Конспект ООД в подготовительной группе «Морозные узоры» (декоративное рисование). Морозные узоры

Конспект НОД «Морозные узоры»

в подготовительной группе

Цель: Формировать художественный вкус детей, развивать творческий потенциал, благодаря умению видеть, замечать красоту природы.

Задачи:

Обогатить познавательный уровень детей в области природных явлений;

Учить детей работать аккуратно;

Развивать творческие способности детей - отражать в рисунках характерные приметы времени года (зимние узоры на окне) нетрадиционным способом рисования – граттаж - совершенствовать зрительный контроль за созданием рисунка, развивать воображение, фантазию;

Формировать умение наблюдать – видеть в обычном необычное;

Воспитывать любовь к природе, к прекрасному, к художественному слову, к музыке, воспитывать эмоциональность, активность, чувство ассоциаций.

1 часть. Звучит музыка из альбома «Времена года» М. Чайковского (мелодия на тему «Зима» - вьюга, метель воет – «поёт»)

Воспитатель: Дети, что вы представили, слушая эту музыку? (Ответы детей)

Воспитатель: Когда (в какое время года) происходит такое явление природы? (ответы детей)

Воспитатель: какое настроение, какие чувства, у вас вызывает характер этой музыки? (ответы детей, чувство печали, грусти, одиночества)

Воспитатель: Буря-буран, метель- метет, вьюга- завывает -все это происходит, как вы уже сказали, зимой. Но в зимнее время есть много приятных и красивых моментов. Чем вас радует зима? (ответы детей)

Воспитатель: Я загадаю загадку, отгадав которую, вы сможете назвать еще одно красивое явление зимнего времени:

Схватил за щеки, за кончик носа, но кто же это - вот вопрос,

Все это делает … мороз! (ответ детей) .

Послушайте, какое стихотворение выучила Лиза:

Невидимкой, осторожно он является ко мне

И рисует, как художник, он узоры на окне.

Это клен, а это ива, вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво белой краскою одной!

Я гляжу - не оторваться: веток линии нежны!

А художник рад стараться, даже кисти не нужны. (А. Бротский) .

Воспитатель: Как вы думаете, о каких рисунках идёт речь в стихотворении…

Давайте внимательно рассмотрим эти «морозные рисунки».

Показ слайдов «Узоры на зимнем окне»

Ребята, что вы увидели? (какие образы). (ответы детей)

Воспитатель: (обобщаю) Красивые, пушистые, резные, хрустальные веточки…

А вот какое стихотворение выучила Варя:

Дед Мороз на окна дышит,

На стекле картины пишет:

Стрелы, башни и цветы небывалой красоты!

Из какой хрустальной сказки

Раздобыл он эти краски?

Блещет искрами листва, серебрятся кружева…

Ух, какая красота.

Ребята, скажите, пожалуйста, как на стеклах получаются такие красивые узоры-кружева? (ответы детей)

Мороз рисует узоры прозрачным водяным паром, который, всегда есть в воздухе и в комнате. Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллы льда, так же как снежинки в небесной вышине. Таких ледяных кристалликов много, они соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, и постепенно вырастает ледяной сад на окне с необычайными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца!

Ребята, к сожалению, мы можем любоваться этими снежными кружевами только зимой. Что же мы можем сделать, чтобы частичка зимы была с нами всегда?

Как вы думаете, каким способом это можно сделать? (ответы детей)

Ребята, сегодня я хочу вас превратить в маленьких помощников мороза, а поможет мне в этом Лида. Она покажет как можно нарисовать красивые узоры и картины, как настоящий Мороз. Для этого нам не нужны будут ни краски, ни кисти, ни карандаши. Мы будем рисовать, а даже не рисовать, а выцарапывать свои рисунки вот такими палочками.

Рассказ и показ Лиды приёма «граттаж».

Вот смотрите, как это получается у Лиды, какое чудо – из-под синей краски появляются белые узоры. Эта техника рисования называется ГРАТТАЖ.

Я вам приготовила вот такие маленькие замерзшие окошки. А теперь садитесь за столы и попробуйте разрисовать свое окно. Постарайтесь, чтобы вас можно было назвать настоящими помощниками мороза.

(Работа детей, МУЗЫКА)

Воспитатель: Дети, какие красивые узоры у вас получились! Как настоящие! Полина каким словом тебе хочется назвать эти узоры? 2-3 ребёнка

(оригинальные, сказочные, волшебные, загадочные, таинственные)

Ребята, давайте наклеим ваши окна на домик и мы даже летом сможем любоваться зимними узорами,

Молодцы, вас и правда можно назвать настоящими маленькими помощниками мороза. Как красиво вы разрисовали свои окна! Даже настроение приподнялось. Какие чувства вы сейчас испытываете?

(ответы детей, радостные, бодрые, весёлые,чувства восхищения, счастья)

Воспитатель: А вспомните свое настроение при прослушивании музыки …

Оно поменялось. Благодаря чему поменялось ваше настроение? (ответы детей)

Что вы сегодня узнали нового? Что вам понравилось больше всего?

Мне очень понравились ваши работы. Я думаю у всех, кто увидит ваши рисунки, поднимется настроение, значит, вы принесли радость людям.

Елена Чувилина

Тема: «Морозные узоры на окне»

Цель: расширить представления о красоте в зимний период.

Задачи:

Образовательные: учить детей рисовать узоры с помощью трафарета, расширить использование декоративных элементов, закреплять приемы рисования щетиной кистью.

Развивающие: развивать чувство композиции, эстетическое восприятие, вызывать желание любоваться красотой узоров.

Воспитательные: воспитывать художественный вкус, самостоятельность.

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический.

Предварительная работа: рассматривание альбомов на тему «Зима»,репродукций картин, сюжетные картинки, стихи, загадки.

Материалы: листы белой бумаги А4, щетинные кисти, трафарет, краска – гуашь синего, голубого, фиолетового цветов, банки с водой, салфетки.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель. Послушайте отрывок из стихотворения.

На стекле морозный иней…

На стекле – морозный иней.

Сколько черточек и линий!

Знаю только я одна,

Кто стоит там у окна. (Н. Френкель)

2. Основная часть.

Воспитатель показывает детям альбом «Морозные узоры» или «Зимнее окно». Беседа: Каждую зиму на окнах происходят чудеса, которые появляются на окнах. Они как сказочные картины, которые можно долго рассматривать и любоваться этими узорами. Интересно откуда же они появляются, и кто их рисует? Кто знает? (Ответы детей – мороз). А еще есть приметы про мороз. Очень давно люди, чтоб узнать погоду, смотрели на окна, и если рисунок узора тянется вниз, погода будет снежной, пасмурной, а если вверх, то ясной, солнечной.

Воспитатель читает загадки:

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз? (Мороз)

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

3. Физкультминутка. (движения выполняются по тексту)

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть. (А. Рождественская)

4. Рисование. Самостоятельная деятельность детей. Напомнить о приемах рисования кистью и гуашью.

5. Рефлексия.

Что мы сегодня рисовали?

Что можно рассмотреть в морозных узорах на окне?

Что больше всего понравилось?

6. Выставка творческих работ детей.






Публикации по теме:

Зима-холодное время года,пора метелей и жгучих морозов. Но для кого-то это веселое время с забавными играми,развлечениями,праздниками. Художник.

Конспект интегрированного занятия по ИЗО в средней группе «Морозные узоры» Интеграции областей: познание, коммуникация. Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Интегрированные задачи: - учить.

Конспект интегрированного занятия «Карельские узоры» в подготовительной к школе группе детского сада Конспект интегрированного занятия по теме: «Карельские узоры» в подготовительной к школе группе детского сада». Тема:«Карельские узоры».

Конспект непосредственно-образовательной изобразительной деятельности в подготовительной группе «Морозные узоры» Цель: Расширение представлений детей об искусстве кружевоплетения. Задачи: Образовательные: 1. Продолжать учить детей рисовать кружевные.

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Морозные узоры» Программные задачи: Образовательные: Учить детей рисовать морозные узоры. Создавать ситуацию для свободного творческого применения разных.

Конспект ООД «Рисование» в подготовительной группе Занятие по рисованию свечой в технике «Фотокопия». Тема «Морозные узоры» Цель Формирование эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.

Конспект открытого занятия по рисованию «Морозные узоры» Тема: "Морозные узоры" Цель: способствовать формированию у детей интереса к зимним.

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.

Это - клён, а это - ива,

Вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво

Белой краскою одной!

- А вы видели настоящие морозные узоры?

Давайте вместе полюбуемся морозными узорами.

- Что они напоминают? На что похожи?

В морозных узорах можно увидеть волшебные сады, в которых растут необыкновенные деревья и цветы. В таком саду можно встретить колосок, пёрышко, астру и хризантему, веточки ели или сосны.

- Ребята, вы знаете, как появляются узоры на окнах?

Теплый воздух, выдыхаемый нами, соприкасается с очень холодным окном, замерзая, превращается в ледяные кристаллики. Они то и образуют сложный рисунок. Так как в воздухе есть невидимые капли воды.

- Какого цвета морозные узоры?

Морозные узоры только на первый взгляд кажутся белыми, они переливаются всеми цветами радуги. Но всё же преобладают холодные цвета . Это - синий, голубой, фиолетовый, сиреневый. А почему они холодные? С чем их можно сравнить?

Обратите внимание, на столах у вас лежат листы уже заданной формы - по форме окон и дверей, на них нам нужно будет изобразить морозные узоры. Сегодня мы будем изображать морозные узоры с помощью смешанной техники (воска и акварельных красок). Посмотрите на свои столы. Какие инструменты художника у вас лежат на столах?

Ребята, сегодня мы будем работать с необычным материалом - свечой. Мы привыкли её использовать, чтобы в доме стало светлее. Но сегодня она послужит совсем в других целях. Воск свечи не пропускает воду и не окрашивает бумагу. Полосы, проведенные свечкой, останутся белыми и прозрачными.

Объяснение этапов работы.

Внимательно выслушайте порядок работы:

1) Нанесите рисунок на бумагу легкими штрихами и линиями свечой с несильным нажимом по сухому листу. Линии рисуйте чёткие, не очень тонкие.

2) Покройте лист водой без краски.

3) Не давая листу просохнуть, равномерно нанесите синюю или сиреневую краску.

(во время объяснения на доску помещаются карточки с поэтапным изображением работы: свечка, стакан с кисточкой, баночка с синей краской).

Показ способа работы с применением восковых мелков и акварели.

Посмотрите, какое чудо получается! Какой чудесный узор выходит из-под моей кисти! Помните, что мы рисуем только холодными красками.

Физминутка: - Представьте, что мы в сказочном лесу, идёт снег, дует ветер, колышутся деревья.

Встаньте, покажите, как дует ветер и клонит деревья в разные стороны, как кружат снежинки. Ветер утихает, утихает. Садитесь.

Снежок за окном - отличный повод взять кисточку в руки и изобразить всю прелесть зимушки-зимы. Покажите малышам несколько способов рисования снежных сугробов, «хрустальных» деревьев, «рогатых» снежинок, пушистых животных, и пусть зимние «рисовалки» принесут радость творчества и украсят ваш дом.

Музыка, под которую создаются шедевры

Итак, включаем приятную фоновую музыку и… рисуем зиму вместе с детьми!

Рисуем «снегом»


mtdata.ru

Имитировать снег на рисунке можно по-разному.

Вариант № 1. Рисуем клеем ПВА и манкой. Прямо из тюбика выдавливаем нужное количество клея, при необходимости можно размазать кисточкой (если планируется закрыть большие поверхности). Посыпаем изображение манкой. После высыхания стряхиваем излишки крупы.


www.babyblog.ru

Вариант № 2. Рисуем солью и мукой. 1/2 стакана воды смешиваем с 1/2 стакана соли и таким же количеством муки. Хорошо размешиваем «снег» и рисуем зиму!


www.bebinka.ru

Вариант № 3. Рисуем зубной пастой. Зубная паста отлично выполняет роль «снега» на рисунках. Ее можно подкрасить акварелью или гуашью, если нужно получить цветное изображение.

Красиво смотрятся рисунки белой пастой по темной бумаге. А еще они вкусно ПАХНУТ!

Самую большую популярность зубная паста завоевала, пожалуй, за то, что она легко смывается, поэтому рисовать пастой можно на стекле. Смело берите тюбики в руки и айда украшать зеркала, окна и другие стеклянные поверхности в доме!

polonsil.ru

Вариант № 4. Рисуем пеной для бритья. Если смешать клей ПВА с пеной для бритья (в равной пропорции), получится отличная «снежная» краска.


www.kokokokids.ru

Вариант №5. Рисуем солью. Если насыпать соли на обведенный клеем ПВА рисунок, то получится искристый снежок.

Рисуем на мятой бумаге

Необычный эффект получится, если рисовать по предварительно смятой бумаге. Краска будет оставаться в заломах и образовывать что-то наподобие кракле.

Рисуем при помощи трафаретов


img4.searchmasterclass.net

Трафареты облегчают процесс рисования для тех, кто «не умеет» (как ему кажется). Если использовать несколько трафаретов одновременно, можно получить неожиданный эффект.


mtdata.ru

Оставив незакрашенной часть изображения, закрытую трафаретом, можно уделить больше внимания фону: посыпать солью еще влажную поверхность, жесткой кистью нанести мазки в разные стороны и пр. Экспериментируйте!

www.pics.ru

Несколько последовательно наложенных трафаретов и набрызг. Удобно использовать для этих целей старую зубную щетку или жесткую щетинную кисть.


www.liveinternet.ru

Вязаная снежинка поможет создать на бумаге настоящие кружева. Подойдет любая густая краска: гуашь, акрил. Можно использовать баллончик (распылить с небольшого расстояния строго вертикально).

Рисуем воском

Необычно выглядят рисунки, нарисованные воском. Используя обычную (не цветную) свечу рисуем зимний пейзаж, а затем покрываем лист темной краской. Изображение «проявляется» прямо на глазах!

Ты кто? Тюлень?


masterpodelok.com

Эффект пушистой шерсти поможет создать простой прием: плоскую кисть обмакнуть в густую краску (гуашь) и «тычком» нанести мазки. Рисунки белой краской всегда выигрышнее смотрятся на темном контрастном фоне. Для зимних мотивов отлично подходят все оттенки синего.

Как нарисовать зимние деревья


www.o-detstve.ru

Кроны этих деревьев выполнены при помощи целлофанового пакета. Обмакиваем в краску и промакиваем в нужных местах - вот и весь секрет «снежных шапок» для деревьев.


cs311120.vk.me

Малышам подойдет пальчиковое рисование. Обмакиваем указательный пальчик в густую гуашь и щедро сыплем снег на ветки!

masterpodelok.com

Необыкновенно красивые заснеженные деревья получаются при помощи капустного листа. Покрыть белой гуашью лист пекинской капусты - и вуаля! На цветном фоне такая живопись смотрится особенно эффектно.

www.mtdesign.ru

Нет капусты - не беда. Подойдут любые листочки с явно выраженными прожилками. Можно даже пожертвовать любимым фикусом. Единственное НО, помните, что сок многих растений ядовит! Следите, чтобы ребенок не попробовал на вкус свою новую «кисточку».


ua.teddyclub.org

Ствол - отпечаток ладошки. А все остальное - минутное дело.


www.maam.ru


orangefrog.ru

Любимый многими прием - выдувание краски через трубочку. «Снежность» создаем при помощи отпечатков пальчиков маленького художника.

www.blogimam.com

Не все догадаются, как нарисована эта очаровательная березовая роща. Находчивый художник использовал малярный скотч! Полоски нужной ширины нарезать и приклеить на белый лист. Закрасить фон и снять малярку. Характерные «черточки» дорисовать, чтобы березы стали узнаваемы. Луна сделана таким же способом. Для этих целей подходит плотная бумага, скотч не должен быть слишком липким, чтобы не повредить верхний слой рисунка.

Рисуем пленкой-пупыркой

mtdata.ru

Наносим на пленку-пупырку белую краску и прикладываем к готовому рисунку. Вот и пошел снег!

mtdata.ru

Этот же прием можно применять и в аппликациях.

Снеговик растаял. Жалко…


mtdata.ru

Эта идея подходит как для самых юных художников, так и для тех, кто хочет сделать подарок «с юмором». Заранее вырезать из цветной бумаги «запчасти» для снеговика: нос, глаза, шляпу, руки-веточки и др. Нарисовать растаявшую лужицу, дождаться, когда краска высохнет и приклеить то, что осталось от снеговика-бедолаги. Такой рисунок может стать отличным подарком близким от имени малыша. Еще больше идей в нашей статье .

Рисуем ладошками


www.kokokokids.ru

Простой способ создать удивительно трогательную новогоднюю открытку - это рассказать историю о забавных снеговиках. Целая семейка получится, если на основе отпечатка ладошки дорисовать пальчикам носы-морковки, глазки-угольки, яркие шарфики, пуговки, руки-веточки, шляпы.

Что там, за окном?


ic.pics.livejournal.com

Как выглядит окно со стороны улицы? Необычно! Предложите ребенку посмотреть на окошко глазами Деда Мороза или другого персонажа, который может оказаться на улице в самую лютую стужу.

Уважаемые читатели! Наверняка у вас есть свои «зимние» техники рисования. Расскажите о них в комментариях.

Конспект

Организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы детского сада

(раздел образовательной программы «Художественное творчество»)

Тема: «Морозные узоры».

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Музыка».

Виды детской деятельности: продуктивная, познавательно-исследовательская, игровая.

Цель мероприятия:

Дать знания о нетрадиционной технике изображения «фотокопии» – рисование свечой или восковым мелком – и солевого рисования.

Задачи:

Обучающая:

Учить детей рисовать морозные узоры на окнах.

Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую зимнему настроению.

Развивающая:

С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.

Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей.

Воспитательная:

Воспитывать интерес к нетрадиционному рисованию, творческие способности.

Методы и приемы:

Игровая ситуация, с использованием художественного слова.

Показ и объяснение воспитателя.

Наблюдение за работой детей.

Анализ работ воспитателем и детьми.

Материалы и оборудование:

Плотные листы бумаги одного размера, оформленные в виде окошка; гуашь, восковой мелок белого цвета, кисти, баночка с водой, палитра, поваренная соль.

I Вводная часть.

1.Организационный момент.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Январь» (Времена года).

2 .Введение игрового момента.

Ребята, какое время года отразил Пётр Ильич Чайковский в своём произведении?

Зима – замечательное время года! Зимой происходят разные чудеса! Вот и я получила небольшую посылку, а в ней шкатулка. Хотела в нее заглянуть, да вот беда, она не открывается? Кажется, я знаю, в чем дело. Она откроется тогда, когда вы прочитаете стихотворения о зиме. Кто знает стихотворение о зиме и может его прочитать.

Молодцы, ребята.

Воспитатель открывает шкатулку.

Ребята, а здесь лежит снежинка со стихотворением-загадкой:

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.

Это клен, а это ива,

Вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво

Белой краскою одной!

Я гляжу – не оторваться:

Веток линии нежны!

А художник – рад стараться,

Даже кисти не нужны.

Интересно, кто же этот художник?

Конечно, Мороз.

II Основная часть.

1. Введение в тему.

Посмотрим, что же еще в шкатулке лежит?

Воспитатель достает из шкатулки картинки с изображением морозных узоров. Дети вместе с воспитателем рассматривают их.

Посмотрите внимательно на эти рисунки, что на них нарисовал Мороз?

Ребята, скажите, пожалуйста, как на стеклах получаются такие красивые узоры-кружева?

Мороз рисует узоры прозрачным водяным паром, который, всегда есть в воздухе и в комнате. Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллы льда, так же как снежинки в небесной вышине. Таких ледяных кристалликов много, они соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, и постепенно вырастает ледяной сад на окне с необычайными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца!

К сожалению, мы можем любоваться этими снежными кружевами только зимой. Но чтобы частичка зимы была с нами всегда, мы создадим снежные кружева на бумаге.

2. П альчиковая гимнастика: «Вот помощники мои».

- Перед началом работы предлагаю размять наши пальчики и выполнить пальчиковую гимнастику.

Вот помощники мои, их как хочешь, поверни:

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Поработают немножко,

Мы дадим им отдохнуть.

Постучали, повертели

И опять обратно в путь.

3.Показ и объяснение выполнения работы.

У вас на столах заготовки окон. Вам надо нарисовать на них морозные узоры. А сделаем мы это необычным способом. Я познакомлю вас с нетрадиционной техникой изображения «Фотокопией» и солевым рисованием.

Техника «Фотокопия» – это рисование свечой или белым восковым мелком, а солевое рисование оживляет рисунок, заставляя его сверкать и переливаться.

Рисовать мы будем по плану:

Придумать эскиз будущего узора.

Выполнить рисунок при помощи белого воскового мелка.

Равномерно покрыть рисунок акварелью голубого или фиолетового цвета.

Дать рисунку немного подсохнуть.

Посыпать рисунок солью и дать высохнуть.

4.Самостоятельная работа детей.

Дети самостоятельно выполняют рисунки. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

5.Динамическая пауза.

Молодцы! Какие красивые морозные узоры получились у вас. Нужно некоторое время, чтобы они высохли. А мы пока с вами отдохнем. Пройдёмте на палас и представим, что мы снежинки.

Мы веселые снежинки,

В воздухе кружимся.

Дунул ветер – полетели,

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И снежинки все поднял.

Закружились, полетели,

И на землю снова сели.

III Заключительная часть.

1.Анализ детских работ.

Вывешивается нарисованный дом без окон.

Ребята, вам нравится этот дом?

Что не хватает у него?

Предлагаю расселить ваши красивые оконца в этом доме.

Дети прикрепляют свои окна.

Посмотрите, какой красивый дом у нас получился. А какие морозные узоры на окнах. Они так переливаются, так сверкают. Даже Дедушке Морозу, думаю, обязательно понравиться.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 города Пугачёва Саратовской области».

МОРОЗНЫЕ УЗОРЫ

организованная образовательная деятельность с детьми

подготовительной к школе группы №3

(раздел образовательной программы «Художественное творчество»)

Воспитатель МДОУ №12: Белова Т. П.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!