Что такое композиция в литературе: приемы, виды и элементы. Что такое композиция

Композиция I Компози́ция (от лат. compositio - составление, сочинение)

1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. К. - важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы К., складывающиеся в процессе художественной практики, эстетического познания действительности являются в той или иной мере отражением и обобщением объективных закономерностей и взаимосвязей явлений реального мира. Эти закономерности и взаимосвязи выступают в художественно претворённом виде, причём степень и характер их претворения и обобщения связаны с видом искусства, идеей и материалом произведения и др.

К. в литературе - организация, расположение и связь разнородных компонентов художественной формы литературного произведения. К. включает: расстановку и соотнесенность характеров (К. как «система образов»), событий и поступков (К. Сюжет а), вставных рассказов и лирических отступлений (К. внесюжетных элементов), способов или ракурсов повествования (собственно повествовательная К.), подробностей обстановки, поведения, переживаний (К. деталей).

Приёмы и способы К. весьма разнообразны. Художественно значимыми порой оказываются сопоставления событий, предметов, фактов, деталей, удалённых друг от друга в тексте произведения. Важнейшим аспектом К. является также последовательность, в которой вводятся в текст компоненты изображаемого, - временна́я организация литературного произведения как процесс обнаружения и развертывания художественного содержания. И, наконец, К. включает в себя взаимную соотнесенность разных сторон (планов, слоев, уровней) литературной формы. Наряду с термином «К.» многие современные теоретики используют в том же значении слово «структура» (см. Структура художественного произведения).

Являя собой «... бесконечный лабиринт сцеплений...» (см. Л. Н. Толстой, О литературе, 1955, с. 156), К. завершает сложное единство и цельность произведения, становясь венцом художественной формы, которая всегда содержательна. «Композиция - это дисциплинирующая сила и организатор произведения. Ей поручено следить за тем, чтобы ничто не вырывалось в сторону, в собственный закон, а именно сопрягалось в целое и поворачивалось в дополнение его мысли… Поэтому она не принимает обычно ни логической выводимости и соподчинения, ни простой жизненной последовательности, хотя и бывает на неё похожа; её цель - расположить все куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи» («Теория литературы», [кн. 3], 1965, с. 425).

Каждое произв. сочетает как общие, «типовые» для данного рода, жанра или направления способы К. (например, троекратные повторы в сказках, узнавание и умолчание в драмах «интриги», строгая строфическая форма сонета, ретардация в эпике и драме), так и индивидуальные, свойственные данному писателю или отдельному произведению (так, в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» ведущий принцип К. персонажей и их системы - полярность, в том числе нарочито мнимая: Николай I - Шамиль).

В современном литературоведении бытует и более локальное использование термина «К.». При этом единицей, компонентом К. выступает такой «отрезок» произведения (текста), в пределах которого сохраняется один способ или ракурс изображения - динамическое Повествование или статическое Описание , характеристика, Диалог , Лирическое отступление и т.д. Простейшие единицы слагаются в более сложные компоненты (цельная зарисовка портрета, психического состояния, воспроизведение разговора и т.д.). Еще более крупным и самостоятельным компонентом является сцена (в эпосе, драме). В эпосе она может состоять из ряда форм изображения (описание, повествование, монолог); в неё могут войти портрет, пейзаж, интерьер; но на всём её протяжении сохраняется один ракурс, выдерживается определённая точка зрения - автора или персонажа-участника, или стороннего наблюдателя-расказчика; иначе: каждая сцена «изображается» непременно чьими-то глазами. Именно сочетание форм изложения и определенных «точек зрения», их взаимосвязанность и единство и составляют К. в этом смысле.

Своеобразна К. стихотворных произведений, особенно лирических; её отличают строгая соразмерность и взаимообусловленность метрико-ритмических единиц (Стопа , стих, строфа), синтаксических отрезков и интонаций, а также непосредственно-смысловых единиц (тем, мотивов, образов; см. Стих , Стихотворение , Поэзия и Проза).

В литературе 20 в. усиливается активность композиционного начала, что отразилось в возникновении понятия Монтаж (сначала применительно к кино, потом - к театру и литературе).

В пластических искусствах композиция объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветовое решение и т.д.). К. организует как внутренне построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем.

К. в архитектуре имеет своей основой гармоническое соотношение идейно-художественных принципов, функционального назначения, конструктивных особенностей и градостроительной роли зданий, сооружений и их комплексов. К. определяет облик, планировочное и объемно-пространственное построение города в целом либо архитектурного ансамбля, отдельного здания или сооружения. Принципы К. там, где они выступают в органическом единстве с художественно отраженными в них принципами конструкции, совместно образуют структурное соотношение нагрузки и опоры, архитектонику (См. Архитектоника) сооружения. К. в изобразительном искусстве представляет собой конкретную разработку идейной и сюжетно-тематической основы произведения с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т.д. Типы К. разделяются на «устойчивые» (где основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в геометрическом центре произведения) и «динамические» (где основные композиционные оси пересекаются под острым углом, господствуют диагонали, круги и овалы), «открытые» (где преобладают центробежные разнонаправленные силы, а изображение всемерно раскрывается зрителю) и «закрытые» (где побеждают центростремительные силы, стягивающие изображение к центру произведения). Устойчивые и закрытые типы К. преобладают, например, в искусстве Возрождения, динамические и открытые - в искусстве барокко. В истории искусства большую роль сыграли как сложение общепринятых композиционных канонов (например, в древневосточном, раннем средневековом искусстве, в искусстве Высокого Возрождения, классицизма), так и движение от традиционных жёстких канонических схем к свободным композиционным приёмам; так, в искусстве 19-20 вв. большую роль сыграло стремление художников к свободной К., отвечающей их индивидуальным творческим особенностям.

2) Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение, конечный результат творческого труда композитора или художника.

3) Сложное художественное произведение, включающее различные виды искусств (например, литературно-музыкальная К.).

4) Сочинение музыки. В музыкальных учебных заведениях (училищах, консерваториях) преподается как особый учебный предмет (в советских музыкальных учебных заведениях носит название сочинения). Обучение композиции тесно связано с изучением таких музыкально-теоретических предметов, как Гармония , Полифония , Инструментовка , анализ музыкальных произведений.

Лит.: Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, П., 1921; Томашевский Б., Теория литературы. Поэтика, 6 изд., М. - Л., 1931; Алпатов М. В., Композиция в живописи, М. - Л., 1940: Теория литературы, [кн. 2], М., 1964, с. 433-34, [кн. 3], М., 1965, с. 422-42; Лотман Ю. М., Структура художественного текста, М., 1970; его же, Анализ поэтического текста, Л., 1972; Успенский Б., Поэтика композиции, М., 1970; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, М., 1971; Schmarzow А., Kompositionsgesetze in der Kunst des Mittelalters, Bd 1-2, Bonn - Lpz., 1920-22.

В. E. Хализев, В. С. Турчин.

II Компози́ция (математическое)

общее название для операции, производящей из двух элементов а и b третий элемент с = а*b. Например , К. двух функций f (x ) и g (x ) называют функцию h (x ) = f . В математическом анализе и теории вероятностей К. называют некоторые другие способы образования из двух функций f (x ) и g (х ) третьей функции h (x ) = f (x )*g (x ), например:


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Композиция" в других словарях:

    - (от латинского «componere» складывать, строить) термин, употребляемый в искусствоведении. В музыке К. называется создание музыкального произведения, отсюда: композитор автор музыкальных произведений. В литературоведение понятие К. перешло из… … Литературная энциклопедия

    - (от лат. compositio составление, сочинение), 1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция важнейший организующий компонент… … Художественная энциклопедия

    - (лат., этим. см. пред. слово). 1) соединение отдельных предметов в одно целое. 2) состав, из которого приготовляются поддельные драгоценные камни. 3) музыкальное сочинение. 4) техническое выражение для различных металлических сплавов. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    композиция - и, ж. 1. composition f., пол. kompozycyja <, ит. composizione. Иск. Сочинение, создание произведений искусства; составление чего л. Сл. 18. Фасад, в котором нижний карниз дорической, а главной средней карниз собственной господина сочинителя… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    КОМПОЗИЦИЯ, композиции, жен. (лат. compositio составление) (книжн.). 1. Теория составления музыкальных произведений (муз.). Он занимается композицией. Класс композиции в музыкальной школе. || Музыкальное произведение (муз.). Это очень талантливая … Толковый словарь Ушакова

    Современная энциклопедия

    Композиция - (от латинского compositio сложение, составление), 1) построение художественного произведения (литературного, музыкального, живописного и т.п.), обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Во Франкском государстве денежная компенсация потерпевшему за вред, причиненный преступлением. Получение К. было запрещено в Великом ордонансе 1357 г … Юридический словарь


Условно можно выделить два типа композиции: простой и сложный. В первом случае роль композиции сводится к объединению содержательных элементов произведения в единое целое без выделения особо важных, ключевых сцен, предметных деталей, художественных образов. В области сюжета – это прямая хронологическая последовательность событий, один и использование традиционной композиционной схемы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Однако этот тип практически не встречается, а является лишь композиционной «формулой», которую авторы наполняют богатым содержанием, переходя к сложной композиции.Кольцевая относится к сложному типу. Цель такого вида композиции – воплотить особый художественный смысл, используя необычный порядок и сочетание элементов, частей произведения, опорных деталей, символов, образов, средств выразительности. В этом случае понятие композиции приближается к понятию структуры, она становится стилевой доминантой произведения и определяет его художественное своеобразие. В основе кольцевой композиции лежит принцип обрамления, повторения в конце произведения каких-либо элементов его начала. В зависимости от вида повтора в конце строки, строфы, произведения в целом определяют звуковое, лексическое, синтаксическое, смысловое кольцо. Звуковое кольцо характеризуется повтором отдельных звуков в конце стихотворной строки или строфы и является разновидностью приемов звукописи. «Не пой, красавица, при мне…» (А.С. Пушкин) Лексическое кольцо – это в конце стихотворной строки или строфы. «Подарю я шаль из Хорасана / И ковер ширазский подарю». (С.А. Есенин) Синтаксическое кольцо представляет собой повтор словосочетания или целого в конце стихотворной строфы. «Шаганэ ты моя, Шаганэ! / Потому что я с севера, что ли, / Я готов рассказать тебе поле, / Про волнистую рожь при луне. / Шаганэ ты моя, Шаганэ». (С.А. Есенин) Смысловое кольцо встречается чаще всего в произведениях и прозаических, способствуя выделению ключевого художественного образа, сцены, «замыкая» автора и усиливая впечатление замкнутости жизненного круга. Например, в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» в финале вновь описывается знаменитая «Атлантида» ? пароход, возвращающий в Америку тело умершего от сердечного приступа героя, который когда-то на нем отправлялся в круиз. Кольцевая композиция не только придает рассказу завершенность и гармоничность в соразмерности частей, но и словно расширяет границы созданной в произведении картины в соответствии с авторским замыслом. Не следует путать кольцевую с зеркальной, которая также основана на приеме повтора. Но в ней главным является не принцип обрамления, а принцип «отражения», т.е. начало и конец произведения в противопоставленном виде. Например, элементы зеркальной композиции встречаются в пьесе М. Горького «На дне» (притча Луки о праведной и сцена самоубийства Актера).

Связанная статья

Композиция (от лат. compositio – составление, связывание, сложение) – это соединение разных частей в единое целое. В нашей жизни этот термин встречается довольно часто, поэтому в различных сферах деятельности значение немного изменяется.

Инструкция

Рассуждение.Рассуждение обычно строится по одному и тому же алгоритму. Сначала автор выдвигает какой-либо тезис. Затем доказывает его, высказывает мнение за, против или и то, и другое, а в конце делает вывод. Рассуждение требует обязательного логического развития мысли, всегда идет от тезиса к и от аргумента к выводу. Иначе рассуждение просто не . Этот тип речи часто используют в художественном и публицистическом стилях речи .

Видео по теме

Притча с давних времен привлекала внимание людей. Небольшие истории, хранившие мудрость, передавались от поколения к поколению. Сохраняя доходчивость изложения, притчи предлагали человеку задуматься об истинном смысле жизни.

Инструкция

Притча по своим основным признакам очень похожа на . Термины « » и «басня» употребляли, основываясь не столько на жанровых различиях, на стилистической значимости этих слов. Притча – это более высокого «уровня», нежели басня, часто имеющая слишком обыденный и приземленный смысл.

Притчи, как и басни, имели иносказательный характер. В них акцентировалось морально-религиозное направление. При этом природе и характерам людей придавались обобщенные и схематичные черты. Притчами литературные произведения, которым попросту не подходило название «басня». Кроме того, басни имели законченный сюжет, чего притча была часто лишена.

В русской термин «притча» наиболее употребим к библейским сюжетам. В X в. до н. э., согласно библейской , царь Израильского Иудейского царства Соломон дал жизнь притчам, что входят в Ветхий завет. По сути своей они представляют собой изречения, имеющие морально-религиозный характер. Позднее появились притчи в виде историй с глубоким смыслом, моральным изречением для более отчетливого понимания сути. К таким произведениям можно отнести притчи, входящие в Евангелие, а также и другие многочисленные произведения этого жанра, написанные на протяжении нескольких столетий.

Притча - это интересный поучительный рассказ. У нее есть одна особенность, которая притягивает внимание читателя и очень точно ее характеризует. Истина в ней никогда «не лежит на поверхности». Она открывается в нужном ракурсе, т.к. люди все разные и находятся на разных этапах развития. Смысл притчи понимается не только разумом, но и чувствами, всем существом.

На рубеже XIX -XX в. притча не раз украшала произведения писателей того времени. Ее стилевые особенности позволяли не только разнообразить описательность художественной прозы, изображение характеров героев произведений и сюжетную динамику, но и привлечь внимание читателя к морально-этическому содержанию произведений. К притче не раз обращался Л. Толстой. За с ее помощью выражали свои философские и моральные убеждения Кафка, Марсель, Сартр, Камю. Жанр притчи до сих пор вызывает несомненный интерес и у читателей, и у современных писателей.

Видео по теме

Связанная статья

предлог . Например: «высокая гора», «ходить по кругу», « высоко», «кружить в небе».

В словосочетании одно слово главное, а второе зависимое. Связь в словосочетании всегда подчинительная. Слова связаны по смыслу и синтаксически. Любая самостоятельная часть речи может быть как главным, так и зависимым словом.

Самостоятельные части речи в русском языке – это имена существительные, имена прилагательные, местоимения, имена числительные, глаголы, деепричастия и наречия. Остальные части речи – предлоги, союзы, частицы – служебные.

От главного слова можно задать вопрос к зависимому: «лететь как? – высоко»; «гора какая? – высокая»; «кружить где? – в небе».

Если в словосочетании изменить форму главного слова, например, падеж, род или число у существительных, то это может повлиять на зависимое слово.

Три вида синтаксической связи в словосочетаниях

Всего существует три вида синтаксической связи в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.

Когда зависимое слово изменяется вместе с главным в роде, падеже и числе, речь идет о согласовании. Связь называется «согласование», потому что части речь в ней полностью согласуются. Такой характерен для сочетаний существительного с прилагательным, порядковым числительным, причастием и некоторыми : «большой дом», «первый день», «смеющийся человек», «какой век» и так далее. При этом – существительное.

Если зависимое слово не согласуется с главным по вышеуказанным критериям, то речь идет либо об управлении, либо о примыкании.

Когда падеж зависимого слова определяется главным словом, это управление. При этом, если изменить форму главного слова, зависимое слово не изменится. Такой тип связи часто встречается в сочетаниях глаголов и существительных, где главное слово - глагол: «остановить », «выйти из дома», «сломать ногу».

Когда слова связаны только по смыслу, и главное слово никак не влияет на форму зависимого слова, речь идет о примыкании. Так часто сочетаются наречия, глаголы с наречиями, при этом зависимые слова – наречия. Например: «говорить тихо», «ужасно глупо».

Синтаксические связи в предложениях

Как правило, когда речь идет о синтаксической связи, вы имеете дело со словосочетаниями. Но иногда требуется определить синтаксическую связь в . Тогда вам нужно будет выбрать между сочинением (также называется «сочинительная связь») или подчинением («подчинительная связь»).

В сочинительной связи предложения независимы друг от друга. Если между такими поставить точку, то общий смысл от этого не изменится. Такие предложения обычно разделяются или союзами «и», «а», «но».

В подчинительной связи невозможно разбить предложение на два независимых, так как при этом пострадает смысл текста. Перед подчиненным предложением стоят союзы «то», «что», « когда», «как», «где», «почему», «зачем», «как», «кто», «который», «какой» и другие: «Когда она вошла в зал, уже началось». Но иногда союза нет: «Он не знал, правду ему говорят или лгут».

Главное предложение может стоять как в начале сложноподчиненного предложения, так и в его конце.

Основой любого произведения искусства является композиция, придающая ему единство и цельность. У композиции свои законы, которые складываются в процессе художественной деятельности.

Речь идет о сюжетной композиции для художника, об отдельных приемах, с помощью которых достигается наибольшая выразительность картины. Остановимся на взаимоотношении двух понятий- сюжет и содержание. Под сюжетом надо понимать то, что непосредственно изобразил мастер в своем произведении. Сюжет, образно говоря, находится на поверхности айсберга, а содержание- его глубинная часть. Один и тот-же сюжет сотни людей воспринимают и толкуют по-разному, то-есть, создают свою версию содержания.

Безусловно, право выбора остается за художником, который средствами живописной композиции раскрывает перед зрителем всю многогранность содержания.

К наиболее распространенным композиционным приемам в живописи принадлежат ритмические построения. В таких работах все элементы произведения подчинены только ритму. Художник может задать четкий, жесткий ритм. В ней нет ни одной детали, которая- бы существовала вне стройной согласованности.

Рассмотрим несколько законов композиции.

1. Композиция, в переводе, означает составлять, сочинять, поэтому важным ее законом является целостность . Целостность выражается таким образом, что предметы на рисунке воспринимаются, как единое целое, ни одна из частей работы не кажется лишней, где нет хаотичности.

2. Важно определить в рисунке композиционный центр (смысловой центр), так, чтобы он привлекал внимание, выделял те объекты, которые подразумеваются, как главные, основные.

3. Контраст.

Контраст бывает следующих типов:

Цветовой контраст (светлый-темный). К примеру, цвета черный-белый, черный-красный, всегда будут контрастными, то есть выразительными, и всегда способны выделять главный замысел в рисунке.

Контраст величин (маленькое-большое). То есть большое на фоне маленького всегда будет более контрастным, чем, например, все предметы на рисунке, имели бы одинаковый размер.

Смысловой контраст. Например, когда даются сравнения между положительными и отрицательными героями

4. Статика - это стояние равновесия и покоя. Например, чем ниже к краю листа изображены предметы на рисунке, тем работа статичнее. И, чем симметричнее предметы на работе, тем она так же статична.

5. Динамика - это движение. Чем ассиметричнее расположены объекты на рисунке, тем композиция динамичнее.

Для того, чтобы рисунок смотрелся более выразительно, необходимо начать компоновать предметы на листе твердо-мягким карандашом, при этом, опираясь на знания перспективы, пропорций, теории цвета, главное, не перегружать работу.

Таким образом, мы рассмотрели, основные законы композиции.

Правила, приемы и средства композиции развиваются, обогащаясь творческой практикой новых поколений художников. Те правила и приемы, которые давали возможность художникам добиваться наилучших результатов в передаче явлений действительности, в создании художественного образа, приобретали значение для последующего развития изобразительного искусства.

Средствами композиции являются линия, штриховка (штрих), пятно (тональное и цветовое), линейная перспектива, светотень, воздушная и цветовая перспективы.

Можно выделить несколько "законов" композиции:

  • Закон целостности.
    Целостность как явление, объединяющее элементы, части в единое целое, проявляется везде в природе и обществе и выступает как диалектический закон. Благодаря соблюдению первого закона композиции — закона целостности — произведение искусства воспринимается как единое и неделимое целое.
    Сущность закона можно раскрыть, проанализировав основные его черты или свойства. Главная черта закона целостности — неделимость композиции означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения.
  • Закон контрастов.
    Закон контрастов — один из основных законов композиции. Термин «контраст» обозначает резкую разницу, противоположность сторон.
    Если не будет противоположностей, не будет контрастов, то не будет их борьбы и единства. Таким образом, без контрастов не может быть борьбы, а стало быть, и движения, изменения, развития. Значит, контрасты в глобальном значении этого понятия — это одно из главных, неотъемлемых условий зарождения, существования, развития материи, а значит, самой жизни.
    Поскольку действие контрастов проявляется в законах и природы, и общества, то, безусловно, и во всех областях общественного сознания. В искусстве (в том числе и изобразительном), как одной из форм общественного сознания, также находит свое отражение действие контрастов.
    Основными контрастами в изобразительном искусстве являются тоновой (светлотный) и цветовой природные контрасты. На их основе возникают и действуют другие виды контрастов — контрасты линий, форм, размеров, характеров, состояний, а также контрасты, связанные с идеями (контрасты идей, положений), контрасты в построении сюжета (контрасты в нахождении конструктивной идеи) и т. д.
  • контрасты являются законом композиции, они выражают собой борьбу противоположностей.
  • без контрастов нельзя создать не только произведения искусства, но даже простое. изображение. Без контрастов изображение сольется с фоном.
  • контрасты создают выразительность произведения искусства и поэтому выступают воздействующей силой композиции.
  • контрасты в композиции выступают как композиционная сила не только с точки зрения «механики» построения, т. е. построения композиции как какой-то структуры, но и с точки зрения творческого процесса создания художественных образов: большая часть творческого процесса создания художником произведения связана с обределением характера контрастов.
  • Закон подчинённости
    Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу обязывает художника создавать свое произведельние цельным по замыслу и воздействию на зрителя. В работе над произведением художник через композицию выражает то, что его заинтересовало, увлекло, показывает свое отношение к изображаемому, его понимание, т. е. дает нравственную и эстетическую оценку. Таким образом, все, что изображает художник, в особенности по воображению, становится художественным явлением лишь тогда, когда оно одухотворено идейным замыслом, реализованным через композицию. В противном случае это будет ремесленное, фотографическое копирование объектов реальной действительности. Этот закон требует учета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии.
  • Закон воздействия
    Полностью закон формулируется как закон воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости.
  • предмет, изображенный на однородном поле близко к «раме», в результате привычки у зрителя к ощущению глубины картины (антиципации), вызванной наличием «рамы», воспринимается лежащим близко к плоскости «рамы» или даже частично слитым с ней;
  • предмет, расположенный не близко к «раме», и особенно в центральной зоне картины, воспринимается лежащим в глубине;
  • ровное плоское поле благодаря наличию «рамы» становится пространством, перспективно и метрически еще совершенно неопределенной.

Искусство, ступающее по тонкой грани гармонии, должно быть в рамках чего-то строгого, четко очерченного, незыблемого, что не позволит ему сделать этот легкий шаг от загадочного, прекрасного к некрасивому и косному. Этой сдерживающей единицей является композиция, ее типы, законы, приемы. Именно она делает все произведения искусства такими гармоничными и законченными. В статье мы разберем это понятие, виды композиции, воплощение их в различных областях этой прекрасной сферы.

Что такое композиция?

В самом общем значении слова композиция - это главный организующий элемент абсолютно любой художественной формы. Именно его задача - придать творению цельность и единство, показать мысль художника понятной и законченной, соподчинить все компоненты произведения, сложить их в систему.

Формальная . Второе название - не изобразительная, т.к. она строится из пятен и линий. Данные художественные образы не могут существовать в реальности, не имеют практической и рациональной значимости. Здесь важен не сюжет, смысл, а именно пластические формы, принципы и законы их построения. Эмоции у зрителя здесь вызывает именно художественная форма, цвета, пластика. Абстрактные образы такой композиции возникают из символов, геометрических фигур, упрощенных образов реальных предметов.

Композиция в литературе

Существует две градации видов композиции в литературе. Рассмотрим их подробнее.

Первая классификация следующая:

  • Архитектоника, внешняя композиция . Это то, что выделяется графически: разделение произведения на главы, параграфы и абзацы, наличие пролога и эпилога, различные сноски и комментарии, эпиграфы, отступления автора и проч.
  • Повествование, внутренняя композиция . Здесь уже заостряется внимание на содержании творения: образы и их система, сюжет, строение речевых ситуаций, выделение сильных компонентов текста - лейтмотива, кульминации, развязки, финала.

Следующая градация видов литературных композиций выглядит так:

  • Тематическая . В центре оказываются взаимоотношения главных героев. Дополнительно разделяется на последовательную (плавный переход от одной мысли к другой), основанную на развитии и трансформации образа литературного героя и держащуюся на сопоставлении образов литературных героев.
  • Зеркальная . При прочтении у читателя возникает ощущение, что некоторые образы, эпизоды симметричны.
  • Кольцевая (обрамленная). Произведение начинается и заканчивается одной и той же сценой.
  • Обратная . События в книге развиваются от финальной сцены к ее истокам, причинам.

Виды цветочных композиций

В заключение рассмотрим такой вид искусства, как флористика.

Виды композиций цветов здесь бывают самыми разнообразными:

  • Разновидности аранжировок из срезанных цветов: букеты, композиции в настенных, напольных, настольных, подвесных, высоких, плоских и низких вазах, в специальных подставках, макраме, корзинках, корягах, коре дерева.
  • Букет как композиция разделяется на праздничный и повседневный.
  • Формы букетных композиций: круглые, линейные, односторонние, свободно собранные, массивные, различных размеров (5-50 см).

Композиция - это важная организационная форма в искусстве. Именно она делает любое произведение завершенным, имеющим смысл, достойным эмоций зрителя, читателя. Каждый ее вид, как мы убедились, что в изобразительном искусстве, что в литературе, что во флористике имеет свои уникальные особенности, законы построения произведения художником.

Материалы взяты из книги "Основы композиции" Н.М. Сокольникова.

Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

Слово «композиция» в качестве термина изобразительного искусства регулярно стало употребляться, начиная с эпохи Возрождения.

орой словом «композиция» называют картину как таковую – как органическое целое с выраженным смысловым единством, подразумевая в данном случае, что рисунок, цвет и сюжет объединяются. В таком случае неважно, к какому жанру относится картина и в какой манере выполнена, ее называют термином «композиция» как законченное произведение искусства.

В другом случае термин «композиция» означает один из основных элементов изобразительной грамоты, по которому строится и оценивается произведение искусства.

У композиции есть свои законы, складывающиеся в процессе художественной практики и развития теории.

Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, веселого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного и т. п.

Тональный и цветовой контрасты используются в процессе создания произведений графики и живописи любого жанра.

Светлый объект лучше заметен, выразительнее на темном фоне и, наоборот, темный – на светлом.

На картине В. Серова «Девочка с персиками» можно хорошо видеть, что смуглое лицо девочки выделяется темным пятном на фоне светлого окна. И хотя поза девочки спокойна, все в ее облике бесконечно живо, кажется, что она сейчас улыбнется, переведет взгляд, пошевелится. Когда человек изображен в типичный момент своего поведения, способным на движение, не застывшим, мы восхищаемся таким портретом.

Пример использования контрастов в многофигурной тематической композиции – картина К. Брюллова «Последний день Помпеи» (ил. 37). Она отображает трагический момент гибели людей во время извержения вулкана. Композиция этой картины построена на ритме светлых и темных пятен, разнообразных контрастах. Главные группы фигур расположены на втором пространственном плане. Они выделены самым сильным светом от вспышки молнии и поэтому наиболее контрастны. Фигуры этого плана особенно динамичны и выразительны, отличаются тонкой психологической характеристикой. Панический страх, ужас, отчаяние и безумие – все это отразилось на поведении людей, их позах, жестах, действиях, лицах.

Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного контрасты. Композиционной цельности можно добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения.

Запомните:

– ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;

– части не могут меняться местами без ущерба для целого;

– ни один новый элемент не может быть присоединен к композиции без ущерба для целого.

Порой сознательное нарушение композиционных правил становится творческой удачей, если помогает художнику точнее воплотить свой замысел, то есть бывают исключения из правил. Например, можно считать обязательным то, что в портрете, если голова или фигура повернуты вправо, перед ними необходимо оставить свободное место, чтобы портретируемому, условно говоря, было куда смотреть. И, наоборот, если голова повернута влево, то ее сдвигают вправо от центра.

В. Серов в портрете Ермоловой нарушает это правило, чем добивается поразительного эффекта – создается впечатление, что великая актриса обращается к зрителям, которые находятся за рамой картины. Целостность композиции достигается тем, что силуэт фигуры уравновешивается шлейфом платья и зеркалом.

Можно выделить следующие композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).

К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность.

Передача ритма, движения и покоя

Ритм – универсальное природное свойство. Он присутствует во многих явлениях действительности. Вспомните примеры из мира живой природы, которые так или иначе связаны с ритмом (космические явления, вращение планет, смена дня и ночи, цикличность времен года, рост растений и минералов и др.). Ритм всегда подразумевает движение.

Ритм в жизни и в искусстве – это не одно и то же. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, не математическая точность, как в технике, а живое разнообразие, находящее соответствующее пластическое решение.

В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный.

Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.

В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность.

Древнегреческая живопись. Геракл и Тритон, окруженные танцующими нереидами

Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства. Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на определенном ритмическом чередовании их элементов.

Ритм является одной из «волшебных палочек», с помощью которых можно передать движение на плоскости.

А. РЫЛОВ. В голубом просторе

Мы живем в постоянно изменяющемся мире. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. Движение в картине – выразитель времени. На живописном полотне, фреске, в графических листах и иллюстрациях обычно движение воспринимается нами в связи с сюжетной ситуацией. Глубина явлений и человеческих характеров наиболее ярко проявляется в конкретном действии, в движении. Даже в таких жанрах, как портрет, пейзаж или натюрморт, истинные художники стремятся не просто запечатлеть, но наполнить изображение динамикой, выразить его сущность в действии, в ходе определенного периода времени или даже представить будущее. Динамичность сюжета может быть связана не только с перемещением каких-нибудь объектов, но и с их внутренним состоянием.

Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные.

Почему же ритм передает движение? Это связано с особенностью нашего зрения. Взгляд, переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении. Например, когда мы смотрим на волны, переводя взгляд от одной волны к другой, создается иллюзия их движения.

Изобразительное искусство относится к группе пространственных искусств в отличие от музыки и литературы, в которых основным является развитие действия во времени. Естественно, что когда мы говорим о передаче движения на плоскости, то подразумеваем его иллюзию.

Какими же еще средствами можно передать динамику сюжета? Художники знают много секретов, чтобы создать иллюзию движения объектов на картине, подчеркнуть его характер. Рассмотрим некоторые из этих средств.

Проведем простой эксперимент с маленьким мячиком и книгой

Мячик и книга: а – мячик спокойно лежит на книге,

б – медленное движение мячика,

в – быстрое движение мячика,

г – мячик укатился

Если немного наклонить книгу, то мячик начинает скатываться. Чем больше наклон книги, тем быстрее скользит по ней мячик, особенно быстрым становится его движение у самого края книги.

Почему же так происходит? Каждый может проделать такой несложный опыт и на его основании убедиться, что скорость движения мячика зависит от величины наклона книги. Если попытаться это изобразить, то в рисунке наклон книги является диагональю по отношению к его краям.

Правило передачи движения:

– если на картине используются одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным;

– эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом;

– для передачи движения следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.

В. СЕРОВ. Похищение Европы

Н. РЕРИХ. Заморские гости

Движение становится понятным только тогда, когда мы рассматриваем произведение в целом, а не отдельные моменты движения. Свободное пространство перед движущимся объектом дает возможность мысленно продолжить движение, как бы приглашает нас двигаться вместе с ним.

Примеры передачи движения

Большое количество вертикальных или горизонтальных линий фона может затормозить движение. Изменение направления движения может его ускорить или замедлить.

Особенность нашего зрения состоит в том, что мы читаем текст слева направо, и легче воспринимается движение слева направо, оно кажется быстрее.

Схемы передачи движения

Ощущение покоя может возникнуть в произведении искусства и при ряде других условий. Например, на картине К. Коровина «Зимой» , несмотря на то, что есть диагональные направления, сани с лошадью стоят спокойно, нет ощущения движения по следующим причинам: геометрический и композиционный центры картины совпадают, композиция является уравновешенной, и свободное пространство перед лошадью перегораживается деревом.

К. КОРОВИН. Зимой

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!