Жанры народной музыки: какие бывают? Использование народного художественного творчества в развитии духовно-нравственной культуры личности.

Устное народное творчество - это богатейшее наследие каждой страны. Фольклор был еще до возникновения письменной речи, это не литература, а шедевральное искусство устной словесности. Роды фольклорного творчества сформировались еще в долитературный период искусства на основе обрядно-ритуальных действий. Первые попытки осмысления литературных родов относятся к эпохе античности.

Роды фольклорного творчества

Фольклор представлен тремя родами:

1. Эпическая литература. Этот род представлен в прозе и стихах. Русские фольклорные жанры эпического рода представлены былинами, историческими песнями, сказками, приданиями, легендами, притчами, небылицами пословицами и поговорками.

2. Лирическая литература. В основе всех лирических произведений присутствуют мысли и переживания лирического героя. Примеры фольклорных жанров лирического направления представлены обрядовыми, колыбельными, любовными песнями, частушками, баятами, гаивками, пасхальными и купальскими песнями. Кроме этого, существует отдельный блок - «Фольклорная лирика», который включает литературные песни, романсы.

3. Драматическая литература. Это род литературы, соединяющий в себе эпические и лирические способы изображения. Основой драматического произведения является конфликт, содержание которого открывается благодаря игре актеров. Драматические произведения имеют динамичный сюжет. Фольклорные жанры драматического рода представлены семейно-обрядовыми, календарными песнями, народными драмами.

Отдельные произведения могут содержать черты лирической и эпической литературы, поэтому выделяют смешанный род - лиро-эпос, который подразделяется в свою очередь на:

Произведения с героическими персонажами, лиро-эпического содержания (былина, дума, историческая песня).

Негероические произведения (баллада, песня-хроника).

Также различают фольклор для детей (колыбельная песня, потешка, утешка, пестушка, сказка).

Жанры фольклора

Фольклорные жанры народного творчества представлены двумя направлениями:

1. Обрядовые произведения УНТ.

Исполнялись во время проведения обрядов:

Календарные (колядки, масленичные действия, веснянки, троицкие песни);

Семейно-бытовые (рождение ребенка, свадебные торжества, празднование национальных праздников);

Окказиональные произведения - пришли в форме заговоров, считалок, закличек.

2. Необрядовые произведения УНТ.

Этот раздел включает в себя несколько подгрупп:

Драма (фольклорная) - вертепные, религиозные произведения, театр «Петрушки».

Поэзия (фольклорная) - былины, лирические, исторические и духовные песни, баллады, частушки.

Проза (фольклорная) в свою очередь подразделяется на сказочную и несказочную. Первая включает в себя сказки о волшебстве, животных, бытовые и кумулятивные сказки, а вторая связана с известными богатырями и героями Руси, сражавшимися с ведьмами (баба-Яга) и прочими демонологическими существами. Также к несказочной прозе относят предания, легенды, мифологические рассказы.

Речевой фольклор представлен пословицами, поговорками, речевками, загадками, скороговорками.

Фольклорные жанры несут свой индивидуальный сюжет и смысловую нагрузку.

Изображения ратных битв, подвигов богатырей и народных героев наблюдаются в былинах, яркие события прошлого, бытовую жизнь и воспоминания героев из прошлого можно найти в исторических песнях.

Рассказы о действиях богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича - это былина. Фольклорный жанр сказка повествует о действиях Ивана-царевича, Ивана-дурака, о Василисе Прекрасной и Бабе-Яге. Семейные песни всегда представлены такими персонажами, как свекровь, женушка, муженек.

Литература и фольклор

Фольклор разнится от литературы уникальной системой построения произведений. Характерное его отличие от литературы в том, что жанры фольклорных произведений имеют запевы, зачины, присказки, ретардации, троичности. Также существенными отличиями стилевых композиций будет употребление эпитета, тавтологии, параллелизма, гиперболы, синекдохи.

Так же, как и в устном народном творчестве (УНТ), фольклорные жанры в литературе представлены тремя родами. Это эпос, лирика, драма.

Отличительные черты литературы и УНТ

Большие произведения литературы, представленные романами, рассказами, повестями, написаны в спокойных размеренных тонах. Это позволяет читателю, не отрываясь от процесса чтения, анализировать сюжет и делать соответствующие выводы. Фольклор содержит присказку, зачин, говорок и запев. Прием тавтологии - это основной принцип рассказывания. Также большой популярностью пользуются гиперболы, преувеличения, синекдохи и параллелизмы. Такие образные действия не допускаются в литературе всего мира.

Малые фольклорные жанры как отдельный блок произведений УНТ

В эту систему вошли преимущественно произведения для детей. Актуальность этих жанров сохраняется и по сей день, ведь каждый человек знакомится с этой литературой еще до того, как начнет говорить.

Колыбельная песня стала одним из первых произведений фольклора. Наличие частичных заговоров и оберегов является прямым доказательством этого факта. Многие верили, что вокруг человека действуют потусторонние силы, если малыш увидит плохое во сне, наяву это никогда не повторится. Наверное, поэтому колыбельная про «серенького волчка» пользуется популярностью даже сегодня.

Еще одним жанром является потешка. Чтобы разобраться, что именно представляют собой такие произведения, можно приравнять ее к песне-приговорке или песенке с одновременными действиями. Этот жанр способствует развитию мелкой моторики и эмоционального здоровья у ребенка, ключевым моментом считаются сюжеты с игрой пальчиков «Сорока-ворона», «Ладушки».

Все вышеперечисленные малые фольклорные жанры необходимы каждому человеку. Благодаря им малыши впервые узнают, что такое хорошо и что такое плохо, приучаются к порядку и гигиене.

Фольклор народностей

Интересным фактом является то, что разные народности по своей культуре, традициям и обычаям имеют общие точки соприкосновения в фольклоре. Существуют так называемые универсальные желания, благодаря которым и появляются песни, обряды, сказания, притчи. Многие народы проводят празднования и воспевания для получения богатого урожая.

Из вышесказанного становится очевидным, что разные народы зачастую оказываются близкими во многих сферах жизнедеятельности, а фольклор объединяет обычаи, традиции в единую структуру народного творчества.

Фольклор. Жанры фольклора

Фольклор (от английского folk - народ, lore - мудрость) - устное народное творчество. Фоль­клор возник до появления письменности. Самая важная его черта - то, что фольклор является искусством устного слова. Именно это отличает его от литературы и других видов искусства. Еще одна важная отличительная черта фольклора - коллективность творчества. Он возник как массо­вое творчество и выражал представления первобытной общины и рода, а не отдельной личности.

В фольклоре, как и в литературе, существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические. При этом эпические жанры имеют стихотворную и прозаическую форму (в ли­тературе эпический род представлен только прозаическими произведениями: рассказ, повесть, ро­ман и т. д.). Литературные жанры и фольклорные жанры отличаются по составу. В русском фоль­клоре к эпическим жанрам относятся былины, исторические песни, сказки, предания, легенды, сказы, пословицы, поговорки. Лирические фольклорные жанры - это обрядовые, колыбельные, семейные и любовные песни, причитания, частушки. К драматическим жанрам относятся народ­ные драмы. Многие фольклорные жанры вошли в литературу: песня, сказка, легенда (например, сказки Пушкина, песни Кольцова, легенды Горького).

Жанры фольклора имеют каждый свое содержание: былины изображают ратные подвиги бога­тырей, исторические песни - события и героев прошлого, семейные песни описывают бытовую сторону жизни. Для каждого жанра характерны свои герои: в былинах действуют богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, в сказках - Иван-царевич, Иван-дурак, Василиса Прекрасная, Баба Яга, в семейных песнях - жена, муж, свекровь.

От литературы фольклор отличается и особой системой выразительных средств. Например, для композиции (построения) фольклорных произведений характерно наличие таких элементов, как запев, зачин, присказка, замедление действия (ретардация), троичность событий; для стиля - постоянные эпитеты, тавтологии (повторения), параллелизмы, гиперболы (преувеличения) и т. д.

Фольклор разных народов имеет много общего в жанрах, художественных средствах, сюжетах, типах героев и т. д. Это объясняется тем, что фольклор как вид народного искусства отражает общие закономерности общественного развития народов. Общие особенности в фольклоре разных народов могут возникать благодаря близости культуры и быта или длительным экономическим, политическим и культурным связям. Большую роль также играют сходство исторического разви­тия, географическая близость, передвижения народов и т. д.

Жанры музыкального фольклора – это основные виды музыкальных произведений, созданных неизвестными авторами и сохранённых народом на многие поколения с помощью устной передачи от одного человека к другому.

Об этих видах мы и поведём сегодня разговор, но сначала внесём некоторую ясность по отношению к понятиям «фольклор» и «жанр», чтобы никто не путался.

Что такое фольклор и что такое жанр?

Вообще, слово «фольклор» относится не только к сфере именно музыкального творчества. Это слово – английское, и в переводится как означает «народная мудрость» . К фольклору мы относим многие явления духовной культуры. Это и легенды, предания и сказки, поговорки и пословицы, заклинания и заговоры, приметы и гадания, танцы, религиозные и праздничные обряды, различные игры и даже считалки, и анекдоты!

Жанры – это исторически сложившиеся виды произведений с присущими им особенностями содержания и формы, а также конкретным жизненным предназначением и особенностями их бытования и исполнения. Примеры музыкальных жанров – опера, балет, симфония, песня, романс и так далее.

Какие бывают жанры музыкального фольклора?

Всяких фольклорных музыкальных жанров у разных народов (всего мира) чрезвычайно много, поэтому в самом общем смысле их можно разделить на вокальные (те, что поются – главным образом, песни), инструментальные (которые играются – в основном наигрыши) и вокально-инструментальные (понятно, что здесь сразу и поют, и играют).

Ещё многие музыкальные жанры можно распределить по трём универсальным категориям содержания. Это эпос (если рассказывается какая-нибудь история), лирика (если основной упор полагается на чувства) и драма (если исполняется какое-либо действие).

Жанры русского песенного фольклора

Назвать все жанры музыкального фольклора – значит, объять необъятное. Каждый новый вид или танца – это отдельный жанр. Например, былина, хоровод, трепак, колыбельная, и веснянка, и колядка, и частушка – всё это названия жанров.

Мы остановимся подробнее на жанрах русского народного музыкального творчества. Основной жанр здесь – песня, но песни бывают разные и поэтому существуют многочисленные жанровые разновидности русской песни. Лучше всего эти разновидности запоминать по тому, какую роль они играли в жизни народа, в какой обстановке и при каких обстоятельствах могли прозвучать.

А обстоятельства могут быть, например, вот какие – одни песни поются раз в год (в день какого-нибудь праздника), другие песни привязаны к какому-либо обряду и исполняются только тогда, когда совершается этот обряд (например, в день рождения, в день свадьбы или на похоронах). Есть песни, которые поются только зимой или летом, а есть и такие, которые можно петь круглый год в любой день недели и в любую погоду. Эти песни не привязаны ни ко времени, ни к обрядам и поются тогда, когда просто есть настроение их петь – например, песня о грусти, когда грустно или песня о неразделённой любви, когда есть таковая, или песня-сказка, рассказываемая гусляром, когда его слушают много людей.

Итак, русские песни бывают такие:

  1. Песни, которые связаны с календарём и календарными праздниками и обрядами (закликание и встреча весны, «жаворонки», ранневесенние и летние троицкие хороводы, песни жатвенной страды и сенокоса, поздравления с новым годом, и песни-гадания, маслиничные песни).
  2. Песни, которые связаны с различными событиями в личной и семейной жизни людей (песни на рождение ребёнка, крестильные песни, колыбельные, детские игровые хороводы, величальные, свадебные и рекрутские песни, похоронные плачи и причеты, поминальные молитвы и духовные стихи).
  3. Эпические песенные жанры (былина, сказ, скоморошины и небылицы, некоторые духовные стихи, баллады, исторические песни).
  4. Лирические песни (песни о любви – счастливой и неразделённой, трагической, протяжные песни, «страдания», городские песни и канты).
  5. Песни будней и праздников (солдатские и студенческие песни, мореходные навигационные песни, трудовые – бурлацкие, артельные, крестьянские песни, праздничные – виватные, балаганные, шуточные песни и частушки).

Вот, таким образом, обращаясь к содержанию песен и их жизненному назначению, можно условно распределить жанры музыкального фольклора в такие группы.

В качестве живого музыкального примера из старинной русской народной музыки послушайте кант «Буря море раздымает» о суровой доле моряков в исполнении слаженного мужского хора.

Старинный русский кант «Боре море раздымает»

Устное народное творчество - представляет собой традиционное словесное творчество народа. Оно может быть как старинным, так и новым – творимым в наши дни. Главной его особенностью является то, что данное искусство слова передается из поколения в поколение из уст в уста.

Жанров в словесном народном творчестве большое множество. Это мифы и легенды, эпосы, былины, пословицы и поговорки, загадки, частушки, сказки, песни… Перечислять их можно бесконечно. Творцом же является не отдельный человек, а народ. Именно поэтому ни одно сочинение не имеет своего определенного, единственного автора.

Веками творения людей складывались в целые словесные формы, впоследствии образующие рифмы («стихи»). Благодаря этому приему произведения легче было передавать и запоминать. Таким образом, появлялись обрядовые, хороводные, плясовые, колыбельные песни.

Тематика фольклорного творчества полностью зависела и продолжает зависеть от культуры, верований, истории и от региона проживания народа. Но главной особенностью таких творений было и остается сочетание прямого отражения жизни с условным. Проще говоря, в фольклоре нет, и не было обязательного отражения жизни в форме самой жизни, в ней всегда допускается условность.

Жанры фольклора

Чтобы лучше понять, что представляет собой устное народное творчество необходимо поближе познакомиться с его жанрами, а их в этом виде словесного искусства, превеликое множество.

Пословицы и поговорки

Начнем с тех, о которых мы хорошо знаем и иногда, используем в обиходе – с пословиц и поговорок. Данные виды устного искусства являются одними из интереснейших жанров, дошедших до наших дней.

Никто доподлинно не знает когда появились эти жанры устного творчества. Несомненным фактом остается то, как точно и лаконично, образное, логически законченное изречение, выражает народный ум и опыт, накопленный многими веками.

Между тем, многие из нас давно привыкли думать, что пословицы и поговорки это одно и то же. На самом деле это не так. Пословица представляет собой законченное предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым, часто зарифмованным языком.

Пример русских пословиц:

«Береженого Бог бережет»

«Мал золотник, да дорог»

«Копейка рубль бережет»

Тогда, как поговорка является устоявшейся фразой или словосочетанием. Она предназначена для украшения .

Пример русских поговорок:

«Остаться с носом» (быть обманутым)

«Медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред)

«Когда рак на горе свистнет» (никогда)

Приметы

Приметы – еще один фольклорный жанр, который претерпел не мало изменений, но все же не растерял своей мудрости и дошел до современного человека.

Появился он в давние времена, когда наши предки были очень близки к природе, когда люди наблюдали за ней, за явлениями, происходящими вокруг, и находили связи между событиями. Со временем, народ облек свои наблюдения в слова. Так и появлялись приметы, которые через века несут собранные в себе знания предков.

Некоторые примеры погодных примет:

Жаворонки летят - к теплу, зяблик- к стуже.

Из березы течет много сока - к дождливому лету.

Воробьи купаются в песке - к дождю.

Так же до наших дней дошло много старых примет связанных с домом и бытом. Самой распространенной является: «Соль просыпать — слезы проливать». Считается, что эта примета появилась в середине XVII века, во времена бунтов и восстаний на Руси. Тогда соль в буквальном смысле была на вес золота. Отсюда и появилось такое значение — просыпать столь дорогую «приправу» как соль, неизбежно приведет к ссоре в доме.

Еще несколько примеров бытовых примет, которые, несомненно, нам знакомы:

«Дома свистишь — деньги проглядишь»

«Одежда наизнанку — к перебранке»

«На себе шьешь — память зашьешь»

Сказки

С древности сохранились и отдельные элементы детского фольклора – сказки. Позднее этот жанр устного искусства сильно изменялся. это произошло под влиянием эстетических и педагогических функций, но все же он продолжает существовать.

Впрочем некоторые жанры словесного искусства со временем «отмирают», и человечество постепенно забывает о них. Данный процесс является естественным явлением, он не свидетельствует об упадке народного искусства. Наоборот, процесс «отмирания» является признаком того, что из-за изменения условий человеческого бытования происходит развитие художественного коллективного творчества народа, вследствие чего, появляются новые жанры и исчезают старые.

Былины

К таким жанрам можно отнести былины (или как их еще называли – старины — русские героико-патриотические песни-сказания, основным сюжетом которых, являлись важные исторические события или героические подвиги богатырей и дев-воительниц). Этот жанр возник еще в Древней Руси, просуществовал вплоть до средних веков и постепенно стал забываться к XIX веку.

Кроме того к почти забытым жанрам так же можно отнести и обрядовый фольклор. Давайте рассмотрим его составляющие немного поближе.

Календарный фольклор и годовой песенный цикл

Эти небольшие жанры появились в связи с необходимостью следить за сельскохозяйственным циклом, а так же за изменениями, происходящими в природе и религиозными праздниками.

Много пословиц, примет, советов и запретов сложилось в календарном фольклоре. Вот некоторые, из которых дошли до наших дней:

«Рано затает — долго не растает»

«Март и снегом сеет, и солнцем греет»

Не мало песен было сложено народом и для годового песенного цикла. Так на масленицу было принято печь блины, исполнять обряды проводов зимы и петь обрядовые песни. Эта и еще некоторые из старых традиций сохранились до сих пор.

Семейный фольклор

Включал в себя такие малые жанры как: семейные рассказы, колыбельные, пестушки, потешки, свадебные песни, похоронные причитания.

Название «Семейные рассказы» говорит само за себя, и существует этот жанр словесного искусства с незапамятных времен – возможно столько, сколько живет человек на этом свете. Примечателен тем, что формируется он довольно обособленно, как правило, в рамках семьи и близкого окружения.

Кроме того, этот жанр обладает своей особенностью, он может формировать «определенные выражения», понятные только членам семьи или людям, присутствующим во время события, которое повлекло за собой появление этой фразы. Так, например, в семье Толстых существовало такое выражение как «архитектор виноват».

Рождению этого выражения предшествовало событие: когда Илье Толстому было пять лет, на Новый год ему подарили обещанную чашку. Счастливый ребенок побежал, чтобы показать всем свой подарок. Перебегая через порог, споткнулся и упал. Чашка разбилась. Маленький Илья, оправдываясь, говорил, что он не виноват, а виноват архитектор, который сделал этот порожек. С тех пор в семье Льва Николаевича Толстого появилось свое выражение равноценное крылатому — «стрелочник виноват».

Колыбельные песни

Еще одним не менее интересным жанром в семейном фольклоре были колыбельные. В старые времена умение петь колыбельные песни считалось особым искусством. В процессе игры, матери обучали своих дочерей правильно «баюкать». Эта способность была необходима, для того, чтобы старшие девочки уже в шесть – семь лет могли присматривать за младшими. Именно поэтому этому умению уделялось особое внимание.

Предназначением колыбельных было не только успокоить, но и защитить дитя. Многие песни представляли собой «заговоры». Они были призваны оберегать маленького ребенка от опасностей, которые могли его подстерегать в будущем. Часто колыбельные были обращены к духам и мифологическим существам, носителям сна – Дреме, Сну. Их призывали для того, чтобы убаюкать малыша. В настоящее время этот жанр народного искусства почти забыт.

Пестушки и потешки

Пестушки и потешки – представляли собой коротенькие напевы. Они помогали ребенку в развитии и в познании окружающего мира. Возможно, кто-то помнит из детства — «Сорока-ворона…». Такие небольшие песенки-приговорки побуждали малыша к действию, прививали навыки гигиены, развивали мелкую моторику, рефлексы, помогали познавать мир.

Свадебные песни

Свадебные песни – разительно отличались от всех остальных малых жанров семейного фольклора. Примечательным был тот факт, что вне свадебного обряда эти песни не звучали. Кроме того, с функциональной точки зрения они были крайне важны, так как исполняли своего рода «юридическую роль» в этом событии. Наряду со свадебными песнями, немаловажную роль в обряде играли причитания. Они были неотъемлемой частью праздника, представляли собой лирические повествования, которые описывали переживания невесты, родителей и подруг.

Также немалую роль играли величания. Ими в песнях гости восхваляли жениха и невесту, желали молодым благополучия и счастья. Ко всему прочему ни одна свадьба не могла ни обойтись без корильных песен. Эта небольшая составляющая свадебного обряда представляла собой шуточные песни. Как правило, они были адресованы сватам, из-за которых невеста «покидала» родную семью, подружек и утрачивала свою девичью волю.

Похоронные причитания или плачи еще один древний фольклорный жанр, о времени, появления которого, никто доподлинно не знает. Он лишь «обрывками» дошел до наших дней, но из названия легко можно понять, о чем идет речь и для чего этот жанр служил.

Главной особенностью данного устного творчества являлось то, что он имел свою «формулу» или лучше сказать строгую последовательность, которую каждый плакальщик «украшал» своим творческим элементом – рассказом о жизни, о любви или смерти усопшего. Сейчас, к примеру, часть обряда, а так же плачи можно увидеть и услышать в фильме «Вий» (1967 г.).

Окказиональный фольклор

Не соответствующий общепринятому употреблению фольклор. Носил индивидуальный характер, обусловленный специфической ситуацией, поводом. К нему относились такие малые жанры как: заклички, считалки, заговоры.

Заклички

Невероятно богат русский фольклор. Они представляли собой небольшие песенки, часто не лишенные юмора и сопровождавшиеся игровыми действиями. Сюжеты этого малого жанра были самые разные: это могли быть заклички о погоде и погодных явлениях, о природе и временах года, о животных и сказочных существах…

Дождик, лей! Дождик, лей!

На меня и на людей!

На меня по ложке.

На людей по плошке.

А на лешего в бору -

Лей по целому ведру!

Считалки

Считалки – еще один малый жанр словесного народного искусства. Он возник очень давно, но сейчас почти исчез из современного фольклора. А между тем, как бы удивительно это ни звучало, в далекие времена считалки широко использовались взрослыми. Главной их функцией было распределение работы.

Да, да. Ведь тогда многие виды работ, были не только очень тяжелыми, но иногда опасными для жизни. Поэтому мало кто по собственному желанию хотел браться за такое дело. А считалки позволяли распределять работу между участниками так, чтобы никому не было «обидно». В наше время эта «важная роль» считалок утеряна, но они все еще существуют и по-прежнему выполняют свою функцию в детских играх.

Заговор

И наконец, самый удивительный, но далеко не последний, довольно сложный по своей структуре древний жанр устного народного творчества, который как ни странно продолжает жить и в наше время – заговор. Функция, со времени возникновения данного жанра, не поменялась. Он все так же продолжает исполнять роль «магического орудия», призванного выполнить желание заговаривающего. Как говорилось выше, этот жанр довольно оригинален в своем исполнении и часто сложен по своей конструкции – в этом и состоит его особенность.

Говорить о жанрах устного народного творчества можно бесконечно долго, потому как все направления по-своему интересны и неповторимы. Данная статья призвана лишь ознакомить читателя с необъятным, многогранным богатством человеческой культуры и мудрости, ярко отражающих опыт предыдущих поколений.

Лекция

Народная музыка (музыкальный фольклор) - вокальное, инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа, неотъемлемая часть народного художественного творчества – ФОЛЬКЛОРА.

ТРАДИЦИОННЫЙ ФОЛЬКЛОР – музыкально - поэтическое искусство, творимое и передаваемое каждой этнической средой из поколения в поколение устным путем. Народ хранит в своей памяти и музыкально - игровых навыках то, что отвечает его жизненным потребностям и настроениям.

Традиционная народная музыка, в основном создающаяся сельским населением, длительное время сохраняет относительную самостоятельность и в целом противостоит профессиональной музыке. Музыка устной традиции развивалась медленнее письменной, но зато в нарастающем темпе.

Главная трудность в изучении народной музыки связана, прежде всего, с длительностью периода дописьменного развития музыкальной культуры, на протяжении которого сформировались наиболее фундаментальные черты народной музыки. Музыкальные традиции - главная составная часть фольклорных традиций каждого народа.

Для фольклорной традиции характерно:

- коллективность – индивидуальность;

- исполнительство - творчество;

- исполнительство - воспроизведение;

- система жанров - специфика отдельных жанров.

При изучении народной музыки возникают трудности с применением к ней таких музыковедческих категорий, как форма, лад, ритм, и т. д., которые зачастую не совпадают с традиционным для них понятием. Кроме того, народная музыка не существует в чистом виде, вне связи с определенными действиями (трудовыми, обрядовыми), с социальной остановкой и т.д. Народное творчество - продукт не только художественный, но и социально активный.

Сложен вопрос о жанрах народной музыки т.к. в фольклоре огромную роль играет территориальный признак : народная музыка ограничена пространством и временем, и существует лишь в конкретных диалектах. Кроме того, существуют традиции исполнения разными певцами одного текста на разные мелодии, а так же разных по содержанию и функции текстов - на одну и ту же мелодию. Жанры складывались веками в зависимости, прежде всего, от разнообразия социально - бытовых функций народной музыки, связанных в свою очередь с экономико-географическими и социально-психологическими особенностями формирования общества. Народная музыка всегда была не столько развлечением, сколько насущной необходимостью.

Основные виды народной музыки :

2. Песенная импровизация.

3. Песня без слов (например: чувашская, еврейская)

4. Эпические сказания (русская былина)

5. Плясовые припевки (частушки)

6. Инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы)


7. Танцевальные мелодии.

Наибольшее развитие получила народная музыка в лирических жанрах, где на смену простым коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и эпических песен или инструментальным наигрышам приходили развернутые и подчас сложные по форме музыкальные импровизации - вокальные (например: русская протяжная песня) и инструментальные.

К древнейшим народным песенным жанрам относятся :

Песенные «вставки в сказках» и других прозаических рассказах;

- «песенные эпизоды» в больших эпических сказаниях;

Трудовые песни (описывающие труд, либо сопровождение трудовой деятельности);

Свадебные (у каждых народов свадебные традиции разные; часто сопровождались обрядами не без участия жениха и невесты);

Колыбельные мелодии (своей интонацией не только помогали укачивать ребенка, но и призваны были магически оберегать его от злых сил);

Причитания (музыкальные плачи: похоронные и свадебные);

Бытовые;

Солдатские, матросские;

Исторические;

Революционные;

Календарно – земледельческие. В песенном фольклоре особое место занимает цикл календарных песен, наиболее типичный для западных, юго-западных и некоторых центральных областей; он состоит из малых циклов, строго приуроченных ко времени года и праздникам языческого календаря (на них часто «накладываются» даты христианских праздников). Для этих песен характерна жесткая регламентация кратких ладовых и ритмических формул, устойчивость.

- Частушки. К более поздним жанрам относятся получившие распространение с 19 века: частушки - жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая песенка быстрого исполнения. Частушка особенно ярко раскрывает душу русского человека, распахивает целый мир человеческих характеров, переживаний, страстей. Гамма чувств, выраженных в частушке, простирается от легкой усмешки до ядовитой подковырки; не лишен этот жанр и определенной доли озорства, высказанного «соленным» словцом. . Являясь неким откликом на какое-либо событие и обращенная к определенному лицу или слушателям, частушка отличается прямотой высказывания, реалистичностью, экспрессией.

- Городская лирическая песня (романс ) - музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Название «романс» носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера. Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного. Вокальная партия романса имеет ясное и рельефное мелодическое очертание и отличается певучестью. В романсе внимание обращается больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес, главным образом, лежит в мелодии, а не в аккомпанементе.

Музыкальный эпос - стихотворная эпическая поэзия, носящие повествовательный характер:

- Духовные стихи

- Скоморошины

- Баллады

- Песни плясовые . Сопровождались как пением, так и игрой на музыкальных инструментах. Сначала входили в состав трудовых, обрядовых и праздничных песенных циклов.

- Лирические песни - наиболее динамичный и самый сложный жанр в системе традиционного фольклора; не ограничены тематикой, но связаны местом и временем исполнения. Эта форма песенного фольклора сложилась в 16-17 вв. в Московской Руси.

Все народные музыкальные культуры можно разделить на одноголосные и многоголосные .

И так народная музыка (фольклорная) - художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы. Создаваемая народом и бытующая в народных массах музыка - песни, инструментальные наигрыши и пьесы. Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

Русская народная музыка. Истоки русской народной музыки восходят к фольклору славянских племен, которые жили на территории Киевской Руси, первого русского государства, сложившегося в 10 веке. Русская народная музыка не была однородна, как не были однородны племена, составлявшие Киевскую Русь; кроме славянских, она включала в себя финно-угорские, тюркские и другие прототипы. До сих пор в русском фольклоре ощущаются региональные, часто этнические (донациональные) традиции. Так, свои особенности имеет народно-песенное искусство северных, западных, южных, центральных областей, поселений в бассейнах крупных рек - Оки, Волги, Дона. Многие виды бытующих и теперь песен имеют языческие корни, иногда в сочетании с влиянием христианской обрядовости.

Народная инструментальная музыка занимает несравнимо меньшее место, нежели вокальная: церковный запрет на использование музыкальных инструментов в храме, по-видимому, оказал влияние и на фольклор.

Инструменты в фольклорной традиции используются в основном либо в быту пастухов, либо для аккомпанемента некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространенные струнные инструменты - гудок, гусли. Наиболее известные духовые инструменты : дудка (она же сопель, пищалка); жалейка (рожок) - инструмент с одним или двумя деревянными стволами, с раструбом из рога; кувиклы. В летописях упоминаются также военные трубы, охотничьи рога, бубны. С 19-20 вв. распространение в народном быту получили такие инструменты, как балалайка, мандолина, гитара, баян (гармонь).

Первые сборники народных песен были изданы в России во второй половине 18 века: «Собрание русских простых песен с нотами» В. Ф. Трутовского и «Собрание народных русских песен» с их голосами» Н. А. Львова и Ивана Прача. В дальнейшем широкой известностью пользовались собрания народных песен Д. Н. Кашина и И. А. Рупина. Еще ранее, в середине 18 веке, был составлен первый рукописный сборник былин, исторических песен, духовных стихов.

Одним из первых фольклорных коллективов в России стала Славянская капелла Д. А. Агренева-Славянского, которая пропагандировала русскую и славянскую народную песню в России и за рубежом. В начале 20 веке возникли - Оркестр русских народных инструментов В. В. Андреева и Русский народный хор М. Е. Пятницкого.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!