Сообщение о славянском народе. Какие народы относятся к славянам

СЛАВЯНЕ – крупнейшая группа европейских народов, объединенная общностью происхождения и языковой близостью в системе индоевропейских языков. Представителей ее делят на три подгруппы: южную (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы), восточную (русские, украинцы и белорусы) и западную (поляки, чехи, словаки, лужичане). Общая численность славян в мире – около 300 млн чел., в том числе болгар 8,5 млн., сербов около 9 млн., хорватов 5,7 млн., словенцев 2,3 млн., македонцев около 2 млн., черногорцев менее 1 млн., боснийцев около 2 млн., русских 146 млн (из них в РФ 120 млн.), украинцев 46 млн., белорусов 10,5 млн., поляков 44,5 млн., чехов 11 млн., словаков менее 6 млн., лужичан – около 60 тыс. Славяне составляют основную часть населения РФ, Республик Польши, Чехии, Хорватии, Словакии, Болгарии, Государственного сообщества Сербия и Черногория, проживают также в республиках Прибалтики, Венгрии, Греции, Германии, Австрии, Италии, в странах Америки и в Австралии. Большинство славян – христиане, за исключением боснийцев, которые приняли ислам во времена османского владычества над южной Европой. Болгары, сербы, македонцы, черногорцы, русские – в основном, православные; хорваты, словенцы, поляки, чехи, словаки, лужичане – католики, среди украинцев и белорусов много православных, но есть также католики и униаты.

Данные археологии и языкознания связывают древних славян с обширной областью Центральной и Восточной Европы, ограниченной на западе Эльбой и Одером, на севере Балтийским морем, на востоке – Волгой, на юге – Адриатикой. Северными соседями славян были германцы и балты, восточными – скифы и сарматы, южными – фракийцы и иллирийцы, западными – кельты . Вопрос о прародине славянства остается дискуссионным. Большая часть исследователей полагает, что это был бассейн Вислы. Этноним славяне впервые встречается у византийских авторов 6 в., которые именовали их «склавины». Это слово связано с греческим глаголом «клуксо» («омываю») и латинским «клуо» («очищаю»). Самоназвание славян восходит с славянской лексеме «слово» (то есть славяне – те, которые говорят, понимают через словесную речь друг друга, считая чужеземцев непонятными, «немыми»).

Древние славяне были потомками скотоводческо-земледельческих племен культуры шнуровой керамики, расселившихся в 3–2 тыс. до н.э. из Северного Причерноморья и Прикарпатья по Европе. Во 2 в. н.э., в результате движения на юг германских племен готов , целостность славянской территории была нарушена, и она разделилась на западную и восточную. В 5 в. началось расселение славян на юг – на Балканы и в Северо-Западное Причерноморье. При этом, однако, они удержали все свои земли в Центральной и Восточной Европе, превратившись в крупнейшую для той поры этническую группу.

Славяне занимались пашенным земледелием, скотоводством, различными ремеслами, жили соседскими общинами. Многочисленные войны и территориальные перемещения способствовала распаду к 6–7 вв. родовых связей. В 6–8 вв. многие из славянских племен объединились в племенные союзы и создали первые государственные образования: в 7 в. возникло Первое Болгарское царство и государство Само, в которое вошли земли словаков, в 8 в. – сербское государство Рашка, в 9 в. – Великоморавская держава, вобравшая в себя земли чехов, а также первое государство восточных славян – Киевская Русь, первое самостоятельно хорватское княжество и государство черногорцев Дукля. Тогда же – в 9–10 вв. – среди славян начало распространяться христианство , быстро ставшее господствующей религией.

С конца 9 – в первой половине 10 в., когда у поляков еще только складывалось государство, а сербские земли постепенно собирались Первым Болгарским царством, началось продвижение венгерских племен (мадьяр) в долину среднего Дуная, усилившаяся к 8 в. Мадьяры отрезали западных славян от южных, ассимилировали часть славянского населения. Словенские княжества Штирия, Крайна, Каринтия оказались в составе Священной Римской империи . С 10 в. земли чехов и лужичан (единственного из славянских народов, не успевшего создать своей государственности) также попали в эпицентр колонизации – но уже германцев. Таким образом, чехи, словенцы и лужичане были постепенно включены в состав держав, созданных германцами и австрийцами и стали их пограничными округами. Участвуя в делах этих держав, перечисленные славянские народы органично влились в цивилизацию Западной Европы, став частью ее социально-политической, экономической, культурной, религиозной подсистем. Сохранив некоторые типично славянские этнокультурные элементы, они приобрели устойчивый набор черт, свойственных именно германским народам в семейной и в общественной жизни, в национальной утвари, одежде и кухне, в типах жилищ и поселений, в танцах и музыке, в фольклоре и прикладном искусстве. Даже в антропологическом отношении эта часть западного славянства обрела устойчивые черты, сближающие ее с южными европейцами и жителями Центральной Европы (австрийцами, баварцами, тюрингцами и др.). Колорит духовной жизни чехов, словенцев, лужичан стал определяться немецким вариантом католицизма; претерпели изменения, лексический и грамматический строй их языков.

Болгары, сербы, македонцы, черногорцы образовали в период средневековья, 8–9 вв., южный греко-славянский природно-географический и историко-культурный ареал. Все они оказались в орбите влияния Византии, приняли в 9 в. христианство в его византийском (ортодоксальном) варианте, а с ним и кириллическую письменность. В дальнейшем – в условиях непрекращающегося натиска иных культур и сильного влияния ислама после начавшегося во второй половине 14 в. турецкого (османского) завоевания – болгары, сербы, македонцы и черногорцы успешно сохранили специфику духовного строя, особенности семейной и общественной жизни, самобытные культурные формы. В борьбе за свою самобытность в османском окружении они и оформились как южнославянские этнические образования. В то же время, небольшие группы славянских народов в период османского владычества приняли ислам. Боснийцы – из славянских общин Боснии и Герцеговины, потурченцы – из черногорцев, помаки – из болгар, торбеши – из македонцев, сербы-магометане – из сербской среды испытали сильное турецкое влияние и потому приняли на себя роль «пограничных» подгрупп славянских народов, связующих представителей славянства с ближневосточными этносами.

Северный историко-культурный ареал православного славянства сложился в 8–9 веках на большой территории, занимаемой восточными славянами от Северной Двины и Белого моря до Причерноморья, от Западной Двины до Волги и Оки. Начавшиеся в начале 12 в. процессы феодального дробления Киевской державы привели к образованию множества восточнославянских княжеств, которые и сформировали две устойчивые ветви восточного славянства: восточную (великороссы или русские, россияне) и западную (украинцы, белорусы). Русские, украинцы и белорусы как самостоятельные народы сложились, по разным оценкам, после завоевания восточнославянских земель монголо-татарами, ига и распада государства монголов, Золотой Орды , то есть в 14–15 вв. Государство русских – Россия (на европейских картах именовавшееся Московия) – вначале объединило земли по верхней Волге и Оке, Верховьям Дона и Днепра. После завоевания в 16 в. Казанского и Астраханского ханств, русские расширили территорию своего расселения: они продвинулись в Поволжье, Приуралье, Сибирь. Украинцы после падения Крымского ханства заселили Причерноморье и, вместе с русскими, степные и предгорные районы Северного Кавказа. Значительная часть украинских и белорусских земель была в 16 в. в составе объединенного польско-литовского государства Речи Посполитой и лишь в середине 17–18 вв. оказалась вновь надолго присоединена к русским. Восточные славяне сумели полнее, чем славяне балканские (находившиеся то под греческим духовно-интеллектуальным, то под османским военно-административным давлением) и значительная часть германизированных славян западных, сохранить черты своей традиционной культуры, ментально-психического склада (ненасильственность, толерантность и др.).

Значительная часть славянских этносов, жившая в Восточной Европе от Ядрана до Балтики – это были частично западные славяне (поляки, кашубы, словаки) и частично южные (хорваты) – в эпоху средневековья образовала свой особый культурно-исторический ареал, тяготеющий к Западной Европе более, чем к южному и восточному славянству. Этот ареал объединил те славянские народы, которые приняли католицизм, но избежали активной германизации и мадьяризации. Их положение в славянском мире сходно с группой небольших славянских этнических общностей, которые объединили в себе черты, присущие восточным славянам, с чертами народов, живущих в Западной Европе – как славянскими (поляками, словаками, чехами), так и неславянскими (венграми, литовцами). Это постепенно выделившиеся от иных этносов лемки (на польско-словацком пограничье), русины, закарпатцы, гуцулы, бойки, галичане на Украине и чернорусы (западнобелорусы) в Белоруссии.

Сравнительно позднее этническое разделение славянских народов, общность их исторических судеб способствовали сохранению сознания славянской общности. Это и самоопределение в условиях инокультурного окружения – немцев, австрийцев, мадьяр, османов, и сходные обстоятельства национального развития, вызванные утратой многими из них государственности (большая часть западных и южных славян была в составе Австро-Венгерской и Османской империи, украинцы и белорусы – в составе Российской империи). Уже в 17 в. среди южных и западных славян появилась тенденция к объединению всех славянских земель и народов. Видным идеологом славянского единства в то время был хорват, служивший при русском дворе, Юрий Крижанич .

В конце 18 – начале 19 в. быстрый рост национального самосознания практически у всех ранее угнетенных славянских народов выразился в стремлении к национальной консолидации, вылившись в борьбу за сохранение и распространение национальных языков, создание национальных литератур (т.н. «славянское возрождение»). Начало 19 в. положило начало и научному славяноведению – исследованию культур и этнической истории южных, восточных, западных славян.

Со второй половины 19 в. стало очевидным стремление многих славянских народов к созданию собственных, независимых государств. На славянских землях начали действовать общественно-политические организации, способствовавшие дальнейшему политическому пробуждению славянских народов, не имевших собственной государственности (сербов, хорватов, словенцев, македонцев, поляков, лужичан, чехов, украинцев, белорусов). В отличие от русских, чья государственность не была утрачена даже во время ордынского ига и насчитывала девятивековую историю, а также болгар и черногорцев, получивших независимость после победы России в войне с Турцией 1877–1878, большинство славянских народов еще только вело борьбу за независимость.

Национальный гнет и нелегкое экономическое положение славянских народов в конце 19 – начале 20 вв. вызвали несколько волн их эмиграции в более развитые европейские страны в США и Канаду, в меньшей степени – Францию, Германию. Общая численность славянских народов в мире в начале 20 в. составляла около 150 млн. человек (русских – 65 млн., украинцев – 31 млн., белорусов 7 млн.; поляков 19 млн., чехов 7 млн., словаков 2,5 млн.; сербов и хорватов 9 млн., болгар 5,5 млн., словенцев 1,5 млн.) В то время основная масса славян жила в России (107,5 млн. чел.), Австро-Венгрии (25 млн. чел.), Германии (4 млн. чел.), странах Америки (3 млн. чел.).

После Первой мировой войны 1914–1918 международные акты зафиксировали новые границы Болгарии, появление многонациональных славянских государств Югославии и Чехословакии (где, однако, одни славянские народы доминировали над другими), восстановление национальной государственности у поляков. В начале 1920-х было объявлено о создании собственных государств – социалистических республик – украинцев и белорусов, вошедших в СССР; однако тенденция к русификации культурной жизни этих восточнославянских народов – ставшая явной в период существования Российской империи – сохранялась.

Солидарность южных, западных и восточных славян окрепла в годы Второй мировой войны 1939–1945, в борьбе с фашизмом и проводившимися оккупантами «этническими чистками» (под ними подразумевалось физическое уничтожение в том числе и ряда славянских народов). В эти годы более иных пострадали сербы, поляки, русские, белорусы, украинцы. В то же время, славянофобы-нацисты не считали славянами словенцев (восстановив словенскую государственность в 1941–1945), лужичан причисляли к восточным немцам (швабам, саксонцам), то есть областным народностям (Landvolken) германской Серединной Европы, а противоречия между хорватами и сербами использовали в своих интересах, поддерживая хорватский сепаратизм.

После 1945 практически все славянские народы оказались в составе государств, именуемых социалистическими или народно-демократическими республиками. О существовании в них противоречий и конфликтов на этнической почве десятилетиями умалчивалось, зато подчеркивались преимущества сотрудничества, как экономического (для чего был создан Совет экономической взаимопомощи, просуществовавший почти полвека, 1949–1991), так и военно-политического (в рамках Организации Варшавского договора, 1955–1991). Однако эпоха «бархатных революций» в странах народной демократии 90-х 20 в. не только выявила подспудное недовольство, но и привела бывшие многонациональные государства к стремительному дроблению. Под влиянием этих процессов, охвативших всю Восточную Европу, в Югославии, Чехословакии и СССР прошли свободные выборы и возникли новые независимые славянские государства. Помимо положительных сторон, этот процесс имел и отрицательные – ослабление существовавших экономических связей, направлений культурного и политического взаимодействия.

Тенденция к тяготению западных славян к западноевропейским этносам сохраняется и в начала 21 в. Некоторые из них выступают проводниками того западноевропейского «натиска на Восток», который наметился после 2000. Такова роль хорватов в балканских конфликтах, поляков – в поддержании сепаратистских тенденций на Украине и в Белоруссии. В то же время, на рубеже 20–21 вв. вновь стал актуальным вопрос об общности судеб всех восточных славян: украинцев, белорусов, великороссов, а также южных славян. В связи с активизацией славянского движения в России и за ее пределами в 1996–1999 было подписано несколько соглашений, являющихся ступенью к образованию союзного государства России и Белоруссии. В июне 2001 в Москве прошел съезд славянских народов Белоруссии, Украины и России; в сентябре 2002 в Москве была основана Славянская Партия России. В 2003 образовалось Государственное сообщество Сербии и Черногории, объявившее себя правопреемником Югославии. Идеи славянского единства вновь обретают свою актуальность.

Лев Пушкарев

В истории славян немало белых пятен, что даёт возможность многочисленным современным «исследователям» на основании домыслов и недоказанных фактов выдвигать самые фантастические теории о происхождении и формировании государственности славянских народов. Часто даже понятие «славянин» понимается превратно и рассматривается как синоним понятия «русский». Более того, существует мнение, будто славянин - это национальность. Всё это заблуждения.

Кто такие славяне?

Славяне составляют крупнейшую в Европе этноязыковую общность. Внутри неё существуют три основные группы: (т. е. русские, белорусы и украинцы), западные (поляки, чехи, лужичане и словаки) и южные славяне (среди них назовём боснийцев, сербов, македонцев, хорватов, болгар, черногорцев, словенцев). Славянин - этоне национальность, так как нация - более узкое понятие. Отдельные славянские нации сформировались относительно поздно, в то время как славяне (а точнее, праславяне) выделились из индоевропейской общности за полторы тысячи лет до н. э. Прошло несколько веков, и о них узнали античные путешественники. На рубеже эпох славяне упоминались римскими историками под именем «венедов»: из письменных источников известно, что славянские племена вели войны с германскими.

Считается, что родиной славян (точнее, местом, где они сформировались как общность) была территория между Одером и Вислой (некоторые авторы утверждают, что между Одером и средним течением Днепра).

Этноним

Тут имеет смысл рассмотреть вопрос о происхождении самого понятия «славянин». В старину народы часто назывались по имени реки, на берегах которой они обитали. Днепр в древние времена как раз именовался «Славутич». Сам корень «слав», возможно, восходит к общему для всех индоевропейцев слову kleu, означающего молву или известность. Есть и еще одна распространённая версия: «словак», «цловак» и, в конечном итоге, «славянин» - это просто «человек» или «человек, говорящий по-нашему». Представители древних племен всех чужаков, говоривших на непонятном языке, вообще не считали людьми. Самоназвание любого народа - например, «манси» или «ненец» - в большинстве случаев означает «человек» или «мужчина».

Хозяйство. Общественный строй

Славянин - это земледелец. Обрабатывать землю научились еще в те времена, когда у всех индоевропейцев был общий язык. На северных территориях практиковали подсечно-огневое земледелие, на юге - перелог. Выращивали просо, пшеницу, ячмень, рожь, лён и коноплю. Знали огородные культуры: капусту, свеклу, репу. Славяне жили в лесной и лесостепной зонах, поэтому занимались и охотой, и бортничеством, а также рыбачили. Еще они разводили скот. Славяне изготавливали качественное по тем временам оружие, керамику, сельскохозяйственные инструменты.

На ранних этапах развития у славян существовала которая постепенно эволюционировала в соседскую. В результате военных походов из общинников выделилась знать; знать получила земли, и общинный строй сменился феодальным.

Общаяв древности

На севере славяне соседствовали с балтийскими и на западе - с кельтами, на востоке - со скифами и сарматами, а на юге - с древними македонцами, фракийцами, иллирийцами. В конце 5-го века н. э. они дошли до Балтийского и Черного морей, а к 8-му веку достигли Ладожского озера и освоили Балканы. К 10-му веку славяне занимали земли от Волги до Эльбы, от Средиземноморья до Балтики. Эта миграционная активность была обусловлена нашествиями кочевников из Средней Азии, нападениями соседей-германцев, а также изменением климата в Европе: отдельные племена вынуждены были искать себе новые угодья.

История славян Восточно-Европейской равнины

Восточные славяне (предки современных украинцев, белорусов и русских) к 9-му веку н. э. заняли земли от Карпат до среднего течения Оки и Верхнего Дона, от Ладоги до Среднего Поднепровья. Они активно взаимодействовали с местными финно-уграми и балтами. Уже с 6-го века мелкие племена стали вступать в союзы друг с другом, что знаменовало зарождение государственности. Во главе каждого такого союза стоял военный вождь.

Названия союзов племен известны всем из школьного курса истории: это и древляне, и вятичи, и северяне, и кривичи. Но наибольшую известность получили, пожалуй, поляне и ильменские словене. Первые обитали по среднему течению Днепра и основали Киев, последние жили на берегах Ильмень-озера и построили Новгород. Возникший в 9-м веке «путь из варяг в греки» способствовал возвышению и, впоследствии, объединению этих городов. Так в 882 году возникло государство славян Восточно-Европейской равнины - Русь.

Высшая мифология

Славян нельзя назвать В отличие от египтян или индийцев, они не успели выработать развитой мифологической системы. Известно, что славян (т. е. мифы о происхождении мира) имеют много общего с финно-угорскими. В них тоже присутствует яйцо, из которого «рождается» мир, и две утки, по приказу верховного бога приносящие со дна океана ил для создания земной тверди. Поначалу славяне поклонялись Роду и Рожаницам, позже - персонифицированным силам природы (Перуну, Сварогу, Мокоши, Даждьбогу).

Существовали представления о рае - Ирии (Вырии), (Дубе). Религиозные представления славян развивались по той же схеме, что и у других народов Европы (ведь древний славянин - это европеец!): от обожествления природных явлений до признания единого Бога. Известно, что в 10-м веке н. э. князь Владимир пытался «унифицировать» пантеон, сделав верховным божеством Перуна - покровителя воинов. Но реформа провалилась, и князю пришлось обратить внимание на христианство. Принудительная христианизация, впрочем, так и не смогла полностью уничтожить языческие представления: Илью-пророка стали отождествлять с Перуном, а Христа и Богородицу стали упоминать в текстах магических заговоров.

Низшая мифология

Увы, мифы славян о богах и героях не были записаны. Зато эти народы создали развитую низшую мифологию, персонажи которой - лешие, русалки, упыри, заложные, банники, овинники и полуденицы - известны нам из песен, былин, пословиц. Еще в начале 20-го века крестьяне рассказывали этнографам о том, как уберечься от оборотня и договориться с водяным. Некоторые пережитки язычества живы в народном сознани до сих пор.

Современные славянские народы и государства.

Первые сведения о славянах. Венеды.

Происхождение слова «славяне»

В этой книге, адресованной в основном студентам и учащимся России, нет необходимости подробно распространяться на тему, кто такие славяне. Крупнейший славянский народ, русские, составляет в нашей стране так называемую «титульную» или государствообразующую нацию.

Славяне живут преимущественно в Восточной и Центральной Европе (а также в Сибири). В результате иммиграционных процессов славянские диаспоры имеются даже в США, Канаде, Австралии и ряде других регионов планеты.

Русских, по последним имеющимся данным, более 145 млн. Второй по численности славянский народ - украинцы. Их примерно 50 млн человек. Третий по численности славянский народ - поляки. Их число приближается к числу украинцев и составляет около 45 млн. Далее, в порядке убывания численности, белорусов - почти 10 млн, сербов до недавнего времени было не менее 10 млн, чехов - около 10 млн, болгар - более 9 млн, словаков - 5,5 млн, хорватов тоже - 5,5 млн, словенцев - до 2,5 млн, македонцев - 2 млн, муслиман - около 2 млн, черногорцев - 0,6 млн человек16.

На протяжении столетий восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) жили в одном государстве, которое меняло названия (Российская империя, Союз Советских Социалистических Республик), но объединяло эти братские народы, взаимоусиливая их в культурном, экономическом и военно-политическом отношении. В конце 1991 г. в силу сложных социально-политических процессов СССР распался. С этого времени украинцы и белорусы живут в своих отдельных от России и русских национальных государствах.

На Балканском полуострове несколько десятилетий существовала Социалистическая Федеративная Республика Югославия, объединявшая почти всех южных славян - сербов, хорватов, словенцев, македонцев, муслиман и черногорцев. С начала 1990-х годов в силу аналогичных процессов и Югославия постепенно распалась. Вначале из нее почти синхронно выделились и провозгласили создание собственных государств словенцы, хорваты и македонцы. В конце концов в составе Югославии остались только Сербия и Черногория, но недавно Черногория в итоге референдума объявила о своей независимости от Сербии, и Югославия как государство прекратила существование.

В 1993 г. распалась на два западнославянских государства, Чехию и Словакию, единая Чехословакия, существовавшая с 1918 г. Лишь западнославянская Польша и южнославянская Болгария так и сохранились в пределах границ, которые они обрели после Второй мировой войны.

В результате на данный момент на планете имеются Россия (столица - Москва), Украина (Киев), Белоруссия или Беларусь (Минск), Чехия (Прага), Словакия (Братислава), Польша (Варшава), Болгария (София), Македония (Скопье), Хорватия (Загреб), Словения (Любляна), Сербия (Белград), Черногория (Подгорица)17.

Российским читателям ведомо, какой духовной трагедией обернулось для всего славянства разрушение СССР и СФРЮ, мощных государств, в которых народы мирно жили, создавая и развивая неповторимо яркие культуры. Одновременно, например, гибель Югославии вылилась в этническую катастрофу.

В начале 1990-х годов состоялась в значительной мере спровоцированная извне война между братскими народами - сербами, хорватами и муслиманами - в югославских областях Босния и Герцеговина18.

Множество боснийских сербов в итоге было изгнано с земель, на которых жили еще их далекие предки. Бездомные люди в массовом порядке бежали тогда в Сербию.

В 1999 г. принявшая их ранее Сербия сама, в свою очередь, стала жертвой агрессии со стороны ряда стран, входящих в военный блок НАТО.

Предлогом для агрессии было декларировавшееся намерение натовцев «защитить» от югославской полиции в сербском крае Косово проживающих там албанцев. Сербию на протяжении 78 дней непрестанно подвергали массированным бомбежкам, в результате которых погибли тысячи мирных граждан, были разрушены старинные города и памятники зодчества.

Албанские бандформирования после этого в условиях полной безнаказанности устроили в Косово серию сербских погромов с многочисленными убийствами безоружных людей, в результате которых сербское население в первой половине 2000-х годов почти поголовно бежало из этого края, бросая свои жилища и имущество19.

В начале 2008 г. при огромной поддержке США и некоторых других стран НАТО Косово объявило о своей «государственной» независимости, хотя такое объявление было сопряжено с грубейшим нарушением устава ООН и международного права.

Иноземные силы в XXI в. уже неоднократно вмешивались во внутренние дела славянских стран, провоцируя в них так называемые «оранжевые революции».

В настоящее время славянский мир находится в состоянии небывалого культурно-исторического разобщения, дезинтеграции.

Тем важнее ныне становится задача знакомства со славянской проблематикой в рамках курса Введения в славянскую филологию20.

Первые сведения о славянах исходят от римских историков Плиния Старшего и Корнелия Тацита 21. Это краткие упоминания, причем оба римских автора именуют славян «венедами».

Так, Плиний в своей «Естественной истории » (98 г. н. э.) пишет: «Некоторые писатели передают, что эти местности вплоть до реки Вистулы (Вислы) заселены сарматами, венедами, скифами, гиррами». Несколько ранее Тацит в своем сочинении «Германия » также в форме проходного упоминания говорит, что рядом с племенами певкинов и феннов живут венеды. Он затрудняется, отнести ли их к германцам, которых неоднократно критикует за «варварство», но утверждает, что «венеды переняли многое из их нравов», строя похожие жилища и также отличаясь оседлым образом жизни.

«Венеды» - этим словом сами славяне себя, видимо, никогда не называли. Это наименование извне: так их называли в древности другие. Похожим образом можно напомнить о всем известном европейском народе, представители которого сами себя зовут «дойчами», а другие народы именуют их по-разному - русские «немцами», французы «аллеманами», англичане «джемэнами» и т. п.

Названия, преломляющие слово «венеды», сохранились до сих пор в финно-угорских языках. По-эстонски русский - vene («вене»), русский язык - vene keel.

Во II в. н. э. Клавдий Птолемей в своем «Географическом руководстве » еще раз кратко упоминает о венедах, которые, по его сведениям (весьма туманным), живут «вдоль всего Венедского залива» (имеется в виду Балтийское море). С запада земли венедов ограничивает, по Птолемею, река Вистула (Висла).

Византийский автор V в. Приск Паннийский оказался в составе посольства, направленного ко двору Атиллы22. Повествуя о тюркских завоевателях гуннах, он неожиданно называет такие слова «гуннского» языка, как названия напитка - medos и название погребальной тризны - strava.

Поскольку в первом слове легко угадывается мед, а второе обозначало трапезу в древнерусском языке и по сей день имеется в некоторых славянских языках, постольку чешский филолог Павел Шафарик (1795-1861), автор труда «Славянские древности » (1837), высказывал обоснованное предположение о присутствии славян в многонациональной по составу орде Атиллы. (Кстати, Приск называет еще и напиток kamos, в котором приходится подозревать квас.)

Больше конкретного знали о славянах готский историк VI в. Иордан и византийские историки VI-VII вв. н. э.

Для автора сочинения «О готах » Иордана, писавшего на латыни (он долгое время служил римлянам и лишь в шестидесятилетнем возрасте сделался «придворным историком» готского короля), славяне - ненавидимые враги, которые «теперь по грехам нашим» «свирепствуют повсюду» и к которым, как и к другим противникам готов, он регулярно выражает подчеркнутое официальное презрение. В частности, он именует их «толпой трусов», «мощных своей численностью», и сообщает, что они «имеют теперь три имени: венеды, анты и склавины»23. Впрочем, в отношении антов, земли которых простираются «от Данастра до Данапра» (от Днестра до Днепра), Иордан делает интересную показательную оговорку, именуя их «храбрейшими» (из славян).

Прокопай Кесарийский (VI в.) в своем труде «Война с готами» подразделяет славян на две категории: западных он именует «славянами», а восточных (наших непосредственных предков) «антами». Прокопий рассказывает:

«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы».

В конце VI в. интересные и подробные сведения о славянах занес в свое военное руководство «Стратегикон » некий византиец Маврикий (автором данного сочинения долгое время ошибочно считали императора Маврикия, впоследствии автора стали условно именовать Маврикий Стратег). Он пишет, например:

«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, при переходе из одного места в другое, охраняют их в случае надобности, так что если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного), считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?»

Здесь о славянах рассказывает их военный противник, ставящий целью ознакомить своих воинов со способами наиболее эффективной борьбы с ними. Такой автор «не перехвалит». Тем ценнее его объективные свидетельства об особом славянском свободолюбии (их невозможно поработить), выносливости, радушии и гостеприимстве, поразительно гуманном отношении к пленным. Все это - весьма информативные, о многом свидетельствующие черты национального характера.

Информацию, исходящую от Прокопия Кесарийского и Маврикия Стратега, будем неоднократно привлекать ниже в различных разделах «Введения в славянскую филологию».

Вопрос, откуда происходит этноним «славяне», дискутировался на протяжении столетий. Как это обычно бывает, славяне различным образом романтизировали и, в частности, героизировали свое название. Популярна была точка зрения, что они называются так потому, что «покрыли себя неувядаемой славой».

По выражению филолога П.Я. Черных, «в народном славянском сознании имя славянского племени сначала было связано со словом, а потом стало связываться со славой. Как говорит один старый польский писатель: «потому-то народы языка нашего и прозвались славянами, что все вместе и каждый в особенности старались себе заслужить добрую славу рыцарскими подвигами»24.

Оригинальное мнение привел И. Первольф в книге «Славяне, их взаимные отношения и связи». Некий поляк Папроцкий рассуждал, что славяне «назвались или от славы, или от слова: данное слово они всякому охотно исполняли... Впрочем, слава и слово не отличаются друг от друга; слава тому, кто слово исполняет»25.

В средневековой славянской среде даже получила распространение так называемая «жалованная грамота» славянскому народу от Александра Великого (Македонского). Этот любопытный текст гласит:

«Светлому поколению славянскому за великие его службы на вечные времена всю часть земли с севера до самой Италии, и земли на юге, чтоб в них никто другой кроме вашего народа не посмел пребывать и селиться; а если бы кто-нибудь другой нашелся живущим в тех странах, то он должен быть вашим слугою, и его потомки должны быть слугами ваших потомков»26.

П.Я. Черных писал о слове «славянин»: «С древнейших времен в памятниках письменности это имя известно с о после л и с суффиксом -ѣнин. С этим суффиксом обычно в старину образовывались существительные, обозначавшие не только принадлежность к какому-нибудь племени, народу, но и происхождение из какого-нибудь определенного населенного пункта или местности: самарѣнин, галилеянин. Поэтому и в данном случае делают предположение, что славяне получили свое имя от богатой реками местности Слово или от реки Слова» 27.

Все же, вероятнее всего, самоназвание «славяне» образовалось по принципу, широко распространенному среди мировых языков.

Как верно писал все тот же П.Я. Черных, «поскольку словѣне ассоциировалось со словом и получило значение «народ, люди владеющие словом, говорящие на понятном языке», все другие люди, говорящие не на славянских языках, а на других (непонятных) языках, были названы «безмолвствующими, немыми». Это понятие выражалось словом нѣмци (любые иностранцы. - ЮМ.). <...> Так, например, в Москве в начале XVII в. говорили: «(прибыли в Холмогоры) 5000 аглинских немец», идут «датского короля немцы», «шпанского короля немцы», «...в немцы, в Голанскую землю»28.

Народы в древности весьма часто называли себя «имеющими язык», «обладающими словом» - в противоположность иноземцам, которые казались им безъязыкими, немцами (на самом деле язык у иноземцев, конечно, был, но был иным, непонятным). Славяне (словѣне) - «имеющие слово», осмысленно говорящие.

Славянские народы занимают на земле места больше, чем в истории. Итальянский историк Мавро Орбини в своей книге «Славянское царство», вышедшей в свет еще в 1601 году, писал: «Славянский род старше пирамид и столь многочисленен, что населил полмира ».

Письменная история о славянах до нашей эры ничего не сообщает. Следы древних цивилизаций на Русском Севере – научный вопрос, не решенный историками. Страна утопия, описанная еще древнегреческим философом ученым Платоном Гиперборея — предположительно арктическая прародина нашей цивилизации.

Гиперборея, она же Даария или Арктида — древнее название Севера. Судя по летописям, легендам, мифам и преданиям, которые существовали у разных народов мира в древности, Гиперборея располагалась на севере сегодняшней России. Вполне возможно, что она затрагивала также Гренландию, Скандинавию или, как показано на средневековых картах, вообще раскинулась на островах вокруг Северного полюса. Населяли ту землю люди, имеющие генетическое родство с нами. О реальном существовании материка свидетельствует карта, скопированная величайшим картографом XVI века Г.Меркатором в одной из египетских пирамид в Гизе.

Карта Герхарда Меркатора, изданная его сыном Рудольфом в 1535 году. В центре карты изображена легендарная Арктида. Картографические материалы такого рода до потопа могли быть получены только с использованием летательных средств, высокоразвитых технологий и при наличии мощного математического аппарата, необходимого для создания специфических проекций.

В календарях египтян, ассирийцев и майя катастрофа, погубившая Гиперборею, датируется 11542 годом до н. э. Изменение климата и Всемирный Потоп 112 тысяч лет тому назад заставили наших Предков покинуть свою прародину Даарию и мигрировать через единственный перешеек ныне Ледовитого океана (Уральские горы).

«…весь мир перевернулся, и звезды упали с неба. Это произошло оттого, что огромная планета упала на Землю… в тот момент «сердце Льва достигло первой минуты головы Рака». Великая арктическая цивилизация была уничтожена всепланетарной катастрофой.

В результате удара астероида 13659 лет назад Земля совершила «скачок во времени». Скачок повлиял не только на астрологические часы, которые стали показывать иное время, но и на общепланетарные энергетические часы, задающие животворящий ритм всему живому на Земле.

Прародина народов Белой расы родов затонула не полностью.

От огромной территории севера Евразийского плато, некогда являвшегося сушей, сегодня над водой видны только Шпицберген, Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля и Новосибирские острова.

Астрономы и астрофизики, изучающие проблемы астероидной безопасности утверждают, что каждые сто лет Земля сталкивается с космическими телами размером менее ста метров. Более ста метров – каждые 5000 лет. Удары астероидов с поперечником в километр возможны раз в 300 тысяч лет. Раз в миллион лет не исключены столкновения с телами диаметром более пяти километров.

Сохранившиеся древние исторические хроники и проведенное исследование показывают, что в течение последних 16000 лет крупные астероиды, размеры которых превосходили десятки километров в поперечнике, поражали Землю дважды: 13659 лет назад и за 2500 лет до этого.

Если отсутствуют научные тексты, материальные памятники скрыты под арктическим льдом или не распознаны, на помощь приходит реконструкция языка. Племена, расселяясь, превращались в народы, и на их хромосомных наборах оставались метки. Такие метки остались на арийских словах, и их можно узнать в любом западноевропейском языке. Мутации слов совпадают с мутациями хромосом! Даария или Арктида, названная греками Гипербореей, является, прародиной всех арийских народов и представителей расового типа белых людей Европы и Азии.

Очевидны две ветви арийских народов. Примерно 10 тысяч лет до н.э. одна распространилась на восток, а другая двинулась с территории Русской равнины в Европу. ДНК-генеалогии показывает, что эти две ветви проросли из одного корня из глубины тысячелетий, от десяти до двадцати тысяч лет до нашей эры, он гораздо древнее, нежели тот, о котором пишут сегодняшние учёные, предполагая, что арии распространились с юга. Действительно, движение ариев на юге существовало, но оно было гораздо позже. Вначале было переселение людей с севера на юг и в центр материка, где и появились будущие европейцы, то есть представители белой расы. Еще до переселения на юг эти племена жили вместе на территориях, примыкающих к Южному Уралу.

О том, что на территории России в глубокой древности жили предшественники ариев и существовала развитая цивилизация, подтверждает обнаруженный на Урале в 1987 году один из древнейших городов, город — обсерватория, который существовал уже в начале 2-го тысячелетия до н. э... Назван по близлежащему селению Аркаимом. Аркаим (XVIII–XVI вв. до н. э.) — современник египетского Среднего царства, крито-микенской культуры и Вавилона. Расчеты показывают, что Аркаим старше египетских пирамид, его возраст не менее пяти тысяч лет, как и Стоунхендж.

По типу захоронений в Аркаиме можно утверждать, что в городе жили протоарии. Наши предки, проживавшие на земле России, уже 18 тысяч лет назад имели точнейший лунно-солнечный календарь, солнечно-звездные обсерватории удивительной точности, древние города-храмы; они дали человечеству совершенные орудия труда и заложили животноводство.

На сегодняшний день арийцев можно выделить

  1. по языку — индо-иранская, дардская, нуристанская группы
  2. Y-хромосоме — носители некоторых субкладов R1a в Евразии
  3. 3) антропологически — прото-индоиранцы (арьи) являлись носителями кроманьоидного древне евразийского типа, который не представлен в современном населении.

Поиск современных «арийцев» наталкивается на ряд подобных затруднений — невозможно свести эти 3 пункта к одному значению.

В России интерес к поискам Гипербореи был издавна, начиная с Екатерины II и ее посланцев на север. С помощью Ломоносова она организовала две экспедиции. 4 мая 1764 года императрица подписала секретный указ.

ВЧК и лично Дзержинский тоже проявляли интерес к поиску Гипербореи. Интересовал всех секрет Абсолютного оружия, по силе схожего с ядерным. Экспедиция ХХ века

под руководством Александра Барченко искала именно его. На территориях русского Севера побывала даже гитлеровская экспедиция, состоявшая из членов организации «Аненербе».

Доктор философских наук Валерий Демин, отстаивая концепцию полярной прародины человечества, приводит разносторонние аргументы в пользу теории, согласно которой на Севере в далеком прошлом существовала высокоразвитая гиперборейская цивилизация: в нее-то и уходят корни славянской культуры.

Славяне, как и все современные народы, возникли в результате сложных этнических процессов и являются смесью предшествующих разнородных этнических групп. История славян неразрывно связана с историей возникновения и расселения индоевропейских племен. Четыре тысячи лет назад единая индоевропейская общность начинает распадаться. Формирование славянских племен происходило в процессе выделения их из числа многочисленных племен крупной индоевропейской семьи. В Центральной и Восточной Европе отделяется языковая группа, в которую, как показали данные генетики, входили предки германцев, балтов и славян. Они занимали обширную территорию: от Вислы до Днепра, отдельные племена доходили и до Волги, тесня финно-угров. Во 2-м тысячелетии до н.э. германо-балто-славянская языковая группа также переживала процессы дробления: германские племена уходят на Запад, за Эльбу, а балты и славяне остаются в Восточной Европе.

С середины II тыс. до н.э. на больших пространствах от Альп до Днепра славянская или понятная славянам речь преобладает. Но на этой территории продолжают находиться и другие племена, причем одни из них покидают эти территории, другие появляются из несмежных областей. Несколько волн с юга, а затем кельтское нашествие побуждали славян и родственные им племена уходить на север и северо-восток. По-видимому, это часто сопровождалось определенным снижением уровня культуры, тормозило развитие. Так балтославяне и выделившиеся славянские племена оказались выключенными из культурно-исторической общности, которая формировалась в то время на основе синтеза средиземноморской цивилизации и культур пришлых варварских племен.

В современной науке наибольшее признание получили взгляды, согласно которым славянская этническая общность первоначально складывалась в ареале либо между Одером (Одрой) и Вислой (одерско-висленская теория), либо между Одером и Средним Днепром (одерско-днепровская теория). Этногенез славян развивался поэтапно: протославяне, праславяне и раннеславянская этнолингвистическая общность, которая впоследствии распалась на несколько групп:

  • романскую — от неё произойдут французы, итальянцы, испанцы, румыны, молдаване;
  • германскую - немцы, англичане, шведы, датчане, норвежцы; иранскую — таджики, афганцы, осетины;
  • балтийскую — латыши, литовцы;
  • греческую – греки;
  • славянскую — русские, украинцы, белорусы.

Предположение о существовании прародины славян, балтов, кельтов, германцев довольно спорно. Краниологические материалы не противоречат гипотезе о том, что прародина праславян находилась в междуречье Вислы и Дуная, Западной Двины и Днестра. Нестор посчитал прародиной славян Дунайские низменности. Для изучения этногенеза многое могла бы дать антропология. Славяне в течение I тысячелетия до нашей эры и I тысячелетия нашей эры сжигали умерших, поэтому в распоряжении исследователей такого материала нет. А генетические и другие исследования — дело будущего. Взятые в отдельности различные сведения о славянах в древнейший период — и данные истории, и данные археологии, и данные топонимики, и данные языковых контактов — не могут обеспечить достоверных оснований для определения прародины славян.

Гипотетический этногенез протонародов около 1000 г. до н. э. (праславяне выделены жёлтым цветом)

Этногенетические процессы сопровождались миграциями, дифференциацией и интеграцией народов, ассимиляционными явлениями, в которых принимали участие различные, как славянские, так и неславянские этносы. Возникали и менялись контактные зоны. Дальнейшее расселение славян, особенно интенсивное в середине I тысячелетия н.э., происходило по трём основным направлениям: на юг (на Балканский полуостров), на запад (в район Среднего Дуная и междуречье Одера и Эльбы) и на северо-восток по Восточно-Европейской равнине. Письменные источники не помогли ученым определить границы распространения славян. На помощь пришли археологи. Но при изучении возможных археологических культур было невозможно выделить именно славянскую. Культуры налагались друг на друга, что говорило об их параллельном существовании, постоянном перемещении, войнах и сотрудничестве, смешении.

Индоевропейская языковая общность сложилась у населения, отдельные группы которого находились в прямом общении между собой. Такое общение возможно было только на сравнительно ограниченной и компактной территории. Существовали довольно обширные зоны, в границах которых складывались родственные языки. Во многих районах жили чересполосно разноязычные племена, и такое положение могло сохраняться тоже целые столетия. Их языки сближались, но сложение относительно единого языка могло осуществиться только в условиях государства. Миграции племен представлялись естественной причиной распада общности. Так некогда ближайшие «родственники» – германцы стали для славян немцами, дословно «немыми», «говорящими на непонятном языке». Миграционная волна, выбрасывала тот или иной народ, тесня, уничтожая, ассимилируя другие народы. Что же касается предков современных славян и предков современных балтийских народов (литовцев и латышей), то они составляли единую народность на протяжении полутора тысяч лет. В этот период в составе славянства возрастали северо-восточные (главным образом балтские) компоненты, которые привносили и изменения в антропологический облик, и в определенные элементы культуры.

Византийский писатель VI в. Прокопий Кесарийский описывал славян как людей очень высокого роста и огромной силы, с белым цветом кожи и волос. Вступая в битву, они шли на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же никогда не надевали. Славяне пользовались деревянными луками и небольшими стрелами, смоченными особым ядом. Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признавали военного строя, неспособны были сражаться в правильной битве и никогда не показывались на открытых и ровных местах. Если и случалось, что они отваживались идти в бой, то с криком все вместе медленно продвигались вперёд, и если противник не выдерживал их крика и натиска, то они активно наступали; в противном случае обращались в бегство, не спеша помериться силами с неприятелем в рукопашной схватке. Используя леса как укрытие, они устремлялись к ним, потому что только среди теснин умели отлично сражаться. Часто захваченную добычу славяне бросали якобы под влиянием замешательства и бежали в леса, а затем, когда враги пытались ею завладеть, они неожиданно наносили удар. Некоторые из них не носили ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде отправлялись сражаться с врагом. Сражаться с врагом они предпочитали в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; внезапно атаковали и днём и ночью, с выгодой для себя пользовались засадами, хитростями, изобретая множество хитроумных способов неожиданно поразить врага.Они легко переправлялись через реки, мужественно выдерживая пребывание в воде.

Пленников славяне не держали в рабстве в течение неограниченного времени, как прочие племена, а через определённое время предлагали им выбор: за выкуп вернуться восвояси или остаться там, где они находились, на положении свободных людей и друзей.

Индоевропейская языковая семья — одна из крупнейших. Язык славян сохранил архаичные формы некогда общего индоевропейского языка и начал складываться в середине I тысячелетия. К этому времени у группы племен уже сформировались. собственно славянские диалектные черты, достаточно отличавшие их от балтов, сформировалось то языковое образование, которое принято называть праславянским. Расселение славян на обширных пространствах Европы, их взаимодействие и метисация (смешанная родословная) с другими этносами нарушили общеславянские процессы и заложили основы становления отдельных славянских языков и этносов. Славянские языки распадаются на ряд диалектов.

Слова «славяне» в те древнейшие времена не было. Народ был, но по-разному именованный. Одно из имён – венеды, происходит от кельтского vindos, что означает "белый. Это слово и поныне сохранилось в эстонском языке. Птолемей и Иордан считают, что венеды это древнейшее собирательное имя всех славян, обитавших в то время между Эльбой и Доном. Наиболее ранние известия о славянах под именем венедов относятся к I — III вв. н.э. и принадлежат римским и греческим писателям — Плинию Старшему, Публию Корнелию Тациту и Птолемею Клавдию. По мнению этих авторов, венеды жили вдоль Балтийского побережья между Штетинским заливом, куда впадает Одра, и Данцингским заливом, куда впадает Висла; по Висле от ее верховьев в Карпатских горах и до побережья Балтийского моря. Соседями их были германцы-ингевоны, которые, возможно, и дали им такое название. Такие латинские авторы, как Плиний Старший и Тацит так же выделяют их как особую этническую общность с названием «венеды». Спустя полвека Тацит, отмечая этническое отличие германского, славянского и сарматского миров, отводил венедам обширную территорию между Балтийским побережьем и Прикарпатьем.

Венеды населяли Европу уже в 3 тысячелетии до нашей эры.

Венеды с V века занимали часть территории современной Германии между Эльбой и Одером. В VII веке венеды вторглись в Тюрингию и Баварию, где нанесли поражение франкам. Набеги на Германию продолжались до начала X века, когда император Генрих I начал на венедов наступление, выставив в качестве одного из условий заключения мира принятие ими христианства. Покоренные венды часто восставали, но всякий раз терпели поражение, после чего все большая часть их земель переходила к победителям. Поход против вендов в1147году сопровождался массовым уничтожением славянского населения, и впредь венеды не оказывали германским завоевателям сколько-нибудь упорного сопротивления. На некогда славянские земли пришли немецкие поселенцы, и основанные новые города стали играть важную роль в экономическом развитии северной Германии. Приблизительно с 1500 область распространения славянского языка свелась почти исключительно к Лужицким маркграфствам – Верхнему и Нижнему, позднее вошедшим соответственно в Саксонию и Пруссию, и прилегающим территориям. Здесь, в районе городов Котбус и Баутцен, и проживают современные потомки венедов, которых осталось ок. 60 000 (в основном они католики). В русской литературе их принято называть лужичанами (название одного из входивших в группу вендов племен) или лужицкими сербами, хотя сами они называют себя Serbja или serbski Lud, а их современное немецкое название – Sorben (прежде также Wenden). С 1991 вопросами сохранения языка и культуры этого народа в Германии ведает Фонд по делам лужичан.

В IVвеке древние славяне окончательно обособляются и появляются на исторической арене как отдельный этнос. Причем под двумя именами. Это — «словене» и второе название – «анты». В VI в. писавший по-латыни историк Иордан в своем сочинении «О происхождении и деяниях гетов», сообщает достоверные сведения о славянах: "Начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многочисленное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами. Склавены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра, а на север — до Висклы; вместо городов у них болота и леса. Анты же — сильнейшие из обоих (племен) — распространяются от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину». Эти группировки говорили на одном и том же языке. В начале VII века название «анты» перестает употребляться. Видимо, потому, что в ходе миграционных движений распался некий племенной союз, который назывался таким именем. В античных (римских и византийских) литературных памятниках название славян выглядит как «склавины», в арабских источниках как «сакалиба», иногда со славянами сближают самоназвание одной из групп скифов «сколоты».

Славяне окончательно выделились в качестве самостоятельного народа не раньше 4 века н.э. когда «Великое переселение народов», «разорвало» балто-славянскую общность. Под своим названием «славяне» появились в летописях в VI веке. С VI в. сведения о славянах появляются во многих источниках, что бесспорно свидетельствует о значительной силе их к этому времени, о выходе славян на историческую арену в Восточной и Юго-Восточной Европе, об их столкновениях и союзах с византийцами, германцами и другими народами, населявшими в ту пору Восточную и Центральную Европу. К этому времени они занимали обширные территории, их язык сохранил архаичные формы некогда общего индоевропейского языка. Лингвистическая наука определила границы происхождения славян от XVIII в.до н.э. до VI в. н.э. Первые известия о славянском племенном мире появляются уже в преддверии Великого переселения народов.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!