Куда пропала Александрийская библиотека? Интересные факты о современной александрийской библиотеке.

Александрийский Мусейон в античные века являлся центром научной и культурной жизни Страны Фараонов. Ему же принадлежала и Александрийская библиотека – одна из великих загадок Египта и всего мира. Она являлась одной из крупнейших библиотек древнего мира. Были найдены руины дочернего здания, которое называлась Серапийон, но этого крайне мало, чтобы понять, как выглядела вся Александрийская библиотека. История умалчивает, как выглядели ее главные здания, где они находились, и что с ними случилось в конечном итоге.

Историческая справка

В 332 году до нашей эры город Александрия, основанный на землях, который Александр Македонский отвоевал у египтян, был провозглашен им будущим источником знаний для всего мира. Именно Александру Великому, который считал знания неотъемлемым атрибутом власти, принадлежала идея основать в этом месте библиотеку и научный центр.

Однако открылась Александрийская библиотека в 323 году до нашей эры, уже после его кончины. Это произошло при Птоломее Первом Сотере, который был преемником Александра Македонского и первым правителем из династии Птоломеев – правителей Египта. При Птоломее Первом Александрия стала столицей Египта. Деметрий Фалерский, который был учеником Теофраста (ученика Аристотеля), был приглашен Птоломеем Сотером для организации работы Александрийской библиотеки и всего Александрийского Мусейона.

Сейчас сложно поверить, что более двух тысяч лет назад люди стремились к познанию мира, а не только были заняты междоусобными войнами и отвоеванием друг у друга территорий. Александрийская библиотека лишний раз подтверждает, что даже в таком далеком прошлом люди тянулись к знаниям. Любой желающий мог посетить ее и изучить любую заинтересовавшую его книгу, пройдя перед этим обряд очищения.


Власти содействовали тому, чтобы в библиотеку в Александрии стекалось как можно больше информации. В Александрию съезжались мыслители и ученые из многих эллинистических стран. Ученые утверждают, что все книги, найденные в приходящих судах, отправлялись в библиотеку. Там они переписывались копиистами, и копии отправлялись владельцам.

Александрийская библиотека дала миру многих великих ученых – Аристарха Самосского, Эратосфена, Зенодота, Фекрита, Филона, Плотия, Эрата, Эвклида, Каллимаха. Эти имена известны всему миру по сей день. Тут были написаны уникальные труды по геометрии, тригонометрии, астрономии, литературе, языковедении и медицине.

Копии всех значимых рукописей попадали в библиотеку в Александрии, и, по подсчётам ученых, во времена расцвета в ней находилось 100-700 тысяч свитков из папируса на многих языках мира. Несколько веков Александрийская библиотека являлась единственном в мире хранилищем трудов мировых ученых и философов – таких как Архимед, Эвклид и Гиппократ.

Предположения об исчезновении

Судьба и история библиотеки в Александрии по сей день остается до конца неизученной. Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно того, когда и почему была уничтожена Александрийская библиотека.


Есть версия, что в 48-47 годах до нашей эры Гай Юлий Цезарь во время морского сражения сжег корабли, пришвартованные у берегов Александрии, но огонь перекинулся на здания библиотеки и она сгорела вместе с огромным количеством книг.

После смерти великой царицы Египта Клеопатры в 30 году до нашей эры (она была последней правительницей из династии Птоломеев) Александрия утратила былое могущество. Александрийская библиотека уже не поддерживалась государством так, как раньше, но все-таки продолжала свою работу.

Известно, что при императоре Феодосии Александрийская библиотека находилась в храме Сераписа и частично была разгромлена христианскими фанатиками в 391 году.

Многие ученые предполагают, что окончательно Александрийская библиотека пала в VII-VIII веке, когда Александрию захватили арабы. По приказу арабских правителей Египта, которые были мусульманами, все книги были сожжены.

Скорее всего, истинной причиной гибели библиотеки можно считать все эти факты из истории, а не какой-то один. Но некоторые свитки все таки удалось сохранить и переправить в библиотеки Средиземноморских стран и стран западной Европы. Эти книги оказали очень большое влияние на интеллектуальное развитие европейского общества.


Возрождение уникального книгохранилища

Вместо разрушенной более полутора тысяч лет назад Александрийской библиотеки была создана новая – Библиотека Александрина. Организация ЮНЕСКО, Правительства Египта, некоторых стран Европы, арабского мира и Японии объединили свои усилия для возрождения уникального книгохранилища. Многие страны мира внесли свой вклад в создание фонда библиотеки, пожертвовав туда книги.

Подготовительные работы проводились в 1992-1995 годах. Работы по возведению библиотеки заняли 7 лет, а примерная стоимость составила 250 миллионов долларов. Работы по строительству проводились консорциумом строительных компаний Англии и Италии под руководством австрийского архитектора Кристофера Капелле и строительной компании «Shohetta».

Новое здание имеет весьма оригинальную форму и похоже на солнечные часы или огромный барабан, который наклонен в сторону моря. Крыша сделана из стекла – ее диаметр составляет 160 метров, а площадь сравнима с площадью футбольного поля. Библиотечные залы расположены на одиннадцати нижних ярусах. Хранилище может вместить в себя 8 миллионов книг. Так же в библиотеке есть конференц-зал, специальный зал для людей с проблемами зрения, зал для детей, планетарий, музеи, галереи искусств и мастерская, где происходит восстановление рукописных документов. В книгохранилище сейчас помещено 7,5 миллионов книг, для изучения предоставлено 500 тысяч.


В настоящее время директором библиотеки является профессор нидерландского Университета Вагенингена – Исмаил Сараджуддин. Всю информацию о библиотеке, а также фото и видео можно найти на официальном сайте www.bibalex.org .

В античной истории есть вехи, к которым человек и сегодня хочет постоянно обращаться. В первую очередь, это относится к источникам мудрости древних. Ее общепризнанным сосредоточением была Александрийская библиотека, являвшаяся частью важнейшего научного центра античного мира — Александрийского мусейона. Этот грандиозный символ человеческих знаний был создан за три века до нашей эры египетским царем Птолемеем I.

Во время правления его сына, Птолемея II, библиотека была значительно расширена. В ее хранилищах было собрано около 500 тысяч манускриптов. Но самые легендарные страницы библиотеки связаны с великими учеными, работавшими в ней. Здесь можно было встретить математика Эвклида, филолога Аристарха, географа и историка Страбона, математика и механика Архимеда, астронома, математика и географа Эрато-сфена, а также известных художников и литераторов. Около сорока лет назад у профессоров Александрийского университета возникла идея постройки новой, современной библиотеки. По их представлениям, она должна была стать «звеном между прошлым и будущим». Библиотека призвана оказать содействие региону в возрождении давних традиций в области образования и науки.

Стараниями ученых к делу подключили правительство Египта, которое заручилось поддержкой ЮНЕСКО. В результате проект приобрел международный размах. В конкурсе победили норвежские архитекторы. Вопрос о финансировании был решен на конференции в Асуане. Кроме правительства Египта, средства выделили более двадцати стран.

Первый камень в здание библиотеки был заложен в 1988 г., а официальное открытие нового культурного центра состоялось в 2002 г.

Гигантское сооружение комплекса было возведено из бетона, гранита, стекла и алюминия. Его части соединяет переходной мост, перекинутый над оживленной улицей. Уникальна крыша размером с два футбольных поля. Она выполняет функцию огромного окна. Благодаря наклону из залитых светом внутренних помещений открывается прекрасный вид на Средиземное море. Наружная стена здания, выложена серым гранитом. На ней вырезаны буквы древних и современных алфавитов. Это символ постоянного культурного диалога. Наибольший интерес представляют скрытые от глаз помещения. Они находятся ниже уровня моря. Значительную часть внутреннего пространства занимает просторный многоярусный читальный зал. В нем одновременно могут работать две тысячи посетителей, при работе необходимо соблюдать тишину и ведется видеонаблюдение. Это крупнейший читальный зал в мире. Дополняют современный дом мудрости системы спутниковой связи и сотни современных компьютеров.

Современная энциклопедия

Крупнейшее в древности собрание рукописных книг (от 100 до 700 тыс. томов). Основана в нач. 3 в. до н. э. при Александрийском мусейоне. часть Александрийской библиотеки сгорела в 47 до н. э., часть уничтожена в 391 н. э., остатки в 7 8 вв … Большой Энциклопедический словарь

Александрийская библиотека - АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА, крупнейшее в древности собрание рукописных книг (от 100 до 700 тыс. томов) при Александрийском мусейоне. Часть Александрийской библиотеки сгорела в 47 до нашей эры; часть уничтожена в 391 нашей эры, остатки в 7 8 вв.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Крупнейшее в древности собрание рукописных книг (от 100 до 700 тыс. тт.). Основана в начале III в. до н. э. при Александрийском мусейоне. Часть Александрийской библиотеки сгорела в 47 до н. э., часть уничтожена в 391 н. э. во время междоусобной… … Энциклопедический словарь

Наиболее известная в древности библиотека, основанная в Александрии (См. Александрия) при Александрийском мусейоне (См. Александрийский мусейон) в начале 3 в. до н. э. при первых Птолемеях. Возглавляли А. б. крупнейшие учёные: Эратосфен,… … Большая советская энциклопедия

Это величайшее и знаменитейшее книгохранилище древнего мира основано египетским царем Птоломеем II Филадельфом (см. это сл.). Уже при первом Птоломее Сотере афинянин Димитрий Фалерский собрал около 50 т. книг или свитков, а во время наибольшего… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Александрийская библиотека - самая известная и крупная библиотека Древнего мира. Осн. в начале 3 в. до н.э. в г. Александрия (Египет) во время правления греко македонской династии Птолемеев. Входила в состав одного из гл. научных центров античного мира Александрийского… … Педагогический терминологический словарь

Александрийская библиотека - События, связанные с основанием музея и библиотеки, и их последствия В предыдущей главе мы показали серию мутаций традиционного образа жизни человека и их отражения в новых философских движениях, упоминали также о возникновении новых центров … Западная философия от истоков до наших дней

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА - АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА, одно из культурных учреждений эпохи эллинизма. Основана в Александрии Египетской в начале III в. до н. э. В ней насчитывалось около 700 тыс. папирусных свитков, включавших произведения древнегреческой литературы и… … Литературный энциклопедический словарь

Александрийская библиотека - – это величайшее и знаменитейшее книгохранилище древнего мира основано египетским царем Птоломеем II Филадельфом. Уже при первом Птоломее – Сотере, афинянин Димитрий Фалерский собрал около 50 т. книг или свитков, а во время наибольшего… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Книги

  • Книга мудрости Растафари / The Lost Bible of Rastafarian Wisdom and Faith from Ethiopia and Jamaica. Серия Александрийская библиотека , Кебра Нагаст. 192 стр. Эта книга - первое русское издание знаменитой священной книги древних абиссинцев, восходящей к Ветхому Завету и повествующей о династии эфиопских царей (родоначальник которой, по…
  • Александрийская филология и гомеровский гекзаметр , В. В. Файер. Александрийская библиотека времен Птолемеев - место рождения европейской филологии. Возглавлявшие ее в III-II веках Зенодот, Аристофан и Аристарх занимались, преждевсего, текстологией…

1. Тайны Александрийской библиотеки
Город Александрия был основан в 332 году до н.э. Александром Македонским, рассказывали, будто Александр, основывая Александрию, начертал на поданном ему плане пять первых букв алфавита: АБГДЕ. Это значило: «Александрос Василеве Генос Диос Эктисе» — «Александр-царь, порождение Зевса, основал...» Это было предзнаменование, что городу суждено прославиться словесными науками.

Фреска античной Александрии как центра мудрости

Александр Македонский (Великий) (356-323 до н.э.)
Александрия была самым большим городом греческого мира. Она была выстроена по-научному, улицы пересекались под прямыми углами, главная была шириной в 30 метров; обнесенная колоннадой, она тянулась на целый час ходьбы, от Ворот Солнца до Ворот Луны. На центральном перекрестке была площадь, а на площади — исполинский мавзолей с телом Александра Великого. Ближе к морю стоял царский дворец, а при нем — дом, посвященный Музам: Мусей. Мусей не был музеем в нашем смысле слова: хранить обломки древних культур греки не любили. Это было место, где шла работа над живой культурой, нечто вроде академии наук пополам с университетом. Мысль о Мусее подал царю Птолемею Деметрий Фалерский; здесь на царские деньги велась та самая разработка всех наук сразу, о которой мечтал в своем Ликее учитель Деметрия Аристотель.


Птолемей I Сотер (367-283 до н.э.), руководил строительством Александрийской библиотеки.


План Александрийской библиотеки
Царь Птолемей сам приглашал в Александрию лучших ученых и поэтов со всех концов мира. «Курятником Муз» называл Мусей один непочтительный философ.Здесь был двор для прогулок, зал для разговоров, комнаты для занятий с учениками, лаборатории, обсерватории, столовая для общих трапез. А главное, была библиотека.
Здесь получил образование и работал Архимед, многие годы трудился замечательный механик Герон, построивший первые автоматические приспособления (зубчатый домкрат, воздуходувная машина и др.) , создатель геометрии Евклид, пионер хирургии Герофил, знаменитый античный географ Страбон.


Vincenzo Camuccini (1771-1844). Птолемей II изучает свиток папируса.Александрийская библиотека.
Нам странно это представить, но Афины обходились без книг или почти без книг. В маленьких городах, где каждый знал каждого, культура усваивалась с голоса: незнающие спрашивали, знающие отвечали. Кто хотел иметь, предположим, сочинения Платона, тот шел в Академию и сам переписывал их у его учеников. Теперь, после Александра, все переменилось. Мир расширился, люди снялись с насиженных мест, спросить «как жить?» было теперь не у кого — только у умных книг. Люди бросились читать, покупать, собирать книги; в ответ на спрос появились мастерские, где книги переписывались уже на продажу. Самой большой книжной мастерской был Египет: здесь рос папирус, а книги писались на папирусных свитках. И самым большим собранием книг была Александрийская библиотека.

Папирус.
Строчки разлиновывали свинцовым колесиком, писали тростниковым пером, чернила делали из черного сока каракатицы или из «чернильных орешков» — наростов на дубовых листьях. Ошибки смывались губкой или попросту слизывались языком. Заглавия и заглавные буквы писались красным — отсюда выражение «с красной строки». Если книга делалась на продажу, то писец писал аккуратными прописными буквами: буква под буквой, как по клеточкам («по-печатному» —сказали бы мы); если для себя — то скорописью, как попало. Писали не разделяя слов, а чтобы легче было читать, иногда расставляли над строкой знаки ударения. Паузы отмечали вертикальной черточкой. Много веков спустя из этой черточки получилась наша запятая.



Переписчик книг в Александрийской библиотеке.

Александрийские ученые очень старались раздобыть для своей библиотеки самые древние, самые надежные рукописи. Царь Птолемей отдал приказ: на всех кораблях, что заходят в александрийский порт, производить книжный обыск; если у кого из путешественников найдется при себе книга — отбирать, делать копию и отдавать хозяину эту копию, а книгу оставлять для библиотеки. Самые надежные рукописи трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида хранились в Афинах, в архиве при театре Диониса. Птолемей попросил под большой залог эти рукописи, чтобы сверить с ними книги своей библиотеки. Афиняне дали, и, конечно, царь пожертвовал залогом, вернул копии, а рукописи оставил в Александрии. Около 700 тысяч свитков было собрано в Александрийской библиотеке. Здесь хранилось все, что было когда-нибудь написано на греческом языке. Сам список этих книг (со справками об авторах и о содержании) занимал 120 свитков; составил его тот самый Каллимах, который сказал: «Большая книга — большое зло». Кроме главного книгохранилища при Мусее, пришлось выстроить второе, при храме Сераписа. Они простояли шесть с лишним веков.


В Александрийской библиотеке.

Александрия была наиболее космополитическим городом эллинистического Востока. Ее население составляли несколько групп: потомки коренных жителей, переселенцы из Канопа, греки и македоняне, евреи, а со II веке до Р. Х. - римляне и италийцы. Религиозная жизнь города в эллинистическую и раннехристианскую эпохи была очень пестрой: здесь процветали местные культы Сараписа и Исиды, многочисленные египетские языческие боги были отождествлены с греческими. Через Александрию восточные культы стали распространяться по Средиземноморью В первые века по Родждестве Христовом в особую группу выделились принявшие Христианство египтяне - копты. Здесь по преданию проповедовал святой апостол Марк. С первых лет Христианства епископ Александрии пользовался особым уважением, со временем восприняв титулы патриарха и папы и сделавшись главой одного из древних Патриархатов - Александрийской Православной Церкви. На рубеже эр население Александрии быстро росло: если в начале I века до Р. Х. оно составляло 300 тысяч, то уже через 100 лет достигало, по некоторым оценкам, 1 миллиона. И не смотря на все разнообразий культур и верований здесь шесть с лишним веков царил относительный мир. Упадок начался в IV—V веках нашей эры по причине возвышения Константинополя - столицы христианской Византии. То, что некогда считалось прекрасным и достойным, теперь перестраивалось или разрушалось - борьба христианства с язычеством приобрела первые признаки насилия. Страшная кровавая драма привела к завершению эпохи процветания Александрии.

2. Гипатия (Ипатия)

На рубеже V века гордостью Александрии стала первая в истории женщина - ученый, философ, математик, астроном Гипатия (370 - 415 г.) Её отцом был Теон - известный математик, астроном и механик того времени. Недалеко от их дома находилась известная Александрийская библиотека. С самого раннего детства девочка увлечённо слушала своего мудрого отца, который учил её старшего брата, впитывая знания, как губка, и очень скоро блестяще решала те задачи, которые её брату были не под силу. Девочка отличалась удивительной сообразительностью и, что было особенно редкостным, обнаруживала незаурядные способности к механике. Она подолгу смотрела, как работают ремесленники. Подражая Теону, мастерила несложные инструменты, нужные для астрономических наблюдений. Благодаря её выдающимся научным трудам, слава о Гипатии распространилась далеко за пределы Александрии. Её называли умнейшей, скромнейшей и лучшей из философов. За книгами древних философов Гипатия провела многие годы. Широта интересов, удивительная работоспособность, острота ума, глубокое понимание Платона и Аристотеля снискали ей уважение профессоров Мусейона. Она была еще очень молода, когда у нее появились первые ученики. Гипатия отличалась необыкновенной красотой, но вместо обычной одежды молодой девушки она стала носить темный плащ философа.

Тем временем миролюбивое христианство в Александрии боролось с язычеством. Был разрушен и разграблен прекраснейший языческий храм - Серапетум, и "заодно", находившаяся неподалеку Александрийская библиотека. Испуганный Теон запер свою дочь в доме, чтобы она не поспешила на бесполезную защиту обители знаний. Гипатия рыдала несколько дней подряд и долго не могла вернуться к обычной жизни. Она очень долго носила траур, а когда сняла его, ушла в науку так, как другие уходят в монастырь, целиком и полностью посвятив себя математике, астрономии, механике, философии. Кроме научных трудов занималась Гипатия, как и раньше, преподаванием. Послушать её лекции стекались всё новые и новые ученики.
После разгрома Серапеума многие ведущие ученые навсегда покинули Александрию. Но Теон с дочерью остались. Ссылаться на пословицу "Родина там, где хорошо" позволительно меняле, а не учёному. Настоящий учёный не покинет родину в годину испытаний.
Школа Теона и Гипатии продолжала работать. Гипатия достигла совершенства в трудном искусстве наблюдения за звёздами. Она не только развивала идеи великого астронома и математика Клавдия Птолемея, многолетние наблюдения позволили ей внести в его труд ряд поправок. Она составила более точные астрономические таблицы. Дочь превзошла отца в астрономии. Слава Гипатии затмила славу Теона.

Гипатия поражала своей разносторонностью. Её широко прославило преподавание философии и математики. Однако с не меньшим блеском читала она о Гомере или. о греческих трагиках. Превосходно знала Гипатия и книги христианских писателей. Один из её любимых учеников, Синезий, епископ Птолемаиды, не решался выпустить в свет свой богословский труд без одобрения Гипатии.
В школе Гипатии занимались выходцы из разных стран. Рядом с христианами сидели язычники. Бывших её учеников можно было встретить и на епископской кафедре и при дворе в Константинополе. Слушать Гипатию было одно наслаждение. Посещать дом Гипатии вошло в моду. Вокруг неё собирался весь цвет учёной Александрии, Сам префект Александрии Орест (хрнистианин) нередко бывал её гостем.

Новому епископу Александрии, Кириллу, слава мудрейшей не давала покоя. Язычница! Женщина! Гений! Будучи сам человеком не очень умным (хоть и плодотворно пишущим), он предпочёл силой справиться с той, с кем не смог бы справиться словом. Кирилл натравил религиозных фанатиков на "соперницу". Гипатию затащили в христианский храм и там до смерти побили камнями. Останки сожгли на костре. Её ученики покинули город или были убиты. Александрия, как научный и культурный центр перестала существовать. Кирилл же всю оставшуюся жизнь посвятил "изъятию из оборота" научных трудов талантливой женщины. Он в этом преуспел. Практически ни одного сочинения Гипатии не дошло до наших дней. Но её слава, мудрейшей из мудрых, преодолела многовековые барьеры и мы знаем, что она была. Гипатии к моменту гибели, по самым скромным подсчетам, было около пятьдесяти лет.

Слава Гипатии была слишком громкой, и не так-то просто было изобразить эту замечательную женщину исчадием ада. Церковь предпочла иной путь. Гипатию сделали чуть ли не христианской мученицей. В "Житии святого Кирилла Александрийского" все выглядит уже так: "В Александрии проживала одна девица, по имени Гипатия, дочь философа Теона. Она была женщина верующая и добродетельная и, отличаясь христианской мудростью, проводила дни свои в чистоте и непорочности, соблюдая девство. С юности она была научена своим отцом Теоном философии и настолько преуспела в любомудрии, что превосходила всех философов, живших в те времена. Она и замуж не пожелала выйти отчасти из желания беспрепятственно упражняться в любомудрии и изучении книг, но в особенности она хранила свое девство по любви ко Христу". Убили ее "ненавидевшие мир мятежники"
Столкновение защитницы античного мировоззрения, "жизнерадостного и светлого", с надвигающимся "мраком средневековья" - благодатная тема для романистов, особенно если их не слишком отягощает любовь к исторической достоверности. Леконт де Лиль видел в Гипатии символ погибающей эллинской культуры, последнее воплощение "духа Платона и тела Афродиты". На русский язык переведены два романа, посвященные Гипатии, - Фрица Маутнера и Чарльза Кингсли.
Что в итоге? Знание истории полезно тем, что мы видим в этой истории и хороших христиан — таких, как префект Орест, и греческих философов, таких, как Гипатия. Они противопоставили совесть против насилия — но проиграли. Они проиграли тогда, когда насилие было главным языком. Но история повторяется, недаром новой Александрией теперь считается...интернет - место, где уживаются самые противоречивые мнения и возникают бурные, но миролюбивые дискуссии. Сколько это продлится? Шесть с половиной веков?


Использованы материалы Википедии; bubligum9000; научно-популярные сайты в интернете.

Александрийская библиотека по праву считается уникальным объектом древнего мира, но, к сожалению, утерянным. Тем не менее, с ней связано много тайн. И до сих пор остается загадкой причина ее исчезновения.

В 332 году до н.э. на берегу Средиземного моря в дельте Нила был основан город. Согласно легендам проектировал новый город сам Дейнократ Родосский по поручению великого полководца Александра Македонского. Город задумывался как центр науки. Александрия, такое название получил город, был соединен с островом Фарос, на котором находилось уникальное по тем временам сооружение – Александрийский маяк. В период своего расцвета население Александрии достигло около миллиона человек, из которых большую часть составляли ученые греческого и иудейского происхождения. Несмотря на славу Фароссого маяка (он относится к «семи чудесам света» античного мира), Александрийская библиотека затмила его славу.

Основателем этой библиотеки считают одного из ближайших сподвижников Александра Македонского Птолемея Первого (Спасителя). Птолемей после смерти Александра Македонского и распада империи великого завоевателя, стал царем Египта и основателем Династии Птолемидов. Он сумел сделать Александрию центром и столицей Египетского государства. Птолемей Первый приглашал в Александрию многих известных ученых, в том числе и Деметрия Фалерского, который был учеником Теофраста. Теофраст же учился у самого Аристотеля.

В свое время Аристотель считался самым талантливым учеником Платона. Аристотель начал собирать собственную библиотеку во время завоевательных походов Александра Македонского. После смерти Аристотеля, его библиотека, насчитывающая более сорока тысячи рукописных книг, перешла к Теофрасту.

Деметрий Фалерский обладал большим опытом управления, поскольку ранее занимал пост правителя Афин. Именно он предложил Птолемею выкупить у Теофраста библиотеку великого Аристотеля. Это собрание книг считалось, в то время, самым лучшим. Благодаря Птолемею именно библиотека Аристотеля стала основой Александрийской библиотеки. По совету Деметрия Фалерского работа Александрийской библиотеки была организована по подобию лицея Аристотеля и Академии Платона. Именно учеными Александрийской библиотеки был осуществлен перевод Пятикнижия Ветхого Завета на греческий язык. По легенде работу выполняли семьдесят лучших переводчиков, поэтому перевод получил название – Септуагинта. Птолемей активно собирал свою библиотеку 23 года. Он приложил максимум усилий, чтобы привлечь на работу в Александрийскую библиотеку одного из основателей аттийской комедии и последователя Гомера – Менандра.

Дело всей жизни своего отца Птолемея Первого успешно продолжил его сын – Птолемей Филадельф. Он приказал, не считаясь с затратами, скупать или делать копии всех книг, имеющихся в Греции и за ее пределами. Особенно Птолемея интересовали книги из знаменитых святилищ острова Родос и Афин.

Александрийский научный центр представлял собой целый комплекс, в который входил университет, обсерватория, библиотека и ботанический сад. Точнее говоря, библиотек было две. Первая находилась рядом с царским дворцом Птолемея, а вторая — в храме Серапис. В храме Серапис хранились около 42 тысяч специальных книг, к тому же, в его фондах находилась большая часть копий книг из основной библиотеки. Считалось, что библиотека Серапис имела большое значение для установления в Римской империи христианства, поэтому имела религиозную направленность. А вот первая библиотека считалась светской. Библиотечные фонды обеих библиотек активно и постоянно пополнялись. Для этого во все концы земли направлялись представительства и корабли для закупки рукописей и книг. Египетской правящей династией был введен порядок, по которому каждый корабль, прибывший в Александрию, обязан был передать в библиотеку все имеющиеся на борту книги для копирования или продажи. Для сравнения – во времена Птолемея Филадельфа в Александрийской библиотеке находилось 400 тысяч книг, а через 200 лет их количество уже составляло 700 тысяч. Часть их этих книг были копиями, которые изготавливались многочисленными переписчиками Александрийской библиотеки. Иногда эти копии продавались, дарились или обменивались с другими коллекциями. Копии книг использовались и как учебные пособия в Александрийском университете.

Одновременно в университете обучалось около ста талантливых учеников. Преподавание осуществлялось самыми выдающимися учеными Александрии. Должность хранителя Александрийской библиотеки была очень почетной, но и налагала на исполнителя большие обязанности. В разные времена хранителями библиотеки были знаменитые ученые: Эратосфен Киренский, Аристофан Византийский, Зенодот Эфесский, Аполлоний Родосский, Клавдий Птолемей. Каждый из них внес огромный вклад в развитие мировой культуры и исторической науки и поэтому они по праву занимали столь высокую должность. Например, Зенодот Эфесский создал самую полную версию гомеровских «Одиссеи» и «Илиады». Эратосфен был основоположником географии. Именно он разработал метод построения географических карт, создал обобщенную карту мира, вычислил окружность Земли и разработал солнечный календарь, названный позже юлианским (введен в обращение по повелению Юлия Цезаря). Другой хранитель библиотека Клавдий Птолемей создал геоцентрическую систему мира.

В Александрийской библиотеке делали свои открытия самые великие ученые древности: Эвклид, Архимед, Аристарх Самосский, Теон Александрийский и другие.

В Александрийской библиотеке было собрано огромное количество письменных источников древности.

Но, как мы уже упоминали выше, еще большей загадкой является гибель библиотеки. До сих пор никто не сможет достоверно указать причину гибели книжного фонда Александрийской библиотеки. Из всех версий можно выделить три основные.

Библиотека уничтожена пожаром в 47 году до н.э. В это время территория Александрии была втянута в так называемую Александрийскую войну. К жестокому противостоянию привела династическая борьба между старшей дочерью Птолемея Двенадцатого Клеопатрой и ее малолетним братом. На сторону Клеопатры стал Юлий Цезарь, и с его помощью она получила трон Египта. Согласно имеющейся информации, Юлий Цезарь сражался на улицах Александрии с небольшим своим отрядом, им противостояли значительные силы противника. Чтобы лишить свои отряды возможности бегства с поля сражения, он приказал поджечь римские корабли, стоящие в гавани города. А на эти корабли уже было погружено значительное количество рукописей и ценностей, принадлежащих Александрийской библиотеке — их планировалось эвакуировать в Рим. С пристани огонь перекинулся на город. На помощь Цезарю прибыли римские воины из Сирии, и мятеж был подавлен. Несмотря на то, что египетской царице Клеопатре удалось привлечь на свою сторону римских военноначальников Цезаря, а затем Марка Антония, Рим не смирился с вызывающей независимостью Египта. В 31 году до н.э. египтяне потерпели сокрушительное поражение от римского флота. В результате Клеопатра и Марк Антоний покончили жизнь самоубийством, а Египет стал одной из провинций Великого Рима. Александрийская библиотека перешла в собственность Римской империи.

Надо отдать должное Марку Антонию, который сумел восстановить потерянный, в результате пожара, произошедшего по вине Цезаря, книжный фонд библиотеки. Он выкупил полностью библиотеку Пергама, в которой хранились практически все копии книг библиотека Александрии. Некоторые из этих книг стоили целые состояния. Все эти книги, в последствие, были переданы в Александрийскую библиотеку.

Повторно библиотека Александрии пострадала при захвате Египта Зенобией Пальмирой. Римская империя вступила в борьбу с войсками Зенобии. Во время этой войны сторонники Зенобии уничтожили и разграбили часть фонда Александрийской библиотеки. Но после пленения Зенобии, опять удалось восстановить библиотеку.

Еще одно бессмысленное и жестокое разграбление библиотеки Александрии произошло в 391 году во время правления императора Феодосия Великого. Толпы христианских фанатиков, вдохновляемые епископом Феофилом, ворвались в библиотеку, уничтожая «все языческие и еретические книги». Фанатики, пытавшиеся своей выходкой, доказать главенство христианства, подожгли библиотеку. По другой версии – фонд библиотеки был ранее своевременно вывезен в Рим и на остров Родос. Это предположение подтверждает тот факт, что вскоре якобы «сгоревшие и уничтоженные» книги библиотеки Александрии стали появляться в частных библиотеках и собраниях.

Но, несмотря на погром, устроенный одержимым фанатиком Феофилом, библиотека Александрии сохранилась и продолжила свою работу.

Пережив столько трудных моментов, Александрийская библиотека погибла в результате нападения на Александрию арабского войска, возглавляемого халифом Омаром Первым. По одной из легенд, когда подручные халифа стали сжигать книги из библиотеки, служители, стоя на коленях, умоляли сжечь их, но не трогать книги. На что халиф ответил: «Если в них хранится то, что написано в Коране, они бесполезны, а если противоречат слову Аллаха – вредны».

Фонд Александрийской библиотеки подвергся беспощадному грабежу и уничтожению. Несмотря на то, что халиф стремился уничтожить любые ценности Александрии, в качестве своего военного трофея он вывез на арабский Восток часть бесценного фонда Александрийской библиотеки.

В тоже время, несмотря на такое количество теорий, считается, что все же тайна исчезновения Александрийской библиотеки остается до сих пор не разгаданной. Не исключено, что основной причиной гибели уникального научного центра Александрии стал религиозный фанатизм и большое количество безумных войн, произошедших в этом непростом регионе.

Только представьте, что где-то до сих пор хранятся бесценные раритеты Александрийской библиотеки не доступные для большинства землян. А может эти знания настолько могущественны, что их и следует пока скрывать от людей, которые не могут остановить войны постоянно, вспыхивающие в разных регионах нашей планеты?

No related links found


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!