И.М. Тронский

Термином «античная» обозначают литературу Древней Греции и Рима с IX в. до н.э. по V в. н.э. Она занимает свое место среди литератур древности: ближневосточных, индийской, китайской. Античная литература всегда представлялась истоком и образцом новых литератур и культур (огромным вкладом в сферы политики, права, науки, искусства) Европы, изучение древних языков и древних литератур лежало в основе гуманитарного образования в Европе со времени Возрождения. Многие европейские теории литературы, литературного творчества исходили из концепций Аристотеля и Платона. Памятники античной литературы представлялись образцами для поэтов и писателей на протяжении веков. Система жанров европейской литературы развивалась из системы жанров античной литературы. Система стилей европейской литературы с ее классификацией приемов, различением метафор, метонимий и т. д. выработана античной риторикой.

На протяжении истории античной культуры положение в обществе писателя и представление о ценности литературы значительно менялись.

В истории античной культуры можно выделить три этапа; для первого, архаического , характерен переход от общинно-родового строя к рабовладельческому, он завершился к VIII в. до н. э. Литературным памятником этого периода остался эпос Гомера. В это время письменной литературы еще не существовало; носителем словесного искусства был певец (аэд или рапсод), сочинявший свои песни для пиров и народных праздников, его труд был сопоставим с ремеслом плотника или кузнеца.

Основой второго периода, классического , становятся города-государства (полисы) с республиканской формой управления. В литературе – это время расцвета аттической драмы V в. до н. э. и аттической прозы IV в. до н. э. В эту эпоху появляется письменная литература. И поэмы эпиков, и песни лириков, и трагедии драматургов, и трактаты философов хранятся уже в записанном виде, но распространяются еще устно. Поэмы декламируются рапсодами, песни распеваются в дружеских кружках, трагедии разыгрываются на всенародных празднествах. Литературное творчество пока – одна из второстепенных форм общественной деятельности человека-гражданина.

Третий период – эпоха эллинизма . Ведущую роль в этот период играют сначала эллинистические монархии, а затем римская империя. В это время письменная литература становится основной формой словесности. Литературные произведения пишутся и распространяются как книги; создается стандартный тип книги – папирусный свиток или пачка пергаментных тетрадок общим объемом около тысячи строк, создается система книгоиздательства и книготорговли; книга становится более доступной. Читаются книги, даже прозаические, по-прежнему вслух (отсюда – исключительная важность риторики в античной культуре).

Для античной литературы, как и для всех литератур древности, характерны:

1) мифологическая тематика, по сравнению которой любая другая отступала на второй план;

2) традиционализм разработки;

3) поэтическая форма.

Мифология становится основным материалом литературы и искусства.

Традиционализм разработки связан с представлением о наличии образцов каждого жанра; степень совершенства каждого нового произведения измерялась степенью его приближения к этим образцам. Для каждого жанра был основоположник, давший законченный его образец: Гомер – для эпоса, Пиндар или Анакреонт – для соответствующих лирических жанров, Эсхил, Софокл и Еврипид – для трагедии и т. д.

Третья черта античной литературы – господство стихотворной формы – результат древнейшего, дописьменного отношения к стиху как к единственному средству сохранить

в памяти подлинную словесную форму устного предания. Даже философские сочинения в раннюю пору греческой литературы писались в стихах. Ни прозаического эпоса – романа, ни прозаической драмы в классическую эпоху не существовало. Античная проза с самого своего зарождения была и оставалась достоянием научной и публицистической литературы, преследовавшей не художественные, а практические цели, как, например, ораторская проза. Беллетристика в современном смысле слова появляется лишь в эллинистическую и римскую эпохи: это так называемые античные романы.

Система жанров в античной литературе была отчетливой и устойчивой. Античное литературное мышление было жанровым: принимаясь писать стихотворение, сколь угодно индивидуальное по содержанию и настроению, поэт, тем не менее, всегда мог заранее сказать, к какому жанру оно будет принадлежать и к какому древнему образцу стремиться. Жанры различались: на более древние и более поздние (эпос и трагедия, с одной стороны, идиллия и сатира – с другой); на более высокие и более низкие (высшим считался героический эпос). Система стилей в античной литературе была полностью подчинена системе жанров. Низким жанрам был свойствен низкий стиль, сравнительно близкий к разговорному, высоким – высокий стиль, формируемый искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой: среди них различались отбор слов, сочетание слов и стилистические фигуры (метафоры, метонимии и пр.).

В эпоху, когда поэзия еще не отделилась от музыки и пения, сложились основные размеры античной поэзии: дактилический гексаметр в эпосе («Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…»), ямбический триметр в драме («О вы, младые чада Кадма древнего…»), сложные комбинации стихов и стоп в лирике (алкеева строфа, сапфическая строфа и т.


д.). Но с течением времени положение изменилось. С переходом к книжной культуре эпохи эллинизма поэзия отрывается от музыки, стихи уже не поются, а декламируются.

Во главе жанров античной литературы находится поэма: героическая (Гомер «Илиада», Вергилий «Энеида», Овидий «Метаморфозы»), дидактическая (Гесиод «Труды и дни», Вергилий «Георгики», Лукреций «О природе вещей»). За ней следует трагедия, написанная на мифологический сюжет, представляющая собой действие, комментируемое хором, включающая диалоги и монологи действующих лиц (Эсхил, Софокл, Еврипид). Приобретает популярность комедия – старая и новая. Старая писалась «на злобу дня», в основе ее могли быть политические сюжеты (Аристофан), новая предполагала бытовые сюжеты (Менандр, Плавт).

В лирике наиболее популярный жанр – ода: анакреонтическая (Анакреонт) – о вине и любви; горацианская (Гораций) – о мудрой жизни и здравой умеренности; пинандрическая (Пинандр) – во славу богов и героев. Оды исполнялись под музыку и предназначались для пения. Для декламации создавались элегии – размышления о любви и смерти. Широко использовалась короткая элегия – эпиграмма, позднее ставшая юмористической. Целью сатиры (Ювенал) было воспевание нравственности, клеймение пороков. Сценки из жизни влюбленных пастухов и пастушек запечетлевались в идиллиях – пастушеских стихах (Вергилий «Буколики»).

Античная литература известна нам лишь в малой степени. От творчества большинства писателей сохранилось немногое: от Эсхила – 7 драм из 80–90, от Софокла – 7 драм из 12, от Ливия – 35 книг из 142. Огромное количество писателей известно нам только по именам и скудным отрывкам: непереписываемые тексты забывались и при хрупкости античного писчего материала (папируса) были обречены на скорую гибель.

Древнейшая литература Греции (греческий и римский фольклор) представлена немногочисленными песнями, связанными с ритмикой труда (песня гребцов, пахарей); заплачками (похоронными причитаниями, или восхвалениями, трансформировавшими

ся позднее в эпитафии), песнями-заклинаниями от болезней или при заключении мира, пословицами.

Поэмы «Илиада» и «Одиссея» – первый, дошедший до нас памятник греческой художественной литературы.

От творчества Гесиода – поэта конца VIII в. до н.э., представителя дидактического эпоса, сохранились поэмы «Труды и дни» (о разделе земли после смерти отца; с характерной для Гесиода поэтизацией труда земледельца, отчетливой моралью, изобилием описаний природы, с жанровыми сценами, яркими образами) и «Теогония» (происхождение мира из хаоса, фиксация мифологической традиции).

Философский эпос VI в. до н.э. представлен отрывками из элегий и стихами из поэмы «О природе» греческого философа Ксенофана.

Сборник басен Эзопа (легендарный поэт, считающийся родоначальником басни) был составлен в средние века, поэтому трудно однозначно установить авторство.

В VII–VI вв. до н.э. появляется лирика и мелика (вокальная лирика). Алкей и Сапфо, представители лесбосской мелики, аристократы, изгнанные, затем возвращенные на Лесбос, воспевали в стихах вино, любовь, страсть, поклонение красоте.

Темами поэзии Анакреонта, поэта второй половины VI в. были вино, любовь, радостное упоение жизнью, у него было множество подражателей, однако оригинальных текстов почти не сохранилось.

В V–IV вв. до н.э. получают распространение торжественная хоровая лирика (Симонид, Пинандр), трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид), комедии (Аристофан). Исторические тексты остались нам от Геродота, Фукидида, Ксенофонта. Известны примеры ораторской прозы Лисия, Демосфена, письменные философские сочинения, сохранившиеся от классического периода – «Пир» Платона, «Поэтика» Аристотеля.

В III–II вв. до нашей эры в Италии происходят значительные события, связанные с экспансией на Средиземноморье. Влияние Греции способствовало становлению римской литературы, уже в III в. до н.э. появляются поэты, переделавшие для римской сцены греческую трагедию и комедию. Первый поэт, переведший Одиссею Гомера был Ливий Андроник, другой – Невий, известный поэмой о пунических войнах, первым закрепивший в литературе миф о происхождении римлян от троянцев.

Контрольные вопросы и задания

1. Поэма: Гомер, «Илиада» или «Одиссея».

2. Трагедия: Эсхил, «Царь Эдип».

3. Лирика: Анакреонт, Сафо.

Ответить на вопросы:

1. Определение героического эпоса; особенности гомеровского эпоса.

2. Становление и развитие греческого театра. Законы театрального действия. Трансформация мифологического сюжета в трагедии Эсхила. Человек и его судьба в греческой трагедии.

3. Виды греческой лирики. Темы греческой лирики.

Античная литература является плодотворным источником европейской литературы разных эпох и направлений, ведь основные научные и философские концепции литературы и литературного творчества начаты непосредственно Аристотелем и Платоном; образцами литературных достижений на протяжении многих веков считаются именно памятники античной литературы; систему жанров европейской литературы с четким делением на эпос, лирику и драму сформирован античными писателями (причем уже с античной эпохи в драме четко выделяются трагедия и комедия, в лирике -ода, элегия, песня) стилевую систему европейской литературы с разветвленной классификации приемов создано античной риторикой; система новоевропейских как осмысливается в категориях античной грамматики; система стихосложения новоевропейских литератур оперирует терминологией античной метрики и т.

Итак, античная литература – это литература средиземноморского культурного ареала суток рабовладельческой формации; это литература Древней Греции и Рима от Х-IX в. до н.э. к IV-V вв. н.э. Она занимает ведущее место среди других литератур рабовладельческой эпохи – ближневосточных, индийской, китайской. Впрочем, историческая связь античной культуры с культурами Новой Европы наделяет античную литературу особым статусом преформы новоевропейских литератур.

Периодизация античной литературы. Основными историческими этапами литературного развития античного общества считаются следующие периоды:

– Архаичный;

– Классический (ранняя классика, высокая классика, поздняя классика)

– Эллинистический, или эллино-римский.

Периодизация греческой литературы.

Литература эпохи родового строя и его распада (от древнейших времен до VIII в. До н.э.). Архаика. Устное народное творчество. Героический и дидактический эпос.

Литература периода становления полисной системы (VII-VI вв. До н.э.). Ранняя классика. Лирика.

Литература расцвета и кризиса полисной системы (V – середина IV в. До н.э.). Классика. Трагедия. Комедия. Проза.

Эллинистическая литература. Проза эллинистического периода (вторая половина IV -середина I в. До н.э.). Новоаттической комедия. Александрийская поэзия.

Периодизация римской литературы.

Литература эпохи царей и становления республики (VIII-V вв. До н.э.). Архаика. Устное народное творчество.

Литература периода расцвета и кризиса республики (III в.-30 гг. До н.э.). Докл-сичний и классический периоды. Комедия. Лирика. Прозаические произведения.

Литература периода империи (С гг. До н.э.-V вв. Н.э.). Классический и пислякла-сичний периода: литература становления империи – принципат Августа (С гг. До н.э.-14 г. н. Э), литература ранней (I-II в.н.э.) и поздней (III- V в. н.э.) империи. Эпос. Лирика. Байка. Трагедия. Роман. Эпиграмма. Сатира.

Ведущие черты античной литературы.

Жизненность воспроизведения: литература античного общества лишь изредка – уже в эпоху его заката – была оторванной от жизни.

Политическая актуальность: размышления над актуальными политическими проблемами, активное вмешательство литературы в политику.

Античная художественное творчество никогда не порывала со своими народными, фольклорными истоками. Образы и сюжеты мифа и обрядовых игр, драматические и словесные фольклорные формы играют ведущую роль в античной литературе на всех этапах ее развития.

Античная литература выработала большой арсенал разнообразных художественных форм и стилистических средств. В греческой и римской литературе уже имеющиеся почти все жанры литературы Нового времени.

Статус писателя в обществе, как и статус литературы в общественном сознании, существенно менялись на протяжении античности. Эти изменения были следствием постепенного развития античного общества.

На этапе перехода от первобытнообщинного строя к рабовладения письменной литературы не было вообще. Носителями словесного искусства были певцы (аэды или рапсоды), которые создавали свои песни для торжеств и народных праздников. Не вызывало удивления, что они “обслуживают” своими песнями весь народ, богатый и простой, как ремесленник – своими изделиями. Именно поэтому гомеровской языке певец называется словом “демиург”, как кузнец или плотник.

В эпоху полисов возникает письменная литература; и поэмы эпиков, и песни лириков, и трагедии драматургов, и трактаты философов хранятся уже в зафиксированном виде, но распространяются пока устно: поэмы декламируют аэды, песни поют на дружеских вечеринках, трагедии разыгрываются на всенародных праздниках, учения философов излагаются в беседах с учениками. Даже историк Геродот читает свою работу на Олимпийских горах. Именно поэтому литературное творчество еще не воспринимается как специфическая умственная прайсе – это лишь одна из вспомогательных форм общественной деятельности человека-гражданина. Так, в эпитафии отца трагедии Эсхила, любимого трагедийного поэта Греции, говорится, что он участвовал в победных сражениях с персами, но даже не упоминается, что он писал трагедии.

В эпоху эллинизма и римской экспансии письменная литература становится, наконец, ведущей формой словесности. Литературные произведения пишутся и распространяются как книги. Создается стандартный тип книги – папирусный свиток или пачка пергаментных тетрадей общим объемом примерно около тысячи строк (именно такие книги имеют в виду, когда говорят, что “произведения Тита Ливия состояли из 142 книг»). Налаживается организована система книгоиздания и книготорговли – открываются специальные мастерские, в которых группы квалифицированных рабов под диктовку надзирателя изготовляли одновременно по несколько экземпляров книжного тиража; книга становится доступной. Читаются книги, даже прозаические, так же вслух (отсюда – исключительная важность риторики в античной культуре), но уже не публично, а каждым читателем отдельно. В связи с этим расстояние между писателем и читателем растет. Читатель уже не относится к писателю как равный к равному, гражданин к гражданину. Он или смотрит на писателя свысока, как на лентяя и пустословит, или гордится им, как гордятся модным певцом или атлетом. Образ писателя начинает раздваиваться между образом вдохновенного собеседника богов и образом напыщенного чудака, подхалима и нищего.

Этот контраст значительно усиливается в Риме, где аристократический практицизм патрициата длительное время принимал поэзию как занятие для лентяев. Такой статус литературного труда сохраняется до конца античности, пока христианство с его презрением ко всяческой мирской деятельности в целом не заменило этого противоречия на другое, новое (“В начале было Слово …”).

Социальной, классовый характер античной литературы в целом одинаковый. “Литературы рабов” не существовало: только условно к таковой можно отнести, например, надгробные надписи рабам, созданные их близкими или друзьями. Отдельные выдающиеся античные писатели были по происхождению из бывших рабов (драматург Теренций, баснописец Федр, философ Епиктст), но в их произведениях этого почти не чувствуется: они полностью ассимилировали взгляды своих свободных читателей. Элементы идеологии рабов отражено в античной литературе лишь косвенно, где раб или бывший раб выступает действующим лицом произведения (в комедиях Аристофана или Плавта, в романе Петрония).

Политический спектр античной литературы, наоборот, довольно пестрый. Уже с первых шагов античная литература тесно связана с политической борьбой различных слоев и групп среди рабовладельцев.

Лирика Солона или Алкея была орудием борьбы аристократов и демократов в полисе. Эсхил вводит в трагедию обширную программу деятельности афинского ареопага – государственного совета, о миссии которой шли ожесточенные споры. Аристофан выступает с прямыми политическими декларациями почти в каждой комедии.

С упадком полисного строя и дифференциацией литературы политическая функция античной литературы ослабевает, преимущественно концентрируясь в таких областях, как красноречие (Демосфен, Цицерон) и историческая проза (Полибий, Тацит). Поэзия же постепенно аполитизуеться.

Для античной литературы в целом характерны:

– Мифологизм тематики;

– Традиционализм разработки;

– Поэтическая форма.

Мифологизм тематики античной литературы был следствием преемственности первобытно-родового и рабовладельческого строя. Ведь мифология – это осмысление действительности, присущее и доклассовому обществу: все явления природы одухотворяются, а их взаимные связи осмысливаются как семейные, на человеческий манер. Рабовладельческая формация приносит новое осмысление действительности – теперь за явлениями природы усматриваются не семейными связи, а закономерности. Новый и старый мировоззрения находятся в постоянном поединке. Приступы философии мифологию начинаются еще с VI в. до н.э. и продолжаются в течение всей античной эпохи. Из области научного сознания мифология постепенно оттесняется в область сознания художественной. Здесь она является основным материалом литературы.

Каждый период античности дает свой вариант ведущих мифологических сюжетов:

– Для эпохи распада первобытно-родового строя таким вариантом был Гомер и киклични поэмы;

– Для полисной суток – аттическая трагедия;

– Для эпохи великих держав – творчество Аполлония, Овидия, Сенеки.

По сравнению с мифологической тематикой любая другая в античной художественной литературе занимает второстепенное место. Историческая тематика ограничена специальным жанром истории, а в поэтические жанры допускается достаточно условно. Бытовая тематика проник в поэзию, но только в «младшие» жанры (в комедию, но не в трагедии, в эпиллий, но не в эпос, в эпиграмму, но не в элегию) и почти всегда рассчитана на восприятие в контексте традиционной “высокой” мифологической тематике. Публицистическая тематика также допускается в поэзию, но здесь так же средством “подъем” воспеваемой современной события остается та же мифология – начиная от мифов в одах Пиндара по позднелатинского стихотворных панегириков включительно.

Традиционализм античной литературы был обусловлен общим замедленным развитием рабовладельческого общества. Не случайно наименее традиционной и наиболее новаторской временем античной литературы, когда потерпели оформления ведущие античные жанры, был период бурного социально-эко-номической развития VI-V вв. до н. е. Система литературы казалась стабильной, поэтому поэты следующих поколений стремились подражать своих предшественников. Каждый жанр имел своего основателя, который дал его законченный образец:

Гомер – для эпоса;

Архилох – для ямба;

Пиндар и Анакреон – для соответствующих лирических жанров;

Эсхил, Софокл, Еврипид – для трагедии и тому подобное.

Мера совершенства каждого нового произведения или поэта определялась в зависимости от того, насколько они были приближенными к образцам. Особое значение такая система идеальных образцов приобрела в римской литературе: по сути, всю историю римской литературы можно разделить на два периода:

I – когда идеалом для римских писателей были греческие классики (например, Гомер или Демосфен)

II – с тех пор было определено, что римская литература уже сравнялась с греческой в ​​своем совершенстве, а идеалом для римских писателей стали уже римские классики (а именно – Вергилий и Цицерон).

Отметим, что античная литература знала также периоды, когда традиция осознавалась как бремя, зато высоко ценилось новаторство (например, ранний эллинизм). Литературное новаторство оказывалось не столько в попытках реформировать старые жанры, сколько в апелляциям к новейшим жанров, еще свободных от авторитета традиции (идиллия, эпиграмма, мим и т.д.).

Последняя волна литературного новаторства в античности датируется примерно I в. н.э., а затем сознательное господство традиции становится тотальным. Проявления мало господство литературной традиции?

– От древних поэтов перенимали темы и мотивы: изготовление щита для героя мы сначала встречаем в “Илиаде”, позже – в “Энеиде”, а затем в поэме “Пуника” Силия Италика, причем логическая связь эпизода с контекстом раз от раза все больше ослабевает;

– Наследуются язык и стиль: гомеровский диалект становится обязательным для всех последующих произведений героического эпоса, диалект первых лириков – для хоровой поэзии и тому подобное;

– Заимствуются даже отдельные стихи и полустишья: вставить строку из стихотворения своего предшественника в новую поэму таким образом, чтобы цитата естественно прозвучала и по-новому воспринималась в данном контексте, было благородным поэтическим достижением.

А поклонение перед древними поэтами доходило до того, что с Гомера в поздней античности брали уроки военного мастерства, медицины, философии, а Вергилий в конце античной эпохи воспринимался уже не только как мудрец, но и как колдун и чернокнижник.

Традиционализм, заставляя воспринимать каждый образ художественного произведения на фоне всего его предыдущего функционирования, окружал литературные образы ореолом многоплановых ассоциаций и тем самым бесконечно обогащал их содержание.

Доминирование стихотворной формы было следствием дописьмового отношение к стихотворной речи как к единственному средству сохранить в памяти истинную словесную форму устного рассказа. Даже философские произведения в ранний период греческой литературы пишутся в стихах (Парменид, Эмпедокл). Поэтому Аристотелю в начале “Поэтика” приходилось объяснять, что поэзия отличается от непоезии НЕ столько метрической форме, сколько вымышленным содержанием.

Поэтическая форма давала писателям многочисленные средства ритмической и стилистической выразительности, которой была лишена проза.

ПОДІЛИТИСЯ:

Античная литература дает множество разных сведений о древнейших поэтических произведениях и полулегендарных певцах, которые, по преданию, соперничали с Гомером и остались в народной памяти мудрецами, мало в чем уступавшими Аполлону и музам, покровителям искусств. Сохранились имена знаменитых певцов и сочинителей песен: Орфея, Лина, Мусея, Эвмолпа и др., которых помнили в течение всей античности.

Первоначальные поэтические формы связаны с религиозной и бытовой практикой древних греков. Это, прежде всего, разнообразные виды песен, которые достаточно часто упоминаются и в гомеровском эпосе..

Виды лирических песен

Пеан - гимн в честь Аполлона. Из гимнов богам Гомер упоминает именно этот пеан. Он упоминается он в "Илиаде", где ахейские отроки поют его во время жертвоприношения по поводу прекращения чумы после возвращения Хрисеиды, и там, где Ахилл предполагает воспеть пеан по поводу своей победы над Гектором.

Френос - греч. threnos - плач - погребальная или заупокойная песнь. В «Илиаде» он упоминается в эпизоде гибели Гектора, исполнялся над его трупом и на торжественных похоронах Ахилла в "Одиссее", где участвовали девять Муз, которые пели этот френос, причем погребальное пение всех богов и людей вокруг тела Ахилла продолжалось 17 дней.

Гипорхема - песня, аккомпанирующая танцу, возможно, упомянута в описании щита Ахилла в «Илиаде», где под пение юноши и под его игру на форминге ведут веселый хоровод работники на винограднике.

Софронистическая - греч. sophronisma – внушение - нравоучительная песня. Такая песня упомянута у Гомера. Агамемнон, уезжая под Трою, оставил для присмотра за своей женой Клитемнестрой певца, который, видимо, должен был внушать ей мудрые наставления. Однако этот певец был выслан Эгисфом на пустынный остров и там погиб.

Энкомий - хвалебная песнь в честь славных мужей, поется Ахиллом, оставившим сражение и удалившимся в свою палатку.

Гименей - брачная песнь, сопровождает жениха и невесту в изображении брачного празднества на щите Ахилла.

Трудовая песня развивается раньше всяких других видов поэзии. Гомер, как певец военных подвигов, не оставил упоминания об этих песнях. О них известно из комедии Аристофана "Мир", которая напоминает русское "Эх, ухнем!", или песня мукомолок на о. Лесбос из произведения Плутарха, "Пир семи мудрецов".

Музыкальное сопровождение песни, а также ее танцевальное сопровождение - остаток древней нераздельности всех искусств. Гомер рассказывает о сольном пении в сопровождении кифары или форминги. Ахилл аккомпанирует себе на кифаре; так поют и знаменитые гомеровские певцы Демодок у Алкиноя и Фемий на Итаке, так поют Аполлон и музы.

Героический древний эпос

Из догомеровского прошлого до нас не дошло ни одного цельного произведения. Однако они представляли собой огромное, безбрежное творчество греческого народа. Как и у других народов, песни, посвященные героям, первоначально были связаны с погребальными плачами по герою. Героическая надгробная песнь - это эпитафий.

С течением времени эти плачи развивались в целые песни о жизни и подвигах героя, получали художественное завершение и в меру общественно-политической значимости героя даже становились традиционными. Так, эпический поэт Гесиод в произведении "Труды и дни" рассказывал про себя, как он ездил в Халкиду на празднества в честь героя Амфидаманта, как он исполнял там в его честь гимн и как он получил за это первую награду.

Постепенно песнь в честь героя получила свою самостоятельность. Уже не надо было обязательно на празднествах в честь героя исполнять подобного рода героические песни. Они исполнялись на пирах и собраниях обыкновенным рапсодом или поэтом, вроде гомеровских Демодока и Фемия. Эти "славы мужей" мог исполнять и непрофессионал, как, например, в произведении Эсхила "Агамемнон" Ифигения на пирах своего отца Агамемнона воспевает его подвиги.

Воспевались не только положительные герои. Певцов и слушателей стали интересовать герои отрицательные, о злодеяниях которых также слагались легенды. Например, гомеровская "Одиссея" прямо говорит в песнях о дурной славе Клитемнестры.

Таким образом, даже скудные сведения о догомеровском героическом эпосе дают возможность назвать его виды:

Эпитафий (надгробный плач);

Агон (состязание на могиле);

- "слава" героя, торжественно исполняемая на специально посвященном ему празднестве;

- "слава" героя, торжественно исполняемая на пирах военной аристократии;

Энкомий героям в гражданской или домашней жизни;

Сколий (застольная песнь) тем или другим выдающимся личностям, но уже не древним героям, а как простое увеселение на пирах

Подобное и в эпосе о богах. Только здесь процесс развития эпоса начинается не с культа умершего героя, а с жертвоприношения тому или иному божеству, сопровождаемого словесными высказываниями, достаточно лаконичными. Так, жертва Дионису сопровождалась выкрикиванием одного из его имен - "Дифирамб". "Гомеровские гимны" (первые пять гимнов), представляющие развитой эпос о богах, ничем не отличаются от гомеровского эпоса о героях.

Негероический эпос

По времени возникновения старше, чем героический. Что касается сказок, разного рода притч, басен, поучений, то они первоначально были не только стихотворными, но, вероятно, чисто прозаическими или смешанными по стилю. Одна из самых ранних притч о соловье и ястребе встречается в поэме Геосида "Труды и дни". С именем полулегендарного Эзопа связывали развитие басни.

Певцы и поэты догомеровского времени

Имена поэтов догомеровской поэзии большей частью вымышленные. Народная традиция никогда не забывала эти имена и расцвечивала своей фантазией предания об их жизни и творчестве.

Орфей

Среди наиболее знаменитых певцов известен Орфей. Это имя античного певца, героя, мага и жреца, получило особую популярность в VI в. до н.э., когда был широко распространен культ Диониса.

Считалось, что Орфей был на 10 поколений старше Гомера. Этим объясняется многое в мифологии Орфея. Родился он в Фессалийской Пиерии, под Олимпом, где царствовали сами Музы, или, по другому варианту, во Фракии, где его родителями были Муза Каллиопа и фракийский царь Эагр.

Орфей - необыкновенный певец и игрок на лире. От его пения и музыки приходят в движение деревья и скалы, укрощаются дикие звери, а песни его слушает сам неприступный Аид. После гибели Орфея тело его было похоронено Музами, и его лира и голова по морю приплыли к берегам реки Мелета около Смирны, где Гомер, по преданию, сочинял свои поэмы. С именем Орфея связано много легенд и мифов: о волшебном действии музыки Орфея, о нисхождении в Аид, о растерзании Орфея вакханками.

Другие певцы

Учителем или учеником Орфея считался Мусей (Мусей - от слова "муза"), которому приписывается перенесение орфического учения от Пиерии в Среднюю Грецию, на Геликон и в Аттику. Ему тоже приписывались теогония, разного рода гимны и изречения.

Некоторые античные авторы единственным подлинным произведением Мусея считали гимн богине Деметре. Сыну Мусея Эвмолпу ("эвмолп" - прекраснопоющий) приписывалось распространение сочинений своего отца, основная роль в Элевсинских мистериях. Гимнического поэта Памфа ("памф" - всесветлый) тоже относят к догомеровскому времени.

Наряду с Орфеем был известен певец Филаммон, участник похода аргонавтов, почитаемый в дельфийской религии Аполлона. Считают, что он первый создал хоры девушек. Филаммон - сын Аполлона и нимфы. Сыном Филаммона был не менее знаменитый Фамирид, победитель в гимнических состязаниях в Дельфах, возгордившийся своим искусством так, что хотел состязаться с самими Музами, за что и был ими ослеплен.

Древнегреческая литература

В древнегреческой литературе выделяют два периода: классический, приблизительно с 900 до н.э. до смерти Александра Великого (323 до н.э.), и александрийский, или эллинистический (с 323 по 31 до н.э. - дата битвы при Акции и падения последнего независимого эллинистического государства).

Литературу классического периода удобнее рассматривать по жанрам, в порядке их появления. 9 и 8 вв. до н.э. - эпоха эпоса; 7 и 6 вв. - время взлета лирики; 5 в. до н.э. отмечен расцветом драмы; бурное развитие различных прозаических форм началось в конце 5 в. и продолжалось в 4 в. до н.э.

Эпическая поэзия

Илиада и Одиссея Гомера были сложены, по мнению некоторых ученых, еще в 9 в. до н.э. Это самые ранние литературные произведения Европы. Хотя они созданы одним великим поэтом, за ними несомненно стоит долгая эпическая традиция. От своих предшественников Гомер воспринял как материал, так и стиль эпического повествования. Темой он выбрал подвиги и испытания ахейских вождей, опустошивших Трою в конце 12 в. до н.э.
Последующая эпическая традиция представлена рядом менее значительных поэтов - подражателей Гомера, которых принято называть «кикликами» (авторами циклов). Их поэмы (почти не сохранившиеся) заполняли пробелы, оставленные в предании Илиадой и Одиссеей. Так, Киприи охватывали события от свадьбы Пелея и Фетиды до десятого года Троянской войны (когда начинается действие Илиады), а Эфиопида, Разрушение Трои и Возвращения - промежуток между событиями Илиады и Одиссеи. Кроме Троянского, был еще Фиванский цикл - в него входили Эдиподия, Фиваида и Эпигоны, посвященные дому Лайя и походам аргивян на Фивы.

Родиной героического эпоса было, по-видимому, ионическое побережье Малой Азии; в самой Греции несколько позднее возник дидактический эпос, воспринявший язык и размер гомеровских поэм.

Именно эту форму использовал Гесиод (8 в. до н.э.) в Трудах и днях - поэме, в которой советы по сельскому хозяйству перемежались размышлениями о социальной справедливости и жизни в труде. Если тон гомеровских поэм всегда строго объективен и автор никак не обнаруживает себя, то Гесиод достаточно откровенен с читателем, он повествует от первого лица и сообщает сведения о своей жизни. Вероятно, Гесиод был также автором Теогонии - поэмы о происхождении богов.

К эпической традиции примыкают и Гомеровские гимны - сборник из 33 обращенных к богам молитв, которые пели на празднествах рапсоды, перед тем как приступить к исполнению героической поэмы. Создание этих гимнов относят к 7-5 вв. до н.э.

Впервые поэмы Гомера были напечатаны в Милане Дмитрием Халкокодиласом в конце XV века н.э. Первый их перевод на латинский язык сделал Леонцио Пилата в 1389 году. Рукопись перевода хранится сейчас в Париже. В 1440 году Пир Кандидо Дечембрио перевел 5 или 6 книг «Илиады» на латинский язык в прозе, а спустя несколько лет Лоренцо Балла обработал 16 книг «Илиады» латинскою прозой. Перевод Баллы был напечатан в 1474 году.

Лирическая поэзия

Развитие Греции в 8-7 вв. до н.э. характеризовалось возникновением полисов - небольших самостоятельных городов-государств - и возрастанием общественной роли отдельного гражданина. Эти перемены нашли отражение и в поэзии эпохи. К началу 7 века до н.э. важнейшим видом литературы в Греции стала лирическая поэзия - поэзия субъективного чувства. Главными ее жанрами были:

Хоровая лирика;

Монодическая, или сольная, лирика, предназначенная, как и хоровая, для исполнения под аккомпанемент лиры;

Элегическая поэзия;

Ямбическая поэзия.

К хоровой лирике относятся, прежде всего, гимны к богам, дифирамбы (песни в честь бога Диониса), парфении (песни для хора девушек), свадебные и погребальные песни и эпиникии (песни в честь победителей состязаний).

У всех этих видов хоровой лирики сходная форма и принципы построения: в основе лежит миф, а в конце вдохновляемый богами поэт произносит сентенцию или нравоучение.

Хоровая лирика вплоть до конца VI в. до н.э. известна лишь очень отрывочно. Крупный представитель хоровой лирики жил в конце VI и в начале V века до н.э. - Симонид Кеосский (556 - 468 гг. до н.э.). Правда, от лирики Симонида дошло лишь небольшое количество фрагментов; ни одного цельного стихотворения не сохранилось. Однако слава Симонида была основана не только на хорике, он был известен и как один из творцов эпиграмм.

Примерно в это же время жил классик торжественной хоровой лирики Пиндар из Фив (518 - 442 гг. до н.э.). Есть мнение, что он написал 17 книг, от которых сохранились 4 книги; в общей сложности 45 стихотворений. В тех же Оксиринхских папирусах найдены пеаны Пиндара (гимны в честь Аполлона). Еще в XV веке гуманист Лоренцо Балла упоминает о Пиндаре, как о поэте, которого он предпочитает Вергилию. Рукописи произведений Пиндара хранятся в Ватикане. До недавнего времени Пиндар был единственным хорическим лириком, от которого сохранились цельные произведения.

Современником (и соперником) Пиндара был Вакхимед. Двадцать его стихотворений были обнаружены Кенионом в коллекции папирусов, приобретенных Британским музеем незадолго до 1891 года в Египте. Известно также имя Терпандра (VII в. до н.э.), сочинения которого до нас не дошли, имя Ономакрита (VII в. до н.э.) и имя Архилоха (середина VII в. до н.э.), лирические произведения которого до нас дошли только в отрывках. Нам он больше известен как основоположник сатирического ямба.

Имеются отрывочные сведения еще о трех поэтах: Эвене Аскалонском (V в. до н.э.), Хериле (V в. до н.э.) и поэтессе Праксилле (середина V века до н.э.); последняя, говорят, славилась застольными песнями, но писала также дифирамбы и гимны.

Если хоровая лирика была обращена ко всей общине граждан, то сольная - к отдельным группам внутри полиса (девушкам на выданье, союзам сотрапезников и т.д.). В ней преобладают такие мотивы, как любовь, пиры, сетования об ушедшей юности, гражданские чувства. Исключительное место в истории этого жанра принадлежит лесбосской поэтессе Сапфо (ок. 600 до н.э.).

От ее поэзии сохранились лишь отдельные фрагменты, и это - одна из величайших потерь мировой литературы. На Лесбосе жил и другой значительный поэт - Алкей (ок. 600 до н.э.); его песням и одам подражал Гораций. Множество подражателей было у Анакреона с Теоса (ок. 572 - ок. 488 до н.э.), певца пиров и любовных утех. Собрание этих подражаний, т.н. Анакреонтика, до 18 в. считалось подлинной поэзией Анакреона.

К этому же веку относят древнейшего из известных нам лирических поэтов - Каллина из Эфеса (первая половина VII века до н.э.). От него сохранилось только одно стихотворение - призыв к защите родины от нападения врагов. Лирическое стихотворение наставительного содержания, заключающее в себе побуждение и призывы к важному и серьезному действию, имело специальное название - элегия. Таким образом, Каллин - первый элегический поэт.

Первым любовным поэтом, творцом эротической элегии, являлся иониец Мимнеом (вторая половина VII в. до н.э.). От него сохранилось несколько мелких стихотворений. В некоторых дошедших до нас фрагментах его стихов отображены также политические и военные темы.

На рубеже 600 г. до н.э. писал элегии и ямбы афинский законодатель Солон. Преобладают у него политические и нравоучительные темы.

Творчество Анакреона относят ко второй половине VI века до н.э.

Элегическая поэзия охватывает несколько различных видов поэзии, объединенных одним размером - элегическим дистихом. Афинский политический деятель и законодатель Солон (архонт в 594) облекал в элегическую форму рассуждения на политические и этические темы.

С другой стороны, элегический дистих с ранних времен использовался для эпитафий и посвящений, и именно из этой традиции впоследствии возник жанр эпиграммы (буквально «надписи»)

Ямбическая (сатирическая) поэзия. Для личных нападок в стихотворной форме использовались ямбические размеры. Древнейшим и самым знаменитым ямбическим поэтом был Архилох с Пароса (ок. 650 до н.э.), проживший нелегкую жизнь наемника и, по преданию, своими безжалостными ямбами доводивший врагов до самоубийства. Позднее традиция, разработанная ямбическими поэтами, была воспринята древнеаттической комедией.

Проза Древней Греции

В 6 в. до н.э. появились писатели, которые излагали греческие предания прозой. Развитию прозы способствовал рост демократии в 5 в. до н.э., сопровождавшийся расцветом ораторского искусства.

В развитие греческой прозы большой вклад внесли труды историков и философов.

Повествование Геродота (ок. 484 - ок. 424) о греко-персидских войнах обладает всеми признаками исторического сочинения - в них есть и критический дух, и стремление найти в событиях прошлого общезначимый смысл, и художественный стиль, и композиционное построение.

Но, хотя Геродот по праву зовется «отцом истории», величайший историк античности - Фукидид Афинский (ок. 460 - ок. 400 гг.), чье тонкое и критическое описание Пелопоннеской войны до сих пор не потеряло своего значения как образец исторического мышления и как литературный шедевр.

От древнейших философов дошли лишь разрозненные фрагменты. Больший интерес представляют софисты, представители интеллектуального, рационалистического направления греческой мысли конца 5 в. до н.э., - прежде всего Протагор.

Важнейший вклад в философскую прозу сделали последователи Сократа. Хотя сам Сократ ничего не писал, многочисленные друзья и ученики изложили его взгляды в трактатах и диалогах.

Среди них выделяется грандиозная фигура Платона (428 или 427-348 или 347 до н.э.).


Его диалоги, особенно те, где ведущая роль отведена Сократу, не имеют себе равных по художественному мастерству и драматической силе. О Сократе писал также историк и мыслитель Ксенофонт - в Меморабилиях (записях разговоров с Сократом) и Пире. К философской прозе формально примыкает еще одно сочинение Ксенофонта - Киропедия, описывающее воспитание Кира Великого.

Последователями Сократа были киник Антисфен, Аристипп и др. Из этого круга вышел и Аристотель (384-322 до н.э.), тоже написавший ряд платонических диалогов, широко известных в античности.

Однако из его сочинений нам доступны только научные трактаты, возникшие, по-видимому, из текстов лекций, которые он читал в своей философской школе - Ликее. Художественное значение этих трактатов невелико, но один из них - Поэтика - сыграл существенно важную роль для развития теории литературы.

Развитие риторики как самостоятельного жанра было связано в Греции с подъемом демократии и вовлечением все большего числа граждан в политическую жизнь. Многое для превращения риторики в искусство сделали софисты; в частности, Горгий Леонтинский и Фрасимах Халкедонский расширили набор риторических фигур, ввели моду на симметричные антитезы и ритмические периоды.

Высшего расцвета риторика достигла в Афинах. Антифонт (ум. 411 до н.э.) первым опубликовал свои речи, причем часть из них была чисто риторическими упражнениями, в которых разбирались вымышленные дела. Тридцать четыре сохранившиеся речи Лисия считаются образцом простого и изысканного аттического стиля; Лисий, не будучи уроженцем Афин, зарабатывал на жизнь сочинением речей для граждан, выступавших в суде.

Речи Исократа (436-338) были памфлетами для публичного чтения; изящный, построенный на антитезах стиль этих речей и изложенные в них оригинальные взгляды на воспитание обеспечили ему в античном мире громадный авторитет.
Но Оратором с большой буквы для греков был Демосфен (384-322). Из всех речей, которые до нас дошли, 16 он произнес в народном собрании, убеждая афинян выступить против Филиппа Македонского. Именно в них страстное, воодушевляющее красноречие Демосфена достигает наивысшей силы.


Александрийская эпоха

Глубокие перемены, произошедшие во всем греческом мире со смертью Александра Македонского (323 до н.э.), отразились и в литературе. Связь гражданина с жизнью полиса ослабела, и в искусстве, литературе, философии возобладала тенденция к индивидуальному, личностному. Но, хотя искусство и литература утратили былое общественно-политическое значение, правители новообразованных эллинистических царств охотно поощряли их развитие, особенно в Александрии.

Птолемеи основали великолепную библиотеку, в которой были собраны списки всех знаменитых произведений прошлого.
Здесь редактировали классические тексты и писали комментарии к ним такие ученые, как Каллимах, Аристарх, Аристофан Византийский.

Реконструкция Александрийской библиотеки


В результате расцвета филологической науки в литературе возобладала сильная тенденция к учености и перегруженности скрытыми мифологическими аллюзиями. В этой атмосфере особенно ощущалось, что в крупных формах после Гомера, лириков и трагиков прошлого ничего великого создать уже нельзя. Поэтому в поэзии интересы александрийцев сосредоточились на малых жанрах - эпиллии, эпиграмме, идиллии, миме. Требование совершенства формы вылилось в стремление к внешней отделке, часто в ущерб глубине содержания и нравственному смыслу.

Крупнейшим поэтом Александрийской эпохи был Феокрит из Сиракуз (3 в. до н.э.), автор пасторальных идиллий и других небольших стихотворных произведений.

Типичным представителем александийцев был Каллимах (ок. 315 - ок. 240 до н.э.). Служитель библиотеки Птолемеев, он каталогизировал тексты классиков. Его гимны, эпиграммы и эпиллии насыщены мифологической ученостью до такой степени, что требуют специальной расшифровки; тем не менее, в античности поэзию Каллимаха ценили за виртуозное мастерство, и у него было много подражателей.

Для современного читателя больший интерес представляют эпиграммы таких поэтов, как Асклепиад, Филет, Леонид и др.; они сохранились в составленной в византийскую эпоху Греческой (или Палатинской) антологии, в которую был включен сборник александрийского времени - Венок Мелеагра (ок. 90 до н.э.).

Александрийская проза была главным образом областью науки и философии. Литературный интерес представляют Характеры Феофраста (ок. 370-287 до н.э.), сменившего Аристотеля во главе Ликея: эти зарисовки типичных характеров афинян широко использовались в новоаттической комедии.

От значительных историков этого периода дошли (частично) лишь сочинения Полибия (ок. 208-125 до н.э.) - монументальная история Пунических войн римского завоевания Греции.

К александрийской эпохе относится зарождение биографии и мемуаров как самостоятельных литературных жанров.

Эсхил был основоположником гражданской по своему идейному звучанию трагедии, современником и участником греко-персидских войн, поэтом времени становления демократии в Афинах. Главный мотив его творчества – прославление гражданского мужества, патриотизма. Один из самых замечательных героев трагедий Эсхила – непримиримый богоборец Прометей – олицетворение творческих сил афинян.

Это образ несгибаемого борца за высокие идеалы, за счастье людей, воплощение разума, преодолевающего власть природы, символ борьбы за освобождение человечества от тирании, воплощенной в образе жестокого и мстительного Зевса, рабскому служению которому Прометей предпочел муки.

Медея и Ясон

Особенностью всех древних драм был хор, который пением и танцами сопровождал все действие. Эсхил ввел двух актеров вместо одного, уменьшив партии хора и сосредоточив основное внимание на диалоге, что стало решительным шагом для превращения трагедии из чисто мимической хоровой лирики в подлинную драму. Игра двух актеров давала возможность усилить напряженность действия. Появление третьего актера – нововведение Софокла, которое позволило обрисовать различные линии поведения в одном и том же конфликте.

Еврипид

В своих трагедиях Еврипид отразил кризис традиционной полисной идеологии и поиски новых основ мировоззрения. Он чутко откликался на животрепещущие вопросы политической и социальной жизни, и его театр представлял собой своеобразную энциклопедию интеллектуального движения Греции во второй половине V в. до н. э. В произведениях Еврипида ставились разнообразные общественные проблемы, излагались и обсуждались новые идеи.

Античная критика называла Еврипида «философом на сцене». Поэт не являлся, однако, сторонником определенного философского учения, и его взгляды не отличались последовательностью. Двойственным было его отношение к афинской демократии. Он прославлял ее как строй свободы и равенства, вместе с тем его пугала неимущая «толпа» граждан, которая в народных собраниях решала вопросы под влиянием демагогов. Сквозной нитью, через всё творчество Еврипида проходит интерес к личности с ее субъективными устремлениями. Великий драматург изображал людей с их влечениями и порывами, радостями и страданиями. Всем своим творчеством Еврипид заставлял зрителей раздумывать над своим местом в обществе, над отношением к жизни.

Аристофан дает смелую сатиру на политическое и культурное состояние Афин в то время, когда демократия начинает переживать кризис. В его комедиях представлены различные слои общества: государственные деятели и полководцы, поэты и философы, крестьяне и воины, городские обыватели и рабы. Аристофан достигает острых комических эффектов, соединяя реальное и фантастическое и доводя осмеиваемую идею до абсурда.

Задание:
1 . Составьте презентацию по теме "Античная литература".
2. Разместите ее на канале Ru Tube

Термин «античная литература» был впервые введён гуманистами эпохи Возрождения, которые называли так Греции и Рима. Термин сохранился за этими странами и стал синонимом классической древности - мира, который повлиял на формирование европейской культуры.

Периодизация литературы античности

История античной литературы основывается прежде всего на В связи с этим выделяют три периода её развития.

1. Первый период принято называть доклассическим или архаическим. Литература представлена устным народным творчеством, которое зародилось благодаря религии язычников. К нему относятся гимны, заклинания, истории о богах, плачи, пословицы и многие другие жанры, которыми представлен фольклор. Временные рамки первого периода точно определить невозможно. Устные жанры формировались на протяжении многих веков, но примерное время его окончания - первая треть I тысячелетия.

2. Античная литература второго периода занимает VII - IV в. до н. э. Её принято называть классической, так как она совпадает со временем становления в Греции классической формы рабовладения. В этот период появились многочисленные лирические и эпические произведения, а также проза, в развитие которой огромный вклад сделали ораторы, философы и историки. Отдельно нужно отметить V век до н. э., который называют Золотым. Центральное место в литературе этого периода занимал театр.

Эллинистический период в истории античной литературы связывают с развитием рабовладения. С появлением военно-монархической формы организации власти происходит резкая дифференциация жизни человека, которая в корне отличалась от простоты классического периода.

Это время часто трактуется как период деградации литературы. В нём выделяют ступень раннего и позднего эллинизма, которые занимают промежуток времени с III века до н. э. до V века н. э. В этот период впервые заявила о себе римская античная литература.

Античная мифология

Основу античной мифологии составляют рассказы о древнейших божествах, богах-олимпийцах и героях.

Легенды о древнейших богах появились у греков и римлян в то время, когда общество было матриархальным. Этих богов называли хтоническими, или звероподобными.

С наступлением патриархата боги начали больше походить на людей. В это время появляется образ Зевса или Юпитера - верховного божества, жившего на горе Олимп. Именно отсюда происходит название богов-олимпийцев. В представлении греков эти существа имели жёсткую иерархию, которая оправдывала такой же порядок, существующий в обществе.

Героями античных мифов были необычные люди, которые появлялись в результате связи между простыми смертными и богами-олимпийцами. К примеру, одним из самых знаменитых является Геракл - сын Зевса и обычной женщины Алкмены. Греки верили, что каждый из героев имел особое предназначение: очистить Землю от чудовищ, которых породила Гея.

Эпос

Произведения античной литературы в представлены такими именами, как Гомер и Вергилий.

Гомер - легендарный поэт, которого считают автором древнейших сохранившихся эпических поэм - «Илиады» и «Одиссеи». Источниками для создания этих произведений стали мифы, народные песни и предания. Гомера были написаны гекзаметром.

Лирика и драма

Одной из самых известных представительниц можно назвать поэтессу Сапфо. Она использовала традиционные фольклорные мотивы, но насыщала их яркими образами и сильными чувствами. Широкую известность поэтесса получила ещё при жизни. Её творчество насчитывало девять книг стихов, но до нашего времени сохранились только два стихотворения и сотня лирических отрывков.

Театральные постановки были одним из наиболее популярных развлечений Древней Греции. Античная литература Золотого века этого направления представлена в двух основных жанрах: трагедии и комедии.

По сути, античная трагедия представляла собой оперу. Её основателем считается древнегреческий драматург Эсхил. Его перу принадлежат более 90 пьес, но до нашего времени сохранилось только семь. Одной из самых известных трагедий Эсхила является «Прометей Прикованный», образ которого до сих пор используется литераторами.

Античная комедия имела политическую направленность. К примеру, один из представителей этого жанра - Аристофан - в своих комедиях «Мир» и «Лисистрата» осуждает войну между Грецией и Спартой. Комедия «Всадники» жёстко критикует недостатки демократии, которая сложилась в Афинах.

Зарождение жанра прозы

Список античной литературы в жанре прозы представлен, прежде всего, диалогами Платона. Содержание этих произведений излагается через рассуждения и спор двух собеседников, которые должны найти истину. Главным героем диалогов Платона был его учитель Сократ. Эта форма подачи информации получила название «сократический диалог».

Известно 30 диалогов Платона. Самыми известными из них являются миф об Атлантиде, «Пир», «Федон», «Фёдр».

Создали прежде всего поколенье людей золотое
Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских.
Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,
Горя не зная, не зная трудов.
Гесиод «Труды и дни»

Слово antiquus в переводе с латинского означает «древний». Однако античной называется не всякая древняя литература, а только литература Древней Греции и Древнего Рима, которая развивалась на протяжении 14 веков.
Выделение античной литературы среди других литератур древности не случайно. Культура Древней Греции, переданная затем Древнему Риму, стала фундаментом, базой культуры европейской. Создание философии, мифологии, театра и истории как науки принадлежит грекам. Наши представления о месте человека в мире, о языке и его грамматике восходят также к античности, и именно в античную эпоху сложились литературные роды (эпос, лирика и драма) и основные стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль).

Периодизация античной литературы

Античная литература прошла в своем развитии огромный путь, и сейчас осмысливается как литература 4-х основных культурных периодов :
1. Долитературный – характеризуется созданием основных мифов, на основе которых впоследствии были написаны выдающиеся произведения.
2. Архаический (8-6 вв. до н.э.) – именно в этот период зарождаются математика, философия и письменная греческая литература, главной задачей которого стало создание идеала человека-героя (герой обязательно полубог). Формой общественного сознания в этот период становится эпос, который оформляется в крупный литературный род, и появляются поэмы «Илиада» и «Одиссея». В конце периода (в 6 веке) оформляется род лирики.
3. Классический или аттический (5 в. до н.э.) – это время культурного первенства Афин после греко-персидской войны. Этот век связан с появлением демократии (впервые в мировой истории). Складывается род драмы.
4. Эллинистический (римско-эллинистический) – продолжается с 4-3 в. до н.э. по 4-5 вв. н.э . После завоеваний Александра Македонского происходит греко-восточный синтез. Классическим строем становится военно-бюрократическая монархия. В 3 в. до н. э. рождается литература древних латинян (римская), которая развивается под влиянием греческой литературы. Закат античной литературы в 4-5 вв. н.э. связан с разрушением Рима в 476 году после нашествия готов и вестготов.

Особенности античной литературы

1. Мифологическая тематика – была связана с первобытнообщинным строем. Мифология – это осмысление действительности, свойственное общинно-родовому строю, то есть все явления природы одухотворяются, и их взаимные отношения осмысливаются как родственные, подобные человеческим . Например, Уран (Небо) и Гея (Земля) – это муж и жена. Мифологическая тематика очень прочно держалась в античной литературе, и по сравнению с ней всякая другая отступала на второй план. Историческая тематика допускалась только в исторический эпос, да и то с многочисленными оговорками. Бытовая тематика допускалась в поэзию только в младшие жанры (комедия, эпиграмма) и всегда воспринималась на фоне традиционной «высокой» мифологической тематики. Этот контраст обычно специально подчеркивался насмешками в адрес надоевших всем мифологических сюжетов и героев. Публицистическая тематика также допускалась в поэзию, но она обязательно должна была накладываться на тематику мифологическую.

2. Традиционализм – связан с медленным развитием рабовладельческого общества. Современники почти не ощущали перемен в общественной жизни , а когда перемены были слишком явными, они воспринимались как вырождение и упадок. Все эти представления переносились и на литературу. Система литературы казалась неизменяющейся, и поэты последующих поколений старались идти по следам предыдущих. У каждого жанра был основоположник, образец для подражания: для эпоса – Гомер; для лирики – Анакреон; для трагедии – Эсхил, Софокл и Еврипид. Произведение считалось тем совершеннее, чем больше оно походило на образец.

3. Поэтическая форма была доминирующей в античной литературе. Прозы не было долгий период, так как искусство не считалось делом повседневным. Песни должны были уподобляться речи богов, то есть быть торжественными, высокими и обладать ритмом. Творя, поэт уподоблялся божеству , становился богом-творцом. По мнению греков, рукой поэта водили боги, поэтому все древние поэмы начинались с обращений к божествам, которые должны будут выполнить всю работу. Например, «Илиада» начинается словами «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса Пелеева сына».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!