Состояние рассказчика в рассказе после бала. Характеристика Ивана Васильевича из рассказа «После бала

/ / / Образ Ивана Васильевича в рассказе Толстого «После бала»

Лев Николаевич Толстой является одним из ярчайших писателей в русской и мировой литературе. Его произведениями увлекаются миллионы людей, ведь многие их них актуальны и в наши дни. Одним из выдающихся произведений Толстого является рассказ «После бала». Он подкупает читателя своей легкостью и реалистичностью. А происходит это потому, что автор писал его с реальной жизненной ситуации, которая приключилась с его братом.

Главным героем рассказа Толстого « » является Иван Васильевич. Это уже далеко не молодой человек, который пользовался авторитетом в обществе. Впервые мы встречаемся с ним в одной из гостиных, где между присутствующими разгорелся спор на философскую тему о том, что же влияет на выбор человека. Одни говорили, что на выбор влияет окружающая «среда», другие возражали этому. Иван Васильевич рассудил этот спор и сказал, что на выбор человека влияет случай. В подтверждение своих слов он рассказал одну историю, которая произошла с ним в юности.

Итак, дело было в середине 19 века, когда Иван Васильевич был юным мальчишкой. В то время он был студентом одного из провинциальных университетов. И как все студенты, жил полной жизнью: веселился, дурачился, кое-как учился. Сразу хочется отметить, что Иван Васильевич был привлекательной внешности, поэтому пользовался успехом у барышень.

В то время главный герой был влюблен в дочку полковника Вареньку. Девушка была просто прелестна. Ее статную фигуру венчала милая улыбка. На балу, который организовал отец Вареньки, Иван Васильевич ни на минуту не отходил от своей возлюбленной. Другие девушки ему были совершенно не интересны. Молодые люди танцевали весь вечер на пролет. Главный герой считал себя по-настоящему счастливым человеком. Он был готов обнять и расцеловать весь мир. Иван Васильевич думал, что все люди такие добрые и милые, что в мире нет места злу и жестокости.

В таком возвышенном настроении главный герой вернулся к себе домой. Те эмоции, которые он испытывал, не давали заснуть. Иван Васильевич отправился на прогулку. Он был опьянен своим счастьем и поэтому шел, куда глаза глядели. В голове Ивана Васильевича звучала мелодия мазурки, ему казалось, что даже проезжающие мимо лошади улыбались ему.

Приподнятое настроение главного героя оборвали звуки тревожной музыки. Иван Васильевич не заметил, как пришел к дому Вареньки. Там он увидел, как через строй солдат проводили привязанного к ружьям татарина и каждый из них бил несчастного палкой по спине. Татарин кричал и молил о пощаде, но его никто не слышал. Самым страшным оказалось то, что этой «казнью» командовал отец Вареньки, тот милый и добродушный человек, который еще несколько часов назад танцевал на балу. Теперь он был жестоким и злым тираном, который следил за исполнением наказания.

Увиденное событие произвело неизгладимое впечатление на Ивана Васильевича. Он с ужасом убежал оттуда. Ему еще долго слышались крики несчастного татарина, который молил о пощаде.

Этот случай изменил планы Ивана Васильевича на жизнь. Он отказался от военной службы. Теперь главный герой увидел совершенно другой мир, мир, который наполнен жестокостью и злобой, где каждый сам за себя. Иван Васильевич словно прозрел. Возможно, тот случай заставил его повзрослеть и посмотреть на мир глазами взрослого человека. Что касается чувств к Вареньке, то в скором времени они остыли и «сошли на нет».

АВТОР И РАССКАЗЧИК В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА» В основе рассказа Л.Н. Толстого «После бала» лежит действительное событие, о котором писа­тель узнал от своего брата. В середине 80-х годов, описывая эпоху Николая I, Толстой вспоминал о знакомом полковом командире, который «нака­нуне с красавицей дочерью танцевал мазурку на балу и уехал раньше, чтобы назавтра рано утром распорядиться прогонянием на смерть сквозь строй бежавшего солдата-татарина, засекал это­го солдата до смерти и возвращался обедать в се­мью». Сюжет рассказа «После бала» дублирует это событие. При этом писатель акцентирует вни­мание не столько на самом факте, сколько на пе­реживаниях и размышлениях человека, ставше­го невольным свидетелем произошедшего. Оче­видно, писателю были чрезвычайно близки и по­нятны переживания и духовные поиски, изобра­женные в рассказе. Лев Толстой считал, что как ни многообразны людские характеры, все они присущи каждому человеку. «Различные харак­теры, выражаемые искусством, - утверждал писатель, - только потому и трогают нас, что в каждом из нас есть возможности всех возможных характеров». Это предположение подтверждают и некото­рые данные биографии самого писателя. Молодо­му Толстому хотелось увидеть войну своими гла­зами и проверить, храбрый ли он человек. С этой целью он едет на Кавказ, а с началом Крымской войны переводится в Дунайскую армию, действо­вавшую против турок. Затем переводится в Сева­стополь, где, командуя батареей на 4-м бастио­не, проявил редкое бесстрашие. Не раз Толстого представляли к награде боевым Георгиевским крестом, но у высшего начальства он находился на плохом счету. Толстой пишет проект о перереформировании всей русской армии, где подчер­кивает тяжелые условия солдатской службы. Вскоре он вышел в отставку, записав в свой днев­ник: «Военная карьера - не моя…» Эту же мысль писатель вкладывает в уста рассказчика, пере­жившего один из драматичнейших периодов сво­ей молодости: «…не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как ви­дите, не годился». Толстой считал, что заложенное в человеке «нравственное чувство» развивается под влияни­ем природы, тогда как порочные чувства связа­ны с условиями общества, условиями света. Но не только природа противостоит «порокам» и «условиям света». Им противостоит заложенное в душе человека влечение к добру. «Цель жиз­ни есть добро. Это чувство присуще душе на­шей», - отмечает Толстой в дневнике от 30 июня 1852 года. «Влечение души есть добро ближ­них», - говорится в его дневниковой записи от 3 сентября 1852 года. Об этом же он говорит и в рассказе «После бала», написанном почти через пятьдесят лет после этих дневниковых записей, т. е. в 1903 году. Добро присуще душе главного героя-рассказчика. По ходу развития действия в рассказе «Пос­ле бала» выясняется, что это существующее в потенциале добро герой ощутил в момент влюб­ленности. Все чувства его оголены: «я был счаст­лив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Герой не понимает источник сво­его добра, объясняет свои эмоции всепоглощаю­щей любовью, способной перевернуть мир: «как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутыл­ки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви». Он настолько глубоко погружается в свои внутренние чувства, что, кажется, готов по­верить в добро всеобщее. Не потому ли у него воз­никает убеждение, что все, так же как и он, лю­буются его возлюбленной, «несмотря на то, что она затмила их всех»? Не потому ли его восхи­щает отец возлюбленной, безусловно, красивый и, безусловно, добрый. Как он заботится о доче­ри! Экономит даже на сапогах ради того, чтобы Варенька, милая красивая Варенька, могла по­явиться на этом балу во всей своей красе. В свете любви, счастья герою прекрасным представляет­ся весь мир: и хозяйка бала в фероньерке, и ее муж, и ее лакеи. Но, тем не менее, в монологе влюбленного героя присутствует некая логика и связность. Писателю интересно наблюдать, как одни чув­ства и мысли развиваются из других; как мысль, рожденная первым ощущением, ведет к другим мыслям, увлекается все дальше и дальше, слива­ет грезы с действительными ощущениями. Влюб­ленный герой не может уснуть, он бродит пустын­ными переулками, возвращаясь мысленно к собы­тиям прошедшей ночи. В его воображении еще танцует возлюбленная с отцом, еще звучит мотив мазурки. Но звучащую в душе мелодию внезапно прерывает «другая, жесткая, нехорошая музы­ка», а грациозная пара превращается во «что-то большое, черное». Он становится свидетелем ужасной экзекуции, превращающей человека во «что-то такое пестрое, мокрое, красное, неесте­ственное». И если раньше герой мог определить свои чувства, то сейчас эта определенность сменя­ется замешательством. Герой не испытывает жа­лости, но «на сердце была почти физическая, до­ходившая до тошноты тоска». Он продолжает раз­мышлять над увиденным, пытаясь пояснить про­исходящее всеобщим благом, тайным знанием. Но все эти усилия оказываются тщетными. Хотя по­ток переживаний героя все время меняется, где- то в глубине его души существует постоянная мо­ральная опора, нравственный инстинкт, подлин­ная искренность, личная правда. Постепенно этот голос непосредственной искренности, голос лич­ной правды прорывается сквозь стену всеобщей тайной правды, которая на поверку оказывается обыкновенной жестокостью.

Когда люди говорят о Л. Н. Толстом, то сразу вспоминаются замечательные эпические произведения русского классика, такие как «Война и мир» или «Анна Каренина». Но Лев Николаевич хорош и в малых формах. Когда он берется за рассказ или повесть, ему ничуть не изменяет его талант. В фокусе внимания - «После бала». В настоящей статье будет рассмотрена характеристика героев «После бала».

Сюжет

Поводом для рассказа выступает старая история, извечный вопрос: среда делает человека или человек создает среду своего обитания. Идет разговор между знакомыми людьми, и касается он личного совершенствования.

Главный герой Иван Васильевич, человек, всеми уважаемый в том кругу, где ведется беседа, рассказывает одну историю из своей жизни, которая опровергает тот факт, что человека формирует среда.

Было это давным-давно, один из главных провинциальных чиновников устраивал бал в честь последнего дня Масленицы. Приехал на бал весь провинциальный бомонд.

Иван Васильевич был тогда студентом университета из того же города. Делать было нечего, и основное развлечение - посещение подобных мероприятий. На этом балу он увидел девушку - Вареньку Б. и без памяти в нее влюбился. Танцевал только с ней. Варенька была дочерью полковника Петра Владиславовича, который вместе с супругой почтил всех собравшихся своим присутствием на празднике.

Отцу надо было уезжать домой. И на прощание он станцевал с дочерью, да так лихо, что все были в совершеннейшем восторге. Видя это, молодой Иван Васильевич проникся к старику теплыми чувствами. Полковник уехал, а молодые люди (Варенька и Ваня) все еще плясали. Под утро все разъехались. Здесь затихают события произведения «После бала». Герои рассказа не могут пока подозреваться в чем-то скверном.

Герою не спалось, и он пошел шататься по городу. Нечаянно, бессознательно пришел к дому своей зазнобы. На поле, прилегающем к дому, стоял строй солдат. Под барабанный бой и звуки флейты пускали сквозь строй беглого татарина. Его били со всего маху палками по спине. Спина уже превратилась в кровавое месиво, а сам он только повторял: «Господи, братцы, пощадите». Говорил он это тихо, потому что на крик у него уже не хватало сил.

Руководил пыткой «милый полковник», недавно отплясывающий с дочкой на балу. После этого события любовь Ивана Васильевича к Варе прошла. Каждый раз, когда он смотрел на ее лицо, он видел татарина и его спину.

Может быть, читателя утомила излишняя детализация сюжета, но его рассмотрение совершенно необходимо, дабы понять, какая характеристика героев «После бала» им более всего соответствует.

Иван Васильевич - человек, у которого проснулась совесть

Что тогда произошло с Иваном Васильевичем? Тогда, после бала, у него проснулась совесть, и он сам пробудился ото сна. Да так, что кажется его, будто кнутом стеганули, настолько внезапным было осознание низости генерала, «света», который ничем не отличается от тьмы в нравственном, моральном смысле. Итак, уже можно сказать, что первая характеристика героев «После бала» готова: главного героя можно определить как человека, у которого есть совесть.

Полковник

Здесь все уже немного сложнее. Нельзя сказать, что полковник и его дочка - люди бессовестные. Для них просто иерархия, существовавшая в России в 19-м веке, - это нормально. Нормально и то, что они после праздника могут размяться или успокоить возбужденные нервы пыткой человека. В этом нет ничего из ряда вон выходящего.

Читатель справедливо может сказать, что если уж и задумываться над тем, какая характеристика героев «После бала» (подразумевая при этом конкретно полковника), то нужно винить во всем только старого солдата. О нет, так не пойдет. Женщины полковника виноваты в его изуверствах ничуть не меньше, чем он сам. Ведь они ему не мешали их совершать.

Варенька

О дочке изувера нельзя сказать ничего плохого, но нельзя о ней сказать и хорошего. Она безликий персонаж повествования. От нее останется только одно воспоминание: была потрясающе красива, но содержательно ее трудно определить, если речь идет о раскрытии темы «Характеристика героев “После бала”».

Моральные вопросы, поднимаемые в произведении

Итак, здесь в центре проивзедения вечный спор о противоборстве личности и общества. Также автор заостряет свое внимание (и внимание читателя) на мерзости человеческого двуличия и двоедушия.

Л. Н. Толстой в этом рассказе даже косвенно дает ответ на вопрос, почему, собственно, случилась русская революция: потому что «верхи» позволяли себе такое обращение с «низами», и «низы» отомстили. Таково краткое нравственное содержание «После бала». На самом деле этот рассказ может раскрыться веером и других моральных проблем, но это уже совсем другая история.

Рассказ «После бала» невелик по объему, однако поднимает проблемы общефилософского и нравственного уровня, связанные с миропониманием Толстого, увидевшего в простом сюжете глубокое противоречие между внешним и внутренним, тем, что лежит на поверхности, и тем, что скрыто от посторонних глаз. Разлад в чувствах и поступках становится объектом пристального внимания писателя, исследующего области малопонятной человеческой души.

В основу сюжета легла реальная история, которую, по одной из версий, в пору своего студенчества Толстой услышал от своего брата Сергея. Основой будущего рассказа стал случай, который произошел с Сергеем Николаевичем. Влюбленный в дочь военного начальника – Варвару Корейш, он собирался сделать ей предложение, но увидев жестокое наказание солдата, которым командовал отец девушки, он отказался от своего намерения.

Увиденное потрясло его, а сама история долго не давала покоя Льву Толстому, воплотившему сюжет в рассказ только спустя годы. Опубликовано произведение было через год после смерти писателя.

Смысл названия

Рассказ не сразу получил свое конечное название. Толстой рассматривал несколько черновых вариантов, среди которых были «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «А вы говорите…». Результатом долгих поисков стало заглавие «После бала».

Смысл названия «После бала» неоднозначен. Толстой во многих своих произведениях поднимал проблему человека и общества. Объект его интереса — обстоятельства, влияющие на человеческие решения и поступки, а также принципы, правила и мотивы, которыми он руководствуется в выборе. С одной стороны, название подчеркивает двоедушие одного из главных персонажей, неестественность его жизни, в которой со сменой декораций происходит и изменение личности. После бала маски меняются. Меняется поведение героя, да и сама его жизнь, уродливая на изнанке, не имеющая ничего общего с блеском и великолепием титульной стороны. С другой стороны, после бала происходит и осмысление героем-рассказчиком людей, с которыми он хотел связать свою жизнь, осознание противоречивости жизни, в которой неоправданная жестокость мирно сосуществует с изящностью и мнимым благородством.

Жанр и направление

«После бала» — произведение прозаическое; написано в жанре рассказа и вырывает из контекста жизни героя одно единственное событие, ставшее переломным для него, неоднозначное как для самого персонажа, так и для читателей.

Рассказ реалистический, поскольку в основу сюжета положен реальный, даже житейский случай, отражающий внутренний мир героя и, вместе с тем, задающий социально-общественный тон.

Главные герои и их характеристика

  1. Иван Васильевич — рассказчик. Уже будучи старым, он рассказывает о событиях минувшей юности. Главный герой во времена описываемого события был провинциальным студентом, но богатым и красивым франтом. Его отличают совестливость, чувство справедливости и впечатлительность. Он не смог забыть об избиении татарина и поэтому не стал связывать свою жизнь с любимой девушкой. Молодой человек был очень эмоционален: его чуть не вырвало, когда он брел домой после увиденного зрелища.
  2. Варенька — возлюбленная главного героя. Это высокая, статная и «величественная» светская девушка, которая покоряла кавалеров пленительной и ласковой улыбкой. У нее был царственный вид, но добрая душа ее никому не давала робеть в присутствии героини. Она тоже благоволила ухаживаниям рассказчика.
  3. Полковник (Петр Владиславич — орфография Толстого сохранена) — симпатичный и статный военный. Высокий и румяный пожилой мужчина с ласковой улыбкой и приятными манерами. Ради дочери экономит на себе: носит только казенные сапоги, например. Однако в сцене с телесным наказанием герой выглядит злым и жестоким: он бьет по лицу солдата, который слабо наносил удары провинившемуся татарину.

Темы и проблемы

Тематику рассказа можно рассматривать сразу на нескольких уровнях, беря за основу как социально-психологический и общефилософский аспект, так и более глубинный – моральный, этический, личностный.

В первом случае рассматривается проблема человека и его окружения , которому он может подчиниться или, напротив, оказать противодействие. Полностью ли среда формирует личность, или есть другая сущность, неподдающаяся подавлению, свободная и способная к борьбе с тем, что кажется ей неправильным и чуждым? Толстой выступает здесь против уравнения личности и нарушения её естественных прав. Право самостоятельно решить для себя, что считать хорошим, а что плохим, писатель оставляет за каждым человеком, способным к свободному выбору.

Ещё одной внешней темой является рабское положение солдата во времена правления Николая. Полное бесправие простого человека, тяжелейшие условия службы и телесные наказания, которым подвергались те, кто служил родине, возвращают не только к теме подавления личности, но ещё и к проблеме социального неравенства в николаевской России.

Вопрос морального, личностного уровня осмысления данного произведения целиком и полностью связан с образом военного. Двуличие и лицемерие полковника, семьянина и заботливого отца, с одной стороны, с другой – беспощадного и безжалостного командира, равнодушного к чужой боли. Ужас ситуации для героя-рассказчика не столько в том, что полковник устраивает пытки невинного солдата, сколько в его спокойном безразличном отношении к происходящему. Трепетность в отношении к дочери сосуществует в нём с неприкрытой жестокостью. Соотношение этих сторон в одном человеке невозможно себе представить, настолько велико несоответствие одного с другим. Толстой показывает редкий, но оттого не менее устойчивый человеческий тип людей-масок, способных на жестокость, прикрытую показным благонравием.

Идея

Главная мысль рассказа «После бала» — в следовании гуманистическим идеалам, обращении к по-настоящему добрым чувствам, в которых превалировать должно общечеловеческое. Противодействовать злому началу можно только путем самосовершенствования, поиску настоящих, не затуманенных воображением и ложным впечатлением смыслов. Оставаться человеком Толстой призывает даже в тех ситуациях, когда позволить себе беззаконие можно в силу статуса и положения.

Неслучайно герою рассказа становится стыдно за увиденное. Он чувствует свою сопричастность к происходящему, ответственность за жестокость другого. По мнению Толстого, так и должно быть. Беззаконие начинается с отдельного человека, борьба с ним – задача каждого неравнодушного к чужому горю.

Творческий метод Толстого, основанный на исследовании противоречий человеческой души, всегда заслуживал высокой оценки. Психологизм рассказа, эмоциональная насыщенность и собственно художественный стиль писателя делают сравнительно небольшое по объему произведение носителем многих смыслов, противоречивых, как и сама человеческая природа.

Мораль

Л.Н. Толстой известен рядовому читателю как великий мастер слова, писатель, вошедший в русскую литературу, как создатель монументальных психологических романов. Однако его влияние на русскую литературу и культуру намного глубже, чем можно представить. Толстой — не просто крупный писатель, но и мыслитель, основатель религиозно-философского учения. Стремление к нравственному совершенствованию, идеал жертвенной любви, изгоняющей страх – программа Толстого, видевшего смысл жизни в бескорыстном служении ближнему, основанному на чистой совершенной любви. Эти мысли он доносит до публики через рассказ «После бала», где герой не отвернулся от чужого горя, не смог смириться с ним. В его отказе от знакомства с жестоким военачальником – справедливая реакция общества, которая должна показать его членам, как надо себя вести.

Вывод прост: необходимо быть отзывчивым и справедливым в любой ситуации, даже если на кону стоит личный интерес. Герой был увлечен дочерью военачальника, но сделал выбор в пользу нравственного долга. Также нельзя злоупотреблять высоким положением и оправдывать им пороки.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Отличительная особенность жизни и творчества великого русского писателя и мыслителя Льва Николаевича Толстого - постоянные нравственные поиски. В чём истинное предназначение человека, как относиться к другим людям и общепринятым «истинам» - все эти вопросы в той или иной степени затронуты в его произведениях. Особенно остро и бескомпромиссно писатель говорит о них в романах, повестях и рассказах, созданных им после духовного кризиса, пережитого в конце 70-х годов XIX в. К таковым относится и рассказ «После бала».

История создания

В начале апреля 1903 г. в городе Кишинёве Бессарабской губернии Российской империи произошёл крупный еврейский погром. Л. Н. Толстой выступил с резким осуждением погромщиков и бездействовавших властей. Комитет помощи пострадавшим от погрома организовал сбор средств. В конце апреля известный еврейский писатель Шолом-Алейхем попросил Льва Толстого «дать что-нибудь» для готовящегося им с той же целью литературного сборника. В ответном письме Лев Николаевич обещал выполнить его просьбу.

9 июня Толстой решил написать рассказ о случае из жизни своего брата Сергея Николаевича, навевающем определённые ассоциации с кишинёвским погромом. Эту историю 75-летний Лев Николаевич запомнил ещё со студенческих времён, проведённых вместе с братьями в Казани.

План будущего рассказа был набросан в дневниковой записи от 18 июня 1903 г. Первый вариант рассказа под названием «Дочь и отец» был написан 5-6 августа. Затем Толстой поменял название на «А вы говорите». Окончательная редакция рассказа под названием «После бала» была закончена 20 августа 1903 г. Произведение было опубликовано уже после смерти писателя в «Посмертных художественных произведениях Л. Н. Толстого» в 1911 г.

Описание произведения

Повествование ведётся от имени главного героя - Ивана Васильевича. В привычном окружении он рассказал два случая из своей жизни в бытность студентом провинциального университета. Они должны были иллюстрировать его утверждение о том, что определяющим в судьбе человека является не среда, а случай.

Большую часть рассказа занимают переживания героя, побывавшего в последний день Масленицы на балу у губернского предводителя. Там собрались все «сливки» провинциального общества, включая Вареньку Б., в которую студент был без памяти влюблён. Она стала королевой бала, и ею любовались не только мужчины, но и женщины, которых она оттеснила на задний план. Так, по крайней мере, казалось студенту Ване. Прекрасная девушка благоволила к нему и подарила большинство танцев с ней.

Варенька была дочерью полковника Петра Владиславовича, вместе с женой также бывшего на балу. В его конце присутствующие уговорили полковника станцевать с дочерью. Пара оказалась в центре внимания. Пётр Владиславович вспомнил прежнюю удаль и станцевал по-молодому лихо. С повышенным вниманием следил за парой Ваня. Особенно тронули его душу старомодные полковничьи сапоги. В них угадывалась экономия на себе с тем, чтобы ни в чём не отказывать любимой дочери.

После танца полковник сказал, что ему завтра рано вставать, и не остался на ужин. А Иван ещё долго танцевал с Варенькой. Неземное чувство счастья и абсолютной гармонии бытия охватила главного героя. Он любил не только Вареньку, её отца, но и весь мир, в котором, как ему казалось в эти минуты, не было ничего дурного.

Наконец, бал закончился. Вернувшись домой под утро, Иван понял, что от избытка чувств не сможет заснуть. Он вышел на улицу и ноги сами понесли его к дому Вареньки, расположенному на окраине города. По мере приближения к полю, прилегающему к дому, зазвучала барабанная дробь и неприятные, визгливые звуки флейты, заглушающие танцевальные мелодии, ещё звучавшие в душе Ивана. Там пропускали через строй беглого солдата-татарина. Другие солдаты с двух сторон с размаху били несчастного по оголённой спине, а он только обессиленно бормотал: «Братцы, помилосердствуйте». Спина его давно превратилась в кровавое месиво.

А руководил экзекуцией отец Вареньки, и делал он это так же старательно, как танцевал с дочерью накануне. Когда один малорослый солдат ударил татарина недостаточно сильно, полковник с перекошенным от злобы лицом начал бить его за это по лицу. Иван был потрясен увиденным до тошноты. Его любовь к Вареньке пошла на убыль. Кровавая спина истязаемого её отцом солдата встала между ними.

Главные герои

Герой рассказа Иван Васильевич наделён чувством сострадания и умением поставить себя на место другого человека. Людские несчастья не стали для него простыми жизненными декорациями, как для абсолютного большинства представителей привилегированных сословий. Совесть Ивана Васильевич не заглушена ложной жизненной целесообразностью. Эти качества в высшей степени были присущи и самому Толстому.

Полковник Пётр Владиславович - заботливый отец и хороший семьянин. Скорее всего, он считает себя и истинным христианином, служащим Богу, государю и отечеству. Но он, как и большинство людей во все времена, абсолютно глух к главному в христианстве - великому нравственному закону Христа. Согласно этому закону, к людям надо относиться так, как хотелось, чтобы они относились к тебе. Невзирая на сословные и имущественные перегородки.

Трудно составить психологический портрет красавицы Вареньки. Скорее всего, вряд ли её внешняя привлекательность сочеталась с такой же душой. Ведь воспитывалась она отцом, который на поверку оказался настоящим изувером на государственной службе.

Анализ рассказа

Композиционная доминанта рассказа - противопоставление двух его частей, описывающих события на балу и после него. Сначала сверкающий светлыми красками бал - праздник молодости, любви и красоты. Он проходит в последний день Масленицы - Прощёное воскресенье, когда верующие должны прощать друг другу взаимные прегрешения. Затем - тёмные краски, бьющая по нервам «нехорошая музыка», и жестокая расправа над несчастными солдатами, среди которых главная жертва - инаковерующий (как и кишинёвские евреи).

В рассказе можно выделить несколько главных мыслей. Прежде всего, это абсолютное неприятие любого насилия, включая оправдываемое государственной необходимостью. Во-вторых, противное воле Бога деление людей на достойных уважения и уподобляемых скоту.

Менее очевидны другие мотивы. В истязании инаковерующего в Прощёное воскресенье Толстой иносказательно продолжает упрекать оправдывающую государственное насилие официальную церковь, от которой был отлучён за два года до этого.

Образ влюблённого и беспечного Ивана Васильевича напоминает Толстому и собственную молодость, к которой писатель относился критически. Как ни странно, но у молодого Толстого были общие черты и с полковником. В другом своём произведении («Юность»), писатель пишет о собственном подразделении людей на достойных и презираемых.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!