Тема воспитания (по повести Л.Н. Толстого «Детство»)

/ / / Образ Петра Александровича в повести Толстого «Детство»

Главным героем автобиографичной повести Льва Николаевича Толстого является Николенька Иртеньев, мальчик десяти лет, воспитывающийся в дворянской семье.

Его отца, о котором пойдет речь, зовут Петром Александровичем. Человек этот серьезный и суровый, его отличает крутой нрав. Служил он поручиком гвардии, сейчас же в отставке.

Мальчик вот так описывает внешность своего отца: большие жилистые руки, высокий рост, стать, интересная походка мелкими шажками, маленькие глаза, лицо с постоянной улыбкой, большой орлиный нос, неправильные, но приятно сложенные губы, лысина во всю голову. У Петра Александровича есть и еще одна специфичная черта, только уже в произношении, – пришептывание.

Петр Александрович, как и любой другой бывший военный, одевался, не следуя моде, но с изящностью и оригинальностью. Основными составными частями его костюма были: дорогое белье, широкое платье из легкой ткани, манжеты и воротнички. Такая одежда очень шла его высокой и хорошо сложенной фигуре. Все движения Петра Александровича отличались спокойствием и самоуверенностью.

В жизни отца Николеньки были две страсти – карты и женщины. Он выигрывал и проигрывал, но не переступал ту черту, за которой шла потеря всего состояния и нищета. А вот что касается женщин, то Петр Александрович имел такое число связей, которое не поддается подсчетам, причем с представительницами прекрасного пола разных сословий.

Свою жену, Наталью Николаевну, он постоянно обманывал, с ее мнением нисколько не считался, она же слепо ему верила, ждала и скучала.

Петр Александрович, как и его жена, любил музыку, исполнял романсы под собственный аккомпанемент на фортепиано. Причем, его привлекали цыганские песни или некоторые мотивы из опер, а вот Бетховен, по его словам, нагоняет сон, тоскливо становится от его сонат.

Детей Петр Александрович очень любил, он старался дать им воспитание, достойное дворянского происхождения. не может до конца понять отца, он представляется мальчику загадочным. Но ребенок отдает должное красивой внешности родителя.

Семья Иртеньевых во время тех событий, которые разворачиваются на страницах повести «Детство», живет в деревне. Но однажды Петр Александрович ставит мальчишек в известность, что они поедут жить к бабушке в Москву. Расставание с маменькой сильно огорчало Николеньку, ведь он был очень к ней привязан.

Хотя время – лучший лекарь, и братья быстро привыкли к новой жизни. Мальчишки нашли новых друзей, к ним стали приходить новые учителя. Однако, безоблачному детству не суждено было долго длиться: серьезно заболела Наталья Николаевна. Отец повез детей увидеться с больной маменькой.

Поездка выдалась печальной: Наталья Николаевна не вставала и уже ничего не видела. Но попросить благословения для своих любимых сыновей она все же успела. Молодая женщина умерла в муках. Иртеньев после ее похорон окончательно перевез семью в Москву. Иногда они наведывались в деревню. Николенька во время таких приездов всегда навещал могилу горячо любимой маменьки.

Глава I. Описание живущего в семье дворян-Иртеньевых пожилого-учителя, немца Карла Ивановича Мауера. Николенька Иртеньев (мальчик, от лица которого ведётся повествование «Детства») испытывает к этому одинокому, чудаковатому человеку чувство сострадания и жалости.

Глава II. Литературный портрет тихой и доброй матери Николеньки.

Глава III. Николенька слышит разговор своего отца с приказчиком имения, Яковом Михайловым. Отец сообщает Николеньке и его брату Володе, что собирается поехать в Москву, к бабушке, и взять их с собой, а мать останется в имении. Из слов отца Николенька понимает, что Карла Ивановича в связи с этим переездом собираются уволить.

Глава IV. На уроке у Карла Ивановича Николенька не может удержаться от слёз при мысли о предстоящей разлуке с матерью. Карл Иванович уже знает о своём увольнении. Он горько жалуется дядьке-воспитателю детей, Николаю, на то, что господа не ценят его заслуг. Последней фразой в тетрадях мальчиков старый учитель велит написать: «Из всех пороков самый ужасный – это неблагодарность».

Глава V. В имении появляется юродивый странник Гриша, который зиму и лето ходит босиком, посещает монастыри и говорит загадочные слова, принимаемые некоторыми за предсказания. В этот раз Гриша как будто предчувствует, что дом Иртеньевых вскоре посетит беда.

Отец Николеньки относится к Грише скептически, считая его шарлатаном. Мать же очень уважает нищего странника.

Глава VI. По приказу отца дворовые псари готовят выезд семьи Иртеньевых на охоту.

Глава VII. Семейство едет охотиться вдоль осеннего поля. Отец велит Николеньке стать с собакой Жираном в засаду на зайца, которого выгонят к ним другие псы. Николенька так волнуется, что, увидев зайца, спускает на него Жирана прежде времени – и упускает добычу.

Глава VIII. После охоты семья Иртеньевых обедает в тени берёз. Сёстра Николеньки, Любочка, и дочь гувернантки, Катенька, предлагают мальчикам поиграть в Робинзона, но повзрослевший Володя уже не хочет заниматься «детскими глупостями».

Лев Толстой. Детство. Аудиокнига

Глава IX. Наклонившись с другими детьми рассмотреть червячка, Николенька вдруг замечает, как хороша шейка Катеньки. Охваченный чем-то вроде первой влюблённости он целует её, а на обратном пути к дому старается вихрем пронестись перед Катей верхом на лошади.

Глава X. Описание характера отца Николеньки. Самоуверенный и статный мужчина, он более всего предан в жизни двум страстям: карточной игре и женщинам. Не быв никогда человеком очень большого света , он, тем не менее, своей гордостью умел внушить там уважение к себе. Человек практичный, он не следовал твёрдым нравственным правилам и мог тот же поступок рассказать как самую милую шалость и как низкую подлость.

Глава XI. Николенька видит, как в кабинет отца в большом волнении и с мрачным лицом входит учитель Карл Иванович. Через некоторое время он выходит оттуда, утирая слёзы. Затем отец Николеньки сообщает матери, что после разговора с Карлом Ивановичем решил не увольнять этого старика, к которому сильно привязаны дети, и взять его вместе с ними в Москву.

Глава XII. Спрятавшись в чулане, дети-Иртеньевы следят за горячей молитвой, которую читает перед сном юродивый Гриша, оставшийся у них ночевать. Сердечная религиозность странника производит на Николеньку незабываемое впечатление.

Глава XIII. История старой няни Иртеньевых, крестьянки Натальи Савишны. Трогательное описание её заботливости, доброты, деловитости и преданности господам, от которых она не хочет уходить, даже получив вольную и перестав быть крепостной.

Глава XIV. После трогательного прощания с матерью и дворовыми Николенька, Володя и их отец уезжают из имения в Москву.

Глава XV. Размышления Толстого о детстве в его судьбе: это пора, «когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность любви – были единственными побуждениями в жизни».

Глава XVI. В Москве Николенька, Володя и отец останавливаются в доме у бабушки по матери. Через месяц она празднует свой день рождения. Учитель Карл Иванович дарит ей искусно сделанную коробочку, оклеенную золотыми каёмками, Володя – нарисованную им картинку с головой турка, а Николенька (страшно волнуясь) – стихи собственного сочинения.

Глава XVII. На день рождения бабушки приезжает неприятная, сухопарая княгиня Корнакова, которая рассказывает, что в воспитательных целях сечёт своих детей.

Глава XVIII. Приходит на день рождения и князь Иван Иванович, человек очень знатный, но простой и великодушный. Случайно оставшись наедине с Иваном и Ивановичем и бабушкой, Николенька слышит бабушкин рассказ о том, что его отец нарочно оставил мать в имении, чтобы самому удобнее развлекаться в Москве.

Глава XIX. Поздравлять бабушку приходят и три находящихся с ней в родстве мальчика-брата Ивиных. Один из них, красивый и самоуверенный Серёжа, очень нравится Николеньке, который стремится близко подружиться с ним. Но эта симпатия слабеет, когда Серёжа и другие его братья безжалостно насмехаются над Иленькой Граппом, тихим и робким сыном бедного иностранца.

Глава XX. Вечером у бабушки ожидаются танцы. На них приезжает госпожа Валахина, привозя очень красивую 12-летнюю дочку, Сонечку. Николенька очарован ею и втайне ревнует её к Серёже Ивину за одно то, что тот её увидит. Вновь появляется и княгиня Корнакова с несколькими неприятными дочерьми и нагловатым, пустым сыном Этьеном. Тот имеет как раз такой вид, какой и должен иметь мальчик, которого секут розгами.

Глава XXI. В жажде понравиться Сонечке Николенька ищет танцевальные перчатки, но находит лишь старую перчатку Карла Ивановича с одним отрезанным пальцем. Увидев её у него на руке, гости смеются. Смеётся и Сонечка, однако это добродушное веселье лишь ободряет Николеньку: он убеждается, что все хорошо относятся к нему. Начинаются танцы. Николенька приглашает Сонечку на кадриль. Она улыбается ему. Он после танцев садится с нею рядом и пробует завести разговор по-французски.

Глава XXII. Николенька хочет пригласить Сонечку и на мазурку, однако на сей раз ему приходится танцевать с одной из уродливых княжон Корнаковых. С расстройства он путает танцевальные фигуры и едва не становится посмешищем бала.

Глава XXIII. После танцев Николенька провожает Сонечку к карете. Она предлагает ему подружиться, перейти на ты и приглашает его гулять на Тверской бульвар, куда родители часто её возят.

Глава XXIV. Николенька ложится в постель, весь в мыслях о Сонечке. Вместе с ним в комнате не спит и его брат Володя, тоже обворожённый девочкой.

Глава XXV. Через полгода, весной, к Иртеньевым в Москву приходит письмо от матери. Она сообщает, что заболела, простудившись во время прогулки, и лежит с сильным жаром. Мать выражает надежду на скорое своё выздоровление, однако во французской приписке к письму, предназначенной для одного отца, убеждает: ей не избежать скорой смерти, поэтому пусть он поторопится обратно в имение.

Глава XXVI. Николенька с отцом и братом возвращается в имение. Маменька уже так плоха, что даже не узнаёт детей. За ней помогает ухаживать приехавшая как раз погостить родственница – «Прекрасная фламандка». На следующий день маменька умирает в ужасных страданиях.

Глава XXVII. Страшное горе Николеньки. Печальные похороны, на которые собираются все деревенские крестьяне. Когда одна из крестьянок подходит к гробу проститься с покойницей, пятилетняя дочь у неё на руках пронзительно кричит в испуге от вида бледного лица усопшей. Николенька в страшном смятении выбегает из комнаты. «Мысль, что то лицо, которое за несколько дней было исполнено красоты и нежности, лицо той, которую я любил больше всего на свете, могло возбуждать ужас, как будто в первый раз открыла мне горькую истину и наполнила душу отчаянием».

Столкновение со смертью разрушает в Николеньке светлую безмятежность детства, открывая новый период его жизни.

План
Введение
В повести автор раскрывает проблему воспитания.
Основная часть
Проблема воспитания рассматривается автором в совокупности с основными темами произведения.
Главный герой повести - Николенька Иртеньев:
- воспитание и образование героя;
- воспитатели Николеньки;
- воспоминания о матери;
- отец Николеньки;
- Наталья Савишна.
Заключение
Проблема воспитания в повести решается через характеристику героев, анализ взаимоотношений.
Написав первую часть трилогии «Детство» о становлении человеческой жизни, об особенностях взросления маленького мальчика из дворянской семьи, Л.H. Толстой наряду с различными темами раскрыл в повести и проблему воспитания.
Данная проблема поставлена писателем в связи с повествованием о формировании характера, отношения к жизни, к людям у маленького человека. Проблема воспитания рассматривается Львом Николаевичем Толстым в совокупности с основными темами произведения: темой детства, формирования личности. Главный герой повести - автобиографический об-
раз. Маленький мальчик Николенька Иртеньев, сын дворянина, получает типичное для того времени домашнее воспитание и образование. Воспитательные функции в доме даны не только родителям, но и учителям, специально нанятым для получения детьми начального образования: Мими (Марье Ивановне), Карлу Ивановичу. Весь облик матушки, говорящий о ее подлинной доброте и любви к людям, свидетельствует о теплой атмосфере взаимопонимания, царящей в доме. Данная атмосфера создана заботливой хозяйкой, которая одинаково со всеми ласкова и приветлива: Карлу Ивановичу, который подошел к матушке поздороваться в гостиную перед утренним чаем, она «подала руку... и поцеловала его в морщинистый висок», Николеньку «поцеловала в глаза». Особую прелесть женскому лицу матушки придает улыбка, которая согревает всех в доме своей теплотой: «Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе». Отец, типичный представитель дворянства девятнадцатого века, в воспитании детей был по необходимости строг, уравновешен, заботился об их образовании. Обладая определенными чертами характера: гордостью, оригинальностью, светскостью - он стремился то же воспитывать и в своих сыновьях. Другие люди, с которыми жили и общались дети, также способствовали формированию личностей ребят. Требовательность, умение выделить самое главное в человеческих отношениях отличало Карла Ивановича, домашнего учителя мальчиков. Именно поэтому в памяти Николеньки Иртеньева сохранился эпизод, связанный с одним из уроков чистописания, когда после разговора с отцом мальчиков Карл Иванович продиктовал фразу о том, что самый тяжкий из пороков - неблагодарность. Своим отношением к людям, бескорыстной любовью и самопожертвованием воспитывала детей ключница Наталья Савишна. Она излучала добро, теплоту.
Таким образом, поставленная в повести Л.H. Толстого «Детство» проблема воспитания решалась писателем по- разному: через характеристику героев, их поступков, анализ взаимоотношений между людьми в доме, где росли дети, через описание каких-либо бытовых ситуаций.

В творчестве Льва Николаевича Толстого намечаются два основных направления, два русла развития детской темы. Первая группа - это произведения о детях, его трилогия «Детство. Отрочество. Юность». Трилогия явилась очень важным событием для развития детской темы в русской литературе и оказала колоссальное влияние на формирование темы детства в творчестве В.Г. Короленко, Д.В. Григоровича, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.П. Чехова, А.И, Куприна. Другая несомненная заслуга Л.Н. Толстого состоит в создании им развёрнутого цикла произведений для детей, к которым относятся «Азбука», «Новая азбука», «Книги для чтения» и повесть «Кавказский пленник».

Толстому первому принадлежит попытка выработки универсального языка детских произведений - лаконичного, ёмкого, выразительного, и особого стилистического устройства детской прозы, учитывающего тип и темпы психологического развития ребёнка. В языке его нет подделок под народный язык и язык детей, зато широко представлены народно-поэтические зачины и конструкции, а тщательный отбор лексики сочетается в нём со специальной, с учетом возраста адресата, организацией речи повествования.

В трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» повествование ведется от лица его главного героя. Однако рядом с детским и юношеским образом Николеньки Иртеньева в трилогии дан четко очерченный образ авторского «я», образ взрослого, умудренного опытом жизни «умного и чувствительного» человека, взволнованного воспоминанием о прошлом, заново переживающего, критически оценивающего это прошлое. Тем самым точка зрения самого Николеньки Иртеньева на изображаемые события его жизни и авторская оценка этих событий отнюдь не совпадают.

Ведущим, основополагающим началом в духовном развитии Николеньки Иртеньева является его стремление к добру, к правде, к истине, к любви, к красоте. Первоначальным источником этих его высоких духовных устремлений является образ матери, которая олицетворяла для него все самое прекрасное. Большую роль в духовном развитии Николеньки сыграла простая русская женщина - Наталья Савишна.

В своей повести Толстой называет детство счастливейшей порой человеческой жизни: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!. Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и силы веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность любви - были единственными побуждениями в жизни?» .

Детские годы Николеньки Иртеньева были беспокойными, в детстве он испытал немало нравственных страданий, разочарований в окружающих его людях, в том числе и самых близких для него, разочарований в самом себе. Толстой рисует, как постепенно перед Николенькой раскрывается несоответствие внешней оболочки окружающего мира и истинного его содержания. Николенька постепенно уясняет, что люди, с которыми он встречается, не исключая самых близких и дорогих для него людей, на деле вовсе не такие, какими они хотят казаться. Он замечает в каждом человеке неестественность и фальшь, и это развивает в нем беспощадность к людям. Замечая и в себе эти качества, он нравственно казнит себя. Для этого характерен такой пример: Николенька написал стихи по случаю дня рождения бабушки. В них есть строка, говорящая, что он любит бабушку как родную мать. Обнаружив это, он начинает доискиваться, как мог он написать такую строку. С одной стороны, он видит в этих словах как бы измену по отношению к матери, а с другой - неискренность по отношению к бабушке. Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя, - значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему, значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. В результате в Николеньке обогащает свой духовный мир, но тот же самый анализ разрушает в нем наивность, безотчетную веру во все доброе и прекрасное, что Толстой считал «лучшим даром детства». Это очень хорошо показано в главе «Игры». Дети играют, и игра доставляет им большое наслаждение. Но они получают это наслаждение в той мере, в какой игра кажется им настоящей жизнью. Как только утрачивается эта наивная вера, игра становится неинтересной. Первым высказывает мысль о том, что игра не есть настоящее, Володя - старший брат Николеньки. Николенька понимает, что брат прав, но тем не менее слова Володи глубоко его огорчают. Николенька размышляет: «Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что ж тогда останется?» Эта последняя фраза многозначительна. Она свидетельствует о том, что настоящая жизнь (не игра) мало доставляет радости Николеньки. Настоящая жизнь - это жизнь «больших», то есть взрослых, близких ему людей. Николенька живет как бы в двух мирах - в мире взрослых людей, полном взаимного недоверия, и в мире детском, привлекающем своей гармонией.

Большое место в повести занимает описание чувства любви в людям. Детский мир Николеньки, ограниченный пределами патриархальной дворянской семьи и наследственной усадьбы, действительно полон для него тепла и очарования. Нежная любовь к матери и почтительное обожание отца, привязанность к чудаковатому добряку Карлу Ивановичу, к Наталье Савишне, убеждение, что все окружающее существует только для того, чтобы «мне» и «нам» было хорошо, детская дружба и беспечные детские игры, безотчетная детская любознательность - все это вместе взятое окрашивает для Николеньки окружающий его мир в самые светлые, радужные тона. Но в то же время Толстой дает почувствовать, что в действительности этот мир полон неблагополучия, горя и страдания. Автор показывает, как мир взрослых людей разрушает чувство любви, не дает ему возможности развиваться во всей чистоте и непосредственности. отношение Николеньки к Илиньки Грапу отражает дурное влияние на него мира «больших». Илинька Грап был из небогатой семьи, и он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева. Дети уже были способны проявлять жестокость. Николенька не отстает от своих друзей. Но тут же, как всегда, испытывает чувство стыда и раскаяния.

Окружающий Николеньку мир действительных отношений усадебной и светской жизни раскрывается в «Детстве» в двух аспектах: в субъективном, т.е. в том виде, в котором он воспринимается наивным ребенком и со стороны своего объективного общественно-нравственного содержания, как оно понимается автором. На постоянном сопоставлении и столкновении этих двух аспектов и строится все повествование. Образы всех действующих лиц в повести группируются вокруг центрального образа - Николеньки Иртеньева. Объективное содержание этих образов характеризуется не столько отношением к ним самого Николеньки, сколько тем действительным влиянием, которое они оказали на ход его морального развития, о чем сам Николенька еще не может судить, но весьма определенно судит автор. Наглядным примером того служит подчеркнутое противопоставление детского отношения Николеньки к Наталье Савишне авторскому воспоминанию о ней. «С тех пор, как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их…» - это уже говорит автор, а не маленький герой . Что же касается Николеньки, то ему «и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка». Николенька «так привык к ее бескорыстной нежной любви., что и не воображал, чтобы это могла быть иначе, нисколько не был благодарен ей». Мысли и чувства Николеньки, наказанного Натальей Савишной за испачканную скатерть, проникнуты барским высокомерием, оскорбительным барским пренебрежением к этой «редкой» «чудесной» старушке: «Как! - говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез, - Наталья Савишна. просто Наталья, говорит мне ты, и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!» Однако несмотря на пренебрежительное отношение и вопреки невниманию Николеньки к Наталье Савишне она дана как образ человека, оказавшего едва ли не самое «сильное и благое влияние» на Николеньку, на его «направление и развитие чувствительности».

В совершенно ином отношении к моральному развитию Николеньки дан в повести образ его отца Петра Александровича Иртеньева. Совершенно не соответствует восторженное отношение Николеньки к отцу, проникнутое глубочайшим уважением ко всем его словам и поступкам, авторской оценки этого человека. Наглядным примером того служит явно отрицательная характеристика, данная Петру Александровичу Иртеньеву от автора в главе «Что за человек был мой отец?». Именно этой отрицательной авторской характеристике, а не детским оценкам Николеньки отвечает реальное содержание образа Петра Александровича, находящее тонкое выражение в трагизме матери, в недоброжелательстве бабушки к недостойному мужу обожаемой дочери. Как и другие образы взрослых людей, окружающих Николеньку, образ отца раскрывается не в его собственном развитии, а через развитие Николеньки, по мере своего возмужания постепенно освобождающегося от детских иллюзий. Образ отца, постепенно падающего все ниже и ниже в глазах подрастающего сына, играет очень важную роль. Взятый сам по себе, этот образ строится на противопоставлении блестящей светской репутации Петра Александровича и аморальности, нечистоплотности его внутреннего облика. За внешним обличием Петра Александровича, обаятельного светского человека, любящего мужа и нежного отца, скрывается азартный картежник и сластолюбец, обманывающий свою жену и разоряющий своих детей. В образе отца с наибольшей глубиной раскрывается безнравственность светского идеала comme il faut. В ряд с образом отца Николеньки ставятся в повести и все другие образы типичных представителей дворянского света: старший брат Володя, во многом повторяющий образ отца, бабушка с ее самодурством и высокомерием, князь Иван Иванович, отношения с которым заставляют Николеньку испытать унизительность зависимости от богатого родственника, семья Корнаковых - образец бездушия светского воспитания детей, и надменные, самодовольные барчуки братья Ивины. Воплощенная во всех этих образах аморальность светских нравов и отношений раскрывается перед нами постепенно по мере постижения ее Николенькой Иртеньевым.

В «подробностях чувств», в «тайных процессах психической жизни человека», в самой «диалектике души» ищет и находит Толстой выражение типического и раскрывает это типическое в бесконечном многообразии его индивидуальных проявлений. «Детство» до сих пор сохраняет все свое художественное и познавательное значение глубоко реалистической картины дворянского быта и нравов 30-40-х годов прошлого века, проникновенного изображения сложного процесса формирования человеческой личности и того влияния, которое оказывает на этот процесс социальная среда.

Главной темой первой части трилогии стала тема детства. Повествование в повести ведется от первого лица, от имени Николеньки Иртеньева, маленького мальчика, рассказывающего о собственных поступках, личностном восприятии жизни. Впервые в русской художественной литературе картины детства даны глазами ребенка.

Автобиографический герой сам действует, совершая определенные поступки, сам дает им оценку, сам делает выводы. Описывая родителей, Николенька отмечает самые характерные черты, которые запечатлелись в восприятии мальчика на долгие годы. Например, вспоминая матушку, герой представляет «ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь». Характеризуя отца, мальчик отмечает его неуловимый характер человека прошлого века, врожденную гордость, статный рост.

Тема детства раскрывается писателем и через отношение героя к людям, которые его окружают в повседневной жизни: к Карлу Ивановичу, учителю немецкого языка, к Наталье Савишне, няне и ключнице. Любя и уважая отца, Николенька с пониманием и теплотой относится и к Карлу Ивановичу, сочувствуя его горю, видя его боль. Оскорбив Наталью Савишну, мальчик чувствует угрызения совести: «У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда» . Давая оценку собственным поступкам, главный герой раскрывает свой внутренний мир, характер, отношение к жизни. Тема детства характеризуется автором и через описания различных житейских ситуаций, в которых оказывается мальчик: происшествие со скатертью, которую испортил Николенька, домашний урок чистописания под руководством строгого Карла Ивановича.

Только в главе «Детство» - этой самой ранней поре человеческого взросления, становления - дается авторская оценка, писатель пишет о том, что детство - счастливейшая пора в жизни любого человека, и именно детские воспоминания «освежают, возвышают… душу и служат… источником лучших наслаждений». Закономерен вопрос автора о том: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве?» .

Итак, тема детства раскрывается писателем через характеристику главных героев повести, их характер, поступки, взаимоотношение между собой.

Отец Николеньки – Петр Александрович, является второстепенным героем произведения Льва Николаевича Толстого «Детство». Несмотря на то, что отец не является главным персонажем в рассказе, он сыграл значительную роль в жизни своего сына Николеньки и в значительной мере повлиял на его мировоззрение и дальнейшую жизнь.

Отец главного героя повести – дворянин и помещик. У семьи маленького Николая во владении несколько имений. Его звание – отставной поручик гвардии и автор повести говорит, что он остался им навсегда.

Что касается внешности персонажа, то Толстой описывает его большой рост, большие руки и большой орлиный нос. На этом сильном телосложении выделяется описание маленьких глаз и странная походка – маленькими шажками. Автор также подчеркивает, что герой одевается не по последней моде, но с изяществом и оригинальностью.

Отец Николая – очень самоуверенный человек, ему присущ характер «любезности и разгула». Самые любимые на свете вещи, которые любит отец Николеньки – это карты и женщины. За свою жизнь он выигрывал миллионы и имел, наверное, также миллион связей с самыми разными женщинами. Он прослыл удачливым человеком, но, помимо фортуны и крупных выигрышей, частенько к нашему персонажу приходит неудача, и тогда он проигрывает довольно крупные суммы.

Персонаж врет своей доверчивой жене. А она ему верит. Кроме того, ее почему-то совсем не огорчают потери крупных сумм денег, которые зачастую проигрывает в карты ее любимый и честный (по ее мнению) муж.

В обществе персонажа считают очень порядочным и благородным человеком, добрым и очень хорошим мужем. Он просто умеет нравиться людям, независимо от их положения в обществе. Если уж ему хотелось кому-то понравиться, то это для него было проще простого. Несмотря на то, что он не относился к большому свету, среди людей того общества он был очень уважаем.

У Петра Александровича есть связи в обществе. Часть он приобрел в молодости, а часть ему досталась благодаря своей матери.

Петр Александрович – очень чувствительный человек. Зачастую, читая книгу, он мог прослезиться на каком-нибудь особенном моменте.

Отец маленького Николая очень любит музыку, он иногда поет и подыгрывает себе на фортепиано. Ему нравятся песни, романсы и некоторые мотивы из опер, а от Бетховена его клонит в сон.

Герой, в отличие от матери Николеньки, не любит помогать юродивым и говорит своей жене, что все они «на один покрой».

2 вариант

Пётр Александрович приходится отцом Николеньке. Он персонаж второстепенный, но от этого не менее важный, чем мать Николая. Он оказал большое влияние на воспитания своего сына, а также на его мировоззрение и дальнейший образ жизни.

Отец - помещик и дворянин. Под его надзором находится некоторое количество имений и деревней. В армии он дослужился до отставного гвардейского поручика. С этим званием он остался на всю жизнь.

Описывая его внешность, автор выделяет могучее телосложение, высокий рост, крепкие руки и нос как у орла. На этом фоне сильного человека выделены небольшие глаза и странная поступь маленькими шагами. Толстой также отмечает, что Пётр хоть и не соответствует последнему крику моды, но одевается со вкусом и как-то по-особенному.

Пётр человек самонадеянный. В его жизни есть две самые излюбленные вещи. Таковыми являются женщины и игра в карты. За всё своё время существования он наверное выиграл не один миллион, а также связывался с множеством женщин. В общественных кругах он удачливый игрок. Фортуна часто приходила ему на помощь. Но бывало и наоборот, и тогда уже он проигрывал очень большие суммы денег.

Свою жену он постоянно обманывает. Но она ему вполне доверяет и даже не догадывается, что муж нагло врёт. И её совсем не заботит то, что Пётр время от времени проигрывает крупные деньги. Она уверена в том, что её муж честный человек.

Общество же, считает Петра Александровича добропорядочным и хорошим человеком. А как мужа, его относят к доброму, верному и честному. По своей природе он может понравиться человеку вне зависимости от того, какое общественное положение он занимает. Для него нет ничего более простого, чем просто быть приятным для какого-либо человека. Конечно, он не был известен в кругах высшего светского общества. Но зато в тех кругах, в которых он пребывал, его полностью уважали и почитали. Помимо этого у Петра есть прочные общественные связи, коих немало. Некоторые из них он приобрёл ещё будучи молодым, а другие достались ему после матери.

Он человек чувствительный. Например, когда он читал какое-либо произведение, он мог не сдержать своих эмоций.

В отличие от своей жены, он не собирается помочь юродивым. Петр считает, что все они одинаковые попрошайки.

Сочинение Отец в произведении Детство

В данном произведении отец мальчика Николеньки, это Петр Александрович. Он ранее служил в армии, был военным, сейчас в отставке. Это немолодой мужчина с большой залысиной на голове, еще одна из его отличительных характеристик привычка подергивать плечом, тихий разговор, переходящий на шепот. Кроме этого у Петра был орлиный нос и маленькие глаза.

Вся внешность смотрелась незаурядно, выглядит он как все люди, особое внимание к себе привлекал умением общаться с людьми. Так же благодаря тому, что в его владении было несколько имений, он был достаточно богатым человеком. Поэтому часто бывал на балах и различных светских мероприятиях.

Одежда была подобрана добротно и аккуратно, вся фигура Петра Александровича выражала аристократическую сдержанность и изящность. Костюмы не были модными, но выглядели очень элегантно, манера держать себя и общаться с другими людьми, сразу выдавала в нем истинного дворянина.

В характере этого персонажа собраны рыцарские качества и разгульный образ жизни золотой молодежи. Он любит азартные игры, особенно карты, общается с разными женщинами, хотя и женат. Его жена не подозревает об изменах мужа, она верит, что он искренний и честный семьянин.

Играя в карты, Петр проиграл огромные суммы денег, но выигрыши тоже есть, поэтому они живут не бедствуя. Репутация при этом у него великолепная, его уважают в обществе. Его ценят, любят жена и дети, в обществе высказываются как о порядочном семьянине и гражданине своей страны.

Кроме того, что состояние Петра Александровича, является внушительным, он обладает еще и большим количеством связей. Эти связи он получило по каналам отца и от друзей, с которыми познакомился во время учебы.

В то же врем герой очень сентиментален и чувствителен, во время чтения романов, в некоторых сюжетных линиях его пробирает слеза. Так же он умеет играть на фортепиано и петь. Любит песни, которые написал его друг, цыганские мотивы, некоторые романсы. К классической музыке совершенно безразличен, играет сам и поет.

Петр Александрович очень любит общество, он постоянно, где то в центре внимания, любит шумные сборы и полные залы людей. Его эпицентр, это общество, он постоянно на виду, любит все, что предлагают на званых балах и раутах. Он живет ради того, чтоб получать от жизни больше удовольствий и приятных вещей.

Своего мнения у него нет, он любит все то, что все любят. Так же и с семьей, она у него есть потому, что есть у всех. Характер героя непонятен и изменчив, все плохое он прячет глубоко внутри, а наружу выставляет красивую внешность и свои тонкие манеры. Его главная любовь в жизни, это публичность, он один из тех, кто не может жить без одобрения общества.

Кохання це велике почуття, яке може охопити кожного, але не всі зможуть відчути справжню силу кохання. Кохати – це значить розуміти кохану людину лише за поглядом, бажання бути поряд.

  • Сочинение Утро изменившее жизнь После бала для 8 класса

    Иногда случается так, что один небольшой эпизод может изменить мнение о человеке и дальнейшую жизнь. Так случилось и в рассказе Л.Н.Тольстого «После бала»

  • Твір Характер людини

    Внутрішній світ людини, її відношення до подій, навколишнього середовища та інших людей називається характером. Не існує тільки поганих рис характеру, наприклад жадібність можна назвати економністю, а гордість пихатістю

  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!