Мероприятия по обеспечению безопасности образовательного учреждения. Безопасность образовательного учреждения

"Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз" (ст. 1 Закона РФ "О безопасности").
Пожары, массовые заболевания и отравления учащихся, чрезвычайные ситуации криминального характера, дорожно-транспортные происшествия, бытовые несчастные случаи - всё это оборачивается невосполнимыми потерями жизни и здоровья обучающихся и персонала образовательных учреждений, тяжелыми психологическими травмами.
Система комплексной безопасности подразумевает состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование. Поэтому нет важнее задачи для образовательного учреждения, чем обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья обучающихся.
Под обеспечением безопасности понимают планомерную систематическую работу по всему спектру направлений - организационному, информационному, агитационному, обучающему.
Обеспечение безопасности образовательного учреждения - первостепенная обязанность директора, администратора и заведующей хозяйством.
Директор и заведующий хозяйством отвечает:
- за организацию работы по обеспечению безопасности учебно-воспитательного процесса;
- за обеспечение контроля выполнения требований локальных нормативно-правовых актов по безопасности;
- за своевременное представление обучающимся и персоналу оперативной информации по безопасности и принятым в образовательном учреждении решениям и мерам;
Администратор отвечает:
- ведения журнала учета посетителей Центра психолого-педагогической помощи «Остров».
-за контроль дисциплины пребывания посетителей Центра.
- за методическую и инновационную работу по совершенствованию комплексной безопасности.
Комплексная безопасность образовательного учреждения - это совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Работа по антитеррористической защищенности и противодействию терроризму и экстремизму
Эта работа включает:
- проведение совещаний, инструктажей и планерок по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;
- непрерывный контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности;
- организацию взаимодействия с правоохранительными органами и другими службами, с родительской общественностью.
Решением вопросов по антитеррористической защищенности занимается антитеррористическая группа.
Основанием для выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности школы, противодействию терроризму и экстремизму являются приказ директора, решения антитеррористической группы.
Организация противодействия терроризму регламентируется основными законодательными актами и иными нормативными правовыми документами:
- Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 "О безопасности";
- Федеральный закон от 25.07.1998 № 130-ФЭ "О борьбе с терроризмом";
- Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 "О противодействии терроризму";
- Указ Президента РФ от 15.02.2006 №116 "О мерах по противодействию терроризму";
- Постановление Правительства РФ от 15.09.1999 № 1040 "О мерах по противодействию терроризму";
- другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ.
Опираясь на эти документы, в Центре психолого-педагогической помощи «Остров» разработан пакет документов по организации работы по антитеррористической защищенности образовательных учреждений:
- паспорт антитеррористической защищенности образовательного учреждения;
- паспорт безопасности обучающихся;
- инструкции, памятки.

Работа по обеспечению охраны образовательного учреждения

В Центре организована сторожевая форма охраны (в ночное время). Во время пребывания обучающихся в Центре обеспечение безопасности осуществляется администратором и специалистом Центра. Администратор встречает посетителей (обучающихся, клиентов и т.д.) приглашает специалиста. Далее ответственность за безопасность несет специалист Центра к которому пришли обучающиеся, клиенты. (специалист встречает в холле и провожает до выхода из Центра).
Организован внутриобъектовый режим с пакетом документов, который находится на вахте:
- список должностных лиц, педагогического состава и обслуживающего персонала образовательного учреждения;
- список должностных лиц, имеющих право разрешения пропуска посетителей;
- список должностных лиц, имеющих право разрешения на ввоз (внос) или вывоз (вынос) имущества;
- список должностных лиц, допущенных к проверке охраны образовательного учреждения;
- список должностных лиц, ответственных за надлежащее состояние и содержание помещений;
- инструкция по охране объекта;
- схема охраны объекта;
- инструкция сторожу, дежурному администратору по пожарной безопасности;
- инструкция сторожу, дежурному при угрозе проведения террористических актов и обнаружения бесхозных и взрывчатых предметов, о мероприятиях по антитеррористической безопасности и защите детей;
- инструкция по оказанию первой медицинской помощи;
- журнал учета посетителей;
- журнал приема и сдачи дежурства и контроля за несением службы;
- журнал выдачи ключей и приема помещений под охрану;
- расписание консультаций специалистов (психологов);
- расписание работы студий;
- график дежурства должностных лиц;
- график дежурства сторожей;
- список телефонов экстренной помощи, правоохранительных органов, аварийных служб.
На оборудованном месте имеются:
1. Ящик с ключами от дверей запасных выходов, помещений образовательного учреждения, закрывающийся на замок.
2. Кнопка тревожной сигнализации.
3. Телефон (стационарный, мобильный).
4. Система оповещения (звонок).
5. Медицинская аптечка.
6. Фонарь.
7. Средства индивидуальной защиты.
Обеспечение поста охраны справочными, инструктивными и методическими документами позволяют оперативно и правильно выполнять охранные функции.
Организация инженерно-технической укрепленности объекта: по периметру территории имеется ограждение, решетки на окнах первого этажа, освещение пришкольной территории.
Пожарная безопасность
Основная концепция и требования по пожарной безопасности определены и сформулированы в Федеральном законе РФ от 21.12.1994 № бЗ-ФЗ "О пожарной безопасности".
Анализ причин возникновения пожаров и возгораний в образовательных учреждениях показывает и специалисты Госпожнадзора МЧС РФ подтверждают, что только в 20% случаев они происходят по причине неисправности электропроводки и электрооборудования, а в 70% - вызваны халатностью, а иногда и преступной бездеятельностью должностных лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности.
Обеспечение пожарной безопасности включает:
- соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;
- обеспечение образовательных учреждений первичными средствами пожаротушения в соответствии с нормами, установленных Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03);
- неукоснительное выполнение требований Госпожнадзора по устранению недостатков по пожарной безопасности;
- совершенствование системы оповещения о пожаре и эвакуации людей при пожаре;
- перезарядку огнетушителей (в сроки, согласно паспорта) или ремонт при падении давления в огнетушителе ниже допустимого уровня по показаниям манометра;
- защита от пожара электросетей и электроустановок, приведение их в противопожарное состояние;
- поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;
- содержание подвальных и чердачных помещений в противопожарном состоянии.
Пожарная безопасность не может быть формальной: первостепенное условие - практическая реализация противопожарных мероприятий, предписанных Законом РФ о пожарной безопасности и Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) и разработанными в образовательном учреждении локальными нормативными актами и методическими документами по пожарной безопасности.
Наиболее важными локальными нормативно-правовыми документами являются:
- приказ о назначении ответственных за противопожарное состояние помещений;
- инструкция о мерах пожарной безопасности в Центре. Инструкция по пожарной безопасности - основной рабочий документ для пользования, в котором отражены практически все вопросы ПБ и действия в случае возникновения пожара;
- инструкция "Действия при возникновении пожара";
- план эвакуации учащихся при возникновении пожара в школе;
- памятка о действиях при пожаре;
- план-схема эвакуации учащихся при пожаре;
- ситуационный план.
Обеспечение ПБ конкретизируется в приказах директора школы по вопросам обеспечения безопасности в течение всего учебного года в зависимости от конкретной обстановки.
Главная цель по обеспечению ПБ в школе - сохранение жизни и здоровья учащихся и персонала за счет высокой степени противопожарного состояния школы, исключения предпосылок к возгоранию и возникновению пожара. Регулярно проводятся занятия по основам пожарной безопасности, тренировки по эвакуации обучающихся и персонала. За последний год наметилась положительная динамика по улучшению материально-технического обеспечения антитеррористических и противопожарных мероприятий. В августе 2007 года установлена кнопка тревожной сигнализации, проведена обработка чердачных помещений, приобретены огнетушители, намечается установка автоматической пожарной сигнализации.
Электробезопасность
Основными нормативными документами, регламентирующими требования по электробезопасности, являются правила устройства электроустановок (ПУЭ) и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП) (введены в действие с 01.07.2003 года).
Входная дверь в электрощитовую комнату должна быть постоянно закрыта на замок, обита с обеих сторон жестью с загибом жести на торец двери. На наружной стороне входной двери должно быть написано назначение помещения, место хранения ключей и нанесен предупреждающий знак "Осторожно! Электрическое напряжение".
В помещении электрощитовой не должно находиться посторонних предметов, плафоны на светильниках должны быть герметичные, на полу около электрощитов должны быть диэлектрические резиновые коврики. Электрощитовая комната должна быть оснащена углекислотным или порошковым огнетушителем и одной парой диэлектрических перчаток. Все электрические щиты освещения (ЩО) должны постоянно быть закрыты на замки. На наружной стороне дверей электрощитов должно быть нанесено: порядковый номер щита, подаваемое на щит напряжение и предупреждающий знак "Осторожно! Электрическое напряжение", а на внутренней стороне дверей электрощитов должна быть однолинейная схема электроснабжения потребителей. Внутри электрощитов не должно быть мусора, скопления пыли и паутины. Вводы в электрощиты должны быть оборудованы УЗО.
Требования к электросетям и электроустановочным изделиям.
Светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру. Запрещается устройство нестандартных (самодельных) электронагревательных приборов, воздушных линий электропередачи и наружных электропроводок, проложенных по территории образовательного учреждения с нарушением требований ПУЭ.
Охрана труда и техника безопасности
Безопасность труда - состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных факторов.
Наличие Правил и журналов инструктажа учащихся по технике безопасности на рабочих местах - обязательное условие организации, управления и создания безопасных условий учебного процесса. Меры по охране труда и технике безопасности должны не допускать травматизма детей в образовательном учреждении.
Законодательной и нормативной основой деятельности службы охраны труда является:
- Трудовой Кодекс РФ (Раздел "Охрана труда";
- рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утв. Постановлением Министерства труда России от 08.02.2000 № 14;
- приказ Министерства общего и профессионального образования РФ "О службе охраны труда образовательных учреждений" от 11.03.1998 № 662;
- приказ Министерства образования РФ "О службе охраны труда" от 27.02.1995 № 92.
На основе этих документов в школе разработаны документы по охране труда:
- положение о службе охраны труда в образовательном учреждении;
- положение о комиссии по охране труда;
- положение о работе уполномоченного лица по охране труда;
- положение об административно- общественном контроле за охраной труда.
Изданы организационные приказы по охране труда:
- приказ о назначении ответственных лиц за организацию безопасности работы;
- приказ об обучении и проверке знаний по охране труда с работающими;
- приказ о назначении лица, ответственного за электрохозяйство школы;
- приказ об организации пожарной безопасности и другие.
Составлены планы:
- план организационно-технических мероприятий по улучшению условий охраны труда, здоровья работающих и детей;
- план мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
- план мероприятий по противопожарной безопасности.
Составлены акты, соглашения, программы, инструкции по охране труда, должностные обязанности работников по охране труда.
Со всеми сотрудниками образовательного учреждения в соответствии с законодательством проводятся инструктажи по охране труда и пожарной безопасности:
- вводный (при приеме на работу);
- первичный инструктаж на рабочем месте (до начала производственной деятельности);
- повторный (по программе первичного инструктажа на рабочем месте, по должностным обязанностям по охране труда, инструкциям по охране труда на рабочем месте, 1 раз в 6 месяцев);
- внеплановый (при введении в действие новых или переработанных инструкций по охране труда, при нарушении требований безопасности труда, которые привели к травме, аварии, пожару);
- целевой (перед выполнением разовых поручений, мероприятий).
Организованно обучение и проверка знаний по охране труда, которая проводится один раз в три года, а для вновь принятых - в течение месяца со дня принятия на работу.
Обучение по охране труда является одним из важнейших моментов в деле обеспечения безопасности и гигиены труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Статьей 225 ТК РФ предусмотрено, что "все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном Правительством РФ.
ГО и ЧС
Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы крайне обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением экономического потенциала и окружающей среды в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.
Анализ причин потерь населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий приводит к выводу, что более чем 80% случаев возникновения чрезвычайных ситуаций связано с деятельностью человека и происходит из-за низкого уровня профессиональной подготовки, безответственности и неумения правильно определить свое поведение в условиях чрезвычайных ситуациях.
Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях призвано подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из чрезвычайной ситуации с наименьшими потерями. Такая подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека.
Так в нашем Центре проводится плановая работа по вопросам ГО и ЧС, а также обучение учащихся и сотрудников образовательного учреждения по ГО и ЧС.

Обучение учащихся правилам безопасной жизнедеятельности
Работа по правовому всеобучу организуется и проводится на всех стадиях образования в образовательном учреждении с целью формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Для образовательного учреждения должно стать приоритетом формирование устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе как целостный подход и основа первичной профилактики в решении проблем наркомании и злоупотребления табаком и алкоголем.
Активные профилактические мероприятия должны опираться на:

  1. методологию формирования у подростков представлений о здоровом образе жизни;
  2. формирование у несовершеннолетних умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность, мотивов отказа от "пробы" табака и алкоголя;
  3. системную подготовку специалистов Центра к работе с несовершеннолетними по формированию устойчивого развития

личности к антисоциальным проявлениям в обществе.
Обучающимся прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности во время проведения "Дня защиты детей", Школы безопасности.
Обучение обучающихся (в виде инструктажей с регистрацией в журнале установленной формы) по правилам безопасности проводится перед началом всех видов деятельности:

  1. коррекционно-развивающие занятия;
  2. арт-терапевтические занятия;
  3. летняя трудовая практика;
  4. занятия общественно-полезным трудом;
  5. экскурсии, походы;
  6. спортивные занятия, соревнования;
  7. кружковые занятия и другие, внешкольные и внеклассные мероприятия.

Формирование культуры безопасности строится на основе:

  1. программ интегрированного обучения основам безопасности;
  2. комплексного изучения проблем безопасности (Психологическое Здоровье);
  3. личности педагога, владеющего культурой безопасности. Культура безопасности - это:
  4. знание о безопасной жизнедеятельности;
  5. опыт безопасной жизнедеятельности по образцу;
  6. опыт творческого решения проблем безопасности;
  7. ценности и смыслы безопасной жизнедеятельности;
  8. опыт самосовершенствования безопасности жизнедеятельности.

Работа по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью учащихся

На основании заключения Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области Морокова И.Р. от 31.01.2012 г. № 156/01-02, Постановлений Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 01.02.2012 г № 5 «О деятельности субъектов системы профилактики Североуральского городского округа по предупреждению преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности несовершеннолетних по итогам 12 месяцев 2011 года и необходимых мерах их снижению», от 15.02.2012 г. №6 «О необходимых мерах по устранению причин и условий, способствующих совершению преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, указанного в Заключении Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области Мороков И.Р. от 31.01.2012г. №156/01-02»

Проводится следующая работа:
-разработан правовой акт, закрепляющий механизм по обеспечению физической безопасности при нахождении несовершеннолетних у образовательном учреждении;
- обучающая работа по правовой грамотности специалистов Центра и педагогического сообщества в отношении преступлений против личности;
- организованы просветительские акции по безопасному поведению детей;
-организованы «Школы для родителей» с темами: «Безопасное поведение детей» «Методы ненасильственной педагогики».
-ежемесячное заполнение карты персонифицированного учета в ТКДН и ЗП в части выполнения мероприятий индивидуальной программы социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
-подготовлен методический пакет:
-Формирование способности к ненасильственному взаимодействию у детей 5–7 лет;
- Формирование толерантности у подростков в рамках классного руководства;
-Программа занятий с детьми дошкольного возраста по формирование способности к ненасильственному взаимодействию.


На основании приказа «Управления образования Североуральского городского округа» от 21.02.2012 г. №32 «О мерах по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью учащихся», приказываю:

  1. Утвердить положение об обеспечении комплексной безопасности несовершеннолетних (физической, психологической, нравственной) в МБУДО СГО ЦППП «Остров»;
  2. Организовать завхозу …… работу по обеспечению безопасности учебно-воспитательного процесса (пожарная безопасность, электробезопасность, охраны труда и техники безопасности, ГО И ЧС);
  3. Делопроизводителю Токмаковой С.Н. – ведение журнала учета посетителей Центра;
  4. Специалистам центра – встречать и провожать несовершеннолетних детей до выхода из Центра. Следить за дисциплиной во время динамических пауз.
  5. Методисту – Зайцевой А.Ю. – разработать методический комплекс программно – тематических занятий для детей разного возраста по формированию способности к ненасильственному взаимодействию.
  6. Контроль за дисциплиной оставляю за собой

Директор МБУДО СГО ЦППП «Остров» Т.С. Лебедева

  • 1.6. Результаты обучения, педагогическая диагностика и контроль освоения учащимися знаний, умений и навыков безопасности жизнедеятельности
  • 1.7. Педагогические технологии. Использование педагогических технологий на уроках обж
  • 1.8. Планирование в деятельности учителя обж
  • 1.9. Основные элементы учебно-материальной базы по безопасности жизнедеятельности. Общие требования к кабинету обж. Средства оснащения кабинета обж
  • Основные положения частной методики обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе
  • 2.2. Методика планирования и проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях локального характера
  • 2.3. Методика планирования и проведения занятий с учащимися по организации защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения
  • 2.4. Методика планирования и проведения занятий на ступени среднего (полного) общего образования. Организационные формы и методы работы в старших классах
  • 2.5. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по гражданской обороне
  • 2.6. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по основам военной служб
  • 2.7. Формирование у учащихся на уроках обж потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, умений оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных и бытовых ситуациях
  • 2.8. Методика проведения мероприятия «День защиты детей»
  • 2.9. Методика организации и проведения учебных сборов на базе воинских частей
  • 3. Учитель обж – преподаватель, воспитатель, классный руководитель, методист, исследователь
  • 3.1. Классное руководство в школе: функциональные обязанности классного руководителя, формы работы классного руководителя с учащимися, взаимодействие классного руководителя и семьи
  • 3.2. Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учреждений
  • 3.3. Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на уроках обж и внеурочное время
  • 3.4. Военно-профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных учреждений
  • 3.5. Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности
  • 3.6. Учитель обж – творчески саморазвива ющаяся личность: человек культуры, воспитатель, преподаватель, методист, исследователь
  • 3.7. Мониторинг педагогической деятельности учителя. Диагностическая культура педагога. Комплексный анализ и самоанализ педагогической деятельности учителя обж
  • 4. Информационные технологии в образовательном процессе по школьному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
  • 4.1. Информатизация образования как фактор развития общества
  • 4.2. Информационная компетентность
  • 4.3. Информационно-техническое обеспечение (ито) образовательного процесса
  • 4.4. Виды программных педагогических средств
  • 4.5. Интернет и возможности его использования в учебном процессе по обж
  • II. Основы медицинских знаний и профилактика болезней
  • 1. Здоровый образ жизни и его составляющие
  • 1.1. Понятие о здоровье индивидуальном и общественном. Показатели индивидуального и общественного здоровья.
  • 1.2. Здоровый образ жизни и его составляющие, основные группы факторов риска для здоровья человека. Мониторинг здоровья, группы здоровья.
  • 1.3.Физиологичесчкие пробы определения здоровья.
  • 1.4.Этапы формирования здоровья. Мотивация здоровья.
  • 1.5. Рациональное питание и его виды. Энергетическая ценность продуктов. Значение белков, жиров, углеводов, витаминов для человека. Питание детей.
  • 1.6. Значение физической культуры для здоровья человека. Закаливание, как профилактика простудных инфекций.
  • 1.7. Экология и здоровье. Аллергия и здоровье.
  • 1.8. Личная гигиена и её значение в профилактике заболеваний. Особенности личной гигиены у детей и подростков. Понятие о школьной гигиене и её значение в профилактике заболеваний школьников.
  • 1.9. Стресс и дистресс, их влияние на здоровье человека.
  • 1.11. Влияние табакокурения на здоровье человека. Профилактика табакокурения.
  • 1.12. Влияние алкоголя на организм человека, острое и хроническое действие алкоголя на организм человека. Особенности алкоголизма у детей, подростков, женщин. Профилактика алкоголизма.
  • 2. Основы медицинских знаний
  • 2.1. Инфекционные заболевания, особенности, пути передачи, профилактика. Иммунитет и его виды. Понятие о прививках.
  • 2.2. Основные кишечные, респираторные инфекции, инфекции наружных покровов, их возбудители, пути передачи, клинические признаки и профилактика.
  • 2.4. Понятие о неотложных состояниях, их видах и причинах.
  • 2.5. Понятие об инфаркте миокарда, причинах, клинических признаках, первой медицинской помощи при нём.
  • 2.6. Понятие об острой сосудистой недостаточности. Виды, причины, признаки, первая медицинская помощь при острой сосудистой недостаточности.
  • 2.7. Острая дыхательная недостаточность, причины, клинические признаки, первая медицинская помощь при ней.
  • 2.8. Отравления, виды, причины, пути поступления ядов в организм. Отравление ядами растительного и животного происхождения, принципы оказания первой медицинской помощи и лечения отравлений.
  • 2.9. Закрытые повреждения, виды, клинические признаки, первая медицинская помощь при закрытых повреждениях. Раны: виды, признаки, осложнения, первая медицинская помощь при ранах.
  • 2.10. Кровотечения и их виды. Способы временной остановки кровотечений.
  • 2.11. Ожоги, виды, степени, первая медицинская помощь при ожогах. Отморожения: периоды, степени, первая медицинская помощь при отморожениях.
  • 2.12. Тепловой, солнечный удар, причины, механизм развития, признаки, первая медицинская помощь при них.
  • 2.13. Переломы костей, классификация, признаки, опасности, осложнения, особенности переломов у детей. Первая медицинская помощь при переломах.
  • 2.16. Шок, виды, стадии. Первая медицинская помощь при шоке.
  • 2.17. Понятие о реанимации, Основные реанимационные мероприятия (непрямой массаж сердца, искусственное дыхание). Особенности реанимации при утоплении.
  • III. Основы обороны государства
  • 1.2. Международная миротворческая деятельность вс рф
  • 1.3. Вооруженные Силы рф. Назначение и состав вс рф
  • Структура вооруженных сил Российской Федерации
  • 1.4. Виды и рода вс рф, их функции и задачи, роль в системе национальной безопасности
  • 1.5. Боевые традиции вс. Основные воинские ритуалы
  • Основные воинские ритуалы
  • 1.6. Общие положения концепции построения Вооруженных сил России в XXI веке
  • 1.7. Назначение и структура Министерства обороны
  • 1.9. Общие права и общие обязанности военнослужащих
  • Обязанности военнослужащих
  • Права военнослужащих
  • 1.10. Законодательные и нормативные требования безопасности военной службы. Формы и причины неуставных отношений
  • Формы и причины неуставных взаимоотношений
  • Методика профилактики неуставных взаимоотношений
  • Механизм функционирования неуставных взаимоотношений
  • Формы негативного воздействия:
  • Как организовать противодействие неуставным взаимоотношениям в подразделении
  • Забота о быте, отдыхе и социальной защищенности военнослужащих
  • 2. Основы национальной безопасности
  • 2.1.Стратегия национальной безопасности рф (основные положения)
  • 2.2. Современный комплекс проблем национальной безопасности.
  • 2.3. Законы о безопасности.
  • 2.4. Общая характеристика проблем безопасности постиндустриальной эпохи.
  • 2.5. Понятие о геополитике и геополитических интересах.
  • 2.6. Порядок осуществления бесструктурного управления
  • 2.7. Пути решения глобальных проблем безопасности жизнедеятельности.
  • 2.8. Общая теория управления. Законы теории управления.
  • 2.9. Закон времени
  • 2.10. Теория насилия.
  • 3. Обеспечение безопасности оу
  • 3.1.Анализ и планирование мероприятий по обеспечению безопасности образовательного учреждения.
  • 3.2. Организация и технические средства охраны образовательных учреждений.
  • 3.3. Виды опасных ситуаций и вредных факторов в образовательном учреждении.
  • Социально-политические:
  • Социально-криминальные:
  • Техногенные и социально-техногенные:
  • Природные и социально-природные:
  • Угрозы экологического характера:
  • Угрозы социально-биогенного и зоогенного характера:
  • 3.4. Управление безопасностью в образовательном учреждении.
  • 3.5. Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях по защите учащихся и персонала от чрезвычайных ситуаций природного характера
  • 3.6. Защита учащихся и персонала от чс техногенного характера Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях
  • 3.7. Организация мероприятии в области го в образовательном учреждении Организация гражданской обороны в учебных заведениях
  • Задачи учителя
  • 3.8. Меры пожарной безопасности.
  • Направления контроля в оу и номера пунктов нормативных документов по пожарной безопасности.
  • Непосредственное управление безопасностью осуществляют: директор ОУ, его заместители (особенно заместитель по безопасности), специалисты (консультанты) по различным видам безопасности, руководители подразделений. Комиссия (группа) по безопасности создается приказом по ОУ и оперативно решает вопросы обеспечения безопасности ОУ при планировании образовательного процесса.

    Руководителю ОУ в силу сложности и разнообразия решаемых проблем необходимо иметь консультантов или сотрудников, курирующих все элементы системы безопасности. Поэтому в ОУ, как правило, создается несколько структурных единиц и комиссий, управляющих: электробезопасностью, пожарной, производственной, криминальной и антитеррористической безопасностью. Однако опыт показывает целесообразность объединения этих структур.

    Каждый субъект управления безопасностью осуществляет на своем уровне стандартные функции управления: учет, анализ и прогнозирование, планирование, приятие решений, организацию, координацию и регулирование, контроль, оценку и стимулирование кадров (обучаемых, сотрудников), делопроизводство.

    В соответствии с законодательством РФ государственное управление опасностью и охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами образования, охраны труда и иными федеральными органами исполнительной власти (МЧС, МВД, ФС и др.), отвечающими за различные стороны обеспечения национальной безопасности.

    Система управления всеми видами безопасности в нашей стране имеет четыре уровня управления: федеральный, уровень субъекта РФ, местный и объектовый (т.е. уровень конкретного ОУ).

    Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности в определенной сфере и в пределах своей компетенции, выполняет следующие функции:

      Принимает постановления, дает разъяснения по применению нормативных законов, актов в области безопасности;

      Координирует работу отраслевых служб безопасности федеральных органов исполнительной власти;

      Взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов федерации;

      Осуществляет методическое руководство по пропаганде передового опыта, анализирует выполнение научно-исследовательских работ;

      Организует учет потребностей в средствах коллективной и индивидуальной защиты;

      Представляет в Правительство РФ ежегодный отчет о состоянии безопасности и проводимых мероприятиях по ее обеспечению.

    Главной декларируемой целью всех многочисленных субъектов управления пожарной, криминальной, энергетической, транспортной, военной и иной безопасностью, охраной труда, санитарией, гражданской обороной, финансами и т.д. является совершенствование организации работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности путем создания безопасных и безвредных условий труда, профилактического обслуживания работающих на курируемых объектах, в т.ч. и обучающихся в системе ОУ. Однако на деле обилие и разрозненность этих субъектов дают определенные сложности при попытках координации их деятельности, которая порой становится серьезным отвлекающим фактором для руководителей ОУ.

    Для координации деятельности министерств и ведомств в области безопасности создаются межведомственные комиссии по отдельным видам (направлениям) опасности, которую возглавляет соответствующий министр, руководитель генерального агентства или ведомства.

    Например, для координации деятельности министерств и ведомств в области охраны труда создается межведомственная комиссия по безопасности, охране труда. В ее задачи входит:

      Разработка федеральной программы улучшения условий труда;

      Анализ законодательных актов;

      Разработка предложений по международному сотрудничеству.

    Главная государственная экспертиза условий труда является органом, выполняющим следующие контрольные функции:

      Контроль правильности назначения пенсий;

      Контроль правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту на льготных условиях;

      Взаимодействие с органами социального обеспечения;

      Контроль условий безопасности и охраны труда.

    Федеральная инспекция труда осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о безопасных условиях и охране труда и выполняет следующие управленческие функции в данной сфере на федеральном уровне:

      Обеспечивает организационное и методическое руководство деятельностью государственных инспекций труда, их нормативное и материальное обеспечение;

      Анализирует состояние и причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и разрабатывает мероприятия по их профилактике;

      Осуществляет контроль соблюдения норм безопасности, установленного порядка и учета несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

      Готовит и публикует ежегодные доклады о своей деятельности.

    Аналогичным образом строиться система управления безопасностью по всем ее направлениям и на уровне субъектов РФ, и на местном уровне. Это осуществляют как региональные (местные) подразделения МЧС, МВД, ФСБ, иных ведомств, так и межведомственные комиссии.

    Непосредственное управление в сфере безопасности и охраны труда осуществляют руководители ОУ, профсоюзные комитеты и трудовые коллективы ОУ.

    Основными задачами всех четырех уровней структур и органов управления безопасностью применительно к ОУ являются:

      Обеспечение безопасности образовательного и воспитательного процессов от всех видов социальных, природных и техногенных угроз;

      Обеспечение безопасности зданий, сооружений и производственного оборудования;

      Нормализация санитарно-гигиенических условий труда, учебы, питания, досуга;

      Обучение работающих правилам и нормам всех видов безопасности и охраны труда, пропаганда вопросов безопасности;

      Обеспечение работников и обучаемых средствами индивидуальной защиты, памятками, инструкциями;

      Обеспечение оптимальных условий труда и отдыха;

      Организация ликвидации воздействия неблагоприятных факторов и опасных ситуаций, включая лечебно-профилактическое обслуживание работающих и обучаемых.

    Важно, чтобы решение этих задач не мешало, а способствовало достижению главных учебно-воспитательных целей ОУ. Поэтому необходимо переводить их из нормально-бюрократической плоскости в элементы повседневной учебно-воспитательной работы коллектива ОУ.

  • Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая. Решить проблему обеспечения жизнедеятельности, безопасности образовательных учреждений и реально почувствовать достижимость конечного результата возможно программным методом.

    Программный метод решения проблемы - это создание различных программ, позволяющих сосредоточить (сконцентрировать) финансовые, материальные, организационные ресурсы, привлечение средств разных источников и направление их целевым (адресным) путем на решение наиболее значимых, конкретных проблем образовательных учреждений в оптимальные сроки .

    Для решения какой-либо проблемы применяется концепция, то есть система взглядов, руководящих идей или принципов. Концепция безопасности ОУ может быть представлена в виде виртуальной модели, помогающей ответить на ряд вопросов при проектировании систем безопасности ОУ.

    Чтобы выстроить эффективную концепцию безопасности ОУ, необходимо постоянно осуществлять мониторинг и прогнозирование возможных опасностей и на этой основе определять желаемые параметры элементов будущей системы безопасности.

    Главная идея концепции может быть сформулирована следующим образом: безопасность и охрана труда в ОУ должны быть организованы так, чтобы заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в учебно-воспитательном процессе. Поэтому осуществляемые меры по выполнению требований правил и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер. Выполнение требований безопасности работниками и руководителями ОУ является обязательным условием организации безопасных и здоровых условий труда работающих, а также при проведении занятий с учащимися в классах, учебных мастерских, кабинетах химии, физики, электротехники, биологии, спортивных залах и в процессе других учебно-воспитательных мероприятий. Принципы, цели и задачи обеспечения безопасности в ОУ определяют главную идею концепции безопасности и являются критериями выбора того или иного решения, варианта отдельного элемента системы безопасности. На основе действующего законодательства и опыта управления ОУ эти принципы можно сформулировать следующим образом.

    1) Гуманность: уважение и учет интересов личности независимо от ее возраста и положения. К сожалению, не всегда действия педагогов отвечают этому принципу, что вызывает ответную реакцию и повышает риск происшествий в ОУ.

    2) Законность: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (Конституция РФ, ч. 3 ст. 55).

    3) Демократичность: учет мнений родителей, органов правопорядка, коллектива работников и обучаемых, а также специалистов. Иногда мнение, оценки и предложения одного опытного специалиста не совпадают с мнением большинства учащихся; переубеждать их в таких случаях следует демократичными методами.

    4) Тесное взаимодействие со специалистами и службами безопасности, хозяйственными и силовыми структурами. Для этого следует постоянно поддерживать как официальные, так и личные контакты.

    5) Рациональность и экономичность. Любые меры по обеспечению безопасности стоят дорого, но они того стоят. Речь идет о реальных мерах, а не о декоративных стендах и папках для проверяющих. Разумеется, стоимость мер безопасности может существенно различаться, причем самые дорогие - не всегда самые лучшие. Как говорил один специалист, правильно проинструктированная бабушка-вахтер порой полезнее и эффективнее дорогой системы видеоконтроля.

    6) Организованность, непрерывность. Обеспечение безопасности ОУ - непрерывный повседневный процесс, он не может быть одноразовым актом. ОУ настолько сложный объект, что в любое время может возникнуть любая угроза.

    7) Планирование и контроль.

    8) Предвидение и упреждение. Чем точнее предвидение, тем эффективнее упреждающие профилактические меры. Есть немало простейших способов прогнозирования, которые позволяют повысить степень готовности ОУ к ЧС. Однако на практике преобладает недооценка возможности практического применения методов прогнозирования различных рисков: «пока гром не грянет - мужик не перекрестится».

    9) Системность и целостность, комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Реальная безопасность может быть обеспечена только при комплексном учете всех ее аспектов, при использовании всех средств защиты и противодействия во всех структурных элементах ОУ, на всех этапах образовательного процесса, а также на путях перемещения учащихся.

    10) Научность и информационная поддержка. Обеспечение безопасности требует не только затрат, но и, в первую очередь, знаний и определенной подготовки, научных рекомендаций.

    Цели мероприятий по обеспечению безопасности ОУ:

    Защита обучающихся, воспитанников, педагогов, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;

    Обеспечение нормального функционирования и развития ОУ;

    Снижение ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и чрезвычайных ситуаций;

    Улучшение качества жизни, повышение благополучия воспитанников и педагогов (за счет снижения смертности и травматизма, повышения сохранности здоровья, имущества, окружающей среды).

    Задачи мероприятий по обеспечению безопасности ОУ:

    Формирование готовности к опасностям и к противодействию им.

    Изучение видов опасностей, способов их преодоления;

    Раннее выявление причин и признаков опасных ситуаций, их предотвращение и устранение;

    Обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;

    Экономическое, техническое и правовое обеспечение системы безопасности ОУ;

    Формирование навыков правильного поведения при опасностях;

    Формирование культуры безопасного мышления и поведения, интереса каждого обучаемого, родителя и педагога к обеспечению безопасности ОУ.

    Правоохранительные и иные органы обеспечения безопасности не в состоянии полностью обеспечить эффективную защиту одновременно и повсеместно. Поэтому в ОУ, как и в других организациях, создаются собственные системы безопасности. Это совокупность взаимосвязанных и упорядоченных руководителем различных сил, средств и методов обеспечения безопасности. Правильный подбор этих элементов, их расположение, сочетание и организация взаимодействия многократно повышают защищенность ОУ. Главная задача руководителя ОУ состоит в эффективной интеграции всех элементов системы безопасности.

    Основными элементами системы безопасности ОУ являются:

    1) Субъекты обеспечения безопасности ОУ:

    Руководство ОУ, персонал ОУ и охраны, службы обеспечения, спасения и помощи (ДПД, ДНД);

    Администрация района, правоохранительные органы;

    Органы управления образованием, органы здравоохранения.

    2) Физическая защита здания ОУ:

    Освещение зданий, периметров и территорий;

    Ограждения, запоры, решетки на окнах;

    Барьеры и цепочки для ограничения пропуска посетителей;

    Шлагбаум, противотаранные устройства на подъездах к объектам ОУ.

    3) Охрана ОУ:

    Вахтеры, сторожа, персонал охраны, руководство;

    Организация охраны и режима;

    Пакет документов по организации охраны;

    Организация обучения сотрудников охраны;

    Организация оперативного информирования руководителей ОУ и охранных предприятий о фактах (действиях), представляющих опасность;

    План совместных мероприятий ЧОП и ОУ.

    4) Технические средства охраны и безопасности ОУ:

    Система пожаротушения и дымоудаления, сигнализация, системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (милиции, ГО и ЧС, пожарной службы, скорой помощи) о ЧС в ОУ;

    Системы видеонаблюдения;

    Системы автоматического электронного допуска; металлодетекторы ручные и стационарные; системы передачи тревожных сигналов.

    5) Финансовое и ресурсное обеспечение:

    Оплата охранных услуг ЧОП, вневедомственной охраны, сторожей;

    Средства на установку и содержание охранной сигнализации, системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (тревожной кнопки);

    Средства на оборудование ОУ системами видеонаблюдения, освещения, автоматического контроля доступа в ОУ, металлодетекторами;

    Средства на устройство новых и на ремонт существующих ограждений;

    Энергетические и иные ресурсы.

    6) Организация взаимодействия с органами безопасности (МВД, ФСБ, МЧС) и органами местного самоуправления.

    7) Воспитательная работа с учащимися.

    8) Работа с родителями, родительскими комитетами, попечительскими советами:

    9) Персонал ОУ: подготовка руководящих и педагогических работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию экстремизму;

    10) Правовые и организационные документы по безопасности ОУ (делопроизводство):

    11) Методические документы по безопасности ОУ.

    12) Медицинское обеспечение безопасности, охраны труда и здоровьесберегающих технологий в ОУ.

    13) Психологическое обеспечение:

    Методики психологической подготовки к действиям в условиях ЧС;

    Методики психологической реабилитации;

    Тренинги, ролевые игры.

    14) Кадровые и социально-бытовые меры.

    15) Режим, обстановка, культура безопасности.

    16) Органы управления образованием и взаимодействие с ними.

    17) Инфраструктура, инженерные сооружения, организации по обеспечению эксплуатации инфраструктуры ОУ и взаимодействие с ними.

    18) Организационные элементы: распределение функциональных обязанностей, режим, контроль.

    19) Знания о возможных угрозах в ОУ, способах раннего выявления опасностей; знания способов правильного противодействия опасностям.

    20) Навыки правильного поведения и владения техническими средствами в ЧС;

    21) Серьезное и правильное отношение к проблемам безопасности ОУ.

    Три последних элемента - это главные элементы системы и культуры безопасности. Тот самый «человеческий фактор», без которого все вложенные деньги и технические средства ничего не дадут. Наличие культуры безопасного поведения иногда важнее других элементов системы безопасности.

    На основе системного подхода необходимо обеспечить комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Только упорядоченность и согласованность всех элементов дают требуемое качество и эффективность организации безопасности ОУ. Неправильное сочетание или неготовность отдельных элементов системы могут привести к крайне негативным последствиям.

    Постоянное совершенствование системы безопасности и ее организации, в т. ч. комплекса мер, знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности дает педагогам, учащимся и родителям следующие преимущества перед лицом потенциальных угроз:

    Повышает психологическую устойчивость в ЧС. Повышает стабильность мироощущения за счет сознания большей защищенности и выживаемости в ЧС. Способствует повышению статуса человека, обладающего знаниями по БЖД;

    Способствует снижению потерь в условиях ЧС, экономии средств при их предотвращении и ликвидации последствий, позволяет управлять рисками;

    Создает благоприятные условия для повышения эффективности и качества образовательного процесса, качества жизнедеятельности ОУ, для защиты здоровья, благополучия, личного счастья и иных потребностей человека.

    Задача руководителя и коллектива ОУ состоит в выявлении возможных опасностей, в создании адекватных им элементов (подсистем) безопасности и их интеграции в единую систему.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!