Палехская роспись на шкатулках. Русские народные промыслы

Палехская роспись зародилась в деревне Палех Ивановской области, откуда и получила свое название. Этот вид декоративно прикладного творчества поистине уникален, ведь, несмотря на то, что существует он не одно столетие, технологии и приемы создания композиций не меняются – мастер сам от начала и до конца подготавливает предмет, который будет расписывать. Поэтому невозможно отыскать два одинаковых изделия, разрисованных в палехском стиле. Особенностями палехской росписи является изящность фигур, четкость, тонкость и вычерченность рисунков, темный фон, большое количество штриховки, выполненной золотым цветом.

Как правило, палехской миниатюрой расписывают сувениры и предметы, служащие украшением интерьера – шкатулки, ларцы, панно, пепельницы, брошки и подобные изделия.

Художники выполняют не отдельные орнаменты или фигуры, а прорисовывают целые картины, изображающие определенные сюжеты. Все фигуры рисунка у палехского художника вытянутые – и люди, и кони, и звери. Герои картин всегда в движении, о чем свидетельствуют четко прописанные складки одежды и волны волос. Тему для миниатюры мастера брали и берут из повседневного быта, сказок, песен, былин и басен, а благодаря многообразию красок и мелких деталей, создается эффект легкости и праздника.

Особенности палехской живописи связаны с тем, что родилась она из иконописи и основана на ее традициях и приемах, даже в качестве краски мастера до сих пор используют яичную темперу, которой пишут иконы.

Для палехской росписи используется черный или темный фон, что символизирует тьму, из которой в процессе кропотливой и сложной работы рождается жизнь и цвет, к тому же он обладает внутренним объемом, что придает картинам особую глубину.

Техника нанесения, закрепления и обработки рисунка передается с древних времен из поколения в поколения, благодаря чему уникальные вещи, изготовленные в палехской технике, популярны по всему миру и являются частью культуры не только нашей страны, но и всего мира.

Изучаем технологию изготовления палехской росписи в миниатюре

В качестве заготовки для палехской миниатюры используют картон. Мастер раскраивает его на формы и с помощью мучного клейстера склеивает между собой в несколько слоев (в зависимости от толщины изделия). Затем заготовка спрессовывается и тщательно просушивается в течение нескольких дней.

После высушивания полуфабрикат пропитывают льняным маслом – для этого его на сутки погружают в чан с горячим маслом, после чего высушивают в печи в течение 2 суток при температуре 100°. После этого изделие обрабатывают наждачной щеткой, шлифуют и крепят необходимую фурнитуру.

На этом этапе изделие грунтуют специальным составом из смеси масла, сажи и красной глины и покрывают лаком – 2 – 3 слоя черного лака с внешней стороны и масляный лак с киноварью с внутренней стороны. Затем наносят еще семь (!) слоев светлого лака, обязательно просушивая в печи каждый слой. Только после всех этих подготовительных манипуляции, изделие становится годным к росписи – мастер слегка проходится по поверхности изделия пемзой, выводит контуры рисунка и затем расписывает его тонкой кистью из беличьей шерсти. Отдельные рисунки в композиции бывают настолько малы, что мастерам приходится использовать увеличительное стекло.

Примечательно, что все инструменты и материалы мастер изготавливает самостоятельно – и краски, и кисти, и лаки с грунтовками, и прочие составы необходимые для качественного выполнения работы.

На этом этапе расписанное изделие просушивают и закрепляют картинки специальным лаком. После этого мастер приступает к росписи сусальным золотом и серебром, полирует все это агатом или зубом волка (для дополнительного блеска). Затем все изделия снова покрывается несколькими слоями лака, сушится и полируется до зеркального блеска. Из-за большого количества лаковых слоев, которым покрывается изделие в процессе работы, палехскую роспись называют еще лаковой миниатюрой.

Благодаря яркости красок и живости изображений, рисунки в стиле палехской росписи применяются для иллюстрации детских книг со сказками. Для детей эти изображения очень интересны, так как рисунок олицетворяет собой не просто статическую картинку, а целую историю или сюжет произведения. Но фото ниже представлены иллюстрации к некоторым детским сказкам, выполненные в палехском стиле.

Видео по теме статьи

Для того, чтобы получше познакомиться с палехской живописью, предлагаем посмотреть несколько видео сюжетов, в которых представлены различные варианты лаковой миниатюры и рассказывается подробно о этапах создания этих уникальных и удивительных изображений.

Палех или палехская миниатюра - один из традиционных русских художественных промыслов, вид лаковой живописи .

Народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области, представляет собой лаковые миниатюры темперой на папье-маше. Палех - центр иконописи в традициях русской живописи XV-XVII веков.

В 1924 году палехские художники большим успехом пользовались на выставке в Венеции. Вскоре палешанам из Италии пришло приглашение - прислать четырех мастеров для организации школы, но художники отказались покинуть Родину.

Днем рождения палехского искусства принято считать основание "Артели древней живописи".

Первоначально в "Артель" вошли семь человек : Иван Голиков, Иван Баканов, Александр и Иван Зубковы, Александр и Владимир Котухины, Иван Маркичев. Вскоре к ним присоединились Дмитрий Буторин, Алексей Ватагин и другие. В 1925 году работы палешан получили признание на Международной выставке в Париже.

В июне 1932 года в "Артели древней живописи" работало более 100 человек, из них 48 мастеров, 20 кандидатов в ученики.

В марте 1935 года артель преобразована в "Товарищество художников Палеха". В 1940 году оно было закрыто, в 1943 году - восстановлено.

В 1954 году "Товарищество" преобразовано в Художественно-производственные мастерские (ПХПМ). В этом же году было создано Палехское отделение Союза художников РСФСР.

В 1989 году Палехские художественно-производственные мастерские были закрыты.

Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании красного, желтого и зеленого цветов, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.

Палехские художники успешно работали в области театрально-декорационного искусства, книжной графике, монументальной живописи, росписи изделий из фарфора, а также реставрации монументальной живописи.

В настоящее время в Палехе работают творческие организации: АО "Товарищество Палех", кооператив "Объединение художников Палеха", Малое предприятие (МП) "Мастера Палеха", МП "Традиции Палеха", Акционерное общество закрытого типа "Палех", творческая мастерская "Палешане".

С 1926 года при "Артели древней живописи" возродилось ученичество. На рубеже 1920-1930 годов была открыта профтехшкола, реорганизованная в 1935 году в художественный техникум, а с 1936 года - в Палехское художественное училище имени М. Горького.

В настоящее время в училище ведется обучение по специальности "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" (лаковая миниатюрная живопись).

Был создан Государственный музей палехского искусства. Его коллекция насчитывает более 15,4 тысячи единиц хранения. В ее состав входят 1,5 тысячи икон XIV-XX веков, произведения западноевропейской живописи XVI-XVIII веков, более трех тысяч произведений лаковой миниатюры, скульптура, графика, старопечатные книги, строчевышитые изделия, предметы быта и этнографии.

В структуре Государственного музея палехского искусства четыре мемориальных музея : Дом-музей П.Д. Корина, Музей-мастерская Н.В. Дыдыкина, Дом-музей И.И. Голикова, Музей-усадьба Н.М. Зиновьева.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Свое начало палехская роспись берет с Владимиро-Суздальской земли в Древней Руси. Издавна местные жители славились своим умением расписывать . Их иконописные произведения украшали многие храмы. Кроме традиционной , население поселка стало пробовать себя в живописи, принимая участие в реставрации и росписи соборов и церквей. Эти фрески на библейскую тематику и сегодня украшают своды Троице-Сергиевой лавры, Новодевичий монастырь, Грановитую Московского Кремля. После Октябрьской революции, во времена борьбы с религией мастера Палеха были вынуждены отойти от традиционных для них сюжетов и создали Палехскую художественную артель.

Как создается лаковая миниатюра

Палехская лаковая миниатюра рисуется на папье-маше темперой. Обычно используются заранее изготовленные брошки, шкатулки, кубышки, ларцы, панно, подносы и пр.

Для того чтобы создать палехскую миниатюру, сначала необходимо изготовить папье-маше. Это делается при помощи картона и клея. Когда основа будущего изделия готова, его вскрывают несколькими слоями лака, каждый слой необходимо тщательно высушить в печи. Лишь после этого мастер может приступить к процессу росписи.

Все краски, которые применяются для росписи изделий палехские художники создают по старинным рецептурам. В их состав входят природные минералы, растертые с яичным желтком, при добавлении уксуса и воды. Кроме этого работа над миниатюрой невозможна без тончайших беличьих кистей.

Особенности палехских изделий

Художественный стиль палехских мастеров отличается плавным и тонким рисунком на черном фоне. Здесь присутствуют обилие мелкой золотой вязи,утонченная четкость силуэтов, большая плотность рисунка, который может полностью покрывать изделие. Декоративность пейзажа, изящные пропорции человеческих фигур, цветовая гамма из зеленого, красного и желтого цветов взяты художниками из древней иконописи. Вся композиция обычно оформляется автором в золото тончайшего орнамента.

К самым известным изделиям палехских мастеров относятся ларцы и шкатулки различных размеров и форм. Еще местные художники рисуют портреты, открытки и иконы. Кроме того, особый упор делается на сувенирную продукцию - лаковые панно, пепельницы, броши и значки, которые являются отличным подарком, несмотря на довольно высокую цену. Основная тематика изделий палехских художников это персонажи русских народных былин и сказок, старинные обряды, фольклор и виды неповторимой природы России.

Палех ещё с допетровских времён славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII - начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ.

Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.

После революции 1917 года художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала. В 1918 году художники создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву.

, CC BY-SA 3.0

Палешане познакомились с новым материалом папье-маше, являвшимся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина.

Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения.

«Снегурочка» авт. Полунина

5 декабря 1924 года семеро палехских художников И. И. Голиков, И. В. Маркичев, И. М. Баканов, И. И. Зубков, А. И. Зубков, А. В. Котухин, В. В. Котухин объединились в «Артель древней живописи». Позднее к ним присоединились художники И. П. Вакуров, Д. Н. Буторин, Н. М. Зиновьев. В 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже.


«Посёлок Палех». Шкатулка, 1934 год. И. М. Баканов Alex Bakharev , Public Domain

Союз художников Палеха возник в 1932 году. В 1935 году артель была преобразована в Товарищество художников Палеха, в 1954-м образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР.

Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются темперными красками на чёрном фоне и расписываются золотом.

Как отличить от подделок

Каждое изделие выполненные вручную мастером, никогда не повторяются, и несомненно отражают творческую индивидуальность автора.

Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя как основу принципы древнерусской живописи и народного творчества.

vector-images.com , Public Domain

Палехские миниатюры подписываются по единому образцу. На крышке предмета ставится порядковый номер полуфабриката, указание места (Палех), фамилия и инициалы автора.

С 1934 года на дне кузовка шкатулки ставилась подпись «Made in USSR», которая в 1992 году сменилась на «Made in Russia». Все подписи выполняются творёным золотом.

В конце 80-х годов появился товарный знак на работах Художников Палеха - жар-птица. К каждой работе прилагается сертификат, свидетельствующий о подлинности произведения.

Более десяти лет основным призводственным объединением по изготолению миниатюр является ».

Наличие фирменного знака этого предприятия свидетельствует о подлинной Палехской лаковой живописи.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Кратко о технологии

Работа палехского художника начинается с приготовления краски. Краски в Палехе разводят на яичной эмульсии.

Перед росписью поверхность изделия обрабатывается пемзой. Затем художник наносит на полуфабрикат рисунок тонко отточенным карандашом.
Затем изображение прорисовывается белилами с помощью тончайшей беличьей кисточки (кисти художники тоже изготавливают сами).

Слой белил необходим для того, чтобы при последующем покрытии росписи лаком сквозь краску не проступали чёрные пятна (лак слегка растворяет краску).


Марка «Снегурочка» Mariluna , CC BY-SA 3.0

Закончив работу красками, художник берётся за золото. Листовое сусальное золото (одна порция — 10 листов 12×7 см) тщательно дробится и растирается пальцами. Роспись золотом также производится тончайшей кисточкой.

После того, как художник поставил свою подпись на изделии, оно покрывается лаком и просушивается.

Затем изделие полируется на механическом круге, обтянутом плюшем или бархатом.

Фотогалерея














Полезная информация

П́алехская миниат́юра

Родоначальники стиля

Родоначальниками палехского стиля являются И. И. Голиков и Александр Александрович Глазунов, в московской мастерской которого Иваном Голиковым была написана первая работа в так называемом палехском стиле.

Первое признание

Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени.

Обучение палехской миниатюре

В 1928 году в Палехе открылась профтехшкола древней живописи, обучение в которой длилось четыре года. В 1935 году школа была преобразована в художественный техникум. В 1936 году техникум перешёл в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться училищем (Палехское художественное училище имени А. М. Горького), где обучение длилось 5 лет. В 2000-х годах срок обучения сокращён до 4 лет.

Особенности Палехского письма

Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок преимущественно на черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов - красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом. Золото в палехской миниатюре это не только ключевой элемент техники письма, но и часть художественного мировосприятия. Оно связано с символом света. В христианской символике свет становится прообразом Божественной благодати.

Современные художники

В настоящее время в Палехе продолжают работать мастерские Художественного фонда России, небольшие частные мастерские и отдельные художники. Среди них Т. И. Зубкова, А. А. Котухина, Н. И Голиков,А. М.Куркин, К. Кукулиева и Б. Н. Кукулиев, А. Д. Кочупалов, Т. Ходова, В. В. Морокин, Б. Ермолаев, Е. Щаницына и другие.

Применение лупы

Труд художника-миниатюриста требует не только творческого вдохновения, но и огромной точности и тщательности, поэтому палехским живописцам нередко приходится прибегать к помощи лупы.

Зуб волка

Чтобы нанесённое на изделие золото приобрело блеск, его необходимо отполировать. Для этого применяется зуб волка - он имеет особенно гладкую поверхность. Даже с приходом новых технологий и материалов, ничто не смогло заменить этот экзотический инструмент.

Ручная доводка

Окончательная доводка при полировке выполняется только рукой. Поверхность покрывается салом и обрабатывается в течение часа ладонью, смоченной водой. От трения поверхность лака нагревается, выравнивается окончательно и приобретает зеркальный блеск.

О. А. Колесова, заместитель директора Государственного музея палехского искусства

Палех – небольшое живописное село, расположенное в сердце Центральной России. В XIV веке Палех стал центром удельного Палецкого княжества, феодальной вотчиной князей Палецких, впоследствии породнившихся с царской семьёй. Однако, перейдя на службу к московским князьям, Палецкие утратили свои исконные земли, получив взамен другие вотчины. В духовном завещании 1572 года Иван Грозный определил село Палех в поместное владение своему сыну Ивану. В 1627 году Палех был пожалован царём Михаилом Романовым стольнику Ивану Матвеевичу Бутурлину и его сыновьям, участвовавшим в ополчении Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, «за Московское осадное сиденье королевичево».

Известность Палеху принёс иконописный промысел, возникший здесь в XVII веке. Многие палешане, будучи крепостными крестьянами помещиков Бутурлиных, содержали ямские дворы, занимались выделкой овчин, торговлей, но, как правило, в зимнее время, с ноября по апрель, кто-нибудь в семье непременно зарабатывал «писанием образов» как в Палехе, так и за его пределами. Бутурлины охотно выдавали своим крестьянам разрешение на выезд в Москву, Санкт-Петербург и более отдалённые губернии. Палехские иконы вывозились за границу – к сербам и болгарам, в турецкие и австрийские владения.

Палешане славились не только как иконописцы, но и как мастера монументальных росписей. Известны их работы по возобновлению древних фресок во владимирских соборах – Успенском и Дмитриевском, Софии Новгородской, в соборах Московского Кремля и Троице-Сергиевой лавры. Семья палехских иконописцев Белоусовых в 1882 году расписала в Московском Кремле Грановитую палату. Палешане украшали фресками и скромные провинциальные храмы в соседних городах и сёлах: Кинешме, Вичуге, Лежневе, Ярлыкове, Мугреевском.

Несмотря на близость оживлённых дорог, Палех жил замкнуто, сохраняя патриархальный крестьянский быт, древние традиции устного народного творчества и фольклора. В многочисленных отзывах, заметках, очерках исследователей русской провинции отмечались особый уклад жизни палешан, их высокая нравственность и духовность. В середине XIX веке известный знаток древнерусской живописи Г. Д. Филимонов, посетив Палех, назвал его «селом-академией народной». Это определение не утратило своей значимости и в настоящее время.

Октябрьская революция 1917 года надолго прервала развитие традиционных иконописных промыслов в России, в том числе и в Палехе. В декабре 1924 года здесь была организована Артель древней живописи по росписи изделий из папье-маше. Её учредителями стали бывшие иконописцы: И. И. Голиков, И. М. Баканов, А. В. Котухин, В. В. Котухин, И. В. Маркичев, И. И. Зубков, А. И. Зубков. Это дало начало новому искусству Палеха, ставшему значительным явлением мировой художественной культуры.

В результате успешных творческих поисков палешане явили миру расцвеченные радугой красок и «золотым узорочьем» виртуозные композиции на различных предметах из папье-маше. Талантливые мастера умело использовали декоративные возможности фона, материала, формы предметов. Палехские художники сохранили прочную связь с традициями древнерусской живописи. Они не отказались от привычной техники письма яичными красками и росписи «творёным золотом». Отличительной особенностью палехской лаковой миниатюры стали средневековые приёмы стилизации природных и архитектурных форм, условность в изображении фигур людей и животных.

Самыми многочисленными и наиболее удачно решёнными композициями первых лет существования палехской миниатюры были «тройки», «охоты», «битвы», «парочки», «пастушки», «идиллии», «гулянки». Их характеризует отсутствие развитого сюжета, событийности, но при этом ярко выражено орнаментальное начало.

Уникальным и необыкновенно талантливым художником по праву считают Ивана Ивановича Голикова. Голиковские «тройки» динамичны, порывисты, иногда величавы и торжественны. К этому мотиву палехский мастер обращался многократно, рисуя зимние и летние тройки на самых разных предметах: брошах, пудреницах, портсигарах, подносах. Его «битвы» и «охоты» со сказочными тонконогими конями, причудливыми всадниками – проявление поистине неукротимой фантазии.

Иван Михайлович Баканов слыл в Палехе лучшим знатоком иконописных традиций. Он безупречно владел оригинальной техникой наложения красочных слоёв. Благодаря просвечиванию нижних слоёв краски сквозь тонкие, прозрачные верхние слои возникает эффект подвижности цветового пятна, эффект перелива одного тона в другой. Баканов создал много замечательных работ, ставших классикой палехского искусства. Он обращался к песенным темам – «Степан Разин», «По улице мостовой», – воспевал образ родного Палеха. Но лучшие его работы написаны на темы пушкинских произведений – «Сказка о Золотом петушке», «С порога хижины моей», «Бахчисарайский фонтан».

Иван Иванович Зубков был тонким ценителем сельской природы. В его миниатюрах нет развитого действия, художник как бы созерцает природу. Фигуры имеют плавные, несколько замедленные движения, что создаёт ощущение тишины и покоя. Художник строит красочную гамму на тонких тональных отношениях, на нежных переходах одного цвета в другой. Таковы его миниатюры «Парочка», «У речки», «Сказка о рыбаке и рыбке».

Одним из самых оригинальных палехских художников является Аристарх Александрович Дыдыкин. В своих композициях он умело сочетал древние иконописные мотивы и новые приёмы, освоенные в процессе работы над миниатюрой. Для произведений этого мастера характерна особая трактовка пейзажа, обильное наложение золота в орнаменте и пробелах. Лучшие миниатюры А. А. Дыдыкина – «Уж ты, Ваня, разудала голова», «Демьянова уха», «Раскрепощение женщины», «Волга – русская река» – находятся в коллекции Государственного музея палехского искусства.

Грозное военное время, время испытания нравственных сил народа, обусловило появление в искусстве Палеха многочисленных работ на исторические темы. В 1945 году П. Чалуниным была написана замечательная миниатюра, одна из лучших в его творчестве – «Бой Челубея с Пересветом». Отсутствие бытовых подробностей, деталей обстановки придаёт миниатюре символическое звучание. Вздыбленные кони олицетворяют силы тёмного и светлого, вечную борьбу добра со злом. Но иносказательность, символизм сочетаются здесь с достоверной характеристикой образов. Широкоскулое с раскосыми глазами лицо монгольского воина выражает целую гамму чувств: злобу, ненависть, опьянение боем. Спокойное, просветлённое лицо Пересвета говорит и о монашеской кротости, и о доброте, и о нравственной силе ученика Сергия Радонежского. Лишь грозный облик коня Пересвета да развевающаяся монашеская схима, напоминающая крылья фантастической хищной птицы, дают понять, как велико желание монаха-воина поразить неприятеля.

На миниатюрах Н. М. Зиновьева «Битвы предков за Русскую землю», А. М. Куркина «Наши предки», А. А. Дыдыкина «История Москвы», А. И. Ватагина «Русские полководцы» изображены победы Александра Невского, Дмитрия Донского, Дмитрия Пожарского. Поскольку военные действия в период борьбы с поляками и литовцами, захватившими Москву и другие русские земли, затронули и наш край, события той исторической эпохи получили широкое отражение в искусстве палешан. В музейной коллекции хранятся миниатюры А. А. Дыдыкина «Минин призывает на борьбу с польскими интервентами», А. И. Ватагина «Козьма Минин», Н. М. Парилова «За Отчизну», Н. И. Голикова «Иван Сусанин». Русский народ мифологизирует образы своих защитников, придаёт им черты былинных богатырей. Такими видят их и палехские художники.

Портрет развивается как самостоятельный жанр палехской лаковой миниатюры. Его основоположниками стали бывшие иконописцы-личники: Н. А. Правдин, И. Ф. Паликин, И. Г. Серебряков. На различных предметах из папье-маше – пластинах, шкатулках, брошах, портсигарах – палехские художники пишут портреты государственных деятелей, исторических лиц и своих современников.

Новый этап в истории палехского искусства начался в 1980-е годы, которые характеризуются удивительным творческим взлётом многих мастеров. Душой коллектива палехских художников в это время был заслуженный художник РСФСР В. М. Ходов (1942–1988). Декоративная тарелка «Песня» является знаковой в его творчестве. В сосновом бору, на берегу реки Палешки, собралась дружная компания художников. Они задушевно поют. Но в этом незатейливом сюжете заключено глубокое символическое звучание: В. М. Ходов одновременно представил художников разных поколений. В центре – И. И. Голиков, слева расположились его современники И. М. Баканов, И. В. Маркичев, А. В. Котухин, И. И. Зубков, Д. Н. Буторин, справа – миниатюристы ходовской поры Г. М. Мельников, Н. И. Голиков, Б. М. Ермолаев, старшие современники, а также В. Ф. Морокин, А. Н. Клипов, начинавшие свой творческий путь вместе с В. М. Ходовым.

Преемственность поколений, верность традициям стали основными критериями в творческих поисках молодых талантливых мастеров. Среди знаковых работы тех лет много небольших ларцов простой формы. Представление об истинной миниатюре как искусстве малых форм даёт творчество Е. Ф. Щаницыной, И. В. Ливановой, Н. Б. Грибова. Небольшие шкатулочки, бисерницы, крошечные ларчики украшают композиции многих авторов на песенные, исторические, фольклорные темы.

В переломные 1990-е годы палехские художники поэтизируют крестьянский труд, превращают обыденное действие в символ, идеал гармонии и красоты, рисуют образ родного края.

В последнее время всё больше появляется композиций, лишённых какого-либо сюжетного действия. В них явно преобладает символическое начало, отражающее процесс одухотворения земного бытия. В миниатюре А. Н. Клипова «Мелодия» самые обычные приметы осени – яркие гроздья рябины, опавшая листва, спелые яблоки, букет хризантем – превращаются в строки немного грустной элегии или в звуки тихо и нежно звучащей музыки.

Одно из направлений в искусстве Палеха последних десятилетий – религиозная живопись. Это или собственно икона, или миниатюра на религиозный сюжет. Современные палехские иконописцы выполняют заказы по изготовлению иконостасов, росписи храмов, пишут небольшие образа. Палеху как наиболее последовательному хранителю стилистических особенностей искусства иконописи в процессе её возрождения отводится особая роль.

В настоящее время в Палехе проживают более 600 художников, каждый десятый житель Палеха – выпускник Палехского художественного училища имени А. М. Горького. Они работают в различных творческих коллективах: кооперативе «Объединение художников Палеха», АО «Товарищество Палех», ООО «Художники Палеха», иконописных и иконостасных мастерских.

Большое значение в сохранении и развитии уникального промысла принадлежит Государственному музею палехского искусства, где находятся лучшие образцы палехской иконописи и лаковой миниатюры. В Артели древней живописи была создана комната образцов, которая и положила начало музейной коллекции. В 1930-е годы её формирование продолжил известный искусствовед, первый директор Государственного музея палехского искусства Г. В. Жидков при участии А. М. Горького, П. Д. Корина, Е. Ф. Вихрева, А. В. Бакушинского. Открытие Государственного музея палехского искусства состоялось 13 марта 1935 года, в дни празднования 10-летия Артели древней живописи.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!