Нравственные категории в рассказе Толстого «После бала. Почему из различных вариантов названий – «Дочь и отец», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите…» - Толстой остановился на названии «После бала»

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» развивает тему «срывания всех и всяческих масок» с беззаботной, умытой, праздничной жизни одних, противопоставляя ее бесправию, угнетению других. Но вместе с тем писатель заставляет читателей задуматься над такими нравственными категориями, как честь, долг, совесть, которые во все времена делали ответственным человека за все происходящее с ним и с обществом. К этим размышлениям нас подводит сама композиция рассказа, построенная на противопоставлении картин бала и наказания беглого солдата, переданных через восприятие молодого человека Ивана Васильевича. Именно ему предстоит понять, «что хорошо, что дурно», дать оценку увиденному и сделать выбор своей дальнейшей судьбы.

Жизнь юноши складывалась благополучно и беззаботно, никакие «теории» и «кружки» не интересовали ни его, ни близких ему других молодых людей‑студентов. Но и в то же время ничего предосудительного в их увлечении балами, катаниями, легкими пирушками не было. Мы проникаемся искренней симпатией к Ивану Васильевичу на балу, когда видим его очарованным праздничной атмосферой званого ужина, нежно влюбленным в Вареньку. О восторженной, отзывчивой душе этого человека говорят слова: «я был не я, а какое‑то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро», «я обнимал в то время весь мир своей любовью».

И вот этот горячий, впечатлительный юноша впервые в жизни столкнулся с жестокой несправедливостью, с унижением человеческого достоинства, проявленными даже и не по отношению к нему. Он увидел, что страшная расправа над человеком вершилась обыденно, привычно человеком, который сам недавно на том же балу был добр, весел.

В живую душу юноши вошел ужас от увиденного, ему «было до такой степени стыдно», что он «опустил глаза», «поторопился уйти домой». Почему же не вмешался в происходящее, не выразил свое негодование, не обвинил в жестокости и бездушии полковника? Наверное, потому, что такая страшная сцена, впервые увиденная, просто ошеломила молодого человека, а еще смутила та искренность, с которой вел себя полковник при этом наказании. «Очевидно, он что‑то знает такое, чего я не знаю, – раздумывал Иван Васильевич. – Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня». Из рассказа мы узнаем, что «дойти до корня» в своих размышлениях Ивану Васильевичу не удалось. Но совесть его не позволила в дальнейшей жизни стать военным, потому что не смог он вот так «по закону» расправиться с человеком, служить жестокости.

А в характер полковника, этого на самом деле любящего отца, приятного в обществе человека, твердо вошли искаженные понятия о долге, чести, достоинстве, позволяющие попирать права других людей, обрекать их на страдания.

В одной из своих статей Л. Н. Толстой писал: «Главный вред – в душевном состоянии тех людей, которые устанавливают, разрешают, предписывают это беззаконие, тех, которые пользуются им как угрозой, и всех тех, которые живут в убеждении, что такое нарушение всякой справедливости и человечности необходимо для хорошей правильной жизни. Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей…»

    • На балу После бала Чувства героя Он "очень сильно" влюблен; восхищен девушкой, жизнью, балом, красотой и изяществом окружающего мира (в т.ч. интерьеров); подмечает все детали на волне радости и любви, готов умиляться и прослезиться от любого пустяка. Без вина - пьян - любовью. Любуется Варей, надеется, трепещет, счастлив быть избранным ею. Легок, не чувствует собственного тела, "парит". Восторг и благодарность (за перо от веера), "весел и доволен", счастлив, "блажен", добр, "неземное существо". С […]
    • 1. Почему рассказ называется «После бала»? План 1.Проблемы, которые поднимает автор в рассказе. 2. Бал у губернского предводителя. а) Счастливый влюбленный. б) Танец Вареньки с отцом. 3. Прогулка на рассвете. а) Наказание беглого татарина. б) Встреча с отцом возлюбленной. в) Ужас и переживания героя. 4. Выбор молодого человека. Рассказ «После бала» относится к поздним произведениям Л.Н. Толстого. Он основан на реальных событиях, которые произошли с братом писателя. Известно, что […]
    • Композиция произведения Л. Н. Толстого «После бала» представляет собой «рассказ в рассказе». Повествование начинается словами Ивана Васильевича, которого кратко представляет автор во вступлении. Речь идет о нравственных ценностях человеческой жизни, о том, «что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди», «что хорошо, что дурно». Иван Васильевич охарактеризован как «всеми уважаемый» человек, рассказывал он «очень искренно и правдиво». После такого установившегося […]
    • В рассказе «После бала» Л. Н. Толстого, написанном в 90‑е гг. XIX в., изображаются 1840‑е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы. Не обходит вниманием автор и проблему моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. В раскрытии этого идейного замысла важную роль играет композиция рассказа, построенного на основе приема «рассказ в рассказе». Начинается произведение внезапно, с […]
    • Читая рассказ Л.Н.Толстого «После бала», мы становимся свидетелями того, как события всего лишь одного утра способны полностью изменить судьбу человека. Герой, от имени которого ведется рассказ, - «всеми уважаемый Иван Васильевич», в судьбе которого случай сыграл решающую роль. В молодости он был «очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый», студент провинциального университета, мечтающий поступить на военную службу. Каждый проживаемый им день был похож на праздник: учеба не отнимала много времени, и […]
    • К наиболее запоминающимся произведениям Л. Н. Толстого можно отнести его рассказ «После бала». Созданный в 1903 году, он пронизан идеями христианства и милосердия. Автор постепенно выводит в центр внимания полковника Б., отца Вареньки. Впервые знакомство происходит на балу в честь окончания масленичной недели, у губернатора. Статный старик - отец красавицы-Вареньки, в которую был самозабвенно влюблен рассказчик. И в эпизоде бала читателю дается портрет этого героя: "Отец Вареньки был очень статный красивый, […]
    • На уроке литературы мы прочитали рассказ Л.Н. Толстого «После бала» и решила написать Сочинение на тему «Полковник на балу и после бала». В нём нам рассказывается о полковнике, который посетил бал со своей дочерью Варенькой, и о его двуличном образе. Сначала нам открывается очень красивое описание полковника, и особенно его прелестный танец «мазурка». «Он был очень красивый, статный, высокий и свежий старик» - такое первое впечатление нам рассказывают о полковнике Б. На балу всё внимание приковано к нему, о […]
    • "Война и мир" - одна из тех книг, которую нельзя забыть. "Когда вы стоите и ждете, что вот-вот лопнет эта натянутая струна, когда все ждут неминуемого переворота - надо как можно теснее и больше народа взяться рука с рукой, чтобы противостоять общей катастрофе", - сказал Л.Толстой в этом романе. В самом его названии - вся жизнь человеческая. А еще "Война и мир" - модель устройства мира, вселенной, поэтому и появляется в IV части романа (сон Пьера Безухова) символ этого мира - глобус-шар. "Глобус этот был […]
    • «Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь. Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого‑писателя, семья, […]
    • Во многих произведениях классической и современной русской и зарубежной литературе писатели выступают в качестве совершенно разных образах. Это абсолютно справедливо, потому что писатель – это, прежде всего, человек. Создавая свои произведения, прорабатывая каждую деталь каждого героя, авторы начинают воспринимать их как живых людей, думают о них, как о реально существующих персонажах, и потому могут проникнуться к ним симпатией или ненавистью, в зависимости от того, какой у персонажа характер. Почти все писатели […]
    • Персонаж Михаил Илларионович Кутузов Наполеон Бонапарт Внешность героя, его портрет «…простота, доброта, правда…». Это живой, глубоко чувствующий и переживающий человек, образ «отца», «старца», понимающего и повидавшего жизнь. Сатирическое изображение портрета: «жирные ляжки коротких ног», «потолстевшая короткая фигура», лишние движения, которые сопровождаются суетой. Речь героя Простая речь, с однозначными словами и доверительным тоном, уважительное отношение к собеседнику, группе […]
    • Жилин Костылин Место службы Кавказ Кавказ Военное звание Офицер Офицер Статус Дворянин из обедневшего рода Дворянин. При деньгах, изнежен. Внешность Небольшого роста, но удалой. Плотного телосложения, сильно потеет. Отношения читателя к персонажу Внешне не отличим от обычного человека, чувствуется сила его духа и мужество. Возникновение призрения и неприязни из-за его внешности. Его ничтожность и жалкость свидетельствуют о его слабости и готовности пойти на […]
    • После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были партизанские отряды, которые успешно нападали на обозы и даже целые отряды, уничтожая французское войско. В романе «Война и мир» Толстой описывает события двух неполных дней, но сколько реализма и трагичности в том повествовании! Здесь показана смерть, неожиданная, глупая, случайная, жестокая и […]
    • В романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой талантливо изобразил несколько женских образов. Писатель старался вникнуть в загадочный мир женской души, определить нравственные законы жизни женщины-дворянки в русском обществе. Одним из сложных образов стала сестра князя Андрея Болконского, княжна Марья. Прототипами образов старика Болконского и его дочери были реальные люди. Это дед Толстого, Н. С. Волконский, и его дочь, Мария Николаевна Волконская, которая была уже немолода и неотлучно проживала в […]
    • Пьер Безухов был внебрачным сыном одного из богатейших людей в России. В обществе его воспринимали как чудака, все смеялись над его убеждениями, стремлениями и высказываниями. Никто не считался с его мнением и не воспринимал его всерьез. Но когда Пьер получил огромное наследство, то перед ним начали все заискивать, он стал желанным женихом для многих светских кокеток… Во время проживания во Франции он проникся идеями масонства, Пьеру казалось, что он нашел единомышленников, что с их помощью он сможет изменить […]
    • Аустерлицкое поле очень важно для князя Андрея, произошла переоценка его ценностей. Сначала счастье он видел в славе, общественной деятельности, карьере. Но после Аустерлица он "повернулся" к семье, понял, что именно там можно найти настоящее счастье. И тут же мысли его прояснились. Он понял, что Наполеон - не герой и не гений, а просто жалкий и жестокий человек. Так, мне кажется, Толстой покажывает, какой путь истинный: путь семьи. Еще одна немаловажная сцена - подвиг. Князь Андрей совершил геройский […]
    • В романе «Война и мир» Толстой прослеживает жизнь трех поколений нескольких русских семей. Писатель справедливо считал семью основой общества, видел в ней любовь, будущее, мир и добро. Кроме этого, Толстой считал, что нравственные законы закладываются и сохраняются только в семье. Семья для писателя представляет собой общество в миниатюре. Почти все герои Л.Н. Толстого – люди семейные, поэтому характеристика этих персонажей невозможна без анализа их отношений в семье. Ведь хорошая семья, считал писатель, – это […]
    • Толстой считал семью основой всего. В ней и любовь, и будущее, и мир, и добро. Из семей состоит общество, нравственные законы которого закладываются и сохраняются в семье. Семья у писателя – это общество в миниатюре. У Толстого почти все герои – семейные люди, и характеризует он их через семьи. В романе перед нами разворачивается жизнь трех семей: Ростовых, Болконских, Курагиных. В эпилоге романа автор показывает счастливые «новые» семьи Николая и Марьи, Пьера и Наташи. Каждая семья наделена характерными […]
    • Само название романа Толстого «Война и мир» говорит о масштабе исследуемой темы. Писатель создал исторический роман, в котором осмысливаются крупные события мировой истории, а участники их – реальные исторические деятели. Это русский император Александр I, Наполеон Бонапарт, генерал-фельдмаршал Кутузов, генералы Даву и Багратион, министры Аракчеев, Сперанский и другие. У Толстого был свой специфический взгляд на развитие истории и роль отдельной личности в ней. Он считал, что личность только тогда может влиять […]
    • Лев Толстой в своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены. В романе «Война и мир» в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды начала XIX века. Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней во время войны 1812 года, жертвовали […]
  • Рассказ Л.Н. Толстого "После бала".

    Рассказ Л.Н. Толстого "После бала" - очень небольшое по объему, но чрезвычайно глубокое по смыслу произведение. В его основе лежит прием контраста, антитезы. Рассказ делится на две части, которые резко противопоставлены друг другу.
    Первая часть произведения представляет собой описание бала. Эта часть наполнена ощущением света, любви, радости, счастья. Во многом это объясняется тем, что рассказчик, повествующий обо всех событиях, очень сильно влюблен. Поэтому в то время все в мире он видел в радужных тонах.
    Бал проходил в доме губернского предводителя, добродушного и хлебосольного старичка. "Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты - знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского", - рассказывает Иван Васильевич. Но герой-рассказчик был пьян не от шампанского, а от любви, ведь на балу находилась его обожаемая Варенька Б., необыкновенная красавица: " высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная". Держалась Варенька всегда необыкновенно прямо, откинув немного назад голову. Это придавало ей какой-то царственный вид, "который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа".
    Видно было, что и девушка неравнодушна к рассказчику. Весь вечер молодые провели вместе: играли и танцевали. Под конец вечера Варенька подарила Ивану Васильевичу перо из своего веера. Восторг - вот что испытывал герой на протяжении всего бала.
    Перед ужином Варенька пошла танцевать со своим отцом - полковником Б., красивым военным, обожающим свою дочь. Их танец восхитил всех гостей. Они любовались на эту красивую пару, а в конце танца гости даже зааплодировали отцу и дочери Б. Было видно, как полковник любит свою дочь, как стремится дать ей все самое лучшее. Рассказчик приметил, что Петр Владиславич носит домодельные сапоги старинного покроя, чтобы иметь возможность вывозить в свет свою Вареньку.
    Охарактеризовать атмосферу этого вечера можно словами самого Ивана Васильевича: "Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство".
    Вторая часть рассказа, имеющее основное значение для раскрытия идейного замысла произведения, прямо противоположна первой. После восхитительной ночи наступает раннее утро, первое утро Великого поста. Рассказчик гуляет по городу, в душе его еще звучит ритм мазурки. Но внезапно эта музыка перебивается другой: "жесткой, нехорошей музыкой". Среди тумана герой-рассказчик видит черных людей (по контрасту с нарядными людьми из бальной залы). Они стояли в два ряда, между ними вели человека, оголенного по пояс. Каждый из солдат должен был ударить этого человека как можно сильнее. Иван Васильевич выяснил, что перед его глазами происходит наказание беглого татарина.
    Насколько светла и прекрасна первая часть рассказа, настолько страшна и отвратительна вторая. Если лейтмотивом первой части можно считать мелодию мазурки, то всю вторую часть сопровождает "неприятная, визгливая мелодия" барабана и флейты. Мне кажется, что противопоставлением чудесного танца полковника Б. и его дочери на балу является ужасная сцена наказания бедного татарина, где одним из главных героев тоже является полковник. Только теперь он не отдыхает рядом с любимой Варенькой, а выполняет свои служебные обязанности.
    Описание полковника, в общем-то, не изменилось. Мы видим все то же румяное лицо, седые бакенбарды. Изменились интонации, с помощью которых описывался этот герой, изменилось отношение рассказчика и читателей к этому бравому служаке.
    По контрасту к портрету Вареньки, прелестной юной девушки, ласковой и величественной одновременно, дается описание беглого татарина: "Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека".
    Движение татарина по ряду солдат противопоставлено описанию танца в первой части. Если на балу танец отца с дочерью восхитил всех, то здесь движения пойманного беглеца напоминали страшный кукольный танец, движения марионеток, наводящие ужас.
    Кроме того, если в первой части полковник Б. подвел к рассказчику свою дочь, передавая ее заботливому кавалеру, то во второй Петр Владиславич, увидев рассказчика, отвернулся от него, как от незнакомого.
    Увиденная картина до глубины души поразила Ивана Васильевича. Шок был настолько глубок, что рассказчик принял решение никогда и нигде не служить, только бы не совершать таких чудовищных поступков. Сцена наказания беглого татарина становится еще страшней, если учесть, что она происходила в первый день Великого поста. После языческой масленицы, описанной в первой части, наступает самый важный христианский пост, когда человек должен забыть все мирское и обратиться к своей душе. Но именно в это время рассказчик становится свидетелем самого большого преступления человека - преступления по отношению к себе, к своей душе.
    Ведущим художественным приемом в рассказе Толстого "После бала" является прием контраста. В этом произведении противопоставляются две части рассказа: сцена бала и сцена наказания; противопоставляются герои, их поступки. Кроме того, кардинально различны настроения, эмоции, музыкальные лейтмотивы произведения.

    В своем рассказа «После бала» Лев Николаевич Толстой, своим замечательным литературным языком, рассказывает нам о большой проблеме, присущей высшему сословию того времени, о лицемерии и двуличии.

    Герой рассказа простой дворянин, хороший человек, не совсем качественно образован, но имеющий приличное воспитание и привитые еще в детстве моральные ценности. Он обычный обыватель своей эпохи, постоянно находится в состоянии радости, кутежа и влюбленности, особо не вникая в то, что на самом деле происходит в стране, где он живет, и в обществе, в котором он пребывает. Он влюблен в стройную, грациозную Вареньку с замечательной улыбкой и блестящими глазами, и совершенно очарован ее отцом – статным красавцем, с белыми подвижными усами. Ее отец – полковник с изысканными манерами и очень приятный в общении человек. Танцуя на балу вместе со своей дочерью, он блистает. Иван Васильевич глядя на них, восторгается и еще больше влюбляется как в дочь, так и в отца. Его сердце переполнено эмоциями и приятными волнениями, мир кажется розовым и безмятежным. Возвращаясь, домой Иван Васильевич до конца осознает, что Варенька его вторая половинка, его любовь, его свет и его жизнь. Его чувства настолько подлинны, что он не может находиться не возле нее. И поутру он мчится к ее дому… И тут происходит непоправимое.

    По пути к дому возлюбленной он наблюдает жестокую сцену истязания. Солдаты во главе с полковником избивают татарина. Человек молит о пощаде, но его никто не слышит, вся спина его уже кровавое месиво. И вот свирепый полковник набрасывается на одного из своих солдат и избивает его, за то что, дескать, мягко наказываешь. Половник, который вчера блистал на балу, сегодня жестоко избивает солдата, причем видно, что дело ему это привычное и даже нравится. Мировоззрение нашего героя, в тот миг, перевернулось. Отец любимой Вареньки предстает ужасным и не знающим жалости варваром, истинное лицо которого очень сильно отличается от светского льва, коим он бывал на балах или дома в обществе равных себе людей. Иван Васильевич потрясен, доселе он не сталкивался с армией, хотя намеревался связать свою жизнь, с этим достойным, на его взгляд, занятием. Понятно, что после увиденного он уже так не думает. А что же Варя? Лицемерие ее отца, его двуличие, не остается без последствий. Наш герой разочаровывается в чувствах, в недавно горячо любимой девушке, он видит жесткого отца. Варя теперь ассоциируется у него только с подлостью и бессердечностью. Варенька остается только лишь воспоминанием. Увиденное убило все мечты молодого дворянина и заставило осмотреться вокруг, и переосмыслить весь мир, в котором он живет.

    Толстой написал этот рассказ по реальным событиям, которые произошли с его братом, примерно за пятьдесят лет до написания самого творения. И герой рассказа переосмыслил всю свою жизнь, как собственно и брат Льва Николаевича, пересмотрел и понял, что не смог бы жить, любить, дышать около такого варвара, каким оказался полковник.

    / / / Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу Толстого «После бала»)

    Главным действующим лицом рассказа Льва Толстого « » является Иван Васильевич. В доказательство своей теории о том, что на выбор человека влияет исключительно случай, он рассказал одну историю из своей жизни.

    Дело было в то время, когда Иван Васильевич был еще юным и довольно привлекательным молодым человеком. Учился главный герой в одном из провинциальных университетов. И как все студенты был веселым, беззаботным, бойким малым. Жил в свое удовольствие, развлекался с барышнями и «чудил» с друзьями. Но самой большой страстью Ивана Васильевича были светские вечера и пышные балы, ведь был он отличным танцором, да и внешность легко позволяла очаровывать барышень. На одном из таких балов и произошла эта история.

    Давал этот светский вечер один «добродушный старичок». Он был военным в звании полковника. Вечер действительно был волшебным: приятная музыка, вкусные угощения, улыбчивые лица. Все располагало к веселью и хорошему настроению. В то время Иван Васильевич испытывал пылкие чувства к Вареньке Б.. Девушка была по истине прекрасна. Ее внешность и царственные манеры так и притягивали взгляды окружающих. А подчеркивало все это великолепие милая улыбка девушки.

    Весь вечер Иван Васильевич был увлечен только Варенькой. Они перетанцевали все танцы: от кадрили до вальса. Главный герой был по-настоящему счастлив. Чувства Ивана Васильевича усилились во сто крат, когда он увидел, как Варенька танцует со своим отцом. С той минуты Иван Васильевич еще больше стал уважать отца девушки, ведь он все готов был отдать ради счастья своего ребенка. Главный герой был окрылен своими чувствами. Он был готов обнять и расцеловать весь мир.

    Таким образом, на балу мы видим Ивана Васильевича, как человека, который испытывает настоящие чувства. Его эмоции не были поддельны, он был по-настоящему счастлив.

    Окрыленный своим счастьем, Иван Васильевич возвращается после бала домой. В его голове прокручиваются сцены бала, он вспоминает милую улыбку Вареньки и ее незабываемый танец с отцом. Так и не смог заснуть, Иван Васильевич отправляется на прогулку. Он просто шел по улицам города. Казалось, что главному герою еще слышатся ритмы танца, он представлял себя на балу. И все, что окружало Ивана Васильевича, разделяло его прекрасное настроение.

    Как вдруг пронзительная и жестокая музыка словно разбудила главного героя. Он очутился возле дома Вареньки. Перед глазами Ивана Васильевича открылась ужасная картина. Через строй солдат вели привязанного к двум ружьям татарина. Это был дезертир. Каждый солдат, мимо которого проходил несчастный, бил его палкой по спине. Командовал солдатами отец Вареньки.

    Ивану Васильевичу стало тошно смотреть на эту картину. Он не мог вынести страданий несчастного татарина. Его изувеченное тело уже не было похоже на человеческое тело. Главный герой поторопился уйти домой, а в его голову врезались мольбы несчастного о помиловании. Грусть и тоска наполнила душу Ивана Васильевича. Увиденное, еще долго не давало заснуть главному герою.

    После этого случая Иван Васильевич решил переосмыслить свою жизнь. Главный герой решил не связывать свою жизнь с военной службой. Он не хотел оказаться на месте несчастного татарина. Отношение к отцу Вареньки изменилось и стало вызывать отвращение. Позже чувства к самой девушке также остыли.

    После бала Иван Васильевич словно повзрослел. У него проснулось чувство жалости и совести, ответственности и человечности.

    Проблематика чувств и разума красной нитью проходит сквозь творчество Льва Николаевича толстого. Эти вопросы подняты в таких его произведениях, как Война и мир, После бала, Люцерн и т.д.

    Тема разума и чувств в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

    Каждый из нас не идеален. У каждого есть свои слабости и недостатки, поэтому умение прислушиваться к собственному разуму, прощать или просить прощение — важные качества, которые могут помочь сохранить мир в отношениях с близкими, друзьями и просто с чужими людьми. Ведь это признак сильной личности — уметь преодолевать свой гнев и быть способным признавать свои ошибки.
    К сожалению, даже такой сильный и благородный человек, как князь Андрей Болконский, не смог простить Наташу Ростову, чья юная душа рвалась навстречу чувствам и ошиблась в выборе.
    Холод и эгоизм звучит в словах Болконского, сказанных Пьеру: «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить, я не могу». Этот пример доказывает, что даже человек высоких нравственных идеалов не всегда способен совладать с чувством обиды и простить вопреки своему разуму.

    Тема разума и чувств в рассказе Л.Н. Толстой «После бала»

    Рассказ трагичен, он построен на контрасте описаний воздушных, нежных переживаний и чувств героя и реальностью образов и событий.
    Герой видит, как отец его любимой Вареньки руководит избиением солдата. И эта жестокая бесчеловечная и кровавая сцена переворачивает его душу, уничтожает в нём даже тень былых чувств, даже намёк на них.

    Л. Н. Толстой «Альберт»

    Писатель показывает в рассказе главного героя, гениального музыканта, во время игры которого заворожённые зрители переживают прекрасные, добрые чувства, попадая в мир добра и света. Их души наполняются теплом, они обретают давно утраченную ими способность быть счастливыми.
    Музыка Альберта переносила людей в иной, забытый ими удивительный мир добра. Автор показывает читателю, как, открывая мир мечты, искусство очищает человека, изменяет его душу и разум, обогащая великими духовными ценностями его сознание.
    Мотивы идеалистического восприятия искусства разбиваются о реальность. Однако даже измученный жизнью Делесов под влиянием чарующих звуков скрипки вновь почувствовал себя молодым, полным сил и надежд. Вслед за героями читатель погружается в прекрасный мир мечты, в котором нет зла, ненависти, зависти и страданий.

    Тема разума и чувств в рассказе Л.Н. Толстого «Люцерн»

    Что первично в человеке: разум или чувство? В рассказе поднимается проблема влияния музыки на душу человека, на его чувства, а также проблема человеческого самодовольства, чванства, жадности и способности обидеть ни за что, вопреки здравому разуму. Писатель показывает странствующего нищего певца. Перед отелем, в котором останавливались только богатые, он играет на гитаре и поёт.
    В этом эпизоде автор отразил общее внутреннее волнение, чувство наслаждения музыкой и показал внутренний свет, который озарил собравшихся людей. Однако контрастом для этих эмоций становится сцена, когда после уличного концерта странствующий певец попросил у слушателей награду за доставленное удовольствие и ни один человек не дал ему ничего, многие даже смеялись над ним.
    Писатель возмущён людской неблагодарностью, для Толстого обидеть человека было равнозначно преступлению. Этот маленький эпизод смог убедить читателя не только быть добрее и благодарнее, но помог осознать всю глубину чувств, которыми может одарить искусство, музыка, творчество и талант.

    Лекция, реферат. Тема разума и чувств в творчестве Л.Н Толстого - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!