Раскопки старинных могил. Что раскопали археологи в нейшлотском переулке

6.3. Уничтожение старых русских кладбищ (раскопки 1999–2000 годов в Лужецком монастыре Можайска)

В подмосковном городе Можайске находится один из древних русских монастырей - Богородице-Рождественский Луж?цкий мужской монастырь. Считается, что он «был основан святым Ферапонтом в 1408 году по просьбе Андрея Дмитриевича Можайского - сына великого князя Дмитрия Донского» , с. 100. Монастырь существует до сих пор, хотя и в перестроенном виде, рис. 6.43.

Рис. 6.43. Лужецкий Богородице Рождественский монастырь в Можайске. Вид с северной стороны. Фотография 2000 года.

В 1999–2000 годах, в ходе археологических и реставрационных работ, на всём пространстве Лужецкого монастыря строители убрали двухметровые напластования земли. На рис. 6.44 мы приводим фотографию 2000 года, сделанную в Лужецком монастыре после снятия верхних слоёв земли. Толщина снятых пластов чётко отмечена тёмной закрашенной полосой, идущей по низу монастырского собора. Дело в том, что когда нижняя часть собора, находившаяся под землёй, оказалась на виду, её закрасили тёмной краской. После этих раскопок на поверхности монастырского двора обнажился слой второй половины XVII века. При этом обнаружилась поразительная картина, о которой мы расскажем в этом разделе. Мы глубоко благодарны Ю.П. Стрельцову, обратившему наше внимание на факты, о которых здесь пойдёт речь.

Рис. 6.44. Лужецкий монастырь в Можайске. Монастырский двор, где в 1999 году был снят пласт земли толщиной около двух метров. Прежний уровень земли хорошо виден по тёмной полосе, идущей по низу монастырского собора. Видно также, что окна собора были подняты, кроме одного, которое до раскопок начиналось от самой земли. На переднем плане - надгробия XVII–XIX веков, выкопанные из-под земли во время раскопок и аккуратно поставленные в ряды. Теперь на поверхности монастырского двора обнажился уровень земли XVII века. Фотография 2000 года.

Выяснилось, что во второй половине XVII века в Лужецком монастыре происходило бурное строительство. При этом в фундаменты возводимых в XVII веке построек замуровывались старые надгробные плиты с русских кладбищ. Надгробий, пущенных на строительный камень, оказалось настолько много, что возникает впечатление, что окрестные кладбища были в некий момент практически полностью очищены от надгробных плит. При этом, спрятанные сегодня от глаз в фундаментах, эти старые надгробия, как правило, совсем не похожи на те, которые нам выдают сегодня за якобы «старинный русский образец». Почти все старинные надгробия, раскопанные в Лужецком монастыре, покрыты такой же резьбой, что и надгробные плиты Старо-Симонова монастыря: на них изображён трёхконечный вилообразный крест, рис. 6.45.

Рис. 6.45. Одна из старинных русских надгробных плит, извлечённых из фундаментов XVII века при раскопках 1999–2000 годов в Лужецком монастыре. Была использована как строительный камень в эпоху первых Романовых. Фотография 2000 года.

После снятия верхнего слоя земли, у северной стены главного монастырского Собора Рождества Богородицы открылся фундамент небольшой церкви, построенной в XVII веке, рис. 6.46, 6.47. Можно даже точнее указать время её постройки - после 1669 года. Дело в том, что строители заложили в фундамент не только старые надгробные плиты XVI - начала XVII веков, но - в отдельных случаях - и совсем недавние, «свежие». Таких плит в фундаменте мало, но они есть. Летом 2000 года мы видели две такие плиты. Одна датирована 7159 годом, - то есть в пересчёте на современное летосчисление 1651 годом н. э., - а вторая датирована 7177-м годом, то есть 1669 годом н. э., рис. 6.48 и рис. 6.49. Следовательно, фундамент клали после 1669 года, поскольку плита 1669 года уже оказалась замурованной в нём.

Рис. 6.46. Лужецкий монастырь в Можайске. Раскрытое в 1999 году основание разрушенной церкви XVII века, в котором старые русские надгробные плиты использованы как строительный камень. Согласно надписям на замурованных здесь надгробиях, это - остатки строительства 1669 года или позже. Фотография 2000 года.

Рис. 6.47. Лужецкий монастырь в Можайске. Раскрытое в 1999 году основание церкви XVII века, построенное в значительной степени из старых надгробных плит. Фотография 2001 года.

Рис. 6.48. Надгробная плита XVII века, замурованная в фундаменте разрушенной церкви Лужецкого монастыря, Фундамент открыт при раскопках 1999 года. Надпись на плите: «Лета 7159 генваря в 5 день преставися раба Божия Татияна Даниловна во иноцех схимница Таисея». Дата 7159 год означает 1651 год н. э. Фотография 2000 года.

Рис. 6.49. Надгробная плита XVII века, замурованная в фундаменте разрушенной церкви Лужецкого монастыря. Фундамент открыт при раскопках 1999 года. Надпись на плите: «Лета 7177 декабря в 7 день преставися раб Божий инок схимникъ Саватей [Ф]едоров сын Позняковъ». Дата 7177 год означает 1669 год н. э. Фотография 2000 года.

Общая картина, открывшаяся перед глазами после раскопок 1999 года в Лужецком монастыре, такова. Оказывается, в XVII веке в массовом порядке старые надгробия с кладбищ были убраны и пущены на строительный камень. В частности, в упомянутом фундаменте небольшой церкви XVII века в качестве блоков для стройки использовано НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ СТАРЫХ НАДГРОБНЫХ ПЛИТ. Многие из них были при этом расколоты или отбиты с краю, чтобы подогнать их под соседние камни, рис. 6.50-6.56. Многочисленные обломки старых надгробий вывалились из кладки во время раскопок. Сегодня некоторые из них очищены от земли и аккуратно сложены на монастырском дворе, рис. 6.57, 6.58.

Рис. 6.50. Старая русская надгробная плита, использованная как строительный камень в фундаменте церкви XVII века в Лужецком монастыре Можайска. Фундамент обнажился после раскопок 1999 года. Фотография 2000 года.

Рис. 6.51. Надгробные белокаменные плиты с трёхконечным крестом. Заложены в фундамент церкви XVII века. Лужецкий монастырь в Можайске. Фотография 2000 года.

Рис. 6.52. Надгробные белокаменные плиты с трёхконечным крестом. Использованы как строительный камень в фундаменте церкви XVII века. Лужецкий монастырь в Можайске. Фотография 2000 года.

Рис. 6.53. Надгробная белокаменная плита с трёхконечным крестом. Замурована в фундамент церкви XVII века. Лужецкий монастырь в Можайске. Фотография 2000 года.

Рис. 6.54. Надгробная белокаменная плита с трёхконечным крестом - как строительный камень в фундаменте церкви XVII века. Лужецкий монастырь в Можайске. Фотография 2000 года.

Рис. 6.55. Надгробные белокаменные плиты с трёхконечным крестом, вмурованные в фундамент церкви XVII века. На торце одной из них видна надпись: «Лета 7191 февраля в 7». Дата 7191 в пересчёте на наше летосчисление даёт 1683 год. Лужецкий монастырь в Можайске. Фотография 2000 года.

Рис. 6.56. Обломок надгробной каменной плиты с трёхконечным крестом необычно большого размера. Видна сохранившаяся центральная часть креста. Кроме того, на торце плиты видны остатки характерного узора, часто присутствующего и на других старых русских надгробных плитах. Из кладки церкви XVII века в Лужецком монастыре Можайска. Фотография 2000 года.

Рис. 6.57. Старинные русские надгробные плиты, извлечённые из кладки XVII века, выставлены сегодня в Лужецком монастыре Можайска. Фотография 2000 года.

Рис. 6.58. Обломки старинных русских надгробных плит, извлечённых из кладки XVII века и выставленных в Лужецком монастыре Можайска. Фотография 2000 года.

На подавляющем большинстве этих старых надгробий изображён трёхконечный вилообразный крест. Но есть и исключения. Так, например, на одном из кусков, найденных в Лужецком монастыре, вырезан четырёхконечный крест. Но не такой, к которому мы привыкли сегодня, а вилообразный, напоминающий птичий след, рис. 6.59.

Рис. 6.59. Четырёхконечный крест на старинном русском надгробии похож на птичий след и напоминает трёхконечный вилообразный крест с дополнительной веткой сверху. Он сильно отличается от привычной сегодня формы четырёхконечного креста на христианских надгробиях. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

Ещё один редкий пример креста на русских надгробиях - ПЯТИКОНЕЧНЫЙ ВИЛООБРАЗНЫЙ КРЕСТ. Плиту с таким крестом нашли Ю.П. Стрельцов и один из авторов - Г.В. Носовский, летом 2000 года, в кладке основания каменных ступеней, которые когда-то вели к двери собора Рождества Богородицы с западной стороны. Сегодня ступени разрушены и вместо них стоит современная железная лестница. Однако часть основания под ступенями сохранилась. Там, под железной лестницей, и была найдена эта редкая старая надгробная плита, рис. 6.60.

Рис. 6.60. Старинная русская надгробная плита с пятиконечным вилообразным крестом, извлечённая из кладки XVII века. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

В МОНАСТЫРСКОМ СОБОРЕ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ ОКАЗАЛИСЬ СБИТЫМИ ВСЕ ФРЕСКИ. Эта картина уже знакома нам по соборам Московского Кремля, см. выше. Там тоже сбили до-романовские фрески, которые, кстати, были ещё совсем не старыми к тому времени, когда их уничтожали. Им было меньше ста лет. Видимо, нечто подобное произошло и в Лужецком монастыре Можайска. Горы мелких кусочков сбитой штукатурки, покрытых яркими красками старинных фресок, были свалены прямо на монастырском дворе. Они обнажились после раскопок 1999 года. Мы видели их там летом 2000 года, рис. 6.61. Видимо, старинные фрески русских соборов были совсем не такими, какими они должны были быть, по мнению романовских историков. Мешали внедряемой Романовыми версии русской истории. Поэтому были разрушены. Сначала в Московском Кремле, а потом и по всей России.

Рис. 6.61. Это - всё, что осталось от старинных фресок Собора Рождества Богородицы Лужецкого монастыря. Фрески были сбиты вместе со штукатуркой в эпоху XVIII–XIX веков и свалены кучей у южной стены монастыря, недалеко от ворот. Груды кусочков штукатурки были найдены здесь после раскопок 1999 года. Фотография 2000 года.

Уничтожение фресок на стенах старинных русских церквей и соборов - типичная картина. Иногда историкам удаётся списать это на счёт «плохих польско-литовских интервентов» времён Великой Смуты. Которые, судя по учебникам истории, были охвачены ничем не объяснимой страстью разрушать монастыри с библиотеками, старинными росписями и всем тем, что могло бы донести до нас сведения о старой русской жизни. Иногда нам говорят, что, мол, «этот старинный собор так никогда и не был расписан». Якобы денег построить огромное здание хватило - а расписать нет. Пришлось просто побелить стены. Но в некоторых случаях, как, например в Лужецком монастыре Можайска, всё же признают, что старинные фрески уничтожали сами романовские власти. Зачем? Вразумительных объяснений не даётся. С точки зрения нашей реконструкции всё понятно.

Вернёмся к русским надгробным плитам старого образца, найденным в Лужецком монастыре. Конечно, особый интерес представляют надписи на них. Особенно, если бы нашлась надпись, относящаяся к до-романовскому времени. К сожалению, выяснилось, что на плитах или вообще нет надписей, - как видно, например, на рис. 6.45, - либо надписи якобы XVI века есть, но они, скорее всего, поддельные. Либо же надписи подлинные, но относятся уже к эпохе Романовых. Подробнее об этом мы скажем ниже. Пока лишь повторим, что ни одной подлинной надписи до-романовской эпохи на этих камнях нам обнаружить не удалось. По-видимому, все старые надгробия с надписями были просто уничтожены или же надписи были полностью зачищены. Но даже оставшиеся после такой зачистки немые камни, видимо, всё же мешали романовским историкам своим «неправильным» видом. Их не оставили мирно лежать на кладбищах, а заложили в фундаменты, подальше от глаз. После реформы религиозных обычаев на русских кладбищах стали устанавливать надгробия нового романовского образца, совсем не похожие на прежние . Потом сделали вид, будто «так было всегда».

Но к такому радикальному решению Романовы, как мы увидим ниже, пришли не сразу. Вначале, вероятно, попытались переделать надписи, по крайней мере, на некоторых старых плитах. Начались работы. Плиты с до-романовскими надписями либо уничтожались, либо с них счищались надписи. Затем на их место, или па плиты без надписей, наносились новые тексты, датированные ДО-РОМАНОВСКОЙ эпохой. Как мы увидим на примере Лужецкого монастыря, сделано это было настолько небрежно, что сразу бросается в глаза. По-видимому, чиновники XVII века, проверявшие качество «работ по исправлению истории» на русских кладбищах, остались недовольными, увидев получающийся результат. И тогда, вероятно, решили все старые плиты с кладбищ просто убрать. И в дальнейшем делать надгробные плиты нового образца. Может быть, в частности, и с той целью, чтобы легче было находить и уничтожать остатки до-романовских надгробных плит с «неправильными» надписями или символами.

Итак, обратимся к надгробным надписям. Все надписи, которые мы видели на старых надгробиях в Лужецком монастыре, начинаются со слов «В лето такое-то… погребён». Таким образом, в начале всегда стоит дата. На обнаруженных нами в Лужецком монастыре старинных плитах самые ранние даты, казалось бы, указывают на XVI век, то есть на до-романовскую эпоху. Мы нашли и другие плиты ТОЧНО ТАКОГО ЖЕ ОБРАЗЦА с датами XVII века, уже времён Романовых. Конечно, ничего удивительного в этом нет. Как мы уже говорили, обычаи захоронения - в том числе и тип надгробных плит - Романовы изменили лишь во второй половине XVII века. Поэтому несколько десятков лет в начале романовской эпохи на Руси использовался ещё старый образец надгробий. Отметим, что техника и качество исполнения каменного узора - вилообразного креста и окаймляющей полосы - на «романовских» и «до-романовских» плитах СОВЕРШЕННО ОДИНАКОВЫЕ. Резчики XVII века по уровню своего мастерства не отличались от резчиков XVI века. Хорошо видно, что ни приёмы, ни стиль их работы не претерпели в ту эпоху никаких качественных изменений.

Но вот что удивительно. НА ПЛИТАХ, ГДЕ УКАЗАНЫ ДАТЫ ЭПОХИ РОМАНОВЫХ, ВСЕ НАДПИСИ ВЫПОЛНЕНЫ ТАК ЖЕ КАЧЕСТВЕННО, КАК И УЗОР. Буквы и узор вырезаны в камне глубоко и красиво, профессиональным резчиком, рис. 6.62-6.64. Мастер следил за игрой тени на буквах, добивался сочетания линий различной толщины, что делало их красивыми, как бы выписанными «с нажимом». Такие же приёмы применялись и в деталях окаймляющего узора и вилообразного креста.

Рис. 6.62. Надгробная плита переходного образца с узором старого типа, однако, уже без вилообразного креста. Изготовлена в эпоху первых Романовых. Содержит две надгробные надписи с датами: «лета 7149-го августа в 6 [де]н[ь] преставис[я] ра[бъ] Божий м[ладе]н[е]цъ Андре[й] Павлов с[ы]нъ Федоровича Клементьева» в левом столбце и «лета 7151 феврал[я] в 5 [де]н[ь] преставис[я] ра[бъ] Божий м[ладе]н[е]цъ Пётр Павлов с[ы]нъ Федоровича Клементьева» в правом столбце. В переводе на современное летосчисление это - 1641 и 1643 годы. Буквы надписи выполнены профессиональным резчиком, так же как и окаймляющий плиту узор. Надпись на этой плите - подлинная. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

Рис. 6.63. Надгробная плита старого образца с вилообразным крестом, изготовленная в эпоху первых Романовых. Надпись: «лета 7142 м[еся]ца июля в 10 [день] преставися раба Б[о]жия У… авлова… ровича Кле… … …». Точками мы отметили утраченные или неразборчивые буквы. В переводе на современное летосчисление это - 1634 год. Буквы надписи выполнены столь же качественно, как и окаймляющий узор. Надпись - подлинная. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

Рис. 6.64. Надгробная плита старого образца с вилообразным крестом, изготовленная в эпоху первых Романовых, в 1631 году. Найдена в расколотом виде при раскопках 1999–2000 годов под колокольней Лужецкого монастыря. Собрана из кусков и помещена во вновь оборудованной под колокольней часовне. Надпись на ней гласит: «лета 7139 (= 1631 год н. э.) июня в 15 д[е]н[ь] на память с[вя]таго …ий Максимович Ванейка а во иноцех Аркадий сх[и]мник постриженик сея обители». Надпись, скорее всего, подлинная. Фотография 2000 года.

Кроме того, НАДПИСИ РОМАНОВСКОЙ ЭПОХИ ВСЕГДА ЗАНИМАЮТ ВСЁ ОТВЕДЁННОЕ ИМ МЕСТО МЕЖДУ КАЙМОЙ И КРЕСТОМ. Поясним, что надгробная надпись делалась на свободном поле между окаймляющей полосой узора и двумя верхними ветвями вилообразного креста. На разных надгробиях размер поля делался различным. Это достигалось как за счёт изгиба ветвей креста, так и за счёт размещения центра креста на надгробии. Совершенно очевидно, что мастер, изготавливавший надгробие, в каждом случае знал заранее - какой длины надпись он собирается тут поместить. Поэтому оставлял для неё соответствующее место.

А вот на плитах, снабжённых якобы до-романовскими датами, надписи выглядят совершенно по-другому. КАЧЕСТВО ИХ ИСПОЛНЕНИЯ НА ПОРЯДОК ХУЖЕ КАЧЕСТВА УЗОРА, НАНЕСЁННОГО НА ТУ ЖЕ ПЛИТУ. В лучшем случае такая надпись более или менее ровно процарапана на камне каким-то заострённым предметом, рис. 6.65, 6.66. Некоторые из подобных надписей снабжены линейками, между которыми вписаны буквы, рис. 6.67. Что придаёт надписи неуклюжий, ученический вид. Однако окаймляющий узор выполнен по-прежнему чётко и профессионально! Некоторые надписи якобы XVI века, кроме всего прочего, явно не соответствуют оставленному для них полю. Они слишком коротки для него. См., например, рис. 6.68, где надпись чётко датирована 7076 годом, то есть 1568 годом н. э. См. также рис. 6.69, 6.70. Нам встретился и совсем уж откровенный случай переделки надписи: УЗОР НА ПЛИТЕ ВЫПОЛНЕН ПРЕКРАСНО, А НАДПИСЬ ПРОЦАРАПАНА ВКРИВЬ И ВКОСЬ, как будто простым гвоздём, рис. 6.71, 6.72. Эта, вероятно, фальшивая надпись снабжена датой: «Зпи», то есть 7088 год от Адама или 1580 год н. э. Похоже, что в XVII веке взяли старую надгробную плиту и нанесли на неё поддельную надпись с датировкой XVI века, якобы до-романовского времени.

Рис. 6.65. По-видимому, поддельная надпись на старой надгробной плите. Сама плита и узор на ней выполнены профессиональным резчиком по камню. Надпись же просто процарапана каким-то острым предметом. Чтобы изготовить такую надпись, не надо быть мастером-резчиком. Её может сделать любой желающий, с помощью обычного гвоздя. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

Рис. 6.66. По-видимому, поддельная надпись на старой надгробной плите. Узор тщательно выполнен мастером резчиком, а надпись грубо процарапана чуть ли не простым гвоздём. Фотография 2000 года.

Рис. 6.67. Надпись на надгробной плите с вилообразным крестом. Надпись, скорее всего, поддельная. Справа вверху процарапана дата якобы XVI века: «Зн…» или «Зп…», то есть 7050-е или 7080-е годы. Напомним, что для приведения старорусских дат к современному летосчислению надо вычитать 5508, что в данном случае даёт середину или конец XVI века. Хорошо видны грубо нацарапанные линейки, между которыми вписывались буквы. Несмотря на линейки, буквы получились всё равно корявыми. Узор на плите выглядит старше надписи, почти стёрт от времени. Но он, в отличие от надписи, выполнен профессионально. Фотография 2000 года.

Рис. 6.68. Надпись якобы XVI века на старой надгробной плите с вилообразным крестом. Надпись выполнена непрофессионально и явно не соответствует по длине отведённому ей месту. Дата читается однозначно: «7076 октя[б]ра 1 д[е]н[ь] преставися Орина Григориева». Таким образом, надпись датирована якобы 1568 годом (7076–5508 = 1568). Скорее всего, это подделка. Фотография 2000 года.

Рис. 6.69. Надпись якобы до-романовского времени на старой надгробной плите с вилообразным крестом. Надпись выполнена крайне грубо, непрофессионально и совершенно не соответствует размерам отведённого ей места. Дата почти стёрта, однако её вторая половина всё же читается: «..16». Таким образом, было написано либо 7016, либо 7116, что даёт либо 1508-й, либо 1608 год, то есть до-романовскую эпоху. Вся надпись состоит из 4–5 слов и занимает лишь малую часть свободного поля. В то же время, окаймляющий узор и вилообразный крест вырезаны красиво и тщательно. Скорее всего, надпись поддельная. Фотография 2000 года.

Рис. 6.70. Фрагмент предыдущего рисунка с надписью. Фотография 2000 года.

Рис. 6.71. Надпись якобы XVI века на старой плите. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

Рис. 6.72. Увеличенное изображение надписи якобы XVI века на старой надгробной плите. На фоне прекрасно выполненного узора мы видим процарапанную вкривь и вкось, как будто ребёнком, надгробную надпись: «7088 … м[еся]ца … 12 д[е]нь напомет (т. е. на память) св[я]ще[нно]м[учени]ка… преставися раба Б[о]жия …мия». Дата 7088 означает 1580 год н. э. Скорее всего, это - образец откровенной небрежности, допущенной при изготовлении фальшивых надгробных надписей якобы XVI века. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

В целом, вскрывается следующая странная картина.

а) На надгробных плитах с датами романовской эпохи надписи выполнены столь же качественно, как кресты и окружающие узоры.

б) А на надгробиях, снабжённых якобы до-романовскими датами, узор и крест выполнены исключительно тщательно, а вот надписи - весьма грубо. Удивительный контраст между прекрасным узором и примитивной надписью сразу бросается в глаза.

В резьбе «до-романовских» букв нет ни плоских граней - следов резца, ни линий разной толщины. Другими словами, при изготовлении этих надписей не применялись никакие профессиональные приёмы каменной резьбы. Подобную надпись может сделать каждый, обычным гвоздём. Некоторые из таких надписей не закончены, брошены па середине, рис. 6.68-6.70. Но по своему содержанию они не отличаются от надписей романовского времени. Текст следует тому же образцу.

Могут сказать - в XVI веке мастера ещё не научились красиво резать текст на камне. Нет, с таким «объяснением» нельзя согласиться. Ведь сложный узор и крест на надгробиях вырезали безупречно!

Могут упорно возразить, что в XVI веке якобы было в обычае использовать старые надгробия «по второму разу». Брали, дескать, со старой могилы красивую плиту, сбивали с неё прежнюю надпись, наносили новую и водружали её на свежую могилу. А в XVII веке такой обычай почему-то исчез. Однако такое «объяснение» также неубедительно. Вдумайтесь в обнаруженный нами факт. ВСЕ плиты в Лужецком монастыре, датируемые якобы XVI веком, имеют ГРУБУЮ НАДПИСЬ И КРАСИВЫЙ УЗОР. А ВСЕ плиты XVII века имеют КРАСИВУЮ НАДПИСЬ И КРАСИВЫЙ УЗОР. Получается, что до нас не дошло ни одной настоящей плиты XVI века с красивым узором и красивой надписью. Якобы уцелели лишь плиты, «использованные по второму разу». Что было бы весьма странно. Ясно, что, по крайней мере, часть плит XVI века всё-таки должна была сохраниться в своём первозданном виде. Нот ни такой плиты XVI века с неуничтоженной надписью мы в Лужецком монастыре не нашли. И в других местах - тоже.

Скорее всего, причина отмеченного несоответствия между красивым узором и примитивными надписями якобы XVI века на старых русских надгробных плитах - в другом. По-видимому, во второй половине XVII века все надписи на до-романовских надгробных плитах были просто уничтожены. Но чтобы это не слишком явно бросалось в глаза, изготовили некое количество новоделов. Некоторые старые плиты были небрежно покрыты новыми надписями с подложными датами якобы до-романовской эпохи. Новые надписи делались уже по образцу, который был принят в эпоху Романовых. Целью фальсификации было «доказать», что никакой смены погребальных обычаев на Руси не произошло, что надгробные надписи на русских кладбищах до Романовых были в общем такими же, как и при Романовых. Примерно то же содержание, буквы, которыми пользовались, язык и т. д. На самом деле, по-видимому, многое было не так.

Поддельные надписи якобы XVI века фальсификаторы XVII века делали крайне небрежно. И это понятно. Если надпись изготавливается на настоящем надгробии, то родственники покойного, оплачивающие работу резчика, тщательно следят за качеством. А вот если надпись делалась не для определённого покойника, а по приказу из далёкой Москвы или Петербурга, то главное было - изобразить «правильный» текст. Высокого качества никто не требовал. Плиту для простоты брали старую, до-романовскую. На ней уже был тщательно выполнен красивый узор и вилообразный крест. Исполнители приказа уничтожали старую надпись и наспех вписывали требуемый текст. Вряд ли они были хорошими мастерами каменной резьбы. По-видимому, отдав приказ изготовить фальшивые надписи, власти поскупились выделить деньги на наём профессиональных резчиков.

Потом поступил новый приказ - вообще все надгробия с кладбищ убрать. Впредь делать надгробия только по новому образцу, причём делать вид, что «так всегда и было». А существующие надгробия - как с подлинными надписями романовской эпохи, так и с фальшивыми «до-романовскими», - пустить на строительный камень. Так будет надёжнее. Теперь уж точно ни один старый подлинник не избежит уничтожения.

Сегодня, после раскопок в Лужецком монастыре, эта поразительная картина искажения старой русской истории и надругательства над могилами предков выступает наружу.

Возникает ряд исключительно интересных вопросов. Что же было написано на подлинных русских надгробиях до-романовской эпохи? На каком языке были надписи - на церковно-славянском, арабском, тюркском? Или, может быть, ещё на каких-то других, возможно уже забытых языках? Здесь уместно напомнить, что на русском оружии, например, в XVI и даже в XVII веке писали преимущественно по-арабски, см. . , , . Может быть и на русских могилах - тоже? Не исключено, что до Романовых арабский язык, наряду с церковно-славянским и греческим, был одним из священных языков Русской церкви.

Все эти вопросы требуют самого тщательного исследования. Без их решения трудно понять, какой была подлинная картина русской жизни до-романовского времени. Здесь открывается широкое поле деятельности для отечественных археологов.

В мае 2001 года мы ещё раз съездили в Лужецкий монастырь. С момента первого нашего посещения прошло около года. И что же мы увидели? Оказывается, раскопанный фундамент старинной церкви, о котором рассказано выше, изменил свой вид. Части некоторых старинных плит XVI–XVII веков, выступавшие из фундамента, сейчас обколоты. Другие - залиты цементом. В результате остатки старинных узоров и надписей частично утрачены. Нам кажется, было бы лучше законсервировать их как ценный исторический памятник. Водить сюда школьников и туристов. Ведь это - подлинные следы древней русской истории. Они достаточно неожиданны, плохо вписываются в заученную версию истории. Обломки некоторых плит, выставленные в Лужецком монастыре в стороне от упомянутого фундамента, пока что уцелели. Хотя и не все. Мы не увидели некоторых обломков, лежавших тут в 2000 году.

В заключение отметим яркое, поразительное на наш взгляд, обстоятельство. Однажды в разговоре с профессиональным археологом мы задали ему вопрос о старых русских надгробиях с вилообразным крестом. Что думают археологи по поводу таких надгробий? - спросили мы. Ответ был буквально следующим. Да - сказал наш собеседник, - подобные надгробия археологам хорошо известны. Их выкапывают из земли довольно часто. Особого интереса для археологической науки их изучение не представляет. МЕЖДУ СОБОЙ МЫ НАЗЫВАЕМ ИХ «МОГИЛАМИ ГРЕШНИКОВ».

Поразительно, как уже на уровне первоначальных слов и понятий прививается археологам глубокая неприязнь и даже пренебрежение к подлинной старой русской истории. ОБЪЯВИТЬ ГРЕШНИКАМИ МНОГИЕ ПОКОЛЕНИЯ НАШИХ ПРЕДКОВ живших до XVII века, - кощунство.

На раскопках часто творятся странные вещи. Например, сны археологов там часто бывают пророческими. Так, существует предание о том, что знаменитому немецкому предпринимателю и археологу-любителю Генриху Шлиману, нашедшему античную Трою, в ночь на 31 мая (накануне того, как был найден золотой клад) явился бородатый царь (видимо, правитель Трои - Приам), который объяснил, где именно спрятана царская сокровищница.
Гастон Масперо, раскопавший в XIX веке немало гробниц в Долине Царей, признавался, что многие свои находки сделал под руководством снов. Найденное неолитическое поселение VIII тысячелетия до н.э. в Чатал-Гуюке (Турция) навевало археологам сны о людях с раскрашенными охрой лицами, а еще о быках, которым эти люди поклонялись.
Один старый археолог рассказывал автору этих строк, что ему практически всегда на раскопках древних могил снились люди, которые были там погребены. Нередко они показывали ему предметы своего труда и быта, которые через какое-то время обнаруживались в могилах.
Сны не только подсказывают, но и предостерегают. Памятный случай произошел в Египте с тем же Масперо, которому явившийся во сне жрец велел прекратить работы. Ученый не внял предостережению, и в последующие дни ядовитые змеи укусили нескольких его сотрудников. В итоге четверо скончались.
Подобный же предостерегающий сон видели в одну и ту же ночь два археолога во время раскопок на Урале в конце 1970-х годов. А наутро произошла трагедия: обвалилась насыпь, под которой велись работы, похоронив сразу целую бригаду.
Пророческие сны - не единственная странность, случающаяся в процессе археологических изысканий. Бывает, археологи видят, особенно в сумерках, некие призрачные фигуры и огни. Рассказывают и о необычных звуках, чаще всего звуках шагов - без присутствия того, кто эти шаги производит. Например, в 1950 годах в Монголии археологи до позднего вечера работали в вырытой яме и не раз слышали, как наверху ходит кто-то огромный. Грунт хрустел так, словно вокруг ямы прогуливалось существо весом со слона. Однако когда люди вылезали наверх, звуки смолкали. И никого вокруг не наблюдалось. Спрятаться странному ходоку было негде - кругом простиралась совершенно открытая местность, просматривавшаяся на много километров. Но шаги-то слышали все члены экспедиции! Некоторые нарочно оставались в яме до темноты, чтобы в очередной раз подтвердить наличие феномена, объяснение которому так и не нашлось.
Помимо шагов, на раскопках древних кладбищ часто слышатся «бормочущие голоса». Явление это известно еще с древности. Чаще всего оно возникает в глубоких ущельях, глухих чащобах, пещерах. Места, где звучали голоса, в эпоху античности слыли святынями, а если в невнятном бормотании можно было разобрать слова, то они воспринимались как пророчества. Так в Греции появился когда-то знаменитый Дельфийский Оракул. У древних славян бормочущие голоса предвещали чью-то скорую смерть и указывали на присутствие нечистой силы.
Известен случай (произошедший на Украине), когда подобный голос зазвучал после вскрытия одного из захоронений он не затихал, пока могилу снова не зарыли. Во время раскопок в Поволжье странные голоса, раздававшиеся на рассвете, произносили отдельные слова на непонятном языке. Позже выяснилось, что эти слова - из языка древних булгар, которые когда-то здесь жили.
Среди археологов ходят рассказы и о загадочных «невидимках». Одно такое происшествие, подтвержденное несколькими десятками свидетелей, случилось на раскопках языческого капища в Новгородской области. В ясную безветренную погоду между людьми стал носиться какой-то странный ветер локальный, как смерч, и перемещающийся в разных направлениях. Однако никакого гула при этом не слышалось
- был только шорох, по которому определялся вектор движения воздуха. Как будто какое-то большое невидимое существо носилось взад-вперед среди членов экспедиции.
При раскопках древнего храма на Алтае подобные воздушные порывы были столь сильны, что походили на беззвучную ударную волну. Они опрокидывали людей и тяжеловесные предметы, извлеченные археологами из могил.

Страх и амнезия
Во время раскопок часто страдает психика людей. В 1970-х годах группу археологов, раскапывавших древние аланские могильники на Северном Кавказе, внезапно и совершенно беспричинно охватил такой ужас, что они, бросив все. полезли на деревья и просидели там до утра. С рассветом чувство тревоги уменьшилось, но работы все равно вскоре пришлось свернуть из-за ухудшившегося психического состояния членов экспедиции.
Нечто подобное произошло в Архангельской области, когда археологи-любители стали расчищать древний лабиринт. На них напал страх, умноженный на манию преследования. Люди, знавшие друг друга много лет, начали вдруг подозревать товарищей в злых умыслах. К вечеру страх усилился до того, что участники экспедиции пошли прочь от зловещего места, словно их кто-то погнал оттуда.
К аномальным происшествиям на раскопках можно отнести и моменты кратковременной потери памяти, или, как это называется в медицине, ретроградной амнезии. Человек во время разговора вдруг умолкал и начинал недоуменно оглядываться по сторонам. При расспросах выяснялось, что он не помнил ничего из случившегося с ним в последние пять-тридцать минут (иногда - несколько часов). Обычно что-то подобное бывает при сотрясении мозга. Но здесь у человека травмы отсутствовали, он не падал и не ударялся. По некоторым сведениям, внезапные беспричинные амнезии нередко случались у рабочих, которые вели раскопки в египетской Долине Царей.

Избушка или могилка?
Подобных историй любой археолог расскажет вам не один десяток, особенно вечером у костра, после полевых работ. Некоторые байки могут быть совершенно фантастичными. Например, два копателя нашли в лесу старое кладбище и, в надежде поживиться чем-нибудь ценным, начали вскрывать могилы. К вечеру друзья собрались уходить, как вдруг воздух вокруг них заклубился и небо посветлело. Оглядевшись, они изумились. Опушка леса, на которой они очутились, была им совершенно незнакома. К тому же стоял день, а не вечер. Из избы, которая оказалась поблизости, вышла старомодно одетая молодая женщина с бусами на груди и, улыбаясь, позвала копателей в дом. Те приняли приглашение. Хозяйка поставила на стол еду, разговорилась с гостями. Расспрашивая ее о ближайших населенных пунктах, друзья скоро убедились, что она даже названий таких не знает. Один из гостей, предчувствуя недоброе, решил пойти поискать дорогу. Но как только он вышел из дома, снова что-то произошло с воздухом, и копатель очутился на том же старом кладбище. Его приятеля, который остался в избе, нигде не было видно, как не было видно жилища и его хозяйки. Зато рядом раздавались глухие стоны, словно доносившиеся из-под земли. Копатель пригляделся. Земля на одной из еще не раскопанных могил шевелилась. Из нее, похоже, кто-то пытался выбраться. Узнав голос, незадачливый «археолог» начал лихорадочно копать и вскоре обнаружил своего друга. Тот неизвестно как очутился в могиле и едва не задохнулся в ней. В той же могиле лежал древний рассохшийся труп. При скудном вечернем свете приятели рассмотрели на останках бусы - точно такие же, какие были на хозяйке избы!

В которых мы участвовали.
Раскопки проводились перед костёлом св. Николая, известном с XIV в. (подробнее о нём - ), а город Бычина впервые упоминается с 1228 г. Кладбище появилось здесь задолго до постройки существующего костёла. Вероятно, ещё в X в., т.к. в другой части могильника были погребения по обряду кремации, да и в "нашей" встречались переотложенные кости из трупосожжений - археологи называют их кальцинированными. Впоследствии (с середины XVI в.) костел принадлежал протестантам. Соответственно, на кладбище столетиями хоронили жителей города. Примерно в XVIII веке кладбища стали выносить за черту города и захоронения здесь прекратились.

Мы присоединились к работам в конце сентября. Археологи Опольского университета во главе с проф. Магдаленой Пшысенжна-Пизарской (Magdalena Przysiężna-Pizarska) к этому времени работали уже не первый месяц и вели спасательные раскопки. Связано это с тем, что в Бычине ведутся активные строительные и реставрационные работы, которым должны предшествовать превентивные исследования.

Эта поездка состоялась в рамках программы сотрудничества Новгородского государственного университета с Опольским университетом . Летом к нам в Руссу на раскопки приезжала группа археологов Института истории Опольского университета, а осенью мы нанесли им ответный визит.
До этого только двое из нас неоднократно участвовали в изучении некрополей в Великом Новгороде, Старой Руссе и других пунктах Новгородчины, остальные делали это впервые.

В принципе методика исследования не очень сложна. Перед тем как перейти к рассказу о некрополе, попробую в двух словах описать методику (в принципе я уже писал об этом - , но повторюсь).
Вначале тонкими слоями снимают землю, пока не покажется погребение.

Потом тщательно расчищают скелет с помощью совочков, мастерков, ножей, ложек, зубочисток и прочего инструмента. Стараются при этом выявить контуры ямы и остатки погребальных конструкций.

Работать приходится в тесноте, тщательно выбирая место где можно сесть или поставить ногу -

После этого погребение отрисовывается и фотографируется -

В солнечный день для фотографии,приходится создавать тень подручными средствами -

Один раз пришлось отвлечься от работы, чтобы дать интервью местным журналистам -

Костяк разбирается и упаковывается в коробку. Весь грунт просматривается и перебирается. Кроме того, по просьбе коллег мы поработали с металлодетектором, проверяя отвал. Как оказалось, они совсем не использовали имеющийся у них прибор, а мы работаем с ним постоянно.

Грунт здесь песчаный и сухой, поэтому сохранность органических материалов довольно плохая. Нередко от костей оставалась лишь труха (польские коллеги объясняли специфическую сохранность нескольких костяков, разложившихся до стадии муки, тем, что погребенный при жизни страдал туберкулезом костей).

Кладбище может немало рассказать о городе и его жителях.

Первым делом следует отметить, что это городское прицерковное кладбище, поэтому многочисленные погребения шли слоями. Связано это с тем, чего территория невелика и новые могилы копали на месте старых, разрушая их. Соответственно, бОльшая часть погребений дошла до нас не полностью.

Инвентарь в погребениях практически отсутствовал. Связано это с верой в то, что христианин ничего не берёт с собой в загробный мир, поэтому ему кроме савана и гроба ничего ненужно.

Очень редко в погребениях встречались монеты, вероятно, выполнявшие роль "обола мёртвых" -

Чаще всего сохранность была плачевной. Хотя были и читаемые монеты -

Одной из самых любопытных находок была фальшивая монета, сделанная из покрытого бронзой железа.
Изредка встречались бусины. Вот это, например, костяная бусина, от чёток -

А это стеклянная -

Найдены и многочисленные металлические детали гробов - гвозди (почти в каждом погребении) или вот такая ручка -

Довольно часто встречались бронзовые булавки, скреплявшие саван. Очень много было небольших (до 3 х 3 мм) бесформенных бронзовых фрагментов, очень сильно окислившихся в слое.

Несмотря на отсутствие предметов, человеческие останки могут довольно много рассказать о жизни и смерти в древности.

Вот, например, одно из погребений -

Совсем младенец. От гроба остались полосы тлена, кости тоже практически истлели. Если увеличить фотографию то можно разглядеть монету, лежащую в изножье и тонкие бронзовые булавки, скреплявшие пелёнки.

Вообще следует отметить, что в средневековье (да и в прочем в Новое время) детская смертность была очень высокой, поэтому на кладбищах этого времени много детских, а особенно младенческих погребений. Часто их гораздо больше, чем взрослых. И не мудрено при детской смертности, превышающей 50 %. Так что если кто-то говорит, что раньше все питались только натуральной пищей, дышали чистым воздухом, много двигались и поэтому были здоровыми и жили долго - плюньте ему в глаза не верьте. Просто этот человек никогда не раскапывал средневекового кладбища.

Высокой была и смертность среди женщин во время беременности и родов. Поэтому нередки двойные погребения. Младенца при этом чаще всего клали в ноги матери.

Как вот здесь, например -

В принципе эта картина практически не отличается от средневековых кладбищ Новгорода и Старой Руссы.
Но мы встретили и много непривычного.

Например, положение тел. Практически все христиане захораниваются лёжа на спине, головой на запад. За всю нашу практику мы только один раз встретили погребение ориентированное иначе - головой на восток. Да и то, это, скорее всего, связано с тем, что покойника хоронили в закрытом гробу и перепутали изголовье с изножьем.

На кладбище в Бычине часть погребений ориентирована иначе.

Были костяки ориентированные по линии север-юг. Часть была погребена лицом вниз.

Как, например, здесь -

Погребения расположены крест-накрест, а один из покойников лежит лицом в низ, да ещё и руки за спиной.

А тут тела, похоже, были сброшены в общую могилу лицами вниз. Рука одного лежит на спине другого

Необычно и это групповое погребение -

На двух костяках можно увидеть камни, которые были положены на горло покойникам при захоронении -

Это не случайность.

Такие камни есть и в других погребениях (но не во всех). Что это обозначает неясно, но можно догадаться, что жители боялись того, что покойник может встать из могилы (в славянской мифологии они назывались - заложные покойники и пытались ему помешать. Самое удивительное, что такие камни есть даже в детских погребениях.

Этот обычай был довольно широко распространён в прошлом в Польше, да и вообще в Европе
Вот погребение XVI в. с вложенным в рот кирпичом, раскопанное в Пизе (Италия) -

А вот совсем необычное погребение обнаруженное в Польше на кладбище XVII-XVIII в. - женщина, похороненная с серпом у горла -

Чем вызван этот обычай? Единого мнения пока нет, но авторы статей (изображения из которых приведены выше) считают, что камнями придавливали покойников умерших от инфекционных заболеваний (чумы или холеры, например). Очевидно те, кто поступал так, считали таких умерших жертвами "вампиров", "ходячих мертвецов" (или какой другой нечисти, см. например -

Раскопки могильников и поселений - это наиболее ответственная часть процедуры полевых исследований в археологии. Разведки дают сведения разного уровня, которые потом можно неоднократно проверять и дополнять. Процедура лабораторных исследований также повторима и зависит от совершенствования используемых методик. Раскопки же неповторимы.

Как бы тщательно и квалифицированно ни проводились раскопки памятника, он, тем не менее, разрушается. После раскопок он перестает существовать полностью или частично как памятник археологии, становится суммой добытых научных материалов и сведений. Поэтому раскапывать памятники должны только специалисты, имеющие соответствующую подготовку и разрешение на раскопки (открытый лист).

Организация, проводящая раскопки, и руководитель раскопок должны позаботиться об участии в экспедиции необходимых специалистов. Проведением раскопок руководит специалист-археолог. В составе отряда должны быть помощники-лаборанты, квалифицированный фотограф, чертежник, реставратор, антрополог и другие специалисты, в зависимости от задач экспедиционного исследования.

Основные задачи изучения могильников

Исследование древних могил в мировой и отечественной науке имеет большую историю. Их раскопки дали науке колоссальный археологический, антропологический и иной материал. Однако особенность этого вида памятников заключается в том, что с погребенными клали только те предметы, которые требовались по обряду погребения. Поэтому при выделении археологической культуры нельзя основываться лишь на данных, полученных из могил, как это делалось раньше. Впрочем, неверно и строить обобщающие выводы об археологической культуре только на материалах одних поселений. Материалы этих памятников необходимо подвергать общему анализу. Только это позволяет добиться необходимой полноты данных для реконструкции археологической культуры.

Древнюю могилу следует рассматривать в комплексе, не ограничиваясь вещественным материалом. Важно все: ее устройство, проведенный обряд погребения, расположение вещей и их набор.

Исследование погребальных комплексов должно включать изучение устройства могильного сооружения, места захоронения, получение сведений о процессе захоронения, обряде и действиях с погребенным, о сопровождающем инвентаре, его размещении.

Приступая к раскопкам, надо учитывать, какой вид погребального сооружения будет исследоваться. В зависимости от этого следует выбирать соответствующие методики исследования.

Оборудование места погребения . Наиболее распространенным сооружением являются вырытые в грунте (в материке) могильные ямы, разные по форме: четырехугольные, овальные, без дополнительных сооружений или со срубом, сложенными из бревен или камня стенками, с подбоем, перекрытые деревом или камнем. В особую группу можно выделить сложные по устройству погребальные камеры, известные, например, у скифов, саков, в Горном Алтае. Они устраивались в виде обширного деревянного сруба с дополнительными помещениями для инвентаря, погребения коней. Такие камеры имели специально оборудованный коридорный вход.

Вместе с тем известны и другие погребальные устройства: погребальные урны, оссуарии - специальные сосуды из керамики или камня, в которые складывались остатки умершего. Урны хранились в склепах из глины или кирпича.

Археологам часто приходится сталкиваться с устройством места погребения на поверхности погребенной под насыпью кургана почвы или в насыпи кургана. Место погребения в таком случае может быть оборудовано деревянной рамой, обложено каменными плитами или дерном. Сооружения из дерна бывает особенно сложно обнаружить.

Рис. 87.

1 - скорченное погребение эпохи бронзы в могильной яме с деревянным покрытием; 2 - погребение в специально сделанной катакомбе

К более позднему времени, как правило, к периоду сложения ранних государств, относятся погребения в саркофагах из дерева, камня, терракоты, в гробах. Простые и сложные, украшенные, они имели еще и социальную функцию, как, впрочем, и вся конструкция наземного погребального сооружения. Исследуя их, надо иметь в виду, что эти архитектурно-археологические памятники, имеющие свое традиционное устройство, отражали мировоззрение создавших их людей, связанное с представлениями о жизни, смерти, структуре мироздания. Таковы, например, царские курганы у скифов, курган Иссык у саков, курганы в долинах Пазырык и Укок в Горном Алтае, курган Аржан в Туве и др.

В археологии известно несколько способов захоронения , которые без труда устанавливаются в ходе раскопок. Сложнее бывает установить, какие действия совершались с умершим: трепанация черепа, извлечение внутренностей, расчленение и т.д. Археолог в ходе археологических раскопок должен но возможности проследить, какие действия производились перед погребением.

Простое захоронение - помещение тела умершего в землю или гроб, колоду. В археологии фиксируется много разновидностей трупоположения: вытянутое; скорченное на боку, при котором колени умершего подогнуты; на спине с различным положением рук и ног. В ходе раскопок погребений обнаруживается скелет погребенного или его остатки. При этом надо учитывать, что кости рук, ног, череп могли изменить свое первоначальное положение при разложении мышечной ткани, при уплотнении заполняющей могильную яму земли. Например, если погребенный был положен на спину, а ноги его подогнуты коленями вверх, то такое положение со временем сохраниться не может; при раскопках археолог обнаружит кости ног погребенного согнутыми и лежащими коленями вправо или влево, а может быть, и в стороны, в позе "танца". Те же изменения происходят и с расположением черепа. Когда археолог пишет в дневнике, что погребенный был положен на спину, а голова повернута вправо или влево, почти всегда можно сказать, что его утверждение ошибочно, поскольку череп разворачивается под действием тяжести земли, заполнившей могильную яму.

Рис. 88.

1 - одиночное в грунтовой яме; 2 - в подбое; 3 - в каменном ящике; 4 - в срубе; 5, 6 - в погребальной камере

Место, где погребено большое количество людей одновременно или последовательно в течение длительного периода, называется групповым захоронением. Такой тип захоронений, например, известен в Сибири в тагарской культуре эпохи раннего железного века.

Вторичное захоронение - это перезахоронение костей после того, как мышечные ткани сгнили. Зачастую эти кости выкладывались в могильную яму, склеп или урну после того, как они находились какое-то время в другом месте, были захоронены или лежали на поверхности земли.

Основная цель бальзамирования умершего - сохранить тело умершего, для чего череп трепанировался, внутренние органы извлекались и заменялись бальзамирующими веществами. После этого умершего хоронили. В России такие бальзамированные трупы погребенных найдены в Горном Алтае и относятся к пазырыкской культуре.

Обряд кремации (сжигания трупа) в древности был довольно широко известен. Встречается довольно много его разновидностей. В качестве основных можно выделить три из них: сожжение трупа на специальных погребальных площадках внутри могильной ямы или погребального склепа, сожжение умерших вместе с погребальной камерой и погребение в могиле кучек пепла или обожженных костей в урнах и специальных мешочках. Само же сожжение в таком случае совершалось где-то на стороне, за пределами места захоронения. С обрядом сожжения в ряде археологических культур совмещался обряд сохранения облика умершего путем изготовления глиняных и терракотовых масок, скульптурных голов погребенных (тесинская и таштыкская культуры гунно-сарматской эпохи раннего железного века).

Рис. 89. "Групповое" погребение тагарской культуры раннего железного века

Если Вам снится свежая могила, то чей-то бесчестный поступок причинит Вам ужасное страдание, или этот сон предвещает грозящую Вам опасность.

Сон о могиле чаще всего сулит неприятности и болезни.

Прогуливаться во сне среди могил - к неудачному бражку. Заглядывать в пустую могилу - к потере близких.

Увидеть в незасыпанной могиле человека, наполовину закиданного землей, предвещает наяву грозящую ему опасность. Увидеть свою могилу - предвестье готовящихся против Вас козней.

Копать во сне могилу - знак того, что Ваши противники готовы сокрушить Вас, но если Вы во сне успеваете закончить свою работу, наяву Вы одержите над ними верх. Неблагоприятен сон, в котором Вы видите, что исчез труп, для которого вырыта могила - этот сон сулит дурные известия.

Если Вам снится, что ночь застала Вас на кладбище и Вам предстоит ночевать в открытой могиле - это означает утрату друзей, охлаждение возлюбленного.

Иногда могила во сне предвещает неприятности на работе.

Старая, обветшалая могила означает чью-то опасную болезнь и смерть.

Если во сне Вы читаете надписи на могилах - значит, Вам предстоят неприятные хлопоты.

Мозг, мозги Увидеть во сне свой собственный мозг - означает, что какие-то неблагоприятные обстоятельства будут раздражать Вас и связывать с неприятным спутником, компаньоном. Видеть мозги животных - предвещает душевные страдания от житейских невзгод.

Если Вы едите мозги - это значит, что Вы неожиданно приобретете большие знания и прибыль.

Толкование снов из Сонника Миллера

Подпишись на канал Сонник!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!