Роза сальватор - все картины художника. Постеры, pепродукции картин известных художников в высоком разрешении хорошем качестве, клипарт и фотографии большого размера для скачивания Сальватор роза произведения

Роза Сальваторе (Rosa Salvatorе) (1615–1673)
Итальянский живописец, график, поэт и музыкант. Родился в небольшом городке Арнелла близ Неаполя в семье землемера. С детства был отдан на воспитание в коллегию иезуитской конгрегации Сомаска. Изучение латыни, Священного Писания, итальянской литературы, античной истории в коллежде иезуитов помогло Сальваторе Роза в будущем, когда он стал живописцем. Живописи учился у шурина, художника Ф.Фраканциано, а также у своего дяди, художника А. Д. Греко, возможно посещал мастерскую Х. Риберы, был знаком с известным неаполитанским баталистом А. Фальконе, одним из ранних мастеров этого жанра.

Выбор Диогена, 1650–е
Частное собрание


Ясон, усмиряющий дракона, 1640–е
Музей изящных искусств, Монреаль


Автопортрет
Национальная галерея, Лондон

Словно предостерегая, художник смотрит на нас через плечо с печальным и презрительным выражением лица. В самом деле, надпись на табличке, которую он держит в руках, гласит: «Молчи, если то, что ты хочешь сказать, не лучше молчания». Суровый смысл этого мрачного автопортрета еще больше усиливается благодаря темному плащу художника и черной шляпе, придающей ему почти зловещий облик. Он грозно вырисовывается перед нами на фоне странного, лишенного горизонта неба. Роза испытал сильное влияние жесткого реализма Хусепе Риберы, который с 1616 года работал в Неаполе. Прославленная «неистовая манера» самого Розы проявилась даже в его поэтичных пейзажах. Именно это качество стало особенно важным для романтических пейзажистов конца 18 – начала 19 века. Роза был не только живописцем, но и графиком, поэтом, музыкантом и актером.

Творчество этого талантливого живописца связано с традициями неаполитанской школы. Имя Сальваторе Роза окружено легендами, так как он отличался бунтарским нравом, смелостью, большим живописным темпераментом. Он был не только живописцем и гравером, но и поэтом, музыкантом, актером и во всем проявилась страстность его натуры. Живописный талант художника реализовался в пейзаже, портрете, батальных сценах, полотнах исторического жанра.

Работал в Неаполе (до 1635), Риме и во Флоренции (1640–1648) в качестве придворного художника Джованни Карло Медичи, будущего кардинала. Выразитель предромантических тенденций в живописи итальянского барокко, Роза в картинах на библейские и мифологические темы (“Блудный сын”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Сновидение Энея”, Метрополитен-музей), графике (офорт “Игра тритонов”), сценах кавалерийских схваток (“Боевая схватка”, рисунок пером, Музей изобразительных искусств, Лейпциг), “бурных” пейзажах с видами диких, порой фантастических местностей (“Лесной пейзаж с тремя философами”, Картинная галерея, Дрезден; “Пейзаж с мостом”, Галерея Питти, Флоренция) воспевает бегство человека на лоно природы, противостоит общепринятым нормам академического искусства 17 века. Экспрессивно-сумрачная атмосфера произведений Розы создается с помощью резких светотеневых контрастов, свободной манеры письма, мрачного, буровато-свинцового колорита.

Ко времени пребывания во Флоренции относится “Автопортрет” (Лондон, Национальная галерея). Роза изображен в плаще, накинутом на плечо. Романтизация образа подчеркнута несколько театрализованным одеянием, но художнику удалось передать страстность натуры, ее ранимость, иронию, сквозящую во взгляде. Латинская надпись на портрете: «Молчи, если то, что ты хочешь сказать, не лучше молчания» – выражает состояние художника, по-видимому, испытавшего глубокое разочарование от соприкосновения с несправедливостью. Тему “Автопортрета” продолжает полотно “Аллегория лжи” (Флоренция, Питти). Возможно, моделью изображения человека, снявшего трагическую маску и указывающего на нее, послужил сам Роза.

Это пример аллегории, имеющей глубокий моральный подтекст, в котором выражены мысли о творчестве художника, его положении в обществе. Возможно, Роза изобразил себя и в полотне “Портрет бандита” (Санкт-Петербург, Эрмитаж), являющемся произведением, которое упоминается в источниках 17 века. Образ этого человека полон живости и остроумия, а одежда напоминает костюм Паскарьелло, героя маски комедии дель арте.

В 1649 Сальваторе Роза переезжает в Рим, стремясь освободиться от придворной службы. Он отказывается от предложений работать при дворах Австрии, Швеции и Франции. Остроумными сатирами художник раздражает тех, от кого зависят богатые заказы. Его полотно “Фортуна” (Лондон, Галерея Мальборо) с изображением животных, в образах которых влиятельные лица узнали себя, чуть не навлекло гнев на художника самого папы.

Круг недоброжелателей Сальваторе Роза увеличился, о чем вполне свидетельствует сатирическая картина художника “Зависть”. После ссоры с маститым Лоренцо Бернини и другими известными живописцами художника, несмотря на приобретенную известность, отказались принять в Римскую Академию святого Луки. В связи с этим Сальваторе Роза основал “Академию ушибленных” (Academia degli percossi). Ее членами и частыми гостями Розы стали известные художники, поэты, музыканты, ученые. Среди них были математик Торричелли, композитор Чести, филологи Карло Дати и Валерио Киментелли.

Античная история и мифология по-прежнему позволяет художнику Сальваторе Роза выдвигать в своих работах волнующие его этические проблемы. В полотне “Демокрит и Протагор” (Санкт-Петербург, Эрмитаж) Роза повествует о мудрости простого человека, поразившего великого философа, сделавшего его своим учеником. В картине “Одиссей и Навзикая” (там же) – о благородстве поступка античной царевны, оказавшей помощь потерпевшему кораблекрушение Одиссею. Идеальный образ борца за республиканские добродетели воплощает художник в полотне “Заговор Катилины” (Флоренция, частное собрание), а в картине “Саул у Аэндорской волшебницы” (Париж, Лувр) библейский сюжет призван не без гротеска, напротив, развенчать возвышенные представления о плохом правителе.

В 1660–е годы Роза копировал в гравюре свои живописные произведения, иногда создавая самостоятельные исторические и аллегорические композиции (аллегория “Гений Сальватора Розы”). Еще в 1656 художник увлекся техникой офорта и исполнил серию “Каприччи”. Как и в его живописных полотнах, ее герои – бродяги, солдаты, бандиты, пастухи. Они изображены то в реальных ситуациях, то в театрализованных позах и выглядят то жизненно конкретными персонажами, то актерами из костюмированных сцен. В них особенно наглядно просматриваются присущие Розе фантазия и умение образно синтезировать все поразившее его воображение в действительности.

Умер Сальваторе Роза 15 марта 1673 года в Риме от водянки. Перед смертью художник обвенчался со своей любовницей Лукрецией, вместе с которой он прожил многие годы и вырастил двоих сыновей. Крупный мастер итальянского барокко Сальватор Роза оказал значительное влияние на развитие итальянской живописи. Под воздействием его искусства формировался талант Маньяско, Риччи и ряда других мастеров. Искусство Сальваторе Роза вдохновляло и живописцев романтической эпохи.

Роза Сальватор


    При интерпретации гороскопа рождения, лучший метод состоит в том, чтобы начинать анализ с его общих особенностей, переходя на их основе к подробностям. Это обычный план следования - от общего анализа гороскопа и его структуры, к описанию различных черт характера.

    Двенадцать знаков зодиака группируются на основании общих характеристик. Первый способ - это объединение по их природе, основанию. Такое объединение называется группированием по стихиям. Имеется четыре стихии - Огонь, Земля, Воздух, Вода.

    Распределение планет в гороскопе по стихиям задаёт основу личности его владельца и в данном случае оно таково...

Стихии

    Выражена стихия Земли . Подобно большинству Земных знаков вы эффективны, конкретны и не слишком эмоциональны. Вы судите дерево по его плодам. Ваши идеи могут изменяться, слова исчезать, но действия и их последствия видимы и остаются. Старайтесь выразить вашу чувствительность, даже если это показывает вашу уязвимость. Эмоциями, энергией и общением нельзя пренебрегать; конкретное действие бессмысленно, если это не согласовано с вашим сердцем, вашим интеллектом или вашим воодушевлением.

    Присутствие Водной стихии указывает на высокую чувствительность и возвышение через чувства. Сердце и эмоции - ваши движущие силы, вы не можете сделать ничего, если не чувствуете эмоционального импульса (фактически, слово "чувство" является основным в вашем характере). Вы должны любить, чтобы понять, и чувствовать, чтобы совершать действия. Это может быть вредно из-за вашей уязвимости, и необходимо учиться бороться за свою эмоциональную устойчивость.

    Двенадцать знаков зодиака делятся также на три группы качеств из четырёх знаков. В каждой группе находятся знаки, обладающие определёнными общими качествами Каждая группа имеет свой собственный способ выражения в жизни. Кардинальные знаки осуществляют переход от одного к иному, с ними связано преодоление, завоевание, устранение. Фиксированные знаки осуществляют воплощение, концентрацию, присвоение. Мутабельные знаки готовят переход к иному и осуществляют приспособление, изменение, предположение.

    Распределение планет в гороскопе по качествам задаёт способ выражения личности его владельца, и в данном случае оно таково...

Качества

    Кардинальное качество является доминирующим и указывает на предрасположенность к действию, импульсу, способность предпринять: Вы энергичны в осуществлении планов, которые имеете в виду, получая движение вещей и создавая их. Это - самый важный аспект, который вселяет в вас энтузиазм и адреналин, без которых вы можете быстро утомляться. Вы утвердительны и индивидуалистичны (возможно слишком много?). Вы позволяете другим усиливать и улучшать конструкции, которые вы с усердием строили.

    Мутабельное (изменчивое) качество наиболее подчеркнуто в вашей натальной диаграмме, указывая на становящийся символ, склонным быть любопытным и измученным жаждой новых опытов и развития. Вы являетесь живым и гибким человеком, предпочитающим быстро реагировать на обстоятельства. Но не путайте подвижность с распылением и волнением, в этом - опасность такой конфигурации. Личная защита не имеет значения, пока вам не надоедают. Вы оптимизируете и изменяете свои планы, вещи и окружение быстрым способом.

Ваш общепланетарный (синтетический) знак - знаков три или более

Сальватор Роза. Структура (составляющие) энергии

Основные характеристики

Мотивация: самооснование, волеизъявление, источник побуждений, центр

Сальватор Роза

Солнце в Близнецах
Вы чувствительны, разговорчивы и любознательны. Склонность к переменам и внутреннее беспокойство могут препятствовать достижению целей. Многообразие - самое лучшее для вас в жизни. Вы любите дружить, красноречивы, любите читать и имеете множество увлечений. Изобретательность и стремление к новому – Ваша сильная сторона, но следует правильно использовать свои способности и коммуникабельность, чтобы не растратить их зря.

Эмоции: чувствительность, восприимчивость, впечатлительность

Сальватор Роза

Луна в Овене
Вы легко принимаете новые идеи, переживая опыт как способ самореализации. Вы часто меняете настроение, легко и быстро воспламеняетесь, а затем также быстро забываете причину злости. Порой выражаете тенденцию - я на первом месте. Вы также подвержены приступам раздражительности и головной боли. Людям кажется, что вы выдерживаете какую-то эмоциональную дистанцию, общаясь с ними. У вас хорошо развиты органы чувств, и вы часто пользуетесь этим сознательно, ради собственной выгоды. Если вы заинтересованы в чем-либо, можете быть очень добрым и отзывчивым, но, если не чувствуете внутреннего вдохновения, становитесь равнодушным и безликим. Вашими чувствами управляет эго. У вас быстрая реакция. Вы доверяете своим органам чувств и реагируете мгновенно, не размышляя. Это подчеркивает вашу импульсивность и склонность доверять чувствам, а не разуму. Вы презираете авторитеты и не любите, когда вам дают советы. Вы блистаете во всех ситуациях, когда требуется способность быстро принимать решения. Вы оригинальны, изобретательны, обладаете беспокойным умом, но не слишком выносливы. Во многих ситуациях берете инициативу на себя и демонстрируете самоуверенность. Пытаетесь доминировать над другими в эмоциональном плане и пользуетесь авторитетом, потому что как руководитель вы проявляете себя гораздо лучше, чем как подчиненный. Вы амбициозный и общительный человек, обладающий пионерским духом.

Интеллект: разум, рассудок, ум, речь, коммуникация

Сальватор Роза

Меркурий в Близнецах
Вы многолики, полностью лишены предрассудков и неутомимы в своих поисках познания истины. У вас удивительно большой запас слов, вы очень любите учиться и легко и умело находите с людьми общий язык. Очень чувствительная нервная система составляет основу вашего активного ума. Вы духовны, разговорчивы, обладаете шармом и интересуетесь текущими событиями. Вы думаете молниеносно и часто жестикулируете. Старайтесь контролировать свою потребность в переменах и новостях, потому что это может привести к поверхностности и снизить фундаментальность.

Гармония: мера, сопряжение, симпатия, слаженность, ценности

Сальватор Роза

Венера в Раке
Вы идеалист и поэт по природе, наслаждаетесь красотой жизни. Можете проявлять склонность к чрезмерным наслаждениям, но редко тратите понапрасну силы. Вы ранимы, но стараетесь прикрыть это постоянной занятостью или же притворяетесь, что вам до этого нет дела. Вы любите дом и много заботитесь о нем. Финансовая и семейная надёжность имеют для вас большое значение. Вы нежны, сострадательны, любите служить людям и обладаете обаянием. Ваши реакции инстинктивны и эмоциональны. Отношения с партнёром у вас скорее материнские, нежели любовные. Хотите, чтобы ваш партнер открыто выражал свои чувства.

К. Лоррен. «Утро» (копия), ГМИИ, Москва

Интересна и серия «Гавани», включающая несколько композиций. Две из них – «Утро в гавани» (1640‑е) и «Вечер в гавани» (1640‑е) – выставлены в Эрмитаже в Санкт‑Петербурге. Картина «Утро в гавани» вышла настолько удачной, что художник два раза повторил ее. Одна копия хранится в Старой пинакотеке в Мюнхене, другая, с несколько измененным передним планом, – в ГМИИ в Москве. Человеческие фигуры были выполнены, по предположениям исследователей, фламандским художником Я. Милем.

Среди прочих работ можно упомянуть полотна «Храм в Дельфах» (Галерея Дориа‑Памфили, Рим), «Очарованный замок» (1664, Национальная галерея, Лондон), «Прибытие Улисса ко двору Ликомеда» (ок. 1670, Эрмитаж, Санкт‑Петербург), «Христос на пути в Эммаус» (Эрмитаж, Санкт‑Петербург) и др.

Клод Лоррен умер в Риме в возрасте восьмидесяти двух лет. Его выдающиеся пейзажи стали образцом для подражания для многих европейских художников XVII–XIX веков.

(1615–1673)

Своими многочисленными талантами Сальватор Роза вызывал восхищение у современников и потомков. Он был не только выдающимся живописцем, но и прекрасным музыкантом, поэтом, актером. Знаменитый немецкий писатель Э. Т. А. Гофман в XIX веке посвятил итальянскому художнику свой рассказ «Синьор Формика». Творчество Розы оказало влияние не только на мировую живопись (особенно на ее романтическое направление), но и на литературу (его пейзажами восторгались В. Скотт, У. Водсворт, П. Шелли).

Итальянский художник Сальватор Роза появился на свет в маленьком городке Аренелла недалеко от Неаполя. Его отец, провинциальный архитектор, владел небольшой усадьбой.

Маленький Сальватор, совершавший прогулки в окрестностях города, мог любоваться восхитительным пейзажем. Вдали он видел прекрасные здания Неаполя, остров Капри, грозный Везувий, скалу Сан‑Эльмо с крепостью Борго ди Аренелла, которую спустя много лет запечатлел в ряде своих работ. Все то, что с детства окружало художника, позднее нашло отражение в его пейзажах.

Маленький Сальватор не просто любовался красотой мира, он старался перенести увиденное на бумагу (карандаш был верным спутником мальчика во время его прогулок).

Первым учителем Розы стал муж его сестры, художник Франческо Фраканцано, прошедший выучку у знаменитого Хусепе де Риберы. Именно Фраканцано первым заметил дарование Сальватора и предрек ему великое будущее.

В поисках впечатлений Роза отправился в путешествие по Абруццким горам. Его привлекали старинные развалины, дикие скалы, безлюдные долины, таинственные гроты и пещеры. Нередко в зарисовках, выполненных в этих глухих местах, появляются человеческие фигуры. Это разбойники, бродяги, отверженные, селившиеся в старых заброшенных городах, очень давно оставленных жителями из‑за угрозы извержения вулканов. Рисунки, созданные во время путешествий, легли в основу эмоциональных и романтически взволнованных пейзажей, которые Роза написал, вернувшись домой.



Первое время молодому художнику приходилось нелегко. Порой у него не было денег на покупку холстов, и он писал маслом на обыкновенной бумаге.

Однажды работы Розы заметил известный итальянский художник‑монументалист Джованни Ланфранко.

Он ободрил начинающего живописца и приобрел несколько его работ. Похвала воодушевила Сальватора и придала ему сил.

В середине 1630‑х годов, оставив Неаполь, Роза отправился в Рим, являвшийся в то время центром культурной жизни Италии. Здесь художник впервые познакомился с творчеством великих мастеров – Рафаэля, Микеланджело, Тициана. Его восхищение вызвали картины Клода Лоррена, изображавшие морские гавани. Под влиянием искусства Лоррена и появились полотна Розы, показывающие порты с лодками и фигурами итальянских рыбаков.

С. Роза. «Морской пейзаж», Музей Сан‑Марино, Неаполь

Первое пребывание художника в Риме продолжалось недолго. Вскоре он заболел и вернулся домой, в Неаполь. Но уже через несколько лет, в 1639 году, Роза вновь оказался в Великом городе. Но теперь это уже был не безвестный молодой художник, а знаменитый живописец, музыкант и актер. Биографы Розы рассказывают такую историю. На ежегодном римском карнавале Сальватор нарядился простым неаполитанским крестьянином, выбрав имя Формика (муравей). Он развлекал публику прекрасным пением, аккомпанируя себе на гитаре.

Когда художник снял маску, зрители изумленно ахнули. Никто не ожидал, что под маской простого крестьянина скрывается известный живописец из Неаполя. Этот эпизод прибавил Розе поклонников.

Вскоре мастер открыл на вилле недалеко от Порта дель Пополо театр, в котором ставил спектакли. Во время одного из таких представлений он позволил себе покритиковать действовавший на территории Ватикана театр знаменитого архитектора и скульптора Лоренцо Бернини, чем нажил влиятельных врагов, нанявших убийц, чтобы уничтожить дерзкого художника. Розе пришлось оставить Рим. Он отправился во Флоренцию, куда его пригласил кардинал Джованни Карло Медичи. Во Флоренции художник прожил девять лет. В его доме собирались известные итальянские писатели, ученые, философы, музыканты. К флорентийскому периоду относится литературный опыт художника, написавшего несколько больших стихотворных сатир, которые вскоре были проиллюстрированы живописными полотнами («Поэзия», Национальная галерея, Рим; «Ложь», Галерея Питти, Флоренция; «Музыка», Национальная галерея, Рим).

(1615-06-20 ) , был воспитан в монастыре и готовился принять духовный сан, но вскоре почувствовал непреодолимое влечение к искусству и стал учиться сначала музыке , а потом живописи . Наставниками его в последней были сперва его шурин, Фр. Франканцоне, ученик X. Риберы , затем сам Рибера и, наконец, баталический живописец Аньелло Фальконе. Кроме этих художников, развитию таланта Р. в значительной степени способствовало писание им этюдов с натуры без чьей-либо помощи. Восемнадцати лет от роду он пустился странствовать по Апулии и Калабрии , попал в руки тамошних разбойников и прожил некоторое время среди них, изучая их типы и нравы, после чего работал в Неаполе .

Творчество

Принадлежа по направлению дарования к натуралистам неаполитанской школы живописи, имея некоторое сродство со своими учителями, Риберой и Фальконе , Роза тем не менее выказал, при большом разнообразии в выборе сюжетов, много оригинальности в их трактовке. В картинах на исторические темы он умел соединять реалистичность изображения с благородством оживленной композиции и с сильным выражением идеи. Лучшей из таких картин считается «Заговор Катилины» (в галерее дворца Питти , во Флоренции). В числе прочих произведений Розы в этом роде достойны внимания особенно: «Ангел и Товия» и «Явление Саулу тени Самуила» (в Луврском музее, в Париже), «Иона в Ниневии» и «Кадм и Минерва» (в Копенгагенской галерее), «Распятие» (в Брауншвейгском музее), «Прометей» (в Гаагской галерее), «Блудный сын », «Одиссей и Навсикая » и «Демокрит и Протагор » (в Государственном Эрмитаже) и некоторые другие.

Портреты работы Розы очень характерны и экспрессивны, что заставляет предполагать об их сходстве с позировавшими перед ним лицами. В тех ландшафтах, которые выходили из-под его кисти во время пребывания его во Флоренции, как, например, в большом приморском виде, находящемся в галерее Колонна , в Риме, знатоки живописи усматривают влияние Клода Лоррена . В других картинах подобного рода заметна некоторая деланность и вялость. Зато Роза является превосходным, совершенно самобытным мастером, проникнутым поэзией , когда изображает суровые горы, дикие ущелья, глухие лесные чащи, особенно тогда, когда пишет на полотнах небольшой величины. Есть немало его картин, в которых пейзаж играет второстепенную роль, а главное содержание составляют человеческие фигуры - по большей части фигуры солдат и разбойников. Такие картины можно видеть в Императорском Эрмитаже («Солдаты, играющие в кости»), в венской, мюнхенской, гаагской и др. галереях. Наконец, Роза прекрасно писал очень сложные картины сражений, замечательный образец которых имеется в Луврском музее, в Париже. Относительно колорита Р. должно сказать, что он вообще не отличается большим блеском, но чрезвычайно приятен по своей теплоте и по выдержанности светотени.

Имя Розы окружено легендами. Это был страстный и многосторонне одаренный человек, увлекавшийся не только живописью и гравюрой, но и поэзией, музыкой, пением, драматическими искусством. В своих поэтических произведениях он выразил размышления о жизни, обостренное отношение к успеху и признанию, к взаимоотношениям со знатными заказчиками, к творческой независимости, которую ценил превыше всего. О смелости взглядов Розы свидетельствует то, что позже его сатиры были запрещены цензурой Ватикана. Столь же яркой и смелой для эпохи была живопись Розы, в которой он выразил философские, морализаторские идеи. Слова из его сатиры "Живопись": «Князья, я чувствую, что меня подмывает кричать, хотя… с вами нужно молчать и притворяться», - звучат вызывающе в адрес представителей высших кругов, по отношению к которым всегда защищавший свое достоинство художник вел себя достаточно бесцеремонно: назначал высокие цены, отказывался отдавать работы или, напротив, щедро дарил их. Из-за своих насмешливых сатир и острых аллегорических живописных произведений Роза имел много недоброжелателей.

На отказ в принятии его в члены римской Академии Святого Луки он ответил сатирой «Зависть», а в полотне «Фортуна» (1658-1659, Лондон, Галерея Мальборо) изобразил сыплющиеся из рога изобилия дары судьбы, которые достаются совсем не тем, кто их достоин, а животным, в образах которых многие влиятельные лица узнали себя. Постоянная резкая критика и даже внимание инквизиции сопровождали его всю жизнь.

В живописи Розы проявилось его требовательное отношение к жизни, огромный темперамент и жизнелюбие. Он родился в маленьком селении Аренелла около Неаполя. В иезуитской коллегии изучал латынь, историю, античную и итальянскую литературу. Живописи обучался у своего дяди А.Д. Греко и некоторое время в мастерской Риберы. От испанского последователя Караваджо он унаследовал широкую манеру письма с сильными контрастами света и тени, пристрастие к грубоватому простонародному типажу в полотнах на религиозные, мифологические и исторические сюжеты, в сценах «колдовства» и изображениях образов разбойников и бродяг, которые звучали как вызов высокому официальному искусству.

Сохранились сведения, что самостоятельную работу Роза начал с исполнения маленьких пейзажей, которые писал, бродя по горам или плавая в рыбачьих лодках вдоль берегов Неаполитанского залива. Эти мотивы он постоянно включал в свои работы. Пейзажи и марины Розы передают характерные особенности неаполитанской природы: горы, скалистые берега, бескрайное морское пространство с парусниками, силуэтами башен и маяков, фигурками моряков и рыбаков. Художник придает ей романтизированный облик, вводя образы закутанных в плащи таинственных путников, бродяг, солдат, изображая старые постройки, горные потоки, сухие деревья, острые уступы скал, пещеры.

Порой, словно стремясь соотнести свое искусство с «высоким» классицистическим стилем, он вводит в картины облагороженный мифологический стаффаж, пишет в спокойной живописной манере с постепенными переходами света и тени ("Пейзаж с Аполлоном и Сивиллой Кумской", Лондон, Коллекция Уоллес). Выражая свои философские размышления, Роза часто вводит в пейзажи фигуры античных мудрецов: в картине «Роща философов» (Флоренция, Галерея Питти) его любимый персонаж Диоген указывает на пьющего из ручья воду мальчика, призывая к свободе, к единению с природой.

В Риме, куда стремившийся к известности художник приехал около 1630 года, он получил заказ от кардинала Бранкаччи, но выполненные работы не принесли успеха. Зато его имя стало известно из-за сатиры, написанной на прославленного римского скульптора и архитектора Л. Бернини. В ответ друзья Бернини поставили пьесу, где Роза был выведен выскочкой и бродягой. Художника спасло от скандала приглашение на службу во Флоренцию к будущему кардиналу Дж.К. Медичи.

С 1640 года Роза около десяти лет провел в Тоскане. Здесь он приобрел влиятельных друзей и покровителей. Кружок посещавших его дом образованных людей художник шутливо назвал «Академия ушибленных». Он был душой бесед и пьес, которые сочинялись и разыгрывались, выступая под маской Паскарьелло. В полотне «Мужской портрет» (1640-е, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) Роза, возможно, изобразил себя в образе Паскарьелло. Это образ живого, ироничного, умного человека, каким и был художник. К периоду пребывания во Флоренции относится и «Автопортрет» (ок. 1645, Лондон, Национальная галерея). Роза написал себя в накинутом на плече плаще, с лицом, полным горечи и гнева. Латинская надпись гласит: «Или молчи, или говори то, что лучше молчания». По-видимому, она выражает настроение тех лет, которое передают и сатиры.

Во флорентийский период исполнены и сцены «битв» (Битва христиан с турками, ок. 1640, Флоренция, Галерея Питти), к написанию которых часто обращался художник. Эти барочные композиции передают не конкретное событие, а динамику и пафос борьбы. В большие подвижные массы слиты фигуры воинов и коней. Яростная схватка происходит на фоне пейзажа воображаемых городов с крепостными башнями. С великолепным мастерством написана световоздушная атмосфера, придающая слитность планам и мягкость переходам света и тени, которыми подчеркнута четкость пластических форм. Выразительность этим большим полотнам придают и тональные разработки немногих, но насыщенных цветов. В «битвах» изображены не реальные события истории, но они несут в себе отзвук эпохи, полной насилия, кровопролития, жестокостей. «Необходимо запастись сапогами, потому что все затопляет зло, повсюду кровь…» - писал художник в сатире Война.

Заговоры, восстания бедняков в Неаполе во времена Розы были живой историей. Горы были наводнены беглыми повстанцами, разбойниками, готовыми поддержать мятеж против испанцев, господствовавших в Неаполитанском королевстве. Роза ввел в свое искусство образы этих людей; тот же типаж встречается и в серии офортов художника Каприччи. Возможно, в юности, путешествуя в горах, он встречал этих людей. В полотне «Солдаты, играющие в кости» (1650-е, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) фигуры вписаны в пейзаж, с горами или клубящимися облаками, жесты загадочны и театрализованны, и сцены выглядят одновременно очень жизненными и фантастическими, полными романтической приподнятости.

Еще в юности художник привлекало изображение сцен колдовства, истоки которых следует искать не столько в распространенных еще со Средневековья уличных мистериях, карнавальных гаданиях, сколько в интересе к народному типажу, связанному с этими явлениями. Подобные колоритные типы привлекали многих мастеров, унаследовавших эту традицию от Караваджо. Мотив прежних сцен колдовства Роза использовал в полотнах «высокого» исторического жанра. В картине «Саул у Аэндорской волшебницы» (Лувр) изображен напуганный царь Саул, припавший к ногам грозно вещающего, закутанного в саван пророка Самуила, вызванного из гроба волшебницей. В жутком хохоте зловеще застыл скелет - образ неминуемой пугающей смерти. Библейский сюжет Роза трактует с гротеском, лишая историческое полотно пафоса «высокого стиля». В нем звучит издевка над суевериями и предрассудками своего времени, смелый вызов официальным кругам.

Влияние Сальватора Розы на современное итальянское искусство было очень значительным. Он имел многих последователей, подражавших его манере. Своего предшественника увидели в Розе и многие европейские мастера романтизма.

Елена Федотова

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!