Почему страшно константину райкину. Извинения Райкина и упорство Хирурга

На сайте Министерства культуры появилось сообщение о встрече, которую провели 27 октября министр Владимир Мединский и худрук «Сатирикона» Константин Райкин. Как говорится в сообщении: «Обсуждались общие вопросы творческой деятельности, реконструкции основной сцены и поддержки театра на 2017 год». В ответ на принесенные извинения Райкина за излишнюю эмоциональность его , «Мединский подтвердил готовность после утверждения федерального бюджета на 2017 год оказать содействие театру в будущем году».

Ранее председатель общественного совета при Министерстве культуры Павел Пожигайло руководителя театра «Сатирикон» Константина Райкина за то, что тот вывел вопрос о цензуре на «политический уровень», тогда как о проблеме можно было «поговорить» в совете. «В Общественной палате он выступал, мы поговорили на эту тему. Вопрос мог решиться на творческом уровне, сейчас уже идет речь и о позиции государства. Есть творческий процесс, можно было все это обсудить, сделать совместное заседание с Союзом театральных деятелей и поговорить на тему современной жизни театров, по предмету творчества и искусства, без выхода в неправильные сферы», - приводит РИА «Новости» выступление Пожигайло на заседании совета.

Напомним, что неделю назад на съезде Союза театральных деятелей России Народный артист Российской Федерации, актёр театра и кино и руководитель театра «Сатирикон», сын великого сатирика Аркадия Райкина Константин Райкин подверг резкой критике участившиеся нападки провластной общественности на деятелей культуры и их произведения: «Наезды на искусство - грубые, наглые, прикрывающиеся высокими словами о патриотизме. Группки оскорбленных людей закрывают спектакли, выставки, нагло себя ведут, а власть от этого дистанцируется. Проклятье и позор нашей культуры - цензура - был прекращен с наступлением нового времени. И что сейчас? Хотят вернуть нас не просто во времена застоя - в сталинские времена. Наши начальники разговаривают такими сталинскими тестами... А мы что - сидим и слушаем? Мы разобщены, и это полбеды: есть мерзкая манера клепать и ябедничать друг на друга. Папа меня другому учил ».

Лидер байк-клуба «Ночные волки», байкер Александр Залдостанов, известный также как «Хирург» сразу же обрушился на слова Константина Райкина, сравнив их с «дьяволом, соблазняющим свободой». «Хирург» отметил, что «эти Райкины» хотят «превратить страну в сточную канаву, по которой текли бы нечистоты », пообещав защитить россиян от «американской демократии». В то же время многие коллеги по творческому цеху поддержали Райкина, в частности режиссер Андрей Звягинцев и худрук Большого драматического театра в Санкт-Петербурге Андрей Могучий. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что руководство РФ относится к таланту Райкина с безграничным уважением, а также выразил надежду, что байкер перед ним извинится. Залдостанов извиняться отказался, но несколько смягчил свою позицию, отметив что «однозначно положительно» относится к Райкину как к режиссеру и человеку, который много сделал в искусстве, а свои высказывания он адресовал не лично ему, а всем тем, кто устраивает «выставки педофилов» и тащит в Россию «всякую чернуху».

Константин Райкин, Zimin.V.G. , 2014 год

Фактически позиция Пескова способствовала смягчению этого конфликта, после чего к диалогу подключился и министр культуры Владимир Мединский. Он сам, его заместитель Александр Журавский и директор «Сатирикона» Анатолий Полянкин провели встречу (Константин Райкин на ней не присутствовал по причине гастролей) принесли взаимные извинения в излишней эмоциональности, признав, как пишет Lenta.ru , что ситуация была негативно усилена, в том числе средствами массовой информации. В заявлении на сайте театра «Сатирикон» также упоминается, что Мединский по телефону принес извинения лично Константину Райкину за «оскорбительные выражения и тон» первого заместителя министра культуры Владимира Аристархова. Позднее директор театра Анатолий Полянкин сообщил, что Константин Райкин не извинялся за свои слова о цензуре перед министром культуры Владимиром Мединским, так как убежден в их правильности и Райкину просто не за что извиняться.

Пламенный Райкин и историчный Мединский помирились. После того, как министр культуры пообещал не оставить «Сатирикон» без поддержки, обе стороны объявили инцидент исчерпанным. Для нашей либеральной интеллигенции любой инцидент немедленно исчерпывается, как только власть обещает ей денег. Собственно говоря, все бунты нашей либеральной интеллигенции из-за денег. Выплаченных прямо или как-то опосредованно - в виде льгот, финансирования проектов и государственных наград. Это свойство интеллигенции всегда отлично понималось руководством страны, сумевшим приручить практически всех - и отца Константина Райкина в том числе. Тот прекрасно чувствовал себе и при Сталине, и при Брежневе. Как и отец Никиты Бесогона - Сергей Михалков, написавший от Сталина до Путина три редакции одного и того же гимна. То вставлял туда Ленина, то втюхивал бога - все получалось лучше некуда.

Готовность нашей творческой интеллигенции к компромиссам не является уникальной чертой, характерной только для России. На Западе лояльность этой прослойки тоже обеспечивается деньгами. Только не прямо из государственного кармана, а трансфером через разные общественные «независимые» организации. Так что обвинять Константина Аркадьевича в коллаборационизме неправильно и нечестно. Просто он, как и большинство представителей его талантливого цеха, либерал только до того момента, пока кто-то не предложит более надежный и выгодный контракт. Сталина прославляли не бездари, а очень талантливые люди. Мало кто задается вопросом, а как сталинизм уживался, например, с Булгаковым и Пастернаком. А так и уживался - компромиссами. Умением простить мелкую фронду и вовремя подставить литератору плечо в минуту творческих терзаний. И Брежневу его «великие» книги - «Малую землю», «Целину» и другие написали талантливые люди - читать по тому времени было довольно интересно.

В том, что интеллигенция всегда служит сильному - российскому ли, американскому ли - нет ничего стыдного. Просто каждый делает свой выбор - кому именно служить. Райкин тоже сделал свой. Не самый, кстати, худший - он работает и будет работать для россиян, искренне любящих его талант. Правда, не исключено, что выбор вынужденный - кому на Западе нужен очень русский по своей сути театр? Эмигрантам? Но это ничтожная по своему масштабу аудитория. А здесь всегда найдется благодарный зритель, который будет принимать невинный троллинг власти за бурный протест.

Параллельно с пряником Райкину власть не стала твердо ставить на место маргиналов, вроде байкера Залдостанова. Который наотрез отказался извиняться перед Райкиным. Хотя поставить Хирурга на колени для власти - один звонок. Но власти Хирург-Залдостанов нужен ничуть не меньше, чем талантливый артист Райкин. Потому что власть всегда балансирует между маргинальным большинством и креативным меньшинством. Заставить и тех, и других служить себе - вот управленческая задача власти. В случае с Райкиным власть можно поздравить. Красиво, быстро и легко. Как говорится в известном этническом анекдоте, если проблему можно решить деньгами, то это не проблема, а расходы...

© предоставлено пресс-службой Центрального Дома актера

Ад и Райкин

В последние дни Константин Райкин наделал шуму, кажется, больше, чем за всю свою творческую жизнь. Интернет гудит по сей день, обсуждая причины и последствия его недавней речи на съезде Союза театральных деятелей, где он выступил против цензуры и борьбы государства за нравственность. Райкин также призвал коллег защитить выставки и спектакли от «группок оскорбленных» и от «наездов на искусство».

Его эмоциональное и острое выступление было спровоцировано случившимися за несколько дней до того высказываниями замминистра культуры Владимира Аристархова на заседании Общественной палаты. Аристархов известен своей гомофобией, косностью взглядов и невежеством в части культуры, что никогда не мешало ему быть замминистра той самой культуры. Так вот на заседании Общественной палаты он позволил себе упрекнуть Райкина в том, что живя на деньги государства, тот некоторыми своими спектаклями оскорбляет общество. Все это произошло на фоне бедственного положения театра «Сатирикон», на которое как раз жаловался Райкин, и на фоне бесконечных оскорблений нашего культурного пространства всякого рода православными активистами, «Офицерами России», казаками и прочей шпаной.

Выступление руководителя «Сатирикона» был воспринято культурным и околокультурным сообществом с необычайным восторгом и даже экстазом. Райкину не просто пропели все возможные дифирамбы, но и записали в ряды диссидентов, героев и революционеров. Райкина очень осторожно, но все же поддержал Олег Табаков, а кинорежиссер Андрей Звягинцев написал резкую и умную статью о цензуре в стране. К ситуации также подключились официальный кремлевский байкер Залдостанов и злобствующий православный активист Энтео, разругавшие Райкина на чем свет стоит. А потом произошло примирение сторон — Минкульт объявил, что Мединский извинился перед Райкиным за своего зама и пообещал дополнительное финансирование.

Вот тут и начинается самое интересное во всей этой истории. Те же люди, кто двумя днями раньше записывал Райкина в ряды революционеров, обиделись на него за примирение с властью и предали анафеме. Интернет взорвался обвинениями. «Райкин оказался хитрее всех — вместо того, чтобы вылизать, как все, сыграл в обличителя, чтобы уж точно денег дали». «Райкин показал урок того, как грамотно продаваться». «Райкин оказался клоуном и барыгой». И так далее. Словом, публика, встретившая актера аплодисментами, проводила его со сцены гиканьем и гнилыми помидорами. Я уж не говорю о том, что никто не захотел прислушаться к фактам: на самом деле деньги райкинскому театру обещали до скандала, а после скандала Минкульт по своей привычке всех ссорить и подличать решил об этом рассказать, дабы создать видимость продажности Райкина. Но та поспешность, с какой Константина Аркадьевича разжаловали из героев в негодяи, поражает воображение.

В том, что в стране цензура, нет никаких сомнений, и это обсуждать даже нет никакого смысла — все и так ясно. Что государственные театры живут за счет налогоплательщиков, мы тоже знаем. Правда, власти об этом почему-то регулярно забывают, то и дело заочно присваивая себе народные деньги и делая вид, что культура содержится из каких-то мифических личных денег работников Минкульта. Но до чего же нестабильна наша коллективная психика, если мы так легко лишаем человека своей поддержки — в одну секунду, после сообщения о том, что он получит деньги от власти. Точнее — не он даже, а театр, которым он руководит.

Люди демократических и либеральных убеждений, сначала обрадованные смелым поступком Райкина, а затем пригвоздившие его к позорному столбу, даже не дают себе труда на минуту задуматься: а чем, собственно, Константин Аркадьевич им обязан? Они ждали от него, что он пойдет до конца — плюнет в лицо министру, распустит театр, переоденется в рубище, пойдет босиком по городам и весям нести людям правду и жить на подаяние, обзаведется двенадцатью учениками и кончит жизнь на кресте? И тем, что он этого не сделал, он и правда заслужил всеобщее презрение?

Контекст

Реальность как отражение «Карточного домика»

Jyllands-Posten 07.05.2016

Депардье: «Быть актером - это не мое»

Le Monde 13.01.2014

От Синатры к Лепсу: как певцы и актеры дружили с мафиози

Русская служба BBC 05.11.2013

Композитор, исполнитель, актер, поэт

El Mundo 29.08.2012

Российский священник и актер идет в политику

Le Figaro 19.04.2012

Любимый актер «предал»: присоединился к Путину

11.02.2012 Ну во-первых, замминистра Аристархов своим держимордовским выступлением в Общественной палате способен был и не такого эмоционального и нервного человека, как Райкин, вывести из себя. И в искренности выступления артиста сомневаться не приходится. Во-вторых, революционное желание мгновенных перемен, здесь и сейчас, только так и никак иначе, умри, но не давай поцелуя без любви — все это уже не раз сыграло с нашей страной недобрую шутку. Вообще-то терпимость — лучший друг демократии и верный спутник либерала.

Если бы даже выступление Райкина на съезде преследовало бы совершенно меркантильные цели, если бы это был такой хитрый ход, чтобы выцарапать денег у Минкульта — дескать, другие пресмыкаются, а я — наоборот, выступлю с критикой, тогда точно денег дадут, — то и за это надо было бы сказать Константину Аркадьевичу спасибо, а не журить его всем миром. Это был бы не самый плохой хитрый ход — порой неважно, с какой целью сказана правда, она остается правдой. Сказать правду ради того, чтобы тебя услышали и поддержали те, кто и так обязан тебя материально поддерживать, — нет в этом ни беды, ни вины.

История с Райкиным имела такой общественный резонанс, что против цензуры стали выступать — страшно подумать — аж доверенные лица Путина! То Табаков сначала аккуратно прозондировал почву нападками на тех, кто ему мешает спокойно спектакли играть. Потом Евгений Миронов высказался в защиту Райкина, объявив, что он целиком разделяет его тревогу, и выступил против тех, кто «самозванно берет на себя миссию защитников якобы нравственности и традиций». И предложил учредить неформальное профессиональное общество для каждого вида искусства, куда «должны войти люди с безупречной репутацией». Очевидно, нынешний Союз театральных деятелей он считает формальным сообществом.

Если уж прожженные путинцы от культуры, подписанты знаменитого письма в поддержку президента и его же доверенные лица пускаются в подобные рассуждения публично — это уже большое дело. Какие мысли, чаяния и действительные цели они держат в уме — не так уж и важно. Важно то, что выступление Райкина расшевелило муравейник. Это не значит, что завтра отменят цензуру, послезавтра Минкульт посыплет голову пеплом и всем составом уйдет в отставку, а в Новосибирске вернут на сцену «Тангейзер». Вон крымская прокурорша грозится проверкой фильма Алексея Учителя «Матильда», уверяя, что какая-то общественность просит ее как депутата проверить фильм на возможное оскорбление чьих-то православных чувств. В Тюмени требуют запретить «Иисус Христос Суперзвезда». В Омске его уже запретили. Маразм быстро не кончается — обычно он вообще кончается вместе с жизнью, так что быстрых перемен никто не ждет. Но с недавних пор какие-то вещи стало невозможно замалчивать даже преданным вассалам. Райкину удалось расшевелить болото, заставив вечно довольных и благополучных выразить недовольство. А нам бы все оскорбляться, что кто-то вместо нас на баррикады не лезет.

Байкер Александр Залдастанов (Хирург) попросил прекратить «разжигать конфликт» после полемики с Константином Райкиным. Ранее лидер «Ночных волков» раскритиковал худрука «Сатирикона» за речь о цензуре

Лидер байк-клуба «Ночные волки» Александр Залдастанов (Хирург) (Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС)

Лидер байк-клуба «Ночные волки» Александр Залдастанов (Хирург) заявил, что больше не хочет обсуждать полемику с художественным руководителем театра «Сатирикон» Константином Райкиным. Об этом он сказал «Газета.Ru» .

«Я уже все сказал. Я уже не хочу больше эту тему обсуждать. Я все закрыл. Мне добавить нечего, тема закрыта, аминь. И посмотрим, услышали ли нас деятели культуры. Я прошу всех прекратить разжигать, и зажигать этот конфликт больше не нужно», — подчеркнул Залдастанов.

24 октября Райкин на седьмом съезде Союза театральных деятелей России призвал «внятно высказаться» по поводу закрытия спектаклей и выставок после выступлений активистов, которых он назвал «группками оскорбленных людей». Худрук «Сатирикона» напомнил о «наездах на искусство» и выразил беспокойство по поводу того, что власти не обращают внимание на людей, которые срывают выставки и спектакли.

«Вот эти группки оскорбленных якобы людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло очень себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна, дистанцируется. Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества», — расшифровало речь Райкина издание «Медуза».​ «Когда мочой обливают фотографии — это что, борьба за нравственность, что ли?» — вопрошал режиссер.

Залдастанов в разговоре с «Национальной службой новостей». ​«Дьявол всегда соблазняет свободой, — сказал он. — А под видом свободы эти райкины хотят превратить страну в сточную канаву, по которой текли бы нечистоты. Бездействовать мы не будем, и я сделаю все, чтобы защитить нас от американской демократии».

Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков на то, что Залдастанов извинится перед Райкиным. «Главный вопрос во всей этой дискуссии — огромный талант Райкина, к которому мы относимся с безграничным уважением. И я считаю, что просто бес попутал этого мотоциклиста, который его оскорбил. Я надеюсь, что он извинится», — отметил Песков.

В разговоре с РБК байкер заявил, что не собирается отказываться от своих слов. «Мне не нравятся эти выставки, и от своих слов я не отказываюсь, и, более того, я бездействовать не буду. Я постараюсь отбить желание и возможность оскорблять веру, оскорблять иконы и выставлять там этих педофилов», — сказал Хирург.

Эти слова Песков комментировать отказался. «Я не хочу это никак комментировать. Я считаю, что было сказано все, что должно было быть сказано. Все остальное — это тема для схоластики на круглых столах», — подчеркнул он.

В понедельник, 31 октября, лидер уральской ячейки «Ночных волков» Михаил Кайгородов включился в полемику о цензуре и культуре, начатую Райкиным. Ответив на заявление Пескова о том, что «бес попутал мотоциклиста [Хирурга], оскорбившего актера», Кайгородов заметил, что,​ «прежде чем поучать лидера патриотического движения России, ему бы [Пескову] следовало выполнить прямое поручение президента и вернуть всех членов семьи на родину».

Также Кайгородов посоветовал официальному представителю Кремля «позаботиться о смене американского гражданства своих близких родственников». «После этого с ним можно дискутировать по проблемам будущего России и ее культурных ценностей. А сейчас не видим смысла», — резюмировал лидер уральского отделения мотоклуба.

Песков и это заявление. «Я завершил дискуссию на эту тему и сказал об этом вам несколько дней тому назад. Мне нечего добавлять», — сказал он.

Согласно некоторым данным, актер Константин Райкин был экстренно доставлен в Научно-Исследовательский Институт Склифосовского. Впрочем, по другим данным, за помощью к медикам он обратился сам и о госпитализации речи пока не идет.

О том, что российского актера Константина Райкина на скорой помощи срочно доставили в Научно-Исследовательский Институт Склифосовского со ссылкой на источник в экстренных службах города сообщил телеканал "360". Других подробностей произошедшего, а также данных о состоянии здоровья художественного руководителя академического театра "Сатирикон" не приводилось.

ПО ТЕМЕ

Тем временем портал Life.ru опубликовал несколько иную информацию. По данным издания, актер сам обратился за помощью столичных медиков. Также подчеркивается, что речи о госпитализации пока не идет. Сообщается, что помощь потребовалась артисту после недавней операции, которую проводили в Тобольске.

Напомним, тогда Константин Райкин получил тяжелую травму из-за падения. "Все прозаично – я не заметил ступенечки. Упал. Порвал мышцу. Мышца оторвалась. Ее пришили. Я надеюсь, хорошо", – рассказывал сам артист. Все это происходило в Тобольске, куда он приехал для участия в региональной программе фестиваля "Золотая маска".

Отметим, после подобных травм пациентам, как правило, показан полный покой. Константин Райкин все равно собирался выйти на сцену и отыграть свою роль в гипсе, однако обострившиеся боли не позволили ему этого сделать. Отменить пришлось все его спектакли в январе.

"Когда нужно бегать и прыгать… раньше времени не получится. Сейчас приходится на другие темпоритмы переключаться", – вынужден был признать артист. Он также добавил, что не сомневается в профессионализме врачей тобольской областной больницы №3, где проходила операция.

Художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин выступил с жесткой речью на съезде Союза театральных деятелей России. Он заявил, что к искусству в России стали относиться как в сталинские времена, в стране возвращается цензура, а те, кто срывает выставки и спектакли, якобы ради нравственности и прикрываясь патриотизмом, посягают на свободу творчества.

Константин Райкин, художественный руководитель театра «Сатирикон»:

Запрет цензуры (я не знаю, как кто к этому относится) - я считаю, что это величайшее событие векового значения в нашей жизни, в художественной, духовной жизни нашей страны. У нас это проклятие и позор вообще отечественной нашей культуры, нашего искусства, многовековой наконец был запрещен. И что сейчас происходит? Я сейчас вижу, как на это явно чешутся руки кого-то это изменить и вернуть обратно. Причем вернуть обратно не просто во времена застоя, а еще в более давние времена - в сталинские времена.

Он призвал своих театральных коллег сплотиться, вспомнить о цеховой солидарности, которой его учил отец Аркадий Райкин, и не говорить в средствах массовой информации плохо друг о друге. Он сказал, что сейчас гонения на искусство такие же, какие были при советской власти. «Я помню этот позорный идиотизм. Эта причина - единственная, по которой я не хочу быть молодым, не хочу вернуться туда опять, в эту мерзкую книжку, опять ее читать, - заявил он. - А меня заставляют эту книжку опять читать! Потому что словами о нравственности, Родине и народе, и патриотизме прикрываются, как правило, очень низкие цели. Не верю я этим группам возмущенных и обиженных людей, у которых, видите ли, их религиозные чувства оскорблены. Не верю! Верю, что они проплачены».

Константин Райкин:

Речь Райкина вызвала широкий общественный резонанс. Ее прокомментировал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, который заявил, что как таковая цензура в нашей стране недопустима, и Владимир Путин неоднократно эту тему обсуждал на встречах с представителями театральной, кинематографической общественности, передает «РИА Новости».

Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента РФ:

Цензура недопустима, но при этом надо четко дифференцировать те постановки, те произведения, которые ставятся или снимаются за государственные деньги, и те, которые снимаются с привлечением каких-либо иных источников финансирования. Естественно, если государство дает деньги на какую-то постановку, вправе обозначить ту или иную тему. Государство заказывает произведение искусства на ту или иную тему в рамках тех программ, которые находятся в имплементации. Опять же это не цензура, не нужно путать это с заказом государственным.

При этом он отметил, что произведения искусства, которые «рождаются без участия государственных денег», не должны​ нарушать основные положения законодательства, пояснив, что речь идет о борьбе с экстремизмом, а также «провоцирование розни на религиозной и иной почве».

Ответил Константину Райкину и президент мотоклуба «Ночные волки» Александр Хирург Залдостанов, которому не понравилось, что худрук «Сатирикона» назвал активистов общественных организаций «группкой оскорбленных». Также он решил, что актер хочет уничтожить Россию, раз критикует руководство страны.

Александр Залдостанов, президент мотоклуба «Ночные волки»:

Дьявол всегда соблазняет свободой! А под видом свободы эти Райкины хотят превратить страну в сточную канаву, по которой текли бы нечистоты. Бездействовать мы не будем, и я сделаю все, чтобы защитить нас от американской демократии. Несмотря на все репрессии, которые они распространяют по всему миру!

Залдостанов уверен, что сегодня Россия является «единственной страной, у кого действительно есть свобода». «Райкины в Америке не существовали бы, а у нас существуют», - резюмировал Хирург, передает ИА «Национальная служба новостей».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!