Мировое значение и национальное своеобразие русской литературы XIX века. Ваше мнение об известных Вам работах по данному вопросу

Урок на тему "Этапы развития мировой литературы (повторение и обобщение изученного в 9 классе) . Общечеловеческое значение русской литературы, её самобытность и национальное своеобразие. "

Дата публикации: 20.11.2015

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Тема. Этапы развития мировой литературы (повторение и обобщение

изученного в 9 классе). Общечеловеческое значение русской литературы,

её самобытность и национальное своеобразие.

    обобщить и систематизировать знания учащихся об этапах развития мировой литературы, об историко-литературном процессе;

    показать особенности русской литературы: её общечеловеческое значение, самобытность и национальный характер;

    познакомить с понятием историософии;

    развивать логическое мышление учащихся: умение выделять главное, обобщать изученный материал, составлять тезисы;

    совершенствовать навыки работы в малых группах;

Оборудование: портреты А.С.Пушкина, В.Шекспира, Данте, Сафо,

Ж.-Б. Мольера, В.А.Жуковского, Н.М.Карамзина;

раздаточный материал - статья «Мировое значение

и особенности русской литературы».

ХОД УРОКА

    Вступительная беседа.

Вот вы и перевернули ещё одну страницу книги вашей жизни. Что на ней? Это зависит только от вас, ребята. Для вас наступает трудное и вместе с тем очень интересное время: время выбора жизненного пути. От вас потребуется сила воли, умение концентрировать все силы для достижения поставленной цели, умение определять личные приоритеты и в то же время считаться с теми, кто рядом. Задача - не из лёгких. Но я думаю, что литература сможет помочь вам в её решении. Волшебная сила искусства станет вашим добрым помощником.

    Давайте вспомним, почему литературу называют одним из видов искусства.

    Дайте определение художественного образа. Назовите две его стороны.

    В чём сила художественного образа?

Отличительная черта литературы как одного из видов искусства - образность. Художественный образ - это картина мира, созданная художником и проникнутая его мыслями, чувствами, переживаниями. Две составляющие художественного образа: то, что хотел сказать автор, и то, как понимает сказанное читатель (зритель, слушатель). Сила художественного образа - в безграничных возможностях его восприятия.

    Этапы развития мировой литературы. Составление таблицы.

Демонстрируются портреты писателей: Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского, Сафо, Ж-Б. Мольера, А.С.Пушкина, В. Шекспира, Данте.

Перед вами портреты известных писателей, с творчеством которых вы уже знакомы.

    Назовите их имена и известные вам произведения этих авторов.

    С какими литературными эпохами они связаны?

    Расположите названия этих периодов в истории литературы в хронологической последовательности.

    Дайте определение понятия «литературный процесс».

    Заполните таблицу.

В ходе ответов учащихся на доске и в тетрадях делается следующая запись:

Н.М.Карамзин - сентиментализм

В.А.Жуковский - романтизм

Сафо - античность

Ж-Б. Мольер - классицизм

А.С.Пушкин - романтизм, реализм

В.Шекспир - Возрождение

Данте - Средневековье.

Литературный процесс - это исторически и национально обусловленная смена литературных направлений, течений, стилей и жанров художественных произведений.

Лит. эпоха

Время существования

Представители

Античность

VIII в.до н.э.-

Эсхил, Софокл, Еврипид, Сафо, Анакреон, Гомер

Средние века

V - XIII века

Данте, митрополит Илларион

Возрождение

XIV - XVII века

Ф.Петрарка, В.Шекспир,

М.де Сервантес

Просвещение

Классицизм

Сентиментализм

Просветительский реализм

XVII - XVIII в.в.

Ж-Б. Мольер, М.В.Ломоносов

Ж.-Ж. Руссо, Н.М.Карамзин

Вольтер, Д.И.Фонвизин

Романтизм

XVIII - XIX в.в.

Дж. Байрон, В.А.Жуковский,

А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов

А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, И.С.Тургенев, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой

    Работа в малых группах ( 6 групп - по числу лит. эпох ) .

    Задание: назовите наиболее запомнившийся вам эпизод из любого произведения, принадлежащего литературной эпохе, над которой будет работать ваша группа, и скажите:

    что именно произвело на вас наибольшее впечатление;

    что понравилось, а что нет;

    какие черты соответствующей литературной эпохи есть в этом произведении.

    Ответы представителей групп.

Анализ и обобщение ответов.

    Что изменилось в литературе за время её существования, а что осталось неизменным?

    Как вы думаете: почему произведения, написанные много веков назад, интересны современному читателю?

С течением времени меняется эпоха, изображённая в литературных произведениях, появляются новые типы героев, новые темы и проблемы, новые жанры, изменяются стили произведений, их язык. Но вместе с тем человечество по-прежнему волнуют так называемые «вечные темы»: любви, смысла жизни, взаимоотношения поколений и т. д. - все они остаются предметом осмысления в литературе, и именно такие произведения всегда актуальны.

3. Знакомство с понятием историософии. Слово учителя с элементами беседы.

Читая художественное произведение, мы невольно «примеряем» на себя те жизненные ситуации, в которые попадают его герои, и внутренне соглашаемся или не соглашаемся с их выбором. Одни из нас принимают описанное в книгах за чистую правду, другие утверждают, что всё в них - выдумка, ложь.

Как мы уже говорили, в литературном произведении мы видим художественный образ - картину мира - такой, какой представляет её автор. Именно он вкладывает в своё творение собственное представление о человеке, об отношениях между людьми, о проблемах и способах их решения. Читатель волен принимать или отвергать авторскую точку зрения. При этом познание глубинного смысла художественного произведения -не только увлекательное занятие. Самое главное в этом процессе - познание окружающего мира и себя в нем.

Система взглядов писателя на мир, на исторический процесс, на место человека в нём, на взаимоотношения между людьми называется историософией.

IV. Художественные достижения русской литературы. Её национальные особенности . Работа в группах .

Примечание. Материал об особенностях русской литературы может быть представлен по-разному: в электронном виде (в классе, оборудованном достаточным количеством компьютеров), в виде статьи учебника (правда, в наличии учебников по новой программе в первых числах сентября я очень сомневаюсь), в виде раздаточного материала - текста статьи.

Задание: прочитайте статью, составьте её тезисы.

Вариант статьи

Русская литература - одна из важнейших составляющих мирового литературного процесса. Особая роль в этом процессе принадлежит русской литературе XIX века, а именно литературе критического реализма.

В основе исключительного по размаху развития русского реализма в

XIX веке лежит нарастание освободительного движения, центр которого к концу XIX века перемещается с Запада в Россию и приводит к революциям в начале XX века. Во второй половине XIX века русский реализм начинает оказывать мощное воздействие на мировую литературу.

Творческий размах русского реализма проявился в том числе и в разнообразии жанров, особенно романов. Это философско-исторический роман Л.Н.Толстого, общественно-политический И.С.Тургенева, психологический Ф.М.Достоевского и Н.В.Гоголя, бытовой И.А.Гончарова, сатирический М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Западная литература показала трагедию индивидуалистической личности при буржуазном строе - русская литература на первое место выдвинула трагедию народа и поставила в зависимость от неё трагедию человека. В этом состоит её историзм. Русский писатель делает своего героя ответственным за весь ход истории, а значит, и виновным в неудачном течении её.

Другая отличительная черта русской литературы - народность. Вспомните хотя бы произведения Н.А.Некрасова. В них - народный быт, народное восприятие жизни, душа народа.

Но самое удивительное, завораживающее в русской литературе - её психологический анализ. В этом плане Толстой и Достоевский оказали огромное влияние на всю мировую литературу.

Русская литература XIX века играет важнейшую роль в мировом литературном процессе.

Со второй половины XIX века русский реализм оказывает влияние на развитие мировой литературы.

Многообразие жанров романа - одно из проявлений творческого размаха русской литературы XIX века.

Историзм русской литературы - в изображении судьбы отдельного героя как части судьбы народа, ответственности отдельного человека за ход истории.

Отличительная черта русской литературы - народность, понимаемая как отражение народной души.

Психологизм произведений Толстого и Достоевского оказал огромное влияние на мировую литературу.

    Рефлексия. Работа в группах.

    1. Составление сенкантов на тему «Литература».

Примечание.

Примечание. СЕНКАНТ - одна из форм работы учащихся в методике критического мышления. Представляет своеобразное стихотворение в прозе, каждая последующая строка которого, за исключением последней, длиннее предыдущей на одно слово. Позволяет в сжатой форме обобщить изученный материал.

СХЕМА СЕНКАНТА

1.Слово (тема).

2. 2 слова (прилагательные).

3. 3 слова (действия)

4. Фраза из четырёх слов.

5. Слово (синоним темы).

ПРИМЕР СЕНКАНТА

1. Литература

2. Народная, реалистичная.

3. Критикует, исследует, влияет.

4. Русская литература отличается историзмом.

5.Картина мира.

    Разработка и защита проектов обложки учебника по литературе для 10 класса.

Летом вы прочли некоторые произведения, изучаемые в 10 классе, и у вас сложилось определённое мнение об этом периоде в истории литературы. Обсудите эти мнения в группах и предложите вариант обложки учебника по литературе для 10 класса. Подготовьтесь к защите своего проекта.

    Написание статьи «Советы девятиклассникам при изучении литературы».

Задание: ваши младшие товарищи, девятиклассники, сейчас стоят в начале того пути, который за минувший год вы уже прошли. Поделитесь с ними своим опытом - напишите статью в школьную стенгазету «Советы девятиклассникам при изучении литературы».

3.1. Учащиеся первой группы, владеющие навыками создания подобных работ, пишут их самостоятельно.

    С ученикам второй группы, затрудняющимися самостоятельно написать такую статью, работает учитель.

Этапы работы.

    Определение круга идей будущей статьи: индивидуально, затем коллективное обсуждение;

    систематизация идей;

    поэтапное написание статьи по примерному плану:

    1. Литература как школа жизни.

      Вдумчивое чтение текста - основа понимания авторского замысла.

      Влияние идей эпохи на изображение мира и человека в литературном произведении.

      Умение видеть общечеловеческое значение созданных писателем образов.

      Изучение основ теории литературы - необходимое условие глубокого понимания литературного произведения.

      Знание литературы - одна из отличительных черт культурного, образованного человека.

3.3. Ученики третьей группы, находящиеся на начальном уровне обучения написанию таких работ, (не путать с начальным уровнем знаний!) получают «каркас» будущей статьи.

Дорогие друзья!

Вы уже увидели в расписании уроков хорошо знакомый вам предмет - литературу. Для одних его изучение - это … (скучная обязанность) , для других общение с литературными произведениями, их … (авторами) и … (героями) давно стало … (неотъемлемой частью жизни). Пользуясь правом старшего товарища, хочу сказать: «Литература - это не часть нашей жизни, она - … (сама жизнь), и в книгах вы можете найти … (ответы на волнующие вас вопросы) ». Что необходимо для этого?

Прежде всего - … (внимательно читайте текст) . Любые попытки побыстрее прочесть «через строчку», с трудом улавливая лишь общий ход сюжета, - абсолютно бесполезное занятие, не дающее ничего ни уму, ни сердцу. Лучше всего, если вы будете читать … (с карандашом в руках) , отмечая те мысли, которые … (показались вам интересными ). Тогда чтение станет для вас не скучной необходимостью, а … (увлекательным наблюдением за движением авторских мыслей и чувств).

Читая одни строки, вы будете находить подтверждение … (давно волновавшим вас мыслям) , при чтении других - … (принципиально не согласитесь с автором). Так и должно быть: любой писатель - человек … (своей эпохи) , и вас разделяют столетия. И всё же… .

И всё же герои Эсхила, В.Шекспира, Ж.Мольера, А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Грибоедова по-прежнему живы! Мы восхищаемся силой их … (духа, чувств), их яркой … (индивидуальностью ), печалимся, радуемся, смеёмся вместе с ними. Посмотри на каждого из них как на … (человека, личность), постарайся … (понять его) - это обогатит твой … (личный жизненный опыт).

И ещё позволю себе один совет. Пусть вопросы теории литературы не кажутся тебе … (чем-то совершенно ненужным) - они … (ключ к пониманию авторского замысла).

Следуя этим советам, ты научишься … (критически мыслить, грамотно и убедительно высказывать свою точку зрения). Чтение литературных произведений обогатит … (твой духовный мир ). А всё это станет залогом … (твоего жизненного успеха).

    Обсуждение работ учащихся.

    Дом. задание.

    1. Всему классу :

      • составить тезисы для статьи « Этапы развития мировой литературы»;

    2. Индивидуальные задания - сообщения

«Основные черты эпохи Возрождения»,

«Жизнь и творчество Данте».

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Великая французская революция повлияла и на Россию. России. Упразднение или ограничение самодержавной власти: отмена феодальных институтов хозяйствования, и прежде всего крепостного права; установление твердой законности, исключающей произвол и коррупцию; защита человеческой личности; наконец, борьба с невежеством, предрассудками, социальными и националистическими предубеждениями; просвещение самых широких слоев народа - вот то силовое поле идей, в котором развивалась классическая русская литература. Есть ряд четких признаков, отличающих литературное развитие первой половины XIX века от второй. Литература первой половины XIX века отличается необыкновенной емкостью и универсальностью созданных ею художественных образов. В это время закладываются первоосновы русской литературной классики, живые клетки ее, несущие в себе неповторимый «генетический код». Это литература кратких, но перспективных в своем дальнейшем развитии художественных формул, заключающих в себе мощную образную энергию, еще сжатую в них, еще пока не развернувшуюся. Не случайно многие из них войдут в пословицы, станут фактом нашего повседневного языка, частью нашего духовного опыта: почти все басни Крылова, множество стихов из «Горя от ума» и «Евгения Онегина», «ноздревщина», «маниловщина», «чичиковщина» Гоголя, «репетиловщина», «молчалинство» Грибоедова и т. д. В русской литературе первой половины XIX века большое место занимает проблема художественной формы, краткости и точности языкового оформления поэтического образа. Идет процесс становления литературного языка. Отсюда – напряженные и живые споры о судьбе русского языка между «шишковистами» и «карамзинистами». Отсюда же – жанровый универсализм русских писателей первой половины XIX века. Произведения русских писателей первой половины XIX века невелики по объему, но значительны по образной силе, которая в них заключена.

Периодизация

Важнейшие исторические события в Европе и в России

Общая характеристика периода

Основные жанры

1. 1795--1815 гг.

Великая французская революция (1789--1793 гг.) Открытие Царскосельского лицея. Отечественная война 1812 года. Возникновение декабристских организаций

Светский характер литературы. Освоение европейского культурного наследия. Усиление внимания к русскому фольклору и народным преданиям. Закат классицизма и его трансформация в творчестве Державина. Специфика русского сентиментализма и зарождающегося романтизма. Расцвет журналистики. Литературные общества и кружки

Путешествие, роман (воспитательный роман, роман в письмах). Элегия, послание, идиллия

2. 1816--1825 гг.

Нарастание революционных и национально-освободительных движений в Европе. Возникновение тайных обществ в России (1821--1822 гг.). Смерть Наполеона и смерть Байрона. Восстание декабристов (1825)

Господствующее направление - романтизм. Литература декабристов. Издание альманахов. Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным. Романтические устремления в творчестве Пушкина 1812--1824 гг.

"Модернизированные" декабристами ода, трагедия, "высокая комедия", гражданская или патриотическая поэма, элегия, послание. "Психологическая повесть", баллада

3 . 1826 -- первая половина 50-х гг.

Поражение восстания декабристов. "Новый цензурный устав". Победы России в войнах с Персией и Турцией (1826--1829). Июльская революция во Франции (1830). Подавление Польского восстания (1831). Гонения на свободомыслие в России. Углубление кризиса крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе

Верность идеям декабризма и реализм в творчестве Пушкина (1826--1837 гг.). Расцвет романтизма Лермонтова. Переход к реализму и социальной сатире у Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм, хотя большинство писателей творят в рамках романтизма. Появление новых романтических жанров. Вытеснение поэзии прозой. 1830-е годы - расцвет повести. Реалистическая эстетика Белинского. Выход в свет первого тома "Мертвых душ" (1842). Рост влияния передовой журналистики на общественную жизнь.

Борьба прогрессивных и демократических сил в журналистике. Идейная борьба славянофилов и западников. "Натуральная школа". Приоритет социальной проблематики. Развитие темы "маленького человека". Противостояние литературы "гоголевской школы" и поэтов-лириков романтического плана

Романтическая баллада, поэма, исторический роман. Светская, историческая, романтическая, бытовая повесть. Литературно-критическая статья. Основные жанры "натуральной школы": социальная повесть, социально-психологический роман, поэма. Пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика поэтов-романтиков

    Литературно-общественное движение (деятельность литературных обществ и кружков) первой трети 19 века. Основные направления в русской литературе первой половины 19 века.

Специфической особенностью общественной жизни начала XIX века была организация литературных обществ, являвшаяся показателем относительной зрелости литературы и стремления придать ей характер общественного дела. Самым ранним из них явилось возникшее в Москве в январе 1801 года «Дружеское литературное общество» , выросшее из студенческого кружка воспитанников Московского университета и университетского Благородного пансиона – братьев Андрея и Александра Ивановичей Тургеневых, А. Ф. Воейкова, А. С. Кайсарова, В. А. Жуковского, С. Г. Родзянки. Как кружок молодых единомышленников 15 июля 1801 года открывается в Петербурге «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» . Его интересы не ограничивались одной литературой. В общество вошли скульпторы (И. И. Теребенев, И. И. Гальберг), художники (А. И. Иванов), ученые археологи, историки, медики (А. И. Ермолаев, И. О. Тимковский, Д. И. Языков и др.). «Предметом упражнений своих избрало общество словесность, науки и художества», писал В. В. Попугаев, с целью «взаимно себя усовершенствовать в сих трех отраслях способностей человеческих» и «споспешествовать по силам своим к усовершенствованию сих трех отраслей».Но лидирующее положение в обществе занимали, конечно, литераторы. В отличие от «Дружеского литературного общества», они были чужды карамзинскому направлению, придерживались просветительских традиций и развивали в своем творчестве гражданскую тему. Среди них оказались люди разного социального происхождения: выходцы из мелкого чиновничества, духовенства, купечества. В 1811 году при Московском университете было организовано «Московское общество любителей российской словесности» , просуществовавшее более 100 лет. Оно включало в свои ряды преподавателей, литераторов и просто любителей изящной словесности. Председателем общества на первых порах был профессор Антон Антонович Прокопович Антонский. При обществе был организован подготовительный комитет из шести активных его членов, который готовил очередные открытые заседания: отбирал произведения для устного чтения, обсуждения или публикации в трудах общества. Заседания открывались, как правило, чтением оды, а завершались чтением басни. В промежутке обсуждались другие жанры литературы в стихах и прозе, читались статьи научного характера. «Беседа любителей русского слова» (1811 1816) и противостоящий ей «Арзамас» попали в центр литературно общественной борьбы первой четверти XIX века. С закрытием «Беседы…» и прекращением литературного спора с ней в деятельности «Арзамаса» (1815 1818) наступает кризис. В 1817 году в него вступают члены тайных декабристских организаций – Н. М. Муравьев, М. Ф. Орлов, Н. И. Тургенев. Недовольные тем, что общество занято обсуждением литературных вопросов, декабристы пытаются придать ему политический характер. Свободная структура общества не удовлетворяет их серьезных намерений. Они пытаются принять на заседании строгие «законы» общества, настаивают на издании специального журнала. Наступает раскол, и в 1818 году деятельность общества прекращается. Основанные в 1818 1819 году «Вольное общество любителей российской словесности» и «Зеленая лампа» становятся филиалами («управами») тайных декабристских организаций. Участники «Союза благоденствия» в соответствии с уставом обязывались проникать в легальные литературные общества и осуществлять контроль за их деятельностью. Заседания «Зеленой лампы» проходили в доме Н. Всеволожского, в зале, освещавшемся лампой с зеленым абажуром. Это было не зарегистрированное в правительственных кругах литературное объединение с радикальной политической направленностью. Сюда входили молодые оппозиционеры, среди которых были люди с республиканскими убеждениями. В заседаниях «Зеленой лампы» участвовали поэты (Ф. Глинка, Н. Гнедич, А. Дельвиг, А. Пушкин), театральные критики (Д. Барков, Я. Толстой), публицист А. Улыбышев, кипящие вольнодумством светские щеголи (П. Кавелин, М. Щербинин). В 1816 году с дозволения правительства было основано «Вольное общество соревнователей просвещения и благотворения», которое в 1818 году получило высочайшее утверждение под именем «Вольного общества любителей российской словесности», с правом издания собственного журнала «Соревнователь просвещения и благотворения. Труды „Вольного общества любителей российской словесности“». Вся выгода от издания назначалась «тем, которые, занимаясь науками и художествами, требуют подпоры и призрения». Декабристы (Ф. Глинка, братья Н. и А. Бестужевы, К. Рылеев, А. Корнилович, В. Кюхельбекер, О. Сомов), войдя в члены этого общества, начали решительную борьбу с благонамеренным его крылом (Н. Цертелев, Б. Федоров, Д. Хвостов, В. Каразин). Борьба увенчалась успехом, и с 1821 года общество превратилось в легальный филиал декабристского движения. Стали проводиться регулярные заседания с обсуждением самых острых проблем гуманитарной науки, литературы и искусства. Члены общества поддерживают своими произведениями близкие им по убеждениям журналы «Сын Отечества», «Невский зритель», а потом и созданный Рылеевым и Бестужевым альманах «Полярная звезда». Постоянным становится выпуск собственного журнала «Соревнователь просвещения и благотворения». Таким образом, в начале 1820 х годов «Вольное общество любителей российской словесности» «стало самым влиятельным и наиболее значительным из всех организаций подобного типа» (Р. В. Иезуитова). Деятельность общества была прекращена в конце 1825 года в связи с восстанием декабристов и начавшимся следствием по их делу. В 1823 году в Москве, при участии В. Ф. Одоевского, Д. В. Веневитинова, И. В. Киреевского, С. П. Шевырева и М. П. Погодина, было открыто «Общество любомудров» – объединение нового типа, тяготеющее не к общественно литературным и политическим, а к философско эстетическим проблемам, которые приобрели особую популярность и значимость уже в последекабристскую эпоху.

Кратко в таблице:

Годы деятельности

Литературные общества, кружки и салоны

Литературное направление

Название/статус

Печатный орган (журнал)

Участники

Угасающее, ведущее, зарождающееся литературное направление

«Дружеское литературное общество»

Печатались Утренняя заря, Вестник Европы

выросшее из студенческого кружка воспитанников Московского университета и университетского Благородного пансиона – братьев Андрея и Александра Ивановичей Тургеневых, А. Ф. Воейкова, А. С. Кайсарова, В. А. Жуковского, С. Г. Родзянки.

начал свою литературную деятельность убежденным «карамзинистом». Вскоре между членами общества возникли разногласия по отношению к Карамзину. Радикально настроенные Андрей Тургенев и А. С. Кайсаров под влиянием Шиллера стали утверждать романтическую идею народности и высокой гражданственности литературы.

«Вольное общество любителей словесности, наук и художеств»

«Свиток муз» (1802 1803), потом журнал «Периодическое издание „Вольного общества любителей словесности, наук и художеств“» (вышел в свет в 1804 году лишь один номер журнала), а также сотрудничать в других повременных изданиях. К направлению общества примыкали журналы «Северный вестник» (1804 1805) и «Лицей» (1806), издававшиеся И. И. Мартыновым, «Журнал российской словесности» (1805) Н. П. Брусилова, «Цветник» (1809 1810) А. Е. Измайлова и А. П. Бенитского, «Санкт Петербургский вестник» (1812), созданный по решению общества. С 1804 1805 гг. в члены общества были приняты поэты К. Н. Батюшков, А. Ф. Мерзляков, С. С. Бобров, Н. И. Гнедич. Деятельность общества оживилась и во многом изменила свою направленность с приходом в него писателей «карамзинистов» – Д. Н. Блудова, В. Л. Пушкина и особенно Д. В. Дашкова, который в 1811 году был избран президентом общества и попытался придать ему боевой характер, направленный против шишковской «Беседы…».Сюда входят К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, В. К. Кюхельбекер, А. Ф. Раевский (брат В. Ф. Раевского), О. М. Сомов и другие видные литераторы декабристы.

скульпторы (И. И. Теребенев, И. И. Гальберг), художники (А. И. Иванов), ученые археологи, историки, медики (А. И. Ермолаев, И. О. Тимковский, Д. И. Языков и др.). Востоков. поэт Г. П. Каменев, И. М. Борн и В. В. Попугаев, И. П. Пнин, Н. А. Радищев

Тяготели к классицизму, позже развивалось.

В 1811 году

Московское общество любителей российской словесности»

Оно включало в свои ряды преподавателей, литераторов и просто любителей изящной словесности. Председателем общества на первых порах был профессор Антон Антонович Прокопович Антонский

«Беседа любителей русского слова»

Г. Р. Державин и А. С. Шишков. К нему принадлежали также С. А. Ширинский-Шихматов, Д. И. Хвостов, А. А. Шаховской, И.С.Захаров и другие. В «Беседу» входили также Н.И.Гнедич и И.А.Крылов

«Арзамас» Арзамастское общество безвестных людей.

писатели (В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, А. А. Плещеев, В. Л. Пушкин, А. С. Пушкин, А. А. Перовский, С. П. Жихарев, А. Ф. Воейков, Ф. Ф. Вигель, Д. В. Давыдов, Д. А. Кавелин), так и лица, известные более по своей общественной деятельности (братья А. И. и Н. И. Тургеневы, С. С. Уваров, Д. Н. Блудов, Д. В. Дашков, М. Ф. Орлов, Д. П. Северин, П. И. Полетика и другие).

«Зелёная лампа»

декабристы С. П. Трубецкой, Ф. Н. Глинка, Я. Н. Толстой, А. А. Токарев, П. П. Каверин, а также А. С. Пушкин и А. А. Дельвиг. В собраниях участвовали Н. И. Гнедич, А. Д. Улыбышев, Д. Н. Барков, Д. И. Долгоруков, А. Г. Родзянко, Ф. Ф. Юрьев, И. Е. Жадовский, П. Б. Мансуров, В. В. Энгельгардт (1785-1837).

Óбщество любому́дрия

«Мнемозина»

Владимир Одоевский (председатель), Дмитрий ВеневИтинов (секретарь), И. В. Киреевский, Н. М. Рожалин, А. И. Кошелёв, В. П. Титов, С. П. Шевырёв, Н. А. Мельгунов. Иногда заседания посещали некоторые другие московские литераторы.

Интересовались философией немецкой(идеалистической)

В первой половине 19 века не существовало ни классицизма, ни сентиментализма, ни романтизма в чистом виде. К началу XIX в. русская литература уже пережила (но не изжила!) художественное движение общеевропейского масштаба - классицизм. Однако не случайно, что первая фаза классического периода русской литературы совпала с оформлением и расцветом в ней другого общеевропейского движения - сентиментализма. Осознание ценности человеческой личности, обусловленной, а подчас и скованной, регламентированной общественными связями; интерес к «жизни сердца», к чувству, к чувствительности - вот та почва, на которой развился русский сентиментализм и которая затем послужила исходным рубежом для дальнейшей литературной эволюции. Вместе с тем и оформление сентиментализма, и возникновение всех последующих направлений и школ оказались возможны лишь потому, что реформа Карамзина и вызванное ею движение дали литературе новый язык - язык тонких душевных переживаний, переливов чувств, колебания и смены настроения, глубокой сердечной склонности, томления, меланхолии - словом, язык «внутреннего человека». Таким образом, главное русло русской литературной эволюции в первой половине века было таким же, как и на Западе: сентиментализм, романтизм и реализм. Но облик каждой из этих стадий был чрезвычайно своеобразным, причем своеобразие определялось и тесным переплетением и слиянием уже известных элементов, и выдвижением новых - тех, которые западноевропейская литература не знала или почти не знала. Можно утверждать, что в начале века в сентиментализме и отчасти в романтизме картина определялась слиянием элементов, а в последующих направлениях (реализме) - выдвижением еще неизвестных, новых.

    Сущность романтизма как художественного метода. Своеобразие русского романтизма, его разновидности.

Романтизм в Европе возник раньше и русский романтизм многое заимствует. Романтизм зарождается на почве разочарования действительностью, это своеобразная реакция на Великую французскую революцию. У романтизма две родины Германия (в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф.Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Гейне, начиная свое творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру) и Англия (первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Они установили теоретические основы своего направления, ознакомившись во время путешествия по Германии с философией Шеллинга и взглядами первых немецких романтиков. Для английского романтизма характерен интерес к общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют старые, добуржуазные отношения, воспевание природы, простых, естественных чувств Ярким представителем английского романтизма является Байрон). В центре картины мира романтиков – личность. Её сущность не в разуме, или чувствах, а главная суть личности в свободе духа. И цель всякой личности – «в силе и желании стать подобным Богу и всегда иметь бесконечное перед глазами». Характерная черта романтического героя – исключительность. Стремление личности к абсолютной свободе. Но она встречает препятствия: 1)социум(бежит от мира или изгнан им), 2) природа (единство\конфликт с природой), 3)судьба (рок). Романтики считают, что личность не познаёт мир, а он его переживает. Созерцание – особое видение, позволяющее проникнуть из внешнего во внутреннее. Любимый мотив романтиков – мистический. Также романтизму характерно «двоемирие» - романтическая личность находится в двух мирах (реальном и своём). Жанры: повесть, новелла, эллегия, ода(гражданственный романтизм), отрывок (воплощение жанровой свободы), лирическая поэма, драматические поэмы (в диалоге), баллада – любимый жанр романтиков, с поэтикой ужасного в основе. Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790-1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным. Этапы развития русского романтизма:

    1810 – е годы – возникновение и формирование психологического течения в романтизме. Жуковский, Батюшков.

    Конец 1810-ых – 1820 – е – возникновение гражданского течения в романтизме. Рылеев, Кюхельбекер, Глинка.

    1820 – зрелость психологического течения. Пушкин, Баратынский, Вяземский, ЯзЫков.

    1830 – возникновение философского течения. Баратынский, поэты-любомудры, Тютчев, проза Одоевского, Лермонтов, лирика Бенедиктова. Проникновение романтизма в прозу.

    1840 – закат романтизма. Он становится объектом изображения. Роман «Герой нашего времени».

Психологическое течение: свойственно развитие идей самопознания, самосовершенствование личности как наиболее правильного пути преображения человека.

Гражданское: человек – это часть социума, а значит он предназначен к гражданской деятельности.

Философское: человек, его судьба, его место в мире предначертаны и зависят от общих законов мироздания, подчинены судьбе.

    Лирика В.Жуковского. Своеобразие творческого метода. Темы и образы.

Жуковского считают первым русским романтиком. Он был глубоко религиозным человеком, по его мнению мир разделён на мир земной и мир посмертный. В поэзии прослеживаются черты пантеизма (Бог во всём). Человек должен стремиться преобразить земную жизнь. Начинается твор-во с перевода эллегии Томаса Грея «Сельское кладбище». Элегия открывается описанием наступающего вечера, когда над уединенным человеком не довлеет «злоба дневи», когда суетные заботы шумного дня оставляют его. В таинственной тишине обостряются чувства, пробуждается внутреннее зрение, душа откликается на коренные, вековые вопросы бытия. На сельском кладбище перед юным поэтом встает вопрос о смысле жизни. Первая оригинальная эллегия «Вечер». Момент перехода из одного состояния в другое. Поэт-певец осознает себя другом сел и противником городской формы цивилизации, он горько сожалеет о распавшемся дружеском круге, о смерти одного из самых близких друзей. Он опасается, что “почестей исканье” и “суетная честь приятным в свете слыть” могут заглушить воспоминание о дружбе и любви. К концу стихотворения он предсказывает особую судьбу поэту, в которой содержится намек на его избранническую роль романтика:

Мне Рок судил: брести неведомой стезей,

Быть другом мирных сел, любить красы Природы,

Дышать под сумраком дубравной тишиной

И, взор склонив на пенны воды,

Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.

О песни, чистый плод невинности сердечной!

Жуковский воспевает мирную жизнь, лишенную внешних конфликтов. В созданном им пейзаже как бы присутствует воспринимающий его красоту персонаж, предельно чутко и тонко откликающийся на самые разнообразные проявления природного ландшафта. Именно этот природный мир, вызывающий в лирическом “я” прихотливые и изменчивые переживания и настроения, составляет собственно содержание элегии. “Вечер” - по сравнению с сенти-менталистской элегией - являет собой новый и по методу, и по приемам психологического рисунка тип романтического текста: сменяющие друг друга воспоминания, мысли, настроения и чувства призваны выразить неповторимый в своем внутреннем содержании новый душевный опыт, особенно достоверный в размышлениях о скоротечности юности, о потерях на жизненном пути человека. В отличие от поэтов XVIII в. в задачу Жуковского входит прежде всего передача реакций лирического “я” в их особо утонченной, индивидуально своеобразной форме:

Как спит с прохладою растений фимиам!

Как сладко в тишине у брега струй плесканье!

Как тихо веянье зефира по водам

И гибкой ивы трепетанье!

В элегии «Невыразимое» (1819) поэт высказал сожалении о невозможности удержать миг прекрасного, уловить и запечатлеть в слове переливы света, игру теней и солнечных пятен, отражение в воде сияющих облаков - все многообразие живой, беспрерывно меняющейся природы.

Что наш язык земной пред дивною природой?

С какой небрежною и легкою свободой

Она рассыпала повсюду красоту..

И однако же он в своей поэзии ставил перед собой эту задачу: дать зримое, звучащее, образное воплощение невыразимому - тому, что мелькает в глубинах человеческого сознания, что светлыми всплесками всплывает на миг из тайников подсознания и почти никогда не поддается определению в логических понятиях. И очень часто Жуковскому удавалось блистательно ее решать. Так и здесь, в «Невыразимом», он нашел слова, с помощью которых вызвал у читателя представление о пожаре красок в небесной голубизне и в отражении облаков в синеве воды, вызвал иллюзию нашего сопричастия к тому прекрасному в природе, что возникло в зыбких, почти неуловимых проблесках и что отозвалось в человеческой душе. Ведь она для восприятия прекрасного!

Одной из самых известных является эллегия «Море». В неё раскрывается классический образ моря, поэт олицетворяет себя стихии. Море – огромная душа. Также возникает образ неба. Есть земная неволя и небо. Море отражает свет неба. В финале – успокоение моря. В этом стихотворении поэт рисует море в трех картинах: в спокойном состоянии, в бурю и после нее. В спокойной морской глади отражается и лазурь неба и "облака золотые" и блеск звезд. В бурю же море бьется, вздымает волны. Не сразу оно успокаивается и после нее, несмотря на внешнее спокойствие, в своей глубине, как говорит лирический герой, оно скрывает смятение. Нетрудно заметить, что Жуковский не просто описывает морской пейзаж. Поэт говорит о чем-то сокровенном, дорогом ему. Море представляется лирическому герою живым, мыслящим и чувствующим существом, таящим в себе "глубокую тайну". Автор через описание природы показывает нам свои переживания. Настроение лирического героя слито с настроением моря.

Почему же, всё таки русская литература имеет огромное значение во всём мире!? Потому что писатели и поэты затрагивают в своих произведениях очень важные социальные и духовные проблемы. Разбирают душу человека, проникая в неё глубоко, и показывают при этом все качества, которыми мы наделены. Произведения наделены высокой нравственность, эстетизмом, глубоким психологизмом, сложностью и красотой языка. И во всём этом рождаются великие философы, подающие гениальные идеи. Русская литература способна воспитать человека как личность. И в этом её огромная ценность. Поэтому она отличается от всей зарубежной литературы. И находит отклик у людей других наций, заставляя их чувствовать, восхищаться, умилятся и многое другое. Русская литература внесла огромный вклад в Мировую литературу именно глубоким психологизмом и детальностью в разборе души человека. Зарубежные читатели впервые познали мощь и величие русской литературы в 1879, когда был сделан перевод "Войны и мира" Толстого на французский язык. После этого литература России стала отыгрывать важную роль в мировом литературном процессе, такие русские писатели, как Тургенев, Достоевский и Чехов влияли на духовную жизнь многих зарубежных стран. И нам есть чем гордится! И мы должны знать свою культуру так как литература отражает её прямым образом.

Рецензии

Что по тексту - Да.

Но по взглядам.

Мне в глубине души хочется чтобы сильной раскрывалась и литература других стран

Да и у России самобытные это мягко сказано, сильные, очень сильные, чересчур сильные авторы в литературе.

Они мне кажутся не нуждаются в особо тщательном представлении потому что очень велики и известны. Все умеют, со всем справляются. Неинтересно, попросту, видеть "Готовые Прогрессивные Души"

Считаю что все большие писатели забирают слишком много восхищения для себя))

Поэтому, мне не круто, например видеть какую-нибудь рецензию начинающему поэту: "Читай Чехова!"

Черт возьми, свою уникальность просто невозможно вырасти с помощью подражания.

На с чет того что "большие авторы" забирают много внимания аудитории это да, и может то что я писала что русская литература отличается индивидуальностью это больше всплеск патриотизма и восхищением определёнными произведениями и авторами, так как сама литература не сильно отличается тематика какая то мораль одна и таже, просто суть в том что как она выражена. И писала этот текс больше для школы для урока литературы (если быть придельно честным)

Давайте тоже "пройдусь" от души. Это уж точно куда удачнее будет.

Цель без энергии это глупость. Такая же неразвитость, такая же ограниченность.

Такая же победа плохого над хорошим, отсутствие чуткости, внимательности, наблюдательности.

В ваших ответах столь же мало чуда, сколь его много в самих стихах

Сколь удивительны стихи, сколь же абсолютно предсказуемы, типичны и стандартны ответы. И вы это делаете, и вы это - любите!

Вам как и многим подростком неважно на яркость в себе и вам дороже приземленность и низменность

Оставайтесь, чем любите!

Про бездействия нет и строки так же и нет энергии, нет и больбы добра и зла, тем более победа хорошого над плохим и чем все предсказуемо

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Вопросы 1. 2. 3. Мировое значение и национальное самоопределение русской литературы XIX века. Периодизация. Общая характеристика эпохи и литературного процесса первой трети ХIХ века. Общая характеристика эпохи и литературного процесса второй трети ХIХ века.

4. Художественная специфика русского реализма. 5. Разновидности критического реализма. 6. Расцвет русского романа. 7. «Журнальная» проза. Критическая мысль эпохи.

Периодизация русской литературы XIX в. 1. Русская литература 1 ой трети XIX в. В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, поэтыдекабристы (В. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев), И. А. Крылов, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, поэты-любомудры (Д. В. Веневитинов, А. С. Хомяков, С. П. Шевырёв), Е. А. Баратынский, А. А. Дельвиг, П. А. Вяземский, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь.

Периодизация русской литературы XIX в. 2. Русская литература 2 ой трети XIX в. (1840 – 60) А. И. Герцен, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, А. Н. Островский, А. К. Толстой, А. Ф. Писемский, Н. Г. Чернышевский, М. Е. Салтыков. Щедрин.

Периодизация русской литературы XIX в. 3. Русская литература последней трети XIX в. (1870 -90) Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, Г. И. Успенский, П. И. Мельников-Печерский, Д. Н. Мамин. Сибиряк, В. М. Гаршин, В. Г. Короленко, А. П. Чехов.

Особенности русской литературы 1 ой трети XIX в. : § § § поиски новых, национальных сюжетов, тем и поэтических форм; движение к самобытности русского народа; сохранение инерции классицистского художественного мышления; влияние на литературный процесс сентиментализма; приближение новой литературной эпохи - романтизма (В. А. Жуковский);

Особенности русской литературы 1 ой трети XIX в. : § § развитие сатирической поэзии П. П. Сумарокова, А. Е. Измайлова и др. ; ощущение духовного единства нации и вера в великое будущее русского народа; провозглашение мыслей о необходимости «вникать в характер российского народа, в дух российской древности и потом в частные характеры наших древних героев» ; появление басен (И. А. Крылов).

Общая характеристика эпохи и литературного процесса второй трети ХIХ в. «Революция на пороге России. Но, клянусь, она не проникнет в Россию, пока во мне сохранится дыхание жизни» Николай I (1825 -1855) (из речи императора после событий 14 декабря 1825 года).

Основные направления философской мысли эпохи: Славянофильство - мыслители и публицисты (А. С. Хомяков, И. В. и П. В. Киреевские, И. С. и К. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин): n идеализировали допетровскую Русь, настаивали на ее самобытности (крестьянской общине, православии) n предлагали мирный путь общественных преобразований в стране.

Основные направления философской мысли эпохи: Западничество - историки и литераторы (И. С. Тургенев, Т. Н. Грановский, С. М. Соловьёв, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин). n сторонники европейского пути развития n выступали за проведение политических и социальных реформ сверху мирным путем.

Основные направления философской мысли эпохи: Радикальное направление - революционнодемократическое (журналы «Современник» , «Отечественные записки»: В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Некрасов). n сторонники европейского пути развития n считали, что революционные потрясения неизбежны.

Эпоха Александра II (1856 – 1881) «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само начнёт отменяться снизу» (из речи императора 30 марта 1856 года). Александр II (1856 -1881)

Художественная специфика русского реализма Русская литература первой половины ХIХ века 1825 год Русская литература второй половины ХIХ века 1880 -990 г. г.

Своеобразие русской прозы ХIХ века А. С. Пушкин: представление о Законе, закономерностях, обусловливающих состояние мира, общественных укладов, место и значение человека, его самобытность и связь с целым. М. Ю. Лермонтов: отстаивание прав человеческой личности, вражда с законами общества, ложью, лицемерием. Н. В. Гоголь: мир, далекий от представлений о законе, пошлая повседневность, в которой изуродованы все понятия о чести и морали, совести.

Русская литература II п. ХIХ века. «Натуральная школа» (В. Г. Белинский) Реалистическая Собственно литература: натуралистическая: Некрасов Даль Тургенев Бутков Гончаров Григорович Герцен Решетников и др. Достоевский Салтыков Островский Аксаков и мн. др.

Значение «Натуральной школы»: 1. подвела итог художественным начинаниям Пушкина, Грибоедова, Крылова, Гоголя и Лермонтова; 2. подтвердила закономерность перехода от романтизма к реализму; 3. положила начало расцвету социальнопсихологического анализа в русской литературе;

4. заложила традиции острого обличения всех устоев существовавшего правопорядка; 5. способствовала объединению наиболее талантливых писателей вокруг изданий реалистической ориентации (журналы «Отечественные записки» , «Современник» ; 6. упрочила читательский интерес к изображению реальной действительности;

7. воспитала писателя и читателя нового типа; 8. содействовала вытеснению господствовавшего в русской литературе романтизма; 9. кардинально изменила структуру литературного процесса, расчистив место для критического реализма; 10. способствовала существенному изменению системы жанров.

Типологические разновидности русского реализма 1. По тематической принадлежности произведения из дворянской, купеческой, чиновничьей, крестьянской жизни 2. По жанровой отнесенности: n семейно-бытовые, хроникальные жанры – С. Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» ; n усадебный роман И. А. Гончаров «Обыкновенной истории» , И. С. Тургенев «Дворянское гнездо» ; n общественно-социальный роман. (И. А. Гончаров «Обломов» , И. С. Тургенев «Отцы и дети» n

3. По методологическому признаку n отражает формы самой жизни – И. С. Тургенев, И. А. Гончаров (1840 -60 -ые) n сатирический, гротесковый – Н. В. Гоголь, М. Е. Щедрин, в образах Островского, Сухово. Кобылина, Лескова (1840 -60 -ые) n «философско-религиозный» , «этикопсихологический» - Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, элементы у Гаршина, Успенского, Лескова (1860 -70 -ые).

Сторонники «Чистого искусства» (Фет, Тютчев, А. К. Толстой, Полонский, Майков) 1. под действительностью понимали весь беспредельный мир природы и субъективного начала в человеке, жизни его сердца; 2. их волновали красота самого бытия, вечные общечеловеческие ценности;

3. философствовали по поводу катастрофичности мира; 4. опирались на традицию Жуковского, возрождали его поэтику и, следовательно, романтизм.

История становления романа Торжество романа относится в Западной Европе к XVIII в. В Римской империи - драма в рассказе, или рассказанная драма - жанр, не входивший в жанровую типологию литературы, не подчинявшийся никаким писаным правилам (написанные по-гречески Харитоном, Ксенофонтом Эфесским и др. , написанные по-латыни - Апулеем и Гаем Петронием Арбитром).

Средние века n стихотворный рыцарский роман, относившийся к куртуазному эпосу персонажи совершают подвиги не во имя рода или вассального долга, а ради собственной славы и во имя возлюбленной (романы о короле Артуре и рыцарях круглого стола, о любви Тристана и Изольды, о поисках святого Грааля).

Эпоха Возрождения два великих романа: «Гаргантюа и Пантгрюэль» Ф. Рабле (не роман, а смеховая эпопея в традициях народной неофициальной культуры) - «Дон Кихот» М. Сервантеса, отталкивавшийся от рыцарского романа

Расцвет русского реалистического романа (1846 -1847 гг.) С 1750 г. появляются переводные романы с 1763 г. - оригинальные русские романы. Плутовской роман «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины» М. Д. Чулкова. Первый классический русский роман - «Обыкновенная история» И. А. Гончарова (1847).

Разновидности романа: 1. Реалистический роман 19 -20 в. – исследует связи человека и общества 2. Философский – ставит вечные вопросы – смысл человеческой жизни, добро и зло (Лермонтов «Герой нашего времени») 3. Социально-бытовой – уклад жизни и типичные для этого уклада характеры (Толстой «Анна Каренина») 4. Психологический – раскрывает личность со стороны внутреннего мира (Достоевский)

Основа русского реалистического романа: n n n сатирический натурализм Н. В. Гоголя; старый сентиментальный реализм Жорж Санд; классический реализм Пушкина и Лермонтова; эволюция московских кружков в 30 -40 -е г. ; критические статьи Белинского (1841 -1845 гг.).

Черты русского реализма: n n убедительные реалистические формы для описания обыкновенного человека; сочувственное отношение к человеку, независимо от классовой принадлежности; пристальное внимание к деталям окружающей обстановки, внешности и физического поведения персонажа; введение в художественную литературу пошлых, низменных, неприятных и неприглядных аспектов жизни;

Черты русского реализма: n n сатирическое отношение к существующим формам жизни; пренебрежение к конструкции и увлекательности рассказа, концентрация на внесюжетном интересе, на характерах и самоанализе; стилистическая простота, постоянное стремление сделать стиль незаметным и ненавязчивым сюжеты из современной или почти современной русской жизни.

«Журнальная» проза Демократическое крыло («Современник» , «Русское слово» , «Колокол» , «Голоса из России» и др.). Либеральное крыло («Русский вестник» , «Отечественные записки» , «Библиотека для чтения» , «Москвитянин» , «Русская беседа» и др.) В журнальной полемике решались вопросы о судьбах культуры, искусства. Шла борьба между двумя направлениями литературного творчества – «натуральной школой» и «чистым искусством»

Журнальная полемика 1860 -х г. Сторонники «чистого искусства» , т. н. «органическая критика» (Аполлон Григорьев, Дружинин, Боткин): искусство обращается к вечным, общечеловеческим проблемам – добра, красоты; n условие для искусства - художественность, мастерство; n гармония формы и содержания. n

Журнальная полемика 1860 -х г. Программа «натуральной школы» , т. н. «реальная критика» (Добролюбов, Чернышевский, Писарев): n литература должна сосредотачиваться на социальной проблематике; n главная тема - человек и среда; n главная ценность произведения – его проблематика; n главное – содержание, а форма – как выйдет; n герой - «человека дела» , революционер – реалист без мечтаний и рефлексий, четко знающий, чего хочет, имеющий программу действий и неуклонно следующий этой программе.

Общественно-литературные концепции журналов «Современник» - один из самых активных пропагандистов идей «натуральной школы» . Художественная программа – «Очерки гоголевского периода русской литературы» Чернышевского Н. Г. (1855 – 1856). «Русское слово» - «трибуна демократических идей» , «неприкрашенное изображение народной доли» . «Раскол в нигилистах»

Добролюбов Николай Алексеевич (1836 -1861) Ведущий критик журнала «Современник»: «Собеседник любителей российского слова» (1856); «Губернские очерки» (о книге М. Е. Салтыкова-Щедрина); «Тёмное царство» (1859) и «Луч света в Тёмном царстве» (1860)(о пьесах Островского); «Литературные мечтания прошлого года» (1858); «Что такое обломовщина? » (1859)(о романе Гончарова); «Когда же придёт настоящий день? » (1860). n Добролюбов. Н. А. , фотография 1861 г.

Писарев Дмитрий Иванович (1840 – 1868) «Схоластика ХIХ века» , «Мотивы русской драмы» (1864). «Цветы невинного юмора» (1864); «Разрушение эстетики» (1865); «Пушкин и Белинский» (1865). «Реалисты» (1864); «Базаров» (1862); «Писемский, Тургенев, Гончаров» (1861); «Новый тип» («Мыслящий пролетариат») (1865); «Погибшие и погибающие» (о Помяловском и Достоевском) (1866); «Генрих Гейне» (1867)

План-конспект урока по литературе по теме: Введение. Историко-литературный процесс и периодизация русской литературы. Самобытность литературы.

Организация: Государственное образовательное учреждение Республики Хакасия среднего профессионального образования «Черногорский горно-строительный техникум»

Цели:

    Раскрыть своеобразие русской классической литературы 19 века.

    Помочь студенту быть постоянно включенным в процесс мыслительной деятельности.

    Усложнение смысловой функции речи студентов.

    Научить студентов обобщать и систематизировать материал.

Задача: Обеспечение эмоциональной сопричастности студентов к собственной деятельности и деятельности других.

Тип урока: Сообщение знаний и умений.

План:

    Периодизация русской литературы.

    Самобытность литературы.

«Только молодые могут называть старость временем покоя»

(С. Лукьяненко)

Ход урока:

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний и умений: вопросы по школьной программе.

    1. «До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в 19 в., но и поражающее разнообразие их» (М. Горький).

Как вы понимаете эти слова?

    1. О каких талантливых поэтах и писателях говорит М. Горький? (Конечно о таких известных писателях и поэтах, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, которые вошли в «золотой век» русской литературы; И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и др.).

  1. Новая тема. Слово учителя.

    1. Введение. Словарь:

Вопросы к студентам:

Что обозначает слово интеллигенция?

Что обозначает слово идеал?

Что обозначает слово разночинец?

Что обозначает слово революционер?

Что обозначает слово либерал?

Интеллигенция – люди умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры.

Идеал – Совершенное воплощение чего-нибудь (иными словаи – это лучшее, что есть).

Революционер – человек, который производит переворот, открывает новые пути в какой-нибудь области жизни, в науке, в производстве.

Разночинец – в дореволюционной России: выходец из мелкого чиновничества, занимающийся умственным трудом. Разные чины: учителя, врачи, инженеры и т.д.

    1. Историко-литературный процесс.

В России литература всегда была в союзе с освободительным движением. Бесправное положение одной части населения (крестьян) на фоне необременительной жизни дворянского сословия способствовало привлечению внимания к проблеме крепостного права со стороны просвещенных и гуманных представителей образованного слоя, побуждала у них сочувствие и сострадание. В первую очередь это относилось к писателям.

Неизбежные столкновения, идейные конфликты таились в самой сущности русской жизни, и писатель, проникавший в эту сущность, не мог не заметить их. Многие русские писатели не разделяли революционных убеждений. Все, однако, сходились на том, что в России необходимы коренные перемены. Запад успел уже пройти ряд революционных потрясений, а Россия еще не знала их. Революции, отгремевшие на Западе, принесли людям больше разочарований, чем радостей. Лучшие надежды оказались неоправданными.

Величайшее новаторство русской литературы – в сплетении её судеб с судьбами русской революции. Уже к концу 19 столетия Россия накопила такое количество энергии, каким никогда, ни в какое время не располагало человечество. И это было засвидетельствовано русской литературой.

Пушкин придал русской литературе одновременно общенациональный и общечеловеческий характер. Пушкин – единомышленник первого поколения русских революционеров.

Основные положения особенностей литературного процесса второй половины 19 века:

1) Россия стоит перед выбором дальнейших путей развития, основные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?». Решительная демократизация художественной литературы. Гражданский пафос литературы.

2) Специализация литературы: Гончаров, Толстой – эпики, Левитов, Успенский – очеркисты, Островский – драматург и др.

3) Сюжеты романов просты, локальны, семейственны, но через сюжеты художники слова поднимаются до проблем общечеловеческих: взаимосвязь героя с миром, взаимопроникновение стихий жизни, отречение от личного блага, стыд за собственное благополучие, эпический максимализм, нежелание участвовать в несовершенстве мира.

4) Новый герой отражает состояние личности в эпоху общественных преобразований; он, как вся страна, стоит на пути к самосознанию, пробуждению личностного начала. Герои разных произведений (Тургенева, Гончарова, Чернышевского, Достоевского) полемичны по отношению друг к другу, но эта черта их объединяет.

5) Повышенные требования к личности человека. Самопожертвование – национальная черта. Благо других – высшая нравственная ценность. Личность, по Толстому, представляет в виде дроби:

нравственные качества

Самооценка

6) Источник русской силы и русской мудрости и Толстой, и Чернышевский видят в народном чувстве. Судьба человеческая в единстве с судьбой народа не оборачивалась принижением личностного начала. Наоборот, на высшей стадии духовного развития герой приходит кнароду (роман-эпопея «Война и мир»).

3.3. Периодизация русской литературы.

1 период: 1825-1861 – дворянский;

2 период: 1861-1895 – разночинский;

3 период: 1895-… пролетарский.

Крестьянские волнения прокатились по всей стране. Вопрос освобождения крестьян стал очень актуальным. Подъем крестьянского волнения вызвал подъем общественного мнения. С 1859 года выделяются 2 исторические силы: революционеры-демократы, либералы.

    1. Самобытность литературы.

Вторая половина 19 века – «золотое» время, но в отличие от первой половины, вторая половина имеет свои особенности, связанные с социальными условиями. В литературе первой половины 19 века герой был дворянин – «лишний» человек, который подошел к великим делам, но был испорчен воспитанием. К началу второй половины 19 века дворянство исчерпало свои прогрессивные возможности, стало возрождаться: Печорин, Онегин превратились постепенно в Обломова.

Дворянство уходит со сцены политической борьбы. На смену им приходят разночинцы. Выход на сцену политической борьбы разночинцев произошел не без заслуги русской литературы. Русская литература – это литература общественной мысли.

А также перед мыслящими людьми постоянно возникали многочисленные «почему», относящиеся к общественной жизни, и к человеческим отношениям. Литература пошла по пути всестороннего исследования жизни.

В литературе 19 века тесно переплетаются стили и взгляды, художественные средства и художественные идеи. В результате взаимодействия всех этих направлений в России начинает формироваться реализм как совершенно новая ступень познания литературой человека и его жизни. Родоначальником этого направления считается А.С. Пушкин. Его основа – принцип жизненной правды, которым руководствуется художник в своем творчестве, стремясь дать полное и верное отражение жизни. В основе критического реализма лежали положительные идеалы – патриотизм, сочувствие угнетенным народным массам, поиски положительного героя в жизни, вера в светлое будущее России.

    Закрепление.

Вопросы для закрепления:

    1. Назовите основные положения особенностей литературного процесса второй половины 19 века?

      Назовите периоды русского освободительного движения?

      В чем заключается самобытность русской литературы?

  1. Домашнее задание:________________________________________________________________________________________________________________

    Оценки, выводы.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!