Сочинение по картине «Летом» Пластова. Сочинение-описание по картине А.А

Глядя на живописные полотна художников, хочется придумывать интересные рассказы, представлять героев картины в других ситуациях. Интересно, что будет, когда они перестанут статично сидеть, встанут и отправятся домой? Эти же мысли навевает картина Пластова «Летом» (1952 г). Еще она помогает мысленно перенестись в жаркий день, на лоно природы, чтобы согреться под ласковыми лучами солнца и полюбоваться неотразимыми пейзажами.

Совсем немного о творчестве автора

Чтобы понять, почему художник рисовал именно на эту тему, нужно немного рассказать о его творчестве в целом.

Аркадий Александрович Пластов - родом из села. Мальчик имел возможность с детства любоваться природой, поэтому он воспел ее во многих своих работах. О художнике говорят, что он певец советского крестьянства. Да, у мастера немало полотен посвящено этой теме.

Он рисовал, как трудятся эти люди, как отдыхают. Колхозный праздник можно лицезреть на одноименной картине. Веселое настроение собравшихся передается зрителям.

Удивительно, как трогательно, с какой любовью мастер переносит природные пейзажи на холст. Когда мы смотрим на девочку, наливающую воду (картина «Родник»), кажется, что слышно, как журчит струя и льется в ведро юной хозяйки.

Рассказ по картине Пластова «Летом»

У каждого человека полотно художника может вызвать свои ассоциации. Если школьнику зададут написать сочинение или подготовить устный рассказ по картине, сначала можно поведать совсем немного об авторе, затем перейти к описанию сюжета. В конце письменной или устной работы хорошо бы передать свои впечатления от картины. Можно проявить фантазию и добавить нарисованному сюжету свой, сочинив собственный рассказ. К этому располагает картина Пластова «Летом».

Видно, что на ней изображено именно это время года. К тому же художник так и назвал свою работу. Скорее всего, это вторая половина сезона. Малина поспевает ко второй половине июля, и в начале лета грибы, если и бывают, то не в таких количествах.

Здесь они в изобилии. Об этом ясно говорят полные корзины. Крепкие белоснежные грузди лежат шляпками вниз. Девочка и ее мама, также изображенные на полотне, не срезали грибы, а вынимали их из земли. Сейчас бытует мнение, что эти дары леса нужно срывать выкручивающими движениями, чтобы не повредить грибницу, значит девочка и женщина дели правильно.

Во второй корзине лежат крепыши-боровики. У некоторых кончик ножки отрезан у других нет.

Люди и собака

Картина Пластова «Летом» позволяет полюбоваться не только корзинами с грибами, которые так привлекают взгляды зрителей, но и рассмотреть людей, являющихся главными героями полотна.

Видно, что женщина очень устала, поэтому уснула в тени двух берез. Ведь она бродила с помощницей по лесу с самого утра, поэтому они придут домой с богатыми дарами.

Помимо грибов, героини набрали целый кувшин малины. Девочка сорвала веточку, сидит в тени, отдыхает и обрывает остальные ягоды в кружку. Скоро и эта тара будет заполнена. Зато мама с дочкой наварят дома ароматного малинового варенья и будут зимой пить с ним чай, вспоминая, как они ходили в лес и нарвали много ягод.

Собака тоже утомилась. Она легла около маленькой хозяйки и отдыхает, но не спит. Ведь собака должна охранять людей и в любую секунду, почувствовав опасность, броситься защищать своих хозяев.

Природа

Картина Пластова «Летом» передает величественную красоту российской природы. На фоне изумрудной травы прекрасно смотрятся синие колокольчики на высоких стеблях. Желтые цветы также хорошо вписываются в этот пейзаж.

Солнце освещает поляну, на которой отдыхают люди. В его лучах греются и березки, а грибникам они дают живительную прохладу, которая необходима в знойный полдень.

Урок по картине Пластова «Летом» поможет развитию устной и письменной речи у детей, научит любить красоты родного края, ценить и

Цели :

  1. Дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника
  2. Обучение правилам сбора и систематизации материала по картине, обращая внимание на выразительность подобранных слов, на соответствие тому, что изображено.
  3. Уметь рассказывать по плану и по отдельным его пунктам, определяя границы высказывания.

Оборудование урока: Мультимедийная презентация к уроку (приложение), опорный конспект.

Ход урока

1. Сообщение учителем сведений о художнике.

(Слайд 1). Аркадий Александрович Пластов - русский художник 20 века. Большую часть своей жизни он провел в деревне Прислониха Ульяновской области.

(Слайд 2). Творчество Пластова посвящено, главным образом, крестьянской теме, так как художник хорошо знал деревенскую жизнь и с большой любовью изображал природу и людей родной земли. Изображенные люди воспринимаются в неразрывном единстве с природой.

(Слайд 3). Перед нами открывается как бы особый мир обжитой, щедрой земли, труд, который в радость душевно сильным людям.

(Слайд 4, 5). Произведения Пластова посвящены самым различным сторонам жизни русской деревни. Художник утверждает поэзию коллективного труда. Его палитра становится еще более яркой.

(Слайд 6,7). Любимые герои Аркадия Александровича – деревенские ребятишки - присутствуют почти в каждом его полотне.

(Слайд 8). «Я люблю нашу жизнь. …даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать», - говорил А.А. Пластов.

(Слайд 9). И художник в своих работах показывает трудную жизнь, скромный быт русских крестьян, проявлявших бодрость и энергию в делах, получавших душевную радость от благородного труда.

(Слайд 10). «Деревня вошла в мою жизнь, как нечто бесконечно родное, органичное, цельное… И вот когда мне говорят, что картина удалась, этому я обязан в значительной мере правилу – никогда не писать того, что не любишь, не знаешь»,- писал А.А. Пластов.

(Слайд 11) Художник создал много картин, исполненных радостного отношения к окружающему его миру. К таким картинам относится, например, «Летом» (1945).На этом полотне автор показал богатство и щедрость родной земли, простых тружеников, отдыхающих на лесной поляне после сбора грибов и ягод.

2. Беседа по картине «Летом».

  1. Какое первое впечатление у тебя от картины?
  2. Когда происходит действие, изображенное на картине?
  3. Что прежде всего привлекает внимание?
  4. Какие цвета, теплые или холодные, встречаются в картине Пластова?
  5. Как удается художнику передать свое настроение человеку, рассматривающему картину?
  6. Что можно сказать о художнике?

3. Понятие о цветовой гамме картины.

Настроение картины художник передает с помощью красок. Красный, оранжевый, желтый называют в живописи теплыми цветами. Они помогают художнику передать радостное настроение. Зеленый, синий, фиолетовый, серый – это холодные цвета. Они вызывают чувство грусти, тревоги, печали.

4. Понятие о переднем и заднем плане картины.

То, что изображено на картине ближе к зрителю, прямо перед нами – передний план картины. То, что находится в отдалении от рассматривающего картину – задний план.

5. Сбор и систематизации материала по картине.

(Щедрые дары природы.
Передний план слева.)

Кувшин – глиняный, красно-коричневый, с питьём.

Корзина – плетёная, доверху наполненная желтоватыми и рыжеватыми грибами.

Ведро – чёрное, утопающее в лесной траве, наполненное рыжеватыми грибами.

Трава – ярко-зеленая, расцвечена желтыми цветами, лиловыми колокольчиками.

Герои полотна. Передний план справа.

Девочка – загорелая, на щеках румянец; в ярко – красном платке и светлом платьице; обрывает спелые ягоды и складывает их в синюю кружечку; лицо румяное.

Женщина – уставшая; в синем платье и синем платке; загорелая рука труженицы.

Собака – светло-рыжая, верная, положила голову на лапы, отдыхает и охраняет.

Задний план.

Поляна – светлая, просторная, залитая солнцем, изумрудная трава, кроткие полевые цветы.

Берёзки – сероватого цвета с темными пятнами, словно сестрёнки, распустили косы, стоят в сторонке; золотистые листья, освещенные солнцем.

Лес – тёмно-зеленый, встаёт стеной.

Пень – светло-коричневый.

6. Составление плана описания картины.

I. Вступление.

1. Слово о художнике А. А. Пластове.

2. Первое впечатление от произведения.

II. Основная часть.

Описание картины «Летом».

(Передний, задний планы картины. Правый, левый фланг картины.)

1. Внешний вид, выражение лиц, позы героев.

2. Пейзаж.

3. Настроение, созданное картиной, отношение автора к своему произведению.

III. Заключение.

Настроение, которое создает картина (отзывы о произведении критиков, пожелания, выводы).

7. Написание чернового варианта сочинения.

8. Домашнее задание.

Напишите сочинение-описание по картине А.А.Пластова «Летом».

Литература

  1. Владимирская Г. Н. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. – М.:ТЦ Сфера, 2003.
  2. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. 5-7 классы. М., Просвещение, 1991.
  3. Котова О.Ф. Вырази себя в слове. Коломна, 1993.
  1. А. Пластов - художник русской природы и русской деревни.
  2. Картина «Летом»:
    • летний полдень;
    • лесная опушка;
    • собирательницы грибов и ягод;
  3. Задний план (лес).
  4. Мое отношение к картине.

Аркадий Александрович Пластов - русский художник, который родился и вырос в деревне, в крестьянской семье. Именно поэтому ему так близка тема деревенской жизни. На своих полотнах он ярко и эмоционально передаёт красоту русской природы и жизнь односельчан, которые зачастую позировали ему для написания картин.

На картине «Летом» изображена лесная опушка в яркий солнечный день. Все вокруг залито ослепительным светом. Чувствуется жар от палящего солнца. Все дышит полуденным зноем. Скорее всего, это середина июня, когда трава и листва ещё не запылились, не увяли, а леса и луга уже превратились в настоящую кладовую вкусных припасов на зиму.

На опушке леса мягким ковром растет густая, высокая трава. Палящее солнце ещё не успело её высушить. Она светится от солнечных лучей и кажется не привычно ярко-зеленой, а почти золотистой. Но у неё не тот безжизненный желтоватый цвет, какой обычно бывает осенью, когда она пожухла. В ней чувствуется жизнь и сила природы.

В траве то тут, то там растут пестрые луговые цветы. Удивительно высокие и крупные сине-фиолетовые лесные колокольчики выросли возле двух берез. В свете солнечного света стволы деревьев кажутся жемчужными, а небольшие гладкие зеленые листочки отражают лучи как сотни маленьких зеркал. Кажется, что от этого света картина становится ещё ослепительней. Березы низко, почти до самой земли, склонили свои тонкие ветви. Под ними можно найти хотя бы небольшую тень в этот знойный день.

Здесь, в тени деревьев, устроились на отдых две собирательницы лесных даров - женщина и девочка лет девяти-десяти. Может быть, это мама с дочкой, а, может, бабушка с внучкой. Художник скрыл от нас лицо женщины, и мы можем лишь предположить, кто она. Грибники поставили в траву большую плетеную корзину и жестяное ведро, полные грибов.

Рядом стоит глиняный кувшин с высоким горлышком. В нем, видимо была вода или молоко, чтобы они могли подкрепиться и утолить жажду. Теперь он пуст. Наверное, собирательницы встали ещё до зари и пошли в лес за грибами и ягодами. Ведь чтобы набрать столько даров леса нужно немало побродить по чащобе и опушке или знать тайные грибные места. И вот к полудню жара и усталость сморили их, и они решили немного отдохнуть на обратном пути.

На женщине простое длинное темно-синее платье и такой же платок, спереди повязан темно-серый передник - это обычная повседневная одежда для деревенских женщин. Утомленная, она прилегла прямо на мягкую траву и прикрыла лицо от солнца сильной, натруженной рукой.

Темноволосая румяная девочка сидит рядом на траве. Она склонила головку, и весь её вид выражает сосредоточенность: пухлые алые губки и щёчки слегка надулись. Пока мама или бабушка отдыхает, она старательно обрывает с сорванного маленького кустика красные ягодки и ссыпает их в кружку, которая стоит у неё на коленях. Наверное, это душистая земляника, которая как раз созревает в эту жаркую летнюю пору.

Девочка одета в длинную, почти до пят, тонкую белую рубашку. На её голове большой ярко-красный платок, из-под которого выбиваются непослушные пряди темных волос, а на шее видны скромные бусики. Она смело ходила по лесу босиком. Видимо, не у всех деревенских детей была обувка, или её берегли на особый случай.

К девочке сбоку доверчиво прижалась собака. Голова и лапы у неё светлого окраса, а спина с темными подпалинами. Собака вытянула свои лапы, положила на них свою мордочку и тоже дремлет, утомленная жарой. На заднем плане виднеется густой темный лес, по которому бродили собирательницы. От него веет прохладой. Едва различимы тонкие пятнистые стволы берез и пушистые молодые сосенки.

Скоро женщина и девочка встанут и пойдут домой, порадовать домочадцев дарами леса.

Мне понравилась эта картина. Она очень живо передает ощущение жаркого летнего полдня, терпкий аромат луговых цветов. Зеленый лес так и манит к себе в гости, чтобы угостить грибами и душистыми ягодами. Не случайно лето - мое самое любимое время года.

Пластова. Летом, особенно во второй его половине, много грибов, ягод. Эти дары леса, но не только их, отобразил художник на своем полотне. Узнать подробнее о картине «Летом», о творчестве автора, его биографии любители искусства смогут прямо сейчас.

Биография

Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 году, 19 января, в селе Прислониха. Сейчас это территория Ульяновской области. Предки его были крестьянами. Художественный дар достался мальчику от деда, тот был иконописцем.

Аркадий получил начальное трехлетнее образование в сельской школе, а затем продолжил обучение в Симбирском духовном училище и духовной семинарии. Художественное образование юноша получал с 1912 по 1914 год в Императорском Строгановском Центральном художественно-промышленном училище. Затем Пластов-художник стал еще и скульптором, закончив соответствующее отделение.

В 1917 году он возвращается в Прислониху, где рисует в основном с натуры.

Творчество: начало пути

Пластов - художник, который изображал на своих полотнах жизнь и быт послереволюционных жителей сельской местности. Недаром его называют «певцом советского крестьянства».

Одними из первых значительных картин Аркадия Александровича являются: «Купание коней», «Колхозный праздник». Их художник написал в 1937 году. Первую - специально для выставки, которая была приурочена к двадцатилетию РККА (Рабоче-крестьянская Красная Армия). Второе полотно было создано для выставки, которая носила название «Индустрия социализма». Далее - краткое описание картины Пластова.

Летом, на свежем воздухе, на просторе, большим коллективом отмечать праздники - одно удовольствие. На этой картине нарисованы столы, на которых стоят самовары, лежат угощения, выращенные, произведенные своими руками, продукты животноводства.

Наверху, над трибуной, портрет главы государства того времени - И. В. Сталина. Люди празднично одеты, здесь и дети, и взрослые, и старики. С этой работой художника можно ознакомиться, взглянув на фото. Летом тепло, поэтому вот такие праздники устраивались прямо под открытым небом.

В 1938 году Пластов пишет картину «Колхозное стадо». На нем пожилой пастух пасет коров.

Военный и послевоенный период творчества

Времена Великой Отечественной войны также отразил художник в своем творчестве, написав в 1942 году картину «Фашист прилетел». В 1945 году он создает работы «Сенокос», «Жатва». В них отражен героический труд стариков, детей и женщин, которые работали на колхозных полях. Молодая женщина из картины «Весна» была прозвана «северной Венерой», так красиво передал на полотне художник красоту женского тела.

В 1952 году Пластов создал полотно под названием «Родник». Посмотрите на живописное творение, которое представлено на фото. Летом можно ходить в деревне в легком платье, босиком, как и героиня на картине. Художник смог передать движение воды, сосредоточенность девушки, наполняющей ведра. На заднем плане легкий ветерок едва колышет листья кустарника. Все это отчетливо видно на полотне.

Аркадий Александрович выступал и в качестве иллюстратора к произведениям А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого.

Описание картины Пластова «Летом»

Данная картина относится к послевоенным работам художника. Написал он картину в 1952 году. На ней изображена женщина и девочка, которые собирали лесные дары, устали и теперь отдыхают.

Действие происходит летом, картина отчетливо это передает. На березках листья зеленые, трава такого же цвета. Колокольчики и другие цветы украшают травяной ковер, добавив ярких красок.

Женщина и девочка вышли из дома рано утром, так как в это время еще нет жары и больше вероятность найти лесные дары, придя к ним первыми. До полудня они бродили по лесу, и старанья их были вознаграждены. Мать и дочь набрали целую корзину белоснежных груздей и вторую, чуть меньшую, крепких боровиков.

Грибы и ягоды

В те времена грибы были большим подспорьем для семьи. Поэтому, когда было время, крестьяне не упускали возможности пойти в лес за добычей. Грузди вымачивали, а затем солили в больших деревянных бочках. С белыми (боровиками) поступали так же или сушили их, а зимой варили ароматный суп.

Но не только грибы собирали местные жители летом, картина показывает, что ягоды также были желанной добычей «тихой охоты». Раньше малину не выращивали на огородах и в садах, а ходили за ней в лес. Из нее варили варенье, сушили, лакомились зимой или давали больным, чтобы вылечить простуду. Добытчицы собрали целый кувшин красных ягод, а девочка даже на привале срывает с веточек ароматные дары леса.

Описание главных героев картины

В эти годы у крестьян почти не было наличных денег, поэтому обувь зачастую не на что было купить. На зимнюю пору люди копили или валяли обувь сами из овечьей шерсти. Летом в основном ходили босиком, только в церковь надевали туфли.

Вот и девочка сидит босая. С непокрытой головой тоже тогда не ходили, это было неприлично. К тому же платки летом хорошо спасали от жары. Поэтому и у женщины, и у девочки на голове платочки.

Женщина, уставшая от долгой ходьбы, уснула, подложив под голову руку. Девочку художник застал за занятием - она обрывает ягоды с веточки. Описание картины Пластова «Летом» переходит к рассказу о месте привала.

Мать и дочь вышли из леса, нашли удобную поляну и устроили привал под двумя березками. Деревья хорошо спасают от жары, прикрыв путников своими ветвями, которые дают прохладу. Тут же в тени люди поставили корзины с грибами, глиняный кувшин с ягодами, иначе жара может подпортить лесные дары.

Рядом с девочкой отдыхает собака. Она служит путницам защитой. Если бы они сбились с дороги, верный пес без труда бы нашел ее. Что он верен своим хозяевам - это видно. Ведь собака легла у ног молодой хозяйки и никуда не отходит от нее. Так нарисовал А. А. Пластов. Летом хорошо не только людям, но и домашним животным, собакам. Есть возможность вволю побегать на просторе, поймать небольшую добычу в виде зверька или птицы. Предстоит еще обратная дорога, поэтому животное и люди пока отдыхают.

Вот такую картину написал А. А. Пластов. Летом радует ласковое солнце, есть ягоды, грибы, все это отразил художник в своей работе.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!