Польза посещения музеев и художественных салонов. Почему люди не ходят в музей? Что можно получить или узнать посетив музей

Волкова Евгения

Эссе, посвященно проблемам сохранения культурного наследия и привлечения молодежи у к этой теме

Скачать:

Предварительный просмотр:

Руководитель Мухамедьярова Н.А.

Е.Волкова гр. МО-32

Для чего нужны музеи.

Для того что бы рассказать о роли историко-культурного наследия в нашей жизни, то есть о роли музеев, мы ответим на вопросы: что такое так называемые музеи, зачем они нужны и что нужно с ними сделать что бы с молодежь, начала их посещать.

Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением памятников естественной истории , материальной и духовной культуры. Сначала это понятие обозначало коллекцию экспонатов по искусству и науке, затем с определенного промежутка времени, не будем вдаваться в подробности, так как это все равно никто не запомнит и не посчитает нужным запоминать, оно включает в себя здание, где находились эти памятники. Сейчас существует очень много музеев, такие как: краеведческий, исторический, литературный, музыкальный, естественнонаучный, театральный и так далее. С развитием компьютерной техники появились виртуальные музеи. Из этого небольшого объяснения мы можем сами выстроить ответ на вопрос: для чего они нужны.

Мало таких людей которые хоть раз в жизни не посещал музей, хотя бы потому, что человек с детства приобщается к культуре. Если родители этого не делают, то в учебных заведениях посещение таких заведений входит в образовательно-воспитательную программу. Иногда после посещения музея дети задают такой вопрос: «Зачем нужны музеи?» этот вопрос можно простить детям, но взрослые должны понимать, зачем нужен музей.

Чтобы понять, зачем нужны музеи, необходимо понять, что именно они из себя представляют - музеи представляют собой память. Поэтому, чтобы ответить на вопрос, зачем они нужны, можно только сказать, чтобы помнили, ценили и знали. Музеи представляют собой историю, поэтому необходимо понимать, что, не зная историю, сложно будет представить себе будущее, а значит, сложно его построить.

В определенный период жизни каждого человека появляется потребность рассмотреть пройденный путь и понять что-то. Появление музеев на данный момент связано с тем же. Музеи возникли в те времена, когда у человечества и общества появилась потребность оглянуться назад, а также потребность к самосознанию и самопознанию. Все современные музеи появлялись на протяжении нескольких последних столетий.

Музеи - это надежные хранители исторической памяти и наследия прошедших эпох. Музеи имеют большое значение в нашей жизни. В них отразилась жизнь тех людей, которые жили давным-давно и не только.

В мире существует множество различных тематических музеев и выставок. Значительные и не очень, они предлагают своим посетителям ознакомиться с экспозицией и сформировать им свое мнение о том или ином художнике, скульпторе, периоде истории или стране. Есть среди них и те, которые претендуют на безусловное лидерство. Это крупнейшие музеи мира, которые имеют огромнейшее влияние на остальные и формируют общественное мнение, а также выступают законодателями мод.

Одним из наиболее знаменитых является Лувр, расположенный в Париже, столице Франции. Его экспозиция находится в королевском дворце, построенном еще 800 лет назад – да он и сам может выступать в качестве одного из экспонатов. В нем представлены все эпохи и народы, здесь можно найти как ассирийские барельефы, так и современный модерн. В Лондоне находится его старый конкурент – Британский музей, открытый еще в середине 18 века и располагающий такой же коллекцией. Рим, в свою очередь, тоже стремится утвердиться в качестве культурной столицы мира. Италия, колыбель эпохи Ренессанса, подарила свету таких мастеров, как Леонардо да Винчи, Караваджо, Микеланджело, Рафаэль. Именно их работы и являются центральными в музее Ватикана – Musei Vaticani. Кроме этого, там можно найти и искусство Древнего Мира, а также Средневековья и индустриальной Европы. Иногда администрация организовывает выставки под открытым небом в Колизее, и тогда цена билета возрастает в разы. Метрополитен-музей, в отличие от предыдущих двух, находится уже не в Старом, а в Новом Свете, если еще точнее, в Нью-Йорке. В нем собраны произведения художников Западной Европы и Америки, а также памятники культуры народов Африки, Азии, Дальнего и Ближнего Востока. Его экспозиция включает не только живопись, но и графику, скульптуру и даже декоративно-прикладные ремесленные изделия. Музей относительно молод, поэтому его экспонаты близки почитателям современных направлений искусства. Испанский музей Прадо расположен в Мадриде и входит в перечень самых крупных музеев мира. Коллекция настолько велика, что публике из-за нехватки места на стенах представлена лишь ее незначительная часть. Кроме живописи, в Прадо есть скульптуры и ювелирные изделия.

Конкурируют ли эти музеи между собой? В некотором роде, да. Но сотрудничество, все же, ставится превыше всего: искусство не терпит прагматизма. Чтобы содержать мировое культурное наследие, нужно быть истинно преданным в первую очередь именно этому делу, а не коммерции.

В России около 2.700 государственных музеев. В них часть культурного пространства, в котором функционируют объекты истории, культуры, природы, призванные обществом ценными и подлежащими сохранению и передаче будущим поколениям в качестве культурно-исторического опыта. Музейный мир охватывает не только подлежащие сохранению и включению в современную культуру объекты, но и всю совокупность учреждений, людей, идей, выполняющих эти задачи.

В Москве приблизительно 444 музеев. И все они хорошие. Я люблю живопись, поэтому смотрю картины, а лучше всего это делать в музейных залах, где особая атмосфера, особенная тишина, запах, интерьеры. Поэтому, когда бывает свободное время, я непременно иду в Третьяковку или музей им. Пушкина. Вообще люблю, например, просто посидеть в Музее панораме Бородино, среди портретов Отечественной Войны 1812года, а когда изучали в школе "Войну и мир", то часто бегала туда, знакомилась с людьми той эпохи. Я была в Центральном музее Великой Отечественной войны. Мне очень понравился этот музей, я много чего нового узнала о войне. Советую всем посетить этот музей т.к. каждый человек обязан знать историю своей страны , без прошлого не может быть настоящего и будущего ! В этом музее есть настоящая военная землянка и красноармейский штаб, там можно примерить настоящую военную форму, познакомиться с оружием (ММГ – пистолеты, автоматы, винтовки, пулеметы). Можно сфотографироваться вместе с классом, группой, семьёй и т.д. Получить набор художественных фотографий в стилизованной упаковке в память о посещении музея. На мой взгляд, это всё очень и очень интересно и познавательно.
Но б ольше всех мне нравится музей в Царицыно. Он находится на Юге Москвы. Удивляют и привлекают странная судьба Царицына, не разгаданная до сих пор загадка, связанная с его строительством, сам облик огромной усадьбы, романтический и несколько таинственный, похожий на музей безудержных затей XVIII века, богатого на выдумки, фантазии и капризы, неоднократные попытки достроить ее, медленное, на протяжении двух сотен лет, угасание. Судьба и время оказались безжалостными к Царицыну. Многое погибло, было утрачено, иногда безвозвратно. Но в наши дни произошло почти невероятное возрождение несостоявшейся подмосковной резиденции Екатерины Великой. И сегодня это самое популярное место во всей Москве. Людской поток не иссякает ни летом, ни зимой, ни днем, ни вечером.

Если когда-нибудь попаду в Париж или Мадрид, или Толедо, или Флоренцию, то нетрудно догадаться, где буду в первый же день.

Мне очень хотелось бы побывать в Государственном Эрмитаже, сходить в Зимний дворец, побывать в Музее кино (Музей кино собирает, описывает, реставрирует и хранит документы и материалы по истории русского и советского кино, организует выставки на основе своих фондов и коллекций, хранящихся в других музеях и архивах). Музей кино регулярно показывает в своих четырех кинозалах классику отечественного и зарубежного кино, ретроспективы и тематические циклы фильмов, дающих представление о лучших достижениях кинокультуры прошлого и настоящего. В музее работают киноклубы, специализированные на темах, видах кино (анимация, неигровое кино, киноопера) и странах мира (Франция, Германия, Венгрия, Индия и др.) Еще хотелось бы побывать в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике. Историко-художественный музей-заповедник Сергиева Посада является одним из крупнейших хранилищ русского искусства. Неповторимое своеобразие музею придает его местонахождение - он расположен в стенах древнего Троице-Сергиева монастыря (Лавры), основанного в первой половине 40-х гг. XVI в. сыном ростовского боярина Сергием Радонежским.) Вот в эти музеи я мечтаю попасть и посоветовала бы всем туда сходить и узнать множество интересных вещей.

Я ещё была в Музее Изобразительных Искусств этот музей мне очень понравился, так как я увлекаюсь картинами и очень люблю рисовать, ещё мне удалось побывать в Музее Фотографии этот музей очень заинтересовал меня. Моё хобби это фотографии, особенно природа, а в этом музее масса таких фотографий таких красивых и интересных, что этот музей стал одним из моих любимых.

Но с особой теплотой мне хочется рассказать о Музеях моего родного города – города Подольска. Краеведческий музей - место, где встречаются настоящее и прошлое. Когда проходишь по его залам, то чувствуешь, как дух ушедших времен наполняет тебя. Здесь можно делать заметки, часами рассматривать удивительные экспонаты, а можно просто мечтать, воображая себя то скифом, то солдатом Северной войны, то бойцом, водружающим знамя над рейхстагом. Подольский краеведческий музей был открыт в 1971 г. Он создавался стараниями энтузиастов-общественников. Музей располагается в нескольких исторических зданиях и имеет ряд уникальных коллекций. Раздел "Археология" признан лучшим среди музеев Московской области. Огромный интерес вызывает зал, посвящённый промыслам Подольского края. Уникальной является коллекция швейных машин Компании "Зингер". В отдельно стоящем здании располагается экспозиция "Природа Подольского края". В октябре 2011 г. в отреставрированном здании первой четверти XIX века открылась новая экспозиция музея "230 лет городу Подольску". Она рассказывает о важнейших событиях в истории города и страны: Отечественной войне 1812 года, подвиге подольских курсантов в битве под Москвой 1941 г., о промышленности и культуре города. Художественное оформление экспозиции осуществлялось творческой мастерской заслуженного художника России А.Н. Конова "Музей Медиа" и имеет новаторский характер, основанный на принципе погружения посетителя в пространство истории. Научной концепцией новой экспозиции, которая называется «Подольский меридиан», предусмотрен показ основных событий истории города, начиная с 1781 года, когда Екатериной II был подписан указ о придании селу Подол статуса города, вплоть до наших дней. Музей небольшой, но есть интересные экспонаты. Документальный фильм, который показывают в музее рассказывает в основном о людях, живших в Подольске в 19-20 в. и их образе жизни. Перейдя в очередной зал, я попадаю в советское время. Первые годы после свержения монархической власти в России были достаточно сложными для Подольска: произошло снижение темпов промышленного производства, увеличилась безработица, останавливались заводы. Начало Гражданской войны вынудило советское правительство возобновить военное производство. Так как многие военные заводы в России были оккупированы белогвардейцами, было решено построить новый патронный завод в Подольске. Он занял часть снарядного завода «Земгор». С 1919 года в Подольске заработал Подольский паровозоремонтный завод (будущий Завод имени Орджоникидзе), который был развёрнут на территории кабельного и меднопрокатного заводов.

Другой интересный музей, каким гордиться наш город – это Историко-мемориальный музей-заповедник Подолье.Основу музея-заповедника составляет дом-музей В.И. Ленина, экспозиция которого существует с 1937 г. Новый статус музея (с 1991) отражает процесс его роста и расширения круга его научных интересов и решаемых проблем. Традиционная экспозиция дает довольно широкое представление об истории, культуре, быте Подольска XIX-XX вв. Территория включает часть исторической застройки Подольска, а также ценные памятники археологии в ближайших его окрестностях, охранная зона охватывает наиболее целостно сохранившуюся часть Подольска в границах прошлого века. Музей располагается на ландшафтной территории бассейна реки Пахры в заречной части города. Музей был открыт как Мемориальный дом-музей В.И. Ленина в Подольске, где в 1900 году жили родные В.И. Ленина: мать – Мария Александровна, сестры Мария Ильинична и Анна Ильинична, брат Дмитрий Ильич. Сюда летом 1900 года дважды приезжал В.И. Ленин. Решение о реставрации бывшего дома Кедровой было принято в январе 1934 года. Музей создавался при непосредственном участии Центрального музея В.И. Ленина, родных и близких Владимира Ильича. Архитектурный облик дома и его бытовая обстановка были восстановлены в том виде, какими они были к концу XIX века. Основа экспозиции мемориального дома – подлинные предметы. Были воссозданы также прилегающие к дому двор с хозяйственными постройками, сад. В 1991 году решением Подольского городского Совета на базе мемориального комплекса создан историко-мемориальный музей-заповедник «Подолье». Далее по улице располагаются еще пять строений, которые представляют русскую избу. В состав музейного комплекса входит музей исторических традиций. Сегодня историко-мемориальный музей-заповедник «Подолье» - памятник истории и культуры города и района.

Теперь мне хочется рассказать, как наша группа ездила в музей истории. Здание музея большое, старинное и красивое. В вестибюле музея стояла елка, потому, ҹто были зимние каникулы, только наступил Новый год. По лестнице мы поднялись в зал, рассказывающий о жизни древних людей. По стенам располагались картины, изображающие сцены охоты древнего ҹеловека на мамонтов, медведей, буйволов. А на стендах демонстрировались копья, стрелы, орудия труда, которыми пользовались люди в каменном веке. Все это оҹень интересно, ведь людям пришлось бороться за свое существование, прятаться от холода и хищников в пещерах, уҹиться пользоваться огнем. Чем дальше мы продвигались по залам, тем развитее становилось ҹеловеҹеское общество. Вот уже и XVI век. В этот период люди уже знали строение Вселенной и Солнеҹной системы. Зодҹие науҹились строить каменные строения, на Руси появляются прекрасные храмы, расписанные Феофаном Греком и Андреем Рублевым, наҹинают в монастырях писаться летописи. Когда я впервые была в музее, мне было очень интересно осмотреть достопримечательности и очень интересные вещи тех времен. Сначала нам не очень сильно хотелось идти в музей. Видимо мы просто привыкли к кинотеатрам, клубам и другим развлекательным центрам. Когда наша группа вошла в музей, вступили на порог, нас посетило странное чувство. Резкий интерес охватил нас. Какие-то интересные, необычные вещи, которые мы никогда не видели оказались прямо перед нашими глазами. Мы очень быстро все разглядывали,не могли насмотреться, было очень интересно. Конечно же там был человек, который все объяснял, рассказывал историю этого предмета, где и как он использовался,но мне было не до этого, я отошла от своей группы с кем я ходила в этот музей. Увидев настолько интересные экспонаты, я ходила кругами, пытаясь запечатлеть все это в памяти. К сожалению, скоро все стали собираться, экскурсия подходила к концу.

Не насмотревшись на экспонаты, но с радостным лицом, что все- таки удалось посмотреть и запечатлеть надолго то, что никогда не видела я ушла. Я очень долго вспоминала те минуты, что я провела в этом интересном месте. У меня сразу же изменилось отношение ко всему, я стала чаще посещать театры, музейные выставки. Вообще стала приобщаться к искусству. Начала свое духовное развитие, что в человеке должно быть, прежде всего, теперь я стал духовно-развитым человеком. Вот так и запомнилась мне эта первая экскурсия с группой, благодаря которой мы приобщилась к искусству, стали ближе друг другу и лучше понимать себя и других.

После этого события я решила узнать, что думают о музеях мои со-групники, и провела опрос. В основном ответы на мои вопросы меня порадовали, т.к. все понимают значение музеев в нашей жизни, что можно в них узнать много интересного и полезного, что у нас есть возможность увидеть другой мир посетив музей, узнать другие измерения и выйти из общения с этим миром обогащенным, просветлевшим, возмужавшем в духовно-нравственном аспекте. Но были и такие ответы: « Я не люблю музеи. Мне жалко тратить время на походы в музеи. Абсолютно неважно, какие. Я их не люблю. Мне там скучно. Мне это не интересно. Мне лень. Тем более, я не люблю ходить. В будние дни я устаю, мне не до походов в музеи. Я живу в двух часах езды от колледжа. Ни времени, ни желания у меня естественно нет. В выходные дни я предпочитаю спать, есть, слушать музыку, читать книги, но никак не ходить в музеи. Не для того я жду выходные, чтобы идти в какой – нибудь музей. Меня не привлекает такая перспектива. Не люблю выходить на улицу. Вообще. В магазин то с горем пополам иду, а тут еще и музей. Дом, тишина, книга, кофе – фот он, залог МОЕГО счастья. И менять я ничего не хочу в укладе своей жизни. Поэтому музеи для меня - пустое место. Не потому что там что – то не так, ведь многим нравится. Просто это не входит в круг моих интересов. Всё, что меня интересует, я могу найти у папы в библиотеке. Старые пластинки The Beatles, Rainbow, Queen, Pink Floy d, Scorpions, Whitesnake. Всё. Больше мне ничего не надо, у меня это всегда есть под рукой» - это самый любопытный ответ, но он не один такого плана, поэтому я его привожу. Что мне хочется сказать таким людям – мне Вас жаль… Потому что мир прекрасен, потому что надо все время стремиться узнавать и музее прекрасно для этого подходят. И даже в наше время сплошного субъективного взгляда на жизнь – делай это в конце концов для своей бессмертной души, получай бесценный опыт для будущей жизни, если нет ни возможности, ни сил сделать этот мир еще прекрасней своей жизнью.

Потом я решила узнать, что надо сделать, что бы мои сверстники хотели идти в музей, что надо сделать, чтоб им было интересно? И вот что я услышала: «Если бы у меня не было возможности узнавать о своих любимых группах, то я бы хотела следующее: Музей Олд – скула. Стены в нём будут из замши и обязательно фиолетовые. Гитары что б на стенах висели, такие, которые побывали в руках великих в моём понимании музыкантов, барабанные установки. Проекторы, которые будут показывать на стенах видео старых интервью или концертные записи, без звука. В музее обязательно должно быть темно. А еще не помешали бы диванчики, кресла, белые, кожаные. На полу ковры, и очень громкая музыка.

Так, что б атмосфера была». Другой ответ, который я приведу, был следующим: «Мне хотелось бы, что музеи были интерактивные, что можно было все трогать, чтобы нас встречали персонажи той эпохи, чтобы были театрализованные представления – было бы очень интересно…». Я думаю, что и таким музеям есть место в нашей жизни и насколько я знаю, есть и такого плана музеи.

Но все-таки, музеи необходимы. Как представить нашу жизнь без Музея им. А.С. Пушкина, без Третьяковки, без Эрмитажа, без того, что можно просто стоять перед «Демоном» Врубеля или «Троицей» Рублева. Как понять русские сказки без картин Васнецова, как убрать из жизни Собор Василя Блаженного, когда сердце замирает от непередаваемого восторга, когда просто стоишь рядом с ним, как вычеркнуть из памяти первый поход с мамой в Дарвиновский музей - это вошло в нашу и это останется с нами до ее конца.

Поэтому музеям есть место в нашей жизни, т.к. только наследие, сохраняемое музеями, формирует человека, сохраняет традиции, показывает жизнь нашего народа. Тем более в наше, не простое время, когда так необходимы подрастающему поколению вещественные доказательства, того пути, который прошел наш народ, гордость принадлежности к этому народу и счастье, что ты живешь здесь и сейчас - в этой прекрасной стране с таким великим прошлым, и не менее прекрасным будущим, и радости, что ты можешь явиться продолжателем традиций народа.

Еще, я считаю, хорошо, что есть музей в нашем колледже, который дает преставление о том какие люди работали и учились в нем. Я думаю, такие музеи необходимы, т.к. ты знакомишься с профессией, гордишься ею, гордишься своим учреждением и, в конце концов, Родиной, потому, что любовь к Родине и начинается с любви к своей «малой Родине» - к своим близким, к своим друзьям, к своей улице, к своему Колледжу. А так как все мы родом из детства, то эту любовь мы пронесем всю свою жизнь, и роль нашего маленького колледжного музея в ней не последняя и это обстоятельство очень радует, потому, что благодаря ему, ты становишься причастной к своему народу, Отечеству.

А напоследок скажу следующее, всем советую посещать музеи, ведь они интеллектуально обогащают твой внутренний мир, расширяют кругозор, приобщают тебя к прекрасному, позволяют тебе испытывать сопричастность к миру и времени. Вероятно, люди посещают музеи, потому что там что-то иное, чего не встретишь в повседневной жизни. Музеи - это отдельный мир иногда даже, кажется, что во времени есть четвёртое измерение. Я люблю ходить в музеи и советую, это делать всем.

Объекты культуры - музеи, театры, библиотеки – меняются в последние годы, буквально, на глазах. Там появляются такие привычные в практике бизнеса элементы, как интерактивные экраны, продажа билетов онлайн, электронные каталоги и многое другое. Но дело не только в технологиях. Музеи и библиотеки начали всерьез интересоваться своей аудиторией, работать с ней. Появилось понятие «культурный продукт» и специалисты, работающие с ним: маркетологи и пиарщики.

Вместе с тем, «интересоваться аудиторией» и системно работать с ней – разные вещи. Последнее требует проведения профессиональных исследований, но пока они проводятся лишь спорадически и обычно ставят перед собой лишь описательные цели. Мы попробовали отчасти восполнить этот пробел и продемонстрировать, как использовать данные опросов для решения бизнес-задач в сфере культуры.

Проект в формате QuickTest был выполнен в январе 2018 года компаниями Content Research (концепция, обработка и анализ данных) и Online Market Intelligence (проведение онлайн-опроса с использованием собственной access панели). В опросе приняли участие 14500 респондентов возраста 18 – 65 лет, проживающих в городах с населением свыше 50 тыс. жителей. Структура выборки соответствовала интернет-населению городской России.

Мы ставили перед собой задачи изучения потребительского поведения посетителей культурных мероприятий и объектов, определение особенностей отдельных сегментов аудитории и точек роста. Респондентам задавали вопросы об их отношении к различным видам культурного отдыха: походам в музеи, посещении театров и экскурсий. При анализе результатов надо было, конечно, сфокусировать внимание на одном виде объектов. В качестве такового в данном случае были выбраны музеи, но результаты опроса позволяют решить аналогичные задачи и для экскурсий, театров или лекций по искусству.

Ключевой фактор

Задача, которую мы решали, а это типовая и часто встречающаяся задача, заключалась в выделении сегментов, требующих различного маркетингового подхода: в одних случаях надо стимулировать людей впервые прийти в музей (сделать пробную покупку), в других – приходить в музей (покупать) чаще, в третьих – тратить в музее больше (увеличивать средний чек). И, конечно, все эти сегменты надо уметь различать по внешним признакам, а чаще – их сочетаниям.

В качестве ключевого фактора для сегментации аудитории мы выбрали частоту посещения музеев. Для нее мы выделили пять основных групп, основываясь общими сведениями о поведении людей. Подобные начальные сведения также можно получить как результат кабинетных исследований. В этой статье мы сосредоточили внимание на анализе только одной из них – «любителях музеев», но алгоритм анализа любой группы одинаков, так что при желании читатель может продолжить изучение аудитории самостоятельно. Таблица соответствий интуитивно понятных и измеряемых дескрипторов приведена ниже.

Результаты опроса показывают, что походы в музей – заметная часть культурной жизни россиян – лишь каждый пятый отметил, что ни разу не был в музее за последние пять лет. Примерно такая же по величине группа людей ходит в музей достаточно регулярно: один раз в два-три месяца или чаще (любители + частые).

Частота посещения музеев, доля, %, Россия, 2018 г.

Источник : данные Online Market Intelligence , расчеты Content Research

Как влияют на эту зависимость социально-демографические факторы? Это можно посмотреть на интерактивных диаграммах (рекомендуется открывать в новых вкладках). Кнопки для переключения – вверху слева. Доступны для просмотра зависимости от пола , возраста , образования , количества детей , р азмера города , дохода на члена семьи , семейного статуса .

Как видно из результатов опроса, гендерный фактор не слишком важен, когда речь идет об очень частых посетителях. Однако, чем меньшее место музеи играют в жизни наших сограждан, тем более заметны различия в ментальности: женщины ходят чаще. А вот в сегменте редких посетителей пропорции полов близки к средним по стране. Среди тех, кто не ходит в музеи, ожидаемо преобладают мужчины.

Заметна зависимость частоты посещений музеев от возраста и образования. Молодые люди довольно категоричны: если они ходят в музей, то часто. Если нет – то вообще нет. По мере взросления эти различия сглаживаются, так что в группе 45-54 года максимальна доля частых посетителей и минимальна тех, кто не ходит в музеи.

С образованием все просто: чем выше уровень, тем чаще люди ходят в музеи. Причем, студенты в этом случае ведут себя так же, как те, кто уже закончил ВУЗ, а люди со средним образованием – так же, как и средним специальным. Такую же простую, хотя и менее ожидаемую зависимость можно наблюдать по отношению к доходу: обеспеченные люди посещают музеи чаще бедных. Видимо дело все-таки в корреляции уровня образования и величины доходов, стоимость билета вряд ли служит серьезным барьером.

А вот семейный статус на частоту, практически, не влияет, можно выделить только несколько большую долю бездетных, которые не бывают в музеях (40% и около 30% - 32% для людей, имеющих детей).

Цели и задачи

Когда перед маркетологом того или иного объекта культуры (в данном случае – музея) стоит цель повысить эффективность его организации, то стандартным решением было бы поставить следующие задачи:

А. Стимулировать частых и очень частых посетителей (heavy-users) тратить больше, предлагая им дополнительные услуги и платный сервис. Это касается тех, кто посещает музей один раз в 2-3 месяца или чаще.

Б. Стимулировать редких посетителей приходить.

В. Менее важной, но все-таки необходимой представляется задача стимулировать «не посетителей» посетить их хотя бы один раз.

Оптимальная тактика работы с «промежуточной» группой (средние посетители) зависит от ситуации: эти люди могут вести себя и как «соседи (по диаграмме) слева», и как «соседи справа».

Однако к одной и той же цели можно идти разными путями. Чтобы выбрать оптимальный, надо глубже изучить свойства выбранного сегмента. Социально-демографических характеристик для этого мало, надо понимать интересы этих людей, стиль их жизни и т.п. Здесь мы ограничимся анализом одной из них – «очень частых посетителей».

Чем живут те, кто часто ходит в музеи

Приведенные выше данные по группам посетителей музеев позволяют описать группу очень частых посетителей. Это материально обеспеченные люди с высшим образованием (хотя бедных среди них тоже хватает), много молодежи и немало старшего поколения, среднего – заметно меньше, а остальное – как у всех. .

Самый простой путь понять интересы этих людей - узнать, как часто они посещают театры, концерты и другие культурные объекты и мероприятия. Это возможно, ведь по своей популярности музеи совсем немного уступают традиционному лидеру – театрам. Доля «любителей» составляет 6,7% и 7,3%, соответственно.

Доля «любителей» театров, музеев и других культурных объектов

Источник : данные Online Market Intelligence , расчеты Content Research

Интересно, что популярность экскурсий, если судить о ней по доле очень частых посетителей, статистически неотличима от музеев. А вот столь любимые когда-то опера и балет сдают свои позиции. Однако, нам сейчас интереснее другое: ходят ли любители в музеи столь же часто, как и в театры, на лекции и т.п.? Как показывают данные исследования – ходят. Но не все и не везде.

Ниже мы приводим один, но характерный пример – о посещении театров. Отношение посетителей музеев к другим видам культурного отдыха можно видеть на интерактивных диаграммах: лекции , экскурсии , концерты , опера/балет

Куда еще ходят «любители музеев»: театры, доля, %

Источник : данные Online Market Intelligence , расчеты Content Research

Как видно из диаграммы, среднее значение (Total) дает неверное представление о поведении аудитории – разброс между отдельными сегментами очень велик.

Подытоживая, можно сказать, что люди, любящие музеи, ведут активный в культурном отношении образ жизни: больше половины из них так же часто, как и в музеях, бывают в театрах, чуть меньше половины – на экскурсиях, каждый третий – на лекциях. Таким образом, чтобы вовлечь такую аудиторию в свою орбиту (и увеличить частоту покупок) музеи должны вести комплексную работу. Но тут возникает другой вопрос: в каком направлении ее вести - ведь у каждого музея своя тематика.

Популярные темы

Четких границ между темами музеев, конечно, нет, а те, что есть – подвижны. Организация музеями выставок, проведение лекций и т.п. позволяет гибко реагировать на настроения общества. Однако эти настроения до сих пор определялись интуитивно. Между тем, их можно измерить. Полученные данные довольно наглядно демонстрируют, что работать с heavy-users надо начинать с художественной тематики, а завоевывать расположение тех, кто не ходит в музеи, лучше с достопримечательных мест.

«Какие музеи для вас представляют наибольший интерес?», доля, %

Источник : данные Online Market Intelligence , расчеты Content Research

Интересно, что у каждого крупного музея складывается своя аудитория с индивидуальными качествами. В ходе опроса респондентов попросили назвать свои любимые музеи. Их список получился весьма длинным, но можно выделить две группы: крупные музеи, каждый из которых получил более 150 упоминаний в качестве самого любимого, и региональные (областные и районные), каждый из которых в силу локальной известности имеет 20 – 30 упоминаний. К первой группе относятся Эрмитаж (лидер своеобразного рейтинга), «Третьяковская галерея, «ГМИИ им Пушкина», Русский музей. Ко второй местные художественные и историко-краеведческие музеи, а также мемориальные музеи вне зависимости от их локации. Известность, кстати, не всегда сопровождается любовью, например, Московский Кремль получил совсем немного «голосов».

Анализ аудитории «фанатов» нескольких крупных музеев, таких как Эрмитаж, Третьяковская галерея и ГМИИ им. Пушкина, показывает, что предпочтения этих групп различаются, причем, часто довольно сильно. Например, доля «любителей» музеев и театров среди фанатов «Пушкинского» заметно выше, чем среди тех, кто предпочитает Эрмитаж.

Куда еще ходят те, кто упомянул крупные музеи в качестве любимых, доля, %

Примечание: на диаграмме представлена доля "любителей" (термин, обозначаающий частоту посещения) музеев, театров и др. (горизонтальная ось) среди тех, кто назвал любимыми музеи, упомянутые в легенде: ГМИИ им. Пушкина, Эрмитаж, Третьяковскую галерею.

  • загрузить фото из музея, парка или усадьбы, подтверждающих посещение?
    На странице Мои музеи в личном кабинете напротив каждого музея, который добавлен в список Мои музеи, есть окошко для прикрепления фотографии.
  • можно получить задания?
    Задания по музеям и усадьбам выдаются на месте сотрудниками.
    Задания по паркам можно скачать самостоятельно со страницы парка. Подробную информацию про то, как скачать задания по паркам и как отправить ответы можно найти на странице Как отправлять ответы по паркам.
  • публикуются результаты?
    На странице Мои результаты в личном кабинете.
  • можно найти критерии проверки работ?
    На странице Критерии проверки работ.

Что делать, если...

  • нет результатов из музея, хотя я в нем был(а) более двух недель назад?
    Следует написать на почту организаторов [email protected] с указанием кода участника, ФИО, названия музея и даты посещения. Желательно указать был ли бланк скачан с сайта или получен в музее.
  • потеряли зверушку-путешественницу?
    Выбрать новую зверушку и написать на почту организаторов [email protected] с фотографиями старой и новой игрушек, а также кодом участника.
  • хочется узнать, за какие именно вопросы выставили неполные баллы за посещенный объект?
    Если это парк, то в разделе Мои ответы по паркам можно увидеть детальные баллы.
    Если музей или усадьба, то в разделе Мои апелляции в личном кабинете следует выбрать тему "Запрос детализации", затем название посещенного объекта и заполнить необходимые поля просьбой выслать детализацию.
  • не согласны с выставленными баллами или непонятна причина отклонения фотографии-подтверждения посещения?
    В разделе Мои апелляции в личном кабинете следует выбрать соответствующую тему и посещенный объект, затем в полях внятно и корректно изложить причину своего несогласия с оценкой.
  • кажется, что неправильно суммируются баллы по посещенным объектам?
    Внимательно изучить раздел Подсчета результатов . Вероятно, вы не учитываете одно из правил сложения баллов в Общем зачете.
  • загрузили фото-подтверждение не к тому музею?
    После отклонения данного фото следует вместо него загрузить данное изображение , так мы будем считать фото удаленным.

Когда...

  • откроется музей, который обозначен в Каталоге музеев как тот, что "не принимает участников на данный момент"?
    Оргкомитет не может сообщать подобную информацию во избежание недоразумений. Музей считается принимающим участие только в случае, если музей имеет соответствующий статус в Каталоге музеев.
  • закроется регистрация на Олимпиаду?
    15 марта 2019 года.
  • состоится Финальная призовая игра?
    В одну из суббот мая, дата уточняется.
  • появятся мои результаты по посещенным объектам?
    Результаты по паркам появляются в течение двух недель с даты отправки ответов. Результаты по музеям и усадьбам появляются в течение двух недель с даты посещения музея. Если ваших результатов нет более двух недель, напишите на почту организаторам, пожалуйста.

Прочее

  • Сколько нужно посетить музеев, парков и усадеб?
    Для попадания в общий зачет необходимо посетить 4 музея и 1 парк или 4 музея и 1 усадьбу.
    Отдельно опубликованы критерии определения победителей и призеров олимпиады , а также критерии приглашения на призовую игру .
  • Нужна ли зверушка-путешественница на фото из музеев и усадеб?
    Нет, на фото-подтверждениях посещений зверушка-путешественница не нужна. Она нужна только на фотографиях, которые являются ответами на задания в парках, где нужно сделать фотографию.

Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете задать свой вопрос организаторам по почте [email protected] .

Основные определения, используемые на Олимпиаде

Что понимается под словом "участник"?

Участник - это один или несколько школьников (личный или командный тип участия соответственно) с взрослыми сопровождающими или без них.

  • Важно! Сопровождающий не является частью команды.

Что такое «Приглашение в Музей» и где я могу его взять?

По сути, это пропуск на очный тур основного этапа Олимпиады по музею или усадьбе (см. раздел «Этапы Олимпиады»). Приглашение можно скачать через личный кабинет в Единой Системе Регистрации (ссылку на скачивание приглашения можно найти на страничке каждого музея). Распечатанное приглашение необходимо иметь при себе каждому участнику при посещении музея или усадьбы. Оно должно быть предъявлено при входе в Музей и сдано после просмотра экспозиции вместе с заполненными ответами на вопросы очного тура.

  • Важно! Приглашения в парки с заданиями размещены на странице конкретного парка. Ответы на вопросы следует загрузить через специальную форму на сайте олимпиады (ссылка есть на странице каждого парка).

Как часто вы ходите в музеи? Музеи - это настоящие кладовые эмоций, чувств, знаний. Давайте сразу внесем ясность: художественные музеи существуют для вас - да, для вас. Не только для школьников на экскурсии, не только для пожилых людей с абонементом, не только для снобов, ученых или эрудитов. Они существуют для вас. Для всех. У вас есть стопроцентное право там находиться. Никаких «если», «и» или «но». Прочитайте эти советы, и вы будете получать максимальное удовольствие от походов в музеи и галереи.

Искусство - это волшебство

Исследования показали, что созерцание произведений искусства стимулирует, помимо всего прочего, двигательную кору - ту часть вашего мозга, которая контролирует движения вашего тела. Когда вы смотрите на объект искусства, вы не просто видите его или думаете о нем, вы чувствуете его всем своим существом. В буквальном смысле:

Вы откликаетесь на произведение искусства всей душой и всеми клетками, оно воздействует на ваши чувства, разум, эмоции и даже на ваше физическое тело.

Зайти в художественную галерею - это как провести урок в переполненном классе: каждый ребенок требует вашего внимания; каждый хочет, чтобы вы послушали, что он хочет сказать. И все картины хотят рассказать о миллионе вещей: о любви, о религии, о процветании, власти, статусе, технической виртуозности и умении показать себя, о глубокой духовной борьбе и неудачах, о фантазии, волшебстве, свете, тени, перспективе, отчаянии, и о многом-многом другом.

Итак, вот простые советы, которые помогут вам влюбиться в картины, музеи и галереи.

1. Выберите подходящее время

Воспользуйтесь гуглкартами, чтобы узнать, когда в музее меньше всего народа. Для этого найдите в картах нужный музей и промотайте до раздела «Популярное время». Так, например, выглядит распределение народа в Лувре в воскресенье.

Отправляйтесь туда к 9 утра, и весь Лувр будет в вашем распоряжении, без толкотни и шума. Ради интереса найдите на карте музей в вашем городе, куда вы хотите сходить.

2. Читайте таблички

Как вы, вероятно, знаете, в большинстве музеев на стенах висят таблички, на которых можно найти основные (а иногда и подробные) сведения о том, на что вы смотрите. Вы можете узнать год, когда была создана картина или скульптура, историю создания и смысл.

3. Возьмите аудиогид

Многие музеи предлагают аудиотуры, чтобы, гуляя по музею, вы могли прослушать информацию о произведениях искусства. Возможно, вы захотите пройти экспозицию дважды: сначала читая подписи на стенах или слушая аудиогид, чтобы получить информацию, и во второй раз - используя недавно полученные знания, чтобы лучше понять увиденное. Или сначала получить чистое, непосредственное впечатление от искусства,а потом подкрепить его обретением новых знаний.

Суть в том, что нет правильного способа. Поступайте так, как считаете правильным.

4. Просто остановитесь

Каждый раз, когда вы идете в музей, выбирайте один или два зала и подольше любуйтесь каждой картиной, прежде чем перейти к следующей. Вы можете заходить в залы практически наугад. Не стоит беспокоиться о том, чтобы выбрать лучшие или самые интересные картины, потому что постепенно вы обойдете все. У вас есть столько времени, сколько требуется.

Просто остановитесь напротив какой-нибудь картины, смотрите на нее в течение хотя бы одной минуты и попробуйте понять, что вы чувствуете.

Если музей большой, возьмите план экспозиции, выберите несколько картин, которые вы обязательно хотите увидеть, и спланируйте маршрут так, чтобы по очереди посмотреть каждую из них. К счастью, по пути от одной Действительно Известной Картины до другой вы пройдете мимо многих и многих удивительных произведений и сможете насладиться и ими тоже. Бонус!

5. Доверьтесь себе

Только вы можете знать, действует ли на вас произведение искусства. Только вы знаете, что вам нравится. Только вы знаете, что приносит вам удовольствие. Только вы знаете, что заставляет вас думать, чувствовать и видеть.

Доверьтесь себе. Доверьтесь своим чувствам. Доверьтесь своей способности формировать и взращивать, развивать и создавать собственный вкус.

Имейте мужество сформулировать для себя, что вы любите и что не любите. Имейте мужество бросить себе вызов и расширить свои горизонты. И, в конечном счете, имейте мужество быть самому себе законодателем вкусов. Даже если у вас не хватает слов для того, чтобы объяснить, почему вам нравится то, что нравится, вы тренируете свой мозг любить то, что ему нравится, и знать, что ему нравится. И вас можно за это только похвалить!

6. Поставьте себя на место художника

Представьте себе, что вы могли бы позвонить кому угодно по волшебному видеофону. Вообще кому угодно. Живому или умершему. Знаменитости или затворнику. Умному, смешному, мечтательному, сумасшедшему. И вы могли бы спросить этого человека, какой была или какой является для него жизнь. Как он видел мир. И все, кому вы позвоните и спросите, ответят вам.

Они расскажут и покажут вам, каково это - быть ими, откроют вам саму свою сущность. Знаете, что здесь описано? Созерцание произведений искусства. Когда вы смотрите на чье-то творение, вы видите реальность того человека, который его создал. Задумайтесь об этом, и у вас не останется сомнений: этот человек был так же реален, как и вы сами.

Встаньте перед произведением искусства и подумайте, какими видел вещи художник, как он воспринимал мир. Поразмышляйте о его личных впечатлениях и о том, как они превратились в картину или скульптуру.

Это может показаться очень странным, но это полезно. Иногда вместо того, чтобы смотреть на картины, интересно посмотреть на людей, которые смотрят на картины. В следующий раз, находясь в музее или в каком-то другом месте, где люди любуются произведениями искусства, отступите на шаг и немного понаблюдайте.

Обратите внимание на возраст и типы людей, которых привлекают разные жанры изобразительного искусства. Присмотритесь и увидите, что каждый по-своему ведет себя в музее: ходит, останавливается, начинает движение, замедляется, стоит, протискивается. Кто останавливается и долго вглядывается в картину? Кто, казалось бы, вообще ни на что не смотрит? Кто чаще смотрит в телефон, чем на картины? Кто не может замолчать? Кто бежит вперед? Кто плетется сзади?

Наблюдайте, но не судите никого. Все люди разные, и это неплохо. Если кто-то быстро проходит зал, это не значит, что у него нет своего личного замечательного опыта взаимодействия с искусством. Подумайте о том, что в момент встречи с искусством важно лично для вас.

8. Прислушайтесь к разговорам

Среди посетителей могут быть: а) экскурсоводы, б) профессионалы в области искусства, в) личности с необычными взглядами и вкусами. И разговоры всех этих людей, стоящих перед картиной рядом с вами, весьма интересны и занимательны. Как-то я забрела в музей Ван Гога в Амстердаме, и возле одной картины услышала, как экскурсовод описывал, чем эта картина удивительна. Я бы не остановилась около нее надолго, она мне показалась обычной. Но экскурсовод сказал: «Вы видите какое небо? Оно зеленое». «И правда, зеленое, как я могла этого не заметить?!»

Множество прекрасных полотен висят на стенах. Прямо сейчас. Позвольте искусству проникнуть через ваши глаза и оставить отпечаток в вашем мозге. Начните видеть красоту, и радость по крошечным капелькам будет заполнять ваше сердце.

В мире существуют музеи на любую тематику, поэтому не стоит считать, что вы не найдете для себя подходящий вариант. При этом походы в музей могут утомлять, обескураживать количеством информации и даже быть скучными, если у вас нет грамотного плана действий. Заранее изучите сведения о музее, выберите подходящее время и составьте план для похода с детьми, чтобы получить настоящее удовольствие от посещения.

Шаги

Часть 1

Изучите сведения о музее

    Выберите музей, который соответствует вашим интересам. Существуют музеи искусств, истории, информации, войны, вооружений, транспорта, наук, животноводства, театра и многие другие виды. Составьте список интересных тем или предметов, которые нравились вам во время учебы. Затем найдите тематический музей в своем или соседнем городе - так вы будете с нетерпением ждать посещения.

    Посетит сайт музея. Сегодня многие музеи обзавелись онлайн-площадками, которые позволяют совершить виртуальный тур по объекту. Выберите подходящий музей и узнайте об экспонатах и мероприятиях (выставки, туры, лекции), которые намечены на день вашего посещения.

    Узнайте часы работы музея. Уточните время работы музея. В самом начале и в конце рабочего дня обычно меньше всего посетителей, но если зайти в музей перед закрытием, то вам придется спешить и появится риск упустить интересные вам экспонаты.

    • Также узнайте график работы музея в праздничные и выходные дни.
  1. Узнайте стоимость входных билетов. На сайте музея обычно указана цена взрослого и детского билетов, поэтому подсчитайте стоимость для своей компании. Если в музее нельзя рассчитываться картой, то об этом должно быть сказано на сайте, поэтому внимательно читайте все примечания и не забудьте взять наличные.

    Выберите подходящий транспорт. В крупных городах поездка в музей связана с высокой платой за стоянку. Лучше воспользоваться общественным транспортом вроде автобуса или поезда. Также продумайте маршрут, чтобы сократить количество пеших передвижений, так как вам предстоит много ходить по музею.

    Приходите на сытый желудок и в удобной одежде. Перед посещением музея следует поесть, чтобы вас не отвлекало чувство голода. Выбирайте комфортную одежду и особенно обувь с удобными стельками или супинатором, так как почти все время в музее придется провести на ногах.

Часть 3

Гуляйте по музею

    Читайте информацию об экспонатах. Почти в каждом музее есть плакаты или таблички с важной информацией о каждом экспонате. У вас наверняка не будет времени (и желания) читать каждую табличку. Читайте сведения о выбранных экспонатах, а если останется время, уделите внимание и другим примечательным образцам.

    Слушайте аудиогида. При покупке входных билетов узнайте о наличии аудиогидов. Во многих музеях предлагают электронные устройства с фонограммой за небольшую плату. Благодаря аудиогиду вы получите более детальное представление об экспонатах без необходимости читать информацию на каждой табличке.

    Посетите коллективную экскурсию. Некоторые музеи предлагают бесплатные экскурсии, которые начинаются в определенное время. Как правило, нужно прийти в точку сбора и присоединиться к группе, но иногда нужно зарегистрироваться или оплатить такую услугу отдельно. Узнайте нужную информацию на сайте или в кассе музея.

    Обсудите любимые экспонаты со своими попутчиками. Беседуйте с друзьями и родственниками, которые пришли вместе с вами. Узнайте, какая картина или окаменелость понравилась им больше всего. Сообщите новые сведения, которые вас удивили. Это хороший способ поговорить со своими спутниками и лучше разобраться в выставке.

    Делайте частые перерывы. Если в музее есть стулья или лавочки, то не стесняйтесь присесть на них при первых признаках усталости. В музее есть кафетерий? Закажите напитки и побеседуйте с друзьями, после чего можно продолжить осмотр.

Часть 4

Подготовьте детей к визиту

    Выберите музей с развлечениями для детей. Часто в музеях есть специальные секции для детей, но маленькие узкоспециализированные музеи могут не предлагать дополнительных развлечений. Выберите музей для детей, аквариум, музей естествознания или планетарий. Музеи войны или военной техники лучше обходить стороной, если ваш ребенок еще недостаточно взрослый, чтобы понять сложную информацию.

    Заранее расскажите детям о правилах поведения. Объясните основные порядки: в музее нельзя кричать, прикасаться к экспонатам и бегать по проходам. Если ребенку хочется прикоснуться, то скажите, что если бы каждый из миллиона посетителей потрогал картину, то от нее бы уже ничего не осталось. Покажите детям интерактивные экспонаты, которые можно потрогать, включая шоу в аквариуме или дельфинарии.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!