Образы животных в лирике Сергея Есенина. Образы животных в лирике С.А

Страница 1

Образы животных в литературе – это своего рода зеркало гуманистического сомосознания. Подобно тому, как самоопределение личности невозможно вне отношения ее к другой личности, так и самоопределение всего человеческого рода не может свершаться вне его отношения к животному царству."

Культ животных существует очень давно. В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что у диких животных и человека общие прародители. У каждого племени был свой тотем, то есть священное животное, которому племя поклонялось, полагая, что именно оно и есть их кровный родственник. Цена купить сайдинг под кирпич Краснодар http://msk.panelizodiac.ru/blog/54-sayding/ .

В литературе разных времен всегда присутствовали образы животных. Они послужили материалом для возникновения эзопова языка в сказках о животных, позднее в баснях. В литературе " нового времени " , в эпосе и в лирике животные приобретают равноправие с человеком, становясь объектом или субъектом повествования. Часто человек "проверяется на человечность" отношением к животному.

В поэзии 19 века преобладают образы домашних и хозяйственных животных, прирученных человеком, разделяющих его быт и труд. После Пушкина бытовой жанр становится преобладающим в анималистической поэзии. Все живое помещено в рамки домашнего инвентаря или хозяйственного двора (Пушкин, Некрасов, Фет). В поэзии 20 века получили распространение образы диких животных (Бунин, Гумилев, Маяковский). Исчезло преклонение перед зверем. Но "новокрестьянские поэты" вновь вводят мотив "братства человека и животного". В их поэтическом творчестве преобладают домашние животные – корова, лошадь, собака, кошка. Отношения обнаруживают черты семейного уклада.

В поэзии Сергея Есенина также присутствует мотив " кровного родства " с животным миром, он называет их "братьями меньшими".

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших

Никогда не бил по голове.

("Мы теперь уходим понемногу". , 1924 г.)

У него наряду с домашними животными мы находим образы представителей дикой природы. Из 339 рассмотренных стихотворений в 123 упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы.

Конь (13) , корова (8), ворон, пес, соловей (6), телята, кошка, голубь, журавль (5), овца, кобыла, собака (4), жеребенок, лебедь, петух, сова (3), воробей, волк, глухарь, кукушка, лошадь, лягушка, лиса, мышь, синица (2), аист, баран, бабочка, верблюд, грач, гусь, гориллы, жаба, змея, иволга, кулик, куры, коростель, осел, попугай, сороки, сом, свинья, тараканы, чибис, шмель, щука, ягненок (1).

С. Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времен конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелегком труде, делили с ним и радости, и беды.

Конь был помощником при работе в поле, в перевозке грузов, в ратном бою. Собака приносила добычу, охраняла дом. Корова была поилицей и кормилицей в крестьянской семье, а кошка ловила мышей и просто олицетворяла домашний уют.

Образ коня, как неотъемлемая часть быта, встречается в стихотворениях "Табун" (1915 г.), "Прощай, родная пуща…" (1916 г.), "Этой грусти теперь не рассыпать…" (1924 г.). Картины деревенской жизни меняются в связи с происходящими в стране событиями. И если в первом стихотворении мы видим "в холмах зеленых табуны коней", то в последующих уже:

Покосившая избенка,

Плач овцы, и вдали на ветру

Машет тощим хвостом лошаденка,

Заглядевшись в неласковый пруд.

("Этой грусти теперь не рассыпать…", 1924 г.)

Деревня пришла в упадок и гордый и величественный конь "превратился" в "лошаденку", которая олицетворяет собой бедственное положение крестьянства в те годы.

Новаторство и своеобразие С. Есенина – поэта проявилось в том, что рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно – философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.

Развивающая: развитие творческих способностей.

Воспитывающая: гуманизм поэзии Есенина.

На доске:

Гуманный: направленный на благо других, человеколюбивый, отзывчивый.

Гуманизм: гуманность, человечность.

Дружба: близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

  1. Прослушайте песню на стихи С.Есенина «Я обманывать себя не стану...» и ответьте на вопрос: кто может претендовать на дружбу с Есениным? Почему? Докажите. (Звучит песня):

В переулке каждая собака

Знает мою легкую походку

Каждая задрыпанная лошадь

Головой кивает мне навстречу

Для зверей приятель я хороший,

Каждый стих мой душу зверя лечит.

Я хожу в цилиндре не для женщин

Потому что сердце жить не в силе...

В нем удобней золото овса давать кобыле...

Средь людей я дружбы не имею,

Я иному покорился царству...

Каждому здесь кобелю на шею.

Я готов отдать свой лучший галстук

(Из воспоминаний Анны Изрядновой: «Он только что приехал из деревни, но по внешнему виду на деревенского парня похож не был.... На нем был коричневый костюм, высокий накрахмаленный воротник и зеленый галстук...»

Галстук являлся одной из важной детали одежды Есенина. Практически на всех фотографиях Есенина присутствует либо галстук, либо бабочка)

  1. Сообщение двух учащихся на тему: «Животный мир в творчестве Есенина».
  2. Работа в группах

Нам предстоит проанализировать 3 стихотворения Есенина о животных, и в конце урока вы напишете мини-сочинение.

I. Группа.

«Лисица» (1916г)

Ремизов Алексей Михайлович (1877-1957) - писатель. Есенин познакомился с ним в 1915г. После революции в 1921г Ремизов выехал за рубеж.

Желна-черный дятел.

Ощур-оскал зубов.

Лисица показана в самый трагический момент, момент собственной смерти.

Что мы узнаем о лисице?

В какой момент она изображена?

Образная передача состояния животного.

И внешнее: «нога раздолбленная»; «желтый хвост упал в метель»; «голова поднималась тревожно»; «кровь сочилась в ощур».

И внутреннее: 1) «дремучее лицо» – эпитет;

  1. «тонкой прошвой (швом) кровь отмежевала на снегу дремучее лицо» – олицетворение. Этот шов как бы отгородил лисицу от всего мира, она со своими страданиями и муками осталась один на один;
  2. «дым колючий»; «ветер косматый»; «звонистую дробь» – эпитеты; «ветер взбыстрил и рассыпал дробь» – олицетворение. Даже силы природы против лисицы, она одинока в своем несчастье.
  3. «мгла металась» – олицетворение, указывает на беспокойство и сравнивается с серым дятлом (желна)=смерть.
  4. «мокрый вечер липок был и ал». Ничего не существует

кроме крови. «язык на ране застывал». О бессилии лисицы. «На губах-как прелая морковь...» Умолчание: рифма перекрестная; мужская и женская.

Вывод: тяжелораненой лисице все чудится «в колючем дыме выстрел». Она погибает от рук человека, по его прихоти. Лисица страдает так же как и человек. В этом стихотворении Есенин обвиняет человека в бессердечности и жестокости по отношению к лисице.

  1. Группа.

«Корова» (1915г).

Она старая, об этом говорят свитки годов на рогах и эпитет «дряхлая, выпали зубы». Она не способна дать отпор. Но ей противопоставлен выгонщик «бил ее выгонщик грубый».

Олицетворение и эпитет «думает думу грустную» уподобляют корову человеку. Очеловечивает ее, наделяет корову человеческими качествами. «Сердце не ласково к шуму» - олицетворение. Слово корова и теленок заменяются словами мать и сын.

«Первая радость не впрок» - олицетворение. Корова может радоваться.

Упущена сцена убийства: «Шкуру трепал ветерок».

Такая же участь ждет и саму мать, мать, а не корову, потому что... «С той же сыновней судьбой».

Предложение ОП, неопределенно-личное «свяжут» и « поведут».

Олицетворение: «Жалобно, грустно и тоще в землю вопьются рога…». Умолчание. Впереди ее ожидает безотрадный, грустный финал, но сейчас ей снится «белая роща и травяные луга» - олицетворение.

Вывод: передано материнское страдание коровы, показано противопоставление животных жестокому миру людей.

  1. Группа.

«Песнь о собаке» (1915г.)

Стихотворение начинается подчеркнуто прозаично: не родила, а «ощенила»,

не собака, а «сука», «в ржаном закутке, на рогожах»; буднично, но эта будничность опоэтизирована: «рогожи златятся», «снежок подталый струился», «она их ласкала».

Спокойный тон начала не предвещает разыгравшейся дальше трагедии:

Антитеза «А вечером....», эпитет «хозяин хмурый», аллитерация (К, Ш, Х). Во всем этом слышится смутная тревога.

Повторение в третий раз «семерых», усиленное местоимением «всех», грубопросторечное «поклал» подчеркивает угрюмую непреклонность в действиях хозяина.

Поэт не дает описания убийства, отказавшись от кульминационной сцены. В 4 строфе убыстряется темп в такт шагам собачьих лап:

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать...

И когда скрывается месяц, лишь поманив прозрачной надеждой, что несчастная мать сможет хоть в небесной выси увидеть свое утопленное дитя, только горестный собачий вой оглашает окрестность да в слезящихся глазах отражается свет бесстрашных светил.

Лексика выражает внутреннее состояние собаки «чуть плелась обратно», «звонко скуля».

Боль матери звучит также в следующих словах:

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег (метафора)

Какова роль глаголов и деепричастий, приема умолчания, антитезы (звонко-глухо) в раскрытии психологического состояния собаки?

Вывод: Есенин показывает животных изнутри: история лошади или собаки, пережитая ими и рассказанная как будто от их лица. Никто из поэтов до Есенина не писал о животных с такой нежностью и состраданием, с такой искренностью и драматизмом.

Животный мир - одно из пристанищ души поэта, ибо люди стали хуже зверей. Среди «братьев наших меньших» невозможно то, что твориться в мире людском. Если где и осталось чувство любви, жалости, добра, то среди псов, кобыл, коров, обреченных на уничтожение.

IV. ЗАДАНИЕ: Напишите мини-сочинение на тему: «Гуманизм поэзии Есенина». Прочитать несколько работ в конце урока как вывод к нему.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1.Создать мультимедийную презентацию на тему:

«Любовная лирика Есенина» (по желанию учащихся).

2. Выучить наизусть одно стихотворение С. Есенина из цикла «Любовь хулигана»


Образы животных в литературе - это своего рода зеркало гуманистического сомосознания. Подобно тому, как самоопределение личности невозможно вне отношения ее к другой личности, так и самоопределение всего человеческого рода не может свершаться вне его отношения к животному царству."

Культ животных существует очень давно. В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что у диких животных и человека общие прародители. У каждого племени был свой тотем, то есть священное животное, которому племя поклонялось, полагая, что именно оно и есть их кровный родственник.

В литературе разных времен всегда присутствовали образы животных. Они послужили материалом для возникновения эзопова языка в сказках о животных, позднее в баснях. В литературе " нового времени " , в эпосе и в лирике животные приобретают равноправие с человеком, становясь объектом или субъектом повествования. Часто человек "проверяется на человечность" отношением к животному.

В поэзии 19 века преобладают образы домашних и хозяйственных животных, прирученных человеком, разделяющих его быт и труд. После Пушкина бытовой жанр становится преобладающим в анималистической поэзии. Все живое помещено в рамки домашнего инвентаря или хозяйственного двора (Пушкин, Некрасов, Фет). В поэзии 20 века получили распространение образы диких животных (Бунин, Гумилев, Маяковский). Исчезло преклонение перед зверем. Но "новокрестьянские поэты" вновь вводят мотив "братства человека и животного". В их поэтическом творчестве преобладают домашние животные - корова, лошадь, собака, кошка. Отношения обнаруживают черты семейного уклада.

В поэзии Сергея Есенина также присутствует мотив " кровного родства " с животным миром, он называет их "братьями меньшими".

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших

Никогда не бил по голове.

("Мы теперь уходим понемногу". , 1924 г.)

У него наряду с домашними животными мы находим образы представителей дикой природы. Из 339 рассмотренных стихотворений в 123 упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы.

Конь (13) , корова (8), ворон, пес, соловей (6), телята, кошка, голубь, журавль (5), овца, кобыла, собака (4), жеребенок, лебедь, петух, сова (3), воробей, волк, глухарь, кукушка, лошадь, лягушка, лиса, мышь, синица (2), аист, баран, бабочка, верблюд, грач, гусь, гориллы, жаба, змея, иволга, кулик, куры, коростель, осел, попугай, сороки, сом, свинья, тараканы, чибис, шмель, щука, ягненок (1).

С. Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времен конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелегком труде, делили с ним и радости, и беды.

Конь был помощником при работе в поле, в перевозке грузов, в ратном бою. Собака приносила добычу, охраняла дом. Корова была поилицей и кормилицей в крестьянской семье, а кошка ловила мышей и просто олицетворяла домашний уют.

Образ коня, как неотъемлемая часть быта, встречается в стихотворениях "Табун" (1915 г.), "Прощай, родная пуща…" (1916 г.), "Этой грусти теперь не рассыпать…" (1924 г.). Картины деревенской жизни меняются в связи с происходящими в стране событиями. И если в первом стихотворении мы видим "в холмах зеленых табуны коней ", то в последующих уже:

Покосившая избенка,

Плач овцы, и вдали на ветру

Машет тощим хвостом лошаденка,

Заглядевшись в неласковый пруд.

("Этой грусти теперь не рассыпать…", 1924 г.)

Деревня пришла в упадок и гордый и величественный конь "превратился" в "лошаденку", которая олицетворяет собой бедственное положение крестьянства в те годы.

Новаторство и своеобразие С. Есенина - поэта проявилось в том, что рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно - философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.

В стихотворении "Корова" (1915 г.) С. Есенин использует принцип антропоморфизма, наделяя животное человеческими мыслями и чувствами. Автор описывает конкретную бытовую и жизненную ситуацию - старость животного

дряхлая, выпали зубы,

свиток годов на рогах…

и его дальнейшую участь, "скоро… свяжут ей петлю на шее // и поведут на убой " , он отождествляет старое животное и старого человека.

Думает грустную думу…

Если обратимся к тем произведениям, в которых встречается образ собаки, то например, в стихотворении "Песнь о собаке" (1915 г.). "Песнь" (подчеркнуто "высокий" жанр) это своего рода гимнография, ставшая возможной благодаря тому, что предмет "воспевания" - святое чувство материнства, свойственное собаке в такой же степени, как и женщине - матери. Животное переживает о гибели своих детенышей, которых "хозяин хмурый" утопил в проруби.

Вводя образ собаки в стихотворения, поэт пишет о давней дружбе этого зверя с человеком. Лирический герой С. Есенина тоже крестьянин по происхождению, а в детстве и юности - сельский житель. Любя односельчан, он в то же время по внутренней сути совсем другой, чем они. В отношении к животным это проявляется наиболее отчетливо. Его ласка и любовь к "сестрам - сукам" и "братьям - кобелям" - это чувства к равным. Именно поэтому собака "была моей юности друг".

Стихотворение "Сукин сын" отражает трагизм сознания лирического героя, который возникает оттого, что в мире живой природы и животных все выглядит неизменным:

Та собака давно околела,

Но в ту же масть, что с отливом в синь,

С лаем ливисто - ошалелым

Меня встрел молодой ее сын.

Кажется, что "сын" генетически воспринял от матери любовь к лирическому герою. Однако лирический герой рядом с этим псом особенно остро ощущает, как он изменился внешне и внутренне. Для него возвращение к себе юному возможно лишь на уровне чувства и на мгновение.

С этой болью я будто моложе

И хоть снова записки пиши .

Одновременно осознается невозвратность того, что миновало.

Еще одно животное, которое очень давно "сопровождает" человека по жизни, - это кошка. Она воплощает в себе домашний уют, теплый очаг.

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

(" В хате." , 1914)

В этом стихотворении мы также встречаемся и с другими представителями животного мира, которые тоже являются неизменным "атрибутом" крестьянской избы. Это тараканы, куры, петухи.

Рассмотрев бытовые значения образов животных, переходим к их символическим значениям. Символы, которыми наделяются животные, очень широко распространены в фольклорном и классическом поэтическом творчестве. У каждого поэта имеется своя символика, но в основном они все опираются на народную основу того или иного образа. Есенин также использует народные поверья о животных, но в тоже время многие образы животных им переосмысливаются и получают новую значимость. Вернемся к образу коня.

Конь - в славянской мифологии одно из священных животных, атрибут богов, но одновременно с этим и хтоническое существо, связанное с плодородием и смертью, загробным миром, проводник на "тот свет". Конь наделялся способностью предвещать судьбу, прежде всего смерть. А. Н. Афанасьев так объясняет значение коня в мифологии древних славян: " Как олицетворение порывистых ветров, бури и летучих облаков, сказочные кони наделяются крыльями, что роднит их с мифологическими птицами… огненный, огнедышащий… конь служит поэтическим образом то светозарного солнца, то блистающей молниями тучи…".

В стихотворении "Голубень" (1916 г.) конь предстает в образе "тихой судьбы" . Ничего не предвещает перемен и лирический герой живет тихой, размеренной жизнью, своими бытовыми заботами изо дня в день, так же, как жили его предки.

Погаснет день, мелькнув копной златою,

И в короб лет улягутся труды.

Но в истории страны происходят революционные события 1917 года, и на душе у героя становится тревожно за судьбу России, своего края. Он понимает, что теперь многое изменится и в его жизни. Лирический герой вспоминает с грустью о своем крепком, устоявшемся быте, который теперь нарушен.

…Моего увел коня…

Конь мой - мощь моя и крепь.

Он знает, что теперь его будущее зависит от будущего родины, старается вырваться из тех событий, которые происходят.

…он бьется, мечется,

Теребя тугой аркан…

("Отвори мне страж заоблачный". ,1918 г.),

но ему это не удается, остается только покорится судьбе. В этом произведении мы наблюдаем поэтический параллелизм между "поведением" коня и его судьбой и душевным состоянием лирического героя в "развороченном бурей быте ".

В стихотворении 1920 года " Сорокоуст " Есенин вводит образ коня, как символ старой патриархальной деревни, еще не осознавшей переход к новой жизни. Образом этого "прошлого" , которое пытается всеми силами бороться с переменами, является жеребенок, который предстает как составляющая в целом символическую ситуации "соревнования" между "чугунным конем - поездом " и "красногривым жеребенком".

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Борьба деревни за выживание оказывается проигранной, все большее предпочтение отдается городу.

В других произведениях конь становится символом прошедшей юности, символом того, что человеку вернуть не дано, это остается только в воспоминаниях.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

("Не жалею, не зову, не плачу…", 1921 г.)

"Проскакал на розовом коне" - символ быстро ушедшей, невозвратной юности. Благодаря дополнительной символике цвета предстает как "розовый конь" - символ восхода, весны, радости жизни. Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения - благодарственная песня, благословения всего живого. Это же значение имеет конь в стихотворении "Эх вы, сани …" (1924 г.)

Все прошло. Поредел мой волос.

Конь издох.

Вспоминая юность, лирический герой обращается также к образу собаки.

Мне припомнилась нынче собака,

Что была моей юности друг

("Сукин сын". 1924 г.)

В этом стихотворении поэт вспоминает о своей юности, первой любви, которая ушла, но живет в воспоминаниях. Однако на смену старой любви приходит новая, на смену старшему поколению - молодое, то есть ничто в этой жизни не возвращается, но и жизненный цикл в то же время беспрерывен.

Та собака давно околела,

Но в ту ж масть, что с отливом в синь…

Меня встрел молодой ее сын .

Если мы обратимся к другим представителям животного мира, например, воронам, то увидим, что у Есенина они имеют такую же символику, как и в народной поэзии.

Понакаркали черные вороны:

Грозным бедам широкий простор.

("Русь". , 1914 г.)

В этом стихотворении ворон является вестником предстоящей беды, а именно войны 1914 года. Поэт вводит образ этой птицы не только как народный символ несчастья, но и для того, чтобы показать свое отрицательное отношение к происходящим событиям, переживания за судьбу Родины.

Многие поэты используют для создания образов различные типы переноса слов, в том числе и метафору, В поэзии метафора употребляется по преимуществу во вторичной для нее функции, внося в именные позиции атрибутивные и оценочные значения. Для поэтической речи характерна бинарная метафора (метафора - сравнение). Благодаря образу метафора связывает язык и миф с соответствующим способом мышления - мифологическим. Поэты создают свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Метафоризация образов - это черты художественного стиля поэта. С. Есенин также обращается в своих стихотворениях к помощи метафор. Он создает их по фольклорному принципу: берет для образа материал из деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно существительное другим.

Вот, например, образ луны:

" Луна, как желтый медведь, в мокрой траве ворочается ".

Своеобразно дополняется мотив природы у Есенина образами животных. Чаще всего наименования животных приводятся в сравнениях, в которых с животными сопоставляются предметы и явления, часто не связанные с ними в действительности, но объединенные по какому-либо ассоциативному признаку, служащему основой для его выделения.("Как скелеты тощих журавлей, // Стоят ощипанные вербы…"; "Синий сумрак, как стадо овец…").

По цветовому сходству:

По пруду лебедем красным

Плавает тихий закат.

("Вот оно глупое счастье…", 1918 г.) ;

по близости и сходству функций:

Как птицы, свищут версты

Из - под копыт коня…

("О пашни, пашни, пашни…", 1917-1918 г.) ;

по какому - либо ассоциативному, иногда субъективно выделенному признаку:

Я был, как лошадь загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым седоком.

("Письмо к женщине". , 1924 г.)

Иногда поэт использует и характерную для русской народной поэзии - песни форму параллелизма, в том числе отрицательную:

Не кукушки загрустили - плачет Танина родня.

("Хороша была Танюша…" , 1911 г.)

В произведениях С. Есенина анималистическое (изображение животных) сравнение или зооморфная метафора часто перерастает в развернутый образ:

Осень - рыжая кобыла - чешет гриву.

("Осень". ,1914 - 1916 г.)

Рыжий цвет осенних листьев вызывает ассоциацию с "рыжей кобылой". Но осень не только "рыжая кобыла" (сходство по цвету) , она "чешет гриву": образ раскрывается через сравнение с животным зримо, в красках, звуках, движениях. Поступь осени сравнивается с поступью коня.

Возникают сопоставления явлений природы с животными: месяц - "ягненочек кудрявый " , " жеребенок ", " золотая лягушка ", весна - " белка", тучи - "волки". К животным и птицам приравниваются предметы, например, мельница - "бревенчатая птица" , печь - "верблюд кирпичный ". На основе сложных ассоциативных сопоставлений у явлений природы появляются свойственные животным и птицам органы (лапы, морды, рыла, когти, клювы):

Чистит месяц в соломенной крыше

Обоймленные синью рога.

(" Гаснут красные крылья заката. " , 1916 г.)

Волны белыми когтями

Золотой скребут песок.

(" Небесный барабанщик." , 1918 г.)

Клен и липы в окна комнат

Ветки лапами забросив,

Ищут тех, которых помнят.

(" Дорогая, сядем рядом. " , 1923 г.)

Чисто символическое значение приобретают и цвета животных: " красный конь " - символ революции, " розовый конь " - образ молодости, " черный конь " - предвестник смерти.

Образное воплощение, четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в основе художественных изысканий Сергея Есенина. Метафорическое использование анималистической лексики в оригинальных сравнениях создает своеобразие стиля поэта.

Рассмотрев образы животных в поэзии С. Есенина, можно сделать вывод о том, что поэт по-разному решает проблему использования анималистики в своих произведениях.

В одном случае он обращается к ним для того, чтобы показать с их помощью какие-то исторические события, личные душевные переживания. В других - для того, чтобы точнее, глубже передать красоту природы, родного края.

МБОУ «Кузнецовская основная общеобразовательная школа»

Новоторъяльский район

Республика Марий Эл

Образы животных и птиц

в поэзии С. Есенина

Выполнил: Веденькин Артем, ученик 9 класса

Руководитель: Яндемирова Р.И.,

учитель русского языка и литературы

Кузнецы 2013 г.

1.Введение

2.Основная часть

Глава 1.Животные в стихотворениях С.Есенина.

Глава 2.Птицы в стихотворениях С.Есенина.

3.Заключение

4.Список литературы

5.Приложение

Введение

Русский гений издавна венчает тех, которые мало живут, - эти слова Н.А. Некрасова невольно приходят на память, когда думаешь о судьбе С. Есенина. Всего 30 лет было отпущено ему, чтобы прожить бурную, полную мечтаний, взлетов и падений жизнь.при всем том, что судьбу С. Есенина с полным правом называют трагической, ему еще при жизни выпало редкое счастье – стать любимейшим поэтом своего народа. Им зачитывались, учили его стихи: рабочие и крестьяне, интеллигентная, образованная публика разучивали их. Его высоко ценили почти все выдающиеся современники.

Вопреки утверждениям некоторых критиков, современников Есенина о том, что поэт относящийся «к уходящей культуре», довольно скоро утратит свою популярность, Есенина по-прежнему читают и любят. Поэзия его живет, интерес к ней увеличивается. Нет сейчас такого человека, душа которого не отзывалась бы радостью и болью на есенинские стихи.

Если мы проникнем в мир поэтических образов, то сможем ощущать себя братьями не только одинокой березы, старого клена, но и разного зверья. Именно это чувство, чувство братства к «братьям меньшим» должно помочь нам сохранить человечность, а значит, и человечество.

Мы живем в эпоху жестоких испытаний, мы пленники современной цивилизации. Наша жизнь протекает в гигантских городах среди бетонных домов, асфальта и бензинового дыма. Мы засыпаем и просыпаемся под рев автомобилей. Современный ребенок с удивлением разглядывает птичку, цветы в вазе, а животных может посмотреть на картинках детских книжек, в лучшем случае в зоопарке.

Исчезает многовековая связь человека с природой, поэтому все больше в нашем мире жестокости. Чтобы остановить противостояние природы и человека следует задуматься над вопросами: «Что мы делаем? Как мы живем?» и обратиться к русской классической литературе, которая всегда служила подлинным источником гуманизма, формировала в человеке любовь ко всему живому на земле.

В поэтическом мире лирики С.Есенина выражена его любовь к природе, к жизни, к родине. Живой мир у Есенина- часть природы, живой, одушевленный, разумный. Его звери,действительно, «меньшие братья», у которых свои думы и заботы, свои горести и радости. В поэзии С.Есенина присутствует мотив «кровного родства» с животным миром.

Тема моей исследовательской работы «Образы животных и птиц в поэзии С.Есенина».

Исследовательская работа написана на основе прочитанных мной теоретических материалов, стихотворений С. Есенина, критических статей, высказываний современников того времени.

Данная тема заинтересовала тем, что С. Есенин – это мой любимый поэт, люблю читать его стихи и заучиваются легко, особенно о природе, мне захотелось узнать на какие темы писал, какие образы присутствуют в его стихах. Изучив на уроке литературы стихотворение Есенина «Песнь о собаке» заинтересовала тема животных.

Актуальность:

Поэзия Есенина в последнее время стала популярной. Об этом свидетельствует недавно снятый фильм «Есенин», который повествует о жизни и творчестве русского поэта, а также его стихи были переложены на музыку. Актуальна еще и тем, что прослеживается связь творчества Есенина с фольклором и традициями русской литературы 19 века и современностью.

Я думаю, что стихи Есенина актуальны для читателей, живущих в начале 21 века, потому что проводятся каждый год есенинские чтения в школе, говорим о добром отношении к животным, о единстве человека и животных.

Цель:

Поставил перед собой я такую цель :

    Выявить глубокую сопричастность лирики С.Есенина с живой природой,

главным образом, с животным миром.

    Изучить на основе прочитанных теоретических материалов тематику лирики С. Есенина.

    Через стихи раскрыть любовь к животным.

    Показать единство человека и животных.

Задачи:

1.Подробно проанализировать стихотворения поэта.

2.Систематизировать полученные материалы и оформить результаты в виде

исследовательской работы.

Основная часть

Глава 1. Животные в стихотворениях С.Есенина.

Появление цикла стихов о животных в творчестве С. Есенина не случайно, потому что с ранних лет будущий поэт, выросший в крестьянской семье проявлял большую любовь к природе и животному миру. В поэзии Есенина присутствует мотив кровного родства с животным миром, он называет их «братьями меньшими»

Счастлив тем, что целовал я женщин

Мял цветы, валялся на траве

И зверье как братьев наших меньших

Никогда не бил по голове.

«Мы теперь уходим понемногу», 1924г.

У него наряду с домашними животными мы находим образы представителей дикой природы. Из рассмотренных и прочитанных более в трехстах тридцати девяти стихотворениях в стадевятнадцати стихах упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы. Это ворон, пес, соловей, телята, кошка, голубь, журавль, овца, кобыла, жеребенок, лебедь, петух, сова воробей, волк, глухарь, кукушка, лягушка, лиса, мышь, синица, аист, баран, бабочка, верблюд, грач, гусь, горилла, жаба, змея, иволга, кулик, куры, коростель, осел, попугай. сороки, сом, свинья, тараканы, чибис, шмель, щука, ягненок. Среди названий животных, по «Словарю С.Есенина», самое употребляемое) животное – это конь (61 раз), лошадь (27 раз), корова (25 раз), собака (19 раз).

С. Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы, собаки. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времен конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелегком труде, делили с ним радость и беды. Конь был помощником при работе в поле, в перевозке грузов, в ратном бою. Собака приносила добычу, охраняла дом. Корова была поилицей и кормилицей в крестьянской семье, а кошка ловила мышей и просто олицетворяла домашний уют.

В стихотворении «Табун» дана зарисовка лошадиного стада.

В холмах зеленых табуны коней

Сдувают ноздрями златой налет со дней.

С бугра высокого в синеющий залив

Упала смоль качающихся грив.

В стихотворении «Голубень» конь сравнивается с судьбой, влекущей в дальнюю дорогу.

Осенним холодом расцвечены надежды,

Бредет мой конь, как тихая судьба,

И ловит край махающий одежды

Его чуть мокрая буланая губа.

Водою зыбкой стынет синь во взорах,

Бредет мой конь, откинув удила,

И гордостью смуглою, листвы последний ворох

Кидает ветер вслед из подола.

И в последующих стихах Есенина образ коня романтически окрашен . «Отвори мне страж заоблачный…», когда лирическому герою мерещется, что белый ангел уводит белого коня.

Конь мой – мощь моя и крепость

Слышу я, как ржет он жалобно

Закусив златую цепь.

Вижу, как он бьется, мечется,

Теребя тугой аркан.

И летит с него, как с месяца

Шерсть буланая в туман.

А в стихотворении «Не желаю, не зову, не плачу…» конь – символ юности.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

Словно я весенний гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Символ быстро ушедшей, невозвратимой юности, «розовый конь» - символ восхода, весны, радости, жизни.

В ранних стихах С. Есенина видимое место занимают другие животные: корова, ягнята, щенки, лисицы, собаки, кот, петух и другие. В стихотворении «Корова» наделяет животное человеческими мыслями и чувствами. Автор описывает старость животного

Дряхлая, выпали зубы.

Свисток годов на рогах.

И его дальнейшему участь, сравнивает старое животное со старым человеком. В стихах о животных особенно ощущается человечность в поэзии Есенина. Читаешь эти стихи и думаешь, что это написано о человеке… Замечательна «Песня о собаке». Мы видим материнскую радость собаки, любующейся новорожденными щенятами.

До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.

Собака – мать счастлива, но все резко обрывается…

Вышел хозяин хмурый

Семерых всех поклал в мешок.

От радости не осталось и следа.

По сугробам она бежала,

Поспевала за ним бежать…

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

Отчаяние и боль собаки поэт передает

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

Одиночество собаки передается нам уже не просто животное перед нами. А потерявшая детей мать.

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

Воспевает святое чувство матери, свойственное собаке в такой же степени. Как и женщине – матери. Животное переживает о гибели своих щенят, которых утопил в проруби хозяин.

Еще одно животное, которое очень давно сопровождает человека по жизни – это кошка. Она воплощает в себе домашний уют, теплый очаг. В стихотворении

«В хате»

Кот является неизменным атрибутом крестьянской избы, еще тараканы, куры, петухи.

Пахнет рыхлыми драченами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

А в окне сени скатые,

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.

В стихотворении «Лисица» чувствуется боль за зверя.

На раздробленной ноге приковыляла,

У норы свернулася в кольцо.

Тонкой прошвой кровь отмежевала

На снегу дремучие лицо.

Чаще всего Есенин использует животных приводит в сравнениях, в метафорах, в которых с животными сопоставляются предметы и явления.

По пруду лебедем красным

Плавает тихий закат . («Вот оно глупое счастье»).

Как птицы свищут версты

Из-под копыт коня . («О пашни, пашни, пашни…»).

Я был, как лошадь загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым седоком .

(«Письмо к женщине»).

Не кукушки загрустили – плачет Танина родня .

(«Хороша была Танюша»).

Осень – рыжая кобыла - чешет гриву. («Осень»).

Ах и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани. (метафора) («Разбуди меня рано»).

А.М. Горький отмечал, что С. Есенин «первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных». В стихотворении «Мы теперь уходим понемногу» поэт гордится своим гуманным отношением к животным, видит в этом счастье. Чудесным завершением этого цикла о животных является его замечательное стихотворение «Собаке Качалова». Читаешь и чувствуешь, что животные для Есенина действительно меньшие братья. Ведь поэт доверил Джиму все свои тайны.

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

Дай, Джим на счастье лапу мне.

Глава 2. Птицы в стихотворениях С.Есенина

Среди есенинских живых существ наиболее многочисленны птицы – в моем

исследовании их 20 наименований. Это журавли и лебеди, вороны и соловьи, грач

и воробьи, совы, чибис, кулик, глухари, коршун и орёл, дятел, синица, цапля, аист

голуби и даже канарейки и попугай.

Не за песни весны над равниною

Дорога мне зеленая ширь-

Полюбил я тоской журавлиною

На высокой горе монастырь .

(«За горами...», 1916 г.)

Всем знакомы выражения «лебединая чистота», «лебединая верность», «лебединая песня». Есенин создает большое лиро-эпическое стихотворение, в котором показана трагедия лебедя-матери.

В своем стихотворении «Лебедушка» поэт описывает жизнь дикой

природы. Центральным образом является лебедь с маленькими «лебежатушками». Когда читаем это стихотворение, в воображении рождается прекрасный пейзаж – все гармонично слито в единое целое. Лебеди плавают по пруду, даже цветы «улыбались дню веселому».

Возникает вопрос – что может быть прекраснее? Но, к сожалению, у дикой природы есть свои суровые законы и порядки. В середине стихотворения появляется орел-хищник, который в поисках добычи увидел «лебедь белую». Читатель чувствует напряжение, в голове рождается вопрос: что же будет дальше? Удастся ли лебедушке спасти себя и детишек? Но, как правило, хищник, увидев свою жертву, никогда не останавливается:

Распустила крылья белые

Белоснежная лебедушка

И ногами помертвелыми

Оттолкнула малых детушек.

Побежали детки к озеру,

Понеслись в густые заросли,

А из глаз родимой матери

Покатились слезы горькие.

А орел когтями острыми

Раздирал ей тело нежное,

И летели перья белые,

Словно брызги, во все стороны.

Хотя лебедь-мать и погибла, «лебежатушки» смогли спастись от хищника. И есть надежда, что они вырастут и будут радовать глаз своей снежно-белой красотой. Это стихотворение – сюжетное, полное драматизма. Читатель становится свидетелем драмы.

Лебедушка-мать вызывает у нас чувство возрастающей тревоги, ужаса и сострадания. И если орел у Гумилева властелин воздуха, поэтизируется и мифологизируется его царственный полет в небо, то у Есенина орел – хищник, насильник.

Если мы обратимся к другим представителям птиц, например, к воронам, то увидим, что у Есенина они имеют такую же символику, как и в народной поэзии.

Понакаркали черные вороны:

Грозным бедам широкий простор.

Крутит вихорь леса во все стороны,

Машет саваном пена с озер.

("Русь, 1914" г.)

В этом стихотворении ворон является вестником предстоящей беды, а именно войны 1914 года.

Поэт вводит образ этой птицы не только как народный символ несчастья, но и для того, чтобы показать свое отрицательное отношение к происходящим событиям, переживания за судьбу родины.

В трех стихотворениях в моем исследовании Есенин упоминает о воробьях. Воробей в славянской народной традиции не пользуется почитанием и воспринимается как "нечистая" птица. В символике воробья выделяется два аспекта. Один из них связан с вредом, который он наносит различным злакам на полях, а другой-с такими присущими воробью качествами, как легкость и притворство.

Для Есенина воробей - это пташка нежная, которая вызывает у читателя чувство жалости и сострадание:

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней .

("Поет зима - аукает", 1910 г.)

В стихотворениях поэта мы встречаем и образ совы, которая в народной символике является зловещей птицей, а крик совы вблизи жилья предвещает смерть, и в стихах Есенина сова становится предвестником трагических событий в жизни поэта:

Скоро мне без листвы холодеть,

Звоном звезд насыпая уши.

Без меня будут юноши петь,

Не меня будут старцы слушать.

(По-осеннему кычет сова...", 1920 г.)

Есенинские птицы ведут себя естественно и достоверно. Поэт знает их голоса, повадки, привычки: коростели свищут, кычет сова, тенькает синица, квохчут куры. И в то же время это не бездушные твари. Да, они бессловесны, но не бесчувственны и по силе своих чувств не уступают человеку.

Заключение

Эту любовь к животным Есенин пронес через всю свою жизнь, и недаром он себя в заслугу, что зверье, как «братьев наши меньшие» стало бессмертным словосочетанием, прочно вошло в нашу разговорную и письменную речь.

Пора почувствовать и в животном личность- сознающую, думающую, радующуюся и страдающую. Стараясь понять психику животных, мы лучше будем понимать психику людей. А это сулит человечеству одно только добро.

Работая над этой темой, я пришел к выводу, что исследуемый материал и результаты возбуждают дополнительный интерес ко всему творчеству С.Есенина, а значит и дополнительную мотивацию в процессе школьного обучения. Этот материал может быть использован в проектной и исследовательской деятельности обучающихся, стать основой элективного курса литературного курса

Список использованной литературы:

1.С.Есенин. Стихотворения и поэмы. М., «Детская литература».1978.

2.С.Есенин. Стихотворения и поэмы.М.,»Советская Россия».1985.

3.Литературный энциклопедический словарь./Под ред. М.В.Кожевникова,

П.А.Николаева. М., 1987.

4.А.М.Марченко. Поэтический мир Есенина. М., 1989.

5.Советский энциклопедический словарь. /Под ред. А.М.Прохорова. М., 1987.

6.И.С.Эвентов. Сергей Есенин. М., «Просвещение», 1987.

ПРИЛОЖЕНИЕ

КОНЬ

    «Ветры, ветры, о снежные ветры…»

    «Вижу сон…»

    «Эх, вы сани! А кони, кони!»

    «Снежная замять крутит бойко»

    «Не жалею, не зову, не плачу…»

    «Этой грусти теперь не рассыпать…»

    «Слышишь – мчатся кони…»

    «Королева»

    «Табун»

    «Голубень»

    «Подражанье песне»

    «По дороге идут богомолки»

    «О пашни, пашни, пашни…»

    «Несказанное, синее, нежное»

КОРОВА

    «Корова»

    «Я красивых таких не видал»

    «Я иду долиной»

    «Даль подернулась туманом»

    «Разбуди меня рано утром»

    «Калики»

    «Я пастух, мои палаты»

    «О красном вечере задумалась корова»

СОБАКА

    «Песнь о собаке»

    «Собаке Качалова»

    «Сукин сын»

    «По дороге идут богомолки»

    «Устал я жить в родном краю»

    «Грубым дается радость»

    «Возращение на Родину»

КОШКА

    «Ах, как много на свете кошек»

    «В хате»

СОЛОВЕЙ

    «Вот уж вечер»

    «О муза, друмой гибкий»

    «Этой грусти теперь не рассыпать»

    «Голубая да веселая страна»

    «Песня»

ЖУРАВЛЬ

    «За горами, за желтыми долами»

    «Месяц рогом облако бодает»

    «Зеленая прическа»

    «Отговорила роща золотая»

    «Спит ковыль равнина дорогая»

ПЕТУХ

1. «В хате»

2.«Ус»

3. «Разбуди меня завтра рано»

4. «Где ты, где ты, отчий дом»

5. «Метель»

ЛЕБЕДЬ

    «Покраснела рябина»

    «Я по первому снегу бреду»

    «Вот оно глупое счастье»

    «Песнь о хлебе»

КОБЫЛА

    «Осень»

    «Кобыльи корали»

    «Тучи с ожереба»

    «Я обманывать себя не стану»

ВОРОБЕЙ

    «Поет зима – аукает»

    «Сохнетстаявшая глина»

    «Я усталым таким еще не был»

СОВЫ

    «Ой не совы плачут полночью»

    «По лесу леший кричит на сову!»

    «О красном вечере задумалась дорога»

ГОЛУБЬ

    «Алый мрак в небесной черни»

    «Колокольчик среброзвонный!»

    «Зеленая прическа»

КУРЫ

    «В хате»

    «Ус»

    «У крыльца в худойлогушке»

КУКУШКА

    «Хороша была Танюша»

    «Сторона ль моя, сторона»

ГЛУХАРЬ

    «Дымом половодье»

СИНИЦА

    «Топи да болота»

    «Весна»

ГУСИ

    «Калики»

    «Отгарь»

ИВОЛГА

    «Выткался на озере алый свет зари»

    «Дымом половодье»

ВОРОНЫ

    «Пороша»

    «Край ты мой заброшенный»

ОВЦЫ

    «Закружилась листва золотая»

    «У крыльца в худой логушке»

ТЕЛЕНОК

    «Корова»

    «Снег, словно мед ноздревый»

    «Не напрасно дули ветра»

ЖЕРЕБЕНОК

    «Прощай родная пуща»

    «Нивы сжаты, рощи голы»

ГРАЧИ

    «Сыплет черемуха снегом»

ОРЕЛ

    «Кузнец»

ЛИСА

    «Лисица»

КОРОСТЕЛИ

МЕДВЕДЬ

    «По лесу леший кричит на сову»

ОСЕЛ

    «Сохнет стаявшая глина»

МЫШЬ

    «Пропавший месяц»

    «Зашумели над затоном тростники»

СОРОКА

    «Засушила засуха засевки»

ЧИБИС

    «Каждый день благослови удача»

КОТЕНОК

    «Не бродить, не мять в кустах багряных»

ЩЕНОК

    «В хате»

КУЛИК

    «Каждый труд благослови удача»

ЯГНЕНОК

    «За темной прядью перелесиц»

МУХА

    «Табун»

ОСЫ

    «Синее небо, цветная дуга»

БАБОЧКА

    «Закружилась листва золотая»

ЩУКА

    «Под венком лесной ромашки»

ЖАБА

    «Мне осталось одна забава»

ЗМЕЯ

    «Колдунья»

ТАРАКАНЫ

    У каждого в жизни бывают минуты, когда хочется забыть о проблемах и погрузиться в иной мир - мир поэзии. Тогда мы открываем сборник любимого поэта и вступаем в диалог с его душой, которая живет в стихах. Сегодня мы откроем для себя Есенина. Поэт прожил очень короткую, но яркую, плодотворную жизнь, оставил нам огромное поэтическое наследство, которое стало достоянием мировой культуры. Природа - душа есенинских стихов, она - источник его поэтического вдохновения. Почти в каждом стихотворении поэт рисует картины природы, которые аккомпанируют его чувствам. Природа в поэзиях Есенина в постоянном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует образы народной поэзии. Черемуха у него спит, вербы плачут, тополя шепчут, “загрустили девушки - пихты”.

    Есенинская природа является воплощением человеческих чувств. Это позволяет автору глубоко отображать любовь к жизни, сравнивать явления природы с коллизиями человеческого бытия:

    • Как дерево роняет тихо листья,
    • Так я роняю грустные слова…

    Тема родины и природы в есенинской поэзии тесно взаимосвязаны, поэтому, воспевая родину, поэт не может быть равнодушным к ее полям, лугам и рекам. Природа у поэта живая, она дышит, живет, говорит… Для нее он находит яркие краски. Больше всего стихов - о природе. Поэт глубоко ощущает красоту, величие природы и грусть о том, что эта красота мимолетная.

    Каждый раз, когда читаешь стихи, С. Есенина, ощущаешь, будто душой затрагиваешь природу, ее живописные виды. Но более всего ему удалось воспеть образ дерева. В народных пересказах дерево - символ жизни, энергии человека. “Все от дерева”, - так говорил Есенин. Дерево - это вселенная, вершина его - солнце, корни - земля, а ствол - люди. Береза - символ девичьей красы: нежности, хрупкости и неприкосновенной красоты. Любимое дерево Есенина - черемуха. Это замечательное украшение наших парков, скверов и пригородных лесов. С расцветом черемухи приходит настоящая весна со всем разноцветьем цветов и трав. В своем стихотворении Есенин это хорошо показал. “Зеленая прическа”, “в траве зеленой”, “болотный омут”, “холод осени синий”, “голубая Русь”, “синее небо”, “синий сумрак”. “Голубизна” - типично есенинская стихия. Она разливается волнами в стихах. И поэт не боится ни повторов, ни однообразия своих эпитетов: он ими пользуется не потому, что поэтической фантазии маловато, а потому, что не хочет и не может говорить иначе. У него все синее и лазурное: окна, долины и поля, осень и звоны, глаза и взгляды.

    Цветная гамма широкая, и богатая. Доминируют синий, золотой, красный. Нет темных цветов. Как каждый поэт или писатель, Сергей Есенин использует в своих произведениях разнообразные художественные средства: сравнение (“все пройдет, как с белых яблонь дым”, метафоры (отзвучала дубрава, журавли не жалеют, дух полыхал…), эпитеты (золотая дубрава, небо вечернее..), персонификацию. Окружающий мир в поэзии Есенина находится в постоянном кругообороте, в переходе из одного состояния в другое. Отсюда большое количество отглагольных форм. Например, месяц, который сравнивается с кудрявым ягненком, гуляет по голубой траве. Художественный образ имеет своеобразную типичную есенинскую структуру: сравнение двух предметов по общим признакам (“седина маячливого дня ” - цвет, “кудрявый ягненок - месяц” - форма). Простейшие метафоры действия и состояния (“умирает тучка”, “звенит колосок”) встречаются редко. Чаще они конкретизируются с помощью метафорического дополнения (“сумерки лизали золото солнца”): предметная метафора объединяется глаголом (лизать), чтобы образовать неделимое целое.

    Именно для лучшего восприятия окружающего мира, звезд, цветов, деревьев как чего-то, что наделено душой, находится в постоянном движении, и перевоплощение одного в другое Есенин использует эти художественные средства. Язык у поэта особый, он наполнен художественными средствами, которые “ведут” стих: “На небном синем блюдце”, “через трещину тянутся в бокалах пальцы косогора”.

    К сожалению, мы на космической скорости отдаляемся все дальше и дальше от поэзии, мы обменяли сочувствие на равнодушие, наивность на цинизм, а в скором времени будем иметь компьютерный мозг и синтетическое сердце. Чтобы этого не произошло, необходимо породниться с природой, слышать и видеть ее, оберегать, любоваться ею и читать стихи таких поэтов, как Пушкин, Есенин, Шевченко…

    Животные в стихах Есенина не аллегорические, как в баснях, а наши братья меньшие, у которых своя жизнь, заботы, горе, радость. Горький писал: “Есенин первый в русской литературе так умело и с такой любовью писал в животных.” Среди живых существ у поэта на первом месте пернатые - журавли, вороны, лебеди, соловьи, грачи, совы, а также домашние животные - кони, коровы, собаки. Есенин с нежностью и уважением относился к животным. В стихах он часто описывал жестокое отношение людей к братьям нашим меньшим, осуждал это. Есенин словно сетовал, что животных не знают, “в чем смысл жизни и чего стоит жить на свете белом.”

    Поэт пишет о животных с любовью, воспринимает их как неотъемлемую часть природы. (Когда читал “Песню о собаке”, у него котились слезы). В стихотворении “Песня о собаке” автор изображает чувство обиженного животного и человеческую жестокость. Этот стих вызывает сочувствие к собаке и неприязнь к хозяину, который утопил на глазах собаки-матери ее щенков. Есенин приближает переживания животных к переживаниям человека - в этом сила его поэтического таланта. Автор показывает в поэзии, насколько бессердечны люди, которые потеряли доброту, милосердие. Поэт создает блестящие поэтические образы - например, месяц напоминает щенка, который свернулся в клубок. Молодой месяц то прячется, то появляется - он играется, будто щенок.

    Артист Московского Художественного театра В.Г. Качалов, вспоминая свою первую встречу с Есениным, которая состоялась весной 1925 г., пишет: “Временам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой… Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидят у меня… Я вошел и увидел Есенина и Джима - они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: "Что это за лапа, я сроду не видал такой”. “Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо”. Когда Есенин читал стихи, Джим внимательно смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин долго жал ему лапу: “Ах ты, черт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи”.

    Поэт выполнил обещание - поэтом было написано замечательное стихотворение “Собаке Качалова”. Цветная палитра поэзии Есенина ввобрала в себя традиционное русское соцветие, цвета русских икон - синий, красный, золотой, зеленый. Золотой цвет указывает на божественное начало, духовность. Зеленый - символизирует жизнь, осуществление надежд; красный - настоящую любовь к людям, возможность принять страдание во имя людей; голубой - символ божественного великолепия.

    Например: “алый цвет зари”, “багряный закат”, “малиновое поле”, “рог золотой”, “звезды золотые”, “хвойной позолотой”, “медовый дым”, “осень рыжая”, “рыжеволосую косу”, “золотокарий омут”.

    Если данное школьное сочинение на тему: Воплощение человеческих чувств в лирике Есенина , вам пригодилось, то я буду премного благодарна если вы разместите ссылку в блоге или социальной сети.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!