Лингвистический анализ стихотворения А. Пушкина "Анчар"

Ключевые слова: Анчар, лингвистический анализ текста, Пушкин, черновики.

А.С. Пушкин “Анчар”

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит -- один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит

И тигр нейдет -- лишь вихорь черный

На древо смерти набежит

И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,

Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей, уж ядовит,

Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом:

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами,

И пот по бледному челу

Струился хладными ручьями;

Принес -- и ослабел и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседам в чуждые пределы.

При анализе любого стихотворения необходимо использовать не только литературоведческий, но и лингвистический анализ для более глубокого понимания смысла произведения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году. После возвращения из ссылки А.С. Пушкин пишет несколько произведений, связанных с проблемой свободы и тирании в стране. Но за поэтом пристально следят, поэтому за основу произведения он берет легенду о смертоносном ядовитом дереве. Незадолго до этого П. Катенин написал поэму «Сожаление», в которой был нарисован образ «дерева жизни», символизировавший «царство милосердия». Исследователи творчества Пушкина выдвигают версию о том, что поэт создал свое стихотворение о «дереве смерти» как антитезу катенинскому древу.

При анализе данного стихотворения был применен принцип уровневого подхода к тексту, учтен принцип историзма.

Стихотворение «Анчар» условно можно разделить на две части. В первой дается описание ядовитого дерева, во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба. Это деление подсказывает сбив ритма в строке «Но человека человек», а также изменение звукового образного ряда. В первой части поэт использует аллитерацию, подчеркивающую мрачно-монотонный колорит (глухие согласные, шипящие), во второй - усиливается употребление сонорных звуков, которые подчеркивают развитие действия. Говоря об орфографических нормах, стоит отметить употребление старославянских слов с неполногласием («хладными, древо»). Именно А.С. Пушкин выработал стилистическую норму языка и разграничил употребление слов с полногласием и неполногласием. В данном стихотворении поэт использует славянизмы для создания колорита эпохи и торжественной приподнятости, т.к. Пушкин «рассказывает легенду».

Лексика была подобрана тоже с учетом стилистики легенды: чахлый, жаждущий, ветви, каплет, ввечеру, тлетворный, владыка,- она придает торжественность повествованию. Для понимания смысла произведения необходимо прокомментировать некоторые слова: Анчар- тропическое южноазиатское ядовитое дерево; Лыко- кора молодой липы и других лиственных деревьев. Таким образом, анализ лексики помогает постичь проведенную автором аллегорию восточной легенды с судьбой России и понять истинный смысл стихотворения: гибельность для страны неограниченной власти. лингвистический стихотворение пушкин анчар

Стихотворение богато художественно-изобразительными средствами: эпитетами (чахлая и скупая пустыня; черный вихорь; властный взгляд), метафорами (зелень мертвая ветвей, древо смерти), которые создают в сознании читателя яркие образы губительности дерева. Автор использует единственное сравнение «как грозный часовой», подчеркивающее одиночество и важную миссию дерева. Также А.С. Пушкин использует прием градации «и птица не летит, и тигр нейдет», но человек «послушно в путь потек» для усиления изображения власти владыки. В основе всего произведения лежит антитеза жизни и смерти, а также «непобедимого владыки» и « бедного раба». Поэт создает явную проекцию кому из них суждено жить, кому умирать. Легенда как жанр подразумевает яркую образность, поэтому Пушкин дополняет картину олицетворением «природа в день гнева породила» дерево.

На морфологическом уровне явных повторов нет, но стоит обратить внимание на значение глагола «течь». В стихотворении «стекает дождь в песок горючий», и человек «послушно в путь потек», проводится явная параллель. Употребление глагола «течь» по отношению к человеку говорит о лишении его воли, действии по необходимости свыше. Александр Сергеевич тем самым говорит о невозможности сопротивления власти, как и природе.

Синтаксические конструкции простые. В основе лежит параллелизм, основанный на контрасте: вихорь набежит - мчится прочь, яд растопясь от зною-застывает ввечеру, человек в путь потек - и к утру возвратился. Данный параллелизм изображает отторжение всего живого к дереву.

В стихотворении «Анчар» А.С. Пушкин проявляет свою позицию главным образом в выборе темы произведения; через исход сюжета и образы читатель понимает авторское отношение к власти.

Лучше понять авторский замысел помогает обращение к черновым рукописям. Черновые варианты «Анчара» сохранились, поэтому мы можем выявить места, в которых поэт испытывал затруднения. Например, строка о рабе: «И тот послушно в путь потек» в черновиках имела варианты «И тот бездумно в путь потек», «И тот за ядом в путь потек», «И смелый…». Оставление слова «послушно» означает желание автора показать невозможность отказа, смирение со своей участью. А вместо строки «И к утру возвратился с ядом» было: « И возвратился с ядом», «И возвратился безопасно», «и возвратился с ним послушно». Эти варианты строки говорят о первоначальном намерении автора возвратиться в целости. Этим меняется вся концепция стихотворения - в нем не остается ни идей о свободе и гуманности, ни о самодержавии, губительном для общества. Именно не оставленное слово «безопасно» подтверждает главную символику произведения: Анчар - воплощение неутолимой судьбы, владыка- человек, повелевающий самой судьбой и смертью, а раб является лишь орудием для достижения целей государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что лингвистический анализ текста позволяет глубже понять и отдельные детали, и общий смысл произведения. Анализ стихотворения «Анчар» показал, что все образы усиливают осознание гибели для общества неограниченной власти, но, в то же время, невозможность на данном этапе этому противостоять.

Библиографический список

1. Пушкин А.С. Анчар - http://roslit.com/book/Anchar_Pushkin

“Анчар” – одно из самых известных стихотворений Пушкина. Это аллегорическое произведение, в котором поэт воплотил собственные горькие мысли об устройстве современного ему общества – краткий анализ “Анчар” по плану показывает это очень явно. Его можно использовать на уроке литературы в 9 классе для объяснения темы.

Краткий анализ

История создания стихотворения – оно написано в 1828 году, когда прошло два года, как Пушкину было позволено вернуться из ссылки. Поэту стало ясно, что его идеям о творчестве без ограничений не суждено сбыться, и он излил свою печаль в тексте этого произведения.

Тема стихотворения – гибельность власти, у которой нет ограничений. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение необыкновенно убедительным и эмоционально глубоким.

Композиция – произведение состоит из двух частей: в первой говорится о дереве, источающем яд, во второй – о человеке, который, повинуясь приказу своего господина, принес “смертельную смолу ” и умер, сам отравленный ею.

Жанр – лирическое стихотворение с элементами баллады.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Метафоры – “природа жаждущих степей его в день гнева породила “, “вихорь черный н а древо смерти набежит “, “послушно в путь потек “.

Эпитеты – “в пустыне чахлой и скупой “, “зелень мертвую “, “густой прозрачною смолою “.

Сравнения – “анчар, как грозный часовой “.

Инверсии – “зелень мертвую “, “густой прозрачною смолою “, “вихорь черный”.

История создания

Замысел для написания “Анчара”, очевидно, родился из-за дела, возбужденного против поэта за создание “Гаврилиады” и “Андре Шенье”. Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в этом произведении, написанном в 1828 году.

Что касается сюжетной основы, то его история создания интересна тем, что вдохновили поэта сразу два источника: одна из старых легенд о ядовитом растении и заметки некоего доктора Фуше, который рассказывал о якобы растущем на Яве дереве, к которому посылали преступников, наказанием для которых была смерть, чтобы те принесли яд вождю племени. Пушкин вдохновился этим сюжетом, но переделал его в соответствии со своим художественным замыслом.

Тема

Основная тема стихотворения – пагубность неограниченной власти одного человека.для усиления этой мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает этот закон.

Таким образом, идея заключается в том, что “непобедимый владыка” , который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесенный им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево. Такова главная мысль произведения.

Композиция

Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре. Сначала Пушкин истекающее ядом дерево, которое в данном случае символизирует зло. Даже движение, которое обычно символизирует жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него тлетворным, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок уже ядом.

Во второй части стиха поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть необходимый для дальнейших завоеваний яд, причем раб подчиняется ему беспрекословно.

Использованный для написания стихотворный размер – четырехстопный ямб – позволяет одинаково хорошо передать как ощущения от смерти в природе, как и проявления зла в человеческих отношениях. Поэт использовал перекрестную рифму.

Жанр

Обычно жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

Средства выразительности

Поэт использовал все богатство русского языка, чтобы передать как психологический, так и идейный посыл стихотворения. Так, при его создании использованы следующие художественные средства:

  • метафоры – “ природа жаждущих степей его в день гнева породила “, “ вихорь черный на древо смерти набежит “, “ послушно в путь потек “;
  • эпитеты – “ в пустыне чахлой и скупой “, “ зелень мертвую “, “ густой прозрачною смолою “;
  • сравнения – “ анчар, как грозный часовой “;
  • инверсии – “ зелень мертвую “, “ густой прозрачною смолою “, “ вихорь черный”.

В нем также легко проследить антитезу “царь – раб” . Для ее создания автор использует не только эпитеты (“бедный раб” – “непобедимый владыка”), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом “послушно”.

При этом царь и анчар, напротив, описываются как одинаково смертоносные явления.

С помощью ярких выразительных средств Пушкин создал мрачное, эмоционально насыщенное произведение с ясно выраженной мыслью.

Перед тем как перейти непосредственно к анализу стихотворения "Анчар", которое было написано в 1828 году, скажем, что его автор - невероятно одаренный и искусный мастер литературы - Александр Сергеевич Пушкин. Конечно, это все знают, но не лишним будет помнить о том, что его творчество изобилует шедеврами, ставшими ценнейшим достоянием культуры, и "Анчар" лишнее тому подтверждение. Прежде всего рассмотрим, какие события предшествовали написания "Анчара".

Анализ стихотворения "Анчар"

В те годы, когда за написание очередного произведения (мы говорим о стихотворении "Анчар") сел Александр Пушкин, он жил в Москве. До этого поэт отбывал долгую четырехлетнюю ссылку в Кишиневе, что стало на самом деле заменой каторжным работам в Сибири, и теперь по просьбе императора Николая Первого Пушкин жил здесь. То что наказание было смягчено, стало возможным благодаря просьбам Карамзина, а отправили поэта в ссылку за неосторожные с точки зрения императора Александра Первого эпиграммы.

Мы не зря рассматриваем эти события, это поможет сделать анализ стихотворения "Анчар" более точно. Вернувшись из изгнания, Пушкин был полон впечатлений и новых идей. Теперь поэт своими основными мотивами выбрал свободу выбора, тему верхушки власти и описывал борьбу с судьбой.

Основные образы и композиция

Поговорим немного о сюжете - егомотивы Пушкин взял из старых легенд, где повествуется об удивительном и страшном дереве, которое полно яда, а место его нахождение остров Ява. Какой смысл автор вложил в этот образ? Это ядовитое и смертоносное растение является символом злого рока, который в совокупности с тлетворным духом превращают самодержавие царской России в губительное оружие. Эта мысль очень важна при анализе стихотворения "Анчар".

Композиция "Анчара" построена с использованием антитезы, что подразумевает в данном случае явное противопоставление структурных частей. Первая часть содержит подробности описания полного яда дерева: его родила природа бесплодных "жаждущих степей", и посередине пустыни оно похоже на "грозного часового". Здесь Пушкин целенаправленно усиливает впечатление читателя, сгущая краски, и мы видим, что каждая новая строфа повторяет описание ядовитого дерева, а точнее его смертоносной силы.

Уделив внимание звуковому анализу этой части произведения "Анчар", можно найти большое количество звучания букв "п" и "ч". Таким образом фонематический уровень передает мрачные краски и нотки гнетущего настроения поэта, а также мы ярко представляем себе "пустыню чахлую и скупую".

Перейдем к рассмотрению второй части, делая анализ стихотворения "Анчар". Перед читателями предстает образ безжалостный и неумолимый - именно таким выглядит владыка, который посылает на погибель одного из своих преданных рабов, выразив волю властным взглядом. Здесь видно противопоставление этого образа другому - ядовитому дереву, причем тут чувствуется отождествление. Интересно, что когда правитель отправляет раба на погибель, поэт считает это ужаснее, чем само по себе дерево яда, которое воплотило в себе понятие смерти.

В данной статье был представлен анализ стихотворения "Анчар" Пушкина. Мы надеемся, что он оказался для вас полезным и информативным. Больше материалов вы можете найти в разделе Блог нашего сайта.

Стихотворение было написано в 1828 году. После возвращения из ссылки в 1826 году Пушкин некоторое время надеялся на то, что теперь его мечты о свободном творчестве воплотятся в жизнь. Но царь и его слуги не оставляют поэта в покое. Тайные агенты следят за каждым шагом поэта, его произведения подвергаются жестокой цензуре. В 1828 году против поэта возбуждается дело по обвинению в создании противоправительственного произведения «Андрей Шенье» и безбожной поэмы «Гавриилиада». Видимо, эти обстоятельства личной жизни и послужили поводом для со­здания аллегорического стихотворения «Анчар».

Жанр традиционно определяется как лирическое стихотворение, но событийный сюжет позво­ляет назвать его балладой.

В основу сюжета этого произведения Пушкин положил полулегендарные сведения о существо­вании на острове Ява ядовитого дерева анчар. Путешественники рассказывали, что это дерево от­равляет окрестный воздух, а сок его смертелен. Вожди местных племен посылали приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую употребляли для отравления стрел.

В своем стихотворении Пушкин создает очень яркий и выразительный образ смертельно ядови­того дерева, символизирующий абсолютное зло:

К нему и птица не летит,

И тигр не йдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит -

И мчится прочь, уже тлетворный.

К этому дереву царь, которому понадобился яд для стрел, послал своего слугу. Тот выполнил поручение, заплатив за это жизнью.

В «Анчаре» поднимается тема гибельности неограниченной власти. Пушкин сопоставляет зло природы и зло владыки, который отправляет человека к дереву, несущему смерть. Все живое из­бегает прикосновения к анчару, он - «один во всей вселенной». Царь нарушает закон природы.

Композиция. Стихотворение делится на две части. В первой дается описание ядовитого дерева. Во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба. При изображении анчара Пушкин использует эпитеты, направленные на раскрытие его основного качества - гу­бительности для всего живого. Образы царя и слуги контрастны: в первом поэт подчеркивает его всевластие, безжалостность, во втором - покорность. При этом образы анчара и царя, наоборот, сопоставлены: и тот и другой несут смерть.

Идейный смысл этого стихотворения - губительность неограниченной власти для общества.

Жанр традиционно определяется как лирическое стихотворение, но событийный сюжет позво­ляет назвать его балладой.

В основу сюжета этого произведения Пушкин положил полулегендарные сведения о существо­вании на острове Ява ядовитого дерева анчар. Путешественники рассказывали, что это дерево от­равляет окрестный воздух, а сок его смертелен. Вожди местных племен посылали приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую употребляли для отравления стрел.

В своем стихотворении Пушкин создает очень яркий и выразительный образ смертельно ядови­того дерева, символизирующий абсолютное зло:

К нему и птица не летит,

И тигр не йдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит -

И мчится прочь, уже тлетворный.

К этому дереву царь, которому понадобился яд для стрел, послал своего слугу. Тот выполнил поручение, заплатив за это жизнью.

В «Анчаре» поднимается темагибельности неограниченной власти. Пушкин сопоставляет зло природы и зло владыки, который отправляет человека к дереву, несущему смерть. Все живое из­бегает прикосновения к анчару, он - «один во всей вселенной». Царь нарушает закон природы.

Композиция. Стихотворение делится на две части. В первой дается описание ядовитого дерева. Во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба. При изображении анчара Пушкин использует эпитеты, направленные на раскрытие его основного качества - гу­бительности для всего живого. Образы царя и слуги контрастны: в первом поэт подчеркивает его всевластие, безжалостность, во втором - покорность. При этом образы анчара и царя, наоборот, сопоставлены: и тот и другой несут смерть.

Идейный смысл этого стихотворения - губительность неограниченной власти для общества.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!