Учет операций с театральными билетами. Учет билетов в учреждении культуры: правила, требования, рекомендации Налогообложение НДС реализации входных билетов

Организация, применяющая УСН, занимается предоставлением услуг по организации торжеств и различных мероприятий. Была организованна выставка. В типографии изготовлены входные билеты. Билет лишь удостоверяет право на посещение выставки. Часть билетов была реализована через кассу за наличный расчет, а часть - юридическим лицам, которые осуществили оплату в безналичном порядке. Каков порядок бухгалтерского учета входных билетов и документальное оформление их реализации юридическим лицам, осуществившим оплату в безналичном порядке?

По нашему мнению, для целей бухгалтерского учета входные билеты на выставку можно рассматривать как бланки строгой отчетности. Дело в том, что сами по себе они не могут принести организации экономические выгоды и поэтому не могут быть признаны товарно-материальными ценностями (товаром, материалом); они лишь служат удостоверением права их покупателя на получение услуги, оказываемой организацией. В рассматриваемом случае - билет удостоверяет право на посещение выставки.

С правовой точки зрения приобретение билета означает заключение договора на оказание организацией услуг. Ведь договор может быть заключен и посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п. 2 ст. 432 ГК РФ). Приобретая входной билет на выставку, покупатель соглашается на приобретение услуг, оказываемых организацией в виде проведения выставки.

Отметим, что нормативными актами не раскрывается понятие "бланк строгой отчетности". Однако исходя из Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утверждено Минфином СССР 29.07.1983 N 105 по согласованию с ЦСУ СССР) можно прийти к выводу, что бланками строгой отчетности являются документы:

Имеющие уникальный номер;

Подлежащие особому хранению (в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность).

Учет билетов

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о наличии и движении находящихся на хранении и выдаваемых под отчет бланков строгой отчетности предназначен счет 006 "Бланки строгой отчетности" . Бланки строгой отчетности учитываются на счете в условной оценке, например, в оценке - 1 руб.

Отметим, что существует и другая позиция, в соответствии с которой бланки строгой отчетности учета учитываются не на забалансовом счете, а принимаются к учету по дебету счета 10 "Материалы" по фактически затратам на приобретение с последующим списанием на счет или %%%_16_%% . Однако, как мы указали выше, сами по себе бланки билетов не обладают способностью приносить организации экономические выгоды в будущем, а потому не должны учитываться на балансе организации в качестве актива.

Затраты на типографские услуги по изготовлению билетов следует рассматривать как расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг, на основании п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации".

Поступившие в организацию билеты принимаются к учету по дебету счета в условной оценке. Затраты на покупку бланков отражают по дебету счетов учета производственных затрат. Так, затраты на приобретение билетов могут отражаться либо по дебету счета 20 "Основное производство" , либо по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" в зависимости от порядка, предусмотренного учетной политикой организации.

Выручка от продажи билетов является доходом от обычных видов деятельности организации исходя п. 5 ПБУ 9/99 "Доходы организации".

Операции по оплате типографских услуг по изготовлению билетов оформляются следующими проводками:

Учтены билеты;

Признаны в расходах затраты на типографские услуги (на основании акта об оказанных услугах).

Реализация билетов отражается в следующем порядке:

Отражена оплата билетов;

Отражена выручка от реализации билетов;

Списаны реализованные билеты.

Оформление документов

Что касается документального оформления реализации билетов юридическим лицам, осуществившим оплату на организации, отметим следующее.

Действительно, поскольку, как Вы правильно заметили, билеты не являются товарно-материальными ценностями, при их реализации (форма N ТОРГ-12, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций") не должна оформляться.

Отметим, что, поскольку билеты сами по себе являются бланками строгой отчетности, при их реализации оформление каких-либо документов действующим законодательством не предусмотрено.

В рассматриваемой ситуации организация может составить акт передачи входных билетов, форма которого может быть разработана и утверждена организацией самостоятельно с соблюдением требований п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ - с указанием следующих обязательных реквизитов:

Наименование документа;

Дата, когда он был составлен;

Наименование организации, составившей документ;

Единицы измерения и стоимость;

Должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

Личные подписи указанных лиц.

В данном документе могут быть также отражены серии и номера билетов, дата их передачи и иные существенные данные.

Кроме того, организация может выдавать покупателям (юридическим лицам) также и другие документы, например:

Программу выставки;

Приглашения;

Иные документы, которые могут помочь вашим контрагентам доказать, что расходы на посещение в выставке соответствуют критериям признания расходов, установленными п. 1 ст. 252 НК РФ.

К сведению:

Отметим, что одной из разновидностей бланков строгой отчетности является бланк строгой отчетности, приравненный к кассовому чеку (далее - БСО), порядок применения которого установлен Порядком осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее - Порядок).

Применение таких БСО связано с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", позволяющим организациям и индивидуальным предпринимателям осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих БСО.

То есть организация может воспользоваться указанным правом и не применять кассовый аппарат при осуществлении наличных расчетов с населением за предоставление им услуг в виде посещения выставки. Но для этого форма входного билета, выдаваемого покупателям - физическим лицам, и их учет должны соответствовать требованиям Порядка.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

"Бюджетный учет", 2009, N 8

Об особенностях бюджетного учета билетов, абонементов, экскурсионных путевок театрально-зрелищными учреждениями, концертными организациями, коллективами филармоний, цирковыми предприятиями, зоопарками, музеями, парками (садами) культуры и отдыха расскажет Т.Е. Володина, заслуженный экономист Российской Федерации, член методологического совета при Министерстве культуры и массовых коммуникаций.

Организации и учреждения, оказывающие услуги в сфере культуры и искусства, в соответствии со ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", а также Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (далее - Положение N 359) осуществляют расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам и утвержденным порядком учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности.

Формы бланков и их реквизиты

Формы бланков билета, абонемента и экскурсионной путевки утверждены Приказом Минфина России от 17 декабря 2008 г. N 257 "Об утверждении бланков строгой отчетности" (далее - Приказ N 257).

Абонемент Билет Экскурсионная путевка

К бланкам строгой отчетности, применяемым при оказании услуг организациями культуры, относятся:

  • билет;
  • абонемент;
  • экскурсионная путевка.

Каждый из этих документов должен содержать следующие реквизиты:

а) наименование документа, шестизначный номер и серию;

б) наименование и организационно-правовую форму учреждения (организации);

в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица по доверенности;

г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный учреждению (организации) культуры, выдавшему документ;

д) вид услуги;

е) стоимость услуги в денежном выражении;

ж) иные реквизиты, характеризующие специфику оказываемой услуги, которыми вправе дополнить документ учреждение (организация) культуры.

Изготовление бланков

Утвержденные Приказом N 257 бланки строгой отчетности учреждения могут напечатать в типографии с обозначением серии и порядкового номера, а также изготовить самостоятельно с помощью имеющихся в наличии технических средств (персональных компьютеров и пр.) с соблюдением нумерации с помощью нумератора и применением специальной программы автонумерации, исключающей возможность повтора в использовании номера.

В соответствии с п. 12 Положения N 359 учреждения по требованию налоговых органов обязаны представить информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах. Способы формирования бланков документов посредством автоматизированных систем зависят от конкретной системы, используемой в данном учреждении.

Так как в Положении N 359 речь идет не о печатающем устройстве, а о системе, обеспечивающей защиту от несанкционированного доступа, фиксацию, хранение сведений о бланке документа, что соответствует требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике в этой части, обычный компьютер для формирования бланков строгой отчетности использован быть не может. Таково мнение Минфина России, которое изложено в Письмах от 3 февраля 2009 г. N 03-01-15/1-43 и от 7 ноября 2008 г. N 03-01-15/11-353.

Проставление серии и номера на бланке документа, изготовленного типографским способом, осуществляется изготовителем бланков. Дублирование серии и номера на бланке документа не допускается, за исключением серии и номера, наносимых на отрывные части бланка документа.

Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж). Об этом сказано в п. 4 Положения N 359, Письме Минфина России от 3 февраля 2009 г. N 03-01-15/1-42.

Художественное оформление билетов, абонементов и экскурсионных путевок, определение характера и содержания необходимой информации на них, а также их техническое редактирование производятся учреждением культуры и искусства самостоятельно.

Бюджетный учет

С 1 января 2009 г. вступили в силу Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные Приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. N 145н. В соответствии с ними расходы на оплату договоров на изготовление и приобретение бланочной продукции (в том числе бланков строгой отчетности, первичных учетных документов, регистров бюджетного учета и отчетности и пр.) следует относить на подстатью 226 "Прочие работы, услуги". Следовательно, расходы по изготовлению бланков строгой отчетности учреждений (организаций) культуры, утвержденных Приказом, также относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги".

Расходы по оплате договоров на изготовление плакатов, афиш, программ спектаклей, договоров на создание эскизов костюмов и сценографии тоже следует относить на подстатью 226 "Прочие работы, услуги".

Руководство учреждения должно обеспечить строгий контроль за сохранностью и правильным ведением бухгалтерского учета бланков строгой отчетности.

Ответственность за хранение билетов и абонементов в соответствии с действующим законодательством несут руководитель учреждения, а также другие его работники по письменному указанию руководителя.

Бланки строгой отчетности, хранящиеся у должностных лиц, подвергаются проверке одновременно с ревизией денежных средств в кассе в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40.

Нереализованные билеты, абонементы и экскурсионные путевки списываются и уничтожаются в порядке и сроки, установленные для бланков строгой отчетности, утвержденные приказом руководителя учреждения. Копии квитанций, корешки бланков строгой отчетности, подтверждающие суммы принятых наличных денег, должны храниться в учреждении в упакованном виде в архиве или на складе в течение 5 лет <1>.

<1> О сроках хранения документов см. статью "Уничтожение документов" N 3/2009, с. 60.

Списание изъятых из обращения билетов и абонементов производится на основании акта, составленного комиссией и утвержденного руководителем организации. При этом к данному акту прилагаются документы (акты) об уничтожении.

Бухгалтерский учет билетов, абонементов и экскурсионных путевок в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. N 148н (далее - Инструкция N 148н), осуществляется следующим образом.

Первичными документами по учету доходов от показа спектаклей, концертной и иной культурно-просветительской деятельности (в том числе сборов от продажи билетов и абонементов) служат бланки строгой отчетности, на основании которых осуществляется расчет с посетителями учреждений сферы культуры и искусства без применения контрольно-кассовой техники.

Прием изготовленных в типографии бланков строгой отчетности производится по накладной и счету в типографии представителем заказчика по доверенности.

При приеме изготовленных бланков строгой отчетности производится полная проверка, сличаются фактическое количество и серии, номера по данным, указанным в накладных (квитанциях и т.п.).

Получение бланков строгой отчетности от типографии отражается учреждением культуры по цене изготовления записью:

Дебет 2 401 01 226

"Расходы на прочие работы, услуги"

Кредит 2 302 09 730

"Увеличение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг",

с одновременным отражением на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности".

Оплата за бланки отражается записью:

Дебет 2 302 09 830

"Уменьшение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг"

Кредит 2 201 01 610

"Выбытия денежных средств учреждения со счетов".

Аналитический учет бланков строгой отчетности ведется в Книге учета бланков строгой отчетности (ф. 0504045) по видам, сериям и номерам, а также по местам их хранения с указанием даты получения (выдачи) бланков строгой отчетности, количества и стоимости. На основании данных по приходу и расходу бланков строгой отчетности выводится остаток на конец периода. В соответствии с Инструкцией N 148н БСО учитываются на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности" в условной оценке: один бланк - 1 руб.

03-1 "Бланки строгой отчетности на складе";

03-2 "Бланки строгой отчетности в подотчете";

03-3 "Бланки строгой отчетности на реализации";

03-4 "Бланки строгой отчетности нереализованные и подлежащие уничтожению".

Поступившие на склад бланки строгой отчетности отражаются по стоимости изготовления на забалансовом счете 03-1 "Бланки строгой отчетности на складе".

Выданные со склада для регистрации в установленном порядке бланки строгой отчетности по средней фактической стоимости списываются с забалансового счета 03-1 "Бланки строгой отчетности на складе". Одновременно делается запись по дебету забалансового счета 03-2 "Бланки строгой отчетности в подотчете".

Выдача комплектов билетов, абонементов со склада оформляется требованием-накладной (ф. 0315006), подписанным руководителем организации или его заместителем и главным бухгалтером, и производится под расписку на этом требовании лица, получающего бланки строгой отчетности.

Лицо, ответственное за реализацию бланков строгой отчетности, выдает зарегистрированные бланки кассиру билетной кассы, нештатным уполномоченным, театральным кассам для регистрации.

Требование выписывается в двух экземплярах: один выдается вместе с бланками строгой отчетности, второй передается в бухгалтерию учреждения.

Проштампованные и зарегистрированные бланки строгой отчетности при передаче на реализацию списываются по цене изготовления с забалансового счета 03-2 "Бланки строгой отчетности в подотчете". Одновременно производится запись на забалансовом счете 03-3 "Бланки строгой отчетности на реализации".

Нештатные уполномоченные по реализации бланков строгой отчетности и билетные кассиры учреждения обязаны в срок, установленный приказом руководителя учреждения, сдать в кассу учреждения или перечислить на счет учреждения деньги, вырученные за реализованные бланки.

Не возвращенные своевременно бланки строгой отчетности считаются проданными, и театральная касса или нештатный уполномоченный оплачивают их номинальную стоимость.

Должностные лица отчитываются за полученные и использованные бланки строгой отчетности корешками квитанций, копиями кассовых ведомостей и кассовыми отчетами по отрывным билетам в день сдачи выручки.

Отчеты должностных лиц служат основанием для оприходования выручки по приходному ордеру.

Сводный отчет о продаже бланков строгой отчетности по каждому спектаклю, концерту, представлению должен составляться на основании данных о регистрации бланков строгой отчетности, накладных на их отпуск для реализации, накладных на возврат непроданных бланков строгой отчетности.

Сводный отчет о продаже бланков строгой отчетности должен поступать в бухгалтерию учреждения для проверки и обработки не позднее следующего дня после спектакля, концерта, представления при проведении на стационаре. К этому отчету должны быть приложены корешки бланков строгой отчетности использованного комплекта в сброшюрованном виде.

Начисление дохода от реализации услуг, оказываемых учреждением культуры, отражается следующей записью:

Дебет 2 205 03 560

Кредит 2 401 01 130

Поступление выручки от реализации билетов и других бланков строгой отчетности отражается записью:

Дебет 2 201 01 510, 2 201 04 510

"Поступление денежных средств учреждения на счета", "Поступления в кассу"

Кредит 2 205 03 660

Одновременно производится списание бланков строгой отчетности с забалансового счета 03-3 "Бланки строгой отчетности на реализации".

Возврат нереализованных билетов оформляется накладной и отражается по цене реализации записью способом "красное сторно":

Дебет 2 205 03 560

"Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг"

Кредит счета 2 401 01 130

"Доходы от оказания платных услуг".

Исправление способом "красное сторно" оформляется Справкой (ф. 0504833), в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления.

Возврат нереализованных бланков строгой отчетности отражается списанием с забалансового счета 03-3 "Бланки строгой отчетности на реализации" и записью на забалансовом счете 03-4 "Бланки строгой отчетности нереализованные и подлежащие уничтожению".

Нереализованные бланки строгой отчетности списываются с забалансового счета 03-4 "Бланки строгой отчетности нереализованные и подлежащие уничтожению" на основании Акта о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816) и в срок, установленный приказом руководителя учреждения, уничтожаются.

Бланки строгой отчетности, хранящиеся у должностных лиц, подвергаются проверке одновременно с ревизией денежных средств в кассе в соответствии с установленным порядком.

Кроме обязательной согласно действующему законодательству инвентаризации бланков строгой отчетности необходимо в сроки, установленные руководством учреждения, проводить внезапные контрольные проверки их наличия, а также правильности заполнения и использования.

О случаях выявленных расхождений или недостач бланков строгой отчетности главный бухгалтер должен немедленно доложить в письменном виде руководителю учреждения для принятия мер.

При применении электронной формы реализации бланков строгой отчетности на сумму реализации производится запись:

Дебет 2 205 03 560

"Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг"

Кредит 2 401 01 130

"Доходы от оказания платных услуг".

Поступление выручки от реализации бланков строгой отчетности отражается записью:

Дебет 2 201 01 51 0, 2 201 04 510

"Поступления денежных средств учреждения на счета", "Поступления в кассу"

Кредит 2 205 03 660

"Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг".

Налоговый учет

В соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса не облагается НДС (освобождается от налогообложения) реализация услуг, оказываемых учреждениями культуры и искусства. К ним относится в том числе и реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительских и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, а также реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.

Однако освобождение от обязанностей плательщика НДС не дает учреждению культуры права не составлять счета-фактуры и не вести книги покупок и продаж. Согласно п. 3 ст. 169 Налогового кодекса налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, в том числе освобождаемых от налогообложения в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса, а также в иных ситуациях, определенных в установленном порядке.

Если реализация товаров (работ, услуг) не подлежит обложению НДС, а также если плательщик освобожден от уплаты этого налога в соответствии со ст. 145 Налогового кодекса, счета-фактуры выставляются без выделения сумм налога (п. 5 ст. 168 НК РФ). При этом на указанных документах делается соответствующая запись или ставится штамп "Без налога НДС".

Особенностью операций по реализации театральных билетов (абонементов, экскурсионных путевок) может являться размещение на них рекламной информации, которая является самостоятельным объектом налогообложения.

В других социальных отраслях бланки строгой отчетности учитываются так же, как и в учреждениях культуры.

Т.Е.Володина

Заслуженный экономист

Российской Федерации,

член методологического совета

при Министерстве культуры

и массовых коммуникаций

В целях оптимизации функционирования билетного хозяйства в сфере культуры и искусства Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации сообщает для сведения и руководства.

Одним из направлений осуществления уставной деятельности учреждениями культуры и искусства в Российской Федерации является проведение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий (далее - культурные мероприятия), аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, а также экскурсий.

Данные виды деятельности учреждений культуры и искусства социально значимы, признаются некоммерческими, как не направленными на систематическое извлечение прибыли, и считаются услугами, поскольку представляют собой деятельность учреждения культуры и искусства, не имеющую материального результата.

Вместе с тем учреждения культуры и искусства вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, в частности оказывать услуги по распространению и реализации входных билетов и абонементов на посещение культурных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок (далее - входные билеты).

В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 20 части 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (глава 21. Налог на добавленную стоимость) реализация данных видов услуг не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения), если одновременно соблюдаются следующие три условия: во-первых, реализуются и (или) распространяются входные билеты, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, во-вторых, реализация и (или) распространение происходит на территории Российской Федерации, и, в-третьих, такую реализацию и (или) распространение осуществляет учреждение культуры и искусства.

Действующим законодательством (абзац пятый пункта 20 части 2 статьи 149 НК РФ) к учреждениям культуры и искусства в целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации отнесены, независимо от их организационно-правовой формы, следующие организации: театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Поскольку иное не установлено действующим законодательством, то, основываясь на требованиях абзаца первого пункта 1 статьи 49, абзаца первого пункта 1 и абзаца первого пункта 2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, средством, позволяющим определить принадлежность организации к учреждениям культуры и искусства, являются ее учредительные документы, в которых должны быть указаны, в том числе, предмет и цели ее деятельности. Практика хозяйствования свидетельствует о необходимости также подтверждения такой принадлежности через присвоение организации соответствующего кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), введенного с 1 января 2003 г. на основании Постановления Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Таким образом, реализацией входных билетов признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на указанные билеты как товары другим лицам, в том числе другим учреждениям культуры и искусства. Распространением входных билетов признается деятельность, направленная на их массовую реализацию.

Учреждения культуры и искусства вправе осуществлять услуги по реализации и распространению входных билетов на посещение культурного мероприятия как за наличный, так и безналичный расчет.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ в Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ внесены изменения. Об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники см. Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ.

В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком , определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

В настоящее время, до определения Правительством Российской Федерации во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ специального порядка, действуют ранее принятые правовые нормы, в частности Приказ Минфина России от 25.02.2000 N 20н "Об утверждении бланков строгой отчетности", изданный во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745, действующего, в свою очередь, в части, не противоречащей Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ, и письмо Минфина России от 23.08.2001 N 16-00-24/70, в соответствии с которым документы строгой отчетности должны содержать наряду с показателями, характеризующими специфику оформляемых операций, следующие обязательные реквизиты: гриф утверждения, наименование формы документа; шестизначный номер; серию; код формы по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД); дату осуществления расчета; наименование и код организации по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО); код ИНН; вид оказываемых работ (услуг); единицы измерения оказанных услуг (в натуральном и денежном выражении); наименование должности лица, ответственного за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, с личной подписью. Форматы утвержденных документов строгой отчетности являются рекомендательными и могут изменяться. Художественное оформление и техническое редактирование документов строгой отчетности определяются организацией самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Помимо изложенного, обращаем внимание, что, как установлено абзацем вторым пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, бланки строгой отчетности приравнены к кассовым чекам. По указанной причине корешки реализованных (распространенных) входных билетов на посещение культурного мероприятия должны оставаться у того лица, которое реализовало (распространило) соответствующие бланки строгой отчетности населению за наличный расчет.

В связи с изложенным, в случае, если учреждение культуры и искусства для массовой реализации входных билетов на посещение культурного мероприятия сотрудничает с распространителем, рекомендуем вести раздельный учет билетов-бланков строгой отчетности, реализованных за наличный расчет учреждением культуры самостоятельно через свою кассу, и билетов, переданных за безналичный расчет другой организации для распространения.

В случае реализации билетов за безналичный расчет они передаются распространителю на основании приемо-сдаточного акта, накладной, иного документа, подтверждающего факт передачи товарно-материальных ценностей, который служит отчетным документом по реализованным за безналичный расчет билетам-бланкам строгой отчетности.

Учреждение культуры и искусства может само изготавливать или заказывать изготовление билетов. Также является правомерным предоставлять по договору распространителям право заказывать изготовление билетов для учреждения культуры и искусства, при этом в договоре целесообразно указывать, что билеты-бланки строгой отчетности с момента их изготовления являются собственностью заказчика и считаются переданными для распространения.

В случае если учреждение культуры и искусства передает билеты распространителю, то оно вправе потребовать от последнего отчета о реализованных и нереализованных билетах, возврата нереализованных билетов, перечисления в свою пользу денежных средств за реализованные распространителем билеты.

В случае если учреждение культуры и искусства сотрудничает с распространителем, использующим автоматизированные информационные системы продажи входных билетов, то в договор с указанной организацией целесообразно включать условие о том, что билет, изготавливаемый распространителем для учреждения культуры и искусства, считается переданным распространителю с момента передачи ему в электронной форме сведений об этом билете. При этом моментом передачи таких сведений считается момент изготовления распространителем билета-бланка строгой отчетности с их использованием. В этом случае корешки билетов-бланков строгой отчетности остаются у распространителя, осуществившего распространение населению входных билетов за наличный расчет.

Билеты из хранящегося в учреждении культуры и искусства комплекта, содержащие те же сведения, что и билеты, реализованные распространителем через автоматизированную информационную систему их продажи, должны погашаться учреждением культуры и искусства в порядке, установленном приказом руководителя.

КонсультантПлюс: примечание.

Методические указания о порядке учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями Министерства культуры Российской Федерации, направленные Письмом Минкультуры РФ от 13.04.2000 N 01-67/16-21 утратили силу в связи с изданием письма Минкультуры РФ от 09.04.2010 N 32-01-39/04-ПХ.

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации обращает внимание учреждений культуры и искусства, что Методические указания о порядке учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями системы от 05.04.1999 упраздненного Министерства культуры Российской Федерации носят рекомендательный характер, применяются в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации.

Чтобы посетить то или иное культурное или зрелищно-развлекательное мероприятие, необходимо купить входной билет. С гражданско-правовой точки зрения этот документ является договором оказания услуг на платной основе

Чтобы посетить то или иное культурное или зрелищно-развлекательное мероприятие, необходимо купить входной билет.

С гражданско-правовой точки зрения этот документ является договором оказания услуг на платной основе.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

Сегодня продажа билетов в учреждении культуры осуществляется разными способами, среди которых наибольшей популярностью пользуется реализация при помощи современных технологий.

Особенности организации продажи входных билетов через интернет

Применение инновационных технологий с целью решения вопроса реализации значительно увеличивает объем оказываемых платных услуг. Поэтому и культурные организации, и госорганы предлагают активизировать продажу в режиме онлайн.

Несколько лет назад было приняло Постановление №408-ПП, в котором акцентировано внимание на необходимости модернизации материально-технической базы и использования инновационных технологий.

Это поможет повысить объем реализации билетов. Если театр или музей до настоящего времени осуществляют их продажу через кассу, используя билетные книжки, то все равно они могут организовать эту услугу в режиме онлайн.

С этой целью можно обратиться к другим организациям, оказывающим большое количество аналогичных услуг со своих сайтов. Однако оптимальным вариантом станет создание собственного .

Электронный билет имеет такое же значение, как и бумажный вариант. Он несет в себе объем информации, которая подтверждает право обладателя на посещение культурного мероприятия в определенном учреждении культуры в указанное время. Приобрести такой билет может любой гражданин или организация. Делается это довольно просто. Для этого нужно осуществить ряд действий:

  1. посетить официальный сайт культурной организации;
  2. заказать билет, заполнив для этого специальный бланк.

Если билет покупает гражданин, то при заполнении бланка указываются фамилия, имя, отчество, а также паспортные данные. Для юрлиц обязательной является следующая информация:

Культурная организация вправе внести в бланк заказа несколько дополнительных строк, в которых могут отражаться важные для него сведения.

Некоторые из учреждений предлагают пользователям обозначить способ приобретения билета. Оплатить стоимость можно наличными или же по безналу. Если пользователь использует безналичный расчет, то деньги переводятся на счет учреждения культуры.

Иногда вместе с продажей входных билетов предлагаются дополнительные услуги, например, бронирование, доставка и другие. Они могут осуществляться как на платной, так и на безоплатной основе. Это, как правило, зависит от условий, которые закреплены в учетной политике.

В основном онлайн осуществляются самими культурными организациями. Однако некоторые из них часто прибегают к услугам других учреждений, передавая эту функцию на аутсорсинг.

Как вести учет билетов в учреждении культуры

Как же отразить учет входных билетов в бухучете? Ответ на этот вопрос рассмотрим ниже. Если говорить об учетной политике культурной организации, то она, как правило, согласовывается с учредителем. Чаще всего в ней означено требование, касающееся учета билетов по стоимости их приобретения. Для осуществления их аналитического учета используется Книга учета бланков строгой отчетности. В ней указываются такие данные, как:

Также Книга учета должны отвечать и другим требованиям. К примеру, ее в обязательном порядке нужно пронумеровать и сброшюровать, что уже само по себе исключает любые возможности исправить или изменить какие-либо данные.

Перемещение бланков строгой отчетности внутри организации отражают по забалансовому счету 03. Основанием для этого являются первичные документы, а еще изменение ответственного или места хранения. Если билеты выбывают или передаются другой организации, отвечающей за их выдачу, то в обязательном порядке стоит оформить акт приема-передачи.

Если дело касается казенных, бюджетных и автономных культурных организаций, то при осуществлении их учета получение билетных книжек отражается по дебету забалансового счета 03-1. Передача билетов в подотчет отражается по дебету забалансового счета 03-2 и кредиту забалансового счета 03-1.

В таблице ниже представлено, как отразить в учете продажу входных билетов через кассу:

Сегодня многие учреждения культуры организовывают продажу билетов через Интернет или , используя для этого банковские карточки. Однако при этом они подвергают себя определенному риску.

Два года назад было принято решение о том, чтобы организации, реализующие билеты только по безналу, отнести к категории продавцов, не предоставляющих пользователям право выбора. Ведь в данном случае покупателям предлагается единственный способ расчета, что является нарушением, за которое предусмотрены штрафные санкции.

Получив ответ на вопрос, как вести учет билетов в учреждении культуры, организации остается только выполнять все необходимы требования. И тогда никакие штрафы ей не придется платить.

Налогообложение НДС реализации входных билетов

Если форма входных билетов и абонементов утверждена законодательством как бланк строгой отчетности, то их реализация не облагается НДС.

Чтобы подтвердить законность льгот по налогообложению реализации билетов и абонементов, организация должна представить документы, подтверждающие факт ее принадлежности к учреждениям культуры и искусства. Таким подтверждением может стать присвоение кода в ОКВЭД.

Таким образом, основаниями для освобождения реализации входных билетов и абонементов от обложения НДС являются:

  1. соответствие формы данных документов бланкам строгой отчетности;
  2. принадлежность организаций, реализующих билеты, к учреждениям культуры и искусства, которым присвоен код ОКВЭД.

Поскольку многие учреждения культуры реализуют входные билеты на мероприятия с помощью современных технологий, то возникает вопрос – возможно ли применение освобождения от НДС электронных билетов.

В Положении №359 указано, что бланки строгой отчетности можно изготавливать как типографским способом, так и при помощи автоматизированной системы. А значит их реализация через Интернет-ресурсы осуществляется на законных основаниях, что подтверждено нормативными актами об использовании контрольно-кассовой техники.

Культурная организация, осуществляющая онлайн продажи билетов, имеет полное право на освобождение от . Главным условием при этом является соответствие электронных билетов требованиям, которые устанавливаются для бланков строгой отчетности.

Однако учреждение культуры в обязательном порядке должно учитывать, что покупателю должна быть предоставлена возможность вместо электронного билета получить билет в виде БСО. Оптимальным вариантом в этом случае является печать бланков при входе на территорию учреждения или же в самом учреждении.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!