Методические разработки для детей д сг. Методическая разработка по экологии в ДОУ. "Удивительный мир природы"

Конечно, общение в группе коллег и совместные игры на психологических тренингах создают определённый эффект улучшения состояния педагога. Уходит неуверенность, повышается самооценка, возникает чувство единения с коллегами. Кажется, что начинаешь понимать детей, да и настроение поднимается… Но… Состояние эйфории после тренинга держится недолго. Проходит не так много времени, и новые трудности, недопонимания, усталость снова дают о себе знать... Какой тренинг для повышения квалификации педагога будет самым эффективным?

Сейчас почти в каждом детском саду есть свой психолог. Это веяние времени, и это здорово! Одна заведующая с гордостью сказала мне, что её психолог постоянно учится, повышает свою квалификацию, сам посещает разные сайты для воспитателей доу и проводит для них психологические тренинги.

Как же это происходит? Мне стало любопытно. И я пошла в интернет… Вот лишь краткий перечень предложений, направленных на повышение квалификации педагогов доу:

    Мастер класс для педагогов доу

    Курсы воспитателя детского сада

    Тренинг для воспитателей детского сада

    Дистанционные курсы для воспитателей доу

И психологи не забыты – для них разработаны подробные конспекты занятий с сотрудниками детского сада.

Программы на любой запрос: от развития коммуникационных умений и снятия эмоционального напряжения до профилактики профессионального выгорания.

В поисках лучшего тренинга для воспитателей детского сада

Желание повысить профессиональный уровень на тренингах для воспитателей возникает часто от неудовлетворённости результатами работы. Педагогический процесс осложняется переплетением разновозрастных, с разным статусом участников в одной точке пространства и в одно время – дети, воспитатели, родители.

Здесь появляется целый ряд проблем: непонимание поведения детей, психологии родителей, неумение справляться с собственными психологическими трудностями.

Конечно, общение в группе коллег и совместные игры на психологических тренингах создают определённый эффект улучшения состояния педагога. Уходит неуверенность, повышается самооценка, возникает чувство единения с коллегами. Кажется, что начинаешь понимать детей, да и настроение поднимается… Но… Состояние эйфории после тренинга держится недолго. Проходит не так много времени, и новые трудности, недопонимания, усталость снова дают о себе знать.

Какой тренинг для повышения квалификации педагога будет самым эффективным? Не тот, который поможет временно преодолеть какие-то состояния, а тот, который сделает вас зрячим, понимающим любую взрослую и детскую ситуацию.

В этом смысле уникальные возможности дает Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Она учит видеть в человеке его заданные свойства. Для воспитателя доу такое умение просто бесценно!



Если воспитатель понимает врождённые особенности воспитанников, то декларируемый в дошкольном воспитании индивидуальный подход приобретает качественно новый вид. Дети такого воспитателя обожают. А сам воспитатель, если знает свои свойства, никогда не окажется в ситуации профессионального выгорания.

Что значит понимать врожденные особенности? Как объясняет Системно-векторная психология Юрия Бурлана, каждый из нас рождается с определенным набором желаний и способностей, которые названы векторами. Научиться различать их в детях - значит знать подход к любому малышу. Научиться различать их в родителях - значит понимать, как с ними разговаривать, убеждать… Научиться различать вектора в себе - значит иметь возможность справляться с любыми, самыми трудными психологическим ситуациями.

Воспитываем системно

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Формы методической работы в ДОУ

в контексте ФГОС ДО

Подготовила Ст.воспитатель

Соболева И.С.

Москва, 2014 год.

Введение ФГОС является важным преобразованием в системе дошкольного образования. Введение стандарта обусловлено требованиями федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором обозначены статус и место дошкольного звена как первой ступени в непрерывной системе образования.

Новый стандарт – это стандарт, разработанный ради ребенка и нацеленный на развитие его с учетом желаний, интересов, потребностей и способностей. Идея сохранения уникальности и ценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека является главенствующей в тексте стандарта и красной нитью проходит через требования к основным общеобразовательным программам, требования к условиям реализации программ и требования к результатам дошкольного образования.

Одной из задач нового стандарта является повышение уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений и повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Педагоги, которые будут реализовывать данный стандарт, должны владеть достаточно большим объемом психологических знаний и обладать теми компетенциями, которые заложены в данном стандарте. Так же как и сам стандарт, педагог должен быть детоцентрован, т.е. сосредоточен на ребенке, независимо от особенностей его развития, здоровья, мировосприятия и т.п.

Внедрение ФГОС не может осуществляться только на основе знакомства с комплексом документов. Педагоги должны быть адаптированы к новым структурным, содержательным и технологическим его компонентам, совершить новый шаг в своем профессиональном развитии. По сути дела, должен произойти процесс принятия и нахождения себя в новом поле профессиональной деятельности, заданном параметрами образовательного стандарта.

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования – сложный системный инновационный процесс, который предполагает проектирование новой системы методической работы, требует максимальной поддержки и методического сопровождения педагогов, дает возможность реализации новых направлений в работе, предполагает поиск новых технологий и требует использования новых современных методов и форм.

Формирование ключевых предпосылок подготовки педагога к внедрению ФГОС и разработка модели психолого-педагогического сопровождения педагогов - одно из необходимых направлений методической работы в ДОУ.

Основной целью методической работы в нашем ДОУ на современном этапе является: создание условий для формирования готовности педагогических кадров к работе в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Задачи:

Информирование педагогов об основных направлениях обновления содержания и организации образования в России; инновационными процессами в дошкольном образовании;

Содействие осмыслению происходящих изменений и выработке собственного отношения к ним;

Систематизация представлений об условиях и способах повышения качества дошкольного образования, развития личности воспитанников, сохранения и укрепления их здоровья, развития их творческих способностей;

Ознакомление с современными технологиями и методиками, в том числе и с информационными;

Формирование умений проектирования и конструирования образовательного процесса в соответствии с современными требованиями;

Содействие развитию у педагогов навыков рефлексии собственной педагогической позиции, формированию ключевых профессиональных компетенций, профессионально-значимых личностных качеств, их культурной толерантности;

Формирование мотивации к профессиональному росту, творческой деятельности, повышению общекультурного уровня, психолого-педагогической и методической компетентности педагогов.

Одним из современных подходов к организации методической работы используемых в ДОУ является интегрированный подход как средство повышения профессиональной компетентности педагогов.

Основными направлениями интегрированного подхода в работе с педагогическим коллективом является:

повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование,

саморазвитие через разные формы методической работы;

обновление педагогического процесса в рамках инновационного режима;

взаимодействие и интегрирование всех участников образовательного процесса; методическое обеспечение интегрированного подхода к организации педагогического процесса; поиск и реализация методов педагогического сотрудничества с семьями воспитанников.

Методическая работа в ДОУ строится на принципах рефлексивности, интерактивности и проектирования. Эти принципы реализуются в содержании образовательно-развивающего пространства, в котором педагог выступает как субъект своего профессионального становления, владеющий интерактивными методами взаимодействия (диалог, деловые игры, проектирование) с доминирующими в них установками на сотрудничество, сотворчество, рефлексию, развитие индивидуальности.

В ДОУ обновляются формы и методы организации методической работы. На наш взгляд, наиболее целесообразными формами методической работы выступают интерактивные формы.

Интерактивный – это способный взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо или «кем-либо» (человеком).

Используемые интерактивные формы в методической работе ДОУ разнообразны. Основной направленностью этих форм является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.

Первая эффективная интерактивная форма, введенная в работу с педагогами ДОУ – тренинг. Так как современная жизнь с её многочисленными трудностями требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил.

Педагоги оказались в наиболее сложной ситуации, так как их труд даже в стабильные времена отличался высокой эмоциональной загруженностью и стрессами. Отрицательно окрашенное психологическое состояние педагога снижает эффективность процесса воспитания и обучения детей, повышает конфликтность во взаимоотношениях с коллегами, администрацией, родителями. В ДОУ проведены разнообразные тренинги «Шаги к успешной деятельности», «Психологические особенности профессионального поведения педагога ДОУ», «Самый лучший родитель! Самый трудный родитель! »

Одной из наиболее эффективных форм оказания методической помощи и повышения квалификации педагогов в ДОУ является семинар-практикум. Основная цель его проведения - обновление теоретических знаний, совершенствование навыков и развитие практических умений в связи с необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач. Проведенные семинары практикумы на уровне ДОУ: «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ», «Приобщение старших дошкольников к культуре и истории народов мира», «Художественные техники – классические и неклассические». На муниципальном уровне был проведен семинар-практикум «Развитие личности дошкольника в труде».

Активно используется в методической работе ДОУ игровое моделирование по различным проблемам:«Познавательно-речевое развитие дошкольников», «Воспитание ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности», «Комплексно-тематический принцип организации педагогического процесса – как условие реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи». На муниципальном уровне в рамках ГМО старших воспитателей была проведена деловая игра «Вариант» (образовательная область «Труд»).

Каждый творческий воспитатель знает, как часто его посещают замечательные идеи, внезапные озарения (эврика, которые, будучи своевременно невостребованными, утрачиваются, забываются).

Что бы этого не случилось, есть дискуссия - это обсуждение-спор, столкновение разных точек зрения, позиций, подходов. В педагогическом опыте получили распространение свернутые формы дискуссий, к которым относятся: круглый стол техника «аквариума». Его основная задача выработать навыки критической оценки разных подходов к решению конкретных вопросов в практике работы ДОУ, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, формировать культуру ведения дискуссии. Темы для круглых столов разнообразны, но они обязательно содержат в своей формулировке альтернативные элементы: «Дошкольное образовательное учреждение - каким ему быть? », «Сила личности воспитателя. В чем она? », «Десять заповедей творческой личности. Вы с ними согласны? », «Реализация образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ: проблемы и перспективы».

Эффективной формой, на мой взгляд, является проведение аукциона педагогических идей. Темами проведенных аукционов были: «Использование информационных стендов для родителей», «Изобразительное искусство родного края как средство воспитания нравственно-патриотических качеств детей», «Проектный метод – как одно из условий познавательно-речевого развития». Благодаря этой форме работы с педагогами создавались условия для публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.

Мастер – класс. Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов. Мастер – класс можно проводить как внутри ДОУ, так и для педагогов других ДОУ. На уровне ДОУ были проведены мастер-классы:«Проектирование учебно-игровых ситуаций в совместной деятельности ребёнка и взрослого», «Использование опорных схем в работе с детьми». Также в рамках III-его Международного педагогического коллоквиума «Новая школа»,г. Санкт-Петербург проведен дистанционный мастер-класс «Профилактика дисграфии у школьников»

Педагогическая мастерская. Цель: педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми. Были представлены педагогические мастерские «Развитие логического мышления посредством развивающих игр», «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования».

«Коучинг–сессия» - интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ). В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности. Данную форму практикуем при подготовке педагога к аттестации.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний с помощью интерактивных форм и методов методической работы обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками.

Преимущества использования интерактивных форм и методов:

Повышается мотивация профессиональной деятельности педагогов, их социальной и познавательной активности;

Реализуются те стороны человека, которые в повседневной, достаточно однообразной жизни, не находят применения, развития.

Приобретается опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества, без которого невозможен труд в человеческом обществе.

Внедрение ФГОС ДО требует изменений в системе методической работы в ДОУ, с целью информационной и психологической поддержки педагогов и просвещения родителей. Использование интерактивных форм и методов методической работы способствуют повышению уровня профессиональной компетенции педагогов, способствуют повышению качества образовательного процесса в ДОУ и сплочению педагогического коллектива.


Код работы___________

Методическая работа по теме:

««Удивительный мир природы»»

«

«В гости Капитошке»

Методическая работа по теме:

««Удивительный мир природы»»

для воспитателей, работающих с детьми средних групп;

Тема методической разработки.

«

«В гости Капитошке»

Участник конкурса

Венедиктова Екатерина Витальевна

Воспитатель,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Подсолнушек»

2017

Актуальность

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать (прописано в основной образовательной программе).

Назначение 2017 года Годом экологии подтверждено официально указом президента РФ от 01.08.2015 под номером 392 «О проведении в РФ Года особо охраняемых территорий». Во всем мире экологи бьют тревогу и утверждают, что наша природа гибнет с каждым днем. Россия не пожелала остаться в стороне и решила нацелить всеобщее внимание на эту важную проблему, касающуюся каждого из нас.

Многие люди и дети задаются вопросом: для чего нужна вода и какую пользу вообще она может приносить? Ведь в ней нет никаких витаминов, полезных веществ либо минералов. Но если только об этом задуматься, то ответ напрашивается сам собой. Наш земной шар на 70% покрыт водным пространством, а организм человека содержит в себе примерно 75–80% жидкости. Получается, что вода – это основа всей жизни на планете Земля.

Ведь вода – это не просто обычная жидкость. Это самое распространенное вещество в природе и главная составная часть всех живых организмов. Сколько воды на Земле? Много или мало? Землю иногда называют «Голубой планетой».

В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озера, реки, болота. Есть и искусственные водоемы – пруды, водохранилища и каналы. Она есть также и в глубине Земли, и в ее атмосфере.

В своей методической разработке я расскажу и покажу воспитанникам для чего и зачем нужна вода. Проведем опыты с водой, поиграем в дидактические и настольные игры, отправимся в гости к «Капитошке».


Целью моей работы является: Формирование основ экологической культуры у детей.

Для себя я определила следующие задачи:

    Образовательные:

    знакомить детей с богатством природы – водой,

    формировать у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии; расширение кругозора детей;

    уточнять представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ; без неё не могут жить растения, животные и человек.

    Развивающие:

    Развивать познавательную активность и творческие способности детей;

    совершенствовать мыслительные операции: анализа, обобщения, сопоставления; развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия; развитие эстетических представлений и художественного вкуса детей.

    Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.

    Воспитательные:

    воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы, осознание своей значимости в решении экологических проблем;

    воспитывать у детей интерес к изучению природы родного края.

    воспитывать усидчивость, аккуратность, любознательность.

    Прививать бережное отношение к воде.

Содержание.

Моя методическая разработка проводится в рамках экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Образовательная область «Познание». Раздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».

В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение воды и ее значения в жизни человека, у детей формируются естественно - научные представления.

В ходе моей разработки дети, совместно с взрослыми создадут различные продукты деятельности (индивидуальные и совместные): плакаты, рисунки,

Считаю, что целью экологического воспитания дошкольников являются:

    формирование навыков элементарной проблемно-поисковой деятельности в процессе знакомства с неживой природой (вода),

    развитие коммуникативных и творческих способностей ребенка-дошкольника.

Вопросы, рассматриваемые мною в теме:

    «Вода вокруг нас».

    Что такое вода и зачем она нужна?

    Можем ли мы один день обойтись без воды?

Я помогаю детям проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопрос, искать на него ответ (самостоятельно и совместно с взрослыми), привлекаю внимание взрослых и детей к явлениям, связанным с водой.

В своей работе я использовала в основном методы и приёмы педагогического воздействия:

сюрпризные моменты,

игровые образы,

игровые ситуации.

Упражнения, с дидактическим материалом, в этом случае служат учебным целям и приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.

Основным этапом было проведение занятий по формированию экологического воспитания с использованием дидактических игр.

Непосредственно образовательная деятельность была построена мною с учётом возрастных особенностей детей, составлена в игровой форме. В процессе её проведения, происходила постоянная смена видов деятельности. Дети принимали участие в непосредственно образовательной деятельности не как слушатели, а как действующие лица.

В работе с родителями были подготовлены и проведены консультации:

    «Нужно детям закаляться»

    «Закаливание-шаг к здоровью»

    «Как закаливать свой организм»

    «Зачем нужна вода»

На заключительном этапе я проанализировала результаты проведенной работы. Конечный результат: использование на экологическую тему способствовало закреплению представлений у детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных (воздух, вода). Получение знания помогли научить детей замечать изменения в природе, бережно к ней относиться и беречь окружающий мир.

Описание материала: предлагаю воспитателям методическую разработку по теме экологии на тему «Удивительный мир природы» с разработкой непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы « В гостях у Капитошки»,где дети познакомятся со свойствами воды и узнают для чего нужна нам всем вода?.

Оборудование и материалы:

Демонстрационные :

    Капли воды, изготовленные из бумаги.

    ИКТ презентация «Значение воды на Земле»,

    «Капиташка» вязанная игрушка в виде капли.

    Воздушные шарики с наполнителем (крахмал) для мелкой моторики рук.

Раздаточные:

Ёмкости для опыта (стаканы), воронка, бумажные салфетки, тряпочки, клеёнка, молоко, сахар, соль, песок, ложка.

Место проведения: группа, музыкальный зал.

Предварительна работа:

Оборудование в группе уголка экспериментирования и экологических исследований;

- дидактические игры, способствующие реализации цели («Кому нужна вода?» «Где спряталась вода?», «Хорошо-плохо», «Что было бы, если…», «Тонет-не тонет»);

- наблюдения на прогулках за живой и неживой природой; наблюдения в группе за комнатными растениями;

- чтение художественной литературы: « Путешествие Капельки»,

«Рассказ о круговороте воды для детей» С.Добрицкой, К. Чуковский «Мойдодыр», М. Булатова «Водичка-водичка», Е. Полянский «Березовый дождь»

- беседы: «Что такое вода?», «Где «живет» вода?», «Что умеет вода?»; «Круговорот воды в природе», « Если б не было воды», «Почему воду надо беречь?»

- опыты и эксперименты с водой («Исчезновение воды», «Появление воды из воздуха», «Спрячь игрушку в воде», «Фильтрация воды», «Все ли вещества растворяются в воде?»);

Просмотр союзмультфильмов, «Мойдодыр» «Вода и погода», «Секреты воды», «Капля». «Капитошка»

Экскурсия в бассейн «Альбатрос»

Этапы моей методической разработки представлены в таблице.

/п

Название работы

приложение

1

Знакомство «для чего нужна вода», видео- презентация.

Приложение 1

2

Приложение 2

3

Здоровье сберегающие технологии

Приложение 3

4

Опыты с водой

Приложение 4

5

Взаимодействие с родителями

Приложение 5

6

Просмотр союзмультфильмов

Приложение6

7

Приложение 7

7

НОД «« В гостях у Капитошки»

Приложение 8

Приложение 1.

Видео презентация «Для чего нужна вода»?

Цель : формирование и систематизирование знаний детей о воде, о её назначении, для чего ее используют.

Задачи: обучать бережному отношению к воде; формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность; активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов.

Дети наша планета земля такая красивая, потому что большая её поверхность покрыта водой. Именно поэтому она такая голубая. (Продемонстрировать детям глобус и объяснить, что голубой цвет на нем, – это вода. Обратите внимание на то, что воды, голубого цвета, на нем больше чем суши. На то, что на глобусе есть и белый цвет – найти его вместе с детьми. Белым цветом обозначается тоже вода, но только особенная – это льды и снега, которые никогда не тают). Вода основной источник жизни на Земле: без неё не было б ни растений, цветов, деревьев, фруктов, овощей, животных, птиц, рыб, людей. А как вы думаете, почему? Зачем вода всем нужна? Дети по одному рассказывают о том, что известно. Воспитатель подводит итог сказанному. (Вода нужна людям, растениям, животным, насекомым, рыбам, птицам, без воды жизнь не возможна. Люди ее пьют, готовят пищу, стирают, моют, поливают и т.д.). Для этого я вам и родителям подготовила и предлагаю посмотреть видео презентацию «Кому и для чего нужна вода? Вода и её свойства .










Увлекательная экскурсия в бассейн «Альбатрос»

Целью данной экскурсии является преемственность в сотрудничестве с городским бассейном «Альбатросом», воспитание культуры здорового образа жизни.

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам фотоотчет экскурсий в бассейн "Альбатрос".

Экскурсии – это увлекательные мероприятия, которые «на ура» воспринимаются детьми. С одной стороны, они имеют большую познавательную ценность, с другой – это возможность сменить обстановку (выход за пределы ДОУ, получить новые незабываемые впечатления.)

Экскурсии – очень перспективный и интересный вид обучения дошкольников, хотя достаточно сложный в подготовке, если речь идет о выходе за пределы дошкольного учреждения.


Приложение 2.

Настольно печатные и дидактические игры

Многолетние наблюдения за детьми дают право говорить об огромной

роли развивающей настольно-печатной игры в жизни ребенка.

«Игра побуждает детей к усиленной умственной деятельности, требует от

них значительных напряжений, появляется возможность для развития

интеллекта» (Б.П. Никитин). Развиваются: внимание, помять, воображение,

зрительное и слуховое восприятие, умение находить зависимости и

закономерности. Участие детей в таких играх развивает обще учебные

навыки, умение планировать свою деятельность, коммуникативные и

организаторские способности. Удовлетворить детскую любознательность,

вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему

овладеть способами познания связей между предметами и явлениями живой

и неживой природы позволяет игра, прежде всего дидактическая.

1. Дидактическая игра:

«Отгадай и сравни загадки о неживой и живой природе».

Подготовка к игре: Наблюдение за живой и неживой природой во время прогулок, экскурсий. Рассматривание иллюстраций о живой и неживой природе.

Материал и оборудование: рисунки и иллюстрации по теме, о которых говорится в загадках, игрушечные животные.

Правила игры: Воспитатель загадывает загадки, ребёнок называет отгадку, объясняет, относится это к живой или неживой природе. Перед сравнением двух отгаданных отгадок об одном и том же, ребёнок повторяет их свойства. За правильное сравнение ребёнок получает фишку.

Описание игры: Воспитатель напоминает детям о различиях между живой и неживой природой, затем загадывает загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или картинка (рисунок) ставится к изображениям, символизирующим живую и неживую природу.

Дошкольники отгадывают загадки, доказывают правильность ответов. Затем сравнивают пары загадок:

    а) Часто умывается, а с водой не знается. (КОШКА)
    б) С усами родится, и на усатых охотится. (КОШКА)

    а) Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (СОБАКА)
    б) Лает, кусает, а в дом не пускает. (СОБАКА)

    а) Зимой белый, летом серый. (ЗАЯЦ)

б) В гору бегом, а с горы кувырком. (ЗАЯЦ)

4) а) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает. (СНЕГ)
б) Скатерть бела весь свет одела. (СНЕГ)

5) а) Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (ДОЖДЬ)

б) Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (ДОЖДЬ)

6) а) Еду, еду - следу нету,

Режу, режу - крови нету, Рублю, рублю - щепок нету. (ВОДА) б) Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто такая? (ВОДА)

7) а) Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (РЕКА)

б) Летом бежит, зимою спит, весна настала - опять побежала. (РЕКА)

8) а) Стеклянный домик на окне с прозрачною водой,

С камнями и песком на дне и с рыбкой золотою. (АКВАРИУМ)

4. Дидактическая игра: «Знаем, знаем!»

Цель: научить определять по описанию обитателей водоёмов (рек и озёр),(обитателей морей и океанов), научить правильному и точному их описанию.

Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и описывает одного из обитателей рек и озёр, например, щуку. Потом он выходит из круга, дети поворачиваются к нему лицом, выставляют руки вперёд и говорят: «Знаем, знаем!»

Ведущий дотрагивается до руки одного из играющих. Тот должен назвать обитателя водоёмов. Если отвечающий ошибается, то ведущий подходит к. другому. Кто отвечает правильно, встаёт на место ведущего.

Также провести игру по закреплению обитателей морей и океанов.

5. Дидактическая игра: «Плавает - не плавает».

Цель: закрепить плавающих обитателей рек, озёр, морей и океанов.

Дети стоят в кругу. Ведущий с мячом в руках находится в центре. Он называет различных зверей, птиц, рыб и т.д. Если названное животное плавает, дети должны поймать мяч, если животное не плавает, дети мяч не ловят. Кто ошибается, выходит из игры, побеждает тот, кто долго продержался в круге.

6. Дидактическая игра: « Зверь рыба, птица, небылица».

Цель: закрепить животных леса, луга, водоёмов и проч.

Играющие располагаются в круг. Ведущий проходит мимо них и повторяет: «Зверь, рыба, птица, небылица». Внезапно он останавливается напротив одного из игроков, называя одно из перечисленных слов и считая при этом до пяти. Игрок, против которого остановился ведущий, должен назвать соответственно зверя, рыбу, птицу, пока не закончен счёт, а если надо назвать небылицу, ребёнок называет то, чего в лесу, в воде, на лугу не бывает. Не сумевший выполнить задание выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше даст правильных ответов.

7. Дидактическая игра: «Разрезные картинки».

Цель: закрепить водоёмы: (ручей, река, озеро, болото, море, океан), обитателей этих водоёмов.

Картинки с изображениями водоёмов (рек, морей, океанов, озёр, болот, ручейков) разрезают на 6-8 частей. Картинки с изображениями обитателей водоёмов (рек, озёр, морей, океанов) разрезают на 8-10 частей каждую. Играющим предлагают из этих частей сложить изображённый на картинке рисунок, назвать его и рассказать о нём.

Настольно печатная игра «Очень нужная вода»



Здоровье сберегающая технология с использованием ИКТ

Игра – ведущий вид деятельности ребенка. Поэтому в своей практике я уделяю большое внимание развитию игровой деятельности. Ведь именно в игре ребенок развивается как личность. Игровые моменты, ситуации и приемы включаю во все виды детской деятельности. Повседневную жизнь детей стараюсь наполнить интересными играми. Моя цель состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть дошкольникам многообразие мира игры. Игра сопровождает детей в течении всего пребывания в детском саду.

Непосредственную образовательную деятельность я планирую в игровой форме, открываю широкий путь игре, не навязываю детям свои представления, а создаю им условия для высказывания своих представлений. Детям интересней не узнать, а догадаться, не получить формальный ответ, а использовать свой вопрос, как повод для создания интересной ситуации.

Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния. Особенно это ощущают те, кто работает с ними, то есть мы, педагоги. Поэтому в своей работе использую системный подход к сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения, внедрению здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс.

    Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровье сберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

«В пучине морской»


«Солнце тучка и одуванчик»


«Снежинка»


2.Упражнение на дыхание. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности детского организма, так как усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышенным газообменом. Однако дыхательная система ребенка не достигла полного развития. Дыхание у детей поверхностное, учащенное. Следует учить, детей дышать правильно, глубоко и равномерно, не задерживать дыхание при мышечной работе.

Моя идея заключается в тренировке дыхательной мускулатуры у детей, причём в игровой форме и знакомиться с геометрическими фигурами

(круг, квадрат).

Цель: С помощью дыхательных гимнастик сократить число простудных заболеваний.



3 . Физминутки.

По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время непосредственной образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от воспитателя, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом. Малейшие признаки поведения малышей, подобные перечисленным, являются очевидным сигналом для воспитателя, что детям срочно требуется физминутка!

Согласно СанПин 2.4.1.3049-13, утверждённым Постановлением №26 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года "в середине времени, отведённого на образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки". Таким образом, физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей.




    Гимнастика для мелкой моторики рук и пальцев «Играем с Капитошкой»

Цель: развивать мелкую моторику рук и пальцев.



Приложение 4.

Опыты с водой.

В мире столько всего интересного и любопытного, что все дети, начиная с возраста, когда они научились говорить, растут большими почемучками. Как занять ребенка, чтобы время прошло с пользой, и малышу было интересно? Опыты с водой для детей - это отличный вариант для проведения совместного досуга. Вода имеет вкус и плотность, но не имеет запаха. Она встречается в трех состояниях: газообразном, жидком и твердом. Для дошкольников, и не только, опыты с водой - отличная возможность познакомится с ней поближе. 3 Физминутки.

Проведем 1.опыт

    Но исчезла ли соль?

    (Нет, она растворилась.)

    Проведем 2.опыт.

    Давайте нальем воду в стакан.

    - Какую форму она приняла?

    (Форму стакана.)

    Что же такое вода?

    (Жидкость.)

    Жидкость не имеет своей формы

    (а принимает форму сосуда, в котором находится.)

    Жидкость легко изменяет свою форму,

    ( растекается.)




Посмотрите на аквариум с рыбками.

Что можно сказать о воде? Что вы там видите?

Как доказать, что вода прозрачна?

Проведём 3. опыт.

На столе два стакана.

В один наливаем воду, в другой – молоко.

В оба опускаем ложки. Что вы видите?

Что можно сказать о воде и о молоке?

(Молоко – белое, а вода – прозрачная.

Какого цвета вода? (Прозрачная.)






Приложение 5.

Взаимодействие с родителями

Дети - дошкольники все чаще страдают от воспалений верхних дыхательных путей. Эти заболевания отрицательно влияют на здоровье

ребенка и иногда становятся причиной его хронических недомоганий

в последующие годы.

Основные средство предупреждения простудных заболеваний - естественные оздоровительные факторы. Целесообразное использование

воздуха, солнца и воды помогает выработать у ребенка приспособительные реакции к меняющимся внешним условиям.

Воздушные ванны применяются с целью приучать детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом.

При этом, кроме температуры, имеют значение влажность и движение

воздуха.

Жарким летом, когда дети весь день ходят только в трусиках, особой

необходимости в приеме специальных воздушных нет. Весной же,

когда еще привычки к воздуху, и в прохладные дни, которые случаются и в летнюю пору, они очень полезны.

Я предлагаю несколько консультаций для родителей.



Приложение 6.

Просмотр союзмультфильмов

Просмотр советских мультфильмов про цирк

Основная цель: формирование у дошкольников взгляда на анимацию с позиции творческого человека, имеющегося коллективный опыт создания мультфильмов в контексте образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» по ФГОС.

Задачи:

- Образовательные

Сформировать у детей элементарное представление о тайнах мультипликации. Обогатить словарный запас детей. Способствовать становлению у ребенка осознанного отношения к выбору и оценки качества потребляемой им мультпродукции.

- Развивающие

Развивать познавательную активность детей, расширение кругозора, а также художественно-творческие способности и образно-художественное восприятия мира детей младшего дошкольного возраста средствами мультипликации;

- Воспитательные

Воспитывать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма, воспитание общей культуры, умение договариваться, распределяя роли в совместной игре, воспитание коллективизма и гуманизма.




Художественно эстетическое развитие

Художественно-эстетическое воспитание - это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного, формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. Задача же художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса. Именно поэтому проблема целей и задач художественно-эстетического воспитания требует особого внимания.

    Чтение художественной литературы.

Цель: учить внимательно, слушать художественное произведение, понимать тему и содержание рассказа, отвечать на вопросы. Развивать внимание, речь, реакцию.


Загадки пословице и поговорке о воде.

Загадки.

По морю идёт-идёт,
А до берега дойдёт -
Тут и пропадёт. (Волна)

Течёт, течёт - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит. (Речка)

Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без … (Воды)

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)

Нет ног, но на месте она не стоит,
Ложе есть, но не спит,
Не котёл, но бурлит,
Не гроза, но гремит.
Нет рта, но она никогда не молчит. (Река)

Пословицы и поговорки.

Вода всему госпожа: воды и огонь боится.

Не плюй в колодец: пригодится водицы напиться.

Под лежачий камень вода не течет.

Он из воды сухой выйдет.

С водой и огнем не поспоришь.

На обиженных воду возят.

Воду в ступе толочь.

В решете воду не носят.

Как с гуся вода.

Глубокая вода не мутится.

Вода с водой – не гора с горой: сольются.

Как в воду канул.

Вода – сама себе царь.

Богато живем – сполна воду пьем.

И тихая вода крутые берега подмывает.

Концы – в воду.

Вода себе путь найдет.

Молчит, словно воды в рот набрал.

Это еще на воде вилами писано.

Мир силен, как вода.

Приложение 8.

НОД

« В гостях у Капитошки»

Ход:

Дети в ходят в зал и садятся на стульчики, поставленные по кругу.

Здравствуйте, дети. Садитесь на стульчики, возьмитесь за руки, нежно пожмите друг другу руки и улыбнитесь своему соседу.

А теперь закройте глаза и посидите тихо.

Мы вместе,

мы дружные,

мы все здесь!

Звучит спокойная мелодия дождя – Бетховен.

Мотивация:

Воспитатель: Дети открывайте глаза и посмотрите сегодня у нас в гостях Капитошка. (держит в руках вязанную капельку)

Он затерялась и просит отыскать своих родных.

Прежде чем отправиться на поиски мы должны убедить капельку в том, что мы многое уже знаем и умеем.

Воспитатель: Дети наша планета земля такая красивая, потому что большая её поверхность покрыта водой. Именно поэтому она такая голубая.

Показывает слайд1.


(Продемонстрировать детям глобус и объяснить, что голубой цвет на нем, – это вода. Обратите внимание на то, что воды, голубого цвета, на нем больше чем суши. Обратить внимание на то, что на глобусе есть и белый цвет – найти их вместе. Объяснить, что белым цветом обозначается тоже вода, но только особенная – это льды и снега, которые никогда не тают).

Вода основной источник жизни на Земле: без неё не было б ни растений – цветочков, деревьев, фруктов, овощей, ни животных, ни птичек, ни рыбок, ни людей. А как вы думаете, почему? Зачем вода всем нужна? Дети по одному рассказывают о том, что известно. Воспитатель кратко подводит итог сказанному. (Вода нужна людям, растениям, животным, насекомым, рыбам, птицам, без воды жизнь не возможна. Люди ее пьют, готовят пищу, стирают, моют, поливают и т.д.)

Воспитатель:

    Какие условия необходимы для жизни на Земле?

Воспитатель: А где мы с вами чаще всего встречаем воду?

Дети : В кране.

Воспитатель: А как вы думаете, откуда она берется? И если мы каждый день пользуемся её, почему она не кончается? Дети, потому что, в кране вода из реки, или подземного озера.

Воспитатель: А как вы думаете, нужно ли беречь воду, заботиться о её сохранности и чистоте? Дети отвечают, как они могут сберечь воду, что нужно закрывать кран, не засорять водоёмы и т.д.
– Отгадайте, что необходимо для жизни на Земле?

В морях и реках обитает,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

(Вода.)

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

(Вода.)

Воспитатель: включает слайд.

Воспитатель предлагает вместе с ребятами и капелькой отправиться по экологической тропе в поисках капельки в группе или в зале.

Первая остановка в уголке природы: возле растений.

Дети: Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут – им нужна вода.

Вторая остановка – у аквариума.(аквариум с водой и резиновыми рыбками. Можно закрепить счет, форму, величину).

Дети: Рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать.

Воспитатель: Какая чистая вода в аквариуме. Это вы, ребята, хорошо ухаживаете за рыбками, чистите аквариум, меняете воду; следите, чтобы рыбкам было в нём уютно. (Приклеивают маленькую капельку).

Третья остановка

Зрительная гимнастика используется:

для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз; «В пучине морском» (Приклеивают маленькую капельку).

Четвертая остановка – возле стола с тазиками и ведрами.

Трудовая деятельность в игровой форме «Принеси воды».

Развивать трудолюбие и ответственность.

Дети: Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убирать в группе. (Дети приклеивают маленькую капельку).

пятая остановка – в игровом уголке.

Дети: Вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Дети приклеивают капельку).

Гимнастика для мелкой моторики рук и пальцев «Стирка»

В таз, наполненный водичкой,

Кто насыпал порошок,

Блузку постирал сестричке,

Дедушке – один носок,

Маме – шарф, себе - трусишки,

Бабушке – цветную шляпу,

Носовой платок и книжку –

Чтоб порадовался папа…?

Шестая остановка – в туалетной комнате.

Дети: Вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Дети приклеивают капельку).

Седьмая остановка – у стола, на котором стоит графин с водой.

Дети: Вода нужна, чтобы мы могли её пить. (Дети приклеивают капельку).

Воспитатель: Вот, Капитошка, сколько в нашей группе сестричек- капелек живёт, которые приносят нам большую пользу.

Капитошка, а я предлагаю тебе в месте с ребятами провести Экспериментальную деятельность.

Для начало нам нужно показать Капитошке физминутку.

Слайд 3 «Веселый Капитошка».

Воспитатель: Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Дети: Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой – грязная.

Воспитатель : Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить, эту или ту?

Дети : Вот эту.

Воспитатель : Почему?

Дети: Потому, что здесь вода чистая, а в этом кувшине – грязная. Воду нужно пить чистую.

Воспитатель: Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём эту воронку, вложим в неё листок специальной бумаги и начнём пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрите, что у нас получается.

Дети: Вода стала чистой.

Воспитатель: А что стало с нашей бумагой?

Дети: Бумага стала грязной.

Воспитатель : Ребята, что мы с вами сейчас делали с водой?

Дети: Мы очистили воду от грязи. Грязь осталась на бумажке, а вода стала чистой. Теперь ей можно мыть руки и посуду, стирать бельё, а пить можно только кипячёную воду.

Воспитатель: Ребята, теперь вы знаете, для чего и кому нужна вода?

Дети : Да, знаем! (Ответы детей).

Воспитатель: Возьмите стакан с водой. Насыпьте соль и размешайте её. Что происходит с кристаллами соли?

(Они становятся все меньше и меньше и скоро совсем исчезнут.)

Но исчезла ли соль?

(Нет, она растворилась.)

Проведем аналогичный опыт с сахаром. Что произошло?

(Сахар тоже растворился в воде.)

Следующий опыт проведем с речным песком. Возьмем стакан с водой и добавим речной песок. Что произошло?

(Песчинки падают на дно стакана и лежат там, не изменяясь.)

Воспитатель: мы все вмести провели чудное время с Капитошкой рассказали очень много о пользе воды и её свойствах, поиграли и провели опыты, но нашему новому другу нужно идти к своим друзьям. Ведь в наше время многие люди потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию.

Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо знаете моих сестричек-капелек. Я дарю вам на память о себе Волшебную Капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

Воспитатель от имени Капитошки дарит каждому ребёнку капельку.

Рефлексия:

Ребята вам понравилось наша научное путешествие по экологической тропе?

Я предлагаю вам на нашем панно отметить и прикрепить капельки для веселой летней тучки и грустной осенней тучке, если вам все понравилось, и вы все поняли то прикрепите капельки к летней серой тучки, а если у вас были затруднения, то темной осенней тучке.

    Капитошка для мотивации


    Панно «Тучки» для рефлексии.





Памятка «Как написать методическую разработку».

Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования.

1.Тема.

2. Ф.И.О. педагога

3. Цель разработки

4. Аннотация. В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

6. Введение. Во введении (3-4 предложения) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

7.Основная часть – сам конспект занятия.

  • Группа, тип занятия, образовательная область, цель, задачи по образовательным областям или интеграция образовательных областей, предварительная работа, материал, необходимы для занятия.
  • структура (сценарий) занятия с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;
  • методы и приемы работы воспитателя на каждом этапе занятия; необходимо отразить цели и задачи деятельности воспитателя и детей, методы и способы достижения поставленных целей, основное предметное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов;
  • содержание учебного материала (фрагменты речи воспитателя или полный текст нового материала);
  • задания для детей на каждом из этапов, алгоритмы выполнения заданий.
  • методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т. п.).

8. Заключение. В заключение (3-4 предложения) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

9. Список использованных источников.

10. Приложения (конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе: карточки задания карточки схемы, наглядный, дидактический материал)

11. Объем основного содержания– не менее половины всей рукописи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Молодым специалистам ДОУ - как составлять методические разработки

Консультация: как составлять методические разработки и рекомендации, и как разрабатывать методические пособия в ДОУ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительнос...

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!