Сообщение о жизни и творчестве н гоголя. О творчестве Н

Творчество Николая Васильевича Гоголя - это литературное наследие, которое можно сравнить с большим и многогранным алмазом, переливающимся всеми цветами радуги.

При том что жизненный путь Николая Васильевича был недолог (1809-1852), а в последние десять лет он не закончил ни одного произведения, писатель внёс в русскую классическую литературу неоценимый вклад.

На Гоголя смотрели, как на мистификатора, сатирика, романтика и просто чудного рассказчика. Такая разносторонность была привлекательна, как феномен, ещё при жизни писателя. Ему приписывали невероятные ситуации, а порой распускали нелепые слухи. Но Николай Васильевич их не опровергал. Он понимал, что со временем всё это превратится в легенды.

Литературная судьба писателя завидная. Не каждый автор может похвастать тем, что все его произведения печатались при жизни, и каждое произведение привлекало к себе внимание критиков.

Начало

То, что в литературу пришёл настоящий талант, стало понятно после повести «Вечера на хуторе близ Диканьки». Но это не первое произведение автора. Первое, что создал литератор - это романтическая поэма «Ганц Кюхельгартен».

Трудно сказать, что побудило юного Николая написать такое странное произведение, вероятно, увлечённость немецким романтизмом. Но поэма не удалась. И как только появились первые отрицательные отзывы, молодой автор вместе со своим слугой Якимом скупил все оставшиеся экземпляры и просто их сжёг.

Такой поступок стал чем-то вроде кольцеобразной композицией в творчестве. Николай Васильевич начал литературный путь с сожжения своих произведений и закончил его сожжением. Да, Гоголь жестоко обращался со своими произведениями, когда чувствовал какую-то неудачу.

Но вот вышло второе произведение, которое было замешано на украинском фольклоре и русской древней литературе - «Вечера на хуторе близ Диканьки». Автору удалось посмеяться над нечистой силой, над самим чёртом, объединить прошлое и настоящее, быль и небыль, и всё это окрасить в весёлые тона.

Все истории, описанные в двух томах, были приняты с восторгом. Пушкин, который был авторитетом для Николая Васильевича написал: «Какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе». Поставил свой «знак качества» и Белинский. Это был успех.

Гениальность

Если первые две книги, включившие в себя восемь повестей, показали, что в литературу вошёл талант, то новый цикл, под общим названием «Миргород» явил гения.

Миргород - это всего четыре повести. Но каждое произведение настоящий шедевр.

Рассказ о двух старичках, которые живущих в своей усадьбе. В их жизни ничего не происходит. В конце повести они умирают.

К такому сюжету можно относиться по-разному. Чего добивался автор: сочувствия, жалости, сострадания? Может быть, так писатель видит идиллию закатной части жизни человека?

Совсем молодой Гоголь (ему было всего 26 лет на момент работы над повестью) так решил показать настоящую, подлинную любовь. Он отошёл от общепринятых стереотипов: романтики между молодыми людьми, бешеных страстей, измен, признаний.

Два старичка, Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна, никакой особой любви к друг другу не проявляют, о плотских потребностях тем более речь не идёт, тревожные волнения отсутствуют. Их жизнь - это забота друг о друге, стремление предугадать, ещё не озвученные желания, подшутить.

Но их привязанность друг к другу настолько велика, что после смерти Пульхерии Ивановны, Афанасий Иванович просто не может без неё. Афанасий Иванович слабеет, ветшает, как и старая усадьба, и просит перед смертью: «Положите меня возле Пульхерии Ивановны».

Вот оно поденное, глубокое чувство.

Повесть Тарас Бульба

Здесь автор затрагивает историческую тему. Война, которую ведёт Тарас Бульба против поляков - это война за чистоту веры, за православие, против «католических недоверков».

И хотя Николай Васильевич не имел достоверных исторических фактов об Украине, довольствуясь народными преданиями, скудными летописными данными, народными украинскими песнями, а иногда попросту обращаясь к мифологии и собственной фантазии, ему отменно удалось показать геройство казачества. Повесть буквально растянули на крылатые фразы, которые и сейчас остаются актуальны: «Я тебя породил, я тебя и убью!», «Терпи, казак, - атаман будешь!», «Есть ещё порох в пороховницах?!»

Мистическая основа произведения, где нечистая сила и злые духи, объединившиеся против главного героя, составляют основу сюжета, пожалуй, самая невероятная гоголевская повесть.

Основное действие происходит в храме. Тут автор позволил себе впасть в сомнения, победима ли нечистая сила? Способна ли вера противостоять этому бесовскому разгулу, когда не помогает ни слово божье, ни совершения специальных таинств.

Даже имя главного героя - Хома Брут, подобрано с глубоким смыслом. Хома - это религиозное начало (так звали одного из учеников Христа - Фома), а Брут, как известно, убийца Цезаря и отступник.

Бурсак Брут должен был провести в церкви три ночи читая молитвы. Но страх перед восставшей из гроба панночки заставил его обратиться к не богоугодной защите.

Гоголевский персонаж борется с панночкой двумя методами. С одной стороны, с помощью молитв, с другой стороны, с помощью языческих ритуалов, начертания круга и заклинаний. Его поведение объясняется философскими взглядами на жизнь и сомнениями в существовании бога.

В итоге Хоме Бруту не хватило веры. Он отверг внутренний голос, подсказывающий: «Не смотри на Вия». А в магии он оказался слаб, по сравнению с окружающими сущностями, и проиграл эту битву. Ему не хватило нескольких минут до последнего крика петуха. Спасение было так близко, но бурсак не воспользовался им. А церковь так и осталась в запустении, осквернённая злыми духами.

Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем

Рассказ о вражде бывших друзей, поссорившихся из-за пустяка и посвятивших всю оставшуюся жизнь выяснению отношений.

Греховная страсть к ненависти и распрям - вот порок на который указывает автор. Гоголь смеётся над мелкими пакостями и кознями, которые строят друг другу главные герои. Эта вражда всю их жизнь делает мелкой и пошлой.

Повесть полна сатиры, гротеска, иронии. И когда автор с восхищением говорит, что и Иван Иванович, и Иван Никифорович оба прекрасные люди, читатель понимает всю низость и пошлость главных героев. От скуки, помещики ищут поводы к сутяжничеству и это становится их смыслом жизни. И грустно оттого, что нет другой цели у этих господ.

Петербургские повести

Поиск пути в преодолении зла был продолжен Гоголем и в тех произведениях, которые писатель не стал объединять в определённый цикл. Просто литераторы решили их называть Петербургскими, по месту действия. Здесь снова автор высмеивает человеческие пороки. Особую популярность заслужили пьеса «Женитьба», повести «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Невский проспект», комедии «Тяжба», «Отрывок», «Игроки».

О некоторых произведениях следует рассказать подробнее.

Самым значимым из этих Петербургских произведений принято считать повесть «Шинель». Недаром Достоевский однажды сказал: «Все мы вышли из гоголевской Шинели». Да, это ключевое произведение для русской литераторы.

В «Шинели» показан классический образ маленького человека. Читателю представлен забитый титулярный советник, ничего незначащий на службе, которого может любой обидеть.

Здесь Гоголь сделал ещё одно открытие - маленький человек интересен всякому. Ведь достойным изображением в литературе начала XIX века считались проблемы государственного уровня, героические подвиги, бурные или сентиментальные чувства, яркие страсти, сильные характеры.

И вот на фоне видных персонажей Николай Васильевич «выпускает в люди» мелкого чиновника, который должен быть совсем неинтересен. Здесь нет ни государственных тайн, ни борьбы во славу Отечества. Здесь нет места сентиментальности и вздохам пол звёздным небом. А самые отважные мысли в голове Акакия Акакиевича: «А не положить ли куницу на воротник шинели?»

Писатель показал ничтожного человека, смыслом жизни у которого есть шинель. Его цели очень мелки. Башмачкин сначала мечтает о шинели, после копит на неё деньги, а когда её крадут он попросту умирает. И читатели сочувствуют несчастному советнику, рассматривая вопрос социальной несправедливости.

Гоголь точно хотел показать глупость, несостоятельность и бездарность Акакия Акакиевича, который может заниматься только перепиской бумаг. Но именно сострадание к этому ничтожному человеку рождает тёплое чувство у читателя.

Невозможно обойти вниманием этот шедевр. Пьеса всегда имела успех, в том числе оттого, что автор даёт актёрам хорошую основу для творчества. Первый выход пьесы был триумфален. Известно, что на примере «Ревизора» был сам император Николай I, воспринявший благосклонно постановку, и оценив её как критику бюрократизма. Именно так увидели комедию и все остальные.

Но Гоголь не ликовал. Его произведение не поняли! Можно сказать, что Николай Васильевич занялся самобичеванием. Именно с «Ревизора» писатель начинает оценивать своё творчество более жёстко, после любой своей публикации поднимая литературную планку выше и выше.

Что касается «Ревизора», автор долго надеялся что его поймут. Но этого не произошло и через десять лет. Тогда писатель создал произведение «Развязка к «Ревизору» в котором объясняет читателю и зрителю, как правильно понимать эту комедию.

Прежде всего автор заявляет, что он ничего не критикует. И города, где все чиновники уроды, не может существовать в России: «Хоть два-три, но найдётся порядочных». А город, показанный в пьесе - это город душевный, который сидит у всякого внутри.

Оказывается, Гоголь показывал в своей комедии душу человека, и призывал понять своё богоотступничество и покаяться. Все свои старания вложил автор в эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». А после того как его не поняли, он обернул эту фразу против себя.

Но поэму тоже восприняли, как критику помещичьей России. Увидели и призыв бороться с крепостным правом, хотя, по сути, Гоголь не был противником крепостничества.

Во втором томе «Мертвых душ» писатель хотел показать положительные примеры. Например, он нарисовал образ помещика Костанжогло настолько порядочным, трудолюбивым и справедливым, что к нему приходят мужики соседнего помещика и просят, чтобы он их купил.

Все задумки автора были гениальны, но он сам считал, что всё идёт не так. Не все знают, что в первый раз Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ» ещё в 1845 году. Это не эстетический провал. Сохранившиеся черновые работы показывают, что талант Гоголя вовсе не иссяк, как пытаются утверждать некоторые критики. В сожжении второго тома проявляется требовательность автора, а не его помешательство.

Но слухи о лёгком помешательстве Николая Васильевича быстро расползались. Даже близкое окружение писателя, люди далеко не глупые, не могли понять чего писатель хочет от жизни. Всё это рождало дополнительные вымыслы.

А ведь была задумка ещё и по третьему тому, где должны были встретиться герои из первых двух томов. Можно только догадываться, чего лишил нас автор, уничтожая свои рукописи.

Николай Васильевич признавался, что в начале жизненного пути, ещё находясь в отрочестве, его непросто волновал вопрос добра и зла. Мальчик хотел найти способ борьбы со злом. Поиск ответа на этот вопрос и переопределил его призвание.

Метод был найден - сатира и юмор. Всё, что кажется малопривлекательным, неприглядным или уродливым, нужно сделать смешным. Гоголь так и говорил: «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится».

Писатель настолько развил в себе способность разворачивать ситуацию смешной стороной, что его юмор приобрёл особую, тонкую основу. Видимый миру смех прятал в себе и слёзы, и разочарование, и горе, то, что не может веселить, а, наоборот, наводит на грустные раздумья.

Например, в очень забавной повести «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» после смешного рассказа о непримиримых соседях, автор заключает: «Скучно на этом свете, господа!» Цель достигнута. Читателю грустно оттого, что разыгранная ситуация вовсе не смешная. Такой же эффект после прочтения повести «Записки сумасшедшего» где разыграна целая трагедия, хотя подана она в комедийном ракурсе.

И если раннее творчество отличается истинной весёлостью, например, «Вечера на хуторе близ Диканьки», то с возрастом автор хочет более глубоких разбирательств, и призывает к этому читателя и зрителя.

Николай Васильевич понимал, что смех может быть опасен и прибегал к различным уловкам, чтобы обойти цензуру. Например, сценическая судьба «Ревизора» могла бы вовсе не сложиться, если бы Жуковский не убедил самого императора, что в насмешке над невнушающими доверия чиновниками нет ничего не благонадёжного.

Как у многих, гоголевская дорога к православию была непроста. Он мучительно, ошибаясь и сомневаясь, искал свою дорогу к истине. Но ему было мало, самому найти эту дорогу. Он хотел указать её другим. Он хотел сам очищаться от всего дурного и предлагал это сделать всем.

С юных лет мальчик изучал и православие и католицизм, сравнивая религии, отмечая схожесть и различия. И этот поиск истины отразился во многих его произведениях. Гоголь не только читал Евангелие, он делал выписки.

Прославившись, как великий мистификатор, он не был понят в своём последнем незаконченном произведении «Выбранные места из переписки с друзьями». Да и церковь отнеслась к «Выбранным местам» отрицательно, считая, что недопустимо, чтобы автор «Мёртвых душ» читал проповеди.

Сама христианская книга носила действительно поучительный характер. Автор разъясняет, что происходит на литургии. Какое символическое значение имеет то или иное действие. Но этот труд был не завершён. Вообще, последние годы жизни писателя - это поворот от внешнего к внутреннему.

Николай Васильевич много ездит по монастырям, особенно часто посещает Введенскую Оптина пустынь, где имеет духовного наставника, старца Макария. В 1949 году Гоголь знакомится со священником, отцом Матвеем Константиновским.

Между писателем и протоиереем Матвеем часто происходят диспуты. Причём для священника мало смирения и благочестия Николая, он требует: «Отрекись от Пушкина».

И хотя никакого отречения Гоголь не совершал, мнение духовного наставника витало над ним, как неоспоримый авторитет. Писатель уговаривает протоиерея почитать второй том «Мёртвых душ» в чистовом варианте. И хотя священник сначала отказывался, после решил дать свою оценку произведению.

Протоиерей Матфей - это единственный прижизненный читатель гоголевской рукописи 2-й части. Возвращая чистовой подлинник автору, священник непросто дал отрицательную оценку прозаической поэме, он посоветовал уничтожить её. По сути, вот кто повлиял на судьбу произведения великого классика.

Осуждение Константиновского, и ряд других обстоятельств, подтолкнули писателя отказаться от творчества. Гоголь начинает анализировать свои работы. Он почти отказался от пищи. Мрачные мысли одолевают его всё сильнее.

Поскольку всё происходило в доме графа Толстого, Гоголь попросил его передать рукописи митрополиту Московскому Филарету. Из лучших побуждений граф отказался выполнять такую просьбу. Тогда глубокой ночью Николай Васильевич разбудил слугу Семёна, чтобы тот открыл печные задвижки и сжёг все свои рукописи.

Похоже, что именно это событие предопределило скорую смерть писателя. Он продолжал говеть и отвергал любую помощь друзей и врачей. Он будто очищался, готовясь к смерти.

Нужно сказать, что Николай Васильевич покинутым не был. Литературное сообщество присылало лучших врачей к постели больного. Был собран целый консилиум из профессуры. Но, видимо, решение начать принудительное лечение было запоздалым. Николай Васильевич Гоголь умер.

Нет ничего удивительного в том, что писатель, так много писавший о нечистой силе, углубился в веру. У каждого на земле свой путь.

Кратко описать очень трудно - слишком многогранным было его литературное наследие и значение для развития русской литературы.

Путь мастера

Творческий путь писателя трудно разбить на ярко выраженные этапы, характеризующиеся общими темами и жанрами произведений. Материальность и мистика, юмор и трагедия, реализм и романтичность всегда соседствовали в его рассказах, повестях, пьесах.

Условно, творчество Гоголя, как и любого другого писателя пытаются делить на этапы: начало пути - сборники " ".

В этом сборнике повестей на темы украинского фольклора, якобы пересказанных со слов старого казака, писатель в сказочном и фантастическом стиле описывает пришлое и настоящее украинских крестьян, их быт и предрассудки, не забывая и о социальных противоречиях; молодость - сборники повестей "Миргород" и "Арабески" объединяют произведения на различные темы и в разных жанрах.

В них соседствуют настоящий рыцарский роман " ", литературный триллер "Вий" с описанием быта мелкопоместного дворянства и чиновничества, размышлениями на тему искусства, истории, сложности человеческих взаимоотношений; зрелость - пьесы.

" ", "Женитьба", "Игроки", сюжет которых не только остро высмеял современную писателю действительность, но и по сей день не утратил своей актуальности.

Исключения из правил

Несмотря на такое типичное для творчества любого писателя деление, многие исследователи творчества Гоголя, считают, что, на самом деле, только два произведения можно отнести к отдельным этапам развития, а именно - к началу пути и к вершине творчества:

  • 1. "Ганц Кюхельгартен" - начало творчества. Первое произведение писателя. В годы юность писателя все помещики и дворяне коротали время за кропанием стихотворных произведений на романтические темы. Не избежал этого и Гоголь. Его единственное рифмованное произведение, не вызвало восторга ни у современников, ни у будущих поколений.
  • 2. " " - венец творения великого мастера. Произведение, называемое автором "поэма", впитала в себя весь писательский опыт Гоголя, соединила все стороны его творчества.

Особняком стоит также повесть "Шинель". Жуткий рассказ о примитивных мечтах человека в суровом мире, о его готовности отдать свою никчемную жизнь за жалкое пальто. Это произведение и теперь, несмотря на потребительское изобилие, актуально, не менее, чем во времена Гоголя.

Отдельно также хочется сказать о мистике, так или иначе присутствующей в большинстве его произведений. В "Страшной мести" и "Мертвых душах", в "Ночи перед Рождеством" и "Шинели" - мистика не только пугает читателя, но и помогает объяснить мировоззрение персонажей.

Значение в истории

Творчество писателя оказало огромное влияние на всю русскую литературу девятнадцатого - двадцатого веков. Его высоко ценили, как при жизни, так и после смерти писателя (наверное, единственный пример в истории). Без Гоголя не было бы а. Произведения великого автора переводятся на все языки мира. Многие из них были экранизированы.

Такая популярность его персонажей и сюжетов объясняется тем, что проблемы, поднимаемые в его произведениях: чинопочитание, коррупция, суеверие, склочность, бедность, существуют и по сей день во всех странах мира и будут существовать еще долгое время. Но даже, когда они исчезнут, книги Гоголя будут служить источником знаний об этих отвратительных явлениях.

Николай Васильевич Гоголь – классик русской литературы, прозаик, поэт, драматург, критик, публицист.
Родился Николай Васильевич Гоголь 1 апреля (20 марта по старому стилю) 1809 года в селе Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии Российской империи (сейчас село Великие Сорочинцы Великосорочинского сельского совета Миргородского района Полтавской области Украины). Умер в Москве в 1852 году 4 марта(21 февраля по старому стилю).
Отец – Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825). Писал пьесы для домашнего театра и был прекрасным рассказчиком.
Мать – Мария Ивановна Гоголь-Яновская (девичья Косяровская) (1791-1868). Была выдана замуж в возрасте четырнадцати лет. По отзывам современников была исключительно хороша собой.
Николай Васильевич родился в старинной дворянской семье Гоголь-Яновских. Назвали его в честь Святителя Николая. При рождении получил фамилию Яновский. В семье рассказывали, что происходят они из старинного казацкого рода.
До десяти лет жил с родителями. В десять лет в 1819 году родители отвезли Николая в Полтаву для подготовки в гимназию.
С 1821 по 1828 обучение в Гимназии высших наук князя Безбородко в Нежине (сейчас Нежинский юридический лицей).
В декабре 1828 переезжает в Санкт-Петербург, где неудачно пробовал стать актером, чиновником.
В 1829 была первая неудачная попытка в литературе. Под псевдонимом В.Алов издал поэму «Ганц Кюхельгартен», но после выхода сам уничтожил весь тираж из-за плохих отзывов критиков.
В 1829 на месяц уезжает за границу в Любек, но уже в сентябре того же года возвращается в Санкт-Петербург.
Благодаря протекции Фаддея Булгарина устраивается на службу в III отделение (политическая полиция в Российской империи), где проработал недолго и с 1830 года работает в департаменте уделов (государственное учреждение осуществляющее управление имуществом).

В 1831 году при помощи Жуковского получил рекомендацию на должность учителя в Женском Патриотическом институте.
В 1831-1832 издает «Вечера на хуторе близ Диканьки», первое его крупное произведение, которое было началом его славы, изданное под псевдонимом Рудый Панько.
В 1834 назначен на должность адъюнкта по кафедре истории в Петербургском университете.
В 1836 году выходит печатное издание комедии «Ревизор» и театральная постановка, благодаря разрешению императора Николая. Тематика «Ревизора» была нова для российской сцены, что вызвало раскол в общественном мнение. Для консерваторов это был демарш, для свободомыслящих – манифест.
С июня 1836 года переезжает за границу. Рим, который стал для Гоголя как бы второй родиной, Франция, Германия, Швейцария. В это время серьезно работает над «Мертвыми душами». В 1839 приезжает в Россию, где читает друзьям законченные главы. К лету 1841 первый том был готов и Николай Васильевич отправляется в Россию печатать поэму. Тут сталкивается с большим препятствованием цензуры, но благодаря связям и поддержке влиятельных друзей, произведение с некоторыми исключениями было дозволено к печати и в 1842 году издается под названием «Похождения Чичикова или Мертвые души». В 1845 из-за душевного кризиса сжигает рукопись второго тома «Мертвых душ» и собирается уйти в монастырь.
В начале 1848 года из Неаполя отправляется в Палестину поклониться Святому Гробу. И оттуда, через Константинополь и Одессу возвращается в Россию.
В последние годы жизни Николай Васильевич Гоголь стал очень религиозным. В 1852 году за неделю до Великого Поста почти перестает есть, перестает выезжать из дому. 18 февраля (по старому стилю) совсем перестает есть, и 20 февраля врачебный консилиум решает принудительно лечить Гоголя, но 21 февраля(4 марта по новому стилю) Николай Васильевич Гоголь умирает.
Был похоронен 24 февраля (7 марта по новому стилю) на кладбище Данилова монастыря в Москве. 31 мая 1931 перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году в селе Большие Сорочинцы, в семье небогатых помещиков – Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских. Отец писателя был автором нескольких комедий на украинском языке. С 1821 по 1828 год Николай Васильевич обучался в Нежинской гимназии высших наук. Интерес к литературе и живописи, а также актерский талант проявились уже в годы учебы. Большим увлечением многих воспитанников гимназии был любительский театр, одним из создателей которого был Гоголь. Он был талантливым исполнителем многих ролей, а также режиссером и художником, автором веселых комедий и сценок из народного быта.

В гимназии будущий писатель начал составлять «Лексикон малороссийский» (украинско-русский словарь) и записывать народные песни. Замечательные памятники устного поэтического творчества писатель собирал в течение всей своей жизни. Первые литературные опыты Гоголя относятся к 1823–24 годам. Через два года после поступления в гимназию он стал одним из активных участников литературного кружка, члены которого издавали сразу несколько рукописных журналов и альманахов: «Метеор литературы», «Звезда», «Северная заря» и др. В этих изданиях печатались первые повести, критические статьи, пьесы и стихи начинающего писателя.

Окончив гимназию, Гоголь уехал в Петербург и через год поступил на государственную службу, а затем стал преподавать историю в одном из учебных заведений. В этот период Николай Васильевич познакомился с В.А. Жуковским, П.А. Плетневым и А.С. Пушкиным, который оказал на его творчество огромное влияние. Гоголь считал себя учеником и последователем великого поэта. Наряду с Пушкиным, большое влияние на формирование литературных вкусов будущего писателя оказали романтическая поэзия и проза декабристов.

В 1831–32 годы вышла книга Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», основанная на украинском народном творчестве – песнях, сказках, народных поверьях и обычаях, а также на личных впечатлениях самого автора. Эта книга принесла Гоголю большой успех. Появление «Вечеров на хуторе близ Диканьки», по словам Пушкина, было необыкновенным явлением в русской литературе. Гоголь открыл русскому читателю удивительный мир народной жизни, проникнутый романтикой народных преданий и традиций, веселым лиризмом и задорным юмором.

1832–33 годы явились переломным этапом в жизни писателя. Это было время настойчивых поисков новых тем и образов, подсказываемых жизнью. В 1835 году были изданы два сборника: «Миргород» и «Арабески», которые принесли Гоголю еще большее признание. В сборник «Миргород» вошли повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Одновременно с этим продолжалась работа над «Петербургскими повестями» – циклом произведений, посвященных петербургской тематике. Первые наброски цикла относятся к 1831 году. Самая значительная из повестей петербургского цикла – «Шинель» – была завершена в 1841 году.

В 1836 году, в Александринском театре, состоялось первое представление комедии «Ревизор», в которой автор безжалостно высмеивает чиновников и поместное дворянство. Персонажи комедии были типичны для всей России того времени, и многие зрители, впервые увидевшие комедию, считали, что автор высмеивает именно их город, их чиновников, помещиков и полицейских. Но далеко не все приняли комедию благожелательно. Представители чиновничьей бюрократии увидели в комедии угрозу. На страницах журнала стали появляться статьи, обвинявшие автора комедии в искажении действительности. Те, кто узнал в героях комедии себя, утверждали, что ее содержание сводится к старому пустому анекдоту.

Один из величайших русских писателей, Николай Васильевич Гоголь, родился в 1809 году. Родителями его были небогатые провинциальные помещики, жившие в своем небольшом имении недалеко от села Диканька в Полтавской губернии. На творчество и жизнь Гоголя повлияло и то, что отец, Василий Афанасьевич, питал страсть к искусству, увлекался театром и имел свои собственные сочинения.

Рождение Гоголя как писателя

Гоголь получил обычное домашнее образование. Позже он поступает в Нежинскую гимназию. В гимназии будущий писатель проявил интерес к театру, участвуя в постановках, учился играть на скрипке, а в 1828 году закончил обучение. Первые попытки сочинять обернулись для него неудачей, и такие этапы жизни и творчества Гоголя периодически будут повторяться в его биографии. В 1829 году он получает место мелкого чиновника, при этом увлекается живописью и продолжает писать. Тяга к литературе берет свое, и уже в 1830 году Гоголь издает свою первую повесть - «Басаврюк» - в «Отечественных записках». В этом же году публикуются главы романа «Гетьман», над которым писатель начал работу. В этот период жизни он знакомится с Пушкиным, что серьезно повлияло на творчество и жизнь Гоголя. Писатель прислушивался к советам Александра Сергеевича и высоко ценил его произведения. Пушкин познакомил Гоголя со многими литераторами и художниками того времени, в том числе с Дельвигом, Вяземским, Брюлловым, Крыловым.

Отражение истории и жизни в произведениях Гоголя

Известность среди писателей Гоголю принес сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1830-1831 гг.). Село, в котором вырос Гоголь, славилось поверьями, легендами. Многое из тех преданий Гоголь перенес в свое произведение. Писатель решает посвятить себя педагогике, научной деятельности, и в 1834 году назначается профессором кафедры истории Университета в Санкт-Петербурге. В этом же году он приступает к работе над «Тарасом Бульбой». Уже через год Гоголь оставляет службу и полностью уходит в литературу. В 1835 году из-под его пера выходят «Вий», «Тарас Бульба». Кроме этого выходят очерки о жизни в Петербурге «Арабески», и создаются наброски «Шинели», которую Гоголь закончит только в 1842 году.

Театральный период творчества Гоголя

Писательство не было единственным увлечением, творчество и жизнь Гоголя были достаточно разнообразными. Появление «Ревизора» в 1835 году стало результатом увлечения театральными постановками. Именно для театра и было написано это произведение, поставленное впоследствии в одном из Московских театров с участием знаменитого Щепкина. Постановка подверглась резкой критике, и автор принял решение уехать за границу. Между тем Гоголь продолжает работать над следующим произведением, в котором высмеивает бюрократию того времени, а в 1841 году при участии Белинского в Петербурге выходит из печати первый том «Мертвых душ».

Творческий и духовный кризис

Второй том «Мертвых душ» имел совершенно другую судьбу. Дальнейшее творчество и жизнь Гоголя развиваются менее удачно.Пересмотр жизненных принципов, разочарование во влиянии художественной литературы на жизнь привели писателя к полнейшему духовному кризису, к серьезной душевной болезни. В один из самых критических моментов, в 1852 году, Гоголь полностью сжигает 2-й том «Мертвых душ». В этом же году писателя не стало. Он был похоронен на кладбище Данилова монастыря. Вся хронология жизни и творчества Гоголяотразилась в его произведениях.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!