Как написать сочинение по картине "Грачи прилетели" А.К.Саврасова. Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели

20.04.2017 Оксана Копенкина

Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871 г. , г. Москва

Старые березы. Неказистые дома. Облупившаяся штукатурка на церковной колокольне. Чёрные грачи. Потускневший снег. Тёмная талая вода.

Казалось бы, ничего примечательного. Никакой феерии красок. Необычного сюжета. Да и размеры картины небольшие. 62 на 48,5 см.

Однако, картина стала культовой. Это самый известный русский пейзаж. По ней пишут сочинения в школе. Мимо неё не пройдёт ни один гид в музее.

Как же пейзаж Саврасова стал таким популярным? Что в нем такого особенного? Есть ли у Саврасова ещё шедевры? Или это его единственное достойное творение?

Необычная композиция

Вот вы взглянули на картину “Грачи прилетели”. На что вы смотрите в первую очередь?

Большинство посмотрит на грачей в ветвях берёз. Потому что это композиционный центр картины. Художник намеренно “ведёт” ваш взгляд сюда. Тонкие полупрозрачные ветки на синем небе совсем не отвлекают наше внимание от птиц.

Важно другое. Это не центр картины. В центре – церковь и дома. Но не они главные герои. В этом “изюминка” работы Саврасова. Смещённый центр композиции в правый верхний угол полотна.

У Саврасова есть ещё одна картина “Грачи прилетели”, написанная 10 лет спустя. На ней берёзы с грачами находятся как раз по центру.

Как вы понимаете, это работа почти не известна. Хотя на ней те же детали. Та же церковь. Те же дома.

Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1880-е гг. Астраханская картинная галерея. Wikipedia.org

Эффект бескрайнего пространства

Несмотря на малые размеры полотна, на картине изображено большое пространство. За церковью – бескрайние просторы с талым снегом. Скорее всего, вы их даже не сразу заметите. Настолько ваше внимание будут удерживать грачи и берёзы.

Но бессознательно это влияет на наше восприятие. Вы ощущаете величие природы. И перестаете замечать, что картина небольшая.

Саврасов был мастером в изображении пространств. Ничего удивительного, что бескрайняя даль и на его “Грачах”.


Алексей Саврасов. Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода. 1871 г. Нижегородский художественный музей. Wikipedia.org

Ещё один важный момент. По бокам картины часть берёз “срезаны” рамой.

Этот приём придуман не Саврасовым. Такой эффект “занавеса” можно увидеть ещё у первого русского пейзажиста Семёна Щедрина (18 век).


Семён Щедрин. В царскосельском парке. Конец 18 века. , г. Москва

Но “занавес” у Саврасова приобретает совсем другое назначение. У Щедрина он добавляет камерности, уюта. В “Грачах” же, наоборот, расширяет пространство. Заставляет нас мысленно продолжить пространство вширь.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

“Русскость” пейзажа

Есть в картине много деталей, которые придают ему так называемую “русскость”.

Как ни крути, наша сельская глушь всегда немного неряшлива, с налётом старины. Мы и сейчас в деревне вряд ли увидим ряды аккуратных домиков с разукрашенными заборчиками.

Но эта потрепанность как раз и мила русскому человеку. Это нам ближе, чем яркие сады и весёлые домики французских или итальянских пейзажей.


Алексей Саврасов. Грачи прилетели (фрагмент). 1871 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

Красивое в неприглядном

Саврасов как будто специально выбирает самое неприглядное время года. До него раннюю весну русские художники не изображали.

Согласитесь, проще написать куст цветущей сирени на фоне аккуратного заборчика и дорожки с гравием. Чтобы было приятно смотреть. А тут слякоть, потемевший снег, кривые деревья.

Зачем же художник намеренно усложнил себе задачу? Выбрав для пейзажа конец марта.

Возможно, чтобы мы ощутили настроение художника. Которое легче обозначить как раз на таком фоне.

Первый лирический пейзаж

Критики сразу разглядели в “Грачах” высокую поэзию. Как выразился Александр Бенуа, “в картине есть не просто вода, снег и воздух. В ней есть душа”.

Что это значит? Куда смотреть, чтобы эту душу разглядеть? И почему картину Саврасова называют самым первым лирическим пейзажем?

В 19 веке в России было два вида пейзажа. Эпический и романтический.

Самые известные эпические пейзажи – это “На пашне” Клодта и “Рожь” Шишкина. Это повествовательные пейзажи. О сельских жителях. Об их тяжелом и важном труде. О вечном течении времени.

На них вы видите низкий горизонт. Бесконечное пространство. Спокойное величие природы. Это скорее философский пейзаж.

Сверху: Михаил Клодт. На пашне. 1878 г. Государственная Третьяковская галерея. Снизу: . Рожь. 1872 г. Третьяковская галерея

Ещё были пейзажи романтические. Самые известные из них – “Девятый вал” Айвазовского и “Дуб, раздроблённый молнией” Воробьева.

Природа у художника-романтика эмоциональна. Часто с преувеличенными или даже выдуманными эффектами. Как, например,. А ещё это противоборство стихий. Или борьба человека с природой. Это драматический пейзаж.

Слева: . 1850 г. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург. Справа: Максим Воробьев. Дуб, раздроблённый молнией. 1842 г. Государственная Третьяковская галерея, г, Москва

Саврасов пошёл другим путём. В его “Грачах” можно разглядеть немного философии. Едва ли драму. Но в них много лирики. Потому что художник добавил своё собственное отношение к природе.

Чувствуется его безграничная любовь к родине. К русской глубинке. Он вплетает в картину душевное тепло. Выходит трогательно. Поэтично.

Сберегла берёза от зимы седой
Гнёзда птичьей стаи, что спешит домой…

(Э. Терешкин)

Были ли у Саврасова другие шедевры?

Шедевров у Саврасова не так много. “Грачи” были созданы в сложный период его жизни. Академия художеств лишила его казённой квартиры. Умерла новорожденная дочь.

Лишь “Проселок” можно назвать ещё одним шедевром. Который по значимости уступает лишь картине “Грачи прилетели”.


Алексей Саврасов. Просёлок. 1873 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

Спустя 10 лет после написания картины “Грачи прилетели” жизнь Саврасова пошла под откос. Он серьёзно страдал алкоголизмом. Искусствоведы так и называют его работы с 80-х годов 19 века – “пьяный Саврасов”.

Грачи иногда “возрождались” в рисунках. Которые он наспех набрасывал, чтобы продать на ближайшем рынке за 2 рубля.

Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1894 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Wikipedia.org

Саврасову было не суждено оставить обширную галерею шедевров, как его современнику Айвазовскому или ученику Левитану.

Вконтакте

/ / Сочинение-описание по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

В творческой мастерской Алексея Саврасова множество великолепный работ, каждая из которых имеет свои особенности. Больше всего мне запомнилась картина «Грачи прилетели». Она знаменует тихий, плавный приход весны, когда вокруг все еще укутано снегом, однако, на душе уже появляется ощущение скорого прихода весны.

Картина «Грачи прилетели» передана в темных оттенках. На ней нет ярких и сочных красок. На первый взгляд зрителю может показаться, что на холсте изображена зима в полном ее разгаре – заснеженные пейзажи, серое, нависшее над домами небо, из которого вот–вот пойдет снег. Однако, вглядываясь в детали картины, зритель понимает, что речь идет не о зиме, а о скором приближении тепла.

Передний план картины заполнен изношенным снегом. Он давно уже испачкан. Далее читатель обращает внимание на деревья, которые выгнули свои ветви и столбы. Это березы, которые вскоре отойдут от зимней спячки. За деревьями художник изображает обыденный деревенский пейзаж, среди которого пристальное внимание завоевывает церковь.

Данная картина писалась с натуры, поэтому, она весьма реалистична. Изображенная церковь создает положительное, доброе впечатление, которое ощущает каждый зритель.

Если внимательно всматриваться в детали картины, можно заметить несколько явных признаков приближения весны. Конечно же, это темное облако на верхушке берез – стая грачей, которые вернулись из теплых краев и сообщили всем, что весна у них на хвосте.

Также, зритель обращает внимание и на другие признаки приходящей весны. Это проталина с водой, которую не возможно не заметить и лучик солнца, который появляется из неоткуда. Художник с таким мастерством передал изображение ранней весны, что зритель, вглядываясь в полотно, может ощутить тот свежий, ароматный воздух, которым переполнено все вокруг.

Картина «Грачи прилетели» просто пленила мое внимание! Я каждый раз с большим и большим интересом рассматриваю ее детали.

Среди всех картин, символизирующих наступление какого-то времени года, показывающих природу и определенное настроение, работа А.К. Саврасова «Грачи прилетели» является одной из самых интересных, узнаваемых и ярких. Полотно было написано в 1871 году, и практически сразу стала интересна для людей. Она привлекла к себе внимание современников, прежде всего, это произошло, потому что картина отдает простотой, несмотря на то, что несет в себе сильные образы, говорит о смене погоды и ощущений. Шедевр уже вскоре после написания был приобретен известным меценатом и добавлен в коллекцию Третьякова.

Основная идея картины

Картина говорит о том, что природу вскоре ждут серьезные изменения. Она говорится к приходу весны, к пробуждению после длительной зимы. Нельзя не отметить, что в картине нет прямых «слов» о том, что близится наступление весны. Здесь все состоит из намеков, которые автор сумел преподнести таким образом, что они не выбиваются из общей картины, а гармонично дополняют друг друга, показывая, что вскоре наступит самое долгожданное время года - весна.

Момент, изображенный на картине

На картине изображена не природа в целом, а непосредственный момент, который говорит нам о том, что вот именно сейчас приближение весны чувствуется особенно остро. Такие моменты бывают, когда, например, человек, идет по улице в зимней одежде, он суров и погружен в свои мысли. Но вдруг он решает поднять глаза, и тут понимает, что природа и все вокруг него сильно изменилось. Он видит, что небо стало синее, что солнышко начало ярче светить, а снег уже не такой холодно-неприступный, как раньше, а практически растаял, сменившись звонкими ручьями, а где-то вдали слышно пение птиц, которые радуются приближению весны.

Что можно увидеть на полотне

На картине совершенно привычный пейзаж, здесь можно различить природу, которая пока что находится в состоянии зимней спячки, однако уже есть все предвестники скорого наступления весны.

Можно сказать, что это уже почти что весна. На переднем плане в картине можно увидеть уже не белоснежный снег, а грязный, немного растаявший. О том, что на картине весна, нам также говорят:

  • Большого размера проталина, расположенная в правой части картины;
  • Луч весеннего солнца, который тайком освещает всю картины;
  • Особенное дыхание дает картине ощущение воздуха, в изображении которого Саврасову попросту не было равных.

Присмотревшись к этим деталям можно точно понять, что перед нами на картине наступление весны.

Похожие статьи

Исаак Левитан является признанным мастером кисти. Особенно он известен тем, что ему удавалось создание картин, раскрывающих красоту природы, изображающих какой-либо красивый пейзаж, который на первый взгляд кажется совершенно обыкновенным...

В среднем и старшем звене обучения в школе одним из вариантов творческих работ является описание картины. Учащиеся шестых или седьмых классов обязательно пишут сочинение по картине "Грачи прилетели" Алексея Саврасова.

Цели и задачи сочинений по картине

Несмотря на понятный на первый взгляд сюжет, описать эту картину не так уж и просто. Ученик должен увидеть глубокий смысл, который скрывается за простотой сюжета. Для чего даются подобные творческие задания? Сочинение помогает сформировать письменную речь, научиться правильно излагать мысли на определенную тему, видеть и понимать содержание сюжета, описывать увиденное словами. При описании пейзажа развивается логика, так как нужно учиться выделять главное и второстепенное, видеть детали и описывать по плану.

Немного о художнике

Алексей Саврасов - русский художник, знаменитый своими пейзажами. Одним из самых известных его произведений является картина "Грачи прилетели". Саврасов работал над ней в 1871 году. Наброски были написаны им, когда он ездил в село Молитвино Костромской области. Место его работы художник указал на картине в нижнем углу слева. Возможно, первые идеи были задуманы им в окрестностях Ярославля, незадолго до поездки в Молитвино. Заканчивал картину Алексей Саврасов в Ярославле, последние штрихи дописывал в Москве.

Выставки и отзывы

В том же году картину купил Павел Третьяков - основатель Третьяковской галереи и коллекционер. Вскоре была выставлена в Московском обществе, а потом на выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Санкт-Петербурге. Пейзаж получил множество восхищенных отзывов. Художники и критики говорили, что это один из прекрасных пейзажей и лучшая картина Саврасова. Несмотря на простоту сюжета, в картине чувствуется душа художника, которому дороги виды русской природы. Но не только критики и художники оценили по достоинству картину. Императрица Мария Александровна пожелала иметь в своей коллекции повторение, и художник написал для нее еще одну. И в 1872 году именно она выставлялась на Всемирной выставке в Австрии.

Время года на картине

Прежде чем начать работу над сочинением по картине Саврасова "Грачи прилетели", рассмотрите сам пейзаж. На картине изображена очень ранняя весна, когда солнце только начало пригревать, снег - подтаивать и обнажать черные, уставшие за зиму кусты и стволы деревьев. Под солнцем начали собираться лужицы, и первым символом весны и зарождающейся жизни здесь выступили грачи, которых нельзя сразу разглядеть на картине.

Композиция картины

Итак, начнем работу над сочинением. Описание картины "Грачи прилетели" начнем с композиции. Рассмотрим ее внимательно. Для изображения взят задний двор церкви. Сразу бросается в глаза большое кривое дерево, на ветвях которого расположились гнезда грачей и сами птицы. Еще несколько птиц вокруг берез. Понять, что наступила весна, можно по проталинам на снегу. Мы можем заметить, что грачи несколько больше по размеру, чем в реальности. Но это вроде бы гротескное преувеличение нисколько не портит картину, а наоборот, пейзаж, благодаря им, будто дышит весной. Центр композиции - несколько берез на переднем плане. По краям картины справа и слева ветви деревьев, которые не вошли в пейзаж, но, благодаря им, уравновешивается центральная часть. Солнечный свет падает с левой стороны, и тени от берез мягко ложатся на подтаявший снег. За деревьями виден забор и деревянная церковь с колокольней, а дальше - бесконечные поля с уже разлившейся рекой, и простираются они до самого горизонта. Эта равнина придает картине ощущение бесконечности и пространственности. Чтобы усилить ощущение пространства, художник чуть изменил перспективу. Передний план выглядит так, будто художник писал картину находясь близко к земле. Но тогда горизонт был бы ниже, хотя на пейзаже находится по центру холста. Замысел художника был таков: он хотел, чтобы обратили внимание на дальний план, на равнину, которая играет в пейзаже немаловажно смысловую роль, поэтому она обязательно должна быть описана в сочинении по картине "Грачи прилетели". А. К.Саврасов использовал такой прием не только в этом пейзаже, но и в других работах.

Цвета и тона

Сочинение по картине "Грачи прилетели" невозможно без описания цветов, тонов и света. Пейзаж как бы делится на три горизонтальные части. Каждая из частей нарисована в своем свете и тоне. Верхняя часть, занимающая половину, изображает светлое небо с преимущественно холодными синими тонами. Внизу, занимая около тридцати процентов, нарисован снег в сером и белом цвете.

А посередине преобладают коричневые тона. Получается, что постройки как бы висят в воздухе среди светлых оттенков, и это дает ощущение легкости и воздушности. Чтобы элементы картины сливались в единое целое, художник использует правильный ракурс и композицию, а также игру света и тени. В общем, вся композиция стремится как бы ввысь, что достигается изображением молодых березок, тянущихся к небу. У Саврасова получилось передать грусть от уходящей зимы и счастье от наступающей весны. Именно через проталины, проблески неба и светлые тона снега удалось достигнуть этого эффекта. На заднем плане - освещенный солнцем, розоватый и золотистый, а впереди - уже рыхлый, подтаявший и сероватый снег.

Птицы - символ весны в сочинении по картине "Грачи прилетели"

Обратим внимание на птиц, которые послужили основой сюжета. Картина называется "Грачи прилетели", и это дает нам ключ к пониманию картины. Попробуем представить пейзаж без грачей. Как он изменится? Тогда в картине не будет той динамики, которая есть сейчас. Птицы символизируют жизнь. Они летают вокруг берез, вокруг своих гнезд, в которых будут вылупляться птенцы. Одна из птиц на земле держит в клюве веточку и собирается строить гнездо. Именно птицы дают нам почувствовать приход весны, потому что с их появлением начинается движение и возрождается жизнь. Так можно закончить сочинение-рассуждение по картине "Грачи прилетели".

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!