Легкое дыхание роман или рассказ. Иван Бунин, "Легкое дыхание": анализ произведения

Этого рассказа позволяет сделать вывод о том, что он относится к жанру новеллы. Автору удалось передать в короткой форме историю жизни гимназистки Оли Мещерской, но не только ее. Согласно определению жанра, новелла в уникальном, малом, конкретном событии должна воссоздать всю жизнь героя, а через нее - жизнь общества. Иван Алексеевич посредством модернизма создает уникальный образ девушки, которая еще только грезит о настоящей любви.

Об этом чувстве писал не только Бунин ("Легкое дыхание"). Анализ любви проводили, пожалуй, все великие поэты и писатели, очень разные по характеру и мировоззрению, поэтому в русской литературе представлено множество оттенков этого чувства. Открывая произведение очередного автора, мы всегда находим что-то новое. У Бунина тоже есть своя В его произведениях нередки трагические финалы, заканчивающиеся смертью одного из героев, но она скорее светла, чем глубоко трагична. С подобной концовкой мы сталкиваемся, дочитав "Легкое дыхание".

Первое впечатление

На первый взгляд события кажутся грязными. Девушка играет в любовь с некрасивым офицером, далеким от того круга, к которому принадлежала героиня. В рассказе автор использует так называемый прием "доказательства от возвратного", поскольку даже при столь пошлых внешних событиях любовь остается чем-то нетронутым и светлым, не касается будничной грязи. Придя на могилу Оли, классная руководительница спрашивает себя о том, как все это соединить с чистым взглядом на "то ужасное", что теперь ассоциируется с именем гимназистки. Вопрос этот не требует ответа, который присутствует во всем тексте произведения. Им насквозь пронизан рассказ Бунина "Легкое дыхание".

Характер главной героини

Оля Мещерская представляется воплощением юности, жаждущей любви, живой и мечтательной героиней. Ее образ, вопреки законам общественной морали, увлекает почти всех, даже младшие классы. И даже блюстительница нравов, учительница Оли, осуждавшая ее за раннее взросление, после гибели героини приходит на кладбище к ее могиле каждую неделю, постоянно думает о ней и при этом даже чувствует себя, "как все преданные мечте люди", счастливой.

Особенность характера главной героини рассказа в том, что она жаждет счастья и может найти его даже в столь уродливой действительности, в которой ей пришлось оказаться. Бунин "легкое дыхание" использует как метафору естественности, жизненной энергии. так называемой "легкости дыхания" неизменно присутствует у Оли, окружая ее особым ореолом. Люди чувствуют это и поэтому тянутся к девушке, при этом даже не умея объяснить, почему. Она всех заражает своей радостью.

Контрасты

Произведение Бунина "Легкое дыхание" построено на контрастах. С первых же строк возникает двоякое ощущение: пустынное, грустное кладбище, холодный ветер, серый апрельский день. И на этом фоне - портрет гимназистки с живыми, радостными глазами - фотография на кресте. Вся жизнь Оли также построена на контрасте. Безоблачному детству противопоставляются трагические события, произошедшие в последний год жизни героини рассказа "Легкое дыхание". Иван Бунин часто подчеркивает контраст, разрыв между реальным и кажущимся, внутренним состоянием и внешним миром.

Фабула рассказа

Фабула произведения довольно проста. Счастливая юная гимназистка Оля Мещерская сначала становится добычей друга своего отца, пожилого сластолюбца, после чего - живой мишенью для вышеупомянутого офицера. Ее гибель подвигает на "служение" ее памяти классную даму - одинокую женщину. Однако кажущуюся простоту этого сюжета нарушает яркое противопоставление: тяжелый крест и живые, радостные глаза, невольно заставляющее сжаться сердце читателя. Простота сюжета оказалась обманчивой, поскольку рассказ "Легкое дыхание" (Иван Бунин) не только о судьбе девушки, но и о несчастной доле классной дамы, которая привыкла жить чьей-то чужой жизнью. Интересны и взаимоотношения Оли с офицером.

Взаимоотношения с офицером

Уже упомянутый офицер по сюжету рассказа убивает Олю Мещерскую, введенный поневоле в заблуждение ее игрой. Он это сделал потому, что был близок с ней, верил в то, что она его любит, и не мог пережить разрушение этой иллюзии. Далеко не любой человек может вызвать в другом столь сильную страсть. Это говорит о яркой личности Оли, считает Бунин ("Легкое дыхание"). Поступок главной героини был жесток, но ведь она, как нетрудно догадаться, обладая особым характером, одурманила офицера неумышленно. Оля Мещерская в отношениях с ним искала мечту, но ей не удалось ее найти.

Виновата ли Оля?

Иван Алексеевич считал, что рождение не является началом, а следовательно, смерть - не конец существования души, символом которой и является определение, которое использовал Бунин, - "легкое дыхание". Анализ его в тексте произведения позволяет сделать вывод о том, что это понятие - души. Она не исчезает бесследно после смерти, а возвращается к источнику. Об этом, а не только о судьбе Оли, произведение "Легкое дыхание".

Иван Бунин не случайно затягивает объяснение причин смерти героини. Возникает вопрос: "Может быть, она виновата в случившемся?" Ведь она легкомысленна, кокетничает то с гимназистом Шеншиным, то, пусть неосознанно, с другом отца Алексеем Михайловичем Малютиным, соблазнившим ее, затем почему-то обещает офицеру выйти за него замуж. Для чего ей понадобилось все это? Бунин ("Легкое дыхание") анализирует мотивы поступков героини. Постепенно становится ясно, что Оля прекрасна, как стихия. И столь же вненравственна. Она стремится во всем дойти до глубины, до предела, до сокровенной сути, а мнение окружающих не интересует героиню произведения "Легкое дыхание". Иван Бунин хотел сказать нам о том, что в поступках гимназистки нет ни чувства мести, ни осмысленного порока, ни твердости решений, ни боли раскаяния. Получается, что ощущение полноты жизни способно быть губительным. Трагична (как у классной дамы) даже неосознанная тоска по ней. Поэтому каждый шаг, каждая деталь жизни Оли грозят катастрофой: шалость и любопытство могут привести к серьезным последствиям, к насилию, а легкомысленная игра с чувствами других людей - к убийству. К такой философской мысли подводит нас Бунин.

"Легкое дыхание" жизни

Сущность героини в том, что она живет, а не просто исполняет роль в спектакле. В этом же и ее вина. Быть живым, не соблюдая при этом правил игры, - значит быть обреченным. Среда, в которой существует Мещерская, полностью лишена целостного, органического чувства прекрасного. Жизнь подчинена здесь строгим правилам, нарушение которых ведет к неизбежной расплате. Поэтому трагичной оказывается судьба Оли. Ее гибель закономерна, считает Бунин. "Легкое дыхание", однако, не умерло вместе с героиней, а растворилось в воздухе, наполнив его собою. В финале звучит таким образом мысль о бессмертии души.

Тема: Трагедия «легкого дыхания» в рассказе И.А.Бунина «Легкое дыхание»
Цель: совершенствование навыков анализа художественного произведения, умения
делать выводы, обобщения, определять авторскую позицию; воспитание таких
личностных качеств как внутренняя чистота, целомудренность, любовь к жизни
Форма урока: урок­исследование
Эпиграфы к уроку:
Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и тайного.
И.А.Бунин
… для Бунина … искусство ­
«молитва, музыка, песня
человеческой души.
В.Я.Линков
Ход учебного занятия

I. Организационный момент. Подготовка учащихся к восприятию материала
II.Работа по теме урока
1. Вводное слово учителя:
­ Читая произведения И.А.Бунина, мы воскрешаем «душу, Любовь и Память»
писателя, который «сухие, серые, мертвые» «корни и стебли» окружающего мира
погрузил в «живую воду сердца, в чистую влагу любви, печали и нежности» и
произрастил «заветный злак», чтобы в нас «не иссякала эта влага, не оскудело и не
иссохло сердце».
Мы уже знаем, что в литературу Бунин пришел как поэт, рано осознав
свою высокую миссию на земле:
Ищу я в мире сочетанья
Прекрасного и тайного, как сон,
Люблю ее за счастие слиянья
В одной любви с любовью всех времен!

или
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:

Любовь радость бытия.
­ Да, именно «любовь и радость бытия» были главными в его творчестве.
Но Бунин не просто бытописал, он был философом. С годами сложилось его
удивительное видение мира, понимание человеческого счастья:
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако.
Давно слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилок слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне...
­ Эта способность всеми чувствами испытывать радость жизни, наслаждение
ею, неизбежно привела Бунина к мысли о ее быстротечности, к тайне смерти:
Погост, часовенка над склепом,
Венки, лампадки, образа.
И в раме, перевитой крепом,
Большие ясные глаза.
Сквозь пыль на стеклах, жарким светом
Внутри часовенка горит.
«Зачем я в склепе, в полдень, летом?»
Незримый кто­то говорит.

Кокетливо­проста прическа
И пелеринка на плечах...
А тут повсюду ­ капли воска
И банты крепа на свечах.

Венки, лампадки, пахнет тленьем...
И только этот милый взор

Глядит с веселым изумленьем
На этот погребальный вздор.
­ Это стихотворение ­ своеобразная поэтическая иллюстрация к
известному рассказу И.А.Бунина «Легкое дыхание», о котором пойдет речь сегодня
на уроке.
2. Творческая история рассказа:
2.1. Сообщение учащегося:
­ История создания рассказа сообщена самим автором: «... вспомнилось,
что забрел я однажды зимой совсем случайно на одно маленькое кладбище на
Капри и наткнулся на могильный крест с фотографическим портретом на выпуклом
фарфоровом медальоне какой­то молоденькой девушки с необыкновенно живыми,
радостными глазами. Девушку эту я тотчас сделал мысленно русской, Олей
Мещерской, и, обмакнув перо в чернильницу, стал выдумывать рассказ о ней с той
восхитительной быстротой, которая бывала в некоторые счастливые минуты
моего писательства». Но это ­ только внешняя сторона «творческой истории»
рассказа. Вчитаемся теперь в одну из бунинских биографических записей,
которая лишь на первый взгляд не имеет прямого отношения к «Легкому
дыханию»: «В тот февральский вечер, когда умерла Саша и я (мне было тогда лет 7­
8) бежал по снежному двору в людскую сказать об этом, я на бегу все глядел в темное
облачное небо, думая, что ее маленькая душа летит теперь туда. Во всем моем
существе был какой­то остановившийся ужас,
чувство внезапно
свершившегося великого непостижимого события».
Эта запись относится к 1940 году, и в ней точно обозначен биографический,
сугубо личный источник той психологической ситуации, которая запечатлена в
«Легком дыхании». Зацепились друг за друга, сомкнулись в ассоциативный пучок,
навсегда связались в сознании писателя ­ уже вне конкретного житейского
события ­ девочка, зима, смерть, облачное небо, куда летит «маленькая душа», ужас,
тайна. И стоило Бунину забрести на капринское кладбище, увидеть могильный крест и
фотографию девушки с радостными глазами, как тотчас ожили в нем и отозвались
впечатления детства. Поэтому и мог он с такой легкостью и «восхитительной
быстротой» написать рассказ, что внутренне, психологически уже был на него
ориентирован.
3. Работа с текстом рассказа.
­ Итак, о чем этот рассказ? (О жизни и смерти гимназистки Оли Мещерской).

­ По вашему мнению, что больше интересует Бунина: жизнь или смерть? (И
то, и другое ­ Бунин не разделяет эти две ипостаси. Он писал: «Люди совсем не
одинаково чувствительны к смерти. Есть люди, что весь век живут под ее

знаком, с младенчества имеют обостренное чувство смерти (чаще всего в силу
столь же обостренного чувства жизни)... Вот к подобным людям
принадлежу и я».)
­ Как эта мысль нашла свое художественное выражение в рассказе? (Ни
одна из ипостасей бытия ­ ни жизнь, ни смерть ­ не оставлена Буниным без
внимания, ни одна из них не перевешивает: на Соборной улице ­ гулянья,
по Соборной улице «маленькая женщина в трауре» направляется на
кладбище; в городском саду ­ каток, веселье, розовость ­ городское кладбище
уподоблено низкому саду. То есть жизнь представлена писателем во всей ее
полноте).

­ Перечитайте начало рассказа: «На кладбище, над свежей глиняной
насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий.
Апрель: дни серые, памятники кладбища, просторного, уездного, еще
далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит фарфоровым венком
у подножия креста.
В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый
медальон, а в медальоне ­ фотографический портрет гимназистки с
радостными, поразительно живыми глазами».

­ Обратите внимание на возникающие образы, на само построение
фразы. (Перед нами ­ образы­символы, противопоставленные друг другу:
крест (смерть, судьба) ­ глаза девушки (жизнь). Обращают на себя внимание
и определения: крест ­ из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий. Определения
стоят после определяемого слова и интонационно выделяются:
после каждого слова невольно делается пауза, слова становятся тяжелыми,
как этот крест, словно вбиваются в землю ­ так тяжело давит человека
судьба, от нее не удалось уйти даже такой «поразительно» живой девушке, как
Оля Мещерская.)
­ Значит, судьба Оли была заранее предопределена? Чем же? Давайте
выясним. Что мы узнаем об Оле из начала рассказа? (Вначале Оля мало чем
отличалась от своих сверстниц. «Затем она стала расцветать, развиваться
не по дням, а по часам... В 15 лет она уже слыла красавицей. Как тщательно
причесывались некоторые ее подруги, как чистоплотны были, как следили за
своими сдержанными движениями! А она ничего не боялась ­ ни чернильных
пятен на пальцах, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу
колена... Никто не танцевал так на балах, как Оля Мещерская, никто не бегал
так на коньках, как она, ни за кем на балах не ухаживали столько, сколько за ней,
почему­то никого не любили так младшие классы, как ее»).

­ Объясните это «почему­то». За что так любили Олю малыши? (Она была
естественная, живая, искренняя. Как гласит народная мудрость, собак и детей
обмануть нельзя).

­ Олю переполняло ощущение полноты жизни, чувства жизни, то есть то самое
«легкое дыхание», о котором она рассказала своей подруге. Почему же для такой
девушки вдруг оказался возможен неприятный эпизод с Малютиным? (Чувство
жизни, по Бунину, ­ это стремление узнать, попробовать все, это стремление в
полной бытийной полноте, к полному знанию жизни. Но, стремясь к этому,
человек теряет в себе «умственное», отдает себя во власть стихии, страсти и
на этом пути может произойти как бы возврат к себе, то есть
понимание своей сути. Вот так внезапно ощутила себя Оля, и то, что глянуло
оттуда, из глубин сознания, ошеломило ее и потрясло. Встреча с Малютиным
на самом деле для Оли оказалась первой встречей с собой. После этого она
записала в дневнике: «Я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один
выход»).
­ Какой? (Умереть, наказать себя, и она провоцирует казачьего
офицера на выстрел ­ это своеобразное самоубийство)

­ Так что же стало причиной гибели Оли Мещерской? (Учащиеся
озвучивают свои варианты ответов)

­ Вспомните, что Оля пишет в начале той дневниковой страницы? (Она пишет
о том, что была счастлива, потому что была одна).

­ Почему? Ведь она выглядела такой счастливой, когда веселилась на
балах, бегала на переменах? (Учащиеся предлагают свои варианты ответов)

­ Вспомните знаменитую фразу В.Шекспира о мире и людях в нем: «Весь мир
театр, и люди в нем актеры». Как понимать эти слова великого драматурга?
(Каждый человек в этом мире играет свою роль, только ему предназначенную ­
роль ребенка, ученика, родителя...).

­ А Оля? Какую роль должна была играть она? (Для начальницы
гимназии ­ она только ученица: как начальница начинает свой разговор, не глядя
на девушку; для Шеншина ­ предмет воздыхания, для родителей ­ послушная
дочь, для Малютина ­ объект вожделения, для казачьего офицера ­ будущая
жена.)
­ Заметьте, даже «космос» ее «раскладывает» ее полкам: небо и земля делят
между собой «составные части» одной прекрасной жизни ­ Олину душу, ее «легкое
дыхание» принимает небо; Олино тело - земля. Так в чем же вина Оли
Мещерской, за что она наказана? (Самая тяжкая вина Мещерской в том, что
она живет, а не исполняет роль живого существа)

­ Бунин приходит к грустному выводу: быть предельно живым ­ значит
быть предельно обреченным.
А какой представлена среда, в которой живет Оля? (Среда, в которой
суждено было появиться Мещерской, начисто лишена органического,
целостного, «повышенного» чувства жизни. Тут и возраст строго определен:
или детство, иди отрочество, или юность. Либо ребенок, либо подросток,
либо старец. А Ольга не укладывается в эти рамки: уже девушка, а еще в игры
играет, Бунин усматривает в этом очевидный вызов мироустройству, системе.
Но смешение этапов ­ смерти подобно: играла с Малютиным ­ и была
обесчещена, играла с казачьим офицером ­ и была убита).

­ Понимают ли это окружающие, общество? (Нет, общество еще не готово
к восприятию подобной, движущейся, многозначности человека. Обществу
нужен «момент», «фаза», «черта», словом, обстановка. А человек ­ существо
переменчивое. Бунинское «легкое дыхание»
­ это «недуманье», это когда не знаешь, что дышишь ­ жизнь без усилия
жить. И только не ломая своей натуры, безоглядно подчинив себя
естественному ходу вещей, то есть
не силясь измениться, человек
действительно меняется. Такова Оля Мещерская).
4. Вывод (делает учитель в слабом классе; в сильном ­ делают сами
учащиеся):
­ Таким образом, мы подошли к самому главному: к видению Буниным
человека в этом мире. У Бунина, в отличие от его великих предшественников,
человек ­ это только человек. И бунинский человек ­ одинокий среди бездны. И
«Легкое дыхание» ­ плач по исчезающему общению. В преддверии истории ­
символический знак одиночества ­ дуб; в конце повествования ­ зябнет среди
памятников маленькая женщина в черном ­ существо, еще более одинокое, чем
мертвая.
Пред нами картина распавшихся контактов, расторгнутых союзов. И сегодня
бунинский рассказ звучит как обращение к нам, обращение с просьбой вспомнить
о том, что каждый из нас ­ драгоценная часть вселенной, яркая жемчужина на теле
земли, и мы должны беречь и бесконечно уважать каждую индивидуальность, должны
беречь свою честь, свою душу, целомудренность, оставаясь при этом личностью. Мы
должны ценить каждое мгновение жизни и жизнь в целом.
III. Домашнее задание
­ Прочитать рассказ «Темные аллеи».

И снова о любви… А если о любви, то обязательно о Иване Алексеевиче Бунине, потому что нет пока ему равных в литературе в способности так глубоко, точно,

и вместе с тем непринужденно и легко передать бесконечную палитру цветов и оттенков жизни, любви и человеческих судеб, и что самое удивительное - всё это на двух-трёх листах. В его рассказах время обратно пропорционально возникающей полноте чувств и эмоций. Вот читаешь его рассказ «Лёгкое дыхание» (анализ произведения следует далее), и уходит на это времени от силы минут пять-десять, но при этом ты успеваешь погрузиться в жизнь, и даже душу главных героев, и прожить с ними несколько десятилетий, а иногда и всю жизнь. Разве это не чудо?

Рассказ И.А. Бунина «Лёгкое дыхание»: анализ и краткое содержание

С первых строк автор знакомит читателя с главной героиней повествования - Олей Мещерской. Но какое это знакомство? Анализ рассказа «Лёгкое дыхание» обращает внимание на место действия - кладбище, свежая глиняная насыпь на могиле и тяжелый гладкий крест из дуба. Время - холодные, серые дни апреля, всё еще голые деревья, ледяной ветер. В самый крест вставлен медальон, а в медальоне - портрет молодой девушки, гимназистки, со счастливыми, «поразительно живыми глазами». Как видно, повествование строится на контрастах, отсюда и ощущения двойственные: жизнь и смерть - весна, апрель месяц, но всё еще голые деревья; крепкий надмогильный крест с портретом молодой девушки, в самом расцвете пробуждающейся женственности. Невольно задумываешься, что такое эта жизнь земная, а и поражаешься тому, насколько близко атомы жизни и смерти прилегают друг к другу, а вместе с ними красота и уродство, простота и лукавство, ошеломительный успех и трагедия…

Главная героиня

Принцип контраста используется как в образе самой Олечки Мещерской, так и в описании её недолгой, но блистательной жизни. Девочкой, она ничем не обращала на себя внимание. Единственное, что можно было сказать - она была одной из множества милых, богатых и абсолютно счастливых девочек, которые в силу своего возраста шаловливы и беспечны. Однако вскоре она стала стремительно развиваться и хорошеть, и в свои неполные пятнадцать слыла настоящей красавицей. Она ничего не боялась и не стеснялась, и вместе с тем её на пальцах или растрепанные волосы выглядели куда более естественно, опрятно и изящно, нежели нарочитая аккуратность или тщательность уложенных волос её подруг. Никто так грациозно не танцевал на балах, как она. Никто так ловко не катался на коньках, как она. Ни у кого не было столько поклонников, как у Оли Мещерской… Анализ рассказа «Лёгкое дыхание» на этом не заканчивается.

Последняя зима

Как говорили в гимназии, «последнюю свою зиму Оля Мещерская совсем сошла с ума от веселья». Она везде выставляет себя напоказ: причёсывается вызывающе, носит дорогие гребни, разоряет родителей на туфли «в двадцать рублей». Открыто и просто заявляет директрисе, что она уже давно не девочка, а женщина… Кокетничает с гимназистом Шеншиным, обещает ему быть верной и любящей и в тоже время так непостоянна и капризна в обращении с ним, доведя его однажды до покушения на самоубийство. Она, по сути, заманивает и соблазняет Алексея Михайловича Малютина, взрослого пятидесяти шести лет, а потом, осознав своё невыгодное положение, в качестве оправдания своему беспутному поведению, вызывает в себе чувство отвращения к нему. Дальше - больше… Оля вступает в отношения с казачьим офицером, некрасивым, плебейского вида, не имевшим ничего общего с тем обществом, в котором она вращалась, и обещает ему выйти за него замуж. А на вокзале, провожая его в Новочеркасск, говорит, что никакой любви быть не может между ними, и все эти разговоры - одна лишь издёвка и насмешка над ним. В качестве доказательства своим словам она даёт ему прочитать ту страницу дневника, где говорилось о её первой связи с Малютиным. Не снеся оскорбления, офицер стреляет в неё здесь же, на платформе... Напрашивается вопрос: зачем, для чего ей всё это нужно? Какие уголки человеческой души пытается открыть нам произведение «Легкое дыхание» (Бунин)? Анализ последовательности действий главной героини позволит читателю ответить на эти и другие вопросы.

Порхающий мотылёк

И здесь невольно напрашивается образ порхающего мотылька, легкомысленного, безрассудного, но обладающего невероятной жаждой жизни, желанием обрести какую-то свою, особую, увлекательную и прекрасную судьбу, достойную только избранных. Но жизнь подчинена другим законам и правилам, за нарушение которых надо платить. Поэтому Оля Мещерская, словно мотылёк, отважно, не ощущая страха, и вместе с тем легко и непринуждённо, не считаясь с чувствами других, летит к огню, к свету жизни, навстречу новым ощущениям, чтобы сгореть дотла: «Так делает перо, скользя по глади расчерченной тетради, не зная про судьбу своей строки, где мудрость, ересь смешались…» (Бродский)

Противоречия

Действительно, в Оле Мещерской смешалось всё. «Лёгкое дыхание», анализ рассказа, позволяет выделить в произведении такой как антитеза - резкое противопоставление понятий, образов, состояний. Она прекрасна и одновременно безнравственна. Её нельзя назвать глупой, она была способной, но вместе с тем поверхностной и бездумной. В ней не было жестокости, «почему-то никого не любили так младшие классы, как ее». Её беспощадное отношение к чувствам других людей не было осмысленным. Она, словно разбушевавшаяся стихия, сносила всё на своем пути, но не потому что стремилась уничтожить и подавить, а только оттого, что не могла иначе: «…как совместить с этим чистым взглядом то ужасное, что соединено теперь с именем Оли Мещерской?» Как красота, так и были её сутью, и она не страшилась проявлять и то и другое в полной мере. Поэтому её так любили, ей восхищались, к ней тянулись, и потому её жизнь была столь яркой, но быстротечной. По-иному и быть не могло, что доказывает нам повествование «Легкое дыхание» (Бунин). Анализ произведения даёт более глубокое понимание жизни главной героини.

Классная дама

Антитетическая композиция (антитеза) наблюдается и в описании самого образа классной дамы Олечки Мещерской, и в непрямом, но столь угадываемом сравнении её с подопечной ей гимназисткой. Впервые И. Бунин («Лёгкое дыхание») знакомит читателя с новым характером - начальницей гимназии, в сцене разговора между ней и mademoiselle Мещерской относительно вызывающего поведения последней. И что мы видим? Две абсолютные противоположности - моложавая, но седая madame с ровным пробором в аккуратно гофрированных волосах и лёгкая, грациозная Оля с красиво убранной, пусть не по годам, причёской с дорогим гребнем. Одна ведёт себя просто, ясно и живо, ничего не боясь и смело отвечая на упрёки, несмотря на столь юный возраст и неравное положение. Другая - не отрывает глаз от бесконечного вязания и втайне начинает раздражаться.

После случившейся трагедии

Напоминаем, что речь идёт о рассказе «Лёгкое дыхание». Анализ произведения следует далее. Второй и последний раз читатель сталкивается с образом классной дамы уже после смерти Оли, на кладбище. И вновь перед нами резкая, но яркая ясность антитезы. «Немолодая девушка» в чёрных лайковых перчатках и в трауре каждое воскресение ходит к могиле Оли, часами не спуская глаз с дубового креста. Она посвятила свою жизнь какому-то «бесплотному» подвигу. Вначале она пеклась о судьбе брата, Алексея Михайловича Малютина, того самого замечательного прапорщика, который совратил прекрасную гимназистку. После его смерти, она посвятила себя работе, сливаясь всецело с образом «идейной труженицы». Теперь Оля Мещерская - главная тема всех её дум и чувств, можно сказать, новая мечта, новый смысл жизни. Впрочем, можно ли назвать её жизнь жизнью? И да, и нет. С одной стороны всё, что есть в мире, необходимо и имеет право быть, несмотря на кажущуюся нам никчемность и бесполезность. А с другой - в сравнении с великолепием, блистательностью и дерзостью красок короткой жизни Оли, это, скорее «медленная смерть». Но, как говорится, истина где-то посередине, поскольку красочная картина жизненного пути молодой девушки - это тоже иллюзия, за которой скрывается пустота.

Разговор

Рассказ «Лёгкое дыхание» на этом не заканчивается. Классная дама много времени сидит возле её могилы и бесконечно вспоминает один и тот же подслушанный однажды разговор двух девочек… Оля болтала со своей подругой на большой перемене и упомянула об одной книге из библиотеки отца. В ней говорилось о том, какая должна быть женщина. Прежде всего, с большими чёрными, кипящими смолой, глазами, с густыми ресницами, нежным румянцем, длиннее обыкновенного руками, тонким станом… Но главное - женщине надлежало быть с лёгким дыханием. Понятое Олей буквально - она вздохнула и прислушалась к своему дыханию, выражение «лёгкое дыхание» всё одно отображает суть её души, жаждущей жизни, стремящейся к её полноте и манящей беспредельности. Однако «лёгкое дыхание» (анализ одноименного рассказа подходит к концу) не может быть вечным. Как всё мирское, как жизнь любого человека и как жизнь Оли Мещерской, оно рано или поздно исчезает, рассеивается, возможно, становясь частью этого мира, холодного весеннего ветра или свинцового неба.

Что можно сказать в заключение о рассказе «Лёгкое дыхание», анализ которого был проведён выше? Написанную в 1916 году, задолго до появления на свет сборника «Тёмные аллеи», новеллу «Лёгкое дыхание» можно без преувеличения назвать одной из жемчужин творчества И. Бунина.

Класс : 11

Тема учебного занятия : Трагедия «легкого дыхания». Концепция мира и человека в творчестве

И.А.Бунина (по рассказу «Легкое дыхание»).

Продолжительность учебного занятия : 45 мин.

Тип учебного занятия : урок-исследование

Личностно-ориентированный урок – это не просто создание учителем творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту обучающихся как к опыту их собственной жизнедеятельности. Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание собственного опыта обучающегося по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание. Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт в научно-значимые образцы.

Таким образом, целью личностно-ориентированного урока будет создание условия для проявления познавательной и творческой активности обучающегося, эффективное накопление и обогащение каждым ребенком своего личностного опыта.

Цели учебного занятия :

1. Проследить, как в художественной канве рассказа «Легкое дыхание» воплощается философская концепция И.А.Бунина, его понимание мира и места человека в нем.

2. Совершенствовать навыки анализа художественного произведения, умение делать выводы, обобщения, определять авторскую позицию.

3. Помочь учащимся в осознании себя как личности, в понимании себя как части большого сложного мира.

Оборудование : портрет И.А.Бунина, выставка книг (разные издания рассказа «Легкое дыхание», иллюстрации учащихся к рассказу.

Эпиграфы к уроку :

Ищу я в этом мире сочетанья

Прекрасного и тайного.

И.А.Бунин

… для Бунина … искусство -

«молитва, музыка, песня

человеческой души.

В.Я.Линков

Ход учебного занятия:

I. Организационный момент. Подготовка учащихся к восприятию материала.

II. Слово учителя (стихи читают заранее подготовленные учащиеся):

Один из сборников рассказов и повестей И.А.Бунина начинается рассказом «Роза Иерихона». Писатель рассказывает о том, что на Востоке в древности в знак веры в жизнь вечную, в Воскресение из мертвых, клали в гробы, в могилы Розу Иерихона (дикий волчец). И сам удивляется, что такое название дали клубку сухих, колючих стеблей, очень похожих на знакомое перекати-поле. Это растение, сорванное и унесенное за тысячи верст от своей родины, годы может лежать сухим, серым, мертвым. Но, будучи положено в воду, тотчас распускается, дает мелкие листочки и розовый цвет. И бедное человеческое сердце радуется, утешается; нет в мире смерти, нет разлук и потерь, доколе жива душа, Любовь и Память.

И сегодня, читая произведения И.А.Бунина, мы воскрешаем «душу, Любовь и Память» писателя, который «сухие, серые, мертвые» «корни и стебли» окружающего мира погрузил в «живую воду сердца, в чистую влагу любви, печали и нежности» и произрастил «заветный злак», чтобы в нас «не иссякала эта влага, не оскудело и не иссохло сердце».

Мы уже знаем, что в литературу Бунин пришел как поэт, рано осознав свою высокую миссию на земле:

Ищу я в мире сочетанья

Прекрасного и тайного, как сон,

Люблю ее за счастие слиянья

В одной любви с любовью всех времен!

Нет, не пейзаж влечет меня,

А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия.

Да, именно «любовь и радость бытия» были главными в его творчестве. Но Бунин не просто бытописал, он был философом. С годами сложилось его удивительное видение мира, понимание человеческого счастья:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем Встает, сияет облако.

Слежу за ним...

Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано. Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело. Гул молотилок слышен на гумне... Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне...

Эта способность всеми чувствами испытывать радость жизни, наслаждение ею, неизбежно привела Бунина к мысли о ее быстротечности, к тайне смерти:

Погост, часовенка над склепом, Венки, лампадки, образа. И в раме, перевитой крепом,

Большие ясные глаза.

Сквозь пыль на стеклах, жарким светом Внутри часовенка горит.

«Зачем я в склепе, в полдень, летом?» -Незримый кто-то говорит.

Кокетливо-проста прическа

И пелеринка на плечах...

А тут повсюду - капли воска

И банты крепа на свечах.

Венки, лампадки, пахнет тленьем...

И только этот милый взор

Глядит с веселым изумленьем

На этот погребальный вздор.

Это стихотворение - своеобразная поэтическая иллюстрация к известному рассказу И.А.Бунина «Легкое дыхание», о котором пойдет речь сегодня на уроке.

III. Творческая история рассказа.

Сообщение учащегося:

История создания рассказа сообщена самим автором: «... вспомнилось, что забрел я однажды зимой совсем случайно на одно маленькое кладбище на Капри и наткнулся на могильный крест с фотографическим портретом на выпуклом фарфоровом медальоне какой-то молоденькой девушки с необыкновенно живыми, радостными глазами. Девушку эту я тотчас сделал мысленно русской, Олей Мещерской, и, обмакнув перо в чернильницу, стал выдумывать рассказ о ней с той восхитительной быстротой, которая бывала в некоторые счастливые минуты моего писательства». Но это - только внешняя сторона «творческой истории» рассказа. Вчитаемся теперь в одну из бунинских биографических записей, которая лишь на первый взгляд не имеет прямого отношения к «Легкому дыханию»: «В тот февральский вечер, когда умерла Саша и я (мне было тогда лет 7-8) бежал по снежному двору в людскую сказать об этом, я на бегу все глядел в темное облачное небо, думая, что ее маленькая душа летит теперь туда. Во всем моем существе был какой-то остановившийся ужас, чувство внезапно свершившегося великого непостижимого события». Эта запись относится к 1940 году, и в ней точно обозначен биографический, сугубо личный источник той психологической ситуации, которая запечатлена в «Легком дыхании». Зацепились друг за друга, сомкнулись в ассоциативный пучок, навсегда связались в сознании писателя - уже вне конкретного житейского события - девочка, зима, смерть, облачное небо, куда летит «маленькая душа», ужас, тайна. И стоило Бунину забрести на капринское кладбище, увидеть могильный крест и фотографию девушки с радостными глазами, как тотчас ожили в нем и отозвались впечатления детства. Поэтому и мог он с такой легкостью и «восхитительной быстротой» написать рассказ, что внутренне, психологически уже был на него ориентирован.

Учитель: И сегодня наша задача как исследователей попытаться увидеть рассказ как эстетически претворенное авторское чувство жизни, авторское видение мира и человека в нем.

IV. Работа с текстом рассказа.

- Итак, о чем этот рассказ? (О жизни и смерти гимназистки Оли Мещерской).

- Что же больше интересует Бунина: жизнь или смерть? (И то, и другое - Бунин не разделяет эти две ипостаси. Он писал: «Люди совсем не одинаково чувствительны к смерти. Есть люди, что весь век живут под ее знаком, с младенчества имеют обостренное чувство смерти (чаще всего в силу столь же обостренного чувства жизни)... Вот к подобным людям принадлежу и я».)

- Как эта мысль нашла свое художественное выражение в рассказе ? (Ни одна из ипостасей бытия - ни жизнь, ни смерть - не оставлена Буниным без внимания, ни одна из них не перевешивает: на Соборной улице - гулянья, по Соборной улице «маленькая женщина в трауре» направляется на кладбище; в городском саду - каток, веселье, розовость - городское кладбище уподоблено низкому саду. Т.о., жизнь представлена писателем во всей ее полноте).

- Перечитайте начало рассказа : «На кладбище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий.

Апрель: дни серые, памятники кладбища, просторного, уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит фарфоровым венком у подножия креста.

В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне - фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами».

- Обратите внимание на возникающие образы, на само построение фразы. (Перед нами -образы-символы, противопоставленные друг другу: крест (смерть, судьба) - глаза девушки (жизнь). Обращают на себя внимание и определения: крест - из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий. Определения стоят после определяемого слова и интонационно выделяются: после каждого слова невольно делается пауза, слова становятся тяжелыми, как этот крест, словно вбиваются в землю - так тяжело давит человека судьба, от нее не удалось уйти даже такой «поразительно» живой девушке, как Оля Мещерская.)

- Значит, судьба Оли была заранее предопределена? Чем же? Давайте выясним. Что мы узнаем об Оле из начала рассказа? (Вначале Оля мало чем отличалась от своих сверстниц. «Затем она стала расцветать, развиваться не по дням, а по часам... В 15 лет она уже слыла красавицей. Как тщательно причесывались некоторые ее подруги, как чистоплотны были, как следили за своими сдержанными движениями! А она ничего не боялась - ни чернильных пятен на пальцах, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена... Никто не танцевал так на балах, как Оля Мещерская, никто не бегал так на коньках, как она, ни за кем на балах не ухаживали столько, сколько за ней, почему-то никого не любили так младшие классы, как ее»).

- Объясните это «почему-то». За что так любили Олю малыши? (Она была естественная , живая, искренняя. Как гласит народная мудрость, собак и детей обмануть нельзя).

- Олю переполняло ощущение полноты жизни, чувства жизни, т.е. то самое «легкое дыхание», о котором она рассказала своей подруге. Почему же для такой девушки вдруг оказался возможен неприятный эпизод с Малютиным? (Чувство жизни, по Бунину, - это стремление узнать, попробовать все, это стремление в полной бытийной полноте, к полному знанию жизни. Но, стремясь к этому, человек отказывается от рефлексии, теряет в себе «умственное», отдает себя во власть стихии и на этом пути может произойти как бы возврат к себе, т.е понимание своей сути. Вот так внезапно ощутила себя Оля, и то, что глянуло оттуда, из глубин сознания, ошеломило ее и потрясло. Встреча с Малютиным на самом деле для Оли оказалась первой встречей с собой. После этого она записала в дневнике: «Я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход»).

- Какой? (Умереть, наказать себя, и она провоцирует казачьего офицера на выстрел - это своеобразное самоубийство)

-Так что же стало причиной гибели Оли Мещерской? (Учащиеся озвучивают свои варианты ответов)

- Вспомните, что Оля пишет в начале той дневниковой страницы? (Она пишет о том, что была счастлива, потому что была одна).

- Почему? Ведь она выглядела такой счастливой, когда веселилась на балах, бегала на переменах? (Учащиеся предлагают свои варианты ответов).

- Вспомните знаменитую фразу В.Шекспира о мире и людях в нем. («Весь мир театр, и люди в нем актеры»).

- Как понимать эти слова великого драматурга? (Каждый человек в этом мире играет свою роль, только ему предназначенную - роль ребенка, ученика, родителя...).

- А Оля? Какую роль должна была играть она? (Для начальницы гимназии - она только ученица: как начальница начинает свой разговор, не глядя на девушку; для Шеншина - предмет воздыхания, для родителей - послушная дочь, для Малютина, играющего роль Фауста, -Маргарита, для казачьего офицера - будущая жена.)

- Заметьте, даже «космос» ее «раскладывает» ее полкам: небо и земля делят между собой «составные части» одной прекрасной жизни - Олину душу, ее «легкое дыхание» принимает небо; Олино тело - земля. Так в чем же вина Оли Мещерской, за что она наказана? (Самая тяжкая вина Мещерской в том, что она живет, а не исполняет роль живого существа).

Бунин приходит к грустному выводу: быть предельно живым - значит быть предельно обреченным.

- А какой представлена среда, в которой живет Оля? (Среда, в которой суждено было появиться Мещерской, начисто лишена органического, целостного, «повышенного» чувства жизни. Тут и возраст строго определен: или детство, иди отрочество, или юность. Либо ребенок, либо подросток, либо старец. А Ольга не укладывается в эти рамки: уже девушка, а еще в игры играет, Бунин усматривает в этом очевидный вызов мироустройству, системе. Но смешение этапов - смерти подобно: играла с Малютиным - и была обесчещена , играла с казачьим офицером - и была убита).

- Так каково же понимание Буниным сути человека? (За описанными событиями просматривается философия писателя: человек не вещь и не состояние, а процесс возможностей.)

- Понимают ли это окружающие, общество? (Нет, общество еще не готово к восприятию подобной - движущейся - многозначности человека. Обществу нужен «момент», «фаза», «черта», словом, обстановка. А человек - существо переменчивое. Бунинское «легкое дыхание» - это «недуманье», это когда не знаешь, что дышишь - жизнь без усилия жить. И только не ломая своей натуры, безоглядно подчинив себя естественному ходу вещей, т.е. не силясь измениться, человек действительно меняется. Такова Оля Мещерская.

- Вспомните расстановку персонажей в произведениях Льва Николаевича Толстого. Каким способом Толстой дает нам возможность увидеть характер того или иного героя? Например, Наташи Ростовой? (Толстой постоянно показывает нам героя в восприятии других людей: например, Наташу мы видим глазами А.Болконского, П.Безухова, В.Денисова, кн.Марьи).

- Т.е. у Толстого все герои взаимосвязаны, человек - это люди. А у Бунина? (У Бунина каждая фигура отгорожена от другой каким-то внутренним пространством, хотя они участвуют в одной сцене; все они выстраиваются наподобие галереи).

V. Вывод (делает учитель в слабом классе; в сильном - делают сами учащиеся):

Таким образом, мы подошли к самому главному: к видению Буниным человека в этом мире. У Бунина, в отличие от его великих предшественников, человек - это только человек. И бунинский человек - одинокий среди бездны. И «Легкое дыхание» - плач по исчезающему общению. В преддверии истории - символический знак одиночества - дуб; в конце повествования - зябнет среди памятников маленькая женщина в черном - существо, еще более одинокое, чем мертвая. Пред нами картина распавшихся контактов, расторгнутых союзов. И сегодня бунинский рассказ звучит как обращение к нам, обращение с просьбой вспомнить о том, что каждый из нас - драгоценная часть вселенной, яркая жемчужина на теле земли, и мы должны беречь и бесконечно уважать каждую индивидуальность.

VI. Домашнее задание.

Когда заходит речь о рассказах о любви, первым, кого вспоминают, - Ивана Алексеевича Бунина. Только он мог так трепетно, тонко описывать прекрасное чувство, так точно передавать все оттенки, которые есть в любви. Его рассказ "Легкое дыхание", анализ которого представлен ниже, является одной из жемчужин его творчества.

Герои повествования

Анализ "Легкого дыхания" нужно начать с краткого описания действующих лиц. Главной героиней является Оля Мещерская, гимназистка. Непосредственная, беззаботная девушка. Она выделялась среди других гимназисток своей красотой и изяществом, уже в юном возрасте у нее было много поклонников.

Алексей Михайлович Малютин, пятидесятилетний офицер, друг отца Ольги и брат начальницы гимназии. Холостой, приятной наружности мужчина. Соблазнил Олю, думал, что он ей нравится. Самолюбив, поэтому, узнав, что девушка испытывает к нему отвращение, выстрелил в нее.

Начальница гимназии, сестра Малютина. Седоволосая, но еще моложавая женщина. Строгая, неэмоциональная. Ее раздражала живость и непосредственность Оленьки Мещерской.

Классная дама героини. Немолодая женщина, которой мечты заменили реальность. Придумывала возвышенные цели и со всею страстью отдавалась размышлениям о них. Именно такой мечтой и стала у нее Ольга Мещерская, ассоциировшаяся с молодостью, легкостью и счастьем.

Анализ "Легкого дыхания" нужно продолжить кратким содержанием рассказа. Повествование начинается с описания кладбища, где похоронена гимназистка Оля Мещерская. Сразу дается описание выражения глаз девушки - радостное, поразительно живые. Читатель понимает, что рассказ будет про Олю, которая была веселой и счастливой гимназисткой.

Далее говорится о том, что до 14 лет Мещерская ничем не отличалась от других гимназисток. Она была хорошенькой, шаловливой девочкой, как и многие ее ровесницы. Но после того, как ей исполнилось 14 лет, Оля расцвела, а в 15 ее уже все считали настоящей красавицей.

Девушка отличалась от своих сверстниц тем, что ее не беспокоил внешний вид, не волновало, что от бега краснело ее лицо, а прическа становилась растрепанной. На балах никто не танцевал с такой легкостью и изяществом, как Мещерская. Ни за кем так не ухаживали, как за ней, и никого так первоклассницы не любили, как ее.

В последнюю для нее зиму говорили, что девушка будто сошла с ума от веселья. Она наряжалась как взрослая женщина и была самой беззаботной и счастливой в то время. Однажды ее вызвала к себе начальница гимназии. Она стала отчитывать девушку за то, что она легкомысленно себя ведет. Оленька ничуть не смущаясь, делает шокирующее признание о том, что она стала женщиной. И виноват в этом брат начальницы, друг ее отца, Алексей Михайлович Малютин.

А спустя месяц после этого откровенного разговора, он застрелил Олю. На суде Малютин оправдался тем, что во всем виновата сама Мещерская. Что она его соблазнила, обещала выйти за него замуж, а потом сказала, что испытывает к нему отвращение и дала прочитать свой дневник, где она писала об этом.

На могилу к Оленьке каждый праздник приходит ее классная дама. И часами размышляет о том, как несправедлива бывает жизнь. Ей вспоминается разговор, который она однажды услышала. Оля Мещерская говорила своей любимой подруге о том, что в одной папиной книге прочитала о том, что в красоте женщины важнее всего легкое дыхание.

Особенности композиции

Следующий пункт анализа "Легкого дыхания" - это особенности композиции. Данный рассказ отличается сложностью выбранного построения сюжета. В самом начале писатель уже показывает читателю конец печальной истории.

Затем он возвращается назад, быстро пробегая детство девушки и возвращаясь к периоду расцвета ее красоты. Все действия быстро сменяют друг друга. Об этом говорит и описание девушки: она становится прекраснее "не по дням, а по часам". Балы, катки, беготня - все это подчеркивает живую и непосредственную натуру героини.

В рассказе имеются и резкие переходы - вот, Оленька делает смелое признание, а через месяц в нее стреляет офицер. А потом уже наступил апрель. Такая быстрая смена времени действия подчеркивает, что в жизни Оли все происходило быстро. Что она совершала действия, совсем не думая о последствиях. Она жила настоящим, не задумываясь о будущем.

А приведенный в конце разговор между подругами, открывает читателю самую главную тайну Оли. Это то, что у нее было легкое дыхание.

Образ героини

В анализе рассказа "Легкое дыхание" важно рассказать об образе Оли Мещерской - юной прелестной девушки. Она отличалась от других гимназисток своим отношением к жизни, взглядом на мир. Ей все казалось простым и понятным, каждый новый день она встречала с радостью.

Возможно, именно поэтому она была всегда легка и грациозна - ее жизнь не сковывали никакие правила. Оля делала то, что хотела, не задумываясь над тем, как это будет принято в обществе. Для нее все люди были такими же искренними, хорошими, поэтому она так легко призналась Малютину в том, что не испытывает к нему симпатии.

И то, что произошло между ними, было любопытством со стороны девушки, которая хотела стать взрослой. Но потом она осознает, что это было неправильно и старается избегать Малютина. Оля считала его таким же светлым, какой была сама. Девушка не думала, что он может быть настолько жесток, самолюбив, что выстрелит в нее. Таким людям, как Оля, непросто жить в обществе, где люди скрывают свои чувства, не радуются каждому дню и не стремятся найти в людях хорошее.

Сравнение с другими

В анализе рассказа "Легкое дыхание" Бунина неслучайно упоминается о начальнице и классной даме Оли. Эти героини - полные противоположности девушки. Они прожили жизнь, ни к кому не привязываясь, ставя во главе всего правила и мечты.

Они не жили той настоящей яркой жизнью, которой жила Оленька. Именно поэтому у них к ней особое отношение. Начальницу раздражает внутренняя свобода девушки, ее смелость и готовность противостоять обществу. Классная дама восхищалась ее беззаботностью, счастьем и красотой.

В чем смысл названия

В анализе произведения "Легкое дыхание" нужно рассмотреть и смысл его названия. Что подразумевалось под легким дыханием? Имелось в виду не само дыхание, а именно беззаботность, непосредственность в выражении чувств, что было присуще Оле Мещерской. Искренность всегда восхищала людей.

Это был краткий анализ "Легкого дыхания" Бунина, рассказа о легком дыхании - о девушке, которая любила жизнь, познала чувственность и силу искреннего выражения чувств.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!