Как придумать интересный сюжет. Как придумать сюжет - мастер-класс - каталог статей - литературный портал блик

Как написать сценарий?

Несколько простых принципов написания успешного киносценария. Самое главное - выбрать правильный сюжет. Он должен быть оригинальным в той же степени, как оригинален пирог, который по любимому рецепту печет твоя мама на протяжении последних тридцати лет. Зрители любят получать старые вкусы под новым соусом или с новой начинкой.

Правильный выбор главного героя фильма не менее важен. Если он положительный герой, то у него должен быть, как минимум, один недостаток. К примеру, он ненавидит бананы или вечно ходит с развязанными шнурками. В этом случае, сравнивая себе с героем, зритель не будет чувствовать себя ущемленным. В свою очередь, отрицательный герой должен внушать хотя бы толику симпатии: он, например, может любить бананы, а его шнурки всегда в порядке.

Правильный финал фильма - половина успеха. Он должен быть неожиданным, но не настолько, чтобы зритель почувствовал себя идиотом, не подозревавшим о подобной возможности на протяжении 90 минут фильма".

Правило 1. Только не натюрморты

Не предавайтесь долгим описаниям вещей или интерьера. Декорацию все равно будут делать художники, а у читателя есть воображение. Чаще всего в описании фразы «Спальня Мити. Утро.», - вполне достаточно. Ваша работа - кратко и образно описать действия героев и написать их диалоги.

Правило 2. Деталь

Иногда нужно дать деталь. Например, «Спальня Мити, утро. На полу разбросано дорогое женское нижнее белье». Или «Спальня Мити, утро. На стене висят фотографии „псов войны“. Обратите внимание, что эти детали делают характер персонажа. Это два разных Мити!

Правило 3. Прятать описание

Описание можно спрятать в действии. „Спальня Мити, утро. Митя спускает ноги с драной бабушкиной кушетки и наступает на белый шелковый лифчик“. Читатель сконцентрирован на Мите, и ему не скучно читать „спрятанные“ описания кушетки и лифчика.

Правило 4. Экономичное письмо

»Экономичное письмо" одновременно описывает действие, интерьер и персонажей, как это было показано в предыдущем совете. Писать экономично - это квалификация настоящего сценариста. Для прочувствования этого представьте, что вы будете посылать сценарий телеграммой, и каждое слово стоит 2 бакса.

Правило 5. Фильтруйте слова

Первый вариант сценария можно писать методом мозгового штурма. При этом на бумагу выплескиваются все слова, которые пришли на ум, но затем сценарий переписывается и отбирается одно из пяти. Читателю подается только отфильтрованный вариант.

Правило 6. Более конкретный синоним

Постарайтесь в каждой сцене заменить часто встречающиеся общие глаголы или существительные (идет, говорит, смотрит, дом, женщина) их более конкретными синонимами.

Правило 7. Но мне нужно описать это место!

Хорошо, если художники будут решать, как это будет выглядеть, то сценарист вправе описать, как это чувствуют персонажи. Но не увлекайтесь этим - вы пишете сценарий, а не любовный роман!

Правило 8. Тропы

Все поэтические тропы в вашем распоряжении. Метафоры, сравнения, синекдохи и т.п. Только не увлекайтесь. Тропы должны работать на сценарий, то есть в конечном итоге на эскейпизм читателя, а не демонстрировать вашу оригинальность. Перефразируя Хемингуэя - хороший сценарий подобен айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой.

Правило 9. Правило четырех строк

Никакое действие не должно занимать в сценарии больше четырех строк. Если сцена занимает не меньше страницы, разбейте ее пустыми строками. Четыре строки - пробел, четыре строки - пробел. Это называется «избавляться от черноты».

Правило 10. Осторожней!

Другой способ разбить длинную сцену - вставить на страницу хотя бы одну реплику персонажа, даже если это будет выкрик «осторожней!» или «черт!».

Правило 11. Еще быстрей!

Оживите описания смешными словами или звуками, например, БУММММММС! или КЛАЦ! Используйте односложные предложения типа «Выстрел!» или «Безмолвие». Старайтесь располагать одно предложение в абзаце.

Правило 12. Описание персонажа

Придумайте персонажам короткие, емкие - и не без юмора - описания. Например, «крашеная брюнетка, секретарша в левой конторе на Соколе». Или «Коренастый субъект средних лет, смахивающий на обритого бабуина».

Правило 13. Еще быстрей

Употребляйте энергичные описания действий. Не «Митя пытается погладить ее, и ему, кажется, удается», а «Митя резко кладет руку ей на грудь». Поменьше запятых. Поменьше слов «который» и «которая». Побольше точек. Пишите уверенно, вы должны поставить читателя перед фактом - он читает сценарий человека, знающего, о чем он говорит.

Правило 14. Переворачиватели страниц

«Лаурисио подкрадывается и:» (тут надо перевернуть страницу). Мартел говорит, что специально добавлял пустые строки или убирал что-то, чтобы момент саспенса приходился на конец страницы. Можно специально напустить саспенсу в конце страницы. Например, «Митя входит. Никого нет. Вдруг он слышит шаги:» - переворачивается страница - ": из кухни выходит лысый убийца". Переворот страницы - как переключение между программами на телеканале, очень ответственный момент.

Правило 16. Режьте!

Убирайте слова. Убирайте прилагательные и наречия. Безжалостно. Беспощадно. А уж сколько «и» и «но» можно вычеркнуть без ущерба для сценария:. Вычеркивайте предложения, несмотря на то, что их написали вы. Сценарий должен быть стройным. Конечно, жалко. А не жалко, если читатель бросит читать на второй странице?

Это, конечно, всё правильно, но сценарий написать не поможет.

А как Вам представляется, как рождается сценарий?

Мне это видится так:

Вы сценарист, писатель или режиссер. Возможно, актер. Возможно даже инженер или жена олигарха. И вот Вам вдруг очень захотелось написать о чем-то. Вы «оплодотворены идеей»! Жажда творчества переполняет Вас.

Идея еще очень смутная, непонятная. Но она греет Вам душу, она медленно зреет у Вас в голове, обрастая подробностями. Иногда Вы что-то записываете на бумаге или в компьтере. Записей много. Сцены, мысли, фрагменты диалогов, описания персонажей. Конфликты, интриги, линии, сюжеты, подсюжеты. Постепенно Вы сами начинаете понимать, о чем Ваш будущий фильм, и какую главную мысль Вы собираетесь донести до зрителя. Часто это уже совсем не та мысль, которая была первоначально. Возможно, промучившись месяц, Вы отложите работу в сторону. Возможно, даже навсегда. Но, допустим, Ваша идея плодотворна. Она бударажит Ваше воображение. И с каждым днем всё сильнее и сильнее. Она не дает Вам спать по ночам. Делает Ваше поведение странным. Близкие думают, что Вы немного сошли с ума. В этом есть доля правды. Вы записываете, зачеркиваете, снова записываете… И так изо дня в день…

И вот, совсем неожиданно, в какой-то момент, иногда совсем не подходящий, в Вашей голове вдруг происходит щелчок. Вы вдруг понимаете, что то, что Вы хотели сказать, приобрело понятные Вым гармоничные очертания. Этот момент можно сравнить с рождением ребенка. Те же схватки. Напряжение. Кризис. И радость освобождения.

И вот он. Ваш ребенок. Плод Вашего многодневного труда. Ваш будущий сценарий. Он родился.

Пока он еще слабый, не очень развитый. Его косточки еще очень маленькие и хрупкие. НО ОНИ ЕСТЬ. То есть, в Вашем будущем сценарии теперь есть главное. Есть структура. Есть связи, есть форма, есть содержание. И есть то, что Вы хотели сказать миру. Теперь Вам есть, что показать и есть, над чем работать дальше. Теперь Вам самому ВСЁ ПОНЯТНО.

И теперь день за днем Вы будете наращивать на Вашего «ребенка» мышцы. Вы научите его говорить, Вы постепенно будете укреплять его «скелет», пока он, в конце концов, не окрепнет настолько, что его можно будет отпустить в самостоятельно путешествие, то есть, показывать продюсерам. И вот он, наконец, готов. Он крепок, строен, прекрасно сложен. И абсолютно не похож на другие сценарии, хотя в нем и есть все те же признаки, которые отличают хороший сценарий от плохого.

И что же было в этом процессе главное, спросите Вы? Почему у одних получается, а у других - нет?

Главное - момент рождения.

Если не было момента рождения, хорошего сценария не получится никогда. И никакие инструкции Вам не помогут.

Инструкции нужны не до момента рождения, а после него.

Как правильно написать сценарий?

Вопросы сценаристу

Простые, но очень важные вопросы, которые сценарист должен задать самому себе.

  • 1. Кто главный герой Вашей истории?
  • 2. В чем основной конфликт истории? Сможет ли он удерживать внимание аудитории в течение всего фильма?
  • 3. Какая у главного героя цель?
  • 4. Достаточно ли серьезны препятствия, которые стоят на пути героя к цели? Что он будет делать, чтобы их преодолеть?
  • 5. Меняются ли поведение и мотивы главного героя по мере развития сюжета? Обоснованы ли его поступки? Вытекают ли они логически из его образа, характера?
  • 6. Есть ли в Вашей истории сильный антигерой ?
  • 7. Соблюдена ли классическая трехактная структура киносценария (если Вы написали сценарий полнометражного фильма)?
  • 8. Удалось ли Вам на первых 10 страницах описать событие, которое спровоцирует основной конфликт истории?
  • 9. Есть ли в Вашем сценарии поворотные пункты и кульминация?
  • 10. Есть ли в нем сцены, которые можно убрать без ущерба для истории?
  • 11. В каждой ли сцене события не просто рассказаны, а показаны?
  • 12. Насколько правдоподобен и непредсказуем финал?
  • 13. Какая у будущего фильма целевая аудитория?

Главный герой

Главный герой - это основной персонаж Вашей истории. Его мотивы и поступки определяют развитие сюжета. Это персонаж, находящийся в центре внимания большую часть времени. Вводите главного героя в действие так скоро, как только сможете, в самом начале повествования.

Герой должен вызывать симпатию, его недостатки и слабости должны быть понятны зрителю. Зритель должен отождествлять себя с героем, сопереживать ему. Только тогда Вы сможете полностью вовлечь аудиторию в происходящее на экране. Держите зрителя в постоянном напряжении. Герой должен находиться в экстремальных условиях в течение всей истории. В профессионально написанном сценарии герой все время в эпицентре конфликта - внешнего или внутреннего.

Главный герой будет выглядеть убедительно, только если детально проработаны четыре главных составляющих его образа:

  • Его мотивы ;
  • Его цель ;
  • Препятствия , с которыми он столкнется на пути к достижению цели;
  • Перемены , которые произойдут в его личности с развитием истории.

Мотивы героя

Герой не должен совершать поступков, которые не соответствуют его образу. Если зритель говорит: «Не верю», - его эмоциональная связь с героем рвется. Чтобы сделать развитие персонажа от начала до конца истории убедительным, нужно дать герою правдоподобную и четко определенную систему мотивов. Именно мотивы определяют поведение героя.

Мотивом второстепенного персонажа может быть любое узнаваемое чувство - любовь, ненависть, жадность и т.д. Но главного героя лучше наделить двумя несовместимыми мотивами. Так Вы создадите хорошую почву для возникновения и развития внутренних и внешних конфликтов.

  • Майкл Корлеоне разрывается между желанием вести законопослушную жизнь и необходимостью защитить семью («Крестный отец»).
  • Супруги-киллеры Джон и Джейн Смит любят друг друга, но каждый должен выполнить заказ на убийство другого («Мистер и Миссис Смит»).

Цель

Цель героя зависит от движущих им мотивов. Повествование будет более динамичным, если цель героя противоречит целям других персонажей, а главное - антигероя. Убедитесь, что дали герою и антигерою четко обозначенные и противоположные цели.

  • Полковник Дэниелс (Дастин Хоффман) хочет найти лекарство от опасного вируса и спасти город. Генерал МаКлинток (Дональд Сазерленд) хочет использовать вирус как биологическое оружие. Он не может допустить появления доступного всем лекарства («Эпидемия»).
  • Существо с другой планеты хочет уничтожить героев. Герои хотят выжить («Чужой», «Хищник»). Выживание - эффективный и популярный у сценаристов мотив.

Препятствия

На пути к достижению цели героя должно ожидать множество препятствий. Появление все более серьезных трудностей, опасностей и преград и то, как их преодолевает главный герой, составляет основную часть истории - ее второй акт (поставить ссылку). Если у героя слишком мало проблем, история будет недостаточно глубокой и напряженной. Начиная писать тритмент, удостоверьтесь, что приготовили герою достаточно преград, чтобы он мог с честью их преодолеть.

Рассмотрим, как это работает на примере фильма «Правдивая ложь».

  • От секретного агента Гарри Таскера (Арнольд Шварцнеггер) ускользает опасный террорист.
  • Его жена Хелен заводит любовника.
  • Хелен и Гарри похищают террористы.
  • Герою удается вырваться, но жену увозят.
  • Таскер должен спасти ее из потерявшего управление автомобиля, мчащегося к обрыву.
  • В это время антигерой захватил небоскреб и угрожает взорвать атомную бомбу. У него в руках дочь Таскера.

Избегайте препятствий, «высосанных из пальца». Они должны выглядеть естественно. Самые убедительные преграды - это те, которые уже заложены в материале - обстановке, персонажах и личности самого героя. Нужно только их найти.

  • Место действия фильма Нила Маршалла «Спуск» - пещера глубоко под землей. Препятствия на пути героев - обвал, перекрывший выход, запутанные коридоры, для которых нет карты, пропасти и темнота.
  • Джон Фергюсон, главный герой «Головокружения» Альфреда Хичкока, сталкивается с необходимостью преодолеть внутреннюю преграду - боязнь высоты.

Перемены

Преодолевая препятствия на пути к цели, герой должен развиваться.

  • Обычная девушка Сара Коннор обретает новый смысл жизни в качестве матери будущего спасителя человечества («Терминатор»).
  • Циничный бизнесмен Оскар Шиндлер посвящает себя делу спасения евреев от Холокоста («Список Шиндлера»).

Если персонаж не развивается, он выглядит шаблонным. Развитие героя должно быть заложено в характере. Главная цель и мотивы взаимодействуют, заставляя героя меняться. Лучший способ дать герою импульс для развития - заложить в него два сильных противоборствующих мотива.

Типы персонажей

Персонажей в фильме можно разделить на четыре базовые категории: персонажи-функции , вспомогательные ,второстепенные и основные персонажи.

Персонаж-функция служит для выполнения какой-нибудь одной задачи и не влияет на движущие мотивы главных героев. Такой персонаж ничем не выделяется. Выполнив задачу, он исчезает с экрана и из памяти зрителя.

  • Байкеры в «Терминаторе 2» появляются лишь для того, чтобы герой Аронольда Шварценеггера мог отобрать у них одежду и мотоцикл.
  • Защитника Самарканда в начале «Дневного Дозора» используют, чтобы показать, как работает Мел Судьбы.

Работая над характером-функцией, не надо увлекаться деталями. Лишние описания - враг сценариста.

Вспомогательный персонаж или персонаж-ярлык отличается от персонажа-функции тем, что у него есть бросающаяся в глаза особенность, «метка», по которой его мгновенно запоминает и узнает зритель.

  • Персонаж Эдварда Джеймса Олмоса в «Бегущем по лезвию» в каждой сцене складывает фигурки из бумаги.
  • Джоди (Розанна Аркетт) из «Криминального чтива» - фанатичная поклонница пирсинга, у нее есть серьга почти в каждой части тела.

Как правило, ни персонажам-функциям, ни вспомогательным персонажам не уделяют внимания в тритменте. Если можете рассказать историю, не упоминая их, сделайте это. Не сможете - упоминайте только в случае необходимости.

Второстепенные персонажи , как и вспомогательные, обладают яркими индивидуальными чертами и легко запоминаются. Их отличие в том, что они эволюционируют с развитием сюжета.

  • Си-Джей (Майкл Келли) в «Рассвете мертвецов» в начале фильма предстает эгоистом, которого волнует только собственная безопасность. В конце он жертвует жизнью ради спасения остальных.
  • Горлум из «Властелина колец» меняется за время действия несколько раз. Сначала он превращается из противника в помощника главного героя, а после снова становится врагом.

Когда одержимый властью персонаж гибнет в погоне за могуществом, он остается вспомогательным. Если перед смертью он лишается даже той силы, которую имел - это второстепенный персонаж. Его «ярлык» эволюционировал.

Основные персонажи - это герой и антигерой .

Герой должен вызывать одобрение аудитории и заставлять сопереживать. Но и антигерой не менее важен. Это не обязательно злодей, но его действия всегда направлены против героя. Интересный антигерой, бросающий герою достойный вызов - одна из важных составляющих успешного сценария.

  • Чем сильнее зритель настроен против антигероя, тем больше он желает победы герою.
  • Чем более опасным и непобедимым выглядит антигерой, тем сильнее и достойнее смотрится главный герой.

Антигерой не обязательно должен быть человеком. Это может быть и дикий зверь («Призрак и Тьма» ), и насекомые(«Москиты» ), и опасный вирус («Эпидемия» ), а также разбушевавшаяся стихия, космические пришельцы, сверхъестественные силы и многое другое.

Иногда проще изобразить интересного и правдоподобного антигероя, чем главного героя, которому хочется сопереживать. Но не стоит нарушать баланс в его пользу. Хороший злодей не спасет плохого героя.

Трехактная структура сценария

Классический киносценарий имеет трехактную структуру. Это проверенная временем схема, на основе которой создано большинство популярных кинофильмов.

Смысл трехактного построения сценария не в том, чтобы подогнать историю под определенный жесткий шаблон. Четкая структура помогает автору внятно и последовательно изложить историю, не запутаться в сценах и персонажах и выстроить логику развития действия и поведения героев. Эта структура универсальна и подходит для фильма любого жанра.

Обычно сценарий полнометражного фильма составляет 90-120 страниц, то есть одна страница соответствует примерно одной минуте фильма. Для удобства изложения будем считать, что у нас 120-страничный сценарий, набранный в MS Word шрифтом Courier New, 12 кеглем, с полуторным интервалом. Это составляет около 120000 знаков.

1 Акт

Экспозиция

(страницы 1 - 30)

Первый акт - это экспозиция и завязка истории. К концу первого акта читатель должен иметь представление о времени и месте действия будущего фильма, о главном герое и антигерое, о предыстории сюжета. Здесь должен быть обозначен основной конфликт фильма.

Представление читателя о сценарии в целом зависит от первого акта. Если потенциальному покупателю не понравились первые десять страниц сценария, дальше он читать не будет.

В первом акте необходимо:

  • Представить главного героя Вашей истории. Главный герой должен сразу заинтересовать будущего зрителя, вызвать у него симпатию и желание узнать о дальнейшей судьбе персонажа.
  • Обозначить главную цель героя, к которой он будет стремиться на протяжении всей истории.
  • Описать провоцирующий инцидент - событие, которое обозначит основной конфликт фильма.
  • Задать настроение, интонацию фильма, а также линии поведения героев.
  • Показать, что Ваша история универсальна, интересна каждому из нас.
  • Ввести в действие антигероя - главную преграду на пути главного героя.

В конце первого акта должно произойти значительное событие, которое полностью изменит жизнь героя. Это первыйповоротный пункт , который запускает второй акт.

2 Акт

Борьба героя с препятствиями на пути к цели

(30 - 90 страница)

Второй акт - это основная часть Вашего сценария. Здесь идет рассказ о препятствиях, которые встают на пути главного героя и о том, как герой их преодолевает. Наращивайте напряжение на протяжении всего второго акта. Давление обстоятельств и антигероя на главного героя должно постоянно усиливаться.

Второй акт самый большой по объему, поэтому лучше разделить его на три части, каждая из которых должна закончиться поворотом сюжета, вопросом, ответ на который герой и зритель получат в начале следующей части.

2 Акт, 1 часть .

Герой начинает действовать

  • Вызов, который получил герой в конце первого акта, заставляет его действовать.
  • Главный герой сталкивается с множеством препятствий, которые возникают по вине антигероя или обстоятельств. Преодолевая трудности, персонаж развивается. Меняются его поведение и мотивы.
  • В конце первой части герой достигает границы, за которой уже не будет пути назад. Раньше он мог отказаться от миссии и жить как раньше. Теперь все мосты сожжены. Он должен полностью посвятить себя цели.

2 Акт, 2 часть

  • Преграды становятся все более серьезными, а цена поражения - более высокой. Если герой проиграет, он потеряет все, чем дорожит.
  • Эта часть второго акта заканчивается тем, что герой терпит крупное поражение. Какими бы сложными для преодоления не были до этого преграды, он всегда справлялся с ними. Теперь он оказывается перед лицом максимально опасной и практически неразрешимой ситуации.

2 Акт, 3 часть

Подготовка к Кульминации

  • Наступает самый драматический момент истории. Герой оказывается в критическом положении. Обстоятельства против него. Главная цель кажется недостижимой. Это черный час героя.
  • Неожиданно, герой получает еще один шанс довести дело до конца и достичь главной цели. Он понимает, что должен бороться и победить.

3 Акт

Главный герой выполняет свое предназначение

(90 - 120 страница)

Третий акт занимает последние 30 минут фильма. Это наиболее динамичная и эмоционально напряженная часть истории. Герой получает ответы на все вопросы. Завершаются все сюжетные линии. Действие подходит к кульминации, после которой наступает развязка истории.

  • Персонаж вступает в финальное противоборство с антигероем.
  • Действие стремительно приближается к неминуемой развязке - окончательному разрешению конфликта. События должны происходить в ускоренном темпе.
  • В третьем акте не должно появляться никакой новой информации, все события являются следствиями действий героя в предыдущих актах.
  • В финальный момент кризиса наступает кульминация . Кульминация - это высшая точка истории. Герой должен преодолеть самое главное препятствие, сделать окончательный выбор.

Наступает развязка истории. Здесь нужно показать, как перемены, которые произошли с героем, повлияют на жизнь персонажа. Эта часть истории не должна быть затянутой. Достаточно нескольких минут.

В любом романе фабула (не путать с сюжетом) является основой повествования.

Фабула – это сухие факты, действия и события, соединенные причинно-следственными связями (целями, задачами, мотивами) и выстроенные в хронологическом порядке; это костяк сюжета (герой родился – женился — умер).

Сюжет – это эмоциональный авторский рассказ о событиях, с дополнениями, оценками, возможными отступлениями от изначальной хронологии (герой перед смертью вспоминает, каким родился, когда женился и какую жизнь прожил). Разницу между фабулой и сюжетом можно увидеть на примерах в статье .

Фабулу называют замыслом сюжета, а сюжет – это уже раскрытие и развитие фабулы на практике – в тексте повествования. И для того, чтобы эффективно работать над сюжетом истории, важно разобраться с самой основой — с правилами построения восьмипунктовой дуги фабулы.

Мастер-класс «Пишем рассказ: от идеи до альфа-версии»

Всегда хотели писать рассказы, но не знали, с чего лучше начать? Пробовали, но рассказы у вас не получались?

Подключайтесь к мастер-классу Школы – и через 2 недели сможете отправить готовый рассказ в редакции журналов.
Срок проведения - с 18 мая по 1 июня 2018 года.

Как построить фабулу романа, используя восьмипунктовую дугу

В построении фабулы выделяется восемь основных фаз-«точек» — элементов так называемой восьмипунктовой дуги. Восемь фаз – стазис, импульс, цель, неожиданность, решающий выбор, кульминационный пункт (климакс), поворот, развязка – это точки развития замысла, от «жили-были» через «встречались-боролись-преодолевали» до «долго и счастливо».

Рассмотрим фазы дуги подробнее.

1. Стазис — по сути, экспозиция: обычный день в обычное время в . Да, те самые «жили-были», обрисовка ситуации, стартовая площадка, с которой фабульная дуга пойдет «на взлет» — в развитие, через первый импульс.

2. Импульс – непредвиденность. В обычный и ничем не примечательный день происходит нечто из ряда вон выходящее; случай, выбивающийся из событийного ряда, нарушающий привычный ход вещей.

Импульсом может быть все, что угодно, — давнее воспоминание, пожар в доме, приезд дальнего родственника или старого друга, дурной вещий сон, неожиданное увольнение, знакомство и так далее. Главное – импульс делает этот день, статичный и обыкновенный, необычным, провоцирует дальнейшие, не менее неожиданные события и формирует новую цель.

3. Цель – следствие импульса.

Цель может быть двоякой: а) избавиться от последствий импульса, преодолеть его и вернуться в изначальное состояние стазиса; б) удержать, сохранить и развить, чтобы и дальше менять ситуацию.

Как правило, первое (а) – это отрицательный, негативный импульс, а второе (б) – положительный, позитивный. Но может быть и наоборот – и негативный импульс (допустим, пожар в квартире) сработает позитивно (подвигнет зашевелиться, сменить работу и переехать из неблагополучного района), а положительный импульс повлияет на цель негативно – допустим, долгожданный приезд родственника обернется массой проблем и желанием избавиться от гостя, усталостью и стремлением быстрее вернуться в стазисное состояние.
Так или иначе, но цель формируется и влечет за собой массу неожиданностей. И – главную неожиданность.

4. Неожиданность – это событие, либо продвигающее вперед, либо тормозящее.

Продвигающие и приятные неожиданности – это, конечно, хорошо, но неприятные – интереснее и важнее. Не забываем о том, что переживания из-за неудач и неурядиц сближают сильнее, чем счастливая удачливость. И включение в историю благодаря «героическим» неприятностям происходит быстрее.

Однако при работе с неожиданностями важно соблюдать следующие правила:

а) неожиданностей не должно быть слишком много – одна-две;

б) неожиданность должна быть непредсказуемой и удивительной для читателя;

в) она должна быть естественно вытекающей из обстоятельств.

И, разумеется, неожиданность должна стать движущей силой для решающего выбора.

5. Выбор – это решение, которое принимается для преодоления неожиданных препятствий и достижения цели.

Выбор должен быть тяжелым, трудным (если возможно – поворотным в судьбе) и обязательно сознательным. Обязательно. Автоматическое решение по принципу «куда несет – туда и плыву, чему быть – тому не миновать» — это, конечно, тоже выбор, но не решающий. Если герой не понимает, что делает, то это случайность, которая никоим образом не влияет на историю героя. Решающий же выбор предшествует повороту в истории и судьбе героя, предполагает понимание (что за действие, что за бездействие) и даже в тупике «пробивает» новый путь.

6. Кульминационный пункт (климакс) – это итог неожиданности и решающего выбора; эмоциональное сюжетное событие; фаза, предшествующая повороту.

Например, герой идет на работу и видит горящий дом, из которого доносится детский плач. По натуре трусливому герою предстоит сделать выбор – вызвать пожарных и смотреть или бежать спасать людей. Он выбирает – помогать, и начинается кульминационная сцена спасения людей из пожара. Преодолевая себя и собственную трусоватость, герой приходит на помощь – и опаздывает на работу. А там – злой шеф, который не церемонится с сотрудниками. И за благое дело увольняет нашего замечательного спасителя. А вот и поворот.

7. Поворот – это событие, которое меняет состояние героя и течение всей истории.

Поворот должен быть:

а) логичным и правдоподобным (то есть в нашем примере про злого и нетерпимого к опозданиям шефа нужно сказать в тот момент, когда герой, уже преодолев свою трусость, мечется – помогать или нет, ибо шеф — зараза, а работа крайне нужна);

б) обязательным, неизбежным, но неожиданным для читателя – да, не забываем удивлять;

в) должен вытекать из предшествующих событий – быть их закономерным итогом.

Без подобных поворотов история пуста и пресна, в ней обязательно должно случиться такое, чтобы читатель подскочил от возмущения, страха или изумления с криком: «Почему? За что? Как же так?». И добавить после: «Вот это да! Вот это поворот!». И – «вот это развязка!»

8. Развязка – итог всей дуги, всех фаз.

Ситуация возвращается в стазис – в тот самый обычный день обычного времени и обычного мира, в стабильную ситуацию, и на этом фоне показывается измененное состояние героя. Что он потерял, а что – приобрел. Развязка тоже должна быть и логичной, не выбивающейся из русла реальности, и удивительной для читателя.

Как применять восьмипунктовую дугу в написании книги

Восьмипунктовая дуга применима не только к фабуле всего произведения целиком, но и к любой его . Таким образом, дуги могут быть:

  • главными – история в целом;
  • большими – части, главы;
  • малыми – сцены.

Разница между малой и большой дугой – в значении решающего выбора, в весомости цели, в силе неожиданности, в крутизне поворота и глубине изменений героя в развязке.

Как видите, по данной схеме можно выстроить любой замысел, и провести по восьми стержневым точкам и сцену в главе, и каждую главу, и двухтомную историю. Это черновая и мыслительная работа, которую желательно проделать до начала написания. Ведь когда у замысла появляется четкий стержень, становится гораздо легче воплощать его в интересный и захватывающий сюжет.

Дарья Гущина
писатель, автор-фантаст
(страница ВКонтакте

Инструкция

Придумайте героя для своего сюжет а. Пропишите отдельно, чем он интересен. Опишите его внешность, привычки, хобби. Подумайте, кто входит в его ближайшее окружение - его друзья, семья. Чем он занимается, какой его социальный статус - студент, рабочий пенсионер и т.д. Чем больше вы будете «знать» о своем герое, тем ярче и объёмнее получится характер. Тем интереснее будет зрителю следит за его судьбой, сопереживать ему. И момент отождествления, который так важен для кино, произойдет намного быстрее. Запомните, что начинать писать сюжет до того, как вы определитесь с главным героем не имеет смысла, потому что сюжет и герой находятся в связке и всегда одно следует из другого.

Приступайте к составлению фабулы. Пропишите основные события вашей истории. От завязки и первого знакомства зрителей с героем, постепенно двигайтесь дальше, развивая и усложняя действие. Придумайте сердцевину истории, основное событие (кульминацию), в котором накал будет самым сильным. Ваш герой совершит в этой части истории самый важный поступок и реализует, наконец, свой героический потенциал. Фабула является фундаментом любого сюжет а. Не забудьте о развязке истории. Она не обязательно должна быть взрывной. Это может быть спокойное схождение действия к нулю или вовсе открытый финал. Все зависит от типа выбранной вами истории и характера вашего героя.

Займитесь мотивировками. Потому что ни одно действия героя не должно происходить без внутреннего обоснования этого действия с точки зрения характера, который вы изображаете. Как раз связка герой-мотив-фабула и называется сюжет ом. Т.е. если вас попросят пересказать сюжет какого-либо фильма это будет рассказ, содержащий в себе героя, действий, которые он совершает и причин по которым он совершает эти действия. Например: «Отец Джо был фермером, как и его дед и прадед. После того, как отец заболел, Джо самому приходится заниматься хозяйством. В его семье передается от отца к сыну уже несколько поколений. И у Джо просто нет права выбора, он начинает заниматься фермой, хотя до болезни отца у него были совершенно другие планы на жизнь. Он в недавно приехавшую на Кэти и они вместе планировали сбежать в город. Болезнь отца расстраивает все планы Джо. Он очень зол на судьбу. Внезапно отец . И у Джо развязаны руки. Он уезжает с Кэти в город. Ферму продает своему соседу. В городе все идет не так, как Джо планировал, потому что Кэти изменяет Джо и в бросает его. Джо с разбитым сердцем возвращается на ферму. Он понимает, что совершил ошибку. Продав семейную ферму, он предал семейное дело. Он много и тяжело работает и в итоге ему удается выкупить ферму снова. Во всем ему помогает

Если вы прочли немало книг (а иначе что вы здесь делаете?), вам наверняка знакомо это чувство: казалось бы, неплохо написана, в ней есть какие-то изюминки, но вот не захватывает она воображение, и всё тут. Или обрывается совершенно неожиданно. Или очень растянута. Всё это говорит о том, что автор не уделил достаточно внимания развитию сюжета. В этой статье мы рассмотрим несложные правила, которые помогут вам не допустить распространенных ошибок начинающих писателей в своем творчестве и придумать сюжет для книги . Конечно, если у вас прирожденный талант, может быть (всякое бывает), вам удастся обойтись и без них, но знание теории, ни в коем случае не повредит.

Итак, как придумать сюжет? Есть некоторые нехитрые правила, которые помогают удачно начать произведение и развить идеи автора на бумаге.

18 советов о том как придумать сюжет

1) Когда вам приходит в голову оригинальная идея для будущего произведения, не торопитесь сразу же приступать к делу. Откладывать в долгий ящик тоже обычно не рекомендуют, но эффективнее ваше творчество будет тогда, когда вы несколько дней предварительно прокрутите в голове сюжет, характеры героев и возможные события, а потом уже подготовлено приступите к делу.

2 ) Эффектное начало – почти залог успеха. Завязка должна быть безупречной стилистически и яркой, захватывающей, дабы заинтриговать читателя с первых же страниц.

3) Формула интересного сюжета: завязка –> развитие действия –> кульминация –> развязка. Только так. В процессе написания должна постепенно разворачиваться динамика действительности. События в тексте соединяются причинно-временной связью, как и поступки персонажей. Чтобы не запутаться, смело используйте, который для современных авторов является просто незаменимым помощником.

4) Сюжет нужно развивать постепенно: опишите происходящие события с разных сторон, различных точек зрения. Для этого можно использовать несколько героев. У вашего повествования может быть не один план, а каждый из них будет развиваться параллельно другим.

5) Нельзя забывать про чередование диалогов, событий и монологов.

6) Избегайте тяжеловесных описаний. Больше динамики!

7) Используйте описание быта, наполните свой маленький мир деталями.

8) Добавьте в вашу книгу загадку, над которой читателю придется поломать голову. Иногда выдавайте подсказки, но не раскрывайте всего полностью. Дайте читателю возможность ощутить, что он дошел до всего сам, логически.

9) В вашей книге должна быть изюминка, призванная зацепить читателя. Это может быть идея, явление, юмор, внутренний мир героев.

10) Окружающий мир подайте в красках. Лучше всего – через видение главного героя.

11) Не раскрывайте идею всего произведения преждевременно, или прямым текстом! Подталкивайте к ней читателя постепенно, через действия, делайте намеки в диалогах.

12) Произведение становится богаче и интереснее, когда в нем присутствуют сквозные образы. Постепенно развиваясь, они появляются в разных местах сюжета и гармонируют с основной линией. Что это такое? Рассмотрим на примере творчества Пушкина: в «Медном всаднике» таким сквозным образом является образ Петербурга.

13) Используйте метафоры, они делают сюжет живым.

14) Замечайте мелочи. Благодаря мелочам, картинка становится четкой. В то же время, не углубляйтесь в детали слишком подробно — нужно найти золотую середину, чтобы оставить читателю место для его собственного воображения.

15) Вместо того чтобы рассказывать о событии, опишите его. Можно написать, что герой расстроился, а можно дать почувствовать это. Разница существенна.

16) Введите в сюжет необычных, неординарных героев, и не теряйте их. Пусть они выделяются и оживляют ваш сюжет — за такими персонажами всегда интересно наблюдать.

17) У каждого персонажа должен быть свой взгляд на мир. Но не нужно подробно описывать его в самом начале книги. Вы должны показать его не только простым описанием, но через события, диалоги и монологи. Кроме того, в ходе вашей истории герой должен измениться внутри. Это может быть моральный или духовный рост, кардинальное изменение взглядов. Заставьте читателя понять главного героя и сопереживать ему, радоваться его успехам. Подробнее о том, как создать героя для книги читайте в моей статье.

18) И напоследок: очень хорошо подумайте над развязкой. Так как на нее возложена большая миссия. Развязка должна заставить читателя заволноваться, задуматься, осмыслить главную идею книги. Окончание книги должно оставить приятные ощущения в душе.

Следуйте этим правилам, и у вас всё получится! Работайте над собой, творите, не бойтесь придумывать что-нибудь совершенно новое и неординарное. О том, как придумать героя, и многом другом.

Сколько людей после просмотра плохого фильма думали про себя: "Я бы смог сделать лучше". Но когда нужно предложить идею для картины, многие не могут ничего придумать. Причина не в том, что люди в большинстве своем лишены творческой жилки. Проблема заключается в следующем - почти каждый пытается придумать гениальную, грандиозную идею, но не задумывается над тем, как устроены фильмы, а в результате все происходит наоборот.

Шаги

С чего начинать

    Изучите ключевые составляющие идеи для фильма. Часто проблемы возникают потому, что нам хочется придумать сразу весь фильм, а не начинать с основных элементов и развивать замысел. Множество фильмов представляет собой смешение и сочетание трех компонентов, позволяющих получить новую киноленту - места, персонажа и конфликта. Иногда достаточно одного необычного элемента, чтобы начать работу (Хижина в лесу начинается с событий на государственной студии фильмов ужасов; такая идея сама по себе уникальна и становится отправной точкой для сюжета). Неважно, какой фильм нужно снять, достаточно придумать следующее:

    Составьте идею для фильма из трех простых элементов. Все фильмы от независимого кино и до многомиллионных блокбастеров строятся на этих трех китах. Пока не думайте о хитросплетениях сюжета, уловках и деталях - они придут позже. Сейчас нужна прочная базовая идея, на основе которой можно создать фильм.

    • Космическая эпопея + Пилот + Желание стать героем = Звездные войны
    • Средневековье + Конюх + Герой и любовь = История рыцаря
    • Небольшой городок + Стоматолог + Ненависть к работе = Несносные боссы
    • Задержанный подросток + Наставник-идеалист + Ребенок-бунтарь = Короткий срок 12
  1. Выделите время на поиск идей. Хорошие идеи практически никогда не появляются из ничего, а отдельные люди способны придумывать отличные идеи для фильмов лишь потому, что уделяют им достаточно времени. Необходимо взять ручку и бумагу, устранить все отвлекающие аспекты и задуматься. Если нужна помощь, то воспользуйтесь подсказками. Очень важно записывать каждый проблеск идеи - в метро, дома, на работе. Они станут кирпичиками вашего сооружения.

    • "Что, если..." - два самых важных слова при поиске идей. Например, Парк Юрского периода - это последствие вопроса "Что, если можно было бы оживить динозавров?".
    • "Что случится, если скрестить два моих любимых фильма?"
    • Следите за интересными событиями и новостями. Как вы могли бы повлиять на них?
    • Пишите о том, что вам интересно. Фильм Клерки построен на увлечениях “ботаников” и хоккее на крыше магазина, SuperПерцы основан на любви к классическим фильмам о подростковых вечерниках, Линкольн создавали люди, которые обожают историю. Любая идея уместна.
  2. Находите вдохновение в реальной жизни. В любом выпуске крупной газеты можно найти около 5 сюжетов, которые достойны экранизации. Часто реальная жизнь удивительнее выдумки, поэтому истории из газет способны стать хорошей отправной точкой. Как победитель Всемирного конкурса на поедание хот-догов стал профессиональным едоком? Почему закрывается местный загородный клуб? О чем думал полицейский, когда принимал заявление о "пропаже бекона?".

    • Используйте такие истории как отправные точки, продумывайте идеи и сюжеты, которые могут возникать в вашем сознании.
  3. Определитесь с жанром. Жанр определяет тематику фильма. Часто фильм относят к нескольким жанрам, но черты одного всегда доминируют. Жанры включают комедии, романтические истории, научную фантастику, боевики, фильмы ужасов, драмы и документальные фильмы, но также могут встречаться сочетания вроде романтической или трагикомедии, боевик с элементами ужасов. Вся прелесть жанров в том, что они помогают развивать сюжет фильма, позволяют сосредоточиться на одном. Например:

    • Любите фильмы ужасов? В таком случае идея для фильма должна включать хорошего злодея. Придумайте монстра или отрицательного героя и ваша идея готова.
    • Любите романтические комедии? Придумайте парня и девушку, которые считают, что им нельзя влюбиться друг в друга (исповедуют разные религии, девушка замужем, парень пришелец).
    • Любите научную фантастику? Придумайте несуществующую технологию вроде путешествий во времени, космических кораблей, телепортации или устройства для создания новых планет. Ваша история станет последствием появления такой технологии.
  4. Изменяйте сюжеты существующих фильмов. Придумать совершенно новую идею невозможно. Звучит обескураживающе, но в действительности скорее дарит свободу. Все фильмы сняты под влиянием идей других фильмов и произведений искусства, поэтому ваш сюжет никак не станет исключением. Как превратить существующую идею в новую задумку? Рассмотрите следующие примеры:

    Опишите идею одним предложением. Замысел - это очень краткое описание сценария в одном предложении. Хороший замысел состоит из трех пунктов: завязка (отличия от других фильмов), конфликт и персонажи или место действия. Рассмотрите примеры известных фильмов, задумка которых изложена одним предложением.

    Как превратить идею в сценарий

    1. Придайте идее структуру фильма. Фильмы имеют разную структуру, от стандартных трехактных картин до популярных "странствий героя". Все примеры можно разделить на 5 базовых элементов, на которых построены 99 % всех фильмов, будь то боевик, драма, романтическая комедия и даже фильмы для детей. Возьмите свою идею и продумайте эти пять основных моментов, чтобы вышел черновой вариант будущего фильма.

      Развивайте персонажей. Персонажи должны восприниматься как живые. Именно они приводят в действие сюжет, а не прихоть автора. Удачные персонажи - это душа фильма. Зрители любят, сопереживают, ненавидят героев фильма, поэтому даже самая лучшая идея может провалиться из-за слабых персонажей. Проще сказать, чем сделать, но несколько советов помогут органично вплести персонажей в канву сюжета:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!