакции на впечатления. С древности принято различать 4 типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический.

Холерика можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Ему свойственны повышенная возбудимость, сильная эмоциональность, иногда раздражительность, аффективность.

Флегматика можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Характерно то, что новые формы поведения у него вырабатываются медленно, но долго сохраняются, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, ему свойственны ровность, спокойствие, выдержка, иногда вялость, безучастность к окружающим, лень.

Меланхолика можно охарактеризовать как легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Он тормозится, ему трудно долго сосредотачиваться на чем-то одном, сильные воздействия приводят к ступору, иногда ему свойственны замкнутость, боязливость, тревожность.
Сангвиника можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Он быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, его чувства легко возникают и сменяются новыми, свойственны богатая мимика, подвижность, выразительность, иногда поверхностность, непостоянство.

Физиологическую основу темперамента составляет нейродинамика мозга, т.е нейродинамическое соотношение коры и подкорки. Нейродинамика мозга находится во внутреннем взаимодействии с системой гуморальных, эндокринных факторов.

Для темперамента существенное значение имеет возбудимость подкорковых центров, с которыми связаны особенности моторики, статики и вегетатики. Тонус подкорковых центров оказывает влияние и на тонус коры, ее готовность к действию. В силу той роли, которую они играют в нейродинамике мозга, подкорковые центры влияют на темперамент. Подкорка и кора неразрывно связаны друг с другом. Нельзя поэтому отрывать одну от другой. Решающее значение имеет в конечном счете не динамика подкорки сама по себе, а динамическое соотношение подкорки и коры., как это подчеркивает Павлов в своем учении о типах нервной системы.

В основу таких типов Павлов положил 3 критерия: силу, уравновешенность и лабильность.
Исходя из этих основных признаков, он в результате своих исследований методов условных рефлексов пришел к определению четырех основных типов нервной системы.

  1. Сильный, уравновешенный и подвижный - живой тип.
  2. Сильный, уравновешенный и инертный - спокойный, медлительный тип.
  3. Сильный, неуравновешанный с преобладанием с преобладанием возбуждения над торможением - возбудимый, безудержный тип.
  4. Слабый тип.

Учение Павлова о типах деятельности имеет существенное значение для понимания физиологической основы темперамента. Правильное его использование предполагает учет того, что тип нервной системы является строго физиологическим понятием, а темперамент - это понятие психофизиологическое и выражается оно не только в моторике, в характере реакций, их силе, скорости и т.д., но также и в впечатлительности, в эмоциональной возбудимости и т.д.

Итак, темперамент - динамическая характеристика личности во всех ее действенных проявлениях и чувственная основа характера. Преобразуясь в процессе формирования характера, свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которого неразрывно связано с направленностью личности.

Физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности (И.П. Павлов). Тип высшей нервной деятельности – своеобразное сочетание основных свойств нервных процессов: их силы, уравновешенности и подвижности.

Сила нервных процессов – показатель работоспособности, выносливости нервных клеток по отношению к сильным и длительным раздражителям.

Уравновешенность – соотношение процессов возбуждения и торможения. Нервная система уравновешена, если процесс возбуждения по силе равен процессу торможения; и неуравновешена, если один процесс сильнее, чем другой.

Подвижность – скорость смены процессов возбуждения и торможения.

И.П. Павлов выделили четыре типа высшей нервной деятельности, которые характеризуются определенным сочетанием свойств нервных процессов: 1) сильный, уравновешенный, подвижный ; 2) сильный, неуравновешенный; 3) сильный, уравновешенный, инертный ; 4) слабый . Эти типы высшей нервной деятельности лежат в основе четырех типов темперамента – сангвинического, холерического, флегматического и меланхолического. Психологическая характеристика темперамента в целом связана не с каким-либо одним свойством нервной системы, а с их сочетанием, т.е. типом нервной системы.

В психологической характеристике темперамента выделяют следующие свойства: 1) сенситивность – повышенное реагирование на эмоциональные раздражители; сенситивные люди высокочувствительны, у них возникают ощущения при незначительной силе раздражителя; 2) реактивность определяется силой эмоционального ответа; реактивный человек – впечатлительный, эмоционально реагирующий на внешние и внутренние воздействия; 3) активность проявляется в энергичности, с какой человек воздействует на мир (упорство в преодолении препятствий, настойчивость, сосредоточенное внимание); 4) соотношение реактивности и активности свидетельствует о том, насколько поведение и деятельность человека зависят от случайных обстоятельств (настроения, эмоциональных реакций) и насколько зависят от поставленных перед собой целей и задач; 5) темп реакции характеризует быстроту протекания психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых), речи, двигательных реакций; 6) пластичность характеризуется легкостью, гибкостью приспосабливания человека к изменяющимся условиям среды; ригидность – инертностью, стереотипностью поведения, неспособностью быстро приспосабливаться к изменениям; 7) экстраверсия выражается в обращении человека преимущественно во внешний мир образов, мыслей, чувств; интроверсия – во внутренний мир; от этой преимущественной направленности зависят особенности реагирования и деятельности людей, их общения (контактность или замкнутость). Все названные свойства в сложном взаимодействии проявляются в каждом типе темперамента.



Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента.

Сангвиник (от лат. sanguis – кровь) – тип темперамента, характеризующийся высокой активностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, богатством мимики, быстрым темпом речи. Человек с этим типом общителен, стремится к смене впечатлений. Он легко и быстро переживает свои неудачи, у него сильные, уравновешенные и подвижные нервные процессы.

Флегматик – тип темперамента, определяющийся невысоким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики, устойчивостью интересов и стремлений. Человек с этим типом трудно переключается с одного вида деятельности на другой и трудно приспосабливается к новой обстановке.

Холерик – тип темперамента, проявляющийся в высоком уровне психической активности, энергичности действий, резкости, стремительности движений, их быстром темпе, порывистости; в резкой смене настроения, неуравновешенности, истощаемости. Человек с этим типом вспыльчив, нетерпелив.

Меланхолик (от гр. melas – черный + chole – желчь) – тип темперамента, отличающийся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. Для человека с этим типом характерны высокая эмоциональная чувствительность, глубина и устойчивость эмоций, у него преобладают отрицательные эмоции, он часто раним, замкнут, отчужден.

Тип темперамента в целом зависит от наследственности. Отдельные свойства темперамента в определенных пределах могут изменяться в зависимости от условий жизни и воспитания. Изменения могут происходить под влиянием перенесенных заболеваний, глубоких переживаний, условий деятельности.

Основные свойства конкретного темперамента проявляются у человека постепенно, с возрастом. Этот процесс называется созреванием темперамента.

Темперамент, являя собой индивидные свойства личнос­ти, оказывает существенное влияние на формирование харак­тера и поведения человека. Темперамент является динами­ческой стороной характера, его физиологической основой.

8.3. Свойства темперамента как регулятор стиля деятельности .

Хотя темперамент в ярко выраженном виде встречается достаточно редко, тем не менее, руководителю полезно учитывать особенности темпераментов своих подчиненных. Темперамент – способ реализации деятельности, а не содержание поведения.

По критерию подвижность-инертность существуют отличия в характере работы: инертные более успешно выполняют монотонную, однообразную работу, для них важен процесс подготовки к началу работы, «втягивание» в нее, они неохотно прерываются, у них больше развита ориентировочно-познавательная деятельность. Для людей с подвижным типом нервной деятельности необходима работа разнообразная, позволяющая переключаться с одной деятельности на другую, они быстро включаются в работу и легко могут ее прервать.

По критерию сила-слабость также обнаружены существенные отличия.

Для сильного типа характерны малая подверженность утомлению, способность работать в группе, постепенное втягивание в работу; исправления и добавления вносятся по ходу работы, могут помнить одновременно о многих задачах. В ситуациях напряжения отмечается расширение объема умственных действий, могут быть достаточно эффективны.

Для слабого типа характерна большая подверженность утомлению, потребность в тишине, лучше работают в одиночестве, планируют работу, исправления и добавления вносятся на этапе проверки, новую работу начинают после окончания предыдущей. В ситуациях нервного напряжения общая продолжительность деятельности может увеличиться, объем умственной деятельности несколько снижается.

Правильная организация работы с учетом особенностей темперамента поможет сделать ее более эффективной.


Глава 9. ХАРАКТЕР.

Физиологические основы темперамента

Люди издавна пытались найти органическую основу темпера­мента. Известны три основные системы объяснений его сущности, где первые две имеют в настоящее время лишь исторический интерес и основаны на биологических представлениях о темпераменте. Рассмотрим вначале, как менялись представления о биологических основах темперамента .

Идея и учение о темпераменте в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, флегмы (от греч. phlegma - слизь) и желчи. Считалось, что каждая жидкость имеет особое свойство и особое назначение. Свойство крови – теплота, а её назначение – согревать организм. Свойство флегмы – холод и она служит для охлаждения организма. Свойство желтой желчи – сухость. Назначение – поддерживать сухость в организме, «подсушивать» его. Свой

ство черной желчи – сырость. Она дает возможность поддерживать сырость, влагу в организме. Исходя из этой теории, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален разработал первую типологию темпераментов, которую изложил в известном трактате «De temperamentum» (от лат. temperamentum – соразмерность, правильная мера). Эта первая классификация темпераментов получила название гуморальная.

Гуморальная теория связывала состояния организма с соотношением в нем различных жидкостей, в связи, с чем выде­лялись четыре типа темперамента. Считалось, что если преоблада­ет кровь (лат. «сангвис»), то темперамент будет сангвинистическим, если желчь («холе») - холерическим, если слизь («флегма») - флегматичным, а черная желчь («мелана холе») определяет ме­ланхолический темперамент. Несмотря на то, что эта терминология и описание различ­ных типов темперамента возникли в V в. до н.э. (Гален, Гиппок­рат) они сохранились до нашего времени. При всей наивности объяс­нения феномена темперамента, верно была подмечена такая его особенность, как сочетание в психике человека всех типов темпе­рамента при преобладании одного из них.

Гуморальная (жидкостная) теория темпе­рамента отразила некоторые элементы ис­тинного знания и стала своего рода прооб­разом, моделью современных, более разви­тых представлений о природных предпо­сылках индивидуальных различий. Древ­ние греки не знали и не могли знать всего богатства природных характеристик чело­века: строения его мозга, свойств нервной системы и т. д. Однако, исходя из представ­лений о целостности и единстве организма, они гениально предвидели возможную связь между свойствами организма и свой­ствами психики.

Вторая – конституциональная система, которая возникла в ХХ столетии (Э. Кречмер, У. Шелдон) . Её сущность заключалась в объяснении темперамента на основе связывания темперамента с телосложением человека. Глав­ная идея этой теории: структура тела определяет темперамент, который является его функцией.

Э. Кречмер выделял четыре конституциональных типа: лептосоматик, атлетик, пикник и диспластик.

Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, вы­соким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, ноги длин­ные и худые.

Атлетик - человек с развитой мускулатурой, крепким тело­сложением, характерен высокий или средний рост, широкие пле­чи, узкие бедра.

Пикник - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплыв­шимся туловищем с большим животом и круглой головой на ко­роткой шее.

Диспластики - люди с бесформенным, неправильным строе­нием тела. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, не­пропорциональное телосложение).

С первыми тремя типами строения тела Э. Кречмер соотнес три выделенных им типа темперамента, которым он дал следующие наименования: шизотимик, иксотимик и циклотимик.

Шизотимик, имеющий лептосоматическое (астеническое) телосложение, замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к новой обстановке.

В отличие от него, иксотимик, обладающий ат­летическим телосложением, проявляет себя как спокойный, ма­ловпечатлительный человек со сдержанными мимикой и жеста­ми, с невысокой гибкостью мышления. Он часто характеризуется мелочностью.

У циклотимика, который обладает пикническим те­лосложением, эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.

Американский исследователь У. Шелдон также предложил вывести из типа телосложения определенный тип темперамента. Телосложение оценивалось им по раз­витию трех основных тканей человека: экто–, мезо– и эндоморфии. Согласно У. Шелдону, эктоморфы – . люди, у которых преобладают эктоморфные ткани (кожа, волосы, нервная система), характе­ризуются церебротоническим темперамен­том, а именно: тягой к эстетическим на­слаждениям и холодностью в общении с людьми. Эндоморфы – люди с хорошо разви­тыми внутренними органами, они отличаются живым, общительным темпераментом. Ли­цам с хорошо развитой костной и мышеч­ной тканями (мезоморфам ) свойственна тяга к соревновательности, агрессивности.

Едва возникнув, конституциональные концепции стали объек­том острой научной критики. Основной недостаток этого подхода состоит в том, что в нем недооценивается, а иногда просто игно­рируется роль среды и социальных условий в формировании психических свойств индивида.

Третий подход к объяснению сущности темперамента связывает типы темперамента с деятельностью центральной нервной си­стемы .

Решающий сдвиг в понимании основы темперамента произошел в начале 30-х гг. ХХ в., благодаря рабо­там И.П.Павлова (И.П.Павлов, 1951). Он впер­вые высказал мысль о том, что в основе темперамента лежат не свойства жидко­стей или телесных тканей, а особенности функционирования нервной системы.

В учении И.П.Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяются три основных свойства нервной системы - сила, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов. Силу возбуждения и силу торможения ученый считал двумя независимыми свойствами нервной системы. И.П.Павлов однозначно связывал свой­ства нервной системы - комбинацию силы, уравновешенности и подвижности - с тем или иным типом темперамента.

Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций.



Говоря об уравновешенности нервных процессов , И.П.Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов определяет, является ли дан­ный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.

Третье свойство нервной системы - подвижность возбудительного и тормозного процессов - проявляется в быстроте перехода одного процесса в другой. Подвижность нервных процессов про­является в способности к изменению поведения в соответствии с меняющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к друго­му, от пассивного состояния к активному, и наоборот. Противопо­ложностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.

Выделенные И.П.Павловым свойства нервных процессов образуют различные комбинации, которые и определяют тип не­рвной системы. Четыре основных типичных их сочетания представлены в виде четырех типов высшей нервной деятельности:

o сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник );

o сильный, уравновешенный, инертный (флегматик );

o сильный, неуравнове­шенный (холерик );

o слабый (меланхолик ).

Данные типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характерис­тикам соответствуют четырем классическим типам темперамента.

В 50-е гг. в СССР проводились лабораторные исследова­ния темперамента под руководством сначала Б.М.Теплова, за­тем В.Д.Небылицина и впоследствии В.М.Русалова, в результате которых типология И.П.Пав­лова была дополнена новыми элементами . На основе многочисленных приемов исследования свойств нервной системы человека, были экспериментально выделены и описаны еще два свойства нервных процессов: лабильность и динамичность.

Лабильность нервной системы проявляется в скорости возникновения и пре­кращения нервных процессов. Сущность динамичности нервных процессов составляют легкость и быстрота образования положи­тельных (динамичность раздражения - возбуждения) и тормоз­ных (динамичность торможения) условных рефлексов.

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров - активности и чувствительности - включает уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М.Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

Таким образом, темперамент - это психобиологическая категория, состоящая в том, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора, представляют собой «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств».

В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности - предметной деятельностью и общением - каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному.

Еще на одно обстоятельство, характеризующее связь темперамента со свойствами нервной системы, следует обратить внимание. Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают.

Рассмотрим эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. В число соответствующих свойств можно включить активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость.

Активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления характеризуется, соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте или его аспекте. Темп проявляется в том, насколько быстро работают соответствующие психические процессы. Например, один человек запоминает, припоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи быстрее, чем другой.

Продуктивность всех перечисленных познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение определенного отрезка времени. Продуктивность выше там, где за одно и то же время удается больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью. Человек, обладающий высокопродуктивными (в указанном смысле слова) познавательными процессами, вовсе не обязательно имеет повышенную работоспособность, т. е. умение в течение длительного времени поддерживать заданный темп работы.

Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Например, одним людям требуется больше, чем другим, времени для того, чтобы включиться в умственную работу или переключиться с размышления над одной темой на другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие. Здесь также следует иметь в виду, что указанные различия не определяют способности людей.

Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных с ней движений. Они у активного человека инстинктивно более широки, чем у менее активного. Например, повышенная темпераментная активность в спорте порождает у спортсмена более широкие и сильные движения, включенные в различные упражнения, чем у того, у кого это свойство темперамента выражено слабо. Более активный человек имеет более размашистый почерк, буквы у него более высоки, а расстояние между ними более значительно, чем у менее активного индивида. Человеку с повышенной активностью труднее дается выполнение слабых, тонких, небольших по амплитуде движений, в то время как человеку с пониженной активностью труднее бывает выполнять сильные и размашистые движения.

Темп работы в предметной деятельности определяется числом операций, действий, движений, выполняемых за единицу времени. Один человек предпочитает работать в быстром, другой - в медленном темпе.

От активности и темпа работы зависит продуктивность действий связанных с движениями, если никаких дополнительных требований, кроме частоты и интенсивности, к соответствующим действиям не предъявляется.

В общении людей обсуждаемые свойства темперамента проявляются аналогичным образом, только в данном случае они касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком. У индивида с повышенной активностью речь, мимика, жесты, пантомимика более ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом. Темп их речи, равно как и темп эмоционально экспрессивных движений, довольно высок.

Значительно различается стиль общения у сильно и слабо возбудимых людей. Первые реагируют быстрее, легче входят в контакт, лучше адаптируются в общении, чем вторые. Тормозимые индивиды легче прекращают общение, менее словоохотливы, чем те, чьи тормозные реакции замедленные. Эти последние нередко отличаются тем, что много говорят, не отпускают собеседника и создают впечатление надоедливости.

Они с трудом переключаются в общении с одной темы на другую, с одного человека на другого. «Продуктивность» их общения, т. е. способность сообщить и воспринять инфор­мацию за единицу времени, также больше, чем у людей противоположного типа - малоактивных и обладающих невысоким темпом.

В зарубежных странах для большинства психологов характерна эмпирическая направленность исследований темперамента, что нашло свое выражение в так называемом «факторном» подходе к пониманию структуры темперамента. Наиболее известны в этом отношении исследования Г. и М.Айзенков. Характерной их особенностью является опо­ра на огромный (более чем тридцати­летний экспериментальный материал), подтвердивший существование таких фундаментальных черт темперамента (личности - по терминологии Айзенков), как экстраверсия - интроверсия, нейротицизм (эмоциональная устойчивость – эмо­циональная неустойчивость) и психотизм. По мнению Айзенков, именно эти три фундаментальных измерения темпера­мента являются универсальными, прису­щими всем представителям Homo sapiens и которые могут быть положены в основу типологии темперамента (Г. Ю. Айзенк, 1993).

Таким образом, в истории развития учения о темпераменте четко вы­деляются два аспекта: первый связан с трансформацией представлений о биоло­гических основах темперамента, второй - с изменением понимания самих психоло­гических составляющих темперамента .

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!