Индивидуальные программы сопровождения в школе. Принципы сопровождения, их характеристика

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра специальной и клинической психологии

Контрольная работа

Психологическое сопровождение в системе психологической службы

Студент группы ПСС-201

___________С. Н. Щербакова.

Преподаватель Гольтфарб О.С.

Челябинск 2014

Принципы сопровождения, их характеристика

Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении являются:

Приоритет интересов сопровождаемого («На стороне ребенка»);

Непрерывность сопровождения;

Мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;

Стремление к автономизации.

Рассмотрим эти принципы подробнее.

Рекомендательный (необязательный для исполнения) характер. Ведущей идеей сопровождения выступает положение о необходимой самостоятельности ребенка в решении актуальных для его развития проблем, именно поэтому логика сопровождения диктует необходимость отказа от «законодательных» решений, все решения центра сопровождения могут носить только рекомендательный характер. Ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями или лицами их заменяющими, педагогами, близким окружением. Очевидно, если одна аз сторон «субъектного четырехугольника» не может принимать участие в принятии решения (например, из-за отсутствия у ребенка родителей или некомпетентности служения), то функции этой стороны принимают на себя другие носители проблемы. Чем более компетентен в решении своих проблем ребенок, тем больше прав на окончательное решение должно быть именно у него.

«На стороне ребенка». Принцип повторяет название известной монографии Франсуазы Дольто (1985), в нем отражено базовое противоречие метода сопровождения. Очевидно, что «виновником» любой проблемной ситуации развития ребенка выступает не только социальное окружение или природный генотип ребенка, но и особенности его личности. Проще говоря, в проблемных ситуациях ребенок часто бывает не прав. Казалось бы, справедливость требует объективного анализа проблемы, однако не стоит забывать, что «на стороне взрослых» их жизненный опыт, многочисленные возможности независимой самореализации, множество социальных структур и организаций. Очень часто на стороне ребенка только он сам и специалист системы сопровождения, который призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

Непрерывность сопровождения . Ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка, только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден. Этот принцип означает также и то, что дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска (няпример: хронически больной ребенок, ребенок в системе специального образования, ребенок-сирота), будут обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления.

Мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения. Принцип требует согласованной работы «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.

Стремление к автономизации . Один из самых сложно реализуемых принципов. С одной стороны, автономность центра выступает гарантом защиты от административного давления со стороны руководства или педагогов школы на те или иные рекомендации центра. Ни для кого не секрет, что педагоги часто именно в стремлении «избавиться от неугодного ребенка» обращаются за консультацией в центр и бывают серьезно раздосадованы, если их требования не подтверждаются специалистами.

С другой стороны, сотрудники независимого, автономного центра оказываются мало информированными о реальной жизни школы, им труднее установить контакт с сотрудниками службы, которые являются членами педагогического коллектива.

Поэтому в практике наиболее часто развивается модель, для которой характерно, наряду с крупными независимыми Центрами сопровождения, создавать в учреждениях службы или группы сопровождения. В состав последних могут входить самые разные педагогические работники школы или детского дома: воспитатели, классные руководители, социальные педагоги педагоги-организаторы, учителя, объединенные в группу по принципу осуществления деятельности общего или тематического сопровождения учащихся или психолого-медико-педагогического консилиума.

Деятельность современных центров и служб сопровождения направлена на обеспечение двух согласованных процессов:

Индивидуальное сопровождение детей в образовательных учреждениях;

Системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.

Индивидуальное сопровождение детей в образовательном учреждении предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» (то есть детей, находящихся под воздействием одного или нескольких факторов риска) и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Такой метод работы является противоположностью так называемому «заявительному» сопровождению, согласно которому центры (или соответственные службы) работают только с теми детьми, по поводу которых в центр обратились родители (или педагоги). При этом зачастую именно те, кто более всего нуждается в поддержке, выпадают из круга заботы и внимания взрослых.

Системное сопровождение и социально-педагогическое сопровождающее проектирование осуществляется центрами и службами в нескольких направлениях:

участие в разработке и реализации программ развития образовательных систем с учетом создания благоприятных условий дли развития детей;

проектирование новых типов образовательных учреждений (приют, социальная гостиница, школа индивидуального обучение и т. д.), в которых нуждаются дети;

создание профилактико-коррекционных программ, направленных на преодоление проблем, характерных для многих детей.

Психологическое сопровождение в системе психологической службы (Барднер, Ромазан, Череднякова; Битянова и др.).

Психологическая служба детям с нарушениями в развитии не должна ограничиваться только консультированием и психокоррекционными занятиями. Эффективность психологической поддержки в значительной степени зависит от воздействия социальнопсихологической среды, окружающей ребенка или подростка с проблемами в развитии.

Это воздействие успешно достигается с помощью психологического сопровождения, которое интенсивно внедряется в систему психологической службы в последнее десятилетие (Барднер, Ромазан, Череднякова, 1993; Битянова, 1997; Галияхметов; Лихтарников, 1998 и др.).

В словаре русского языка «сопровождать» означает - «идти, ехать вместе с кем либо в качестве спутника или провожатого». В дословном переводе сопровождение означает содействие. М. Р. Битянова, анализируя специфику сопровождения в работе школьного психолога, рассматривает сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога, создающей социальнопсихологические условия для успешности обучения ребенка в ситуации школьного взаимодействия. Сопровождение автор рассматривает как метод и идеологию работы школьного психолога.

Цель сопровождения , по мнению автора,- это создание «в рамках объективно данной ребенку среды условий для максимального в данной ситуации личностного развития и обучения» (1997, с. 21), т. е. активное направленное воздействие психолога на социальные условия, в которых живет ребенок. Рассмотренные автором задачи сопровождения здоровых школьников, несомненно, имеют важное практическое значение, однако содержательная направленность и задачи психологического сопровождения детей с нарушениями в развитии существенно отличаются от задач психологического сопровождения здорового ребенка.

Мы считаем, что психологическое сопровождение детей с нарушениями в развитии - это деятельность психолога, направленная на созидание комплексной системы клиникопсихологических, психологопедагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школа, семья, медицинское учреждение, и т. п.).

Под сопровождением подразумевается динамический процесс, целостная деятельность психолога, куда включены пять взаимосвязанных компонентов:

    систематическое отслеживание клиникопсихологического и психологопедагогического статуса ребенка в динамике его психического развития;

    создание социальнопсихологических условий для эффективного психического развития детей в социуме;

    систематическая психологическая помощь детям с нарушениями в развитии в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки;

    систематическая психологическая помощь родителям и родственникам детей и подростков с проблемами в развитии;

    организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом их психических и физических возможностей.

Отслеживание психологического статуса ребенка является достаточно трудоемким процессом, требующим тесного взаимодействия всех специалистов, участвующих в жизнедеятельности ребенка (психолога, педагога-дефектолога, врача-психиатра или врача-невропатолога).

Основные этапы процесса психологического сопровождения включают в себя:

Подготовительный этап и решает следующие задачи:

1) Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.

2) Определение объема работы и последовательности процесса сопровождения.

3) Подготовка необходимой документации.

4) Составление графика работы.

Психолог, устанавливая контакт со специалистами, обязательно должен объяснить цели психологического сопровождения ребенка.

Во время ориентированного этапа:

1) устанавливается контакт с родителями и родственниками ребенка;

2) устанавливается контакт с группой, которую посещает ребенок, а если это школа или детский сад, то с классным руководителем или воспитателями;

3) происходит ознакомление специалистов с результатами психологического обследования;

4) совместно обсуждаются с педагогами и другими специалистами особенности психического развития ребенка.

На этапе планирования происходит создание индивидуальной программы сопровождения ребенка и утверждение этой программы со специалистами.

Этап реализации индивидуальной программы включает в себя следующие задачи.

1. Оказание необходимой помощи родителям ребенка, педагогам в создании условий, необходимых ребенку с нарушением в развитии для полноценного здорового образа жизни и успешного овладения образовательными программами с учетом его психических и физических возможностей.

2. Оказание необходимой психологической помощи родителям ребенка, его родственникам, друзьям с целью гармонизации межличностных отношений, оптимизации воспитательного процесса.

3. Просвещение и консультирование педагогов, педагогов-дефектологов и других специалистов, работающих с ребенком.

На заключительном этапе разбирается, насколько эффективно проведена работа, даются рекомендации по дальнейшей деятельности ребенка (профессиональное обучение, продолжение обучения в школе с профессиональной ориентацией и т. п.).

Для регламентации деятельности специалистов в процессе психологического сопровождения мы советуем вести соответствующую документацию. Некоторые авторы предлагают заключение договора между специалистами, что, на наш взгляд, является позитивным началом. Опыт нашей работы показывает целесообразность ведения дневника по типу истории болезни, в котором каждый специалист отражает динамику психического состояния и развития познавательных процессов и личности ребенка. В этом дневнике психолог представляет развернутое психологическое заключение о ребенке, план психокоррекционной работы. Дневник обязательно должен храниться у психолога. Психологическое сопровождение должно осуществляться постоянным (семейным) психологом. Если ребенок обучается в специальной школе, то это осуществляет школьный психолог, если ребенок не обучается и воспитывается в домашних условиях, то сопровождать ребенка должен психолог диспансера или поликлиники, к которым ребенок прикреплен.

Определение понятия «сопровождение» по Е.И. Казаковой

Концепция сопровождения как новая образовательная технология в нашей стране разработана Е.И.Казаковой fl995-2001).

Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений вразличных ситуациях жизненного выбора. (Упрощенная трактовка: сопровождение - это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора.) При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.

Введение термина сопровождение не является результатом научно-лингвистического эксперимента; замена его классическими помощь, поддержка или обеспечение не в полной мере отражает суть явления. Имеется в виду не любая форма помощи (а тем более обеспечения), а поддержка, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения актуальной проблемы. Имеется в виду сложный процесс взаимодействия сопровождающего исопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. При анализе термина не менее важно и то, что субъектом или носителем проблемы развития ребенка является не только он сам, но и его родители и педагоги. Следовательно, в теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребенка: в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Дети с нарушениями развития.[Текст]: Хрестоматия. Сост. В.М. Астапов.: М.;2005 г.

    Коррекционная педагогика. / Под ред. Б.П. Пузанова. [Текст] / Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – Москва: Издательский центр «Академия», 1998. - 144с.

    Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст]/И.И. Мамайчук - СПб.: Речь, 2001. - 220 с.

    Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: хрестом.[Текст] / сост. Л.М. Шипицина. : СПб, 1997. – 256 с.

    Основы специальной педагогики и психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Трофимова Н.М. - М.; СПб.; Нижний Новгород: Питер, 2006

    Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка:[Текст] / Под ред. Шипицыной Л.М.- СПб., 2001.

    Специальная психология: учеб.пос для студентов высш учеб заведений:[Текст] / Под ред В.И. Лубовского.- М., 2007.

Что представляет собой психолого-педагогическое сопровождение? Каковы его особенности? Данный вопрос является актуальным, поэтому заслуживает детального изучения.

Сущность и специфика

Под воздействием различных неблагоприятных условий в настоящее время у детей возникают проблемы с развитием, есть различные отклонения в физическом и психическом развитии, существуют серьезные нарушения в поведении.

Негативное влияние на образовательные учреждения оказывает социальная ситуация. Перед школами поставлена новая задача - гуманистический подход к образовательному и воспитательному процессу, построение инновационных форм образования.

В процессе реализации подобных принципов на практике возникает серьезная диспропорция эмоционального и когнитивного развития ребенка. Противоречия вызвали серьезные проблемы с обучением детей, появилась школьная дезадаптация.

Решение проблемы

Чтобы устранить ее, необходима совместная деятельность многих специалистов, применение комплекса социальных, медицинских, психологически методик. Полноценное психолого-педагогическое сопровождение позволяет устранять выявленные проблемы, своевременно оказывать детям необходимую поддержку.

История создания отечественных комплексных методик

В нашей стране социальное сопровождение ребенка появилось только в конце прошлого века. Термин «сопровождение» впервые был введен в 1993 году Т. Чередниковой. Психологическое сопровождение в комплексном аспекте было рассмотрено многими отечественными учеными и педагогами, включая Л.М. Шипицыну, И.С. Якиманскую.

Признаки тревожности и способы их устранения изучали А.И. Захаров, З. Фрейд. На протяжении длительного промежутка времени психологи выявляли истинные причины данного явления, пытались найти эффективные способы устранения проблемы. Комплексное сопровождение - это совокупность диагностик развития и коррекционно-развивающих программ, направленных на устранение выявленных проблем.


Раннее сопровождение

Для того чтобы в полной мере внедрять гуманистическое образование в практику, в российской педагогике стали уделять особое внимание такому вопросу, как ранее индивидуальное сопровождение детей. Оно направлено на своевременное выявление детей группы риска, одаренных детей, подбор для каждого школьника своей траектории развития.

В конце прошлого века состоялась первая российская конференция школьных психологов, в рамках которой анализировались эффективные методики помощи особенным детям. Рассматриваемое комплексное психологическое сопровождение неразрывно было связано с модернизацией образовательной системы, переходом на принципы саморазвития детей.

Благодаря психолого-медицинским педагогическим центрам, специальным службам поддержки, дети и родители получали комплексную помощь. Проблемный ребенок становился объектом для работы медиков, педагогов, психологов.


Современные реалии

В настоящее время комплексное сопровождение - это планомерная работа нескольких специалистов, направленная на устранение проблем в поведении отдельного школьника. Отличные комплексные сопровождения сформированы во многих регионах страны, созданы базы данных, благодаря которым происходит отслеживание особенных детей при их переезде с одного места жительства в другой регион РФ.


Результативность работы

Учитывая, что социальное сопровождение - это система, итоги работы анализируются и в системе образования, и в медицинских учреждениях, и в органах МВД. Результаты статистических исследований свидетельствуют, что после того как была создана система мер по существенно сократилось количество второгодников, снизилось число правонарушений, гораздо меньше детей стало проявлять девиантное поведение.


Цель сопровождения

Педагогическое сопровождение детей направлено на создание таких социально-педагогических условий, в которых у любого школьника была бы возможность стать активным участником всех событий, происходящих в школе. Ребенок получает возможность иметь собственный внутренний мир, развивать его, строить отношения с другими детьми.

Если социальное сопровождение выстроено с учетом возрастных особенностей ребенка, формируется воспитательно-образовательная среда, которая будет способствовать успешной учебе, гармоничному развитию «трудного» школьника.


Принципы сопровождения

Основная ценность придается личному выбору ребенка, возможности его самоопределения в разных жизненных ситуациях.

Благодаря применению инновационных педагогических технологий, сопровождение деятельности школьников осуществляется в непосредственной связи с родителем, педагогом, медицинскими работниками.

Суть работы заключается в передаче самому ребенка ключа к его общению, активности, психологическим тайнам. У ребенка формируются навыки постановки перед собой определенной цели, планирования способа ее достижения, система ценностей, умение вести анализ своей работы.

Взрослый человек помогает ребенку подобрать субъективную, ответственную позицию по отношению к тем событиям, которые его окружают.

Направления деятельности

Учитывая, что сопровождение - это важный и ответственный процесс, он невозможен без выбора определенных направлений деятельности. В первую очередь требуется переориентация, психологическое переобучение ребенка, изменение имеющихся навыков на позитивный лад.

Например, для этого проводят тренинговые программы, специальные развивающие игры, в процессе которых у ребенка есть возможность отработать теоретические знания.

Методики подобного рода необходимы для познания школьниками собственного «я», своих индивидуальных особенностей, а также в приобретении навыков самоанализа, самосовершенствования.

Игровые технологии, в которых дети переживают сложные ситуации, учатся выходить из них, помогают окунуться в реальную жизнь. Учащиеся начинают видеть все последствия своих действий, осознают неправильность поведения, переосмысливают систему ценностей. Понимание того, какими серьезными могут быть результаты неправильных поступков, осознание реальности потерь родных и близких помогает переосмыслить поведенческие аспекты.


Заключение

Комплексное сопровождение школьников является важным аспектом современной образовательной системы. Учитывая современные реалии, детей с серьезными отклонениями в поведении, умственном развитии становится больше, они нуждаются в индивидуальном подходе, профессиональной помощи специалистов.

В настоящее время разрабатываются новые подходы к построению системы комплексной методической работы психологов и педагогов. Сущность подобной деятельности состоит в передаче школьникам приемов, которые дадут им реальную возможность успешно учиться, систематизировать полученные знания, рационально хранить их в своей памяти.

Личностно-ориентированный подход И.С. Якиманской в качестве приоритетных потребностей рассматривает разработку психолого-педагогической системы формирования личности школьника, обязательный учет его личностных, индивидуальных особенностей.

Подобная позиция сопровождения базируется на интересах и потребностях отдельного ребенка, учитывает логику его развития.

Концепция психологического и психического здоровья детей, предложенная И.В. Дубровиным, рассматривает в виде отдельного предмета работы психолога все проблемы, касающиеся формирования личности в отдельном образовательном пространстве.

Именно школа воздействует на психологическое здоровье, вносит коррективу в нормальное развитие ребенка. Приоритет отдан профилактике выявленных проблем, включая проведение мониторинга, коррекции образовательного пространства.

Развивающее обучение Д.Б. Эльконина базируется на необходимости проектирования такой среды, в которой бы ребенок не просто мог учиться знаниям и умениям, но и развивал глубокие личностные качества и человеческие способности.

Именно школа в первую очередь оказывает воздействие на психологическое состояние детей, поэтому в последнее время такое серьезное внимание уделяется именно мониторингу образовательных учреждений. Сотрудничество детских психологов со школьными учителями, родителями, детьми позволяет своевременно выявлять различные проблемы, находить рациональные способы их устранения и полноценной профилактики.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8»

Программа

индивидуального психологического сопровождения

ребенка с ОВЗ (с задержкой интеллектуального развития)

Гринько

Александр

Леонидович

Срок реализации: 2016-2017 учебный год

Ответственный за реализацию программы: учитель

начальных классов Белоненко Татьяна Бургандиевна

п.Зимняя Ставка

Пояснительная записка

Данная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ (задержка интеллектуального развития) создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка. Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка с ОВЗ. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит на дому, путем интеграции очного и дистанционного обучения.

Цель программы : создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (задержка интеллектуального развития) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.

Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:

1) предупреждение возникновения проблем развития ребенка с ОВЗ;

2) помощь (содействие) ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

3) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;

4) психологическое обеспечение образовательных программ;

5) обеспечение адаптации к школе;

6) развитие учебной и познавательной мотивации;

7) развитие самостоятельности и самоорганизации.

    Соблюдение интересов ребёнка . Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

    Системность . Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

    Непрерывность . Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

    Вариативность . Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.

    Рекомендательный характер оказания помощи . Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).

Направления работы в рамках реализации программы.

Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

    диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

    коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

    консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

    информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Адресат данной программы: Гринько Александр

Дата рождения - 16.08.2006 г.

Выписка из заключения ПМПК : Рекомендуется обучение в 1 классе по адаптированной образовательной программе для детей с 2015 -2016 учебного года. Наблюдение врача психиатра, невролога. Занятия с логопедом, психологом.

Развитие познавательных процессов (индивидуальные занятия 2 раза в неделю); использовать игры на развитие внимания, памяти, мышления;

Развитие коммуникативных навыков через работу в малой группе; игры с правилами на развитие самоконтроля.

Характеристика данного ребенка (актуальный уровень интеллектуального развития): Сформированы навыки опрятности, частично сформированы навыки самообслуживания, ориентировки в окружающем пространстве.

Характерно недоразвитие всех нервно-психических процессов, в большей степени страдает интеллектуальная сфера, в меньшей – сенсомоторная.

Особенности психического развития: недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это проявления, вытекающие из особенностей нейропсихологических процессов, протекающих в головном мозге.

Особенности ВНД:

Значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания. Плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила. Слабость, инертность нервных процессов (слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок), нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности ЦНС. Особенности ВНД проявляются в дефектах познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.

Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок воспитывается в полной семье. Кроме данного ребенка в семье воспитывается 4 несовершеннолетних ребенка, которые являются родными сестрами и братом данному ребенку. Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи – удовлетворительные

Таблица 1.

Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения

Ответствен-ные

Диагнос-тический

Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;

Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития;

Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально - психологической карты семьи);

социальный педагог, учитель-логопед,

Реализа-циипрограм-мы

Реализация индивидуальной программы психологического сопровождения;

Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсужде-ние);

Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;

Коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;

Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

социальный педагог,

Анализа и коррек-ции

Проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;

Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;

Мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги).

социальный педагог,

Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:

Дискуссия, обсуждение, беседа;

Наблюдение;

Эксперимент;

Анкетирование, опрос;

Консультирование;

Методы групповой и индивидуальной работы;

Проективные методы;

Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;

Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.

Особенности реализации программы : Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия.

Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психологического сопровождения:

Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, кинезиологических упражнений;

Использование инновационных технологий, методов и средств: библиотерапии, игровой терапии.

Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;

Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2015 г.), итоговая диагностика (май 2016г.), заседание ПМПк (итоговое).

Материально-технические и программно-методические условия реали-зации Программы: мебель для занятий (стол, стул), канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы, материально-техническое обеспечение по программе «Доступная среда».

Кадровое обеспечение:

Учитель начальных классов, социальный педагог

Механизмы реализации Программы психологического сопровождения. Основной механизм реализации Программы - оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка , обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Режим занятий: Психологическое сопровождение осуществляется во внеурочное время, с 15 сентября 2016г. по 15 мая 2017г., в течение 30 учебных недель. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, длительностью 30 минут, в первой половине дня. Занятия не проводятся в каникулярное время.

Критерии оценки эффективности программы:
- повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;

Повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);

Развитие личности учащегося;

Повышение уровня произвольной регуляции эмоций;

Социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции;

Прогнозируемый результат :

Восстановление (компенсация) функций общения, контроля своего поведения;

Коррекция несформированных психических функций;

Успешная адаптация к школьному обучению;

Развитие познавательной и учебной мотивации;

Развитие познавательных процессов;

Развитие самостоятельности и самоорганизации.

Таблица 2

Сроки

Коли-чество

заня-

деятельности

Примеры используемых методик и упражнений

Сентябрь

Входная диагностика

уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления)

«10 слов»,

«4-й лишний»,

«Последовательные

картинки» и др.

Диагностика уровня школьной мотивации

Методика А.Г. Лускановой «Что мне нравится в школе»

Коррекция учебной мотивации, удовлетворенности учебной деятельностью (коррекционно-развивающие занятия). Профилактика социальнойдезадаптации

Игровые методы формирования учебной мотивации (проигрывание школьных ситуаций).

Развитие познавательных процессов. Развитие на-глядно-образной памяти, произвольного внимания.

Различные игры на развитие памяти и внимания (например, «Найди отличия», Таблицы Шульте, перепутанные линии, игра «Кто это?Что это?» и др.)

Развитие познавательных процессов: наглядно-образного мышления. Развитие временных и пространственных пред-ставлений

«Последовательные картинки», «Составь рассказ по картинкам», «Разрезные картинки», «Истории в картинках» и т.д. Работа с макетом часов, беседы по картинкам (время года, время суток) и т.д.

Формирование адекватной самооценки и коррекция эмоционально-волевой сферы

«Я и мое тело», «Я и другие», «Мой жизненный путь» (этапы жизни человека в рисунках). Игры с правилами на развитие самоконтроля.

Развитие пространственного мышления и мелкой моторики

«Танграм», «Волшеб-ный круг», «Собери квадрат», конструкторская деятельность: игры на построение различных фигур и узоров из геомет-рического материала, из элементов конструк-тора

Развитие познавательных процессов.

Кубики Кооса, «Разрезные картинки», «4-й лишний» и др.

Развитие познавательных процессов и эмоцио-нально-волевой регуляции поведения

Настольные и роевые игры на расширение кругозора, игры с правилами на развитие самоконтроля.

Итоговая диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления)

«10 слов», «Перепутанные линии»,

«4-й лишний»,

«Последовательные картинки» и др.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!