Скоростные японские поезда Синкансэны. Японское железнодорожное чудо — поезд Синкансен

Правообладатель иллюстрации Thinkstock

В этом году исполняется 50 лет с того дня, когда первый поезд-пуля "Синкансэн" отошел от железнодорожной платформы в Токио. рассказывает о проекте, ставшем основой для развития железнодорожных перевозок во всем мире.

За девять дней до открытия Олимпийских игр 1964 года в Токио император Хирохито почтил своим присутствием церемонию ввода в строй первого скоростного поезда, связавшего японскую столицу с Осакой. Бело-голубой экспресс, напоминавший своими очертаниями пулю, пронесся по железнодорожным путям мимо живописной горы Фудзияма со скоростью 210 км в час, преодолев расстояние между двумя мегаполисами в рекордно короткое время.

Для поезда построили специальную скоростную железнодорожную колею, прорыв для этого 108 км тоннелей и построив более трех тысяч мостов. Но это не была одноразовая пиар-акция накануне Олимпиады.

Скоростная магистраль "Токайдо-синкансэн" (что в переводе с японского означает "новая магистральная линия") стала не только самой скоростной железной дорогой в мире, но и самой загруженной.

Сегодня 16-вагонные поезда-пули "Синкансэн" выстреливают с платформ токийского вокзала каждые три минуты. Их средняя скорость на маршруте - 270 км/час. В каждом таком поезде - 1323 комфортабельных пассажирских кресла.

Начиная с прошлого года, поезда на линии "Тохоку-синкансэн" - одной из шести скоростных железнодорожных линий, построенных за последние 50 лет, на некоторых участках, несмотря на гористый японский ландшафт, развивают скорость до 320 км/ час.

Скоростные поезда практически полностью заменили в Японии воздушные пассажирские перевозки между крупнейшими городами страны. Они не только быстры, регулярны и соблюдают график движения с точности до секунды. Как утверждает правительственный отчет о состоянии японского наземного транспорта, выброс углекислого газа в атмосферу таким поездом составляет всего лишь 16% от выбросов автомобиля, совершающего такое же путешествие.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Аварий на скоростных поездах в Японии было всего две, и в них никто не пострадал. Один из двух случаев перед вами: был сильный снегопад, поезд сошел с рельсов.

Эти поезда содержатся в идеальной чистоте. Но, что еще более важно, с того самого дня, когда в 1964 году император Хирохито благословил первый поезд, на японских скоростных магистралях не было ни одного несчастного случая со смертельным исходом. За 50 лет с рельсов сошли два состава - один во время землетрясения 2004 года, второй в сильный снегопад в прошлом году. Но оба раза обошлось без жертв.

50 лет назад на фоне нового скоростного экспресса "Синкансэн" все остальные железные дороги в мире вдруг показались устаревшими.

Это был октябрь 1964 года - разгар битломании. Тогда самый быстрый британский локомотив мог развивать скорость в 160 км/час, да и то только на небольших модернизированных участках железной дороги, построенной еще в викторианскую эпоху.

Японские поезда-пули, названные так из-за обводов заостренной носовой части, которой отличалась первая же серия "О", стали основой для разработки французских TGV, немецких ICE и итальянских "Пендолино". Но все эти поезда появились на свет лишь многие годы спустя.

Возрождение Японии

Мировое лидерство Японии в сфере железнодорожных сообщений стало следствием впечатляющего экономического и культурного возрождения страны в первые 20 лет после политического и военного поражения в 1945 году.

Тогда император Хирохито - тот самый, что в 1964 году открывал линию "Токайдо-синкансэн" и Олимпийские игры - заявил по радио, что в результате бомбежки Хиросимы и Нагасаки "военная ситуация сложилась не обязательно в пользу Японии". Тогда японцы впервые услышали по радио его голос.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Арнольд Шварценеггер, будучи губернатором Калифорнии, посещал Японию, и ему показывали поезд "Сокол".

Спустя менее чем 20 лет гости токийской Олимпиады увидели совсем другую страну - полную энергии, с богатой культурой, современнейшей архитектурой и великолепными автотрассами. Япония уже славилась своими высококлассными мотоциклами и фотокамерами, передовым кино и еще многими и многими достижениями. Так что, помимо самой скоростной железной дороги, японцам уже тогда было что показать миру.

Не удивительно, что Япония стала тогда чрезвычайно модной страной. В Токио на гастроли устремились ведущие музыканты - от Эллы Фитцджеральд до "Битлз". Но все эти замечательные достижения и передовые разработки гармонично вписывались в богатую и чрезвычайно самобытную японскую культуру.

В рекламных роликах скоростные поезда проносились по линии "Токайдо-синкансэн" мимо зарослей цветущей сакуры и покрытых снежными шапками гор. Это было захватывающее сочетание двух миров - старого имперского и нового демократического.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Японские скоростные поезда никогда не опаздывают.

Не удивительно, что первая скоростная магистраль обошлась японцам недешево. В ходе строительства ее стоимость удвоилась. Из-за этого президент японских железных дорог Синдзи Сого и его главный инженер Хидео Шима были вынуждены уйти в отставку. Их не пригласили на торжественное открытие железной дороги, которую они создали.

Этот рискованный с финансовой точки зрения проект начался в 1959 году, когда Хидео Шиме предложили спроектировать и построить новую железнодорожную магистраль, создать поезд и необходимую инфраструктуру.

Шима и его команда выдвинули идею принципиально нового поезда. Он должен был ходить по путям, приподнятым, как автомагистрали, и проложенным по виадукам. Было необходимо максимально сгладить углы наклона и свести к минимуму количество поворотов и изгибов железнодорожного полотна.

Старым поездам было запрещено ходить по этим путям. Хотя в любом случае это было невозможно - японские поезда предыдущих поколений пользовались более узкой колеей. "Синкансэн" принял европейский и американский стандарт железнодорожной колеи шириной в 1,4 м. Это позволяло добиться большей устойчивости состава на высоких скоростях.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption "Нодзоми" - один из самых быстрых поездов, идет почти без остановок. В переводе с японского "нодзоми" - "надежда".

"Синкансен" был не первым поездом, сконструированным Хидео Шимой. Этот инженер был разработчиком нескольких японских паровозов предыдущего поколения. Один из них в 1954 году установил рекорд скорости.

Но новое поколение электропоездов с точки зрения технического прогресса представляло собой грандиозный рывок вперед. И хотя Хидео Шима был опозорен из-за перерасхода бюджета, как специалист он по-прежнему пользовался большим авторитетом и впоследствии стал главой японского Национального агентства по развитию космоса.

За двадцать лет Хидео Шима проделал путь от паровозов до космической техники. Сегодня его почитают как отца "Синкансэн" и многих других скоростных электропоездов, курсирующих по скоростным магистралям в самых разных странах мира.

Комфортабельная поездка

За прошедшие 50 лет поезда стали еще более скоростными. Общее число пассажиров, которых они перевезли только на линии "Токайдо-синкансэн", достигло 5,5 млрд.

Самые современные модели этого поезда Е5 и Е6 с их необычайно длинной заостренной носовой частью, скрытыми колесами и блестящим зеленым или синим корпусом поражают своим видом. Они напоминают механических инопланетных угрей, а их ходовые качества столь же впечатляющи, как и дизайн.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Японские поезда очень комфортабельны

Выстреливая со станций, эти поезда-пули способны за три минуты развить скорость в 270 км/час. На некоторых участках дороги они мчатся со скоростью 320 км/час. При этом в салоне тихо и не чувствуется никаких толчков или вибрации.

Эти поезда могут похвастаться комфортабельными и идеально чистыми туалетами, как, впрочем, и почти вся Япония. Кресла с откидными спинками расположены по ходу поезда. Проводницы разносят напитки и аккуратные коробочки с "бенто" - японскими завтраками и закусками. Весь обслуживающий персонал безукоризненно одет. Вежливые манеры здесь ценятся и поддерживаются.

Тем временем, машинисты в белых перчатках, сидящие в кабинах с кондиционированным воздухом, обеспечивают строгое соблюдение графика движения поездов.

Необычно удлиненные носы этих составов помогают не только развить скорость, но и снизить уровень шума, который производит поезд - особенно в момент, когда он выезжает из тоннеля. Так называемый "тоннельный шум" был причиной недовольства многих японцев, живущих рядом с трассой "Синкансэн", но он значительно снижен, благодаря аэродинамической конструкции.

Сеть железных дорог "Синкансэн" продолжает расти. Последнее поколение поездов-пуль пока что курсирует между южными островами Хонсю и Кюсю. В 2016 году морской тоннель свяжет японцев с северным островом Хоккайдо, а в 2035 году будет проложена ветка до Саппоро.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Поезд на магнитной подушке (маглев) не то едет, не то летит

К тому времени должна будет открыться первая линия "Тюо-синкансэн", которая свяжет Токио и Осаку. Это принципиально новая железная дорога, основанная на принципе магнитной левитации (Маглев). Поезда, буквально парящие в воздухе, будут ехать (лететь?) из Токио в Осаку чуть дольше часа, развивая скорость примерно в 500 км/час. Это более чем в два раза быстрее первых поездов "Синкансэн".

Создание системы железных дорог, поезда по которым ходят со скоростью 320 км/час и при этом с такими же интервалами, как в лондонском метро - это выдающееся достижение по любым меркам. При этом они гораздо более чистые и надежные, чем лондонское метро.

Какими бы ни были взлеты и падения японской экономики за последние 50 лет, "Синкансэн" был визитной карточкой новой Японии - страны, покорившей мир своими фотокамерами, радиоприемниками, музыкальными системами, автомобилями, мотоциклами, фильмами, комиксами и модой.

Завораживающий вид проносящего на полной скорости поезда-пули "Синкансэн" на фоне полей с цветущей сакурой и живописных японских гор остается таким же впечатляющим зрелищем, как и полвека назад.

Об авторе: Джонатан Глэнси - журналист и телепродюсер. Он работал корреспондентом по вопросам архитектуры и дизайна в газете Guardian, а также редактором отдела дизайна газеты Independent. Он пишет статьи для Daily Telegraph и сотрудничает с Би-би-си в создании радио и телевизионных документальных передач. Среди его книг - "История архитектуры", "Потерянные здания", "Биография "Спитфайр", "Нагаленд и гиганты пара".

Высокоскоростная сеть железных дорог в Японии - именно то, что я мечтал увидеть своими глазами. Эти поезда-пули выстреливают с платформ японских вокзалов каждые три минуты. Их средняя скорость на маршруте 270 км/час, о максимальной и упоминать не стоит - слишком часто бьются очередные рекорды.

Под катом совсем небольшой пост про главного конкурента авиаперелетам и самый пунктуальный пассажирский транспорт на планете - «Синкансэн».

Долгожданное знакомство с «японским чудом» состоялось на вокзале Одавара, откуда проложается наше путешествие по Японии. Хикари №503 всего за полтора часа обещал доставить нас в Киото.
1.

«Синкансэн» (Shinkansen) в буквальном переводе с японского — «новая магистральная линия» — это общее название высокоскоростных железных дорог, соединяющих важнейшие города Японии. «Новой линией» эта дорога была названа потому, что японские строители впервые при прокладке «Синкансэн» отошли от практики узкоколеек — стандартная ширина колеи стала 1435 мм. До этого вся японская железнодорожная сеть была узкоколейной (ширина колеи — 1067 мм).

2.

Первый участок «Синкансэн» Токио- Осака («Токайдо-синкансен») длиной 515 км был открыт в 1964 г., накануне открытия ХVIII летней Олимпиады в Токио. Первые поезда развивали скорость 220-230 км/ч.

Сеть высокоскоростных линий контролируется группой компаний Japan Railways Group. JR Group является основой сети железных дорог Японии (контролирует 20135 из 27268 км дорог, что составляет ~74% всех магистралей). На ее долю приходится большая доля междугороднего и пригородного железнодорожного сообщения. Первоначально линии «Синкансэн» выполняли грузовые и пассажирские перевозки днем и ночью. Сейчас они обслуживают только пассажиров, а в период с полуночи до 6 часов утра движение останавливается для проведения ремонтно-профилактических работ. В Японии осталось совсем немного ночных поездов, и все они по-прежнему ходят по старой железной дороге, пути которой проложены параллельно путям «поезда-пули» и соединяют крупные города страны.

Сегодня в Японии используются три категории высокоскоростных поездов: «нодзоми», «хикари» и «кодама». Экспресс «нодзоми» — самый быстрый. Курсирующие на этих линиях поезда серии 500 своим внешним обликом, и особенно вытянутой носовой частью длиной 15 м, создающей необходимую аэродинамику, напоминают космические корабли. Их появление на железнодорожных магистралях Японии полностью изменило стандарты для высокоскоростных дорог. На некоторых участках «нозоми» развивает скорость до 300 км/ч и останавливается только в крупных населенных пунктах. «Хикари», второй по скорости, делает остановки и на промежуточных станциях, а «кодоми» — на всех станциях. Тем не менее, и скорость «кодоми» превышает 200 км/ч, хотя при прохождении через некоторые местности и населенные пункты скорость «Синкансэна» ограничена 110 км/ч.

3.

Несмотря на высокие скорости, «Синкансэн» в Японии зарекомендовал себя исключительно надежным видом транспорта: за годы эксплуатации, начиная с 1964 г., не зафиксировано ни одной аварии со смертельным исходом (исключая самоубийц). Также исключительно высока и «пунктуальность» японских высокоскоростных поездов: среднее ежегодное опоздание составляет менее минуты, и даже при пиковых нагрузках оно составляет не более 3-4 мин. Став удобным и доступным видом транспорта, «Синкансэн» во многих случаях является сегодня самым оптимальным способом путешествия по Японии. При этом интервал движения в утренние и вечерние часы пик составляет 5-6 минут!

4.

Сейчас скоростные поезда — это такой же символ современной Японии, как и качественная электроника, надежные и долговечные автомобили.

5.

Скоростные поезда тут намного популярнее авиаперелетов внутри страны, так как для поездки на «Синкансэн» нет необходимости тратить время на дорогу до аэропорта, проходить регистрацию и прочее. Синкансэн экономит время во всем!
6.

Эти скоростные поезда называют ещё bullet train - поезд-пуля.
7.

Немного выше я уже отметил, что эти поезда конкурируют с самолетами только экономией времени. Комфорт и цена примерно одинаковы! Да, кататься на поездах «Синкансэн» недёшево - короткая поездка может обойтись в приличную сумму . Что делать туристу?

Cамый экономичный способ путешествия по Японии - Japan Rail Pass. Такой проездной билет просто необходим самостоятельному путешественнику.

Проездной билет Japan Rail Pass дает право на неограниченное число поездок по дорогам компании JR, а также на принадлежащих ей автобусах и паромах (недействителен для проезда на супер-экспрессе "нодзоми"). Такой билет рассчитан на 7, 14 или 21 дней и его можно приобрести только за пределами Японии .

8.

JR Pass могут приобрести только иностранцы, и только до приезда в Японию. Цены на обычный JR Pass Ordinary "взрослый" JR Pass- 237,438 и 562$ на 7, 14 и 21 день соответственно. Естественно блатной JR Pass Green 1st Class будут дороже - примерно на 150$.

Так что если вы собрались много кататься по Японии, советую приобрести заранее такой проездной.

9.

10.

На платформе никто не заходит за желтую линию.
11.

12.

Поезда N700 развивают скорость до 300 км/ч, а возможность наклона позволяет сохранять скорость 270 км/ч на кривых радиусом до 2500 м, на которых ранее допускалась скорость в 255 км/ч. Другой особенностью N700 является то, что он ускоряется быстрее, чем другие поезда Синкансэн, с ускорением 0,722 м/с², что позволяет достигать скорости 270 км/ч всего за 3 минуты.
13.

Сейчас в Японии во всю проходят испытания поезда-магнитопланы . В апреле 2015 поезд маглев на магнитной подушке побил собственный рекорд скорости, разогнавшись до 603 км/ч в ходе испытаний вблизи Фудзиямы. Компания JR Central, которой принадлежат эти составы, намеревается выпустить их на маршрут Токио-Нагоя к 2027 году. Расстояние в 280 километров планируется преодолевать всего 40 минут.

14.

15.

Внутри поезда фотографий я делать не стал. Отмечу только очень комфортные сидения, персональные розетки и герметичные комнаты-капсулы для курения. Страна для людей!
16.

N700. В каждом таком поезде 16 вагонов и 1323 комфортабельных пассажирских кресла.
17.

А вот еще видео про пролет «Синкансэн» серии N700:

Если вы хотите знать все о поездах «Синкансэн», то вам к Варламову.

Японское железнодорожное чудо "Синкансен"


1 0

Ровно 50 лет назад, в октябре 1964-го года в Японии был запущен первый в мире сверхскоростной поезд “Синкансен” (aka bullet-train), способной развивать скорость до 210 км/ч и навсегда ставший одним из символом “новой” Японии и ее растущей экономической мощи. Первая линия соединила два крупнейших японских города - Токио и Осаку, сократив минимальное время путешествия между ними с 7,5 до 4 часов.

За возможность посетить разные уголки Японии выражаю огромную благодарность Представительству Национального офиса по туризму Японии во Владивостоке и авиакомпанией S7 Airlines .

Еще материалы из поездки:

Если утомленной душе путника станет совсем грустно в реалиях современного мегаполиса, всегда можно отправиться на отдых в Хаконе. Хаконе — это курортный район, который находится недалеко от Токио, в черте национального парка Фудзи-Хаконе-Идзу, между горой Фудзи и полуостровом Идзу. В хорошую погоду и при благоприятных обстоятельствах, в общем, если вам улыбнется удача, вы можете наблюдать знаменитую Фудзи-сан, — собственно за этим сюда и приезжают многие путники.

В окрестностях Хаконэ так же находится множество термальных источников - недаром этот городок неподалёку от Токио с незапамятных времен является одним из самых популярных курортов Японии. На сегодняшний день в этом регионе действует более дюжины горячих источников, питающих купели множества отелей и рёканов Хаконе. Обо всем по порядку под катом.


Наконец, наступило время написать отчеты по результатам поездки в прекрасную Японию. Первым пунктом моего путешествия, конечно же, стал огромный мегаполис и столица Японии - Токио. Под катом предлагаю посмотреть картинки про мои два дня в самом современном мегаполисе мира.


28 апреля маршрутную сеть авиакомпании S7 Airlines пополнило новое направление — прямой регулярный авиарейс связал Владивосток и японский город Осака. В числе первых пассажиров этого рейса оказался и я.

Полёты в Осаку теперь еженедельно выполняются по средам и пятницам. Из аэропорта Кневичи самолёт вылетает в 13:30, а в Осаку прилетает в 14:40 по местному времени, то есть два часа в воздухе — и вы в Японии. Обратно во Владивосток самолёт отправляется из аэропорта Осаки Кансай в 15:45, и 19:05 оказывается в пункте назначения. Полёты по новому рейсу осуществляются на лайнерах Airbus A320, оснащенных салонами эконом- и бизнес-класса. Под катом немного про аэропорт и новый рейс зеленого самолета-кузнечика авиакомпании S7.


Япония для жителей Дальнего Востока по понятным причинам всегда была одним из самых популярных зарубежных направлений для деловых и туристических поездок. В этом году из-за существенного облегчения визового режима интерес к этой стране должен значительно вырасти. Чтож пора побывать и мне.

Да, оказывается существует еще дальневосточник, который не бывал в Японии:))

--
Спасибо за внимание!
--
-Использование фотоматериала разрешается только при моем личном согласии.
-Если вы используете фотографии в некоммерческих целях не забывайте ставить активную ссылку на мой журнал.
-Все снимки, размещенные в этом журнале, моего авторства, если не написано обратное.
-Текстовое описание объектов использовано из открытых источников

Эти скоростные поезда называют ещё «Bullet train”, c английского «поезд-пуля», они отправляются с вокзала «Токио», в японской столице, и широкой сетью покрывают почти всю Японию. Свой первый скоростной поезд Япония построила уже в далёком 1964 году, а сейчас протяжённость сети скоростных железнодорожных путей для Синкансэнов составляет около 2500 километров. Они охватывают своей сетью главный японский остров Хонсю , южный остров Кюсю , а также уже строятся подводные скоростные пути на северный японский остров Хоккайдо.

Я в Токио жил на станции Шинагава (Shinagava) - это большой транспортный узел, и на нем "поезд-пуля" делал короткую остановку всего в 1,5 минуты. Токио густонаселённый город и японские скоростные поезда двигаются с короткими остановками на самых важных транспортных узлах города и на крупных промежуточных станциях между городами. Япония развита в индустриальном плане довольно равномерно и в пригородах тут тоже есть жизнь, люди живут, работают и перемещаются. Понятно, что у нас в России, непонятно зачем и где останавливаться скоростному Сапсану по пути из Петербурга в Москву.

Павильон ж/д вокзала Шинагава.

Я ехал на поезде из Токио в Киото, это был ранний переезд и утром все японцы спешили на работу. На станции было очень тяжело протиснуться сквозь толпу «роботов», старающихся успеть к "первому звонку". Действительно плотность населения в Токио огромна, даже с их разветвленностью транспортной сети, утром на станциях возникают "пробки из биомассы".

Билет до Киото стоил около 130 долларов США. Для того, чтобы попасть на платформу скоростных поездов нужно пройти сквозь турникеты, чем-то отдалённо напоминающие турникеты московского метро.

Синкансены в Японии обычно не опаздывают, а приходят минута в минуту. Ведь если поезд на промежуточной станции Шинагава останавливается всего на полторы минуты, то опоздание недопустимо. В 2012 году среднее отклонение поездов от расписания было лишь 36 секунд. Синкансены, следующие в разные пункты назначения, прибывают на вокзал Шинагава примерно каждые пять минут, за отправлением этих скоростных поездов на станции следит специально обученный японец.

Японка исламского вида на станции Шинагава. Синкансэн, в переводе с японского, буквально означает "новая магистраль". Название "поезд-пуля" тоже дословный перевод с японского "dangan ressha", такое название было изначально в 30-х годах 20 века, когда скоростные железные дороги Японии, были ещё в разработке.

Японцы очень законопослушная станция и они садятся в поезд СТРОГО согласно общей очереди, причем на платформе даже размечено разметкой как они должны стоять и место, где останавливается тот или иной вагон, тоже написано на самой платформе. Протиснуться вперед, растолкав очередь, считается здесь очень не культурно, и вряд ли законопослушный японец так когда-либо сделает.

Никто без очереди никуда не снует, все чинно и размеренно выходят или садятся в скоростные поезда. В 1965 году с запуском Синкансэнов японцы наконец-то смогли совершать "one day tripы" между двумя своими индустриальными центрами - Токио и Осакой.

И вот наконец потихоньку наш Синкансен прибывает на станцию.

Внешне спереди он даже выглядит несколько красивее, чем наш знаменитый «Сапсан» .

Иногда Шинкансены могут даже «поцеловаться».

В итоге я делаю последнюю фотку моего соседа "хиппи-японца", и прыгаю в поезд, следующий в Киото.

Двери у Шинкансена открываются вбок, как в нашем российском метро, после чего происходит посадка пассажиров. Синкансэны очень и очень безопасный в Японии транспорт. За 49 лет своего существования с 1964 года, перевезя 7 миллиардов пассажиров, не было ни одного случая человеческой смерти из-за схода поезда с рельсов или столкновения. Травмы и один смертельный случай был зафиксирован, когда людей зажимало дверьми и поезд трогался. Для предотвращения этого теперь на каждой станции дежурит работник, который проверяет закрытие дверей у скоростного поезда.

Япония очень сейсмоопасная страна и все Синкансэны с 1992 года оборудованы системой предотвращения землетрясений. В случае обнаружения земных колебаний или толчков, система сама очень быстро останавливает этот поезд. Все поезда также оборудованы новой системой "анти схода с рельсов".

Ну и естественно поезд гораздо более экологичен, нежели автомобиль. Если сейчас Синкансэны могут развивать скорость до 320 км/ч, а на самом деле едут в среднем 280 км/ч, то к 2020 году верхнюю планку скорости планируют увеличить до 360 километров в час.

Пример компоновки вагона в скоростном поезде Японии, с одной стороны три посадочных места, а с другой два.

В поезде есть столь любимые японцами аппараты по продаже минеральной воды и чая.

Писсуары в японских поездах оборудованы прозрачным стеклом.

Кроме писсуаров есть и обычные туалеты с "нормальной" дверью, может быть просто потому что японцы считают, что женщины стесняются писать с прозрачным стеклом, а мужчины нет)).

Есть также и отдельные небольшие комнаты, где можно вымыть руки.

Кроме автоматов по продаже воды и чая в поездах периодически проходят продавцы напитков и закусок. Даже самую дешевую покупку можно оплатить кредиткой, с "пластиковыми деньгами" в Японии проблем не возникнет.

Можно полакомиться холодным пивом или горячим кофе.

В Японии, также как и в России продаются несколько видов сушеных кальмаров, я всегда думал, что сушёные солёные кальмары это чисто российская тема, но нет в Японии это тоже очень сильно распространено. Кальмары очень вкусные, как и японское пиво "Asahi".

Каждое кресло также оборудовано розеткой, это также как и в поездах Новой Зеландии , то есть работать на ноутбуке можно без временных ограничений.

Контролёры тоже постоянное явление в японских поездах, поскольку Синкансены практически не делают остановок в пути, выбежать на платформу промежуточной станции и «оббежать» контролёра, как делают у нас в России, в Японии не получится.

Проверки купленных билетов избежать никак не удастся.

Когда поезд едет из Токио в Киото, минут через 45 после отправления все бегут фотографировать знаменитый символ Японии - гору Фудзияму . Японцы показывают национальный символ своей страны маленьким детям.

Если кто-то хочет позвонить и не имеет мобильного телефона, интересно есть ли ещё такие товарищи в 21 веке, то в поезде находится телефон автомат.

С подробной инструкцией по использованию.

Ещё одной особенностью скоростных «джапанских» поездов является то, что сидения не зафиксированы на месте, как например в нашем «Сапсане», а могут свободно вращаться вокруг своей оси на 360 градусов. Поворотный механизм приводится в действие, нажатием специальной педали под сидением. А за сидениями есть специальные сеточки, в которые можно положить свои вещи, вот кто-то убрал свой фотоаппарат "Canon" - который, как гласит народная мудрость, является "Nikonом для бедных".

Можно развернуть сиденье на 90 градусов и все время ехать смотря прямо в окно.

Плотность населения в Японии огромна и когда едешь из Токио в Киото даже не успеваешь уловить ощущения смены городов, так как промышленная зона кажется и не думает заканчиваться, а сельскохозяйственных угодий не видно совсем. За окнами завод знаменитого японского пива «Kirin”.

Если например, надоело смотреть в окно, то сидения можно развернуть ещё на 90 градусов и поиграть в карты с соседом.

Японцы в своих скоростных поездах не забыли и о «торчках – курильщиках», для них в поезде сделаны специальные «камеры-аквариумы», куда вместится максимально наверное два человека и они, уединившись, смогут истинно насладиться блевотным запахом никотина.

Вот не зря говорят что время в пути летит незаметно. Пока ходил гулял по поезду, сам не заметил как приехал в Киото. В Синкансенах нужно внимательно отслеживать город прибытия, так как остановки на вокзалах, даже в больших городах, обычно не более 5 минут, нужно заранее собрать вещи, подготовиться, и на нужной станции выйти из поезда. Первые фотографии на вокзале в японском городе Киото.

Мы продолжаем рассказывать о необычных вещах и на очереди устройства, ценность которых тяжело переоценить – поезда!

История поездов в целом это гимн скорости и надежности, проходящий через интриги и огромное количество денег, но нас интересуют 10 самых быстрых поездов современности.

Мир поездов выглядит на сегодняшний день необычно, связано это с тем, что с 1979 года к классическому рельсовому поезду присоединились их высоко технологические братья, машины из будущего – «Маглевы» (от англ. magnetic levitation - «магнитная левитация»). Гордо парящие над магнитным полотном и движимые последними достижениями в области сверхпроводников, именно они могут стать транспортом будущего. Ввиду этого для каждого мы будем указывать тип поезда и в каких условиях был получен рекорд, ведь где-то на борту экспресса не было пассажиров, где-то даже машинистов.

1. Shinkansen

Мировой рекорд скорости принадлежит Японскому составу маглев, 21 апреля 2015 года на спец участке во время испытаний в префектуре Яманаси состав смог развить скорость 603 километра в час, на борту был только машинист. Это просто невероятная цифра!

Видео ролик испытаний:

К безумной скорости можно прибавить удивительную бесшумность этого суперпоезда, отсутствие колес делает поездку комфортной и удивительно плавной.

На сегодняшний день Shinkansen является одним из быстрейших поездов на коммерческих маршрутах, его скорость составляет 443 км/час.

2. TGV POS

Первым по скорости среди рельсовых поездов, но вторым в абсолютном зачете, на планете (на 2015 год) является французский TGV POS. Удивительным является то, что в момент фиксации рекорда скорости, поезд разогнали до впечатляющей цифры в 574,8 км/ч, при этом журналисты и обслуживающий персонал были на борту!

Но даже с учетом мирового рекорда, скорость поезда при движении по коммерческим маршрутам не превышает 320 км/час.

3. Shanghai Maglev Train

Далее, у нас третье место, отданное Китаю с их Shanghai Maglev Train, как понятно из названия, этот поезд играет в категории волшебников висящих в мощном магнитном поле. Этот невероятный маглев удерживает скорость в 431 км/час в течение 90 секунд (за это время он успевает проглотить 10,5 километр!), что до максимальной скорости этого состава, то во время испытаний его смогли разогнать до 501 км/час.

4. CRH380A

Еще один рекорд родом из Китая, занявший почетное четвертое место поезд с невероятно благозвучным названием «CRH380A». Максимальная скорость на маршруте как понятно из названия 380 км/час, а максимально зафиксированный результат 486,1 км/час. Примечательно, что данный высокоскоростной поезд собран и выпушен полностью опираясь на Китайские производственные мощности. Поезд перевозит почти 500 пассажиров, а посадка реализована как в самолете.

5. TR-09


Локация: Германия – максимальная скорость 450 км/час. Название TR-09.

Пятый номер из страны самых быстрых дорог – автобанов, и если по скорости на дорогах Германию действительно можно отнести к быстрейшей стране, то поездам до номера 1 далеко.

На шестом месте поезд из Южной Кореи. KTX2, именно так называют корейский поезд пулю, смог разогнаться до 352 км/час, но на данный момент максимальная скорость на коммерческих маршрутах ограничена 300 км/час.

7. THSR 700T

Следующий герой хоть и не является самым быстрым поездом на планете всё-таки заслуживает отдельных аплодисментов, причиной тому впечатляющая вместимость 989 пассажиров!, а если прибавить к этому скорость в 335 км/час, то «THSR 700T» из города Тайбей что на Тайване может считаться одним из самых вместительных и быстрых видов транспорта.

8. AVETalgo-350

Прибываем к восьмому месту и остановка производится в Испании мы на борту AVETalgo-350 (Alta Velocidad Española) по прозвищу – «Утконос». Прозвище проистекает из аэродинамического вида ведущего вагона (ну вы сами видите), но как бы забавно ни смотрелся наш герой, скорость в 330 км/час дает ему право участвовать в нашем рейтинге!

9. Eurostar Train

9 место Eurostar Train – Франция, поезд не так быстр 300 км/час (не далеко от нашего Сапсана), но вместительность поезда впечатляет 900 пассажиров. Кстати, именно на этом поезде участники знаменитого телешоу Top Gear (ныне почившего, если любите его как я, большой палец вверх!) в 4 сезоне 1 серии соревновались с изумительным Aston Martin DB9.

10. Сапсан

На 10-е место, конечно, нужно поставить Итальянский «ETR 500» с его неплохими 300 км/час, но хочется поставить наш, вполне себе быстрый Сапсан. Хотя современная эксплуатационная скорость этого поезда ограничена 250 км/час, его модернизация (и скорее модернизация путей следования) позволит составу идти со скоростью в 350 км/час. На данный момент - это невозможно по множеству причин, одна из них вихревой эффект, который способен сбить взрослого человека с ног на расстоянии в 5 метров от путей. Также Сапсан ставит один забавный рекорд – это самый широкий скоростной поезд в мире. Хотя поезд построен на платформе компании Siemens, за счет более широкой колеи используемой в России 1520 мм, против европейской в 1435 мм, стало возможным увеличить ширину вагона на 300 мм, это и делает Сапсан самым “пузатым” поездом пулей.

Скоростные поезда это удивительное и очень удобное средство для путешествия по Японии. В наших ежедневных перемещениях основным средством передвижения был железнодорожный транспорт и не могу не остановиться на теме Синкансена (新幹線, Shinkansen), посвятив ему отдельную статью. Вначале, я как обычно, по ахаю и по восхищаюсь увиденным и прочувствованным, а потом переду к истории. Скажете, что за ерунда, проехалась на поезде и радуется. Да, это так!

Синкансен это первый поезд такого класса, он удобен в передвижении, перемещаясь на нём не чувствуется никаких трясок и вибраций. Чувство схожее как в самолёте, вроде летишь, а вроде и на месте стоишь. Вот нашла фотку в интернете, что при движении Синкансена монетка в 500 иен не падает, уверена на 100%, что это не монтаж. Потому что движение в 300 километров в час, внутри поезда не ощущается.Скоростные поезда

Зато когда два красавчика Синкансена встречаются на этой самой скорости, то чувствуется с какой силой поезд отбрасывается в сторону. Это какая должна быть сила (чего? притяжения?), чтобы состав не слетел с рельсов. Я не техник, не знаю как правильно сказать:).

Скорость чувствуется только когда смотришь в окошко на молниеносно сменяющийся пейзаж, да на то как быстро высыхают капли на стекле, дождь по прежнему не прекращался.

Перемещение на поездах такого класса дорогое удовольствие, проехаться японцу от Токио до Осаки будет стоить 19300 иен, по курсу — 177 долларов и это только в одну сторону. Поэтому какое счастье, что для иностранных туристов придумали такое чудо как JR PASS, наш билет действовал 7 дней и купили его за 230 долларов (если не путаю). Однозначно мы его неоднократно окупили, когда двинулись в сторону Осаки. Потому что там мы только и успевали разъезжать между городами.

Ваучер на приобретение билета можно купить только за пределами Японии и только иностранцам с туристической визой, то есть о нём надо побеспокоиться заранее, подробнее я писала Затем, уже в Японии, ваучер обменивается на проездной билет.

Синкансен с японского переводится как новая магистраль. Так и есть, магистраль нового типа стали разрабатывать ещё в 1940 году и уже тогда планировали по новой, стандартной по ширине, колее пустить поезда, развивающие скорость до 200 километров в час. В Японии основную протяженность железной дороги (22 231 км) составляют, так называемые узкоколейки, ширина которых составляет - 1067 мм. Для Синкансена же требовалась магистраль со стандартной европейской колеёй — 1435 мм.

В период войны работы по строительству новой магистрали были приостановлены, а с 1943 года совсем прекращены. В послевоенное время, в связи с постепенным восстановлением промышленности и экономики страны, всё острее ощущалась недостаточность имеющегося транспорта. Японское правительство не торопилось с развитием железнодорожного транспорта, так как под влиянием американской идеологии склонялась к позиции, что железные дороги будут заменены автомагистралями и воздушными перевозками.

Но пассажиропоток рос, требовалось всё больше перевозить грузы в разные точки страны и имеющиеся железные дороги и парк поездов не справлялся с этим потоком. В 1957 году заговорили о возрождении проекта новой магистрали и большая заслуга в этом принадлежит четвёртому президенту Японских национальных дорог Синдзи Согу.

Чтобы получить государственную поддержку Синдзи Сог разработал план, который обеспечивал участие и невозможность отказа от проекта правительства Японии.

  • Несмотря на большое сопротивление он настоял на строительстве стандартной 1435 мм колеи, аргументируя, что это улучшит качество дорог.
  • Так же он заявил, что максимальная скорость поездов будет 200 км/ч (а не умопомрачительные 300), чтобы не акцентировать внимание на этом вопросе.
  • Убедил всех, что это не новое строительство и новая магистраль, а улучшение имеющейся.
  • Заявил необходимый бюджет значительно заниженный от требуемого, при этом для оплаты части проекта был получен кредит в размере 80-ти миллионов долларов от Международного банка реконструкции и развития.

Синдзи Сог осознанно шёл на эти «хитрости», понимая, что заяви он реальную стоимость проекта, то не получил бы ни одобрения на строительство новой скоростной дороги, ни денег. Как только деньги были выделены, то обладая исключительными президентскими полномочиями Синдзи Сог стал отвлекать на строительство скоростной магистрали средства от других проектов JNR.

Разумеется заявленных средств не хватило ровно в два раза, но основные работы были освоены, направление задано. На горизонте маячили Олимпийские игры 1964 года, которые должны были пройти в Токио. Проект необходимо было завершить к этой дате. Стоимость проекта обошлась в 400 миллиардов иен. Япония была первой страной, которая построила специальные железнодорожные линии для скоростных поездов.

В 1963 году взяв на себя всю ответственность за сложившуюся ситуацию Синдзи Сог ушёл в отставку. Но его заслуги в строительстве скоростных поездов в Японии увековечены мемориальной таблицей на Токийской станции.

За неделю, а точнее за 9 дней, до летних Олимпийских игр, которые проходили с 10 по 24 октября 1964 была открыта первая скоростная магистраль между Токио и Осака, протяженностью 515 км, с семнадцатью станциями.

Синкансен называют поезд-пуля и он оправдывают своё название. Первые Синкансены развивали скорость 210-220 км/ч, на сегодняшний день максимальная скорость поездов составляет 320 км/ч, это конечно не китайский маглев, который развивает скорость до 500 км/ч, но тоже очень внушительная скорость. К тому же японцы работают над своей версией маглева, который развивает скорость до 603 км/ч., впервые такая скорость была зафиксирована 21 апреля 2015 года и является мировым рекордом.

Появление скоростных магистралей изменили деловую жизнь Японии. Два крупнейших мегаполиса страны — Токио и Осака находятся на расстоянии «трёх часов». Теперь могли совершаться однодневные деловые поездки. На Синкансене Нодзоми, который едет быстрее обычного, этот путь составит 2,5 часа.

Кроме быстроты хочется отметить удобство передвижения и нахождения в поездах-пулях. Кресла очень удобны, расстояние между креслами как в самом ряду, так и между рядами такое, что не создают неудобств соседям. В Синкансене, в отличие от автобусов, самолётов, других поездов очень комфортно заниматься своими делами, пока едешь на работу или встречу в другой город можно подготовить необходимую информацию, поработать с использованием компьютера, во всех рядах есть электропитание. Часто в Синкансенах завтракают, обедают, ужинают. Потом все пакетики обязательно забирают с собою и выбрасывают при выходе из поезда на станции, на которой обязательно стоят несколько видов контейнера для сортировки мусора. И конечно же в Синкансене очень удобно спать.

Если вы едете большой компанией, то впереди стоящие кресла могут быть развернуты так, чтобы люди сидели лицом друг к другу.

Немного цифр в истории развития скоростного поезда в Японии:

  1. Строительство первого участка новой скоростной магистрали началось в апреле 1959 года, первый Синкансен был запущен 1 октября 1964 года.
  2. Протяженность высокоскоростных железнодорожных линий увеличилась с 515,4 км в 1964 году до 2764,6 км в 2015 году.
  3. 13 июля 1967 была зафиксирована отметка в 100 миллионов пассажиров, воспользовавшихся услугами скоростного поезда, в 1976 году — 1 миллиард.
  4. Максимальная скорость Синкансена 320 км/ч, на участке дороги между Токио и Аомори возможна скорость до 360 км/ч.
  5. Самая оживленная железнодорожная линия Японии Токио-Осака в год перевозит 151 миллион пассажиров.
  6. Вся линия скоростных поездов в Японии в год перевозит 353 миллиона человек.
  7. В часы пик Синкансен движется с интервалом в три минуты и в каждом направлении выпускается до 13 поездов с 16 вагонами. В каждом вагоне 1323 комфортабельных пассажирских места.
  8. Длина каждого вагона составляет 25 метров, за исключением головного вагона. Общая длина поезда 400 метров
  9. При возведении линии Токио-Осака было построено 3000 мостов и 67 туннелей, протяженностью 108 км.
  10. В передвижение на расстояние до 800 километров японцы отдают предпочтение Синкансену, по сравнению с авиа перелётами. Потому, что цены на билет сопоставимы, при этом перемещение в поезде более комфортно, а если учесть процедуру регистрации и посадки на самолёт, а так же то, что аэропорты находятся в отдалении от городов, то безусловно удобнее приехать к отправлению поезда и выйти на нужной станции практически в центре города.

26 марта 2016 скоростная линия соединила остова Хонсю и Хоккайдо. Строительство дороги началось в мае 2005 года в Аомори (север острова Хонсю) и спустя 11 лет закончилось в Хакодате (север острова Хоккайдо) Железнодорожный путь проходит на глубине 240 метров, на 100 метров ниже морского дна. Уникальный тоннель Сэйкан, соединивший два острова, является самым глубоким тоннелем в мире и вторым по длине. Протяженность Сэйкана 53,85 км, подводная его часть составляет 23,3 км.

Скорость синкансена на этом участке дороги составляет 360 км/ч. Из Токио в Саппоро можно доехать за 3 часа 57 минут.

Синкансен настолько точен и пунктуален , что любое отклонение от расписания расценивается как ЧП. В 2014 году средняя задержка поездов составила 54 секунды. В 2017 году статистика должна бы измениться в худшую сторону, так как лично наш поезд на котором мы должны были ехать в Мацумото из-за октябрьского тайфуна «Лан», был задержан на 3 часа, так как упавшее дерево повредило магистраль. Но к слову сказать, что через час поезда пошли в обычном режиме и сев на другой, не свой поезд мы поехали дальше.

Синкансен — безопасный вид транспорта , несмотря на частые землетрясения и тайфуны, за свою более чем 50-ти летнюю историю не произошло не одного летального случая в результате столкновения или . Не учитываются случаи сведения счёта с жизнью. Все помнят нашумевшую историю в 2015 году, когда пассажир Синкансена, следовавшего по маршруту Токио-Осака произвёл акт самосожжения в поезде в котором находилось 1000 пассажиров. В результате этого происшествия пострадало (незначительно, в основном от задымления) 80 человек и объявлялось о двух случаях клинической смерти.

В Японии 6% суицида совершается на железнодорожных магистралях. В среднем за год 2000 человек совершают прыжок под поезд, в связи с кажущейся простотой сведения счетов с жизнью. Зачастую железнодорожные компании предъявляют иски родственникам за причиненные убытки в связи с простоем. В свою очередь предпринимаются меры для уменьшения подобных случаев: станции оснащаются голубыми подсвечивающими светодиодами, поезда окрашиваются в ярко зеленый цвет (что в принципе я не часто видела) — это должно успокаивать прыгунов. Но самое действенное, что на станциях устанавливаются барьеры, которые не позволяют подойти к железнодорожному полотну и только в момент остановки Синкансена открываются двери для прохода в поезд.

На станциях в районе Киото и Осака, именно на скоростных магистралях, практически везде стоят такие заграждения, поэтому предполагаю, что сейчас повсеместно устанавливают барьеры. Конечно не так красиво смотреть на приходящие и уходящие поезда, зато безопасно для людей.

Ещё немного о безопасности.

Официально зафиксировано два крушения скоростных поезда. Первое произошло 23 октября 2004 года в Тюэцу, в префектуре Ниигата во время сильнейшего землетрясения магнитудой в 6,6 балла. Синкансен проходил близко к эпицентру со скоростью 210 км/ч и сошёл с рельсов. Экстренное торможение было совершено в течении семидесяти секунд с длиной тормозного пути в 1,6 км. В поезде находилось 155 пассажиров, ни один из них не пострадал.

Второе происшествие произошло 2 марта 2013 года на северном участке дорог в префектуре Акита. В это время выпало рекордное количество снега. Поезд из-за сильного снегопада шёл с минимальной скоростью в 20 миль/ч, услышав громкий не характерный звук водитель начал торможение поезда. В данном районе было срочно прекращено движение. Учитывая, что поезд находился вдалеке от трасс, пассажирам поезда, которых было 130 человек пришлось ожидать помощи и эвакуации шесть часов, пока не подошел автобус. Все это время в выгонах было включено электроснабжение и отопление. Никто из пассажиров не пострадал. Крушение произошло в субботу, движение на данном участке дороге было восстановлено только в понедельник.

Скоростные дороги Японии, по которым движутся Синкансены полностью отделены от обычных магистралей по которым проходят обычные поезда. На каждой станции метро надо найти таблички, указывающие направление к выходу на перрон к Синкансену. Кассы на эти поезда тоже размещены отдельно. Имея на руках JR Pass мы несколько раз пытались в таких кассах забронировать себе место, но очереди всегда были в десяток и более человек, а мы как обычно очень торопились, чтобы успеть на поезд. Поэтому мы мчались на поезд и садились на свободные места в вагоне. Учитывая, что наше перемещение проходило в основном днем, особых проблем не возникало, то есть бронировать места на проходящий поезд совсем не обязательно. Кстати в Синкансене достаточно часто по вагону проходят контролёры и проверяют билеты у пассажиров.

Сами железные дороги для скоростных поездов, так же проходят отдельно от обычных, что позволяет двигаться синкенсену без каких-либо задержек. Синкансены перевозят только пассажиров и не занимаются грузоперевозками, время работы с шести утра до полуночи.

Кроме скорости, чистоты, комфорта и удобства поразило то, что скоростные поезда в Японии пользуются такой популярностью, несмотря на дороговизну билетов. Основная масса пассажиров это люди, в большинстве мужчины, в деловых костюмах. Следовательно напрашивается вывод, что они едут на работу, в командировку и так далее в соседние города и регионы. Так же встречаются дети школьного возраста уже в меньшем количестве. И на линии, проходящей через Осака, Киото много иностранных туристов с огромными рюкзаками. Японцы же в дороге предпочитают чемоданы и деловые портфели.

На платформах в ожидании поезда японцы выстраиваются в очередь и не толпятся перед предполагаемой дверью вагона. Если на перроне на полу нарисовано месторасположение дверей (если нет специального ограждения) и номер вагона, то именно в этом месте и будет расположена дверь, когда поезд остановится, всё как обычно точно и пунктуально.

Ужасные картинки, которые есть в интернете, о нескончаемом потоке пассажиров в метро я не видела, но очевидцы говорят, что это действительно правда. Такое происходит на особо оживлённых линиях в час пик.

  • Друзья, Ольга Танака в комментариях к этой статье написала объёмную, живую информацию, которая мне показалась очень интересной. Ольга живёт в Японии и знает не только плюсы, но и минусы скоростных поездов. Чтобы её информация не затерялась в разделе комментариев, я, с согласия автора, переношу её в основную часть статьи, а мой ответ будет размещён в разделе комментов.

Поздравляю с новой интересной и насыщенной статьёй! Конечно имея немалый опыт езды в синкансенах у меня есть кое-какие комментарии:

(1) Лично мне спать в синкансене не удается. Причина этого - частые хождения пассажиров. Вагон синкансена - это не плацкарт и тем более не купе, а ряды кресел как в аэроэкспрессе. При одиночной поездке попутчики меняются довольно часто. А еще у японцев есть нехорошая привычка брать с собой не только самое необходимое, но и то, что может пригодиться. От этого у них всегда с собой очень много багажа. Багаж этот они предпочитают ставить себе в ноги. Наверное так надежнее. Поэтому, лучше сидеть у окна: не придется пропускать их. И есть еще одно - обьявления станций в вагонах даются на японском и на английском, поэтому они довольно длинные и громкие. Это тоже сну не способствует. Но, наверное, это профилактика проезда своей станции

(2) Счастлив тот, кто не ездил на синкансене в О-бон. Если тебе доводилось читать заметки о том, какого это ездить на поездах по Китаю в китайский новый год, так вот это практически оно самое. Конечно фальшивых билетов и битв за место в японских синкансенах не бывает. Однако огалтелые толпы народа, забитые вещами до отказа багажные полки и набитые как сельди в бочку пассажиры, заполняющие все проходы и тамбуры (да-да, стоячие места!!!) Трудами моего мужа я всегда была обеспечена бронированным местом, и степенно наблюдала за бедолагами, которые купив стоячий билет по цене сидячего, ехали в ужасных условиях. Вообще меня возмутило, то что железнодорожники не сбрасывают цену на стоячие места, тем самым непомерно обогащаясь. Но мой муж возразил, что люди сами виноваты, что не позаботились о билете заранее. К тому же допустив поездки стоя у них появляется шанс уехать в родную префектуру. Иначе такого шанса бы и вовсе не было.

(3) Настоящий «японский» синкансен есть не только в Японии, но, например, и на Тайване. Они выкупили технологию у японцев. А вот китайцы только подражают японцам и юридических прав называть свои скоростные поезда синкансенами у них нет.

(4) Лично я люблю кушать в синкансене. На станции покупаешь их фирменный обед в коробке - бенто. Всегда свежий, красивый. Дизайн самой картонной коробки создает идеальное настроение для путешествия. А вот кофе с мороженным уже можно купить у проводницы прямо в вагоне. Мороженное, в основном только одного вида -ванильное, дорогое, но такое вкусное, что пальчики оближешь.

В России по субьективным причинам я очень не люблю поезда, но японские поезда заставили меня смотреть на ж/д транспорт несколько иначе.

А теперь немного о бенто (обед, упакованный в специальную коробку). Как писала Ольга выше, бенто — это часть путешествия на синкансене.

Бенто, приготовленное для употребления во время поездки на поезде носит специальное наименование — экибен. Это однопорционная коробочка-упаковочка с обедом. Коробки для экибена могут быть керамические, пластиковые, деревянные. К бенто прилагаются палочки для еды, а при необходимости ложки. Обед можно приобрести на железнодорожной станции либо в самом поезде.

Девушки (интересно как их называют официально), регулярно провозят тележку по вагону с бенто, напитками, сухими закусками, мороженым и различными вкусностями и ненавязчиво предлагают пассажирам приобрести необходимое. Я не видела, чтобы в нашем вагоне часто приобретали товар у сотрудницы поезда. Скорее всего это происходит больше в обеденное время.

Но вот что едят в поезде многие это я заметила. В основном по двум признакам, выходя из поезда у пассажиров в руках пакетики с мусором, которые выкидывают на станции. И иногда, когда садишься на сиденье можно ненароком «вляпаться», не очень аккуратные «едуны» оставляют за собой разбросанный рис.

Первое бенто на железной дороге было продано на станции Уцуномия 16 июля 1885 года. Бэнто состояло из двух шариков риса и маринованной редьки, упакованное в бамбуковую коробку. Но на роль «первосоздателя» экибэна претендуют ещё как минимум семь железнодорожных станций. В дальнейшем экибэн становился всё популярнее и каждая префектура старалась разнообразить меню и привнести местный колорит в блюда. Сейчас так же сохраняется тенденция, что ингредиенты экибэны состоят из местных, присущих данному району, продуктов.

Золотой век для экибэна были 80-е годы, когда поезда не ходили так быстро и пассажир, находясь длительное время в пути, испытывал потребность подкрепиться в дороге. Сегодня процедура приёма пищи в поезде не носит массовый характер.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!