«О том, как Евгений Чарушин животных рисовал.

Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения

«Областной социально-реабилитационный центр

для несовершеннолетних»

Литературный час

«Художник веселый и добрый»

с проведением мастер-класса

«Метод рисования Евгения Чарушина»

Подготовила и провела:

социальный педагог

отделения социальной реабилитации

Златова Валентина Евгеньевна

Белгород, 2016 г.

Цель: воспитание духовной культуры читателя.

Задачи:

Расширить литературный кругозор детей, пробудить интерес к личности и творчеству Е.И. Чарушина, познакомить детей с особым способом изображения животных в нетрадиционной графической технике – методом рисования Е. Чарушина;

Воспитывать интерес к чтению, любовь и бережное отношение к живой природе, наблюдательность, ответственность;

Развивать самостоятельную читательскую активность, познавательный интерес, творческие способности.

Оборудование: выставка книг с произведениями Е.И.Чарушина, портрет Е.И.Чарушина, презентация «О творчестве Е.Чарушина», шаблоны, коричневая и черная гуашь, жесткие кисточки по количеству детей.

Предварительная работа: знакомство с произведениями и иллюстрациями Е.Чарушина.

Ход занятия:

Звучит музыка леса, звуки природы.

1 ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы приглашаем вас на необычное занятие, посвященное 115-летию со Дня рождения замечательного, известного во многих странах мира, писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина, которое называется «Художник веселый и добрый». Сегодня мы вспомним удивительные произведения Чарушина-писателя и научимся рисовать животных в нетрадиционной графической технике, придуманной Чарушиным-художником. (Слайд 1.)

2 ведущий: Давайте вспомним, о ком в своих рассказах писал Е.Чарушин? (о животных, их жизни и повадках) Верно, искусство Чарушина посвящено миру животных. Евгений Иванович Чарушин – писатель-натуралист. Натуралист – человек, который занимается изучением природы, а писатель-натуралист – это писатель, который в своих произведениях точно изображает мир природы. Герои произведений Чарушина – птицы, зверята – весело, интересно, разнообразно живут на страницах книг. Они всегда в движении – бегают, прячутся, охотятся, путешествуют, обучаются лесным делам. «Когда я смотрю на животное, то меня, поражает, что это существо живое, как человек, но живёт по-особому, и смотрит по-особому, и что-то думает»,- писал Евгений Чарушин. Произведения Чарушина учат своих читателей любить волшебный мир зверей и птиц.

1 ведущий: Рассмотрим с вами книги с произведениями Е.Чарушина. Чем же замечательны его маленькие рассказы, эти простые, незамысловатые рассказы, которые иной раз даже пересказать трудно? Развернем наудачу одну из книжек Чарушина. (Слайды 2-5.)

Чтение рассказа «Томка».

2 ведущий: А теперь обратите внимание на рисунки в книгах. (Рассматривание иллюстраций. Слайды 6-8.) Эти иллюстрации делал сам автор. Сначала напишет рассказ, а потом обязательно нарисует картинки к нему. Художников, которые рисуют только животных, называют «анималистами», от английского слова «энимал» - животное. Чтобы правдиво изобразить животных, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Евгений Чарушин был прекрасным художником-анималистом.

1 ведущий: Давайте с вами выясним, почему же писатель так любил животных?

Евгений Иванович Чарушин родился 11 ноября 1901г в городе Вятке, ныне это город Киров. Замечательные там места, необыкновенно красивая природа. Отец Чарушина был архитектором – художником. Он любил своё дело, сумел заинтересовать им маленького сына и научил его рисовать. Мальчик наблюдал, как отец раскрашивает акварельными красками чертежи будущих домов, и сам с увлечением рисовал что–нибудь для себя или для приятелей. «Я вырос с карандашом и кистью в руках», - вспоминает о своём детстве Чарушин.

2 ведущий: Отец часто уезжал из дома по своим делам. И сына брал всегда с собой. Мальчик любил дальние поездки по лесным дорогам Вятского края. «Ездили мы и днём и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю погоду, - вспоминает писатель – И волки за нами гнались, и выезжали мы на токовище, и глухарей вспугивали с вершин сосен. Случалось, что и в болоте тонули. И восходы солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, птицы запевают, как колёса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе, - всё это я с детства полюбил и пережил».

1 ведущий: Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Мальчик принимал участие во всех её работах. Помогал ей собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду возле дома. Вместе с матерью мальчик выкармливал уток, разводил в загородке кроликов. Случалось иногда, что из поездок по губернии отец привозил зайчат, пойманных во время сенокоса. Мальчик подкладывал их к крольчихам и наблюдал, как растут и развиваются его пугливые питомцы. Самые яркие воспоминания о детстве связаны у писателя с животными, которых он «сам ловил, воспитывал, наблюдал или просто читал о них». Мать учила ребёнка «смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему её разнообразию и великолепию…»

2 ведущий: Звери и птицы были лучшими друзьями Жени Чарушина. Звук «р» научился мальчик выговаривать, подражая крику вороны, а плавать в 11 лет - перебравшись через реку вместе со стадом коров и держась за хвост одной из них. «Я приучился с детства, - пишет Чарушин, - понимать животное – понимать его движения и мимику. Мне и сейчас даже как–то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное».

1 ведущий: Дом Чарушиных с огромным, заросшим садом был густо населён животными: поросятами, индюшатами, кроликами, цыплятами, чижами, свиристелями, щеглами, подстрелками разных птиц, которых выхаживали и лечили… «Были у нас кошки, банки с рыбками, птицы в клетках. На окнах заросли цветов - любимое дело матери». А ещё в доме жил Бобка - трёхногий калека-пёс, который был закадычным другом Чарушина. «Он лежал всегда на лестнице. Все об него спотыкались и бранились. Я же ласкал его и часто рассказывал о своих детских огорчениях».

2 ведущий: Рисовать Чарушин начал рано. На его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи, и прочие замечательные звери. «Это было просто, по-видимому, свойственно мне, как говорить, петь, шалить или слушать сказки. Помню, как я слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа….Художник во мне родился все-таки раньше, чем писатель. Нужные слова пришли позже», - говорил о себе Е.И. Чарушин. Первые его книжки - это книжки-картинки без текста.

«Обаятельная и талантливая натура Чарушина сказывалась во многом: он играл на скрипке, писал стихи, был актёром, вечно что-то изобретал (мы его так и прозвали «Евгеша-изобретатель»), - вспоминал товарищ. Мало кто знает, что у художника Чарушина было несколько патентов на изобретения. Он построил планёр и летал на нём. Ходил по воде на придуманных им самим лыжах-поплавках.

1 ведущий: Женя рос озорной, но неизбалованный и некапризный. Например: за очередной проступок мать ставит его в угол, за ширму. Время для всех длится долго. Бабушка и отец беспокоятся, просят маму простить и отпустить Женю. А он все еще стоит за ширмой – ботинки его видны из-за ширмы. Ширму открывают – ботинки на месте, а Жени нет!

Вырос мальчик, закончил Академию художеств в городе Петербурге. Но рисовать ему хотелось только птиц и зверей. Вот и обратился Евгений Чарушин в редакцию петербургского издательства, печатавшего книги для детей. Одна за другой стали выходить детские книги с рисунками художника. Он иллюстрировал книги В.Бианки, М.М. Пришвина, С.Я. Маршака и других писателей. В 1930-е годы стал одним из лучших художников детской книги.

1 ведущий: Труд талантливого художника и писателя высоко оценён, - в 1945 году Евгению Ивановичу Чарушину было присвоено звание заслуженного деятеля искусств. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге. Евгений Иванович Чарушин умер в 1965 году.

2 ведущий: Прожил Е.Чарушин 64 года. Где бы он ни был, о чём бы ни писал, он всегда обращается к своему юному читателю с таким призывом: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты – человек- хозяин всей природы, тебе всё нужно знать. Входи внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнай, больше умей. Для этого мы и существуем, что бы ты вырос умелым и добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».

1 ведущий: А теперь мы немного поиграем и вспомним произведения Е.И.Чарушина. Как интересно наблюдать за животными, такими непосредственными и любопытными, особенно если это малыши. Давайте вспомним, как зовут звериных детёнышей. Я буду называть маму или папу, а вы детёныша.

Игра.

Кот – котёнок.

Лис – лисёнок.

Корова – телёнок.

Медведь – медвежонок.

Кабан – поросёнок.

Олень – оленёнок.

Белка – бельчонок.

Лошадь – жеребёнок.

Собака – щенок.

Тигр – тигрёнок.

2 ведущий: О природе нужно всё знать, кто как живёт, у кого какой дом. Я буду называть животное, а вы должны вспомнить, как называется его домик.

Лиса-нора.

Медведь-берлога.

Сорока-гнездо.

Дятел-дупло.

Бобр-хатка.

Волк-логово.

1 ведущий: Молодцы! Следующее задание - внимательно послушайте описания животных из книги Чарушина Е.И. «Моя первая зоология» и назовите их.

1. « Пришла весна, стаял снег. Из своей сухой норы вылез (…). Сонный ещё. Сопатый, мохнатый, подслеповатый. Он всю зиму спал, как медведь. Шерсть у него на боках свалялась. Поест, попьёт, почавкает - да и тем же ходом обратно к себе на квартиру, в сухую свою нору». (Барсук)

2. «У (…) перья мягкие, крылья неслышные, не свистят, не шумят; когти (…) кривые, острые, никто из таких когтей не вырвется - ни мышь, ни белка, ни сонная птица. По ночам (…) охотится, а днём спит». (Сова)

3. « …Он бродит по лесам, похрюкивает. Дубовые жёлуди подбирает. Своим длинным рылом в земле роется. Своими кривыми клыками корни рвёт, наверх выворачивает - ищет, чего бы съесть». (Кабан)

4. "Проснулся (…) на болоте, на моховой кочке, клювом пригладил перья и закурлыкал во весь голос: курлы, курлы! Полетел на горох – горошку поклевать. Поел, на речку слетал, в чистую воду посмотрелся – до чего хорош! Ноги длинные, шея тонкая, сам весь серый. Расправил (…) крылья и ногами стал притопывать, подплясывать, приседать, вертеться, в воду глядется". (Журавль.)

5 " (…) мышкует – мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает и смотрит, где под снегом мышь пискнет, где чуть-чуть снег шевельнется. Услышит, заметит – кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!" (Лиса).

2 ведущий: Молодцы, ребята, я вижу, вы хорошо знаете рассказы Чарушина! А теперь немного отдохнём и похлопаем в ладоши. Игра так и называется «Ладошки», услышите правильный ответ, хлопайте в ладоши:

1. У этих животных есть рога:

Корова, бык, козёл, кошка, жираф, носорог, бегемот, баран, заяц, олень, лось, белка.

2.Эти птицы умеют плавать:

Утка, лебедь, пингвин, воробей, пеликан, гусь, дятел, аист.

1 ведущий: Молодцы, вы очень внимательны! А сейчас предлагаю вам ответить на вопросы викторины.

Слайд 9. Викторина «Ребятам о зверятах».

Слайд 10. Какой зверь свалился на голову охотника?

Слайд 11. Ответ.

Слайд 12. Как зовут кошку, которая ловила рыбу в реке?

Слайд 13. Ответ.

Слайд 14. Как- то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Где он нашёл лисят?

Слайд 15. Ответ.

Слайд 16. Куда отвели медвежат, которые разобрали трубы у трёх домов по кирпичику и слушали их шуршание.

Слайд 17. Ответ.

Слайд 18. Как называется книга Е.Чарушина «Тюпа, Томка и….

Слайд 19. Ответ.

Слайд 20. Женя говорил так: «Палоход. Талакан. Лыба.» Кто научил его выговаривать букву «Р»?

Слайд 21. Ответ.

Слайд 22. Кто знал только два слова «злодей» и «кушать»?

Слайд 23. Ответ.

Слайд 24. Долго выбирал себе Е.Чарушин помощника на охоте. Кого он выбрал?

Слайд 25. Ответ.

Слайд 26. Какой лесной зверек подружился со щенком Огарком?

Слайд 27. Ответ.

1 ведущий: Молодцы! А сейчас мы с вами проведем мастер-класс, на котором освоим метод рисования Евгения Чарушина. Он называется «метод тычка жесткой полусухой кистью». Такой метод позволяет художнику изобразить животных, очень похожих на живых. Давайте познакомимся с правилами рисования «тычком жесткой полусухой кистью». Во-первых, кисть надо держать вертикально. Во-вторых, при работе тычком, кисть в воду опускать нельзя.

2 ведущий: Сначала рассмотрим с вами иллюстрацию Е.И. Чарушина «Медвежата».

Что вы можете о них сказать ? (Они маленькие, пушистые, глазки как бусинки, забавные и беззащитные, они выглядят как живые.)

Вот какими их нарисовал художник. Ребята, а вы хотите стать художниками? (ответы детей)

Давайте представим, что мы художники, мы пришли в лес и увидели медвежат, и нам захотелось их нарисовать. Приступаем к рисованию, мысленно представим наши действия:

1. На листе бумаги простым карандашом рисуем контуры предметов, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях.

2. Начав рисовать, сначала делаем тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками. Затем произвольными тычками закрашиваем поверхность внутри контура.

3. Остальные необходимые детали (нос, глаза, усы, лапы и т. д) дети рисуют концом тонкой кисти.

2 ведущий: Начнем наш мастер-класс с упражнения-разминки с кисточкой (без краски, проговаривая вместе с детьми следующие слова):

Кисточку возьмём вот так:

Это трудно? Нет, пустяк! (Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части)

Вверх-вниз, вправо-влево (Выполнять движения кистью руки по тексту)

Гордо, словно королева,

Кисточка пошла тычком,

Застучала «каблучком».

А потом по кругу ходит,

Как девицы в хороводе.

Вы устали? Отдохнём

И опять стучать начнём.

Мы рисуем: раз, два….

(Во время работы звучит тихая музыка. Необходимо подойти к каждому ребенку, проследить за правильностью его действий.)

Рефлексия. Демонстрация детских работ. Попарно приглашать детей для показа своих рисунков и размещения их на стенде.

Ребята, какие вы все молодцы! Вы настоящие художники!

(Отметить старание каждого ребенка, похвалить за работу)

1 ведущий: Вот и подошло к концу наше интересное занятие! Доброе искусство Е.И. Чарушина учит своих читателей любить волшебный мир зверей и птиц, вглядываться в природу, прислушиваться к шуму леса и щебету птиц, ощущать яркость её красок. Будьте внимательны и добры к миру природы! Всем спасибо за внимание и до новых встреч!

Вручение памятных призов за активное участие.

Татьяна Парначева
Интегрированное занятие по рисованию в нетрадиционной технике в подготовительной группе «Е. И. Чарушин - художник-анималист»

Интегрированное занятие по нетрадиционной технике рисования .

Занятие 17 . "Чарушин – художник анеманист ".

Программное содержание.

Задачи :

1. Обучающая :

Познакомить с творчеством Е. И. Чарушина , формировать умение внимательно рассматривать иллюстрации.

Учить замечать выразительные средства в рисунках, их сходство нарисованных объектов с настоящими, воспринимать доброе, нежное отношение художника к изображенным животным.

2. Развивающая :

Развивать умение рисовать изображение пятнами , штрихами.

3. Воспитательная :

Воспитывать любовь ко всему живому, вызывать у детей добрые чувства к игровым персонажам, желание прийти им на помощь.

Предварительная работа :

Беседа о зайцах, их внешнем виде, привычках, повадках.

Чтение стихов, рассказов и сказок о зайцах, отгадывание загадок.

Организация выставки иллюстраций Е. И. Чарушина .

Ход занятия.

Педагог : Ребята, сегодня я приглашаю вас в выставочный зал. На выставке вы увидите разных симпатичных зверей-малышей.

Это иллюстрации замечательного художника и писателя Евгения Ивановича Чарушина . (Педагог показывает по очереди иллюстрации) .

Е. И. Чарушин родился в городе Вятка на Урале. Отец был художником- архитектором , мама - садоводом и ягодником. С родителями Женя часто ходил в лес, наблюдал за живой природой. Во дворе и в доме у них был целый зоопарк : и птицы, и животные. Он очень любил за ними ухаживать, с ними играть. Он очень часто ходил к чучельщику, который жил недалеко от его дома. Там он наблюдал животных в состоянии покоя. Чарушин любил рисовать животных , особенно детенышей. У него был свой метод рисования . Он рисовал не контурно , а антиконтурно - пятнами и штрихами.

Вот первая иллюстрация с забавным медвежонком. Затих медвежонок, ест малину. А художник любуется им и передает в рисунке свое доброе к нему отношение. Мы видим, какие у медвежонка мягкие ушки, неуклюжие лапы, серьезная мордочка, густая мохнатая шерсть.

Но в некоторых детенышах подмечает художник будущих хищников , не всегда безобидных и безопасных. Почему раскричался этот рыжий лисенок? Хвостик напрягся, шерсть растопырилась. Испугался,что мама оставила его одного. Но по острой скалистой мордочке понятно : это - лесной зверь.

Вот еще один хищник - волчонок. Он пока совсем маленький - серенький комочек с черными озорными глазками. Пристально волчонок вглядывается в окружающий мир. Вырастет малыш и станет страшным лесным хищником. Когти - цап,а зубы - щелк.

А это славные зайчата, мохнатые шарики. Уши врозь, глаза коричневые, большие, а лапки мягкие,будто зайчата в валенках ходят.

Много животных нарисовал художник ,но все они разные. У каждого свой характер, поза, мимика. Порой кажется, что они живые. И все животные на иллюстрациях Евгения Ивановича добрые и красивые.

Понравились ли вами рисунки Евгения Ивановича Чарушина ?

Кто украшает книги рисунками?

Как называются картинки в книгах?

О чем можно вспомнить или помечтать, рассматривая иллюстрации?

Каких животных изобразил художник ?

Педагог : Послушайте небольшой рассказ Евгения Чарушина "Заяц".

"Шуба у зайца теплая-теплая, белая-белая. Шуба зайку от мороза спасает, от охотника скрывает. Снег белый. Да и зайка белый. Где такого заметишь! А пока разглядываешь да всматриваешься, зайка задаст стрекача, только его и видели. Сидит зайка - ветки обдирает, горькою кору гложет. Теплого лета ждет. Летом - раздолье, всякой еды вдоволь. Ешь не хочу : хочешь - пожуй сладкий клевер-кашку, хочешь - траву тимофеевку, любой цветочек с медом откуси.

Не лазай только, зайка, в наш огород, не грызи капусту, не порть нашу морковку".

Затем педагог задает детям вопросы.

Для чего зайцу нужна его шубка?

Что случится, если заяц не поменяет серую шубку на белую?

Кто у зайчика враги и как он от них защищается?

Какие стихи, сказки о зайчике вы знаете?

В каких мультфильмах встречается зайчик?

Педагог : Ой, это чьи там ушки из-за елочки виднеются? Как тебя зовут? (Достает игрушечного зайчика, сложенного методом оригами) .

Зайчик (грустно) : Зайчик я, Степашка.

Педагог : Здравствуй, Степашка. Почему ты такой грустный?

Зайка : Да где тут веселится. Мой друг Филя заболел, и врачи не разрешают ему гулять на улице. Скучно Филе одному дома. Вот он и попросил меня сделать ему что-нибудь приятное. А я никак не могу придумать, чем мне его порадовать.

Педагог : Дети, а вы хотите помочь Степашке? (Ответы детей) . Степашка, как хорошо, что ты к нам пришел. Мы только что рассматривали иллюстрации и читали рассказ художника и писателя Евгения Чарушина . Он рисовал различных животных и мы с ребятами сегодня будем рисовать зайчика новым способом - пятнами.

Думаю, Филе понравятся наши рисунки. Увидит он, что к нему целая ватага зайцев прискакала, развеселится и обязательно поправиться.

Объяснение воспитателя новой техники рисования зайца .

Педагог : Ребята зайчат мы нарисовали , а теперь давайте поиграем.

Степашка : Как мне у вас понравилось! Я даже захотел с вами поиграть.

Подвижная игра "Весело в лесу".

Читает педагог Выполняют дети

Зайцы утром рано встали

Встать со стульчиков

Весело в лесу играли

По дорожкам прыг-прыг-прыг. Прыжки на месте

Кто к зарядке не привык?

Ходьба на месте.

Вот лиса идет по лесу.

Идти походкой лисы.

Кто там скачет, интересно ?

Чтоб ответить на вопрос,

Потянуться, руки вперед.

Тянет лисонька свой нос.

Прыжки на месте.

Но зайчата быстро скачут!

Прыжки с продвижением вперед.

Как же может быть иначе? -

Бег на месте.

Тренировки помогают! Приседания

И зайчата убегают.

Бег на месте.

Вот голодная лиса

Грустно смотрит в небеса.

Потянуться, руки вверх.

Тяжело вздыхает,

Глубокие вдох и выдох.

Садится, отдыхает.

Сесть на стульчики.

Степашка : Спасибо вам, ребята! Очень вы меня выручили. Я навещу своего друга Филю и отдам ваш подарок. Думаю, теперь он быстро поправится.

А вас я хочу отблагодарить за помощь. Самое любимое мое лакомство - вот такая большая сладкая витаминная морковка! Ешьте на здоровье и растите большими, добрыми и умелыми. До свидания, ребята.

Дети : Спасибо, Степашка. До свидания, пусть твой друг Филя быстрее поправляется.

Интеграция образовательных областей. “Речевое развитие”, “Социализация”, “Художественное эстетическое развитие”, “Физическое развитие”,

Цель: Познакомить детей с жизнью и творчеством художника-анималиста и писателя Евгения Ивановича Чарушина

Задачи: В области “Речевое развитие”:

  • Развивать память, мышление, воображение, творческие способности детей.
  • Воспитывать любовь к книге, к чтению, к животным.
  • Расширять представления детей о художественных и иллюстрациях писателя и художника.

В области “Социализации”:

  • Способствовать поддержанию положительных эмоций у детей на протяже-нии всего занятия.
  • Формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия, отве-чать, слушать ответы других.

В области “Художественное творчество”:

  • Продолжать учить рисовать животных в нетрадиционной графической технике -тычком жесткой полусухой кистью
  • Учить детей правильно держать кисточку.
  • Развивать чувство фактурности и объемности.
  • Воспитывать эстетически-нравственное отношение к животным через изо-бражение образов.

В области Физическое развитие”:

  • Поддерживать двигательную активность во время физминутки, правильно сочетать ритмические движения со словами стихотворения.

Наглядный материал:. Иллюстрации и книги русского писателя и художника Е.И. Чарушина, Портрет Е.И. Чарушина,

Мольберт с картинками животных по рассказам, Е.И. Чарушина, Показ презентации по рассказам Е.И. Чарушина, Плюшевый медвежонок, Акварельная бумага с контурным изображением животного, Кисти с жесткой щетиной, Гуашь, коричневая, черная, Музыкальное сопровождение, «Весна просыпается. ”

Ход занятия.

Организационный момент.

Сейчас становитесь дети, в круг-
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Здравствуйте девочки,
Здравствуйте мальчики!
Ваши ушки на макушки,
Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем
Ни минутки не теряем.

Основная часть.

Воспитатель: Дорогие ребята! Наше занятие сегодня будет не обычным, потому что к нам сегодня пришло много гостей.

Сюрпризный момент:

Ребята сегодня утром я получила посылку. Как вы думаете, что там может быть? (Дети перечисляют все возможные варианты) .

У меня для вас есть загадка и если вы ее отгадаете, то узнаете, что лежит в посылке. Слушайте внимательно.

Загадка:

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(книга) .

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на книжную выставку к Евгению Ивановичу Чарушину,

Ребята сегодня наше занятие будет посвящено творчеству одного необычного человека. Сегодня мы начнем знакомство с творчеством Е.И. Чарушина.

Сейчас я вам немного расскажу о нем. Е.И. Чарушин Писатель и художник известный своими добрыми рассказами и рисунками о животных.

Любовь к природе родители прививали Е.И. Чарушину с детства. ‘Отец Е.И. Чарушина был архитектором-художником. Он любил свое дело, сумел заинтересовать им маленького сына и научил его рисовать. Мать учила ребенка “смотреть и удивляться красоте природы и всему ее разнообразию и великолепию”В доме у них было полным-полно животных, птиц в клетках, рыбы в аквариуме, во дворе котята, цыплята и он сам за ними ухаживал. Женя любил рисовать и стал Евгений Чарушин рисовать иллюстрации, т.е картинки к детским книгам. Одна за другой стали выходить детские книги с рисунками к народным сказкам, понравилось ему история про лису и зайца. И вот написал он сказку, “Теремок”, ”Лиса и заяц”. Особенно Чарушин любил рисовать звериных малышей, забавных и беспомощных. ”Посмотрите ребята, какие они маленькие и милые.

Воспитатель: Нравятся вам животные в рисунках этого художника?

Ребята, как вы думаете, кто главный на этой картинке?

Дети: Медвежата.

Воспитатель: Правильно, а почему?

Дети: Потому что художник нарисовал крупно, во весь лист.

Воспитатель: Какие они? (Рассуждения детей:, дикие, пушистые, как живые,)

Воспитатель: Где они должны жить.

Дети: На воле.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо справились с этим заданием, а теперь давайте немного отдохнем с вами.

Физминутка: Медвежата в чаще жили, головой своей крутили. повороты головой. Вот так, вот так. Головой своей крутили. Медвежата мед искал, Руки верх. Дружно дерево качали. Вперевалочку ходили Ходьба на месте, изображая медвежат. И из речки воду пили. А потом они плясали, Лапы дружно поднимали. Поочередно поднимать то левую, то правую руку. Вот так, вот так, Лапы дружно поднимали..

Воспитатель: Молодцы ребята.

Читая книги Е.И. Чарушина, мы узнаем о животных много интересного, нового, получили самые первые и простые навыки наблюдения и ухода за ними.

Е.И. Чарушина призывает учиться понимать и ценить родную природу.

Е.И. Чарушина художник – анималист.

Художник который рисует животных, Е.И. Чарушин использовал особый способ изображения – он так и называется: метод Чарушина, рисовать нужно тычком, жесткой полусухой кистью.

Ребята давайте представим, что мы художники, мы пришли, в лес и увидели медвежат и нам захотелось, их нарисовать.

Вот правила выполнения рисования тычком жесткой полусухой кистью:

Кисть надо держать вертикально. При работе тычком кисть в воду не опускают.

Игра с кисточкой: Кисточку возьмем вот так. Это трудно? Нет, пустяк!

Кисточка пошла тычком, Застучала каблучком. Мы рисуем раз, раз, раз. Все получится у нас!

Самостоятельная работа детей. Звучит тихая музыка.

Анализ детских работ. При просмотре рисунков прошу показать самого пушистого зверя, самого толстенького, самого маленького. Задаю вопрос:

Какой рисунок тебе понравился больше всего? Почему?

Итог занятия. Наше занятие подошло к концу.

Конспекты занятий в подготовительной группе

«Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина»

Задачи:

  1. Познакомить детей с иллюстрациямим Е.И.Чарушина, обратить внимание, как художник с помощью штриха изобразил пушистую шерстку животных, передал объём.
  2. Дать представление о том, как с помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала.
  3. Вызвать интерес детей к новому виду рисования.
  4. Развивать графические навыки.

Ход занятия :

На экране портрет Е.И.Чарушина и его иллюстрации

Евгений Иванович Чарушин – российский график, писатель. Оформил несколько десятков книг для детей. Иллюстрировал собственные рассказы. В своих рисунках и рассказах показал волшебный живой мир зверей и птиц.

Его работы прорисованы ярко и выразительно.

Что можно сказать об этих животных? Как их изобразил художник? Создавая образ животного, художник умел выделить самые характерные его черты. Его звери всегда очень трогательны, эмоциональны

Художник считает, что главное - крупным планом показать животное, его образ.

Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на животных Чарушина? Какими вам они представляются?

Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович не любил. Он считал, что в детской книге рисунки должны быть как живые.

«Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь» – говорил Евгений Иванович.

Что особенного вы заметили в его работах?

Художник работал в разной технике и гуашью, и акварелью, но не широкими мазками, а тщательно прорабатывая в рисунке мелкие детали.

Мы рассматривали рисунки и картины, выполненные на бумаге разными материалами, они называются графикой. А художников называют художниками-графиками. Многие художники-графики делают свои картины одноцветными. Это те, которые любят работать тушью, углем или карандашами.

В графических работах растения, животные или другие предметы нарисованы короткими линиями. Эти линии называются штрихами.

Штрихами хорошо изображать пушистых или лохматых зверей, оперения птиц, колючую хвою елей и многое другое.

Штрихи располагаются в разном направлении на разных частях тела зверей, разной длины, одни штрихи расположены густо, а другие редко.

А хотели бы вы научиться рисовать в такой технике? Что для этого нам надо знать и уметь?

Существуют разные виды штрихов (показ таблицы):

– Короткие прямые штрихи.

– Длинные вертикальные и горизонтальные штрихи.

Художник стремится распахнуть этот мир так широко, как это возможно, во всех измерениях: по горизонтали - сколько охватывает глаз, по вертикали- от земли до облаков, в глубину - от травинок перед глазами до горизонта. Зверь и птица у него - обычно только часть этого насыщенного жизнью пространства, деталь во всеобъемлющей картине природы, и они не могут при этом хоть немного не утратить в своей единичности, значительности неповторимого. Для Чарушина главным и единственным предметом всегда были животные. Недаром он обычно вообще пренебрегал изображением среды, и не очень проницательные критики попрекали его этим едва ли не на протяжении всей его творческой жизни, начиная еще с «Охоты на медведя», и заботливо рекомендовали ему «расширить фокус», давать «картины природы», а он, по доброте, а может быть, и искренне соглашаясь с ними, оправдывался, что у него «видение какое-то комковатое», что объем он передает, а вот с пространством у него труднее и что пейзаж у него получается «импрессионистический», не так, как он сам его воспринимает (и снова поминал дурным словом своих профессоров, которые его плохо учили). Словом, оправдывался как мог, и время от времени делал попытки изобразить лес, поляну, поле, реку - и попытки эти были тем удачнее, чем тактичнее и ос­торожнее он их предпринимал, скажем, в иллюстрациях к собственному рассказу «Про сороку» (1937) или к рассказу М. Пришвина «Ярик» (1936), или к «Дерсу Узала» В. Арсеньева (1936) - где он бережно сохранял белую плоскость бумаги, скупо размещая на ней деревья, травы, куст. Конечно, была правда и в его объяснениях, потому что его пластическое мышление противилось передаче пространства. Но все-таки главная правда была в том, что в животном для Чарушина заключался весь интересный ему мир, и мир этот для него был неизмеримо богат и уже не нуждался в дополнении чем бы то ни было. За это его тоже время от времени упрекали, да и сам он порой (особенно к концу жизни) вдруг начинал как бы не доверять себе, стесняться своего призвания и возмущался: «Почему это я - анималист? Я - художник!» - и рисовал пейзажи. Но стеснительность и оправдания эти шли от лукавого. Он был анималист и ничего больше, и пейзажи, которые он старательно рисовал, были так себе, и изображение человека ему не очень давалось, и неспроста часть рисунков в книжке 1941 года «Охотничьи рассказы» он передоверил своему другу Василию Кобелеву. Если сопоставлять доступный ему угол зрения с полнотой окружающего мира, его призвание в самом деле покажется узким, но на своей узкой площадке он разрешил такие задачи, которые до него никто и не ставил, и задачи не «звериные» или «птичьи» (потому что искусство таких не знает), а че­ловеческие.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!