Отговорила роща золотая в каком году написано. Анализ стихотворения есенина отговорила роща золотая

Сергей Есенин подарил любителям поэзии множество мелодичных, красивых стихотворений. Часть из них были положены на музыку и стали романсами. Одно из таких стихотворений - "Отговорила роща золотая". Анализу этого известного произведения и будет посвящена наша статья.

История создания

Есенину было всего 30 лет, когда он ушел из жизни. За год до собственной смерти, в 1924 году, у поэта родились грустные лиричные строки: "Отговорила роща золотая..." Анализ стихотворения по плану предполагает рассмотрение истории его создания.

Как ни странно, но произведение можно назвать духовным завещанием. Молодой и полный сил Есенин размышляет о неумолимости времени, окончании жизненного пути, подводит итоги.

В стихотворении имеются отсылки к лермонтовскому "Выхожу один я на дорогу...", которое было написано за несколько дней до печально известной дуэли. В обоих случаях перед нами изображен одинокий лирический герой на фоне живописной природы. И Лермонтов, и Есенин предвидят собственную смерть и отказываются жалеть о чем-либо в прошлом.

Композиция

Анализ стихотворения "Отговорила роща золотая" Есенина позволяет говорить о близости его народным песням. Согласно канону, оно начинается с описательной части. Ее смысловое единство подчеркнуто сквозной рифмой четных строк: "языком" - "ни о ком" - "дом" - "прудом". В этой части перед нами встают образы умирающей природы, опадающих листьев, улетающих журавлей, покинутого дома.

Затем, как и в необрядовой песне, следует монолог героя. В нем также присутствуют образы опадающих листьев, журавлей. В обоих частях мы видим повторяющиеся мотивы: "веселым - веселой", "не жалеют - не жаль". Последние слова в различных вариациях встречаются в стихотворении пять раз и являются ключевыми. Лирический герой больше не чувствует своей привязанности к окружающему миру.

Последняя, шестая строфа, - отхождение от принятого канона. Есенин использует прием кольца, повторяя в финале образы, фразы и сквозные рифмы из начальной строфы. Бросается в глаза обращение к предполагаемым слушателям: "скажите так", придающее стихотворению схожесть с завещанием. Также нельзя не заметить замену слова "веселый" на "милый". Последнее в контексте стихотворения звучит особенно тонко и пронзительно.

Лирический герой

Анализ стихотворения "Отговорила роща золотая" немыслим без описания субъекта высказывания. Лирический герой - человек, чья "веселая юность" позади. За прошедшие годы он потратил зря немало времени, но теперь, подводя итоги, не жалеет об этом. В философских размышлениях о жизни и смерти звучат нотки грусти, одиночества, невостребованности. Свои стихи поэт сравнивает с "ненужным комом", сметаемым ветром.

Большое значение для понимания внутреннего состояния персонажа играет цветовая гамма. Прошедшая молодость ассоциируется с "сиреневой цветью". Возникают ассоциации с весной, надеждой, свежестью, которые были утрачены. В настоящем царствуют красный и золотой - цвета увядающей осенней листвы.

Золотой - символ не только уходящих сил. В нем выражено также восхищение лирического героя окружающей природой. Но этот цвет "облетает", и остается яркий рябиновый костер. Как и в народных песнях, это символ душевной горечи, а также творческого горения, боли.

Образы

Продолжим анализ стихотворения "Отговорила роща золотая". Есенин кратко и емко рисует картины осеннего пейзажа. Он использует прием ступенчатого сужения, характерный для народного фольклора. В первой части произведения перед нами объемная картина, включающая в себя золотую рощу, улетающих журавлей, опустевший дом, конопляник над прудом, месяц в потемневшем небе.

Затем образы сужаются до символического "сада души". Прошедшая молодость связывается с цветущей сиренью, настоящее - с горькой рябиной. При этом смысловая нагрузка образов, эмоциональный накал возрастают.

Последний образ сужен до предела и ставит точку в стихотворении. Лирический герой отождествляет себя с деревом посреди голой равнины, с которого ветер срывает последнюю листву. Ветер является символом безжалостного времени, перед которым люди бессильны.

Художественные средства

Рассмотрим их кратко. Анализ стихотворения "Отговорила роща золотая" показывает, что написано оно ямбом. Это придает строкам особый ритм и очарование. Есенин использует эпитеты ("роща золотая", "широкий месяц", "грустные слова"), метафору ("костер рябины"), сравнение, инверсию. Также мы найдем очень много примеров олицетворения ("роща отговорила", "конопляник грезит", "журавли не жалеют").

Природа здесь живая, чувствующая. По сути, все стихотворение построено на параллелизме мира природы и внутренних переживаний человека. Мы можем наблюдать, как Есенин использует прием, обратный олицетворению. Человек уподобляется дереву, растворяется в окружающем пейзаже, теряет возможность говорить к концу произведения. И становится частью березовой рощи, теряющей свою листву. Говорить за него теперь могут только потомки, к которым он и обращается в финале.

Основная мысль

Проведенный анализ стихотворения "Отговорила роща золотая" позволяет понять его идею. Несмотря на горечь, оно наполнено любовью к родной природе. Поэт остро ощущает свое единство со Вселенной, зависимость от вечных законов, согласно которым все в этом мире когда-то умирает. Человек сопоставляется со странником, пришедшим в этот мир на время. И Есенин готов безропотно подчиниться этим законам.

Его преклонение перед жизнью и природой, безграничная любовь к ним особенно слышны в последних строках. Значимым является замена эпитета "веселый" на "милый". Это говорит о том, что лирический герой не является безразличным, разочаровавшимся в жизни человеком, в котором мертвы все чувства.

Анализ стихотворения "Отговорила роща золотая" заставляет нас задуматься о ценности жизни. Несмотря на то что темы смерти и грусти звучат в нем, оно наполнено светом, красками и особой мелодичностью.

«Отговорила роща золотая» Сергей Есенин

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.

Анализ стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая…»

Сергей Есенин является одним из самых талантливых поэтов первой половины 20 века. Однако к своему творчеству автор относился с определенной долей сарказма и недоверия. Несмотря на всеобщее признание, Есенин чувствовал себя очень несчастным, тоскуя по родному селу Константиново и буквально задыхаясь в московской суете. Именно этим объясняются его многочисленные психологические проблемы, которые поэт пытался решить с помощью спиртного. Вместе с тем, Есенин также понимал, что с годами он не становится моложе, а жизненный опыт, достаточно богатый и далеко не всегда позитивный, отражается не только на образе его мышления, но и на восприятии окружающего мира.

Тем не менее, в начале 20-х годов Есенин все еще остается романтиком, хотя все меньше и меньше верит в общечеловеческие ценности. В его стихотворениях гораздо чаще проскальзывают грустные нотки, которые свидетельствуют о том, что автор среди шумной городской толпы чувствует себя одиноким и неприкаянным. К числу таких произведений относится стихотворение «Отговорила роща золотая», созданное в 1924 году. Это период, когда поэт прощается со своей молодостью и подводит некоторые жизненные итоги. Анализируя то, чего ему удалось достичь за десять лет творчества, Есенин приходит к неутешительным выводам , отмечая, что по-прежнему «полон дум о юности веселой», однако «ничего в прошедшем мне не жаль».

Поэт проводит параллель между собой и золотой осенней рощей, которая постепенно сбрасывает свой роскошный наряд, готовясь к зимнему сну. Вообще, каждому явлению природы Есенин стремится подобрать некие аналоги из собственной жизни . Поэтому стая журавлей, улетающих на юг, напоминает ему странника. И тут же поэт уточняет – «стою один среди равнины голой», подчеркивая тем самым, что является точно таким же странником, который не думает о прошлом, но и в будущем не видит для себя места.

«В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть» — этой образной метафорой поэт хочет подчеркнуть собственное разочарование в любви, которая из всепоглощающего чувства превращается в мимолетные увлечения. Поэт осознает парадокс жизни, который заключается в том, что многочисленные его возлюбленные не в состоянии понять Есенина. Те же из женщин, которым это удается, в лучшем случае могут претендовать на роль друзей поэта. Затрагивая тему любви, автор признается, что именно она являлась для него одной из муз, которая слишком часто меняла свой облик . Поэтому поэт отмечает, что теперь, когда пылкие чувства остались позади, став уделом безмятежной юности, он похож на дерево, которое «роняет тихо листья». Точно также автор роняет «грустные слова», которые, как он считает, теперь уже никому не нужны.

Однако просто так отбросить славу и всеобщее признание Есенин не может, поэтому предполагает, что и после собственной смерти его творчество будет интересно людям. Поэтому последнее четверостишье этого произведения можно расценивать, как завещание поэта. Предвидя, что его стихи когда-нибудь станут достоянием русской литературы, и время их «сгребет в ненужный ком», Есенин в качестве надгробной эпитафии просит для себя: «Скажите так… что роща золотая отговорила милым языком».

К слову, на могиле Есенина, который скончался через год после создания стихотворения «Отговорила осень золотая» и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве, вообще нет никаких эпитафий. Объясняется это тем, что друзья и близкие поэта посчитали – Сергей Есенин все сказал в своих стихах, и этого вполне достаточно, чтобы после смерти он был признан «златокудрым гением» русской литературы.

Для творчества Сергея Есенина характерно присутствие живой природы, которая олицетворяет действия, чувства и жизнь человека. В красивых и ярких описаниях поэт часто подразумевал свою судьбу, свои переживания и горести, любовь. Хоть жизнь Есенина и была короткой (ведь он прожил всего 30 лет), но весьма впечатляющей. Поэт вел достаточно разгульный образ жизни, трижды был женат, имел слабость в женщинах и спиртном. Но являлся он по духу борцом и весельчаком, который не хотел мириться с окружающей действительностью. Поэт был предан своему народу, своей земле, своим родным. Находясь далеко за рубежом, Есенин тяжело переживал, он ощущал тягостную муку от разрыва с Родиной.

Стихотворение «Отговорила роща золотая» было написано в 1924 году, за год до смерти поэта. Оно носит завещательный характер и переполнено грустью. Поэт предвещал свою смерть и чем ближе он ощущал ее присутствие, тем горестнее и пессимистичнее звучат его стихи. На тот момент он расстался со знаменитой танцовщицей Айседорой Дункан и женился на Софье Толстой. Но чувств любви Есенин к своей последней жене не испытывал, этот брак был по расчету.

Главная тема стихотворения

В произведении поэт подводит черту, делает анализ своего жизненного пути. Природные элементы в виде рощи и журавлей автор сравнивает с самим собой. Он является таким же странником на дороге жизни, как и все остальные. Поэт ощущает одиночество, которое отражается и в произведении. Он не чувствует поддержки, любовь больше не живет в его сердце. Это ярко выражено в строке о «костре рябины красной», но этот «костер» героя больше не согревает.

Главная тема стихотворения - увядание природы, которое олицетворяет жизнь поэта. Он прощается через эти строки с народом. Если в природе все циклично, то у человека нет такой особенности. Поэт не жалеет в своей жизни ни о чем: ни о напрасно прожитых днях, ни об ошибках юности, ни о чувстве влюбленности, которое ему приходилось переживать не один раз. Есенин в конце жизненного пути практически остался одиноким, о чем свидетельствует строка, где герой стоит среди равнины голой сам. Поэт остался непонятым многими друзьями, которые отвернулись от него. Он имел проблемы с существующими структурами власти, которые диктовали поэту, о чем можно писать.

В произведении прослеживается нотка, где автор намекает, что его творчество позабудут спустя годы. Об этом гласят последние строки, где время «сгребет в ненужный ком» слова народного поэта и «отбросит ветром». Здесь автор подразумевает свои стихотворения. Сергей Есенин не раз подвергался критике властью. Он претерпевал гонения советскими властями, поэтому был разочарован в людях, в жизненных ценностях и пришедшем новом правительстве, которое казалось ему на заре юных лет чем-то светлым.

Структурный анализ стихотворения

В своем произведении «Отговорила роща золотая» автор использует тесное переплетение образов природы с человеческими чувствами. Принцип параллелизма поэт использует часто при написании своих шедевров, который виден и здесь. В образе рощи поэт пытается показать главного героя. Данное стихотворение принято считать элегией - философским рассуждением о бытии человека, о его миссии на земле. Здесь присутствуют метафоры, эпитеты, которые создают большую колоритность и индивидуальность стихотворения. Есенин использовал принцип инверсии, чтобы подчеркнуть эмоциональность и торжество стихотворения.

Произведение написано пятистопным ямбом. Рифма - перекрестная. Оно является очень мелодичным и ритмичным, из-за чего известно как народная песнь. Прослеживается кольцевая композиция, когда первые строки повторяются с точностью в финале стихотворения.

Есенин является мастером говорить на языке природы, его стихотворения получаются очень лиричными, переполненными эмоциями. Несмотря на переживания поэта о том, что его имя будет забыто спустя некоторое время, мы и сегодня зачитываемся его произведениями. Они вызывают те же чувства, с которыми автор обращался к нам при написании почти сто лет назад.


Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветром в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком...

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.

Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Преобладающее настроение, его изменение

Уже в начале стихотворения Есенина появляется элегическое настроение автора.

Основные образы

В первой строфе появляется образ-символ – «роща золотая». По-моему, под рощей поэт подразумевает самого себя.

Во второй строфе появляется образ странника. Но слово несет в себе не только свое лексическое значение, в нем заключен более глубокий смысл. Речь идет о странствующей душе человека. Этот мотив сопровождает многие стихотворения Есенина. Например, в стихотворении «Край любимый! Сердцу снятся» мы встретим такие строки:

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Он теперь видит ошибки, которые совершил; но главным для него всегда оставалась душа – без души человек просто оболочка.

В стихотворении очень много цветовых образов: роща золотая (слово «золотая» передает осенний пейзаж, а осень – символ увядания всего живого, в том числе и жизни самого автора), души сиреневая цветь (сирень – как символ мимолетности, сирень цветет недолго, но красивее, ярче остальных цветов), костер рябины красной (рябина – осенняя ягода; автор говорит о том, что к концу своей жизни большинство людей теряют страсть, которая переполняет их в юности – «Но никого не может он согреть»).

Цвета помогают Есенину отразить неповторимость каждого этапа жизни.

Поэтический синтаксис

Художественные приемы также выражают чувство печали. Например, используются олицетворения (отговорила роща, журавли не жалеют), эпитеты (роща золотая, березовым, веселым языком, печально пролетая), метафоры (журавлей относит ветер в даль, души сиреневую цветь, горит костер рябины красной), которые показывают, что стихотворение написано опытным, зрелым человеком.

Эмоции вызванные при прочтении

Мне кажется, стихотворение «Отговорила роща золотая…» является философским, потому что поэт рассуждает в нем о вечных вопросах: о душе, о жизни человека.

Думаю, каждый человек так или иначе задумывается об этом, но не все верят в душу, в вечную жизнь. Но, так или иначе, Есенин будет жить вечно в своих стихотворениях, в наших сердцах.

«Отговорила роща золотая...» - одно из самых «певких» (напевных) стихотворений Есенина, давным-давно положенное на «голос», оно стало народной песней.

Н. В. Гоголь в знаменитой статье «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность?» так определил особенность фольклорного лиризма: «В наших песнях... мало привязанности к жизни и ее предметам, но много привязанности... к стремлению унестись куда-то вместе с звуками».

Соотнеся гоголевское определение с текстом есенинского стихотворения, мы замечаем, что и в этом произведении все, как и в народной песне, проникнуто стремлением «унестись куда-то вместе с звуками». Под «курлыканье» «отлетающих журавлей», под «рыдающую дрожь» их прощального «оклика»... Закавыченных слов нет в разбираемом тексте, но они сказаны в других, более ранних вещах, и Есенин уверен, что его читатель их помнит наизусть. За тридевять земель улетают подгоняемые ветром журавли, уносятся куда-то сброшенные березовой рощей пожухлые листья. Куда-то ушли и не вернулись хозяева брошенного дома. А ведь собирались в нем жить, жить-поживать да добра наживать, для того и вскопали в хорошем месте, над голубым прудом, конопляный клин. Вспахали, засеяли, да не сжали. Забытый конопляник отсылает нас к стихотворению Некрасова «Несжатая полоса». Шепот и ропот некрасовских колосьев: «Где же наш пахарь? Чего еще ждет?» - тихо вторит и журавлиному рыданью, и горьким грезам конопляника («О всех ушедших грезит конопляник...»).

Не обнаруживает привязанности к жизни и ее предметам и лирический герой стихотворения; ему ничего не жаль в прошедшем.

Пять раз, слегка варьируя, употребляет Есенин выражения «не жалеют», «кого жалеть?», «уж никого не жаль», «не жаль». Последнее словосочетание употреблено дважды, причем в первой, второй и четвертой строфах оно, как и в народных лирических песнях, помещено в начале строки, т. е. на самом приметном месте. Сравните:

Есенин:

1-я строфа: Уж не жалеют...
2-я строфа: Кого жалеть?
4-я строфа: Не жаль мне лет...
Не жаль души...

Народная песня:

Нету милого дружка,
Нету друга, нет подружки,
Нету матушки моей...

Почти в точном соответствии фольклорному канону - особенностям построения лирической необрядовой песни - решена и композиция стихотворения.

Описательная часть (первые две строфы), как и в фольклорных образцах, рисует общую картину:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.


Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Описательная, двустрофная часть, помимо того, что объединена общим художественным заданием, связывается в некое целое (и тем самым отделяется от последующей части) еще и сквозной рифмой в четных строках: языком - ни о ком - дом - прудом.

За описательной частью, как и предписано традицией, следует монолог лирического героя (три последующие строфы):

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль.
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.

Так я роняю грустные слова.

Композиционный канон будет нарушен только пристройкой к идеально выверенному веками построению - добавлением шестой, не предусмотренной традиционным планом строфы. Об этой «самовольно» пристроенной строфе поговорим позже, а пока рассмотрим вторую, «законную» часть - монолог лирического героя.

Лирический герой подхватывает и ведет, слегка изменив тональность лирического чувствования, взяв как бы на полтона выше, главные образные темы описательной части: образ роняющего листья дерева, образ отлетающих журавлей, а также ключевые, опорные слова и выражения: веселым - веселой; не жалеют - не жаль мне. Но не для того чтобы переписать по-своему изображенную в описательной части картину поздней осени, а чтобы почти теми же словами и красками, но не теми же средствами передать свое душевное состояние.

В описательной части словосочетание с глаголом жалеть внетекстовых ассоциаций не вызывает. Перенесенное в лирический монолог, оно сразу же выдает свое высокое литературное происхождение: казавшаяся стопроцентно есенинской строка оказывается почти прямой цитатой из стихотворения «Выхожу один я на дорогу...».

Есенин: «И ничего в прошедшем мне не жаль ...»
Лермонтов: «И не жаль мне прошлого ничуть...»

Весьма достойное родословие, если внимательно вслушаться, обнаруживается и у первой строки монолога: «Стою один среди равнины голой...» Она внятно перекликается с первым куплетом знаменитой песни учителя юного Лермонтова А. Ф. Мерзлякова:

Среди долины ровныя,
На гладкой высоте
Стоял-шумел высокий дуб
В могучей красоте...

Разумеется, Есенин не перелистывал стихотворные тома в поисках подходящих цитат. Интуиция и художественный инстинкт случайно, но безошибочно, по мгновенному озарению, выхватили их из запасника памяти и уложили в строку. Однако то, что среди авторов как бы цитат и ассоциативных связей оказались Некрасов, Лермонтов и Мерзляков, а не другие поэты, уже не случайно. Ведь именно они, а не другие создали те таинственные авторские песни, что стали народными и даже потеряли-позабыли имена своих творцов. Иной судьбы в 1925 г. Есенин своим стихам уже не желал... Оттого и вглядывался в шедевры фольклорной безымянной лирики, но не как старательный стилизатор, а как конгениальный мастер - с почтительнопрофессиональным уважением к традиции, но и совершенно свободно.

Взять хотя бы такой устойчиво-традиционный композиционный фольклорный прием, как ступенчатое сужение образа. Он типичен для русской необрядовой песни, но крайне труден для использования в лирическом стихотворении современного типа. Есенин в стихотворении «Отговорила роща золотая...» преодолел эту трудность.

Ступенчатым сужением образа фольклористы называют такое сцепление образов, когда они следуют друг за другом цепочкой - от образа с наиболее широким объемом к образу с наиболее узким содержанием, но и с наиболее важным художественным заданием.

Образ поздней осени в описательной части разбираемого стихотворения и впрямь так широк, что в нем Есенин разместил все, что любил в среднерусском пейзаже: березовую золотую рощу, дом, холм, на холме - конопляник, голубой пруд, рано потемневшее небо, а в нем - широкий месяц и невидимый, но еще слышный клин отлетающих журавлей. А может быть (по контрасту с березовым, ситцевым ландшафтом), и воспоминание о пушкинской медно-бронзовой осени, о его великолепно-царственных рощах, которые отряхают «последние листы с нагих своих ветвей» так, как будто и их «здоровью» «полезен русский холод», так, словно и они «рады проказам матушки-зимы»!..

Спускаемся с этой высокой, двустрофной ступени - и попадаем во владения образа уже не столь широкого, серединного, и все же достаточно объемного, чтобы в нем мог раскинуть ветви символический «сад души», веселый и сиреневый по весне, горько-рябиновый осенью (иному, реальному, саду неоткуда взяться на «голой равнине»). Заметим кстати: красная рябина здесь, как и в народной песне, означает муку-горе-печаль. Но это не единственное и в данном контексте не самое важное ее значение, так как костер в системе есенинских иносказаний - символ творческого горения. Сдвоив («обвенчав!») две близкие фигуральности - красную рябину и костер, поэт получил нужный ему образ - рябинового неугасимого огня. Поэтому «не обгорят рябиновые кисти», сгорая, не сгорают. Видимо, поэтому цикл «Рябиновый костер» заключает последний прижизненный сборник Есенина («Персидские мотивы», изд. 1925 г.).

Следующий, последний образ, как и предписывает фольклорный канон, предельно сужен, да и ведет к нему, замыкающему цепочку, уже не ступень, а низкая, высотой в две строки приступочка:

Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова...

Узловая завязь природы с сущностью человека (так перевел Есенин на свой образный язык тот прием, который фольклористы называют психологическим параллелизмом) стянута в этом узком месте образной цепочки в такой тугой узел, что образ почти перестает быть образом, превращаясь в некий иероглиф: человек-дерево. Однако именно в силу своей узкости он-то и доводит до четкости формулы вопрос, который лирический герой пытается, но не может разрешить. Что случилось, что сталось и по чьей вине, своей или чужой, он оказался в абсолютном одиночестве: безлиственным деревом на голой, пустыня из пустынь, равнине?

Попытка разрешить этот роковой вопрос - в шестой, последней строфе:

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком,
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.

Шестая строфа - третья часть стихотворения, или кольцо.

Кольцо - композиционно-стилистический прием, заключающийся в повторении в конце произведения нескольких смысловых или формальных элементов, использованных в его начале.

В кольце разбираемого текста повторены все сквозные рифмы описательной части и начальное двустишие в слегка измененном варианте. («Отговорила роща золотая березовым веселым языком» -описательная часть; «Скажите так... что роща золотая отговорила милым языком» - кольцо.)

Содержательный повтор выделяет как доминирующий образ золотой рощи и ее березового милого-веселого языка. Рифменный повтор акцентирует, как особо значные, слова, оказавшиеся под двойным рифменным нажимом: разметая - ненужный ком. Это во-первых. Во-вторых, повтор повышает мелодичность кольцевой части. А это, в свою очередь, как бы отторгает и тем самым тоже подчеркивает те элементы, которые мелодику строфы подавляют. Подчеркнуты слова время и ветром: на них падает сильное ритмическое ударение, не свойственное напевному стиху; а также словосочетание «скажите так...». На этом месте напев словно спотыкается, преодолевая песенному стилю «чужое», слишком уж разговорное выражение: слова «скажите так...» нельзя спеть, их можно только произнести речитативом.

Кроме того, обращение «скажите так...» вводит в подтекст еще один содержательный элемент - образ дальнего собеседника, незримо присутствующего. Больше всего на эту роль подходит «читатель в потомстве», если воспользоваться известным выражением Е. Баратынского («И как нашел я друга в поколенье, / Читателя найду в потомстве я»).

Помня, что ключ к этому шифру (образ-иероглиф: человек-дерево ) спрятан в последнем двустишии лирического монолога («Как дерево роняет тихо листья, / Так я роняю грустные слова»), мы уже можем попробовать прочитать зашифрованное послание, то, о чем поэт не решается сказать вслух, о чем мыслит «тенями мыслей». Вот как примерно выглядит после расшифровки послание Есенина в будущее:

Моим согражданам, «ловцам вселенной», мнится: стихи, на березовом языке сложенные, не созвучны Великой Эпохе. По их планетарной логике, это мусор истории, ненужный суровому времени ком. На то лишь и годный, чтобы сгрести да разметать ветром. Но это ложный рев-приговор - истина откроется. И первыми, кому откроется... будете вы, читатели в потомстве. А когда придет пора открыть ее всем россиянам, скажите так... Скажите им так... что роща золотая, «в могучей своей красоте», стоит, где стояла - «среди долины ровныя, на гладкой высоте ». По весени распуская, по осени сбрасывая лист...

И так скажите... что березовая сия опада, сия золотая словесная груда - не ушедшая в кабак контрреволюция и не застрявший в пути избяной обоз, а золотой запас поэтической России - «все, что зовем мы родиной».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!