Какие хоры создал кубанский казачий хор. Государственный академический кубанский казачий хор

Историческим предшественником современного Кубанского казачьего хора является Войсковой певческий хор Черноморского казачьего войска. Его основателем стал первоприсутствующий Екатеринодарского Духовного Правления, войсковой протоиерей Кирилл Васильевич Россинский.

В августе 1810 года он обратился в войсковую канцелярию Черноморского казачьего войска с прошением о создании Певческого хора. Предложение было одобрено войсковым атаманом Ф. Я. Бурсаком и членами канцелярии. В августе были подготовлены сметы на жалование регенту, певчим, а также средства на приобретение костюмов.

На праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября 1810 года ст.ст. Войсковой певческий хор впервые выступал в Войсковом Воскресенском соборе. Первым регентом хора стал дворянин Константин Гречинский. Первоначально хор существовал на средства протоиерея Кирилла Россинского, но в январе 1811 года Одесским и Херсонским генерал-губернатором герцогом де Ришелье были официально утверждены штаты, смета и выделены деньги на содержание Войскового певческого хора.

1 октября 1811 года в день Покрова Пресвятой Богородицы, который стал считаться праздником Войскового хора, коллектив уже выступал как официально учрежденный Войсковой Певческий хор Черноморского казачьего войска. 22 декабря 1811 года император Александр I издал указ «О заведении в Черноморском казачьем войске духовой музыки из 24 музыкантов», то есть духового оркестра. Оркестр был назван Войсковым музыкантским хором. Певческий и музыкантский войсковые хоры развивались параллельно. Насыщенная, многообразная и плодотворная творческая деятельность двух хоров продолжалась до апреля 1920 г. Их выдающуюся роль в духовном, культурном и патриотическом воспитании кубанцев невозможно переоценить. По признанию современников, то были лучшие на периферии военно-художественные учреждения России.

В 1860?м Черноморское казачье войско переименовывается в Кубанское. Соответственно переименовывались и войсковые хоры. Кроме участия в церковных богослужениях, Певческий хор давал и светские концерты в Екатеринодаре и по всему югу России. Исполнялась духовная музыка, народные песни, классические произведения. Хор стал кузницей музыкальных кадров и для учреждений культуры, и для православной церкви, и для армии Российской Империи.

Деятельность хора высоко оценивалась Российскими императорами: император Александр II находил его «замечательным по голосам и стройности исполнения», а император Александр III выразил хору благодарность «за отличное исполнение музыкальных программ» и повелел войсковому начальству озаботиться расширением и улучшением хора.

С приходом к власти на Кубани большевиков Войсковой певческий хор был переименован в Государственный. Однако, в связи с проведением политики репрессий по отношению к казачеству, хор подвергся гонениям. 21 апреля 1920 г. Кубано-Черноморский областной ревком постановил: «Все войсковые хоры и оркестры, ныне переименованные в государственные, со всем личным составом, библиотеками, музыкальными инструментами переходят в ведение областного отдела образования. Всем дирижерам, музыкантам, певчим и прочим, имеющим у себя казенные инструменты и ноты, сдать таковые немедленно. Лица, укрывающие вышеуказанное имущество, будут преданы революционному трибуналу». Летом 1921?го решением большевистских властей деятельность коллектива была окончательно прекращена. В 1920 году, не признав новую власть, двадцать семь участников Войскового певческого хора вместе с тысячами кубанских казаков вынужденно эмигрировали в Грецию, Турцию, Сербию и другие страны. Там, в эмиграции, ими были созданы несколько хоровых коллективов, которые носили имя Кубанского Войскового казачьего хора и сохраняли традиции Войскового певческого хора. Вместе с тем, в 1925-1932 гг. на Кубани вел гастрольную деятельность Кубанский мужской квартет -- осколок былого хорового коллектива. К несчастью, руководитель коллектива Александр Авдеев был репрессирован и расстрелян в 1929?м.

В связи с некоторым ослаблением политики репрессий по отношению к казачеству в 1936 году Постановлением Президиума Азово?Черноморского крайисполкома учрежден Государственный Кубанский казачий хор, который возглавили Г. М. Концевич и Я. М. Тараненко, бывшие до революции регентами Кубанского Войскового певческого хора. Именно они перенесли в новообразованный Государственный Кубанский казачий хор богатые певческие и музыкальные традиции, народный песенный репертуар и свой высокий художественный вкус, соединив тем самым в единое целое историю

Войскового певческого и Государственного Кубанского казачьего хора. Работать в условиях, созданных советской властью, было невероятно трудно. Тем не менее, Г. М. Концевич не терял веру в будущую великую миссию вновь созданного хора. 3 марта 1937 г. в газете «Красное знамя» он пророчески писал: «Теперь создан Кубанский казачий хор в 40-50 человек из лучших голосов казаков станиц и хуторов. Его будущее, несомненно, блестяще. Этот высокохудожественный коллектив украсит нашу Кубань и яркой звездой окрасит край». Однако, вскоре первый художественный руководитель Государственного Кубанского казачьего хора, выдающийся ученый-фольклорист Г. М. Концевич был арестован по ложному обвинению в «покушении на Сталина» и приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 26 декабря 1937 года. Г. М. Концевич был реабилитирован посмертно в 1989?м. В 1939 году, в связи с включением в состав хора танцевальной группы, коллектив хора был переименован в Ансамбль песни и пляски кубанских казаков. С началом Великой Отечественной войны ансамбль был расформирован и его солисты призваны в ряды Красной Армии. Коллектив был воссоздан в апреле 1944?м при Краснодарской краевой филармонии. Первое выступление восстановленного Ансамбля песни и пляски кубанских казаков состоялось уже в сентябре 1944 года. Однако, в 1961 года по инициативе Н. С. Хрущева ансамбль снова был расформирован вместе с другими десятью государственными народными ансамблями и хорами СССР.

14 октября 1974 г. художественным руководителем хора назначается Виктор Гаврилович Захарченко -- ученый-фольклорист, хормейстер и композитор, прошедший школу выдающегося хорового дирижера профессора В. И. Минина и патриарха отечественной фольклористики профессора Е. В. Гиппиуса. Руководство танцевальной группой перешло к Вячеславу Модзолевскому, затем к Леониду Милованову, а после него -- к Николаю Кубарю.

С приходом к руководству хором Виктора Гавриловича коллектив поднялся на вершины творчества и приобрел всемирную известность. За 35 лет своей деятельности на Кубани В. Г. Захарченко удалось всесторонне реализовать свои художественные, научные и просветительские устремления и вывести коллектив на качественно новые творческие рубежи.

Сегодня в составе коллектива 146 артистов. За время руководства хором В. Г. Захарченко превратил коллектив в ансамбльмеждународного класса. География гастролей хора необозрима, ему рукоплещут на пяти континентах, в десятках странмира. Сотни концертов дал хор по всей России, во всех бывших республиках СССР. Вместе с тем, коллектив регулярновыступает в городах и станицах Кубани. Ныне он базируется в Краснодаре, в собственном здании, специально выделенном для него руководством Краснодарского края.

Хор активно готовится к встрече будущих Олимпийских игрв Сочи 2014 года -- он уже участвует в Культурной Олимпиаде. К Олимпиаде-2014 подготовлен Культурно-олимпийскийпроект Государственного академического Кубанского казачьего хора: «22 концерта Кубанского казачьего хора -- к XXIIЗимним Олимпийским играм в Сочи!» -- это будет специальный Олимпийский гастрольный тур коллектива по столицам Зимних Олимпийских игр. Принципиально новымсловом в концертной деятельности Кубанского казачьего хора является подготовка больших программ, призванныхраскрыть богатый потенциал коллектива. Так, уже готовграндиозный спектакль «Большая казачья история» (в двухдействиях и восьми картинах), посвященный жизни казаков Запорожской Сечи и истории переселения их на Кубань.

Есть все основания полагать, что достойная встреча 200?летияГосударственного академического ордена Дружбы народовКубанского казачьего хора под руководством В. Г. Захарченко послужит дальнейшему развитию и процветанию нашейКубани и великой Родины -- России Соловьев А.А. 200 лет с песней Кубанский казачий хор: история и современность//Российское казачество

Кубанский казачий хор относится к старейшим и крупнейшим национальным коллективам.

Это единственный в своем роде профессиональный коллектив, ведущий свою историю с XIX века. Необходимо отметить, что вторым по хронологии старейших народных коллективов является народный русский хор им. Пятницкого, сыгравший свой первый концерт в период столетия казачьего хора.

Песни Кубанского казачьего хора показывают уровень мастерства, признанный во всем мире и подтвержденный огромным количеством приглашений на отечественные и зарубежные гастроли, сопровождаемые переполненным залом и положительными отзывами со стороны прессы. Это своего рода исторический памятник, который передает историю духовной и светской культуры Екатеринодара, в котором также находят свое отображение трагические события времен Гражданской войны. Кубанский казачий хор представляет как исторические аспекты отдельных личностей в сочетании с повседневностью музыкальной и певческой культурой Кубани, так и драматическую сторону казачества в целом, что можно принять в качестве неотъемлемой части российской истории.

История создания художественного коллектива

1811 год принято считать началом творческого пути Черноморского Войскового певческого хора под руководством кубанского духовного просветителя протоиерея Кирилла Россинского и регента Григория Гречинского. В 1861 году он переименован в Войсковой Кубанский певческий хор. Именно с этого периода нынешний Кубанский казачий хор стал не только принимать участие в богослужениях в церкви, но и давать светские концерты, исполняя наряду с духовными и народные песни, а также классические произведения. С 1921 года по 1935 год его работа была приостановлена. И только в 1936 году соответствующим Постановлением Президиума Азово-Черноморского крайисполкома было подтверждено создание хора, известного под современным названием.

Сегодня художественным руководителем данного хора является Виктор Гарилович Захарченко, которым составлены порядка четырнадцати сборников песен казачества, исчезнувших из художественного творчества на Кубани. Именно Кубанский казачий хор и его репертуар способствовал созданию антологии кубанского песенного фольклора. Сегодня существует целое учреждение под одноименным названием - Государственное научно-творческое объединение "Кубанский казачий хор". Это единственная в России организация в сфере культуры, которая всеохватно и планомерно занимается возрождением

Очень часто выступает Кубанский казачий хор в Москве, благодаря чему его искусство было отмечено достаточно высокими наградами и победами на музыкальных конкурсах как в самой России, так и в По словам зарубежных критиков, хор, являясь представителем русской культуры, выступает наравне, на одинаково высоком уровне с таким коллективами, как Большой театр и Государственный оркестр филармонии (Санкт-Петербург).

Видела бы солистка Кубанского казачьего хора Софья Бовтун, сколько слез проливают зрители, слушая песню «Сонце низэнько»! Так у нее это трогательно получается, будто свою историю пересказывает людям:
«Спешу до тебе,
Тай не застану,
Вийду на гору,
Тай плакать стану…»
И люди на концертах хора не только плачут, не только сопереживают героям песен, аплодируют, не жалея ладоней, встают и кричат «Браво!», они еще и поют вместе с артистами.

А вот скажите, дорогие читатели, когда последний раз вы пели казачьи песни? Часто ли вообще это делаете? И вообще — поете ли? А когда-то в кубанских казачьих семьях без песни не обходилось и дня. Они сопровождали жизнь человека в труде и на празднике, в радости и печали. Ведь песня — это душа народа.

И если прослушать новую концертную программу Кубанского казачьего хора «Большая казачья история», с которой прославленный коллектив сейчас гастролирует по России, то перед вами, как на сказочном ковре, будет выткана необычная картина. Тут и исторические события разных веков, ратные подвиги казаков, славный дар императрицы Екатерины, труды по освоению новых земель. А какими красками изукрашены песенные истории о любви и верности, духовных устремлениях казаков! И все это от века XVII до наших дней, от Днепра до Дальнего Востока, по-русски и по-украински. Известные хиты и произведения, которые были исполнены впервые. Даже колорит культуры соседей-адыгов органично вплелся в это полотно.
Думается, что художественный руководитель хора Виктор Захарченко неслучайно подобрал такую программу. Ведь этими гастролями он подвел черту двум своим творческим юбилеям. Сорок лет назад он возглавил Кубанский казачий хор. То время было далеко не лучшим периодом жизни творческого коллектива. Из хора тогда пытались сделать эстрадный мюзик-холл. И Виктору Гавриловичу удалось не только отстоять традиционное народное искусство, но и сделать коллектив одним из лучших хоров России. Кстати, именно тогда впервые прозвучала песня «Роспрягайтэ, хлопцы, конэй!», ставшая сверхпопулярной.

А творческой деятельности Виктора Захарченко в этом году исполнилось 50 лет. После окончания Новосибирской консерватории начинающий композитор стал главным хормейстером Сибирского русского народного хора. Здесь он занимался большой исследовательской работой, записал тысячи народных песен. По мнению Виктора Гавриловича, эти годы подготовили его к главному делу всей жизни — возрождению кубанских песенных традиций. Кстати, в эти дни кубанский хор поет как раз для жителей сибирских городов.

Но вернемся к уже прошедшим выступлениям. Концертный зал «Октябрьский» Санкт-Петербурга, Дворец республики Минска и главная сцена России — Большой Кремлевский дворец. Как вы думаете, что объединяет зрителей таких разных городов? Любовь к народной песне — той песне, которая хранит наши исторические и духовные корни. Многие подхватывали мелодию и пели вместе с хором полюбившиеся слова.

Зал стоя встречал гимн Краснодарского края «Ты, Кубань, ты — наша Родина», от души смеялся над сценами из «Варэничков» и спором свистунов-соперников в песне «Перевоз Дуня держала», а солиста Виктора Сорокина приветствовал овацией и отпускать никак не хотел. Песни «Когда мы были на войне» зрителям было явно мало. Даже «Хуторочек», исполненный Виктором впервые, не спас. На всех концертах звучала просьба исполнить «Не для меня придет весна», которая в программе не значилась. В итоге Виктор Захарченко сдался, предложив залу потягаться с хором в ее исполнении. Народу такое предложение очень понравилось. Но перепеть кубанский хор залу все ж не удалось.

Большой сюрприз преподнесли зрителям авторы песни «Горькая моя Родина», премьера которой состоялась на гастролях. Композитор Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов исполнили ее вместе с Кубанским казачьим хором.



Божечки, сама Пахмутова, — удивленно выдохнул шеститысячный зал Кремлевского дворца и взорвался овацией, когда Александра Николаевна без объявления вышла на сцену, села за рояль и стала аккомпанировать артистам.

Специально поздравить Виктора Захарченко с творческими юбилеями прибыл из Крыма и Ансамбль песни и пляски Черноморского флота. Это был ответный жест солидарности черноморских моряков кубанскому хору за их поддержку крымчан в тревожные февральские и мартовские дни, когда Крым возвращался в родную российскую гавань.
Свое выступление Кубанский казачий хор везде неизменно завершал «Прощанием славянки». И здесь зрители уже не сдерживали своих эмоций. Зал вставал и в Питере, и в Минске, и в Москве. Под гром оваций вместе с певцами все единодушно пели бессмертные строки:
«Все мы дети великой державы,
Все мы помним заветы отцов.
Ради Родины, чести и славы
Не жалей ни себя, ни врагов!»

, СССР , Россия

Город Язык песен

Русский, украинский

Руководитель Состав

хор - 62, балет - 37, оркестр − 18 человек

Кубанский казачий хор Кубанский казачий хор

Кубанский казачий хор (полное название - Государственный академический ордена Дружбы народов Кубанский казачий хор ) - хоровой певческий коллектив, основанный в 1811 году . В репертуар входят кубанские казачьи , русские и украинские народные песни , а также песни на стихи русских и украинских поэтов в обработке Виктора Захарченко - художественного руководителя коллектива. Самая популярная народная песня хора - "Розпрягайтэ, хлопци, коней".

Руководство

  • Художественный руководитель и главный дирижёр Кубанского казачьего хора - народный артист России и Украины Виктор Гаврилович Захарченко .
  • Директор хора - заслуженный работник культуры РФ Анатолий Евгеньевич Арефьев .
  • Главный хормейстер - Владимир Александрович Капаев
  • Главный балетмейстер
  • Балетмейстер - Елена Николаевна Арефьева
  • Репетитор по балету - Леонид Игоревич Терещенко
  • Руководитель оркестра - Игорь Прихидько

Состав

Общий состав коллектива - 157 человек:

  • хор - 62
  • балет - 37
  • оркестр - 18
  • административный персонал - 16
  • технический персонал - 24

Награды

Дискография

  • «Во Кубанской во станице» (1990) Грампластинка. Народные песни черноморских и линейных казаков
  • «Кубанский казачий хор. Песни Виктора Захарченко» (1991) Аудиоальбом с песнями Кубанского казачьего хора.
  • «Ты Кубань, ты наша Родина» (1992) Аудиоальбом с песнями Кубанского казачьего хора.
  • «Кубанский казачий хор» (1992) Аудиоальбом с песнями Кубанского казачьего хора.
  • «Кубанские народные песни» (1992) Грампластинка.
  • «Там на Кубани» (1992) Грампластинка. Народные песни черноморских и линейных казаков.
  • «Кубанский казачий хор» (1992) Грампластинка.
  • «Народные песни кубанских станиц» (1992) Грампластинка.
  • «Розпрягайте, хлопці, коней» (1997) Видеокассета с записью концерта Кубанского казачьего хора в КЗ им. Чайковского.
  • «Кубанский казачий хор» (1999) Видеокассета с записью концерта Кубанского казачьего хора в КЗ ДК «Украина» Киев.
  • «Кубанский казачий хор в Кремле». Первое издание (2003) Видеоальбом с концертом Кубанского казачьего хора в Государственном Кремлёвском дворце.
  • «Россия, Русь, храни себя, храни» (2003-2004) Двойной аудиоальбом с популярными народными и авторскими песнями в исполнении мужского хора Московского Сретенского монастыря, Кубанского казачьего хора такими как «Черный ворон», «Калинка».
  • «Авторские. Песни Виктора Захарченко на стихи русских и украинских поэтов-классиков» (2004) Двойной авторский альбом на стихи русских и украинских поэтов-классиков.
  • "Кубанский казачий хор в Государственном Кремлёвском дворце с концертной программой «Мы с тобой казаки» (2004) Видео-версия концерта Кубанского казачьего хора в Государственном Кремлёвском дворце с программой «Мы с тобой казаки».
  • «Хлеб всему голова» (2004) Видео-версия концерта «Хлеб всему голова» (выступление август 2004 года в ГЦКЗ «Россия», г. Москва).
  • «В минуты музыки» (2005) Двойной аудиоальбом с песнями Кубанского казачьего хора.
  • «Поёт Кубанский казачий хор. Народные песни черноморских казаков. За Кубанью огонь горыть» (2005) Двойной аудиоальбом с песнями Кубанского казачьего хора.
  • «Песни Великой Победы» (2005) Музыкальный альбом, выпущен к 60-летию Победы, содержит старинные казачьи походные и лирические народные песни, популярные песни времен ВОВ.
  • Мультимедийный диск, посвящённый 195-летию Кубанского казачьего хора (2006)
  • «Вспомним братцы -мы кубанцы!» (2007) Двойной аудиоальбом с кубанскими песнями.
  • Рождественские концерты Кубанского казачьего хора и хора московского Сретенского монастыря (2007) Двойной видеоальбом с Рождественским концертом Кубанского казачьего хора и хора московского Сретенского монастыря.
  • «Не торгуют, княже, Родиной!» (2008) Юбилейный альбом В. Захарченко.
  • «Музыкальное приношение Украине. Народные черноморские песни кубанских станиц» (2008) Подарочное издание включает в себя четыре аудиодиска. 1. Народные черноморские песни кубанских станиц. 2. Народные черноморские песни кубанских станиц. 3. Песни на стихи украинских поэтов. 4. Песни Виктора Захарченко и народные песни кубанских станиц.
  • «Розпрягайте, хлопці, коней…» (2008) Двойной аудиоальбом популярных песен «Розпрягайте, хлопці, коней!» в исполнении Кубанского казачьего хора. В альбом вошли также авторские произведения Виктора Захарченко.
  • «Песни Виктора Захарченко на стихи русских поэтов». (2009) Юбилейный выпуск. Двойной аудиоальбом, посвящённый 35-летию творческой деятельности Виктора Захарченко в Кубанском казачьем хоре.
  • «Авторский концерт композитора Виктора Захарченко в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя». (2009) Юбилейный выпуск. Двойной аудиоальбом, посвящённый 35-летию творческой деятельности В. Захарченко в Кубанском казачьем хоре.
  • «Юбилейный концерт в Государственном Кремлёвском дворце. Кубанскому казачьему хору 195 лет!». Запись 26 октября 2006 г. (2009) Кубанскому казачьему хору 195 лет! Юбилейный выпуск. Посвящён 35-летию творческой деятельности В. Захарченко в Кубанском казачьем хоре.
  • CD «За Веру и Отечество» (2009) Аудиоальбом песен в исполнении Кубанского казачьего хора с одноимённой концертной программы в Государственном Кремлёвском дворце, посвящённой 64-й годовщине Великой Победы. Защитникам России посвящается.
  • «Концерт Кубанского казачьего хора в Государственном Кремлёвском дворце с участием Н. Михалкова». Запись концерта 11 апреля 2003 г. (2009)
  • Видеоальбом с концертом Кубанского казачьего хора в Государственном Кремлёвском дворце с участием Н. Михалкова, а также аудиоальбом «За веру и Отечество».
  • «За Веру и Отечество» (2009) Видеоальбом с концертом Кубанского казачьего хора в Государственном Кремлёвском дворце с программой «За Веру и Отечество», а также аудиоальбом «Никто, кроме нас» песни Алексея Мелехова.
  • CD «Золотые голоса. Поёт Анатолий Лизвинский». (2010) Музыкальный альбом, выпущен к 200-летию Кубанского казачьего хора.
  • CD «Золотые голоса. Поёт Марина Крапостина » (2010) Музыкальный альбом, выпущен к 200-летию Кубанского казачьего хора .

Напишите отзыв о статье "Кубанский казачий хор"

Примечания

Ссылки

  • Официальный сайт.
  • на YouTube

Отрывок, характеризующий Кубанский казачий хор

Это была партия рекрут, набранных у нас и посылаемых в армию. Надо было видеть состояние, в котором находились матери, жены и дети тех, которые уходили, и слышать рыдания тех и других. Подумаешь, что человечество забыло законы своего Божественного Спасителя, учившего нас любви и прощению обид, и что оно полагает главное достоинство свое в искусстве убивать друг друга.
Прощайте, милый и добрый друг. Да сохранит вас наш Божественный Спаситель и его Пресвятая Матерь под Своим святым и могущественным покровом. Мария.]
– Ah, vous expediez le courier, princesse, moi j"ai deja expedie le mien. J"ai ecris а ma pauvre mere, [А, вы отправляете письмо, я уж отправила свое. Я писала моей бедной матери,] – заговорила быстро приятным, сочным голоском улыбающаяся m lle Bourienne, картавя на р и внося с собой в сосредоточенную, грустную и пасмурную атмосферу княжны Марьи совсем другой, легкомысленно веселый и самодовольный мир.
– Princesse, il faut que je vous previenne, – прибавила она, понижая голос, – le prince a eu une altercation, – altercation, – сказала она, особенно грассируя и с удовольствием слушая себя, – une altercation avec Michel Ivanoff. Il est de tres mauvaise humeur, tres morose. Soyez prevenue, vous savez… [Надо предупредить вас, княжна, что князь разбранился с Михайлом Иванычем. Он очень не в духе, такой угрюмый. Предупреждаю вас, знаете…]
– Ah l chere amie, – отвечала княжна Марья, – je vous ai prie de ne jamais me prevenir de l"humeur dans laquelle se trouve mon pere. Je ne me permets pas de le juger, et je ne voudrais pas que les autres le fassent. [Ах, милый друг мой! Я просила вас никогда не говорить мне, в каком расположении духа батюшка. Я не позволю себе судить его и не желала бы, чтоб и другие судили.]
Княжна взглянула на часы и, заметив, что она уже пять минут пропустила то время, которое должна была употреблять для игры на клавикордах, с испуганным видом пошла в диванную. Между 12 и 2 часами, сообразно с заведенным порядком дня, князь отдыхал, а княжна играла на клавикордах.

Седой камердинер сидел, дремля и прислушиваясь к храпению князя в огромном кабинете. Из дальней стороны дома, из за затворенных дверей, слышались по двадцати раз повторяемые трудные пассажи Дюссековой сонаты.
В это время подъехала к крыльцу карета и бричка, и из кареты вышел князь Андрей, высадил свою маленькую жену и пропустил ее вперед. Седой Тихон, в парике, высунувшись из двери официантской, шопотом доложил, что князь почивают, и торопливо затворил дверь. Тихон знал, что ни приезд сына и никакие необыкновенные события не должны были нарушать порядка дня. Князь Андрей, видимо, знал это так же хорошо, как и Тихон; он посмотрел на часы, как будто для того, чтобы поверить, не изменились ли привычки отца за то время, в которое он не видал его, и, убедившись, что они не изменились, обратился к жене:
– Через двадцать минут он встанет. Пройдем к княжне Марье, – сказал он.
Маленькая княгиня потолстела за это время, но глаза и короткая губка с усиками и улыбкой поднимались так же весело и мило, когда она заговорила.
– Mais c"est un palais, – сказала она мужу, оглядываясь кругом, с тем выражением, с каким говорят похвалы хозяину бала. – Allons, vite, vite!… [Да это дворец! – Пойдем скорее, скорее!…] – Она, оглядываясь, улыбалась и Тихону, и мужу, и официанту, провожавшему их.
– C"est Marieie qui s"exerce? Allons doucement, il faut la surprendre. [Это Мари упражняется? Тише, застанем ее врасплох.]
Князь Андрей шел за ней с учтивым и грустным выражением.
– Ты постарел, Тихон, – сказал он, проходя, старику, целовавшему его руку.
Перед комнатою, в которой слышны были клавикорды, из боковой двери выскочила хорошенькая белокурая француженка.
M lle Bourienne казалась обезумевшею от восторга.
– Ah! quel bonheur pour la princesse, – заговорила она. – Enfin! Il faut que je la previenne. [Ах, какая радость для княжны! Наконец! Надо ее предупредить.]
– Non, non, de grace… Vous etes m lle Bourienne, je vous connais deja par l"amitie que vous рorte ma belle soeur, – говорила княгиня, целуясь с француженкой. – Elle ne nous attend рas? [Нет, нет, пожалуйста… Вы мамзель Бурьен; я уже знакома с вами по той дружбе, какую имеет к вам моя невестка. Она не ожидает нас?]
Они подошли к двери диванной, из которой слышался опять и опять повторяемый пассаж. Князь Андрей остановился и поморщился, как будто ожидая чего то неприятного.
Княгиня вошла. Пассаж оборвался на середине; послышался крик, тяжелые ступни княжны Марьи и звуки поцелуев. Когда князь Андрей вошел, княжна и княгиня, только раз на короткое время видевшиеся во время свадьбы князя Андрея, обхватившись руками, крепко прижимались губами к тем местам, на которые попали в первую минуту. M lle Bourienne стояла около них, прижав руки к сердцу и набожно улыбаясь, очевидно столько же готовая заплакать, сколько и засмеяться.
Князь Андрей пожал плечами и поморщился, как морщатся любители музыки, услышав фальшивую ноту. Обе женщины отпустили друг друга; потом опять, как будто боясь опоздать, схватили друг друга за руки, стали целовать и отрывать руки и потом опять стали целовать друг друга в лицо, и совершенно неожиданно для князя Андрея обе заплакали и опять стали целоваться. M lle Bourienne тоже заплакала. Князю Андрею было, очевидно, неловко; но для двух женщин казалось так естественно, что они плакали; казалось, они и не предполагали, чтобы могло иначе совершиться это свидание.
– Ah! chere!…Ah! Marieie!… – вдруг заговорили обе женщины и засмеялись. – J"ai reve сette nuit … – Vous ne nous attendez donc pas?… Ah! Marieie,vous avez maigri… – Et vous avez repris… [Ах, милая!… Ах, Мари!… – А я видела во сне. – Так вы нас не ожидали?… Ах, Мари, вы так похудели. – А вы так пополнели…]
– J"ai tout de suite reconnu madame la princesse, [Я тотчас узнала княгиню,] – вставила m lle Бурьен.
– Et moi qui ne me doutais pas!… – восклицала княжна Марья. – Ah! Andre, je ne vous voyais pas. [А я не подозревала!… Ах, Andre, я и не видела тебя.]
Князь Андрей поцеловался с сестрою рука в руку и сказал ей, что она такая же pleurienicheuse, [плакса,] как всегда была. Княжна Марья повернулась к брату, и сквозь слезы любовный, теплый и кроткий взгляд ее прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз остановился на лице князя Андрея.
Княгиня говорила без умолку. Короткая верхняя губка с усиками то и дело на мгновение слетала вниз, притрогивалась, где нужно было, к румяной нижней губке, и вновь открывалась блестевшая зубами и глазами улыбка. Княгиня рассказывала случай, который был с ними на Спасской горе, грозивший ей опасностию в ее положении, и сейчас же после этого сообщила, что она все платья свои оставила в Петербурге и здесь будет ходить Бог знает в чем, и что Андрей совсем переменился, и что Китти Одынцова вышла замуж за старика, и что есть жених для княжны Марьи pour tout de bon, [вполне серьезный,] но что об этом поговорим после. Княжна Марья все еще молча смотрела на брата, и в прекрасных глазах ее была и любовь и грусть. Видно было, что в ней установился теперь свой ход мысли, независимый от речей невестки. Она в середине ее рассказа о последнем празднике в Петербурге обратилась к брату:
– И ты решительно едешь на войну, Andre? – сказала oia, вздохнув.
Lise вздрогнула тоже.
– Даже завтра, – отвечал брат.
– II m"abandonne ici,et Du sait pourquoi, quand il aur pu avoir de l"avancement… [Он покидает меня здесь, и Бог знает зачем, тогда как он мог бы получить повышение…]
Княжна Марья не дослушала и, продолжая нить своих мыслей, обратилась к невестке, ласковыми глазами указывая на ее живот:
– Наверное? – сказала она.
Лицо княгини изменилось. Она вздохнула.
– Да, наверное, – сказала она. – Ах! Это очень страшно…
Губка Лизы опустилась. Она приблизила свое лицо к лицу золовки и опять неожиданно заплакала.
– Ей надо отдохнуть, – сказал князь Андрей, морщась. – Не правда ли, Лиза? Сведи ее к себе, а я пойду к батюшке. Что он, всё то же?
– То же, то же самое; не знаю, как на твои глаза, – отвечала радостно княжна.
– И те же часы, и по аллеям прогулки? Станок? – спрашивал князь Андрей с чуть заметною улыбкой, показывавшею, что несмотря на всю свою любовь и уважение к отцу, он понимал его слабости.
– Те же часы и станок, еще математика и мои уроки геометрии, – радостно отвечала княжна Марья, как будто ее уроки из геометрии были одним из самых радостных впечатлений ее жизни.

Из ВИКИПЕДИИ - Кубанский казачий хор (полное название - Государственный академический ордена Дружбы народов Кубанский казачий хор) - хоровой певческий коллектив, основанный в 1811 году. В репертуар входят кубанские казачьи, русские и украинские народные песни, а также песни на стихи русских и украинских поэтов в обработке Виктора Захарченко, художественного руководителя коллектива. Государственный академический Кубанский казачий хор старейший и крупнейший национальный казачий коллектив России. Единственный в России профессиональный коллектив народного творчества, имеющий непрерывную преемственную историю с начала XIX века. Интересно отметить, что следующий по хронологии старейший народный ко...

Из ВИКИПЕДИИ - Кубанский казачий хор (полное название - Государственный академический ордена Дружбы народов Кубанский казачий хор) - хоровой певческий коллектив, основанный в 1811 году. В репертуар входят кубанские казачьи, русские и украинские народные песни, а также песни на стихи русских и украинских поэтов в обработке Виктора Захарченко, художественного руководителя коллектива. Государственный академический Кубанский казачий хор старейший и крупнейший национальный казачий коллектив России. Единственный в России профессиональный коллектив народного творчества, имеющий непрерывную преемственную историю с начала XIX века. Интересно отметить, что следующий по хронологии старейший народный коллектив Академический русский народный хор имени Пятницкого показал свой первый концерт в год столетия Кубанского казачьего хора. Уровень мастерства ККХ признан во всем мире, что подтверждается многочисленными приглашениями на зарубежные и российские гастроли, переполненными залами и отзывами прессы. Кубанский казачий хор в определенном аспекте является историческим памятником, в формах культуры и искусства запечатлевшим военное и культурное освоение Кубани, историю Кубанского казачьего войска, историю классической светской и духовной культуры г.Екатеринодара, трагические события Гражданской войны и 30-х годов, историю советской эстетики?большого стиля? национального искусства. Хор репрезентирует как историю отдельных личностей и повседневность певческой и музыкальной культуры Кубани, так и историческую героику и большую драму казачества в целом, неотъемлемых от истории России. Общий состав коллектива - 157 человек; административный персонал - 16 , технический персонал - 24, хор - 62, балет - 37, оркестр -18. Учредители Департамент культуры Краснодарского края. Достижения Искусство Кубанского казачьего хора отмечено многочисленными высокими наградами и блестящими победами в России и за рубежом. Хор является дважды лауреатом Всероссийских конкурсов государственных русских народных хоров, лауреатом Государственной премии Украины им. Шевченко, лауреатом многих международных фольклорных фестивалей. Заслуги хора в 1988 году были отмечены орденом Дружбы народов, а в 1993 году - присвоением звания "академический". Представляя русскую культуру в мире, хор, по словам зарубежной прессы, выступает в одном ряду с такими коллективами, как Государственный симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии и Большой театр.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!