Структура личности социальная структура личности. Понятие и структура личности в теории социологии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

2. Теория личности

2.1 Ролевая теория личности

2.2 Статусная теория личности

Список литературы

1. Социальная структура личности

При изучении социального поведения личности социологам приходится сталкиваться с рядом сложных теоретических проблем, без решения которых невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и потребностям современной практики. К числу таких проблем относится социальная структура личности.

Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям - прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения.

В первом приближении личность может рассматриваться как структурная ценность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основания для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых соответственно биологией, психологией и социологией. Биологическая структура личности не может, конечно, не учитываться социологией, ни лишь в аспекте деформации этой структуры, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной или увечный человек не может выполнять всех тех функций, которые присущи здоровому человеку Больше с социальной связана психологическая структура личности, включающая совокупность эмоций, переживаний, волевые ее устремления, память, способности и прочее. Здесь важно не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле, сопровождающее деятельность индивида. Но социологическая структура личности не сводится к совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств.

Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности - ее социальное качество.

Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх - Я")

Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. "Оно" побуждает нас осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей.

Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности:

один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно " живущий " для самой личности;

второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком.

Внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом конкретном случае эта связь оказывается неоднозначной. Одним ее полюсом является соответствие, " совпадение " актов сознания и поведения, другим

наоборот, их совершенное несоответствие друг другу, противостояние.

Для социологии наиболее значительным является осмысление перехода, превращение в структуре личности факта, момент, ситуацию деятельности. Этот процесс охватывает обе разновидности личностных структур, и именно его следует считать "ядром" личности как системы.

Начнем рассматривать внутренний мир человека. Здесь и потребности, и интересы, и цели, и мотивы, и ожидания, и ценностные ориентации, и установки, и диспозиции. Благодаря их взаимосвязи существуют внутриличностные мотивационные и диспозиционные механизмы.

Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей, ценностных ориентации и интересов, конечным результатом которых является их преобразование в цель личности. Потребности выступают (применительно к личности) как исходные побудители ее деятельности, отражая объективные условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежде, жилье и т.д.) и социальных (потребность в различных формах деятельности, общения) потребностей. Вместе с тем резкой грани между ними нет, поскольку потребность в одежде, жилье, и даже еде приобретают социальную "оболочку".

Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности. В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий. По сути дела, именно интересы в значительной мере обуславливают мотивы поведения личности. Они оказываются главными причинами действий. "Ближайшее рассмотрение истории, - писал Гегель, - убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль".

Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор ее поведения - ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определенные ценности и интересы, предпочтительное отношение к тем или иным из них. Поэтому ценностные ориентации, так же как и потребности и интересы, являются одним из основных факторов, регулирующих мотивацию деятельности. Именно в ценностных ориентациях, как в чем-то конкретном и определенном, могут проявляться интересы личности.

Потребность и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности. Так создается механизм мотивации, который предполагает реализацию в целенаправленной деятельности личности. Смысл этой деятельности - достижение определенной цели, венчающей "усилия этого механизма".

Другой "внутри личностный" механизм связан с "диспозиционной" структурой личности. Диспозиция личности - это ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности. В известном смысле диспозиция - это предшествующие поведению ориентации личности. Сам механизм включает в себя взаимодействие мотивов и стимулов, приводящих к появлению установок личности. Результатом этого взаимодействия оказывается возникновение диспозиций.

Под мотивами принято понимать, как уже отмечалось чуть выше, внутренние непосредственные побудители к деятельности, в которых отражается стремление человека удовлетворить свои потребности и интересы. В отличие от мотивов стимулы выступают как внешние побудители к деятельности. Под ними обычно понимают многочисленные факторы экономического, социального, политического и иного характера, действующие в структуре среды личности. Установки - это общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс) действительности. Социальные установки - один из наиболее важных регуляторов социального поведения личности, выражающий ее предрасположенность, готовность действовать определенным образом в отношении данного объекта Установки характеризуют отношение личности к среде, другим людям. Стало быть в установках отражается "нацеленность на тот или иной вектор" поведения. В западной социологии установки принято назвать "аттитюдами" (со времен У. Томаса и Ф. Знанецкого, которые ввели этот термин в широкий научный оборот и немало сделали для его изучения). В соответствии с разработанной В.А. Ядовым диспозиционной теорией саморегуляции социального поведения личности существуют три уровня диспозиций. Самый высший - уровень формирования у личности концепции жизни и ее воплощения в ценностных ориентациях. Другими словами, на этом уровне диспозиции регулируют общую направленность поведения интересов личности. На среднем уровне саморегуляция осуществляется в виде формирования обобщенной установки личности на социальные объекты. Что касается нижнего уровня, то здесь также происходит формирование установок, но более конкретного, ситуационного плана, связанного с саморегуляцией поведения в совершенно определенных, непосредственно данных условиях. Внешне наблюдаемые поступки людей оставляют второй аспект деятельности - поведенческий, в котором находят непосредственное конкретное отражение ценностные ориентации, установки, диспозиции личности. Естественно, возникает вопрос о структуре такой внешне наблюдаемой деятельности. Иногда структура деятельности отождествляется со структурой наблюдаемой деятельности. Такой подход, по меньшей мере, неточен. Но понять его авторов можно, потому что они в данном случае противопоставляют структуры сознания и поведения личности, не относя первые к структуре деятельности.

Структура деятельности обусловлена объективной необходимостью выполнения тех или иных действия для воспроизводства, функционирования и развития личности. Она детерминируется (на уровне конкретной личности) ее демографическим, социальным, профессиональным положением, местом, занимаемым в системе общественных связей и отношений. Имея в виду структуру в ее "внешнем" выражении, она может выступать и как своеобразная типология деятельности личности.

В социально-философском плане и на уровне общей социологической теории, в зависимости от характера отношения личности к окружающему миру, деятельность подразделяется на материальную и духовную, теоретическую и практическую. Именно в этих формах происходит освоение личностью окружающего мира. Еще одна классификация деятельности может быть рассмотрена в связи с отношением личности к объективному ходу исторического процесса, при этом выделяются прогрессивная и реакционная, революционная и контрреволюционная деятельность. Критерий получения нового результата является основанием для выделения творческой или воспроизводящей (репродуктивной) деятельности. Деятельность личности может быть также инновационной и рутинной.

С другой стороны, есть структуры деятельности, изучаемые, прежде всего на уровне специальных социологических теорий и эмпирических исследований Здесь в первую очередь нужно отметить структуру, основанием которой является дифференциация деятельности по определенным сферам. Это может быть деятельность экономическая, политическая, социальная, а также производственно-трудовая, бытовая, образовательная.

Вариантов структурирования деятельности личности имеется множество. Оно детерминировано богатством жизнедеятельности человека. Все эти формы и виды деятельности, обусловленные системой общественных отношений, внутренним миром личности и способом поведения, характеризуют ее образ жизни. Представляется, что в процессе социологического исследования личности образ жизни оказывается центральным понятием, своеобразной доминантой и вместе с тем связующим звеном между ее внутренним миром, состоянием сознания и способом и характером поведения, в котором раскрывается внешняя сторона деятельности.

личность индивид межличностный

2. Теория личности

Теория - это механизм, посредством которого разрозненные результаты эмпирических исследований, часто воспринимаемые вне связи друг с другом и используемые и различных контекстах, образуют единую систему.

Теории обращают внимание на конкретные проблемы, которые нелегко заметить при неглубоком подходе к явлениям, но которые могут служить основой объяснения и интерпретации этих явлении.

Теория обладает большим значением в практической деятельности, придаст ей большую эффективность. Теория - это носитель знаний, рассуждений и система определенных выводов, что крайне необходимо в жизни личности и общества.

Нередко различают историю теории и методически разработанную теорию. Первая выявляет самостоятельную мысль об обществе, принадлежащую отдельным лицам (Гоббс, Кант), школам или периодам. Вторая, как правило, представляет собой современное направление мысли об обществе. Многие мыслители, которых нередко принимали за историков мысли, имея в виду значение их творчества, на самом деле были по-настоящему оригинальными учеными, как по своему стремлению, так и по образу мыслей. К тому же, многое в современной мысли, называемое теорией, недостаточно методически приработано для общественной науки; зачастую они свидятся к общим рассуждениям, подходам и пропаганде идеологических предпочтений. В конечном счете, многие направления, уходящие корнями в историю мысли, уцелели в качестве составных частей современных теорий, которые и являются их последователями. Поэтому можно сказать, чти "история" и "теория" в социологии растворяются друг в друге,

Что касается социологической теории, то это не результат простого пополнения знаний, т.е. замены старого знания новым в свете более действительного или точного знания. Скорее, это результат многогранного прироста знаний, усложнения и обогащения более или менее оформившихся направлений теоретического анализа личности и общества

Личность представляет собой как бы соединение гражданских, политических, профессиональных и иных качеств. От того, какими высшими социальными потребностями обладает человек, зависит то, как он организует процесс собственной жизни и как это сочетается с интересами и жизнью общества. Такая проблема взаимовлияния социальных условий (связей, социальных и властных институтов, социальных общностей) и деятельности человека является центральной проблемой социологии. Попыткой решения проблемы стадо формирование различных социальных концепций (теорий) личности (со второй половины XX века): теория зеркального Я Ч. Кули, ролевая теория Р. Липтона, Т. Парсонса, статусная теория, бихевиориальная (поведенческая) теория Дж. Уотсона, психобиологическая теория 3. Фрейда, теория референтной группы, теория установок и др.

Для всех этих теорий характерно то, что все они признают человеческую личность специфическим образованием, совокупностью качеств, непосредственно выводимых из социальных факторов (соотношение биологического и социального в человеке).

В моей работе будут рассмотрены 3 социологические теории личности: ролевая, статусная и поведенческая.

2.1 Ролевая теория личности

В научной литературе утвердилось мнение, что специальной социологической теорией личности является ролевая концепция личности. Понятие " социальная роль " было выработано в начале XX века в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, позднее - Т. Парсонса, Т. Шибутани, Р. Липтона и других. В нашей стране ролевая концепция разрабатывалась И. Коном и В.А. Яловым. Широко используется указанное понятие в концепциях, которые отождествляют жизненные ситуации с игрой, а деятельность человека сводят к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных жизненных ситуациях. Хорошо описываются данными понятиями факты приспособления человека к определенным условиям.

Исследуя поведение человека, последователи ролевой теории широко используют ситуацию актера и роли или двух актеров. При этом часто ссылаются на слова пьесы Шекспира " Как вам это нравится ":

Весь мир - театр

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той.

Младенец, школьник, юноша, любовник,

Солдат, судья, старик.

Каждая роль требует от актера определенного поведения, стало быть, это поведение может соответствовать или не соответствовать ожидаемому. Можно сказать, что социальная роль - это маска, в которую обличается человек, попадая в люди.

Т. Шибутани различает 2 типа ролей - конвенциальные и межличностные Конвендиальная роль - это предписанный шаблон поведения, который ожидается и требуется от человека в данной ситуации.

Межличностные роли определяются взаимодействием людей друг с другом.

Конфликты и противоречия между людьми есть нередко результат непонимания ролей друг друга. Для их преодоления необходимо осознание взаимных прав и обязанностей людей по отношению друг к другу, или соединение своей роли с ролью другого человека, умение поставить себя на его место, без чего невозможна социализация личности.

В соответствии с этой мыслью Т. Шибутани вводит 2 понятия: "играние роли" и "принятие роли". Играние роли - это организация поведения в соответствии с групповыми нормами, а принятие роли - требование к действующему лицу, чтобы оно всегда представляло себя на месте другого человека, чтобы стремилось вообразить, как оно само выглядело бы с точки зрения другого человека. Например, лектор и аудитория, начальник и подчиненный, врач и пациент, продавец и покупатель. Способность человека понимать жизнь, отличную от его жизни, - один из показателей его социальной зрелости, что особенно важно для детей и юношества.

Некоторые роли, а их большинство, являются личностно незначимыми для человека, например, пешеход, пациент, покупатель и т.д. Их отсутствие или наличие человек воспринимает незаметно, не вкладывая в них частичку души и своего Я. Напротив, другие роли, а их меньшинство, прежде всего те, которые связаны с главным статусом, воспринимаются, как часть Я. Их потеря может переживаться как внутренняя трагедия.

В структуре социальной роли обычно выделяют 4 элемента:

Описание типа поведения, соответствующего данной роли.

Предписание (требования), связанные с данным поведением. Человек занимает в обществе определенную позицию или должность, а с ней непременно связана совокупность прав и обязанностей (позиция учителя и ученика, отца и сына). Исходя из этого, общество можно представить как систему взаимодействующих должностей и позиций, а позицию как структурно оформленную единицу общества. Роль в такой интерпретации означает совокупность действий, которые производит субъект для реализации занимаемой им позиции (требований должности). Позиция связана не только с системой действий, но и с системой ожиданий. От человека, занимающего ту или иную позицию, окружающие ждут соответствующих действий. И сам человек рассчитывает на определенное к себе отношение.

Оценка выполнения предписанной роли. От человека требуют определенных действий, да и сам он оценивает себя в зависимости от того, какую роль играет и какую роль хотел бы играть на "сцене", именуемой жизнью.

Санкции, т.е. социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.

Такие санкции могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через ее поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими и т.д., реализуемыми через деятельность конкретных социальных институтов. Смысл санкции - побудить человека к определенному типу поведения.

Т. Парсонсом была впервые предпринята попытка систематизации ролей. Любая из ролей описывается 5-ю основными характеристиками:

эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности;

способом получения - одни роли предписываются, другие завоевываются;

масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта;

формализацией - одни роли представляют собой действие в строго установленных правилах, другие - произвольное;

мотивацией - одни направлены на личную прибыль, другие на общее благо и т.д.

И.С. Кон выделяет 3 понимания роли: в обыденном сознании, где «быть в роли» значит притворяться, играть, сознавая искусственность собственного поведения; в социальной психологии, которая использует это понятие для «описания повторяющихся, стандартизированных форм поведения», и, наконец, в социологии, в которой понятие социальной роли обозначает безличную социальную функцию и норму, выполнение которой обязательно для тех, кто занимает данную позицию.

Действительно, в поведении человека всегда есть нечто заданное, стандартизированное. Человек, сознающий себя «в роли», становится не только актером, но и зрителем собственных поступков. Это вносит в его поведение элементы отчужденности. Он ведет себя так, как если бы он был не самим собой, а кем-то другим, и это порождает у него внутреннюю напряженность, чувство неестественности своего поведения (даже если окружающие его не видят). И.С Кон отмечает, что прежде чем реагировать на внешний символ, человек должен согласовывать свою реакцию с логикой принятой на себя роли.

И.С. Кон приходит к выводу, что процесс формирования личности означает ее вживание в различные социальные роли и составление своей ролевой системы, где человек идентифицирует себя с различными ролями. С одними - личностно значимыми - больше, с другими - второстепенными - меньше. Однако абсолютизация значения социальной роли может привести к признанию отчуждения личности, ибо если личности предписывается очерченная ролью вся линия поведения, то ей, в первую очередь, следует приспосабливаться к этой линии, что ведет к ограничению творческой активности личности, порождая конформизм. Если степень идентификации личности с ролью высока, то они могут срастись, и роль может стать неотъемлемой частью личности. Если нет, то роль становится для личности совершенно чуждой, что часто и бывает.

2.2 Статусная теория личности

При анализе личности и ее места в обществе часто используют понятие «социальное положение». Если это понятие соотносится с социальной ролью, то последнюю можно рассматривать как функцию социального положения.

Однако. «Социальная роль» личности в единстве с ее «социальным положением» с наибольшей полнотой и объемностью выражает понятие «социальный статус личности». Оно удачно объединяет в себе и функциональную и оценочную стороны, показывает: что личность может делать, что она делает, каковы результаты ее действий, и как они оцениваются другими людьми, обществом.

Социальный статус - это соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе. В зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное положение) или благодаря собственным усилиям (образование, заслуги), различаются соответственно, «предписанный» и «достигаемый» статусы.

Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (заработная плата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку.

Социальный статус в значении нормы и общественного идеала обладает большими потенциальными возможностями при решении задач социализации личности, поскольку ориентация на достижение более высокого социального статуса стимулирует социальную активность. Если собственный социальный статус понимается человеком неверно, то он ориентируется на чужие образцы поведения. В этой связи можно рассмотреть две крайности в оценке личностью своего социального статуса. Низкая статусная самооценка связана со слабой сопротивляемостью внешнему влиянию. Такие люди не уверены в себе, чаще подвержены пессимистическим настроениям. Высокая самооценка чаще связана с активностью, предприимчивостью, уверенностью в своих силах, жизненным оптимизмом. Исходя из этого, есть смысл ввести понятие статусной самооценки, как сущностной черты личности, несводимой к отдельным функциям и действиям человека.

Социально определенная деятельность человека; занимаемые им социальные статусы и осуществляемые социальные роли; ожидания и отношения статусов и ролей, норм и ценностей, которыми он руководствуется в процессе своей деятельности; система законов, которые он использует; совокупность знаний, позволяющих выполнять принятые на себя роли и более или менее свободно ориентироваться в окружающем мире; уровень образования и специальной подготовки; социально-психологические особенности, активность и степень самостоятельности в принятии решения - все это образует социальные качества личности.

2.3 Поведенческая теория личности

Поведение человека составляет совокупность поступков и других социальных действий личности, имеющих мотивы; реакция на ее социальный статус. Своеобразие поведения человека зависит от характера его взаимоотношений с социальной общностью, которой он принадлежит. Неотъемлемый элемент поведения личности - общение.

Социальную деятельность составляет система проявления поведения личности, в пределах которой осуществляется целесообразное изменение и преобразование его социальной сферы.

Личность предпринимает социальные действия тогда, когда нарушается равновесие между потребителями и социальной средой. Конечно же, определением социальной деятельности и социального поведения личности выступают объективные условия ее жизни, порождающие у человека объективные потребности и интересы.

Потребности выражают зависимость человека от внешнего мира, от социальной среды. Выделяют 2 вида потребностей: естественные и социальные.

Естественные - это нужды человека как биологического существа (потребность в одежде, питье, еде и т.д.).

Социальные - это продукты общественной жизни уровня развития личности (потребности в.духовной культуре, общении, трудовой деятельности и т.д.).

Потребности характеризуют условия жизнедеятельности Неудовлетворенность условиями жизни определяет деятельность человека, который стремится изменить условия жизни, используя имеющиеся у него возможности. Здесь проявляется и интерес личности, который складывается из следующих элементов:

положение человека в обществе;

пути и способы использования сложившихся социальных отношений (институтов) для удовлетворения возникших потребностей.

Интерес реализуется вследствие осознания личностью своих потребностей и возможных путей их удовлетворения в соответствии с положением личности в обществе. Потребности и интересы личности выступают объективной основой ее деятельности и поведения. Для того чтобы человек предпринял конкретные действия, он должен осознать потребности и интересы, сделав их внутренними побудительными мотивами. Однако осознание потребностей и интересов личностью никогда не бывает абсолютно адекватным их объективному содержанию.

Мотивы - это конкретные внутренние побудители к действию, которые непосредственно, ситуационно определяют поведение людей. Мотивы - отражения в сознании людей их объективных благ и желаний, условий деятельности, внутренние побуждения активности индивидов. Они отличаются от внешних побуждений - стимулов, являющихся результатом воздействия на человека внешних объективных условий. Стимул может превратиться в мотив деятельности человека, если станет субъективно значимым для нее. Мотивы бывают материальные и духовные, а также в зависимости от значимости - доминирующие и фоновые. Наиболее распространенными мотивами являются материальная заинтересованность, желание сделать карьеру, стремление самореализовать себя в творчестве, чувство долга, боязнь наказания и т.д.

Мотивы обуславливают выработку человеком целей деятельности, в результате чего осуществляется переход интересов через деятельность, опирающуюся на ценностные ориентации. Это понятие ввели в 20-е годы У. Томас (американский социолог), и Ф. Знанецкий (польский социолог). Ценностные ориентации выступают социальными установками личности, регулируют ее поведение. Они отражают фундаментальные интересы личности и определяют стратегическую направленность ее деятельности. Они проявляются как жизненная позиция индивида, его мировоззрение, нравственные принципы. Целостные ориентации формируются при усвоении индивидом социального опыта, освоении им общественных, политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к нему как члену социальной общности.

Список литературы

1. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Наука, 2006.

2. Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов - М.: Юнити, 2008

3. Социология. Учебник для студентов вузов/ В.Н. Лавриненко, Г.С. Лукашева, О.А. Останина и др./ Под ред. В.Н. Лавриненко - М.ЮНИТИ: 2008.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Социологическое понятие личности. Основные этапы возрастного развития индивида. Личность и роль, которую она играет. Роли мужчины и женщины в обществе. Социокультурные ожидания людей. Включение индивида в систему общественного разделения труда.

    реферат , добавлен 04.02.2015

    Анализ сущности личности и социальных ролей, которые она выполняет. Обобщение видов и характеристик социальных ролей: эмоциональность, способ получения, масштаб, формализация, мотивация. Социальные роли, как инструмент взаимодействия личности и общества.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2010

    Понятия "личность", "человек" и "индивид" в социологии. Перечень важнейших компонентов в структуре личности. Социальные статусы и социальные роли личности. Процесс социализации индивида. Основные жизненные стратегии человека и способы их самореализации.

    контрольная работа , добавлен 06.05.2014

    Проблема личности в социологии и философии. Социально-деятельностная сущность человека. Физическая, социальная и духовная личность. Взаимодействие личности и общества. Влияние социальной роли на развитие личности. Институционализированные социальные роли.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2012

    Иерархическая структура личности согласно модели психического аппарата в работе З. Фрейда "Я и Оно". Социальная среда как источник возникновения всех специфических человеческих свойств личности. Роль государства в становлении и развитии личности.

    доклад , добавлен 25.05.2014

    Понимание личности как социального явления. Философия личности с точки зрения социологии и ее социальные роли. Социальное положение (позиция) индивида - его место в определенной конкретной социальной структуре. Сущность процесса социализации личности.

    контрольная работа , добавлен 27.08.2012

    Понятие и факторы развития личности в социологии. Характеристика мотивационного, интеллектуального и деятельностного компонентов структуры личности. Отличительные черты характера экстравертов и интровертов. Социальный статус и социальная роль личности.

    реферат , добавлен 24.03.2013

    Социальные отношения как устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Виды социальных деформаций. Симптоматика "гулаговской психологии". Механизмы психологической защиты личности.

    контрольная работа , добавлен 15.03.2013

    Тема человека и личности как одна из ключевых тем в социологии. Системные свойства человека. Социальная роль и статус личности. Социализация как процесс освоения личностью правил, господствующих в данном обществе. Социальная типология личности.

    реферат , добавлен 18.04.2016

    Характеристика внутренней содержательной стороны, диспозиционно-пространственного измерения и внешненоминационной формы социального статуса. Социальная роль как совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, ее влияние на развитие личности.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Социальная структура личности

При изучении социального поведения личности социологам приходится

сталкиваться с рядом сложных теоретических проблем, без решения которых

невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и

потребностям современной практики. К числу таких проблем относится

социальная структура личности.

Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится

человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и

определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает

определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям

Прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием

деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного

рода отклонениям, получившим название девиантного поведения.

В первом приближении личность может рассматриваться как структурная

ценность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает

основания для выделения биологической, психологической и социальной

структур личности, изучаемых соответственно биологией, психологией и

социологией Биологическая структура личности не может, конечно, не

учитываться социологией, ни лишь в аспекте деформации этой структуры,

поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми.

Больной или увечный человек не может выполнять всех тех функций, которые

присущи здоровому человеку Больше с социальной связана психологическая

структура личности, включающая совокупность эмоций, переживаний, волевые ее

устремления, память, способности и прочее. Здесь важно не только разного

рода отклонения, но и нормальное психическое поле, сопровождающее

деятельность индивида. Но социологическая структура личности не сводится к

совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств.

Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя

сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности - ее

социальное качество.

Социологическая структура личности включает совокупность объективных и

субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его

разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в

которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной

структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как

взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта

деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности

невозможен.

Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид

("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх - Я")

Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия.

При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает

чувство удовольствия "Оно" побуждает нас к сексу, а также осуществлять

такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных

надобностей.

Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая

светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго

руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор

подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид.

Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу

автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения

откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет

нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и

стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а

в дальнейшем и общества в целом.

Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности

ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока

представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны

также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и

собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки,

поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает

чувство гордости или вины.

Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить

в ней две основные подсистемы, или два мира личности:

Один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный

и неосознанно " живущий " для самой личности;

Второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только

наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю

жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают

человеком.

Внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом

конкретном случае эта связь оказывается неоднозначной. Одним ее полюсом

является соответствие, " совпадение " актов сознания и поведения, другим

Наоборот, их совершенное несоответствие друг другу, противостояние.

Для социологии наиболее значительным является осмысление перехода,

превращение в структуре личности факта, момент, ситуацию деятельности. Этот

процесс охватывает обе разновидности личностных структур, и именно его

Начнем рассматривать внутренний мир человека. Здесь и потребности, и

интересы, и цели, и мотивы, и ожидания, и ценностные ориентации, и

установки, и диспозиции. Благодаря их взаимосвязи существуют

внутриличностные мотивационные и диспозиционные механизмы.

Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей,

ценностных ориентации и интересов, конечным результатом которых является их

преобразование в цель личности. Потребности выступают (применительно к

личности) как исходные побудители ее деятельности, отражая объективные

условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм связи

личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в форме

естественных (нужда в еде, одежде, жилье и т.д.) и социальных (потребность

в различных формах деятельности, общения). Вместе с тем резкой грани между

ними нет, поскольку потребность в одежде, жилье, и даже еде приобретают

социальную "оболочку". Особенно это характерно для периода кризисного

развития общества

Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности В них

отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее

направленность его действий. По сути дела, именно интересы в значительной

мере обуславливают мотивы поведения личности. Они оказываются главными

причинами действий. "Ближайшее рассмотрение истории, - писал Гегель, -

убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их

страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль".

Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор ее поведения

Ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на

определенные ценности и интересы, предпочтительное отношение к тем или иным

из них. Поэтому ценностные ориентации, так же как и потребности и интересы,

являются одним из основных факторов, регулирующих мотивацию деятельности.

Именно в ценностных ориентациях, как в чем-то конкретном и определенном,

могут проявляться интересы личности.

Потребность и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь через

ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних

побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности. Так

создается механизм мотивации, который предполагает реализацию в

целенаправленной деятельности личности. Смысл этой деятельности -

достижение определенной цели, венчающей "усилия этого механизма".

Другой "внутри личностный" механизм связан с "диспозиционной"

структурой личности. Диспозиция личности - это ее предрасположенность к

определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор

деятельности. В известном смысле диспозиция - это предшествующие поведению

ориентации личности. Сам механизм включает в себя взаимодействие мотивов и

стимулов, приводящих к появлению установок личности. Результатом этого

взаимодействия оказывается возникновение диспозиций.

Что же означают названные элементы структуры личности? Под мотивами

принято понимать, как уже отмечалось чуть выше, внутренние непосредственные

побудители к деятельности, в которых отражается стремление человека

удовлетворить свои потребности и интересы. В отличие от мотивов стимулы

выступают как внешние побудители к деятельности. Под ними обычно понимают

многочисленные факторы экономического, социального, политического и иного

характера, действующие в структуре среды личности. Установки - это общая

ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс)

действительности. Социальные установки - один из наиболее важных

регуляторов социального поведения личности, выражающий ее

предрасположенность, готовность действовать определенным образом в

отношении данного объекта Установки характеризуют отношение личности к

среде, другим людям. Стало быть, установки во времена предшествуют

деятельности, в них отражается "нацеленность на тот или иной вектор"

поведения. В западной социологии установки принято назвать "аттитюдами" (со

времен У. Томаса и Ф. Знанецкого, которые ввели этот термин в широкий

научный оборот и немало сделали для его изучения: В соответствии с

разработанной В.А. Ядовым диспозиционной теорией саморегуляции социального

поведения личности существуют три уровня диспозиций. Самый высший - уровень

формирования у личности концепции жизни и ее воплощения в ценностных

ориентациях. Другими словами, на этом уровне диспозиции регулируют общую

направленность поведения интересов личности. На среднем уровне

саморегуляция осуществляется в виде формирования обобщенной установки

личности на социальные объекты. Что касается нижнего уровня, то здесь также

происходит формирование установок, но более конкретного, ситуационного

плана, связанного с саморегуляцией поведения в совершенно определенных,

непосредственно данных условиях. Внешне наблюдаемые поступки людей

оставляют второй аспект деятельности - поведенческий, в котором находят

непосредственное конкретное отражение ценностные ориентации, установки,

диспозиции личности. Естественно, возникает вопрос о структуре такой внешне

наблюдаемой деятельности. Отметим, что иногда структура деятельности

отождествляется со структурой наблюдаемой деятельности. Такой подход, по

случае противопоставляют структуры сознания и поведения личности, не относя

первые к структуре деятельности.

Структура деятельности обусловлена объективной необходимостью

выполнения тех или иных действия для воспроизводства, функционирования и

развития личности. Она детерминируется (на уровне конкретной личности) ее

демографическим, социальным, профессиональным положением, местом,

занимаемым в системе общественных связей и отношений. Имея в виду структуру

в ее "внешнем" выражении, отметим, что она может выступать и как

своеобразная типология деятельности личности.

В социально-философском плане и на уровне общей социологической

теории, в зависимости от характера отношения личности к окружающему миру,

деятельность подразделяется на материальную и духовную, теоретическую и

практическую. Именно в этих формах происходит освоение личностью

окружающего мира. Еще одна классификация деятельности может быть

рассмотрена в связи с отношением личности к объективному ходу исторического

процесса, при этом выделяются прогрессивная и реакционная, революционная и

контрреволюционная деятельность. Критерий получения нового результата

является основанием для выделения творческой или воспроизводящей

(репродуктивной) деятельности. Деятельность личности может быть также

инновационной и рутинной.

Разумеется, названные формы и виды деятельности личности могут быть

изучены не только в рамках общей социологической теории, но и переведены на

язык эмпирических социологических исследовании. Однако в силу достаточно

общего характера это сделать не просто.

С другой стороны, есть структуры деятельности, изучаемые, прежде всего

на уровне специальных социологических теорий и эмпирических исследований

Здесь в первую очередь нужно отметить структуру, основанием которой

является дифференциация деятельности по определенным сферам. Это может быть

деятельность экономическая, политическая, социальная, а также

производственно-трудовая, бытовая, образовательная.

Понятно, что вариантов структурирования деятельности личности имеется

множество. Оно детерминировано богатством жизнедеятельности человека. Все

эти формы и виды деятельности, обусловленные системой общественных

отношений, внутренним миром личности и способом поведения, характеризуют ее

образ жизни. Представляется, что в процессе социологического исследования

личности образ жизни оказывается центральным понятием, своеобразной

доминантой и вместе с тем связующим звеном между ее внутренним миром,

состоянием сознания и способом и характером поведения, в котором

раскрывается внешняя сторона деятельности.

Завершая рассмотрение механизмов и структур личности, приведем схему,

в которой они находят отражение. Как и всякое графическое изображение, она

условна, но ее преимущество в том, что с помощью схемы можно получить

наглядное представление о поднятых выше вопросах.

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

Теория - это механизм, посредством которого разрозненные результаты

эмпирических исследований, часто воспринимаемые вне связи друг с другом и

используемые и различных контекстах, образуют единую систему.

Теории обращают внимание на конкретные проблемы, которые нелегко

заметить при неглубоком подходе к явлениям, но которые могут служить

основой объяснения и интерпретации этих явлении.

Теория обладает большим значением в практической деятельности, придаст

ей большую эффективность. Теория - это носитель знаний, рассуждений и

система определенных выводов, что крайне необходимо в жизни личности и

общества.

Нередко различают историю теории и методически разработанную теорию.

Первая выявляет самостоятельную мысль об обществе, принадлежащую отдельным

лицам (Гоббс, Кант), школам или периодам. Вторая, как правило, представляет

собой современное направление мысли об обществе. Многие мыслители, которых

нередко принимали за историков мысли, имея в виду значение их творчества,

на самом деле были по-настоящему оригинальными учеными, как по своему

стремлению, так и по образу мыслей. К тому же, многое в современной мысли,

называемое теорией, недостаточно методически приработано для общественной

науки; зачастую они свидятся к общим рассуждениям, подходам и пропаганде

идеологических предпочтений. В конечном счете, многие направления, уходящие

корнями в историю мысли, уцелели в качестве составных частей современных

теорий, которые и являются их последователями. Поэтому можно сказать, чти

"история" и "теория" в социологии растворяются друг в друге,

Что касается социологической теории, то это не результат простого

пополнения знаний, т.е. замены старого знания новым в свете более

действительного или точного знания. Скорее, это результат многогранного

прироста знаний, усложнения и обогащения более или менее оформившихся

направлений теоретического анализа личности и общества

Личность представляет собой как бы соединение гражданских,

политических, профессиональных и иных качеств. От того, какими высшими

социальными потребностями обладает человек, зависит то, как он организует

процесс собственной жизни и как это сочетается с интересами и жизнью

общества. Такая проблема взаимовлияния социальных условий (связей,

социальных и властных институтов, социальных общностей) и деятельности

человека является центральной проблемой социологии. Попыткой решения

проблемы стадо формирование различных социальных концепций (теорий)

личности (со второй половины XX века): теория зеркального Я Ч. Кули,

ролевая теория Р. Липтона, Т. Парсонса, статусная теория, бихевиориальная (

поведенческая) теория Дж. Уотсона, психобиологическая теория 3. Фрейда,

теория референтной группы, теория установок и др.

Для всех этих теорий характерно то, что все они признают человеческую

личность специфическим образованием, совокупностью качеств, непосредственно

выводимых из социальных факторов (соотношение биологического и социального

в человеке).

В этой работе будут рассмотрены 3 социологические теории личности:

ролевая, статусная и поведенческая.

Ролевая теория личности

В научной литературе утвердилось мнение, что специальной

социологической теорией личности является ролевая концепция личности.

Понятие " социальная роль " было выработано в начале XX века в работах Э.

Дюркгейма, М. Вебера, позднее - Т. Парсонса, Т. Шибутани, Р. Липтона и

других. В нашей стране ролевая концепция разрабатывалась И. Коном и В.А.

Яловым. Широко используется указанное понятие в концепциях, которые

отождествляют жизненные ситуации с игрой, а деятельность человека сводят к

разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных жизненных

ситуациях. Хорошо описываются данными понятиями факты приспособления

человека к определенным условиям.

Исследуя поведение человека, последователи ролевой теории широко

используют ситуацию актера и роли или двух актеров. При этом часто

ссылаются на слова пьесы Шекспира " Как вам это нравится ":

Весь мир - театр

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той.

Младенец, школьник, юноша, любовник,

Солдат, судья, старик.

Каждая роль требует от актера определенного поведения, стало быть, это

поведение может соответствовать или не соответствовать ожидаемому. Можно

сказать, что социальная роль - это маска, в которую обличается человек,

попадая в люди.

Т. Шибутани различает 2 типа ролей - конвенциальные и межличностные

Конвендиальная роль - это предписанный шаблон поведения, который ожидается

и требуется от человека в данной ситуации.

Межличностные роли определяются взаимодействием людей друг с другом.

Конфликты и противоречия между людьми есть нередко результат

непонимания ролей друг друга. Для их преодоления необходимо осознание

взаимных прав и обязанностей людей по отношению друг к другу, или

соединение своей роли с ролью другого человека, умение поставить себя на

его место, без чего невозможна социализация личности.

В соответствии с этой мыслью Т. Шибутани вводит 2 понятия: "играние

роли" и "принятие роли". Играние роли - это организация поведения в

соответствии с групповыми нормами, а принятие роли - требование к

действующему лицу, чтобы оно всегда представляло себя на месте другого

человека, чтобы стремилось вообразить, как оно само выглядело бы с точки

зрения другого человека. Например, лектор и аудитория, начальник и

подчиненный, врач и пациент, продавец и покупатель. Способность человека

понимать жизнь, отличную от его жизни, - один из показателей его социальной

зрелости, что особенно важно для детей и юношества.

Некоторые роли, а их большинство, являются личностно незначимыми для

человека, например, пешеход, пациент, покупатель и т.д. Их отсутствие или

наличие человек воспринимает незаметно, не вкладывая в них частичку души и

своего Я. Напротив, другие роли, а их меньшинство, прежде всего те, которые

связаны с главным статусом, воспринимаются, как часть Я. Их потеря может

переживаться как внутренняя трагедия.

В структуре социальной роли обычно выделяют 4 элемента:

1. Описание типа поведения, соответствующего данной роли.

2. Предписание (требования), связанные с данным поведением. Человек

занимает в обществе определенную позицию или должность, а с ней

непременно связана совокупность прав и обязанностей (позиция учителя и

ученика, отца и сына). Исходя из этого, общество можно представить как

систему взаимодействующих должностей и позиций, а позицию как структурно

оформленную единицу общества. Роль в такой интерпретации означает

совокупность действий, которые производит субъект для реализации

занимаемой им позиции (требований должности). Позиция связана не только с

системой действий, но и с системой ожиданий. От человека, занимающего ту

или иную позицию, окружающие ждут соответствующих действий. И сам человек

рассчитывает на определенное к себе отношение.

3. Оценка выполнения предписанной роли. От человека требуют определенных

действий, да и сам он оценивает себя в зависимости от того, какую роль

играет и какую роль хотел бы играть на "сцене", именуемой жизнью.

4. Санкции, т.е. социальные последствия того или иного действия в рамках

требований социальной системы.

Такие санкции могут быть моральными, реализуемыми непосредственно

социальной группой через ее поведение (презрение), или юридическими,

политическими, экологическими и т.д., реализуемыми через деятельность

конкретных социальных институтов. Смысл санкции - побудить человека к

определенному типу поведения.

Т. Парсонсом была впервые предпринята попытка систематизации ролей

Любая из ролей описывается 5-ю основными характеристиками:

1) эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие -

раскованности;

2) способом получения - одни роли предписываются, другие завоевываются;

3) масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая -

4) формализацией - одни роли представляют собой действие в строго

установленных правилах, другие - произвольное;

5) мотивацией - одни направлены на личную прибыль, другие на общее благо и

И.С. Кон выделяет 3 понимания роли: в обыденном сознании, где «быть в

роли» значит притворяться, играть, сознавая искусственность собственного

поведения; в социальной психологии, которая использует это понятие для

«описания повторяющихся, стандартизированных форм поведения», и, наконец, в

социологии, в которой понятие социальной роли обозначает безличную

социальную функцию и норму, выполнение которой обязательно для тех, кто

занимает данную позицию.

Действительно, в поведении человека всегда есть нечто заданное,

стандартизированное. Человек, сознающий себя «в роли», становится не только

актером, но и зрителем собственных поступков. Это вносит в его поведение

элементы отчужденности. Он ведет себя так, как если бы он был не самим

собой, а кем-то другим, и это порождает у него внутреннюю напряженность,

чувство неестественности своего поведения (даже если окружающие его не

видят). И.С Кон отмечает, что прежде чем реагировать на внешний символ,

человек должен согласовывать свою реакцию с логикой принятой на себя роли.

И.С. Кон приходит к выводу, что процесс формирования личности означает

ее вживание в различные социальные роли и составление своей ролевой

системы, где человек идентифицирует себя с различными ролями. С одними -

личностно значимыми - больше, с другими - второстепенными - меньше. Однако

абсолютизация значения социальной роли может привести к признанию

отчуждения личности, ибо если личности предписывается очерченная ролью вся

линия поведения, то ей, в первую очередь, следует приспосабливаться к этой

линии, что ведет к ограничению творческой активности личности, порождая

конформизм. Если степень идентификации личности с ролью высока, то они

могут срастись, и роль может стать неотъемлемой частью личности. Если нет,

то роль становится для личности совершенно чуждой, что часто и бывает.

Статусная теория личности

При анализе личности и ее места в обществе часто используют понятие

«социальное положение». Если это понятие соотносится с социальной ролью, то

последнюю можно рассматривать как функцию социального положения.

Однако. «Социальная роль» личности в единстве с ее «социальным

положением» с наибольшей полнотой и объемностью выражает понятие

«социальный статус личности». Оно удачно объединяет в себе и функциональную

и оценочную стороны, показывает: что личность может делать, что она делает,

каковы результаты ее действий, и как они оцениваются другими людьми,

обществом.

Социальный статус - это соотносительное положение (позиция) индивида

или группы в социальной системе. В зависимости от того, занимает ли человек

данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное положение)

или благодаря собственным усилиям (образование, заслуги), различаются

соответственно, «предписанный» и «достигаемый» статусы.

Понятие социального статуса характеризует место личности в системе

общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и, наконец,

оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в

определенных количественных и качественных показателях (заработная плата,

премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку.

Социальный статус в значении нормы и общественного идеала обладает

большими потенциальными возможностями при решении задач социализации

личности, поскольку ориентация на достижение более высокого социального

статуса стимулирует социальную активность. Если собственный социальный

статус понимается человеком неверно, то он ориентируется на чужие образцы

поведения. В этой связи можно рассмотреть две крайности в оценке личностью

своего социального статуса. Низкая статусная самооценка связана со слабой

сопротивляемостью внешнему влиянию. Такие люди не уверены в себе, чаще

подвержены пессимистическим настроениям. Высокая самооценка чаще связана с

активностью, предприимчивостью, уверенностью в своих силах, жизненным

оптимизмом. Исходя из этого, есть смысл ввести понятие статусной

самооценки, как сущностной черты личности, несводимой к отдельным функциям

и действиям человека.

Социально определенная деятельность человека; занимаемые им социальные

статусы и осуществляемые социальные роли; ожидания и отношения статусов и

ролей, норм и ценностей, которыми он руководствуется в процессе своей

деятельности; система законов, которые он использует; совокупность знаний,

позволяющих выполнять принятые на себя роли и более или менее свободно

ориентироваться в окружающем мире; уровень образования и специальной

подготовки; социально-психологические особенности, активность и степень

самостоятельности в принятии решения - все это образует социальные качества

личности.

Поведенческая теория личности

Поведение человека составляет совокупность поступков и других

социальных действий личности, имеющих мотивы; реакция на ее социальный

статус. Своеобразие поведения человека зависит от характера его

взаимоотношений с социальной общностью, которой он принадлежит.

Неотъемлемый элемент поведения личности - общение.

Социальную деятельность составляет система проявления поведения

личности, в пределах которой осуществляется целесообразное изменение и

преобразование его социальной сферы.

Личность предпринимает социальные действия тогда, когда нарушается

равновесие между потребителями и социальной средой. Конечно же,

определением социальной деятельности и социального поведения личности

выступают объективные условия ее жизни, порождающие у человека объективные

потребности и интересы.

Потребности выражают зависимость человека от внешнего мира, от

социальной среды. Выделяют 2 вида потребностей: естественные и социальные.

1) Естественные - это нужды человека как биологического существа

(потребность в одежде, питье, еде и т.д.).

2) Социальные - это продукты общественной жизни уровня развития личности

(потребности в.духовной культуре, общении, трудовой деятельности и

Потребности характеризуют условия жизнедеятельности

Неудовлетворенность условиями жизни определяет деятельность человека,

который стремится изменить условия жизни, используя имеющиеся у него

возможности. Здесь проявляется и интерес личности, который складывается из

следующих элементов:

1. положение человека в обществе;

3. пути и способы использования сложившихся социальных отношений

(институтов) для удовлетворения возникших потребностей.

Интерес реализуется вследствие осознания личностью своих потребностей

и возможных путей их удовлетворения в соответствии с положением личности в

обществе. Потребности и интересы личности выступают объективной основой ее

деятельности и поведения. Для того чтобы человек предпринял конкретные

действия, он должен осознать потребности и интересы, сделав их внутренними

побудительными мотивами. Однако осознание потребностей и интересов

личностью никогда не бывает абсолютно адекватным их объективному

Мотивы - это конкретные внутренние побудители к действию, которые

непосредственно, ситуационно определяют поведение людей. Мотивы - отражения

в сознании людей их объективных благ и желаний, условий деятельности,

внутренние побуждения активности индивидов. Они отличаются от внешних

побуждений - стимулов, являющихся результатом воздействия на человека

внешних объективных условий. Стимул может превратиться в мотив деятельности

человека, если станет субъективно значимым для нее. Мотивы бывают

материальные и духовные, а также в зависимости от значимости - доминирующие

и фоновые. Наиболее распространенными мотивами являются материальная

заинтересованность, желание сделать карьеру, стремление самореализовать

себя в творчестве, чувство долга, боязнь наказания и т.д.

Мотивы обуславливают выработку человеком целей деятельности, в

результате чего осуществляется переход интересов через деятельность,

опирающуюся на ценностные ориентации. Это понятие ввели в 20-е годы У.

Томас (американский социолог), и Ф. Знанецкий (польский социолог).

Ценностные ориентации выступают социальными установками личности,

регулируют ее поведение. Они отражают фундаментальные интересы личности и

определяют стратегическую направленность ее деятельности. Они проявляются

как жизненная позиция индивида, его мировоззрение, нравственные принципы.

Целостные ориентации формируются при усвоении индивидом социального опыта,

освоении им общественных, политических, нравственных, эстетических идеалов

и непреложных нормативных требований, предъявляемых к нему как члену

социальной общности.

С середины 60-х годов в отечественной психологии предпринимаются попытки выяснить общую структуру личности. Очень характерен в этом направлении подход К.К.Платонова, создавшего психологическую концепцию динамической функциональной структуры личности. В структуре личности К.К.Платонов выделяет четыре подструктуры. По его мнению, это число подструктур необходимо и достаточно, так как в них могут быть включены все известные свойства личности. Вычленение именно этих основных подструктур личности определяется у Платонова рядом следующих критериев.

Первым таким критерием является отношение биологического и социального, врожденного (но не обязательно наследственного) и приобретенного, процессуального и содержательного. Различие этих трех понятий по-разному проявляется в различных подструктурах. При этом в 1-ю подструктуру, наиболее существенную для личности в целом, входят почти исключительно социально обусловленные содержательные черты личности (направленность в ее различных формах, отношения, моральные качества личности). Во 2-й подструктуре - опыта, в которую входят знания, навыки, умения и привычки, наряду с личным оптом, включающим в себя и социальный, уже отмечается заметное влияние врожденных, биологических процессуальных свойств. Это влияние еще более усиливается в 3-й подструктуре, в которую входят черты личности, зависящие от индивидуальных особенностей психических процессов. И наконец, в 4-й биопсихической подструктуре личности врожденность процессуального резко преобладает над приобретенностью. Эта последовательность, отмечает Платонов, помогает глубже понять соотношение социального и биологического не только в личности в целом, но и в подструктурах различных уровней, вплоть до отдельных свойств личности.

Вторым критерием выделения этих четырех подструктур личности является внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из них, и уже достаточно общепринятое и научно доказанное выделение в каждой из этих подструктур, принятой за целое, своих подструктур более низкого уровня.

Третьим критерием выделенных четырех основных подструктур является то, что каждая из них имеет свой, особый, основной для нее вид формирования. В выделяемых подструктурах 1-я формируется путем воспитания, 2-я - обучения, 3-я - упражнения, 4-я - тренировки. Взаимодействие этих специфических для каждой подструктуры видов формирования определяет индивидуальную особенность развития каждой личности.

Четвертым по рассматриваемому порядку, а по существу наиболее значимым критерием выделения именно этих подструктур является объективно существующая иерархическая зависимость этих подструктур. Различные структурные связи координаций существуют и между подструктурами, и внутри каждой из них. Но каузальные связи субординации более отчетливо выражены во взаимодействии различных подструктур, чем внутри каждой одной подструктуры. При этом, отмечает К.К. Платонов, каузальная зависимость черт личности 1-й подструктуры от черт 2-й, и вместе - от черт 3-й, и их всех вместе- от черт 4-й выражена отчетливо объективно.

Пятым критерием, определяющим выделение именно этих четырех подструктур личности, является уже не логический, а исторический. Этот пятый критерий говорит, что описанные четыре подструктуры личности, по существу, только обобщают четыре этапа развития в советской психологии учения о личности.

Эти пять критериев, по мнению Платонова, позволяют считать, что четыре выделенные подструктуры отражают объективную реальность и потому являются основными подструктурами личности; число их отражает также объективно существующую иерархическую и динамическую субординацию.

Разберем четыре подструктуры личности, выделенные К.К. Платоновым.

  • 1-я подструктура личности объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные черты. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Эта подструктура формируется путем воспитания. Она, по словам Платонова, может быть названа социально обусловленной подструктурой или более коротко направленностью личности. Направленность включает в себя такие ее формы, как подструктуры: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения. В этих формах направленности личности, отмечает Платонов, проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные формы потребностей. Более всего, по мнению Платонова, активность направленности проявляется через убеждения. Убеждение - наивысший уровень направленности, в структуру которого входит не только мировоззрение, могущее быть пассивным, но и активизирующая его воля к борьбе за него. Убеждение - высший итог идеологического воспитания личности.
  • 2-я подструктура личности объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру, разъясняет Платонов, иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью, но лучше ее кратко назвать опытом.
  • 3-я подструктура личности объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре видно еще более отчетливо, поскольку формы отражения являются функциями мозга и зависят от его состояния. Она, взаимодействуя с тремя остальными подструктурами, формируется в основном путем упражнения.
  • 4-я подструктура личности объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности). Сюда же, по мнению К.К.Платонова, входят половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые “органические” изменения. Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру (а точнее, переделываются), путем тренировки, если эта переделка вообще возможна. Большую, чем в предыдущих подструктурах, роль здесь играет компенсация. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Потому кратко эту подструктуру, считает Платонов, можно называть биопсихической. Активность этой подструктуры определяется силой нервных процессов, а изучается она на психофизиологическом, а иногда и на нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.

Особое место в структуре личности Платонова занимают характер и способности. Интерес к смысловой сфере личности неуклонно растет в психологии. В понимании Д.А. Леонтьева смысловая сфера личности является ее главной конституирующей подструктурой. Смысловая сфера личности, по определению Д.А. Леонтьева, «…это особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах».

В структурной организации личности Д.А. Леонтьев выделил три уровня:

  • 1) уровень ядерных механизмов личности, которые образуют несущий психологический скелет или каркас, на который впоследствии нанизывается все остальное;
  • 2) смысловой уровень - пласт смысловых структур, в которых кристаллизованы конкретные содержательные отношения человека с миром, которые регулируют его жизнедеятельность;
  • 3) экспрессивно-инструментальный уровень - структуры, характеризующие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешнюю оболочку. В качестве структур этого уровня Д.А. Леонтьев рассматривал наряду с чертами характера и способностями, также роли, включенные человеком в свой репертуар.

Д.А. Леонтьевым выделено шесть разновидностей смысловых образований (структур), выступающих как функционально различные элементы смысловой сферы личности: личностный смысл, смысловая установка, мотив, смысловая диспозиция, смысловой конструкт, личностные ценности. Эти шесть смысловых структур были отнесены Д.А. Леонтьевым к трем уровням организации: уровню структур, непосредственно включенных в регуляцию процессов деятельности и психического отражения (личностный смысл и смысловая установка); уровню смыслообразующих структур, участие которых в регуляторных процессах опосредовано порождаемыми ими структурами первого уровня (мотив, смысловая диспозиция и смысловой конструкт); и, наконец, высший уровень, к которому относится одна из разновидностей смысловых структур - личностные ценности, являющиеся неизменным и устойчивым в масштабе жизни субъекта источником смыслообразования. Мотивирующее действие личностных ценностей не ограничивается конкретной деятельностью, конкретной ситуацией, они соотносятся с жизнедеятельностью человека в целом и обладают высокой степенью стабильности. Изменение в системе ценностей представляет собой чрезвычайное, кризисное событие в жизни личности. Рассматривая форму переживания и субъективной репрезентации личностных ценностей, Д.А.Леонтьев отметил, что ценности переживаются как идеалы - конечные ориентиры желательного состояния дел.

Рассмотренные Д.А.Леонтьевым шесть разновидностей смысловых образований представлены в структуре личности не отдельно, они связаны друг с другом и образуют динамическую смысловую систему. Динамическая смысловая система, по определению Д.А.Леонтьева, «…это относительно устойчивая и автономная, иерархически организованная система, включающая в себя ряд разноуровневых смысловых структур и функционирующая как единое целое». Д.А.Леонтьев рассматривает динамическую смысловую систему (ДСС) как принцип организации и как единицу анализа смысловой сферы личности. Личность складывается из нескольких динамических смысловых систем. Динамические смысловые системы пересекаются между собой и имеют общие области, которые можно считать относящимися и к той и к другой динамической смысловой системе.

Д.А.Леонтьев выделяет такую психологическую категорию как смысл жизни. По его определению, смысл жизни представляет собой интегральную смысловую ориентацию.

Другой отечественный психолог Б.С. Братусь определяет смысловые образования как единицы анализа нравственной сферы личности. Он рассматривает не столько структурно - организационную, сколько содержательную сторону смысловых образований: « Необходимость учета этой содержательной стороны становится, пожалуй, особенно явной при встречах с трудным, аномальным, отклоняющимся развитием как в подростковом, так и в более зрелом возрасте, которое, как показывают многие исследования, обычно протекает в содружестве с эгоцентрической ориентацией человека, а нередко является прямым её следствием».

Б.С.Братусь выделяет четыре уровня смысловой сферы личности:

  • 1) нулевой уровень - это собственно прагматические, ситуационные смыслы, определяемые самой предметной логикой достижения цели в данных конкретных условиях. Так, зайдя в кинотеатр и увидев перед самым началом сеанса большую очередь и объявление о том, что в кассе осталось мало билетов, мы можем сказать: “ Нет никакого смысла стоять в этой очереди - билеты нам не достанутся “. Понятно, что такой смысл, вряд ли можно назвать личностным, тем более нравственным.
  • 2) первый уровень личностно-смысловой сферы - эгоцентрический уровень, в котором исходным моментом является личная выгода, честолюбие, удобство, престижность и другие непосредственно личные отношения. При этом все остальные люди ставятся в зависимость от этих отношений, рассматриваются как помогающие (удобные, «хорошие»), либо как препятствующие («плохие») их осуществлению. Необходимо отметить, что этот уровень иногда может представляться как весьма привлекательный и даже иметь возвышенные намерения, такие как самосовершенствование. Однако оно может оказаться не больше чем эгоцентризм, если направлено только на благо себе.
  • 3) второй уровень - группоцентрический, определяющим смысловым моментом отношения к действительности на этом уровне становится близкое окружение человека, группа. Отношение к другому человеку существенно зависит при этом от того, является ли он членом «своей» или «чужой», «дальней» группы.
  • 4) третий уровень - просоциальный, характеризуется внутренней смысловой устремленностью человека на создание таких продуктов его труда, деятельности, общения, познания, которые принесут равное благо другим, даже лично ему незнакомым, «чужим», «дальним» людям, обществу в целом.

Если на первом уровне другой человек выступает как вещь, как подножие эгоцентрических желаний, а на втором уровне другие делятся на круг «своих», обладающих самоценностью, и «чужих», её лишенных, то на третьем уровне принцип самоценности становится всеобщим, определяя собой главное и, как считают А.В.Серый и М.С.Яницкий, единственно верное направление приобщения к родовой человеческой сущности, без которого невозможно нормальное развитие личности.Структура личности - это соотношение содержательных тенденций, где реализуясь в различных видах деятельности, они связаны с условиями жизни, вытекают из основных отношений - стремлений, требований, принципов и потребностей.

Структура личности делится на 4 группы, которые образуют четыре основные стороны личности:

  • 1. Социально-обусловленные особенности - направленность, моральные качества.
  • 2. Биологически обусловленные особенности - темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности.
  • 3. Опыт, объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений, навыков.

Индивидуальные особенности различных психических процессов.

Взаимодействие между этими группами особенностей при ведущей роли социально - обусловленных свойств образует структуру личности.

Структура личности включает в себя структуру индивида в виде наиболее общих и актуальных для жизнедеятельности и поведения комплексов органических свойств и зависит от соматической конституции и типа нервной системы.

Статус и социальные функции - роли, мотивация, поведение, ценностные ориентации, структура и динамика отношений - это характеристика личности, которая определяет ее мировоззрение, жизненную направленность, общественное поведение, основные тенденции развития. Совокупность этих свойств и составляет характер как систему свойств личности, ее субъективных отношений к обществу, другим людям, деятельности, самому себе, постоянно реализующихся в общественном поведениии закрепленных в образе жизни. Переход отношений в черты характера одна из основных закономерностей характерообразования.

Впервые эта закономерность обнаружена А.Ф. Лазурским, для которого отношения личности и генезис характерообразования оказались категориями одного порядка, им было выделено 15 групп отношений, в которые входят:

  • 1. отношения к вещам,
  • 2. отношения к отдельным людям,
  • 3. отношение к природе,
  • 4. отношение к животным,
  • 5. отношение к социальной группе - общественное и корпоративное сознание,
  • 6. отношение к противоположному полу - получувственная и романтическая любовь,
  • 7. отношение к семье,
  • 8. отношение к государству,
  • 9. отношение к труду,
  • 10. отношение к материальному обеспечению.
  • 11. отношение к собственности,
  • 12. отношение к праву и нормам поведения,
  • 13. отношение к религии, мировоззрение и нравственность,
  • 14. отношение к науке и искусству,
  • 15. отношение к самому себе- к своей физической психической жизни, и к своей личности.

Итак, смыслы не являются однородными образованиями, но и с психологической и с нравственно-этической точки зрения существенно различаются в зависимости от отнесенности к тому или иному уровню смысловой сферы личности.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Личность может рассматриваться как целостность биологической , психологической и социальной структур . Больше с социальной структурой личности связана ее психологическая структура, включающая совокупность эмоций, переживаний личности, ее волевые устремления, память, способности и т.д. Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, формирующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности под влиянием общностей, в которые он входит. Важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность, понимаемая как самодеятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием «субъект деятельности». Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

В социальной структуре личности можно выделить следующие элементы: 1) образ жизни , или такие виды деятельности, как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная, семейно-бытовая (труд рассматривается как центральное звено структуры личности); 2) объективные социальные потребности личности, которые определяют ее поведение; 3) способности к творческой деятельности , знания , навыки (они отличают сформировавшуюся личность от индивида, находящегося на стадии формирования); 4) степень овладения культурными ценностями общества, т.е. духовный мир личности; 5) нравственные нормы и принципы , которыми руководствуется личность; 6) убеждения - самые глубокие принципы, которые определяют главную линию поведения человека и составляют ядро структуры личности.

Итак, структура личности представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Социальная структура личности постоянно изменяется, поскольку постоянно меняется ее социальное окружение («ближнее» - родственники, друзья, знакомые и т.д. и «дальние» - общество в целом). Личность получает новую информацию, новые знания, которые превращаются в убеждения. В свою очередь, убеждения определяют характер поступков человека, поэтому социализация может быть понята как изменение социальной структуры личности в соответствии с требованиями общества. Личность подвержена как прогрессивным, так и регрессивным изменениям, вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции, и приводят к отклонениям, девиантному поведению.

Исследование структуры личности осуществляется в науке по двум взаимосвязанным основаниям: по основанию деятельности и по основанию социальных отношений, в которые она вступает в процессе своей жизнедеятельности. Первое («деятельностное») основание структурирования личности используется преимущественно в философии и психологии, а второе («отношенческое») - в социологической науке. Таким образом можно сделать вывод: структура личности, как и ее сущность, совершенно по-разному описывается в философии, психологии и социологии.

Структура личности рассматривается в социологии двояким образом: с одной стороны, как фундаментальная основа деятельности человека, обусловленная состоянием и развитием общества в целом, а с другой - как социальная структура личности. В первом случае она опирается на принципы философского анализа личности, во втором - на собственные возможности.

Социальная структура личности характеризует как «внешнюю», так и «внутреннюю» соотнесенность человека с социумом: «внешняя» соотнесенность выражается в системе социальных статусов (как объективного положения человека в обществе) и моделей ролевого поведения (как динамической стороны статусов); «внутренняя» соотнесенность представлена совокупностью диспозиций (как субъективно осмысленных позиций) и ролевых ожиданий (как динамической стороны диспозиций).

При изучении социального поведения личности социологам приходится сталкиваться с рядом сложных теоретических проблем, без решения которых невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и потребностям современной практики. К числу таких проблем относится социальная структура личности.

Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям - прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения. В первом приближении личность может рассматриваться как структурная ценность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основания для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых соответственно биологией, психологией и социологией Биологическая структура личности не может, конечно, не учитываться социологией, ни лишь в аспекте деформации этой структуры, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной или увечный человек не может выполнять всех тех функций, которые присущи здоровому человеку Больше с социальной связана психологическая структура личности, включающая совокупность эмоций, переживаний, волевые ее устремления, память, способности и прочее. Здесь важно не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле, сопровождающее деятельность индивида. Но социологическая структура личности не сводится к совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств. Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности - ее социальное качество.

Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх - Я") Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия "Оно" побуждает нас к сексу, а также осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей. Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи. Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины. Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности: один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно " живущий " для самой личности; второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком.

Внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом конкретном случае эта связь оказывается неоднозначной. Одним ее полюсом является соответствие, " совпадение " актов сознания и поведения, другим наоборот, их совершенное несоответствие друг другу, противостояния

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!