Написать сообщение о скрипке. Скрипка — музыкальный инструмент — история, фото, видео

Среди часто задаваемых скрипичному мастеру вопросов хотелось бы отметить не совсем обычную на первый взгляд просьбу настроить скрипку. Чаще всего с этой проблемой сталкиваются родители юных музыкантов и взрослые скрипачи-любители. Скрипка расстраивается по разным, в основном естественным, причинам и строй нужно постоянно контролировать. То, что скрипку, альт, виолончель и контрабас необходимо периодически подстраивать является нормой.

Начнем с того, что каждый скрипач должен уметь настраивать свой инструмент самостоятельно. Для этого необходимо обладать определенными знаниями и опытом, которые обычно приобретаются и закрепляются в процессе обучения у профессионального педагога.

И, конечно же, сам инструмент должен быть в порядке. Правильный выбор скрипки, хороший футляр, должный уход и бережное обращение помогут вашему инструменту дольше держать строй.

Как известно на скрипке четыре струны: Ми, Ля, Ре и Соль. Первая струна Ми, она самая тонкая и высокая по настройке, ее еще называют квинта. Четвертая струна Соль - наоборот, самая толстая, музыканты называют ее «басок». Скрипку начинают настраивать со струны Ля (вторая после Ми). Рекомендуемый динамический оттенок при проведении смычка по струне во время настройки скрипки piano(тихо). Если музыкант не обладает природным или выработанным в процессе упорных занятий абсолютным слухом понадобится эталон, с которым нужно будет сверить звучание и откорректировать высоту настраиваемой струны. Эталон и струна должны звучать абсолютно в унисон (одинаково, сливаться без биения). В роли такого эталона высоты звука может выступить камертон или тюнер.


Традиционный камертон это специальная металлическая вилочка, которая при механическом воздействии (ударе) издает звук определенной высоты. Камертон был изобретен в 1711 году английским придворным трубачом Джоном Шором. Звук, который издавал камертон было решено присвоить ноте Ля. Старинное Ля было значительно ниже современного. В наше время звук соответствующий 440 Гц принято считать нотой Ля первой октавы. Под него обычно и настраивают скрипку.

Тюнер представляет собой отдельное устройство или компьютерную программу, облегчающую настройку скрипки или другого струнно-смычкового инструмента. При игре в оркестре всю струнно смычковую группу настраивают под гобой. Если скрипачу предстоит выступать или репетировать в сопровождении фортепиано, инструмент настраивают под фортепиано. Так же под фортепиано или рояль подстраивается весь оркестр, если в исполняемом произведении есть солирующая или аккомпанирующая партия фортепиано.

По понятным причинам начинающему скрипачу, будь то ребенок или взрослый, самостоятельно настроить скрипку не просто. Ученику детской музыкальной школы инструмент обычно настраивает преподаватель на уроке и при идеальных условиях скрипка должна держать строй до следующего занятия. Под идеальными условиями подразумевается в первую очередь качество самого инструмента. Скрипка должна быть изготовлена по определенным правилам и из выдержанного дерева. Струнно смычковые инструменты, изготовленные кустарями-любителями, далеко не всегда нормально держат строй из за ошибок в конструкции и неоправданной экономии на материалах. То же можно сказать о старых и новых скрипках массового производства низкого качества.

В значительной степени на стабильность строя скрипки влияет относительная влажность помещения и температура воздуха. Скачки влажности и температуры отрицательно сказываются на инструменте в целом и, как следствие, скрипку нужно чаще настраивать. При включении центрального отопления в осеннее-зимний период влажность в помещении падает, колки перестают нормально держаться и могут резко выскочить. В период высокой влажности часто бывает, что колки невозможно провернуть и соответственно настроить скрипку. Пагубное влияние изменений погоды и климата на инструмент и его способность держать строй очевидно, поэтому не стоит играть на инструменте, который вам дорог на открытом воздухе.

На то, как скрипка держит строй, в основном влияет качество колков и их подгонка, струны, петля на подгрифнике, металл из которого сделаны машинки. В особых случаях инструмент может постоянно расстраиваться из за более серьезных повреждений конструкции (что то отклеилось или сломалось). Это повод обратиться к скрипичному мастеру и чем скорей, тем лучше.

Пластмассовые колки на ученических скрипках и виолончелях не дают нужного результата и инструменты постоянно расстраиваются. Качественные колки изготавливаются исключительно из твердых пород дерева. Самыми традиционными материалами для колков считается черное дерево, палисандр и самшит. На скрипках мастеров советского периода часто встречаются колки, изготовленные из груши, но, как правило, они недолговечные и подлежат замене.

Подгонять колки должен профессиональный скрипичный мастер с помощью специальных инструментов. Даже самостоятельно купить в магазине колок на замену сломавшегося для неопытного человека может стать проблемой. Необходимо взять с собой скрипку для того, чтобы примерить. Стандарты размера и конусности колковых отверстий иногда могут соблюдаться в рамках одной фабрики, но далеко не всегда. Что уже говорить о старинных инструментах… Везде нужна разная толщина колков, даже на одной скрипке иногда приходиться делать колки разной толщины по тем или иным причинам. Поэтому покупать вслепую колки без консультации со скрипичным мастером крайне не рекомендуется. Лучше купить более толстый колок, чем тонкий. Тонкий колок придется вернуть в магазин. В противном случае вы будете вынуждены платить мастеру двойную цену за установку пробки на место слишком широкого отверстия с дальнейшим прорезанием в этой пробке конусообразной дырки нужного диаметра под не правильно выбранный колок. Не точно припасованные колки могут не только испортить настроение скрипачу из за невозможности настроить инструмент, но и расколоть колковую коробку, а затем и всю головку скрипки. Скрипящие с трудом вращающиеся колки считаются признаком не внимательного отношения к инструменту со стороны музыканта.

Установка машинок для точной настройки или подгрифника со встроенными машинками значительно облегчает процесс настройки струнно смычкового инструмента. Взрослые скрипачи и струнники стараются ставить только две машинки (на Ми и Ля), а в идеале только одну на Ми. При условии хорошего состояния колков в борьбе за качество звука это оправдано. Для новичков рекомендуется установка машинок на все четыре струны для того, чтобы не тратить драгоценное время урока на настройку скрипки не всегда хорошо работающими колками. Так же существуют специальные подгрифники со встроенными машинками. Что лучше: отдельно стоящие машинки или подгрифник со встроенными? Для инструментов ученического уровня нет особой разницы, но в каждом конкретном случае могут возникнуть нюансы. Лучше всего доверить этот вопрос скрипичному мастеру, а каждому играющему на скрипке или альте музыканту рекомендуется постоянно контролировать нижний рычажок машинки, который находится под подгрифником. При слишком сильном вкручивании машинки рычажок может врезаться в верхнюю деку и, при даже незначительном ударе или нажатии на подгрифник, на верхней деке может образоваться трещина.

Так же необходимо принять к сведению, что на стабильность строя скрипки в значительной мере влияет выбор и износ струн. Струны на жильной основе наиболее чувствительны к изменениям температуры, влажности. Сам процесс игры на жильных струнах приводит к тому, что они растягиваются и инструмент расстраивается. Растянутые и сильно изношенные струны приводят к тому, что инструмент не держит строй и даже если удается относительно чисто настроить открытые струны по квинтам, остальные ноты и интервалы не строят. Самыми стойкими для удержания строя считаются струны на металлической основе. Менять струны лучше аккордом (все четыре). Если в аккорде, который уже простоял на скрипке значительное время, порвалась одна струна и ее заменили на новую, скорей всего с остальными струнами она строить не будет. Прием игры щипком Pizzicato может понизить настройку струны, на которой его исполняют. То же можно сказать о силовой и эмоциональной манере игры, это может влиять на то, как инструмент держит строй. Но это уже касается более опытных музыкантов, для которых подстроить скрипку не составляет большого труда.

Скрипка – один из самых популярных и совершенных смычковых струнных инструментов. Невозможно переоценить значение, которое оказал этот инструмент на музыку. Удивительной красоты звучание, богатство исполнительских возможностей, теплый, струящийся тембр позволил ей занять в симфонических оркестрах одно из лидирующих мест. Она широко используется в народной, этнической, сольной музыкальной практике. Недаром этот великолепный музыкальный инструмент удостоился эпитетов «королева оркестра», «царица музыки».

Происхождение скрипки

Современный, знакомый для всех вид, скрипка обрела в начале XVI века. Своим появлением она обязана множеству этнических инструментов, каждый из которых оказал на нее некоторое влияние. История смычковых насчитывает более двух тысяч лет. О том, где зародился этот инструмент, ученые не пришли к единому выводу и сейчас. Высказываются предположения, что смычковые появились впервые в Индии, а затем распространились в арабских странах.

Эволюция музыкальных инструментов породила большое количество разнообразных смычковых. Предшественниками виолы и, соответственно, скрипки можно считать двое из них: испанскую фидель, а также пришедший с востока ребек.

У ребека было три струны и округлый, грушевидный корпус. В Западную Европу ребек попал из Азии, где получил широкое распространение в X-XII веке. Популярность ребека завоевала ему место и на ярмарках, и во дворцах, и в церкви.
Фидель – смычковый инструмент (в форме гитары) известный в Западной Европе с IX века. В X-XV веках он широко использовался менестрелями. Эти инструменты и стали предшественниками виолы, которая постоянно упоминается в балладах и поэмах средних веков. Играли на виоле стоя. Инструмент удерживали на коленях, позднее – на плечах. Этот вид игры способствовал появлению скрипки. Виола стала популярна в разных слоях общества. Хотя, с появлением скрипки, она стала считаться инструментом привилегированных сословий. Скрипка же, стала инструментом простонародья.

Современная скрипка

Теперь уже трудно понять, когда произошло окончательное формирование инструмента, который сейчас называют «скрипкой». Однако можно с уверенностью заявить, что талант великих мастеров Италии семнадцатого века довел строение этого музыкального инструмента до совершенства. Добившись идеальной формы, выполненной из лучших материалов, они достигли глубокого, нежного, многогранного звучания. Навсегда оставшиеся в истории, знаменитые мастера Николо Амати, и его ученики Джузеппе Гварнери и Антонио Страдивари создали инструмент, способный передать всю полноту человеческих чувств.

В это период скрипка начинает лидировать в оркестре. Она получает сольные партии. Появляются произведения, созданные специально для скрипки, и мастера виртуозной игры. Широкий диапазон и уникальный звук стали источником написания множества непревзойденных музыкальных шедевров. Величайшие композиторы создавали произведения, солирующая роль в которых отводилась скрипке. Появились превосходные школы скрипичной игры. Благодаря виртуозной игре великих скрипачей, скрипка заняла свое место в мире музыке.

Развитие музыки не стоит на месте. С возникновением новых направлений и стилей, часть музыкальных инструментов оказалась менее востребованной. Но не скрипка. Скрипка не стала принадлежностью только классической музыки. Ее прекрасное звучание украсило кантри, джаз и рок-н-ролл. Многие музыканты от поп-звезд, до исполнителей рока используют для создания своих композиций этот великолепный инструмент.

История этого волшебного инструмента насчитывает более пятисот лет. На протяжении всех этих столетий неповторимый, живой «голос» скрипки завоевывал сердца людей. Несомненно, и дальше звучание этого прекрасного инструмента продолжит радовать благодарных слушателей.

Любители классической музыки по достоинству оценивают звучание каждого инструмента, особенно скрипки. Звуки, извлекаемые смычком из струн, затрагивают за живое, передают букет эмоций, который композитор хотел донести до слушателя. Некоторые хотели бы научиться играть на этом инструменте, а другим просто интересно, как он устроен, сколько струн у скрипки, как называется каждая из них.

Строение

Скрипка состоит из корпуса и грифа, вдоль которого натянуты струны. Две плоскости, называемые деками, соединяются обечайками, составляя основу инструмента округлой формы. Внутри устанавливается душка, передающая по всему корпусу. От конструкции зависит звучание, живость и полнота тембра. Более привычны классические инструменты из дерева, но встречаются и электрические, звук в которых выходит из колонок. Знаете ли вы, сколько струн у скрипки? Ответ прост - всего четыре, причем изготавливаться они могут из разных материалов, жил, шелка или металла.

Название струн

Каждая из них имеет свое наименование и настроена на определенный тон. Так, первая слева струна издает самый низкий звук - соль малой октавы. Обычно она жильная, обвитая серебряной канителью. Следующие две струны мало отличаются по толщине, так как находятся в первой октаве - это ноты ре и ля. Но вторая поверх жил обвита алюминиевой канителью, а третья - сплошная кишечная или вытянутая из специального сплава. Крайняя справа струна наиболее тонкая из всех, она настроена на звук ми второй октавы и сделана из сплошного металла.

Итак, теперь вы знаете, сколько струн у скрипки, как они называются и из чего состоят. Хотя иногда можно встретить пятиструнные модели, имеющие дополнительную струну. Она издает звук до малой октавы.

Скрипки Страдивари

Знаменитый мастер изготавливал не только скрипки, но и виолончели, и контрабасы. Именно он довел инструмент до совершенства как по форме, так и по звучанию. За 80 лет творчества он создал около 1100 музыкальных инструментов, из которых сохранилось примерно 650. Некоторые из них можно приобрести в личное пользование или как музейный экспонат. Сколько струн у Столько же, сколько и у фабричной модели - четыре. Мастер придал инструменту именно ту форму, в которой мы встречаем его в современной жизни.

Надеемся, что вопрос о том, сколько струн у скрипки, больше не поставит вас в тупик. Наслаждайтесь звуками прекрасной музыки!

Сначала несколько мыслей об истории самого музыкального инструмента. Скрипка в том виде, в каком известна сегодня, появилась в XVI веке. Ближайшим родственником современной скрипки принято считать виолу. Причем от неё скрипка унаследовала не только внешнее сходство, но и некоторые приёмы игры.

Самая известная школа скрипичных мастеров – это школа итальянского мастера Страдивари. Секрет чудесного звучания его скрипок не раскрыт до сих пор. Считают, что причина в лаке его собственного приготовления.

Самые знаменитые скрипачи – тоже итальянцы. Возможно, вам уже знакомы их имена – Корелли, Тартини, Вивальди, Паганини и т.д.

Некоторые особенности устройства скрипки

У скрипки 4 струны: соль-ре-ля-ми

Скрипку часто одушевляют, сравнивая её звучание с пением человека. Помимо этого поэтического сравнения, и внешне инструмент своими очертаниями напоминает женскую фигуру, а названия отдельных частей скрипки перекликаются с названиями человеческого тела. У скрипки есть головка, к которой крепятся колки, шейка с грифом из черного дерева и корпус.

Корпус состоит из двух дек (они изготовлены из разных пород дерева – верхняя – из клёна, а нижняя – из сосны), соединённых между собой обечайкой. На верхней деке есть фигурные прорези в форме буквы f – эфы, а внутри между деками установлена дужка – это всё резонаторы звука.

Эфы на скрипке – вырезы в форме буквы f

Смычок представляет собой трость с натянутым на неё конским волосом (сейчас активно используется и синтетический волос). Трость изготавливается преимущественно из дерева и имеет изогнутую форму. На ней расположена колодка, которая отвечает за натяжение волоса. Степень натяжения скрипач определяет сам по ситуации. Хранится смычок в футляре только со спущенным волосом.

Как играют на скрипке?

Кроме самого инструмента и смычка скрипачу нужен подбородник и мостик. Подбородник закрепляется на верхней части деки и на него кладется, как понятно из его названия, подбородок, а мостик устанавливается на нижнюю часть деки, чтобы скрипку было удобнее держать на плече. Всё это регулируется так, чтобы музыканту было удобно.

В игре на скрипке задействованы обе руки. Они тесно взаимосвязаны между собой – одной рукой вы не сможете воспроизвести на скрипке даже простенькую мелодию. Каждая рука выполняет свою функцию – левая, которая держит скрипку, отвечает за высоту звуков, правая со смычком – за их звукоизвлечение.

В левой руке участвуют в игре четыре пальца, которые перемещаются по грифу из позиции в позицию. Пальцы ставятся на струну округло, серединой подушечки. – это инструмент без фиксированной высоты звука – на ней нет ладов, как на гитаре или клавиш, как на пианино, на которые нажал и получил звук определённой высоты. Поэтому высота звука на скрипке определяется на , а переходы из позиции в позицию нарабатываются многочасовыми тренировками.

Правая рука отвечает за движение смычка по струнам – от того, как ведётся смычок, зависит красота звука. Ровное ведение смычка вниз и вверх – это штрих деташе. На скрипке можно играть и без смычка – щипком (этот приём получил название пиццикато).

Вот как держат скрипку при игре

Учебная программа по классу скрипки в занимает семь лет, но если говорить честно, начав играть на скрипке, продолжаешь этому учиться всю свою жизнь. Даже маститые музыканты не стесняются признаться в этом.

Однако это не значит, что на скрипке так уж невозможно научиться играть. Дело в том, что долгое время и до сих пор в некоторых культурах скрипка была и остаётся . Как известно, народными инструменты становятся благодаря своей доступности. А теперь – немножечко чудной музыки!

Ф. Крейслер Вальс “Муки любви”

Интересный факт . Моцарт научился играть на скрипке в 4 года. Сам, по слуху. Никто ему не поверил, пока малыш не продемонстрировал свои умения и не поверг этим взрослых в шок! Так что, если уж 4-хлетний ребёнок справился с игрой на этом волшебном инструменте, то вам, дорогие читатели, сам бог велел взяться за смычок!

Скрипка - наиболее распространенный смычковый , пользующийся невероятной популярностью еще с XVI века в качестве сольного и аккомпанирующего инструмента в составе оркестра. Скрипку также называют «королевой оркестра».

Происхождение скрипки

Споры о том, когда и где появился этот легендарный музыкальный инструмент, не стихают и по сей день. Некоторые историки предполагают, что смычок появился в Индии, откуда попал к арабам и персам, а от них уже перешел в Европу. В ходе музыкальной эволюции было много различных версий смычковых инструментов, повлиявших на современный вид скрипки. Среди них можно выделить арабский ребаб, германскую роту и испанскую фидель, появление на свет которых произошло в XIII-XV веках. Именно эти инструменты стали прародителями двух главных смычковых - виолы и скрипки. Виола появилась раньше, она была разных размеров, играли на ней стоя, держа на коленях, а позже - на плечах. Такой вид игры на виоле и привел к появлению скрипки.


Ребаб

Некоторые источники указывают на происхождение скрипки от польского инструмента скрипица или от российской скрипели, появление которых относится к XV веку. Долгое время скрипка считалась простонародным инструментом и не звучала сольно. На ней играли бродячие музыканты, а основным местом ее звучания были трактиры и кабаки.

Преображение скрипки

В XVI веке за изготовление скрипок берутся итальянские мастера, занимавшиеся производством виол и лютней. Они облекли инструмент в идеальную форму и наполнили лучшими материалами. Первым мастером, изготовившим первую современную скрипку, считается Гаспаро Бертолотти. Основной вклад в преобразование и изготовление итальянских скрипок все же осуществило семейство Амати. Они сделали тембр звучания скрипки более глубоким и нежным, а характер звучания - более многогранным. Главную задачу, которую поставили перед собой мастера, они выполнили превосходно - скрипка, как и голос человека, должна была в точности передавать эмоции и чувства через музыку. Чуть позже, там же в Италии, над усовершенствованием звучания скрипки работали всемирно известные мастера Гварнери и Страдивари, чьи инструменты на сегодняшний день оцениваются в целые состояния.


Страдивари

В XVII веке скрипка становится сольным участником оркестрового состава. В современном оркестре насчитывает около 30% скрипачей от общего числа музыкантов. Диапазон и красота звучания музыкального инструмента настолько широки, что для скрипки пишутся произведения всех жанров музыки. Великие композиторы мира писали множество непревзойденных шедевров, где главным солирующим инструментом была скрипка. Первое произведение для скрипки было написано в 1620 году композитором Марини и называлось «Romanesca per violino solo е basso».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!