В музыковедческой литературе при характеристике исполнительства принято вычленять три его составляющих: композитора, исполнителя и слушателя. Остается без внимания еще один важный элемент исполнительского акта - музыкальный инструмент, с помощью которого исполнитель реализует замысел автора, воссоздавая его в живом звучании. Объясняется это тем, что в большинстве видов музыкального исполнительства музыкант не имеет непосредственного отношения к качеству инструмента. Другое дело хор, который представляет собой живой организм, сформированный в соответствии с художественными вкусами и критериями хормейстера - мастера, его создавшего. Этот организм может быть гибким и неповоротливым, понимающим и непонятливым, доброжелательным и агрессивным, увлеченным и безразличным. Одухотворенность хорового инструмента требует к нему особого отношения, поскольку эта его особенность делает его одновременно и самым умным и восприимчивым, и самым нестабильным и изменчивым. Последнее обстоятельство связано с тем, что основные его качественные параметры (яркость и красота звука, чистота интонирования, слитность ансамбля, тембровое богатство, громкость, общий вокальный диапазон, артикуляционный «механизм») не могут быть зафиксированы надолго, а воссоздаются и обновляются на каждой репетиции дирижером-хормейстером, который в хоровом жанре является не только исполнителем, но и автором инструмента (подобно скрипичному мастеру) и его настройщиком (подобно настройщику фортепиано).
52
В истории отечественного хороведения давалось много определений понятия «хор»: от «собрания поющих» до «ансамбля поющих унисонов». Вот некоторые из них:
«Хор - это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы» (П.Г. Чесноков) 1 .
«Хором называется более или менее многочисленная группа "певцов, исполняющая вокальное произведение» (А.С. Егоров) 2 .
«Хором называется коллектив певцов, организованный для совместного исполнения. В хоре должно быть соблюдено количественное и качественное соотношение голосов, обеспечивающее владение всеми элементами хоровой звучности, необходимое для осуществления стоящих перед ним исполнительских задач» (Г.А. Дмитревский) 3 .
«Хор - это организованный коллектив певцов... В понимании советского слушателя хор - творческий коллектив, основная цель исполнительской деятельности которого - идейно-художественное и эстетическое воспитание народных масс» (К.К. Пигров) 4 .
«Хором называется такой коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, идейного содержания, которые заложены в произведении» (Вл.Г. Соколов) 5 .
«Хор - певческий коллектив, исполняющий вокальную музыку с инструментальным сопровождением или а капелла» (Н.В. Романовский) 6 .
«Хор - это большой вокально-исполнительский коллек-тив, который средствами своего искусства правдиво, художественно полноценно раскрывает содержание и форму исполняемых произведений и своей творческой деятельностью способствует идейно-художественному воспитанию народных масс. Как музыкально-исполнительский "инструмент" хор
1 Чесноков П.Г. Хор и управление им. - М., 1961. - С. 25-26. 2 Егоров А.С. Теория и практика управления хором. - Л.; М., 1951. - С. 13.
3 Дмитревский ГЛ. Хороведение и управление хором. - М., 1957. - С. 3.
4 Пигров К.К. Руководство хором. - М., 1964. - С.21.
6 Соколов Вл. Работа с хором. - 2-е изд.-М., 1983. - С. 5.
6 Романовский Н.В. Хоровой словарь. - М., 1980. - С. 124.
Понятие о хоре
представляет собой ансамбль вокальных унисонов» (В.И. Крас-нощеков) 1 .
Как видим, в каждом из этих определений акцент делается либо на структурную организацию, либо на технические и художественные параметры, либо на цели и задачи. Связав воедино разнообразные сущностные признаки, вкладываемые разными авторами в понятие «хор» и критически оценив их, автор данной книги считает возможным предложить следующую обобщающую формулировку: хор - это вокально организованный исполнительский коллектив, основу которого составляет ансамбль интонационно, динамически и темброво слитных групп, обладающих художественно-техническими навыками, необходимыми для воплощения в живом звучании музыкально-поэтического текста произведения. Данное определение, пожалуй, достаточно точно устанавливает отличительные признаки понятия, его содержание и границы.
По составу голосов хор бывает однородным (мужским, женским, детским) и смешанным (т.е. состоящим из мужских и женских или из мужских и детских голосов). Еще одна категория - хоры мальчиков - требует уточнения, поскольку ее может представлять и однородный хор (если в нем поют только мальчики) и смешанный (если вместе с мальчиками в нем поют юноши, исполняющие мужские партии).
Нормальный полный смешанный хор состоит из четырех партий: сопрановой, альтовой, теноровой и басовой. Но иногда в смешанном хоре отсутствует одна или даже две хоровые партии из разнородных групп голосов (например, партия аль-тов или теноров). Такой состав обычно именуют неполным смешанным хором. В профессиональном хоровом исполнительстве этот тип хора, как правило, не встречается. Среди любительских же хоров он достаточно распространен. Особенно часто неполный смешанный состав встречается в заводской и клубной самодеятельности, в школах, училищах и вузах. Так, например, достаточно типичной является ситуация, когда в хоре, насчитывающем 40 участников, поют лишь 5-6 мужчин. В этом случае чаще всего тенора и басы объединяются в одну хоровую партию.
1 Краснощеков В.И. Вопросы хороведения. - М., 1969. - С. 81-82.
54 Глава 3. Хор как исполнительский «инструмент»
Трёх) или более человек исполняющих одну и ту же партию.
Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано , альты , тенора , басы . Но количество партий в принципе не ограничено так как каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется дивизи ): в партесных концертах Василия Титова 12 и более хоровых партий; «Stabat Mater» Кшиштофа Пендерецкого написана для тройного хора по 4 голоса в каждом (в общей сложности 12 хоровых партий).
Хор может петь в сопровождении инструментов или без них. Пение без сопровождения называется пением a cappella . Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр . Как правило на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано ; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a cappella .
История
Одними из первых певческих коллективов были древнегреческие хоры, использовавшиеся во время трагедий . Но в отличие от современной драматургии и театра сам он не являлся персонажем , а выполнял роль общественного мнения, определявшего выбор других персонажей. Древнегреческий хор всегда пел в один голос либо без сопровождения, либо под китару , также игравшую в унисон с хором.
Раннее христианство переняло античную традицию, и до X-XII веков хоры пели только в унисон или октаву. Затем началось разделение голосов на низкие и высокие и появление для них различных партий. До XV (а в церковном песнопении - до XVII века) в хоре состояли только мужчины (исключение - хоры монашек) .
Типы хоровых коллективов
Под наименованием тип хора понимают характеристику исполнительского коллектива по составляющим группам певческих голосов. Известно, что певческие голоса распределяются на три группы - женские, мужские и детские. Таким образом, хор, объединяющий голоса одной группы, называется однородным, а хор, имеющий комбинации из женских (или детских) и мужских голосов или певческих голосов всех групп, зовется смешанным. В исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские, смешанные.
- смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) - состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов , мужские голоса составляют партии теноров и басов . Внутри каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II, басы I и II;
- хор мальчиков и юношей - состоит из тех же четырёх основных партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики, именующиеся дискантами, партию альтов - низкие мальчиковые голоса; партии теноров и басов в таком хоре, так же как и в смешанном, исполняются мужчинами;
- мужской хор - состоит из теноров и басов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые (высокие) и вторые (низкие) тенора и первые и вторые басы. Партия первых теноров может быть расширена за счет певцов-контратеноров, поющих (фальцетом) ещё более высокую партию, по тесситуре находящуюся за пределами обычного мужского голосового диапазона;
- женский хор - состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые и вторые сопрано и первые и вторые альты;
- детский хор - состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов, иногда из трёх - сопрано (дискантов) I и II, и альтов; возможны и другие варианты.
Минимальное количество певцов в одной хоровой партии - 3 человека.
С точки зрения манеры пения различают:
- академические хоры - поющие в академической манере. Академическая манера пения основана на принципах и критериях музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанров;
- народные хоры - поющие в народной манере. Жанровыми признаками русских народных хоров являются: опора на местную или областную традицию бытового народного пения; использование натурального регистрового звучания голосов; подголосочно-полифонический распев песни как основа хорового многоголосия.
Виды хорового пения
По количеству участников различают:
- вокально-хоровой ансамбль - от 12 до 20 участников;
- камерные хоры - от 20 до 30-50 участников;
- средние хоры - от 40 до 60-70 участников;
- большие хоры - от 70 до 120 участников;
- сводные хоры - до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов. Такие составы имеют статус «хеппининг-перформанс» и не относятся собственно к исполнительскому искусству, так как представляют собой скорее пропагандно-просветительское направление.
Хоры могут иметь разный статус, например, профессиональные, любительские (самодеятельные), церковные и учебные хоры.
См. также
Напишите отзыв о статье "Хор"
Примечания
Литература
- Анисимов А. И. Дирижёр-хормейстер. Творческо-методические записки.- Л.: «Музыка», 1976.- 160 с.
- Виноградов К. Работа над дикцией в хоре.- М.: Музыка, 1967.
- Дмитревская К. Русская советская хоровая музыка. Вып. 1.- М.: Советский композитор, 1974.
- Дмитревский Г. Хороведение и управление хором.- Музгиз, 1957.
- Евграфов, Ю. А. Элементарная теория мануального управления хором. - М.: Музыка, 1995
- Егоров, А. А. Теория и практика работы с хором / А. А. Егоров. - Л. ; М.: Госмузиздат, 1951.
- Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика.- М.: Владос, 2003.
- Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры.- М.: Советский композитор, 1985.
- Казачков С. А. Дирижёр хора - артист и педагог / Казан. гос. консерватория.- Казань, 1998.- 308 с.
- Казачков С. А. От урока к концерту.- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1990.- 343 с.
- Краснощеков В. Вопросы хороведения.- М.: Музыка, 1969.
- Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры.- М.: Музгиз, 1963.
- Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.- М.: Владос, 2003. ISBN 5-691-01077-8
- Памяти А. В. Свешникова. Сборник статей под ред. С. Калинина.- М.: Музыка, 1998.
- Памяти Н. М. Данилина. Письма, воспоминания, документы.- М.: Советский композитор, 1987.
- Пигров К. Руководство хором.- М.: Музыка, 1964.- 220 с.
- Птица К. Мастера хорового искусства в Московской консерватории.- М.: Музыка, 1970.
- Романовский Н. В. Хоровой словарь. - Л.: Музыка, 1980
- Самарин В. Хороведение. - М.: Музыка, 2011.
- Соколов В. Работа с хором.- М.: Музыка, 1967.
- Тенета-Бартенева Л. Б. Лебедев Константин Михайлович. (Очерк о жизненном и творческом пути выдающегося хорового дирижера и педагога). - М.: 4 филиал Воениздата,2002
- Шамина Л. В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом.- М.: Музыка, 1981.- 174 с.]
- Риман, Гуго. : CD-ROM / пер. с нем. Б. П. Юргенсона, доп. рус. отд-нием. - М . : ДиректМедиа Паблишинг, 2008.
Ссылки
В данной статье или разделе имеется или внешних ссылок , но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок .
Утверждения, не , могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники. |
Отрывок, характеризующий Хор
Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями из в немилости находящегося старика выбрать его против воли царя в представители народной войны. И только это чувство поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направлял все свои силы не на то, чтоб убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их.Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история.
Для лакея не может быть великого человека, потому что у лакея свое понятие о величии.
5 ноября был первый день так называемого Красненского сражения. Перед вечером, когда уже после многих споров и ошибок генералов, зашедших не туда, куда надо; после рассылок адъютантов с противуприказаниями, когда уже стало ясно, что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет, Кутузов выехал из Красного и поехал в Доброе, куда была переведена в нынешний день главная квартира.
День был ясный, морозный. Кутузов с огромной свитой недовольных им, шушукающихся за ним генералов, верхом на своей жирной белой лошадке ехал к Доброму. По всей дороге толпились, отогреваясь у костров, партии взятых нынешний день французских пленных (их взято было в этот день семь тысяч). Недалеко от Доброго огромная толпа оборванных, обвязанных и укутанных чем попало пленных гудела говором, стоя на дороге подле длинного ряда отпряженных французских орудий. При приближении главнокомандующего говор замолк, и все глаза уставились на Кутузова, который в своей белой с красным околышем шапке и ватной шинели, горбом сидевшей на его сутуловатых плечах, медленно подвигался по дороге. Один из генералов докладывал Кутузову, где взяты орудия и пленные.
Кутузов, казалось, чем то озабочен и не слышал слов генерала. Он недовольно щурился и внимательно и пристально вглядывался в те фигуры пленных, которые представляли особенно жалкий вид. Большая часть лиц французских солдат были изуродованы отмороженными носами и щеками, и почти у всех были красные, распухшие и гноившиеся глаза.
Одна кучка французов стояла близко у дороги, и два солдата – лицо одного из них было покрыто болячками – разрывали руками кусок сырого мяса. Что то было страшное и животное в том беглом взгляде, который они бросили на проезжавших, и в том злобном выражении, с которым солдат с болячками, взглянув на Кутузова, тотчас же отвернулся и продолжал свое дело.
Кутузов долго внимательно поглядел на этих двух солдат; еще более сморщившись, он прищурил глаза и раздумчиво покачал головой. В другом месте он заметил русского солдата, который, смеясь и трепля по плечу француза, что то ласково говорил ему. Кутузов опять с тем же выражением покачал головой.
– Что ты говоришь? Что? – спросил он у генерала, продолжавшего докладывать и обращавшего внимание главнокомандующего на французские взятые знамена, стоявшие перед фронтом Преображенского полка.
– А, знамена! – сказал Кутузов, видимо с трудом отрываясь от предмета, занимавшего его мысли. Он рассеянно оглянулся. Тысячи глаз со всех сторон, ожидая его сло ва, смотрели на него.
Перед Преображенским полком он остановился, тяжело вздохнул и закрыл глаза. Кто то из свиты махнул, чтобы державшие знамена солдаты подошли и поставили их древками знамен вокруг главнокомандующего. Кутузов помолчал несколько секунд и, видимо неохотно, подчиняясь необходимости своего положения, поднял голову и начал говорить. Толпы офицеров окружили его. Он внимательным взглядом обвел кружок офицеров, узнав некоторых из них.
– Благодарю всех! – сказал он, обращаясь к солдатам и опять к офицерам. В тишине, воцарившейся вокруг него, отчетливо слышны были его медленно выговариваемые слова. – Благодарю всех за трудную и верную службу. Победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки! – Он помолчал, оглядываясь.
– Нагни, нагни ему голову то, – сказал он солдату, державшему французского орла и нечаянно опустившему его перед знаменем преображенцев. – Пониже, пониже, так то вот. Ура! ребята, – быстрым движением подбородка обратись к солдатам, проговорил он.
– Ура ра ра! – заревели тысячи голосов. Пока кричали солдаты, Кутузов, согнувшись на седле, склонил голову, и глаз его засветился кротким, как будто насмешливым, блеском.
– Вот что, братцы, – сказал он, когда замолкли голоса…
И вдруг голос и выражение лица его изменились: перестал говорить главнокомандующий, а заговорил простой, старый человек, очевидно что то самое нужное желавший сообщить теперь своим товарищам.
В толпе офицеров и в рядах солдат произошло движение, чтобы яснее слышать то, что он скажет теперь.
– А вот что, братцы. Я знаю, трудно вам, да что же делать! Потерпите; недолго осталось. Выпроводим гостей, отдохнем тогда. За службу вашу вас царь не забудет. Вам трудно, да все же вы дома; а они – видите, до чего они дошли, – сказал он, указывая на пленных. – Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята?
Он смотрел вокруг себя, и в упорных, почтительно недоумевающих, устремленных на него взглядах он читал сочувствие своим словам: лицо его становилось все светлее и светлее от старческой кроткой улыбки, звездами морщившейся в углах губ и глаз. Он помолчал и как бы в недоумении опустил голову.
– А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им, м… и… в г…. – вдруг сказал он, подняв голову. И, взмахнув нагайкой, он галопом, в первый раз во всю кампанию, поехал прочь от радостно хохотавших и ревевших ура, расстроивавших ряды солдат.
Слова, сказанные Кутузовым, едва ли были поняты войсками. Никто не сумел бы передать содержания сначала торжественной и под конец простодушно стариковской речи фельдмаршала; но сердечный смысл этой речи не только был понят, но то самое, то самое чувство величественного торжества в соединении с жалостью к врагам и сознанием своей правоты, выраженное этим, именно этим стариковским, добродушным ругательством, – это самое (чувство лежало в душе каждого солдата и выразилось радостным, долго не умолкавшим криком. Когда после этого один из генералов с вопросом о том, не прикажет ли главнокомандующий приехать коляске, обратился к нему, Кутузов, отвечая, неожиданно всхлипнул, видимо находясь в сильном волнении.
8 го ноября последний день Красненских сражений; уже смерклось, когда войска пришли на место ночлега. Весь день был тихий, морозный, с падающим легким, редким снегом; к вечеру стало выясняться. Сквозь снежинки виднелось черно лиловое звездное небо, и мороз стал усиливаться.
Мушкатерский полк, вышедший из Тарутина в числе трех тысяч, теперь, в числе девятисот человек, пришел одним из первых на назначенное место ночлега, в деревне на большой дороге. Квартиргеры, встретившие полк, объявили, что все избы заняты больными и мертвыми французами, кавалеристами и штабами. Была только одна изба для полкового командира.
Полковой командир подъехал к своей избе. Полк прошел деревню и у крайних изб на дороге поставил ружья в козлы.
Как огромное, многочленное животное, полк принялся за работу устройства своего логовища и пищи. Одна часть солдат разбрелась, по колено в снегу, в березовый лес, бывший вправо от деревни, и тотчас же послышались в лесу стук топоров, тесаков, треск ломающихся сучьев и веселые голоса; другая часть возилась около центра полковых повозок и лошадей, поставленных в кучку, доставая котлы, сухари и задавая корм лошадям; третья часть рассыпалась в деревне, устраивая помещения штабным, выбирая мертвые тела французов, лежавшие по избам, и растаскивая доски, сухие дрова и солому с крыш для костров и плетни для защиты.
Человек пятнадцать солдат за избами, с края деревни, с веселым криком раскачивали высокий плетень сарая, с которого снята уже была крыша.
– Ну, ну, разом, налегни! – кричали голоса, и в темноте ночи раскачивалось с морозным треском огромное, запорошенное снегом полотно плетня. Чаще и чаще трещали нижние колья, и, наконец, плетень завалился вместе с солдатами, напиравшими на него. Послышался громкий грубо радостный крик и хохот.
– Берись по двое! рочаг подавай сюда! вот так то. Куда лезешь то?
– Ну, разом… Да стой, ребята!.. С накрика!
Все замолкли, и негромкий, бархатно приятный голос запел песню. В конце третьей строфы, враз с окончанием последнего звука, двадцать голосов дружно вскрикнули: «Уууу! Идет! Разом! Навались, детки!..» Но, несмотря на дружные усилия, плетень мало тронулся, и в установившемся молчании слышалось тяжелое пыхтенье.
– Эй вы, шестой роты! Черти, дьяволы! Подсоби… тоже мы пригодимся.
Шестой роты человек двадцать, шедшие в деревню, присоединились к тащившим; и плетень, саженей в пять длины и в сажень ширины, изогнувшись, надавя и режа плечи пыхтевших солдат, двинулся вперед по улице деревни.
– Иди, что ли… Падай, эка… Чего стал? То то… Веселые, безобразные ругательства не замолкали.
– Вы чего? – вдруг послышался начальственный голос солдата, набежавшего на несущих.
– Господа тут; в избе сам анарал, а вы, черти, дьяволы, матершинники. Я вас! – крикнул фельдфебель и с размаху ударил в спину первого подвернувшегося солдата. – Разве тихо нельзя?
Солдаты замолкли. Солдат, которого ударил фельдфебель, стал, покряхтывая, обтирать лицо, которое он в кровь разодрал, наткнувшись на плетень.
– Вишь, черт, дерется как! Аж всю морду раскровянил, – сказал он робким шепотом, когда отошел фельдфебель.
В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так:
· смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) -- состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужские голоса составляют партии теноров и басов. Внутри каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II, басы I и II;
· хор мальчиков и юношей -- состоит из тех же четырех основных партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики -- дисканты, партию альтов -- контратенора -- юноши, поющие фальцетом; партии теноров и басов в таком хоре, так же как и в смешанном, исполняются мужчинами;
· мужской хор -- состоит из теноров и басов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые (высокие) и вторые (низкие) тенора и первые и вторые басы. Партия первых теноров может быть расширена за счет певцов-контратеноров, поющих (фальцетом) еще более высокую партию, по тесситуре находящуюся за пределами обычного мужского голосового диапазона;
· женский хор -- состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые и вторые сопрано и первые и вторые альты;
· детский хор -- состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов, иногда из трёх -- сопрано (дискантов) I и II, и альтов; возможны и другие варианты.
С точки зрения манеры пения различают:
· академические хоры -- поющие в академической манере, основанной на эталоне европейского академического (оперно-концертного) певческого тона;
· народные хоры -- поющие в народной манере.
По количеству участников различают:
· камерные хоры -- от 12 до 30-50 участников;
· большие хоры -- от 50 до 120 участников;
· сводные хоры -- до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов. Такие составы имеют статус «хэппининг-перфоманс» и не относятся собственно к исполнительскому искусству, так как представляют собой скорее пропагандно-просветительское направление.
Хоры могут иметь разный статус.
· Профессиональные хоры. Могут быть как независимыми, так и поддерживаться государством. Состоят из профессиональных певцов. Ведут регулярную концертную деятельность.
· Любительские хоры объединяют людей, для которых пение в хоре -- это хобби. Могут существовать при дворцах культуры, клубах, муниципалитетах, при организациях и учреждениях, при немузыкальных учебных заведениях (очень распространенная форма) и т. п.: хор студентов, хор сотрудников, хор ветеранов.
· Церковные хоры. Основная их деятельность -- участие в церковных службах. Церковные хоры высокого музыкального уровня могут также вести концертную деятельность. В церковных хорах поют как профессионалы, так и любители. Художественный руководитель церковного хора -- регент -- должен быть не только хормейстером, но и знатоком церковной службы.
· Учебные хоры существуют в музыкальных учебных заведениях (музыкально-педагогических училищах, колледжах, консерваториях, музыкальных академиях, институтах искусства и культуры, и пр.), готовящих профессиональные кадры в области хорового искусства и музыкального воспитания
Эта статья о хоре как о певческом коллективе . См. также другие значения этого слова.
Грегорианский Церковный хор
Хор Пермского музыкального колледжа
Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано , альты , тенора , басы . Но количество партий в принципе не ограничено т. к. каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется дивизи): в партесных концертах Василия Титова 12 и более хоровых партий; «Stabat Mater» Кшиштофа Пендерецкого написана для тройного хора по 16 голосов в каждом (в общей сложности 48 хоровых партий).
Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a cappella . Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр . Как правило на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано ; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a cappella .
Типы хоровых коллективов
В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так:
- смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) - состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов , мужские голоса составляют партии теноров и басов . Внутри каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II, басы I и II;
- хор мальчиков и юношей - состоит из тех же четырех основных партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики - дисканты , партию альтов - контратенора - юноши, поющие фальцетом ; партии теноров и басов в таком хоре, так же как и в смешанном, исполняются мужчинами;
- мужской хор - состоит из теноров и басов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые (высокие) и вторые (низкие) тенора и первые и вторые басы. Партия первых теноров может быть расширена за счет певцов-контратеноров, поющих (фальцетом) еще более высокую партию, по тесситуре находящуюся за пределами обычного мужского голосового диапазона;
- женский хор - состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые и вторые сопрано и первые и вторые альты;
- детский хор - состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов, иногда из трёх - сопрано (дискантов) I и II, и альтов; возможны и другие варианты.
Минимальное количество певцов в одной хоровой партии - 3 человека.
С точки зрения манеры пения различают:
- академические хоры - поющие в академической манере, основанной на эталоне европейского академического (оперно-концертного) певческого тона;
- народные хоры - поющие в народной манере.
Виды хоровых коллективов
По количеству участников различают:
- маленькие хоры - от 12 до 20 участников;
- камерные хоры - от 12 до 30-50 участников;
- средние хоры - от 40 до 60-70 участников;
- большие хоры - от 70 до 120 участников;
- сводные хоры - до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов. Такие составы имеют статус «хэппининг-перфоманс» и не относятся собственно к исполнительскому искусству, так как представляют собой скорее пропагандно-просветительское направление.
Хоры могут иметь разный статус, например, профессиональные, любительские, церковные и учебные хоры.
Примечания
Литература
- Анисимов А. И. Дирижер-хормейстер. Творческо-методические записки.- Л.: «Музыка», 1976.- 160 с.
- Асафьев Б. В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина.- Л.: Музыка, 1980.- 216 с.
- Виноградов К. Работа над дикцией в хоре.- М.: Музыка, 1967.
- Дмитревская К. Русская советская хоровая музыка. Вып. 1.- М.: Советский композитор, 1974.
- Дмитревский Г. Хороведение и управление хором.- Музгиз, 1957.
- Евграфов, Ю.А. Элементарная теория мануального управления хором. - М.: Музыка, 1995
- Егоров, А. А. Теория и практика работы с хором / А. А. Егоров. - Л. ; М.: Госмузиздат, 1951.
- Живов, В. Л. Исполнительский анализ хорового произведения. - М.: Музыка, 1987.
- Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика.- М.: Владос, 2003.
- Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры.- М.: Советский композитор, 1985.
- Казачков С. А. Дирижер хора - артист и педагог / Казан. гос. консерватория.- Казань, 1998.- 308 с.
- Казачков С. А. От урока к концерту.- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1990.- 343 с.
- Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры.- М.: Музгиз, 1963.
- Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.- М.: Владос, 2003. ISBN 5-691-01077-8
- Памяти А. В. Свешникова. Сборник статей под ред. С. Калинина.- М.: Музыка, 1998.
- Памяти Н. М. Данилина. Письма, воспоминания, документы.- М.: Советский композитор, 1987.
- Птица К. Мастера хорового искусства в Московской консерватории.- М.: Музыка, 1970.
- Сивизьянов А. Проблема мышечной свободы дирижера хора.- М.: Музыка, 1983.- 55 с.
- Романовский Н. В. Хоровой словарь. - Л.: Музыка, 1980
- Самарин В. Хороведение. - М.: Музыка, 2011.
- Соколов В. Работа с хором.- М.: Музыка, 1967.
- Тенета-Бартенева Л.Б. Лебедев Константин Михайлович. (Очерк о жизненном и творческом пути выдающегося хорового дирижера и педагога). - М.: 4 филиал Воениздата,2002
- Чесноков П. Г . Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижёров. Изд. 3-е.- М., 1961.
- Шамина Л. В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом.- М.: Музыка, 1981.- 174 с.
Ссылки
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
- Академический большой хор РГГУ. Один из старейших хоров России
См. также
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :Смотреть что такое "Хор" в других словарях:
- ёхор … Русское словесное ударение
хор - хор, а, мн. ч. ы, ов и ы, ов … Русский орфографический словарь
хорёк - хорёк/ … Морфемно-орфографический словарь
Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? хора, чему? хору, (вижу) что? хор, чем? хором, о чём? о хоре; мн. что? хоры и хоры, (нет) чего? хоров и хоров, чему? хорам и хорам, (вижу) что? хоры и хоры, чем? хорами и хорами, о чём? о… … Толковый словарь Дмитриева
ХОР, хора, мн. хоры и (устар.) хоры, муж. (греч. choros). 1. В древнегреческой драме Группа, выступавшая в представлении с пением или пляской (ист.). 2. перен. О ком чем нибудь, постоянно пребывающем вместе, одной группой (поэт.). «Резвая дева… … Толковый словарь Ушакова
хор - а, м. choeur m. < , гр. choros. 1. Группа певцов, совместно исполняющих вокальную пьесу; певческий коллектив. БАС 1. 14 Виньеронов, получивших медали, пропели хор благодарности. 1833. АБТ 6 298. 2. воен., устар. Оркестр. И дружно загремел с… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
- (греч. choros). Соединение нескольких певцов с разными голосами, или же инструментов, для исполнения многоголосного произведения. 2) в древних комедиях и трагедиях, известное число певцов, представлявших народ. 3) в органе: одинакового рода… … Словарь иностранных слов русского языка
Эта статья о музыкальном лейбле с названием «ХОР». См. также другие значения этого слова. «ХОР» (HOR, ХОР Рекордз, ХОР Мьюзик) российский лейбл, музыкальное издательство, специализиующееся на рок музыке, независимой музыке и творчестве Егора… … Википедия
ХОРЁК - ХОРЁК, хорь (мех), шкурка небольшого хищного зверька хорька. В СССР водится 2 вида хорьков: хорёк чёрный, или лесной, распространён в лесной полосе Европейской части, и хорёк белый, или степной, распространён в лесостепной, степной и отчасти… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства
хор. - хор. в хорошем состоянии хор. хорошо оценка Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. хор. хотел обмануть раскусили оценка в зачётке студ. образование и нау … Словарь сокращений и аббревиатур
Муж., лат. собранье певчих, для согласного пенья. Мужеский, женский, смешанный хор. | Собранье подобранных музыкантов, для совместной музыки. | Самое исполненье голосами, музыка на полное число голосов. Плохой хоришка. Хорища в 300 голосов. Твой… … Толковый словарь Даля
Определение понятия «хор»
А.А. Егоров в своей работе «Теория и практика работы с хором» определяет хор как более или менее многочисленную группа певцов, исполняющих вокально-хоровое произведение. При этом каждая партия поется несколькими однородными голосами. Этим хоровой коллектив, как вокальная организация, значительно отличается от камерного вокального ансамбля (дуэта, трио, квартета и т.д.), в котором каждая отдельная партия всегда поручается только одному исполнителю. Наиболее типичным, чистым видом хорового коллектива является хор a cappella, т.е. коллектив, поющий без инструментального сопровождения. Другой вид хорового коллектива - хоровой коллектив с сопровождением фортепиано, ансамбля инструментов или же оркестра - является уже не вполне самостоятельным: он делит свои исполнительские задачи с инструментальным сопровождением.
В.Г. Соколов: «Хором называется такой коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, идейного содержания, которые заложены в произведении».
П.Г. Чесноков: «Хор a cappella» представляет собой полноценное объединение значительного числа человеческих голосов, способное передавать тончайшие изгибы душевных движений, мыслей и чувств, выраженных в исполняемом сочинении. Хор - это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенной ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы».
Таким образом, хор - понятие чрезвычайно емкое. Оно обычно рассматривается как музыкально-певческий коллектив, деятельностью которого является творческий процесс хорового музицирования (или хорового исполнительства). Базисная основа каждой хоровой партии - унисон, предполагающий полную слитность всех вокально-хоровых компонентов исполнения - звукообразования, интонации, тембра, динамики, ритма, дикции, иначе говоря, хор - это ансамбль вокальных унисонов. Хоровое исполнительство выражении двумя формами музицирования - пение без сопровождения (a cappella) и пение с сопровождением. В зависимости от способа интонирования - в натуральном или темперированном строе - повышается роль интонации. Точное интонирование (строй) и сбалансированное звучание (ансамбль) в хоре - основные условия его профессионализма.
Слаженный хоровой коллектив всегда воспринимается как вокальный оркестр, состоящий из человеческих голосов, а потому требует к себе постоянного и систематического внимания хормейстера/ дирижера от момента распевания хора до концертного выступления на эстраде. Строй в хоре зависит от мастерства и обученности участвующих в нем певцов, а также от личностных и профессиональных качеств дирижера-хормейстера, его воли, знаний, опыта. Синтез двух видов искусств (музыки и поэтики) вносит специфические черты в хоровое творчество. Логичное и осмысленное сочетание музыки и слова определяет понятие вокально-хоровой жанр. Хороший хор всегда отличает техническое и художественно-выразительное исполнение, где наряду с проблемами ансамбля и строя решены задачи музыкально- литературной интерпретации.