Материал (11 класс) на тему: Бал литературных героев. Сценарий воспитательного мероприятия в стране литературных героев

«Литературный бал»

Цель: показать историю возникновения Бала, используя лучшие произведения русской классической литературы и музыки.

Задачи:

показать красоту и многообразие танцев исполняемых на балах и долговечность вальса, описанного в русской классической литературе;

привлечь учащихся старших классов к чтению произведений русской классической литературы;

приобщить учащихся к прекрасному через знакомство с лучшими классическими произведениями русской музыкальной культуры;

повысить мотивацию самосовершенствования, как в эстетическом, так и интеллектуальном плане.

Приезжающие гости должны были засвидетельствовать своё почтение, в виде приветствия, прежде всего перед хозяевами.

(В темноте на сцене со свечами в руках.)

Нужен осветитель.

Ведущий: Я свечи зажигаю и молчу.

И смотрит мне в глаза волшебник-вечер,

Рукою тьмы притронувшись к плечу.

Впервые бала зажигаю свечи.

ведущая: От танца к танцу по невидимой дороге,

От кринолинов и корсетов до шелков,

Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху,

Где танцы появлялись вновь и вновь.

Ведущий: Что же гостям ждать нашим здесь от бала?

Сейчас расскажем не тая,

Чтоб наша честь не пострадала,

Представить рады вам, друзья,

Ведущая : Бал в стиле века золотого,

Чтоб в каждом воспарили вновь,

К Отчизне, к Родине любовь!

(в зале зажигается яркий свет)

Добрый вечер, дамы и господа, леди и джентльмены, судари и сударыни!

Ведущий. По светским условиям бала представляю Вам почетных гостей.

Ведущая. На балу присутствуют: графиня (перечисляют официальных гостей).

Ведущая: Участники бала: (участники проходят по сцене)

Чета Гринёвых, Петр Андреевич и Марья Ивановна

Князь Печорин и Бэла

Евгений Онегин и Татьяна Ларина

А.С. Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова

Графиня Наташа Ростова, Графиня Ростова и князь Андрей Болконский, граф Пьер Безухов

Марья Гавриловна и полковник Бурмин

Участники бала расположились на сцене и ведут беседу:

Печорин: (обращаясь к Гриневу): вы давно в столице, Петр Андреевич?

Гринев:-нет-с, только пожаловали, императорский двор пригласил-с на бал.

Печорин: -Ах, эти балы! (Печорин, поморщившись)

Бэла: -а что это-бал?

Печорин: А это, душа моя, танцевальные празднества, введенные еще государём Петром Великим в 1717 году, после полуторалетнего пребывания за границей.(зевает)

Ведущая: Традицию собирать всех дворян, чиновных особ, служителей с жёнами и детьми для разговоров, танцев галантных, упражнений и музыки ввёл император Пётр Алексеевич.
Ведущий: И название им велено было дать ассамблеи. А позже они стали именоваться балами. Слово «бал» старофранцузское, раньше означало «танцевать, прыгать».

Ведущая : на балах было принято не только танцевать и общаться, но и устраивать благотворительные базары, лотереи, исполнение романсов, музицирование.
Евгений Онегин: известно также, что хозяин дома, где проводился бал, должен иметь, на чем гостей посадить, чем их потчевать и чем осветить комнаты. А вообще-то, как сказал поэт,

Бал - настоящая находка

Для юных франтов и для дам;

Его с восторгом ждет красотка,

Он праздник пасмурным отцам.

Чтоб дочка куколкой оделась,

Хлопочет опытная мать,

А чтоб она не засиделась,

Везет ее потанцевать.

Так давайте же танцевать!- радостно захлопала в ладоши Бела.

(звучит полонез, все гости танцуют., можно пригласить гостей из зала)

Ведущий: Ни один танец, не требует такой строгости осанки, горделивости и собранности, как полонез. Во время шествия под торжественно-фанфарную музыку гости показывают себя, свой наряд, светскость манер и благородство.

Ведущая: Благодарим вас, господа, за этот величественный и изящный танец.
Как прекрасно вы смотрелись в торжественном шествии! А почему этот танец называется польским?
Ведущий : Потому что "полонез” родился в Польше. На Руси его называли "польский танец” или "ходячий разговор”.
Ведущая : "Ходячий разговор”… Значит, во время танца принято было беседовать?
Ведущий : Да, главная тема полонеза - восхищение прекрасной дамой. И продолжался этот танец около получаса.

Ведущая: Прекрасный танец, сколько же комплиментов и вообще хороших слов дама слышала в свой адрес за эти полчаса. Очень жаль, что ушли те времена.

Ведущий :Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.

Ведущая . Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.

Ведущая . Теперь зима, и те же ели,
Покрыты сумраком стоят,
А за окном шумят метели,
И звуки вальса вновь звучат!(легкая мелодия вальса фоном, в зале темно,освещена только Наташа Ростова пятном.)

(на сцене проекция дворца, парадных лестниц)

Пред входом на сцену: Наташа Ростова (взволнованно, под музыку): Осталось совсем немного…Я чувствую, как наш экипаж замедляет ход, и камердинер распахивает дверь. О боже, какая впереди длинная лестница! Неужели у меня хватит сил подняться по ней и войти внутрь этого солидного дома? Боже, я так волнуюсь… Ведь это мой первый выход в свет…А потом меня ждут захватывающие танцы. Я так этого жду!

Вперед выходят Пьер Безухов и Андрей Болконский.

Безухов : Князь! Болконский! (Болконский поворачивается к нему)

Болконский : Граф Безухов! Мое почтение!

Безухов: Князь, Вы всегда танцуете. Тут есть моя протеже - Ростова молодая. Пригласите ее!

Болконский : Где ? (крутит головой)

Пьер кивает головой в сторону Наташи.

Болконский раскланивается с Безуховым и подходит к группе дам.

Болконский: Мое почтение, графиня Ростова (целует ей ручку)

Графиня : Князь, позвольте Вас познакомить с моей дочерью - Наташей

Болконский: Я имею удовольствие быть знакомым, если графиня помнит

меня (кланяется, берет ее за руку) Прошу Вас на тур вальса.

(вальсирующие танцуют)

Ведущий : мон ами, Очень рад видеть вас всех сегодня на светском балу 19 века.

-Печорин : А ты знаешь, душа моя(обращаясь к Бэле) , что начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах.

Болконский: Да, и промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт!

Марья Ивановна:- я на балах совсем недавно, но вот услышала, что полька - это вовсе не польский танец, как кажется по его названию, а чешский, а его название происходит от слова "половина", потому что основной шаг в польке - половинный!

Ведущая: Популярность польки была необычайна: откладывались даже свадьбы, чтоб научиться танцевать польку!

Ведущий: Итак, Полька, господа! Кавалеры приглашают дам!
(Танцуют польку.)

Бела: -Ох, закружили! Как вам не совестно было- ведь я у вас на балу в первый раз, у нас на Кавказе таких развлечений нет, я чуть не сбилась с ритма!- Бела, оборачиваясь к Печорину.

Печорин : - Ну порадую тебя, моя пери, исполню твой любимый романс.- Печорин.

Бела все глаза устремляет на Него.

Он исполняет романс из на стихи Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»(под гитару)

Ведущая : позже на балах стали проводиться различные игры, фокусы. Дамы и господа, сейчас каждый из вас получит записку с пожеланиями. Оно обязательно сбудется, стоит только в него поверить.
Вносятся подносы с записками. Каждый гость в зале берет записку.
ПОЖЕЛАНИЯ НА ПОДНОСЕ.

Ведущий и ведущая, также дамы (Марья Ивановна, Наташа Ростова, графиня Ростова) разносят пожелания..
Тексты пожеланий:
. «Найди счастье в дне сегодняшнем!»
. «Знай, рассеются облака, покажется вершина!»
. «Помни, как бы медленно ты не двигался, главное - не останавливаться!»
. «Зная меру, будешь иметь всего вдоволь!»
. Сегодня для вас самый лучший день! Как и все остальные!
. «То, что вас ждет, будет прекрасно!»
. «Счастье не за горами, двигайтесь в том же направлении!»
. «Ваше будущее прекрасно, все в розовом цвете
. «Счастья придет к вам, оцените по достоинству радости жизни!»

« Выбрав дорогу, не сворачивай!»

«Загляни к себе в душу, спроси своё сердце!»

«Верь в себя, ведь для того, кто верит, нет ничего невозможного!»

« Не забывай о себе!»

« Помни, пущенная стрела не возвращается!»

« Найди счастье в дне сегодняшнем!»

« Знай, рассеются облака, покажется вершина!»

« Зная меру, будешь иметь всего вдоволь!»

« Помни, как бы медленно ты не двигался, главное - не останавливаться!»

« Помни - всё хорошее от человека!»

« Хула на человека нужна, но похвала ему того более необходима и, вероятнее, полезнее хулы»

« Радуйся жизни, она одна!» «Помни: добро порождает добро

Ведущий : Да, славен бал возможностями встречи.

И кто событием большим не назовет

На первый взгляд такой обычный вечер,

Который всем, возможно, принесет

Знакомства, радость, отдых нашим чувствам.

А, главное, даст повод показать

Всю прелесть танцевального искусства.

Ведущий : Оказывается, На балах тоже выяснялись отношения.
Ведущая: а я думала только признания в любви! Хотя нет. А теперь взгляните сюда; вон те двое, будто смущаются друг друга, хотя, кажется, молодой офицер вот-вот упадёт к её ногам и откроет сердце.
Исполняется сцена из повести «Метель».
Бурмин: Я женат уже четвёртый год и не знаю, кто моя жена и где она, И должен ли свидеться с нею когда-нибудь!
Мария Гавриловна: Что вы говорите? Как это странно! Продолжайте; но продолжайте, сделайте милость.

Бурмин: В начале 1812 года, я спешил в Вильну, где находился наш полк. Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою. Берега были занесены; ямщик проехал мимо того места, где выезжали на дорогу, и таким образом очутились мы в незнакомой стороне. Буря не утихала; я увидел огонек и велел ехать туда. Мы приехали в деревню; в деревянной церкви был огонь. Церковь была отворена, за оградой стояло несколько саней; по паперти ходили люди. «Сюда! сюда!» — закричало несколько голосов. Я велел ямщику подъехать. «Помилуй, где ты замешкался? — сказал мне кто-то, — невеста в обмороке; поп не знает, что делать; мы уже готовы были ехать назад. Выходи же скорее». Я молча выпрыгнул из саней и вошел в церковь. «Слава богу, — сказала горничная, — насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили». Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» — «Начинайте, начинайте, батюшка», — отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне недурна... Непонятная, непростительная ветреность... я стал подле нее; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали. «Поцелуйтесь», — сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать... Она вскрикнула: «Ай, не он! не он!» — и упала без памяти. Свидетели устремили на меня испуганные глаза. Я повернулся, вышел из церкви безо всякого препятствия, бросился в кибитку и закричал: «Пошел!»
Начинает звучать музыка Г.Свиридова «Метель».
Сцена продолжается.
Марья Гавриловна: Боже мой! И вы не знаете, что сделалось с бедною вашею женою?
Бурмин: Не знаю, не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал… Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко.

Марья Гавриловна: Боже мой, боже мой! Так это были вы! И вы не узнаете меня?

Бурмин побледнел... и бросился к ее ногам...

Громко музыка.
Ведущая:
Как я рада, что всё так хорошо кончается.
Татьяна Ларина : Ах мон сеньор,(обращается к Евгению Онегину) , пора и отдохнуть. Подайте мне, пожалуйста, вон веер. Я освежиться им желаю.

Входит Евгений Онегин : : в руках маленький лорнет, постоянно наводит на Т.Ларину и говорит:

Ужели?

Ужель она? Но точно…Нет…

Как! Из глуши степных селений…

Ужель та самая Татьяна

Которой я наедине

Давал уроки в тишине?

Та девочка… иль это сон?...

Та девочка, которой я

Пренебрегал в смиренной доле,

Ужли со мной сейчас она

Так равнодушна, так смела?...

(садится возле нее на колено,берет ее руку, целут руку.Татьяна говорит:)

Я вышла замуж,

вы должны, я вас прошу,

меня оставить;

Я знаю, в вашем сердце есть

И гордость, и прямая честь.

Я вас люблю(к чему лукавить),

Но я другому отдана,

Я буду век ему верна.

(Татьяна уходит)

Ведщий : Раньше на балах не принято было прямо говорить о чувствах к друг другу. Эмоции дам выражал определенный предмет - веер. Да и к тому же Кокетку 19 века невозможно представить без веера. Каждая красавица знала правила обращения с веером.
Ведущая : Хотя веер находился в руках у женщины, знать все тонкости

тайного языка должны были мужчины.

Ведущие проводят салонную игру «Тайный язык веера»

Ведущая: КОНКУРС «ЯЗЫК ВЕЕРА» попробуйте угадать, что значат
на языке веера следующие фразы:
— “Да” - приложить веер левой рукой к правой щеке.
— “Я вас люблю” - правой рукой указать закрытым веером на сердце.
— “Мои мысли всегда с вами” - наполовину открыть веер и несколько раз легко провести им по лбу.
- “Я хочу с тобой танцевать“ - открытым веером махнуть несколько раз к себе, т.е. поманить.

— “Будьте осторожны, за нами следят” - открытым веером дотронуться до левого уха.

Марья Ивановна: -мон ами, а есть какой-то единый порядок в танцах? Или на усмотрение хозяев бала?

Петр Гринев:- Да, моя душенька, В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон. Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы. Во второй половине XVIII—XIX веке дворяне на балы ездили с удовольствием.

Ведущий: Ах, как прекрасна юности пора!

И первая любовь и первые потери…

Подбегает к сидящим и рассказывает:

Дама1:: Господа! Слыхали новость! Пушкин женится!

Дама2: Вот это пассаж! После стольких увлечений и амуров!

Дама3 : Но кто же она?

Дама1: Мадемуазель Натали, самая младшая из 3-х сестер Гончаровых.

Дама2: Брак для поэта - это такая проза!

Дама3: Нет, нет, не говорите. Это очень интересный альянс. Натали - первая красавица. Ее сам царь отметил своим вниманием. И Пушкин - первый поэт России. Ах, Пушкин,вы здесь, простите наше любопытство. Расскажите, где вы познакомились с Натальей Николаевной*

ПУШКИН . Моя встреча с Натальей Гончаровой, моей милой, прелестной, нежной Натали, произошла зимним вечером на балу у танцмейстера Иогеля. Я даже не собирался в этот день никуда выезжать, но Вяземский - уговорил…

Лунный свет заливал улицу, сыпал пушистый снег.

А из особняка доносились звуки мазурки. И в больших окнах мелькали силуэты нарядных дам и кавалеров.

Никогда еще с таким грустным чувством я не приезжал на бал. Тайное предчувствие томило меня и волновало душу. Петр что - то говорил мне и показывал на молоденьких барышень, которые впервые появились в светском обществе. И вдруг какая - то сила заставила меня обернуться. Я увидел ее - в прозрачном облаке воланов и кружев, в толпе молодых поклонников, в окружении многочисленной родни и знакомых... Я шагнул навстречу своей судьбе

ПУШКИН. Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете - а душу твою люблю еще более твоего лица...

НАТАЛИ. Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу, с тех пор, как здесь, я только и думаю, как бы удрать в Петербург к тебе... Кроме тебя, в моей жизни мне утешения нет...

Пушкин:

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец .(целует руку)

(танец мазурка)

Ведущий: самое время для мазурки, господа! в мазурке дамы могли вволю пококетничать, кавалеры - показать свою лихость. Кавалер пристукивал шпорами, становился на колени, обводил вокруг себя даму и целовал ей руку. Мазурка всегда была в центре каждого праздника, ее ждали, к ней готовились!...

Все танцуют мазурку.

Ведущая : Как жаль,что такой веселый и зажигательный танец вскоре будет забыт.

Ведущий: : мало, кто знает, что этот танец тоже пришел к нам из Польши.
Ведущая : Есть там область Мазовия, а люди, проживающие в ней, назывались мазурами. И танец получил свое название по наименованию местных жителей: мазуры - мазурка.

Ведущий:. После бала, когда гости расходятся, случается нередко так, что слуги находят множество потерянных вещей, так, например, один из королей долго разыскивал девушку, которая потеряла на балу туфельку. Мы хотели бы узнать, кому принадлежат потерянные вещи.(игра с залом)

Дама1: Это перо принадлежит дворянину, который учился и в России, и в Германии, а большую часть жизни прожил в Париже, танцевал на балу с дочерью Пушкина, хотя очень любил русскую природу и охоту. (Тургенев)

Дама2: Э та литературная героиня жила в деревне, после трагической гибели жениха вышла замуж достаточно быстро, а это её кукла. (Ольга Ларина)

Дама3 . Букетик фиалок… он стал поводом для встречи двух молодых людей, но их любовь была несчастной. («Бедная Лиза»)

Дама1: Это книга Вольтера, её привез из-за границы один молодой дворянин, он три года путешествовал за границей, а потом вернулся в Москву устраивать свои личные дела. (Чацкий)

Дама2: Этот предмет мадмуазель уронила в речку и долго страдала, стараясь его оттуда достать (Мячик Тани. А.Барто).

Дама3:. А это сундучок, его возил за собой один очень известный дворянин, он работал и на строительстве казенных зданий, и на таможне, правда, потом оказалось, что он известный аферист, однако он чуть не женился на губернаторской дочке, но один изрядно подвыпивший помещик, приехав на бал и увидев мошенника, разоблачил его. (Чичиков)

Дама1: . Этот пистолет… наверно, хозяину было не очень приятно вспоминать о нем, ведь он убил из него на дуэли друга… (Онегин)

Дама2: Это толстая тетрадь.. в ней какие-то записки.. По-моему, это записки офицера…Как же его звали? (Печорин)

Ведущая А наш бал продолжается. Кстати, при входе каждый из вас получил свой номер. Думаю, вы догадались, что это для игры в “почту”. Можете пригласить на танец приглянувшуюся особу, ведь на балах знакомились, влюблялись и писали письма друг другу.

Ведущий : Поэты, дамы, фраки. Бал
Сегодня нас сюда собрал.
Горят здесь яркие огни,
И мы с тобою не одни.

Ведущая : Ах, этот бал забыть нельзя!
Вокруг меня - мои друзья,
С рассветом - яркий фейерверк,
Карета подана. Был век…

Ведущий: : Дамы и господа! Мы от души благодарим всех участников

и гостей сегодняшнего бала. Надеемся что вы, окунувшись

в прошлое, ощутили дух того времени. Мы рады были

видеть вас! До новой встречи на литературном балу!

Звучит фоновая музыка, участников приглашают на фруктовый фуршет.

На стуле сидит Гена. У его ног небрежно брошен портфель с учебниками. Рядом с Геной - профессор Архип Архипович.

А.А. : Итак, если я вас правильно понял, вы получили 2 по литературе. Что ж ситуация довольно заурядная… Не расстраивайтесь!
Гена (презрительно) Кто? Я?.. Очень мне надо из-за такой ерунды расстраиваться! Да кому она вообще нужна, вся литература.
А.А: . Вы серьезно так думаете?
Гена. Да все так думают, только сказать бояться. Притворяются "Ах, Фонвизин! Ах, Пушкин!" Просто противно. В космос летаем, а они 100 лет - все одно и то же: "Тятя, Тятя наши сети притащили мертвеца…" В гробу я видал этого мертвеца, в белых тапочках… Вы думаете меня зло берет, что я 2 получил? Еще чего! Мне одно обидно: меня теперь тренер в секцию не пустит, пока не исправлю…
А.А. : А разве это так трудно - исправить 2? Если хотите, я могу вам помочь. Я мог бы вам устроить встречу…
Гена: С каким-нибудь учителем?
А.А.: Да нет, вовсе не с учителем! Я могу устроить встречу с самими литературными героями.
Гена : То есть как? Взаправду?
А. А. : Самым натуральным образом. Я, изволите ли видеть, изобрел аппарат…Вернее сказать, машину…
Гена : (с облегчением) А, вы изобретатель! А я уж подумал, что вы тоже имеете отношение к литературе.
А.А.: (уклончиво) Только косвенное. Позвольте представиться - меня зовут Архип Архипович.
Гена: А меня Гена, очень приятно.
А.А.: Итак, Прямо к делу. С помощью моей машины мы можем в любой момент перенестись в любую из областей страны Литературии.
Гена : (подозрительно) Как вы сказали? Какой страны? Я про такую даже и не слышал.
А.А.: Не мудрено. Там еще не ступала нога человека. Мы будем первыми.
Гена: . Значит, эта страна необитаемая? Да?
А.А.: Ну, нет! Необитаемой её назвать никак нельзя. Я бы даже сказал, что плотность населения этой страны несколько выше, чем в самых населенных странах Европы.
Гена: . А это далеко?
А.А.: Да нет, совсем рядом.

Встают идут по сцене .

Гена : Совсем рядом и еще не ступала нога человека? Вы меня, наверное, разыгрываете! Где же он все же находиться эта ваша страна? Как же мы туда попадем.
А.А.: Я же говорил: с помощью машины, которую я сконструировал. Кстати, мы уже пришли. Сюда… Вот так… Милости прошу. (указывает на машину)
Гена: Вот это да! Это, значит, и есть Ваша машина. А как она включается?
А.А.: Осторожно, аппарат еще не вполне отрегулирован…
Гена: А это что? Похоже на спидометр.
А.А : Совершенно верно. Только стрелка этого спидометра указывает не километры, а виды жанров. Видишь надпись: сказки, фантастика, приключения… Включай старт!

Звучит таинственная музыка, гаснет свет.

Гена: Почему так трясет?
А.А.: Я ведь предупреждал тебя: аппарат еще не вполне отрегулирован.

Свет включается, музыка тихнет

А.А.: Мы с вами с тобой в стране Литературии, перед нами Тридесятое царство.

Идет инсценировка спектакля какой-нибудь сказки Андерсена

Ведущий: Мы увидели сказку …….., скажи-ка, кто ее автор? Я приглашаю на сцену знатоков сказок Андерсена. У меня в руках билеты, в которых перечислены предметы, участвующие в той или иной сказке Андерсена. Нужно определить, о какой сказке идет речь. Пока участники думают над вопросом, я представлю жюри.

Представление жюри

Конкурсанты готовы? Вам слово.
Ведущий. Это правда, что же тут скрывать,
Дети любят, очень любят рисовать,
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне.
Мы предлагаем Вам принять участие в конкурсе на лучший портрет сказочного героя, но не на окнах трамвая, а на ватмановском листе. Мы предлагаем одного - двух художников от команд. Ваша задача - дорисовать персонаж, назвать автора этой сказки.

Участники рисуют на ватманах, где нанесено уже несколько характерных для героев штрихов.

Итак, художники принимаются за работу. А я прошу оставшихся участников праздника узнать по описанию одного из героев русских народных сказок.
ЗАДАНИЕ:
- Предприимчивая немолодая женщина с больной ногой, передвигающаяся с помощью оригинального аппарата. (Баба Яга)
Наш конкурс называется "Помоги Бабе Яге". Бедняга не может взлететь, потому что в ее ступе серьезная поломка.
Необходимо помочь женщине исправить ее машину. Для этого приглашаются по одному человеку от команды.
Каждый конкурсант должен назвать номер под которым находится недостающее в ступе звено. (Ответы ребят). Приглашаем художников со своими рисунками. Просим жюри сообщить результаты конкурса.
(Сообщение жюри).
Ведущий: Наше путешествие продолжается.

Музыкальная заставка.

А.А. прилаживает к своему агрегату какой-то новый кусок. Г. с интересом за ним наблюдает.

Гена: А.А. , Что это вы делаете?
А.А .: Вот пробую приспособить к нашей машине нечто вроде экрана.
Гена: А зачем?
А.А: Чтобы каждый житель страны Литературии в любой момент мог с нами связаться.
Гена: Это вы хорошо придумали! Давайте скорей испытаем этот самый Ваш экран!

Танец "Пасадобль"

Ведущая: Мы на пике Острых сюжетов. Приглашаем от каждой команды по два человека знатоков приключенческой литературы. Предлагаем им решить кроссворд.

Музыкальная заставка.

Гена: Куда это нас с Вами занесло?
А.А.: Есть все основания предполагать, что мы с тобой находимся на необитаемом острове.
Гена : Ура! А как вы это узнали?
А.А.: По некоторым признакам.
Гена: Нет, вы точно скажите, по каким?
А.А.: Ну, так и быть, открою тебе эту маленькую тайну… Оглянись вокруг! Есть тут где-нибудь поблизости хоть одна консервная банка?
Гена: (оглядываясь). Нет ни одной.
А.А.: А теперь взгляни на деревья. Может быть хоть на одном из них ты найдешь хоть какую-нибудь надпись?
Гена : Нет! Никаких надписей тут нет.
А.А: Ну, вот! А если бы этот остров был обитаем, уж наверняка, здесь где-нибудь было бы вырезано перочинным ножом "Витя" или "Коля".
Гена: Верно.
А.А.: В 20 веке настоящий необитаемый остров можно найти только здесь, в стране Литературных героев.
Гена: А где же сами литературные герои?
А.А.: Они находятся в заколдованном замке. (уходит)
Ведущий: Приглашаю на сцену литературных персонажей. В этом конкурсе учитывается актерское мастерство исполнителей.

Представление литературных героев.

Ведущий: На одной из стен заколдованного замка мы заметили зашифрованное послание. На сцену приглашается любители разгадывания ребусов по одному от каждой команды.

Отгадывание ребуса.
Русская народная пословица записана здесь в виде ребуса взята эпиграфом к известному произведению нашей классической литературы. Прочтите ребус, назовите это произведение.

Ведущий: А теперь давайте вместе с А.А. и Геной побываем в области юмора и сатиры. Но прежде прошу по одному человеку от команды подняться на сцену. Вы должны вписать в стихотворение имена известных литературных персонажей.

Конкурс поэтов.

Ведущий: Ребята, предлагаю сыграть в игру "Кричалки". Кто громче и быстрее крикнет пропущенное слово.

Игра с залом. Музыкальная заставка. Выходят Гена и А.А.

Гена: А как можно попасть в страну Литературных героев без помощи машины времени. Ведь ни каждый школьник может встретить такого профессора, как Вы.
А.А.: А очень просто. Для этого необходимо узнать, где расположена ближайшая от вашего дома библиотека, и зайти туда, чтобы совсем просто оказаться в стране Литературных героев. Все вместе мы и отправимся с Вами в Читай-Город.

«В гостях у сказки»

Выходит Сказочница.

Сказочница: Не далек мой путь, не близкий,

Шла я, шла, поклон вам низкий.

Сказки просятся сюда.

Пригласить их, дети?

Сказочница: У сказки чистая душа,

Как ручеек лесной.

Она приходит не спеша

В прохладный час ночной.

Родной народ ее творец,

Народ-хитрец, народ-мудрец,

В нее мечту свою вложил,

Как золото в ларец.

Звучит мелодия «В гостях у сказки».

Парад сказочных героев:

Сказочница: Сейчас начнётся здесь парад!

К нам нынче выйдут целым строем

Те, с кем всегда ты встрече рад.

Твои любимые герои.

Вот шелестят уже страницы

И кто-то тихо к нам стучится……

Красная шапочка

Бабушка меня очень любила

Шапочку мне она подарила.

Я к своей бабушке в гости хожу

Пирожочки в корзинке ей отношу

Влетает на метле Баба-Яга и громко кричит.

Баба-Яга: Берегись! Разойдись!

Везделет, остановись!

Что за сборище у вас

В неурочный летний час?

Я веселье прекращу

Всех гостей я разгоню.

Сказочница: Баба-Яга, зачем ты хочешь праздник прекратить? Наши дети хотят веселиться!

Баба-Яга : А мне-то что? На праздник меня не позвали, я обиделась!

Сказочница: Баба Яга, ну какая без тебя сказка? Только в сказках ты не добрая бываешь.

Баба-яга: А я, когда к вам летела. Под кустом ларец нашла. Хотела себе забрать, да видно придется вам отдать. А ларец открыт. Посмотрим, что у меня здесь. Я буду вам показывать предметы, а вы называть кто хозяин этой вещи.

Сказочные вещи

Золотой ключик - Буратино.

Горошина – принцесса на горошине

Градусник - Айболит

Шапочка красная - Красная шапочка

Яйцо золотое – куроча Ряба

Скорлупа от ореха – Дюймовочка

Цветик- семицветик - Женя

Игла - Кощей Бессмертный

Веретено – Спящая красавица

Кораблик из газеты – Стойкий оловянный солдатик

Туфелька - Золушка

Яблоко – Белоснежка

Монета (копеечка) – Мухе – цокотухе

Лампа - Аладин

Молодцы, ребята!

Красная шапочка

Просим на сцену подняться сказочного героя отряда «Радуга»

Спасибо, ребята.

Баба Яга

Просим на сцену подняться сказочного героя отряда «Супергномики»

Сказочница:

Просим на сцену подняться сказочного героя отряда «Барбарики»

Сказочница: А сказки вы помните? От каждого отряда просим подняться на сцену по одному представителю.

Викторина «Вспомни сказку»

Кто ходит в гости по утрам со своим другом поросёнком? (Медвежонок Винни Пух)

Средства передвижения Бабы Яги? (Ступа и помело)

Сколько было гномов в сказке про Белоснежку? (7)

Какое лекарство предпочитал Карлсон? (Варенье)

Как звали поросят из сказки «Три поросенка»? (Ниф-ниф, Нуф-нуф, Наф-наф)

Какой породы был пес Артемон в сказке «Золотой ключик»? (Пудель)

Как называется город, в котором жил Незнайка? (Цветочный)

Как звали волшебника Изумрудного города? (Гудвин)

В какой сказке король хотел женить своего сына на настоящей принцессе? («Принцесса на горошине»)

Баба Яга: Просим на сцену подняться сказочного героя отряда «Тусовка»

Сказочница: Просим на сцену подняться сказочного героя отряда «Смурфики»

Красная Шапочка: Давайте лучше конкурс проведем. Проверим, есть ли среди присутствующих красавиц настоящие принцессы.

Конкурс «Принцесса на горошине»

В конкурсе участвуют по 1 девочке от отряда. На сцене стоит три стула. На всех стульях лежат маленькие подушечки. И только под одной подушкой находится горошина. Девочки по очереди присаживаются на стульчики. И останавливаются возле тех стульев, на которых, по их мнению, лежит горошина. Настоящими принцессами считаются те, которые правильно определили нахождения горошины.

Баба Яга: Просим на сцену подняться сказочного героя отряда «Фиксики»

Сказочница: Просим на сцену подняться сказочного героя отряда «Шалунишки»

Красная Шапочка: Просим на сцену подняться сказочного героя отряда «Смайлики»

Сказочница: В Сказках очень много девиц - красавиц давайте вспомним их:

Викторина «Сказочные красавицы»

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит. (Царевна-лебедь)

Она на мачеху стирала,

Горох и гречку перебирала

И по ночам, при тонкой свечке.

Спала у теплой грязной печки. (Золушка)

Работаеть умеет красиво и ловко,

В деле любом проявляет сноровку.

Умеет печь хлеба и ткать,

Шить рубашки, ковры вышивать

Белою лебедью по озеру плыть.

Кто она? (Василиса Премудрая)

Была она жабой на болоте

Стрелу поймала и тот час

Иван дурак её там спас. (Царевна-лягушка)

Она была артисткой театра,

Хотя в коробе жила

Но от злого Карабаса

Убежала навсегда (Мальвина)

Красна девица грустна

Ей не нравится весна

Ей на солнце тяжко

Слёзы льёт бедняжка (Снегурочка)

Девочка красивая по лесу идёт

Но не знает девочка,

Что опасность ждёт

За кустами светится пара злющих глаз

Кто-то страшный встретится

Девочке сейчас (Красная шапочка)

Сказочница: А наше путешествие в сказку заканчивается.

В мире много сказок, грустных и смешных.

Но прожить на свете

Нам нельзя без них…….

Мой друг возьми с собой в дорогу

Своих любимых сказочных друзей.

В трудный час они тебе помогут.

Найти мечту и сделать жизнь светлей.

Баба Яга : Пусть герои сказок дарят вам тепло

Пусть добро на свете

Побеждает зло

Красная шапочка: Вот момент настал прощанья,

Будет краткой наша речь;

Говорим вам:

Все вместе:

«До свиданья! До счастливых новых встреч!»

к Международному дню

Детской книги

Писмарева Н.В.,

Учитель высшей категории

Литературный праздник, посвящённый Международному дню детской книги – 2 апреля.

Цель:

Задачи:

Оборудование:

Выставка детских книг, детских рисунков и творческих работ по прочитанному;

Костюмы королевы страны Литературии, героев: Мэри Поппинс, почтальона Печкина, Мюнхаузена, Старика Хоттабыча, Алисы, Шамаханской царицы, Пеппи Длинныйчулок,

Шапокляк, Колобка, Мухи-Цокотухи.

Фонограмма песен «Улыбка», «Я на солнышке лежу», музыка для танца «Полонез»;

Наглядный материал для проведения турнира;

Призы, награды участникам турнира.

Герои: королева страны Литературия, дети в роли книг-жителей этой страны, Петя Лентяйкин, Галя Забывалкина, Федя Нехочухин, дети в роли литературных героев.

Жюри для литературного турнира.

Проведение праздника.

1. Слово ведущему .

Дорогие ребята, есть в нашем календаре две замечательные даты: 3 марта - Всемирный день писателя и 2 апреля – Международный день детской книги.

Я приглашаю вас на праздник, посвящённый этим замечательным датам.

Книги.… Наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики. Живут они рядом с нами в шкафах и на полках. Стоит только захотеть протянуть руку, и поведут они нас по лесам, морям и разным странам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны…

Добро пожаловать в замечательную страну Литературию!

2. Театрализованное представление

(на сцене ученики в роли книг-жителей страны Литературии)

Ученик 1

С незапамятных времён существует Книг страна.

Хором

Литературия зовётся она!

(Под танец полонез выходит королева Литература.)

Королева Литература

В названии моей страны латинский слышим язык.

« Litera» - значит буква ,

Запомни, ученик!

Ученик 2

Из букв сложили мы слова

Из слов собрали строчки.

И получилась Книг страна

Для маленьких и взрослых.

Ученик 3

Рассказы, сказки, басни и стихи,

Былины, повести и мифы,

И много разных книг других

Читателям открыты.

Королева

Дорогие друзья, Книги! Нужна ваша помощь! Посмотрите, что происходит в Стране невыученных уроков!

Сценка.

Встретились Петя Лентяйкин, Галя Забывалкина и Федя Нехочухин.

Петя: Федя:

Я – лентяй! Учиться лень! Я бы тоже вместо чтения

Отдыхаю целый день! Мяч гонял до посинения!

Не хочу я буквы знать!

Поют песню (песня Львёнка и Черепахи)

1Мы на чтении сидим, 2. Нам бы комикс почитать,

Долго в книжку мы глядим. Поиграть, порисовать.

Всё сидим и глядим, Ну а мы всё сидим,

Очень мы гулять хотим! И в учебник всё глядим.

3.Вместо книг бы всех давно

Сняли лучше бы кино…

Я б отличником был.

Все б по телику учил.

Королева

Ребята, Литературия – волшебная страна. Кто в неё попадёт, сразу подружится с книгой. Приглашаю вас, Петя, Галя и Федя в гости к книгам. (Берёт их за руки и ведёт в круг к ученикам в роли книг) (Книги начинают убеждать Петю, Галю и Федю)

Ученик 4

Вы представьте лишь на миг, как бы жили вы без книг.

Если б всё исчезло разом, что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок, до весёлых повестей…

Ты хотел развеять скуку, на вопрос найти ответ,

Протянул за книгой руку, а её на полке нет!

Ученик 1

Нет, нельзя себе представить, чтоб такой момент возник, И тебя могли оставить все герои детских книг!

Королева

Сейчас начнётся здесь парад!

На сцену выйдут целым строем

Те, с кем всегда ты встрече рад-

Литературные герои…

Парад литературных героев . (Дети в костюмах рассказывают о себе, а зрители угадывают имя литературного героя)

Я – отважный путешественник. Побывал на Луне, летал на ядре, вытащил себя из болота за волосы. (Мюнхаузен .)

Я живу на вилле «Курица». Мои друзья – Томми и Аника. ( Пеппи Длинныйчулок )

Долго просидел я в кувшине, пока Волька не спас меня. (Старик Хоттабыч)

Я побывала в Стране Чудес. (Алиса)

Я работаю почтальоном в деревне Простоквашино. (Почтальн Печкин )

Я – самая лучшая няня на свете. Кто я, дети? (Мэри Поппинс )

Меня полюбил царь Додон. (Шамаханская царица)

Я - старушка хоть куда: и умна и молода.

Со мной моя крыска по имени Лариска. (Старуха Шапокляк)

- На сметане я мешён, на окошке я стужён. (Колобок)

Я по полю пошла и денежку нашла.

Пошла я на базар и купила самовар. (Муха-Цокотуха)

А теперь игра со зрителями «Назовите имя литературного героя»

Все жители Литературии по очереди называют героя, а зрители хором дополняют его имя.

доктор…(Айболит) папа …(Карло) царь. ..(Салтан)

Оле…(Лукойе) крокодил…(Гена) крошечка…(Хаврошечка)

Илья…(Муромец) Том …(Сойер) Урфин…(Джюс)

почтальон…(Печкин) Мери…(Поппинс) Гарри…(Поттер)

Петя, Галя и Федя:

Мы поняли, кто много читает, тот много знает.

Чтение-вот лучшее учение!

Книга добрая, живая.

Чудеса она творит!

Обо всём на свете знает!

И со мною говорит.

Королева . Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книг ничего нет на свете.

Пусть книги друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Обращение жителей страны Литературии к читателям :

Я – книга. Я – товарищ твой.

Будь, школьник, бережным со мной!

Мой чистый вид всегда приятен!

Оберегай меня от пятен!

Привычку скверную оставь:

Листая, пальцы не слюнявь!

Меня в обложку обверни!

Где взял меня, туда верни.

Не загибай мои листы.

А про закладку помнишь ты?

Запомни! Я – твой лучший друг,

Но только не для грязных рук!

Песня- гимн страны Литературии. (На мотив песни «Улыбка»)

(Исполняют все участники.)

Вместе с книгой хмурый день светлей.

Книги разные нам в жизни пригодятся.

Так возьми же книгу поскорей,

И читателем ты будешь называться.

И тогда, наверняка, в голове твоей всегда

Будут знания, и будешь ты стремиться

Ведь всему у книг ты сможешь научиться.

В этом мире станет всем теплей,

Если книги будут близкими друзьями.

Береги ты книгу и жалей.

Это верный друг, всегда он будет с нами!

3. Литературный турнир «По страницам любимых книг».

(Проводит ведущий) Дети делятся на команды, придумывают названия команд.

1 . Путаница . Прочитайте и исправьте перепутанные названия книг.

«Снежная принцесса» («Снежная королева»)

«Илья-царевич и Серый волк» («Иван-царевич и Серый волк»)

«Стойкий железный солдатик» («Стойкий оловянный солдатик»)

«Сказка о потерянных часах» («Сказка о потерянном времени»)

«Дядя Петя, пёс и кот» («Дядя Фёдор, пёс и кот»)

2 . Из какой книги этот предмет? Кому он может принадлежать?

(Домашняя заготовка команд)

Каждая команда показывает какой либо предмет, другие команды угадывают, в какой книге он мог быть. (Например: зеркало, золотой ключик, банка варенья, цветик-семицветик, телефон, самовар, мыло, градусник и т.п.)

3. Собери пословицу о книгах, чтении.

(Из рассыпанных слов дети составляют пословицу)

Твой, жизнь, всю, хорошая, друг, книга, на

Лучшее, чтение, учение, вот

Мост, в, книга, знаний, мир

Читает, кто, знает, тот, много, много

4. Литературная пантомима.

Командам предлагается изобразить литературного героя на свой выбор.

Баллы засчитываются в том случае, если остальные ребята смогут узнать, кто это.

5. Цветик-семицветик.

У команд набор цветных карточек. Дети должны показать карточку того цвета, который есть в названии произведения.

А.Куприн «….. пудель» (белый)

Д.Мамин-Сибиряк «… шейка» (серая)

Ш. Перро «… борода» (синяя); «… шапочка» (красная)

А. Погорельский «… курица, или подземные жители» (чёрная)

В. Бианки «… горлышко» (оранжевое)

Б. Заходер «… звёздочка» (серая)

Г.Горбовский «… слон» (розовый)

В.Осеева «… листья» (синие)

6. Юные поэты.

Командам предлагается 2 строки из стихотворения И. Токмаковой. Дети должны придумать продолжение.

Бежал ручей по камешкам

Бежал, бежал, бежал…

4. Подведение итогов турнира. Награждение детей.

Самоанализ проведённого мероприятия.

Праздник проведён в 3 классе и посвящён двум важным календарным датам: 3 марта - Всемирный день писателя и 2 апреля – Международный день детской книги.

1. Обоснование выбранной темы.

Социологи рассматривают чтение как «чуткий, надёжный индикатор состояния общества». Только читающее общество является обществом мыслящим.

Всем очевидно, что компьютер и телевидение заменили многим детям общение с книгами. Всё чаще мы, учителя, сетуем, что растёт нечитающее поколение, а это ведёт к духовной бедности ребят, к снижению общей культуры, культуры речи. Это очень тревожный симптом. Именно поэтому, обращение к книгам я считаю важным средством воспитательной работы в начальной школе. Подобные формы работы формируют читательский кругозор детей, читательские пристрастия, читательскую культуру, привычку читать регулярно и с удовольствием.

2. Предварительная подготовительная работа.

Детям заранее объявляется о проведении этого праздника. Им предлагается принести на выставку свою самую любимую книгу, нарисовать иллюстрацию к прочитанному.

Ребятам даются слова для заучивания роли в театрализованном представлении, задание подготовить соответствующий роли костюм. Также ребятам предлагается подумать над

домашней заготовкой для второго конкурса в литературном турнире. Идёт распределение ребят на группы для проведения турнира.

На этом этапе поощряется самостоятельность, активность, инициатива детей.

Также мы обращаемся за помощью к родителям в подготовке костюмов и записи фонограмм.

3 Цель воспитательного мероприятия:

Обогащение духовного мира ребёнка посредством введения его в круг истинной литературы;

Задачи: 1. воспитывать читательскую культуру детей, любовь к чтению, бережное отношение к книгам;

2. развивать интеллектуальные умения, кругозор учащихся, познавательный интерес;

3. развивать творческие способности, фантазию, актёрский талант детей;

4. формировать навыки общения учащихся.

Праздник является частью систематической работы по воспитанию детей с помощью книг. Содержание праздника соответствует возрастным особенностям ребят.

4. Самооценка.

Праздник стал коллективным творческим делом 3 четверти. Я стремилась к организации делового творческого сотрудничества детей. Ребята оправдали мои ожидания. Они ответственно отнеслись к подготовке и проведению праздника. Увлечённо, с интересом репетировали, примеряли костюмы, предлагали новые идеи в сценарий. Большую помощь в подготовке оказали родители.

Поставленные задачи были выполнены. Отзывы учеников и родителей показали, что праздник им понравился. Важную роль сыграла также выставка книг и творческих работ детей. Выставка и праздник помогли привлечь к книгам детей, не интересующихся чтением, не имеющих книг дома.

Мы с ребятами решили устраивать выставки регулярно, а также вместе пополнять нашу классную библиотеку.

Конечно, одним праздником все воспитательные проблемы не решить, поэтому систематическая работа по решению поставленных задач мною будет продолжаться.


Сценарий бала литературных героев для учащихся 8-11классов

Цель: показать историю возникновения Бала на Руси, используя лучшие произведения русской классической литературы и музыки.

Задачи:

показать красоту и многообразие танцев исполняемых на балах и долговечность вальса, описанного в русской классической литературе;

привлечь учащихся старших классов к чтению произведений русской классической литературы;

приобщить учащихся к прекрасному через знакомство с лучшими классическими произведениями русской музыкальной культуры;

повысить мотивацию самосовершенствования, как в эстетическом, так и интеллектуальном плане.

Ученик читает стихотворение А.Толстого «Средь шумного бала».

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид;

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый прилечь -

Я вижу печальные очи,

Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,

И в грезах неведомых сплю...

Люблю ли тебя - я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!

балу. Традицию собирать всех дворян, чиновных особ, известнейших купцов, корабельных мастеров и канцелярских служителей с жёнами и детьми для разговоров, танцев галантных, упражнений и музыки ввёл император Пётр Алексеевич – и название им велено дать АССАМБЛЕИ, далее стали именоваться БАЛЫ.

Ведущий 2. У каждого века, у каждой эпохи свои любимые танцы. На балах у испанских королей некогда танцевали медлительную паванну или торжественную сарабанду. Аллеманда, куранта, гальярда – эти старинные названия как бы приглашают в парадные бальные залы…

Мы приглашаем всех участников бала в танцевально-музыкальный салон.

Милостивые государыни и милостивые государи!

Позвольте пригласить вас на бал литературных героев!

Мажордом.

Его превосходительство герой романа А.С.Пушкина Евгений Онегин с Татьяной Лариной

Его сиятельство князь Андрей Болконский с графиней Натальей Ростовой -герои романа Л.Н.Толстого «Война и мир»!

Мастер и Маргарита!

Его превосходительство мессир Воланд со своей свитой: Азазелло, Коровьев-Фагот, кот Бегемот, Гелла! Герои романа М.А.Булгакова.

Ведущий 1 /на фоне музыки и танца/. Объявляем первый танец.

Менуэт! Танцующие передвигаются изящными шажками, церемонно кланяются…, жесты медлительны…, па изысканны.… Полтора века царил этот танец! А затем настала эпоха лёгкого, стремительного, увлекательного…

Ведущий 2. Вальса!.. Есть ли танец удивительней? Более двух веков ему покоряется весь мир! Появилось немало других массовых танцев: танго, фокстрот, чарльстон. Затем рок-н-ролл, твист, шейк, брейк…И всё-таки вальс царствует.… При слове “Вальс” мы представляем великосветские балы и роскошные дворцы. Однако, по происхождению вальс отнюдь не аристократический танец, а самый что ни на есть простонародный.

Ведущий 1. Однако всеобщее признание пришло не сразу. Некоторые находили движения вальса неприличными! Виданное ли дело, чтобы кавалер при всех обнимал барышню за талию и прижимал к себе! Во дворцах немецких кайзеров вальс под запретом был до1988 г. В России недолюбливала этот танец Екатерина 11, а сын её, Павел 1, велел опубликовать полицейское предписание, запрещавшее “употребление пляски, вальсеном именуемой”. Но запреты не помогли. Вальс жил! Так, из деревеньки, где незатейливый оркестрик наигрывал простенькие мелодии, вальс перебрался в богатые дома и дворцы.

Ведущий 2. Под звуки этого Вальса вспоминаются сюжеты, ставшие достоянием мировой литературы.

Ведущий 1 . Вспомним одну из пленительных страниц романа Л.Н. Толстого “Война и мир”.

/Занавес открывается. Оформление сцены: кресло, стол, скатерти, свечи, веера, длинные платья, цветы…/.

Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею… С учтивым и низким поклоном, подходя к Наташе,… он предложил ей тур вальса”.

/Андрей и Наташа танцуют под звуки вальса (из кинофильма « Война и мир»), стихающего во время монолога ведущих/.

Ведущий 2. “То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой… Они были вторая пара, вышедшие в тур. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки её в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от неё делали своё дело, а лицо её сияло восторгом счастья…

Запись вальса звучит очень громко 20-30 сек., пара танцует/.

Ведущий 1. Первый бал Наташи Ростовой. Разве не замирали вы вместе с ней в отчаянии, что никто не пригласит её танцевать и не улыбались, благодарные князю Андрею, словно он не Наташу, а вас кружил в танце.… Спасибо за прекрасные минуты.

Особое значение для дамы имел веер. В умелых руках он умел разговаривать. Дама без веера чувствовала себя, как кавалер без шпаги.

Язык веера вам продемонстрируют участницы от каждого класса. А вы попробуйте его расшифровать.

«ВЫ МНЕ БЕЗРАЗЛИЧНЫ» - закрыть веер.

«Я ВАС ЛЮБЛЮ» - указать закрытым веером на сердце (веер в правой руке).

«Я ВАС НЕ ЛЮБЛЮ» - закрытым веером делается движение в сторону.

«ТЫ МОЙ ИДЕАЛ» - дотронуться открытым веером до губ и до сердца.

«БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ, ЗА НАМИ СЛЕДЯТ»- открытым веером дотронуться до левого уха.

«ПРОЩАЙ» - закрытый веер повесить на правую руку.

Ведущий 2.

А. С. Пушкин писал:

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы,

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам.

Герои повести Л.Н. Толстого « После бала» на балу исполняли фигурки мазурки вальсом. Бал был чудесный. Герой был в восторге от вальсирования отца с Варенькой. На балу танцевали мазурку, кадриль. Это было великолепно.

Исполняется фрагмент из повести « После бала» (см. в приложении). Танцуют мазурку.

А теперь, друзья, в круг! Играем в «Комплимент» Нужно сказать не менее 10 приятных комплиментов человеку, который стоит третьим справа!

Ведущий 1. Проходят годы… Новые танцы появляются и исчезают, а вальс по-прежнему молод и продолжает звучать. Любовь к нему не ослабевает.

Многие композиторы сочиняли произведения, посвященные вальсу. Композитор Эдуард Колмановский и поэт Евгений Евтушенко написали замечательный гимн вальсу.

Пусть проходят года,

Всё равно, никогда

Не состарится Вальс!

Звучит песня на стихи А. Вознесенского «Вальс при свечах».

Осенней ночью за окном

Туман поссорился с дождем,

И беспробудный вечер,

И беспробудный вечер.

О чем-то дальнем, неземном,

О чем-то близком и родном

Сгорая, плачут свечи.

Казалось, плакать им о чем?

Мы, в общем, праведно живем,

Но иногда под вечер,

Но иногда под вечер

Мы вдруг садимся за рояль,

Снимаем с клавишей вуаль,

И зажигаем свечи.

Мы зажигаем свечи.

А свечи плачут за людей,

То тише плачут, то сильней,

И позабыть волшебных дней

Они не могут, свечи.

И очень важно для меня,

Что не боится воск огня,

И за тебя, и за меня,

Сгорая, плачут свечи.

Хозяин бала и хозяйка бала проводят игру в литературные фанты.

Хозяйка бала. После бала, когда гости расходятся, случается нередко так, что наши слуги находят множество потерянных вещей.

Хозяин бала. Мы хотели бы узнать, кому принадлежат потерянные вещи.

Это перо принадлежит дворянину, который учился и в России, и в Германии, а большую часть жизни прожил в Париже, танцевал на балу с дочерью Пушкина, хотя очень любил русскую природу и охоту. (Тургенев)

Эта литературная героиня жила в деревне, после трагической гибели жениха вышла замуж достаточно быстро, а это её кукла. (Ольга Ларина)

Букетик фиалок… он стал поводом для встречи двух молодых людей, но их любовь была несчастной. («Бедная Лиза»)

Это книга Вольтера, её привез из-за границы один молодой дворянин, он три года путешествовал за границей, а потом вернулся в Москву устраивать свои личные дела. (Чацкий)

Этот предмет мадмуазель уронила в речку и долго страдала, стараясь его оттуда достать (Мячик Тани. А.Барто).

А это сундучок, его возил за собой один очень известный дворянин, он работал и на строительстве казенных зданий, и на таможне, правда, потом оказалось, что он известный аферист, однако он чуть не женился на губернаторской дочке, но один изрядно подвыпивший помещик, приехав на бал и увидев мошенника, разоблачил его. (Чичиков)

Этот пистолет… наверно, хозяину было не очень приятно вспоминать о нем, ведь он убил из него на дуэли друга… (Онегин)

Это толстая тетрадь.. в ней какие-то записки.. По-моему, это записки офицера…Как же его звали? (Печорин)

курительная трубка, называемая на Украине люлькой (Тарас Бульба)

примус (Кот Бегемот)

Бал – настоящая находка

Для юных франтов и для дам;

Его с восторгом ждет красотка,

Он праздник пасмурным отцам.

Чтоб дочка куколкой оделась,

Хлопочет опытная мать,

А чтоб она не засиделась,

Везет ее потанцевать.

Именно на балу происходят важные события в жизни героев романа А. С. Пушкина « Евгений Онегин» (Инсценировка отрывка из романа 9 класс)

Девушка: какие страсти происходят на нашем балу. На балах не только танцевали, но и играли в различные игры, в том числе литературные. В одну из них – буриме – и сама императрица Екатерина не прочь была поиграть. Давайте и мы попробуем стихи сочинять.

Вот пары слов, составьте стихи, используя эти рифмы:

море

вал

(во) взоре

скрывал

ветер

знает

(на) свете

мечтает

кровь

цветы

любовь

мечты

/Звучит музыка Моцарта. Все 5 минут играют в буриме,)

Ведущий 2. Во все времена книга сопровождала человека. Как и люди, книги живут своей жизнью и имеют свою судьбу. Скромно или шумно отмечают их появление на свет. Одни из них продолжают свой долгий век, обласканные людским вниманием, другие – коротают время, дряхлея на книжной полке. Многие, на первый взгляд хорошо известные нам книги, имеют интересную судьбу.

Великий бал у сатаны бал, который в романе «Мастер и Маргарита» даёт Воланд в Нехорошей квартире в бесконечно длящуюся полночь пятницы, 3 мая 1929 г. По воспоминаниям Е.С. Булгаковой в описании бала были использованы впечатления от приёма в американском посольстве в Москве 22 апреля 1935 г. Посол США Уильям Буллит пригласил писателя с женой на это торжественное мероприятие. Из воспоминаний? «Раз в год Буллит давал большие приёмы по поводу национального праздника. Приглашались и литераторы. Однажды мы получили такое приглашение. В зале с колоннами танцуют, с хор – прожектора разноцветные. За сеткой – птицы – масса – порхают. Оркестр, выписанный из Стокгольма. М.А. пленился больше всего фраком дирижера – до пят.

Ужин в специально пристроенной для этого бала к посольскому особняку столовой, на отдельных столиках. В углах столовой – вагоны небольшие, на них – козлята, овечки, медвежата. По стенкам клетки с петухами. Часа в три заиграли гармоники и петухи запели. Стиль рюсс. Масса тюльпанов, роз – из Голландии. В верхнем этаже – шашлычная. Красные розы, красное французское вино. Внизу – всюду шампанское, сигареты. Около шести мы сели в их посольский кадиллак и поехали домой. Привезли громадный букет тюльпанов от секретаря посольства».

Для полуопального литератора, каковым был Булгаков, прием в американском посольстве – событие почти невероятное, сравнимое с балом у сатаны.

Отрывок из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» 11 класс

Песня « Мастер и Маргарита»

Я конечно не мастер, но жду Маргариту

Вдруг она улыбнется среди суеты

Но пока попадаются лишь маргаритки

А они к сожалению только цветы только цветы

Мастер и Маргарита

Жили в Москве былой

Мастер и Маргарита

Тайна в легенде той

Мастер и Маргарита

Век наступил иной но-о-о-о

Мастер и Маргарита

В каждой любви земной

Этот дом и подвальчик на Старом Арбате

И сирень у забора и ветхая тень

Где встречался с любимой когда-то писатель

Ветер с памятью под руку ходят теперь ходят теперь

Мастер и Маргарита

Жили в Москве былой

Мастер и Маргарита

Тайна в легенде той

Мастер и Маргарита

Век наступил иной но-о-о-о

Мастер и Маргарита

В каждой любви земной

Время - старый волшебник спешащий куда-то

В переулках московских все прячет тебя

Но вот-вот из луча золотого заката

Выйдешь ты неожиданно словно судьба словно судьба

Мастер и Маргарита

Жили в Москве былой

Мастер и Маргарита

Тайна в легенде той

Мастер и Маргарита

Век наступил иной но-о-о-о

Мастер и Маргарита

В каждой любви земной

Мастер и Маргарита

И Маргарита

Мастер и Маргарита

И Маргарита

Мастер и Маргарита

И Маргарита

Ведущий 2. Подошёл к концу наш бал, было очень приятно видеть вас на нём. МАЖОРДОМ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ТАНЕЦ НАШЕГО ВЕЧЕРА-Вальс

Дорогие гости нашего бала литературных героев, мы прощаемся с вами, но не литературные герои, которые всегда ждут встречи с вами на страницах любимых книг!


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!