Шансонье франции. Список певцов шансона разных периодов

Рожденный на сцене кабаре, шансон и сегодня остается неповторимым национальным способом доверительно и ярко говорить со слушателем о насущном и главном

В начале 2000-х, когда начался взлет FM-станции «Радио Шансон», русского интеллигента коробило использование знакомого и любимого слова не по назначению. За последующие 11 лет легитимизация жанра, прежде честно называвшегося «блатной песней» или попросту «блатняком», свершилась: протесты стихли, «русский шансон» стал одной из непререкаемых реалий культурного ландшафта страны. И все-таки до этого блатного триумфа было целое столетие, на протяжении которого слово «шансон» и для русского уха звучало совсем другой музыкой.

Что само это слово — chanson - и значит попросту «песня», знают все. Менее известно, что современный французский шансон, ставший в XX веке одним из главных символов культуры страны, прослеживает свою родословную со Средних веков. Точкой отсчета считается творчество труверов, поющих поэтов конца XI - начала XIV века, в особенности - великого Гийома де Машо, которого весьма ценил автор «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосер, а современники именовали не иначе как «богом гармонии». Впрочем, тот шансон имел свой, довольно сложный, канон и с нынешним состоит, мягко говоря, в непрямых родственных отношениях.

1. Ницца, февраль 1974-го: Жак Брель на съемках фильма Дени Эру, названного вполне в духе знаменитой песни русского шансонье Высоцкого про «не волнуйтесь, я не уехал»: «Жак Брель жив, здоров и живет в Париже». Брель, бельгиец и тонкий поэт, стал одной из икон французского шансона - уникального жанра, в котором равно востребованы талант стихотворца и предельная харизматическая искренность рок-звезды
2. 1961 год. На сцене Эдит Пиаф - «парижский воробушек», легенда не только шансона, но и галльской культуры вообще. О силе русской любви к Пиаф свидетельствует эпизод фильма «Семнадцать мгновений весны» (1972), где советский разведчик Исаев (Штирлиц) в 1945-м слышит по радио ее песню и предсказывает певице великое будущее
Фото: GETTY IMAGES/FOTOBANK.COM (2)

Шансон, который мы знаем, сформировался в конце позапрошлого века в стенах театриков-кабаре. Тогда там не только танцевали канкан, но и пели. И тогда же оформился главный принцип шансона: это песня, исполняемая автором, как правило, в камерном помещении, песня, в которой музыка неразрывна с текстом, обычно сюжетным. Шансон становился песенным воплощением «идеального галльского характера» - романтического и взрывного, язвительного и максималистского, чуткого ко всякой несправедливости.

Первыми шансонье в нашем нынешнем понимании были Аристид Брюан (1851-1925) и Мистенгетт (1875–1956). Первый, артистический бездельник с Монмартра, пел на парижском арго едкие антибуржуазные песенки, на сцену выходил в эффектном «прикиде»: бархатная куртка, черные брюки, заправленные в высокие сапоги, на шее красный шарф. Таким его и изображал на афишах Тулуз-Лотрек (а сборники его песен иллюстрировал Теофиль Стейнлен, тоже художник не из последних). Псевдоним второй, как ни забавно, изначально был «англоязычным» (Мисс Тенгетт), но, слившись в одно слово, зазвучал франкофонно. Красивая дочь разнорабочего и портнихи, она начинала с юмористических песенок, снималась в кино, выступала на одной сцене с Жаном Габеном, пела в паре с Морисом Шевалье (они 10 лет были любовниками), а в связи с расставанием с ним исполнила песню Mon homme, и песня эта осталась в истории шансона навсегда. Это она изобрела головные уборы из перьев, которыми и поныне славится «Мулен Руж». Мистенгетт умерла в 80 лет, а со сцены ушла в 75.

Эпоха джаза изменила и французскую песню, которую в предвоенном Париже олицетворял Шарль Трене, выступавший в дуэте с джазовым пианистом Джонни Хессом. Манера Трене выглядит чем-то совершенно новым: он привносит во французский мюзик-холл ритмы джаза и гэги из американских комедий. Все еще плоть от плоти мюзик-холла, комик, энтертейнер, после Второй мировой Трене с лег костью завоевывает Америку. И когда в 1990-м Бернардо Бертолуччи в фильме «Под покровом небес» требуется музыкальная краска, характеризующая счастливую предвоенную жизнь, композитор электронного века Рюити Сакамото останавливается на Шарле Трене, на его знаменитой Je chante. После войны шансон становится серьезнее. Ему больше не нужны комикование и красотки в перьях, он хочет честного разговора со слушателем (а точнее, такого разговора хочет слушатель). В шансон приходят настоящие поэты и писатели - Борис Виан, скажем, тоже шансонье не из последних, хотя известен больше как джазмен и прозаик. Из Бельгии приезжает интраверт Жак Брель - единственный нефранцуз, ставший одной из главных икон шансона, большой поэт, писавший и живший на разрыв аорты. Берется за гитару Жорж Брассенс (во время войны бежавший с принудительных работ в Германии, сразу после ставший анархистом). Он сочиняет песни и на чужие стихи - и на чьи: Франсуа Вийона, Пьера Корнеля, Виктора Гюго!.. Вообразим не то что нынешнего «русского шансонье», но хотя бы советского барда, кладущего на музыку стихи Тредиаковского или Державина… - нет, не выходит, не представить такой степени исторической непрерывности меняющейся культуры. Все дороги русского шансона, увы, ведут максимум к Есенину.

Мир же шансона французского безмерно разнообразен - и на уровне культурных связей, и на уровне лиц. Еврей Жан Ферра, чей отец погиб в огне холокоста, бескомпромиссный защитник рабочего класса, убежденный коммунист и при этом тонкий стилист. Любимец и автор песен самой Эдит Пиаф, парижский армянин Вахинак Азнавурян, он же Шарль Азнавур - нежный и артистичный. Он вроде бы скорее эстрадник, чем шансонье, но все равно свой, все равно отсюда. Сама Пиаф, «парижский воробушек», легенда и боль Франции… Все они - и многие другие - люди шансона, представители единого стихотворного братства-сестринства, к которому с легкостью примыкают персонажи на поколение младше, кажущиеся поначалу чужими. Второй бельгиец в нашей истории, итальянец по крови Сальваторе Адамо, например. Его обвиняли в попсовости, пока не стало понятно, что Tombe la neige - это не просто заметки фенолога, а песня, мало уступающая великой брелевской Ne me quitte pas. Серж Генсбур, «гениальный хулиган», сыгравший «Марсельезу» в ритме регги, почти урод, «квазимодо», но разбиватель женских сердец, изменивший канон любовного шансона своей фразой Je t’aime... moi non plus («Я тебя люблю… я тоже нет»), близкий по духу и образу жизни (алкоголь и курево без меры) скорее к рокерам, - и он тоже из братства шансона.

Рамки раздвигаются все шире. Сегодняшний шансонье Бенжамен Бьоле использует электронику. Недавно умерший Мано Соло, тончайший поэт, играл панк-рок. В 1970-е никому не приходило в голову причислять к шансону главную рок-легенду Франции Джонни Холлидея - сегодня это кажется естественным. В новом шансоне нет стилистических ограничений, он впитывает в себя драм-н-бейс и босанову, ритмы Латинской Америки (как Доминик А) и Балкан (как группа Têtes Raides). Эмили Симон, например, вообще теперь поет по-английски и исполняет канонический электропоп, но то, что у нее по-французски, это шансон, и точка.

А русский шансон... если кого и вспоминать здесь, результат предсказуем: Окуджава и Высоцкий. И не потому даже, что первый пел о Франсуа Вийоне, а второму переводил песни на французский один из главных шансонье 1970-х, Максим Ле Форестье, - просто именно они по качеству стиха, степени искренности и актуальности, дистанции между автором и слушателем ближе всех к французскому образцу. Но даже они - это все-таки другая история. Шансон, «достояние республики», неотделим от культуры своей страны, в которой философские течения вызревали в бистро, а «новая волна» кино рождалась за барной стойкой. Это исключительно галльский способ говорить про жизнь, любовь, политику, счастье и несчастье. И, как бы ни менялись ритмы и моды, он не исчезнет, пока хоть кто-то на этой планете изъясняется по-французски.

Советские университеты французской песни

В 1972 году фирма «Мелодия» выпустила две монофонические виниловые пластинки с песнями французских шансонье под общим названием «Под крышами Парижа». Этот сборник был на редкость репрезентативен - здесь были песни Иветт Гильбер, Мистенгетт, Шарля Трене, Жака Бреля, Шарля Азнавура (на фото вверху) и Жоржа Брассенса. В амплуа певцов здесь выступали известные у нас прежде всего как актеры Фернандель и Бурвиль. Не было в Москве 1970-х ни одного интеллигентного дома, где бы не оказалось хоть одной из этих пластинок.

Что такое шансон, история шансона

«Под эту песню мы впервые встретились глазами... Эта мелодия навсегда останется для меня воспоминанием о нашем первом поцелуе... А помнишь, как мы танцевали на выпускном под эти ритмы?» Песня - это воспоминания. Услышав любимые мелодии, мы плачем и улыбаемся, уносимся в прошлое, чтобы вновь прочувствовать всю гамму эмоций ушедших событий. Песня - это жизнь, заключенная в 7 нот. Особенно ярко это ощущаешь, когда слушаешь шансон. Судьба этого музыкального жанра полна невероятных моментов и открытий, которые мы предлагаем узнать прямо сейчас.

О превратностях культур

Если спросить русского человека, что такое шансон, то он наверняка ответит: «Блатные песни». Да, российская действительность оставила свой отпечаток на восприятии этого жанра. Но это мнение далеко от истины. Произнесите вслух слово «шансон». Мягкое, нежное, певучее, оно никак не ассоциируется с грубым «блатняком».


Родина шансона - Франция. С французского языка слово переводится как народная песня. Учитывая культуру страны, в которой зародился этот жанр, несложно догадаться, что для шансона характерен романтизм. Посмотрим, с чего начиналась история этого музыкального направления.


Это звучит невероятно, но своими корнями шансон уходит в 12 век. В то время во Франции стали появляться труверы или лирические поэты. Они сочиняли стихи, в которых воспевали самое трогательное чувство - любовь. Творчество труверов описывало простые сюжеты, что характерно для народной поэзии. На стихи накладывалась музыка, под которую пел и плясал народ. Песни были многоголосные. Их запевали сразу несколько человек, радуя окружающих своими произведениями.

В последующие века сюжетная линия обогатилась рыцарскими и религиозными мотивами, в общем, менялась жизнь вокруг - менялись и песни. Первоначально шансон был безликим. Найти какие-либо записи о первых шансонье невозможно. Позже стихи стали записывать с присвоением авторства. Одним из ранних представителей жанра считается Гийома де Машо.

Как музыкальный жанр шансон сложился лишь к концу 19 века. Народное творчество привело исполнителей в… кабаре. Именно здесь французы наслаждались трогательными и волнующими мелодиями, которые были неразрывно связаны с лирическими стихами.

Говоря о раннем развитии шансона, невозможно не вспомнить об Аристиде Брюане. Он выступал в знаменитом кабаре «Черный кот» и был известен не только своими песнями, но и запоминающимся образом: Аристид всегда выступал в черном пальто, поверх которого был накинут длинный красный шарф. Стоит отметить, что писал он на парижском арго - специфическом языке определенной замкнутой группы, со своей лексикой и фонетикой.

Вторая знаковая фигура - Жанна-Флорентина Буржуа. Эта романтичная певица выступала под псевдонимом Мистенгет. Ей довелось участвовать в шоу известного кабаре «Мулен Руж», художественным руководителем которого она стала в 1925 году. Самая знаменитая песня Буржуа была написана под влиянием чувств: расставание с Морисом Шевалье привело к созданию «Monhomme», которая хорошо знакома поклонникам французского шансона.

Музыка не статична. Она меняется под влиянием новых веяний. В начале 20 века мир стали покорять джазовые ритмы. Они непросто звучали отовсюду. Они создавали новую культуру, привносили нечто новое в уже сложившиеся музыкальные направления. Как итог - обновленный шансон, в котором явно звучали джазовые мотивы, и интересные дуэты. Так, известный французский шансонье Шарль Трене выступал с джазовым пианистом Джонни Хессом. Дуэт «Шарль и Джонни» радовал публику на протяжении трех лет. Первые концерты были даны в 1933 году, последние - в 1936. Почему музыканты прекратили сотрудничество? Все просто. В 1936 году Шарля Трене призвали в армию, где он написал самые проникновенные и лиричные песни, не без участия джазовых ритмов.

Кстати, начало 20 века примечательно не только влиянием других музыкальных направлений на развитие шансона, но и выходом этого жанра за пределы кабаре. Мелодичные песни начинают исполнять в концертных залах.


Стиль кабаре предполагает легкость и некую комичность, которая отмечалась во французских песнях того периода. Свой увеселительный, развлекательный характер шансон утратил после Второй мировой войны. Трагические события, захлестнувшие всю Европу, не прошли бесследно и для мира музыки. Для написания песен шансонье выбирают более глубокие, проникновенные сюжеты, которые в сочетании с соответствующим музыкальным сопровождением заставляют пересмотреть взгляды на этот жанр. Характер шансона становится серьезным. Авторы-исполнители затрагивают в песнях жизнь простых людей, выражают недовольство властями. Делают это подчас смело и дерзко. Это характерно, например, для творчества Бориса Виана.

После окончания войны начинает выступать и Жорж Брассен. Его творчество примечательно тем, что он не писал собственных стихов. Жорж сочинял мелодии на стихи Виктора Гюго, Антуана Поля, Франсуазы Вийон и других поэтов.

Послевоенное время связано еще с одним именем в истории французского шансона - с именем . Она начинает активно гастролировать именно с середины 40-х годов. И ведь есть те, кто не знает, что популярные песни «Non, jeneregretterien» или «Padam… Padam…» - это и есть шансон. Благодаря Эдит Пиаф шансон этого периода получает название «женский».

Вторая половина 20 века - это, в некотором роде, новый расцвет жанра, который подарил миру Джо Дассена , Ива Монтана , Шарля Азнарвура , Энрико Масиаса, Лару Фабиан , Далиду , Мирей Матье и других исполнителей. Сложно найти человека, который хотя бы вскользь не слышал «Une Vie D`amour», «Les Champs-Élysées», «Pardone moi» или «La vie en rose». Даже не зная языка, понимаешь, что эти песни о любви - чувстве, которое хочется испытывать вновь и вновь. Стоит ли удивляться популярности классического французского шансона в настоящие дни? Нет.

Для современного шансона характерны два пути. С одной стороны, исполнители придерживаются традиций жанра, а звукозаписывающие компании выпускают диски с хитами ушедших десятилетий, с другой - чувствуется слияние с электронной музыки, как например, в творчестве Бенжамина Биоле, и другими направлениями. Так, смешивать жанры предпочитают Изабель Жеффруа , Камий Далме. Это так называемый «новый шансон», характерный для французской молодежи. В любом случае, жанр не теряет своего очарования, трепета и романтизма, чем и пленяет сердца меломанов по всему миру.

Возникнув как фольклорный или народный жанр, шансон претерпел значительные изменения. Он испытывал на себе влияние социальных событий, различных музыкальных течений. Он становился более профессиональным и безупречным. Средневековый и новый шансон - это уже два разных понятия, объединенные одной основой. О том, что ею является, мы сейчас и поговорим.

И все-таки, что же такое шансон?

Шансон - национальная черта французской культуры. Главный принцип этого жанра заключается в том, что песню обычно исполняет сам автор. При этом музыка неотрывна от текста, который представляет собой определенный сюжет. Каждая песня - своеобразная история, со своими эмоциями и образами.

Перечислим особенности французского шансона, чтобы еще лучше понять этот жанр:

    реалистичность - другими словами, это песни про жизнь. Если проследить биографии известных шансонье, то нетрудно выделить одну закономерность:исполнители перекладывают на ноты свою жизнь, свои удачи и несчастья, успехи и потери. Получается, композиции «заряжены» настоящими, искренними эмоциями, что подкупает миллионы поклонников;

    поэтичность. Для классического шансона характерно преобладание текста над музыкой. Последняя выступает как обрамление. Музыкальное сопровождение подчеркивает эмоциональную составляющая, создавая гармоничное произведение;

    содержательность и глубина текста. Легкие тексты, которые не несут глубоких переживаний и мыслей, обычно с натяжкой относят к шансону, ведь этому жанру присуща другая направленность. Легкость в большей степени характерна для эстрадной песни. Границы между этими жанрами весьма условны, но это не мешает называть современных французских исполнителей шансонье, хоть и с натяжкой. Кстати, за рубежом шансонье принято называть всех франкоязычных певцов.

Реалистичность, поэтичность и содержательность - вот та основа, которая не меняется со времен труверов. Чтобы ни происходило с музыкальным сопровождением, пальму первенства удерживает текст. Именно ему уделяется особое внимание в классическом шансоне.


Существует ли русский шансон?

Ошибочно считать, что так называемый «русский шансон» зародился в начале 90-х годов. Его развитие пришлось на конец 18 и начало 19 веков. В это времярусские исполнители под влиянием мелодичной французской песни распевали . Чуть позже они стали ассоциироваться с народными песнями, в них стал звучать колорит городской культуры, например, одесской и питерской, и национальной. Не прошла стороной русский шансон и ресторанная жизнь. Главной составляющей песни была смысловая нагрузка, как и у французов.

Вот и получается, что шансон на наш лад - это сочетание разрозненных культур в одном жанре. Сюда относят и городские романсы, и бардовские песни, и тот самый «блатняк». Но почему именно последний стал так явно ассоциироваться с русским шансоном?

Подмена понятий произошла в начале 90-х годов. Кризис, безработица, высокий рост криминала - так жила Россия в то время. Неудивительно, что музыка с неволи стала заполнять общественное сознание. Чтобы повысить продажи блатные песен, продюсеры стали называть их шансоном на французский манер. Все-таки «русский шансон» звучит куда благозвучнее и красивее, чем «блатняк». На смену утонченным и душевным песням пришла музыка сомнительного качества о жизни за решеткой.

Музыкальные исследователи рекомендуют разделять блатные, бардовские песни и романсы. Несмотря на общую составляющую - сюжетность - это разные жанры, которые характеризуют русскую культуру. А шансон был и остается французским, что не мешает нам наслаждаться трогательными и волнительными композициями со специфичным акцентом.

Будущее французского шансона рисуется по-разному. Одни считают, что он вполне может вытеснить поп-музыку, другие полагают, что жанр теряется на фоне современных звучаний. Спорить и разбираться, кто прав, а кто нет, можно долго. Вместо этого лучше включить записи французских исполнителей и окунуться в мир собственных переживаний и эмоций. Ведь именно для этого и был создан шансон.

Во Франции представлены практически все жанры и стили музыки. Но песенный жанр, впрочем, как и во всем мире, здесь является наиболее популярным. В стране очень много ярких исполнителей работает в жанре шансон, но французские шансонье очень отличаются от исполнителей нашей страны. Суть заключается в том, что эта музыка сохраняет национальные, присущие только французской песне черты и не допускает влияния тенденций развития мирового шоу-бизнеса.

Возможно, причина кроется в огромной популярности во всем мире французских кабаре, возникших в прошлом веке и являющихся визиткой страны. Этот вид искусства превратился в самодостаточное течение и обладает характерными, очень яркими чертами.

Синтез с другими направлениями иногда просто невозможен по причине несоответствия и дисгармонии, которая в музыке недопустима. Именно эта самобытность и делает хиты французских певцов-шансонье невероятно популярными и исполняемыми во все времена.

Очень яркими звездами сияют на небосклоне мирового искусства и джазовые французские певцы. Если в 70-х и 80-х годах этот стиль был искусством для избранных и настоящих гурманов от музыки, то со временем он начал использовать приемы массового искусства.

Хотя, скорее всего, это эстрада начала применять джазовую технику исполнения.

Как бы то ни было, современная музыка не только Франции, но и всего мира, отличается слиянием всех стилей и направлений. В результате, появляются прекраснейшие песни и яркие талантливые исполнители.

Мировую известность получили многие современные французские певцы. Некоторых можно узнать буквально по первым нотам, благодаря яркому запоминающемуся тембру голоса.

Французские певцы известные во всем мире

Имя в прошлом веке гремело по всему миру. Неповторимый, прекрасный тембр голоса и особый шарм певца сводили с ума женщин всей планеты.

Хиты Дассена такие, как «Excuse Me Lady», «Bip-Bip», «Ça m’avance à quoi», «Les Dalton» и другие перепевают и современные исполнители, наше поколение слушает эти песни с удовольствием, иногда даже не зная, кто является их автором и первым исполнителем.

Джо Дассен родился в 1938 году в Нью-Йорке, мать будущей звезды была знаменитой скрипачкой, отец – режиссером, когда юному Джо было 12 лет, семья переехала во Францию. Скорее всего, именно родительские гены и воспитание сыграли решающую роль в выборе профессии. Джо Дассен всю жизнь снимался в кино и писал прекрасные песни.

Франко-канадский певец и актер Гару проснулся знаменитым после исполнения роли квазимодо в мюзикле «Нотр-Дам де Пари».Настоящее имя певца Пьер Гаран, родился он в 1972 году. Низкий с легкой хрипотцой голос, высочайшее мастерство исполнения вывели Гару в ряд мировых звезд.

Актерская карьера складывается тоже весьма удачно. На сегодняшний день певец выпустил 8 альбомов.


Грегори Лемаршаль
родился в 1983 году. Певец стал знаменитым в очень молодом возрасте благодаря невероятному таланту, подвижному и яркому голосу.

В раннем детстве у мальчика была обнаружено редкое генетическое заболевание, влияющее на работу легких. Несмотря на это Грегори смог добиться очень высоких результатов в вокальном мастерстве и радует своих поклонников очень трогательными и честными песнями.

Неизлечимая болезнь унесла жизнь певца в 2007 году, посмертный альбом «La voix d’un ange» (Голос ангела) в 2008 году получил платиновую награду за миллион проданных копий в Европе.

Популярные французские певицы

С французской музыкой во все времена будет в первую очередь ассоциироваться Эдит Пиаф . В цивилизованном мире не существует человека, который не слышал неповторимый голос этой гениальной женщины.

Настоящее имя певицы и актрисы Джованна Гассион, родилась она в 1915 году. Детство и юность будущей мировой звезды прошло в ужасающей нищете и лишениях, именно это стало причиной слабого здоровья, которое доставляло певице страшные мучения на протяжении всей жизни и послужило причиной преждевременной смерти.

Песни «Milord», «Padam Padam», « Non Je Ne Regrette Rien» известны практически каждому, независимо от возраста и музыкального вкуса.

Блистательная неизменно привлекала внимание публики неординарными вокальными данными, скандальными событиями и насыщенной личной жизнью.


Патрисия Каас
является одной из самых ярких и интересных певиц нашего времени. Несмотря на то, что певица причисляется к жанру шансон, ее стиль с присущим только французам шармом соединяет в себе шансон, джаз и поп-музыку.

Именно в этом и заключается особый стиль Патрисии Каас, певица смогла перемешать стили несовместимые, и у нее это получилось очень вкусно.

Мир увидело 10 альбомов, каждый из которых является эталоном утонченного вкуса и высокого мастерства. Певица очень много гастролирует и дает концерты по всему миру.

Из открытий нашего века очень ярко пылают на небосклоне звездочки современных французских певиц , считающейся одной из самых перспективных молодых певиц, и ZAZ , смешивающей очень смело и талантливо шансон, фолк, джаз и акустическую музыку.

Конечно же, вышеупомянутыми певцами и певицами список талантливых и популярных музыкантов Франции не ограничивается.
Подробнее о классических и современных исполнителях, представителях рок и рэп направлений Эта страна подарила миру невероятное количество очень качественной и прекрасной музыки. Слушая ее, мы имеем возможность прикоснуться хотя бы на минуту к неповторимому и утонченному миру грации и шарма.

Французский клип — ВИДЕО

Послушайте прекрасную песню «Мой ангел» в исполнении «Золотого голоса» Грегори Лемаршаля

Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями:

Французский шансон! При этом слове перед глазами возникают удивительные люди - Серж Гензбур, Франсуаза Арди, Эдит Пиаф! Потрясающие исполнители, чьи великолепные песни глубоко вошли в мировую музыкальную историю и стали в некоем смысле гимнами ушедшего века! Их песни, ко всему прочему, прозвучали в любимых кинокартинах, с успехом прошедших на мировых киноэкранах. Да и поныне эти замечательные композиции часто звучат в современных фильмах.

Бесспорно, французский шансон бессмертен. Волшебное искусство заставляет сердце трепетать, предаваться светлой радости или лёгкой грусти по утраченной романтике ушедшей эпохи, прекрасным талантливым исполнителям, актёрам, музыкантам. Но когда мы вновь ставим затёртую пластинку, искусство вдруг таинственным образом опять оживает, наполняя мир вокруг своим удивительным шармом и очарованием.

Стоит упомянуть, что в России слово «шансон» трактуется несколько по-своему. Здесь в 90-е годы сформировался особый жанр музыки, который получил наименование «русский шансон». По большей своей части это была «блатная песня» - таким образом, сложное, насквозь криминальное время перестройки нашло своё отражение в творчестве, в частности, в музыке.

Аристид Брюан. Фото с сайта ru.wikipedia.org Но мы поговорим о французском шансоне в более глубокой интерпретации, в его истинном смысле. Он родился во Франции и блестяще был воспет, исполнен многочисленными талантливыми представителями! И эта великолепная музыка спасала жизни, заставляла сердца людей биться сильнее, помогала вновь поднять голову к солнцу и засветиться лучезарным улыбкам на устах. Пройдёмся же по вековым страницам истории шансона.

Не устаешь повторять, что шансон по своему истинному содержанию - изящная, глубоко поэтичная, величественная песня. Исторически шансон - это и французская эстрадная песня в стиле кабаре, и средневековая светская многоголосая песня. Каждая композиция - это в своём роде удивительный поэтический шедевр, своеобразный рассказ с глубоким внутренним содержанием. Давайте окунёмся в атмосферу французского шансона, раскроем для себя словно заново изящество и красоту этой великолепной музыки.

Мистингетт. Фото с сайта ru.wikipedia.org Свой путь французский шансон начал ещё с далёких средних веков. Можно сказать, что жанр пошёл с труверов. Труверы были поющими поэтами конца XI - начала XIV века. Особенно следует отметить удивительного Гийома де Машо, блестящего поэта и исполнителя, представителя эпохи Ars Nova. Разумеется, подобная музыка была немного отдалена от современного понимания термина «шансон». Тем не менее, его, несомненно, можно рассматривать как настоящего родоначальника жанра.

Более близкое и родное нам значение «шансона» сформировалось непосредственно в конце позапрошлого века. А началось всё с небольших творческих театриков и кабаре. Именно в них и сформировался основной смысл шансона: песня, исполняемая автором обыкновенно в камерном помещении, песня, неразрывно связанная с текстом. Песня, которая раскрывает собой истинный «галльский характер», наполненный романтикой и в то же время язвительностью, внутренней взрывной силой. И эта песня, надо признать, весьма восприимчива и неумолима к всевозможным несправедливостям.

Самые первые шансонье в XIX веке, признанные современностью как потрясающие представители жанра, были Аристид Брюан и, конечно же, Мистенгетт.

Шарль Трене. Фото с сайта ru.wikipedia.org Аристид Брюан являл собой яркий артистический образ с Парижского Монмартра. Он восхитительно исполнял на парижском арго пронзительные антибуржуазные композиции. На сцене Аристид запомнился как обладатель непревзойдённого стиля: бархатная куртка, чёрные брюки, заправленные в высокие сапоги. На его шее всегда красовался шикарный красный шарф. Удивительный образ Аристида Брюана неоднократно использовался в живописи, таким его изображали на плакатах. Именно в подобном амплуа он и запомнился благодарным слушателям, да и всем нам, почитателям и ценителям французского шансона!

Мистенгетт. Это имя - псевдоним, первоначально произошедший от английского имени Мисс Тенгетт. Мистенгетт была удивительной актрисой - певица, клоунесса-конферансье. Позже её псевдоним, слившись в одно слово, зазвучал более созвучно её творчеству и сценическому образу. Мистенгетт великолепно исполняла юмористические вещи, снималась в удивительном кино, выступала на сцене с блистательным Жаном Габеном, пела в дуэте с Морисом Шевалье. Именно её изобретением стали помпезные головные уборы из перьев, которыми так славится «Мулен руж».

Томительными волшебными нотами саксофона подступала эпоха джаза. В предвоенном Париже шансон представил Шарль Трене, который выступал с джазовым пианистом Джонни Хессом. Его удивительная манера несколько отличалась от классики. Он активно привносил в шансон ритмы джаза и гэги из замечательных американских комедий. Его потрясающая песня Je chante прочно вошла с сердца благодарных слушателей и стала всемирно известной. Также волнующе звучит композиция La Mer. Позже её исполнят Клифф Ричард и Далида. Кстати, известный американский исполнитель Бобби Дарин немного позже споёт её, превратив в свою легендарную и нашумевшую Beyond to sea.

После войны шансон становится всё более серьёзным, настраиваясь на социальную, общественную тематику, стремится вступить в прямой диалог со слушателем. В музыку приходят известные поэты и писатели. Борис Виан, талантливый поэт и прозаик. Бельгийский поэт Жак Брель, исполнивший знаменитую Ne me quitte pas, которую позже споют многие мировые исполнители. А талантливый Жорж Брассен создавал песни на стихи Франсуа Вийона, Пьера Корнеля, Виктора Гюго.

Шарль Азнавур. Фото с сайта ru.wikipedia.org Мир французского шансона стремительно и неизбежно развивается! Появились новые исполнители - Жан Ферра, потрясающая Эдит Пиаф с её удивительными песнями Non, je ne regrette rien и La Vie en rose, которые знают во всём мире, парижский армянин Вахинак Азнавурян, он же Шарль Азнавур, французский бельгиец Сальваторе Адамо, великолепнейший шансонье.

А ещё певица итальянского происхождения Dalida, которая спела вместе с Аленом Делоном свою знаменитую композицию - Paroles paroles. Шансон также блестяще исполняла талантливая актриса Катрин Денёв, сыгравшая главную роль в знаменитой кинокартине «Шербурские зонтики». И талантливая актриса, законодатель моды, певица, астролог Франсуаза Арди. Её превосходные песни: Tous les garçons et les filles, Le temps de l’amour глубоко актуальны и по сей день!

Особенно следует обратить внимание на удивительного исполнителя под псевдоним Серж Гензбур. Его настоящее имя Люсьен Гинзбург. Этот талантливый человек буквально изменил образ шансона, привнёс в него новые удивительные очертания и образы! Он ярко прожил свою жизнь, исполняя шансон и раскрасив его новыми музыкальными красками.

В 2010 году французский режиссёр Жоанн Сфара снял о Люсьене и его неподражаемом творчестве замечательный фильм Gainsbourg, vie héroïque (Генсбур. Любовь хулигана). В фильме прозвучали многочисленные потрясающие хиты Гензбура, прекрасно показана история его жизни.

Шансон стремительно набирает обороты, ему всё боле тесны какие бы то ни было рамки. И вот артист решает купить электрогитару . Смотрите, шансонье Бенжамен Бьоле уже активно использует электронику! Мано Соло - великолепный поэт, играет, по сути, настоящий панк-рок! Известная рок-легенда Франции Джонни Холлидей - новатор нового жанра.

Сейчас в шансон привносятся всевозможные крапления. Музыка соединяет в себе всевозможные стили, жанры, созвучия. Шансон активно насыщается жанрами драм-н-бейс и босанова, что ещё более раскрывает непередаваемое звучание музыки. Для примера можно взять ритмы Латинской Америки (как Доминик А) и Балкан (как группа Têtes Raides). Эмили Симон исполняет по-английски, а музыка представляет собой канонический электропоп. Но всё же перед нами всё тот же удивительный и волшебный шансон, исполненный ароматами и лазурными красками Франции.

В такие моменты понимаешь, что французский шансон - это не просто музыка, а целый удивительный мир! Это музыкальный рассказ о наших судьбах. Это и сугубо французское произведение: поэтичное, где сквозь слегка меланхоличный голос талантливого исполнителя мы слышим глубину жизни, её трагизм и в то же время радость, восхищение, волнительное наслаждение каждой секундой. Перед глазами стремительно пролетают образы, люди, жизни, ситуации, яркие мазки - всё сплетается в несколько минут звучания песни. В эти секунды понимаешь глубокую поэзию, красоту нашей обыденной жизни. Осознаешь её наивысшее Духовное начало!

Согласитесь, никто лучше французов не сможет спеть о чувствах и о любви к жизни. У них есть мелодичный язык и Париж, который многие признают самым романтичным городом мира. Во Франции появился особый вокальный жанр — шансон, на русский переводится как «песня».

К сожалению, русскоговорящего человека слово «шансон» скорее пугает. На самом деле, лиричные песни Эдит Пиаф, Шарля Азнавура и Джо Дассена — это и есть шансон в главном его значении.

Мы старательно собрали самые лучшие и трогательные песни, которые напоминают нам о прекрасной и противоречивой любви. Эту музыку можно слушать бесконечно.

Edith Piaf — Non, je ne regrette rien

«Нет, я ни о чем не жалею» написана в 1956 году и стала популярной в исполнении Эдит Пиаф. Текст перекликается с трагической судьбой певицы, но в нем звучит типичная для французов радость жизни и согласие со своей судьбой.

Joe Dassin — Les Champs Élysées

«Елисейские поля» сделала Джо Дассена популярным. Настроение песни вполне соответствует названию, которое происходит от греческого Элизиума, — прекрасного сада. Все возможно на Елисейских полях — случайные незнакомцы становятся влюбленными и гуляют по улицам Парижа.

Yves Montand — Sous le ciel de Paris

Песня «Под небом Парижа» была написана для одноименного фильма. Впервые ее исполнила Эдит Пиаф, после — множество раз пели Жюльетта Греко, Жаклин Франсуа и другие певцы. Париж просто невозможно представить себе без этого легкого вальса.

Danielle Licar & José Bartel — Les Parapluies de Cherbourg

Песня из фильма «Шербурские зонтики». Тем, кто знаком с сюжетом, слова песни понятны даже без перевода — она звучит в момент расставания Женевьевы и Гийома. «Целой жизни мало, чтобы ждать тебя, моя жизнь пропала, если нет тебя. Ты в краю далеком не забудь меня, где бы ни был ты, я тебя жду».

Claude François — Comme d’habitude

Песню «Как обычно» Клод Франсуа написал в 1967 году. Многие знают ее в английской версии под названием «My way» — это одна из самых популярных эстрадных песен середины XX века, которая известна в исполнении Фрэнка Синатры.

Mireille Mathieu — Pardonne moi ce caprice D’enfan

«Прости мне этот детский каприз» — как и во многих французских песнях, здесь говорится о любви. «Прости мне этот детский каприз. Прости меня, вернись ко мне, как прежде».

Dalida & Alain Delon — Paroles, paroles

Летом 1972 года песню «Paroles» на итальянском языке в исполнении дуэта Alberto Lupo и Mina услышал брат и продюсер Далиды и предложил ей записать французскую версию. Далида исполнила ее дуэтом с Делоном. Успех песни превзошел все ожидания и французская версия стала гораздо популярней оригинала. Через несколько недель после выхода, сингл стал лидером продаж во Франции. Более того, название песни (Слова, слова...) стало общеупотребительным выражением разговорной речи.

Yves Montand — Les Feuilles Mortes

Эта песня, больше известная как джазовый стандарт «Осенние листья», на самом деле была написана в 1945 году, и год спустя ее исполнил Ив Монтан. Одна из самых трогательных песен о прошедшей любви.

Edith Piaf — Padam Padam

15 октября 1951 года песня «Padam, рadam» была записана на пластинку. Эдит Пиаф вспомнила о мелодии с пульсирующим мотивом, которую композитор Норберт Гланцберг наиграл ей еще в 1942 году. Она позвонила поэту Анри Конте: «Анри, вот мелодия, сочиненная Норбертом, которая преследует меня повсюду. Моя голова просто гудит от нее. Мне быстро нужен чудесный текст». Конте озарило: «Вот оно! Нет более прекрасной истории для шансона! Слова Эдит просто нужно обратить в поэзию! Padam, рadam — как биение сердца. Padam, этот мотив преследует меня день и ночь, он приходит издалека и сводит меня с ума!»

Joe Dassin — L’ete indien

Это песня лета 1975 года. Несмотря на то, что она больше известна в исполнении Джо Дассена, на самом деле ее написал итальянский певец Тото Кутуньо и дал название «Африка». Для Дассена сменили название, добавили французский текст и выпустили в эфир, песня быстро стала популярной. После ее перевели еще на несколько языков. В России ее знают в исполнении Валерия Ободзинского.

Joe Dassin — Et si tu n’existais Pas

Следующую песню Тото Кутуньо написал специально для Джо Дассена. «Первые такты песни „Если б не было тебя“ появились сразу, а продолжение коллективно искали три месяца», — вспоминает Джо Дассен. Главной идеей песни должно было стать многообещающее допущение: «Если б не было любви...». А вот дальше у поэтов наступил ступор. Оказалось, что если в мире нет любви, то и писать не о чем. Тогда они изменили строчку на «Если б не было тебя», и текст сдвинулся с мёртвой точки.

Charles Aznavour — Une Vie D’amour

Оригинальная версия «Вечной любви» звучит в фильме Тегеран 43, совместно снятом несколькими известными студиями СССР, Франции и Швейцари. После выхода фильма песня стала балладой о трагической любви, которую перевели на несколько языков и она популярна у многих артистов.

Léo Ferré — Avec le temps


В отличие от Шарля Азнавура и Ива Монтана, Лео Ферре менее известен за пределами Франции. Несмотря на это, его песни считаются классикой французской музыки середины XX века.

Serge Gainsbourg & Jane Birkin — Je t’aime moi non plus

Любимцы Франции Серж Генсбур и Джейн Биркин в своем духе: этой песней они возмутили многих моралистов. В некоторых странах композиция была запрещена из-за очевидного сексуального подтекста.

Danielle Darrieux — Il n’y a Pas d’amour Heureux


Невероятно лиричная «Не бывает счастливой любви» на стихи Луи Арагона звучит в фильме «8 женщин». «Ни в чем не властен человек: ни в силе, ни в слабости своей, ни в сердце».

Virginie Ledoyen — Toi Mon Amour, Mon Ami


Еще одна песня из комедии Франсуа Озона «8 женщин». Cначала ее исполняла Marie Laforet, но больше известна версия, которая звучит в фильме.


Yves Montand — Un homme et une femme

Песня из фильма «Мужчина и женщина», без нее тоже нельзя представить себе французскую музыку.

Catherine Deneuve — Toi Jamais

«Ты — никогда», песня вдовы Марселя из фильма «8 женщин» в исполнении Катрин Денев. «Все твои недостатки я люблю, а достоинства хорошо спрятаны. Ты мужчина, а я, я люблю тебя, и это невозможно объяснить».

Salvatore Adamo — Tombe la Neige

Строго говоря, Сальваторе Адамо — бельгийский певец, но песня «Падает снег» стойко ассоциируется с Францией. Автор исполнял её не только с оригинальным французским текстом, но на других языках.

Patricia Kaas — Mon Mec a Moi

Песня 1988 года, которую Патрисия Каас больше десяти лет пела на концертах. К концу ХХ века французкая музыка стала более энергичной, но не потеряла своей лиричности и нежности.

Mylène Farmer — Innamoramento

Вышла в 2000 году на пятом студийном альбоме Милен Фармер. Слова написала сама певица, и критики благосклонно встретили любовную балладу.

Alizee — Moi Lolita

Певица Alizee использует образ набоковской Лолиты, а в словах есть отсылки к творчеству Милен Фармер. Популярна во многих странах, включая Россию. Появляется в саунтреке к фильму Ридли Скотта «Хороший год».

Vanessa Paradis — Joe le taxi

Песня 1988 года про парижского таксиста Джо. Это романтический образ таксиста, который знает все закоулки Парижа, просто не мог не появиться во французской музыке. Песня стала настолько популярной, что в Японии и Китае появились переведенные версии.

Zaz — Je veux

Голос Изабель Жеффруа, больше известной под псевдонимом Zaz, сразу узнается и запоминается. Несколько лет назад на Youtube появилось видео веселой девушки, исполняющей с группой музыкантов на улице свои песни. Теперь она отправляется в мировые турне и известна многим. Изабель в своем творчестве смешивает многие жанры: фолк, джаз, французский шансон. Так что можно сказать, это достойное продолжение жанра, который начинался в середине ХХ века. Это настоящий гимн молодости и радости, рекомендуем посмотреть перевод .

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!