Литературные реминисценции. Теория литературы

Психика человека очень сложна по своей структуре. До сих пор многие явления не поддаются точному объяснению. Приходится выдвигать предположения и теории, чтобы хоть как-то затронуть явление, которое пока непонятно, но явно проявляется у человека. Так же происходит с таким явлением, как реминисценция, понятие и примеры которой будут рассмотрены в интернет-журнале сайт.

Как возникают воспоминания? Если говорить простым языком, то человек на что-то обращает свое внимание, после чего сознательно запоминает то, что увидел, услышал, сказал, сделал и пр. Однако человек не может абсолютно на все обращать внимание. К примеру, пока вы стоите на остановке и высматриваете номера маршруток, чтобы словить ту, которая вам нужна, в это же время мимо вас проходят люди, проезжают другие автомобили, дует ветер, пролетают птички, люди о чем-то говорят и пр. Вокруг вас происходит много событий, однако обращаете внимание вы лишь на то, что вас интересует в данную секунду времени.

Кажется, что человек не запоминает всего, на что он не обратил внимания. Ученые опровергают данную идею. Реминисценция – это как раз и есть те воспоминания, которые мозг запечатлил, хотя сам человек не обратил на них внимания.

Поскольку воспоминания – это образы из прошлого, которые имеют четкую картину и тематику, то и при реминисценции воспоминания являются четкими и ясными. Только они являются непонятными человеку, поскольку он их не запоминал осознанно, не обращал на них внимания, когда эти события происходили в его жизни.

По мнению психологов, мозг запоминает абсолютно все, что с человеком происходит как внутри, так и снаружи. Человек может не обратить на что-то внимания, однако если его глаза увидели или уши услышали, тогда это обязательно запомнится и отложится в подсознании, откуда воспоминания и будут возникать в будущем.

Что такое реминисценция?

Далеко неизученным остается явление реминисценции, поскольку невозможно пока логически понять, как возникают воспоминания, которые человек не запоминал. Под реминисценцией понимаются воспоминания, которые человек воспроизводит без их повторения спустя несколько дней или даже лет после их запоминания. Причем данные воспоминания являются очень четкими и логически построенными. Несомненно, такие воспоминания вызывают эмоции у человека, который даже и не подозревал об их наличии.

Реминисценция – это воспроизведение информации спустя какое-то время после его восприятия, что происходило неосознанно, без повторений и намеренного участия человека.

Данное понятие было описано в 1907 году сербским ученым Урбанчичем, который наблюдал за тем, как люди воспроизводят вербальный, невербальный и сенсомоторный материал. Ученые отмечают данный феномен у детей дошкольного и школьного возраста. Именно они могут воспроизводить материал через несколько лет после его восприятия, когда это происходило единожды, без заучивания.

Феноменом реминисценции было заинтересовано много психологов. Каждый пытался описать данное явление, стараясь объяснить механизм его возникновения. Однако пока это никому не удалось сделать. Просто человек совершает автоматически действия или воспроизводит материал, что происходит не по его воле, а неосознанно.

Реминисценция проявляется так часто, насколько интересным для человека является материал. К примеру, логические цепочки чаще воспроизводятся, нежели бессвязный материал, а то, что человеку интересно, может всплыть в голове уже через несколько месяцев после его восприятия.

На воспроизведение влияет множество факторов. К примеру, если человек недостаточно овладевает материалом, тогда он не воспроизводится.

  1. Если материал воспроизводится сразу после его заучивания, тогда индивид опирается на ассоциации.
  2. Если информация воспроизводится спустя какое-то время после получения, тогда основывается на логических связях.

Реминисценция часто проявляется у детей, поскольку в ее основе лежит неосмысленное восприятие информации. Так происходит, когда студент заучивает материал, но не понимает его, либо когда ученик учит стихотворение без его понимания, эмоционального восприятия. Как только зачет будет сдан или стихотворение услышит учитель, информация сотрется с сознательной части памяти.

Таким образом, реминисценцией является восприятие материала без его понимания. Идет просто заучивание путем его повторения много раз, чтобы потом забыть (информация уйдет в подсознание), как только он будет использован или длительное время не будет использоваться. Воспроизведение данного материала спустя какое-то время будет реминисценцией, когда человек внезапно вспомнит то, что забыл, и этому будут способствовать благоприятные условия внешней среды.

Реминисценция является внезапным воспоминанием. Человек его не помнит. Человек не участвует в процессе его воспоминания, то есть он даже не догадывается об его наличии. Однако во внешней среде возникают определенные условия, которые помогают вытащить из бессознательного некую информацию. Так происходило с каждым. К примеру:

  • Кто-то мог вспомнить слова песни.
  • Кто-то мог вспомнить события, которые предшествовали потере памяти.
  • Кто-то вдруг вспоминал материал, который был рассказан учителем в школе.

Человек не пытается вспомнить что-то. Реминисценция – это воспоминания, которые возникают внезапно и неожиданно для самого человека, а он о них забыл или даже не знал, что ими обладает.

В психиатрии под реминисценцией понимаются навязчивые образы, воспоминания, которые часто отображаются в кошмарных снах.

Отклонением от реально забытых воспоминаний является вид парамнезии – псевдореминисценция. Это когда в памяти искажаются события прошлого, неверно локализуются во времени из-за негативных эмоций, которые возникли в момент их запоминания.

Реминисценция в психологии

Реминисценция является нормальным явлением, поскольку относится к свойствам памяти. Как уже говорилось, оно часто возникает в детском возрасте и относится к тому материалу, который имеет ярко насыщенные эмоции и логические связи. Тогда они легко воспроизводятся в будущем, даже если человек о них забыл либо не знал об их наличии.

Реминисценция часто возникает в ситуациях:

  • Когда проходит утомление. В период утомленности человек запоминает материал, однако не может его воспроизвести, поскольку не понимает. Уже после прохождения утомления возможно понимание информации.
  • Когда отсутствует наслоение материала. Если человек находится в ситуации восприятия большого количества материала, тогда он многое забывает. Однако в момент отсутствия получения новой информации материал может всплыть из подсознания.

Ученые говорят о том, что мозг постоянно повторяет имеющуюся информацию. Вот почему происходит реминисценция, даже если информация не заучивалась специально.

Говоря о патологических состояниях, когда реминисценция является навязчивыми образами из прошлого, психологи говорят об явлении как о психотравмирующем событии. Если человек попадет в аналогичную травмирующую ситуацию, тогда негативные эмоции приведут к воспоминаниям – реминисценция.

Другими причинами, вызывающими реминисценцию, являются:

  1. Панические состояния.
  2. Интоксикация.
  3. Иррациональные страхи.
  4. Патологии головного мозга с нарушением функций памяти.
  5. Черепно-мозговые травмы.

Внешние факторы, которые толкают человека на внезапные воспоминания, называются аллюзией. Они являются намеком, подсказкой, которая толкает на нужную мысль. Аллюзия является внешним стимулом, который провоцирует реминисценцию.

Лечение реминисценции

Занимаются ли специалисты лечением реминисценции? Поскольку данное явление полностью не изучено, то и лечить его достаточно проблематично. Нормальным состоянием является реминисценция, которая не вызывает навязчивых состояний. Она не требует ни лечения медикаментами, ни консультаций у психиатра.

Большее волнение вызывает отсутствие реминисценции у человека, что, по мнению психиатров, может указывать на нарушение функций памяти или патологии в головном мозгу. Также это может указывать на развитие старческой деменции.

Медикаментозное лечение заключается в устранении тех причин, которые вызвали патологическую реминисценцию, и симптомов, которые проявляются при этом:

  • Седативные препараты назначаются для нормализации сна.
  • Повышенную тревожность и панические состояния устраняются нейролептиками и успокаивающими лекарствами.
  • Антидепрессанты помогают устранить депрессию, которая вызывает соответствующие навязчивые воспоминания.

Медикаментозное лечение проходит параллельно с психокоррекцией. Здесь помогает выявление глубинных проблем и гипноз, нацеленный на изменение негативных воспоминаний на позитивные.

Проводится индивидуальное консультирование, которое способствует устранению страхов, паники и тревоги, а также на вытеснение воспоминаний, которые вызывают дискомфорт при своем появлении. При групповой работе используются методы арт-терапии.

Чтобы в будущем не возникли негативные воспоминания, психологи предлагают свою помощь. Человеку полезным станет так называемый дебрифинг, который осуществляется сразу после стрессовой или психотравмирующей ситуации с целью изменения ее восприятия (с негативного на позитивное) и отсутствия вытеснения ее в подсознание, чтобы она не всплывала внезапно.

Если реминисценция проявляется в нормальной форме, тогда ее не следует лечить. Лишь патологические формы реминисценции, принимающие навязчивое состояние, требуют психологической помощи. Самостоятельно с данной проблемой человек не справится, поэтому лучше не медлить с лечением.

К какому итогу приводит реминисценция?

Вполне нормальным явлением для здорового мозга является реминисценция – непроизвольный накат воспоминаний, о которых человек мог и не догадываться. Однако если они являются негативными, эмоционально захлестывающими, навязчивыми, проявляются во снах, тогда речь может идти об отклонениях в психике. Итог зависит от того, какие меры будут предприняты человеком.

Каждый человек хоть раз о чем-то вспоминал, что было уже давно забыто. У всех периодически возникают четкие и яркие воспоминания, которые никогда не воспроизводились человеком осознанно. Данная функция мозга часто проявляется в ситуации, когда человек попадает в обстоятельства, являющиеся триггерами. Они имеют некую логическую связь с теми воспоминаниями, которые вызвали, что может вызвать интерес для психологов и самого человека. Если задаться вопросом, почему возникли эти воспоминания, тогда можно увидеть связь между триггером и реминисценцией.

(в психологии) (от лат. reminiscentia – воспоминание) – воспроизведение давно усвоенного и забытого материала, отсроченное припоминание информации с более поздними наслоениями. Обычно первоначальное воспроизведение, следующее непосредственно за восприятием материала, оказывается менее полным, чем отсроченное, реминисцентное.

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

в психологии - более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным); воспроизведение - спустя некое время после запоминания-того, что при непосредственном восприятии было как бы недоступно. Может наблюдаться при запоминании самого различного вербального и наглядного материала, а также при закреплении навыков сенсомоторных. Особенно часто проявляется при работе с большим объемом логически или предметно связанного материала, оказывающего на человека эмоциональное воздействие. Более выражена в детском возрасте - особенно в возрасте дошкольном и школьном младшем.

Эффект реминисценции может наблюдаться при работе с различным вербальным или наглядным материалом, в качестве коего могут выступать тексты, стихи, списки, картинки, предметы, - особенно если материал является логически связанным, большим по объему и воздействует эмоционально.

Для объяснения явления реминисценции предложен ряд гипотез. Согласно одной из них, утомление во время заучивания материала приводит к ухудшению непосредственного его воспроизведения. Отсрочка позволяет восстановить оптимальное функциональное состояние и так улучшает воспроизведение материала. Другая гипотеза основана на предположении о существовании процессов скрытого повторения материала, продолжающихся после прекращения явного заучивания и приводящих к лучшему воспроизведению после отсрочки. Реминисценцию можно объяснить и тем, что после отсрочки уменьшается интерференция хранящейся в памяти информации. Но пока ни одна из гипотез не может претендовать на полное объяснение всех случаев реминисценции.

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

от лат. reminiscor - припоминаю) - воспроизведение спустя некоторое время после запоминания того, что при непосредственном воспроизведении было недоступно. Этот эффект может наблюдаться при работе с различным вербальным или наглядным материалом, в качестве которого могут выступать тексты, стихи, списки, картинки, предметы, особенно если материал, является логически связанным, большим по объему и имеющим на человека эмоциональное воздействие. Особенно часто наблюдается в дошкольном возрасте и у младших школьников.

Реминисценция

Словообразование. Происходит от лат. reminiscor - припоминаю.

Специфика. Этот эффект может наблюдаться при работе с различным вербальным или наглядным материалом, в качестве которого могут выступать тексты, стихи, списки, картинки, предметы, особенно если материал, является логически связанным, большим по объему и имеющим на человека эмоциональное воздействие. Особенно часто наблюдается в дошкольном возрасте и у младших школьников.

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

1. Общее значение подобно значению термина воспоминание, за исключением того, что часто оно рассматривается как бессознательное восстановление информации, в то время как воспоминание считается результатом мысленных усилий, направленных на извлечение информации из памяти. 2. Хаотичное, последовательное извлечение из памяти информации о некотором более раннем опыте. Подразумевается, что этот процесс является довольно неспешным и приятным. 3. Просто: синоним припоминания (1). В значениях 2 и 3 бессознательный аспект отсутствует. См. забвение, утрата информации из памяти.

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

от лат. reministentia - припоминание, смутное воспоминание) - отсроченное воспроизведение того, что первоначально при непосредственном воспроизведении было временно забыто (не воспроизводилось). В результате происходит частичное или даже общее улучшение отсроченного воспроизведения по сравнению с непосредственным. Р. наблюдается в процессе запоминания самого различного вербального и наглядного материала (тексты, списки, наборы картинок, предметов). Наиболее ярко Р. проявляется при работе с логически связанным материалом, большим по объему и оказывающим эмоциональное воздействие на человека. В у разных людей наблюдаются весьма заметные индивидуальные особенности. Р. наиболее ярко проявляется в детском возрасте.

Итак, реминисценция. Слово это, как вы «слышите», имеет латинские корни и несёт в своей основе значение «воспоминания, припоминания, напоминания», в общем — всего, что связано с нашей памятью, а точнее действиями, ей производимыми.

Под реминисценцией обычно понимаются присутствующие в художественных текстах отсылки к предшествующим культурно-историческим фактам, произведениям и их авторам.

Конкретный пример

Допустим, читаем мы с вами Жорж Санд и встречаемся со следующим описанием героини: «Это безупречная мраморная Галатея с небесным взглядом Тассо и с горькою улыбкою Алигьери. Это непринуждённая и рыцарственная поза юных героев Шекспира: это поэтический любовник Ромео, это бледный аскет, это духовидец Гамлет; это Джульетта, полумёртвая Джульетта, которая прячет на груди своей яд и воспоминание о разбитой любви».

Почти все из вас знакомы с Шекспиром (читали, смотрели, слышали от тех, кто читал, смотрел) — так что вы без особого труда представите себе его принца Гамлета и юных влюблённых, Ромео и Джульетту. Многие наверняка знают, кто такая Галатея. Кто-то с лёгкостью вспомнит не только имя автора знаменитой «Божественной комедии», но и его облик. Некоторые, быть может, знакомы и с Торквато Тассо, одним из крупнейших итальянских поэтов XVI века. Все перечисленные в этом абзаце имена и являются реминисценциями, но, при одном маленьком условии — что вы их узнали.

Основная функция

Реминисценция только тогда становится реминисценцией, когда начинает выполнять свою главную функцию — функцию напоминания. Читатель, не увидевший в художественном тексте ничего необычного или увидевший, но не получивший ни малейшего представления, о чём автор ведёт свою речь, пройдёт мимо этого своеобразного художественного средства. Вот уж где уместно будет сказать: «Чем больше знаком с предшествующей культурой, тем лучше постигаешь последующую». Современная культура постмодернизма, кстати говоря, практически полностью строится на реминисценциях, превращая привычный нам художественный текст в интертекст, текст, сотканный из образцов предшествующей и окружающей культуры.

Какие они бывают?

Самые разные, но, как показывает мой личный опыт знакомства с этой темой, чаще всего писатели любят обращаться к себе подобным, реже — к произведениям и авторам, представляющим другие (не литературные) виды искусства.

Форма реминисценций также различна. Наиболее часто реминисценции вводятся в текст путём упоминания того или иного героя, произведения, его эпизода, автора произведения и т. д. , и т. п. , как это было показано выше. Реже мы имеем дело с цитированием.

Характер реминисценций зависит от их художественной функции в тексте. Автор может, как объективно описывать первоисточник (например, если реминисценция вводится в текст в качестве исторической составляющей), так и выражать своё личное отношение к определённому автору, произведению или факту культуры. Там, где нужно будет высмеять персонажа, реминисценция приобретёт черты пародийности; там, где возвысить — автор будет серьёзен, как никогда.

Как они возникают?

Возможно, кому-то этот вопрос покажется глупым, но — лично я считаю, что он стоит того, чтобы на него ответить.

Сторонникам сознательного творческого процесса я ничего нового не открою — большая часть реминисценций, без сомнения, совершенно осознанно вводится автором в текст, и в этом, как и в использовании любого художественного средства, нет ничего удивительного. Уникальность реминисценций в другом — в их возможной неосознанности, в том, что автор на волне какой-то необыкновенной интуиции совершенно бессознательно вкладывает в текст то, что им когда-то было познано, но забыто. Реминисценция в таком случае будет носить неявный характер, но разгадана может быть любым, в том числе и самим автором.

Реминисценция - это отражение в новой книге отдельных цитат и, конечно же, образов предыдущего известного произведения, чаще всего созданного классиком. Она представляет собой достаточно тонкий и мощный творческий инструмент, воздействующий на память и его не следует путать с плагиатом. Ведь если реминисценция в литературе - творческое эхо, переосмысленное, вносящее новые краски, воздействующее на воображение читателя, то плагиат, присвоение авторства - это, конечно же, воровство. Украинский поэт, классик Котляревский, даже творчески «разделался» с плагиатором г-ном Мацапурой, поместив его в своей «Энеиде» одним из персонажей, третируемых чертями в аду.

Кстати, с реминисценцией мы встречались практически все. Вспомните, как мы, будучи детьми, просили старших «придумать для нас сказку», а потом слушали в вольном изложении истории об Иванушке-Дурачке, Василисе Прекрасной и т. д. (Реминисценция - это также и образы, переходящие из сказки в сказку.) Ее использует и сборник рассказов, соединенный воедино общим главным героем, и подобный ему по композиции сериал. При этом, как вы знаете, более позднее развитие сюжета допускает упоминания из совершенно другой книги, где общий используемый образ уже встречался ранее.

Этот литературный инструмент в особом почете у классиков. Так, Пушкиным и Лермонтовым часто и оригинально использовалась реминисценция. Примеры этому многочисленны. Когда известный литературный критик Василий Андреевич Вяземский написал о начинающем поэте Александре Сергеевиче, что он является «следствием» поэта Жуковского, то сам Пушкин уточнил, что не следствием, а учеником. В своей поэме «Руслан и Людмила» Пушкин в 12-й главе поместил целую мини-пародию на произведение своего старшего друга «Песнь о 12 девах». При этом при всем Вяземский был его другом, а после дуэли - неотлучно, до самого конца находился у постели.

В XVIII веке реминисценция - это мощная платформа творческого сотрудничества. Продолжая рассуждать о реминисценциях классиков, вспомним Лермонтова, который в своей известной поэме «Кавказский пленник» широко использовал этот литературный прием, опираясь на одноименную поэму Пушкина. Данное произведение молодого Михаила Юрьевича Лермонтова можно даже назвать творческим изложением пушкинских строк. Мало того, что по сюжету, ритмике совпадает начало обеих поэм (об отдыхающих вечером в своих аулах черкесах), совпадают и композиционные отрывки. Строка о дальнем пути, ведущем в Россию, - откровенно совпадает. Зачастую лермонтовская реминисценция - это своеобразная творческая мозаика. При более глубоком изучении его поэмы «Черкесы» обнаруживается созвучность с произведениями Пушкина, Байрона, Дмитриева, Козлова. Так можно ли утверждать, что Лермонтов допускал в своем творчестве плагиат? Конечно же, нет! Творческие идеи не должны окостеневать и восприниматься как лицензированные догмы, их следует развивать. Разве «цитатный» поэт не оставляет своего следа в Литературе? Если последующее произведение по своей силе и глубине никак не уступает предшествующему, разве оно - плагиат? К счастью, законы творчества отличны от законов лицензирования бизнеса.

Реминисценции многофункциональны: часто они воспроизводят читателям уже известные для них цитаты и фразы либо преобразовывая их, либо даже оставляя в виде, характерном для первоисточника. В ином случае при помощи реминисценции вдруг в новом произведении всплывают имена персонажей и образы из предшествующих.

Признанным мастером реминисценции является наш современник, классик Виктор Пелевин. Его роман «Чапаев и Пустота» не только «сводит нас» с известными ранее персонажами, героями Фурманова, но рисует совершенно другую сюжетную линию. Появляется главный герой Петр Пустота, поэт-декадент. Действие «раздваивается» между 1919 и 1990 годами. Виктор Пелевин пользуется стилистикой речи Василия Ивановича из романа Дмитрия Андреевича Фурманова «Чапаев». В частности, в его выступлениях перед отправлением на фронт использованы одни и те же фразы и словосочетания «неча смозоливать», «знали на што», «заруку даем». Крайне интересен переосмысленный Пелевиным образ Анки-Пулеметчицы. В современной одновременно загадочно-непостоянная женщина и образованная светская дама. Она виртуозно ведет нить беседы, умело себя преподносит. И это - далеко не единственная книга Виктора Пелевина, в которой фигурирует реминисценция. Другой его роман с более чем лаконичным названием «Т» вообще лихо «крутит образами». Объединенный методологией буддизма, он вводит главным героем Льва Толстого. Далее, как оказывается, образ классика - несамостоятелен. Его, в свою очередь, пишут пять писателей (аналогия с демиургами). «Проглатывая» же роман далее, мы встречаем переосмысленную писателем Оптину Пустынь, ассоциирующуюся с Голгофой. Рассуждения пелевинского графа Толстого, составляющие его внутреннее духовное переосмысление, - очевидная реминисценция с автобиографическими «Записками сумасшедшего».

Актуальна ли реминисценция этап ее развития утверждает: «Еще и как!» Мало того, зачастую он питаем ею, находит в ней живительные силы и идеи, а иногда, как у Виктора Пелевина, превращается в творческий метод.

И творческий характер, этим он отличается от обыкновенного копирования , компиляции или, тем более, плагиата . По той же причине необходимо разграничивать реминисценцию и цитату.

Наиболее ранними реминисценциями следует признать силуэты, пропорции и сюжеты древних наскальных изображений, повторяемые в «зверином стиле » скифов или в творчестве мастеров современной эпохи (живописцы, ювелиры, дизайнеры и др.). Некоторые тотемы , гербы и товарные знаки имеют явную реминисцентную природу. Различают историческую, композиционную, нарочитую и неудачную реминисценцию. Реминисценции могут присутствовать как в самом тексте, изображении или в музыке, так и в названии, подзаголовке или названиях глав рассматриваемого произведения. Реминисцентную природу имеют художественные образы , фамилии некоторых литературных персонажей, отдельные мотивы и стилистические приёмы (смотрите взаимоотношения постимпрессионистов и первооснователей импрессионистской живописи).

Платон

Авторство древнегреческого философского термина следует приписать Платону . Понятие использовалось в платоновском учении о природе человеческой души и учении об идеях. Платон полагал, что для души интуиция служит инструментом сбора информации об ином мире . Данный термин обнаруживается в трёх программных произведениях Платона. В «Меноне » Сократ рассуждает о всеобщей родственности предметов друг другу, благодаря чему можно в буквальном смысле слова всё вспомнить и всё найти. Платоновская концепция, вложенная в уста Сократа, состоит в том, что механизм припоминания (ана́мнес , ана́мнесис , др.-греч. ἀνάμνησις ) открывает доступ к суждениям о причинах. В «Федоне » повторяется догмат о том, что на самом деле знание есть припоминание. В «Федре » Платон постулирует реминисценцию (припоминание) как посвящение в таинства и приближение к духовному совершенству.

Россия

Вместе с тем в русский язык слово входило как бытовой галлицизм и аллюзия . В письме за 1 февраля 1840 года к российскому историку Т. Н. Грановскому философ и поэт Н. В. Станкевич называл «реминисценцией» платонические отношения адресата с Н. В. Во второй половине XIX века слово становится традиционным музыкальным термином. В письме к российскому композитору М. П. Мусоргскому пианист и дирижёр М. А. Балакирев от 10 июня 1863 года давал описание прошедшей оперы через музыкальные «реминисценции».

В современный период в России методологическими проблемами литературной реминисценции занимались М. М. Бахтин , Д. С. Лихачёв , Ю. М. Лотман , А. Голловачева (), А. Архангельский () и П. Бухаркин (). Ряд плодотворных решений найден Лотманом в статье «Тютчев и Данте . К постановке проблемы» ().

Кино

Реминисценцией как методом максимального воздействия на зрителя пользовалась Лени Рифеншталь . Например, в фильме «Триумф воли » кульминация достигалась в кадрах, в которых зрителю сверху было видно море из древков и колыхающихся знамён, но не были видны фигуры знаменосцев. Данные кадры следует рассматривать как реминисценцию известного живописного полотна основателя импрессионизма Клода Моне «Улица Сен-Дени. Праздник 30 июня 1878 года . (Флаги)».

Явные реминисценции из фильма «Триумф воли» часто встречаются в современном мировом документальном кинематографе . Например, в английском фильме "Повелитель «Золотого треугольника», посвящённом сращиванию мятежных армий с торговцами наркотиками на территории азиатского народа Шан : в сценах с юношеской бригадой, утренним войсковым смотром, в эпизоде с торжественным подъёмом флага в армии азиатского наркобарона и при натурных съёмках поющих солдат, армейскими колоннами передвигающихся по горам. Не вступая в открытый конфликт с командующим незаконной армией, авторы фильма обозначают анализируемое общественное явление «большой угрозой западному миру» исключительно благодаря реминисценции как приёму, доступному только зрителю западноевропейской культуры.

Цитата

См. также

Напишите отзыв о статье "Реминисценция"

Литература

  • Реминисценция / Ал. Морозов. // . - М . : Сов. энцикл , 1971. - Т. 6. - С. 254.

Отрывок, характеризующий Реминисценция

– Ну, поди, поди с своим уродом! – сказала мать, притворно сердито отталкивая дочь. – Это моя меньшая, – обратилась она к гостье.
Наташа, оторвав на минуту лицо от кружевной косынки матери, взглянула на нее снизу сквозь слезы смеха и опять спрятала лицо.
Гостья, принужденная любоваться семейною сценой, сочла нужным принять в ней какое нибудь участие.
– Скажите, моя милая, – сказала она, обращаясь к Наташе, – как же вам приходится эта Мими? Дочь, верно?
Наташе не понравился тон снисхождения до детского разговора, с которым гостья обратилась к ней. Она ничего не ответила и серьезно посмотрела на гостью.
Между тем всё это молодое поколение: Борис – офицер, сын княгини Анны Михайловны, Николай – студент, старший сын графа, Соня – пятнадцатилетняя племянница графа, и маленький Петруша – меньшой сын, все разместились в гостиной и, видимо, старались удержать в границах приличия оживление и веселость, которыми еще дышала каждая их черта. Видно было, что там, в задних комнатах, откуда они все так стремительно прибежали, у них были разговоры веселее, чем здесь о городских сплетнях, погоде и comtesse Apraksine. [о графине Апраксиной.] Изредка они взглядывали друг на друга и едва удерживались от смеха.
Два молодые человека, студент и офицер, друзья с детства, были одних лет и оба красивы, но не похожи друг на друга. Борис был высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица; Николай был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. На верхней губе его уже показывались черные волосики, и во всем лице выражались стремительность и восторженность.
Николай покраснел, как только вошел в гостиную. Видно было, что он искал и не находил, что сказать; Борис, напротив, тотчас же нашелся и рассказал спокойно, шутливо, как эту Мими куклу он знал еще молодою девицей с неиспорченным еще носом, как она в пять лет на его памяти состарелась и как у ней по всему черепу треснула голова. Сказав это, он взглянул на Наташу. Наташа отвернулась от него, взглянула на младшего брата, который, зажмурившись, трясся от беззвучного смеха, и, не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки. Борис не рассмеялся.
– Вы, кажется, тоже хотели ехать, maman? Карета нужна? – .сказал он, с улыбкой обращаясь к матери.
– Да, поди, поди, вели приготовить, – сказала она, уливаясь.
Борис вышел тихо в двери и пошел за Наташей, толстый мальчик сердито побежал за ними, как будто досадуя на расстройство, происшедшее в его занятиях.

Из молодежи, не считая старшей дочери графини (которая была четырьмя годами старше сестры и держала себя уже, как большая) и гостьи барышни, в гостиной остались Николай и Соня племянница. Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густой черною косой, два раза обвившею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой. Она, видимо, считала приличным выказывать улыбкой участие к общему разговору; но против воли ее глаза из под длинных густых ресниц смотрели на уезжавшего в армию cousin [двоюродного брата] с таким девическим страстным обожанием, что улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого, и видно было, что кошечка присела только для того, чтоб еще энергичнее прыгнуть и заиграть с своим соusin, как скоро только они так же, как Борис с Наташей, выберутся из этой гостиной.
– Да, ma chere, – сказал старый граф, обращаясь к гостье и указывая на своего Николая. – Вот его друг Борис произведен в офицеры, и он из дружбы не хочет отставать от него; бросает и университет и меня старика: идет в военную службу, ma chere. А уж ему место в архиве было готово, и всё. Вот дружба то? – сказал граф вопросительно.
– Да ведь война, говорят, объявлена, – сказала гостья.
– Давно говорят, – сказал граф. – Опять поговорят, поговорят, да так и оставят. Ma chere, вот дружба то! – повторил он. – Он идет в гусары.
Гостья, не зная, что сказать, покачала головой.
– Совсем не из дружбы, – отвечал Николай, вспыхнув и отговариваясь как будто от постыдного на него наклепа. – Совсем не дружба, а просто чувствую призвание к военной службе.
Он оглянулся на кузину и на гостью барышню: обе смотрели на него с улыбкой одобрения.
– Нынче обедает у нас Шуберт, полковник Павлоградского гусарского полка. Он был в отпуску здесь и берет его с собой. Что делать? – сказал граф, пожимая плечами и говоря шуточно о деле, которое, видимо, стоило ему много горя.
– Я уж вам говорил, папенька, – сказал сын, – что ежели вам не хочется меня отпустить, я останусь. Но я знаю, что я никуда не гожусь, кроме как в военную службу; я не дипломат, не чиновник, не умею скрывать того, что чувствую, – говорил он, всё поглядывая с кокетством красивой молодости на Соню и гостью барышню.
Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и выказать всю свою кошачью натуру.
– Ну, ну, хорошо! – сказал старый граф, – всё горячится. Всё Бонапарте всем голову вскружил; все думают, как это он из поручиков попал в императоры. Что ж, дай Бог, – прибавил он, не замечая насмешливой улыбки гостьи.
Большие заговорили о Бонапарте. Жюли, дочь Карагиной, обратилась к молодому Ростову:
– Как жаль, что вас не было в четверг у Архаровых. Мне скучно было без вас, – сказала она, нежно улыбаясь ему.
Польщенный молодой человек с кокетливой улыбкой молодости ближе пересел к ней и вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор, совсем не замечая того, что эта его невольная улыбка ножом ревности резала сердце красневшей и притворно улыбавшейся Сони. – В середине разговора он оглянулся на нее. Соня страстно озлобленно взглянула на него и, едва удерживая на глазах слезы, а на губах притворную улыбку, встала и вышла из комнаты. Всё оживление Николая исчезло. Он выждал первый перерыв разговора и с расстроенным лицом вышел из комнаты отыскивать Соню.
– Как секреты то этой всей молодежи шиты белыми нитками! – сказала Анна Михайловна, указывая на выходящего Николая. – Cousinage dangereux voisinage, [Бедовое дело – двоюродные братцы и сестрицы,] – прибавила она.
– Да, – сказала графиня, после того как луч солнца, проникнувший в гостиную вместе с этим молодым поколением, исчез, и как будто отвечая на вопрос, которого никто ей не делал, но который постоянно занимал ее. – Сколько страданий, сколько беспокойств перенесено за то, чтобы теперь на них радоваться! А и теперь, право, больше страха, чем радости. Всё боишься, всё боишься! Именно тот возраст, в котором так много опасностей и для девочек и для мальчиков.
– Всё от воспитания зависит, – сказала гостья.
– Да, ваша правда, – продолжала графиня. – До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием, – говорила графиня, повторяя заблуждение многих родителей, полагающих, что у детей их нет тайн от них. – Я знаю, что я всегда буду первою confidente [поверенной] моих дочерей, и что Николенька, по своему пылкому характеру, ежели будет шалить (мальчику нельзя без этого), то всё не так, как эти петербургские господа.
– Да, славные, славные ребята, – подтвердил граф, всегда разрешавший запутанные для него вопросы тем, что всё находил славным. – Вот подите, захотел в гусары! Да вот что вы хотите, ma chere!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!