Превентивный глобальный удар россии. Николай Патрушев: Россия имеет право на превентивный ядерный удар

№ эпизода Содержание эпизода

оценка / сила колебаний

оценка / сила колебаний

колебаний

Т.Миткова (НТВ) о действиях США в отношении международных террористов 2/слб 1/слб 3/слб
Т.Миткова (НТВ) о ситуации вокруг заявления С.Ястржембского о нанесении превентивных ударов по Афганистану 1/слб 1/срд 1/слб
С.Ястржембский о содействии талибов чеченским боевикам 2/срд 0/срд 1/срд
Н.Сванидзе (РТР) о трактовках заявления С.Ястржембского 1/слб 1/срд 0/срд
С.Ястржембский о возможности нанесения превентивных ударов по Афганистану 1/срд 0/слб 0/срд
Не только в Москве Афганистан называют очагом международного терроризма. В августе 1998 года были взорваны два посольства США в Африке. Вашингтон получил информацию о том, что Усама Бен Ладен, которого там считают ответственным за эти теракты, скрылся на территории Афганистана. США нанесли удар по лагерям террористов незамедлительно и безо всякого предупреждения. Политическая сенсация в Москве – помощник президента России Сергей Ястржембский говорит о возможности нанесения превентивных ударов по лагерям террористов в Афганистане. Фактически в Москве не исключают сценарий, схожий с тем, по которому действовали США – предупредили Ирак о возмездии и в итоге расстреляли опасные с точки зрения Вашингтона объекты в Ираке своими ракетами. Сергей Ястржембский сегодня указал, что подобное развитие станет возможным, если возникнет угроза интересам национальной безопасности. Добавлю, что применение таких мер сформулировано в российской Конституции. Итак, фрагмент сегодняшней пресс-конференции помощника главы государства. Приблизительно неделю назад в Мазаре Шарифе –как вы понимаете, речь идет о территории, которая находится под контролем талибов, – состоялась встреча, в которой приняли участие Бен Ладен, Наман Гани (достаточно известный узбекский террорист) с представителями Масхадова. В результате встречи был подписан протокол о сотрудничестве между Бен Ладеном, Халими (повторяю, что это представитель правительства на Севере) и представителями Масхадова по оказанию помощи чеченским боевикам. Речь идет о содействии людскими ресурсами, оружием, боеприпасами. Афганистан под предводительством талибов уже превратился в очаг, в гнойник международного терроризма. Совершенно ясно – и сам Ястржембский это вскоре подчеркнул, – что подобное заявление в устах официального лица не может выражать его личное мнение. Поэтому сразу же появились две трактовки. Первое – Россия решила поиграть бицепсами и попугать талибов. Вторая – Россия действительно решила талибов бомбить. Министерство обороны дало утечку: "Мы готовы, проблемы нет. Как только будет политическое решение – так сразу". Сергей Ястржембский – помощник президента – на прошедшей неделе сделал сенсационное заявление.

С.Ястржембский:

Я бы не исключал возможности нанесения превентивных ударов в случае, если возникнет реальная угроза в данном случае интересам России или национальным интересам государств, которые находятся в России, в этом регионе, в дружеских, партнерских отношениях.


Все права принадлежат Александру Шульману(с) 2017© 2017 by Alexander Shulman. All rights reserved
Использование материала без письменного разрешения автора – запрещено.
Любые нарушения караются законом об авторском праве, действующим на территории Израиля.

Александр Шульман
Право на превентивный удар

В эти дни в Израиле отмечается 44-вая годовщина Войны Судного Дня. Годовщина Войны Судного Дня вновь продолжила давнюю общественную дискуссию – можно ли было предотвратить эту войну или выиграть ее с минимальными потерями. Тема эта остается актуальной и сегодня, когда вдоль границ Израиля бушуют войны в сопредельных арабских странах, а враждебный Иран близок как никогда к обладанию ядерным оружием.

Начальник Генштаба ЦАХАЛа генерал-лейтенант Г.Айзенкот в своем недавнем докладе в центре стратегических исследований Бегин-Садат предупреждает: "В любой момент может разгореться война. Причем как на одном, так и нескольких фронтах. И мы должны быть к этому готовы".

И вновь перед Израилем стоит проблема превентивного удара – может ли Еврейское государство, ради защиты своей независимости и собственных граждан, первым нанести удар по врагу, открыто провозгласившему своей целью войну.

Выступая на заседании, посвященном 40-летию начала Войны Судного Дня, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу в свете иранской угрозы вновь напомнил: "Никогда нельзя недооценивать противника. Международная реакция на превентивный удар с нашей страны предпочтительнее той кровавой цены, которую мы заплатим, если этого не сделаем". Он также отметил, что "решение о нанесении превентивного удара является одним из самых трудных решений, которое должно принимать правительство, потому что ты никогда не сможешь доказать, что произошло бы, если бы он не был нанесен".

На протяжении истории Еврейского государства уже не раз так складывались обстоятельства, что правительство стояло перед тяжелейшей дилеммой – наносить или не наносить превентивный удар по врагу. Принятие такого решения в 1967 году обеспечило блестящую победу в Шестидневной Войне, отказ от него привел к тяжелой и кровопролитной Войне Судного Дня в 1973 году.

Каждый раз перед принятием решения о превентивном ударе Израиль оказывался в полной международной изоляции – дружественные страны отказывались от ранее принятых на себя обязательств и, несмотря на прямые угрозы существованию Еврейского государства, требовали от него сдержанности и фактически – капитуляции перед врагом.

Шестидневной Войне 1967 года предшествовала драматическая череда событий, в итоге которых Израиль оказался один на один перед лицом врага, несмотря на данные ранее международные гарантии его безопасности.

После ухода из Синая в марте 1957 года Израиль получил от администрации США твердое и публичное признание своего права на самооборону и гарантии предотвращения намерений Египта установить блокаду Тиранского пролива. Право Израиля на свободу судоходства было подтверждено ООН, разместившей свои войска в районе Шарм аль-Шейха и на египетском побережье Тиранского пролива.

Однако 16 мая 1967 года Египет приказал силам ООН покинуть Синайский полуостров. Генеральный секретарь ООН У Тан, опасаясь давления со стороны арабов, немедленно уступил требованиям Египта и вывел силы ООН и из сектора Газа, после чего египетская армия вышла к израильской границе.

Возникла реальная угроза существованию Израиля, однако правительство США дало понять, что не собирается приходить на помощь Израилю и выполнять ранее данные гарантии. США отказались поставлять Израилю боевые самолеты.

Поняв слабость американской реакции, Египет продолжил наращивать свои войска на Синае. Арабские лидеры тем временем нагнетали милитаристские настроения. Министр обороны Сирии Хафез Асад заявил, что сирийская армия "держит палец на спусковом крючке и с нетерпением ждет начала военных действий".

21 мая 1967г. премьер министр Израиля Л. Эшколь заявил членам кабинета: "Я полагаю, египтяне планируют прекратить судоходство израильских кораблей в Эйлатском порту или подвергнуть бомбардировке ядерный реактор в Димоне. Широкомасштабная военная операция последует за этими действиями".

Примиренческие шаги со стороны израильских лидеров, направленные на успокоение арабов, возымели обратный эффект: 22 мая Египет объявил о блокаде Тиранского пролива для израильского судоходства. СССР также выступил с угрозами в адрес Израиля. Стало ясно, что полученные ранее от США, Великобритании и Франции международные гарантии безопасности Израиля фактически недействительны.

Шестидневная война 1967. Израиль атакует

Ситуация вдоль израильских границ продолжала накаляться, а стратегическое положение Израиля еще более ухудшаться. ООН прекратила любые попытки мирного урегулирования конфликта. Из-за продолжавшейся блокады Израиль начал ощущать острую нехватку нефти и продовольствия. Мобилизация была объявлена в Судане, Ираке и Кувейте; сирийские войска были готовы вторгнуться в Галилею.

На вопрос о судьбе израильтян в случае возможной победы арабов в предстоящей войне, глава ООП Ахмад Шукейри ответил: "Те, кто выживут, останутся в Палестине, но по моим оценкам, никто из них не выживет".

Президент Ирака был не менее категоричен: "Существование Израиля – это ошибка, которую надо исправить. Это возможность смыть с себя позор, который лежит на нас с 1948 года. Наша цель ясна – стереть Израиль с лица земли. И мы, если на то будет воля Аллаха, встретимся в Тель-Авиве и в Хайфе".

30 мая 1967г. король Иордании Хусейн подписал двухсторонний военный пакт с Египтом. Теперь Израиль оказался перед войной на три фронта. Численность и оснащенность арабских армий в несколько раз превышали израильскую армию, и это в тот самый момент, когда международная изоляция Израиля была практически полной.

Под вопросом стоит существование всего народа Израиля. В Израиле раздаются призывы полагаться только на свои силы, на военную поддержку других стран рассчитывать не приходится.

"Мы будем воевать против Египта и Сирии своими силами", – заявил начальник Генштаба И. Рабин премьер-министру. В качестве израильского ответа на сложившуюся ситуацию Рабин предложил нанести удар по Египту. Промедление будет стоить Израилю десятков тысяч убитых.

Судьбоносное заседание кабинета министров Израиля началось в воскресенье 4 июня в 8:15 утра. Руководитель военной разведки А. Ярив сообщил, что из данных, полученных военной разведкой, неопровержимо следует, что египетская армия переходит от оборонительной дислокации к атакующей с явным намерением занять Эйлат. После семи часов обсуждения правительство единогласно проголосовало за то, чтобы поручить войскам "начать военную операцию с целью освобождения Израиля из-под осады и предотвращения надвигающегося нападения объединенных сил арабских стран".

В 8:00 утра следующего дня израильские самолеты бомбили египетские аэродромы. Война началась, и была менее чем за неделю с блеском выиграна Израилем.

Иначе развивались события в 1973 году, в преддверии Войны Судного Дня. За полгода до начала войны израильская военная разведка АМАН была хорошо осведомлена о планах Египта и Сирии напасть на Израиль. Однако шеф военной разведки генерал Эли Зейра убеждал руководство страны, что такое нападение маловероятно до тех пор, пока Египет не получит от СССР самолеты МиГ-23 и ракеты Скад.

Ранее, в мае 1973г. Израиль уже проводил мобилизацию резервистов в связи с ясными предупреждениями разведки о возможности развязывания войны арабами. Однако каждый раз атака арабов откладывалась, что заметно ослабило бдительность израильтян. Президент Египта Садат как бы балансировал на грани войны, его частые угрозы Израилю просто игнорировались.

Вместе с тем разведданные о готовящемся нападении на Израиль росли как снежный ком.
25 сентября Израиль тайно посетил король Иордании Хусейн. Он возвращался после совещания с руководством Египта и Сирии и счел своим долгом предупредить израильское руководство о войне, стоящей на пороге.

1 октября 1973 г. офицер-аналитик АМАН, лейтенант Биньямин Симан-Тов, представил крайне мрачную оценку ситуации. Он утверждал, что египетские войска полностью готовы к форсированию Суэцкого канала и до начала войны остаются буквально часы.

Война Судного Дня 1973. Израильские танкисты перед вводом в бой на Голанских высотах

4-5 октября шеф Мосада Цви Замир докладывал о новых признаках надвигающейся войны: началась эвакуация семей советских офицеров из Египта и Сирии, отмечена высокая концентрация египетских и сирийских танков и зенитно-ракетных комплексов в непосредственной близости от линий разделения с Израилем.

Вопрос о нанесении упреждающего удара по противнику был поставлен на обсуждение на совещании у премьер-министра Голды Меир. Военные настаивали на превентивном ударе, однако премьер-министр Голда Меир больше полагалась на гарантии, полученные от США.

Ранее госсекретарь США Генри Киссинджер жестко потребовал от Израиля не наносить превентивный удар. Голда Меир аргументировала свою позицию тем, что Израиль будет нуждаться в американской помощи, и для этого крайне важно, чтобы Еврейское государство не могло быть обвинено в развязывании войны. "Если мы ударим первыми, мы не получим помощи ни от кого", сказала Голда.

В 10:15 6 октября Голда Меир встретилась с послом США Кеннетом Китингом, чтобы сообщить Соединенным Штатам: Израиль не намерен начинать превентивную войну, и просит США приложить усилия для предотвращения войны.

За отказ от превентивного удара Израилю пришлось заплатить высокую цену – в 14:00 6 октября 1973 года, в священный для евреев Судный День, Израиль был атакован на всех фронтах армиями Сирии, Египта, Ирака, Судана, Алжира, Туниса, Пакистана, Саудовской Аравии, Марокко, Иордании, Кубы, Сев.Кореи. Агрессию против Еврейского государства возглавлял СССР - арабские армии находились под управлением тысяч советских офицеров и были вооружены советским оружием на десятки миллиардов долларов.

На просторах от Синая до Голан тогда развернулось крупнейшее в мировой истории танковое сражение, в котором с обеих сторон воевало более 1 миллиона 500 тысяч военнослужащих и 7 тысяч танков.


Война Судного Дня 1973. Израильские войска форсируют Суэцкий канал

На стороне агрессора, казалось бы, было все: фактор внезапности, колоссальное превосходство в танках, самолетах и в живой силе. На почве ненависти к Израилю исламский фанатизм слился с советским антисемитизмом.

Однако враг не учел стойкость и профессионализм израильского солдата, сумевшего не только остановить рвущуюся к израильским городам вражескую армаду, но и нанести врагу сокрушительное поражение. За победу Израилю пришлось заплатить самую высокую цену – около 2.5 тысяч израильтян погибли в сражениях этой кровопролитной войны.

Сегодня Израиль вновь стоит перед судьбоносными решениями. Иран ускоренно приближается к созданию собственного ядерного оружия. Западные страны во главе США, несмотря на израильские предупреждения о нарастании иранской ядерной опасности, подписали сделку с исламским режимом в Тегеране и отменили ранее наложенных санкций.

Биньямин Нетаниягу предупреждает: "Будет исторической ошибкой делать скидки Ирану и ослаблять режим санкций, еще до того, как эта страна демонтировала свой атомный потенциал. Иран сейчас на лопатках и необходимо усилить режим санкций всей мощью, чтобы добиться желаемого результата".
Нетаниягу добавил, что он призывает мировое сообщество сделать это, и он надеется, что мировое сообщество сделает это.

Перед лицом иранской ядерной угрозы Израиль вновь оказывается в международной изоляции, как это было в 1967 и 1973гг. И вновь перед израильским руководством стоит дилемма превентивной войны…

Только такая форма воздействия на агрессора сорвет его возможное военное вторжение . Концепция превентивного удара по войскам агрессора в условиях неизбежности войны при надлежащем материальном и политико-дипломатическом обеспечении будет важнейшим фактором стратегического неядерного сдерживания.

Угроза войны против России нарастает

Еще несколько лет назад возможность прямой внешней агрессии против России была весьма невысокой. Однако в последнее время риск возникновения таковой существенно вырос. Это определяется несколькими ключевыми факторами.

Во-первых , это общее нарастание военной напряженности в мире, вызванное обострением кризиса западной цивилизации и нарастанием проблем ведущих государств Юго-Восточной Азии.

Во-вторых , рост агрессивности и непредсказуемости западных элит, пытающихся благоприятно для себя разрешить кризис западного общества за счет других народов. Серия политических поражений, которые страны Запада понесли в начале XXI века (в Ираке и Афганистане, провальные для Запада итоги «арабской весны» и войны в Сирии, срыв ассоциации Украины с ЕС), оставила для их элит лишь возможность решать проблемы за счет своих народов. А это чревато тяжелыми социальными последствиями.

Главной виновницей своих поражений западные элиты видят Россию. Они демонстрируют готовность пойти на применение военной силы на постсоветском пространстве. Достаточно вспомнить призывы к военному вмешательству НАТО в грузино-осетинский конфликт 2008 года, открытое и активное вмешательство первых лиц Запада в украинский кризис.

В-третьих , нарастание внутренних российских проблем, прежде всего экономического характера, которые могут привести вместе с внешними деструктивными воздействиями к дестабилизации нашей страны, что создаст благоприятные условия для военной агрессии.

Очевидно, что масштаб агрессии будет таким, чтобы не спровоцировать Россию на применение ядерного потенциала. Поэтому вероятными ее целями могут быть отторжение некоторой части территории РФ, не угрожающей существованию нашей страны, или смена политического режима на фоне достаточно масштабных оппозиционных выступлений.

Целью действий ВС вероятного противника России в таком конфликте станет разгром группировки российских войск в регионе с уничтожением в нем тактического ядерного оружия и последующей его оккупацией.

Ключевую роль в подобном конфликте, как показывает опыт прошедших войн, будет играть авиация агрессора . Боевые действия начнутся с проведения первой воздушной наступательной операции (ВНО), преследующей цели завоевания господства в воздухе и уничтожения основных ядерных вооружений России в регионе. В дальнейшем авиация станет решать задачи подавления группировок Сухопутных войск и сил флота России в регионе, а также изоляции района боевых действий. После решения этих задач агрессор перейдет к ведению наземных и воздушно-морских десантных операций, в ходе которых будут достигаться конечные цели агрессии.

Готовясь к войне, агрессор станет стремиться к достижению подавляющего превосходства в силах, гарантирующего ему успех в первых же ударах . Даже в ограниченном военном конфликте численность группировки ВВС в случае подготовки нападения на Россию может достигать полутора-двух тысяч машин различного назначения. Кроме этого, будут задействованы пять – семь авианосцев с 400–500 самолетами палубной авиации, не менее 50–60 других надводных кораблей различных классов и до 20–25 многоцелевых атомных подводных лодок, а также значительная часть стратегической авиации.

С морских и воздушных носителей может быть применено в течение первых двух-трех суток до 1000–1500 стратегических крылатых ракет в обычном оснащении. Группировка сухопутных войск США, НАТО и их союзников способна достигнуть 500 тысяч человек и более. Будут развернуты значительные силы системы тылового и технического обеспечения. Общая численность группировки ВС вероятного агрессора может составить до миллиона человек даже в локальной войне.

Россия сможет противопоставить группировку сил, уступающую агрессору в три – пять раз и более, в зависимости от состояния страны и ее ВС . В условиях подавляющего численного и качественного превосходства противника исход вооруженного противостояния в случае пассивного ожидания Россией нападения очевиден – гарантированный разгром наших ВС.

Однако успех агрессора обеспечен лишь при условии четко согласованного применения своих войск. Высокий уровень зависимости эффективности действий одних сил от результатов других создает благоприятные условия для срыва результативных действий агрессора. Так, без завоевания превосходства в воздухе последующие операции группировок сухопутных войск, воздушно-морские десантные операции маловероятны.

Поэтому сорвав проведение ВНО с нанесением авиации противника ощутимых потерь, можно не допустить, в том числе, последующей воздушной кампании, а также сухопутных и морских десантных операций.

Предупреждающий удар возможен и правомочен

Упреждающее поражение группировки авиации противника и ее системы базирования позволит существенно сократить состав сил в первом и последующих ударах, значительно снизить интенсивность ее действий, увеличить промежутки времени между ударами. В результате первый и последующие массированные ракетно-авиационные удары будут сорваны или существенно ослаблены, что не позволит агрессору решить задачу разгрома ВВС и уничтожения основной части тактического ядерного оружия в первые же дни ведения боевых действий.

Это переведет вооруженную борьбу в воздухе в затяжную фазу и поставит под угрозу успех всей операции хотя бы потому, что агрессор окажется перед опасностью ответного применения ядерного оружия со стороны России. Понимая это, потенциальный агрессор, вероятнее всего, откажется от вторжения. Сам факт того, что наша страна способна нанести превентивный удар по группировке агрессора в условиях, когда нападение со всей очевидностью неизбежно, может заставить потенциального агрессора отказаться от попыток применения против России военной силы .

Таким образом, можно говорить об осуществлении стратегического неядерного сдерживания угрозой нанесения превентивных ударов по группировкам войск. Оно может быть основано на том, что потенциальному агрессору даже при условии принятия решения на нападение будет затруднительно либо вообще невозможно создать такие ударные группировки, которые способны в короткие сроки нанести ВС России решительный удар.

Достоверное и заблаговременное вскрытие факта подготовки и момента фактического начала агрессии против России сегодня не представляет проблемы . Признаков подготовки вторжения будет предостаточно.

Создание значительной группировки ВС агрессора и развертывание ее системы материально-технического обеспечения потребует длительного времени и активной деятельности. Скрыть это от нашей разведки будет практически невозможно (пример начала Великой Отечественной войны некорректен – тогда не было такого многообразия технических средств разведки, в частности космической, которая позволяет детально контролировать территорию иностранных государств и перемещение их стратегических группировок войск).

Для оправдания агрессии обязательно развернется информационная кампания, активное и мощное политико-дипломатическое давление на руководство страны, в том числе и через ООН . Вполне возможно, учитывая статус России как постоянного члена Совета Безопасности ООН, будут предприняты шаги по дискредитации и нейтрализации этой организации.

Станет формироваться коалиция государств-агрессоров. Вряд ли какая-либо страна самостоятельно решится на вторжение на территорию России или ее ближайших союзников.

В таких условиях, когда станет совершенно очевидной неизбежность вторжения в ближайшее время, нанесение превентивного удара по изготовившимся войскам агрессора будет вполне оправданным. Тем более если этот удар придется исключительно по объектам войск агрессора и его системам тылового и технического обеспечения.

Цель такого удара должна заключаться в срыве первой ВНО агрессора. Однако упреждающий удар обязан быть таким, чтобы исключить возможность обвинения России в агрессии . Это определяет весьма ограниченные сроки его нанесения: с момента завершения оперативного развертывания группировок войск и принятия стратегического решения на начало военных действий захватчиком до момента начала самого удара.

Соответственно можно выделить упреждающий превентивный удар и ответно-встречный превентивный удар .

Упреждающий превентивный удар наносится с момента, когда стала очевидной неизбежность начала агрессии в ближайшее время, и до начала массового взлета авиации противника и пуска им крылатых ракет, действий по подавлению наших РЭС ПВО. То есть этот удар направлен на недопущение оперативной внезапности нападения агрессора, когда стратегическая внезапность им уже утрачена – факт неизбежности нападения очевиден.

Анализ начала войн, развязанных США и их союзниками в XXI веке, в частности в Ираке, свидетельствует, что такая ситуация по продолжительности может сохраняться от нескольких часов до нескольких дней. В ходе такого превентивного удара есть возможность нанести наиболее тяжелое поражение авиационной группировке агрессора. Со стратегической точки зрения это наиболее благоприятный вариант действий. Однако он сложен в политическом отношении – будут проблемы с оправданием таких шагов.

Ответно-встречный превентивный удар предполагает его нанесение с момента появления необратимых признаков начала агрессии – массированное подавление РЭС нашей системы ПВО, пуски крылатых ракет, начало массового взлета авиации, вплоть до падения первых ракет на территорию страны, поражения наших самолетов в воздухе. По продолжительности этот промежуток весьма невелик – полтора-два часа (время, необходимое на полет крылатых ракет, а также построение и полет к целям самолетов первого эшелона МРАУ, прежде всего истребителей расчистки воздушного пространства и самолетов групп прорыва ПВО).

Со стратегической точки зрения это менее благоприятный вариант действий, поскольку не позволяет нанести существенное поражение авиации на аэродромах, но он более благоприятен с политической точки зрения.

Исключительно важно в ходе превентивного удара обеспечить гарантированное нанесение такого поражения противнику, которое позволит сорвать эффективное ведение первой ВНО . Это достигается правильным выбором объектов и применяемых средств поражения.

Многообразие сил и средств, привлекаемых к ведению ВНО, развитая инфраструктура не позволяют обеспечить ее полный разгром в рамках одного удара. Однако можно выделить некоторую совокупность объектов, поражением которых в наибольшей степени снижается эффективность применения всей ударной группировки и организация удара по которым наиболее проста. Это главным образом стационарные объекты, определяющие эффективное применение авиационных группировок.

Их поражение можно заранее четко спланировать на основе подробной развединформации, для сбора которой будет достаточно времени. Районы расположения этих объектов должны быть досягаемы для российских средств поражения, позволять нанести удар в короткие сроки, не требуя сложной организации удара и привлечения в ходе самого удара значительного количества сил обеспечения. Соответственно в ходе превентивного удара целесообразно основные усилия сосредоточить на поражении :

— основных аэродромов базирования тактической авиации в районах, откуда она может участвовать в ВНО. Ударами по ним можно, с одной стороны, уничтожить значительную часть базирующихся самолетов, с другой – исключить взлет уцелевших за счет разрушения ВПП, сократить располагаемый ресурс за счет вывода из строя системы технического обеспечения. Современные боевые самолеты эффективно могут действовать только с хорошо оборудованных крупных авиабаз. Использование относительно небольших аэродромов рассредоточения, не имеющих развитой тыловой инфраструктуры, существенно снижает располагаемый ресурс авиации. Поэтому основная часть авиации агрессора, вероятно, будет базироваться на крупных аэродромных узлах, количество которых можно оценить не более чем в два-три десятка;

— наземных командных пунктов и пунктов управления оперативного и тактического уровня, играющих важную роль в управлении силами авиации агрессора в ходе первой воздушной операции. Общее количество таких объектов, по опыту войн XXI века, можно оценить в 15–20;

— наиболее крупных наземных складов и хранилищ боеприпасов и горюче-смазочных материалов оперативного и стратегического тыла. Общее количество таких объектов может составить до 20–30.

Поражение других объектов ударной группировки агрессора будет либо сложно осуществить (например, подводные лодки, авианосные соединения и группы надводных кораблей с КРМБ, постоянно маневрирующие и имеющие мощную систему обороны), либо их поражение не повлечет существенного снижения боевых возможностей группировки противника в целом.

Другим важным фактором является выбор средств поражения . Логика нанесения превентивного удара по сильно защищенным наземным целям в условиях полного контроля воздушного пространства самолетами РЛД противника и при наличии мощной группировки его истребительной авиации однозначно определяет в качестве основного средства поражения в превентивном ударе крылатые ракеты большой дальности – Х-555 и Х-101.

Объем огневых задач превентивного удара определяет необходимое количество этого оружия – около 1000–1200 единиц.

Имеющийся боевой состав стратегической и дальней авиации при условии модернизации авиапарка с приданием ему возможности применения стратегических неядерных ракет способен использовать в ударе до 800 крылатых ракет. Остальные могут быть запущены с подводных лодок и надводных кораблей. Известные из открытых источников данные по кораблестроительной программе России позволяют грубо оценить максимально возможный залп крылатых ракет морского базирования в 250–300 единиц.

Исключительное значение для успешного превентивного удара имеет система разведки и наблюдения, которая должна обеспечить своевременное вскрытие системы базирования ударной авиации противника и отслеживание в реальном масштабе времени изменений дислокации его авиации, а также выявление мер оперативной маскировки, применяемых им.

Политико-дипломатическое обеспечение

Для того чтобы в отношении потенциальных агрессоров сработало неядерное стратегическое сдерживание угрозой нанесения превентивных ударов по группировкам войск, необходимо должное политико-дипломатическое обеспечение.

Во-первых , нужно внести соответствующие изменения в руководящие документы, регламентирующие организацию обороны страны, в которых определить порядок и условия нанесения превентивных ударов.

Во-вторых , сделать политическое заявление, в нем декларировать решимость России нанести превентивный удар в случае установления факта неизбежности военной агрессии против нее. При этом четко сформулировать признаки и критерии, на основании которых руководство России может принять решение о нанесении превентивного удара.

В-третьих , добиться принятия международно-правовых актов, легализующих превентивные удары как законный инструмент защиты от неизбежной агрессии. При этом должна быть закреплена на международном уровне четкая система признаков и критериев неизбежности агрессии и условия правомерности нанесения превентивного удара.

В-четвертых , провести серию демонстративных учений с отработкой нанесения превентивных ударов.

В целом можно констатировать, что создание качественной материальной базы превентивного удара при надлежащем политико-дипломатическом обеспечении будет важнейшим фактором стратегического неядерного сдерживания, который может существенно снизить уровень военных угроз России.

/Константин Сивков, вице-президент Академии
геополитических проблем, vpk-news.ru
/

Глава Пентагона Джеймс Мэттис допустил вероятный сценарий, при котором президент США Дональд Трамп может отдать приказ о нанесении превентивного ядерного удара без одобрения конгресса. Такое заявление министр обороны Соединённых Штатов сделал, выступая на слушаниях в сенатском комитете по иностранным делам. Заседание было посвящено применению Вашингтоном военной силы за рубежом.

Отвечая на вопрос сенатора Эдварда Марки, существуют ли обстоятельства, которые позволили бы американскому лидеру нанести превентивный ядерный удар по Северной Корее или другим странам, обладающим ядерным оружием, Мэттис подчеркнул, что этот вопрос является гипотетическим.

Глава Пентагона отметил, что подобный сценарий мог бы быть реализован исключительно в том случае, если угроза нанесения ядерного удара по Соединённым Штатам станет неизбежной. Он добавил, что подобное гипотетическое решение будет подвергаться пристальному рассмотрению, и призвал доверять существующей системе, доказавшей свою эффективность на протяжении десятилетий.

«Это не единственное средство в нашем инструментарии, — отметил Мэттис. — Полагаю, что контроль со стороны конгресса не стоит приравнивать к оперативному управлению».

Сенатор-демократ Марки несколько раз пытался получить от главы Пентагона чёткий ответ на свой вопрос, однако Мэттис отказался комментировать гипотетическую ситуацию. Он подчеркнул, что превентивный удар возможен лишь в том случае, если это единственный способ остановить ядерную атаку против США.

«Я не говорил, что это произойдёт, у нас есть различные традиционные средства, чтобы остановить это. Президент обязан защищать страну», — цитирует Мэттиса ТАСС.

В итоге конгрессмен потребовал проведения закрытых слушаний по этому вопросу с участием министра обороны Соединённых Штатов.

В свою очередь, присутствовавший на слушаниях госсекретарь Рекс Тиллерсон заявил, что ни один президент США «не зарекался от (возможности нанесения. — RT ) превентивного удара, и это хорошо служило нам 70 лет».

  • Джеймс Мэттис и Рекс Тиллерсон
  • Reuters

«Большие надежды на русских»

Также в ходе сенатских слушаний Мэттис заявил, что Вооружённые силы Соединённых Штатов проводят регулярные тренировки по отражению гипотетических атак со стороны Северной Кореи.

Отвечая на вопрос о плане действий в случае ракетного удара КНДР, когда речь будет идти не о днях, а о минутах, глава Пентагона сказал: «В любом случае президента поднимут. Могу сказать, что мы отрабатываем это».

Он отметил, что в первую очередь будут задействованы противоракетные системы и станции слежения в Калифорнии и на Аляске. Затем главе Белого дома будет представлен перечень возможных ответных действий, включая совместные действия с американскими союзниками в регионе.

При этом глава Госдепа США Рекс Тиллерсон подтвердил, что конгресс не давал разрешение на использование военной силы против Северной Кореи.

В то же время глава аппарата Белого дома Джон Келли отметил, что Вашингтон рассчитывает на Пекин и Москву в деле оказания политического давления на Пхеньян. Келли подчеркнул, что в Соединённых Штатах надеются, что Китай повлияет на северокорейские власти.

«Мы также возлагаем большие надежды на русских», — добавил он.

Эти заявления были сделаны в преддверии большого азиатского турне Дональда Трампа, который в начале ноября совершит визит в Японию, Южную Корею и Китай. Затем американский президент примет участие в ряде крупных международных мероприятий, включая саммит Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и саммит лидеров государств, входящих в Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС).

  • THAAD
  • globallookpress.com
  • Ralph Scott

Старые новые угрозы

В ходе слушаний в сенатском комитете по иностранным делам Рекс Тиллерсон также призвал конгресс разрешить администрации президента применять силу против террористических угроз Соединённым Штатам без обозначения границ её использования.

«Новое разрешение на использование военной силы не должно быть географически ограничено. Как и в ситуации с нынешнем разрешением, администрации понадобится сохранить установленные законом полномочия на применение военной силы против врага, который не уважает границ и не ограничивает себя их соблюдением», — заявил Тиллерсон.

По его словам, данный вопрос полностью согласован как с главой Пентагона, так и с остальной администрацией президента США. Также Тиллерсон заявил, что члены администрации продолжат регулярно информировать конгресс, чтобы и парламентарии, и американский народ более ясно представляли себе внешнеполитические и военные цели США, а также усилия, предпринимаемые в сфере национальной безопасности.

Напомним, что накануне стартовали масштабные командно-штабные и полевые учения стратегических ядерных сил «Глобальный гром», в рамках которых пройдёт проверка подразделений во всех зонах ответственности Стратегического командования ВС США (Страткома).

Сценарий учений предусматривает тренировку ответов на «различные стратегические угрозы для США» и задействует все возможности Страткома с участием подразделений по всему миру в режиме реального времени. В ходе учений будут отработаны возможности космических сил, систем нанесения глобального удара и средств противоракетной обороны, а также систем наблюдения и разведки.

Ранее, 26 октября, российские военные в рамках тренировки по управлению стратегическими ядерными силами (СЯС) отработали взаимодействие всех составляющих ядерной триады. В ходе учений были запущены четыре межконтинентальные баллистические ракеты: три — с атомных подводных лодок в Баренцевом и Охотском морях и одна — с космодрома Плесецк.

Военные конфликты между разными странами стали неотъемлемой частью человеческой истории. Даже в наше время в некоторых уголках планеты идут вооруженные противостояния, которые несут за собой разруху и множество человеческих жертв. Чтобы опередить агрессора, который собирается начать войну, обороняющаяся сторона может нанести превентивный удар. Это понятие возникло еще 200 лет назад, а на сегодняшний день стало особо актуальным. Попробуем разобраться в его значении и выяснить, как квалифицируются данные действия в международном праве.

Значение термина

Превентивный удар - это вооруженное воздействие одной стороны конфликта на другую, чтобы опередить противника и не дать возможности напасть первому. Целью этих операций является уничтожения стратегически важных объектов врага, которые могут дать ему преимущество в возможно предстоящей войне. Предположим такую ситуацию, когда государство А активно наращивает военную мощь, чтобы напасть на страну B. Агрессор укрепляет армию, проводит агитационную политику, чтобы враждебно настроить население. В такой ситуации страна В может опередить противника и первой нанести удар.

К сожалению, многие злоупотребляют этим правилом, поэтому подобные действия осуждаются многими политиками. Все потому, что, с юридической точки зрения, данные действия могут напоминать акт агрессии. Это случается тогда, когда определенная страна наращивает военные силы для защиты целостности своей территории. Но другое государство может квалифицировать подобные действия как подготовку к войне и нанести превентивный удар. Это и будет считаться агрессией.

Примеры превентивных атак в истории

Как упоминалось ранее, подобные военные операции проводились еще два века назад. Первая из них датируется 1801 годом, когда английский флот подошел к Копенгагену и открыл огонь по судам Дании, а также по городу. Хоть эти две страны и не пребывали в состоянии войны, но появились подозрения, что датчане втайне помогают французам. Отказавшись добровольно предоставить свои корабли к осмотру, они были жестоко наказаны англичанами.

Следующий известный случай произошел в 1837 году, где также были замешаны британцы. Связан он был с нападением на судно Caroline, принадлежащее американцам. Английская разведка доложила о наличии оружия, которое должно было дойти до канадских сепаратистов, что боролись за независимость от Великобритании. Во избежание этого британцы захватили корабль, после чего сожгли его.

В 1904 году японские корабли нанесли удар по российскому флоту, базирующемуся на китайской территории в Порт-Артуре. В ходе проведения атаки были применены торпеды, немногие из которых дошли до цели, но японцам удалось затопить несколько судов. Эти события привели к началу русско-японской войны.

Подобную атаку японцы осуществили и в 1941 году, когда нанесли удар по Перл-Харбор.

Превентивный удар Германии по СССР

С самого начала Великой Отечественной войны в 1941 году ни у кого не возникало сомнений, что это был акт агрессии фашисткой Германии по отношению к СССР. Целью этих действий было уничтожение советской идеологии, на смену которой должен был прийти национал-социализм. Успех в этой кампании позволил бы присоединить новые территории и получить доступ к огромным запасам ресурсов, которые пригодились бы для дальнейшего продвижения в Азию.

Но в середине 80-х годов появляется новая теория относительно причин таких действий Гитлера. В ее основе лежала идея, что немецкие войска вторглись на территорию СССР лишь для того, чтобы защитить свои восточные границы. Были предоставлены документы, согласно которым советское военное командование стягивало дополнительные силы к западным рубежам якобы для последующего нападения. Но теория превентивного удара очень быстро была опровергнута историками. Все потому, что немцы готовили данную атаку на протяжении долгого времени, а подтверждением тому служит так называемый план “Барбаросса”, где подробно все описывалось. К тому же они нарушили договор о ненападении, который обе стороны подписали еще в августе 1939 г.

Угрозы превентивных ударов в наши дни

Несмотря на то что сейчас ситуация в мире относительно стабильна, все же существует ряд угроз, которые могут пошатнуть этот хрупкий мир. В XXI в. особо актуальной стала проблема международного терроризма. Наверное, никто еще не забыл события 11 сентября или вооруженный захват школы в Беслане. К тому же военные конфликты на Ближнем Востоке, Африке и Украине вынуждают лидеров мировых государств готовиться к самым крайним мерам. Неоднократно звучали заявления от представителей США, ЕС и даже России о возможности нанесения превентивного удара. Это может быть единственным шансом гарантировать безопасность своей страны, - заявляют политики. Несмотря на то что подобные действия считаются грубым нарушением международного права, вероятность данного исхода существует.

Превентивный ядерный удар, что это?

Крайним методом воздействия на противника является применение а именно ядерных и Из-за своей невероятной мощности данный тип вооружения практически никогда не используется. Главной его задачей является напугать и заставить предполагаемого врага воздержатся от вооруженной агрессии.

Несмотря на огромную разрушительную силу, все же некоторые страны допускают вероятность применения ядерных зарядов в том случае, если остальные методы воздействия на противника окажутся безрезультатными. В связи с обострением отношений России с государствами ЕС и США, все чаще начали появляться тревожные новости. Предполагалось даже, что США готовится нанести превентивный ядерный удар по России. К счастью, никаких официальных подтверждений этому нет, а подобная информация является лишь вымыслом СМИ.

Доктрина Буша

Данная декларация была создана при содействии 43 президента США и выражала принципы внешней политики страны. Главной ее целью являлось уничтожение всех международных террористических группировок. К тому же со странами, которые оказывали помощь боевикам, разрывались все экономические и политические договоренности.

Следующим пунктом данного документа была так называемая доктрина превентивного удара. Она гласила, что США оставляют за собой право проводить вооруженные атаки по военным объектам и смещать действующую власть государств по всему миру, если их действия могут напрямую или косвенно угрожать безопасности страны. Новый внешнеполитический курс Америки многими был воспринят негативно. Некоторые политики заявили, что подобными действиями президент желает оправдать некоторые свои ошибочные решения, одним из которых было вторжение в Афганистан в 2001 году.

Военная Доктрина РФ

В последнее время очень напряженной остается ситуация, касающееся сотрудничества России с государствами ЕС и США. Главной причиной всему остается конфликт на востоке Украины. Помимо экономических санкций, многие европейские и американские политики делают заявления о том, что необходимо усилить присутствие сил НАТО в восточно-европейском регионе. В свою очередь, военное командование Российской Федерации видит в таких действиях угрозу для своей страны. Поэтому неоднократно звучали заявления о внесении изменений в главный документ государства, отвечающий за его обороноспособность. Новый вариант доктрины был утвержден в декабре 2014 года.

Некоторые эксперты утверждали, что в нее будет включен пункт, согласно которому Россия имеет право нанести превентивный удар по США или в случае возникновения угрозы, касающейся безопасности российского государства. Данного положения доктрина не содержит, но в ней говорится, что главную угрозу РФ на сегодняшний день составляют страны Североатлантического договора.

События на Украине

Вся мировая общественность внимательно следит за ситуацией в Украине. Несмотря на достигнутые договоренности, ситуация в регионе по-прежнему остается напряженной. Напомним, что многие западные государства обвиняют Россию в прямой причастности к конфликту и присутствии войск федерации на территории другой страны. Была выдвинута даже версия о том, что, возможно, будет проведен превентивный удар по Украине с применением

Российская сторона отрицает любую причастность к разгоревшемуся вооруженному столкновению на территории соседнего государства. Отсутствие вооруженных сил РФ в Украине подтвердили как президент, так и высшее военное руководство. Несмотря на это, допускается вариант применения силы, если будет нанесен превентивный удар по России или возникнет иная угроза, грозящая безопасности страны.

Законность применения превентивных ударов

Согласно международному праву, каждая страна имеет возможность предпринимать соответствующие контрмеры в ответ на агрессию или нарушение мира. В свою очередь, устав ООН гласит, что превентивный удар - это незаконный метод противодействия угрозе. Допускается проведения подобных мер только в случае явной опасности и после согласования с комитетом ООН. А иначе это будет считаться не самообороной, а актом агрессии по отношению к другому государству.

Чтобы превентивные действия были законными, для начала необходимо собрать доказательства против другого государства, подтверждающие, что с его стороны идет явная угроза миру. И только после рассмотрения всех документов принимается решение относительно дальнейших действий против агрессора.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!