Правила этикета для высших слоев Российской империи. Незнакомый дидактический материал Тире между подлежащим и сказуемым

"Вежливость для ума тоже, что красота для лица " Вольтер

Подъ знанiѣмъ свѣта разумѣется знанiе светскихъ обычаевъ и вѣжливости . Вежливость как общественная добродетель - необходимыя намъ для того, чтобы быть полезными и прiятными окружающимъ. Она обязательна въ светскихъ такъ же, какъ въ дѣловыхъ и вообще въ жизненныхъ отношенiяхъ. Безъ нея всякiя сношенiя съ людьми становятся невозможными.

Вѣжливость — это свойство, которому мы научаемся и которому должны научить нашихъ дѣтей, такъ же какъ научаемся правильно говорить и одѣваться со вкусомъ. Лабрюсьеръ говорил, что "нужно обладать весьма выдающимися качествами для того, чтобы не нуждаться въ вѣжливости ".

Cвѣтскiя и общественныя отношенiя мужчинъ и женщинъ - подчиняются одному общему правилу, состоящему въ непремѣнномъ соблюднiи вежливости, любезности и такта, и въ отсутствiии эгоизма: руководствуясь этимъ, легко попасть на настоящую дорогу.

Вступленiе въ свѣтъ есть событiе въ жизни молодой дѣвушки, заставляющее сердце ея биться сильнее, а щеки вспыхивать отъ волненiя.

Дѣвушка начинаетъ выѣзжать въ светъ въ возрасте отъ 16 до 20 лѣтъ, смотря по ея развитiю и также по нѣкоторымъ обстоятельствамъ, относящимся къ ея матери и старшимъ сестрамъ,.она начинаетъ ѣздить въ театры, на рауты, балы и обѣды, дѣлаетъ съ матерью всѣ визиты и вмѣстѣ съ нею принимать гостей у себя дома

Между мужемъ и женою, братомъ и сестрой, дядей и племянницей, кузеномъ и кузиной всегда должно чувствоваться разстоянiе, созданное различieмъ половъ: съ одной стороны необходимы скромность и сдержанность, съ другой—уваженiе и предупредительность.


Мужчина становится грубъ и дикъ, какъ скоро онъ перестаетъ быть вѣжливымъ и внимательнымъ. Поэтому-то фамильярность и совершенная свобода въ дружбѣ могутъ существовать между мужчинами или между женщинами, но немыслимы между мужчиной и женщиной. Прибавимъ, что именно это легкое стесненiе и сдержанность придаетъ особенное очарованiе ихъ взаимнымъ отношенiеямъ.

Порядочньмъ человѣкомъ можно назвать только того, кому нечего скрывать ни отъ кого, и кто не имѣетъ причины краснѣть ни за одинъ поступокъ въ своей жизни. Благоразумный женатый человѣкъ не заводить себѣ приятелей внѣ своего домашняго очага: они ему не нужны, и къ тому же онъ знаетъ, что такiя посѣщенiя вовлекаютъ его въ элементы чуждые семейной жизни.
Тѣмъ не менѣе, всѣ мужчины, надѣясь на свой твердый характеръ, считаютъ себя въ правѣ имѣть такихъ прiятелей, которыхъ они не рѣшаются представить своимъ домашнимъ. Изъ подобныхъ отношенiй, однако, часто возникают серьезныя непрiятности.

При посещенiи театра, лица, взявшiя ложу и пригласившiя въ нее знакомыхъ, уступаютъ этимъ послѣднимъ переднiя места. Если два приглашенныхъ чужie между собою, то они оба садятся впереди; если же они члены одной семьи, то только одинъ изъ нихъ долженъ воспользоваться этою любезностью, а другой долженъ рѣшительно отказаться.

Гуляя съ мужемъ и еще съ другимъ мужчиной, по улицѣ или въ саду, женщина должна идти между ними: само собою разумѣется, что она идетъ подъ руку только съ однимъ: идти подъ руку съ обоими крайне смеѣшно и некрасиво. Переднiя места в театре всегда предоставляются дамамъ, какъ бы ни былъ почтененъ возрастъ сопровождающихъ ихъ мужчинъ. Но въ ложѣ какой нибудь принцессы, министр сидит впереди статсъ-дамы принцессы, какъ бы знатны онѣ не были. Того требуетъ этикетъ.

Увидавъ въ театрѣ друзей, неприлично делать имъ знаки, а тѣмъ болѣе звать ихъ; имъ просто слегка кланяются, не вставая съ мѣста; если же это очень важное лицо - ему слѣдуетъ почтительно привстать. Во время антрактовъ, мужчины подходятъ къ знакомымъ дамамъ, въ какихъ бы мѣстахъ онѣ ни сидѣли.
Если дамы безъ кавалера, слѣдуетъ предложить провести ихъ въ фойе, и проводить при разъѣздѣ. Предлагать постороннимъ дамамъ угощенiе нельзя, если не существуетъ близкаго знакомства домами, или если онѣ не приходятся родственницами. Но если мужчина сопровождаетъ дамъ въ театръ, наоборотъ, онъ долженъ предложить имъ мороженое, прохладительные напитки или конфекты.

Само собою разумеѣтся, что мужчина, сопровождающiй женщину, будь это его жена, родственница или знакомая, не долженъ ее покидать, чтобы разговаривать съ другими женщинами, или предлагать имъ свои услуги. В антракте ему позволительно отлучиться на нѣсколько минутъ, перекинуться нѣсколькими словами съ прiятелемъ въ фойе; но онъ не имѣстъ права останавливаться съ другими знакомыми ему женщинами. Если же въ ложу явятся другiе мужчины, чтобы побесѣдовать нѣсколько минутъ съ его дамой, онъ можетъ воспользоваться этимъ временемъ, чтобы повидаться съ своими знакомыми, но обязанъ вернуться раньше, чѣмъ его спутница останется одна.

Женщина считается потерявшей свое положенiе въ обществѣ съ того момента, какъ она вступила въ предосудительныя отношенiя къ мужчинѣ,

Замужняя женщина и вдова могутъ ходить однѣ въ церковь, по магазинамъ и дѣлать визиты.
Женщина, имѣющая мужа, не должна ѣздить безъ него на балы, въ театръ или на обѣды; если онъ не любить выѣздовъ, она осуждена дѣлить его уединенiе, конечно, если у нея нѣть дочери нѣвесты: въ послѣднемъ случаѣ мать обязана вывозить свою дочь.


Для перваго бала принято одѣвать молодую девушку въ легкiй, простой, бѣлый костюмъ, съ маргариткой или розовымъ бутономъ въ волосахъ и голубымъ или розовымъ поясомъ изъ ленты. Драгоцѣнностей никакихъ, кромѣ развѣ нитки жемчуга. Прическа должна быть простая, безъ взбитыхъ локоновъ и, въ особенности, безъ фалыпивыхъ волосъ. Корсажъ не долженъ быть слишкомъ декольте.
Если у девушки есть отецъ, то онъ подъ руку вводитъ ее въ залу, представляетъ своимъ старымъ друзьямъ, и ему же представляются кавалеры, желающiце танцовать съ его дочерью.
Молодая дѣвушка, являющаяся на первый балъ въ розовомъ платьѣ, отдѣланномъ цветами и лентами, съ золотыми колье и браслетами, произвела бы крайне непрiятное впечатлѣнiе.
Со дня перваго появленiя дѣвушки въ свете, посѣтители оставляютъ визитныя карточки для нея такъ-же, какъ для ея матери; въ пригласительныхъ запискахъ приглашаютъ и ее на вечера и на обѣды.


Первый выѣздъ въ светъ молодаго человѣка, только что покинувшаго школьную скамью. Прежде всего, являясь въ первый разъ на балъ, онъ долженъ съ крайнею тщательностью позаботиться о своемъ костюмѣ, будь то фракъ или мундиръ; сапоги, перчатки, шляпа, галстухъ, прическа — все должно быть безукоризненно. Каковы бы ни были нравственныя и умственныя качества юноши, онъ долженъ забыть о нихъ и помнить о томъ, что на балу онъ только танцоръ и любезный кавалеръ. Поэтому, онъ долженъ стараться быть какъ можно внимательнѣе къ хозяевамъ дома н къ своимъ дамамъ, съ которыми онъ танцуетъ; его услужливость къ дамамъ молодымъ и старымъ, красивымъ и безобразнымъ, бѣднымъ и богатымъ, свидѣтельству етъ о его превосходномъ воспитанiи и утонченности чувствъ.


Женщина должна избѣтать принимать свѣтскихъ знакомыхъ въ своей спальнѣ; молодая дѣвушка не можетъ позволить себѣ это ни подъ какимъ предлогомъ; въ спальню входятъ только врачъ, близкiй пожилой родственникъ, или священникъ, и то если больная не можетъ встать.
Женщина первая никогда не спрашиваетъ мужчину о его здоровьѣ; и только послѣ того, какъ онъ освѣдомился о томъ, какъ она себя чувствуетъ, она спрашиваетъ его объ этомъ же, но вскользь.

При встрѣчѣ женщиною на улицѣ знакомаго мужчины, который будетъ имѣть безтактность остановить ее или пойти рядомъ съ нею, она тотчасъ должна изобрѣсти предлогъ, чтобы его покинуть, или зайдя въ магазинъ, или взявъ экипажъ.

Въ публичныхъ мѣстахъ женщины по преимуществу садятся въ сторонѣ, гдѣ проходитъ меньше публики. Выходя изъ экипажа, даже изъ общественнаго, женщина можетъ принять помощь и отъ совершенно посторонняго человѣка и поблагодарить его любезнымъ словомъ.

. Уважаемый человѣкъ не компрометируетъ женщину, а наоборотъ, заставляетъ уважать и ее. Но есть люди, одно знакомство съ которыми портитъ репутацiю женщины. Какъ это ни кажется нелѣпо, но это фактъ. Ни возрастъ, ни положен1е тутъ ничего не значить: все дѣло въ порядочности человѣка.


Женщина принимаетъ услуги и любезности своего кавалера, будь онъ ея мужъ, или просто знакомый. Она вѣжлива, признательна, но въ тоже время сдержана. Она не заставляетъ себя просить, а беретъ себѣ по праву лучшiя места повсюду и лучшiе куски за столомъ: женщина — это рабыня, заставляющая прислуживать себѣ, мужчина—повелитель, который повинуется. Комната ея должна быть лучшей въ домѣ. Неисполненiе всего этого показываетъ презрѣнiе со стороны мужа.



Мужчина всегда обязанъ помогать женщинѣ, находящейся въ затрудненiи — все равно, старая она или молодая, красивая или безобразная. Въ отвѣть на выражеше ея признательности, онъ приподнимаетъ шляпу и немедленно отходить.
Со стороны женщины неловко отказываться отъ этихъ малеиькихъ одолженiй, или принимать ихъ за ухаживанье.

Порядочная женщина никогда не согласится посѣщать человѣка, не представившаго ей свою жену.
Во время визитовъ женщина не можетъ распроститься и уйти вмѣстѣ съ однимъ изъ посетителей, чтобы не подать повода къ злословiю; мужчина не долженъ дѣлать того же относительно женщины.

Молодой человѣкъ не долженъ предлагать молодой дѣвушкѣ ни букета, ни цвѣтовъ, если она ему не невѣста, или не подруга невѣсты, у которой онъ шаферъ. Однако, при случаѣ, онъ можетъ предложить по цвѣтку или по букетику матери дѣвушки и ей самой.
Гуляя съ дамами, мужчина можетъ купить на улицѣ букеты, но съ тѣмъ, чтобы поднести ихъ всѣмъ своимъ спутницамъ. Никогда не долженъ онъ дозволять женщинѣ своего круга покупать букетъ въ его присутствiи; онъ долженъ поспѣшить заплатить за него, и дама не должна мѣшать ему, но изъ деликатности, она лучше сдѣлаетъ, если не пожелаетъ npioбpѣcти цвѣты, зная, къ чему это обязываетъ ея кавалера.

Тактъ глава всему: обладая имъ, всегда найдешь исходъ изъ затрудненiй.
Тактъ не совершенно тоже, что здравый смыслъ, хотя онъ вытекаетъ изъ этого послѣдняго,—это утонченное чувство какъ бы втораго зрѣнiя, указывающее, где и когда нужно остановиться, что неприлично оказать, и что, напротивъ, произведете прiятное впечатленiе на собеседника. Въ свѣтѣ тактъ служитъ громаднымъ рессурсомъ; онъ одинъ можетъ далеко повести человѣка: но не слѣдуетъ, однако, полагать, что тактъ не нуженъ въ кругу семейства.
Тактъ, какъ чувство, невозможно опредѣлить, это нѣчто неуловимое. По этому грубые характеры не замѣчаютъ его, и только избранныя впечатлительныя натуры знаютъ ему цѣну.
Иногда тактъ дается въ удѣлъ человеку безъ образованiя и состоянiя, и въ то же время лишены его бываютъ лица, поставленныя весьма высоко.

Какъ должна поступать въ извѣстныхъ случаяхъ вдова , или одинокая безсемейная женщина . Очевидно, что существуютъ многiя затрудни-тельныя обстоятельства, изъ которыхъ можно выдти только съ помощью большаго такта и глубокаго знанiя свѣтскихъ обычаевъ. Для женщины одинокой есть три весьма различныя положенiя: она или вовсе не выходитъ замужъ, иначе сказать, остается старой дѣвой, или вдовѣетъ, или-же расходится съ мужемъ.

Въ разговоре ей слѣдуетъ быть весьма сдержанной, и ей никогда не отдаютъ первенства въ церемонiале свѣтскаго этикета. Молодая вдова все время траура должна жить въ семьѣ своего мужа; это обязательно; если она очень молода и если родители покойнаго не имѣютъ другихъ дѣтей, она должна жить у нихъ до тѣхъ поръ, пока вторично не выйдетъ замужъ.
Если у нея есть дѣети, она можетъ жить одна.

Одинокая женщина не обязана давать обѣды въ отплату за тѣ, на которые она бываетъ приглашена. Въ то же время она не должна держаться слишкомъ уединенно, и тѣмъ людямъ, съ которыми она не очень близка, она должна оказывать гостепрiимство, принимая ихъ у себя въ домѣ, если она сама намерена посѣщать ихъ. На свои обѣды и вечера она можетъ приглашать мужчинъ, которые затѣмъ отдадутъ ей визитъ въ ея прiемный день.

Во всякомъ возрастѣ и во всякомъ положенiи однако положительно невозможно женщинѣ бывать одной на вечерахъ или въ театрѣ. Поэтому вполнѣ прилично въ этомъ случаѣ принимать услуги родственника, друга, иногда даже прiятетеля одного изъ нихъ.

источник Книга "Жизнь в свете, дома и при дворе": правила этикета, предназначенные для высших слоев России" (1890 г., Санкт-Петербург http://antikclub.ru/load/club_collektors/books/1/31-1-0-890



Правила этикета для высших слоев России. Ч.2


Из книги "Жизнь в свете, дома и при дворе"1890 г., Санкт-Петербург - обратите внимание, друзья, на сколько глубокий смысл вкладывался в понятие светсткого этикета, во времена дворян, а ведь и сейчас эти законы не устарели, и сейчас мы можем наблюдать выскочек и зазнаек, "примазывающихся" к власти, да и со стороны "элиты" вульгарно-фамильярное поведение не редкость. Поначалу читать сложно из-за символов старого шрифта, но потом привыкаешь и всё становится доходчивым.


Общественныя отношенiя.

Ничто не требуетъ такого глубокаго знанiя света, какъ общественныя отношенiя.
Въ тѣсномъ смыслѣ, онъ касается лишь отношенiй между собою различныхъ классовъ общества, и мы безпрестанно встрѣчаемъ людей, показывающихъ въ этомъ предметѣ величайшую безтактность .

Меня принимало у себя важное лицо, которое я просилъ объ одолженiи , посовѣтуете ли вы мнѣ кланяться ему при встрѣчахъ? и могу ли я говорить съ нимъ?
— Нашъ отвѣтъ былъ: нѣтъ , потому что отношенiя ваши мимолетны, и разница въ чинѣ не позволяетъ вамъ надѣяться на равенство между вами. Если лицо это пожелаетъ признать васъ, то оно само сдѣлаетъ это; не слѣдуетъ хвастать этимъ весьма непрочнымъ знакомствомъ, возникшимъ благодаря одной только случайности.


Свойство отношенiй зависятъ отъ породившихъ ихъ причинъ. Такъ, знакомство, завязанное въ салонѣ на правахъ равенства, вслѣдствiе обоюднаго желанiя сторонъ, и безъ другого повода, кромѣ взаимной симпатiи, называется просто свѣтскими отношенiями . Если послѣ перваго свиданiя съ какой-нибудь стороны является приглашенiе, на него отвѣчаютъ визитомъ и подобнымъ же приглашенiемъ; обмѣниваются карточками, приглашенiями и всевозможными любезностями, в рамках свѣтскiхъ приличiй

Если въ основанiи знакомства лежитъ какой-нибудь интересъ, и если взаимное представленiе произошло по просьбѣ заинтересованной стороны, то это уже не свѣтскiя отношенiя : высшему лицу дѣлаютъ визитъ, но оно не обязано ни отплатить его, ни оставить свою карточку.

Деловыя отношенiя не требуютъ никакихъ личныхъ любезностей. Внѣ кабинета, конторы или магазина, знакомство прекращается, каково бы ни было положенiе въ обществе.

Говорятъ, талантъ и умъ замѣняютъ богатство и знатность. Это совершенно справедливо, но вмѣстѣ съ талантомъ и умомъ необходимо обладать еще здравымъ смысломъ и чувствомъ собственнаго достоинства. Бывает, что учительница музыки считает себя равной герцогинѣ, между тѣмъ, можетъ оказаться, что музыкантша не имѣет не только титула, но и таланта, между тѣмъ какъ герцогиня обладает вмѣстѣ и знатностью и талантомъ, но не хвастает ими.


Большинство людей придерживаются правил этикета изъ приличiя и по привычкѣ: от скромности относительно самого себя и из уваженiя къ людямъ . Дѣйствительно, скромный и добрый человѣкъ безсознательно понимаетъ всѣ оттенки свѣтскихъ связей, каково бы ни было его положенiе въ обществѣ .

Такъ, самый важный и титулованный начальникъ долженъ быть всегда любезенъ и вѣжливъ со своими подчиненными ; подчиненный же, въ свою очередь, если не обладаетъ неумѣстнымъ самолюбiемъ, долженъ знать, что ему незачѣмъ бояться быть черезъ-чуръ почтительнымъ. Почтительность, скромность и вѣжливость не имѣютъ въ себѣ ничего низкаго или дурнаго, и ихъ не должно смѣшивать съ подобострастiемъ , какъ то дѣлаютъ по ошибкѣ мнoгie.



Истинная утонченность состоитъ въ соблюденiи величайшей вѣжливости во всемъ, до самыхъ ничтожныхъ мелочей.

Женщина согласна не слыть красавицей, съ условiемъ, чтобы ее называли утонченной; многiе люди готовы сознаться въ томъ, что они ни богаты, ни знатны, зная, что ихъ утонченность вполнѣ замѣняетъ золото и гербы ; наконецъ и уму, и таланту утонченность необходима точно также, какъ она необходима красоте, богатству и знатности. Поэтому, кто желаетъ навѣрняка быть утонченнымъ, тотъ долженъ соблюдать самую изысканную вѣжливость въ своихъ свѣтскихъ отношенiяхъ. (Золотые слова!!!)

Многiе выскочки, жаждущiе блеснуть свѣтскими манерами, часто оправдываютъ свои небрежные кивки друзьямъ при встрѣчахъ, отвѣты сквозь зубы на вѣжливость лицъ, стоящихъ ниже ихъ въ общественной iepapxiи, и свою вульгарную фамильярность съ высшими тѣмъ, что они подражаютъ образцамъ изъ высшаго круга; но можемъ возразить, что образцы эти совершенно лишены такта и хорошаго вкуса, и къ сожалѣнiю, они попадаются во всѣхъ слояхъ общества. Недостаточно родиться княземъ, чтобы обладать знанiмъ свѣта, и работница, знающая свое мѣсто, гораздо умнѣе въ этомъ случаѣ, нежели великосвѣтская дама, гремящая своими титулами.


Знать свое мѣсто — вотъ что трудно! Что вышло бы если бы служащiй не признавалъ бы главенства своего начальника, солдатъ—офицера, ребенокъ—родителей? (Вышел социализм ?) Пусть каждый займетъ свое мѣсто, и общественныя отношенiя перестанутъ запутываться и портиться завистью, ревностью, тщеславiемъ и самолюбiемъ.


Получить оскорбленiе отъ старика и не подумать о мести ему, не значить унизиться; ему прощаютъ ради его возраста и сѣдинъ; точно также, склоняясь подъ благословенiемъ епископа или передъ маршальскимъ титуломъ.

Никогда не слѣдуетъ публично навязывать свое общество высокопоставленному лицу, особенно, если оно находится съ людьми своего круга. Гораздо больше гордости заключается въ старанiи избѣжать стыда, держась на заднемъ планѣ, чѣмъ въ попыткахъ занять первое место .


Вообще, во всѣхъ отношенiяхъ между людьми, даже въ самыхъ близкихъ и дружескихъ, нужно избѣгать навязчивости, а напротивъ стараться, чтобы другiе искали вашего общества. Но не будучи навязчивымъг въ тоже время нужно высказывать въ мѣру привѣтливости и радушiя.



Во всѣхъ общественныхъ отношенiяхъ необходимы сдержанность, снисходительность и вѣжливость.


Болтунъ, завистникъ, недоброжелатель, любопытный—не только способенъ перессорить лучшихъ друзей, надѣлать величайшихъ бѣдъ, заставить страдать невинныхъ, но не можетъ даже надѣяться имѣть друзей.


Сколько непрiятностей и даже несчастiй можетъ наделать одно какое-нибудь неосторожное слово, сказанное иногда безъ всякаго злаго умысла!


Затѣмъ, остается лишь слѣдовать правиламъ этикета и свѣтской жизни, чтобы существовать въ спокойствiи и довольстве, дѣлая окружакщихъ насъ такими же счастливыми, какъ мы сами.

Экология жизни. Дети: Если вы хотите чему-то научить ребёнка или хотите, чтобы он вёл себя определённым образом, вам нужно сделать несколько вещей...

Несколько недель назад я заселялась в отель, однако узнала, что моя комната ещё не готова.

Неподалёку прошлым вечером проходил концерт поп-музыки, на который отправились в основном мамы с дочерьми. Видимо, после концерта мамы направились в бар, в то время как их тинейджеры принялись громить свои гостиничные номера, включать громко музыку и бешено носиться по коридорам до трёх часов ночи.

На следующее утро горничные устраняли последствия мусорного цунами: помада на зеркалах, постели, превращённые в вигвамы, и грязь повсюду.

Пока я сидела в лобби-баре, созерцая это варварское поведение, я спросила себя: как такое случилось?

Родители хотят, чтобы дети были вежливы, добры и воспитаны. Но что должно этому способствовать?

Млекопитающие, в особенности люди, обучаются социально. Мы получаем знания из окружающей нас среды и от других людей, особенно от тех, кого мы любим. К сожалению, наблюдая за другими, мы усваиваем привычки, как приемлемые в обществе, так и неприемлемые.

Если вы хотите чему-то научить ребёнка или хотите, чтобы он вёл себя определённым образом, вам нужно сделать несколько вещей. Прежде всего следует смоделировать ситуацию, потом показать ему или ей, как это делается, предложив массу вариантов для закрепления навыка, и, наконец, научить его быть ответственным.

Во-первых, моделирование. В ранние годы жизни мы учимся, воспринимая чувственные впечатления от окружающего мира. Набор нейронных связей позволяет нам запоминать то, что мы видим.

Ребёнок наблюдает за тем, что делают другие люди, и пытается это повторить. Исследования показывают, что мимикрия усиливает просоциальное поведение уже у самых маленьких детей. Если вы хотите, чтобы дети дожидались своей очереди, чтобы вступить в разговор, ведите себя так же. Если вы хотите, чтобы ребёнок сидел за столом во время ужина, выключите мобильный телефон и сами оставайтесь на месте.

Во-вторых, практика. Подумайте о том, чему вы хотите обучить ребёнка, всё что угодно: начиная с того, когда и как говорить «извините», как говорить с бабушкой по телефону, необходимость придержать дверь тому, у кого руки заняты сумками, и заканчивая тем, как вести себя в ресторане, театре, в самолёте и отеле. Называется это адаптацией к культуре. Делайте это постепенно, у вас будет много лет, чтобы воспитать эти привычки. Начните с простых каждодневных вещей: «В нашей семье, когда мы чихаем, то прикрываемся рукавом. Смотри, как я это делаю. Теперь твой черёд» .

Другие примеры:

  • для маленького ребёнка – поставить свой стул на место, когда он встаёт из-за стола;
  • для школьника – уроки того, как мы относимся к тем, кто от нас отличается;
  • для подростка – правила того, как вести себя за рулём.

После того, как вы освоили моделирование и практику, приучите ребёнка быть ответственным. Если вы будете использовать побудительные интонации, это поможет ребёнку самому понять, как исправить ошибки.

И, наконец, помните, что ваши дети и правда хотят всему этому научиться. Так они чувствуют себя способными и подготовленными к обществу. опубликовано

Уважаемая редакция!

Очень часто для выработки устойчивых навыков в пунктуации требуется большое количество предложений определенной структуры. И всегда хочется иметь какой-то незнакомый дидактический материал. Источником такого материала часто становятся те или иные книги, по разным причинам не попадавшиеся ранее. Одной из таких книг оказалась книга под названием «Правила вежливости и светского этикета», выпущенная издательством «Белый город» в 2007 году.

Эта книга, замечательная в полиграфическом отношении, с большим количеством репродукций картин русских художников XVIII и XIX веков, является переизданием книги «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон», напечатанной в Санкт-Петербурге в 1889 году.

Книга знакомит читателя с правилами поведения, принятыми в светском обществе дореволюционной России, учит правильно держать себя в гостях, на приеме, свадьбе, рауте, балу, в своем собственном доме. В ней даются советы по ведению хозяйства, воспитанию детей, отношениям в семье, поведению в самых разных жизненных ситуациях. Из всех этих многочисленных советов и рекомендаций и возникает тот образ «светского человека», который так часто встречается нашим ученикам на страницах русской классики, однако до конца не всегда понятен им. Может быть, эта и подобные ей книги как раз и восполнят этот пробел.

Вместе с тем эта книга оказалась наполненной большим количеством конструкций, которые можно было бы использовать на уроках русского языка в практических целях: для отработки тех или иных пунктуационных навыков.

Познакомьтесь с подборками предложений по темам, с которыми традиционно связано множество ошибок в работах учащихся.

Надеюсь, что эти предложения помогут коллегам и в чисто утилитарных ситуациях и, возможно, станут материалом для разговора с учениками о тех нормах жизни, которые изменились с течением времени, о современных нормах жизни и поведения и о тех нормах, которые приняты в среде наших учеников.

С уважением,

Е.Н. Скрипка,
«Классическая гимназия»
при Греко-латинском кабинете
Ю.А. Шичалина,
г. Москва

Незнакомый дидактический материал

Тире между подлежащим и сказуемым

1. Талант – сила; такт – ловкость. Талант – вес, такт – скорость. Талант знает, что делать, такт учит, как делать. Талант делает человека достойным уважения, такт приобретает ему уважение.

2. Самое скромное из изящных искусств – вежливость.

3. Изящные и свободные манеры, полное самообладание и такт, легкий разговор, плавно скользящий с предмета на предмет, – вот необходимые качества благовоспитанного посетителя и раутов, и всяких других собраний в XIX веке.

4. Учтивость есть общая внимательность, предупредительность ко всем и каждому.

5. Дар повествования – прекраснейший из талантов, но зато и самый редкий, хотя многие полагают, что владеют этим даром.

7. Вежливость в поступках – это то же самое, что грация в красоте.

8. Похитить тайну письма, распечатав его, низко и недостойно честного человека.

9. Лучшее средство отблагодарить хозяев за их радушный прием, за хлеб-соль и гостеприимство – выказать им свою полную готовность находить все в их доме прекрасным, удобным и приятным.

10. Уметь грациозно входить и выходить из экипажа – простое, но важное качество.

11. Быть названным «светским человеком» – значит получить похвалу.

12. Знать светское обращение – значит уметь пленять всеми родами прекрасных качеств: вежливостью, обходительностью, самообладанием, спокойствием, деликатностью, приветливостью, великодушием и тому подобным.

13. Не соблюдать правил приличия – ошибка очень серьезная.

14. Вежливость есть плод хорошего воспитания и привычки общаться с людьми благовоспитанными.

15. Позволять себе пересыпать свою речь ради нелепого шика всевозможными словечками и оборотами – значит понижать тон общества и ронять достоинство беседы.

16. Главные достоинства всякого повествования – краткость, ясность, простота и занимательность.

Обособленные определения

1. Грубый человек нарушает общественный закон, имеющий такие же справедливые требования, как и всякий другой закон цивилизованного общества.

2. С лицами, посещающими вас, всегда и во всех случаях нужно быть вежливым и любезным.

3. Поклон, сделанный правильно, изящно и красиво, упрочит вашу репутацию в гостиной, поклон неизящный и некрасивый пошатнет хорошее мнение о вас.

4. Люди, одаренные живой чувствительностью и тонкой впечатлительностью, по большей части наиболее тактичны.

5. Людей, говорящих хорошо, очень много. Очень редки люди, умеющие хорошо выслушивать.

6. Особам, не обладающим даром слова, вовсе не следует брать на себя роль рассказчика и пускаться в длинные повествования.

7. Гораздо лучше ограничиваться ролью слушателя и только время от времени позволять себе дополнять чужой рассказ какой-нибудь подробностью, упущенной рассказывающим.

8. Для поддержания веселого расположения духа сидящих за столом в некоторых домах хозяева стараются в центре стола усадить гостя, отличающегося своим веселым характером, остроумием и умением говорить.

9. Выражать свою радость чересчур громким смехом, сопровождаемым громким хлопаньем в ладоши, – значит относиться с пренебрежением к правилам приличия.

10. Никогда не следует подбирать хлебом соус или подливку, оставшиеся на тарелке.

11. К чаю также подаются особые маленькие салфеточки, туго накрахмаленные и сложенные вчетверо, для подкладывания под стаканы и чашки.

12. Женщина, занимающаяся с раннего возраста развитием своего ума, приобретает на будущее орудие против скуки.

13. В комнате, имеющей камин, боковые места возле него почитаются почетными, а низшими – те, которые находятся прямо против огня.

14. Мир рабочей комнаты должен быть особым миром, заключающим в себе все необходимое человеку для его труда: просторный письменный стол, другие столы, библиотеку, покойные диваны, кресла и прочее.

15. В зависимости от потребностей и желания хозяина в кабинете его могут находиться и многие другие предметы, способствующие удобному и покойному препровождению жизни в рабочей комнате, как-то: этажерка для книг, подвижной столик для чтения книг, стоящий возле софы или возле рабочего стола, рукописи всякого рода, хранящиеся в специальных футлярах, имеющих форму книг для удобства хранения в шкафу, подставка для ландкарт и портфелей.

Обособленные обстоятельства

1. Хорошо воспитанная молодая особа, находясь в обществе, слушает внимательно и почтительно говорящих, никогда не прерывая их.

2. Разговаривая с женщиной, всегда нужно придавать голосу более мягкости, нежели в разговоре с мужчиной.

3. Несмотря на скоротечность визита, светский молодой человек найдет время рассказать несколько новостей, упомянуть о модной опере, бросить в разговоре пару-две остроумных колкостей и уедет, очаровав хозяев своей болтовней.

4. Каждый визитер должен остаться доволен вами и, покидая вас, искренне хотел бы вскоре опять с вами увидеться.

5. С приходом нового гостя сначала, обратясь к старшему, отрекомендуйте ему младшего.

6. Супы и другие жидкие кушанья надо есть без шума, не прихлебывая с ложки, не чавкая и, насколько возможно, тише проглатывая еду.

7. Крайне невежливо, сидя за столом, чихать, сморкаться, плевать, чистить в зубах, стирать пот с лица и тому подобное.

8. Кушая плоды с косточками, нужно выплевывать косточки незаметным образом в ладонь и оставлять их на краю тарелки.

9. Следя за всем, хозяйка дома во время приема должна быть веселой, приветливой, успевать занимать гостей разговором, отвечать на все их вопросы и никоим образом не показывать ни тени усталости или принужденности.

10. Малейшая бестактность, ничтожный промах в словах и небрежность в выражениях показывают пишущего в неприятном свете, умаляя его нравственное достоинство.

11. Гостя в чужом доме, вы должны безусловно подчиняться во всех отношениях привычкам дома и своими личными вкусами и привычками не нарушать образа жизни своих хозяев.

12. Гостя более или менее продолжительное время в чужом доме, нужно как можно менее стеснять собой хозяев, не торчать ежеминутно у них на глазах и не прерывать постоянным своим присутствием их повседневных занятий.

13. Только люди с ограниченным умом и простолюдины могут позволить себе в театре свистеть или аплодировать, топая ногами.

14. Встречая знакомую даму, мужчина не должен останавливать ее на ходу, а, присоединяясь к ней, идти по одной дороге и разговаривать.

15. Молодая особа, выходя из дому с матерью или с кем-нибудь из старших родственников своих, имеющих право на ее уважение, должна, насколько возможно, уступать старшей особе правую сторону, соразмерять свои шаги с ее шагами и предложить ей руку, желая облегчить путь или доставить удовольствие.

Сложноподчиненные предложения

1. Очень важно, чтобы молодой человек, желающий усвоить привычки, осанку и манеры светского человека, посещал лишь хорошее общество.

2. Этикет есть не что иное, как знание приличий, умение держать себя в обществе так, чтобы заслужить всеобщее одобрение и никаким из своих действий не оскорбить людской слабости.

3. Обыкновенно бывает, что мало знающие люди говорят много, а люди, знающие много, наоборот, говорят мало.

4. Перебить чью-нибудь речь, чтобы докончить историю, которую другой желал рассказать, как бы он ее ни начал, дурно или хорошо, – это уж окончательная грубость.

5. Напыщенная особа, которая гордится своим кошельком, никогда не может прослыть истинно порядочной.

6. Когда вы рассказываете что-нибудь смешное, не смейтесь и даже не улыбайтесь сами.

7. Человек, восхищающийся сам тем, что он говорит, редко приводит в восхищение других.

8. Позволять себе шутки можно только с людьми вежливыми и добродушными, умеющими отличить шутку от оскорбления, так как есть много таких лиц, которые всегда готовы принять шутку за насмешку, за доказательство неуважения к их личности и очень легко могут рассердиться.

9. Подойдя к дверям квартиры тех лиц, к которым вы направляетесь с визитом, первым делом нужно смахнуть с платья пыль и вытереть ноги о половик.

10. Если после того, как вы позвонили или постучали два-три раза, с некоторыми промежутками, никто не отворяет, то вам следует удалиться и оставить свою визитную карточку у швейцара, загнув предварительно левый уголок ее; это значит, что вы были лично.

11. Не представляйте людей друг другу, если вы не вполне уверены, что это может быть приятно для обеих сторон.

12. Первыми местами за столом считаются места у конца стола, противоположного концу, находящемуся ближе к дверям, через которые вносят блюда.

13. Хозяйке дома приходится следить и за правильным ходом обеда, и за тем, чтобы прислуга надлежащим образом исполняла свои обязанности, и за гостями, чтобы они ни в чем не испытывали за обедом неудобства или недостатка, чтобы все вовремя подавалось и чтоб беседа за столом была оживленной и веселой.

14. Многие очень умные и образованные люди скучны в обществе потому, что не умеют говорить о пустяках.

15. Человек, не имеющий «разговорной мелочи», похож на богача, который не имеет мелкой монеты и потому затрудняется оплачивать мелкие расходы.

16. Хотя от женщины вовсе не требуется, чтобы она вдавалась в научные или политические дебаты, тем не менее женщина должна быть настолько образованной и развитой умственно, чтобы понимать политические и ученые разговоры.

17. Нужно иметь понятие о различных стилях живописи и ваяния и знать хотя бы только по именам лучших художников и их произведения для того, чтобы не делать грубых промахов и не выказать себя круглым невеждой, когда в обществе зайдет разговор о живописи или ваянии.

18. Говорить с тактом – значит никогда не касаться предмета, почему-либо неприятного тому, с кем говорите.

19. Приглашающие к себе гостей должны помнить, что истинное гостеприимство заключается в том, чтобы, оказывая гостю внимание, радушие и хлебосольство, в то же время постараться не стеснять его свободы и доставлять ему полную возможность проводить время по своему усмотрению, согласно с его желаниями и вкусом. Хозяева не должны забывать, что у каждого человека есть свои представления о веселье и удовольствиях. Что нравится одному, может не нравиться другому. Поэтому, чтобы гостю пребывание в вашем доме доставило истинное удовольствие, вы должны постараться узнать его вкус и сообразно с ним предлагать ему ту или иную программу удовольствий, но ни в каком случае не навязывать ему то, что любите вы сами, но чего он, быть может, вовсе не любит.

20. (Образец извинительного письма)

Милостивый государь А... X...!

Извините меня, что я так долго не отвечал на письмо Ваше, которым Вы меня удостоили. Не приписывайте этого забвению или невнимательности. Мне весьма прискорбно, что я не мог по грустно сложившимся обстоятельствам исполнить своей обязанности в точности и скоро, а промедлил такой большой промежуток времени. Но теперь Вы можете быть покойны: все исполнено, все приведено к окончанию, и я спешу отвечать на письмо Ваше. Будьте уверены, что все Ваши поручения постараюсь исполнить со всевозможною тщательностью.

С почтением, Ваш

Е.Н. СКРИПКА,
г. Москва

Полная современная энциклопедия этикета Южин Владимир Иванович

Правила учтивости

Правила учтивости

Способ держать себя в обществе, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика - все это называется манерами.

В обществе ценятся скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми - именно на этих качествах и базируются хорошие манеры.

Дурными манерами принято считать привычку громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, откровенную недоброжелательность к окружающим, пренебрежение к чужим интересам и запросам, беззастенчивое навязывание другим людям своей воли и своих желаний, неумение сдерживать свое раздражение, намеренное оскорбление достоинства окружающих людей, бестактность, сквернословие, употребление унизительных кличек и прозвищ.

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора и поведения за столом.

В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.

Обязательным условием общения является деликатность, которая не должна быть излишней. Не принимайте за это качество льстивость и ничем не оправданное восхваление увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые что-то видите, слушаете, пробуете на вкус, боясь показаться невеждой. Любое притворство отталкивает.

Умение правильно себя вести в различных ситуациях может оградить вас от недружелюбного отношения, что, безусловно, важно для любого человека, и особенно если речь идет о его деловых отношениях. Обмен формальными любезностями (если только это не откровенный подхалимаж) на самом деле не такая уж банальная вещь, как кажется на первый взгляд. Проявляя должный такт, вы располагаете к себе собеседника и оставляете приятное впечатление - вот и вся аксиома.

Будьте предупредительны по отношению к женщине или человеку преклонного возраста. Проявите свою заботу в форме простого и незатейливого ухаживания. Подайте женщине пальто, пропустите ее вперед, посадите ее за стол в кафе, пододвинув ей кресло, предложите ей первой взглянуть на меню. Для того чтобы так себя вести, совершенно не обязательно заканчивать школу дипломатов. Достаточно быть просто вежливым и усвоить, что люди, окружающие вас, заслуживают не меньшего уважения и внимания, чем вы сами. А проще говоря, выполняйте древнейшее золотое правило: относись к другим людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе.

Представление об излишней сложности правил этикета и стремление к упрощению отношений весьма спорно. Перестать выказывать друг другу знаки уважения - это еще не значит относиться к жизни проще.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 150 ситуаций на дороге, которые должен уметь решать каждый водила автора Колисниченко Денис Николаевич

Совет № 136 (для женщин) По правилам этикета мужчина обязан пропускать женщину вперед, но на дороге действуют другие правила – ПДД. Вы – полноценный участник дорожного движения, и правила одни для

Из книги Квиддич с древности до наших дней автора Роулинг Джоан

Правила Созданный в 1750 году Департамент магических игр и спорта сразу же установил следующие правила для игры в квиддич:1. Во время матча игроки могут подниматься на любую высоту, но им запрещено покидать пределы поля. Команда, чей игрок пересечет границу, должна отдать

Из книги Я Вам пишу... Деловые и личные письма по-английски и по-русски автора Азарова Ольга Николаевна

Общие правила В случае личных писем нет никаких ограничений на тему, тон и стиль письма. Это Ваше личное дело, что, кому, как и с какой целью Вы пишете. Это положение касается как обращения-подписи, так и темы письма. Так что пользуйтесь полной свободой в рамках

автора Иванов Антон Евгеньевич

Законы и правила Естественно, что существуют свои законы или правила поведения на каждом мероприятии. Официальным мероприятиям присуща сдержанность в проявлении своих эмоций. Так что не рекомендуется выпивать изрядное количество спиртных напитков. Последствия могут

Из книги Тусовка решает все. Секреты вхождения в профессиональные сообщества автора Иванов Антон Евгеньевич

Законы и правила В отличие от официальных, цель деловых мероприятий – решение конкретных вопросов. Посещают их заинтересованные специалисты, поэтому основным правилом поведения на них является активное участие. Деловитость – еще одно важное правило. Обязательно нужно

Из книги Тусовка решает все. Секреты вхождения в профессиональные сообщества автора Иванов Антон Евгеньевич

Законы и правила Как таковых ярко выделенных законов и правил для слушателей курсов и семинаров не существует. Для этих мероприятий главное, чтобы ты получал знания и не мешал другим их получать.А вот тренинговым программам присущи определенные правила работы в группе, к

Из книги Тусовка решает все. Секреты вхождения в профессиональные сообщества автора Иванов Антон Евгеньевич

Законы и правила Если при участии в образовательных мероприятиях главное – быть активным, то здесь основное – не мешать другим и наслаждаться увиденным. Особенно это касается театра, ведь здесь нельзя как в случае с кинофильмом купить диск и еще раз посмотреть дома. Для

Из книги Тусовка решает все. Секреты вхождения в профессиональные сообщества автора Иванов Антон Евгеньевич

Законы и правила Правило одно: «не брать на себя больше, чем можешь выдержать». Это относится и к спорту, и к развлечениям. В спорте лучше не перетруждаться, особенно если долгое время ничем не занимался, а плавно входить в процесс занятий. Ну а развлечениями лучше не

Из книги Первичная консультация. Установление контакта и завоевание доверия автора Глассер Пол Г.

автора Вос Елена

Из книги Настоящая леди. Правила хорошего тона и стиля автора Вос Елена

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

Корректирующие правила (правила координации) Вводные замечания. Назначение этих правил - предупреждать появление таких написаний, которые следуют из основных правил, но нарушают сложившиеся закономерности сочетаемости букв в слове или затрудняют правильное понимание

Из книги Полная современная энциклопедия этикета автора Южин Владимир Иванович

Правила для жен Искусство быть невесткой Несколько важных правил, которые следует соблюдать, общаясь с «маменькиным сынком»: Ваш муж уже достаточно взрослый мальчик, чтобы самому разобраться со своей мамой. Если при вас заварилась перебранка между мужем и

Из книги Я познаю мир. Оружие автора Зигуненко Станислав Николаевич

Правила поединка Однако формализованы правила поединков, если можно так выразиться, были лишь во времена викингов. У них, как свидетельствуют историки, существовало два типа поединков: более или менее неофициальная схватка один на один (Einvigi) и очень формальный

Из книги Мобильник: любовь или опасная связь? Правда, которой не расскажут в салонах мобильной связи автора Инджиев Артур Александрович

…И правила соблюдать Описанные выше манипуляции с новыми телефонами со стороны Techi, будь то невинная просьба друга или сотрудничество с фирмой-посредником, - незаконны. Больше административного наказания в виде штрафа, конечно, вряд ли грозит, но и этого порой

Из книги Водить как Стиг автора Коллинс Бен

Правила Я следую нескольким простым правилам, чтобы избежать неприятностей на шоссе, и, честно говоря, игра в шахматы на высокой скорости, с которой уместно сравнить вождение, мне импонирует. Примерно половина водителей на шоссе вступают в эту игру, и с ними можно

Настоящая книга, впервые изданная в 1890 году в Санкт-Петербурге, содержит правила этикета, предназначенные для высших слоев российского общества конца XIX века. Книга состоит из четырех разделов, в которых подробно описаны: поведение светского человека в обществе (от первых выходов в свет до искусства одеваться); устройство домашней жизни (от меблировки помещений до важнейших событий в семье); жизнь вне дома (где описывается,...(Подробнее) как вести себя в церкви, в театре, в путешествиях и т. д.); жизнь при дворе, содержащая правила и обычаи, нужные при общении с царствующими особами. В заключение даются этикет письма и правила поведения мужчин в обществе.

Несмотря на то, что книга обращена к представителям дворянского сословия, содержащиеся в ней правила воспринимаются как образец изящества, изысканности, утонченности, свойственных периоду "серебряного века" русской культуры. Поэтому книга будет интересна как профессиональным историкам и культурологам, так и широкому кругу читателей, желающих ознакомиться с ценностями, нормами и традициями дореволюционной России.

Отделъ I. Жизнь въ свете
Знанiе света вообще
Вежливость
Тактъ
Первые выезды (молодой девушки и молодаго человека)
Молодая хозяйка дома
Женщина одна
Общественныя отношенiя
Светскiя и общественныя отношенiя мужчинъ и женщинъ
Приветствiя
О поклонахъ и рукопожатiяхъ
Приглашенiя
Визиты и прiемы вообще
Визиты светскiе, визитныя карточки, подарки
Визиты деловые и оффицiальные
Хозяева и гости
Светскiе разговоры
Любезности и комплименты
О скромности и советахъ
О манерахъ
Музыка въ обществе
Пари
Фотографическiя карточки
Титулы
Искусство одеватьея
Символика камней
" цветовъ и красокъ
" цветовъ
" красокъ простыхъ
" " сложныхъ
Отделъ II. Жизнь дома
О меблировке
Отношенiя членовъ семьи между собою
Отношенiя между высшими и нисшими
Отношенiя родителей и учениковъ къ наставникамъ и наставницамъ
Объ обычаяхъ при важнейшнхъ событiяхъ жизни
Рожденiе ребенка и крестины
Помолвка и перiодъ до свадьбы
Свадьба
Трауръ и похороны
Отделъ III. Жизнь вне дома
Въ церкви
Въ театре
Отношенiя на водахъ
Пикники и увеселительныя поездки
Жизнь въ деревне и на даче
Дачныя внакомства
Обычаи въ путешествiи
На улице и на публичныхъ гуляньяхъ
Въ гостиной и на балу
Званые обеды, завтраки и сервировка
Отделъ IV. Жизнь при дворе
Правила и обычаи при представленiи высочайшимъ особамъ
Прибавленiе
О письмахъ
Какъ должны держать себя въ обществе мужчины

Знанiе света вообще

Подъ знанiемъ света разумеется знанiе светскихъ обычаевъ и вежливости, и хотя по этому вопросу было написано не мало руководствъ, всетаки о немъ остается сказать еще много, если не новаго, то, по крайней мере, полезнаго.

Знанiе света предписываетъ различные законы различнымъ положенiямъ, возрастамъ, полу; законы эти не одинаковы для светской дамы и мещанки, для юноши и старика, для молодаго человека и молодой девушки.

Что у однихъ было бы верхомъ светскихъ приличiй, казалось бы верхомъ грубости у другихъ, -- а мы не должны забывать, что знанiе света соединяетъ обычаи съ вежливостью.

Великiе умы утверждаютъ, будто знанiе света исходитъ изъ сердца и не нуждается въ подчиненiи правиламъ, что изящество, достоинство, хорошiя манеры врожденны у лицъ хорошаго общества, и вамъ часто приходится выслушивать дерзкое замечанiе, что вы никогда не прiобретете этихъ качествъ по желанiю, если не обладаете ими произвольно, по праву рожденiя. Подобные речи -- оскорбленiе и гнустная лесть, такъ какъ разсудокъ подскажетъ вамъ, что нечего стараться прiобрести уже имеемое, или же скромность внушить вамъ смиренную безнадежность. Безъ сомненiя, известная доля такта, здраваго смыела и чувства многимъ заменяетъ знанiе светскихъ правилъ, и часто мы удивляемся соблюденiю приличiй людъми, отъ которыхъ всего менее этого ожидали; три упомянутыя выше качества, какъ бы подсказываютъ, какъ поступать, и предотвращаютъ положительное нарушенiе светскаго декорума. Такое свойство можно назвать просто чуткостью натуры.

Сердце учитъ насъ сострадать несчастiямъ ближнихъ и относиться къ нимъ съ добротою, какъ бы мы сами поставлены ни были -- это знанiе света; здравый смыслъ убеждаетъ насъ уважать заслугу, какое бы место въ обществе она ни занимала -- это вежливость; тактъ подсказываетъ намъ, когда мы должны прощаться, чтобы не показаться навязчивыми -- это подчиненiе светскимъ законамъ.

Но какъ не все принадлежатъ къ исключительнымъ натурамъ, не все обладаютъ тактомъ, здравымъ смысломъ и чувствомъ -- то лучше смиренно следовать известнымъ, установленнымъ правиламъ. Къ тому же, обладая прекраснейшимъ сердцемъ, можно въ то же время не знать, какой уголъ визитной карточки нужно загибать въ знакъ соболезнованiя и какой-въ знакъ благодарности!

Было бы, однако, ошибкой думать, что необходимо подчиняться малейшимъ правиламъ этикета, и что несоблюдающiе этихъ правилъ заслуживаютъ презренiя. Къ самимъ себъ мы должны быть строги и точно придерживаться вежливости, предупредительности и т.п., въ сношенiяхъ съ нашими ближними, а относителъно этихъ последнихъ, наоборотъ, оказывать величайшую снисходительность; иужно помнить, что многие грешатъ не намеренно, а по иезнанiю, и оскорбляющiеся несоблюденiеiмъ приличiй въ другихъ, показываютъ еще меньше такта, чемъ сами обвиияемые.

Нужно также уметь избегать мелоiчныхъ правилъ этикета, могущихъ стеснить хозяевъ дома, непременно соблюдая относительно ихъ величайшую вежливость.

Постоянная заключенность въ кругу общественнаго церемонiала охлаждаетъ короткiя отношенiя; следуетъ, однако, строго соблюдать известные оттенки, предоставляя хозяевамъ дома более свободы, нежели самимъ себе.

Прежде чемъ перейти къ изложеиiю условiй жизни въ свете дома и при Дворе, мы скажемъ несколько словъ о такте, вежливости, приличiи и обычаяхъ.

Вежливость

"Вежливость для ума тоже, что красота для лица", сказалъ Вольтеръ.

Лабрюсьеръ прибавляетъ, что "нужно обладать весьма выдающимися качествами для того, чтобы не нуждаться въ вежливости ".

Вежливость заключаетъ въ себе все общественныя добродетели, необходимыя намъ для того, чтобы быть полезными и прiятными окружающимъ. Она обязательна въ светскихъ такъ же, какъ въ деловыхъ и вообще въ жизненныхъ отношенiяхъ. Безъ нея всякiя сношенiя съ людьми становятся невозможными. Вежливость смягчаетъ нравы, предупреждаетъ ссоры, усмиряетъ раздраженiе и ненависть, заставляя насъ сдерживаться; благодаря ей, мы прiобретаемъ любовь высшихъ и уваженiе нисшихъ.

Она же заменяетъ приветливость, если, къ несчастiю, мы лишены этого достоинства.

Вежливость -- ни качество, ни добродетель, -- это свойство, которому мы научаемся и которому должны научить нашихъ детей, такъ же какъ научаемся правильно говорить и одеваться со вкусомъ. Не есть ли вежливость форма, въ которую мы облекаемъ наши поступки?

Существуетъ врожденная вежливость сердца, которой нельзя научиться, но, повторяемъ, мы обращаемся не къ избраннымъ натурамъ, ненуждающимся въ руководителе, а къ обыкновеннымъ смертнымъ, обладающимъ человеческими слабостями, какъ равнодушiе, легкомыслiе и т.д.

Вежливость относительно нисшихъ есть признакъ действительнаго превосходства и лучшiй способъ заставить и ихъ быть вежливыми.

Вежливостъ почерпаетъ правила изъ светскихъ обычаевъ.

Ее нужно внушать ребенку съ самаго нежнаго возраста для того, чтобы позже она не сделалась лицемерной; преувеличенная вежливость можетъ стать оскорбленiемъ для того, къ кому она относится, и низостью со стороны оказывающаго ее. Все неискреннее неестественно и более или менее преувеличено.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!